Общество 
26.12.2013

Верховный суд РТ «взял на вооружение» изобразительное искусство

Как выставка импрессионистов побудила Ильгиза Гилазова и Максима Беляева сделать коридоры суда похожими на картинную галерею

В Верховном суде РТ — очередные новшества. На этот раз — идейно-эстетического характера. Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», председатель Ильгиз Гилазов и его зам Максим Беляев решили устроить в коридорах суда галерею из полотен, иллюстрирующих работу служителей Фемиды. Теперь возле зала, где решается будущее судей, висит картина с поучительной историей о том, как в древние времена кожей продажного судьи обили судейское кресло. А возле кассы для присяжных — полотно, на котором изображены присяжные образца 1861 года: по задумке, их вид будет настраивать их потомков на серьезный лад.

Максим Беляев и Ильгиз Гилазов
Максим Беляев и Ильгиз Гилазов (фото: vs.tat.sudrf.ru)

ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО В КОРИДОРАХ СУДА

С чего все началось? С выставки импрессионистов в Казанском кремле. На заместителя председателя Верховного суда Татарстана по уголовным делам Максим Беляев произвела глубокое впечатление картина Жан-Поль Лоранса «Бернард Делисье в трибунале инквизиции», и он загорелся идеей сделать в коридорах суда галерею из полотен, иллюстрирующих работу служителей Фемиды.

— Я поделился своими впечатлениями, в том числе и от картины «Бернард Делисье в трибунале инквизиции», с председателем Верховного суда Татарстана Ильгизом Гилазовым, — рассказал Беляев газете «БИЗНЕС Online». — И он предложил: а почему бы нам ее здесь не разместить? Мы пришли к мнению, что можно представить суд во все времена. После этого я стал искать картины, связанные с судейской тематикой, в интернете. И у нас получилась коллекция с античных времен и до советского времени. Всего 18 репродукций. Интересно и само размещение картин. Например, мы повесили картину «Господа присяжные» около кассы, где присяжные получают деньги. Потому что на этой картине изображены солидные джентльмены, которые одеты в тройки с галстуками. Картина написана в 1861 году, то есть в Англии уже тогда к этому очень серьезно относились. Это чтобы на серьезный лад настраивать наших присяжных заседателей.

IMG_0809.jpg

А полотно «Суд Камбиза» Герарда Давида повесили напротив зала квалификационной коллегии судей — органа судейского сообщества, который принимает на работу и увольняет с работы судей. Сюжет этой картины прост и поучителен. В древние времена поймали за руку судью, который брал взятку. И царь повелел с него снять кожу и обшить ею кресло, а судьей назначить сына казненного судьи, чтобы новоиспеченный судья, сидя на этом кресле, вспоминал, из чего оно сделано и не повторял ошибок отца. Судьям, которые видят эту картину, ожидая начала заседания квалификационного коллегии, тоже есть о чем задуматься...

460.jpg
Перед залом, в котором проходит квалификационная коллегия судей висит картина «Суд Камбиза» - с судьи, пойманного на взятке, сняли кожу и обили ею судейское кресло, на которое усадили его сына

ОТ «УТРА СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ» ДО «СОВЕТСКОГО СУДА — СУДА НАРОДА»

Все остальные картины — на третьем этаже, где чаще всего бывают посетители.

— Это рассчитано на людей, каждый может подойти посмотреть, — продолжает Беляев. — Когда я прохожу по третьему этажу, замечаю — никто не остается равнодушным. Одно дело сидеть и смотреть на голые стены и на планы пожарной эвакуации, и другое — на произведения художников. Не весь этаж завешен, будем продолжать. Экспозиция расположена по хронологии и идет по часовой стрелке, начинается с картины «Суд Соломона», который считается самым справедливым.

Теперь посетители Верховного суда, ожидая в коридоре начала процесса, могут, к примеру, вспомнить времена, когда наказание государства можно было исполнить без соответствующего решения третьей власти. Об этом напоминает картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни». На полотне описаны события, происходившие в Москве в 1698 году, в эпоху Петра I, когда был жестоко подавлен Стрелецкий бунт, а его участники казнены, как говорится, без суда и следствия.

IMG_0802.jpg
«Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова

Случается, в суде приходится допрашивать детей. По словам Беляева, такая практика существовала издавна. Пример тому — картина Уильяма Йемеса «Когда ты в последний раз видел своего отца?» 1878 года. Согласно популярной версии, здесь изображен допрос младшего представителя роялистской семьи сторонниками парламента в эпоху Великого мятежа — борьбы английского парламента с королем, закончившейся в 1649 году казнью Карла I.

На одной из картин, которая выставлена в публичной зоне на третьем этаже, изображен эпизод первого в американской истории процесса по делу о гражданских правах, прошедшего в 1840 - 1841 годах — картина кисти Хейла Вудруфа «Суд над пленниками с Амистада». Сюжет следующий. В июле 1839 года группа африканцев, похищенных для продажи в рабство, захватила судно, на котором их везли в Америку, чтобы вернуться домой. Обманом их направили не обратно в Африку, а в Нью-Йорк, где предали суду. В итоге дело дошло до верховного суда США, который постановил освободить негров и вернуть на родину.

— Здесь следует расставить несколько акцентов, — объяснил Беляев. — Основная идея заключается в том, что суд был во все времена. Во-вторых, суд бывает разный, потому что есть такие картины, как суд Емельяна Пугачева, который в принципе, наверное, можно приравнять к суду Линча. Там не оглашается приговор, просто рубятся головы дворянского сословия. Суд инквизиции, когда людей судили за мысли. Мы хотим продемонстрировать — суд трансформируется с каждым историческим этапом, и, в итоге, приходим к нашему времени.

Разумеется, на картинах есть и широко известные судебные процессы — картина Лоры Найт «Нюрнбергский процесс», полотно Кристиано Банти «Галилей перед судом инквизиции». Есть и картины, которые наглядно демонстрируют, как менялась система судопроизводства в нашем государстве. Так, работа Михаила Зощенко «Волостной суд» иллюстрирует быт низшего сословного крестьянского суда в Российской империи. Такие суды рассматривали мелкие гражданские и уголовные дела наиболее распространенные в жизни крестьян. Автор картины — отец знаменитого писателя. А вот плакат сталинской эпохи — «Советский суд — суд народа». «У меня такое ощущение, что прототипами для народных заседателей на этом плакате послужили два известных артиста СССР — Георгий Бурков и Людмила Зайцева — уж больно лица похожи», — заметил Беляев.

IMG_0806.jpg
«Когда ты в последний раз видел своего отца?» Уильяма Йемеса

«КОГДА ТЫ СТАЛКИВАЕШЬСЯ С ЧЕМ-ТО БОЛЬШИМ И ВЫСОКИМ, ТЫ ОТКРЫВАЕШЬСЯ НОВЫМ ИДЕЯМ»

Высокую реформу в Верховном суде газете «БИЗНЕС Online» прокомментировал заместитель директора Казанского кремля по развитию выставочной деятельности Антон Райхштат:

— Если в суде будет капелька человечности и возможность порассуждать об искусстве, думаю, всем будет лучше. По-моему, это прекрасное начинание, интересная идея, но неудивительная. Ведь когда ты сталкиваешься с чем-то большим и высоким, ты открываешься новым мыслям, идеям. Многие VIP-персоны уже посетили выставку французских импрессионистов в Казани. Были и президент Татарстана, и министр культуры России, много политиков.

Французские импрессионисты — это настоящий мировой бренд. Многие, даже не зная, какая разница между импрессионистами и экспрессионистами, все равно идут, вдохновляются. И такой зритель нам тоже важен и интересен, потому что эта выставка имеет и просветительские функции в том числе.

К идее размещения тематических галерей в госучреждениях я отношусь крайне положительно. Искусство должно выходить из душных залов, оно должно все больше и больше интегрироваться в повседневность. Поэтому всевозможные эксперименты — например, стрит-арт — это здорово. Чем больше искусство будет интегрировано в повседневность, тем человечнее мы будем, потому что по-настоящему большие работы способны вызвать у человека моральное потрясение, а вслед за ним рождаются идеи, как у Максима Беляева.

IMG_0811.jpg
«Господа присяжные» Джона Моргана
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (60) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.12.2013 08:39

    полотно «Суд Камбиза» Герарда Давида - cюжет основан на истории, описанной в Истории Геродота. Что понравилось - садизм царя Дария? Пропаганда насилия и жестокости в Верховном Суде?

    • Анонимно
      26.12.2013 09:10

      У каждого свой взгляд, свое восприятие. Если Вы видите только "садизм" и "пропаганду насилия и жестокости" - мне Вас жаль

  • Анонимно
    26.12.2013 08:57

    Видно что других рычагов у Председателя ВС РТ уже рычагов не осталось навести порядок. В ЕСПЧ вы такого не увидете в каридорах уважаймый Гилазов И. Истязание и насилие какие составы?

    • Анонимно
      26.12.2013 09:08

      Читайте внимательно статью - это делалось не с цель "наведения порядка", это - история развития мирового судопроизводства в картинах. Неужели не интересно?

      • Анонимно
        26.12.2013 09:26

        Однако в интервью для ТВ, Беляев четко выделил каким местом судья Сын, чувствует кожу судьи отца. )) Если бы это висело не в ВС РТ , а в музее тогда интересно для экскурсии студентам юрфака, а в суде картины подобного толка ясно намекают всем судьям да посетителям , что бороться уже и пропагандой на стенах начали за наведения порядка у судей. Именно так Максим.)

        • Анонимно
          26.12.2013 10:29

          Вы хоть раз в жизни в кресле сидели? Там не только 5 точка задействована. Еще и руки, ноги, спина и, главное, голова;-) А у Вас похоже только одна эрогенная зона, сидя на которой вы целыми днями пишите комменты неудачника))

      • Анонимно
        26.12.2013 18:01

        Почитайте любую статью и комментарии к ним-люди злые, или безграмотные сейчас. Любую статью исковеркают, найдут негатив и начинают все свое зло и негатив высказывать. Замечательные картины, хорошие идеи

    • Анонимно
      26.12.2013 09:17

      Да уж, в Европе давно полный порядок - однополые браки уже узаконены. Переезжайте?

      • Анонимно
        26.12.2013 09:31

        Зато картины в музеях а не в коллекциях судей. И на стенах судов. Стульев в коридорах нормальных нет , одни железки из панцыря, а на картины находят деньги из бюджета и налогоплательщиков. Как говрил Президент с корпоративами за свои пусть скинуться и гулят , также и картины пусть судьи с зарплаты покупают. Прокуратуре нужно проверить на каие средства приобретены эти полотна!

        • Анонимно
          26.12.2013 10:13

          "Эти полотна" - всего лишь репродукции, и к "корпоративам" они не имеют никакого отношения. И на какие средства прикажете приобрести для Вас "нормальные" стулья - судьям, что ли, скинуться?))(и какие стулья Вы относите к категории "нормальных"?)

        • Анонимно
          26.12.2013 13:12

          Вы в суд посидеть приходите?

        • Анонимно
          26.12.2013 13:14

          У прокуратуры китель завернется Верховный проверять;-))), а от корпоратива ВС РТ отказался в этом году

        • Анонимно
          26.12.2013 16:11

          Больное место панцыря не выдерживает?

      • Анонимно
        26.12.2013 09:53

        Порядок , там права даже не похожего человека на массы защищают, что выливается в нормы. В России то даже инвалидов ихз самолетов выпихивают. Не забываете чтов России Континетальная правовая система пришедшая из Европы и многие нормы заимствованны из Германских кодексов и Римского права. Со временем и в России права сексменшинств выльются в нормативные акты. Сменится поколение людей и никто не будет удивляться , что есть однополые супруги. Даже роботам будут выдавать свидетельства о союзе!)

    • Анонимно
      26.12.2013 09:46

      знакомый был в одном из судов европы. так там бюсты судей стоят. если бы у нас в россии такое выставили, обвинили бы в тяге к застойным временам)))

  • Анонимно
    26.12.2013 09:07

    Решили навести на народ ужас в здании ВС

    • Анонимно
      26.12.2013 09:33

      Вам уже страшно?))

    • Анонимно
      26.12.2013 09:47

      Ужас - это то, что творит сам народ на улицах Казани. Началась предновогодняя неделя, по городу стаями ходят упившиеся и обколотые. Следи за собой, будь осторожен, звери вышли на тропу войны!

  • Анонимно
    26.12.2013 09:14

    Кто-то и в "Джоконде" порнуху видит. Все зависит от уровня развития личности и широты кругозора. Мне понравилось!

  • Анонимно
    26.12.2013 09:21

    Картину Герарда надо повесить в каждом суде, на входе... чтобы каждый видел...

    • Анонимно
      26.12.2013 09:28

      Раньше для этих целей висела картина Дзержинского. Железный Феликс. Сейчас других методов не осталось по воспитанию судей и борьбе с коррупцией.

  • Анонимно
    26.12.2013 09:32

    Замечательная идея донести частичку искусства до посетителей присутственных мест. Еще одно удачное дизайнерское и экономичное решение - не покупать картины, а сделать репродукции в олдинаковых по стилю рамах. То есть налогоплательщики могут быть спокойны и скрасить ожидание (иногда очень мучительное) просмотром картин и повышением своего культурного уровня. Как говорится, если Вы не ходите в галлерею, то она придет к Вам...

  • Анонимно
    26.12.2013 09:36

    Данные картины создают психологическое давление на судей тем самым подрывается принции независимого суждения и вынесения вердикта судьей. У сограждан же создается ложное чувство справедливого возмездия и неподкупности судей в данном суде. Явно в ВС РТ до ЕСПЧ далеко , Восточный менталитет давлеет на умы Татарстанской Фемиды.

    • Анонимно
      26.12.2013 10:04

      Мы делали эти репродукции по цене 1.300 рублей за 1 картину, включая багетную рамку. Приходите, вам тоже сделаем быстро и дешево. С уважением к налогоплательщикам и всем остальным клиентам, типография "КазПринт" на ул.Хади Такташа, д.28. А идея классная, все бы так к работе с душой относились!

      • Анонимно
        26.12.2013 10:09

        Подрядчик оплатой даволен.) У кого весят оригиналы? Судьи среди них есть?

        • Анонимно
          26.12.2013 11:48

          Милай, оригиналы висят в лучших музеях мира. Стыдно быть таким невежественным;-)

      • Анонимно
        26.12.2013 11:31

        поцелуй Климта сделаете?

    • Анонимно
      26.12.2013 10:16

      Каким образом "данные картины создают психологическое давление на судей"?))

    • Анонимно
      26.12.2013 11:09

      Да... больший бред сложнее придумать (это насчет восточного менталитета). а если не дай Бог с вашими близкими что-то случится, будете ждать возмездия в суде или самосудом займетесь? И почему так, хорошая идея, а такая дикая реакция.

      • Анонимно
        26.12.2013 11:45

        Всегда найдутся желающие оплевать и опоганить то, что выше их понимания(( Сами-то ничего не могут и не хотят, что им еще остается?

  • настоящий
    26.12.2013 10:30

    Картины-это замечательно.Но организуйте работу апелляционной инстанции ВС РТ на должном уровне.Нельзя же так не уважать и ненавидеть участников этой инстанции.Все участники приезжают к 8.30 -регистрация до 9 час. В один день может быть рассмотрено до 30 дел, но ВСЕМ назначается одно время 9.00.В первую очередь рассматриваются дела по видеосвязи из СИЗО.это может занять и 3 часа. Неужели нельзя сделать грамотно, не хватает опыта? Загляните на сайт 11-го апелляционного арбитражного суда, посмотрите как там по времени назначаются начало рассмотрения дел, не менее сложных, чем ваши, я уж не говорю об информационной составляющей сайтов,о своевременности опубликования решений.

  • Анонимно
    26.12.2013 11:34

    вернуть бы нам эти времена, такой кожанной мебелью было бы все заставлено. но времена другие и растет только благосостояние служителей фимиды, к сожалению...

    • Анонимно
      26.12.2013 21:37

      Вернуть бы Вас в школу, на урок русского языка. Глядишь, вырос бы грамотным человеком, знающим как слово фЕмида пишется. Может и к живописи вкус появился бы. Но не судьба, очередной Мурад Сиразин получился)))

  • Анонимно
    26.12.2013 12:25

    Помоему перебор, пусть какой-нибудь зал совещаний обвешают, и на планерках судьи будут видеть, что было раньше за мздоимство..

    • Анонимно
      26.12.2013 12:32

      ну, нет желания - не смотрите, Вас же никто не заставляет. Изучите план пожарной эвакуации))

    • Анонимно
      26.12.2013 19:26

      Зачем знать о том, что было раньше,главное что сегодня им ни чего не будет.

      • Анонимно
        27.12.2013 08:40

        Правильно, зачем вообще что-то знать?)) Хотя умные люди считают, что без прошлого нет будущего.

  • Анонимно
    26.12.2013 13:39

    А мне понравилось.Дом казенный,люди государственные,а тут искусство.Быдлу оно накой,любопытному интересно,а не дурак многое увидит,особенно в деталях!

  • Анонимно
    26.12.2013 13:41

    Оригинально! Не думаю, чтобы "Суд Камбиза" произвел на судей должное впечатление...

    • Анонимно
      26.12.2013 14:12

      а какое впечатление Вы считаете "должным"?

      • Анонимно
        26.12.2013 15:05

        Здесь был чудесный комментарий по поводу обилия кожаной мебели в наше время в здании Верховного суда. Так вот должным было бы впечатление страха перед опасностью быть пойманным за руку... Но этого давно уже никто не боится, к сожалению...

        • Анонимно
          26.12.2013 15:16

          в идеале страха быть не должно, должны быть честь и ответственность

          • Анонимно
            26.12.2013 15:33

            Три раза ха!!! Наше общество ОЧЕНЬ далеко от идеала. На первое время можно и страх... А вообще, ну просто интересно, какая же должна быть з/п у служителей закона, чтобы проснулись эти самые честь и ответственность? Если при нынешних их не маленьких окладах они спят)

            • Анонимно
              26.12.2013 15:51

              я и не говорю, что наше общество идеально, так что Ваши "три раза ха" вполне уместны))А вот что касается понятия "честь" - это не купишь никаким офигенным окладом, у человека без чести будет лишь опять же страх потерять этот самый оклад. Честь не купишь, она либо есть, либо ее нет

          • Анонимно
            26.12.2013 21:07

            Это КПСС была "Ум, честь и совесть нашей эпохи". Суд должен быть законным и справедливым!

  • Анонимно
    26.12.2013 14:01

    Удивительно, как при большой рабочей нагрузке Беляев М. успевает еще и творчески подходить к своей работе. Невольно начинаешь уважать наш Верховный Суд.

  • Анонимно
    26.12.2013 14:05

    В чем суть полемики?Повесили репродукции -прекрасно..Что же так переживать из-за этого?!Согласитесь,все лучше,чем на пустые стены созерцать.Тем более,подозреваю,что для некоторых посетителей,это созерцание будет едва ли не единственным в жизни приобщением к изобразительному искусству вообще)))Так что радуйтесь,господа,за предоставленную возможность!

  • Анонимно
    26.12.2013 14:25

    Молодцы!

    • Анонимно
      26.12.2013 15:22

      Еще одна удачная и креативная идея после книги "Бандитская Казань". Так держать, я за суд с человеческим лицом, а не с бетонными стенами и безликими судьями

  • Анонимно
    26.12.2013 16:44

    Смотрю на комментарии и радуюсь: народ начал не только преступления и произвол обсуждать, но находит время для эстетической критики. Пусть все везде не идеально, но согласитесь, уж лучше спорить о пользе искусства, чем о том, кого сняли с должности за вопиющие правонарушения или о безнаказанности некоторых чиновников. Есть уверенность, кстати, что если бы там весели веселые пастушки и всяческая благодать, а не Суд Камбиза, тоже нашлись бы многие желающие плюнуть. Ведь это такое удовольствие заочно топтать чужие инициативы! А печать репродукций - дело вообще доступное и нетрудное, в Казани много салонов этим занимается, просто люди не знают и не пользуются. 1 кв.метр холста с фотопечатью в районе 1000руб, если картина вытянутая - гораздо дешевле. Кучами покупаются в учреждения канцтовары, мебель, которую ломают, и никто не пищит, что это лишнее. Уважайте себя - цините искусство...

    • Анонимно
      26.12.2013 18:26

      Абсолютное попадание в тему! Такие идеи в государственных учреждениях крайне редки и приходят лишь в светлые головы.

  • Анонимно
    26.12.2013 20:15

    Пресс служба суда в лице Лосевой видимо все хвалебные сообщения написали. В суде должен быть не Ампир и Возрождение, а справедливость и установление истины, чего в сдуах Татрстане почти нет и не будет в ближайщие десятилетия.

  • Анонимно
    26.12.2013 20:54

    А репродукции как-то мешают справедливости или Вам просто Лосева не нравится?

    • Анонимно
      26.12.2013 23:17

      Не нравится пиар судей на исскустве , а вот с уровнем Правосудия в судах туго. Лучше бы судьи перед гражданами отчитывались о проделанной работе, а не картинки рекламировали в коридорах.

      • Анонимно
        27.12.2013 08:49

        А причем здесь "пиар судей"? Это скорее "пиар" иСкуССтва (это слово правильно пишется так) и иллюстрация развития мирового судопроизводства. Если Вас это не интересует, никто Вас не заставляет углубляться в эту тему и повышать свой кругозор и культурный уровень, оставайтесь при своем.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль