Нефть и нефтехимия 
15.01.2013

Как Рустам Минниханов безуспешно убеждал Альберта Шигабутдинова, что скоро на смену двигателю внутреннего сгорания придут электромобили

1.jpg
Рафинат Яруллин: «Объемы производства по всему нефтегазохимическому комплексу Татарстана выросли в 2012 году на 7,2 процента. Наиболее высокая динамика наблюдалась в производстве нефтепродуктов (плюс 28 процентов) и резиновых изделий (плюс 18 процентов)»

ШИННИКИ, ПОЛИМЕРЫ И ПОРОШКИ

Первое в этом году заседание совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» (ТНХИ) началось с подведения итогов за прошлый год. Почетную миссию по озвучиванию рекорда в 860 млрд. рублей отгруженной продукции нефтехимическим комплексом республики взял на себя рулевой холдинга Рафинат Яруллин.

- Объемы производства по всему нефтегазохимическому комплексу Татарстана выросли в 2012 году на 7,2 процента. Наиболее высокая динамика наблюдалась в производстве нефтепродуктов (плюс 28 процентов) и резиновых изделий (плюс 18 процентов). Среди базовых предприятий по темпам роста производства лидировали шинный комплекс «Татнефти», «Нэфис Косметикс», «Казаньоргсинтез», «КВАРТ», - начал перечислять Яруллин. - Большинство предприятий показали рост выручки и прибыли. Производство добавленной стоимости сохранилось на уровне 2011 года. Базовыми предприятиями получено более 290 миллиардов рублей добавленной стоимости, в том числе компаниями химии и нефтехимии – 60 миллиардов рублей. Налоговые отчисления оцениваются в 198,5 миллиардов рублей, из них в консолидированный бюджет Татарстана – 38 миллиардов рублей. Инвестиции в основной капитал базовых предприятий комплекса составили 84 миллиарда рублей. Из них 67 миллиардов рублей вложила «Татнефть», 10,4 миллиарда рублей - «Нижнекамскнефтехим».

2.jpg
Равиль Муратов (слева с министром промышленности и торговли РТ Равилем Зарипов): «Мы же договаривались, что будем указывать не только количественные показатели, но и качественные. А именно - добавленную стоимость»

Высокие значения инвестиций отмечены также по «Химграду», Нижнекамскому промышленному округу, шинному комплексу, «Казаньоргсинтезу». «Татнефть» в 2012 году увеличила добычу нефти на 0,3 процента до 26 млн. т нефти. По предварительным оценкам, татарстанская нефтехимия сохранила лидирующие позиции в общероссийском производстве мономеров, полимеров, каучуков, ведущие позиции - по синтетическим моющим средствам, шинам, нефти, а по объемам переработки нефти республика вышла на 6-е место в России. 

КАЧЕСТВО ИЗМЕРЯЕТСЯ В НАЛОГАХ

Не обошлось и без самокритики. Так, по выкладкам главы ТНХИ получалось, что выработка на одного работника нефтехимического комплекса составляет 4,4 млн. рублей. «Это в 3 - 5 раз меньше, чем в немецких регионах, имеющих равную с Татарстаном площадь и население. Выпуск этилена у нас с 6 - 7 раз меньше, чем в Южной Корее», - намекнул Яруллин, что нужно повышать эффективность труда.

5.jpg
С первым вице-премьером согласился и Минниханов, который попросил в отчеты ТНХИ добавлять показатели по отчислениям налогов, добавленной стоимости, чтобы видеть динамику

Дополнительную ложку дегтя в бочку меда Яруллина внес и первый вице-премьер РТ Равиль Муратов

- Мы же договаривались, что будем указывать не только количественные показатели, но и качественные. А именно - добавленную стоимость. Вот, группа «Нэфис» при выручке в 36 миллиардов рублей в консолидированный бюджет перечислила 650 миллионов рублей, в то время как технополис «Химград» при выручке в 11 миллиардов рублей перечислил 986 миллионов рублей. Тот же Нижнекамский промышленный округ при выручке в 8,5 миллиардов рублей перечислил в бюджет 240 миллионов рублей. Несопоставимые цифры у среднего и крупного бизнеса, - сокрушался Равиль Фатыхович. – Какой смысл выручки в 100 миллиардов рублей? Во всем комплексе осталось-то 69 тысяч человек, а в те (советские) годы здесь работали сотни тысяч человек. Если мы об этом говорить не будем, то съедем на ноль. Нужна добавленная стоимость и отчисления в бюджет.

С первым вице-премьером согласился и Минниханов, который попросил в квартальные и годовые отчеты ТНХИ добавлять показатели по отчислениям налогов, добавленной стоимости, чтобы видеть динамику.

ТЕРМОЯДЕРНЫЙ СИНТЕЗ И БУДУЩЕЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ

Далее последовали доклады представителей институтов и компаний, предлагающих новые разработки и технологии. Так, заведующий лабораторией Института высокомолекулярных соединений РАН (Санкт-Петербург) Владимир Юдин достаточно долго рассказывал об особо прочных и термостойких видах полимеров – полиимидах. Правда, по словам гостя, заброшенность науки и промышленности привели к тому, что есть проблемы с составляющими для производства этих материалов – мономерными составами и углеводородным волокном.   

4.jpg
Генеральный директор ОАО "ТАИФ" Альберт Шигабутдинов (слева) и генеральный директор ОАО "Нижнекамскнефтехим" Владимир Бусыгин

Минниханов, проникнувшись симпатией к докладчику, стал расспрашивать, с кем питерский институт в Татарстане сотрудничает. Юдин назвал лишь Арбузовский институт (Институт органической и физической химии им. Арбузова). «Может, рабочую группу создать с участием "Нижнекамскнефтехима", "Казаньоргсинтеза", институтов и вузов? Пусть выберут несколько перспективных направлений. Нужно понять, куда мир двигается. Мы тоже двигаемся мелкими шажками, но надо еще больше», - отметил президент РТ и предложил главе ТАИФа Альберту Шигабутдинову подключиться к процессу поиска технологий. Тот попытался объяснить, что предлагаемые технологии, скорее, интересны конечным потребителям – медицине, автомобилестроению. Разрулил ситуацию глава «Нижнекамскнефтехима» Владимир Бусыгин. «Нужно, чтобы институты создали опытные установки, отработали технологию. А так, действительно, мы в Татарстане выпускаем 1,2 миллиона тонн полимеров. Надо развивать переработку», - предложил он.

Следующий блок был посвящен теме производства литий-ионных аккумуляторов. Рассказать о своем опыте в этом направлении приехал генеральный директор компании ООО «Лиотех» Александр Ерохин. Само производство аккумуляторов было запущено недавно - в декабре 2011 года - в Новосибирске. Плановая мощность – около 1 млн. аккумуляторов в год, что делает компанию игроком мирового уровня. Тема литий-ионных аккумуляторов вызвала живой интерес у Рустама Минниханова. «5 - 10 лет, и на смену могут прийти эти аккумуляторы. А если на смену двигателю внутреннего сгорания придут электромобили, Альберт? А у нас топливное направление преобладает», - обращаясь к гендиректору ТАИФа, произнес президент. Тот в ответ заявил, что у двигателя внутреннего сгорания, на его взгляд, есть будущее в течение ближайших 50 - 60 лет. «60 лет? Уже в 30 - 40 годах предсказывают появление термоядерного синтеза. Когда ездили на паровозе, кто мог подумать, что он через 50 лет будет не нужен? Новые технологии – это требование времени. Уже не заводы, не бытовые отходы основной источник загрязнения. Автомобиль дает 60 - 70 процентов загрязнений», - победно резюмировал президент.

3.jpg
Заведующий лабораторией Института высокомолекулярных соединений РАН Владимир Юдин (слева) и директор ИВФ РТ Айнур Айдельдинов

Ерохин из «Лиотех», несколько растерявшийся от такого уровня поддержки, вкратце провел презентацию предприятия. Рассказал он и о сотрудничестве с «дочкой» КАМАЗа – НЕФАЗом, и о потребностях его завода в полипропиленовой пленке и корпусах для аккумуляторов. «У меня есть электромобиль Мitsubishi. Вы можете для него аккумулятор сделать?» - вдруг спросил Минниханов. Гость из Москвы объяснял, что теоретически сделать могут, но завод заточен под крупноразмерные аккумуляторы. «Можно использовать в общественном транспорте», - нашелся Ерохин. Минниханов удовлетворенно кивнул, дал поручение проработать вопрос с поставками материалов с предприятий татарстанской нефтехимии и предложил гостю подключиться к реализации проекта «Иннополис».

 

 

  

 

Как скоро на смену двигателю внутреннего сгорания придут электромобили? (15.01.13 - )
5%Через 5 лет
48%Через 10 лет
25%Через 60 лет
16%Никогда
6%В обозримом будущем вместо автомобиля будет что-то другое
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (52) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.01.2013 08:46

    Пока в земле есть нефть.....двигатели внутреннего сгорания будут актуальны,..

  • Анонимно
    15.01.2013 08:56

    Можно ли расценивать высказывание про электромобили Президента нефтяной республики как статегическое? Вот в чем вопрос...

  • Анонимно
    15.01.2013 09:19

    В любом случае альтернативу нефти нужно искать сейчас

    • Анонимно
      15.01.2013 10:32

      Альтернатива нефти - природный газ метан, кстати самый безвредный газ на планете (книга рекордов гиннеса химических элементов)

  • Анонимно
    15.01.2013 09:20

    Для России ,как передовой державе,сидящей крепко на нефтяной игле ,подойдут паруса,педали и парокотловой механизм на торфе.

    • Анонимно
      15.01.2013 10:32

      Вот уйдет Равиль Фатыхович - кто спрашивать про налоги сможет и про эффективность потоков в казну РТ? Немного у него для нас времени осталось... 69 тысяч занятых и эффективность в 4 раза ниже - это как так?

      • Анонимно
        16.01.2013 08:21

        А вы повесьте на Химград поддержку Рубина - и у них сразу показатели поменяются. И они тут же будут их уменьшпть, чтобы жадные государственные руки в их мошну не лезли.

  • Анонимно
    15.01.2013 09:43

    Яруллин сколько еще будет возить для выступления перед Президентом "великих научных деятелей из Москвы и Новосибирска", если материалы 5 летней давности поднять эти люди уже приезжали много говорили, но ничего за эти 5 лет не разработали.

  • Анонимно
    15.01.2013 10:24

    Уважаемый президент РТ Минниханов Р.прав,в Европе уже действует 47тыс электрозаправок, а у нас даже в Москве нет ни одной.Простой человек

    • Анонимно
      15.01.2013 10:35

      Разве может быть простым человек, разбирающийся и в татарской истории, и в электрозаправках, все не перечислишь. По хорошему завидую.

    • Анонимно
      15.01.2013 10:37

      у нас в стране лютые морозы и огромные расстояния, а на электромобиле можно максимум 100-150 км в день проехать (без включенной печки и кондиционера), на самом совершенном на сегодняшний день

      • Анонимно
        15.01.2013 13:14

        раньше и удельный расход топлива на 100 км у автомобиля был в разы больше

    • Анонимно
      15.01.2013 11:17

      Простой человек как всегда со своей колокольни рассуждает. В Москве для вашего сведения уже действующих один год две (2) электрозаправки.

      • Анонимно
        15.01.2013 13:45

        УВАЖАЕМЫЙ !Я ПИШУ ПРО ЗАПРАВКИ ДОСТУПНЫХ ДЛЯ НАРОДА А ПРО ТЕ ЧТО ВЫ ПИШИТЕ ЭТИ ДВЕ ЗАБЕГАЛОВКИ ДЛЯ ОСОБЫХ ЛЮДЕЙ ПО КАРТОЧКАМ КАК В СССР ЗА КОЛБАСОЙ,И ЕСЛИ ПИШЕШЬ ТО ДУМАЙ,ДУМАЙ,ДУМАЙ,ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК

  • Анонимно
    15.01.2013 10:29

    сначала думаю произойдет переход на газомоторное топливо (метан, пропан-бутан), а время электромобилей наступит когда появятся термоядерные реакторы

  • Пока КПД электродвигателя не будет равно КПД ДВС переход вряд ли состоится. До сих пор удивляюсь почему на троллейбусы не ставят аккумулятор, чтобы при разрыве контактной сети или отсутствии электропитания он мог продолжать движение, пока сеть или подачу тока не восстановят, чем стоять на приколе. Не думаю, что надо ставить туда мощные аккумуляторы, если хватит на 10-15 км вполне достаточно думаю.

    • Анонимно
      15.01.2013 11:13

      КПД электромотора в разы превышает КПД ДВС. Другой вопрос - каково КПД аккумулятора, который питает эти моторы? )) Иначе троллейбусы придётся покупать ))Вообще, резервы ДВС ещё далеко не исчерпаны. Степень наполнения цилиндра, диспергирование топлива, распределение его в камере сгорания, минимизация и оптимизация теплопотерь - вот далеко не полный перечень для желающих прославиться и заработать ))

      • Анонимно
        15.01.2013 12:13

        КПД аккумулятора литий-ионного примерно 88% (может варьироваться)свинцового говорят 70% и у меня есть причины этому веритькпд электродвигателя от 80% до 95% (на высоких оборотах)кпд зарядного устройства судя по тому как оно греется точно не более 90%кпд ЛЭП 85%

    • Анонимно
      15.01.2013 11:20

      Практикующему инвестору.Уже сейчас по Казани ездят обычные троллейбусы с аккумуляторами для проезда при обрыве контактной сети.Согласен, емкость их не позволяет проехать весь маршрут. С другой стороны - автобусы, в т.ч. на базе КамАза, сейчас ищут альтернативу традиционному дизелю - они уже демонсттрировали опытные образцы. Ваша идея абсолютно логична и должна стать целью для наших машиностроителей.Дэу эти, изучающий родные языки

    • Анонимно
      24.11.2013 17:24

      Раньше в троллейбусах, как раз на этот случай и стояли аккумуляторы)

  • anton777
    15.01.2013 11:34

    Троллейбус самый лучший городской транспорт. Природу не загрязняет, заправлять не нужно, построил один раз контактную сеть и потом только машины меняй. Не понимаю почему наши городские власти тупо запускают по улицам огромные красные автобусы. Даешь троллейбус с аккумуляторами!

    • Анонимно
      15.01.2013 11:51

      Электричество еще выработать надо, таким образом в процессе нанести ущерб окружающей среде.

      • Анонимно
        15.01.2013 12:07

        Процессы на газовых ТЭЦ (да и на новых угольных) все равно менее загрязняющие, чем процессы в ДВС. Про ГЭС вообще не говорю.

    • Анонимно
      15.01.2013 12:06

      Кому даешь? Если вы никуда не спешите и любите медитировать, глядя из грязного окна на грязные улицы - ок, тролл для вас

      • anton777
        15.01.2013 14:38

        Троллейбусы дать тем кто по каким либо причинам не может ездить на машине. А вот с тех кто возит только одну свою задницу на машине нужно брать повышенные налоги. И сделать въезд в город платный если водитель один едет на машине. Электромобили в том виде в каком они сейчас существуют для России и большинства стран с холодным климатом просто не приемлемы по причине больших затрат на обогрев.

        • Анонимно
          15.01.2013 16:51

          Что имеешь против моей одинокой задницы, которая не желает с твоей рядом ездить в вонючем и заразном общественном транспорте?! А если у меня друг завез ребенка в школу, жену на работу и тоже стал "возить свою задницу" по делам, причем приехал он с окраины в центр, тоже его ловить прикажешь и с него "налоги повышенные" брать?!

  • Анонимно
    15.01.2013 12:24

    Думаю что на дальниъ растояниях применение ДВЗ эффективнее. А в городе скорее всего нужно развивать электромобили с индукционной передачей электроэнергии. Пока технология индукционной (безпроводной) передачи электроэнергии недостаточно проработана. Но уже появились мобильники заряжающиеся по безпроводной зарядке. Глядишь лет через 5-10 появятся электромобили на постоянном безпроводном питании в городе. Огромный объем бизнеса между прочим, который можно очень даже неплохо монополизировать при желании.

  • Анонимно
    15.01.2013 12:57

    Уже сейчас в США серийно выпускаются электромобили Тесла, которые на одной зарядке могут проехать 480 км.

    • Анонимно
      15.01.2013 13:14

      Во-во, причем очень красивые, типа фераррей-лаборджиней, только раза в 1,5 компактнее

  • Анонимно
    15.01.2013 13:56

    ага за 80 тысяч баксов

  • Анонимно
    15.01.2013 14:04

    Пока у нас президент определяет какие технологии будут востребованы, а не свободный рынок - никакой иннополис нам не поможет.

    • Анонимно
      15.01.2013 14:30

      плюсую

    • Анонимно
      15.01.2013 17:31

      Так называемый "свободный рынок", который в России уже 22 года ничего кроме развала экономики, нефтяной иглы и покупки всего и вся за границей стране не дал.Наши конкуренты вошли с этим троянским конем в бывший СССР и достигли своих целей. Сами - коневоды троянского коня очень серьезно занимаются планированием, оценкой перспектив развития, прогнозированием и государственныи лоббированием интересов своих стран и корпораций.Это хорошо, что наш Президент сторонник не просто улучшения и рутинной усовершенствований, а серьезно стоит на позиции коренного переоснащения и модернизации, внедрения новейших и передовых технологий.Часто интересы общества, перспективы развития не совпадают с целями и сиюминутными выгодами даже крупных корпораций республики, поэтому государева рука здесь не мешает, а очень необходима.Нужна грамотная комбинация, гармония рынка и государственного регулирования - так как делается в ведущих странах Запада и Востока. Мы обязаны достичь этой гармонии как можно раньше.Дэу эти, изучающий родные языки

  • Анонимно
    15.01.2013 21:49

    Всё это правильно.Но через 5-10 лет у стремительно развивающегося Татарстана возникнет дисбаланс развития с остальной отсталой Россией.И

  • Анонимно
    15.01.2013 21:58

    Всё это правильно но у стремительно развивающегося Татарстана, через 10-15 лет возникнет дисбаланс развития с остальной отсталой Россией, которая стремительно катится вниз,превращаясь в чистый сырьевой придаток мира.Население Татарстана догонит и начнёт перегонять Москву и Сан-Петербург по уровню жизни и промышленному потенциалуЧто будет делать руководство Татарстана?????????????????????????1.Влияние властей Татарстана на центр будет доминирующим?2.Встанет вопрос о присоеденении неразвитых территорий?3.Расматривать вопрос о независимости?4.Возможны комбинации?Вот какие проблемы встанут перед Татарстаном в ближайщем будущем.

    • Анонимно
      15.01.2013 22:31

      Да Да друзья вот это будет чуть-ли не самой главной проблемой Руководства ТатарстанаЗагадка что-же будет?????????????Простой человек.

  • Анонимно
    15.01.2013 23:17

    Список Fortune Global 500- список крупнейших компаний мира. Из первых 10 компаний в списке- 6 нефтяныx с суммарным оборотом свыше 2500 млрд $ (это не опечатка). Для сравнения- бюджет самой потребляемой страны в мире- США, составил 3700 млрд $ за 2012г.И это только компании из 1го десятка списка. Теперь вопрос. Кто верит, что в ближайшее время будет массово использоваться средство передвижения с топливом на безнефтяной основе?

    • Анонимно
      16.01.2013 08:41

      Полностью согласен. Для тех "мечтателей", кто ждет электромобили, нужно иметь в виду, что нужно откуда-то взять гигантские средства, чтобы создать инфраструктуру, которая для ДВС создавалась лет 150 - начиная от буровой скважины, заканчивая АЗС. Нефтяные компании не дадут себя и свои капиталы убить одним хлопком как комара. Но дело даже не в этом, а в том, что надо понимать, что связка нефтяной, нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности - это не одно и то же, что выпуск "айфонов". Инвестиции несоизмеримы - это раз. Если достаточно новый "айфон" кинуть на рынок, то его тут же подхватят. А с электромобилем что? Первые же заморозки и снегопад в любой европейской стране 9не говоря уж о России), когда электротяга покажет свою неэффективность, отбросит все усилия на нет. А те, кто верит в прогресс - изучите историю того же ТАИФа по попытке внедрения сети АЗГС. Все вроде прогрессивно, с бензина мир плавно пересядет на газ, ан нет, что-то полКазани не стало переделывать свои ДВС на газовое оборудование и заправляться на "ТАИФ-Газсервис".Вся современная цивилизация - это углеводородная цивилизация. Именно благодаря переработке нефти человечество получило такой толчок. Завтра сядем на элетромобили - и мир снова станет крестьянско-феодальным. А там выяснится, что кони - это еще более экологично и вообще красиво. Кто считает, что такое невозможно - изучайте историю, особенно смену греко-римской цивилизации средневековым мраком.

  • Анонимно
    16.01.2013 20:45

    раньше на нефтедоходы кормили пол африки ракеты запускали а счас где деньги Зин

  • Анонимно
    17.01.2013 10:25

    А почему не упомянули о выступлениях от "Краусс-Маффай"? Два очень интересных доклада оставили без внимания...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль