Общество 
17.06.2013

Жаркое лето-2013: в Татарстан не может пробраться циклон

38922.jpg
Марат Ахметов сообщил, что от дефицита влаги в почве сегодня страдают все поля в республике (фото: tatarstan.ru)

«НЕПРИЯТНОСТИ СЕЙЧАС ИМЕЮТ МЕСТО»

В Татарстане может повториться засуха 2010 года. Об этом на совещании в кабмине в минувшую субботу сообщил министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов, ссылаясь на отсутствие осадков.

Сегодня метеорологи подтвердили «БИЗНЕС Online» опасения минсельхоза. Сложившаяся погодная ситуация является аномальной, но не из-за высокой температуры воздуха, а в связи с критическим недобором осадков, рассказал нашему корреспонденту заведующий кафедрой метеорологии, климатологии и экологии атмосферы Казанского (Приволжского) федерального университета, профессор Юрий Переведенцев.

- Катастрофа из-за того, что нет осадков, – объяснил он газете «БИЗНЕС Online». – Июнь, как и май, идет с огромным недобором осадков. В мае было всего 20 миллиметров осадков, а должно было быть 37 миллиметров, согласно среднемесячной многолетней норме. Началась уже вторая половина июня, а выпало всего 12 миллиметров осадков при норме 73 миллиметра! К нам не может пробраться северо-западный циклон, потому что у нас стабилизировалась ситуация, когда высокое давление, сильнейший прогрев. В общем, мы находимся под влиянием антициклона, который всегда располагает к засухе.

По словам Переведенцева, в регионе имеет место тенденция к повышению летних температур и к снижению осадков. Именно эта тенденция и является наиболее благоприятной для возникновения засух.

- Засуха образца 2010 года повториться не может, потому тогда были экстремальные события: 56 дней подряд среднесуточная температура воздуха была выше 25 градусов! Более 10 дней – уже аномалия. Обычно температура выше 25 градусов держится периодами от 3 до 10 дней. Но все же неприятности сейчас действительно имеют место. Сейчас недобор осадков в Татарстане, и в полях это чувствуется. Мы ожидаем в среду прохождения циклона. Но он может проходить севернее или южнее, может всю республику не задеть.

Отметим, что еще в прошлом году заведующий отделом Татарского НИИ сельского хозяйства РТ Олег Шайтанов предрек аграриям новый тяжелый сезон. По его словам, эксперты НИИ составили математический прогноз, по которому выходит, что через три года после очень засушливого лета (какое было в 2010-м) возможно его повторение.

КРЕДИТЫ ПРОТИВ ЗАСУХИ

На том же субботнем совещании в связи с возникшей опасностью Ахметов предложил фермерам выход из ситуации в виде страхования посевов. «Страхование посевов – это подушка безопасности. Как известно, при страховании половину ее стоимости оплачивает сельхозформирование, а вторую половину – республиканский и федеральный бюджеты. Получается достаточно недорого – 300 рублей за 1 гектар», – заявил министр. Ахметов не зря вспомнил засуху 2010 года, которая стала настоящей катастрофой для татарстанского сельского хозяйства, причинив ущерб на сумму, превышающую 30 млрд. рублей. Многие татарстанские аграрии до сих пор не могут избавиться от последствий того засушливого лета.

Корреспондент «БИЗНЕС Online», беседуя с председателем ассоциации фермерских хозяйств Татарстана Камияром Байтемировым, выяснил, что к новой засухе аграрии республики не готовы.

- Страхование посевов идет очень слабо или вообще никак не идет, – рассказал Байтемиров. – На сегодняшний день свои посевы застраховали менее 10 процентов сельхозтоваропроизводителей. Это связано с тем, что в 2010 году страховые компании выплачивали денежные средства пострадавшим только через суды. Кроме того, поддержка, оказываемая властями по оплате страхового взноса (50 процентов от суммы взноса), является не слишком привлекательной для фермерских хозяйств, многие из которых, в том числе и крупные сельхозтоваропроизводители, по сей день еще не оправились от засухи 2010 года. В других странах поддержка государства по страхованию составляет более 80 процентов от суммы страхового взноса.

Лучшим решением проблемы, по мнению Байтемирова, будет дополнительная поддержка от государства:

- Учитывая очень низкий запас прочности финансовых возможностей у сельхозтоваропроизводителей и в связи с тем, что на весенне-полевые работы многие фермерские хозяйства не смогли получить кредитные ресурсы, выход из опасной ситуации я вижу в поддержке властей, которые могли бы организовать в Россельхозбанке краткосрочные кредиты специально для страхования. В силах государственной власти это сделать под самые минимальные проценты.

По словам Байтемирова, чтобы застраховать, к примеру, 100 га пшеницы, нужно не менее 70 тыс. рублей.

- Мы, конечно, сделаем все для того, чтобы обращение министра дошло до каждого фермера, но не знаем, откуда они возьмут деньги. Фермерские хозяйства практически полностью выложились своими средствами на посевные работы – были приобретены лучшие сорта, удобрения, средства защиты растений. Но, к сожалению, не полностью мы защищены от погоды.

По словам Байтемирова, ситуацию могут спасти двухнедельные дожди.

- Если в течение двух недель дожди будут, то ситуация усреднится. Прогнозировать и говорить о том, сколько мы получим урожая, я не рискую даже в лучшие годы, потому что это в определенной степени влияет на ценообразование нашей сельхозпродукции. Как говорится, цыплят по осени считают.

РОССИИ ЗАСУХА НЕ ГРОЗИТ

Отметим, что не везде царят такие настроения, как в татарстанском минсельхозе. В конце минувшей недели вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут поделился с журналистами вполне оптимистичным прогнозом. По его словам, площадь сева зерновых и зернобобовых культур в России по сравнению с прошлым годом выросла. Хотя и не столь значительно (на 505 тыс. га), как можно было ожидать исходя из ценовой конъюнктуры уходящего сезона. «Факторов, видимо, два: во-первых, в ряде регионов, пострадавших от засухи, крестьяне не получили масштабного доступа к кредитным ресурсам, что не позволило им расширить посевы. С другой стороны, это указывает и на растущую рациональность формирования посевных площадей исходя не только из текущей конъюнктуры, но и реальных оценок ее возможных изменений», – рассказал он.

По словам Корбута, состояние озимых в целом по России вполне удовлетворительное, а с учетом улучшения состояния посевов во многих регионах, где возникало напряжение в части влагообеспеченности, итоги сева создают хорошие предпосылки для получения в текущем году 93 - 97 млн. т зерна.

По мнению эксперта это дает основание предполагать снижение закупочных цен на зерно, которое может удержать активный его экспорт (его можно ценить в 21 - 24 млн. тонн). «Хотя все, конечно, решится по ходу уборки. Как говорится, «хлеб не в поле, а в амбаре», отметил Корбут.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (72) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    17.06.2013 12:29

    может все таки начать реализовывать программу по орошению полей? да, астрономически дорого, но дорогу осилит идущий. всем понятно, застрахуй сейчас урожай - это без штанов остаться к уборке. пусть небольшими вложениями, но надо двигаться к цели.

  • Анонимно
    17.06.2013 12:29

    А ГДЕ ТАТМЕЛИОРАЦИЯ? АНВАР МАХМУТОВИЧ ВЫРУЧАЙ! Где гидропоника? Почему Израиль не страдает от засухи? Деньги в республике есть! Новейшее мелиоративное оборудование закупили? Сколько можно скулить?

    • Анонимно
      17.06.2013 15:00

      В 90-е годы поливочное оборудование растащили, а ведь были километры труб. Сейчас сколько лет понадобится чтобы хотя бы к уровню конца восьмидесятых прийти... Сами же у себя крали и на вотку меняли.

    • Анонимно
      17.06.2013 15:08

      А что нужно этому Министру (почти) мелиорации А.Махмутовичу - пенсионеру. Если погода сухая , то ему уже лучше , ноги не болеют. У нас никакой мелиорации нет, только бюджетные деньги расходуют, под видом мелиорации. Человек то в свое время пахал много, теперь пора уж отдыхать, поэтому государство пенсию дает от 60 лет.

  • Анонимно
    17.06.2013 12:40

    Да, не весело. Если повториться засуха даже не 2010, а 2012 года, то про татарское сельское хозяйство можно будет забыть лет на 10.

  • Анонимно
    17.06.2013 13:14

    Министр-скоморох , кроме отмазок ничего и не может сказать. Жарко, холодно, дождей нет или все заливает- все плохо и всегда.

  • Анонимно
    17.06.2013 13:15

    Приписать то по осени сможет? И то ладно

  • Анонимно
    17.06.2013 13:31

    Не берусь судить за всю республику, но в нашем районе до прошлого понедельника практически через день были дожди и стояла теплая погода. Травостой замечательный, ростом с ягненка. Овцы на пастбище наедаются за 1,5-2 часа и жвачка, потом по новой.Завершил первый укос сена (начал косить 3 июня). Урожай отличный. На 15 июня обеспечил свое ЛПХ качественным сеном на 100%. А впереди еще 2 и если повезет 3 укос. Так что будем увеличивать поголовье. За эту зиму я спокоен. Такого благоприятного года не было давно. Все это касается сена. А для зерновых и картофеля дожди, конечно нужны. У нас с понедельника нет дождей, и уже растения начинают это чувствовать. Хотя повторюсь, за свое хозяйство я спокоен. У меня сенохранилища забиты полностью. Вот сейчас жара стоит, отличная погода для заготовки сена. Хотя время для заготовки сена с многолетних сенокосов уже выходит. Трава теряет каротин, витамины, белок. А содержание клетчатки наоборот увеличивается. Так что дальше под видом сена уже заготавливается зеленая солома. Всему свое время. Не упускайте его.Овцевод.

    • Анонимно
      18.06.2013 11:57

      Молодец! Вот это настоящий хозяин! Неужели такие есть. Если да, надеюсь ты не один такой. А то на уровне правительства одно нытье: Ну, пустите циклон в Татарстан, ну, остановите снегпады зимой - дороги заметает, поверните ветер, разгоните облака ... И так все время. Главное - страховка?!? Главное деньги, а сделать как надо - нет, лучше поднять вопрос на уровне руководства республики. Смотришь, еще из бюджета получим. Вот ведь она реальная цель.... К сожалению. Мне все больше нравится Хайруллин, вот от него почти нытья о непослушной погоде не слышно.

  • Анонимно
    17.06.2013 13:33

    летом 2010 я на своем участке (сад 8 капо) наоборот получил небывалый урожай всего что можно. благодаря конечно орошению, у нас там централизованное водоснабжение. благодаря чудовищному жару томаты гроздьями спели, огурцы, та же картошка столько клубней дала, аж выпрыгивали они из почвы. и сейчас тоже планирую это получить. запасов нашей семье до мая хватает.

    • Анонимно
      17.06.2013 15:31

      Вы не сравнивайте свои 6 соток с десятками тысяч га пашни по РТ. Попробуйте подойти к полю и поливать из лейки, сразу почувствуете, что такое мелиорация.

      • Анонимно
        17.06.2013 16:04

        Кто то был министром мелиорации когда то , может у него спросить ?

      • Анонимно
        18.06.2013 15:55

        В советское время с лейкой ходили??? Сарказм не уместен, просто отношение ко всему должно быть хозяйское, как к личному. А то ООО понаразводили, где по штату по 2-3 человека, понараздавали земель в долгосрочную аренду, а теперь работать никто за копейки не хочет, а больше не дадут самому мало останется...

  • Анонимно
    17.06.2013 13:35

    Министра слушать уже неинтересно. Все время проблемы. Тепло-плохо, дождей нет - плохо, дожди есть - тоже плохо. Все время денег просит. Как обычно, сколько денег не выделяли - все равно мало и все время наше сельское хозяйство ни к чему не готово. Хватит ныть уже.

  • Анонимно
    17.06.2013 13:36

    Был бы дождь и гром зачем нужен агроном!

  • Анонимно
    17.06.2013 13:39

    В этом году совсем недавно проехал по территории 8 районов РТ. Везде очень неплохие условия для заготовки сена. С грубыми кормами проблем быть не должно. Со стороны природы все неплохо. Дезорганизованность, расхлябанность и безответственность руководителей хозяйств может все погубить, что сейчас и происходит.

    • Анонимно
      17.06.2013 15:00

      Конечно безответственность руководителей, тем более земляки Министра и Мингазова, вот в агрофирме Северный Арского района(относится Вамину) уже третий раз банкротится, а руководитель и глав. бухгалтер каждый раз, одни и те же лица. Что ждать от них?

  • Анонимно
    17.06.2013 13:39

    северо-западный циклон не пускают в связи с универсиадой....

  • Анонимно
    17.06.2013 13:41

    Сколько можно плакаться, дождь идет- все сгнило, солнце светит- засуха, Фермеры как дети первоклассники, они не знали какой у нас климат что ли. Просто сажать надо реально, а не на бумаге. Наши чиновники только и могут плакаться, да по выставкам кататься. Пардон, Дворец себе построили.

  • Анонимно
    17.06.2013 13:45

    Не понятно, как страховка решит проблему - переложит убытки аграриев на страховщиков? Так вряд ли, страховщики тоже не дураки себе в убыток страховать не будут. Системное решение - мелиорация, лесополосы и т.п. - решения медленные, но с понятным и позитивным результатом

  • Анонимно
    17.06.2013 14:00

    Пора менять министра. Постоянно одни и теже проблемы. ВАМИН еще чуть не потеряли.То не подготовлены к погоде. Осенью скажут, из-за засухи фермерам нечего в Агропарке продавать.

  • Анонимно
    17.06.2013 14:00

    Мелиорация не может решить проблему неурожая зерновых. Картофель можно оршать, капусту. Да и все пожалуй. Ну и 50 га пшеницы для показухи. Татарстан есть территория рискованного земледелия. Будьте добры, считайтесь с этим.

  • Анонимно
    17.06.2013 14:21

    Зато газоны оснащены системой полива.

  • Анонимно
    17.06.2013 14:25

    Интересно, какой страхователь будет страховать, если заранее известно, что ожидается страховой случай. Неужели ув. Ахметов думает, что у страхователей есть деньги для оплаты потерь из-за засухи сколько угодно. Возможно тогда обанкротит и сельчан и страхователей.

  • Анонимно
    17.06.2013 14:30

    Я не аграрий конечно, но хотелось бы понять. А как раньше то жили, еще лет 10-15 назад? Теже условия погодные. Остаеться согласиться с комментариями, что чиновники себя больше прикрывают, вместо того чтобы решать проблемы. А если сеять зерновые не выгодно, так может лучше скотину разводить, а потом ее менять на зерно?

  • Анонимно
    17.06.2013 14:43

    А ВЫ ПОБОЛЬШЕ НА ТАКИХ КАК МИНГАЗОВ ОПИРАЙТЕСЬ! САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ ВРЕДИТЕЛЬ! ЖУК КОЛОРАДСКИЙ! ВОТ ТОГДА ТОЧНО ХАНА ПРИДЕТ. У НАС ЧТО ТОЛКОВОЙ МОЛОДЕЖИ НА СЕЛЕ НЕТ?

    • Анонимно
      17.06.2013 15:14

      Вы ошибаетесь, для колорадского жука полно препаратов очистить от них посевы, а от Мингазова - пока нет. Даже в КМ РТ, в Госсовете РТ и Сенате, не говоря уже в руководстве партии Единая Россия.

  • Анонимно
    17.06.2013 14:47

    В Египте дождей вообще не бывает. А выращивают 4 урожая за год. Вся земля поливается механически.. В курортных городах вода привозная из Нила. А нам решить свои проблемы не воможно?

    • Анонимно
      17.06.2013 15:13

      В Верхнем Египте тоже механически. Осликами или рабами. Осликов и рабов в Татарстан! С 2014 года будем на нашем черноземе по 5 урожаев в год собирать.

    • Анонимно
      17.06.2013 16:12

      В египте земля поливается насосами.

    • Анонимно
      17.06.2013 17:23

      Из 100% земли Египта это площадь 1001,4 тыс. км2, орошаются из них 3,3 мил Га или 33 тыс. км2, что составляет 3,3% от всей земли АРЕ.

  • Анонимно
    17.06.2013 14:54

    Ищь какой циклон, нащальника на него нет.

  • Анонимно
    17.06.2013 14:58

    в египте за откат руку отрубят

  • Анонимно
    17.06.2013 15:02

    Татагролизинг рулит!

  • Анонимно
    17.06.2013 15:09

    Сталина не хватает. Одни либерасты. Пятый год на небо смотрят. Скоро как индейцы будут в танце дождя выпрашивать.

    • Анонимно
      17.06.2013 15:40

      Зачем индейцы. Есть и наш опыт. Надо собрать крупу с мальчишками и стариками по всей деревни, найти большой казан и варить кашу. Угостить всех, а потом водой поливать надо всех, кто попадет под рукой. В следующий день будет дождь. Поторопитесь остался один день. Мы выросли в деревне и знаем об этом и Марат Готович тоже знает, а никому не рассказывает.

  • Анонимно
    17.06.2013 15:11

    В южный колхоз приехал иностранец. Интересуется:- Скажите, а помидоры у вас растут?- Нет. - А огурцы?- Тоже не растут.- Может, вы их неправильно сажаете?- Сажаем? Ну, если сажать, тогда, конечно, будут расти!

  • Анонимно
    17.06.2013 15:28

    Засуха - плоды грехопадения народа! Люди, прекращаете грешить - будете славно жить!Чем меньше разврата будет на земле, тем больше будет дождей с неба.

  • Рамиль
    17.06.2013 15:46

    Нужно бюджетников выстроить в ряд от речки и до поля. И дать им ведро..

    • Анонимно
      17.06.2013 16:22

      Да, учителей нужно выстроить, милиционеров и военных - им зарплату повысили, пусть отрабатывают.

      • Анонимно
        17.06.2013 19:24

        ЕХИДНИЧАТЬ НАУЧИЛСЯ.ВОТ БЫ ТАКЖЕ И РАБОТАЛ.ЯЗЫКОМ ТРЕПАТЬ ВСЕ УМЕЮТ

  • Анонимно
    17.06.2013 16:00

    последний СЕЗОН ПУСТЬ УЖ ПОВЫЕЖИВАЕТЬСЯ

    • Анонимно
      17.06.2013 16:33

      Дело не в засухе-нет веры у нас жуликам,вот это очень страшно!Засушливые годы и раньше были.Ничего выдерживали,а теперь многие не хотят для жуликов и шапырняков работать-прекрасно видя как воруют и при этом издеваются над народом!знакум

  • Анонимно
    17.06.2013 16:59

    ну а толку что вы горланите по поводу проворовавшихся чиновников? Только желчь свою извергаете, на баррикады все равно никто не пойдет, и с несправедливостью и разгильдяйством бороться, я так понимаю, никто не собирается. Воздух только сотрясаем, как будто бы не знаем, что и так все плохо

  • Анонимно
    17.06.2013 18:09

    Сотрясем воздух и дождь пойдет. А от баррикад кровь только

  • Анонимно
    17.06.2013 18:10

    Есть такой советский фильм "Коммунист". Вот с такими идейными можно было все осилить. Сейчас таких людей уж нет, "гвозди" делать не из кого, а так верховодят какие жуликоватые типы с животиками да на тонких ножках да на дорогих машинах

  • Анонимно
    17.06.2013 19:01

    по меньше По СМИ болтать. Работать надо а не ныть развалил село кивает на засуху

  • Анонимно
    17.06.2013 19:11

    а что же наша славная наука замолкла? или повыродились наши славные семеноводческие институты выращивающие засухоустойчивые растения? Кликните свое слово,столько времени прошло-пора давать отдачу!

  • Анонимно
    17.06.2013 19:19

    СТРЕЛЯЙТЕ В НЕБО

  • Анонимно
    17.06.2013 19:36

    Давайте в зеленый цвет покрасим дерево на фасаде дворца Земледелия... Колдуны говорят из-за него засуха...

  • Анонимно
    17.06.2013 20:38

    все беды от М Г А бес в него вселились бог и отвернулся от РТ столько проклятей сельчан и нечего с ним не случается

  • Анонимно
    18.06.2013 14:00

    Может закупить в Москве оставшееся после Лужкова иодистое серебро и пораспылять над РТ на МВЭНах. Тучи на небе есть, фронт проходит, а дождика нету.

  • Анонимно
    18.06.2013 16:13

    Очевидно, что как то надо поливать. пора уже двигать телегу с мёртвой точки. А не в небо пялиться.

  • Анонимно
    18.06.2013 16:41

    В израиле тоже нет пресной воды. опресняют морскую. Чернозёма у них нет. почву сами формируют. И ведь выращивают. да ещё с нашими продуктами здесь конкурируют. я бы пересмотрел состав наших министров. Они вообще что-нибудь могут?

    • Анонимно
      18.06.2013 19:53

      Надо Евреев из России не выпускать и всех выслать фермерами в деревню сослать! И вода будет и чернозем будет и урожай!

      • Анонимно
        18.06.2013 22:40

        Поправка Джонса - Венига, прикрываясь которой США ввел дискриминационные ограничения против СССР, а затем и России (в начале года сняли, заменив на акт Магнитского), главным образом жиздился на утверждении о том, что из Союза был запрещен выезд граждан еврейской национальности. Ваше предложение как раз об этом.Казак поволжских плавней

    • Анонимно
      18.06.2013 22:34

      Не так все идеально там как вы расписали. Не нефть , а скоро вода станет главной причиной войн. Опреснение - очень дорогая штука и это не наш путь.

      • Анонимно
        18.06.2013 23:41

        Так о том и речь. живём на пресной воде, производим полиэтиленовые трубы, вырабатываем своё электричество, а полив себе устроить хотя бы части полей не в состоянии. иждевенцы.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль