Общество 
10.01.2014

«Какой дурак придумал, что затяжные каникулы обходятся российскому бюджету в триллион рублей ущерба?»

Деловое сообщество Татарстана для повышения конкурентоспособности предлагает сравнять количество выходных в республике и в Германии

Сегодня эксперты оценили последствия затяжных выходных — как выяснилось, отгулявшая 8-дневные каникулы российская экономика могла потерять на этом до 1 трлн. рублей. Тем временем для Татарстана, формирование ВРП которого идет в основном за счет не имеющего выходных реального сектора экономики, новогодние потери — скорее, из области фантастики, отмечают в центре перспективных экономических исследований АН РТ. Как пережить длительные праздники и как они сказываются на бизнесе, вместе с экспертами разбирались корреспонденты «БИЗНЕС Online».

НОВЫЙ ГОД ОБОШЕЛСЯ РОССИИ В ТРИЛЛИОН РУБЛЕЙ?

Сегодня экспертное сообщество анализирует итоги продоложительных новогодних каникул. Потери экономики страны, по оценкам директора института стратегического анализа «ФБК» Игоря Николаева, могут достигать 1 трлн. рублей.

— Лучшее решение — не иметь новогодних праздников вообще, — считает Николаев, являющийся также внештатным советником зампреда Счетной палаты и профессором Высшей школы экономики. — Особенно если учесть, что российский менталитет в итоге приводит к тому, что и отмечать начинают заранее и «выходят» из праздников еще несколько дней. В результате цена новогодних каникул по ВВП — около триллиона рублей.

Это несложно проверить, заявил он в интервью «Российской газете». Достаточно сравнить данные по объему промышленного производства в декабре с теми, которые будут за январь 2014 года. Он падает на величину от 10 до 15% каждый год, а «длинные» каникулы у нас уже почти 10 лет, считает Николаев. При этом отказывающаяся от затяжных каникул сфера услуг и торговля не способны нивелировать такие масштабные потери.

— Это тоже подтверждено опытом: если в декабре оборот торговли увеличивается в среднем на 25 процентов, то в январе на ту же или большую сумму он падает, — поясняет он.

«ЕСТЬ ТЯГА К СЕНСАЦИОННОСТИ»

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» заместитель директора по науке ГБУ «Центр перспективных экономических исследований АН РТ» Михаил Савеличев, никаких оценок «новогодних» потерь экономического роста в Татарстане ему встречать не приходилось, поскольку ВРП республики формируется в основном за счет реального сектора экономики, где задействованы непрерывные производства.

— Когда приводятся такие данные, не совсем понятно, на чем они основаны, какая методика применялась для оценки потерь, — заявил Савеличев. — За счет чего они могут быть? Из-за простоя каких-либо производств? Но у нас есть производства непрерывного цикла: та же нефть добывается и перерабатывается, невзирая на праздники или выходные. Электроэнергия генерируется без перебоев. И заводы, которые выпускают продукцию, работают по своим графикам, и потребительский сектор. Поэтому такие оценки лично мне непонятны — есть здесь, скажем так, некая тяга к сенсационности.

Всплеск в потребительском секторе, традиционный для новогодних праздников, скорее, придает импульс в развитии, отмечает эксперт. Понятно же, чем занимаются люди в конце декабря — начале января: продолжается потребление товаров и услуг. Растет и потребление коммунальных ресурсов.

— Сравнивать потери по уровню производства декабря 2013 и января 2014 не совсем корректно, — добавляет Савеличев. — Не стоит сбрасывать со счетов то, что экономическая ситуация в целом находится в понижающем тренде. Поэтому сокращение объемов производства может быть не праздничным фоном, а следствием общемировых тенденций.

Кроме того, многие производства, не связанные условиями непрерывного цикла, увеличивают темпы выработки в декабре, чтобы компенсировать длинные выходные. За счет этого также может создаваться впечатление «провалов января».

.
Всплеск в потребительском секторе, традиционный для новогодних праздников, придает импульс экономике

У НАС НЕТ КУЛЬТУРЫ ОТДЫХА, НО ЕСТЬ КУЛЬТУРА РАБОТЫ НА СВЕРХУСИЛИИ

Между тем, после затяжных выходных темпы работы снижаются. В рабочий ритм следует входить постепенно, а не вдруг, — такой совет дает психолог Сергей Петрушин.

— Переход от работы к отдыху можно сравнить с погружением на глубину, — пояснил Петрушин в разговоре с «БИЗНЕС Online». — Если человек интенсивно работает и затем резко начинает отдыхать, то это стресс для организма. Поэтому к отдыху тоже нужно адаптироваться, и затем, после отдыха, вновь адаптироваться к работе. В противном случае это состояние можно сравнить с чем-то вроде кессонной болезни при резком всплытии — организм будет переживать серьезный стресс.

По идее, длительный отдых — неважно, праздники это или отпуск — должен сопровождаться сначала постепенным снижением деловой активности, затем периодом покоя и плавным подъемом рабочего ритма. В таком случае человек действительно получит отдых, а не стрессовый удар.

— У нас просто нет культуры отдыха. Есть культура работы — на сверхусилии, это да, — добавил Петрушин. — У нас преобладают административно-командные методы управления, практически управление в условиях военного времени. Культура разгрузки, релаксации, снятия напряжения у нас не развита, и для многих праздники — период ничегонеделания. А это отрицательно влияет на состояние.

Праздники тоже надо проводить активно — менять сферу деятельности, считает психолог. А при возвращении на работу все же следует понимать, что есть некий адаптационный период: день-два можно заниматься чем-то далеким от сверхзадач. Поэтому руководству компаний тоже следует помнить, что производительность труда после каникул падает. И скорость ее восстановления зависит в том числе и от понимания этих процессов — так стоит ли сразу загонять коллектив в жесткий допраздничный ритм?

ДЛИННЫЕ КАНИКУЛЫ: КОМУ-ТО ГУСТО, КОМУ-ТО ПУСТО

Есть ли потери в сегменте экономики или в бизнесе в РТ в связи с затяжными новогодними каникулами? С таким вопросом корреспонденты «БИЗНЕС Online» обратились к экспертам.

Владимир Жуйков — заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Татарстана:

— Однозначно, люди должны отдыхать, иначе труд становится сродни рабскому, работать без выходных, когда есть только прием пищи и сон — это каторга. Если говорить об объеме производства, то здесь нужно делать упор на сопоставительные характеристики выходных дней конкурентных стран. Например, в Татарстане на несколько выходных дней больше, чем в рядом расположенных Самарской, Нижегородской областях. То же самое и в масштабах всей страны. Это приводит к тому, что наша конкурентоспособность падает. Сам факт наличия каникул не играет столь важную роль, как то, что продолжительность каникул наших конкурентов меньше. Я бы проанализировал количество выходных в той же Германии, Франции, и сравнил бы с количеством выходных в России, и установил бы в нашей стране такое же количество выходных, как за рубежом.

Наиболее чувствителен к таким каникулам бизнес, который связан с непрерывным производством, где выход людей на работу обязателен даже в праздничные дни, и нужно платить по увеличенным тарифам, что приводит к увеличению затрат и себестоимости продукции. Выигрывает от каникул сфера услуг, которая на праздники устраивает различные развлекательные мероприятия, для них это основная доля заработка по всему году.

Татьяна Федорова — председатель правления Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ:

— Какой дурак придумал, что затяжные каникулы обходятся российскому бюджету в триллион рублей ущерба?! Я не понимаю, на основании чего насчитали такую сумму. То, что каникулы большие и их можно сделать короче, я согласна. Я думаю, что в Новый год нужно отдыхать первые три дня, потом после перерыва 2 дня выходных на Рождество, и этого достаточно.

Что касается легкой промышленности, если бизнес запланировал некоторый объем производства, он его обязательно сделает. Возможно, для этого увеличит количество рабочих дней вне праздников. Все налоговые отчисления, которые бизнес должен будет сделать от объемов производства, будут произведены.

Новогодние выходные никак не отразятся на заказах. Если есть заказы, то предприятия выйдут и будут работать и в праздничные дни. В эти новогодние каникулы основная масса предприятий легкой промышленности отдыхала. Сверхсрочных заказов не было, а заказы, которые нужно было сделать перед Новым годом, были выполнены. Были предприятия, которые работали и по 12 часов, чтобы успеть по срокам. Так что они имеют полное право на отдых.

Зуфар Гаязов — председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ, гендиректор ООО «ТатинтерРесторантс»:

— В ресторанной отрасли у нас нет новогодних праздничных выходных. Для нас нет ни каникул, ни праздников. Сфера услуг всегда остается сферой услуг. В местах массового отдыха горожан зимние каникулы сказываются очень положительно. Например, ресторанный бизнес хорошо себя чувствует в горнолыжном комплексе, рядом с ледовыми катками и городскими елками. Сфера услуг заинтересована, чтобы к нам в зимние каникулы приходили семьями, с детьми, с бабушками, дедушками. В местах массового отдыха горожан не было ощущения оттока, а в предприятиях, которые находятся рядом с учебными, офисными помещениями, бизнес страдает.

В ресторанах, где много посадочных мест, отличная рентабельность. Желающих провести новогоднюю ночь в этих пабах много, к тому же им предлагается хорошая новогодняя развлекательная программа. Если же на предприятии мало посадочных мест, и оно не может организовать праздничное шоу, то оно мероприятия в новогоднюю ночь не проводит.

Но самая высокая рентабельность в ресторанной отрасли обеспечивается в декабре благодаря корпоративам. Из 12 месяцев в году декабрь бывает самым рентабельным, прибыльность очень приличная. В этом году многие корпоративы в связи с авиакатастрофой были отменены, это негативно повлияло на количество мероприятий в ресторанах в этот период. Мы с пониманием относимся к этой ситуации и скорбим вместе с республикой.

Камияр Байтемиров — председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана:

— У нас, в сельском хозяйстве, от праздников бывают только косвенные потери. У нас что Новый год, что Сабантуй, что другие праздники наносят только косвенный ущерб. Тракторист там на работу не выйдет... У нас же процесс беспрерывный, как у мартеновских печей. Корову надо покормить, потом подоить, молоко куда-то на продажу увезти. И так каждый день! Так что новогодние праздники на производство сельхозпродукции не повлияли. Конечно, перед Новым годом был определенный всплеск спроса на продукцию сельчан. Ажиотажем я это не назову, но потребительский спрос, конечно, вырос. Но одно дело реализовать товар, а другое — по какой цене. И здесь, конечно, мы в определенной степени проиграли. Потому что фермеры опять продавали свой товар перекупщикам. Картофель сдавали, скажем, по 10 рублей за килограмм, а те его реализовали по 18. Это же и для потребителей ненормально, и для производителей. Конечно, предновогодние ярмарки в городах сыграли положительную роль, но они бывают не так часто. Поэтому наша система экономических отношений оставляет желать лучшего.

Справка

Игорь Николаев — директор института стратегического анализа «ФБК».

Директор Института стратегического анализа «ФБК». Профессор Высшей школы экономики. Внештатный советник заместителя председателя Счетной палаты Российской Федерации.

Образование:

1984 г. экономический факультет МГУ им. Ломоносова, преподаватель политической экономии, экономист.
1996 г. доктор экономических наук.

Занимаемые должности:

1986 – 1990 гг. МГУ им. Ломоносова. Экономический факультет, кафедра экономики промышленности, научный сотрудник;
1990 – 1992 гг. – госкомитет России по делам науки и высшей школы, начальник экономико-методического отдела;
1992 – 1996 гг. – миннауки России, начальник отдела анализа, прогнозирования и приоритетов научно-технического развития, заместитель начальника управления экономического и правового регулирования НТП;
1997 – 1998 гг. – аппарат правительства Российской Федерации, советник;
1998 – 2000 гг. МПС России, заместитель руководителя департамента экономики;
2000 – по настоящее время ООО «ФБК», директор департамента стратегического анализа.
С июня 2013 г. возглавляет Институт стратегического анализа «ФБК».

Награды и заслуги:

Знак отличия «За заслуги в укреплении сотрудничества со Счетной палатой Российской Федерации». Диплом Международного фонда развития «Евразия» в специальной номинации «За уникальное экономическое исследование потенциала России».

Зависит ли ваш бизнес от новогодних каникул? (10.01.14-11.01.14)
17%Нет, все объемы производства планируются с учетом выходных
15%Мы все равно работали в праздники
17%Отдых – сплошные расходы семейного бюджета, но для малого бизнеса – это плюс
51%У производства – свой календарь, праздники – не помеха
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (35) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    10.01.2014 15:23

    Государству выгодно когда народ много отдыхает а значит много бухает.
    народ сметает алкоголь без разбора,полиция выписывает кучу штрафов дебоширам и тд...
    До Путина 3 или 4 января уже был рабочий день.

    • Анонимно
      11.01.2014 03:18

      Про пьянство согласен! 80% умирает от "сердечной" недостаточности. Под этим диагнозом маскируется некролог "не смог выйти из запоя". Количество вызовов "скорой" и количество похорон вырастает на 60-70%. В моргах аврал, не успевают вскрывать, а перевозки все везут и везут.

    • Анонимно
      13.01.2014 13:49

      Так Путин и 31 декабря и 1 яваря не отдыхал, что же нам теперь на него во всем равняться?

  • Анонимно
    10.01.2014 15:28

    Пока есть нефть за 107 долларов за бочку, можно отдыхать целый год.Конечно, если у тебя есть доступ к этой бочке)))

  • Анонимно
    10.01.2014 15:28

    забавно когда директора аналитических центров (центры болталогии) рассуждают, о том, что слишком много выходных.сами бы поработали как простые работяги.

  • Анонимно
    10.01.2014 15:45

    ))) Депутатом полюбасу эти десять дней нужны за границу гонять отдохнуть так сказать. Простые граждане последний копейки пропивают и проедают.

  • Анонимно
    10.01.2014 16:00

    Лучше бы в Июле дали эти каникулы! я бы и 2-го на работу вышел, ан, нет сиди дома...

  • Анонимно
    10.01.2014 16:00

    А что плохого в праздниках? Мы с семьей отдыхали, денег много не потратили, не бухали, как почему-то все считают, ходили с ребенком на елки, гуляли. Мини-отпуск! Очень даже неплохо!А производство, оно по графику работает, им что праздники, что рабочие дни. Что только на них равняться?

    • Анонимно
      10.01.2014 19:52

      Мы тоже с ребенком очень хорошо отдохнули, сходили в театр, на рыбалку, лыжи, санки, кино! Красота!!! Мы еще и до 13 отдыхаем! Праздники продолжаются! Кстати. Денег мы почти не тратили. Билеты в театр покупали заранее. Вобщем пить не надо, надо с ребенком побольше гулять, спортом заниматься!

    • Анонимно
      11.01.2014 02:05

      Дорогой любитель отдыхать, не дай бог с вами случиться что-то серьезное и с вами будут разбираться только в дежурном режиме. Это и в ментовке, и больницах и по вашим неотложным жалобам и т.д.Особенно в больницах, когда сложные больные, где требуються консультации многих специалистов, профессоров, сложных обследований неотложных.Сам столкнулся, когда 30 декабря у внука случился сложный перелом костей голени, дежурный врач поставил аппараты Елизарова, но когда 11 января вышли с отдыха полноценная система врачей и нам заявили, что надо заново оперировать, вот тогда мы и проклинали этот российский бардак.

      • Анонимно
        13.01.2014 09:52

        Это вопрос не к праздникам, а к компетенции дежурных врачей!!!Я сама руку в детстве ломала в воскресенье, установили гипс, а через 2 месяца ломали, т.к. неправильно срослись кости. Мне теперь воскресенье проклинать???

      • Анонимно
        15.01.2014 17:36

        Это не касается праздничных выходных дней! ЭТО ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ И КОМПЕТЕНЦИИ РАБОТНИКОВ!

  • Анонимно
    10.01.2014 16:06

    жаль так и не выяснили какой конкретно дурак это придумал.а хорошо бы было под этим фундаментальным выводом фамилию автора поставить. у него ведь репутация наверное... была.

  • Анонимно
    10.01.2014 16:08

    Продолжительные каникулы-это хорошо. В конце года работа очень напряженная.

  • Анонимно
    10.01.2014 16:31

    Лучше сократите летние каникулы у депутатов. Сколько они там отдыхают?

  • Анонимно
    10.01.2014 16:36

    Мне лично длинные выходные очень нравятся, их можно потратить на то, на что отпуск например жалко.На ремонт например. Когда пашешь с утра до вечера, это как глоток свежего воздуха. Обычно клиенты звонят даже в выходные, и в отпуске. А здесь-все отдыхают.

  • Анонимно
    10.01.2014 16:41

    А сколько теряет ВВП экономический и ВВП руководящий от продолжительного сна?

  • Анонимно
    10.01.2014 16:47

    А по мне так в этом году самое то. И отдохнул от души, вышел на работы считай в четвег, а как будто понедельник, второй рабочий день пятница!

  • Анонимно
    10.01.2014 16:48

    Триллион рублей ущерба получется очень просто. Это ущерб тех кто переводит деньги за рубеж с помощью российских банков. Российские банки в каникулы не работают - идёт упущенная выгода, а значит ущерб...

  • Анонимно
    10.01.2014 17:01

    Открываем Википедию и читаем, что в Германии от 9 до12 праздничных дней (по разным землям), всего в среднем 40 оплачиваемых дней отдыха вместе с отпуском. И где мы больше отдыхаем? При этом ср. продолжительность раб, недели в США - 33 часа, голландии 27, Франции - 35 и т.д. Прям трудоголики все, кроме нас

  • Упс
    10.01.2014 17:04

    Да, все очень просто. Немецкая экономика самодостаточна, потому ей выгодны и длительные выходные. В это время большинство немцев совершают покупки, но тех товаров, которые произведены ими самими. В этот момент происходит увеличение товарооборота, а значит растет экономика. Другое дело в странах, которые живут за счет продажи природных ресурсов. Здесь тоже увеличивается спрос на товары и услуги, но не произведенные в стране. Продали нефть и газ, и на проданные деньги закатили пир, поездили по миру, обогатили других. В этом и большая разница.

  • Анонимно
    10.01.2014 17:15

    Продолжительный отдых пошел на пользу сектору FMCG (fast moving consumer goods -- товары широкого потребления).Счастливые нарушители"Для нас Новый год начинается в октябре, в это время мы отправляем на Дальний Восток новогодние партии спиртного, -- говорит начальник отдела по связям с общественностью ЗАО "Холдинговая компания "Ладога" (67148) Анна Симоненко. -- В Петербурге во время праздников в магазинах шли промо-акции, ведь в этот период возрастает потребительская активность". Причем не только в отношении спиртного. "В праздники все 70 аптек сети были открыты, -- говорит PR-менеджер компании "Первая помощь" (42048) Анна Панина. -- Если в центральных районах города, где расположены офисы компаний, продажи снизились, то в спальных они выросли по сравнению с тем же периодом 2004 г. на 25%".Впрочем, есть и компании, которые уверяют, что праздники никак не отразились на их доходах. Зато их не минул постпраздничный синдром раскачки персонала.

  • Анонимно
    10.01.2014 17:37

    Не в праздниках затянувшихся дело. Дело в обчном деловом цикле российской экономики. И я бы даже больше сказал в бюджетном цикле. У нас порядка 60% экономики завязаны на бюджет, который имеет привычку расплачиваться в конце года. Если бы у нас бюджетная политика была бы выстроена иначе - например на 5-тилетних бюджетах, ежегодно корректируемых 2 раза в год, и бюджетные расходы были бы равномерными, то для экономики не было бы таких Шоков со спадами в экономике с окончанием очередного года.Давно пора переходить на долгосрочное планирование - это вполне технически осуществимо. +2% ежегодного роста ВВП на этой вполне реализуемой идее можно получить.

  • Анонимно
    10.01.2014 17:45

    для нашего человека эти праздники - святое, мы привыкли к ним и это для нас как данность. а этот человек подрывает основы государства.

  • Анонимно
    10.01.2014 18:04

    я думаю, эти каникулы придумал Медведев..чето ему похож...это он ведь играет часами...)))

  • noname
    10.01.2014 18:12

    eugenво первых я считаю что в нашей стране такие каникулы (недельные),это хорошо, это передышка перед очередным новым,тяжёлым,трудовым годом. почему тяжёлым? потому что в россии все года тяжелые,так было и так будет всегда,слишком уж необычная страна. даже взять наш климат с самой суровой зимой. а ведь в той же европе которую часто приводят в пример наши политики тоже есть неплохие поблажки для работающего, испания, италия и др. есть сиеста 2-3 часа ежедневного отдыха в обеденное время, и при этом они не работают до позднего вечера, а рестораны открываются к обеду, в общем никакой переработки там не наблюдается. а у нас значит если тебе дали раз в год сделать перерыв и почувствовать себя свободным человеком, сразу появляются такие умники которые говорят, что россияне лентяи и вообще не умеют работать,а кто же тогда россию сделал когдато великой державою,и отбивал захватчиков, и отстраивал ее снова и снова, невзирая на климат и расстояния немеренные,и жертвовал своими жизнями ради светлого будущего которое никак не наступит, а жизнь в россии всегда стоила гроши, что и подчеркивают эти выскочки, предлогая отобрать то последнее что осталось у простого россиянина-время и свободу, которой каждый может распорядиться как хочет (заняться ремонтом, съездить к родственникам в дальние края, или просто набраться сил).Эти умники, иногда просто диву даёшься, придумают закон а потом приходит другой умник и его меняет и так без конца, как будто больше нечем заняться им. то время переведут а потом хотят отменить, то промилле,то праздники, то еще что то. а может это у них там производительность труда низкая, и ктото сидит не на своём месте. если продумал ты закон как следует и принял-все ставь точку и хватит его потом отменять, а если не можешь, так и не делай, уйди с глаз.

  • Анонимно
    10.01.2014 19:41

    Знаю лично и Николаева и Федорову и в вопросе кто из них дурак сделаю однозначный выбор в пользу второй персоны...

  • Анонимно
    10.01.2014 19:50

    Почему в опросе нет варианта "Новогодние каникулы негативно влияют на бизнес"?

  • Анонимно
    10.01.2014 21:40

    Еще совсем недавно наш народ трудился 6 дней в неделю, имея праздники-выходные 1 января, 1 мая и 7 ноября, 9 мая признали праздничным днем в 1965 году. Результаты труда присвоили себе выскочки-временщики, так давай те же работать по советски, чтобы увеличить доходы (прибавочную стоимость) этим гениальным господам!

  • Анонимно
    10.01.2014 23:02

    В России за год вместе с выходными , праздниками и отпуском больше 150 выходных дней .посчитайте кто не верит .А говорят мы мало отдыхаем.

  • Анонимно
    11.01.2014 17:00

    А посмотрите что после праздников в больницах творится, у тяжелобольных людей переносят сроки госпитализации, не оперируют, не проводят лечения целых 10 дней. Эти каникулы придумал абсолютно здоровый человек.На медицину это не должно распространяться, ведь заводы же не останавливают.

  • Анонимно
    13.01.2014 08:42

    Х..ня все это! Триллион рублей шляпа полная если бы даже они и были заработаны то нам простым гражданам они бы точно не достались так зачем и так защемленный народ лишать отдыха который бывает только один раз в году?... Этот год лошади будет самый трудный...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль