Общество 
24.07.2013

Татарстан как носитель «голландской болезни»

РОССИЯ КАК ГОЛЛАНДИЯ

Сегодня на глазах у нас происходит затухание экономического роста в России. В июне экономика России показала нулевой рост. Годовой прогноз по ВВП в 2013 году может быть снижен уже в августе. Три месяца подряд растет безработица. Инвестиции падают. Пауза в экономическом росте затянулась. Налицо синдромы «голландской болезни».

Этот эффект («Голландская болезнь») получил свое название после открытия Голландией месторождений природного газа в 1959 году. Рост экспорта газа привел к увеличению инфляции и безработицы, падению экспорта продукции обрабатывающей промышленности и темпов роста доходов в 70-х годов. Рост цен на нефть в середине 70-х и начале 80-х годов вызвал подобный эффект в Саудовской Аравии, Нигерии, Мексике.

В долгосрочной перспективе «голландская болезнь» приводит к перемещению ресурсов из обрабатывающего сектора в сырьевой и сервисный, которые создают меньшую величину добавленной стоимости. Кроме того, длительная зависимость экономики от экспорта природных ресурсов ослабляет стимулы для развития обрабатывающих отраслей и создания новых технологий. В первую очередь деградируют и теряют позиции наиболее динамичные наукоемкие отрасли. Это связано с необходимостью для них постоянных масштабных инвестиций в обновление технологий и продукции. Падение рентабельности вследствие роста курса национальной валюты ведет к сокращению инвестиций, технологическому отставанию и, в конечном итоге, уходу с рынка. Тем временем традиционные отрасли, не нуждающиеся остро в обновлении технологий, могут продержаться значительно дольше.

Замедляющийся экономический рост в России в первом полугодии связан в первую очередь со слабыми данными по экспорту, который в первом квартале упал, а во втором был близок к стагнации. Можно даже сказать, что в экспорте произошел драматический провал. Судите сами. Стоимостной индекс общероссийского экспорта упал. Отношение экспорта за первое полугодие 2013 года к экспорту за первое полугодие 2012 года составило 95,2%. Отношение экспорта за первое полугодие 2012 года к экспорту за первое полугодие 2011 года было положительным – 110,0%.

Главную роль, конечно же, сыграло падение экспортных поставок нефти и газа. Отношение средней цены марки URALS за первое полугодие 2013 года к средней цены марки URALS за первое полугодие 2012 года показало снижение на 4,9%. Кроме того, произошло и физическое снижение экспорта.

11.jpg

По данным ЦДУ ТЭК, экспорт нефти из России в январе-мае 2013 года снизился на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 97,6 млн. тонн. С учетом того, что удельный вес нефти в общем объеме российского экспорта в январе-мае составил 34,1%, а в экспорте топливно-энергетических товаров – 47,8%. Все это жестко ударило по совокупному российскому экспорту.

По экспорту газа – та же картина. Доходы России от экспорта газа в январе-мае 2013 года снизились на 2,1% – до $27,59 млрд. против $28,193 млрд. годом ранее. Такие данные приводит федеральная таможенная служба (ФТС). В физическом выражении экспорт газа вырос на 0,5% – до 80 млрд куб. м против 79,6 млрд куб. м годом ранее.

ТАТАРСТАН КАК СУПЕР-ГОЛЛАНДИЯ

Рассмотрим динамику основных экономических индикаторов в РТ и РФ. Как видите, в Татарстане они отличны от общероссийских.

22.jpg

Динамика основных экономических индексов в РТ и РФ
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

Затухание промышленного производства в Татарстане не такое существенное, как в России, где сложилась почти нулевая динамика. Это связано с несколько иной структурой экономики, о чем мы упомянем ниже. Зато динамика тесно связанных с платежеспособным спросом показателей у нас в республике гораздо хуже, чем в среднем по стране. Пугает значительное снижение динамики розничного товарооборота и падение, в отличие от России, доходов населения. Если начинает падать потребительский спрос, то полномасштабный кризис не за горами. Не может же цена на нефть только расти…

Объем работ в строительстве в РТ снижался в первом полугодии менее интенсивно, чем в России, благодаря двум большим драйверам – Универсиаде и ТАНЕКО. А вот неожиданный рост в Татарстане продукции сельского хозяйства трудно объясним с позиций здравого смысла, если, конечно, не смотреть через призму приписок…

Более глубокое падение потребительского спроса в республике на фоне менее сильного падения индекса промышленного производства объясняется разницей в структуре промышленностей России и Татарстана. Поскольку доступны данные об отраслевом разрезе ВРП Татарстана и совокупном ВРП России за 2011 год (за 2012 год этих данных пока еще нет), попробуем отыскать различия.

33.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

Сразу заметна двукратная разница в доле сектора «Добыча полезных ископаемых». От добычи полезных ископаемых мы в 2 раза более зависимы, нежели вся Россия. Несмотря на то что удельный вес в секторе «Обрабатывающие производства» почти равен среднероссийскому, свято место пусто не бывает, а потому структурно мы хуже в оптовой и розничной торговле, транспорте и связи, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, операциях с недвижимым имуществом. Одним словом, Татарстан более подвержен «голландской» болезни, нежели Россия – у нас структурно сильнее добывающая отрасль и слабее отрасли, ориентированные на внутренний спрос.

Это и объясняет более высокую динамику по индексам промышленного производства – у нас структурно больше поток нефтяных денег. Пока цена на нефть еще не так сильно упала – это отыгрывается ростом ее поставок. Но «голландка» в виде более сильной зависимости экономики от экспорта природных ресурсов ослабляет стимулы для развития обрабатывающих отраслей и создания новых технологий. Деградируют и теряют позиции наиболее динамичные наукоемкие отрасли. Отраслевая структура становится более примитивной, а сама экономика РТ – более уязвимой к ценовым нефтяным шокам. Нет, не получается у нас пока движения в сторону «жизни после нефти»…

В БЮДЖЕТЕ ВСЕ СПОКОЙНО

Впрочем, динамика доходов и расходов консолидированного бюджета РТ по исполнению за первое полугодие 2013 года пока не столь печальна.

44.jpg
Доходы и расходы консолидированного бюджета РТ по основным статьям (в млн. рублей)
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

Да, произошло снижение по доходам бюджета по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 7%. Но это вызвано снижением межбюджетных трансфертов (субсидий, субвенций и дотаций) аж на треть (33%). Оно и понятно, ведь именно в 2012 году субсидии, связанные с Универсиадой, занимали значительную часть трансфертов и были гораздо больше, чем годом позже, когда все основные объекты были почти построены. Так что тут ничего драматичного нет.

Другой положительный фактор – собственные доходы бюджета в первом полугодии 2013 года оказались почти равными собственным доходам за первое полугодие 2012 года. Хотелось, конечно, чтобы они были побольше, но сезонно первое полугодие всегда хуже второго, так что есть возможность в этом году даже вырасти по отношению к прошлому.

Несмотря на неизменность собственных доходов бюджета, внутри них произошли структурные изменения. Так, произошло падение налога на прибыль и НДФЛ на 9% (или 4,5 млрд. рублей). В этом нет ничего удивительного. Возьмем нефтегаз. Там сальдированный финансовый результат предприятий нефтегазохимического комплекса Татарстана за пять месяцев 2013 года снизился на 24% (!) – до 53,2 млрд. рублей.

Падение доходов бюджета по налогу на прибыль было нивелировано ростом доходов по налогу на имущество и ростом акцизов. И тот, и другой мало привязаны к экономической динамике (акцизы выросли за счет административного повышения по алкоголю, табаку и по некоторым позициям нефтехимии).

Общие расходы бюджета были более экономны на 9%. Это произошло за счет урезания по статьям «Национальная экономика» (почти в 2 раза!) и «Общегосударственные расходы».

Так что имеем текущий профицит в размере почти 4 млрд. рублей. Но благодушие обманчиво – стагнация промышленности и потребительского спроса делают вопрос уничтожения этого «жирка» лишь вопросом времени…

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (71) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.07.2013 08:51

    Воровать меньше надо.Денег в России и в РТ достаточно.Они просто неэффективно используются.

    • Анонимно
      24.07.2013 11:43

      Описаны действительно плюсы и минусы "голландской модели".

    • Анонимно
      24.07.2013 11:43

      Откуда вы знаете, кто где ворует! Вы вхожи в круги?

    • Анонимно
      24.07.2013 12:44

      решил выделиться умными оригинальным мыслями. не вышло.

    • Анонимно
      24.07.2013 14:38

      Я смотрю вам нужно к власти и вы распределите денежные средства разумнее???!!!не смешите народ!

      • Анонимно
        24.07.2013 17:35

        Лично мне хватает.Жить в коттедже,плюс квартира,джип,лодка и другие радости жизни.А если государство вас имеет и вам это нравится,тогда извините заранее.

  • Анонимно
    24.07.2013 09:18

    И никаких Олимпиад больше не надо. О ней даже думать надо перестать

    • Анонимно
      24.07.2013 09:50

      мне тож так кажется, такой энтузиазм, такое стремление показать, такие организаторские способности если бы применили в промышленное производство, сельское хозяйство, отдачи было бы в сотни раз больше, на это можно было бы и дороги строить, и обучать и лечить и т.д.

      • Анонимно
        24.07.2013 10:18

        не спорю с вами, но спорту внимание тоже нужно уделять,а универсиада была пиар ходом для города

        • Анонимно
          24.07.2013 12:45

          согласен, вот этот пиар ход нужно разбавить подъемом промышленности и сх сейчас.

    • Анонимно
      24.07.2013 14:33

      Вы и не думайте!А нам она нужна!Универсиада прошла на ура!!!!

      • Анонимно
        24.07.2013 14:54

        уни да прошла хорошо, но к Олимпиаде пока ещё не готовы факт

  • Анонимно
    24.07.2013 09:24

    Последствия целенаправленного уничтожения малого бизнеса. Много слов о поддержке, а на деле имитация бурной деятельности.

  • Анонимно
    24.07.2013 09:25

    Скорей бы нефть закончилась

    • Анонимно
      24.07.2013 09:40

      Бойтесь своих желаний - а то глядишь могут сбыться.

    • Анонимно
      24.07.2013 09:51

      это точно. это единственный способ заставить наш народ работать мозгами.

      • Анонимно
        24.07.2013 18:25

        Народ как раз и работает - руками, ногами, мозгами. Вопрос в другом - когда же наконец начнут работать чиновники?

    • Анонимно
      24.07.2013 10:17

      И правильно. тогда бы включили свои мозги и начали работать. А так проедаем данное природой. проедаем. пропиваем и никакого движения вперед

      • Анонимно
        24.07.2013 12:45

        Проедаем, да в Москву отправляем. Нужны другие важные направления.

  • Анонимно
    24.07.2013 09:50

    псевдоэкономическое чудо закончилось. пора снова в москву за федеральным финансированием под очередную дутую идею))

    • Анонимно
      24.07.2013 10:13

      Посмотрели мы на тебя, как ты запоешь, когда 90% своих доходов будешь отдавать рэкету. С удовольствием посмотрели бы на твою очумевшую рожу и так каждый месяц, каждый год. Недалекий, Татарстан отдает по 300-400 млрдов ежегодно, так на будущее.

      • Анонимно
        24.07.2013 11:11

        данные в студию:)Давайте немного посчитаем:) Затраты на оборонку Татарстан несет?Затраты на содержание судебной системы?Затраты на содержание правоохранительной системы?Затраты на охрану границ?И т.д. и т.п. Таких простаков как вы 90% населения матушки России, считать не научились, зато болтать горазды

        • Анонимно
          24.07.2013 12:05

          Это вы простаки! Когда страна живет по такому принципу, сначала все свезти в Москву, а потом со всех регионов ездить и просить, то это не нормально. У одних это получается хорошо, у других похуже. И ничего почти не зависит от вклада и от развития экономики. Нормально было бы, если регионы заработав сами сообща решали, сколько на общие цели, т.е. на оборону, на охрану границ. А вот на содержание судебной системы, правоохранительных органов и т.д. каждый сам решал бы. Тогда очень четко появился бы стимул к развитию регионов. И не жаловались бы те, кому мало достается, и не было бы дутых как тут написали, идей под что просить деньги региону. Да и федеральной собственности бы поубавилось. А так все стащили в Москву и этому рады. Так как будто Москва там в поте лица чего зарабатывает и с царского плеча чего там отваливает от щедрот своих. Без подписи.

          • Анонимно
            24.07.2013 12:51

            Голосуйте тогда за ту партию, которая будет лоббировать большую бюджетную самостоятельность субъектов федерации. И да, загуглите и найдите актуальные данные.

          • Анонимно
            24.07.2013 14:14

            По такому принципу и Татарстан живет, все деньги в Казань, которая нефть не добывает,хлеб не растит а потом районы просят деньги. Все стащили в Казань и рады. Больше самостоятельности регионам!

            • Анонимно
              24.07.2013 14:44

              Это вы имеете в виду ту деревню вблизи которой стоит нефтяная вышка?

              • Анонимно
                24.07.2013 17:06

                А так все стащили в Казань и этому рады. Так как будто Казань там в поте лица чего зарабатывает и с царского плеча чего там отваливает от щедрот своих.

              • Анонимно
                24.07.2013 17:35

                нет такого понятия нефтяная вышка, есть буровая вышка, есть скважина.Вам ли это не знать, вы же нефтяники все в Казани, сколько из Бавлов нефти выкачали за 60 лет?

                • Анонимно
                  24.07.2013 17:51

                  Судя по тому, что доходы от нефти в виде 100% налогов на добычу и таможенные сборы оседают в Москве, ищите там виноватых. Тем более за 60 лет. Думаю, вы узко мыслите, пытаясь свалить с больной головы на здоровую. То есть льете воду на мельницу тех, кто говорит, а какая разница, если не Москва, то Казань заберет эти доходы. Это называется разделяй и властвуй. Хотя понятно, что Москве до Бавлов как до Луны, а может еще дальше.

                  • Анонимно
                    24.07.2013 18:26

                    А что кроме нефти Татарстан может предложить мировому рынку? А чтобы нефть прокачать надо трубопровод. Иначе будете нефть свою вертолетами отправлять)) Так что вся ваша экономическая состоятельность на поверку оказывается пшиком. на игле сидите.

                    • Анонимно
                      24.07.2013 18:32

                      Могу перечислить сотню наименований, которые отправляются отсюда на экспорт. Но лучше вам просто прочесть об экономике Татарстана и что здесь производят.

      • Анонимно
        24.07.2013 11:13

        ну так отделитесь и посмотрим сколько таможенных сборов будете платить

      • TatarIN.NET
        24.07.2013 16:10

        300-400 млрд. рублей это вы загнули. Точно сумму за год не назову, но вот цифры за 1 полугодие:- по данным налоговиков в федеральный бюджет с територии республики мобилизовано 91,9 млрд. рублей налогов и сборов;- безвозмездные поступления за тот же период составили порядка 15 млрд. рублей.Так что где тут 90% доходов отданных "рэкету"?

    • Анонимно
      24.07.2013 11:43

      я так понимаю вы за Олимпиаду?

  • Анонимно
    24.07.2013 10:12

    И фоном идут сообщения о "выдающихся" деведендах и "парадных" показателях по прибыли. Состояние с безработицей нормальное, а тут новость: "безработица растет последние три месяца" и это при падении производства! - А не в очередной ли раз правительство РФ и РТ спотыкается у края бездны?

  • Анонимно
    24.07.2013 10:21

    мда...радоваться нечему

  • Анонимно
    24.07.2013 10:32

    Нет сначала они к нам за оброком.У холопов нет выбора.

  • Анонимно
    24.07.2013 10:38

    Почему не применяют модель Малазии она по эффекту круче чем японское и китайское "экономическое чудо"

    • Анонимно
      24.07.2013 11:00

      Хватит думать о глобальных псевдо планах. Надо заниматься производством и сельским хозяйством ежедневно.

    • Анонимно
      24.07.2013 11:03

      потому что у нас зима 9 месяцев. учите матчасть.

  • Анонимно
    24.07.2013 11:01

    обрабатывающая промышленность которая дает большой добавленный продукт держится на кадрах а их нет старшее поколение уходит на пенсию а молодых на завод не заманишь поэтому обрабатывающая отрасль стагнирует

    • Анонимно
      24.07.2013 11:50

      А там где нормально работает завод- продали москалям. например. Казанькомпрессормаш

      • Анонимно
        25.07.2013 08:44

        Президент говорил что продали завод стратегическому инвестору. а завод ни рубля не получил. Наоборот москали из завода все деньги уносят и завод работает сегодня убыточно

    • Анонимно
      24.07.2013 14:57

      верно говорите, молодёжь не идёт на завод, хотя там и зп хорошие,но работать там надо,да ещё как

      • Анонимно
        24.07.2013 18:53

        молодежь туда идет, но не в том количестве, что необходимо

  • Анонимно
    24.07.2013 11:42

    Пора наверное продавать квартиру. Стоит уже 1,5 года и не продается. Все говорили цены на недвижку растут - ничего подобного. такое ощущение, что скоро некому вообще будет покупать.. Эх прошляпили и упустили нормальное время. сейчас уже 108 долларов за баррель им мало! Жуть...А что будет, когда цена будет 40-60 долларов???

    • Анонимно
      24.07.2013 12:40

      в корне с вами не согласен, цены на недвижимость ползут,у нас за 2 недели на квартиру 100 тыс накинули, вы о чём вообще,такой ажиотаж на квартиры, квартира может у вас такая

    • Анонимно
      24.07.2013 12:48

      Цены на недвижимость сейчас стоят. Надежды на августовских студентов мало оправдаются.

      • Анонимно
        24.07.2013 13:01

        а летом если вы не в курсе никогда не продаются квартиры, все с холодами об этом задумываются, вот к сентябрю цены подскочат как надо

  • Анонимно
    24.07.2013 16:23

    Всё правильно.. Татарстан ориентирован на нефть и нефтехимию.. И если нефть -это подарок богов, и рассматривать её надо как российская. Если бы доходы оставались бы на местах, то они оставались бы в Альметьевске, а не в Казани. Страна не сойдёт с нефтяной иглы.. Все крупные чиновники и олигархи имеют всё именно с неё и с газа. Им хватит надолго!

    • Анонимно
      24.07.2013 17:04

      Субъектом федерации является Татарстан со столицей в Казани, а не Альметьевск или Азнакаево. Как будут распределять доходы можно будет обсуждать при нормальной организации власти в стране, т.е. не при вертикали власти. Да, надо перераспределять и республиканские доходы в пользу районов и с большей самостоятельностью в их расходах. А иначе, на муниципальные бюджеты расходов много, а доходов почти ноль. Да и рост таких мегаполисов будет идти до бесконечности, пока все это не грохнется. Но это возможно при другой власти. Без подписи.

    • Анонимно
      24.07.2013 18:58

      по поводу Альметьевска не правы. Если о субъекте, то и решение в Казани. Но это все такая утопия. Москва не отдаст так просто.

      • Анонимно
        24.07.2013 19:59

        Какое решение в Казани? Принимают федеральные законы, по ним и живем. Вот когда бы власть была в Казани, то ее легче было бы повернуть в сторону его народа. А так до царя-батюшки можно только во время большого телемоста дозвониться, чтобы водопровод наладил, да и то без толку. А Минниханов здесь, постоянно катается по районам. Вот в этом и разница. Власть должна быть максимальной у тех, кто ближе к народу. А уповать на Москву может только человек недалекий. Без подписи.

  • Анонимно
    24.07.2013 16:26

    Эокономики новой нет, нет экономики услуг. Задайте вопрос как могут на фоне денежных вливаний в 7 мрд.долл. снизиться налоги ?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль