Общество 
4.06.2013

«За ношение мусульманских платков разъяренные люди просто начнут убивать»

АНТИИСЛАМСКИЕ НАСТРОЕНИЯ «ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ ЗАПАДНЫМИ СМИ»

Ильшат Назипов владеет консалтинговой компании ConsultNCB.com. Он переехал в Стамбул из Татарстана в 1997 году, окончил здесь университет по специальности «политология». В митингах Назипов не участвует принципиально – не будучи гражданином Турции – однако внимательно следит за происходящим. По его мнению, антиисламские настроения протестующих сильно преувеличены западными СМИ. Назипов утверждает, что днем ходить по улицам Стамбула можно совершенно спокойно, так как акции протеста проходят вечером. Причем в определенные часы. И в определенных частях Стамбула.

- Я в этих протестах стараюсь не участвовать, так как не являюсь гражданином Турции, хотя с уважением отношусь к взглядам протестующих, – рассказал корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online» бизнесмен и политолог. – Но я не думаю, что протесты носят некий антиисламский характер.

Назипов обращает внимание на ряд ошибок, допущенных нечаянно или намеренно в СМИ. Говорят, например, что протесты начались в традиционный для «Арабской весны» и мусульманских стран день – пятницу. Это, считает он, в корне неверный вывод. Да, это в традициях мусульманских стран начинать действовать после пятничной молитвы. Но Турция довольно давно является страной светской. «Да, раньше бывало, что какие-то случайные локальные протесты начинались после пятничных намазов. Но не в этот раз. Акция последовала после окончания рабочего дня. После работы пошли собираться на площади. Потому что накануне, в четверг, была одна попытка полицейских разогнать протестующих. И люди, отработав, шли на площадь поддержать митинг. В каком-то смысле – на дежурство. Это, скорее, протесты по-европейски, а не по ближневосточному сценарию», – объясняет Ильшат.

ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ПАРИЖЕМ-1968 И СТАМБУЛОМ-2013?

Назипов не согласен с рядом СМИ, в том числе западных, которые пытаются связывать и сравнивать эти протесты с «Арабской весной». Да, основное население Турции – мусульмане. Да, в Турции нередко можно увидеть протесты и выступления в поддержку Палестины или той же «Арабской весны». Да, Турция находится на полуострове Малая Азия. Но именно эти сегодняшние протесты не носят религиозного характера. Назипов сравнивает их с парижскими протестами 1968 года, породившими целый пласт культуры и отраженными впоследствии в литературе, музыке и кинематографе.

- Там, напомню, в послевоенной Франции долгое время руководил генерал Де Голль. И за 10 лет под его руководством экономика Франции, разрушенная во время войны, разогналась так сильно, точно пружина выстрелила. Но средний класс французов его политикой был недоволен. И после 1968 года генералу пришлось уйти в отставку. Аналогичная ситуация в Турции. До того, как партия Эрдогана АКП пришла к власти, Турция не могла похвастаться сильной экономикой. После его прихода все, вроде бы, осталось по-прежнему: конституция не поменялась, политической строй остался тем же, тектонических сдвигов не произошло. Но при Эрдогане турецкая экономика выросла очень сильно. До Эрдогана у народа просто не было экономических ресурсов, позволяющих ему выходить на протесты и устраивать забастовку. Сейчас доходы выросли, и люди могут позволить себе требовать свободы на площадях, – отмечает бизнесмен.

«КОГДА У ЧЕЛОВЕКА НЕТ ДЕНЕГ – ОН НЕ СИЛЬНО ОЗАБОЧЕН СВОБОДАМИ»

Сам Ильшат живет в Стамбуле с 1997 года. Это огромный город, по населенности сравнимый с Мехико, по политической значимости – с Москвой и выросший за 30 - 40 лет за счет внутренней миграции. При этом в азиатской части Стамбула появился целый район, который невозможно идентифицировать как населенный преимущественно мусульманами, но и антимусульманским его тоже не назовешь. Там живет в основном средний класс. А один из микрорайонов азиатской части Стамбула – прибрежный – считается престижным не только в Турции, но и вообще в Европе. У населения, проживающего здесь, хороший материальный достаток. И именно средний класс в результате оказался озабочен свободами. «Когда у человека нет денег – он не так сильно озабочен свободами. И именно из этого района в ночь с пятницы на субботу пошел народ по мосту через Босфор», – обращает внимание на финансовую состоятельность протестующих Назипов.

Он также внимательно следит и за информационной войной, развернувшейся в социальных сетях. Прямо сейчас там выкладываются фотографии той памятной ночи. На фото якобы протестующие идут по мосту через Босфор на площадь Таксим. На самом же деле – это фотографии с Евразийского марафона!

- Понимаете, через Босфор есть два моста: южный и северный. У северного моста четыре полосы в одну сторону и четыре полосы в другую. У южного моста три полосы «из Европы в Азию», и три полосы «из Азии в Европу». Так вот, для марафона перекрывают движение на южном мосту и целиком отдают его марафонцам. А в ночь с пятницы на субботу на южном мосту была открыта для автомобилистов лишь одна полоса, и народ из азиатской части Стамбула шел на площадь Таксим по одной полосе! На фотографиях же ясно видно, что заняты все три полосы, таким образом, мол, весь Южный мост усеян людьми якобы протестующими, – объясняет Назипов.

ПРИЧИНА ПРОТЕСТОВ В СВОЕОБРАЗИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТУРЦИИ

В чем корень проблемы, и почему турки вышли на площадь Таксим? Как политолог Назипов обращает внимание на своеобразие политической системы Турции. Правящая партия АКП, к примеру, победила на выборах, набрав больше 50% голосов. А набравшая «50 процентов плюс один голос» партия занимает в итоге весь парламент. 49% турков вынуждены подчиняться избранной власти. При этом оппозиционная партия продолжает быть легитимной. И в стране появляется democratic gap – демократический "пробел", потому что победившая партия теоретически имеет полное право не слушать половину населения страны, которая вынуждена ждать очередных выборов! В Европе же победившая на выборах партия обычно приглашает на часть постов в правительстве представителей партий проигравших. Это нормальная практика в Германии, во Франции. В Турции такого нет. И чтобы Турции стать европейской страной, властям придется удовлетворить жажду непредставленной во власти части населения.

- Разумеется, площадь Таксим оказалась идеальной площадкой для демонстрации недовольства вот этой части населения. Таксим – это турецкий Гайд-парк или Таймс-сквер. И на Таксим турки шли на самом деле не из-за каких-то трех деревцев, а используя площадь как площадку для того, чтобы сказать властям: их эта власть не слышит! При правлении АКП лет 6 - 7 назад были похожие протесты, тогда партию Эрдогана обвиняли в том, что она не дорожит республикой, созданной Ататюрком. Это необоснованная критика. Если бы партия хотела отказаться от нее, то давно бы это сделала! Но АКП же на самом деле работает на национальный интерес, что признают даже противники партии: инфляция за время ее правления упала, экономика выросла, – перечисляет заслуги Назипов. – В то же время в самом Стамбуле сконцентрирован средний класс, финансовый капитал, народ, думающий уже о своих личных свободах. Я надеюсь, партия Эрдогана услышит, наконец, этих людей и в скором времени внесет коррективы в свою политику, отказавшись от чересчур резких выпадов и шагов.

Любопытно, что, как особо отметил Назипов, турки настолько цивилизованная и «европейская» нация, что сами же прибираются после беспорядков! Сразу после закончившихся ночью событий сами же протестующие вышли на улицу убирать город и чистить газоны. По мнению Назипова, протестующие на самом деле не так уж враждебно настроены к существующей власти, «скорее позитивно и всего лишь не согласны с излишне жесткой реакцией на митинги властей и полицейских».

ПРЕДЫСТОРИЯ НОЧИ 31 МАЯ: МЕЧЕТЬ НА БОСФОРЕ И ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ

Что же в действительности произошло на площади Таксим? Об этом корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online» рассказала одна из участниц стамбульских протестов Элиф Виктория Смыр, работающая педагогом, преподавателем иностранных языков и организатором открытых семинаров по позитивному мышлению. По ее словам, все действительно изначально начиналось как «зеленый протест». Дело в том, что парк на Таксиме, будучи не таким уж «зеленым», все-таки один из немногих оставшихся парков в Стамбуле. При этом в городе, несмотря на ропот населения, уже вырубили почти все деревья под торговые центры. Предпоследней каплей стали события, произошедшие несколько месяцев назад на холме с видом на Босфор. Там тоже было свободное от построек место. Жители Стамбула полагали, что власти здесь или построят жилые дома, или же разобьют парк для людей. Что решила власть?

- Наш президент решил поставить там мечеть, чтобы ее было видно с Босфора! Но поначалу власть демонстративно решила ознакомиться с мнением народа, раздав населению опросники. Как выяснилось, увы, только для вида. Большинство проголосовало за то, чтобы на этом холме разбить парк. Но президент на это ответил: мы решили по-своему, будет мечеть, все. Это, безусловно, создало напряженность у неуслышанного населения, поэтому решение построить очередной торговый центр на площади Таксим оказалось последней каплей, – объясняет подоплеку народного возмущения Элиф Виктория.

КАК ПОЛИЦЕЙСКИЕ КИДАЛИ ДЫМОВЫЕ ШАШКИ В ОКНА ЖИЛЫХ ДОМОВ

При этом она отмечает, что сама площадь – очень оживленное место Стамбула. Там очень сильный траффик, есть метро. К тому же это историческое место, связанное с деятельность Ататюрка. Уничтожение же зеленых насаждений в городе до сих пор шло бурными темпами (при том, что просто так вырубить деревья в городе нельзя: необходимо специальное разрешение). И вот 28 мая (то есть за три дня до столкновенийавт.) на площадь вышли первые протестующие. Сначала это были зеленые, тот же «Гринпис», которые прежде всего выступили в поддержку интересов жителей рядом расположенных районов: они могли лишиться парка, а торговый центр им был совершенно не нужен. С 28 по 31 мая митинги проходили мирно. Однако уже к вечеру пятницы 31 мая к месту протестов нагнали полицейских с танкерами воды и начали из водометов разгонять людей.

- Они начали кидать… не знаю, как это по-русски? Дымовые шашки – просто там не только дым, а еще какой-то перец, от чего люди, отравившись, просто задыхались, – взволнованно вспоминает Виктория. – Тут же к месту разгона митинга стал стягиваться народ из ближайших районов. Таксим находится в европейской части Стамбула, и люди шли туда из азиатской части, узнавая о происходящем в социальных сетях. А полицейские тем временем кидали шашки прямо в толпу! Люди разбегались и прятались в близлежащих домах, жители которых вывешивали белые полотенца, сигнализируя нам: «Мы вас примем, окажем первую помощь». Но полицейские кидали дымовые шашки прямо в окна, выкуривая людей из собственных же домов и на улице избивая их дубинками! Фактически закидывали шашками на поражение, а вовсе не разгоняли демонстрацию, как заявили власти позднее.

Интересно, что в ночь 31 - 1 июня 3G были отключены! В ответ отели, рестораны и окрестные предприниматели, а также жители близлежащих домов Стамбула вывешивали свои пароли Wi-Fi на окна, чтобы люди могли сообщать последние новости, а также номера телефонов адвокатов и врачей, которые добровольно вызвались помочь демонстрантам. Скорая помощь на многие улицы проехать не могла, поэтому по районам врачи сами ходили и оказывали первую помощь раненным.

Вчера вечером после окончания рабочего дня на Таксиме опять собралась толпа демонстрантов...

«СКОЛЬКО ХОТИТЕ СОБИРАЙТЕСЬ. Я В ОТВЕТ МОГУ СОБРАТЬ МИЛЛИОН ПОЛИЦЕЙСКИХ»

Участница протестов отмечает, что почти все турецкие телеканалы происходящее сейчас в Турции замалчивают – за исключением одного Halk TV. На других телеканалах продолжают показывать «глупейшие ток-шоу и сериалы, поэтому никто не знает в точности, сколько людей в ту ночь на площади было: официальной информации об этом нет».

Однако далеко не все стамбульцы и уж тем более жители остальной Турции сразу ночью узнали, что происходит. Обо всем стало известно только утром 1 июня (напомним, сейчас сообщается о двух тысячах задержанных и десятках раненыхавт.), причем в основном благодаря западным телеканалам и социальным сетям. Узнав о случившемся, Турция разделилась.

- Вот сейчас лагерь, поддерживающий правящую АКП, стал говорить: «Чего вам, ататюркистам, на месте не сидится? Из-за каких-то трех-четырех деревьев устроили!» Но дело уже не в деревьях. Мы же просто хотели, чтобы нас, наконец, услышали. А знаете, как отреагировал на это наш президент (сайт президента Абдуллы Гюля уже взломали хакеры из группировки «Анонимус» – авт.)? Он заявил, цитирую, следующее: «50 процентов голосов, отданных за нашу партию, дали мне право принимать решение за весь народ! Сколько хотите – собирайтесь. Я могу в ответ собрать миллион полицейских», – возмущается Виктория реакцией властей.

АТАТЮРК ИЛИ ЭРДОГАН: ПОЧЕМУ МУСУЛЬМАНЕ НЕ ПРОТЕСТУЮТ

2 июня протестующих стали поддерживать даже те жители, что оставались в своих домах: включали и выключали свет, вывешивали портреты Ататюрка, били в столовую посуду. Молчит пока лишь мусульманская часть Турции, то, что поддерживает «происламский» курс Эрдогана. На улицах Стамбула, например, сегодня вы почти наверняка не встретите среди протестующих женщин в хиджабах. И это логично, на то есть свои объяснения, уходящие корнями еще во времена зарождения светской Турции. Дело в том, что при приходе к власти Ататюрк запретил ношение любой мусульманской одежды в госучреждениях, школах, судах. Тогда как премьер-министр Эрдоган, напротив, разрешил женщинам носить традиционную мусульманскую одежду… Но в свою очередь запретил вешать в офисах, государственных и коммерческих портреты Ататюрка!

- Понятно, что это разделило турков. Самого Ататюрка Эрдоган называл пьяницей, а про его революцию говорил, что она устроена спьяну. Вы представляете, каково это слышать поколениям людей, которые десятилетиями уважали своего лидера? При этом я, например, прекрасно понимаю женщин-мусульманок, которые есть и среди моих знакомых. И считаю, что запрет на ношение традиционной одежды был в свое время несправедливым. И то, что он отменен, – это здорово! Но в то же время исламизация Турции в последние годы вызывает у половины населения резкое недовольство, – считает девушка. – К примеру, для начала на алкоголь взвинтили цены. Потом ограничили его продажу. А теперь даже в ресторанах у окна (если тебя видно с улицы) нельзя распивать спиртные напитки, пить можно, мол, только в глубине. Гайки закручиваются. И многие полагают, что дальше будет только хуже. Но пока мои знакомые девушки, которые носят хиджаб, вообще обходят тему протестов молчанием и никак не комментируют происходящее. И продолжают смотреть телепрограммы, как будто ничего не происходит.

ПОЛИЦЕЙСКИЕ-ПРОВОКАТОРЫ И ГУДЕНИЕ ТУРЕЦКОГО ИНТЕРНЕТА

Информационная война, которая сейчас развернулась в социальных сетях, привела не только к появлению фейковых фотографий, но и провокаторов. Одни провокаторы начали заявлять, что протесты раскручивает курдская партия и говорят, что полиция разгоняла людей на Таксиме, чтобы митинг не перерос в курдскую войну. Другие провокаторы говорят, чтобы сегодня вечером все собирающиеся на улицы Стамбула в знак протеста оделись в черное – позже выясняется, что так оппозиционеров собирались вылавливать стамбульские полицейские: вылавливая протестантов по цвету одежды!

Виктория также опровергает антиисламский характер выступлений протестующих. По ее мнению, речь идет лишь о требованиях по меньшей мере 40% турков, которых просто перестали слышать: «Речь идет не об антиисламской революции, а о выступлениях против диктатуры, против власти, которая демонстративно заявляет: «Как мы решили, так и будет!»

Виктория и ее сторонники надеются, что выполнения своих требований они добьются цивилизованным путем. Возможно, с помощью западных СМИ, потому что на местные по понятным причинам надежды нет никакой. К примеру, сегодня по местным СМИ прошла новость, что Эрдоган спокойно уезжает с государственным визитом в Тунис, Египет, Марокко – «как будто его и не интересует, что произошло и что будет дальше!» Турецкий интернет уже начал гудеть от распространенной неизвестными информации о том, что якобы в ночь с 31 мая по 1 июня многие губернаторы, близкие к Эрдогану, подали в отставку, а тысячи полицейских (опять же якобы) отказались выполнять свой долг и разгонять митинги. Что будет, если власти Турции попытаются натравить на протестующих армию? Протестующие полагают, что может случиться гражданская война, которая начнется со столкновений армии с полицейскими. Протесты могут выйти из-под контроля, «и в конечном счете за ношение мусульманских платков разъяренные люди просто начнут убивать». Сейчас правительству проще всего столкнуть две группы населения и обвинить во всем протестующих – полагают турецкие митингующие. Тем не менее пару часов назад президент Турции уже заявил, что «считает протесты, охватившие разные города страны, проявлением демократии и принимает данный сигнал общества».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (91) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.06.2013 08:52

    У нас парк им.Горького вырубили,и хоть бы хны....никаких акций протеста...Против города совершили акт вандализма людьми,облеченными властью...Господин Исхаков,Вам парк не снится? Не Вы принимали решения,а республиканские власти?.Тогда что Вам помешало занять принципиальную позицию,и положить партбил..пардон,удостверение мэра на стол,в знак протеста ? Своя рубашка ближе к телу? Так с этого надо было начинать....

    • Анонимно
      4.06.2013 09:43

      Вместо детского парка стоит Леруа Мерлен ...

      • Анонимно
        4.06.2013 10:18

        Вообще с парками в Казани плачевно, перед детьми за такое наследие стыдно .. и за пустой пафос "третьей столицы". Пусть встанет лопата в горле лоббиста этой застройки.

        • Анонимно
          4.06.2013 10:50

          Не покупайте. И знакомым советуйте не покупать. Лучшее решение)

        • Анонимно
          4.06.2013 11:24

          А мы с братом до сих пор вспоминаем, как в 60-е приезжали летом в гости к бабушке и бегали с Достоевского в Парк Культуры и Отдыха. Сколько там было площадок, красавец Летний театр (говорят, он сгорел и сейчас его мало кто помнит), медведь по дороге на атракционы, фонтан с лягушками, самолеты, которые рычали не хуже, чем настоящие, а внизу - пляж на Казанке...В семидесятые - уже студент - танцплощадки, "Лето", "Мечта"... А что будут вспоминать наши внуки - "Мега", "Парк Хаус", "XL"???

          • Анонимно
            4.06.2013 17:18

            Ну уж точно, не ободранные и обшарпанные аттракционы, облезлого медведя и танцплощадки с пьяной молодежью.

        • Анонимно
          4.06.2013 20:26

          О восстановлении парков и скверов начали говорить. Раз начали говорить во влсатных структурах, хочется верить, что и дело пойдет. Детям парков не хватает, да и взрослым тоже, в общем-то

    • Анонимно
      4.06.2013 20:25

      Парк Горького кончился во имя Корстона. Спасибо Исхакову

    • Анонимно
      5.06.2013 13:06

      Т.Н. "Парк Горького" - это бывшее кладбище. Поэтому гулять тем более с детьми по человеческим трупам и костям - кощунство. Но это системная болезнь при советсвкеой власти. Тогда во всех городах страны парки им. Горького организовали на кладбищах.

      • Анонимно
        5.06.2013 16:21

        Гулять на костях нельзя, а развлекаться и строить подземные парковки значит можно?

  • Анонимно
    4.06.2013 09:18

    Хотелось бы узнать мнение экспертов о происходящем в Турции. Позиция "нищий, но гордый", судя по событиям в Египте и Ливии, не сделала общество арабов и мусульман Востока "счастливее".

    • Анонимно
      4.06.2013 09:30

      Насколько я понял, Эрдоган начал давать обратку по Сирии, когда до него наконец дошло, что все каштаны из огня (курды, рост числа бандитов в регионе, внутренний суб-конфессиональный раскол, общая хаотизация). И тут нашлись турецкие "защитники химкинского леса".

  • Анонимно
    4.06.2013 09:32

    теперь Эрдогана я еще больше уважаю! Я горд что Рустам Минниханов с ним встречался и что он у нас в Казани был гостем

  • Анонимно
    4.06.2013 09:39

    Мавзолей Ататюрка будет разрушен - партийный соратник ЭрдоганаГлава молодежной организации правящей в Турции Партии справедливости и развития провинции Инеболу Фархад Купоглу на своей страничке в Twitter в контексте сноса парка Таксим написал, что они разрушат и мавзолей Ататюрка в Анкаре.

    • Анонимно
      4.06.2013 10:03

      Был я в районе Фатиха, там все еще запах халифата чувствуется... В Турции не зря говорят, где шариат упал (т.е. халифат), оттуда он снова и встанет. Маша Аллах

      • Анонимно
        4.06.2013 11:02

        Был я в районе Фатиха, там все еще запах халифата чувствуется.....А я был в Константинополе, там все еще запах Византийской Империи чувствуется....

  • Анонимно
    4.06.2013 10:17

    Думаю, все просто. Политические противники Эрдогана решили воспользоваться ситуацией с зашитой парка. Но вот вопрос, кто эти противники. Может случиться так, что их будет много и нет единого центра. Каждый недовольный может выйти и покидать камни. Тут и футбольные фанаты и леваки. Но уверен, что среди них очень большое количество провокаторов из-за границы. тактика проста. Дали деньги или сами поучаствовали в хулиганских выходках, разгромили несколько магазинов, кафе, перевернули и сожгли машины. Полиция начинает действовать более жестко. А те кто это начинал сбегают, весь гнев полиции достается тем, кто просто вышел для поддержки защитников парка или просто толпу глазеющих.И так происходит повсеместно и охватывает все большее число людей. Но чего добиваются протестующие? Чем они недовольны? Вот тут опять вопросы. Экономика Турции растет, благосостояние турок тоже растет, начинается курортный сезон, надо бы наоборот успокоить, чтобы не распугать туристов. Но нет. Значит все те, кто не желает дальнейшего роста экономики Турции, те, кто хочет переманить туристов к себе, те, кто хочет ослабления Турции политически, кто хочет убрать ее как силу на Ближнем Востоке и есть главные заинтересованные лица. А толпа она и есть толпа, особенно молодая и горячая. Без подписи.

    • Анонимно
      5.06.2013 20:58

      Вам все таки надо внимательно почитать, что происходит в Турции, Вы просто не в теме.

  • Анонимно
    4.06.2013 10:34

    Согласен с Муртазиным:попам в армии делать нечего,это уже маразм...В армии служат людий разных вероисповеданий...И вообще,если страна светская,то надо ограничить влияние излишнее религий...Православный.

    • Анонимно
      4.06.2013 10:59

      Россия это больше Православная страна и мораль Православия должна лежать в основе всего, в том числе и Российской Армии.....

      • Анонимно
        4.06.2013 11:11

        Россия в первую очередь страна, строившая коммунизм с ее атеизмом. А верующих по сравнению с теми, кому все равно есть бог или нет, просто мизерны. Не надо считать верующими тех, кто просто нацепил крест на грудь. Вчера они вешали комсомольские значки, а завтра повесят еще что-нибудь. Как власть прикажет

        • Анонимно
          4.06.2013 11:31

          Послушайте, комсомолец, по себе не стоит обо всех судить. Тот период, когда нательный крест был просто модным аксессуаром, в нашей стране уже пройден. Сегодня он не дает никаких осязаемых преимуществ. И еще один момент. А что, при советской власти все т.н. формальные атеисты были неверующими? Если Вы так считаете, то Вам прямая дорога в клинику.

          • Анонимно
            4.06.2013 12:08

            Так и что, надо всех, стоящих в строю окроплять водой. Или махать кадилом перед носом. Зачем неверующему все эти фокусы. Веруешь, верь, но молча, про себя. Никто ведь не бегает вокруг церкви с плакатами, что бога нет. Все молча принимают для себя такое решение. Зачем верующим навязывать свою веру другим? Молча надо верить, молча, тогда может и бог услышит.

          • Анонимно
            4.06.2013 15:53

            В клинику надо неистово верующих... это медицинское состояние. Не забывайте, Россия светское государство и не надо раздражать атеистов крестами и хиджабами....

            • Анонимно
              4.06.2013 20:28

              Если неистово и агрессивно верующих то да. Но спокойно живущих и никому не мешающих тоже много

              • Анонимно
                5.06.2013 21:24

                Все верующие в любой момент могут стать агрессивными и террористами, это медицинский факт.

      • Анонимно
        4.06.2013 11:22

        Православие должно быть в Храме и в душах.Когда перед строем солдат,где есть мусульмане,буддисты или просто атеисты, поп с кадилом обращает всех в расейскую православию-маразм. Уважаемый, читай Библию и в Коран заглядывай.Заповеди одни и те же.

      • Анонимно
        4.06.2013 11:33

        Откуда Россия страна провославная? Сегодня в приволжском военном округе 70% личного состава этнические мусульмане и скоро в армии вообще будет мало этнических провославных,так как все откосят от армии! И муллы в армии не нужны,а то наша армия будет как арабские,только будет молится и все сражения проигрывать Израилю!И кончайте Гундяевскую пропаганду здесь! Сверьте часы не по гундяевским ,а по командирским чистопольским часы. На дворе 21 век!

      • Анонимно
        4.06.2013 15:31

        русский народ не религиозен и очень мизерно мало верующщих,в церквях в основном пять-семь бабушек,что о многом говорит.

        • lupus est
          4.06.2013 17:14

          Не лезли бы вы в это дело.

          • Анонимно
            4.06.2013 20:29

            Именно. Верующих много, как и тех, кто в грудь себя бьет и верой прикрывается

        • Анонимно
          4.06.2013 19:12

          Вы явно не верующий. В рабочие дни в церквах и храмах народу очень много, а в воскресные и праздничные вообще не протолкнуться. (имеется ввиду на службе. Но так как двери храмов открыты весь день - то да, когда служба не идёт то и народу мало.)

          • Анонимно
            4.06.2013 20:06

            Это всего лишь показатель общего образовательного уровня народа. Там где уровень падает , поднимается количество народа в церквях. Как бы не получилось так, что места не будет хватать в церквях, тогда пиши пропало. Будем уповать на бога.

          • Анонимно
            5.06.2013 00:10

            Я явно не верующий. И что? Надо же договорились уже Россия -православная страна! Я родился, жил и живу в стране, где есть свобода совести. Хотите верить в Бога - верьте, только не заставляйте других!

            • Анонимно
              5.06.2013 08:34

              Кто заставляет то? С пистолетом у виска стоят?

            • Анонимно
              5.06.2013 11:32

              Кто же Вас заставляет верить в Бога? Хотите верить в доллар - верьте! Посещайте в банк регулярно. :-)

        • Анонимно
          5.06.2013 13:09

          если верующих мало, так на чьи же деньги тогда помазанники божьи "каены" и "беретты" покупают?

  • Анонимно
    4.06.2013 11:13

    Во всех междусобицах выигрывает третья сторона.Заокеанская.Палестина,Ирак,Ливия,Египет,Сирия...Пиндосам своих трутней нечем кормить.

  • Анонимно
    4.06.2013 11:24

    Хотелось бы отметить некоторые моменты касательно периода правления АКП. По поводу роста экономики. Для такого мощного экономического прорыва, которого достигла Турция в период правления АКП, необходим источник, благодаря которому начали бы реализовываться крупные проекты, создаваться рабочие места, снижаться процентные ставки и т.д. Если в Китае экономика растет за счет производства, в России за счет нефтянки, то Турция не располагает такими природными ресурсами как Россия, и таким масштабным производством и экспортом как Китай. Данные казначейства http://www.treasury.gov.tr/default.aspx?nsw=EilDPQez15w=-H7deC+LxBI8=&mid=120&cid=12&nm=634 наводят на мысль, что источником роста является внешние заимствования. По состоянию на 4 кв. 2012 г. внешний долг составил 189 356 млн. долл. США. Отсюда вопрос – а кто оплатит сей банкет? Судя по всему будущие поколения. На этом фоне, поддержка «арабской весны», агрессивная риторика Эрдогана в адрес Сирии с угрозами интервенции, постоянные заигрывания с Западом, массовые зачистки со всеми несогласными (Эргенекон), начало переговоров с курдскими сепаратистами, начали порождать возмущение и бурление в турецком обществе, причем как в либеральном так и в консервативном, которое вылилось в массовые протесты, связанные с парком Гези. Действительно парк Гези это лишь повод, а протесты не носят анти-Исламский характер. Эрдоган же сам загнал себя в угол и судя по всему Запад его сливает, ибо не смог проявить себя в сирийском вопросе. Главное чтобы все это не переросло в очередную Сирию, а это зависит от тех, кто находится у руля власти и их способности найти компромисс и суметь договориться с протестующими.

    • Анонимно
      4.06.2013 12:22

      Ата Тюрк был тысячу раз прав запретив носить мусульманские атрибуты в светских учреждениях! А мы татары наступаем на те же грабли! Сегодня они автопробеги совершают,а завтра что они будут делать?

      • Анонимно
        4.06.2013 12:42

        Я уверен чем больше религиозные экстремисты будут чаще выходить со своими радикальными заявлениями на страницы БО,чем чаще будут ходить в хиджабах и с поясами шахидов,тем общество будет отчетливей их отторгать из своей среды! И правильно Бо делает прививку нашему обществу от нетрадиционных религий и их апологетов на своих страницах! Молодцы!

        • Анонимно
          4.06.2013 15:59

          У вас мания какая-то. Поменьше смотрите зомбо-ящик. Все смели в одну кучу и хиджабы и пояса... Запомните, есть пояса смертников, а терроризм придумали немусульмане.

          • Анонимно
            4.06.2013 16:12

            Это насильно женщинам в хиджабах одели не мусульмане пояса смертников и перед нажатием кнопки заставили кричать Алла Акбар!Хватит сказки рассказывать и почитайте комменты Ваших единомышленников! Вам не страшно жить с ними?

            • Анонимно
              4.06.2013 20:32

              Да не все в платках неадекват. Среди много спокойных, домашних

              • Анонимно
                5.06.2013 16:20

                Согласен среди террористов наверно тоже есть люди любящие зверюшек,детишек,но тем не менее они идут Во имя Аллаха на взрывы и убийства неверных!

      • Анонимно
        4.06.2013 15:01

        Уважаемый, представьте, что по примеру Ататюрка в России запретят в гос.учреждениях и школах ношение православных крестиков. Или запретят крестные ходы, это же тоже религиозная атрибутика в общественном месте. Вы представляете последствия? Государство должно отделиться от религии, но не воевать с нею.

      • Анонимно
        4.06.2013 16:00

        Кроме автопробегов что-нибудь помните? Чем он вам лично помешал-то?

        • Анонимно
          4.06.2013 16:33

          Они убили лучшего имама Татарстана Валиулу хазрята! Они показали ислам с плохой стороны! Разве Вам этого мало?

    • Илшат
      5.06.2013 10:59

      Спасибо за Ваше мнение.

  • Анонимно
    4.06.2013 13:49

    Уважаемые мусульмане.Также яростно займитесь делами у себя дома.Образование развалено, науки нет, предприятия закрываются.Турки, в отличии от нас, развиваются и почти ничем не уступают Европе. Когда мы дойдем до их уровня, тогда будем учить других.

  • Анонимно
    4.06.2013 15:21

    Интересно, а какие места по тем же критериям занимают наши КФУ, КГФЭИ, КГТУ, или скажем ИУЭП?

    • Анонимно
      4.06.2013 16:00

      МГУ, МФТИ, МГИМО. Бессмысленно сравнивать столичные и провинциальные ВУЗы.

      • Анонимно
        4.06.2013 16:46

        Судя по международному рейтингу от Times Higher Education лучшие российские и турецкие вузы примерно на одном уровне. Причем в топ-400 только два российских вуза, а турецких побольше.

  • Анонимно
    4.06.2013 18:16

    На тему российского образования, общался с одним знакомым турком, учился в КАИ, после МАИ, сделал хороший карьерный рост в крупнейших мировых автогигантах, проживает в одной из развитых Европейских стран, основу своего благополучия считает ОБРАЗОВАНИЕ, полученное в России, а не в Турции

    • Анонимно
      4.06.2013 20:31

      Не в образовании возможно дело было, человек умный сам по себе оказался. В России образование он скорее всего получил раньше, в Турции - тогда, когда это образование ему уже и не особо нужно было

  • Анонимно
    4.06.2013 19:40

    Для того, чтобы понять, кто Ататюрк для Турции достаточно побывать в его Мемориале в Анкаре. Только побывав там, понимаешь насколько этот лидер дорог для Турции. Принципы, заложенные Ататюрком, должны быть неприкосновенны. И все, что разрушает эти принципы, отталкивают эту страну далеко в прошлое. Страна,познавшая Достоинтство и не желающая с ним расставаться,вызывает только уважение.

    • Анонимно
      4.06.2013 21:02

      настолько дорог для турков ататюрк что его труп земля и по сей день не принимает,там замучились его могилу бетонировать.турецкая земля тобишь земля османских халифов которые правили немало столетий никогда в свое лоно не примет подобных ататюрков хотя ему врядли есть подобные

      • Анонимно
        4.06.2013 23:05

        уважаемый земля любой труп примет, и твой тоже, когда время прийдёт... ей пардон, пофигу.раз вы такой сторониик исламизации, чего-же вы в крмфортабельной квартире в городе делаете? вам ведь даже санузел по канонам не нужен, чайника достаточно... Ходите по городу, смотрите на молодых девок без паранджи, а это ведь для вас тоже грех...у вас ведь выбор есть, вы можете в глубинку поехать где одни мусульмане живут, а так и кров (дом то больной многоквартирый)с неверными делите...

  • Анонимно
    4.06.2013 22:14

    На очереди Россия! А власть Татарстана делает все, чтобы это случилось быстрее, разрушает дома где живут люди, при этом сами строят дворцы стоимостью в миллионы долларов!

  • Анонимно
    4.06.2013 23:49

    В мире больше всего мусульман,далее христиан(православные,католики И так далее)далее иудей и потом идут атеисты и многобожники(язычники),последние уже всех достали!

    • Анонимно
      5.06.2013 08:10

      А как уж всех верующие достали....

      • Анонимно
        5.06.2013 09:29

        Мы язычники,поклоняющиеся природе спасем Россию,а потом весь мир! А Вы его уничтожите своим невежеством и злобой!

        • Анонимно
          5.06.2013 10:48

          Кого хотите сжечь или принести в жертву? Язычники тем и отличались, что приносили в жертву людей.

          • Анонимно
            5.06.2013 15:16

            Я чувашский язычник. Никогда чуваши-язычники человека в жертву не закладывали. Это все страшилки попов, которые на протяжении 5 столетий пытались нас насильственно христианизировать.

            • Анонимно
              5.06.2013 21:16

              Вы наверно спутали с Исламом! Это когда Аллах приказал Ибрагиму перерезать горло своему грудному сыну и Ибрагим начал резать,но бог ему разрешил перерезать горло барану и теперь все мусульмане празднуют этот день и славят Бога,который приказал приносить в жертву богу своих детей! Или вы вспомнили Христиан средневековья,которые на кострах сжигали ученых!

    • Анонимно
      5.06.2013 12:51

      Наиболее распространенная из миро­вых религий - христианство - 2,4 млрд. человекВто­рое место по числу верующих занимает ислам_- 1,3 млрд.Третье мес­то среди мировых религий по числу приверженцев принадлежит буддиз­му- 500 млн.НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ 1.Индуизм - 750 млн чел. (Индия, Непал, Шри-Ланка) 2.Конфуцианство - 200 млн чел. (Китай) 3.Синтоизм (Япония) 4.Местные традиционные религии (Африка, Ю. Америка, Океания, Китай, Индонезия

  • Анонимно
    5.06.2013 05:45

    По поводу Де Голля, проблеммы начались сразу после того, как он вывез из США хранившийся там золотой запас Франции. После него это не удалось сделать больше не одной стране. Про религию- она безусловна основа нравственного воспитания. Я говорю и об православии и истинном исламе. Ведется огромная работа по дискредетации религий, так как атеистами легко манипулировать через СМИ и другие каналы связи с обществом . Методики давно отработаны и опрабированны. То что происходит в Турции конечно имеет определенную цель и задачу и все имеет геополитический смысл. Теория " управляемого хаоса" в действии. Любая масса народа без четкой координации и направления в нужное русло, это просто масса. Вот кто руководит данным процессом и какие цели? Думаю надо послушать Джемаля и других политологов и специалистов по Востоку.Б. Т

  • Анонимно
    5.06.2013 08:38

    Про де Голля - в яблочко! Только в отличие от "генерала", РТЭ вел прозападную политику. А именно вступил в коалицию с Западом и Израилем против режима Б.Асада, поддержал "арабскую весну", в ради вступления в ЕС начал проводить реформы законодательства апогеем стал принятый, если не ошибаюсь в пятницу 31.05.2013, закон, согласно которому иностранным фирмам разрешно вести разведку и добычу полезных ископаемых на территории Турции. Тот-же самый Г. Джемаль ранее выступал с критикой в адрес РТЭ. То что, вторжение Запада в Ирак, Афганистан, "арабская весна" и последние события в Турции являются звеньями одной цепи - очевидно. Однако не стоит делать из РТЭ великомученника и борца с империализмом, ибо он стал жертвой своей собственной недальновидной политики заигрывания с Западом, деления турецкого народа по принципу свой/чужой, и закручиванию гаек.

  • Анонимно
    5.06.2013 08:57

    Сергей, спасибо! Очень интересный материал.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль