Политика 
13.03.2014

Владимир Джаралла: «Крымские татары испытывают страх перед неизвестностью»

Какие варианты событий возможны после референдума в Крыму?

В интервью «БИЗНЕС Online» замдиректора центра изучения проблем безопасности и сотрудничества в Причерноморье Владимир Джаралла рассуждает о событиях, которые привели к расколу Украины на две части: прозападную и пророссийскую. По мнению политолога, еще две недели назад никто не ожидал от России такой жесткой политики в отношении Крыма. События, которые сегодня происходят на Украине, эксперт называет волей одного человека.

О ПРИСОЕДИНЕНИИ КРЫМА КАК О СОСТОЯВШЕМСЯ СОБЫТИИ

— Расскажите о том, что сегодня происходит в Крыму, и в целом о той ситуации, которая сложилась на Украине после «Евромайдана».

— Ситуацию, которая происходит в Крыму именно сейчас, я бы охарактеризовал как исторически переломный момент. Причем настолько, что для нас это в значительной степени шок. Это в психологическом плане одно из мощнейших ощущений, которое владеет сейчас большинством жителей Крыма — страх от неуверенности в будущем. Но с другой стороны, нами постепенно овладевает ощущение, что мы уже живем в другой реальности. Мысленно люди расстаются с пониманием Украины и мыслят себя именно как граждане России.

Важный момент: Крым становится территорией России. Он не становится непризнанным государством, а именно вливается в состав России и становится ее частью. Россия в значительной степени контролирует этот процесс и то, что здесь будет происходить. Это историческое событие — собирание под рукой России вновь ее исторических областей.

Такого поворота событий здесь еще две недели назад никто не предполагал. Когда ты понимаешь, как развивается система, ты можешь прогнозировать. И все, что здесь происходило до принятия решения о проведении референдума, мы могли прогнозировать раньше. И вдруг все резко меняется. Если такое происходит, это означает только одно: вмешивается чья-то воля, которая меняет эти события.

Вспомните фильм 1949 года под названием «Третий удар», который рассказывает об освобождении Крыма в 1944 году. Там один из героев, играющий румынского полковника, обсуждая перспективы группировки, находящейся в Крыму, говорит: «Там, далеко на севере, находится темный и мрачный город, где стоит старая крепость под названием Кремль. В этой крепости сидит человек, и то, что думает этот человек, и определит нашу с вами судьбу». Может быть, именно это и есть ответ на ваши вопросы.

Среди многих экспертов сейчас актуален анекдот. Встречаются два политолога, один другому говорит: «Ты что-нибудь понимаешь?» Второй отвечает: «Сейчас я тебе все объясню». «Нет, объяснять не надо, я сам могу все объяснить. Я тебя спрашиваю: ты что-нибудь понимаешь?»

Референдум, который пройдет через неделю, — это событие, в которое никто не верил. В середине 90-х годов один из активистов русского движения заявил о том, что он не будет стричься до тех пор, пока не пройдет референдум о присоединении Крыма к России. Самое смешное, что он на протяжении этих десятилетий выполнял свое обещание. Сейчас получается, что через неделю он сможет, наконец, постричься.

Я говорю о присоединении Крыма практически как о состоявшемся событии. Мы наблюдаем здесь очень сильное желание людей самоопределиться. Уже сама постановка вопроса о референдуме означает переход определенной границы. Мы понимаем, что назад возврата уже не будет. И это связано с тем, что мы воспринимаем Украину и то, что происходит с ней, как нечто чуждое и опасное для нас. Чувство, что оттуда к нам приходят одни проблемы и то, что мы имеем дело с врагом, владеет нами достаточно давно.

— Как разрешится вопрос с крымскими татарами?

— Крымские татары попали в ловушку пропаганды. На протяжении очень длительного времени их воспитывали так, как будто Россия — их исторический враг. Некоторые считали, что крымский национализм является союзником украинского национализма. Здесь следует отметить, что у них просто был общий враг. Но когда сюда в 2009 году приезжал президент Ющенко, он предложил меджлису отказаться от главных принципов декларации, в которых провозглашена задача на достижение национального суверенитета. Стало понятно, что украинские националисты не ставят перед собой задачи, чтобы подарить что-то своему союзнику.

И вдруг теперь перед крымскими татарами вырисовывается перспектива того, что они станут частью России и российскими гражданами. Поэтому они испытывают страх от неизвестности, непонимания и опасения. Это зеркально отражает то, что полторы недели назад испытывали русские в Крыму, ожидая прихода радикалов.

Поэтому сейчас присутствует настроение и желание тех, кто находится за пределами региона, чтобы в Крыму возникла конфликтная ситуация. Однако это невозможно, потому что здесь находится российская армия. Возникает, к сожалению, опасность случайности, что люди на бытовом уровне могут сразиться друг с другом — дружинники и представители крымско-татарских отрядов.

— Что крымские татары получат в экономическом плане от вступления Крыма в состав России?

— То, что предлагает Россия в плане обустройства крымских татар, — это все то, о чем они даже не мечтали. Это удовлетворение в экономическом плане: поселки компактного проживания крымских татар, газификация, электрификация, проведение дорог. То есть то, на что у Украины никогда не было денег. Развитие культуры, оформление крымско-татарского языка с литературной точки зрения. Библиотеки, музеи... То есть крымские татары в составе России получают не изолированное существование в виде отдельной группы, которая все время от кого-то обороняется. Они становятся одним из народов России, который начинает собственное существование, оформление как нации и дальнейшее развитие. Но это будущее, которое должно быть оформлено. Пока преобладают другие настроения, это будущее страшит, никто его не знает.

Как складывались взаимоотношения между Крымом и Украиной до последних событий?

— Крым на протяжении многих лет был в качестве нелюбимого дитя. Президент Кравчук в своих мемуарах вспоминал, что во время заседания в Беловежской пуще между собой крымская делегация обсуждала, как быть с Крымом. Они осознавали эту сложность и говорили, что если Ельцин потребует, они готовы от него отказаться. Однако когда Кравчук спросил Ельцина по поводу Крыма, тот, махнув рукой, ответил: пусть остается. Другими словами, сами россияне не верили в то, что они могут вернуть Крым, и решили отказаться от этой идеи, хотя украинская делегация готова была отказаться от Крыма.

На протяжении всех этих лет Крым выполнял роль мальчика для битья. Нас постоянно обвиняли в сепаратизме. В 1995 году автономия фактически была ликвидирована. От нее осталось одно название, и полномочия стали ничтожными. В 1998 году была принята новая Конституция. Постоянно вспоминали про отношения между крымскими татарами и русскими в плане проблем, которые здесь существуют.

Ситуация коренным образом изменилась в 2010 году после прихода к власти регионалов. И тут есть еще один важный момент: крымчане, как заметил один из экспертов-политологов, всегда голосуют одинаково в плане решений, которых они ждут от партии. То есть с переменой времени и тех событий, которые здесь происходили, тем не менее основные принципы: русский язык, союз с Россией, права граждан по принципу равенства — все эти вещи оставались для Крыма базовыми. И в зависимости от того, с кем они связывали свои партийные предпочтения, они голосовали. Вначале это было мощное представительство коммунистов, затем было очень большое внимание крымским партиям, но после изменения законодательства, когда понятие крымских партий исчезло, они отдавали свои голоса за какие-то из общеукраинских партий. В 2010 году Крым стал одним из базовых электоральных очагов для «Партии регионов». То есть это победа Януковича и затем, на протяжении трех лет, абсолютная победа регионалов на выборах.

— Как складывалась судьба русского населения в Крыму?

— Крым и в целом русские на Украине находились в поразительных условиях. С одной стороны, по численности и уровню, русские, конечно, государствообразующая нация наравне с украинцами. Но при этом нельзя забывать, что Украина в Советском Союзе по своему экономическому уровню стояла сразу после стран Прибалтики, то есть была даже выше, чем Российская Федерация. С другой стороны, никто никогда не выделял украинцев в партийном и государственном аппарате, какой бы уровень страной ни занимался в Советском Союзе. И вдруг оказаться в условиях создания национального государства — это был шок. Национальное означает, что все-таки нация. Какая? Украинцы. И поэтому здесь возникал целый ряд противоречий, которые поначалу были шокирующими, а затем стали привычными. В большей или меньшей степени проявлялось то, что можно обозначить как национальное угнетение. Разумеется, оно и близко не стоит с какими-то скандальными вещами, которые мы знаем по другим республикам бывшего Союза. До последнего времени этого просто не было. Но уже сам факт того, что русские — не совсем граждане Украины, угнетал. Добавьте к этому пересмотр истории (те, кто считались врагами, теперь объявляются едва ли не героями страны), проблемы с языком. Например, перевод фильмов в кинотеатрах на украинский язык. Сами кинопрокатчики были шокированы и теряли аудиторию в русскоязычных регионах. Все эти, казалось бы, мелочи постепенно накапливались и создавали недовольство, понимание того, что ты являешься чужим в стране, которую хотел бы признавать своей. Это общее чувство оставалось достаточно актуальным до последнего времени.

КАК СМИ УСТРОИЛИ ПОДЛЯНКУ ЯНУКОВИЧУ

— Почему произошел «Евромайдан»?

— Главная причина «Евромайдана» — наличие внутренних проблем. Второе — внешние усилия, которые предпринимаются для того, чтобы направить недовольство в нужное русло.

Майдан начался на год раньше, чем было запланировано. Все, что там происходило, готовилось на президентские выборы 2015 года. Неоднократно говорилось о том, что неправительственные организации являются проводниками чужой воли. Так оно и вышло. Практически нигде на Украине внутренние партийные структуры не работали, зато везде создавали шум и информационные поводы именно эти независимые неправительственные организации. Их не зря называют агентами иностранного влияния. Заявляя себя правозащитниками и тому подобное, в определенный момент по команде они начинают действовать очень жестко, строго и в одном направлении.

В определенный момент выяснилось, что власть вообще не имеет никаких информационных ресурсов, чтобы влиять на ситуацию. В современных условиях это оказывается важнейшим фактором для победы или проигрыша. Во время майдана все СМИ четко выполняли пропагандистскую роль. Важно отметить, что украинская журналистика нарушила базовые принципы журналистики: объективность, представление нескольких точек зрения, попытка предоставления информации, которую потребитель будет оценивать самостоятельно. При этом западные СМИ показывали картинку с обеих сторон, в том числе нападение на милицию. Да, по их материалам было понятно, кому они симпатизируют, но они соблюдали базовые принципы журналистики, как и российская пресса. А украинская журналистика давала только лишь одну точку зрения. Оказалось, что скорее даже региональные СМИ более объективны в этом плане, чем центральные.

Майдан отработал свое в конце ноября, когда стало понятно, что все закончилось. Более того, было понятно, что он расходится. И в этот момент произошел коренной момент, который переломил всю ситуацию. В ночь с 31 ноября на 1 декабря произошла попытка разгона майдана. Здесь нужно отметить важный момент: среди технологий проведения таких мероприятий очень важным является участие молодых людей. Во-первых, молодые люди с плакатами — это выглядит красиво. А во-вторых, очень циничный момент: если молодые люди становятся пушечным мясом, эти же молодые лица — окровавленные — выглядят очень сочувственно. На следующий день после попытки разгона майдана выяснилось, что Киев взорвался.

Такое количество противоречий, усталость от размеров коррупции, от того, насколько силен налоговый гнет, то есть все, что копилось, взорвалось. Громадное количество киевлян вышло на улицы в знак протеста. Для власти это оказалось абсолютным сюрпризом.

Очень важный урок: в обязательном порядке очень важна объективность информации. Различные источники всегда должны существовать для власти.

Россию всегда обвиняют в том, что она не позволяет развивать неправительственный сектор. Но, как ни странно, это выявляется благом, потому что вы тем самым останавливаете иностранное вмешательство в свою территорию. То, что здесь происходит, это стремление провести чужую волю.

— Но ведь власти всегда должен кто-то противопоставляться...

Я сам с большим удовольствием читаю гламурных революционеров: Навального, Собчак. Прекрасный слог, хорошие, интересные темы. Но есть один момент: я живу в этой стране, смотрю в окно и знаю, чем все это заканчивается. Поэтому когда говорят, что в России репрессии и жесткость — на примере Украины становится понятно, чем это вызвано.

— Для чего России нужна Украина?

— Все происходящие события можно интерпретировать с точки зрения большой геополитики. Они выглядят следующим образом. Существует так называемая концепция Бжезинского, смысл которой состоит в том, что без Украины Россия не может стать великой державой, а в своем составе она может ее восстановить. Поэтому США исходят из того, чтобы не допустить возникновения того прежнего Советского Союза, не допуская объединения России и Украины.

Для России вопрос это стоит еще более жестко, чем мы себе можем это предположить. От Харькова до Москвы подлетное время ракеты — несколько минут. Другими словами, ядерный потенциал России вообще не имеет никакого смысла при таких цифрах. Мы не можем говорить о том, насколько это реально, но вся история России построена на том, что такие возможности в принципе не должны существовать.

«ИГРЫ РОССИИ НА ТАКОМ УРОВНЕ НИКТО НЕ ОЖИДАЛ»

— Как развивались события в Крыму после бегства Януковича?

— После бегства Януковича Крым находился в состоянии раздрая. Многие надеялись на то, что «Партия регионов» все равно возьмет на себя роль лидеров и юго-восток будет противостоять новой власти Киева. Но чиновники помнят опыт 2005 года, когда с приходом новой «оранжевой» власти последовали достаточно сильные чистки — 16 тысяч чиновников были уволены. Но вдруг выяснилось, что это парализующе сказывается на самом управлении государством. Уже осенью оказалось, что «оранжевые» ничем не отличаются от предыдущей власти. Вспоминается выражение Лукашенко, которое он произнес во время первой своей президентской кампании: «Все эти ребятки правые и левые, когда добираются до корыта, хрюкать начинают одинаково».

Осенью все чиновники вернулись и поняли, что ничего страшного не произошло. Поэтому в этот раз многие чиновники предпочли такую же линию поведения — попробуем пересидеть. Но поднятые силы в виде неконтролируемой оппозиции были слишком велики. Это маргинальная масса, которой никто не управляет и которая действует сама по себе. Да, олигархи прекратили ее финансировать и вышли из игры, но она по-прежнему продолжала иметь влияние.

Население Крыма испугалось репрессий, о которых свидетельствовали все шаги новой власти. Выяснилось, что силовой блок и гуманитарный начали отдавать ультранационалистам. А экономический блок отдали людям, которые мало были известны вообще. Проще говоря, в экономике никаких перспектив не видно, зато угроза репрессий и национального угнетения становится вполне объективной.

И здесь происходит самая большая неожиданность, которую я могу предполагать и которая сейчас становится очевидной. Осознавая происходящее, Россия, вероятно, начала готовить запасной вариант развития ситуации на Украине. Это была полная неожиданность, потому что игры от России на таком уровне никто не ожидал. Она начала активно искать способы воздействия на ситуацию для того, чтобы защитить свои национальные геополитические интересы: удержать если не всю Украину, то хотя бы ту часть, которая является для нее жизненно важной. Особую роль в этом играет Крым, потому что здесь русское движение было особенно мощным все время. Также здесь присутствует эмоциональный момент. Крым для России — особое место. Начиная с XVIII века, когда он вошел в ее состав, он играет для России особую национальную роль. Крымская территория, Севастополь с его знаменитыми оборонами XIX - XX веков очень важны для России. В этих условиях произошли серьезные перемены — речь идет о правительстве Сергея Аксенова.

У России не было времени на пропаганду. Поэтому люди испугались войны и начали воспринимать русскую армию не как защитницу, а именно как опасность, угрозу.

— Что, по-вашему, произойдет после референдума?

— Есть три варианта развития событий в отношении Крыма. Первый: Крым остается в составе Украины, но с расширенными полномочиями. Второй: Крым становится непризнанным государством. Третий: Крым переходит в состав России. До последнего момента считалось, что это невозможно.

Также есть три варианта в отношении Украины. Первый: Украина сохраняет свое единство, но ее территория становится федеративной. Второй: Украина будет разделена между ЕС и Россией либо по Днепру, либо по Днестру. В этом случае Запад берет на себя снабжение западных областей, но при этом в западной части начинается грузинский вариант, то есть подготовка реванша, только вместо Осетии и Абхазии будет юго-восточная Украина. Третий: начало мирового конфликта с его переходом в термоядерную войну.

Казалось, что вариант Украины, как федеративного государства, является наиболее приемлемым. Но здесь выяснилось, что этот проект обладает одним слабым местом — он не имеет гарантий. Пока хунта в Киеве слаба, пока Запад не может предоставить им возможностей, они готовы будут соблюдать мир. Как только они наберут силы, они немедленно раздавят юго-восток.

Украинская элита всегда была настроена враждебно к россиянам. Пока они слабы, они будут молчать и пытаться лавировать. Как только они наберут силу, они вновь возьмут курс на вступление в ЕС, а самое главное — в НАТО. Для них это кажется очевидными вещами.

Кстати, о вступлении в ЕС. Нужно понимать очень важную вещь. Так называемые европейские ценности, о которых идет речь, не имеют на Украине смысла по одной простой причине. Например, важнейший принцип жизни на западе — следование законам. А именно на Украине по закону жить никто не хочет начиная от бизнесмена, который большую часть зарплаты платит в конвертах, заканчивая любым чиновником, которому намного приятнее решать свои проблемы через телефонный звонок и никак иначе.

Симферополь – Казань

Справка

Владимир Джаралла родился 4 апреля 1971 года в Багдаде, Ирак. В 1972 году переехал с родителями в Крым, где окончил школу и исторический факультет Симферопольского государственного университета им. Фрунзе (ныне Таврический государственный университет им. Вернадского). Занимался преподавательской и общественно-политической деятельностью.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (44) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    13.03.2014 08:41

    После длительной темной полосы для татар крыма, появился шанс вернуть свой родительский дом,если им удасться точно опредедить майнстрим развития дольнейших событий.

    • Я не понимаю зачем крымские татары должны хотеть жить Россию. У нас что татарский язык государственный? НЕТ! Республиканские деньги остаются в Татарстане? НЕТ!Наши дети ходят в татарские школы и дет.сады? НЕТ!В российских СМИ вообще знают о существовании татар, башкир, чувашей удмурт и т.д.? НЕТ!У нас даже скоро и президента не будет! Будет нелепый «башлыг» как а Башкирии. Я Вообще не вижу НИ ОДНОЙ причины для того, чтобы им хотелось бы жить в России, для них слишком слабы, чтобы брать с нас пример. И я думаю, что они все это Минниханову высказали лично.

      • Анонимно
        13.03.2014 11:55

        Все верно, согласен с Вами. Казан татары

      • Анонимно
        13.03.2014 12:10

        Есть самая главная причина, чтобы они начали рваться в Россию. Чтобы иметь возможность жить рядом с Вами, уважаемый Альмет, дышать одним воздухом, слушать Ваши проникновенные слова, одним словом - внимать! Ооо, за это можно всё отдать!!!

      • Анонимно
        13.03.2014 14:14

        Мне вот это очень нравится: на фоне стенаний о своем языке - "У нас даже скоро и президента не будет! Будет нелепый «башлыг» как а Башкирии". Вы уж определитесь: или вам нравится ваш язык и на нем можно выразить какие слова, и это не будет нелепо, или уж о чем тогда говорить. По русски все равно будут называть глава региона и так уже и начали в основном писать в СМИ о всех главах. А по-татарски, если вам так дорог ваш язык - так что ж отказываться от такой возможности? Или в глубине души вы не так глупы и понимаете, что нелепо это дублирование с общегосударственного языка на другие всех вывесок и прочего? А все разговоры о родном языке - нытье ради нытья (банальная торговля)

        • Анонимно
          13.03.2014 15:15

          будет в татарстане "президент" или башлык зависит от референдума в крыму, и то как поведут себя на этом референдуме крымские татары. Шаймиев с Минихановым не случайно суетется.

          • Анонимно
            14.03.2014 16:26

            Да мне все равно - по-русски уже глава республики говорят, и так и будет. Мне просто интересно, почему вы одновременно стенаете о татарском и в то же время не хотите называть главу республики по-татарски? Значит, лишь бы поныть об угетениях, так получается ведь

      • Анонимно
        13.03.2014 15:50

        В Татарстане, насколько я понимаю, есть возможность и ходить в татарскую школу (про садики не знаю, ничего говорить не буду), и пользоваться татарским языком. И сам язык в Татарстане - государственный. И все руководители - представители титульной нации. Вы хотите, чтобы во всей России был татарский язык в качестве государственного? мне кажется сие абсурдным вообще. Сколько у нас народностей в стране? 180? Но это не говорит о том, что все языки должны быть государственными. На территории компактного проживания - да, я согласен. Но не нужно с Швейцарией сравнивать. И территория больше, и население.В Крыму так вообще хотят сделать его государственным. Чем им будет плохо? Прям хуже, чем сейчас? Придет Россия и будет им очередная депортация? Хуже, на мой взгляд, им не будет точно. О чем Вы спорите?

        • Анонимно
          13.03.2014 20:49

          Не знаю как сейчас,но в свое время оба моих сына (24 и 19 лет) ходили вначале в ясли в татарские группы, а затем и в татарские группы детских садов. Самое смешное, что если до похода в ясли дети говорили и понимали только по-татарски, то попав в татарскую группу заговорили по-русски.

      • Анонимно
        13.03.2014 19:25

        Зато, они , наверное , хотят жить с нациналистами.если их не защитит Россия, их там переубивают. Хочу сказать, что очень хорошо что у татарстана снимают многие полномочия, мы живем в РФ а не в отдельном государстве, и от этого я не чувствую себя ущербной, хотя являюсь чистокровной татаркой.

  • Анонимно
    13.03.2014 08:46

    Правильно мыслит. Молодец!

  • Анонимно
    13.03.2014 09:20

    Если Крым войдёт в состав РФ, то крымские татары со своими интересами никуда не исчезнут. Известно, что они поддерживали Майдан в обмен на автономию. Поэтому вероятнее всего, в случае, если такой же Майдан произойдёт в Москве, то они поступят так же. Поэтому наиболее лучшим вариантом защиты порядка будет гражданское сопротивление. На сайте "в огне брода нет" как раз собирают честной люд.

  • Анонимно
    13.03.2014 09:57

    Да ВВП много чего за последние 14 лет наобещал. Прежде всего никакой "диктатуры Закона" так и не случилось. Далее по списку...

  • Анонимно
    13.03.2014 10:02

    Крымские татары как сейчас поддерживают Майдан, поддерживали и фашистов во время оккупации. Их не просто так депортировали, а именно за это.

    • Анонимно
      13.03.2014 10:57

      Пчему то не депортировали западных и др украинцев за то же самое и не только украинцев

      • Анонимно
        13.03.2014 12:55

        Во первых, часть западной Украины была присоединена к СССР перед ВОВ и сопротивление с их стороны было ожидаемо. А выселять их куда-либо в тех условиях не было смысла. Чекистские операции длились до 57-го года. Зачистили только реальных боевиков "лесных братьев", которые не успели убежать с союзниками. После 90-х бывшие полицаи стали возвращаться из Канады, Аргентины и др. стран. Их потомки и стали главными фигурантами майдана. правого сектора.

    • Анонимно
      13.03.2014 11:06

      Вообще то такв тактика маленких государств и народов вполне объяснима .По другому они просто не выживут. Они все время оказываются между дерущимися ии всегда рискуют быть уничтоженными и не одна из воюющих сторон не гарантирует им безопасность. Зачастую их исползуют как пушечное мясо и пешки в большой игре.

    • Анонимно
      13.03.2014 17:37

      Целая армия Власова сдалась фашистам-забыли? никто за это массовое предательство всех русских от мала до велика в телячьих вагонах в Крым не депортировал.В природе Нет!!! плохих народов,но в каждом народе есть злые негодяи и уроды типа вас,подстрекателей....

      • Анонимно
        13.03.2014 18:58

        А теперь посчитайте какой процент русских или поволжских татар от общего кол-ва ,были предателями и такое же упражнение проделайте с крымскими татарами и сразу получите ответ почему одних депортировали,а других нет.Тоже самое относится к депортациям в Прибалтике.

  • N.
    13.03.2014 10:44

    Да пусть присоединяется Крым к нам. Мы хорошие,нас даже США боятся:)Правда России газификацию, ДОРОГИ в Крыму надо будет делать... Наверно, что-то с рекреационным ресурсом тоже...Но это ведь не покроет выгоду от русификации черноморского флота и всяких там крымских налогов в дальнейшем:) армию там подготовим, как надо. Потом и всю Украину можно под своё крылышко, кхе-кхе, стальное.

    • Анонимно
      13.03.2014 11:13

      Дык,Россияне же против присоединения,так как понимают что лишатся многого.

  • Анонимно
    13.03.2014 11:10

    "А именно на Украине по закону жить никто не хочет". Эта преувеличение. Выборы Президента Украины, когда победил Янукович, прошли исключительно по-закону, без фальсификаций. Чего в РФ пока не получается. Печально то, что с присоединением Крыма к России мечта Василия Аксёнова, изложенная в "Остров Крым", мечта многих честных русских людей о русском, пусть и небольшом, государстве с европейскими ценностями - утрачивается. Зарплаты и пенсии в Крыму поднимутся, а уровень Правды опустится до общероссийского.

  • Анонимно
    13.03.2014 11:14

    откуда вы только берете таких горе-экспертов

  • Анонимно
    13.03.2014 11:29

    Напомню прогноз МСВТШ: через 20 лет в Европе будет создано ОЭЗ Восточно-Европейское Партерство (ВЕП) от Осло до Севастополя и далее до Стамбула. Крым станет свободной экономической зоной Украины-Турции -США и территорией России (или как она будет называться).

    • Анонимно
      13.03.2014 12:07

      И только от договороспособности России с США зависит будет ли ВЕП чисто экономическим партнерством или еще и военно-политическим.

      • Анонимно
        13.03.2014 12:19

        Власти РТ в любом случае становятся ключевым играком от РФ в данном проекте.

        • Анонимно
          13.03.2014 12:53

          Партнерами РТ в этом проекте являются в первую очередь Турция и США.

          • Анонимно
            13.03.2014 21:35

            Очень важно реагировать и реагировать правильным образом, не обязательно вводить санкции против России, но надо оказать финансовую помощь Украине, - считает Сорос. - Что-то вроде европейского "Плана Маршалла" для Украины"

      • Анонимно
        13.03.2014 12:48

        мексиканскими соединенными штатами?

  • Анонимно
    13.03.2014 13:05

    Альмет поехал и посмотрел бы как живут Крымские татары- газа нет, дорог таких как по которым ты ездееш нет,школ как Татарстане нет и хохлы никогда никогда для татар ничего делать не будут.Крымские татары тоже хотят жить как ты.Я никогда по условиям жизни,быта не поменяю Татарстан на Ульяновскую или др. области. Ты бесешся с жиру или от безделья.Пусть Кр.татары начнут жить как ты.Батыр.

    • Батыр в чем проблемы то? Если тебе их так жаль то вперед, проспонсируй крымский народ, продай свою квартиру, дом, машину, на эти деньги газ проведи в поселок, заасфальитируй дорогу. Мы то тут при чем? Мне крымские проблемы как то по барабану...Может на эти российские миллиарды школу или дет. сады построить в том же Альмете, Казани, Челнах? Или дороги залатать, в которых автомобили тонут?

      • Анонимно
        13.03.2014 20:40

        Ну так сразу и надо было так написать, что Крым вам по барабану. К чему тогда писать о том, что крымским татарам будет тяжело в России, где вам самим так плохо живется (кстати садиков и школ татарских полно - и группы, и классы там менее заполнены, чем в обычных, так что не хватает как раз-таки русских садиков и школ). Я уже молчу про национальный состав чиновников, все министры татары и т.д. Что касается названия президент - выше уже написано: если вам так дорог татарский, то и назовите по-татарски, это ведь не татарское слово "президент", а по русски мы все равно будем глава республики говорить, так уже сложилось во всех регионах. И называть название "башлыг" у башкир нелепым - вот и вся ваша сущность и отношение к родным языкам других людей...

      • Анонимно
        14.03.2014 08:24

        Еще немного, еще чуть чуть и счет вливаниям в РТ из центра пойдет уже на триллионы, видимо Вам при любом раскладе всё будет мало. Смотрите, как бы не получилось как с той

  • Анонимно
    13.03.2014 16:32

    История показывает, что не сформировалоась такая нация - украинский народ. Дали им самостоятельность в 91-ом. За 23 года они пришли только к тому, что сами управлять не могут и просятся в Европу. А все почему? А потому, что Жириновский прав. Но писать не буду, ибо модератор не пропустит.

    • Анонимно
      13.03.2014 21:14

      Согласен, у украинцев , как и у татар опыта управления государством не было. а на словах они конечно знают как лучше жить

      • Анонимно
        14.03.2014 00:41

        Ой ли, только у украинцев нет опыта управления? На всей т.н. СНГ есть только один опыт - самодержавия и феодальных отношений. Управления нет никакого. И в первую очередь это касается России

  • Анонимно
    14.03.2014 00:36

    заштатный учитель истории, который сам себя называет политологом и экспертом. Вы у него спросите - есть ли у него хоть одна научная работа или серьезное исследование. А нету! Потому что это липовый эксперт!

  • Анонимно
    14.03.2014 00:46

    а вы лгуны! Ежегодний митинг 23 февраля посвящен памяти Муфтия Крыма, Литвы, Белорусси и Польши, председателя Крымского правительства Номана Челебиджихана!

  • kors
    14.03.2014 01:18

    Прочитал интересную версию конспирологическую про Россию и Крым. Второй Афганистан для СССР, сорри Россию, приготовила Антанта.

    • Анонимно
      14.03.2014 12:43

      Все будет мирно. У бандеровцев свои проблемы. Скоро людям там есть будет нечего. Особенно, если учесть, что работать там вообще мало кто желает. Майдан не будет никого кормить. А ждать подачек от Запада просто глупо. Теперь о Крыме - это историческая территория России, ее форпост. Крымские татары должны это понимать, а не выступать марионетками, куклами. В Татарстане созданы все условия для саморазвития татарского народа. В этом весьма просто убедиться. Равно как и в Башкортостане для башкир.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль