Общество 
10.05.2013

Мария Климова, ФК «Рубин»: «Дальше так жить уже невозможно…»

- Мария, нынешний сезон – один из самых неудачных в плане посещаемости матчей за все время выступления «Рубина» в премьер-лиге. Можете назвать пять причин, почему сейчас болельщик не ходит на футбол в Казани? Вариант «публика наелась» не подходит.

- Почему вы так говорите? Я не хотела это называть в качестве основной причины, но я бы подискутировала на эту тему.

- Есть мнение, что публика в Казани испорчена большим количеством событий, причем не только спортивных. Хотя, например, в Петербурге их не меньше.

- Ну, в Питере пять миллионов живет. Начнем с этого. Есть фанаты Мариинского театра, есть фанаты «Зенита». И там, и там полно народу. А что касается Казани и посещаемости, то я могу ошибаться, но мои первые наблюдения такие.

Во-первых, у нас в целом в России на футбол не очень-то ходят.

- На Украине, где вы работали, больше на футбол ходят?

- Тоже нет. Кроме "Донбасс-Арены" (улыбается).

- Какой из чемпионатов интересней?

- Конечно, российский. Если мы говорим об уровне футбола. На Украине это «Шахтер» со своими бразильцами, «вкусным футболом», о котором говорит Ринат Ахметов. Это «Динамо», которое немного «подсдулось», но все равно интерес велик. Это «Металлист» - молодцы, красавцы, отлично работают, у них серьезно выросла посещаемость - в Харькове бум сейчас. Опять же Евро помогло, новый стадион. Но по большому счету, если говорить о бедных региональных командах, ну кто там будет ходить! У них даже билеты бесплатные. В России интересных команд намного больше.

- По первой причине понятно. Еще какие причины, на ваш взгляд, почему перестали ходить на футбол в Казани?

- Болельщику, который идет на стадион, хочется много чего – побед, шоу, комфорта, чтобы было тепло и весело. Нужно понимать, что для большой посещаемости нужна разноплановая публика, которая, возможно, не так истово фанатеет по футболу, но которой интересно то зрелище, на которое она приходит, которой вкусно, уютно, комфортно на стадионе. Соответственно, тут много опций и нужно работать над каждой из них. Но никто никаких усилий толком-то не предпринимал по всем фронтам, чтобы люди ходили.

- То есть вы понимаете это? Есть ощущение по опыту общения многих лет, что у клуба есть одна целевая аудитория – это президент республики и группа спонсоров. А другой целевой аудитории по факту просто не было.

- Ну, во-первых, у меня такого ощущения не было, даже когда я приезжала сюда на выезды в 2005 - 2006 годах. Во-вторых, президент республики и группа спонсоров – это не болельщики? А в-третьих, я вам скажу так: давайте реально смотреть на вещи. Почему мы должны кого-то клеймить, тем более «Рубин»? Это, конечно, нехорошо по отношению к основной массе болельщиков, но с другой стороны: а кто деньги дает? Или вы, может быть, покажете мне какой-нибудь российский клуб в премьер-лиге, который исключительно для болельщиков и за идею играет? Да и не в премьер-лиге, а на Западе? Нет таких. Во всяком случае, если мы говорим не о United of Manchester, а о спорте высоких достижений, который является дорогим удовольствием.

Другое дело, что дальше так жить уже невозможно. Все, лавочка закрывается, пришел финансовый фэйр-плэй. И российские клубы должны понимать, что те, кто не перестроит свою работу, не повернется лицом к болельщикам, а продолжит сидение на «дотационной игле» в высшей лиге продержатся недолго.

33694.jpg
«Абонементов продано меньше полутора тысяч, и это моя головная боль»

«УЕФА МОЛОДЦЫ. ПОКА НАС ЖАРЕНЫЙ ПЕТУХ НЕ КЛЮНЕТ, МЫ Ж НИЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ БУДЕМ»

- А как вы относитесь к мнению, что клубы боятся зарабатывать. Если спонсоры условно давали нам раньше 100 рублей, потом мы заработали рубль, то спонсоры дадут уже не 100, а 99. То есть, лучше этот рубль не зарабатывать, чтобы всегда было 100 рублей от спонсора.

- Я думаю, что есть клубы в российской премьер-лиге с таким мышлением. Но те, кто так думает, это люди недалекие. Если жить сегодняшним днем, то, наверно, так и есть, ну а если заглянуть чуть-чуть вперед? Это несерьезно. Поменяется что-то у основного спонсора или политические ветры в другую сторону задуют – и до свидания дотации.

Но тут и к спонсорам вопрос. Хочешь бесконечно платить? Плати. Хочешь уменьшать свои дотации в клуб – стимулируй его на самостоятельное зарабатывание.

Повторюсь, УЕФА молодцы. Они слишком жестко, конечно, где-то не учитывая реалии нашей страны или Восточной Европы, это делают. Но с другой стороны, пока нас жареный петух не клюнет, мы ж ничего делать не будем. А сейчас все забегали активно.

- Мы все помним, как закончили клубы, которые жили по такому принципу – волгоградский «Ротор», саратовский «Сокол», смоленский «Кристалл». И в российском футболе до сего дня было именно так. И, похоже, «Рубин» тоже до нынешних пор жил сегодняшним днем.

- Понимаете, «Рубин» более свободно мог жить сегодняшним днем. Как ни крути, символ республики, бренд. Запас прочности большой.

- Политический проект.

- Я не могу назвать его политическим проектом. Мне нравится, когда край, республика вкладывается в футбол. Это правильно. Это, скорее, социальный проект. Но это работает как социальный проект, когда ты еще и в людей вкладываешь, не только в спорт.

- Возьмем, к примеру, Апастовский район. Средняя зарплата 5 - 6 тысяч рублей. Люди по телевизору футбол видеть не могут, потому что трансляций прямых по большому счету нет. Почему бы их не привести, тех же школьников?

- На ваш вопрос я отвечу примером. У нас в «Шахтере» был проект совместно с управлением образования Донецкой области - «Школьный клуб». Начиналось все с того, что мы хотели заполнить на постоянной основе около пяти секторов. Пошли сначала по традиционному пути – через школы. Но проект был умный, потому что там не просто детей сгоняли и возили, там находился ответственный человек, который этим занимался – руководитель фан-клуба, учитель. В школе у детей от 10 до 16 лет был факультативный урок, где они изучали правила игры в футбол, историю футбола в Донецке, проводили брейн-ринги, олимпиады и так далее. Мы готовили методические пособия для этих уроков. И уже как добавка – фан-секция ходила бесплатно на футбол.

Это, говоря языком маркетолога, BTL-проект, когда ты вкладываешь индивидуально, а потом получаешь отдачу. У нас была статистика, что более 75 процентов детей-участников «Школьного Клуба», которые заканчивали школу, покупали потом абонемент и становились постоянными болельщиками. То есть мы просто растили себе болельщиков. Потом мы начали этот проект постепенно монетизировать - дети начали платить за абонемент, за транспорт, пусть понемногу, потому что вкладывали мы все равно в каждого из них больше.

- Но это очень кропотливая работа.

- Я согласна, что такие проекты, как привоз людей, теоретически имеют право на существование. И не исключаю, что мы не такое, но что-то подобное сделаем. Но здесь должно быть четкое понимание эффективности, долгосрочное планирование, а не выбрасывание денег на ветер. Пока у нас есть более краткосрочные задачи, которые нужно закрыть. Но в ближайшее время мы будем пытаться продвигать вот такие таргетинговые проекты. Будут ли ни привязаны регионально либо к соц-дему, мы еще не решили. Будем решать исходя из того, какой эффект это может дать и сколько может стоить.

«СЕГОДНЯ ИГРОКИ – ЗВЕЗДЫ, И КЛУБ ДОЛЖЕН ПЫТАТЬСЯ ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПРИБЛИЗИТЬ ИХ К ЗРИТЕЛЮ»

- Три причины мы назвали, почему в Казани не ходят на футбол: в целом по России люди не ходят, недостаточно сильное сочетание опций шоу-комфорт-победы, клуб не занимался. Еще что? Стадион наверно? Хотя тот же «Петровский» вряд ли комфортнее нашего.

- Да не комфортнее, но народ-то ходит. Четвертая причина, и мы о ней говорили, это все-таки альтернатива, где не надо морозить себя при минус 10, садиться на грязное сиденье, где не обыскивают на входе. Получается, что у нас посещение футбола некомфортное, а наши законодатели делают его еще более некомфортным – я имею в виду «Закон о болельщиках». Но я поняла, что с этим бесполезно бороться. Тут только местными средствами можно что-то улучшить.

И то, что в советские времена люди ходили больше, это понятно. Даже такие огромные стадионы, как старый «Шахтер» в Донецке, или стадион им. Кирова в Ленинграде, забивались. Раньше ведь альтернативы проведения досуга практически не было у людей. А сейчас – кинотеатры, торговые центры, концерты, спортивные мероприятия – все, что душенька пожелает. И интернет еще сверху.

Я разговаривала с ветераном «Рубина», который 10 лет был капитаном. Он говорит, что 15 тысяч ходило, что поддержка была. Все свои играли.

Надо еще отметить, что сегодня нет той связи между игроками и болельщиками, когда люди приходили на стадион, чтобы поболеть за соседей своих. Сегодня игроки – звезды, и клуб должен пытаться что-то сделать, чтобы приблизить их к зрителю, и футболисты должны что-то предпринимать.

- А как в «Шахтере» с этим было? Там свои были?

- Раньше да. Там даже футболисты официально зарплату получали в шахтах в советские времена. Но у «Шахтера» побогаче история, чем у «Рубина». Там и с советскими достижениями все нормально было. Всю жизнь это была кубковая команда, потому что ресурсов на длинный чемпионат не хватало, а на конкретный матч Кубка команда собиралась – и побеждала. Поэтому, конечно, люди со временем стали выражать недовольство, что своих все меньше. Сейчас немного концепция футбола другая. Хотя играет Ярослав Ракицкий в «Шахтере». Играл Женя Селезнев, который сейчас в «Днепре», он из Макеевки Донецкой области. Люди ходили на них смотреть. Это классная добавочка, но это не основное. Так было в «Шахтере». Как в «Рубине», я пока не знаю. Но я понимаю, насколько людям важно, чтобы были свои воспитанники.

Возвращаясь к советским годам, тогда была традиция ходить на футбол, потом был провал жуткий.

- Первый чемпионат России в 1992 году – это вообще нечто.

- Да. Непонятные результаты, какие-то странные легионеры пачками, безвременье полное. Вот этот кусок пропал – лет 8 - 10. Теперь приходится все строить по новой. Это одна из причин, почему сейчас на футбол в России не ходят – ушла традиция. Те, кто был в этот провал детьми, они должны сейчас быть на стадионе, а их нет.

«МЫ С ПРЕЗИДЕНТОМ И ГЕНДИРЕКТОРОМ КЛУБА МЫСЛИМ ПАРАЛЛЕЛЬНО»

- В Казани о вас заговорили в начале декабря, когда вы стали советником президента «Рубина» по работе с болельщиками. Введение такой должности – совершенно новой для клуба – было несколько неожиданным. А вы удивились приглашению в Казань?

- У меня есть свое понимание устройства и иерархии российских клубов. В свое время, когда была помоложе и мыслила более максималистски, я бы, наверно, очень сильно задумалась, если бы пригласил кто-то кроме «Зенита». Но когда меня позвали в «Шахтер», я подумала: «Это Украина, да еще такой амбициозный клуб. Почему бы и нет». Сейчас какая-то мудрость с годами приходит. Могу сказать: «Рубин» - один из немногих клубов, с кем бы я в принципе завела какие-то разговоры. Таких клубов, может быть, три.

- Почему?

- По многим причинам. В том числе потому, что «Рубин» - амбициозный клуб, может решать высокие задачи. Но человек, который с детства болел за «Зенит», не может пойти работать, например, в «Спартак». Позволю себе процитировать «Трех мушкетеров»: «…меня дурно приняли бы здесь и на меня дурно посмотрели бы там». Впрочем, никто особо и не зовет, так что все при своих (улыбается).

- Звонок от Валерия Сорокина как восприняли?

- Мне стало интересно. Не было никакой конкретики, было сказано, что есть заинтересованность в том направлении, которым я занималась в «Шахтере». «Приезжайте в гости, мы вам город покажем» - вот так. После встречи я думала где-то месяц, потому что работа серьезная. Во-первых, переезд. Во-вторых, если я берусь за какие-то крупные проекты, душой влезаю полностью. Это мой принцип. Мне нужно было понять, готова я душой отдаться «Рубину» или нет? Третье – мне важно было определить свои задачи в футбольном клубе. Когда я поняла, что мы с руководством клуба полностью параллельно мыслим…

- До этого вы были знакомы с Андреем Громовым?

- Нет. Я работала в Украине, поэтому с российским чемпионатом практически не пересекалась.

- Сорокин сказал, что с вами проводили собеседования другие люди, не из клуба. Много было таких встреч?

- Да, было несколько.

- С Самаренкиным не встречались?

- Я много слышала о нем, много хорошего про него болельщики говорят, а для меня это важно. Но, к сожалению, пока не встречались. Мне бы очень хотелось познакомиться.

«Я БЫЛА НА ДОМАШНИХ МАТЧАХ С «ПАРТИЗАНОМ» И «НЕФТЧИ». ГРУСТНО ЭТО ВСЕ, КОНЕЧНО»

- Если вы попросили в «Шахтере» в первую очередь сходить на футбол, то что вы попросили в Казани?

- Сходить на футбол.

- И что вы увидели?

- Я была на домашних матчах с «Партизаном» и «Нефтчи». Грустно это все, конечно. Я понимаю, что унылые соперники и понимаю людей, которые не пошли. Но, с другой стороны, мне было грустно, потому что очень мало было на трибунах. А все-таки Лига Европы.

- Вы знали, что вы приходите в клуб, который находится в определенном управленческом кризисе, в стадии пересборки модели?

- Конечно.

- Это отпугнуло или наоборот, драйва придало?

- Здорово строить что-то новое. Сейчас мы костяк лепим, на который будет возводиться все остальное. Это тяжело. У меня вообще выходных нет. Но это интересно. Главное, что руководство принимает эти идеи.

- Какая задача поставлена перед вами и на какой срок?

- Мы не ограничивали контракт каким-то сроком, все будет зависеть от того, насколько успешно будут выполняться задачи.

- Какие-то сроки вам поставлены?

- Мы, поговорив с руководством, пришли к такому пониманию: необходимо как минимум среднесрочное планирование, чтобы понимать цели, которые поставлены. Я бы хотела планировать лет на пять. Какое-то понимание есть года на полтора, но этого недостаточно. Я сразу взяла некий срок на анализ, чтобы понять многочисленные тонкости. В том числе менталитет людей: как ходят, о чем думают, что действенно, что недейственно. Наверное, есть такие специалисты, которые пришли, палочкой махнули – и полный стадион. Я себя не отношу к таким, мне нужно посмотреть, что и как работает. Действует ли «шахтеровская» модель? Если не действует, то какую выбрать? И так далее. Поэтому сейчас мы договорились, что до конца сезона пытаемся закрыть текучку, на достойном уровне проводить запланированные матчи. Пытаться разными средствами пробовать поднимать посещаемость. Как действует это, как действует то. По итогам сезона мы сделаем план на следующий сезон. Это касается и бюджетов, и сроков. То есть более или менее понимание у меня какое-то сложилось. Но пока я расписать не могу. Это будет ближе к маю.

«ВСЕ ДОЛЖНО ДЕЛАТЬСЯ ПОСТЕПЕННО, ПОСТУПАТЕЛЬНО, ШАГ ЗА ШАГОМ»

- Во времена Самаренкина, это признают все, было много сделано в плане работы с болельщиками. Потом все это было благополучно забыто. Какие-то из тех наработок вы планируете применить? Например, карты PayPass были впервые применены в Казани. В Донецке они тоже были. Из районов привозили людей и так далее.

- Мне сложно впрямую точно так же продолжать то, что делалось тогда. Там немножко другой подход был. Вот вы говорите, людей привозили. Не должно быть этого. Другое дело создавать условия, чтобы сами ехали из районов. Это мы обязательно будем делать. Обеспечивать комфорт и удобство.

Мой принцип работы с болельщиками: мы должны идти по пути индивидуальной коммуникации с человеком. У нас был такой опыт в «Шахтере», и он сработал по большому счету. Когда мы открыли call-центр, свой, не отдавая его никому в аутсорсинг, мы говорили: «Ребята, все, что вы считаете нужным нам сказать, звоните – нам передадут». Плюс на сайте была такая же открытая страница, где любой желающий мог задать свои вопросы. Естественно, все вопросы-ответы делились по направлениям и зонам ответственности – никто не отвечал на вопросы «Кого мы купим в следующее трансферное окно?», или «А почему команда играет плохо – слишком медленно/быстро/незрелищно…» далее везде. И люди как-то быстро сообразили и перестали задавать подобные вопросы. А говорили уже по делу: что хорошо, что плохо на стадионе, какие минусы в плане обслуживания, доступности мерчендайзинга в магазинах, покупки билетов/абонементов и так далее. Так и крыша над кассами появилась, чтобы люди на жаре не стояли, и щиты от сквозняков для инвалидов, и команда в детское онкологическое отделение пришла с подарками… Много хорошего было сделано.

А как мы это реализовали? Могу сказать, что было очень жестко. Если кто-то не ответил или не среагировал в определенный срок, будь это главный агроном стадиона или директор по маркетингу, или руководитель магазина, или начальник клининговой службы, он получал штраф. Первое время все стонали, рыдали, а потом как-то наладилось.

- Это называется «клиентоориентированность».

- Абсолютно точно. Человек увидел на стадионе кучу мусора, позвонил. На следующий день приходит, а там ничего нет. Он сразу чувствует, что он важен, на его запросы реагируют.

Мы тогда только начали работать с общественным мнением, блогами, социальными сетями, хотя такого бума, как сейчас, еще не было. В Донецке был такой форум terrikon как альтернатива официальному сайту. Такой же, как здесь fcrubin. Тоже болельщики основали в свое время, а сейчас это серьезный спортивный ресурс в Украине. Мы старались внимательно следить за тем, что люди пишут, отвечать по возможности на их вопросы.

А все эти вещи по поводу привоза, фан-клубов, которые получают бонусы за приведенных людей… Я считаю, что это неправильный подход. Тут же появляется почва для злоупотреблений.

В общем, будем строить работу с болельщиками, планируя каждый шаг, выстраивая индивидуальную коммуникацию, меняя восприятие клуба. Так это и делается – постепенно, поступательно, шаг за шагом.

«В «ЗЕНИТЕ» ТОЛЬКО В ОТДЕЛЕ МЕДИА ЧЕЛОВЕК 50 СИДИТ»

- Давайте перейдем к реорганизации клуба. Вы читали интервью Сорокина?

- Да. Отличное интервью. Валерий Юрьевич человек с тонким чувством юмора, прекрасный язык. Я считаю, что он достаточно сильно раскрыл карты и дал ответы на все вопросы, самые горящие. Но у него не только футбольный клуб «Рубин», поэтому можно понять, почему мы не часто видим интервью с ним. Хотя, как мне кажется, «Рубину» он сейчас уделяет очень много времени. Может быть, 50 процентов «Рубин», 50 процентов все остальное. Человек реально погрузился, ему очень интересно, для него это серьезный вызов.

- Чем будет заниматься маркетинговый дивизион? Он уже есть или только создается?

- Создается. Но что глобальное можно сделать за три месяца? Фактически ведь я приступила 15 января.

Если говорить в общем, в нашей работе есть три основных направления. Это маркетинг, куда входит работа с болельщиками, маркетинговые коммуникации, event-менеджмент, таргетинговые проекты В2С, система CRM и т.д. Это огромный кусок работы.

Второе направление – коммерция. Коммерция подразделяется на B2C и B2B. Это розница и оптовые продажи мерчендайзинга, билеты/абонементы, спонсоры и партнеры, дополнительные проекты. Там должны сидеть люди, которые функционально осуществляют эту деятельность.

- То есть стоит задача зарабатывать?

- Конечно. Изначально такая вводная дана. У нас есть отличие от «Шахтера», когда была задача: «Нагони, а потом подумаем, что с ними делать и как зарабатывать». Здесь более четко: «Давай сразу думать, как сделать так, чтобы уже потихоньку деньги шли». Здесь дело не только в fair-play, это в принципе концепция развития любого бизнеса.

Третье направление – это медиа. Сюда входит все клубное медиа, в том числе сайт, клубное телевидение. Мы сейчас думаем по поводу дополнительных печатных изданий, не решили пока, что это будет. Конечно, одновременно с печатными версиями изданий, планируем версии в виде приложений для Android и iOs, в перспективе – и других операционок, ведь понятно, что рынок «печатки» умирает. Но сразу только в интернет идти бы не хотелось по некоторым коммерческим соображениям.

- Информационную политику вы будете курировать? Потому что часто маркетинг состыковывается с информационной политикой.

- В медиадепартаменте, соприкасаясь одним боком с маркетинговыми коммуникациями, другим боком - с медиа, сидит у нас пиар. Наверно, можно сказать, что это именно этот отдел – источник информационной политики.

Подытоживая, можно сказать, что у нас три основных направления – маркетинг, медиа и коммерция.

- У вас как-то отдел будет формироваться, расширяться? Вы одна чисто физически не сможете все обработать.

- Конечно.

- Сколько человек вы возьмете себе в штат в качестве помощников, сотрудников?

- Я не могу сказать точно, но могу привести примеры из других клубов. Если мы говорим о «Шахтере», когда я там работала, у меня было на момент моего ухода 54 человека. Причем курировала я только два направления – маркетинг и медиа, а коммерцию вел коммерческий директор. Причем 54 человека в большинстве своем работали в режиме 12 часов в день и с одним выходным. Потом я ушла, и они расширились немного. И это правильно – их там сейчас больше. Если все вместе взять, я думаю в Донецке за 100 человек сейчас. Сколько в «Зените»? Мне кажется, человек 200.

- В «Зените» фантастические продажи атрибутики.

- Да. У них этот отдел огромный. Это даже практически отдельная компания. Но давайте и про спрос не будем забывать…

Отдел медиа тоже человек 50. У них, кстати, мне не очень нравится конкретно ТV, считаю, есть куда расти, но сам медиа-департамент отличный. Только программку два-три человека делает – зато какая она качественная!

- В какой стадии формирование вашей команды и откуда людей будете брать?

- Пока затыкаем дыры. Быстро пытаемся подобрать людей. Команда Ивана Мешкова ушла. Конечно, я понимала, что они оставляют нас в тяжелой ситуации, но с другой стороны, это их решение, и я его уважаю.

- Почему не попытались задержать кого-то из них? Там все-таки были профессионалы.

- Я считаю, что если ты пишешь заявление по собственному желанию, то понимаешь на что идешь. Убеждена, что работать в футбольном клубе – это честь.

Еще раз скажу: я ребят ни в коем случае не осуждаю. Они много сделали для клуба, посвятили ему годы своей жизни, им было непросто. Может быть, они переросли где-то тот уровень, на каком клуб сейчас находится. Может быть, они не верили в будущее со мной. Не знаю.

Думаю, Иван хочет запускать сейчас какой-то свой проект, и я ему искренне желаю успехов. У него хорошая база, поэтому, думаю, все получится. Мне же приходится не перестраиваться, а практически набирать новый состав.

1.jpg
«Мы просто пошли от Зиланта. У нас есть Зилант, ни у кого такого нет больше. Это действительно символ города»

«В РОССИИ НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО НА ЭМБЛЕМЕ «РУБИНА» ИЗОБРАЖЕН ЗИЛАНТ»

- Как известно, будет очередной ребрендинг клуба. Об этом и Валерий Сорокин нам сказал.

- Давайте сначала с терминологией определимся. Люди под этим разные вещи понимают. Я тоже, как и Валерий Юрьевич, читаю форумы, когда время есть, по ночам интересуюсь, что люди пишут. Вот они пишут, что Шаронов с мечом стоит, и это ребрендинг. Это не ребрендинг.

Судя по полученной информации – тому, что говорили болельщики, футболисты, ветераны и все остальные - нужны большие изменения. Но это мое личное мнение, посмотрим, что скажут профессионалы.

- Но логотип ужасен. Профессионалы делали его оценку и пришли к такому выводу.

- Если хотите мое мнение по логотипу, как маркетолога с 15-летним стажем, то мне он не нравится. В нем нет ничего уродливого, но эмблема должна что-то выражать, вызывать совершенно определенные эмоции.

- Зилант останется на новой эмблеме, если будет принято решение ее менять? Болельщики трепетно к нему относятся.

- Опять же что скажут люди. Для футбольного клуба эмблема очень важна, это факт. Опять же личное мнение – с вероятностью 99,99 процента - да. И корона! (улыбается).

- Какие сроки контракта с итальянцами?

- Подписан контракт. Мы будем стараться к новому сезону.

- Очень быстро. Такие вещи год делают и больше. Они что должны выдать?

- Новую бренд-платформу, брендбук, коммуникационную стратегию, как уже говорила, может быть, новый логотип, может быть, мы оставляем старый. Не уверена, что успеем, но будем стараться успеть.

- Сумма контракта секрет? Сотни тысяч долларов или миллионы?

- Извините, я вам это не скажу, это коммерческая тайна, что прописано в контракте. Единственное, что могу прокомментировать по этому поводу: я знаю европейские цены на подобного рода услуги. Если брать крупные компании, то цена нашего контракта - ниже среднего. Думаю, причина этого – интерес и к российскому рынку и конкретно к Татарстану. Так – по моим ощущениям.

«УСПЕХИ «РУБИНА» ЭТОГО СЕЗОНА СВЯЗАНЫ С UMBRO»

- Вопрос тоже из этой серии. Сорокин сказал в интервью о смене технического спонсора. Чья инициатива?

- Технический спонсор – очень важный партнер для клуба. Форма должна быть технически совершенной и удобной. Поэтому такой клуб, как «Рубин», должен иметь спонсора из Топ-3. Там множество характеристик, начиная от веса футболки и заканчивая впитываемостью. Я не буду сейчас называть имя. Есть Топ-3 по рынку, и вы сами сможете это все найти. Чья инициатива? Обоюдная.

- Это был тендер?

- Нет. В этой области тендер не объявляется. Реальных игроков на рынке мало. Обычно в клубе ждут, чтобы к ним пришли.

- К вам пришли?

- Да, и мы определились.

- Когда будет объявлено?

- Когда будет окончен этот сезон.

- Почему не хотите сейчас объявить? Это связано с действующим контрактом?

- Да. И потом у нас сейчас есть действующий партнер – это Umbro, и все успехи, которые, надеюсь, будут достигнуты в этом сезоне, будут связаны с Umbro. Зачем мы сейчас о ком-то другом будем говорить?

- Каковы условия этого партнерства? Они только экипировкой обеспечивают или еще какие-то деньги платят?

- Не могу сказать. Есть некий компенсационный пакет.

- Курбан Бердыев говорит, что, если «Рубин» играет в Nike, то он в медалях...

- Nike – довольно непростой партнер. Хотя по спортивному бренду они одни из самых сильных, это да.

- Болельщики любят, и у многих европейских клубов это есть – альтернативный комплект формы. Такой будет предусмотрен по условиям контракта с новым техническим спонсором?

- Есть основная форма, есть гостевая – away kit, и есть запасная. То есть три комплекта будет.

- Он будет каким-то необычным? Альтернативным?

- Во-первых, когда технический спонсор приходит в клуб, на первый год он эксклюзива не дает. Никому. Если только Adidas перебьет контракт Nike у «Барселоны», то может быть, для «Барселоны» они сделают, хотя у меня тоже большой вопрос. Поймите – у них потоковое производство на заводах. Там заказ нужно делать за год. Я подписывала для «Шахтера» форму за 15 месяцев до того, как мы ее презентовали. Поэтому здесь мы переговоры вели осенью. Как только будет возможность, мы все расскажем, покажем, презентуем. И для прессы, и для болельщиков.

- Титульный спонсор какой-то может появиться в ближайшее время? Сейчас на форме только генеральные спонсоры.

- Давайте сначала бренд построим. А потом к этому бренду уже будем привлекать партнеров.

«ИДЕЯ «ХРАНИТЕЛЕЙ «РУБИНА» ПОШЛА ОТ ЗИЛАНТА»

- Кампанию, которую вы запустили, «Хранители «Рубина», кто делал?

- Это питерская компания Special One. Они единственные из приличных и качественных российских подрядчиков, которые имеют опыт работы со спортивными командами – там одних премий сколько россйских. Они полностью закрывают «Зенит», СКА, «Шахтер». Мы делали с ними фотосессию. Люди сказали то, что мне было очень приятно слышать: «Маш, вот мы работаем со многими игроками топ-уровня. Ваши очень отличаются ото всех – они по-человечески очень открытые, позитивные, с ними приятно работать и снимать. Мы не ожидали, думали, что все будет гораздо хуже». А самим игрокам, насколько я знаю, нравится идея, что мы хотим их привлекать.

- По поводу этой кампании есть мнение, что идея не нова. Даже в Казани вы не первые – хоккейный «Ак Барс» и волейбольный «Зенит» делали что-то похожее.

- Она новая. Почему именно эта идея? Объясню. Во-первых, мы говорим о том, что наш спорт, который мы смотрим, – футбол, хоккей или волейбол – это мужественный спорт. Для болельщиков очень важна самоотдача на поле, чтобы игроки бились за победу – это принципиальный момент. Это у нас присутствует. Но саму идею визуальную ни у какого «Зенита» мы не брали, конечно. Мы просто пошли от Зиланта. У нас есть Зилант, ни у кого такого нет больше. Это действительно символ города. Сейчас есть популярный сериал «Игры престолов» на канале HBO, дорогущий, у него фанаты по всему миру – посмотрите, там образы и символика очень близкие.

Ну и еще - нам хотелось выделиться, подойти, если можно так выразиться, с необычной стороны. Ведь все вешают рекламу с одними и теми же образами футболистов в форме, играющих в футбол. Я видела предыдущие работы «Рубина», неплохие картинки, но мне захотелось сделать что-то непохожее. Чтобы людей привлекло, даже тех, кто не является болельщиком с опытом посещения стадиона. Как мне кто-то сказал: «Какая красивая картинка! А где этот фильм идет?» Пусть люди смотрят на них, пусть обсуждают, пусть ждут следующей «серии».

- Сколько щитов по городу? Ощущение по последним матчам, что их немного было.

- С апреля 40 щитов. Есть определенные цифры. Для такого города, как Казань, это оптимальное число для создания впечатления о присутствии в городе.

- Контракт с питерской компанией что включает?

- Они делали фотосессию, они делали специальные костюмированные съемки во второй студии – представьте, в Испанию, где находился в тот момент «Рубин», тащить ящик доспехов с «Ленфильма» разве возможно было? Они отрисовывают образы и придумывают сюжеты, они спрограммировали нам трехмерного Зиланта. А куда применять и как ставить, это уже мы.

- Насколько контракт рассчитан?

- Пока футболисты не кончатся (улыбается). Мы начали с ними работу в феврале. Планировали на год, то есть до конца 2013 года. Но если будет какая-то другая идея или эта надоест – все возможно.

Сняли и молодняк – очень надеюсь, что вскоре ребята дадут повод, чтобы запустить рекламную кампанию по всему городу именно с ними.

- Насколько важен момент региональной специфики? Например, не все понимают, что это Зилант изображен на картинке.

- Признаю, что мы, теоретически, можем и ошибиться и достигнуть обратного эффекта. Но мы сейчас всех опросим, тогда обязательно придет понимание, насколько можно использовать региональную специфику. Что касается Зиланта, если уж кто не понимает, что там изображен именно он, то мы пытаемся об этом рассказывать. Может быть, стоило заранее рассказать о концепте, тогда было бы более понятно.

«ПРОДАЖА АБОНЕМЕНТОВ – ЭТО МОЯ ГОЛОВНАЯ БОЛЬ»

- Что еще для привлечения болельщиков делается?

- Мы пробуем разные вещи – интернет, direct mail, разные акции – прощупываем почву. У меня очень большие вопросы по поводу эффективности рекламы на телевидении. Поэтому пока я ее не трогаю. Я посмотрю другие варианты.

Суть моего подхода - мы будем индивидуально приглашать на футбол.

По большому счету у нас пока нет CRM-базы. Я говорю о менеджменте баз данных. Это и абонементская и просто контактная база. Такая база работает только в том случае, если человек сам дает тебе контакт, если ты с ним постоянно коммуницируешь, повышая тем самым его лояльность. Это сложно на самом деле, немногие это умеют. Вот вам еще один пример из «Шахтера». Там девушка сейчас сидит, этим занимается. Она играет на этой базе, как на пианино. Планируется, к примеру, низкорейтинговый матч. А в команде-сопернике играет футболист, который когда-то давно играл в «Шахтере». Так она выбирает людей, которые ходили на футбол в те времена, отправляет им совершенно определенные сообщения – и вот, пожалуйста, плюс 2000 человек на стадионе. Я утрирую, конечно, но принцип понятен.

- Сейчас сколько абонементов продано?

- Меньше полутора тысяч, и это моя головная боль.

- Пэйпассовая система сохранится?

- Мы как раз встречаемся с партнерами из "АК БАРС" Банка. То есть этот вопрос решается как раз сейчас. Думаю, да, она действительно инновационная, будем думать над упрощением процесса получения абонемнета.

- Со стороны клуба какое решение? Вы сами как видите перспективы?

- Сам проект очень технологичный и перспективный. Вообще меня очень сильно потрясло IT-развитие Казани. Такие вещи, которые делают в Казани, в том числе для Универсиады, я нигде не видела. Инфоматы, электронные карты. Казань такие технически сложные проекты делает на своих ресурсах – это очень круто. Вот «Шахтер», например, все закупал у немцев – и железки, и софт. Поэтому было бы глупо это упускать здесь. Другое дело, какой пакет получит абонементщик. Я переживаю по поводу бонусной системы. Как маркетолог, скажу вам: для того, чтобы бонусная система была действенна, когда ты обещаешь что-то, должен потом четким образом это выполнять. Более того, в любой момент человек может посмотреть состояние своего счета. К сожалению, у нас сейчас это все не особо работает, нет прозрачности. Поэтому у нас, скорее всего, не будет той бонусной системы, которая есть сейчас. Но мы будем включать что-то еще.

- Банальный перенос матча – это уже обман по бонусной системе.

- В том числе, но это форс-мажор.

- Есть примеры на Западе, когда абонементы начинались продаваться задолго до открытия новых арен. На новый стадион в Казани будут заранее продаваться абонементы?

- Мы пока этот вопрос поставили на тайм-аут. Пока я лично не посмотрю все, не посижу на каждом месте, продавать абонементы не буду. Есть эффект нового стадиона – люди в любом случае придут. Наша задача, чтобы им было комфортно.

Окончание следует.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (94) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    10.05.2013 09:44

    Не хожу на футбол, так как занят заботами о том как и где заработать, чтобы семья не нуждалась. Если появляется свободное время, тоже не иду, так как не хочу видеть сам и показывать детям какими скотами могут быть некоторые сапиенсы. Советую ответственным при государстве мужам и дамам определиться футбол-это красивое зрелище для людей или способ отвлечения дебилов и психопатов от наличия в их жизни нерешаемых государством социальных проблем. Если второе, то, все-таки, 45 тысяч больных на голову набрать может превратиться в еще большую проблему.

    • Анонимно
      10.05.2013 11:16

      Полностью согласен.Необходимо сначала заняться воспитанием фонатов Рубина, затем играков -пора играть для зрителей, а не за "бабки".С зарубежными клубами уже играют классно, а для домашних и так сойдет.Не сойдет!!!!!!

      • Анонимно
        13.05.2013 18:22

        Фанаты - убл...и и скоты, нажрутся и кресла ломают... А есть более хорошие, никому не мешающие ребята!

    • Timur
      10.05.2013 12:03

      Для начало,в стране надо навести элементарный порядок,что бы появилось гражданское общество,власть стала сменяемой путем всенародного прямого голосования,прекратилась коррупция в тех масштабах которое имеет быть сейчас.Рабочий человек из нищенского состояния перешел в разряд серядняков и мог позволить себе купить билет в Рубин или в другое развлекательное заведение.Пока пусть олигархи ходють на просмотр бегунов миллионеров.И еще,вот что очень важно,должны появится свои доморощенные футболисты татары,иначе какой смысл смотреть на тот разврат где в основном гостарбайтеры бегающие за мои деньги которые не дошли до других сфер жизни,их у меня украли наши правители и заткнули социальную дыру в угоду люмпену и молодым безбашенным придуркам.

      • Анонимно
        10.05.2013 15:00

        а чем доморощенные русские или украинцы тебе не угодили?

        • Анонимно
          10.05.2013 15:44

          Так известно чем - он же "квасной патриот", ну в смысле националист...

          • Timur
            10.05.2013 16:02

            Ничего против не имею ни против русских ,ни против украинцев,пишу позиционируя себя как татарин представляющий республику Татарстан.Для украинцев есть родная вотщина-Украина,для русских вообще промолчу,они везде и всеобъемлюще.

            • Анонимно
              10.05.2013 16:59

              "timur", чтобы тот же "Рубин" пополнялся СВОИМИ молодыми футболистами, ИМ вполне достаточно быть просто уроженцами Казани или республики, а ещё лучше воспитанниками своего же футбольного интерната. Также как и вам для общения здесь совершенно не обязательно выпячивать своё этническое происхождение, а вполне достаточно просто быть хорошим интересным собеседником, который представляется как "timur"...

              • Анонимно
                10.05.2013 19:45

                Нет смысла что-то доказывает "тимуру" для него футбол - лишний повод вякнуть про избранность определенной нации, к которой он себя гордо относит. Уверен, он ни разу не был на футболе, и не знает фамилии игроков Рубина.

                • Анонимно
                  10.05.2013 20:10

                  Да, Вы правы конечно, но оставлять его слова совсем без реакции, значит давать ему повод думать, что с ним согласны. Но вот, например, мы же с вами совсем даже не согласны...

                • Анонимно
                  10.05.2013 21:12

                  Поддерживаю Вас, Тимур. Обязательно надо говорить о родном народе и болеть за него, говорить о нем, поддерживать делами, поведением, жизнью, семьей, обществом, любя хорошие качества во всех, не мериться с хитрой, темной, склизкой, грубой, хитрой темнотой.

  • Анонимно
    10.05.2013 10:00

    Женщин лучше держать от футбола подальше.

    • Анонимно
      10.05.2013 20:17

      Тогда у нас никакого нормального футбола не будет никогда!!!!!!!!!!!!!!!!

  • Анонимно
    10.05.2013 10:00

    Не приду на стадион, пока команда будет играть в вялотякущий футбол, Климова - не интересна.

  • Анонимно
    10.05.2013 10:00

    Много протестных настроений в городе. Где их выразить? На субботники и официальные митинги сгоняют - тут игнорить нельзя, премии лишат. А на футбол не ходить можно.Во-вторых, глубоко раздражает людей отсутствие местных игроков. Казанская команда - хотим своих мальчишек, из соседнего двора. Пусть играют хуже - но свои.В-третьих, цена за купленных бесит неимоверно. Вот и получается: я пришла болеть за твою игру, ты получаешь в сотни раз больше, чем я. А бегаешь плохо, не забиваешь совсем.В-четвертых, в ноябре, на мокрых стульях, под снегом, в лыжной куртке сына, получила тяжелейшую простуду.Разобраться с погодой не получается, но график игр в человеческих руках!!!Фанатка "Рубина". Автограф Бердыева в спальне рядом с фотографией мужа))))

    • Анонимно
      10.05.2013 11:19

      Надо учиться у немцев. Создать настоящие детские и молодежные клубы Рубина, и включать не менее 8 своих игроков в состав Рубина.

  • Анонимно
    10.05.2013 10:07

    Все таки каждая вторая статья про футбол и Рубин это перебор. О бизнесе БО вообще практически не пишет. Извините конечно если кого то обижу, но игрушка "Рубин" наших чиновников, к большинству граждан республики никакого отношения не имеет.

  • Анонимно
    10.05.2013 10:18

    Если признать фактом,что Рубин для болельщиков,то возникает вопрос,почему Сорокин,как президент клуба,не разъяснил болельщикам, почему именно Климова. Она фанатка Зенита и лично я против фанатов Зенита в Рубине.Она надеется на новый стадион,но это зря.Первое время посещаемость немного повысится,но намного не увеличится.Самое главное,это зрелищность игры.Если я заплатил деньги,я хочу смотреть не на то,как ходят пешком по полю,бьют мимо ворот и делают не точные пасы.Нужна борьба,скорость,техника,желание выигрывать.Кураж должен быть. А в Рубине такой игрок один-Карадениз.Остальные то играют,то нет.Понятно,что играют они не для болельщиков,а за очень большие деньги.Но уважение к болельщикам должно быть.И выражаться оно должно игрой.Не должно быть такого позора,как с Анжи.

    • Анонимно
      10.05.2013 11:22

      Класс игры Рубина должна определяться красивой игрой.И все должны требовать этого от игроков.

    • Анонимно
      10.05.2013 19:35

      зря вы так про наемников..вспомните гладиаторские бои..своих то лбами не ст алкивали а зрелище любили..

  • Анонимно
    10.05.2013 10:20

    Никогда массово народ не будет ходить на футбол и хоккей тоже, пока будут играть наемные игроки легионеры, нанятые на наши деньги без нашего согласия... пусть за них болеют у них на родине, а здесь должны играть местные парни.... Вообще всем понятно, что футбол это бизнес в котором нет спортивного духа. Лучше дома на иксбоксе играть в футбол, чем ходить на стадион

  • Анонимно
    10.05.2013 10:21

    Да, уважаемая, за 4 месяца пора бы, уже показывать реальные, дела, плакатики, буклетики - это договориться с компаниями, кое-что и получить, хорошо. А где живая работа с болельщиками. Вокруг стадиона грязь. Я болелам ЦСКА говорю, вот стоите в очереди мусор бросаете там где стоите, это у Вас в "Химках" или Лужниках так принято, у Вас также грязно? Нет, говорит, у нас просто там где стоим, там и урна стоит, мы мусор в урну бросаем. А ведь прав. Я оглянулся, у входа всеверные кассы одна урна, переполнена на 200%. Вот они её заполнинили и стали мусор бросать куда попало. Я второй раз разве туда пойду, кругом бутылки, бумаги и пьяные гости... и не одного сотрудника стадиона, полиции и т.д. В билетах написано в чаще стадиона не курить... Думаете кто-то над этим работает. сотруднику полиции говоришь, а ему плевать, ну и что говорит, да ещё с таким видом, что как будто ты и виноват, что ему обратился.Лестницы ладно по проекту узкие, но хотябы освещение можно же сделать. Перед началом когда по одному поднимаются, не так это заметно, а когда после матча сплошной поток идёт и в темноте не видно ступенек, неприятно. Во время перерыва, чай попить, очередь на 15 минут, выстоял, тебе говорят за чай 30 рублей, это что, создание комфортных условий. Да этот болельщик заплатит, а душе скажет сволочи, и больше чай не будет на стадионе пить. Скамейки грязные, сломанные. Пока всё,устал писать, потом ещё напишу...

  • Анонимно
    10.05.2013 10:27

    Мария! Нельзя рассматривать болельшиков как источник финансирования Футбольного клуба, которые будут покупать абонементы и атрибутику и тем самым выведут сделают клуб прибыльным. Я всей душой болею за Рубин и совместно со своим товарищем в 2004 году пытался создать фан-движение Рубина, мы первые в городе начали устраивать автомобильные пробеги перед и после матча. Хотя я и продолжают болеть за Рубин, но уже не хожу на все матчи и в этом проблема не комфорта на стадионе, не зрелище и не стоимость билета. Проблема в другом и я полагаю, что те, кто уже ни ходит на футбол, испытывают такие же чувства. То, что вы делаете, будет бесполезным - в этом я уверен, или в лучшем случае будет кратковременный успех, но не надолго (а Вам в принципе большего времени и не надо - будет первый результат, можно снимать куш и дело с концом). Есть способ решения этой проблемы и он лежит не глубоко, просто в другой плоскости. Думайте Мария и удачи Вам!

  • Анонимно
    10.05.2013 10:28

    бюджетники будут регулярно ходить )))

  • Анонимно
    10.05.2013 10:33

    А что то про Ицхакова КШ в Рубине не слыхать, вроде вице президент и аффторитетный чел.

  • Анонимно
    10.05.2013 10:39

    Если честно, по полю бегают приезжие со всего света мужики за миллионы баксов, ими управляют такие же приезжие, сидящие также не на хилой оплате, и они призывают болеть за них, за то, как они там играют. Да большинству на них наплевать. Жалко только деньги на сторону уходят. Нам остаются испоганенные земля и вода, испорченный воздух и здоровье наших детей, когда добыв и продав нефть, эти деньги так бездумно расходуются на забаву, пополняя кошелки заезжих гастролеров. Да уж!! Любим мой свой народ. Без булдырабыз.

  • Анонимно
    10.05.2013 10:48

    Пока Бердыева тренер, на стадион и за 3-копейки не пойду. Смотреть нечего. Азиатская манера игры и управления командой.

  • Анонимно
    10.05.2013 11:03

    Я бы пошел на игру, где играет парень с соседнего двора-района. Но мне не интересно ходить смотреть на чужих закормленных волков, которых сколько не корми - они все равно на сторону смотрят. Чем больше в команде приехавших издалека, особенно из дальнего зарубежья временьщиков, тем меньше я счиютаю команду "своей". Тем более, что действительно выдающиеся игроки находятся в европейских командах, а к нам поедут, только те, кто им не подошел (еще или уже). Да и волка (игрока или тренера) должна кормить не столько постоянная часть контрактов, сколько результат команды. Но иностранцы на это не пойдут - они сюда одолжение делать приехали или близких на теплые места пристраивать.

  • Анонимно
    10.05.2013 11:04

    Пока не будет достойной школы с татарстанскими мальчишками, вырастающими под чутким профессиональным руководством хороших (и это необязательно приезжие, своих хватает, их бы подучить, мир показать, да наши тренеры испашек порвут), пока не будет такой школы, которую пытался создать Самаренкин (но "Его величество" имело другое мнение), я лично на футбол не пойду и всем не советую. У Климовой свои интересы, деньги и карьерный рост, ей наши переживания до лампочки, да и не в ее это компетенции.

  • Анонимно
    10.05.2013 11:05

    все правильно делает Климова. Подобная работа нужна при любом тренере. Конечно футбольная Казань-это не Донецк и уж тем более не Петербург, но хотя бы стремиться к этому надо.

  • Анонимно
    10.05.2013 11:07

    Самое печальное для тренеров то, что игрока за плохую игру выгнать из команды не возможно. У них в контр актах так написано, уму положено платить в месяц 10 лямов, попробуй отнять, засудят. Когда наши местные будут в команде более 90% тогда начнем посещать спортивные игры, а пока чиновники пилят наши деньги не пойдем

  • Из интервью сделал для себя вывод, что Мария нии черта не знает о истории Рубина! Возьмите в помощники человека из болельщиков(не фанатов), который помнит почти все важные вехи последних 10ти лет и помнит поименно футболистов. Иначе все эти маркетинговые акции пролетят мимо.З.Ы. Например, почему бы не использовать в поддержку клуба - Канистру, Баяру. Болелы поймут!)) А Мария сомневаюсь знает что или кто это :)

  • Анонимно
    10.05.2013 11:12

    забавно читать реплики о том, что я бы ходил на футбол, если бы в клубе играли наши (местные) воспитанники.Посчитайте количество футболистов из республики хотя бы среднего уровня, да там и на полкоманды не наберется.Всегда приводимый в качестве примера Атлетик из Бильбао конечно достигал высот собственными воспитанниками, но эту стратегию клуб использует многие десятилетия подряд.Команда из местных ребят будет хорошо (красочно, с обилием голов) играть во второй лиге, неплохо(средне) -в ФНЛ и ужасно(с вылетами туда-сюда) в премьер-лиге. Но такой футбол большинству вообще не нужен

    • Анонимно
      10.05.2013 20:24

      Мы это слышим уже много лет, что дайте нам классных игроков, и мы будем играть как Барселона или Челси. А может быть дать Вам еже соответствующих тренеров, стадионов и болельщиков!!!!!

  • Анонимно
    10.05.2013 11:12

    команда должна быть народной, а не командой негров и индусов ( ничего против не имею этих наций), а наша детвора в это спивается пивом и обкалывается морфинами во дворах. у них нет идеала, кому подражать. да такой бардак не только в спорте в РТ- а во всем, вина тому клановость, пусть он тупой и еще тупее- на зато свой и не перепрыгнет тебя. управлять стадом баранов всегда легче-чем сильной командой имеющей свое правильное мнение.

    • Анонимно
      10.05.2013 11:31

      Логика хромает. Неужели в наших кланах есть негры и индусы? Вы, когда пишите, иногда мозги напрягайте. А вот то, что со всей России сюда народ собирают в ущерб своим, то это да. Наверное, такая политика сверху продиктована. Без вот так булдырабыз! Татарин.

  • Вообще как то неправильно начинать с маркетинга. Маркетологи странные люди, они считают, что продать можно все, нужно лишь вложить достаточно средств в продвижение товара.Заметьте, не в сам товар, а в его продвижение....Представьте, на КАМАЗ приходит такой специалист и начинает продвигать. Появляется не сорок, а 40 000 щитов по всему миру, привозят школьников на завод и красят грузовики во все цвета радуги.Вы думаете продажи увеличатся?Правильно, нет.Чтобы продать какой то товар нужно сначала его спроектировать, потом произвести на очень высоком уровне и лишь потом продвигать.Если же сэкономить на первых стадиях, на последней ничего не получится. Ситуация в Рубине мне кажется именно такой. Игры нет, своих игроков нет. Нет даже планов посторения будущей команды. Зато есть продвижение и 50 человек в штате....

    • Анонимно
      10.05.2013 11:54

      в бизнесе без маркетинга и продвижения выжить невозможно.и да, продать можно все что угодно...примеры вокруг нас

    • Анонимно
      10.05.2013 12:32

      Юрий, маркетинг - это хотя и буржуазная лженаука, но его роль сегодня огромна, т.к. в современном мире продаются именно иллюзии и ожидания, а факты, как правило, продают сами себя. Поэтому, чтобы продавать иллюзии и ожидания без хорошего специалиста не обойтись. Если же говорить серьёзно, не забывая при этом, что в каждой шутке есть всего доля шутки, то приглашение г-жи Климовой в "Рубин" совсем не лишнее движение, особенно в предверии "переезда" на новую арену. У Марии есть опыт, профессиональная подгатовка и явное понимание проблематики. Думаю, что если её совсем уж не "подведут" тренер и игроки, то опрнделённого эффекта она определённо добъётся. Это конечно моя чисто субъективная оценка, причём основанная лишь на внимательном прочтении нескольких её интервью, но по-моему, она человек основательный и одновременно творчески увлекающийся своей работой, в которой, повторюсь, на мой взгляд, она знает толк. Посмотрим, но в любом случае, этот опыт обойдётся "Рубину" не дороже Карлоса Эдуардо...

  • Анонимно
    10.05.2013 11:27

    ну и кто по вашему мнению, лучший действующий "местный" футболист ? из наших так сказать, пример для подражания? даже трех-пяти фамилий не наберется.

    • Анонимно
      10.05.2013 12:14

      Во первых, не наберете, потому что не развивают этот спорт среди молодежи, а все деньги идут на содержание одного клуба. Во вторых, если их нет, то и смысла нет в такой команде. Зачем болеть на заезжих гастролеров с их обслугой набранной тоже по всему свету, включая и переводчиков для игроков. Татарин

      • Анонимно
        10.05.2013 12:39

        СССР давно нет,кому надо развивать спорт среди молодежи? Сейчас капитализм,бабло и еще раз бабло.А с молодежью миллионером не станешь.

        • Анонимно
          10.05.2013 13:23

          Тогда о чем разговор? Пусть деньги делают, если сумеют, а народ тут причем? Не ходит и ходить не будет. Татарин.

  • Анонимно
    10.05.2013 11:58

    У нас при таком подходе никогда не будет хороших спортсменов, их растить надо со школьной скамьи, вкладывать нужно на детский спорт, а не покупать готовых звездунов, а для этого должно быть прозрачный бюджет спортивных сообществ

    • Анонимно
      10.05.2013 12:04

      А кто не дает их растить?

      • Анонимно
        10.05.2013 12:34

        Их не дают растить Бердыев и иже с ним! В интернате сидит временщик, пустослов и хапуга на руководящем посту! Детский футбол не развивается только из-за них! Знайте это, господа болельщики!

        • Анонимно
          10.05.2013 13:19

          Значит все беды от Бердыева, во как. "Специально не развивает детский футбол".Вот оказывается кто виноват во всех бедах.Срочно надо самаренкина ставить вместо Бердыева и все сразу разовьется.Как вы ловко врага детского футбола на чистую воду вывели...

          • Анонимно
            10.05.2013 14:25

            Хоть вы и с усмешкой написали это,а ведь дело действительно в этом.

    • Анонимно
      10.05.2013 20:55

      Какая взаимосвязь между прозрачным бюджетом и детским спортом?Если вы не в курсе, спортсменов Рубин сейчас растит не со школьной скамьи, а с детского садика. Моего мальчишку еще с подготовительной группы позвали тренироваться.

  • Анонимно
    10.05.2013 12:34

    Такие как Вы и не дают!

  • Анонимно
    10.05.2013 12:44

    Читая интерьвью, создалось впечатление, что Климова кроме Шахтера нигде и не работала. Да и в Шахтере говорят, что они про людей плохо не говорят, но с хорошими специалистами не расстаются. Отсюда делайте выводы кто такая Климова и какой она специалист. Думаю заработает на ребрендинге, покажет кипучую деятельность, результат будет никакой и скажет, ну не получилось у меня. Поймите и простите. И до свидания.

  • Анонимно
    10.05.2013 13:32

    Может, кто нибудь знает - недавно же в рубин на ребрендинг ушла такая красивая женщина, из бывших мэровских замов (Зухра дальше не помню)? что с ней сталось?

  • Анонимно
    10.05.2013 14:12

    Для начала сделайте хотя бы одну не курящую зону!!!с детьми ходить не возможно!!!

    • Анонимно
      10.05.2013 20:52

      Надо не придумывать себе отмазки, а придти на стадион - было бы больше толку. Некурящий сектор давно есть - семейный. Всегда на него хожу с пацаном.

      • Анонимно
        11.05.2013 17:45

        Семейный сектор нужно ещё звуконепроницаемым сделать,чтобы не травмировать детский слух отборным матом.

  • Да,согласен тут со многими,что футбол это прежде всего зрелище.И чтобы зарабатывать на футболе,нужно продавать качественный продукт.Извините меня,но игру Рубина на сегодняшний день можно сравнить товар с истекшим сроком годности,съел и через 90 минут тошнит.Естественно больше такого есть не будешь.Оттого и пустой стадион.Мне кажется,что тут надо менять производителя такой продукции,а не логотипы и производить ребрендинг.Что толку от того,что форма изменится,если качество игры будет на прежнем уровне.Хотя по наличию игроков в Рубине,есть несколько очень сильных футболистов,уж не буду перечислять,среди них мой любимчик Гекдениз,но ведь большая часть откровенный шлак,почему их покупают?а если и покупают,то почему не играют?Ведь ценник на них очень приличный.Вообщем не понятно все это.Руководству нужно просто понять,что никакие менеджменты не помогут,пока Рубин не будет давать зрелище,вот как оно появится...,увидете люди будут ходить на футбол!!!

  • Анонимно
    10.05.2013 14:54

    Отстой(((Работа с болельщиками пока ноль!!! Зато уже привлекли питерскую компанию за не хилые деньги, да на волейбол наши казанские такие же плакаты рисовали и в разы дешевле, денежки наши в бомжеклуб потекли(((На стадионе хаос!!! Все курят, даже на секторах не курящих, купишь билет на ВИП, а рядом пацаны пролазят за дарма, в туалет очередь как в мавзолей, грязь, полиция лютует, короче клуб ничего не делает чтобы исправить ситуацию. А кидалово с евролигой? Где домашки? Кто то извинился?Если президент не вмешается то казанцы перестанут вообще ходить на футбол, посмотрите и так пол стадиона гастарбайтеры и приезжие...

  • Анонимно
    10.05.2013 15:18

    Задача сделать аншлаг выполнима,условий конечно много,но это решаемо,Вам самой понадобится помощник.

  • Дожали все таки! Всех рубиновых с победой!А Мухаметшины старались. Неужели они настолько хуже Дядяна или Рязанцева?Кстати, а Мордовия играет в Адидасе, у них что маркетинг лучше?

    • Анонимно
      10.05.2013 20:03

      Критерий не хуже Дядюна,а лучше.Мухаметшин лучше Дядюна? Нам нужны лучшие,а не"не хуже".Насчет Адидаса, вопрос к Климовой.

      • Анонимно
        10.05.2013 20:37

        Да, теперь(с учетом сегодняшней игры) Руслан Мухаметшин намного лучше играет и забивает чем Дядюн. Даже он, уже лучше чем Кержаков, который забивает менее слабым командам (и защитникам), а Мухаметшин - сильнее командам чем Мордовия.

        • Анонимно
          10.05.2013 23:29

          Так и болейте за мордовию на здоровье,кто мешает?

        • Анонимно
          11.05.2013 00:00

          Дядюн мордовии три гола в двух играх забил,а Мухаметшин сколько?

          • Анонимно
            12.05.2013 13:28

            Да, Дядюн и остался этими забитими голами на самую слабую команду, а Мухаметщин среди Российских футболистов сейчас на первом месте - 10 голов-лучшим клубам, где играют лучшие защитники, в основном защитники сборной.

  • Анонимно
    10.05.2013 21:33

    Дайте хороший футбол с нашими футболистами - и трибуны будут полны. Вот и весь маркетинг.

  • Анонимно
    10.05.2013 21:43

    Да Онопко надо в Рубин, и пойдет дело...

  • Анонимно
    10.05.2013 21:45

    читаю и удивляюсь, большинство комментаторов ничего не смыслит в футболе. удивляют разговоры про команду, составленную из местных - лучше сразу свой чемпионат организовать тогда, чтобы в нем играть, в премьер лиге нас тогда никогда не будет. удивляют националистские высказывания - не надоело ещё, сколько уже можно. никто в современном мире не может ставить вопрос таким образом, здесь живут люди разных национальностей, закройте рты уже, так это все надоело. Курбан Бердыев великий тренер, без него играли бы как Мордовия и балансировали бы на грани вылета, он не ангел, он человек со своими сложностями, но то что он лучший клубный тренер России это неоспоримо.

    • До великого ему еще далеко,если не вечность.

    • Анонимно
      10.05.2013 22:20

      Ну, по поводу лучшего клубного тренера России - это вы , конечно, погорячились.. Да и "Мордовию" зря обидели. Не надоел вам еще "патриотизм по Бердыеву"?

    • Анонимно
      10.05.2013 23:06

      А нам это надо, кормить заезжих гастролеров? В современном мире нигде не сидят на бюджете или спонсорстве от госкомпаний, когда они должны в бюджет, а не зарплату игрокам и обслуге. Там они зарабатывают как могут. А иначе пусть будет такая команда как написали как в Мордовии, но почти целиком из своих. Научаться играть будут играть, нет так и что? Смотрите и болейте за ЦСКА и Динамо.

      • Анонимно
        10.05.2013 23:37

        Раз вы такой патриот,давайте от иномарок откажемся и от всего иностранного.Давайте только своими товарами пользоватьтся! Согласны?

        • Анонимно
          11.05.2013 00:37

          Если не по карману иномарка, то ничего не поделаешь, откажешься и будешь делать свою машину. Но есть разные вещи, например, можно отказаться от импортных лекарств и погубить много своих больных, а можно отказаться от легионеров и спасти им жизни. Что выбираете? Татарин.

          • Анонимно
            11.05.2013 10:58

            Так это вы выбирайте!Вам же только свое подавай.Вот и откажитесь от всего импортного,в то числе и от лекарств,бытовой техники,одежды.Производите все в Татарстане.А то только кричать про патриотизм,а как до дела,то в кусты.

          • Анонимно
            11.05.2013 11:01

            Что за подпись татарин,что вы этим хотите сказать? Зачем пытаетесь людей разделить по национальностям?

        • Анонимно
          12.05.2013 13:30

          На Камазе ездить на футбол будем что ли? У нас других машин нет, была "ОКА"( место на стоянке мало занимает) в Челнах и то ликвидировали.

  • Анонимно
    10.05.2013 23:33

    В рубине2 молодые и местные играют. Не все местные, но есть. В дубле рубина есть местные, даже с фамилиями татарскими. Набиуллин, Хабибуллин. Где же народ на этих играх???где те, кто готов смотреть СВОИХ смотреть???

  • Анонимно
    10.05.2013 23:57

    Уважаемые коллеги!Рубин будет иметь стадион международного уровня, игроки получают почти как в Европе, но постоянная игра совсем не такого уровня.Что-то с этим надо делать, и никакой маркетинг или ребрендинг ситуацию не изменят.

    • Анонимно
      11.05.2013 01:31

      Сменить главного тренера. Именно он тянет клуб в 90-е. Нужен молодой Европейский тренер.

  • Анонимно
    11.05.2013 00:20

    Не кипишуйте,в следующем сезоне Рубин будет чемпионом России! Что будут противники Бердыева говорить?

  • Анонимно
    11.05.2013 06:58

    Футбол должен стать своего рода театром. Играете хорошо - значит на ваш спортивный спектакль пойдут люди. А если за любую игру, в т.ч. и когда хочется сказать "не верю", спонсор с обреченностью платит хорошие деньги - то чего ждать то? Надо футбол акционировать и пусть они на рынке продают свой товар - хорошую игру. Смогут продать - акции будут котироваться. А нет - ну тогда, ... мебель двигать уже будет бесполезно

  • Анонимно
    11.05.2013 08:56

    если даже сделать в качестве эксперимента билеты на футбол Рубина (в премьер лиге) бесплатными то всё равно даже центральный стадион не заполнится, а манагеры уже о деньгах задумываются))) подумали бы лучше почему так мало ходит болельщиков, т.к. причины есть и они элементарные, ну да Климовой виднеее наверно, короче скоро школьников силком будут заталкивать на стадион))) на универсиаду наверно не больше 15% билетов только продано, вопрос простой: кто у руля? и кто ответит за провал? никто конечно, в этом то и вся причина))) а про красивые планы рассказывать все горазды. Кстати пусть футболисты хоть в форме от Чебоксарского х/б комбината играют, лишь бы результат был)))

  • Анонимно
    11.05.2013 20:00

    " Как в «Рубине», я пока не знаю....????"- или интервью прошлогоднее (тогда минус изданию) или Климова на самом деле пришла только бабла срубить!

  • Анонимно
    11.05.2013 20:12

    Самаренкин на самом деле работу с болельщиками сумел достойно организовать за очень короткое время

  • Анонимно
    11.05.2013 20:13

    В Локомотиве не её подруга случайно рулит?)))))

  • Анонимно
    11.05.2013 22:01

    "Дураки обожают собираться в стаи" пел Булат Окуджава. Ну а я умный и на публичные мероприятия не хожу зомбоящик не смотрю.

  • Анонимно
    12.05.2013 18:45

    Да никому особо болельщики и не нужны там, и никто и не стремиться сделать так чтоб они там были, стыдно просто хозяевам клуба когда показывают по ТВ пустые трибуны казанского стадиона, вот и начинают эту тягомотину с привлечением PR менеджеров. Если на футбол на машине едешь, то тебя от стадиона ГАИшники отгоняют, а не объясняют как можно и где припарковаться. Почему если смотришь футбол из ложи почетных гостей то можно и "Ханской" выпить за победу Рубина и закусить нормальным бутербродом, а если пришел как все то не то что выпить, за чаем будешь стоять пол-часа. На трибунах и семечки лузгают и плюют на пол, и курят, и через пять минут "Судья п...с", с ребенком и женой точно не придешь. И так не только с "Рубином", ярчайший пример Универсиада, на которую никто особо не собирается ходить, но там проще, ВУЗы обяжут студентов привозить как зрителей и все ОКей. Мэр призвал ходить на соревнования, но кто нибудь видел План движения городского транспорта на период Универсиады? Как куда добираться? Мэр то туда на машине подъедет к служебному входу и сядет в кресло и поест и закусит. Пригнанные студенты будут кричать и радоваться,только местные жители будут под ногами мешаться не понимая какая это честь проводить Универсиаду..

  • Анонимно
    12.05.2013 23:11

    Даже если есть повод пойти на стадион, вдруг выясняется, что Рубин играет в другом городе! Наверное, финансовый директор посчитал, что там можно больше бабла срубить, а абонементы не в счет!!! Так и отучают ходить на стадионы!

  • Анонимно
    15.05.2013 16:08

    Пока одна говорильня. И модное слово "ребрендинг"!

  • Анонимно
    21.05.2013 16:38

    Мария, пока вы сегментируете потенциальную аудиторию и пытаетесь привлечь их внимание, обратитесь пжлт к самой лояльной категории -это родители и родственники малышей которые сейчас "фестивалят" или уже отобраны в группы. У этих мальчишек сейчас "бесплатно" горят глаза и эта положительная энергетика передается всему немалому родительскому корпусу. Здесь не надо атомного бюджета и слива бабла, зато отдача быстрая и прогнозируемая, если всё правильно сделать эти люди могут в арифметической прогрессии транслировать успешные и новые начинания на тему «я люблю Рубин». До того момента как Вы выкинете наших детишек из Рубина и набьете интернат усатыми легионерами с поддельными метриками, у нас есть 3-5 лет. (насколько я понимаю это также Ваш временной интервал)Итак, организуйте1. Сервис и доступ в манеж для родителей 2. Родительские турниры по выходным3. Экскурсии на базу Рубина4. Пропускной механизм на территорию центрального стадиона (авто)5. Визиты-встречи « великих и целованных футбольным богом» игроков и их тренеров И т.д Если сделаете качественно, креативно, ярко-сувенирно и сердечно (как Вы утверждаете), то есть шансы на появление новой аудитории любителей футбола, и приятных воспоминаний в своей профессиональной карьере. Спасибо и удачи.

    • Анонимно
      31.07.2013 10:32

      к сожалению, г-же климовой это неинтересно - на этом нельзя заработать!

  • Анонимно
    29.05.2013 13:11

    Боже, читаю комментарии и удивляюсь... 1. Свои в команде. Играли бы хорошо, были бы и свои, учитывая лимит на легов. Да, не очень ведется работа с детьми, можно было бы пацанов просматривать тихонько на каких-нибудь "Кожаных мячах". Но школы есть и работают. Не хуже, чем в других регионах. А национализм - это вообще пережиток. Играет же Месси (аргентинец, пусть и со вторым исп. гражданством) в Барселоне и Роналдо (португалец) в Реале. И люди ходят смотреть на них. И других иностранцев, в том числе. То же и в Англии, и в Германии. Самые сильные чемпионаты, надеюсь, не будет никто оспаривать. 2. Про грязь. Причем здесь урны? с собой слабо мусор свой забрать?3. Курение вроде как запретят, а пить россиянам вне дома нельзя вообще - больно уж башни срывает.4. Мат на трибунах и прочие файеры - просто ничего делать не хотят. В принципе - легко: видеокамеры, вылавливай нехороших фанатов, штрафуй - благо и база законодательная есть. И не пускай на стадион таких. Есть и практика и возможности. Ну и работа клуба с фанами, в первую очередь. Меньше идиотов на трибунах - больше "кузьмичей", которые, собственно и составляют основную массу. 5. По Климовой - нужно подождать. Результат не может быть сразу. Так не бывает. Если что-то вдруг и сразу - это почти 100% подвох. за 100 дней и некоторых наших политиков ничего не получалось. А фанат она Зенита или нет - полная ерунда. Лишь бы отмазку какую. Если человек профессионал, то он должен оставаться профессионалом. 6. И маркетинг. В первую очередь он. Под хорошую идею можно привлечь и игроков и спонсоров. А ждать, когда футболисты научатся играть без рекламы и прочих сувениров - можно и не дождаться. Поэтому и деньги должны на это тратиться. При первом же удобном случае, хоть немного чему-то научившиеся игроки свалят в другие клубы, где обертка более блестящая. И зарплата выше. 7. Иногда бесит, когда Рубин сливает аутсайдерам. Либо "политика", либо отсутствие мотивации. Любой гранд может проиграть мотивированному аутсайдеру. Но ведь у каждого на работе случалось такое, что не получается что-то. И что?8. Работа с болельщиками, маленькими, в том числе. Но чтобы это устроить - должна быть и стратегия разработана. И деньги, в том числе, вложены. И немалые. Поэтому - нужно ждать. Не так много лет Рубину в элите, чтобы ожидать бешеного всплеска популярности. Как ни странно, на Климову надеюсь. И на новый стадион.

  • Анонимно
    30.05.2013 12:15

    Действительно параллельно.Клуб параллельно, болельщики параллельно...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль