Общество 
26.07.2013

Письмо 208-ми: деятели культуры просят спасти храм всех религий

IMG_2131.jpg
Деятели культуры просят сохранить международный культурный центр духовного единения, который воздвиг Ильдар Ханов в Старом Аракчино

«ПОМОГИТЕ СОХРАНИТЬ ЦЕНТР»

В распоряжении газеты «БИЗНЕС Online» оказались письма, которые после смерти Ильдара Ханова были отправлены инициативной группой деятелей культуры и науки президенту РТ Рустаму Минниханову и государственному советнику РТ Минтимеру Шаймиеву. Под первым из них стоит 208 подписей. Среди подписантов – такие известные люди, как ректор консерватории Рубин Абдуллин, директор госмузея изобразительных искусств Розалия Нургалеева, многочисленные преподаватели вузов.

Авторы послания просят сохранить международный культурный центр духовного единения – так правильно называется то сооружение, что воздвиг Ханов вокруг своего родового гнезда в Старом Аракчино.

Авторы письма просят рассмотреть вопрос о создании мемориального музея Ханова, взять под охрану весь культурный комплекс, произвести инвентаризацию культурного наследия Ханова, включить его центр в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Помимо этого, есть просьбы инициировать создание проекта землеустройства по отводу земельного участка под культурный комплекс (земля под ним не была приватизирована, и Ханов платил арендную плату), помочь завершить строительство комплекса, сохранить коллектив и те формы культурной работы, которые существовали при Ильдаре.

img164.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

Почему две сотни наших деятелей культуры вдруг озаботились судьбой центра?

- Нас перестали пускать в культурный центр Ильдара Ханова. Мы сотрудничали с Ильдаром по поводу создания школы и хотели создать там мастерские росписи по стеклу и по ткачеству, – рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» один из инициаторов письма, преподаватель кафедры КГУКИ Ирина Зайцева. – Еще у Ильдара была идея сделать изостудию. Многое можно было сделать, у нас даже уже был бизнес-план. Как правило, мы собирались раз в неделю, по субботам. Ильдар говорил, что ему очень нравится соединять людей, но всю культурную деятельность при Ханове по его желанию организовывала его супруга, искусствовед Рауза Султанова. Но когда Ильдар ушел из жизни, нас туда перестали пускать, мы услышали, что Ильдара здесь больше нет, и идеи его практиковаться не будут. Это там сказал некто Мансур, который был при Ханове прорабом. Мы услышали в свой адрес нецензурную брань, поведение Мансура была вызывающим, он буквально орал на нас. Мы поняли, что центр Ханова надо спасать, и эти печальные события послужили толчком для обращения к президенту Татарстана.

«ПРИЗНАТЬ ОБЪЕКТОМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НЕ МОЖЕМ»

Как рассказывает Зайцева, ответа на письмо не последовало, и было написано второе, уже в марте, с теми же 200 подписями. В нем деятели культуры вновь просили отнести центр, построенный Хановым, к объектам культурного наследия республиканского значения. Это письмо руководитель аппарата президента РТ Юрий Камалтынов поручил рассмотреть министерству культуры РТ.

Однако ответ минкульта не выглядел обнадеживающим.

«В соответствии с действующим законодательством, в реестр объектов культурного наследия могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, с момента создания которых или с момента исторических событий, связанный с которыми, прошло не менее 40 лет, таким образом, в настоящее время храм Ильдара Ханова признать объектом культурного наследия не представляется возможным», – ответила в письме членам инициативной группы первый заместитель министра культуры РТ Ирада Аюпова, правда, пообещав письменно, что на стене храма всех религий появится мемориальная доска памяти Ханова.

Формально, минкульт прав – Ханов начал строить свой храм в 1994 году, 40 лет еще нет. Да и разрешило ли бы ситуацию, сложившуюся вокруг него, признание его объектом культурного наследия?

Хотя ответ министерства культуры все-таки вызывает вопросы. Кому, как не этой организации, защищать и стараться содействовать развитию одного из брендов Татарстана, который давно уже знают не только за пределами республики, но и за рубежом? Ведь аналогов проекту Ханова нет, и он ежегодно привлекает тысячи туристов.

- Если проследить жизненный путь Ильдара Ханова, то становится ясно: он жил только творчеством и желанием объединить людей. Не случайно он начал строить не просто храм, а храм всех религий. Он делал благое дело для людей, и сейчас, конечно, государство должно позаботиться о том, чтобы его центр был и развивался, – говорит одна из подписавших письмо президенту РТ – Нургалеева.

УДАР ПО ГОЛОВЕ И СЛОМАННАЯ НОГА

Между тем в ситуации произошел трагический поворот. 23 мая было совершено нападение на жену Ханова – искусствоведа Султанову, его верную соратницу, продолжателя и реализатора его идей. Брак их был почти что 20-летний, но гражданский, так что о наследстве пока речи не идет. Но нападение, как полагает потерпевшая, обратившаяся за помощью в правоохранительные органы, имеет прямое отношение к наследию ее мужа.

В результате Рауза получила травму головы, у нее сломана нога, похищены паспорт и мобильный телефон. Инициативная группа вновь обратилась за помощью к Минниханову и на этот раз еще и к прокурору РТ Кафилю Амирову.

IMG_2108.jpg
Авторы письма просят рассмотреть вопрос о создании мемориального музея Ханова

«Вокруг наследия Ханова возникли разрушительные тенденции, которые могут привести к утрате национальной святыни», – можно прочесть в письме. И опять просьба: культурный центр Ханова должен быть взят под охрану государства, только в этом случае он может нормально функционировать и развиваться.

От прокурора республики ответа пока не было получено, а в казанском Кремле разобраться с ситуацией вокруг храма всех религий было поручено помощнику президента Олесе Балтусовой.

- Я проконсультировалась со многими людьми, и все мы пришли к выводу, что пока не определены наследники Ильдара Ханова, государство не может вмешиваться в этот сложный и деликатный вопрос наследования. Как только это произойдет, мы готовы и помогать, и сотрудничать, а пока там есть юридические проблемы. Определится наследник, и мы будем знать, кто ответственен, с кем вести диалог, – прокомментировала Балтусова газете «БИЗНЕС Online» ситуацию вокруг центра Ханова.

«ЗАХОЧУ – ПУЩУ, НЕ ЗАХОЧУ – НЕ ПУЩУ»

Уникальность данного проекта сделала его лакомым куском. В центр можно продавать билеты туристам, можно брать деньги, если попросят налить воды из скважины, можно собирать пожертвования на дальнейшее строительство. Да и сама недвижимость на первой линии волжского берега – она дорогого стоит.

Тем более что пока неизвестно, какое решение по поводу храма примут наследники – дочь художника Юлия, живущая в Москве, и его старшая сестра Флера. День X наступит 9 августа, по закону к этому сроку наследники должны определиться со своими правами. Пока же в центре Ханова главное действующее лицо – его бывший прораб некто Мансур. Корреспондент «БИЗНЕС Online» решил познакомиться с этим персонажем лично и заодно посмотреть, что же сейчас происходит в храме.

…Храм всех религий встречает сейчас туристов и паломников закрытыми дверями. Слышны только негромкие звуки молотка, однако с первого взгляда кажется, что стройка остановилась. Главный вход заперт, есть только отверстие для пожертвований наподобие почтового ящика. Никаких сообщений о времени работы, ни еще каких-то уведомительных надписей на дверях нет.

IMG_2114.jpg
Храм всех религий встречает сейчас туристов и паломников закрытыми дверями

У главного входа разбиты стекла, с правой стороны храма есть еще одна дверь и звонок. Дверь оказалась также закрыта, а звонок, похоже, не работал, либо незваных гостей здесь не ждали, поэтому в ответ – молчание. Через некоторое время появился и таинственный Мансур – мужчина в черной футболке с усами возник в одном из открытых окон. На разговор он явно был не настроен, отвечал кратко и нехотя.

- Это музей религий будет. Тут будет школа детская, музыкальная и театральная, галерея. Стройка пока идет. Продолжим идеи Ильдара Ханова, – пояснил он нашему корреспонденту.

460.jpg
Строительство храма Ханов начал в 1994 году, сейчас этот уникальный комплекс значится практически во всех путеводителях по РТ как одно из самых интересных мест

- Так, может, вы расскажете обо всем храме иностранным туристам? – пыталась помочь туристам из Голландии, которые приехали сюда специально, корреспондент «БИЗНЕС Online».

- Я уже вам рассказал. Сами все рассказывайте, – сказал Мансур и, не попрощавшись, скрылся в окне.

Вот таким сейчас стало оживленное и гостеприимное некогда место, куда попасть могли все желающие.

Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием ситуации вокруг храма всех религий.

IMG_2109.jpg
В культурном центре действуют картинная галерея и концертный зал

Справка

Ильдар Ханов – российский художник, архитектор, скульптор, целитель, поэт, общественный деятель. Родился в 1940 году в поселке Старое Аракчино. Во время военного голода он перенес клиническую смерть, после которой, по его мнению, он открыл в себе дар ясновидения и целительства. В 1960 году закончил Казанское художественное училище, а в 1968 году – Московский государственный институт им. Сурикова, тогда же был принят в союз художников СССР.

В 1975 году в Набережных Челнах открывается его первая скульптура — «Родина-мать», посвященная 30-летию Великой Победы. После открытия разразился скандал, так как установка памятника была не согласована с союзом художников. Следующие монументальные композиции Ханова появились в Набережных Челнах в период с 1981 по 1991 годы. Четыре из них – «Древо жизни», «Пробуждение», «Эволюция» и «Ангел-хранитель» – выполнены из бетона и смальты.

Первая персональная выставка Ханова также была открыта в Набережных Челнах в 1993 году. Зрители могли увидеть такие монументальные произведения, как «Хиросима-1», «Хиросима-2», «Доля матери», «Апокалипсис», «Костер человечества» и другие.

В 1994 году Ханов начинает строительство храма всех религий, который сейчас значится практически во всех путеводителях по Татарстану как одно из самых интересных мест. По замыслу храму отведена роль архитектурного символа религий, культур и цивилизаций. Службы и обряды в храме не проводятся. В то же время под одной крышей храма – культурного центра – уже открыты и действуют картинная галерея, где проходят не только выставки, но и мастер-классы, концертный зал, в котором проводятся музыкальные и поэтические вечера.

Какова должна быть дальнейшая судьба храма всех религий? (26.07.13-27.07.13)
12%Пусть все решают наследники Ханова
28%Государству обязательно надо вмешаться и взять храм под свой контроль
51%Властям надо договориться с наследниками о создании музея
9%А нужен ли вообще такой храм в Татарстане?
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (195) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.07.2013 08:16

    Если будут прокладывать зиганшинскую дорогу по Волге, не затронут ли этот храм тоже?

    • Анонимно
      26.07.2013 10:30

      Мне очень нравится идея этого храма. Я бы с радостью сходила...

    • Анонимно
      26.07.2013 10:45

      Я С МУЖЕМ БЫЛА НА ОТКРЫТИИ ЭТОГО ХРАМА. ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СЕДЬМОЕ ЧУДО СВЕТА!

      • Анонимно
        26.07.2013 18:29

        То, что Ильдар Ханов успел сделать, это грандиозно. Но,кажется, он не успел все оформить документами. Это трагично. В каждую субботу я проезжаю мимо этого сооружения и думаю о Ханове с жалостью . Как бы не потеряли мы его великий подвиг.

        • Анонимно
          26.07.2013 23:44

          сразу после его смерти начались эти переживания за его наследие. чудо сотворил, надеюсь, чудо это останется..

        • Анонимно
          28.07.2013 00:10

          Уникальная возможность создать музей всех религий, возможно образовательный центр. Это будет крайне полезно для наших детей и нас самих. Спасибо Ильдару! Лично его знал и думаю, он бы одобрил такую идею. Не знаю какое решение будет принято, но одно однозначно, нам нельзя потерять этот комплекс.

        • Анонимно
          29.07.2013 15:41

          Можем потерять, если государство не вмешается.

  • Анонимно
    26.07.2013 08:31

    скульптуры в челнах-это что то такое непонятное. Скульптура Родина мать-пародия на Родину мать.

    • Анонимно
      26.07.2013 10:41

      Прообраз этого храма встречается и в Индии.Называется он Бахайский храм Лотоса. Я там был)

    • Анонимно
      26.07.2013 23:50

      скульптуры неоднозначны, но город их принял. А храм - сама идея его великая была. есть ли еще в мире такое?

  • Анонимно
    26.07.2013 08:43

    Лучше бы мечеть построил, а "храма всех религий" в принципе быть не может. Мусульманин туда не пойдет, у христиан свои храмы, разве что, атеисты попрутся, но, думаю, им не до этого. У них храмы в банках, да шоп-моллах.

    • Анонимно
      26.07.2013 09:23

      вы видимо к атеистам относитесь, раз так пишете? Идея у этого архитектурного творения правильная для всех религий - Бог един, только в разных религиях называется по-разному (Аллах и т.д.)

      • Анонимно
        26.07.2013 14:11

        У разных народов, скорее. Христиане арабы тоже говорят "Аллах". Кряшены тоже...

      • Анонимно
        26.07.2013 17:14

        ...для кого един, а для кого единственный!Например в христианстве бога три (или три в одном) + куча других богов (или святых угодников) которым посвящается поклонение, обращаются с мольбами и т.д. что для ислама например неприемлемо, так как в нем говорится о тотальном единобожии которое заключается не только в признании господства Творца, но в том что любое поклонение должно посвящаться исключительно Ему, а так же убеждение что только Он обладает определенными высшими совершенными качествами и атрибутами.

        • Анонимно
          26.07.2013 17:38

          вам бы внимательно почитать историю религий... Говоря Христианство вы видимо имели ввиду провославие??? В христианстве есть еще католицизм и протестантизм! Кстати ислам самая молодая из религий!

          • Анонимно
            27.07.2013 11:00

            Ислам - это последнее что послано Всевышним, Мухамад - это последний пророк послан нам для спасения. Православие же было создано на основе первых книг Торы, Евангелия в угоду правителям, например разве люди имеют право назначать святых?! А все "чудеса" которые люди делают, делают с помощью джинов. На то Мы и созданы мыслящими, что бы сделать выбор дороги которая нас ведет.

        • Анонимно
          27.07.2013 01:02

          Не знаете христианской православной теологии, не болтайте попусту.

      • Анонимно
        26.07.2013 21:10

        Какой смысл называть бога по разному, если он один, и един? Вы не находите, что это очень странно? и что здесь явно что-то не так?

    • Анонимно
      26.07.2013 09:36

      мечетей и так у нас хватает в Республике, даже в отдаленной деревне мечеть на первой линии, а то и две мечети, а провославный храм как правило на 2 линии, а то и вовсе его нет...

      • Анонимно
        26.07.2013 09:49

        Значит теперь вы решаете хватает у нас мечетей (и иных религиозных храмов) или нет?Православные храмы на 2-ой линии - чушь!

        • Анонимно
          26.07.2013 10:22

          главы сельских поселений как теперь поступают - выделяют земли бизнесменам-строителям, которые строят коттеджи на продажу, но взамен просят постоить мечеть - татарстанский бартер))

          • Анонимно
            26.07.2013 23:53

            православные храмы тоже строят. бизнесмены не исключение.

        • Анонимно
          26.07.2013 10:27

          как раз иных религиозных храмов (кроме мечетей) у нас не хватает!

          • Анонимно
            26.07.2013 13:41

            В Москве много церквей, а мечетей не хватает. Логично?

            • Анонимно
              26.07.2013 14:08

              речь здесь идёт не только про православных и мусульман, всех религий, задумайтесь

            • Анонимно
              26.07.2013 14:13

              В Москве мечетей не хватает, а вот в Казани церквей всем хватает, но еще строят.

            • Анонимно
              26.07.2013 17:08

              в московии всего лишь 3 или 4 мечети!!!Хотя там соблюдающих мусульман намного больше чем во всем татарстане.

          • Анонимно
            26.07.2013 17:07

            а кто в них (не в мечети) ходит то? какова заполняемость?Вы посмотрите на мечети города Казани в пятничную молитву! каждую неделю мусульманам Казани приходится тесниться в битком забитых прихожанами мечетях!!А в храмах что, тоже также теснятся?

            • Анонимно
              26.07.2013 17:41

              в храмах тоже теснятся (вы хоть раз были?), только не в пятницу (когда у многих рабочий день), а в воскресенье!

            • Анонимно
              26.07.2013 21:27

              В воскресную утреннею службу в Церковь не протиснуться. А чтобы исповедоваться и причаститься приходиться отстаивать многочасовую очередь. При этом, чтобы успеть приобрести в церковной лавке свечки, и заказать "о здравии" или "о поминовении", в храм нужно приезжать за час-два до начала службы. Православных храмов нехватает.

      • Анонимно
        26.07.2013 13:59

        В Казани,если взглянуть с кремлевского холма,вокруг,куда ни глянь,одни кресты.Центр города Казани,Баумана,Петербургская одни церкви подряд,нет ни одной мечети.У нас полная Свобода христианам,о каких церквях на 2й линии,вдалеке за мечетями вы нам тут лжете?

      • Анонимно
        26.07.2013 14:12

        Православных храмов очень много в Казани, да и вообще в Татарстане. Мечети скромные, как правило, а церкви большие и богатые. Если едешь на юго-восток, так одни церкви, практически.

    • Анонимно
      26.07.2013 10:05

      религия объединяет...

    • Анонимно
      26.07.2013 17:03

      полностью согласен! больше толку было бы. А так здание никакой ценности для реально религиозных (верующих) людей нет. Просто "красивая" картинка и всё...

      • Анонимно
        26.07.2013 23:57

        идея восхитительна. жаль, что у нас все упираются в свои религии. сектанты, однако. что за вера, если она есть?

    • Анонимно
      26.07.2013 23:52

      для тех, кому духовность важнее религии, пойдут.

  • Анонимно
    26.07.2013 08:47

    Надо Семина подключить, он поможет, а потом заберет))))

  • Анонимно
    26.07.2013 08:48

    Творчество гения не всегда понятно современникам. Но храм всех религий создан с благими намерениями. Этот труд художника нужно оживить и сохранить для потомков.

    • Анонимно
      26.07.2013 11:05

      и не ждать 40 лет. Ну почему у нас не умеют ценить талантливых современников ?

    • Анонимно
      27.07.2013 18:18

      Ну и пусть его берет какая либ община. Государство тут причем?

  • Анонимно
    26.07.2013 08:49

    Тебе не понятно потому , ты наверное без в/ образования . Учитесь студент.

  • Анонимно
    26.07.2013 09:04

    уникальное потрясающее архитектурное творение!Его нужно открыть для туристов. Многие кто приезжал в Казань ранее, были в восторге

  • Анонимно
    26.07.2013 09:04

    И снова все зависит от президента.. Ну как так? Почему минкульт не может самостоятельно решить вопрос.. Это же в их интересах. Это настоящая "фишка" для туристов, аналогов в России просто нет, да и в мире наверное немного. Ханов - великий деятель. Только вот адекватных последователей к сожалению не нашлось. Остался только Мансур...

    • Анонимно
      27.07.2013 00:12

      а как же наследники? Минкульту еще с ними договариваться.

  • Анонимно
    26.07.2013 09:20

    Отдать под мечеть - мусульманам же все равно где молиться. Хоть хозяин будет.А наследники не хотят вкладываться? На этоту сборную солянку хоть документы-свидетельства оформлены?

    • Анонимно
      26.07.2013 10:24

      как только язык поворачивается так называть произведение искусства,вы хот в живую видели этот храм?

    • Анонимно
      26.07.2013 10:27

      по вашему в республике Татарстан одни мусульмане что ли, религий у нас много, а мечети на каждом углу стоят

      • Анонимно
        26.07.2013 14:18

        У нас на Адельке нету. И вообще, в Советском районе мало, в центре нет вообще!

        • Анонимно
          26.07.2013 14:36

          У вас и не может быть. Ведь в Советском районе занимаются увековечением членов КПСС, недавно самый новый проспект стали назвать именем первого секретаря райкома КПСС А. Камалеева. При этом какой храм может быть у вас.

        • Анонимно
          27.07.2013 00:20

          в центре по разные стороны ул.Кирова 4 мечети. или это не центр по-вашему?

          • Анонимно
            29.07.2013 00:51

            Улицы Кирова в Казани давно уже нет. Если Вы имеете в виду нынешнюю Московскую улицу, то на ней находится единственная мечеть Сенного базара (Нурулла). Так что, не надо передергивать!

  • Анонимно
    26.07.2013 09:21

    Еще при жизни художника минкульт должен был позаботиться о будущем храма. Очень жаль. Будем надеяться, что дух творчества сохраниться и храм не станет предметом раздора, а как хотел его создатель будет объединять людей.

  • Анонимно
    26.07.2013 09:32

    судьба данного уникального архитектурного строения в качестве действующего религиозного сооружения сомнительна, а вот в качестве музея, выставки или учреждения доп. образования вполне реальна. Только властям обязательно нужно договориться с наследниками после 9 августа 2013 г. и оказать помощь и поддержку.

    • Анонимно
      26.07.2013 11:28

      Бог един. Сторонники существования мировой религии есть и в Казани. Нужно передать храм в пользование общине Бахаи, они наведут там порядок.

    • Анонимно
      27.07.2013 00:23

      учреждения доп. образования смогут его сохранить в первозданном виде?

  • Анонимно
    26.07.2013 09:36

    все это без самого ханова не имеет никакого значения ни с архитектурной, ни с исторической, ни с культурной точки зрения. пусть наследники решают и распоряжаются.

  • Анонимно
    26.07.2013 09:46

    Никакое это не наследие это языческоское сооружение которое надо снести чтобы люди с ума не сходили это такой же бред как статуя шаймиева идолопоклонничество самый страшный грех

    • Анонимно
      26.07.2013 10:17

      Вот это верно. А то каждое капище или новодел тут же стараются объявить наследием и уникальным сооружением на которое ОБЯЗАТЕЛЬНО надо выделить ГОС денег.

    • Анонимно
      26.07.2013 11:00

      сами ещё ничего в этой жизни не построили, вам бы только снести,построите лучше обязательно снесём

      • Анонимно
        26.07.2013 11:10

        у нас каждый скворечник готовы великим храмом назвать-лишь бы купол был.

  • Анонимно
    26.07.2013 09:58

    Был неделю назад заграницей. Удивился, что про Казань знают не по нашему Кремлю, а по Храму всех религий...Многие хотят посетить это уникальное здание.

    • Анонимно
      26.07.2013 10:35

      это смотря какая заграница. а я вот был заграницей и там вообще про казань ничего не знают.

    • Анонимно
      27.07.2013 00:19

      а неделю назад мер начал создавать свою "эйфелеву башню" из бросового железа со стадиона, - перевозит за казенный счет на другой берег в парке Горького - чтоб чай пить.

  • Анонимно
    26.07.2013 10:15

    Если смотреть реально то этот комплекс конечно затейливый но построено все откровенно по колхозному

    • Анонимно
      26.07.2013 10:25

      постройте самостоятельно не по-колхозному, потратьте свои собственные деньги, привлеките спонсоров, инвесторов... а то языком чесать каждый мастер, а до дела не многие доводят!

    • Анонимно
      26.07.2013 10:40

      А что в Казани по-другому построено?

  • Анонимно
    26.07.2013 10:24

    Почему сам Ханов не завещал храм государству или какой-нибудь общественной организации??...

    • Анонимно
      26.07.2013 10:50

      время упущено, что уж теперь рассуждать

    • Анонимно
      27.07.2013 00:28

      так он строил его и умирать не собирался. все о завещании подумали? каждый день может стать последним.

  • Анонимно
    26.07.2013 10:25

    думаю Мансур не спроста агрессивен ко всем, нос сующим - наверняка их просто обложили со всех сторон, в т.ч. и религиозные фанатики, они ведь сейчас в фаворе - в республике что не мечеть, то скрытая религиозная организация. Почему я так считаю? Они даже по одеянию отличаются друг от друга

    • Анонимно
      26.07.2013 11:00

      некоторым выгодно и удобно чтобы мечеть (религия) была бизнесом, а так не должно быть!

      • Анонимно
        26.07.2013 11:08

        а наши министры должны ездить на БМВ 7 за 3 мио руб? а пенсионер должен получать 7000 руб пенсии? а люди должны бегать искать кровь если надо операцию сделать? а чиновники должны лечиться отдельно от народа? и тд и тп))

  • Анонимно
    26.07.2013 10:57

    А что надо в дом без хозяина пускать? Все же разворуют, а в татарстане все минниханов должен делать , в россии путин

  • Анонимно
    26.07.2013 11:03

    Печально, если не сохранится такой храм

  • Анонимно
    26.07.2013 11:03

    у меня сосед медресе хотел рядом со своим домом стоить, отхапал земли 25 соток (земля дорогая, г.Казань), в итоге кроме зарослей травы и деревьев на данном участке других строений я не наблюдаю уже 10 лет))

  • Анонимно
    26.07.2013 11:05

    Почему Ханом не написал завещание, а создал ситуацию,которая обязательно породит разбирательства, неприятие, домыслы и т.д.Созданное,если хочешь сохранить, то надо и заранее позаботиться. Если его сожительница разделяла его идеи, то почему ей все не подписал?! Или хотя бы на двоих с сыном.А теперь давайте ,народ честной, ругайтесь, разбирайтесь представителей разных религий.Да и родственники еще спорить будут тоже за свою долю наследства.Что, для чего и кого этот храм. Объединил...

  • Анонимно
    26.07.2013 11:32

    В Казанском кремле тоже все храмы рядом, но вроде ни какого раздора, наоборот всех объединяет. Религиозные люди крайне восприимчивы к словам духовных лидеров, а они молчат, что и приводит к дискуссионным конфликтам. "Храм" только обнажает существующие вопросы сосуществования религий на одной территории и тем самым способствует дискуссии. Обсуждения проблемы всегда лучше, чем немое накопление противоречий. Пока "храм" будет основой для обсуждения возможности сосуществования разных религий его культурная ценность неоспорима.

  • Анонимно
    26.07.2013 11:34

    Я вас не понимаю!Во-первых это частная собственность - с чего вдруг вы тут разглагольствуете куда его передать?Во-вторых, сказано же ,что новые собственники не вступили в наследие (там время по закону должно пройти). Как появится собственник он и решит что делать со своей частной собственностью. Только я уверен, что никуда он ее передавать не захочет безвозмездно!Как же у нас народ привык рассуждать про чужое.Вообще приятно удивлен спокойной реакцией руководства республики, прекрасно понимающиего юридические обстоятельства дела и не ведущиеся на популисткие призывы культурных деятелей.

  • Анонимно
    26.07.2013 11:43

    Приколько - советник Балтусова посоветаловалась со многими людьми. Может вместо нее кого-то из этих людей на эту должность поставить - толку думается поболе будет

    • Анонимно
      26.07.2013 12:21

      проконсультировалась же

      • Анонимно
        26.07.2013 17:18

        а что же Советник не предложила примерные варианты госпомощи наследникам? Например дорогу подлатать, стоянку поправить, охранную сигнализацию применить, чтобы не грабили комплекс? Государственное дело - поддерживать, а не ждать разорения и не способствовать упадку...

        • Анонимно
          27.07.2013 04:47

          во первых Балтусова же сказало, что ждем пока новый собственник войдет в права.во вторых - с дорожками там нет проблем.в третьих еще не факт, что обязательна нужна гос поддерка деньгами, тут вот поклонников много - жертвуйте, да и туристы могут за экскурсию денежку жертвовать

        • Анонимно
          27.07.2013 04:47

          во первых Балтусова же сказало, что ждем пока новый собственник войдет в права.во вторых - с дорожками там нет проблем.в третьих еще не факт, что обязательна нужна гос поддерка деньгами, тут вот поклонников много - жертвуйте, да и туристы могут за экскурсию денежку жертвовать

          • Анонимно
            28.07.2013 16:20

            Причем тут дорожки и собственники? Ее дело. - поставит на охрану нахрапом, как она все эти годы делала никого не спрашивала!

  • Анонимно
    26.07.2013 12:31

    Уважаемый БО!А почему Комментёр не огласил СПИСОК людей которые подписывают документы на снос этого УНИКАЛЬНОГО комплекса.Случайно не руководят РУКАМИ и УМАМИ,этих бюрократов варваров представители ведущей конфессии РОССИИ (РПЦ)?????Ведь кому-то это очень надо.А в РЕЛИГИОЗНОМ БИЗНЕСЕ Конкурентов не любят.Простой человек

    • Анонимно
      27.07.2013 00:29

      Это те кто котел напротив Кремля поставили вдвоем: городской архитектор и глава администрации... к гадалке не ходи.

  • Анонимно
    26.07.2013 12:38

    Я тоже подписываюсь под данным письмом: Фарида Романова.

  • Анонимно
    26.07.2013 13:18

    идея бредова. ну не имеют право истинно верующие мусульмане, христиане, иудеи, язычники молиться вместе в одном помещении. не могут. либо ты нарушаешь каноны своей веры и перестаешь быть верующим, либо остаешься верующим и не мешаешь все в кашу. Смешение всех цветов дает серую жижу. Это "творение" интересно только атеистам, которые им будут попрекать всех верующих.

    • Анонимно
      27.07.2013 00:32

      или духовным людям, уважающим все религии и не видящим смысла их подразделять.

  • Анонимно
    26.07.2013 14:07

    СОХРАНИТЬ эту красоту-любой ценой! Если ничего не делать и ждать 40 лет,то на этом месте,вместо красивейшего Храма обнаружим только груду кирпичей или котеджи детей мансура и сестер Ханова.

    • Анонимно
      27.07.2013 00:27

      это частное дело наследников. захотят сожгут или снесут - и слова не скажет никто. Так и надо сделать - убрать с глаз навсегда и спора не будет.

  • Анонимно
    26.07.2013 14:23

    есть наследники. им и решать. это здание любят все. и это главное.

  • Анонимно
    26.07.2013 14:51

    На Казан,никому не интересный медный таз денег нашли,а на всем туристам известный Храм денег нет? Плохо просили видно,вначале не обьяснив истинную ценность и известность сейчас и в будущем этого уникального и единственного в мире Храма.Мы Татары,особенно в последние годы очень любим быть во всем первыми и лучшими,а тут,что-то пошло не по плану.НЕМЕДЛЕННО ДОЛОЖИТЬ.КОГО НАДО НАКАЗАТЬ.ОШИБКУ ИСПРАВИТЬ!

    • Анонимно
      26.07.2013 15:27

      да почему же никому не интересный медный таз?очень интересная постройка, а главное нужная, а про храм с вами согласен

  • Анонимно
    26.07.2013 15:00

    Ну и где турист Бурганов, обещавший 2 млн. туристов? Передайте туризм Минкульту - министр культуры хоть на похоронах был, в курсе... туризм должен быть не у Минспорта - они только болтают, презентуют что-то и пишут цифры

  • Анонимно
    26.07.2013 18:23

    Ни о чем! Нет в нём ни особенной красоты, ни явного смысла! Андеграундный проект выше средней руки! Пока мне в нём видется только тщеславие и как это ни странно, отсутствие вкуса! Если довести эту тему до абсурда, то в этом храме должен быть условный служитель этих культов, но только один, храм то один! Как он будет выглядеть? У меня своих версий нет!В чем заключалась идея автора? ..смотря на само сооружение - это сложно сказать! Квинтэссенция искусства - абсолютные гармонии ... не всегда можно и нужно смешивать теологические категории! Тут своё слово должны сказать богословы и искусствоведы!

    • Анонимно
      27.07.2013 00:25

      мне тоже нравится Свияжск и даже Булгар - есть там сила неуловимая - а тут нету...

    • Анонимно
      27.07.2013 00:33

      частное мнение. у меня противоположное. и это нормально. но не сносить же, пусть и в вашей трактовке его видя.

    • Анонимно
      27.07.2013 01:14

      Ничего они не скажут. Мусульманин может молится в еврейской синагоге, но ни в коем случае ни в христианской церкви. Еврей не может ни там, ни там. Гордыня художника обуяла. Хотя, то, что он построил - надо сохранить. Но не за счет бюджетных денег. Тем более при таких раскладах у наследников.

      • Анонимно
        28.07.2013 12:18

        Истинно верующий в единого и всемогущего, последователь Бахаи, может без предрассудков молиться в любом храме традиционных религий.

  • Анонимно
    26.07.2013 18:24

    Нет "ВСЕХ" религий - каждая религия особенна и самодостаточна!

    • Анонимно
      26.07.2013 18:57

      Каждый человек самодостаточен и имеет свои особенности. Но бог един, и такой храм должен быть.

    • Анонимно
      26.07.2013 19:18

      Как сказано: "Перегородки до Бога не доходят". Это священник Александр Мень сказал о разных религиях.В этом плане Вселенский Храм Ильдара Ханова - уникальное явление, опередившее время.

      • Анонимно
        26.07.2013 19:47

        Мень не является истиной в последней инстанции! Как правило, человеку свойственно ошибаться!

        • Анонимно
          26.07.2013 20:18

          А Всевышний как Истина в последней инстанции вас устраивает?

          • Анонимно
            26.07.2013 21:26

            Нет не устраивает! Объясните кого Вы называете "Всевышним", если действительно Вам нужен мой ответ! Возможно после этого я смогу сформулировать его точнее!

          • Анонимно
            26.07.2013 22:04

            Всевышний и есть Истина! Но к цитате А. Меня - это не имеет никакого отношения!

            • Анонимно
              27.07.2013 01:17

              Согласен. Мень не истина в последней инстанции. Но Б-г на самом деле Единственный. И концепция Троицы, кстати, не входит в глубокое противоречие с этим утверждением.

              • Анонимно
                27.07.2013 14:57

                Каков бог на самом деле, нам знать не дано! Ни он, ни его сущность непознаваемы в традиционных культах! А служение "единому богу" у христиан называется экуменизм, который считается тягчайшим грехом! У мусульман ситуация аналогичная! И не надо наводить тень на плетень!

                • Анонимно
                  27.07.2013 18:24

                  Вы плохо читаете. Если вы не считаете, что Б-г - Единственный и Создатель, то грош цена вашей "покорности", вы просто тогда язычник.

                • Анонимно
                  27.07.2013 18:47

                  Таки вы бы еще про 10 Сефирот узнали...

    • Анонимно
      27.07.2013 00:34

      вот давайте теперь торговаться на тему религий начнем..

  • Анонимно
    26.07.2013 18:51

    храм всех религий бренд.недалек тот кто этого не понимает

    • Анонимно
      26.07.2013 19:21

      Про бренд хорошо сказано. Может, хоть так дойдёт.

    • Анонимно
      26.07.2013 19:30

      Да что, Вы, говорите? Недалек тот, кто считает, что храм может брендом!

      • Анонимно
        27.07.2013 00:36

        если воспринимать музеем, как многие тут подчеркнули, то можно и бренд. если это позволит сохранить.

        • Анонимно
          27.07.2013 11:57

          Ну допустим соглашусь про музей! Но объясните - это музей чего? Религий? Так они вполне дееспособны и в музеях не нуждаются! Разнобой в понимании этого строения как раз и заключается в этом! Так музей чего это может быть?

          • Анонимно
            27.07.2013 18:25

            В Питер есть музей религий, очень хороший.

            • Анонимно
              27.07.2013 19:41

              "Музей истории религии Санкт-Петербург ведет начало от антирелигиозной выставки, устроенной в 1930 г. в залах Зимнего дворца. Открыт в 1932 г. как музей истории религии и атеизма в здании Казанского собора, с 1990 г. - современное название." - Связь с темой нашей дискуссии не прослеживается!!

      • Анонимно
        28.07.2013 01:36

        Когда мы говорим "храм всех религий", то имеем в виду не только храм, а весь комплекс, где есть галерея, театральный зал, комнаты для занятий. Такой комплекс, единственный в своем роде и по архитектуре, и по концепции, действительно БРЕНД РТ.

    • Анонимно
      26.07.2013 19:44

      У каждого, как Вы изволили выразиться "бренда" "если вообще уместно говорить о брендах в нашем случае!), есть своя целевая аудитория, под которую и создается тот или иной бренд, а также отличительный стиль и высокая степень предпочтения товара данного бренда целевой аудиторий! Ни под один критерий мне кажется это сооружение не подпадает .......а следовательно брендом являться не может!

      • Анонимно
        26.07.2013 20:20

        Мечеть кул Шариф, собор Василия Блаженного - это что?

        • Анонимно
          26.07.2013 21:37

          Это моноконфессиональные культовые сооружения, обладающие в том числе и визуальными отличительными признаками, которые в свою очередь обусловлены их архитектурными особенностями! Никакими "брендами" - они не являются! Базовый курс "брендинга" и "бренднейминга" Вам объяснит почему!

          • Анонимно
            27.07.2013 00:38

            иногда книги читать вредно. и, читая вас, хорошо это понимаешь...

            • Анонимно
              27.07.2013 11:20

              о-оо послышалось нечто инквизиторское! ..может быть разовьёте мысль? ...уж очень интересно!

        • Анонимно
          27.07.2013 00:24

          это соборы которые рядом ставить нельзя - больно велика разница и качество.

      • Анонимно
        27.07.2013 00:37

        но туристы туда идут и идут. этого мало? все теориями увлекаетесь...

        • Анонимно
          27.07.2013 12:04

          надо куда-то туристам ходить ...их возят они и идут!...скажите спасибо архитекторам!!! ...будь эти сооружения без изысков, туристов там днём с огнём никто бы не увидел!

  • Анонимно
    26.07.2013 23:35

    скоро в стране останутся труба на запад и культовые сооружения.

  • Анонимно
    27.07.2013 00:25

    хотя бы скворечник смастерите для начала....

  • noname
    27.07.2013 00:39

    Очень надеюсь, что у наследников хватит благоразумия передать это сооружение государству, на возмездной или безвозмездной основе, это уже решать им. Но то, что он был построен более чем частично и на пожертвования, это факт, при всем уважении к данному художнику, не думаю, что художники в нашей стране зарабатывали достаточно, чтобы вести такое масштабное архитектурно- достаточно сложное строительство на собственные средства. Поэтому должен (как и задумывал автор) принадлежать людям. Считаю после передачи государству , оно должно быть полностью достроено до логического конца и отреставрировано включая окружающую инфраструктуру. После этого там надо открыть музей современного искусства, которая будет жемчужиной Казани, на радость Татарстанцев и гостей столицы ...

    • Анонимно
      28.07.2013 13:17

      Среди тысяч, или даже миллионов поклонников творчества Ханова, могут найтись только единицы агрессивных его противников. Таким можно ответить: не нравится, не смотри.

      • Анонимно
        28.07.2013 19:20

        Пусть и содержат тогда это культурное и , самое главное - частное (!) сооружение, а не государство .

        • Анонимно
          28.07.2013 22:55

          Надо говорить за себя, а не за государство. Говорить что государство это Я, может только тот, кто страдает манией величия. Лечится надо.

          • Анонимно
            29.07.2013 00:23

            Организуйтесь в Общество ценителей творчества Ханова и содержите этот музей и его хозяев за свой счет. Пока есть попытка переложить это "культурное наследие" на государство, т.е. на всех нас. Я против.

            • Анонимно
              29.07.2013 09:57

              Все За сохранения культурного наследия, а только один против.

              • Анонимно
                29.07.2013 12:31

                Мнения "всех" вы не знаете тут все "за сохранение" пока их кармана не касается. За счет остальных налогоплательщиков содержать частный жилой дом - это хорошая идея наследников Ханова. Но пусть те, кому нужен этот "храм" его содержат за свой счет.

                • Анонимно
                  29.07.2013 17:55

                  Корыстный человек во всем видит корыстные отношения. Плохой видит в хорошем только плохое. Не надо по себе судить тех, кто желает сохранить для потомков это произведение искусства.

                  • Анонимно
                    29.07.2013 21:55

                    Вот за свой счет и храните это "произведение искусства". Никто не вам не мешает. Ваше стремление избежать личных трат настораживает.

  • Анонимно
    28.07.2013 01:58

    Я - налогоплательщик, стало быть, государство живет на налоги миллионов таких, как я. Почему мы должны оплачивать причуды всяких чудаков на букву "М"? Сегодня один какую-нибудь фигню построит, завтра - другой, послезавтра - третий, а государство, выходит, должно на себе тащить их безумные фантазии. У нас полно еще ветхого жилья, множество людей страдают вообще без жилья, других проблем выше крыши. Если эти 200 подписантов дорожат сим сооружением, пусть скинутся и сами его содержат!

    • Анонимно
      28.07.2013 12:02

      Боже, как пошло! Нельзя же предметы искусства измерять только налогами. Ханов, кстати, вкладывал практически все свои личные деньги в строительство храма.

      • Анонимно
        28.07.2013 19:21

        Это частное сооружение. Если хотите государственное содержание - передайте его безвозмездно государству. А то сесть хотите сразу на два стула...

        • Анонимно
          28.07.2013 23:05

          Сразу видно настоящего чиновника, за государство беспокоится. Сколько таких вот чиновников путают свой карман с государственным. Это вы, чиновники, разрушили и растащили множество произведений искусства. Не надо от своего имени представлять народ, это вредная привычка наших властителей.

          • Анонимно
            29.07.2013 00:27

            Это вы пытаетесь под соусом "культурного наследия " (чьего?) обуть государство, а значит его граждан, на деньги. А это жульничество - владеть будут одни, а содержать другие. Все остальное - демагогия, и довольно дешевая.

            • Анонимно
              29.07.2013 09:59

              Что только не делает ханжа, чтобы стереть с лица земли творение художника.Не выйдет!

              • Анонимно
                29.07.2013 12:34

                На что только не пойдут наследники имущества, чтобы переложить расходы по его содержанию на остальных, не перекладывая бремя владения. А это "творение" - на любителя. Вот пусть любители его за свой счет и содержат, я - не против.

                • Анонимно
                  29.07.2013 14:38

                  Сколько камней бросали в адрес Ханова при жизни, но чтобы обливать грязью того, кто не может ответить это, по крайней мере, подло.

                  • Анонимно
                    29.07.2013 15:22

                    Не разводите демагогии- про Ханова речи нет, пусть покоится с миром, а его наследием пусть занимаются, за свой счет те, кто либо видит в нем какую то ценность и те, кому это здание и земельный участок принадлежит. Вы же хотите повесить расходы на общество. Это неправильно.

                    • Анонимно
                      29.07.2013 19:12

                      Черная зависть это плохое качество человека. Кричать что творение Ханова не представляет ценность может только плохой человек.

                      • Анонимно
                        29.07.2013 21:57

                        Оно представляет ценность. Для наследников. Пусть передадут его безвозмездно государству, и тогда государство должно будет содержать этот музей.

  • Анонимно
    28.07.2013 20:46

    Воля самого Ильдара Ханова - вот что важно и первично. Идея, заложенная в самом начале и получившая развитие до последних дней его жизни. Просто продолжать бережно воплощать её в отсутствие самого автора - вот что требуется от наследников при поддержке государства. Уважаемые наследники и все причастные к жизни уникального художника: пожалуйста, договоритесь между собой, придите к общему решению. Мир ждёт от вас этого. Исполните волю Ильдара Ханова.

  • Анонимно
    29.07.2013 19:02

    К нам приезжала группа москвичей, так после Кремля первым делом попросились к Храму Всех Религий, очень наслышаны о нем. Они были в восторге. А у нас - чувство гордости и благодарности Ханову за то, что он создал. Невероятный труд, многолетний. Обязательно нужно сохранить, развивать, помогать. П.С. А что за вредный "мусульманин" тут пишет миллион комментов про мечети, свое неприятие этого Храма и т.д.? Пытаетесь формировать якобы общественное мнение?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль