Общество 
15.04.2013

Исход: молодые и креативные покидают Челны

ДЕФИЦИТ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ

Сегодня на деловом понедельнике в мэрии Набережных Челнов прозвучали невеселые для автограда цифры. По данным замруководителя исполкома, начальника управления образования Рамиля Халимова, 44% выпускников школ (907 человек) в этом году собираются уехать из Челнов и поступить в иногородние вузы.

«Выпускники все более решительно стали выбирать столичные вузы, что свидетельствует о конкурентоспособности наших ребят», - попытался подсластить пилюлю Халимов, рассказывая о результатах анкетирования выпускников школ. Но из его комментариев к опросу следует, что дефицит молодых специалистов лишь начинает набирать обороты, вскоре с ним столкнутся городские предприятия.

По словам Халимова, немногим более половины выпускников (56% или 1,1 тыс. человек), планируют остаться и поступить в вуз в городе. Отметим, что летом 2012 года в вузах Челнов было 1 050 бюджетных мест. Таким образом, практически каждый при желании сможет получить бесплатное высшее образование. А ведь, напомним, в городе есть еще целый ряд частных вузов, которые предлагают обучение за плату. Их судьба на этом фоне и вовсе незавидна.

Еще 4% выпускников продолжат учебу в средне-профессиональных учебных заведениях, 5% будут работать и учиться заочно, 8 человек (0,4%) – не определились, а 7 человек пойдут в армию.

777.jpg
Уже много лет остается открытым вопрос о том, что все-таки первично: КАМАЗ или город? Мэру Шайхразиеву (справа) нужно решить: Набережные Челны в перспективе – это камазовская «спальня» или все-таки город с диверсифицированной экономикой?

При этом начальник управления образования озвучил и другую печальную тенденцию: количество выпускников челнинских школ продолжает падать. Из-за возникшей демографической ямы снижение числа закончивших 9 и 11 класс наблюдается как минимум с 2003 года. Если тогда всего закончивших 9 и 11 класс было 17,8 тыс., то в этом году покинут школы почти в три раза (!) меньше – 6,7 тыс. человек (подробнее см. таблицу). Только за последние пять лет число закончивших 11 класс снизилось более чем в два раза: с 4,8 тыс. человек в 2007 году до 2,2 тыс. школьников в этом.

Что касается планирующих уехать, то из 907 выпускников в татарстанские вузы будут поступать 565 человек (62%), российские – 342 (38%). При этом обучаться в вузах желают 96% всех выпускников (по итогам 2012 года поступили – 91%, 2011 – 85%, 2010 – 78%, еще год назад – 70%). 1 165 человек будут поступать в городе.

начальник-управления-образования-Рамиль-Халимов.jpg
Рамиль Халимов озвучил печальную тенденцию: количество выпускников челнинских школ продолжает падать. Только за последние пять лет число закончивших 11 класс снизилось более чем в два раза: с 4,8 тыс. человек в 2007 году до 2,2 тыс. школьников в 2013 году

КАК ЗАЦЕПИТЬСЯ ЗА МОЛОДЫЕ ТАЛАНТЫ?

По словам Халимова, сокращение выпускников заставляет предприятия активнее работать на кадровом рынке. Так, открыт центр профориентации учащейся молодежи, созданы различные информационные стенды по профориентации, организуются экскурсии учащихся на базовые предприятия. Кроме того, за последние годы было увеличено количество профильных классов с 62 до 89%, из них технического и технологического профиля – с 11 до 18%.

В последние годы в городе получила новое развитие подготовка «практикоориентированных специалистов», так называемая «кластерная система». Примеры такого взаимодействия: педагогические классы в школах – педагогический колледж – НГПИ – муниципальные учреждения образования; межшкольный учебный комбинат – торгово-технологический колледж – ОАО «Челны – холод»; школы – НГТТИ – муниципальные учреждения торговли.

Отчасти, надеются в исполкоме, кадровый голод может быть восполнен за счет учащихся ссузов. 52% 9-классников заявили, что не станут переходить в 10 класс и уйдут из школы, а с учетом того, что данный контингент реже покидает город, можно сказать, что это плюс автограду около 2,2 тыс. человек.

Собственно в Челнах молодежь и раньше была ориентирована на переезд в другие города, однако таких масштабов, по мнению экспертов, исход выпускников школ достиг только сейчас. Причин тому множество. Во-первых, население автограда традиционно более мобильно, многие из нынешних выпускников школ являются челнинцами лишь в первом, максимум втором поколении, в силу этого не очень привязаны к городу. Во-вторых, реализовать себя в промышленном городе многим, особенно гуманитариям, действительно сложно. В-третьих, и это главное, у города давно назрела проблема собственного позиционирования, которая, увы, не отражена в многочисленных документах, где расписана его экономическая стратегия. Уже много лет остается открытым вопрос, что все-таки первично: КАМАЗ или город? Челны в перспективе – это камазовская «спальня» или все-таки город с диверсифицированной экономикой? Без ответов на эти ключевые вопросы вряд ли есть возможность предложить выпускникам нечто большее, чем бюджетное место в вузе.

НУЖНЫ ХОРОШИЙ ПИАР И ХОРОШАЯ ЗАРПЛАТА

По мнению экспертов, опрошенных газетой «БИЗНЕС Online», городу, чтобы удержать выпускников, надо работать сразу в нескольких направлениях.

Борис Кузнецов – завкафедрой «Экономика организации и управления производством» ИНЭКА:

- Проблема в том, что те выпускники школ, которые уезжают поступать в столичные вузы, точно не вернутся. Если бы возвращались, проблемы бы не было, и можно было бы видеть в этом даже некий положительный момент. Печально, что уезжают поступать в столичные вузы и выпускники наших элитных школ. В Челнах есть четыре школы, входящие в сотню лучших российских школ, так вот, из их выпускников в городе никто не остается. Они, сдав ЕГЭ, легко устраиваются в Москве, Казани, Санкт-Петербурге. И это большой ущерб для нашего города.

Причин этой проблемы несколько. Во-первых, у нас в городе нет науки, нет проблемных лабораторий, и когда научный сектор в Челнах вообще сформируется, неизвестно: а многих молодых людей привлекает в вузах в том числе и научная часть. Во-вторых, играет роль градиентный фактор зарплат. Молодежь очень чувствительна к величине зарплат, а когда в Москве средняя зарплата 55 тыс. рублей, а у в нас в городе более чем в два раза меньше, выпускники просто уедут за большими деньгами в крупные города. Если ты будешь получать 60 - 70 тысяч рублей, и получать сразу же после того, как закончишь вуз, это, конечно, несоизмеримо с возможностями нашего города и наших компаний. В-третьих, культурный уровень крупных городов и столиц, безусловно, выше – там больше возможностей для культурного досуга, чем в Набережных Челнах.

С другой стороны, у нашего вуза, например, есть «резерв выпускников» - это приезжие из сельских районов, рабочих поселков. Приезжают к нам и из Башкортостана. Получается такой интересный круговорот: наши выпускники школ уезжают поступать на Запад, а к нам приезжают поступать выпускники школ из других регионов. Конечно, фактор кадрового голода очень неприятен для экономики нашего города. И в решение этой проблемы надо вкладывать инвестиции, и немалые инвестиции. Тем более пять лет назад эта тенденция начала проявляться, а сегодня она даже усилилась!

Олег Афанасьев – директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ»:

- Мы про эту проблему начали говорить еще несколько лет назад, и были одними из первых, кто заговорил вообще о кадровом голоде, и, проведя анализ и спрогнозировав ситуацию на будущие годы, пришли к выводу, что выпускников школ, а за ними и выпускников вузов будет остро не хватать. С кадровым голодом молодых специалистов мы сталкиваемся и у себя на заводе, особенно в области инженерных кадров. Об этом в последний раз мы говорили во время визита президента РТ Рустама Минниханова в Набережные Челны, когда он открывал новый корпус ИНЭКА и ему презентовали ситуацию по сотрудничеству ОАО «КАМАЗ» с вузами города. Какое может быть решение проблемы? В первую очередь повышать качество образования и качество жизни в Набережных Челнах. Мы как работодатели должны обеспечить молодых специалистов достойной работой и зарплатой, а власти города и республики создавать условия в городе, чтобы выпускники оставались работать здесь.

147.jpg

Количественные данные по выпускникам

Игорь Горячев – гендиректор ООО «Сити-Центр», владелец бизнес-центра "2.18" ("Тюбетейка"):

- Ничего удивительного в снижении числа выпускников за последние годы нет. Это последствия той демографической ямы 1990-х, в которой мы все оказались. Кадровый голод сегодня в городе действительно есть, и его испытывает большая часть предприятий Набережных Челнов (а, на мой взгляд, и вообще всей России). Наверное, решение у этой проблемы может быть стандартное. Во-первых, необходим элемент пиара города, чтобы в Набережных Челнах было престижно жить и работать, и молодые люди, заканчивая столичные вузы, возвращались сюда жить и работать. Но эта задача не решается, конечно, в один день. Во-вторых, необходим финансовый стимул. Понятно, что у молодых специалистов зачастую завышенные запросы, и предложения компаний с запросами могут не совпадать. Но, так или иначе, среднюю планку оплаты труда надо поднимать. И, наконец, в-третьих: сегодня мы наблюдаем, скорее, некое инерционное следствие 1990-х годов, когда было престижно уезжать из города в столицы. Но в последние один-два года ситуация меняется, обнаруживается тенденция децентрализация труда – часть переехавших в столицу начинают возвращаться в родной город, фиксируется некий отток специалистов из столиц в регионы. С точки зрения эволюции общественных отношений, я считаю, это благо. И будем надеяться, что это повлияет, рано или поздно, на мотивацию и наших выпускников.

Ольга Иохим – начальник отдела кадров ЗАОр «НП НЧ КБК им. Титова»:

- У нас на предприятии проблемы с молодыми специалистами нет, и кадрового голода мы не ощущаем. Во всяком случае за последние три года мы приняли немало новых молодых специалистов. К нам приезжают выпускники и российских институтов целлюлозно-бумажной промышленности. Растим и свои кадры. Зачастую набираем себе специалистов из тех молодых людей, кто приезжает к нам из других городов на практику. Но у нас работают и люди вообще без специального образования, зато и у них по своей специальности уже немаленький стаж. Так что кадрового голода наша компания точно не чувствует.

Почему выпускники школ покидают Набережные Челны? (15.04.13-16.04.13)
18%В городе для них нет перспектив, кроме работы на КАМАЗе
13%Это судьба всех провинциальных городов, молодежь всегда стремится в столицы
17%Городу не хватает внятной стратегии развития, молодежь это чувствует
4%Я бы, наоборот, переехал в Челны, они не понимают, какой это перспективный город
48%Это проблема современной России, где развивается только Москва и несколько миллиоников
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (54) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.04.2013 13:47

    Челны это будущий Детроит. Правильно что народ бежит.

    • Анонимно
      15.04.2013 15:29

      Почему будущий?(Очень болезненная тема: НЧ захлестнул бытовой криминал, потерся статус промышленного города-интеллигента, очень жаль. Зато лучшие манагеры РФ и там зарабатывают себе место в десятку.

    • Анонимно
      16.04.2013 07:54

      точно, Н.Ч. это яркий пример того, как государство отимело свой народ. "Ты должен спать и работать" (город спальня)

      • Анонимно
        16.04.2013 08:40

        А ЕБНа кто выбирал? государство или народ? "голосуй сердцем или проиграешь" - доголосовались! А кому хотелось 40 сортов колбасы и джинсы? государству или народу? Вот теперь жрем соевую колбасу, которую даже кошки с собаками нюхать не хотят.

  • Анонимно
    15.04.2013 13:52

    Правильно, нечего там ловить в Челнах. Государство хотя бы что то должно делать практически, а не проводить многомиллионные исследования аффинированными структурами! Сколько оттуда уехало можно посмотреть по автобусам которые курсируют между Казанью и Челнами - едут каждый час туда-сюда битком, и практически одни студенты...

  • Анонимно
    15.04.2013 13:56

    Меньше тысячи выпускников на такой город? Правда и казанские тоже смотрят в сторону....

  • ПанАлекс
    15.04.2013 14:02

    Больше всех про "кадровый голод" говорят те, кто не хочет платить достойную зарплату!

    • Анонимно
      15.04.2013 19:33

      В точку!! И это прежде всего касается КАМАЗа, со своими 3 -мя копейками для молодых специалистов после окончания ВУЗа.

  • Анонимно
    15.04.2013 14:31

    Конечно надо уезжать. Надо еще учесть, что едут, естественно, более активные и целеустремленные. Но, самое главное, это сейчас про всю Россию: Деревня-Челны-Казань-Москва-Заграница.

    • Сторонний
      15.04.2013 22:59

      Вы абсолютно правы. Мы из Челнов, наши дети из России. К сожалению, это тенденция не только Набережных Челнов. Как бы мы не любили свой город, если хотим развиваться сами, и если хотим развития наших детей, нужно уезжать. Мои дети учились в Москве в МГУ на бюджетных местах. Обратно они не вернулись. Сами мы тоже переехали. Но, нужно всегда помнить, что вас никто и нигде никогда не ждет.

  • Анонимно
    15.04.2013 14:41

    Деградация города налицо. Кроме работы в твитере ничего не видно

  • Анонимно
    15.04.2013 14:44

    Кому не нравятся Челны, скатертью дорога! Меньше народу, больше кислороду :)

  • Анонимно
    15.04.2013 14:55

    Депрессивный город, один мэр радует... Развлекает народ иногда, просто артист больших и малых драматических театров.

  • Анонимно
    15.04.2013 15:03

    я вот рад, что свалил из Челнов. а вам простите, что именно так нравится?

  • Rezident
    15.04.2013 15:23

    Немного объективности: 10 лет назад заканчивали школы уроженцы 1985-87гг - пик рождаемости. а сейчас 1995-97гг - какая рождаемость была???

  • Анонимно
    15.04.2013 15:23

    мне 33 года наверное я уже никуда не уеду, но я сделаю все возможное чтобы дети мои не остались в этой стране.

    • Анонимно
      15.04.2013 16:10

      +100500

    • Анонимно
      15.04.2013 19:08

      Если Вы сейчас не уедете и не устроитесь где-нибудь, то и Ваши дети останутся здесь. Или уедут ради своих детей. Кто-то должен жертвовать своей судьбой ради будущего детей.

    • Анонимно
      16.04.2013 08:41

      можешь валить из ЭТОЙ страны вместе со своими детишками. ты здесь не нужен.

    • Анонимно
      16.04.2013 10:16

      Слабак. Вали быстрей!! Что ждешь то? Хочешь всю работу взвалить на детей?

  • Анонимно
    15.04.2013 15:25

    Если мэр Челнов будет получать как среднестатичный челнинец, он первый оттуда рванёт!

  • Анонимно
    15.04.2013 16:03

    Ничего удивительного в данной "новости" нет. Если посмотреть статистику, то КАЖДЫЙ год из Челнов уезжает почти 50% выпускников школ! При чём уезжают в основном более образованные (по результатам ЕГЭ), более амбициозные, более прорывные и целеустремлённые. Остаётся в основном пивной баласт. Город деградирует и в моральных качествах и в умственных. Дипломы челнинских вузов в России - это просто ничегонезначащие бумажки.

  • Анонимно
    15.04.2013 16:33

    http://www.kp.ru/daily/24571/743522/интересное интервью!!!! в тему.

  • Анонимно
    15.04.2013 18:24

    в москву сразу двигайте...не заезжайте в Казань:)

  • Анонимно
    15.04.2013 18:33

    Это да. Дороже, конечно немного, но возможности не соизмеримы. Спасибо ЕГЭ, кстати.

  • Анонимно
    15.04.2013 18:52

    В точку!! И это прежде всего касается КАМАЗа, со своими 3 -мя копейками для молодых специалистов после окончания ВУЗа.

    • Анонимно
      15.04.2013 19:45

      проблема глубже : город который строил весь советский союз и естественно завод камаз - построить успели . а вот инфраструктуру не успели ! в челнах должен быть театр , футбольная команда уровня премьер лиги , цирк , нормальные больницы , концертный зал ( артисты не едут по простой причине негде выступать) и многое другое - я назвал только самые основные которые обязаны быть в челнах!!! тогда молодежь будет оставаться в городе потому что будет видеть что после учебы или работы куда пойти - на футбол или в цирк с ребенком ! и эту проблему придется решать совсем скоро правительству рт и меру - хотят они этого или не хотят !

  • Анонимно
    15.04.2013 19:17

    В Челнах нет ничего для нормальной жизни. Зяб и Гэс это Гарлем ( район где живут негры) грязь не сусветная . Нет нормального футбольного стадиона ! Все торговые центра строят с нарушениями ( нет парковок по нормативу ) вот построили Ресторан "Дача" парковка на 30 машин , а ресторан 2000 м.кв ? И везде так. Все делается по колхозному , а мы хотим жить как в Европе .

  • Анонимно
    15.04.2013 19:39

    А как же Минспорта и Минобразования с Универсиадой? Для кого же все сделано... и потрачено? Может надо было не так бюджет использовать - все же 215 миллиардов за массовую эмиграцию самых способных...!

  • Анонимно
    15.04.2013 19:57

    ОТСТАВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ-основная проблема Н.Челнов. Диспропорции бюджетной политики,амбиции чиновников республиканского уровня,концентрирующих все ресурсы в Казани,АУКНУТСЯ СКОРО не только в ЧЕЛНАХ.НУЖНА ОТВЕТСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РТ.

  • Анонимно
    15.04.2013 20:16

    РТ: постройте хотя бы маленький стадион на 8 - 10 тысяч зрителей -европейского формата для полумиллионного города - чтобы играла команда пл ?!

  • Анонимно
    15.04.2013 20:43

    У командиров городов и сел нету авторитета и ресурсов? Значит в отставку по показателям миграции района... засиделись - а молодежь не терпит фальши!

  • Анонимно
    15.04.2013 20:51

    Прежде чем куда-то сходить после работы, надо сначало заработать достаточно средств. А где в Челнах работать? На КАМАЗЕ?

  • Анонимно
    15.04.2013 20:52

    челны- это настоящий хэллоуин и желтые зебры на дорогах, борьба с ветряными мельницами - типа игровые автоматы. мэр уже давно мысленно живет в казанском кремле, а так город медленно- но уверенно кмирает. скоро еще станет республиканской свалкой.

    • Анонимно
      15.04.2013 22:42

      Василю с его уровнем управления городом в Казани делать нечего. Челны то до ума довести не может

  • Анонимно
    15.04.2013 20:59

    когда будут адекватные зарплаты, тогда никто и никуда и не поедет, а уж после этого надо задумываться о культурных сооружениях, иначе в них будут жить только призраки)

  • Анонимно
    15.04.2013 22:32

    Насчет того что хотим жить по Европейский в Наб- Челнах! Жили уже по Европейскому формату при Халикове( несколько лежачих полицейских из смеси бетоноасфальта на дорогах, народ до сих пор плеется). Сейчас его ставленник европизирует Челны, который мечтает стать кем то в Кремле довел город до ручки. Нет дорог, безработица., коррупция! УВ Президент . Может есть кто более компетенный человек для руководства в Челнах. Иначе плохи дела. Этого артиста Мезилинского театра заберите куда нибудь иначе молодежь вообще уедет из города.

  • Анонимно
    15.04.2013 22:34

    с чего тут взяли, что в казани зп больше? в москве- да. на мое наблюдение- казанская зп примерно такая же как в челнах.У ИТшников во всяком случае.

  • Анонимно
    15.04.2013 22:54

    Я - челнинец. Мне 30 лет. Могу говорить за себя и своих ровесников. Я остался здесь, но многие мои одноклассники уехали. Не понимаю для чего. Живут в Казани, Москве, Питере, работают обычными клерками, секретаршами и офисным плактоном. Зачем? Зп 40-50 тысяч. Для Москвы это ниже прожиточного минимума. Съемные квартиры и по 6 часов в пробках. Ну, зато типа ма-асквичи.

  • ПанАлекс
    15.04.2013 23:33

    Ну да, зачем? С нашей то средней 12т.р.? А в Казани то уровень зарплат то повыше... Пока крохи универсиадских миллиардов до них доходят. Но уже летом выровняется уровень.

  • Анонимно
    16.04.2013 07:27

    молодые и креативные покидают не только Челны но и вообще Татарстан. потому что приличной работы практически нет. а что есть то только через блат. здесь нечего ловить.

  • Анонимно
    16.04.2013 08:41

    Как же ты прав!

  • Анонимно
    16.04.2013 08:42

    С такой философией вам прямая дорога в Актаныш или может в Тетюши!

  • Анонимно
    16.04.2013 09:01

    Зря вы так! А я подумываю о переезде из Казани в Челны! Поживите в Казани с её ежедневной суетой, всевозможными ежедневными делегациями и пр., плохими дорогами, забитыми машинами дворами, очередями везде,где только возможно и вы поймете, что Челны не так уж и плохи)

  • Анонимно
    16.04.2013 09:07

    зато они всегда на "гребне волны", а вы где то на "откате"

  • Анонимно
    16.04.2013 09:32

    на самом деле Челны всегда покидают выпускники школ, в разные годы по-разному. В этом нет ничего удивительного. Казань да для молодых студентов это хорошо, много всего есть. Но для создания семьи и комфортного проживания в Казани хуже. В челнах торговых центров достаточно, и проблема с парковками возле ТЦ нет. Есть проблема с достойной ЗП, и это на самом деле по всей России у городов полумиллиоников.Считаю что Челны не такой уж и плохой город в России. Все рядом, и речка и лес, и нет пробок. Надо смотреть позитивно.

  • Анонимно
    16.04.2013 10:14

    Прошу мыслить глобально:Это проблема все России - она превращается (превратилась) из индустриальной в сырьевую страну - соответственно все пункты управления сырьевыми потоками спместились в столицы, а провинция будет и дальше загибаться пока не вымрет окончательно.В этом и был план превращения нашей страны в сырьевой придаток.А то, что там мэр, или еще кто-то что-то не так делает - не их это вина - система управления, финансирования так умышленно перестроена...

  • Анонимно
    16.04.2013 12:54

    Чтобы войти управленцу предприятия в форбс или в топ самых успешных.. надо заработанные предприятием деньги забирать себе, а выплачивать быдлу столько чтобы он жаловался, но не уходил.. Т.е. платить ему- возможный минимум. К сожалению, в последнее время такой подход к распределению и применяется в республике..Видимо в Челнах этот минимум поменьше чем в Казани.

  • Анонимно
    16.04.2013 14:40

    "Все рядом, и речка и лес. Нижнекамский нефтехимический комплекс с его приятными запахами и смогом летом, повышенный уровень онкологии и сердечно-сосудистых заболеваний, безработица и безнадега"

  • Анонимно
    16.04.2013 14:44

    А вообще и в Казани наберется не более десятка команий которым реально нужны талантливые и умные работники. Не востребованы подобные люди в нашей клановой экономике не имеющей социальных лифтов.

  • Анонимно
    16.04.2013 17:05

    А я ностальгирую по Челнам. Уютный

  • Анонимно
    16.04.2013 17:09

    А я с ностальгией вспоминаю Челны - работала там около года. Зеленый городок, по-милому провинциален, но все есть и без пробок. И по части развлечений было нескучно - концерты, ночные клубы, рестораны, боулинг.

  • Анонимно
    16.04.2013 17:36

    Вообще-то люди (особенно, мужчины) массово умирают и в экологически чистых сельских районах. Причина-алкоголь, табак, жирная пища (мясо), стресс от чувства своей ненужности этой стране. В нашей деревне на 12 женщин возрастом выше 80 лет-один мужчина. Мужчины начинают уходить после 50. Надо заметить, в последнее время многим отсрочили кончину из-за инфаркта- введением стента в вену. Как говорится - результат налицо, положительный результат реформы медицины!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль