Машиностроение 
1.10.2013

Скандал на КАПО: почти отстроенный военный аэродром «поплыл»

1.-РћРґРёРЅ-РёР·-этапов-строительства-взлетно-посадочной-РїРѕР»Р
Один из этапов строительства взлетно-посадочной полосы КАПО

…В СВЯЗИ С НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ ПРОДОЛЖЕНИЯ РАБОТ

Первый этап реконструкции аэродрома ОАО «КАПО им. Горбунова» длился более полутора лет и завершился в начале декабря 2012-го открытием новой взлетно-посадочной полосы (ВПП). К нынешнему дню на все это израсходовано примерно 2 млрд. рублей. До 2015 года в реконструкцию аэродромной базы «Борисоглебское» должно быть вложено еще примерно 2 млрд. из ФЦП развития оборонно-промышленного комплекса. С новой инфраструктурой у руководства КАПО связаны не только планы по производству и испытанию новых самолетов, но и амбициозные идеи о создании грузового аэропорта и даже базы деловой авиации. Сообщалось, что ресурс нового аэродрома рассчитан на 50 лет интенсивной эксплуатации. Но, похоже, проблемы возникли уже сегодня.

Реконструкция рассорила авиазавод с подрядчиком работ – ЗАО «Камдорстрой», которое считается близким к экс-министру транспорта РТ Владимиру Швецову, ныне работающему в мэрии Москвы в качестве замруководителя департамента строительства. Спор вылился в судебное разбирательство в Арбитражном суде РТ, которое инициировало КАПО. По всей видимости, у предприятия были для этого веские поводы. Как рассказал на судебном заседании представитель КАПО Виктор Волков, 22 августа «Камдорстрой» уведомил о расторжении договора, а затем, не доведя работы до конца, попросту покинул объект. Без всяких на то оснований. Волков сообщил, что трест обосновал свой демарш невозможностью продолжения работ, сославшись ст. 716 Гражданского кодекса: подрядчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке, если имеется угроза годности результатам работ. «Никаких обоснований, что такая угроза существует, на наш взгляд, нет», – отмел и этот довод Волков.

«ЭТО ГРУБЕЙШЕЕ НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ СНИП»

Представитель «Камдорстроя» Лариса Степанова не отрицала, что трест покинул аэродром КАПО, не доведя до конца все, что от него требовалось (осталось невыполненным цементно-бетонное покрытие на рулежных дорожках и стоянках самолетов). Тем не менее претензии КАПО она не признала: «Договор предусматривает одностороннее расторжение во внесудебном порядке».

2.-РЈ-Камдорстроя---богатый-опыт-РІ-строительстве-Р’РџРџ.-Р СѓСЃС
У «Камдорстроя» богатый опыт в строительстве ВПП. Рустам Минниханов поздравляет камдорстроевцев с вводом в эксплуатацию полосы аэропорта Казань

Что же, по версии Степановой, заставило построившего не один аэродром «Камдорстрой» срочно «эвакуироваться» с КАПО? Если говорить в целом, то проект ВПП не предусмотрел несколько важных моментов. Что не было учтено? Во-первых, вынос действующего пожарного водопровода, который проходит через рулежные дорожки и стоянки самолетов («Забетонировать огромную площадь без такого выноса невозможно – будут нарушены требования СНиП», – констатировала Степанова). Во-вторых, то, где именно через ВПП должны пройти инженерные сети. В-третьих (и это самое главное), у конечного коллектора, в который сводятся все сточные воды аэродрома, не был предусмотрен водоотвод. «Это грубейшее нарушение требований СНиП, которое в дальнейшем приведет к набуханию грунта и разрушению всего участка бетонного покрытия», – обрисовала возможный сценарий развития событий Степанова. По ее словам, из-за начавшегося затопления участка трест и не выполнил часть работ: «Мы самостоятельно откачивали воду, ожидая какого-то решения. Но когда прошло полгода, и никакого ответа от истца не последовало, прекратили откачку. Стали выкладывать бетонные плиты как есть, но только на тех участках, где не было риска их разрушения».

Источник «БИЗНЕС Online» в авиапроме отметил один важный момент: «Помимо всего прочего, когда пошли дожди, построенное «поплыло», и вышла из строя светотехника полосы, поэтому у летчиков какое-то время было ограничение по световому дню. Во время испытаний приходилось это учитывать».

«ЕСЛИ БЫ БЫЛО ПИСЬМО: «ВЫПОЛНЯЙТЕ РАБОТЫ,
РИСК СЛУЧАЙНОЙ ГИБЕЛИ МЫ БЕРЕМ НА СЕБЯ»…»

«Камдорстрой» строит не первый объект с ВПП, – напомнила представитель треста о специализации своей компании. – Понимая, что некоторые виды работ невозможно выполнить по полученным чертежам, мы заблаговременно, начиная с 2011 года, говорили об этих моментах. Обозначали их на технических совещаниях, писали письма, надеясь на то, что будут приняты какие-то решения. И строили объект там, где это было можно». Степанова признала нарушение графика (работы на 5,25 млн. рублей перешли с прошлого года на нынешний), но заверила, что вины подрядчика в этом нет: «Если бы от истца было письмо: «Выполняйте работы, риск случайной гибели мы берем на себя», – возможно, мы бы их и сделали. Но для безусловного исполнения контракта мы должны выполнить все качественно, в соответствии с требованиями СНиП». «Это ошибка проекта», – подытожила представитель «Камдорстроя» и уточнила, что проект разрабатывало ЗАО «Казанский Гипронииавиапром» (наряду с Объединенной авиастроительной корпорацией привлечен к процессу третьим лицом), а рабочую документацию – само КАПО, подрядчик же получил готовые чертежи.

3.-Работа-коллектива-Бориса-РўРёС…РѕРјРёСЂРѕРІР°-(слева)-всегда-РїР
Работа коллектива Бориса Тихомирова (слева) всегда под пристальным вниманием

«Проектная документация в установленном порядке прошла государственную экспертизу в Москве, – заявил газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор ЗАО «Казанский Гипронииавиапром» Борис Тихомиров. – При строительстве всегда возникает много вопросов, которые в итоге успешно решаются силами подрядчика, проектировщика, заказчика. Решится все и на аэродроме КАПО, где, ликвидировав небольшие недоработки, получим лучшую в России заводскую полосу. Как в свое время, более 15 лет назад, построили замечательную ВПП в международном аэропорту Казань».

В «Камдорстрое» от комментариев уклонились.

ДРЕНАЖНАЯ СИСТЕМА КАК БОМБА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась мнением экспертов об этом споре.

Роман Гусаров – главный редактор портала Aviaru.net:

 - При проектировании далеко не все можно предусмотреть. Есть вещи, которые выявляются только при реализации проекта. Например, могут обнаружиться подземная река или аварийное состояние соседних объектов, хотя, конечно, могут быть и грубые ошибки проектировщиков. Я не знаю, что в случае с аэродромом КАПО на самом деле произошло, но если возникли неполадки с дренажной системой, это непонятно: ее реконструкция не предусматривалась? Если да, то почему? Чтобы снизить смету до нужного уровня, подогнав ее под определенное финансирование?.. Строителей винить сложно. На самом деле это форс-мажор – обстоятельства, которые препятствуют выполнению подрядчиком своих обязательств. Возможно, дело в том, что реконструкция финансируется по ФЦП, а изменить бюджет целевой программы, увеличив финансирование, очень сложно. По большому счету, с помощью судебного разбирательства стороны перестраховываются, чтобы не отвечать потом за срыв сроков, показывают, что делали все, что могли.

В стране в целом с качеством проектирования аэродромной инфраструктуры беда! Мало квалифицированных институтов, которые способны качественно спроектировать аэродром или его реконструкцию. От этого все проблемы. А темпы, которыми надо проводить реконструкцию, должны быть высокими. И почему-то в таких спорах ОАК оказывается в стороне. Когда речь идет о распределении прибыли, этим занимается ОАК, а когда говорится о развитии инфраструктуры: занимайтесь сами. А, по сути, она должна вмешаться и на более высоком уровне разрешить эту проблему.

4-+-1-Р№-вариант-РЅР°-главную.-РђСЌСЂРѕРґСЂРѕРј-РљРђРџРћ---стратегическоР
Аэродром КАПО – стратегического назначения

Виктор Горбачев – гендиректор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации:

 - Вообще-то подобные вещи удивительны, так как обычно после проектирования проходит госэкспертиза. Те, кто ее проводил, должны были предусмотреть все. Проектирование и поэтапная сдача проекта происходят в соответствии с техническим заданием. Если в техзадании не было дренажной системы, то не было. Вместе с тем, если нормального дренажа нет, аэродром «уплывет». И не только он, но и рядом стоящие здания и сооружения. Это как бомба замедленного действия. Такое было в Благовещенске. Частники решили рядом с уже существующей построить еще одну полосу, но не сделали нормальных техзадания и проектных работ. В результате с началом строительства стало подмывать основную ВПП, и стройку пришлось прекратить. В случае с аэродромом КАПО тянуть нельзя – в арбитраже можно судиться годами.

«НАС ЗА ЭТО ПО ГОЛОВКЕ НЕ ПОГЛАДЯТ»

Между тем, по словам Волкова, КАПО уже заключило новый контракт по реконструкции аэродрома c другой компанией – пока только на допработы (по устранению недочетов): «Мы не могли ждать. И были вынуждены, как обязывает закон, провести тендер. Его победитель сейчас выполняет эти работы». Сейчас на аэродроме идет переустройство коммуникаций, оно должно завершиться к 10 октября.

Между тем, несмотря на тяжбу, КАПО надеется вернуть на объект «Камдорстрой», чтобы он, пусть и с нарушением срока, но завершил работы. По словам Волкова, авиазаводу это необходимо в связи с тем, что аэродром реконструировался в рамках ФЦП: «Это бюджетные деньги. Нам за них отвечать». Другой подрядчик пока не рассматривается: «Есть риск того, что даже если сейчас подрядчик приступит к выполнению работ, он просто не успеет завершить их в этом году, – отметил Волков. – Сезон уже заканчивается. Зима на носу. А уж тем более сколько времени уйдет, если мы будем искать нового подрядчика – снова нужно будет проводить тендер. Нас за это по головке не погладят».

5+-2-Р№-вариант-РЅР°-главную.-РќР°-РљРђРџРћ-опасаются,-что-РІ-этом-РіР
На КАПО опасаются, что в этом году необходимые работы по реконструкции аэродрома выполнить не успеют

Между тем знакомый с ситуацией источник сообщил газете «БИЗНЕС Online», что сказалась и несвоевременность финансирования: «Все три этапа финансирования работ по проектированию реконструкции аэродрома КАПО шли с нарушением сроков». Кроме того, он посетовал на то, что раньше существовали производственно-технические отделы на предприятиях, которые устраняли своевременно подобные недостатки. Сейчас же ситуация складывается таким образом, что все работы приходится выполнять «с листа».

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями на КАПО и в ОАК, на пока ответа не получила. Арбитражный суд РТ вернется к рассмотрению этого спора 23 октября.

Справка

ЗАО «Камский трест по строительству автомобильных дорог и аэродромов» («Камдорстрой»). Создано в 1971 году в Набережных Челнах. Осуществляет строительство автомагистралей, взлетно-посадочных полос. «Камдорстрой» проводил реконструкцию и строительство ВПП аэродромов в аэропортах Анапы, Горно-Алтайска, Минеральных Вод, Кургана, Казани, Нижнекамска, Красноярска, Астрахани, а также в знаменитой подмосковной «Кубинке».

ЗАО «Казанский Гипронииавиапром». Один из старейших проектных институтов РТ. Выполняет функции генеральной проектной организации и осуществляет комплексное проектирование предприятий различных отраслей. В числе реализованных объектов – бизнес-терминал международного аэропорта Казань, автодорога первой категории «Аэропорт - Казань», автодорога по ул. Большая Крыловка, удлинение ВПП в аэропорту Бугульма, автодорога по ул. Сахарова, технопарк «Идея» и другие. Уставный капитал ЗАО распределен между 101 участником. 

А вам приходилось сталкиваться с ошибками в проектировании при строительстве? (01.10.13-02.10.13)
2%Ни разу – офисы, дома, где я нахожусь, все спроектировано и построено отлично
3%Такое было, приходилось судиться
19%Я сам строитель, без ошибок ничего не бывает, но обычно это поправимо
75%Профессионализм кругом падает, ошибок становится все больше во всех сферах
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (44) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    1.10.2013 08:11

    Для дорожников это обычное дело, наляпали/заляпали, деньги взяли и руки умыли

  • Анонимно
    1.10.2013 08:21

    Отмыли деньги в сточных водах получается?)))

  • Анонимно
    1.10.2013 08:30

    честный проектировщик нынче редкость. Как и любой инженер или экономист. Судиться, по другому никак. В чем парадокс - не знаю ни одного бедного руководителя проектными работами, не зависимо от статуса. Коррупция убивает - даже на таких стратегических объектах подлог.

  • Анонимно
    1.10.2013 08:49

    то ли еще будет...скоро все объекты универсиады поплывут

  • Анонимно
    1.10.2013 09:03

    Почему в "Домодедово" выигрывают например, такие проектирующие компании как"СИГНИ ГРУП" и другие. И у них все в порядке. В Татарстане же почему-то приглашают тех, после которых потом ни денег,ни построенного...

  • Анонимно
    1.10.2013 09:16

    посмотрите что натворили на Логистическом центре - те же ошибки проектанта. Столько ошибок хваленого ГАПа и по таким сметам!

  • Анонимно
    1.10.2013 09:24

    А субчик Камдорстроя с 250 миллионами? Может, тут то же самое, недостроили?

  • Роберт М
    1.10.2013 09:28

    зато у нас в республике стабильность

    • Анонимно
      1.10.2013 09:53

      и кто за руку поймает? Кто сметы и чертежи проверит, а кто технические решения, а кто качество бетона и вариант технологий бетонирования и рецептур? Вопросы простые - немцы "на раз" проведут экспертизу принятых решений и проплаченных денег...

  • Анонимно
    1.10.2013 09:53

    «Проектная документация в установленном порядке прошла государственную экспертизу в Москве, – заявил газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор ЗАО «Казанский Гипронииавиапром» Борис Тихомиров." Небось у Сергея Соколова,который в январе 2011 года возглавил Государственное автономное учреждение «Московская государственная экспертиза», без одобрения которой не может быть построено ни одно здание в Москве. Почти сразу рядом с Мосгосэкспертизой открылся офис казанского «Института независимой экспертизы» (ИНЭ), принадлежащего матери Соколова – Наталье Соколовой.Руководителем московского отделения ИНЭ стала начальница правового управления Мосгосэкспертизы, которая, если верить жалобам инвесторов, стала советовать им обращаться «в данную независимую организацию для качественной подготовки документов и скорейшего прохождения экспертной процедуры».Тогдашний начальник Соколова, председатель Комитета по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов Олег Шахов решил подчиненного уволить. Но Хуснуллин вызвал Шахова и предложил уволиться самому. Лишь когда информацию о конфликте опубликовал в своем блоге глава Ассоциации предпринимателей «Новое Дело» Михаил Дворкович, Соколов был отправлен в отставку.

    • Анонимно
      1.10.2013 10:24

      Не путайте Московскую государственную экспертизу - которая проверяет проектную документацию объектов которые строится в Москве, и Главгосэкспертизу, которая тоже располагается в Москве - они проверяют федеральные особо опасные и технически сложные обекты, федеральные трассы и аэродромы, расположенные по всей России. А Соколов вроде как давно уже не руководитель Мосгосэкспертизы.

      • Анонимно
        1.10.2013 12:04

        и что этим "генералам" Тихомиров подсунул неправильную геологию, проект, или те не умеют читать и считать без откатов?

  • Анонимно
    1.10.2013 09:56

    Напомню, коллеги, Гипронииавиапром проектирует город мечты Иннополис:)...Надеюсь там...Бог с ними с инновациями, просто как положено по советским стандартам все будет.

  • Анонимно
    1.10.2013 09:56

    Напомню, коллеги, Гипронииавиапром проектирует город мечты Иннополис:)...Надеюсь там...Бог с ними с инновациями, просто как положено по советским стандартам все будет.

  • Анонимно
    1.10.2013 09:58

    молодец Швецов....................

    • Анонимно
      1.10.2013 16:22

      Швецов - один из учредителей ГАПА и в первой десятке...

  • Анонимно
    1.10.2013 10:30

    чем дальше в лес тем гуще партизаны.ну а чего стоило ждать), там веть строить надо, там не хала бала а самалеты грузовые будут приземляться, и естественно ерунду не примут просто, "Не та ситуация, и не та компания", ато потом пойдет все дырами, и воронками как на дорогах, учиться надо ехать в какие нить страны южные наверно, и конечно не рабочим и не старшим смены, а ген диру, он же ложит дорожное полотно) ПОЗОРНИКИ! в других странах за пару часовое окно на полотне всю полосу бетонную меняют, у нас 10 летиями строят) надоела эта лапша!

  • Анонимно
    1.10.2013 11:50

    Часто вижу новые проекты ЗАО «Казанский Гипронииавиапром». Многовато ляпов у них в последнее время. Я думаю, это все из-за отсутствия конкуренции у ГАПа, и с кадрами в стране проблема.

    • Анонимно
      1.10.2013 12:06

      ляпов много от вседозволенности и крутых сметчиков - такие же как ГИСУ и ТИГП...

    • Анонимно
      1.10.2013 17:27

      Странно, даже читатели БО видят одни ляпы, т.е. ничего хорошего нет. Почему таким институтам доверяют такие объекты???«Это ошибка проекта», – подытожила представитель «Камдорстроя» и уточнила, что проект разрабатывало ЗАО «Казанский Гипронииавиапром» (наряду с Объединенной авиастроительной корпорацией привлечен к процессу третьим лицом), а рабочую документацию – само КАПО, подрядчик же получил готовые чертежи.Насколько я знаю, проект - это первый этап проектирование - это принципиальные решения, которые проходят экспертизу. А строительство ведётся по рабочей документации (второй этап проектирования), который разрабатывается на основе проекта.

  • Анонимно
    1.10.2013 13:09

    Пока посадок не будет, так все и будет!

  • Анонимно
    1.10.2013 13:25

    тихо и мирно все разрулят

    • Анонимно
      1.10.2013 13:54

      Ну не выносить же сор из избы, на кону авиация Татаристана.

  • Анонимно
    1.10.2013 13:47

    >>> Арбитражный суд РТ вернется к рассмотрению этого спора 23 октября.А-ха-ха-ха.

  • Анонимно
    1.10.2013 15:04

    Кому-то нужна землица перезонированная.

  • Анонимно
    1.10.2013 16:21

    Почему "Домодедово" выбирает проектирующие компании,которые зарекомендовали себя на рынке как профессионалы?!Ответ очевиден.Здания аэропортов, взлетные полосы это очень дорогое удовольствие, а главное большие риски во всем. Умные и не жадные руководители никогда не отдадут проектировать компании,которая хоть раз где-то прокололась...И не удивительно, что "Домодедово" приглашают ,например, вышесказанную проектную компанию "Сигни Груп" и другие.Им нужен конечный хороший результат, а не подписал-отписал..., а там хоть потоп, хоть провались... Где черные списки проектирующих компаний?Почему ,хотя бы,общественники из этой отрасли, не ведут учет - ошибок, просчетов, недоделок проектных компаний?

    • Анонимно
      1.10.2013 21:06

      А для чего есть СРО, куда входит НАП? Пусть возмещают на КАПО страховку, а потом меж собой рассматривают. Судья лох! А Истец скромняга и трус.

  • Анонимно
    1.10.2013 18:13

    Трест "Камдорстрой" молодцы! Отстаивают свою позицию. Мало кто знает что строительный бизнес последнее время теряет свою привлекательность. Подрядчики соглашаются со всеми условиями заказчиков только чтобы продлить хоть немного свое существование, так как рентабельность объектов строительства крайне низкая. В связи с этим у строительных организаций элементарно не хватает средств для обновления например строительных машин и механизмов. А в последствии устаревшая техника попросту ломается, что приводит к задержкам по срокам сдачи строительных объектов. А виноваты всегда строительные организации. В следственных причинах никто не разбирается, дали деньги-строй. Это только один пример, которых на самом деле множество по ходу выполнения строительно-монтажных работ. Поэтому Трест "Камдорстрой" молодцы что не отмалчиваются. Если организация с таким опытом строительства взлетно-посадочных полос говорит что-то не так, значит так оно и есть. Это одна из немногих независимых строительных организаций Татарстана которая не боится говорить.

  • Анонимно
    2.10.2013 07:43

    Много приходилось работать с этим проектным институтом. Очень слабый институт. Проектные решения некомпетентны. Если бы мне пришлось выбирать где делать проект, то однозначно нашел бы другой институт.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже