Общество 
27.09.2013

Василь Шайхразиев не нашел в Челнах места для Фикрята Табеева

32072.jpg
Набережные Челны обязаны Фикряту Табееву как заводом, так и городской инфраструктурой – своим нынешним видом и уровнем социального развития (фото: archive.gov.tatarstan.ru)

ВТОРАЯ ПОПЫТКА ПЕРВОСТРОИТЕЛЕЙ

В автограде разгорелись жаркие споры вокруг идеи о переименовании Автозаводского проспекта – одной из основных магистралей новой части Набережных Челнов. Резонанс вызвало письмо на имя мэра Василя Шайхразиева с предложением о присвоении проспекту имени первого секретаря татарского обкома КПСС Фикрята Табеева. Под обращением в числе прочих подписались старейшины автограда: гендиректор «Челныгорстроя» во времена строительства КАМАЗа Марат Бибишев, председатель челнинской ТПП Юрий Петрушин и председатель совета директоров ОАО «Камгэсэнергострой» Александр Евдокимов.

В данном письме его автор Михаил Бородин напоминает о первом подобном обращении, которое было отправлено в исполком еще в апреле прошлого года. Ответ на него был получен месяц спустя: в нем говорилось, что исполком не против присвоения имени Табеева, но не проспекту, а одной из улиц поселка Замелекесье, то есть на окраине. Такой оборот инициаторов абсолютно не устроил, и вот – во втором письме, вызвавшем бурную реакцию в соцсетях, авторы скорректировали свою просьбу. Если год назад предлагалось название «проспект имени Фикрята Табеева», то теперь название «Автозаводский» хотят оставить, но на каждый дом по проспекту повесить вторую табличку с именем легендарного руководителя. Таким образом, предложенное название должно звучать «Автозаводский проспект имени Фикрята Табеева». Подобный вариант, по мнению инициаторов, должен сэкономить расходы на переименование улицы и устроить обе стороны.

de1(1).jpg
Именно Табеев в свое время обратил внимание Леонида Брежнева на камский берег и тем самым определил место строительства автогиганта (фото: archive.gov.tatarstan.ru)

Второй стороной (также несогласной с переименованием) выступил не только исполком, но и горожане. Доводы комментаторов в соцсетях отражают разные позиции, но в основном челнинцы высказались за сохранение привычного названия проспекта: во-первых, имя Табеева можно присвоить и одной из новых улиц. Во-вторых, название «Автозаводский» отражает историю города. В-третьих, вариант с дополнительными табличками учитывают лишь расходы муниципалитета, но не юридических и физических лиц, которым изменение адреса принесет кучу затрат и хлопот.

«ВСЕ ПОНЯТНО – КУПИЛ СЕБЕ УЛИЦУ!»

Некоторые из комментаторов соцсетей и статей в электронных версиях городских СМИ восприняли письмо в исполком как провокацию и совсем не сдерживались в своих оценках инициативы. Причем досталось не только авторам письма, но и самому Табееву – вот такую медвежью услугу ему невольно оказали. Приведем несколько не самых эмоциональных высказываний, отсеяв разухабистую клюкву.

200-200.jpg

«Ну сделайте мемориальную доску, присвойте имя его местному проезду или улице... но не центральный же проспект... ну к чему это идолопоклонничество??? Ладно был герой, подвиг какой совершил, амбразуру вражескую своим телом закрыл... а тут обычный чинуша... живет в Москве!!!»

«Итак все понятно – человек купил себе за бабло название улицы, а группа челнинцев – это те, кому он заплатил!»

«Я не хочу жить на проспекте с таким названием ужасным!! Мне Автозаводский проспект больше нравится!! А кто предложил такую чушь, видимо не вникает, что юридический адрес КАМАЗа Автозаводский пр. 2! Это же ужас будет с документами!!!»

«Видимо, в городе больше нет проблем, осталось только все переименовать. Иногда возникает вопрос: а с головами у наших властей все нормально? Лучше бы с ЖКХ разбирались, а то полный беспредел творится, и с каждым месяцем все интереснее».

«Он в шахматы играл, а строили другие люди».

«А пусть эта группа челнинцев обоснует свою хотелку! Что, городу деньги девать некуда (кроме как) на переименование? А Табеев сначала пусть преставится, чтоб такие почести получать!»

«МЫ ВОПРОС ОЗВУЧИМ, НО ПОЛОЖИТЕЛЬНО НЕ РЕШИМ»

Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», позиция исполкома в данном вопросе продиктована не только экономией и совсем не отрицанием заслуг Табеева. Его роль в становлении Набережных Челнов как второго города республики сложно переоценить. Как считается, именно Табеев в свое время обратил внимание Леонида Брежнева на камский берег и тем самым определил место строительства автогиганта. Вокруг фигуры первого секретаря Татарского обкома КПСС всегда ходило множество легенд. Он руководил республикой почти 20 лет, которые сегодня называют «эпохой Табеева». Именно с этим периодом связывают зарождение экономического, промышленного фундамента Татарстана – не только КАМАЗа, но и, например, нижнекамской нефтехимии. Челны же обязаны Табееву как заводом, так и городской инфраструктурой – своим нынешним видом и уровнем социального развития. В 1979 году, после пуска камазовского конвейера, Табеева внезапно отправили полномочным послом в Афганистан одновременно с вводом в страну советских войск.

При всем при этом муниципалитет отказывает инициативной группе в переименовании проспекта. Почему – пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» главный архитектор города Ольга Никитина. Причина банальна и непреодолима.

– Фикрят Ахмеджанович, слава Богу, жив-здоров, а законодательство не позволяет нам называть проспект именем ныне здравствующего гражданина. Таким образом именоваться могут только объекты, которые не фигурируют в топонимике города, – учреждения, предприятия. В будущем переименование возможно. Табеев – достойная кандидатура, и мы можем иметь в виду перспективу когда-нибудь назвать его именем улицу. Но, может быть, не стоит торопиться с переименованием именно Автозаводского проспекта? Это наименование тесно связано с историей города. Может быть, мы можем найти другие улицы? У нас ведь застраивается много новых территорий. Поэтому не факт, что выбран будет именно Автозаводский проспект. Поскольку вопрос с переименованием возник, мы озвучим данное предложение на топонимической комиссии, но законодательство не позволит нам рассмотреть его положительно. Дата комиссии пока не назначена, – сказала Никитина.

de3.jpg
(фото: archive.gov.tatarstan.ru)

ТАБЕЕВ СДЕЛАЛ РЕСПУБЛИКУ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ

Газета «БИЗНЕС Online» решила выяснить, как относится к затее с переименованием сам Табеев, который сейчас живет в Москве. Оказалось, чувствует он себя в настоящее время неважно, большую часть дня лежит в постели и встает лишь изредка. Общение с Табеевым осуществлялось через его сына Эльмира. После травмы, полученной в результате падения, Фикрят Ахмеджанович оказался в больнице и выписался оттуда буквально несколько дней назад. Эльмир передал наш вопрос отцу и рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что тот ничего против не имеет.

– Если это проспект, то он не возражает. На папу в разное время выходили разные люди и спрашивали разрешения на установку в его честь памятника. У нас в стране как-то не принято устанавливать памятники и называть что-либо в честь еще живого человека. Поэтому Фикрят Ахмеджанович после таких предложений позвонил Минтимеру Шариповичу и спросил совета у него – мол, предлагают в мою честь установить памятник, что делать? Стоит ли соглашаться, я ведь пока живой? На что получил простой ответ: сам Шаймиев уже дал свое согласие на то, что его именем будет что-то названо. Хотя он тоже еще живой, он не видит в этом ничего плохого. Поэтому отец сказал, что если город хочет назвать его именем проспект, то возражений нет, – передал Эльмир.

Прецеденты прижизненного увековечивания имени если не в объектах топонимики, то в названиях организаций в Татарстане были, но и они крайне редки. Так, например, в 1998 году в Набережных Челнах имя Флюры Ахмеровой было присвоено с подачи мэра Рафгата Алтынбаева детской поликлинике №4. До этого момента Ахмерова 15 лет проработала главврачом поликлиники. В Нурлате имя главы района (ныне депутата Госдумы) и большого знатока лошадей Фатиха Сибагатуллина было дано местному конному заводу. Как рассказал Сибагатуллин корреспонденту «БИЗНЕС Online», для него это событие тогда стало нежеланным сюрпризом, однако сегодня депутат Госдумы РФ не соглашается с нормой закона о посмертном присвоении имен.

– Когда я узнал, что конный завод назвали моим именем, я был против! Ведь долгие годы лучше моих лошадей в Татарстане не было. 13 российских чемпионов прошли через мои руки, мои лошади трижды выигрывали скачки на соревнованиях среди 7 западноевропейских стран. И конечно, хорошо, когда выигрывает завод имени Сибагатуллина, но если проигрыш? Это же позор! Поэтому лучше бы завод моим именем не называли. Также и с проспектом – будет ли Табееву приятно, если улица, названная его именем, прославится как неухоженная? Тут все двояко. Когда в Нурлате хотели еще и центральную улицу моим именем назвать, я возразил: только после моей смерти. Хотя сейчас я считаю неверным то, что мы человека начинаем хвалить, забив последний гвоздь в крышку его гроба, – сказал Сибагатуллин.

Он также поделился, как однажды стоял на площади Свободы, и вдруг к нему подошел Шаймиев и спросил: «О чем задумался?» Сибагатуллин, по его словам, ответил: «Вот смотрю на памятник Ленину и думаю: кто он для нас?» Шаймиев сказал: «А кого бы ты хотел тут видеть?»

– Я бы хотел Шаймиева на коне там поставить вместо Ленина. Я Шаймиеву такой портрет подарил на 60 лет. И памятник Шаймиеву на площади Свободы – это было бы правильно. Я однозначно поддерживаю инициативу присвоить проспекту имя Табеева. Он не просто КАМАЗ создал, выбив именно этот город под строительство, он разбавил нацию в Татарстане. Тогда татар было слишком много – 73 процента, насколько я помню, а русских мало. Интернациональная стройка это дело исправила, стало 50 на 50. И это очень хорошо, потому что теперь в Татарстане никто не обращает внимания на смешанные браки, нет острого национального вопроса. Надо сегодня воспитывать интернационализм в людях на примере таких людей, как Табеев и Шаймиев, – сказал Сибагатуллин.

«ТАБЕЕВ ПОЛУЧИЛ КАМАЗ, ПРОВЕРНУВ АВАНТЮРУ»

Другой известный участник строительства КАМАЗа – Марат Бибишев, обосновывая свое участие в обращении к властям, рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» о том, как Табеев пробивал приоритет Челнов перед другими претендентами на КАМАЗ.

– Я обеими руками поддержал это предложение потому, что Автозаводский проспект, автозавод и сегодняшний город Набережные Челны – это плод деятельности и мудрости Фикрята Ахмеджановича Табеева. Его я знал задолго до строительства КАМАЗа. Когда в Москве начали думать, где же построить автозавод, то, естественно, каждый регион, каждая область хотели разместить его на своей территории. От этого регион богател, становился важнее. Изначально было 36 вариантов. Когда у регионов начали запрашивать данные о наличии трудовых ресурсов, свободной земли, необходимой инфраструктуры, осталось 16 возможных мест. В эти населенные пункты ездили представители ЦК и совета министров для оценки. Когда в списке оставалось 8 регионов, московская делегация побывала в Челнах. Табеев тогда сказал: «Примите делегатов так, чтобы они остались довольны! Покажите нашу землю, подходящее место, покажите, какая у нас стройиндустрия, сколько электроэнергии, плюс свозите их на рыбалку и угостите карасями в сметане».

По словам Бибишева, когда последними претендентами остались Башкортостан и Татарстан, Челны обосновывали свой приоритет по нескольким позициям. Это наличие бетонного завода, который являл собой крупнейшее предприятие стройиндустрии в республике. Близость Нижнекамска, где тоже зарождалась стройиндустрия. «КамГЭСЭнергострой», уже созданный для строительства Нижнекамской ГЭС. И сама ГЭС, которая не только обеспечит стройку электроэнергией, но и имеет железную дорогу.

– Тут мне позвонили и спрашивают: дорогу на Мензелинск, поворот на Азьмушкино знаешь? Знаю. Езжай туда, слева будет колоситься рожь. Спускайся в нее, топчи, выкопай там котлован. Смонтируй блок и напиши на нем: «Здесь будет построен Камский автомобильный Батыр 1969 - 1974». Текст Табеев сам написал. Это была чистейшей воды авантюра Табеева, которая, сами видите, дала результат! А я был первым монтажником того памятного блока, – отметил Бибишев.

По его словам, когда члены политбюро уже сели определяться с последним выбором, снимок с закладкой первого камня в строительство КАМАЗа появился на столе. Табеев попросил кого-то из членов политбюро подсунуть эту фотографию на заседание. Когда все увидели это фото, то Суслов сказал: «А что нам тут решать? Тут уж за нас Табеев все решил!» Как рассказывает Бибишев, возникло некоторое замешательство, но в итоге выбор был сделан в пользу Набережных Челнов.

– Авантюристами могут быть все, но так обоснованно доказывать и добиваться своих целей мог только Табеев! Это он смог привлечь в Татарстан огромные ресурсы со всего СССР для строительства КАМАЗа! Я считаю, что памятник нужно ставить не только Табееву, но и Льву Борисовичу Васильеву. Я с ними обоими дружу, встречаюсь в Москве. Уникальные люди. Но называть их именами какие-то маленькие улочки в Замелекесье – это не уровень. Поэтому инициаторы выбрали Автозаводский проспект, – сказал Бибишев.

«ТАТАРСТАНУ ВЕЗЛО НА ПЕРВЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ»

Еще один подписант обращения к Шайхразиеву, председатель совета директоров «Камгэсэнергостроя» Евдокимов тоже считает, что нехорошо хвалить лишь посмертно.

– Фикрят Ахмеджанович – очень уважаемый человек. Нашей республике везло, я считаю, на первых руководителей. И это хорошо, что мы их не забываем, хотя в России как-то привыкли о первых руководителях вспоминать по-плохому. К строительству завода и города были причастны два человека – Табеев и Евгений Никонорович Батенчук. И строительство КАМАЗа, и городские стройки в первые годы целиком были под их руководством. Не помнить о таких людях нельзя. Челнинцы благодарны Фикряту Ахмеджановичу за все, что он сделал в то непростое время. Очень хорошо, если в Челнах будет улица Табеева. Должна быть и улица Непорожнего (Петр Непорожний – министр энергетики и электрификации в 1962 - 1963, 1965 - 1985 годахприм. ред.). Когда человек уходит из жизни, все начинают его вспоминать, а пока он еще живой, о нем не помнят. Я считаю, что это неправильно. И Коран, и Библия нас учат помнить тех, кто ушел, это святое. Но говорят также, что помнить следует и о живых, – считает Евдокимов.

Поддерживает инициативу и Шамиль Агеев – председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ, который считает, что КАМАЗ и Набережные Челны появились только благодаря Табееву.

– Я только в субботу был у Фикрята Ахметжановича. КАМАЗ хотели ведь строить в трех точках Советского Союза, и только Табеев добился, встречался лично с Брежневым, чтобы построили завод все-таки в Татарстане. И очень жаль, что проспекта его имени в Челнах еще нет. Я за это решение двумя руками. Это выдающийся человек, который столько сделал для республики! Табеев ведь строил КАМАЗ так, чтобы в городе были и театр, и обеспечение продовольствием было хорошим. Совхоз «Весенний», который, к сожалению, уже развалили, тоже его творение. Зимой, под Новый год, в Челнах можно было без всякого блата купить те же самые свежие огурцы и помидоры. Я это знаю, потому что впервые в Челны я приехал в декабре 1970 года, мы создавали боевую комсомольскую дружину, и я там избирался депутатом. «Оргсинтез», «Нижнекамскнефтехим», КАМАЗ – все это было создано благодаря Фикряту Ахмеджановичу. И мы до сих пор еще пользуемся тем, что было заложено при нем. И при нем, я считаю, мы никогда бы не потеряли авиационную промышленность, – сказал в сердцах Агеев.

«ПОЧЕМУ АВТОЗАВОДСКИЙ? ДАВАЙТЕ СЮЮМБИКЕ!»

Опросив поколение «эпохи Табеева» на предмет присвоения имени Фикрята Ахмеджановича проспекту, мы получили весьма схожие в основной мысли ответы: свое имя на карте города он заслужил без сомнений, но Автозаводский проспект трогать не надо.

Николай Алешков – председатель татарстанского отделения союза писателей России, почетный гражданин Набережных Челнов:

– Имя Фикрята Ахмеджановича Табеева для нашего города, несомненно, имеет большое значение, ведь его слово было решающим в выборе места строительства КАМАЗа. Если бы не его воля, может быть, и не было бы у нас ни стройки, ни мегаполиса под названием Набережные Челны. Но переименовывать Автозаводский проспект не стоит. Нужно учесть хотя бы финансовые затраты, которые потребуются на переименование.

Но и улицу в строящихся районах предлагать я бы не стал. Имя Табеева должен носить один из главных проспектов соответственно вкладу личности в этот город. К примеру, башня Сююмбике и сама наполовину мифическая персона от нас так далеки… Я бы лучше назвал именем Табеева проспект Сююмбике. Тогда пересекались бы проспекты Табеева и Беляева, которые всегда работали в одной упряжке.

Сания Сафина – краевед, соавтор «Энциклопедии города Набережные Челны»:

– Заслуги Табеева перед городом неоспоримы, но мне кажется, не надо переименовывать Автозаводский проспект. Это историческое название, и кто бы знал Набережные Челны, если бы не автозавод? Город продолжает развиваться, неужели нельзя называть именем Табеева новую улицу ли проспект?

«ВООБЩЕ-ТО ПОСТРОИЛ ОН ПРОСПЕКТ МИРА»

Александр Бабаев – член правления ТПП Набережных Челнов и региона «Закамье», почетный гражданин города:

– Табеев не только завод запустил, основные городские объекты соцкультбыта – это тоже его заслуга. И объединение города – его личная заслуга. Раньше ЗЯБ, ГЭС, Сидоровка, Орловка – они были самостоятельными поселками и могли развиваться только сами по себе. Из четырех постановлений правительства о строительстве города нигде не закладывалось финансирование этих территорий. И именно Табеев с помощью Раиса Беляева эту ситуацию переломил, построив мост на ГЭС и соединив части города дорогой – сегодня это проспекты Мира, Набережночелнинский и Мусы Джалиля. Только за счет этой дороги город и стал единым. Я полностью поддерживаю мысль увековечить имя Табеева, и, на мой взгляд, справедливо было бы назвать в его честь основной проспект Набережных Челнов.

Анатолий Дубровский – председатель правления краеведческого общества «Нижняя Кама», почетный гражданин Набережных Челнов:

– А что, Табеев умер? Может быть, не торопиться? Табеев, конечно, очень много сделал для Набережных Челнов и региона, и в истории России он личность известная, как посол в Афганистане. Но жалко терять такой проспект в городе. Я думаю, Табеев заслуживает упоминания в топонимике Набережных Челнов, да и Татарстана, но менять устоявшееся название не особенно уместно. Автозаводский проспект получил название в честь главного события, произошедшего в Набережных Челнах во второй половине XX века. Другого-то большого проспекта в честь автозавода нет, а в этом городе, я думаю, он очень даже уместен.

Справка

Фикрят Табеев
родился 4 марта 1928 года в селе Азеево Ермишинского района Рязанской области.

Отец – Ахмеджан Мухамеджанович Табеев, старший из четырех братьев. Участник гражданской войны, был командиром отряда красноармейцев. Воевал с басмачеством в Средней Азии. Был личным связистом Михаила Фрунзе. Погиб на фронте зимой 1942 года. Мать – Сабира Музиповна Табеева (Бегишева).

В 1951 году закончил Казанский государственный университет, с 1951 по 1957 годы – на преподавательской работе, с 1957 года – на партийной.

С 1959 года второй, а с 1960 года – первый секретарь Татарского обкома КПСС. Был самым молодым первым секретарем обкома партии. В том же году стал членом ЦК КПСС. Сыграл большую роль в развитии нефтяной и нефтехимической промышленности, машиностроения в республике. Под его руководством разведаны и пущены в эксплуатацию новые месторождения нефти, основан Нижнекамск, где построен ряд крупных химических заводов. Построена Камская ГЭС, Заинская ГРЭС. Объединение «Татнефть» за свою историю дало стране наибольший объем нефти. В Набережных Челнах был построен Камский автомобильный завод (КАМАЗ). В Нижнекамске построен «Нижнекамскнефтехим». В Казани запущен «Казаньоргсинтез», открыт завод по производству силикатного кирпича, застроены новые районы Горки и Савиново. Возведены цирк, Татарский академический драматический театр им. Галиаскара Камала, Казанский симфонический оркестр, Дворец спорта, стадион, здание Госсовета, Дворец химиков и плавательный бассейн, гостиница «Татарстан», построены одни из самых крупных в СССР тепличные хозяйства.

С 1979 год - 1986 год – чрезвычайный и полномочный посол СССР в Республике Афганистан.
С 1986 года – первый заместитель председателя совета министров РСФСР, член президиума Верховного Совета СССР.
В 1989 году избран народным депутатом СССР. Был также избран депутатом в Верховный Совет СССР и Верховный Совет Татарской ССР.
С 1992 года работал председателем российского фонда федерального имущества.
С 1995 года занимает пост старшего советника холдинговой компании «Нефтек».

Поддерживаете ли вы идею увековечить имя Фикрята Табеева в Набережных Челнах? (27.09.13-28.09.13)
25%Да, он много сделал для Набережных Челнов и Татарстана
21%Да, но если только это будет новая улица, переименовывать уже имеющиеся нежелательно – они дороги людям
15%Это надо сделать в Казани, в столице РТ много улиц с бессмысленными названиями, которые не жалко изменить
10%Нет, Табеев, верный солдат КПСС, не заслуживает таких почестей
16%Это неправильно, когда такие вещи делаются при жизни пусть даже выдающихся людей
13%Ничего не знаю о его деятельности
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (52) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.09.2013 08:18

    Пока живой не имеем права, значит проспект Путина в Грозном вне закона?

    • Анонимно
      27.09.2013 09:59

      Вы столько лет здесь живете и не поняли, что у нас нет Закона (с большой буквы), у нас есть только закон и Вертикаль власти. Другого не дано.

    • Анонимно
      27.09.2013 18:34

      Если законно, то не должно быть...

  • Анонимно
    27.09.2013 08:25

    Лучше в Казани переименуйте какой нибудь проспект, ведь он деятель республиканского масштаба

  • Анонимно
    27.09.2013 08:54

    А потом куча людей и оганизаций побегут переоформлять свои прописки, водительские права, свидетельства о праве собственности и многое другое, т.к. название улицы будет новое

  • Анонимно
    27.09.2013 09:09

    после смерти Суслова,Брежневу предложили переиминовать г.Саратов в г.Суслов,но Л.И. присвоил одному из колошных заводов им.Суслова....Всему свое время.

  • Анонимно
    27.09.2013 09:44

    Мой отец весьма не лестно отзывается о периоде его правления, когда все товарные потоки были направлены на Москву, и казанцы вынуждены были привозить оттуда продукты питания (абсурд). В Москве к ним относились с презрением. Тогда как были республики, где ситуация была совсем иная в лучшую сторону. За это он сердечно "благодарит" Табеева, который по его словам выполнял и перевыполнял свои задачи в ущерб родной республике и своему народу.

    • Анонимно
      27.09.2013 10:01

      Причем тут Табеев,когда товарные потоки направлены на Москву?Сейчас 80% бюджета крутится в Москве.И что? PS Мой отец очень хорошо отзывался о нем,даже был лично знаком,т.к. ФАТ прост в общении.

      • Анонимно
        27.09.2013 12:43

        А притом, что в те времена нужно было о чем то рапортовать наверх. Вот и вышел с инициативой, что республика сама сможет все обеспечить продовольствием ударную стройку под его мудрым руководством. И более того сможет даже часть продовольствия ударными темпами направить в закрома родины. Раньше ведь так получали ордена и медали, шли на повышение. И не волновало, как он сможет накормить народ, который валом повалил на ударную стройку со всего Союза, потому как тут строили жилье. А что там будут делать местные его не волновало. Главное отрапортовать. И действительно, очень быстро сняли с московского обеспечения эту ударную стройку, и нагрузили республику еще большей данью. Потому и стали ездить в Москву за колбасой и самыми необходимыми товарами. Народу то стало много, а кормить нечем. Да и стройки в Казани и в других городах республики тоже заморозили. Все шло на стройку Камского гиганта. Вот такие у нас инициативные руководители были. Старались. А все кончилось тем, что завод так и не вышел на проектную мощность, потому как хотели как лучше, а получилось как всегда. Без подписи.

      • Анонимно
        28.09.2013 02:44

        Вот оттуда берутся две точки зрения, две истории, две карьеры. А потом одни удивляются другим, что им стране прекрасной так плохо?.. все им не то.. Ведь по опыту знаем, что многое хорошо .. да и развитие как-то развивается, и все мы как надо булдырабыз ..

  • Анонимно
    27.09.2013 09:47

    есть иные способы кроме топонимики улиц? фантазия иссякла - гору назовите, остров...,а лучше усадьбу КАМАЗА...

    • Анонимно
      27.09.2013 10:01

      предлагаю переименовать реку Кама. На худой конец остров или озеро. А еще проще переименовать чей-нибудь монумент (!)

  • Анонимно
    27.09.2013 10:09

    Табеев (в отличие от того же самого Шаймиева) личность далеко не однозначная. С одной стороны его большая заслуга в индустриализации республики, размещении здесь больших промышленных объектов. С другой стороны, при нем ТАССР по большому счету была промышленно-сырьевой базой Москвы, все уходило в центр, а сама республика была одной из беднейших в РСФСР. Да и политика русификации активно проводилась, видимо, не очень-то он любил самих татар и татарскую культуру (хотя и является этническим касимовским татарином).

    • Анонимно
      27.09.2013 11:03

      Вы сами - неоднозначная личность! Это мягко говоря. В том-то и дело, что из "промышленно-сырьевой базы Москвы" Табеев стремился и сделал ТАССР индустриальной республикой. В ТАССР появились КАМАЗ и г.Набережные Челны, "Нижнекамснефтехим", "Нижнекамскшина", и г.Нижнекамск, "Оргсинтез", новые мошности в Татнефти (и г.Альметьевск), КАПО, КМПО (и Ленинский р-н), новые мощности з-дов им. Горького, им.Серго, КОМЗа, Радиоприбора (в Казани, Лениногорске, Альметьевске) и десятки других объектов. На Москву как тогда работала вся страна, так и сейчас (сейчас даже больше). Москва, практически ничего существенного не производя, сегодня "пухнет" от необходимых и надуманных мега-проектов, которыми она соревнуется со всем миром. Так что надо бы немного читать, развиваться, интересоваться фактическим положением, чтобы не выставлять себя на посмешище! Табеев сделал ТАССР узнаваемой не только в пределах областей Приволжского региона, а во всем СССР. Руководителй имели все республики и области, но таких плодотворных как Табеев был только в ТАССР.

      • Анонимно
        27.09.2013 14:20

        Вы очень эмоционально реагируете, тем самым демонстрируя свою ангажированность. Вы какое-то отношение имеете к Табееву лично? Родственник?

        • Анонимно
          27.09.2013 15:58

          А что-нибудь конкретное в опровержение приведенных и общеизвестных фактов Вы можете привести, кроме вопроса о родстве? Если был бы родственником, то нисколько не чурался такого родства. Могу привести еще аргументы в его пользу. Он сумел так организовать дело, что сделал секретаря ЦК как бы руководителем штаба, а его заместителями были министры энергетики и автомобилестроения. Кроме них членами условного штаба были все заместители союзных министерств. Многие из них жили в Челнах и руководили оттуда своими подразделениями в отрасли, которые должны были присылать материалы, машины, людей, курировать строительство не только объектов завода, но и больниц, школ и т.д. Идеологический отдел ЦК и ЦК ВЛКСМ он подвигнул к объявлению стройки всесоюзной и комсомольской. Страна вставала и засыпала под информацию о КАМАЗе. Вам лично могло бы придти в голову так организовать работу своих начальников? Мне - нет, а вот Табееву пришло и он его реализовал! КАМАЗ был построен в рекордные сроки! Город прекрасно распланирован ( он лично следил за генпланом). Можно привести много подобных фактов. Попробуйте примерить это все на себя! У Вас хоть тысячная часть свершенного Табеевым получилась бы?

  • Анонимно
    27.09.2013 10:28

    Хватит уже издеваться над Челнами! То Боежневым обзовут, то замечательный проспект, названный в честь строителей -Ленинградский - в Чулман переименуют, то Ленинский в Сююмбике. Оставььте в покое историю - есть историческое название, пусть и остается. Автозаводский должен остаться Автозаводским. В статье ёще пробный шар закинули на проспект Мира - это уже вообще ни в какие ворота.

    • Анонимно
      27.09.2013 13:01

      Не называйте ЯР ЧАЛЛЫ какими то челнами! Есть историческое название и баста!

  • Анонимно
    27.09.2013 10:57

    Надоели уже эти идолопоклоннические названия улиц в Челнах. В Челнах не нужно трогать ни Автозаводский, ни Мира, ни Сююмбике. Именем Табеева можно назвать только новую улицу, и то не при жизни. А вообще-то Челны нуждаются в повышении культуры населения, город задыхается от бескультурия, пьянства и гопоты. Постройте новый вуз, театр или музей и называйте любым именем.

  • Анонимно
    27.09.2013 11:49

    Кто может похвастаться такими достижениями, таким вкладом в развитие своей родины? Табеев великий человек. Какая была республика до него и после? Надо помнить героев своей земли.

  • Анонимно
    27.09.2013 12:06

    Он руководил республикой почти 20 лет, которые сегодня называют «эпохой Табеева». Для тех, кто бежит впереди паровоза, напоминаю, что исторически это время называется еще "эпохой застоя".Мы помним время царствования Табеева как исчезали продукты в магазинах республики, как разрушалась Казань и как рушились целые деревни, как Боровецкое, Мироновка, Гардали.Какой город он построил - коробки в спальных микрорайонах, которые лет через 15 надо уже разбирать и завод, который лет через 10 будет просто сборочным цехов для немцев.История все расставила по своим местам. КПСС уже давно нет, а ее бывшие функционеры все хотят что-то от нас.

  • Анонимно
    27.09.2013 12:42

    что за бред - "Тогда татар было слишком много – 73 процента, насколько я помню, а русских мало. Интернациональная стройка это дело исправила, стало 50 на 50."? вот данные переписи 59, 70, 79 и 89 годов, никогда не было 73% татар:http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_59.php?reg=86http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_70.php?reg=42http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_79.php?reg=42http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_89.php?reg=42

    • Анонимно
      27.09.2013 23:30

      Все знают, как делаются такие переписи и как статистика становится угодной.

  • Анонимно
    27.09.2013 12:43

    Кроме хорошего, вижу и недостатки в работе Табеева. Тогда уже КПСС начал гнить с корня, безответственность руководящих кадров, пьянство повсеместное, в каждом районе дачи для отдыха и гулянья, охоты и тд. Поэтому такой мощнейший КПСС, державший весь мир в страхе, так быстро развалился. Если его не было бы , то Камаз другой Первый секретарь бы участвовал в организации строительства. Потом, тогда успехи партии из одного человека не зависели, они итоги коллективного труда.

  • Анонимно
    27.09.2013 12:44

    Вообще, дурная отечественная привычка называть улицы и города именами людей. Пусть даже известных. До советских времен так не делали. И за рубежом это в редких случаях бывает. Кроме того "фамильные" названия адресов ухудшают информационное восприятие в средствах коммуникации, почте, СМИ... В исключительных случаях можно назвать новый населенный пункт именем, историческая "репутация" которого устоялась.

    • БОБ
      27.09.2013 13:30

      Цитата:"Вообще, дурная отечественная привычка называть улицы и города именами людей. Пусть даже известных. До советских времен так не делали"Замечу автору, что до советских времен именам людей часто называли улицы. В Казани была улица Баратаевская (по имени губернатора), которая с 1893 года носит имя Лобачевского. В 1899 году улица Правая Театральная и часть улицы Верхняя Фёдоровская были переименованы в улицу Пушкина... Можно насчитать несколько десятков дореволюционных названий казанских улиц, которые названы именами людей.

  • БОБ
    27.09.2013 12:52

    Когда после войны восстанавливали Сталинград, то там одну из улиц назвали улицей "Снайпера Чехова" - в честь легендарного защитника Сталинграда, казанца Анатолия Чехова. Это было при жизни героя, который в то время жил в Казани на улице Городской. Правда есть одно "но". Когда в честь Чехова называли улицу, его считали погибшим... Помню, когда в юности учился в Новосибирском Академгородке, то там была улица Терешковой - в честь первой женщины космонавта, здравствующей и поныне... В Москве в 1922 году один из переулков получил имя Померанцева. Сам Алексей Померанцев, в честь которого назван переулок, дожил до времени строительства КАМАЗа... Не вижу ничего некрасивого в том, что бы при жизни человека его именем называть улицу. Беда не в том, что при жизни Померанцева появился переулок названный в честь него. Беда в том, что при этом Троицкий переулок был переименован в переулок Померанцева. В честь Табеева надо назвать улицу в Челнах. Но будет некрасиво и во вред ему, если это бует связано с переименованием. Для этого должна быть новая улица без названия и не где-то в закоулках. Если сейчас такой нет, то надо подождать.

    • Анонимно
      27.09.2013 13:20

      Действительно. Надо подождать. Поставить в очередь под первым номером, раз челнинцы так хотят улицу с его именем. Можно и Челны потом в Табеев переименовать, так сказать в честь основателя.Насчет памятника бабаю на площади Свободы - я не против. Пусть рядом с Ульяновым на коне!

      • Анонимно
        27.09.2013 18:14

        Кто вам сказал, что челнинцы хотят. Вы статью хоть читали?

  • Анонимно
    27.09.2013 13:00

    Ну тогда надо именем Брежнева Л.И. Проспект Мира назвать. Приведенный диалог с Шаймиевым очень напоминает Крыловские - Кукушка хвалит петуха за то что, хвалит он кукушку. Сладко и противно....

  • Анонимно
    27.09.2013 13:17

    Предлагаю Волгу назвать именем Табеева, и позаботиться о том, чтобы и на других хватило. Дальше перейдем к космическим объектам. Ну вот что за название "Сатурн"? Надо назвать его новым имененм очередного "дарахого", по которому скорбит (или уже готовится скорбить) все "прогрессивное человечество"

  • Анонимно
    27.09.2013 13:22

    В Зазеркалье Удава интересное место есть про Табеева. После этой книги вряд ли улицу можно называть в честь него. Засмеют федералы и все остальное сообщество людей.

  • Анонимно
    27.09.2013 13:26

    Давайте сразу уж Челны в Табеевск переименуем! Давайте Челны каждые 30 лет переименовывать (название Брежнев люди до сих пор с ужасом вспоминают)

  • Анонимно
    27.09.2013 13:48

    Да мне тоже не понравился диалог Сибагатуллина. Хочешь кому-то угодить - купи огород и ставь там кому хочешь памятники.

  • Анонимно
    27.09.2013 14:02

    Автозаводский проспект не нужно трогать, он есть в каждом городе где есть автозавод. Тольятти, Нижний новгород, Минск,Волгоград, и т.д.

  • Анонимно
    27.09.2013 14:18

    прикольный первый камаз,выпущенный 40 лет назад... а еще более прикольно понимать что за 40 лет ни чего не изменилось))

    • Анонимно
      27.09.2013 15:26

      А название города? Изменилось же! Настало время переименовать в Табеевск.

  • Анонимно
    27.09.2013 15:19

    как дети, честное слово. Вроде бы солидные люди,седые старцы надо о душе думать а они не знают чтобы еще "урвать в свой актив" я позвонил Ша

  • Анонимно
    27.09.2013 15:27

    взрослые люди, седые старцы, а ведут себя как дети, честное слово. им бы о душе подумать, а они не знают, что еще в свой "актив урвать". позвонил Шаймиеву , просит совета... видимо одобрение господина Шаймиева является индульгенцией для любых действий. а этот перл: я бы хотел видеть на этом месте вас на коне. друзья мои - язычники вы все а не мусульмане. хотите видеть себя истуканами при жизни. не боитесь повторить судьбу многих и многих истуканов, чьи памятники были снесены, наименования вычеркнуты из аналов истории. а они тоже думали что впереди вечная благодать...

  • Анонимно
    27.09.2013 17:04

    Так давайте его так и изобразим.

  • Анонимно
    27.09.2013 17:17

    так и уйдут и забудут ,а если-б был некрополь в кремле народ-бы не забыл их.и почетный караул из полицейских поставить у захоронений.

  • Анонимно
    27.09.2013 17:53

    Надо учитывать мнение горожан, а не старейшин пенсионного возраста. Трое против 500 тыс. Кто кого?

  • Анонимно
    27.09.2013 19:44

    Не понимаю я некоторых "остряков" при обсуждении такой тонкой темы- пытаются плюнуть в историю. Не понимаю и мэрию- вы то должны быть выше низкопробных сплетен о Табееве! Табеев- действительно глыба, который заслуживает достойной оценки его вклада в историю города, республики! Если мы не покажем молодому поколению, как надо относится к истории, к своим истокам, то ничего хорошего не ждет и их в будущем. И еще: считаю кощунственным считать, на сколько рубликов выльется переименование- разве этим мы должны мерить заслуги такого человека, как Табеев?!

    • Анонимно
      27.09.2013 23:20

      Молодежь выросла на Автозаводском проспекте. Автозаводский проспект - история города.Может Табеев и глыба для кого-то, только у нынешней молодежи другие идеалы. Давайте тогда, чтобы молодым понравиться, назовем проспект именем Гарри Потера. Только, пожалуйста, в Казани, а Челны не трогайте!

    • Анонимно
      28.09.2013 03:03

      И Тут В завершение гимна в зале должны зазвучать трубы. ТуТуТуТууу!

    • Анонимно
      28.09.2013 09:05

      Мэрия должна думать о жителях города, соответственно и о деньгах в городском бюджете и карманах горожан. Табеев очередной местный хан, решение строить Камаз не его решение, деньги не его. Брежнев , Косыгин там поосновательнее ребят много. Господин Табеев живет в Москве, дети и внуки его там, это о многом говорит, плевал он на город и Республику, он в Челнах за последние годы когда был? Его здесь не знают, надо было хоть какую-то пропаганду проводить пока живой, музеи открывать, с молодежью встречаться .То же мне Гагарин....

  • Анонимно
    27.09.2013 22:23

    Всякие Петрушины готовят почву, что бы потом в честь них проспекты переименовывали.

  • Анонимно
    27.09.2013 23:32

    Первые огурцы в совхозе "Весеннем" собирали 15 февраля, а помидоры 15 марта. Только тогда они появлялись в открытой продаже, а не перед новым годом. Правда, в цветочном цехе выращивали и к новому году, но не для народа. Для кого и говорить не надо. "Коммуняки" продолжают врать и хвастаться и сами этому верят.

  • Анонимно
    27.09.2013 23:51

    Вот потому молодежь валит из Татарии, потому что элита до сих пор следует племенной этике и ставит себе идолы при жизни. Мерзостно.

  • Анонимно
    28.09.2013 08:10

    А у нас в Базарных Матаках есть улица Анвара Залакова, который в мелиорации работает.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль