IMG_1728.jpg
Проблемы у РРТ начались еще в прошлом году. В автохолдинге заявляют, что это связано с реструктуризацией сети

«ЖДУНЫ» И СУДЫ

В редакцию газеты «БИЗНЕС Online» обратились покупатели автомобилей в питерской автодилерской группе «РРТ» с жалобами на проблемы во взаимоотношениях с компанией, владеющей пятью автосалонами в Татарстане.

К примеру, Лилия Хамидуллина, заплатившая за Nissan Tiida 675 тыс. рублей еще 15 февраля, почти три месяца не может получить свой автомобиль. «20 марта должна была получить автомобиль. Но все это время меня кормили завтраками. Намереваюсь подать в суд на данного автодилера. Правда, РРТ недавно прислал еще одно письмо, в котором обещает отдать авто до 31 мая. Не особо верится», – говорит пострадавшая.

Хамидуллина оказалась не единственной обманутой покупательницей. В соцсетях они даже создали группу под названием «Вся правда об автосалоне РРТ», которая на сегодня насчитывает более 250 подписчиков.

Разгневанные клиенты с увлечением обсуждают, как выбить из автодилера свои машины или хотя бы деньги. Один из последних рецептов: «арендовать рекламное место рядом с автосалоном и написать на нем всю правду».

- Денег не пожалею, забабахаю в полный рост, – обещает, к примеру, Денис Лютенко.

Однако другой участник по имени Вадим, с которым мы пообщались, считает, что пострадавшие, «к сожалению, к коллективным действиям пока не созрели».

«Все чего-то ждем. А в группе в основном все пострадавшие за исключение пары представителей РРТ. Если кратко, то история такова. В начале февраля заплатил за машину (Nissan Note) – часть сам заплатил, остальное в кредит. Оформил КАСКО. Машина была на стоянке. Стал ждать положенный по договору 21 банковский день. Не ожидая подвоха, позвонил за неделю до окончания срока договориться о передаче авто. Оказалось, что ПТС еще не пришел. И так до сих пор, – жалуется обманутый покупатель. – Потом стал звонить в представительство Nissan в России, где мне сказали, что автомобиль не оплачен дилером и, по сути, является собственностью производителя.

фотография.jpg
В компании уверяют, что информация о тяжелом финансовом положении РРТ порядком раздута

Пояснить, куда они дели мои деньги, в автосалоне мне не смогли. Сказали, что все решают в Питере! Потом в конце марта была выдача автомобилей – около 40 - 50. В число этих счастливчиков я не попал, как и остальные «ждуны». Сколько нас, точно не скажу, может около сотни по «РРТ-Озерки» (петербургский дилер Nissan, филиалы которого работают в Татарстане). После этого одни обещания. То середина марта, то конец марта. Потом был конец апреля. Теперь – конец мая.

Написал претензию в автосалон, в ответ – тишина. По телефону – вранье. Подал иск. Жду суда. Самое интересное, деньги у них есть – они почти достроили три автосалона на Чуйкова».

Кроме того, Вадим рассказал, что изучил судебную практику и удивился позиции татарстанских судов. «Я почитал отзывы тех, кто уже судился с РРТ, некоторые судебные решения, поговорил с секретарем в суде и обратил внимание, что суды всегда снижают сумму неустойки и не переходят максимума в 50 - 60 тысяч. И Верховный суд зачастую оставляет без изменения решение первой инстанции», – возмущается клиент питерской компании.

image.jpg
Клиенты РРТ не могут получить свои полностью оплаченные автомобили

105 ТЫС. ЗА ДВА МЕСЯЦА ОЖИДАНИЯ NISSAN

Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на одном из судебных заседаний по иску обманутого потребителя Елены Борисовой к ООО «РРТ-Озерки» и убедился, что получить компенсацию действительно вполне реально, хоть и в определенных границах.

Как выяснилось в ходе слушания, договор купли-продажи автомобиля был заключен между Борисовой и «РРТ-Озерки» еще 25 декабря прошлого года. 27 декабря Борисова заплатила 883 тыс. рублей за новый Nissan Qashqai, который по договору должен был оказаться в ее распоряжении 4 февраля 2013 года. Тем не менее этого не произошло. Автомобиль был передан Борисовой лишь 4 апреля этого года. По словам представителя истца Сирина Зарипова, на протяжении всего этого времени Борисову «кормили завтраками».

В связи с просрочкой выдачи товара Зарипов в зале суда настаивал на взыскании 260 тыс. рублей неустойки и 12 тыс. рублей процентов за пользование чужими денежными средствами. Кроме того, Зарипов заявил, что его клиент понес ощутимые убытки ввиду отсутствия автомобиля. Как пояснил юрист, Борисова была вынуждена арендовать автомобиль KIA Rio для выполнения своих трудовых обязанностей (Борисова – преподаватель, и ей необходимо оперативно передвигаться, так как учебные корпуса разбросаны по городу). Аренда авто обошлась преподавателю в 75 тыс. рублей, которые также были включены в сумму исковых требований.

Не обошлось и без требований денежной компенсации морального вреда, рассчитанной по формуле 1 тыс. рублей за каждый день просрочки. Итого моральные страдания были оценены в 59 тыс. рублей. Наконец, калейдоскоп исковых претензий был дополнен требованием выплаты штрафа. Предполагалось, что его сумма будет рассчитана как 50% от той суммы, которая будет взыскана в пользу потребителя.

Представитель автосалона, в свою очередь, не отрицала факт произведенной оплаты товара и задержку его поставки потребителю, не согласившись лишь со сроком поставки товара. По мнению ответчика, срок просрочки должен исчисляться с 5 февраля по 3 апреля. Следовательно, сумма неустойки, следуя логике представителя «РРТ-Озерки», должна быть снижена до 256 тыс. рублей. В заявленной сумме процентов, убытков, морального вреда и штрафа представитель автосалона просила отказать.

В результате Ново-Савиновский районный суд исковые требования частично удовлетворил – было решено взыскать с ООО «РРТ-Озерки» 65 тыс. рублей за нарушение сроков передачи товара, 5 тыс. рублей компенсации морального вреда и 35 тыс. рублей штрафа. В удовлетворении остальных требований было отказано.

4.jpg
Для увеличения картинки щелкните по ней мышкой

РОСПОТРЕБНАДЗОР: ГОТОВИМСЯ ПЕРЕДАТЬ ДЕЛО В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Корреспонденты «БИЗНЕС Online», заглянув на сайты судов Ново-Савиновского и Кировского районов Казани, обнаружили, что в базе данных исков, подобных поданному Борисовой, более 130! Все они идут по статьям закона «О защите прав потребителей».

Отметим, что проблемы у автохолдинга «РРТ» начались еще в прошлом году, и практика «выдачи автомобилей с опозданием» стала даже поводом для сюжета на федеральном телеканале НТВ, где рассказывалось о подобной ситуации в Санкт-Петербурге. В сюжете говорилось о 30 клиентах автосалона, которые не могли получить оплаченные и застрахованные автомобили.

Тогда теперь уже бывший генеральный директор автохолдинга РРТ Олег Барабанов прокомментировал сложившуюся ситуацию следующим образом: «Произошла некая системная ошибка. При слиянии баз у нас выпал некоторый объем клиентов. По нашей оценке, порядка 150 человек на все города. В общем-то, начиная с августа, выискивались потерянные клиенты, машины, оплаты. И на сегодняшний день можно констатировать факт: таких больше не осталось. Может, один-два человека где-то бродит, но явно мы их найдем».

Правда, в татарстанском управлении Роспотребнадзора газете «БИЗНЕС Online» рассказали, что все-таки не получивших свои машины клиентов больше, чем один-два человека. Так, за 2012 год и четыре месяца 2013 года непосредственно в управление поступило 172 обращения от граждан-потребителей на деятельность автохолдинга «РРТ» (ООО «РРТ-Моторс», ООО «РРТ-Озерки», ООО «РРТ-Авто») из Казани, Набережных Челнов и Нижнекамска.

«Потребители обращаются по вопросам нарушения автохолдингом сроков передачи предварительно оплаченного товара (автомобиля) потребителю (от двух до трех месяцев). Кроме того, организацией не выдаются ПТС, превышаются сроки проведения гарантийного ремонта и техремонта (более 45 дней), – говорится в ответе нашему изданию отдела защиты прав потребителей татарстанского Роспотребнадзора. – По выявленным в ходе рассмотрения обращений нарушениям управлением в отношении юридических лиц ООО «РРТ-Моторс», ООО «РРТ-Озерки», ООО «РРТ-Авто» вынесено 85 постановлений об административном правонарушении (ООО «РРТ-Моторс» – 51; ООО «РРТ-Озерки» – 26; ООО «РРТ-Авто» – 8). Общая сумма штрафов составила более 850 тысяч рублей (получается, что средний размер штрафа – 10 тыс. рублейред.)».

Также в Роспотребнадзоре сообщили газете «БИЗНЕС Online», что «за неоднократные нарушения прав потребителей в суде Санкт-Петербурга уже находится на рассмотрении иск о ликвидации юридического лица ООО «РРТ-Моторс», 20 мая в суд было направлено исковое заявление, подписанное руководителем управления Роспотребнадзора по РТ Мариной Патяшиной. Также «управлением решается вопрос о передаче материалов дел в отношении ООО «РРТ-Моторс» и ООО «РРТ-Озерки» в правоохранительные органы», – говорится в ответе татарстанского управления Роспотребнадзора.

5.jpg
Для увеличения картинки щелкните по ней мышкой

ЗАДЕРЖКИ КОМПЕНСИРУЕМ…

Корреспондент «БИЗНЕС Online» решила лично под видом покупательницы посетить один из казанских автосалонов РРТ – Nissan на проспекте Ямашева, 76. Это был один из будничных дней рабочей недели. В салоне было пустынно. Холл автосалона был заставлен машинами марки Nissan – громадный Х-Trail, коренастый Qashqai, глазастый Juke. Был представлен практически весь модельный ряд японского производителя.

Продавец подошел не сразу, его пришлось подзывать. Доброжелательно настроенный молодой человек представился: «Меня зовут Ринат». Он спросил, что нас интересует. Но тут же заметил, что основная часть машин 2013 года выпуска. За 2012 год были предложены лишь Nissan Juke (в наличии) и два Nissan Tiida. На Juke, стоимость которого 1 млн. рублей, была предложена скидка в 70 тыс. рублей, на Tiida стоимостью 570 тыс. рублей – 35 тыс. рублей.

По словам продавца, при приобретении автомобиля 2013 года выпуска заказы на доставку в Казани принимаются лишь на вторую половину июня. На вопрос о ПТС менеджер заверил, что срок получения составляет один месяц. Однако затем признал, что задержки все же есть. «Бывают, конечно, сильные задержки. Но мы компенсируем эти неудобства. Например, даем в подарок зимнюю резину», – сообщил он.

«ПОНИМАЕМ СВОЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ…»

Ситуацию с задержками в Казани газета «БИЗНЕС Online» согласился прокомментировать сам гендиректор РРТ Станислав Кутузов. По его словам, компания признает существующие проблемы, «понимает свою ответственность перед каждым клиентом и делает все, чтобы каждый остался доволен».

«Причина задержки выдачи автомобилей – реструктуризация компании. В автохолдинге внедрена новая ERP-система, мы реорганизовались в филиальную сеть, сменили кредитующие банки», – отметил он, призвав не преувеличивать масштаб трудностей.

«Автохолдингом «РРТ» в 2012 году реализовано порядка 22 тысяч автомобилей. С проблемами столкнулись максимум 2 - 3 процента клиентов. Доля Казани в продажах автохолдинга составляет порядка 20 процентов. На время ожидания автомобиля тем, кому необходимо, мы стараемся предоставить подменные авто. Все клиенты получают компенсации за определенные неудобства в виде дополнительного оборудования и скидок на автомобили», – уверяет Кутузов.

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» попросили его прокомментировать и намерения Роспотребнадзора о ликвидации ООО «РРТ-Озерки» и ООО «РРТ-Моторс». «У нас нет такой информации, так же как и нет оснований для ликвидации ООО «РРТ-Озерки», – заявил Кутузов.

Он также признал, что проблемы у компании возникли в том числе из-за активной экспансии в кризис, обеспеченной заемными средствами. «Ни для кого не секрет, что компания во время кризиса бурно развивалась, сейчас это 27 дилерских центров в 12 городах России. К сожалению, активный рост сопровождался некоторыми трудностями. На сегодняшний день вся инвестиционная фаза успешно завершена, осталось открыть два дилерских центра Skoda и Nissan в Казани на улице Чуйкова».

В компании уверяют, что информация о тяжелом финансовом положении РРТ порядком раздута. «Финансовая сторона вопроса уже решена. Открыты новые кредитные линии на 3,4 миллиарда под нужды направлений Subaru и Hyundai; более 800 миллионов – на направление Nissan, ожидаем также положительного решения, связанного с перекредитацией направления GM, в размере 3,5 миллиардов рублей. Стабильность бизнесу обеспечивает большой портфель брендов, не маленькое количество автосалонов, для большинства дистрибьюторов мы являемся ключевыми партнерами», – утверждает Кутузов.

В адрес редакции поступил также комментарий от Жанны Ершовой – директора по маркетингу и рекламе ООО «РРТ-Моторс», которая заявила, что «задержки никогда не являлись нормой и не носили массового характера. В настоящий момент прикладывается максимум усилий, чтобы свести их к нулю. Это уже удалось достичь с дилерскими центрами, занимающимися направлениями Hyundai и Honda».

«НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ, ЧТОБЫ КЛИЕНТ В ПИТЕРЕ ПОЛГОДА ЕЗДИЛ БЕЗ ПТС»

Интересно, что проблемы совпали по времени со сменой руководства компании. В мае Барабанов – бенефициар РРТ, ушел с поста главы автохолдинга, назначив с 1 мая вместо себя 28-летнего Кутузова.

"Для каждого этапа развития организации нужен руководитель, который может справиться с определенными задачами. Я инвестор, и мои навыки были необходимы, пока реализовывалась инвестиционная программа. Теперь нужно управлять всеми дилерскими центрами, которые мы построили, наращивать прибыль. Для этого компанию должен возглавить человек, который умеет продавать", — пояснил тогда свой уход от оперативного управления Барабанов.

Что касается Кутузова, то наверх он поднимался с самых низов, с 2008 года работал в казанском офисе РРТ, занимал должности топ-менеджеров в ООО «РРТ-Казань» и ООО «РРТ-Нижнекамск».

- С начала этого месяца я назначен генеральным директором автохолдинга «РРТ», передо мной стоят операционные задачи. Теперь нужно упорядочить то, чего удалось достичь, и привнести в компанию новые движущие идеи. Больше внимания должно уделяться бизнес-процессам и вопросам клиентоориентированности, – заметил он в комментарии для газеты "БИЗНЕС Online".

По иронии судьбы, еще не так давно именно клиентоориентированность компания считала своим главным преимуществом перед коллегами.

- Невозможно представить, чтобы клиент в Питере полгода ездил без ПТС, – компанию затаскали бы по судам, – удивлялся тот же самый Кутузов, в то время возглавлявший в РРТ дивизион GM, комментируя «нецивилизованность» казанского рынка журналу «Деловой квартал». – Странно, что клиенты в Казани работают с такими автосалонами».

ПОХОЖЕЕ УЖЕ БЫЛО С «НУРОМ» И «САПСАНОМ»

В кризисном 2008 году РРТ стал первой федеральной компанией, вышедшей на, казалось бы, устоявшийся к тому моменту авторынок Татарстана. Заход, совпавший с большими трудностями у конкурентов, надо сказать, был весьма стремительным и дерзким.

Отчасти, как признавала сама компания, этому способствовал влиятельный Юнис Лукманов – бывший глава жилищного комитета Петербурга, который, покинув в 2010 году Смольный, занял пост председателя совета директоров холдинга.

К настоящему времени холдинг является одним из крупнейших игроков на местном рынке. Тем не менее конкуренты, опрошенные газетой "БИЗНЕС Online", оценивают перспективы РРТ весьма пессимистично, а клиентам советуют судиться до последнего.

Наиль Галявиев – генеральный директор «Автолайф Премиум»:

- Тем, кто не может получить свои купленные автомобили, однозначно необходимо решать дело через суд. С такой же ситуацией люди проходили через «Нур Авто», «Сапсан». Финансовая ситуация компании, судя по материалам в СМИ, вероятно, в ближайшее время не улучшится. Компания строила на Чуйкова три новых автоцентра, однако, насколько мне известно, строительство было приостановлено.

Компания вышла на рынок Казани достаточно резко, агрессивно и, очевидно, совершила какие-то финансовые просчеты. С учетом того, что сейчас не очень благоприятная экономическая ситуация в плане снижения спроса и объемов продаж с начала этого года, вряд ли у РРТ улучшится финансовая ситуация.

У всех, кто обращается в суд, должны быть на руках требования. У компании есть какие-либо активы, а требования покупателей будут первостепенны. Компания была сильна в Казани по бренду Chevrolet, когда вышла на рынок. Лидером компания не была, но имела свою нишу.

Сергей Чернов – заместитель генерального директора «КАН Авто»:

- Похожая история была с «Ак Барс Автомобилями», группой «Сапсан». Нет рецепта, как выправить ситуацию. Тем, кто не может получить свои автомобили, необходимо в законном порядке подавать документы в суд, добиваться того, чтобы хотя бы вернули деньги. Непременно нужно обращаться в суд, чтобы все претензии были зафиксированы.

Жалко серьезную, большую компанию «РРТ». Она достаточно высокоразвита по меркам российских дилерских компаний, можно ее поставить на один уровень с ведущими автокомпаниями нашей страны.

Многие компании, которые активно начинают развиваться, иногда просто не рассчитывают свои силы. Когда идет хорошее и постоянное развитие, вкладываются все новые и новые деньги, берутся новые заемные средства у банков, случается момент, когда темпы развития и привлеченные финансы перестают соответствовать друг другу. Получается, что компания не может вернуть заемные средства, и ей приходится перекредитовываться. Насколько я понимаю, такая же ситуация была и у «Сапсана». Если у РРТ получится привлечь какие-то заемные средства под низкий процент, а это возможно только в том случае, если кто-то из власть имущих заинтересован в сохранении этой компании. Если нет, никто уже ничем не поможет. Руководство РРТ в Питере сейчас ищет выход из ситуации.

Ильдар Зиннуров – собственник группы «Сапсан»:

- Я слышал об этой ситуации и, более того, предсказывал такой результат еще два года назад в связи с политикой собственника компании. Он наступил на те же грабли, что и многие, но другие наступили до финансового кризиса, когда еще были в розовых очках. Тогда рынок сильно рос, и никто не мог предсказать, что произойдет. А собственник РРТ вел такую экспансию в период кризиса – 2009 - 2011 годы – по расширению бизнеса. Например, три автосалона в Казани были построены во время кризиса. В то время, когда ни один здравомыслящий человек в стране не инвестировал ни копейки в автобизнес, а направлял на выживание, он в этот период затеял широкомасштабную экспансию. По моим оценкам, в три автосалона в Казани компания вложила миллиард рублей, причем это заемные средства. А помимо этого были салоны в других городах. Это пузырь, который неминуемо лопнет. Никто против этой компании, как против нас в свое время, незаконной игры не вел, это просто непродуманная стратегия по инвестициям.

Думаю, в течение полугода компании не станет.

Для покупателей, которые пострадали, я думаю, решение может быть только одно: привлечь дистрибьюторов соответчиками. РРТ является дистрибьютором компании Skoda, Nissan и других, поэтому единственный выход – это привлечь соответчиками дистрибьюторов, которые являются дочерними предприятиями этих мировых автоконцернов. Есть такая норма: если у дилера в бизнесе меньше 50 процентов собственного капитала, то дистрибьютор не должен согласовывать инвестиционный проект и давать ему франшизу. В случае с РРТ было совершенно очевидно, дилеры знали об истинном финансовом положении – 100 процентов заемного капитала. Однако они дали дилерские франшизы, и они главные виновники того, что глава РРТ Барабанов ошибся. Барабанов пришел в автобизнес пять лет назад неизвестно откуда и имеет дело с мировыми концернами, которые десятки лет на рынке.

Справка

ЗАО «Автохолдинг РРТ» – структурированный бизнес, основное направление – продажа автомобилей. На данный момент компания является официальным дилером автомобильных брендов: Subaru, Nissan, Honda, Opel, Chevrolet, Skoda, Hyundai, Cadillac, Honda. В структуре компании находятся 27 автоцентров в 12 городах России: Казань, Петрозаводск, Ярославль, Вологда, Воронеж, Мурманск, Архангельск, Нижнекамск, Набережные Челны, Псков, Санкт-Петербург и Великий Новгород. Также в состав РРT входят подразделения, предоставляющие услуги trade-in, розничного кредитования, страхования и сертифицированное сервисное обслуживание.

Совокупный объем продаж через автоцентры РРT в 2011 году составил более 24 тыс. автомобилей, а суммарная выручка – 22,44 млрд. рублей.

ООО «РРТ-Озерки»

Руководитель – Александр Ивойлов

Филиалы в Татарстане: Казань, проспект Ямашева, 76; Нижнекамск, тер. Промзона

Выручка от продажи по итогам 2011 года: 4,8 млрд. рублей, чистая прибыль – 8,4 млн. рублей.