Общество 
13.05.2013

Линар Якупов, АИР: «Если вы захотите иметь квартиру в «СМАРТ Сити», ее можно будет купить»

IMG_9889.jpg

ПРОЕКТ ЭКСПОЦЕНТРА ВЫРОС В ЦЕЛЫЙ «ГОРОДОК»

- Линар Габдельнурович, возможно, не все следили за ходом развития проекта «СМАРТ Сити Казань», поэтому давайте начнем с такого вопроса нашего читателя: «Как и кому в голову пришла идея создать проект «СМАРТ Сити Казань»? Цель проекта в масштабах глобальной экономики?» (Firenze)

- Линар Якупов: В марте 2012 года впервые этот проект был сформулирован как «СМАРТ Сити Казань». Изначально вся идея заключалась в том, что республике, Казани был нужен новый международный выставочный комплекс, и агентство инвестиционного развития РТ вышло с инициативой реализации этого проекта. А президент Татарстана увидел эту идею в совершенно ином свете – как один из проектов-катализаторов дальнейшего развития экономики республики. Поэтому проект и вырос в целый «городок» – будем пока так называть, потому что 60 тысяч населения – это размер небольшого города.

- На самом деле – это мегапроект…

- Линар Якупов: Сегодня этот проект экспертами считается одним из самых хорошо проработанных. В каком плане? В прошлом году, анонсировав проект, мы сразу стали смотреть на реакцию и рынка, и инвесторов, и сообщества, работающего в этом направлении. Есть ли вообще спрос на такое предложение, если оно будет исходить от России и, в частности, от Татарстана? Вопрос продвижения и России, и Республики Татарстан оставался одним из главных, поскольку при развитии подобных «городков» любой инвестор должен понимать, что, вкладывая свои средства в эту площадку, перед ним не будет стоять задача продвижения республики и данной площадки. Что это будет совместное движение и бизнеса, и власти для продвижения того проекта, куда люди вкладывают свои средства.

Следующим важным этапом стала встреча в июле прошлого года президента РТ Рустама Минниханова с малазийским консорциумом и арабскими инвесторами. И президент на этой встрече сделал еще один важный шаг в консолидации идей и дальнейшего развития «СМАРТ Сити Казань». Он предложил расположить высокотехнологичную часть особой экономической зоны «Иннополис» рядом со «СМАРТ Сити Казань», чтобы она стала «локомотивом» высокотехнологичных производств, которые как серьезный двигатель позволили бы проекту «СМАРТ Сити Казань» комбинировать высокие технологии и те услуги, которые будут созданы на этой площадке для международного и регионального бизнеса.

35337.jpg

Это был очень важный момент – с тех пор мы стали работать в совершенно другом режиме, поскольку надо было понять, как мы сможем интегрировать планы по развитию «СМАРТ Сити Казань» в российское законодательство и комплексное развитие российских ОЭЗ. Дальше – больше: к сентябрю уже появилось понимание, как нужно двигаться по этому проекту. Но это понимание пришло после недельной работы, которую совместно провели созданная нами корпорация развития РТ, малазийский консорциум и участники нашего рынка: архитектурный университет, архитектурное управление Казани, инженерные компании, просто студенты. Мы их всех вместе собрали и в течение недели вели обсуждение, насколько такая площадка, как «СМАРТ Сити Казань», могла бы быть востребованной сегодня, начни мы вкладываться в данный проект. И мы увидели тот спрос, который уже сегодня существует в республике на услуги и направления, где государству нужно сыграть роль катализатора, чтобы развитие пошло очень быстро.

В течение этой недели мы уже точно сформировали, какой должен быть пул «СМАРТ Сити Казань», каковы главные компоненты проекта. И дальше пошла работа над улучшением данной концепции. С каждым шагом становилось все понятнее, в каком направлении нужно двигаться.

В мире сегодня по «умным» городам накоплен уже довольно большой опыт. В России мы со своим проектом являемся пионерами, хотя бы в плане концептуального развития. В ноябре прошлого года мы участвовали в форуме Smart City Expo в Барселоне, где были представлены все «умные» города, которые сегодня в мире существуют и создаются. Мы изучали технологии, которые используются при их создании, и тот фокус, который имеет каждый «умный» город. И мы поняли, что сегодня, предложи мы международному рынку или отечественному – национальному или региональному – вот этот перечень услуг, то это будет востребовано.

«ТЕПЕРЬ ПРЕДСТОИТ ДЕТАЛЬНАЯ ПРОРАБОТКА ПРОЕКТА»

- Как двигались дальше с этим проектом?

- Линар Якупов: С октября 2012 года мы уже двигались поэтапно по тем договорам, которые были подписаны с малазийским консорциумом, в состав которого входит три компании – AJM Planning&Urban Design Group, представляемая в рамках данного проекта Норлизой Хашим, Straits Consulting Engineers и Amanah Capital Group Limited.

В декабре мы представили уже более проработанную концепцию. В январе 2013 года в рамках официального визита президента РТ в Малайзию мы посетили несколько развивающихся «умных» городов – Iskandar Malaysia, Medini Iskandar, которые имеют схожие с нашим проектом черты, откуда мы заимствовали опыт, возможный для применения в наших условиях.

IMG_9863.jpg

По итогам этой поездки 18 января этого года было проведено совещание с участием президента РТ Рустама Минниханова. Это было первое совещание в расширенном составе – в его работе приняли участие и игроки рынка, и представители органов власти, и участники проекта. По итогам совещания был подписан протокол, в рамках которого мы сейчас и движемся. Большинство пунктов протокола уже выполнено. Один из пунктов – к началу апреля представить финальную версию концепции мастер-плана «СМАРТ Сити Казань», что и было сделано 17 апреля во время встречи с президентом РТ. Мы также обсудили модель реализации проекта, взаимодействие с министерствами, вопросы развития внешней инфраструктуры проекта. Представители компании TGT Oil and Gas Services рассказали о проекте создания своего научно-исследовательского и производственного центра. Президент нашу работу одобрил, теперь предстоит детальная проработка проекта.

«ИНВЕСТОРУ НУЖНО ПРЕДОСТАВИТЬ ЧЕТКИЕ «ПРАВИЛА ИГРЫ»

- Очевидно, что проект «СМАРТ Сити Казань» в силу своей новизны и масштабности потребует серьезной модификации управленческих подходов. Какие управленческие модели и принципы вы планируете использовать для интеграции местного бизнеса в планируемые кластеры? (Рафик Шайхутдинов)

- Линар Якупов: Конечно, важным моментом дальнейшего развития данного проекта будет вопрос его управления: по каких схемам, как будут вовлечены государство и частные инвесторы. Мы и это презентовали, и наше видение получило поддержку президента. Сейчас идет работа по детальной проработке этого взаимодействия.

Также важно было понять инфраструктурную потребность, чтобы то, что закладывается сегодня, послужило фундаментом для развития как минимум на ближайшие 10 - 15 лет. Потому что такого рода проекты никогда нельзя рассматривать в горизонте пяти лет, нужно рассматривать в перспективе до 20 лет. Но мы, понимая, что рынок хочет хоть что-то увидеть и важно показать, что развитие будет идти, планируем, что уже в 2015 году первые объекты будут готовы.

На встрече с президентом РТ 17 апреля мы также представили инвесторов, которые уже подписали с нами соглашения и по которым уже ведется конкретная работа: «привязка» территории, определение необходимой инфраструктуры, точное вложение в этот проект. Поэтому уже сейчас наступает момент детальной серьезной работы – по инфраструктуре, по привлечению инвесторов, по сопровождению проектов, по созданию очень прозрачной и понятной системы работы с инвесторами.

По результатам работы 2012 года 60 процентов прямых иностранных инвестиций пришли на ОЭЗ «Алабуга». Почему? Да потому, что это территория, где прописаны правила, есть четкое понимание, где вход и где выход, определены сроки и условия для инвесторов: он приходит и видит перспективу развития своего бизнеса на 10 лет вперед. Стабильность и быстрая проходимость всех процедур – это отличительная черта всех особых экономических зон. И если активно пользоваться всем этим инструментарием, то инвестор начинает приходить. Поэтому ОЭЗ Татарстана сегодня генерирует 71 процент производимой продукции во всех особых экономических зонах страны. И на данной площадке у нас скоро будет 38 резидентов.

35338.jpg

Все это привело нас к мысли, что если предлагать какой-то конкретный инвестиционный продукт, то инвестору нужно предоставить четкие «правила игры», заверенные печатью. И, что очень важно, обеспечить выполнение этих правил! Потому что не так-то легко развивать регион в целом, сделать каждый его участок инвестиционно привлекательным. И для нас проект «СМАРТ Сити Казань» – это прежде всего инвестиционная площадка, где все прозрачно и понятно, где есть вовлеченность правительства в виде финансирования строительства инфраструктуры. В то же время на данной площадке ожидается и очень большое вовлечение частного капитала. Мы видим положительную зарубежную практику, когда на один доллар, вложенный государством, привлекается как минимум до 30 и выше долларов частного капитала.

В ИНФРАСТРУКТУРУ ГОСУДАРСТВО ИНВЕСТИРУЕТ 9 МЛРД. РУБЛЕЙ

- Сколько и чьих средств планируется вложить в проект «СМАРТ Сити Казань»? Как быстро он сможет окупиться? (Эдуард) Какую часть от общего объема инвестиций возьмет на себя бюджет? Будут ли это средства республиканской казны, либо агентство планирует привлечь и федеральные деньги? (Татьяна Колчина)

- Линар Якупов: На первом этапе реализации проекта (ближайшие 5 - 7 лет) в него будет вложено около 25 миллиардов рублей.

- Кем?

- Линар Якупов: Отмечу очень важный момент: на данном этапе, понимая, сколько инвесторов уже есть и сколько мы можем привлечь к 2015 году, мы знаем, что до 9 миллиардов рублей могут достичь инвестиции государства в инфраструктуру и свыше 15 миллиардов рублей – инвестиции частного капитала в конкретные проекты. Объем частного капитала на каждом новом этапе будет только расти, увеличивая пропорции вложений в сторону частных инвестиций.

- Государство должно вложить в строительство инфраструктуры «СМАРТ Сити Казань» порядка 9 миллиардов рублей. На сколько лет это планируется?

- Линар Якупов: Мы рассматриваем первый и второй этапы до 2018 года, начиная с текущего года.

- Получается, 9 миллиардов рублей на 5 - 6 лет. По сравнению с инвестициями государства в Универсиаду – это чепуха. Это не станет драйвером роста!

- Линар Якупов: Понятно, но ведь «СМАРТ Сити Казань» – это, во-первых, не единственный проект Татарстана. Во-вторых, наверное, мы уже получили достаточно инвестиций от государства в так называемую базовую инфраструктуру. Из опыта других стран мы видим, что на каждый доллар, вложенный в инфраструктуру, должно приходить как минимум 30 долларов частного капитала.

P1070494.jpg

И сейчас задача – те вложения, которые государством уже сделаны, максимально использовать для того, чтобы они стали катализатором привлечения частного капитала. Грош цена всем нашим усилиям, если в конце получится, что «СМАРТ Сити Казань» – это проект, полностью финансируемый государством!

«ПО СВОИМ МАСШТАБАМ ПРОЕКТ СТАНЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫМ»

- Вы говорили, что «СМАРТ Сити Казань» – чисто республиканский проект. Выходит, на федеральные инвестиции рассчитывать не приходится?

- Линар Якупов: Если этот проект разовьется так, как мы это планируем, он очень быстро по своим масштабам станет федеральным! Мы сегодня имеем особую экономическую зону технико-внедренческого типа «Иннополис», высокотехнологичные производства которой будут находиться рядом со «СМАРТ Сити Казань». Как вы уже знаете, ОЭЗ «Иннополис» располагается на двух площадках: в Верхнеуслонском районе для развития IT-отрасли, в Лаишевском районе – для высокотехнологичных производств. Логистически это верно – производство находится недалеко от аэропорта. При дальнейшем развитии аэропорта, «СМАРТ Сити Казань» и части ОЭЗ «Иннополис» очень важно, чтобы они работали в единой связке.

А вообще мы рассматриваем разные формы привлечения инвестиций на обеспечение инфраструктуры – вплоть до выхода на рынок заимствования во Внешэкономбанке или иностранных кредитных учреждениях. Не надо рассматривать так, что инвестиции должны быть только от федеральных властей и под какую-то программу. Мы должны диверсифицироваться даже в этом направлении.

- Как будет подсчитываться эффективность проекта «СМАРТ Сити Казань»?

- Линар Якупов: Заложены экономические показатели: кластеры, которые будут здесь развиваться, количество вовлеченных людей и построенных объектов и т.д. И по мере реализации проекта плановые показатели сверяются с фактическими. Например, по проекту Iskandar Malaysia из 10 направлений в 8 рост получился больше плановых, а вот по двум направлениям роста не получилось. Эти «неудачные» направления сворачиваются, чтобы сконцентрироваться на тех направлениях, где наблюдается динамика роста.

«ПОДПИСАЛИ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ НА ТРИ ОБЪЕКТА»

- Кто первые инвесторы «СМАРТ Сити Казань»?

- Линар Якупов: Мы подписали предварительные инвестиционные соглашения на три объекта. Предварительные потому, что в то время, когда они подписывались, не был решен вопрос отвода земли, но сейчас он уже решен. Первый объект – это транзитная гостиница, которая будет находиться в деловой зоне. Инвестор – Radiance Hospitality Group – оператор индустрии гостеприимства со штаб-квартирой в Сингапуре. Инвестиции – 1,5 миллиарда рублей.

Второй объект – университет менеджмента и гостеприимства. Инвестиции – 500 миллионов рублей, инвестор тот же – Radiance Hospitality Group совместно с компанией ATC – оператором колледжей и университетов Юго-Восточной Азии. Это как раз тот случай, когда пришли инвестировать в гостиницу, но поняли, что у нас нет подготовленных кадров для развития этой индустрии и что даже существующие гостиницы испытывают большой голод в человеческих ресурсах. И они увидели здесь для себя перспективу. Все обучение будет проходить на английском языке, и это будут специалисты для нашей сервисной индустрии – туризма и гостиничного бизнеса.

- А какого уровня будет гостиница?

- Линар Якупов: Пока это гостиница уровня трех звезд, потому что мы понимаем, что в деловой части города будет располагаться и экспоцентр, который нуждается в гостиницах от двух до пяти звезд.

- А на сколько человек рассчитан вуз?

- Линар Якупов: Университет небольшой – примерно на 500 выпускников в год. Инвестор исследовал потребности в кадрах не только Татарстана, но и всех прилегающих регионов, и понял, что кадровый голод есть везде.

- Сколько лет обучения предполагается?

- Линар Якупов: Есть разные программы – двухгодичные, трехгодичные, есть короткие курсы. И развитие университета тоже будет поэтапным.

- Кто является третьим инвестором?

- Линар Якупов: Третий инвестор – компания TGT Oil and Gas Services, работающая в сфере геофизики и аналитики нефтяных месторождений и скважин. TGT планирует инвестировать 600 миллионов рублей в строительство городка с научно-исследовательским институтом, небольшой гостиницей для себя и тестовым центром.

Примечательно, что данная компания основана выходцами из Казани, которые сначала создали в республике бизнес по обслуживанию нефтяных скважин, а в конце 90-х годов перебрались на Ближней Восток с основным офисом в Дубае и начали обслуживать все нефтяные компании Персидского залива. На сегодняшний день компанией создано 200 рабочих мест для инженеров высокой квалификации. Директор по развитию бизнеса в России и СНГ Георгий Васильев говорит, что все деньги они зарабатывают за пределами Татарстана, а тратят пока только в республике – на подготовку кадров, улучшение производственной базы. Сегодня компания настроена на расширение с 200 до 500 человек, поскольку растет объем заказов. И этим примером возвращения бизнеса мы будем пользоваться в целях привлечения других инженерных центров.

ТРИ ВАРИАНТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИНВЕСТОРАМИ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ ВОПРОСУ

- Когда эти три объекта начнут работать?

- Линар Якупов: По всем трем объектам начата техническая работа, определяется необходимая инженерная инфраструктура. Эти объекты должны быть введены в 2015 году, и к этому времени необходимая инфраструктура государством должна быть построена, потому что инвестиции не приходят, если государство не демонстрирует свою готовность вкладывать деньги.

IMG_9926.jpg

- И когда государство обещает построить инфраструктуру?

- Линар Якупов: 17 апреля мы докладывали президенту РТ о той инженерной инфраструктуре, которая необходима на первом этапе: дороги, электроснабжение, газоснабжение, вода и канализация. Все понимают, что все делается поэтапно, и инвесторы верят, что государство со своей стороны все обязательства выполнит. Они рискуют даже больше, чем мы, поскольку приходят на чужую территорию и берут на себя риски «пионеров».

- А в чем их риски?

- Линар Якупов: А вдруг к 2015 году мы инфраструктуру не построим?!

- Это «золотое» место – рядом с аэропортом и Казанью! Даже если мы ничего не сделаем, инвесторы не прогадают… А земля им будет продаваться или сдаваться в долгосрочную аренду?

- Линар Якупов: Корпорация развития РТ рассматривается как управляющая компания данной площадки, и у нее будет три варианта взаимодействия с инвесторами по земельному вопросу: первое – это аренда, второе – продажа, третье – вхождение в совместный проект. Со стороны государства мы должны будем гарантировать, что инфраструктура будет предоставлена в требуемых объемах.

НА СТРОИТЕЛЬСТВО ЭКСПОЦЕНТРА – 7 МЛРД. РУБЛЕЙ

- Кроме этих трех проектов еще есть какие-то наработки?

- Линар Якупов: Следующий серьезный проект, по которому уже создан инвестиционный меморандум и мы сейчас ведем переговоры, – строительство международного экспоцентра. Возврат инвестиций по подобным проектам – 40 - 50 лет, поэтому в большинстве стран такие объекты строит государство.

В нашем случае мы разработали схему государственно-частного партнерства, где государство будет вкладываться и землей, и инфраструктурой. Но и в этом случае возврат инвестиций получается очень долгим. Поэтому мы разработали другие механизмы: в качестве «бонуса» предлагаем инвестору возможность строить и другой бизнес, который позволит ему компенсировать долгосрочность возврата затрат на экспоцентр, позволит сбалансировать финансовые потоки.

- Каков объем инвестиций требуется на этот проект?

- Линар Якупов: Здесь речь идет об инвестициях около 7 миллиардов рублей.

- Экспоцентр будет большой?

- Линар Якупов: Общая площадь – порядка 45 тысяч квадратных метров. Для проектирования экспоцентра мы привлекали международную компанию и мировых экспертов, чтобы определить оптимальную площадь и виды услуг, которые данная площадка должна предоставлять. Мы понимаем, что это определенный вызов, но сегодня Татарстан имеет возможность укрепить свои позиции в этом направлении. Заполнить данную площадку поэтапно мероприятиями мы сможем – такой потенциал у республики есть.

- А потенциальный инвестор на этот проект есть?

- Линар Якупов: Мы ведем переговоры с тремя группами международных компаний, и все отнеслись положительно. Мы теперь должны выбрать того, кто не только рассматривает проект как объект инвестиционного характера, но и готов вкладываться в его раскрутку, потому что привлечение мероприятий на эту площадку – очень важный момент.

«КАЗАНСКАЯ ЯРМАРКА» БУДЕТ ИНТЕГРИРОВАНА С ЭКСПОЦЕНТРОМ»

- Какая компания будет проводить на площадях и мощностях будущего «умного» города выставки, конгрессы, симпозиумы, конференции? Будет ли это единый оператор, или места под солнцем хватит всем? (Татьяна Колчина)

- Линар Якупов: В принципе, мы хотим, чтобы сохранялась преемственность, и та команда, которая сегодня есть на "Казанской ярмарке", совместно с нашими иностранными партнерами смогла работать на данной площадке.

- То есть в этой схеме найдется место и для "Казанской ярмарки"?

- Линар Якупов: Однозначно! С моей точки зрения, сегодня иметь выставочную площадку в центре города – не совсем правильно, и всю выставочную деятельность надо уводить за город, где важными элементами являются прежде всего вопросы логистического характера, чтобы туда можно было доехать и на общественном, и на личном транспорте. Самое главное, чтобы было удобно и компаниям, которые будут здесь выставляться, и посетителям экспозиций.

- "Казанская ярмарка" закроется или нет?

- Линар Якупов: Существующий проект "Казанской ярмарки" должен быть интегрирован с будущим проектом международного экспоцентра в "СМАРТ Сити Казань".

- Интегрирован на уровне команд или территории?

- Линар Якупов: И на уровне команд, и на уровне территории. По большому счету, с реализацией данного проекта возможности экспоцентра вырастут в несколько раз.

«ВСЯ ТЕРРИТОРИЯ РАЗДЕЛЕНА НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ»

- По тем трем проектам, по которым уже определился инвестор и подписаны соглашения, вопрос с землей решен? На каких условиях она будет предоставляться?

- Линар Якупов: Мы прорабатываем и вопросы аренды, и вопросы продажи земли. Надо отметить, что мы пока находимся на том этапе, когда отрабатываются многие механизмы взаимодействия с инвесторами. Важно, чтобы в «СМАРТ Сити Казань» приходили как иностранные, так и российские инвесторы, которые готовы вкладывать деньги и в недвижимость, и в объекты сервисной индустрии.

- Какие, например, объекты?

- Линар Якупов: Кроме гостиницы здесь еще будут находиться международная частная больница, инжиниринговый и аутсорсинговый центры, научно-исследовательские лаборатории.

- Проект больницы кого-то уже заинтересовал?

- Линар Якупов: Да, есть компании, которые изъявили готовность вкладываться в этот бизнес. Начата работа с нашим министерством здравоохранения.

Сегодня, говоря о тех кластерах и направлениях бизнеса, которые будут развиваться на площадке «СМАРТ Сити Казань», мы имеем в виду медицину, туризм, образование и так называемую деловую зону. Примером создания подобной деловой зоны можно назвать «Москва-Сити», который является пока одним из лучших в стране проектов по интеграции бизнес-направлений схожих отраслей, вокруг которого выстраивается так называемый обслуживающий бизнес – магазины, парикмахерские, гостиницы и т.п.

- Кому сегодня принадлежит земля под «СМАРТ Сити Казань»? Вам ее уже отдали в управление?

IMG_9842.jpg

- Линар Якупов: Сейчас вся земля «СМАРТ Сити Казань» собрана в единую систему и находится в государственной собственности. И как я уже говорил, управлять развитием данной площадки будет корпорация развития РТ.

- Когда это произойдет?

- Линар Якупов: Земля может быть передана инвесторам в любой момент, потому что все процедуры пройдены. Но суть не в этом. Раньше рассматривалась модель, когда крупный инвестор заходит на большую площадку. Но мы понимали, что здесь что-то не так, что мы слишком рискуем в этом случае. Нам нужно было эти риски минимизировать.

А сейчас по мастер-плану вся территория разделена на отдельные площадки, имеющие свое предназначение, и инвесторы будут заходить на «СМАРТ Сити Казань» согласно этому плану. И по каждой отдельной площадке наш риск будет минимизирован, поскольку по каждой из них мы будем решать отдельно – то ли сдавать ее в аренду, то ли продавать, то ли заходить в совместное предприятие. Например, по международному экспоцентру мы будем входить в совместный бизнес, по гостинице предоставим дополнительные преференции, поскольку это первый объект.

- Как «СМАРТ Сити Казань» будет вписан в местный ландшафт Лаишевского района? (Андрей Федоров)

- Норлиза Хашим: В этот проект заложена не только идея привлечения инвестиций, но и в первую очередь комфортная среда, в которой людям было бы приятно работать и жить. И когда на встрече в сентябре прошлого года собралась общественность – архитекторы, проектировщики, студенты, просто население, им был задан вопрос: что вы считаете необходимым на этой территории? И у них было четкое видение качества жизни в «СМАРТ Сити Казань» – это экологичность зданий и самой территории. Когда у них спросили, что нужно сохранить, то в первую очередь участники встречи отвечали – природу.

«ПРОЕКТ СООТВЕТСТВУЕТ ВСЕМ СТАНДАРТАМ И ТРЕБОВАНИЯМ»

- А как там жить под грохот самолетов, ведь совсем рядом – международный аэропорт Казань?!

- Норлиза Хашим: Существуют нормы, есть границы санитарной зоны, соблюдение которых учитывалось при проектировании «СМАРТ Сити Казань», и непосредственно рядом с международным аэропортом Казань будут размещены производства ОЭЗ, и не будет жилых помещений.

- В скольких километрах от аэропорта будут размещены жилые помещения?

- Линар Якупов: Вся протяженность территории – 6,7 километра, а от аэропорта до деловой части – 3 километра.

- Фактически над головой будут летать самолеты!

- Линар Якупов: Нет, поскольку коридор для самолетов проходит не над территорией «СМАРТ Сити», а в стороне. Ни одна точка «СМАРТ Сити Казань» не попадает в зону авиакоридора!

- Норлиза Хашим: «СМАРТ Сити Казань» не попадает ни в зону посадки, ни в зону взлета самолетов. И нормативами такое соседство разрешено.

IMG_9931.jpg

- Линар Якупов: Проект создавался с учетом всех параметров. Первоначально план выглядел совсем иначе, но в ходе работы, с учетом соблюдения всех норм и требований, исходя из логистики и прочих условий, получился окончательный вариант, который сегодня соответствует всем стандартам и требованиям.

- Вдоль всей территории «СМАРТ Сити Казань» проходит ветка аэроэкспресса. Сколько будет остановок на этой территории?

- Линар Якупов: Предполагается две остановки.

«ДОЛЖНО ВОВЛЕКАТЬСЯ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ТАТАРСТАНСКИХ КОМПАНИЙ»

- Что показывает мастер-план – только зонирование территории или еще и архитектуру будущих зданий?

- Линар Якупов: Мастер-план показывает зонирование, а архитектура будет определяться совместно с инвестором. Мы можем задавать определенные параметры – территория, этажность здания, а дальше – дело инвестора. Конечно, мы не хотели бы, чтобы там стояли какие-то здания-монстры… Для инвестора мастер-план является исходным документом, чтобы пожелания и выполненный градостроительный объект вписывались в общую концепцию проектирования. Желательно, чтобы архитектура отражала культуру и быт татарского народа, русских городов. Кстати, зарубежные гости, приезжая в Казань, отмечают, что здесь в архитектуре много смешения разных стилей, и это становится даже привлекательным. А в данном случае с инвесторами мы будем работать над тем, чтобы поддерживался единый стиль.

- Я представляю частную архитектурную фирму. Меня интересует возможность участия в проекте местных специалистов (Артур Айтбагин)

- Линар Якупов: Конечно, такие компании мы будем приглашать и нашим инвесторам предложим сотрудничать с татарстанскими архитекторами во время работы над конкретными объектами.

- Могут ли российские застройщики принять участие в реализации проекта «СМАРТ Сити Казань»? Есть ли критерий отбора застройщиков? (Камиль Сафаров) Кто заказчик, подрядчик? (Вадим)

- Линар Якупов: Стандартная процедура такова: приходит инвестор на выделенную ему землю со своим архитектурным решением под свой бизнес и начинает искать компанию, которая построит этот объект. И кого он выберет – это его дело. И мы не можем давать ему в этом вопросе указания. Но нам, конечно, хотелось бы, чтобы все татарстанские компании, которые сегодня есть на строительном рынке, были вовлечены в процесс. «СМАРТ Сити Казань» это инвестиционная площадка, где компании должны генерировать инвестиционные проекты и куда должно вовлекаться как можно больше татарстанских компаний. Но здесь должны работать рыночные механизмы. И если татарстанские компании соответствуют требованиям инвесторов, то, пожалуйста, пусть работают!

НАСЕЛЕНИЕ «СМАРТ СИТИ КАЗАНЬ» - 60 ТЫСЯЧ, РАБОЧИХ МЕСТ – 48 ТЫСЯЧ

- Какие перспективы несет в себе «СМАРТ Сити Казань» для населения республики? Какие возможности появятся для простого жителя РТ? (Линар Каримов)

- Линар Якупов: Во-первых, это новые рабочие места. Во-вторых, комфортные условия для жизни, работы и отдыха. В-третьих, это определенные стандарты жизни. Мы предполагаем, что, в конечном счете, в этом городе будет проживать порядка 60 тысяч человек.

- Жить или работать?

- Линар Якупов: Жить. А рабочих мест, по нашим расчетам, там должно быть 48 тысяч. И это, конечно, не означает, что те же люди, которые здесь живут, они здесь же и работают.

- Норлиза Хашим: На таких площадках рабочие места принято делить на прямые и непрямые. Под непрямыми рабочими местами как раз понимается вовлеченность местного населения в процесс создания деловой активности – они открывают кафе, рестораны, магазины и т.д. Это прежде всего малый и средний бизнес. Таким образом, они сами являются генератором новых рабочих мест.

Еще одна отрасль, которая будет развиваться одновременно с проектом «СМАРТ Сити Казань», – это градостроительство и архитектура, подготовка кадров для этих отраслей. Сейчас мы сталкиваемся с проблемой, что нет опытных кадров, которые хорошо бы знали сферу градостроительства. Да, они обучаются в вузе, но у студентов и выпускников нет площадки, где они могли бы применить свои знания и таланты. В частности, мы работаем с Казанским строительно-архитектурным университетом, студенты которого показывали мне свои довольно интересные дипломные работы на базе проекта «СМАРТ Сити Казань».

Приведу пример города Путраджая – административного центра Малайзии, который строился 20 лет назад. Это была инициатива правительства – вынести все административные и правительственные учреждения в другой город, чтобы разгрузить столицу страны Куала-Лумпур. Наша компания также принимала участие в строительстве этого города, и за это время мы накопили огромный опыт.

- Линар Якупов: Проекты-катализаторы создают прямые рабочие места, а дополнительные места создаются за счет вовлеченности бизнеса в этот процесс.

«СМАРТ СИТИ КАЗАНЬ» – ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ СОХРАНИТЬ МОЛОДЫЕ КАДРЫ»

- Какого уровня там будет жилье – для богатых или эконом-класса?

- Норлиза Хашим: Предполагается наличиежилья разного уровня – и элитного, и эконом-класса, плюс ко всему – еще и жилье для студентов. Состав населения – от молодого до пожилого возраста. Когда мы готовили концепцию, мы анализировали демографическую ситуацию Татарстана и пришли к выводу, что ваше население довольно молодое. И конечно, для молодого населения подобные проекты очень важны, поскольку они создают новые рабочие места. Иными словами, это место для привлечения талантов, поскольку есть вузы, есть талантливая молодежь, но если для нее не создать рабочие места, то тогда они будут «утекать» в другие регионы и страны. Поэтому «СМАРТ Сити Казань» – это возможность сохранить молодые кадры.

IMG_9856.jpg

- Сохранить за счет чего? У нас и без того есть рабочие места, безработицы у нас практически нет.

- Линар Якупов: На самом деле, этот вопрос очень глубокий. Во-первых, надо сравнить, какие рабочие места сегодня предлагаются на рынке и с какими специальностями и потребностями выходят из вуза молодые люди. И мы увидим, что здесь у нас большой дисбаланс. Дело в том, что предприятия нуждаются в специалистах среднего уровня, готовых работать за предлагаемую зарплату. А выпускники университетов должны и хотят работать на более технологичных рабочих местах.

И получается, что люди, которые получили определенные знания, хотят их применить, но в рамках существующих сегодня предложений на рынке труда применить не могут. Поэтому они начинают смотреть в сторону других городов и стран. И таланты от нас «утекают». Задача и заключается в том, чтобы оставлять этих людей здесь, создавая высокотехнологичные рабочие места. Приведу пример компании TGT Oil and Gas Services, где создали 200 рабочих мест для инженеров. Татарстанских выпускников там не хватает, поэтому работают выпускники вузов из Башкортостана, Оренбурга и т.д.

- Это означает, что наши выпускники и так востребованы, раз их даже не хватает!

- Линар Якупов: Это означает, что создание высокотехнологичных рабочих мест для своего населения – это задача номер один, но есть и задача номер два: сделать так, чтобы специалистов из других регионов, у которых такие же высокие ожидания, приглашать на работу в Татарстан.

«НА ПЕРВОЕ МЕСТО ВЫХОДИТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РЕСУРС»

- Относительно привлечения выходцев из Татарстана – это понятно, но за счет чего вы хотите привлечь коренных жителей других регионов? Ведь гостиничный бизнес, туризм, другие «якорные» бизнесы «СМАРТ Сити Казань» не являются высокотехнологичными.

- Линар Якупов: Мы сегодня говорим о создании нескольких аутсорсинговых и инжиниринговых центров. Например, компании TGT Oil and Gas Services, с которой уже подписано соглашение.

- Да просто руководитель этой компании – выходец из Татарстана!

- Линар Якупов: Не факт, что это решающий фактор! Объясню почему. Мы с прошлого года ведем переговоры с одной из ведущих компаний мира, которая тоже занимается аутсорсингом бизнес-процессов крупных корпораций. И они дошли до такого этапа развития, когда им потребовалось прийти на территорию СНГ. И они выбирали между Украиной, Россией и Казахстаном. А мы, в рамках своей программы Invest in Tatarstan, уже практически их убедили, что надо открывать свой бизнес именно в Татарстане. И одной из серьезных причин, почему они начали смотреть именно на нашу площадку, был проект «СМАРТ Сити Казань».

И сегодня эта компания самым серьезнейшим образом рассматривает возможность инвестирования сюда 65 миллионов долларов и создания здесь 500 рабочих мест. Выпускник вуза, который приходит работать в такого уровня компанию, в первый год получает 15 - 20 тысяч рублей. После того как он поработает год-два под супервайзерством, зарплата у него возрастает как минимум в два раза. И он сразу переходит на другой уровень достатка, когда покупательская способность гораздо выше.

- Чем занимается эта компания, о которой вы говорите?

- Линар Якупов: Эта компания – выходец из Бангалора, которая занимается аутсорсингом и в нефтяной индустрии, и в IT, и т.д. То есть там, где нужны умы. Для привлечения инвестиций одним из главных привлекающих факторов у нас является то, что ежегодно в вузах Татарстана учатся около 230 тысяч студентов. Сегодня, чтобы Республика Татарстан оставалась инвестиционно конкурентной, на первое место выходит человеческий ресурс. И это касается не только Татарстана, но и всей России.

Если наша республика при отсутствии хороших предложений в других регионах будет выходить с такими проектами, как «СМАРТ Сити Казань», «Иннополис», то специалисты будут к нам перемещаться, чтобы здесь работать и жить. И в этом не стоит сомневаться, потому что Россия в этом плане – не уникальная страна. Мы изучили опыт многих стран и понимаем, что искусственная миграция, однозначно, должна быть. И люди по своей натуре таковы, что идут туда, где созданы условия для развития, где можно применить свой талант.

«ХОТИМ В ТЕКУЩЕМ ГОДУ НАЧАТЬ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

- Вы сказали, что не обязательно работать в «СМАРТ Сити Казань», чтобы жить там. А вот в Иннополисе не хотят продавать жилье для посторонних.

- Линар Якупов: Площадка «СМАРТ Сити Казань» открыта для всех! Если кто-то захочет иметь здесь квартиру, он сможет ее купить. Но будет также и большое количество жилья, которое будет не продаваться, а сдаваться в аренду.

- Норлиза Хашим: Когда создаются подобные новые города, очень важно понимать, что результаты вы увидите только через 5 - 7 лет, окончательную картину – лет через 20. И важно с самого начала заложить общее видение людей и правительства, чтобы потом не возникло противоречий.

Безимени-1.jpg

Сейчас мы создаем картинку мастер-плана, и она позволит людям понять, какие объекты должны здесь находиться, и важно, чтобы эти объекты соответствовали запросам людей. И план – это не догма, он может быть пересмотрен через пять лет, могут добавляться какие-то новые элементы в зависимости от потребностей людей.

- Какие ваши ближайшие планы по реализации проекта «СМАРТ Сити Казань»?

- Линар Якупов: Первое – доработать и утвердить систему управления проектом, в рамках которой оператором проекта является корпорация развития РТ, а ответственным за реализацию проекта в целом, за работу с инвесторами постановлением кабинета министров РТ назначается агентство инвестиционного развития РТ.

Второе – к июню нужно завершить детальный мастер-план «СМАРТ Сити Казань» со всей инженерной инфраструктурой. Есть так называемый временной фактор: проекты нужно «привязывать» к территории, для чего необходимо пройти все согласовательные этапы, поэтому год уйдет на все эти процедуры. Чтобы следующей весной инвесторам уже можно было приступить к реальной работе, мы хотим, чтобы в текущем году начались работы по созданию инфраструктуры.

- Дороги в рамках проекта «СМАРТ Сити Казань» будут строить только за счет республиканского бюджета?

- И за счет бюджета, и, возможно, за счет заемного финансирования – такие варианты прорабатываются. А вообще, у всех есть инвестиционные программы – у энергетиков, газовиков и т.д. И ввиду того, что проект введен в инвестиционный меморандум РТ, это означает, что работы уже можно начать. Для взаимодействия с инвесторами нам сейчас важно показать, что государство вложилось в мастер-план, что оно готово его развивать, начав вкладываться в инфраструктуру проекта.

Окончание следует.

Вы бы стали жить в «СМАРТ сити Казань»? (13.05.13-14.05.13)
28%Конечно, это же город будущего
14%Не уверен, что там быстро закончится стройка, хотелось бы приехать в уже готовый город
26%Только если бы там работал
32%Думаю, что это не более чем прожект
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (109) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    13.05.2013 08:43

    Ленар Якупов молодец, ведет очень масштабные проекты. Еще бы поддержка была! Тогда 5-ка

    • Анонимно
      13.05.2013 10:27

      Линар Якупов просто за бюджетный счет катается по миру, АИР надо переименовать в "дирекцию СМАРТ_СИТИ" и пусть на режиме ГЧП он работает, тогда к нему вопросов не будет. А на данный момент инвестиций за 2 года он так и не привлек, поэтому флажком СМАРТ СИТИ просто машет.

    • Анонимно
      13.05.2013 10:39

      На начальных стадиях практически всех масштабных проектов мало кто в него верит. Республика достойна таких городов - мы и так опережаем Россию. Так держать!

      • venera
        13.05.2013 12:03

        опережаем Россию?! чего только не прочитаешь

      • Социум РТ
        13.05.2013 15:40

        Зарыть 9 млрд бюджетных денег (по итогам удорожание не менее, чем в 2раза - они это умеют) в условиях, когда проблемы в сельском хозяйстве, дефолт по долгу перед фед центром и не на что восстанавливать исторический центр, плюс куча долгово после Универсиады.Ради чего? Кому нужно это поле около Казани? Девелопером -да, городу и его жителям -нет. По крайней мере в таком виде.

        • Анонимно
          15.05.2013 03:49

          Девелоперам это не интересно пока, плотность населения там близка к нулю

    • Социум РТ
      13.05.2013 19:32

      Якупов как менеджер и тем более инноватор -никакой! Ни один из его заявленных проектов не был реализован, только скандалы (Гранты в АИР), болтология и невнятные рассказы о "сказочных" инвестициях...Смарт-Сити очевидный деве лопарский проект, инфраструктуру которого пытаются закрыть за счет бюджетных средств. Плюс эту территорию могут попытаться сделать некой резервацией для чиновников и гостей ( частная клиника, школа и закрытый жилой район). Но никакого отношения к инвестициям, "умному городу" (своего ума не хватает, вот и строят умные города) и стратегическим прорыв ным проектам это не имеет. А эти туземцы из Малазии под шумок пытаются выйти на российский рынок недвижимости и гостиничных услуг (довольно привлекательный, перспективный и дорогой) сминимальными за тратами и под громкие лозунги строительства Умного города и центра компетенции.

    • Анонимно
      14.05.2013 19:01

      Он Линар Якупов

  • Анонимно
    13.05.2013 08:52

    .......И когда на встрече в сентябре прошлого года собралась общественность – архитекторы, проектировщики, студенты, просто население..........Ох и лукавят!!!! Я живу в Столбищах....кого не спрошу, население не приглашали на эту встречу!!!

  • Анонимно
    13.05.2013 08:55

    Есть одна фраза , которая всё обьясняет "рядом с аэропортом и Казанью". Слишком хорошее место для гостиничного и жилищного бизнеса.Думая всё этим и ограничится. Как и в случае с Иннополисом.

  • Анонимно
    13.05.2013 09:11

    Конечно это очередной прожект, как и Иннополис. Сколково уже слилось и это официально признали. А это в Москве, где 20 миллионов человек вокруг. При этом Сурков описывая Сколково заявлил, что проект не более чем на 6 тысяч человек. Тут же в глубокой провинции на 60-150 тысяч человек прожекты, да не один, а целых 2. Невыполнимо ни при каких обстоятельствах. А то, что невыполнимо на заявленную численность, обречено. Заявили бы на 2-3 тысячи человек, еще можно было бы поверить. Но 60 тысяч там никогда не будет под самолетами.

    • Анонимно
      13.05.2013 09:33

      2-3 тысячи людей - это одна-две десятиэтажки. Инфраструктура золотая будет. Численность умышленно завысили для получения приличного ЧДД.

    • Анонимно
      13.05.2013 10:11

      Под самолетами никто бы и не дал им строить. В зону то не попадают.

    • Анонимно
      13.05.2013 19:29

      Квартиры под соципотеку раздадут, делов то.

  • Анонимно
    13.05.2013 09:13

    В Казани нет дорог, нет метро, нет инфраструктуры, нет условий для комфортной жизни, а тут в поле бюджетные миллиарды закапывать будут. Кто ответит через 5-10 лет, когда окончательно станет ясно, что проект провален? Назовите имя, чтобы было кому ответить. Привлекут ли этого человека к ответственности за неэффективные растраты миллиардов?

    • Анонимно
      13.05.2013 09:35

      Мы их обязательно всех привлечем за все деяния товарищ,скоро придет наше время,осталось совсем чуть-чуть.

    • Анонимно
      13.05.2013 09:36

      Смарт Сити знаковый проект для РТ. Провалить проект не позволят инвесторы и серьёзные кураторы. Дорог и инфраструктуры в лаишевском районе достаточно. Аэроэкспресс это разве не решение транспортных проблем,чуть поже когда посёлки района разрастутся запустят и муниципальный транспорт.В городе строить уже негде,есть промзоны и точечная застройка но эти площади уже зарезервированы для жилья и торговых центров.Всё у Татарстана получится !!!

      • Анонимно
        13.05.2013 10:53

        Без булдырабыз , вспомните Вамин сэз . И ещё ряд супер мега проектов Татарстана , таких как авиационный кластер (ушёл в Ульяновск? Свияжский логистический центр (неизвестно когда сдадут) Шахматный дворец из стекла , зоопарк за 100 миллионов долларов. Фантаст вы

      • Анонимно
        13.05.2013 11:25

        Чистой воды закапывание и освоения бюджетных денег! Фикция. Для чего это делать? В границах Казани территорий еще на 5 миллионов человек. Абсолютно неэффективный прожект

      • venera
        13.05.2013 12:08

        Вы цены на поездку в аэроэкспрессе знаете?

    • Анонимно
      13.05.2013 10:13

      1 к 9 если государство вложит а остальное инвесторы - да пусть строят! Я только за!

  • Анонимно
    13.05.2013 09:21

    Неестественный процесс эволюции города, с большой вероятностью обречён на провал. нужно очень осторожно относится к таким масштабным новоделам.

  • Анонимно
    13.05.2013 09:23

    К сожалению, культурная часть отсутствует в нашем "Сколково". Даже в планах нет. И даже не обсуждается!!!!

  • bel-al
    13.05.2013 10:23

    Этот Проект намного привлекательнее и реальнее, нежели даже Иннополис. На этапе концепции все привлекательнее. Да, есть в РТ основные направления которые генерируют бюджетные деньги - по сути нефть да и все. Если же мы хотим тихо-тих уходить от сырьевой экономики, то уже ДАВНО пора развивать сервисные направления, развивать рынок услуг итд. Если же сами не можем, то давайте тянуть сюда инвесторов, чтобы хотя бы они налоги тут оставляли, и города для нас строили. Дай Бог инвестор поверит в проект. Сыну будет где учиться.

    • Анонимно
      13.05.2013 10:42

      согласна! уже сегодня задумывалась куда ребенка отдавать учиться. однозначно только в частную школу, где можно выбрать то, что тебе в жизни понравится, а не в совок где тебе пихают все. ждем международных операторов по частным школам в смарт сити

      • Анонимно
        13.05.2013 11:11

        Если не будет всех предметов из школьной программы - не будет аттестата о среднем образовании и ЕГЭ - значит в РФ в ВУЗ не поступите. Может сразу в приличную иностранную школу переходить?

    • Анонимно
      13.05.2013 10:54

      Операторам проекта нужно над туристической привлекательностью хорошо подумать. Рядом аэропорт - это будет хорошо генерировать трафик!Удачи!

  • Анонимно
    13.05.2013 10:25

    Люди, о чем вы говорите? 90% вложений в проекте - это жилищное строительство, новый микрорайон комплексной застройки. Как жилищное строительство в таком месте может не окупиться?Далее, выставочный центр так или иначе необходим. Привлекать в город новых инвесторов и работодателей также необходимо, так или иначе. Известность проекта здорово облегчит эту задачу.

  • al-kazani
    13.05.2013 10:25

    Неужели в этот проект пустят миллиарды бюджетных денег??? Ленару давно пора спуститься с небес на землю - ни от одного его проекта нет никакого выхлопа. Вообще никакого.+ ИФК "Линова" - ни одного проекта по исламским финансам за 7 лет существования, хотя позиционируется как "исламский финансовый консалтинг". ТМИК - не в счёт, т.к. это тоже очередная бутафория, так же за 4 года ни одного реализованного проекта.+ РЦИЭФ - ничего кроме кабинета в Российском Исламском Университете. Ах да, участие в организации таких же бутафорских саммитов.+ Фонд Развития Исламского Бизнеса и Финансов - что вообще сделал и напалеоновских планов заявленных на главной странице сайта?+ "Халяльный Хаб" - вообще смешно. Взяли в аренду площади в логистическом центре и возомнили это "международным хабом халяль-продукции". Правда денег на аренду не надолго хватило : )+ "Халяльный индустриальный парк" - небольшие мясные цеха в Балтасях. ИП-шник средний руки больше продукции производит, чем они.+ Корпорация развития РТ и Корпорация развития экспорта, или как они там называются. Бесполезные бутафории, которые точно так же ничего, кроме проедания бюджетных денег, не сделали.

    • Анонимно
      13.05.2013 10:33

      Навальный, ты?

    • Анонимно
      13.05.2013 10:52

      Ну уж вы реально преувеличиваете, даже через-чур "грязновато" у вас получилось. Вы так ко всему государству относитесь? Вы видимо ярый скептик всех начинаний и государственных проектов. Сколково - "бутафория", Иннополис - "бутафория", Смарт сити - "бутафория"... Везде сплошная "бутафория". Это заговор.

      • al-kazani
        13.05.2013 11:37

        /// Сколково - "бутафория", Иннополис - "бутафория", Смарт сити - "бутафория"... Везде сплошная "бутафория". ///Об этом я ещё ни слова не говорил. По перечисленным выше организациям есть что возразить?

    • Анонимно
      13.05.2013 12:14

      А вы, уважаемый Искандер, поделитесь своими достижениями. И чем Вам Аир и лично Якупов так не угодил?!

      • Анонимно
        13.05.2013 14:09

        Кто бы ни скрывался под этим ником (Вы так-то зря переходите на личности, при этом не обозначая себя), в чём он не прав!?

    • Анонимно
      13.05.2013 14:07

      КРАСАВЧИК)) Добавлю только, что Якупов был учредителем и начинателем всех этих проектов. Просто реально немного обидно - столько было надежд, заявлений об этих проектах - и..."пшик"! А кто-то верил, жил и "горел" этим.

  • Анонимно
    13.05.2013 10:27

    уверен у всех владельцев близлежащих земель уже слюнки текут - капитализация земель то ох какая будет

  • Анонимно
    13.05.2013 10:58

    Уважаемые, читайте внимательно. Левые инвесторы- это 2,6 млрд. руб. всего.. Львиная доля- это пока 7-9 млрд. рублей -это бюджетные деньги республики, взятые в кредит у России. Хотите зарыть эти деньги ещё в одной утопии?

  • Анонимно
    13.05.2013 11:12

    Лучше построили бы недорогое современное жилье. Сколько молодых семей мучаются с "квартирным" вопросом

    • Анонимно
      13.05.2013 14:22

      Недорогое жильё для молодых дорого не продашь..Не наживёшься на нём, вот и не интересно никому..

  • Анонимно
    13.05.2013 11:29

    Лучше бы новую линию метро в Казани построили, косвенная экономическая отдача была бы выше. Ездить за тридевять земель туда-сюда абсолютно неэффективно. Экстенсивное освоение пространства в суровых условиях РФ это утопия. Города должны быть компактными а не рыхлыми. Сколько денег уйдет на инфраструктуру, сотни километров труб, освещения, дорог, канализации и ради чего? Чтобы искусственно заселить десятки тысяч человек и заставить их мучиться ездить в город? Абсурд. Через 10 лет о проекте никто не вспомнит, а десятки миллиардов бюджетных средств пропадут. И думаете Якупов или другие высокие чиновники ответят?

    • Анонимно
      13.05.2013 11:44

      Товарищ, я согласен со всеми Вашими доводами, кроме одного. Уплатнять город больше не надо. Проблема пробок и стоянок налицо. Скверов и парков вообще в городе нет. Чем дышать?

    • Анонимно
      13.05.2013 12:17

      Все стонут что от строек и реконструкций в городе житья нет. Хотите еще десять лет прожить в режиме постоянного ремонта, пока городскую инфраструктуру (коммунальное хозяйство, сети, новые дороги) модернизируют чтобы впихнуть еще 60 тысяч населения и отстроят новые объекты?Если экстенсивное освоение пространства в РФ утопия, то все малые города и поселки надо закрыть, перевести население в миллионники.

  • Анонимно
    13.05.2013 11:41

    Я одно только не понимаю - почему деньги налогоплательщиков утекают опять на "удащные иннавационные проэкты"? Где надбавки учителям, врачам? Куда делись федеральные деньги на эти цели? Почему в школах убогое питание? Почему дети сегодня выкладывают газон на озере Кабан по колено в грязи вместе с работниками Горзеленхоза? Почему не субсидируется перевод на двухконтурные котлы? Почему налоги только растут, а Республика льгот никаких не дает? Почему, почему, почему...? Когда в интервью Якупова дочитал до строчки "9 млрд. бюджтеных денег" - понял, что дальше можно не читать...И если работники АИР пишут в комментах про инновационность и новые идеи - мой ответ "Господа! Инвестируйте на свои, а не на бюджетные и квазибюджетные (ИВФ, СИНХ и т.д.)! Не лезьте в карманы налогоплательщиков!". Для всех "без булдырыбусов", которые под соусом национальной идеи весело тырят народные деньги, скоро наступят черные денечки - посмотрите на простых людей - им ваш "веселый" суверенитет "до лампочки". Людям нужна помощь и опора со стороны государства, а не очередные "проэкты" для одной строительной компании с 3 буквами в названии. И если человек долго не видит ничего - значит тот момент, когда он выйдет из себя - это вопрос времени. И экстрадиции на родину и "ртутно-полониевые" казусы будут еще цветочками. Рассерженный казанец.

  • Анонимно
    13.05.2013 11:44

    А вот Президент знает о неудачах Линара?

  • Анонимно
    13.05.2013 12:04

    Не надо боятся вкладывать Республиканские бюджетные деньги. Работа по созданию инфраструктуры это сигнал для инвесторов. А город надо позиционировать как площадку для размещения международных сервисных и финансовых компаний работающих или панирующих работать на рынке СНГ. И акцент должен быть сделан в сторону перемещения или даже создания делового центра Казани в Смарт Сити. Так как существующий исторический центр не отвечает современным требованиям делового центра. А с точки зрения географического расположения и близости к аэропорту площадка намного более удачно размещена чем Московская агломерация. В совокупности с дешевой (в международном плане) интеллектуальной рабочей силы создает большой задел для взрывного роста.

    • Анонимно
      13.05.2013 12:18

      Смело, задорно! По-Наполеоновски! Но нереально! Сигнал для каких инвесторов? Где инвесторы в свободной экономической зоне Алабуга? Не надо разбрасываться народными деньгами. Осваиватели..

  • Анонимно
    13.05.2013 12:14

    Уважаемые коллеги.Вы все правы и не очень правы.Проекты Алабуга, Новая Тура, транспортно-логистический центр, Иннополис и Смарт сити (жаль Агропарк, ИТ -парк и другие технопарки были построены на территории исторического центра Казани) создают каркас казанской агломерации, при правильном планировании и формировании цепочек полного жизненного цикла в этих центрах, мы обеспечим транспортную разгрузку исторического центра города, а при не правильном планировании только усугубим из-за увеличения транзитного потока через цетр. Поэтому пора все эти проекты привязать логистически к мегапроекту "Казанская агломерация", где должны найми место проекты развития метро, сквозных скоростных радиальных магистралей, кольцовых магистралей, а самое главное доходной базы города -строительство новых индустриальных парков и университетских кампусов международного уровня.Надо думать в этом направлении, при этом не забывать решение всех тех проблем, о которых вы написали выше.Например, дешевое арендное жилье, где строить, конечно вблизи соответствующих рабочих мест. Для обслуживания всех этих новых городов потребуются много специалистов, для которых жилье надо строить на месте и т.д.

    • Анонимно
      13.05.2013 12:26

      что такое индустриальные парки?

      • Random
        13.05.2013 12:46

        Хороший вопрос!)

      • Анонимно
        13.05.2013 12:55

        Индустриальные парки это новая форма организации производства, например, мы хотим производить современные вертолеты.В ОЭЗ строится соответствующая инфраструктура, включая производственные здания по международным стандартам, которые передаются в аренду различным мировым производителям соответствующих комплектующих, из которых основной производитель уже собирает готовые изделия. Локализация может доходить до 70-80 %.Правда для запуска таких парков, необходимы соответствующие университетские, научные и технологические парки, в результате получаем компанию полного жизненного цикла.

    • Анонимно
      13.05.2013 12:31

      Я вот понимаю - пришёл инвестор.. предложил открыть здесь своё производство.. А город выделил ему место и построил всю необходимую инфраструктуру. Это естественно. А когда сначало строят инфраструктуру не понятно под что - то извините.. это деньги на ветер.

      • Анонимно
        13.05.2013 13:01

        Согласен, если "сначала строят инфраструктуру не понятно под что", но если есть проект полного жизненного цикла, то тогда другое дело, вопрос в том, что является ли проект Смарт сити проектом полного цикла? и интересен ли он не только иностранным инвесторам, но и отечественным, в данном случае республиканским инвесторам и населению в целом в экономическом и социальном плане. А самое главное, соответствует ли это стратегии развития Казани и соответствующих районов РТ.

        • Анонимно
          13.05.2013 13:50

          Ответьте мне пожалуйста на один мааленький вопрос:какой продукт будет выпускать и продавать этот индустриальный парк в системе полного цикла этого сити???????? Что будет кормить это образование полного цикла??????

          • Анонимно
            13.05.2013 16:24

            Это интересный вопрос и его надо задать проектировщикам и заказчикам и все это необходимо обосновать экономически.Есть ли там специалисты по управлению проектами я не знаю.

            • Анонимно
              14.05.2013 12:03

              Там есть вездесущий чиновник Васильев - начальник Минстроя по архитектуре и анализу - он и пробивает этот проект с Якуповым.

    • Анонимно
      13.05.2013 12:43

      Алабуга- часть Казанской агломерации. Дальше можно не читать.

      • Анонимно
        13.05.2013 13:21

        Можете дальше не читать, но в казанскую агломерацию, как экономические коридоры развития, должны войти и соседние регионы.Лично для Вас почитайте информации о Большом Бостоне (Greater Boston) или Большом Куала-Лумпур (Greater Kuala Lumpur)Желаю успехов в познании.

        • Анонимно
          13.05.2013 13:32

          Так вот вы какие книжки читаете.."Greater Boston","Greater Kuala Lumpur". Сопоставим ли инвестиционный фон с этими образованиями? Вот в чём вопрос.

          • Анонимно
            13.05.2013 16:27

            Это к Вашему сведению не книжки, можете сами убедится в мире существуют более 100 мегалополисов (именно так пишется), я Вам назвал лишь два.

            • Анонимно
              13.05.2013 18:22

              В мире существует множество мегалополисов. Сколько из них расположены в России и Малайзии?

              • Анонимно
                13.05.2013 19:46

                Среди крупных мегалополисов:Москва занимает 33 местоКуала-Лумпур в 2020 г. должен занять 20 место

                • Анонимно
                  13.05.2013 21:25

                  Ну если Москва - 33, то Казань обязательно - 333 будет.

                  • Анонимно
                    14.05.2013 11:31

                    Казань фигурирует в списках городов миллионников как городская агломерация (проект КЭП г. Казани от 2003 г.) на 426 месте.С новым проектом мы бы попали в 330 место.

    • Анонимно
      13.05.2013 13:58

      Фантастические новеллы писать не думали?? Есть талант.

      • Анонимно
        13.05.2013 16:31

        Увы это уже давно не фантастика для многих стран мира, кроме РФ. Если так и дальше будем деградировать, скоро РФ будет интересна только для антропологов.

    • Анонимно
      13.05.2013 14:29

      Так может сначала всё правильно спланировать и сформировать, а потом уже строить? А не наоборот?

  • Анонимно
    13.05.2013 12:33

    В Китае таких городов-призраков.. где настроили наперёд, да никто так и не живёт - море.. а нам зачем?

    • Random
      13.05.2013 12:53

      а мы что, хуже?) СМАРТ Сити - это мертворожденный проект! Сначала создадут, а потом всем миром будут туда заталкивать, постановление отпишут, перечень поручений, Муратова попросят присоединится (как по НАНО-тематике) по-руководить процессом... красота!)Якупов НИЧЕГО не принес в Татарстан! ЭТО ФАКТ! Сотрудники АИРа, расслабьтесь (хотя кудаже больше). Реально, от АИРа не вышло НИ ОДНОГО действующего проекта. Они накосячат, Мин Экономики подотрет за ними, как АбыЩна! АИР пустышка, о чем и говорит индикатор "инвестиции на душу населения"!

    • Анонимно
      13.05.2013 13:04

      Вы не очень курсе, в любом случае в Китае больше эффективных ОЭЗ -порядка 120, но есть несколько не очень удачных проектов, причем во многих странах, почему это происходит, смотрите выше.

  • Анонимно
    13.05.2013 13:38

    Для чего этот смарт сити? Для работы? тогда зачем квартиры? Для жилья? Тогда зачем экспо-центр и рядом с аэропортом? Четко не сформулировано. Якупов сам не знает. Всем старается угодить. Умный город! Метшин и казгордума не умные? Скоро минэкономике проект передадут как и поддержку предпринимателей.

    • Анонимно
      13.05.2013 15:08

      Уверен, курс на "вперед" правильно выбран! Через 10-15 лет сырьевая экономика свое "отживет". Правильно Президент под своим патронажем проекту жизнь дал.Медицина не развита! Образование не развито! Туризм еле еле генерирует свой поток (спасибо Истории)! Производства нет, тем более высокотехнологичного! Светлые умы валят из РТ (да и из России)! Как решить эти вопросы? Как спрашивается?Центр Казани уже перегружен. Нужна площадка. Для площадки инфраструктура. Инвестор не придет в поле, это же логично. Деньги в РТ, чтобы вышеперечисленное развить, должны прийти. А придут то под площадку.Вот и ответ на ваш вопрос. Город-спутник и для работы и для жилья и для учебы. Инвестор построит для вас все, а государство создаст условия.Но потом хаять начнете и эту систему, ведь инвестор заработает на вашем здоровье, образовании ваших детей, итд.Кто следующий там? Камушек в огород давайте!

      • Анонимно
        13.05.2013 15:55

        Да никто не против новых рабочих мест, комфотртных условий проживания и новых образовательных центров. Только кто вам сказал что туда придёт инвестор? Что будем там производить? Никто не понимает. Отсюда и опасения. Что производят в Алабуге, и где голодные до площадок инвесторы? Если бы всё было так просто-вот вам площадка с дорогой и школой - и все сразу принесли свои деньги. В мире таких провальных проектов - пруд пруди. Вот строим иннополис.. Там будут наши программисты выучиваться и программы создавать.. а какие программы? Для кого? Кто заказчик программ? кто за них платить будет? Или я чего то не понимаю?

        • Анонимно
          13.05.2013 16:36

          Согласен. Правильные вопросы задаете. Ответы должна была дать инжиниринговая компания, которую мы в Казани не можем никак создать.

  • Анонимно
    13.05.2013 14:25

    Казань - интеллектуальная столица России!

  • Анонимно
    13.05.2013 14:56

    Технологии не кто не передаст в лучшем случаи банановые цеха по сборке айфонов и написанию всякого софта возможно.

    • Анонимно
      13.05.2013 15:14

      "Банальный цех по сборке айфонов" - это те цеха, которые в каждом подвале хрущевок-то?

      • Анонимно
        13.05.2013 23:05

        Банановый цех это где трудятся люди за бананы с IQ достаточным что бы понять, что его надо почистить прежде чем съесть. Глобальные корпорации не когда не отдадут технологи, если тут собираются автомобили это еще не значит что ты можешь их сделать сам. Нужно восстанавливать то что растеряли в годы перестройки, благо народ наш на таланты богат, не надо забывать кто первого космонавта в космос отправил да и много чего сделали.

  • Анонимно
    13.05.2013 15:47

    По небу тучи бегают,Дождями сумрак сжат,под старою телегоюрабочие лежат.И слышит шепот гордый вода и под и над:"Через четыре годаздесь будет город-сад!"Темно свинцовоночие,и дождик толст, как жгут,сидят в грязи рабочие,сидят, лучину жгут.Сливеют губы с холода,но губы шепчут в лад:"Через четыре годаздесь будет город-сад!"Свела промозглость корчею - неважный мокр уют,сидят впотьмах рабочие, подмокший хлеб жуют.Но шепот громче голода - он кроет капель спад:"Через четыре года здесь будет город-сад!Здесь взрывы закудахтаютВ разгон медвежьих банд,И взроет недра шахтаюсоугольный "Гигант".Здесь встанут стройки стенами.Гудками, пар, сипи.Мы в сотню солнц мартенамиВоспламеним Сибирь.Здесь дом дадут хороший нами ситный без пайка,аж за Байкал отброшенная Попятится тайга".Рос шепоток рабочегоНад тьмою тучных стад,а дальше неразборчиво,лишь слышно - "город-сад".Я знаю - город будет,я знаю - саду цвесть,когда такие людив стране в советской есть!

  • Анонимно
    13.05.2013 15:49

    Я Линара поддерживаю и считаю, что реализуемые под его руководством проекты нужны республике. Если будем жить как в затхлом болоте лучше никогда не станет, а так окно в мир прорубили, на равных с капиталистами разговариваем, а они зря вкладываться не будут, значит они рискуя своими кровными видят в этом смысл и перспективу. Альмэт "за" в общем, был бы лишний миллион - поддержал бы даже финансово...

  • Анонимно
    13.05.2013 16:04

    Набросились все на АИР! Народ видимо не понимает что такое "иностранные инвестиции", и что они могут дать региону. Вот и лают на караван.

    • Анонимно
      13.05.2013 16:11

      "Народ видимо не понимает что такое "иностранные инвестиции" - а как можно пониимать то, что этот народ в глаза не видел??? За то этот народ оооочень хорошо понимает, что откуда будут выдернуты бюджетные деньги (см. выше: "...мы знаем, что до 9 млрд. рублей могут достичь инвестиции государства...")!!!

    • Анонимно
      13.05.2013 16:15

      ну и чтоже они могут дать региону?

    • Анонимно
      13.05.2013 16:16

      Поясните нам, мудрейший.. что такое иностранные инвестиции? Куда они в Татарстане пришли? Мы их в Алабуге ждали.. в Химграде..в реальном секторе.. на КАПО, на КАМАЗе, на КМПО..Площадок и нуждающихся предприятий у нас много. Так где они? Аууу..Никто денег сюда не несёт..Проясните ситуацию..

      • Анонимно
        13.05.2013 16:52

        Вы перечислили промышленный сектор. А были ли попытки сферу услуг поднять?

      • Анонимно
        13.05.2013 16:58

        Чем вам Алабуга не нравится? В первые годы они единицами привлекали инвесторов. За последние годы десятками. Это ли не показатель. Любой проект тянет за собой сам пул инвесторов. Если международный бизнес видит перспективы рынка РТ, то почему же мы как злые собаки на караван этот лаем (как заметили здесь)?

  • Итак, подытожим:АИР, вернее сказать его сотрудники- это нечто! Я сам писутствовал, когда они рассказывали фермерам об агро парке- ни на один заданный мною вопрос они не ответили, хотя вопросы были самые что ни на есть насущные, один из них касался стандартизации проверки качества продукции: флюра апа пвыставила на продажу 12 2 литровых банки творога- все ли их будут проверять и как- в таком ключе. 2. Сферу услуг развивать конечно надо, но надо понимать, что туристический поток слишком мал, чтобы делать из этого идею фикс ( Греция яркий пример, потому как производство Эллады проиграло борьбу Германии и Франции...), тогда надо стимулировать собственный внутренний рынок. А как это сделать- для начала научиться делиться и не врать хотя бы самим себе, что уровень зарплат растет быстрее производительности труда - любому из правительства могу доказать обратное. 2. Нужно начинать свой путь от простого к сложному, хотя бы сувениры к универсиаде сами начните делать, а не заказывать в китае, а то "не умея производить калькуляторы решили сразу взяться за компьютеры"- утрирую, но думаю, всем понятно, о чем это я. 3. Если вы хотите что-то поменять, сделать лучше вокруг- начните с себя и своего окружения- эффект не заставит себя долго ждать, научитесь быть активными в реальной жизни, излагать мысли в слух, а не только на клавиатуре. Ведь не зря есть такая поговорка: "ХОЧЕШЬ РАЗВАЛИТЬ ИДЕЮ- ГЛОБАЛИЗИРУЙ ЕЕ"- как-то так....Инвесторы- это не ангелы, а люди стремящиеся максимизировать прибыль и не надо себе рисовать их с нимбом над головой или пустоголовыми чурбанами, мечтающими расстаться с деньгами! Что мы им можем предложить? Высококвалифицированные кадры в производстве?- нет! ( повышение конкурентоспособности). Дешевую рабочую силу (оптимизация издержек) - тоже нет! Может, у нас город богачей и чтобы быть ближе к своим потребителям? ( прямые и косвенные плюсы в виде лояльности, логистических издержек и прочее...) - тоже нет! можно еще несколько написать, но считаю, что этого достаточно! ТОГДА ОТВЕТЬТЕ НА ПРОСТОЙ ВОПРОС: ЗАЧЕМ ИНВЕСТОРАМ ВКЛАДЫВАТЬ В НАС ДЕНЬГИ??

    • Анонимно
      13.05.2013 16:47

      Вы видимо не поняли, что проект реализуется по международной модели. Тут нет ничего лишнего. Это площадка, которая будет понятная как Алабуга, так как создана по модели ОЭЗ каки во всем мире. Инвестору не нужно ничего объяснять. Он пришел со своим набором вопросов - и получил на них ответы, расставил галочки напротив каждого.Если вчитаться и постараться увидеть положительное что-нибудь, то будет понятно - инвестор готов сюда идти если дать ему все то, что обещаем. А нужно ему на данный момент инфраструктуру дать. Дальше он сам все построит на свои деньги. Якупов же сказал, пришли малайзицы открывать отель, и увидели, что кадровый голод ждет их, и решили универ открывать!

      • Анонимно
        13.05.2013 17:15

        Вокруг гостиницы будут жить 60 тыщ?

      • Анонимно
        13.05.2013 18:28

        Университет окупить невозможно, он должен быть привязан очень большому проекту.

        • Анонимно
          14.05.2013 09:43

          Здесь ошибка перевода. Под "Университет" надо понимать техникум для персонала гостиницы)

        • Анонимно
          14.05.2013 09:43

          Здесь ошибка перевода. Под "Университет" надо понимать техникум для персонала гостиницы)

    • Анонимно
      13.05.2013 16:50

      Туристический поток у нас нормальный. Неплохой трафик генерирует история края!Но сидеть и довольствоваться этим долго не получится.Где то, что привлечет внутренних туристов? Да и не нужны мы со своей историей там за бугром. Хотя бы внутренних туристов привлечь на какой-нибудь парк развлечений. Историей вся Россия богата.Вот диснейлэнд в смарт сити надо загнать!

    • Анонимно
      13.05.2013 16:52

      Полностью согласен на этот раз!!!Только необходимо найти выход из этого тупика.Мир глобализуется, последняя мода -это чартерные (частные) города, даже Гондурас стал заказчиком на такие проекты.Несмотря на то, что инвесторы берут на себя все риски по проектированию, строительству и эксплуатации таких городов, в любом случае территория и местное население должны быть конкурентоспособными для таких инвесторов, выкидывать деньги на ветер они не будут.

    • Анонимно
      13.05.2013 17:05

      Насколько я понимаю АИР сделал полностью ставку на малазийским консорциумом, в состав которого входит три компании – AJM Planning&Urban Design Group, представляемая в рамках данного проекта Норлизой Хашим, Straits Consulting Engineers и Amanah Capital Group Limited.Это может оказаться очень большой ошибкой, что произошло с Сколково, за разработку проекта MIT первоначально затребовал 30 млн. долл., затем сумма увеличилась до 300 млн. долл., а окончательного проекта нет до сих пор.

  • Анонимно
    14.05.2013 08:58

    Проездом в Казань,— говорил Остап отрывисто,— да, да, сеанс сегодня вечером, приходите. А сейчас, простите, не в форме: устал после карлсбадского турнира.Васюкинские шахматисты внимали Остапу с сыновней любовью. Остапа понесло. Он почувствовал прилив новых сил и шахматных идей.— Почему в провинции нет никакой игры мысли? Например, вот ваша шахсекция. Так она и называется: шахсекция. Скучно, девушки! Почему бы вам, в самом деле, не назвать ее как-нибудь красиво, истинно по-шахматному… Назвали бы, например, вашу секцию: «Шахматный клуб четырех коней», или «Красный эндшпиль»,или «Потеря качества при выигрыше темпа». Хорошо было бы! Звучно! Идея имела успех…— Шахматы! — говорил Остап. — Знаете ли вы, что такое шахматы? Они двигают вперед не только культуру, но и экономику! Знаете ли вы, что ваш «Шахклуб четырех коней» при правильной постановке дела сможет совершенно преобразить город Васюки?Остап со вчерашнего дня еще ничего не ел. Поэтому красноречие его было необыкновенно.— Да! — кричал он. — Шахматы обогащают страну! Если вы согласитесь на мой проект, то спускаться из города на пристань вы будете по мраморным лестницам! Васюки станут центром десяти губерний! .. Поэтому я говорю: в Васюках надо устроить международный шахматный турнир.— Как? — закричали все.— Вполне реальная вещь,— ответил гроссмейстер,— мои личные связи и — ваша самодеятельность — вот все необходимое и достаточное для организации международного васюкинского турнира. Подумайте над тем, как красиво будет звучать: «Международный васюкинский турнир 1927 года». Приезд Хозе-Рауля Капабланки, Эммануила Ласкера... Кроме того, обеспечено и мое участие!— Но деньги! — застонали васюкинцы. — Им же всем нужно деньги платить! Много тысяч денег! Где же их взять?— Все учтено могучим ураганом,— сказал О. Бендер,— деньги дадут сборы.— Кто же у нас будет платить такие бешеные деньги? Васюкинцы…— Какие там васюкинцы! Васюкинцы денег платить не будут. Они будут их по-лу-чать! Это же все чрезвычайно просто. Ведь на турнир с участием таких величайших вельтмейстеров съедутся любители шахмат всего мира. Сотни тысяч людей, богато обеспеченных людей, будут стремиться в Васюки. Во-первых, речной транспорт такого количества пассажиров поднять не сможет. Следовательно, НКПС построит железнодорожную магистраль Москва-Васюки. Это — раз. Два — это гостиницы и небоскребы для размещения гостей. Три — поднятие сельского хозяйства в радиусе на тысячу километров: гостей нужно снабжать — овощи, фрукты, икра, шоколадные конфеты. Дворец, в котором будет происходить турнир,— четыре. Пять — постройка гаражей для гостевого автотранспорта. Для передачи всему миру сенсационных результатов турнира придется построить сверхмощную радиостанцию. Это — в-шестых. Теперь относительно железнодорожной магистрали Москва-Васюки. Несомненно, таковая не будет обладать такой пропускной способностью, чтобы перевезти в Васюки всех желающих. Отсюда вытекает аэропорт «Большие Васюки» — регулярное отправление почтовых самолетов и дирижаблей во все концы света, включая ЛосАнжелос и Мельбурн.Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. Пределы комнаты расширились. Гнилые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли. В каждом его зале, в каждой комнате и даже в проносящихся пулей лифтах сидели вдумчивые люди и играли в шахматы на инкрустированных малахитом досках…Мраморные лестницы ниспадали в синюю Волгу. На реке стояли океанские пароходы. По фуникулерам подымались в город мордатые иностранцы, …— Не беспокойтесь,— сказал Остап,— мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда приезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва — в Старые Васюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира.— Всего мира!!! — застонали оглушенные васюкинцы.— Да! А впоследствии и вселенной…

    • Анонимно
      14.05.2013 14:26

      Браво! Браво! Взахлеб читая, мои мысли переплетались с сюжетом! Я жил в нем! Поверьте мне! Не думал, что человеческое творческое начало способно на такое! Это великолепно! В восторге все мое нутро, весь я! Прошу Вас, пишите! Пишите еще, прошу Вас, и не вздумайте, слышите, даже на миг подумать об обратном! Я нуждаюсь в Вашем Слове!

  • Анонимно
    14.05.2013 14:05

    Жаль, что в том, что в Татарстане делается большинство людей видит негатив. А вы задумайтесь, что без движения вперёд мы просто замрём на месте - не будет ни будущего, которое мы хотели бы видеть светлым, ни развития, ни новых совершенных технологий, ни изменений. Неужели именно так мы хотим жить!? Давайте будем стремиться к чему-то большему, что-то менять. И в первую очередь мировоззрение - не искать минусы в той работе, что идёт, а видеть, что всё это движет нас в будущее!

  • Rustam
    14.05.2013 16:34

    Великого изобретателя Калашникова в свое время многие критиковали, не понимали его изобретение. Особенно рьяно критиковал его комдив буденый, уверяя тем что боец с шашкой на коне непобедим, впоследствии погубив целую конную дивизию атакой на танковый фашистский полк. А в последствии только детище Калашникова помогло сохранить нашу страну от вражеского интервента. Враги России до сих пор боятся слова "калашников". И это был уникальный советский проект. Смарт Сити- уникальный российский проект. Мы должны целиком и полностью поддержать Якупова.

    • Анонимно
      14.05.2013 17:29

      Зря вы прогуливали школу. На момент создания автомата Калашникова (1946 г.) Буденный был маршалом, конных дивизий и тагковых фашистких полков не было.

      • Анонимно
        14.05.2013 18:33

        Судя по отклику , калашников родился со своим изобретением. Также советую прочитать книгу из школьной программы бывшего школьного учителя Льва Киршнера: «Канун и начало войны: Документы и материалы».

  • Rustam
    14.05.2013 16:51

    Сегодня услышал фразу про нас от одного западного финансиста: "Слабость татар - в силе каждого из них". Давайте объединим наши усилия для позитива. Именно сейчас наша родная республика нуждается в поддержке каждого жителя.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль