Авторейтинги 
10.11.2014

Автомобильный Татарстан: кому – Tesla, а кому – утилизация

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ АВТОМОБИЛИ В ТАТАРСТАНЕ ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2014 ГОДА

Автомобильный рынок Татарстана продолжает пике. В январе-сентябре спрос на новые автомобили в республике снизился на 16,2%, достигнув рекордно низкого уровня за последние четыре года. Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», ожидают кратковременного всплеска продаж в конце года, вызванного распродажей не успевших подорожать иномарок и госпрограммой утилизации автохлама. Однако после этого автобизнес ждет еще более глубокий обвал. Все нипочем лишь премиальному сегменту: как выяснил «БИЗНЕС Online», продажи Lexus в Татарстане выросли на четверть, а Mercedes — на 44%.

«АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК ЖДУТ ТРУДНЫЕ ИСПЫТАНИЯ»

Спрос на новые авто в Татарстане, как и по всей России, продолжает заметно снижаться. Согласно данным агентства «Автостат», количество новых автомобилей, зарегистрированных в Татарстане, сократилось на 16,2%: с 91 569 авто за 9 месяцев 2013 года до 76 739 авто за 9 месяцев 2014 года. Впрочем, если взять поквартальную разбивку, то видно, что основной спад случился в конце прошлого года, а в нынешнем продажи вышли на стабильный уровень в 25 - 26 тыс. авто в квартал (см. диаграмму).

1.jpg
2.jpg

Такое снижение вполне объясняется циклическим фактором. По словам ведущего аналитика агентства «Автостат» Азата Тимерханова, средний срок владения машиной в России составляет четыре-пять лет, так что сейчас в основном меняют авто те, кто купил их в острую фазу кризиса — 2009 - 2010 годах, когда авторынок достиг рекордов падения.

Согласно этой логике, как отмечает замгендиректора ГК «АКОС» Михаил Котляров, массовых замен автомобилей, которые повлияют на рост рынка, стоит ждать ближе к 2016 году, когда будут менять машины, купленные в конце 2011 и начале 2012 годов. Точно так же было в 2012 году, когда на замену пошли автомобили, купленные в рекордных 2007 - 2008 годах.

Еще одним негативным фактором для рынка, по общему мнению автодилеров, стало ужесточение кредитной политики банков.

Ставки повышаются, растет доля отказов потенциальным заемщикам. По словам Котлярова, этот тренд уже очевиден: «Весь год доля продаж в кредит в нашей компании держится на уровне 45 процентов, что несколько ниже прошлогодних 52 процентов. Это свидетельство того, что банки более тщательно стали подходить к автокредитованию. Причем лучше дела обстоят у тех брендов, у кого есть своя эффективная финансовая программа с кэптивным банком».

Безусловно, на спрос влияют ухудшение экономической ситуации в стране и резкая девальвация рубля. Впрочем, эти факторы еще не раскрылись в полной мере — пока производители и автодилеры стараются держать цены, несмотря на изменение курса, проводят различные акции, предоставляют скидки. Основной удар ожидается в следующем году.

«В отличие от предыдущего кризиса в 2009 году, который был краткосрочным, я думаю, текущий будет более затяжным, — дает прогноз председатель совета директоров «ТрансТехСервиса» Вячеслав Зубарев. — Это обусловлено сложной экономической и политической ситуацией как в мире, так и в стране, а значит, необходимо не пережить кризис, а научиться в нем жить… Падение рынка будет нарастать по мере повышения цен на новые автомобили. Кто-то из производителей повысит цены в этом году, у большинства же мы ожидаем резкого повышения цен в начале следующего года. Думаю, автомобильный рынок России и Республики Татарстан в первом квартале следующего года ждут трудные испытания».

БЕНЕФИЦИАРОМ УТИЛИЗАЦИИ ВНОВЬ СТАНЕТ АВТОВАЗ

Слабым утешением в этих обстоятельствах служит ожидаемый всплеск продаж в конце этого года. Помимо сезонных факторов он будет вызван двумя причинами: ажиотажными покупками последних не успевших подорожать иномарок и запущенной в сентябре госпрограммой утилизации старых автомобилей. Напомним, на этот раз в нее включены не только легковые, но и коммерческие авто. А помимо полной утилизации автомобиля со снятием его с учета можно воспользоваться и схемой trade-in, получив чуть меньшую компенсацию (40 тыс. рублей вместо 50 тыс.).

По словам Зубарева, буквально за первый месяц работы по программе утилизации «ТрансТехСервис» ощутил почти двукратный рост приема автомобилей с пробегом. При этом рост продаж новых автомобилей в сентябре по сравнению с августом прошлого года составил 13%. И если по иномаркам доля trade-in в сентябре составила 25%, то по автомобилям LADA процент покупателей, которые воспользовались программой утилизации, – 60%. Помимо LADA наибольшим спросом у участников программы пользуются Renault, KIA, Hyundai.

original.jpg
По мнению Михаила Котлярова, запуск программы утилизации сказался прежде всего на автомобилях «ГАЗ» и Datsun, на остальные же бренды программа пока не оказала существенного влияния

Интересно, что спрос на продукцию АвтоВАЗа превысил возможности компании: в конце октября тольяттинский автозавод, получив 70 тыс. заявок, был вынужден временно приостановить их прием. Впрочем, по мнению Котлярова, запуск программы утилизации сказался прежде всего на автомобилях «ГАЗ» и Datsun. На остальные же бренды программа пока не оказала существенного влияния.

Однако в любом случае эффект от антикризисных мер правительства будет краткосрочным: «Несмотря на свою популярность, в текущих условиях программа утилизации способна лишь снизить темпы падения, поскольку российский автомобильный рынок находится под воздействием тех же факторов, которые и повлекли его снижение», — считает Тимерханов.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ŠKODA И NISSAN

Нынешний высокий спрос на продукцию АвтоВАЗа отчасти носит отложенный характер. По итогам 9 месяцев продажи LADA обвалились более существенно, чем в среднем по рынку — на 29,8%. Покупатели откладывали покупку, ожидая пряников от государства.

По словам Зубарева, по некоторым маркам к особенно резкому падению продаж привела не очень гибкая и продуманная маркетинговая политика автопроизводителей. В качестве примера он приводит Chevrolet, Peugeot и Ford. «В третьем квартале мы прекратили продажи новых автомобилей Peugeot по причине резкого снижения спроса и непонятных перспектив этой марки на российском рынке. Тем не менее по соглашению с производителем мы продолжаем сервисное обслуживание и ремонт марки, а оставшуюся часть автомобилей продаем с большими скидками. Мы вынуждены были пойти на этот шаг, чтобы оптимизировать свои затраты, так как бизнес был убыточным», — говорит Зубарев.

Судя по данным в нашей таблице, к упомянутому списку «неудачников» можно добавить и Daewoo, которая из последних сил цепляется за модель Gentra. Что касается Ford, то не приходится удивляться тому, что его питерский завод работает по 4 - 8 дней в месяц. На стареньком Focus при нынешней конкуренции далеко не уедешь.

3.jpg

На фоне общего спада выделился ростом продаж Nissan. Прошлогодние проблемы с поздним запуском обновленного седана Almera, что называется, сыграли на руку производителям и продавцам в 2014 году. Увеличение спроса составило 21,6% — до 3 277 авто по итогам 9 месяцев, и 963 приобретенных машин (почти треть) пришлось именно на модель Almera. По России Nissan прибавил 12%.

Завидный результат продемонстрировала и чешская Škoda. В пользу этой марки сыграло несколько факторов. Это и поступление в продажу более доступных комплектаций (после старта с топовых версий) популярной модели Octavia (864 единицы), а также попадание в яблочко с новым Rapid (542 единицы). Все вместе взятое обеспечило прирост сбыта на 21,8% до 2 302 авто в январе-сентябре 2014 года. При этом Škoda уже с середины текущего года входит в Топ-10 самых популярных марок в Татарстане.

Впрочем, на российском рынке в целом Škoda потеряла 2%. Тут нельзя не напомнить том, что дилером марок Nissan и Škoda в Татарстане является компания «РРТ», которая в прошлом году испытывала серьезные трудности, обусловленные чрезмерной долговой нагрузкой. А в 2014 году эти проблемы так или иначе разрешились, что не замедлило сказаться на результатах.

BMW УВЕЛИЧИЛ ОТРЫВ ОТ AUDI

Единственные, кто сохраняет оптимизм на авторынке, — дилеры люксовых авто. Лидером сегмента в Татарстане остается BMW. Хотя прибавка по сравнению с прошлогодними результатами вроде и невелика, 1,5%, но позиции бренда пока непоколебимы. В абсолютном выражении продажи составили 1 126 машин, что на треть больше, чем у основного конкурента Audi, который к тому же еще и показал спад на 2,8%.

Наибольшим спросом среди моделей BMW у татарстанцев пользовались седаны 5-Series (271 единица) и кроссоверы X3 (230 единиц). Примечательно, что, согласно данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в целом по РФ BMW показал спад на 11%.

Что касается Audi, то самым востребованным автомобилем оказался компактный кроссовер Q3 (205 единиц), а вслед за ним идет A3 (161 единица) — модель, позволяющая бороться за покупателей ценового сегмента 1 - 1,2 млн. рублей.

4.jpg

Завидную динамику продемонстрировал Mercedes. Плюс 44,2% — 727 авто за три квартала 2014 года. Бестселлер марки — кроссовер GLK-Class (128 единиц), а вот на второе место по популярности вышел внедорожник M-Class, хотя еще по итогам полугодия уступал седану E-Class. И «по России» в целом Mercedes демонстрирует прирост продаж на 14% — до 36 433 автомобилей за 9 месяцев текущего года. Таким образом, обновление всего модельного ряда от A до S-Class нашло отклик в сердцах поклонников продукции автостроителей из Штутгарта.

В свою очередь, Lexus удачно обновил свой бестселлер RX, продав 144 единицы за 9 месяцев 2014 года. Вывод на рынок новой версии популярной модели позволил добиться впечатляющих результатов и в масштабах России — плюс 19% за январь-сентябрь 2014 года.

Добавим, что Lexus вывел на российский рынок любопытную новинку в сегменте компактных люксовых кроссоверов — NX, успех которой должен будет укрепить позиции марки по итогам года. На руку «японцам» и слабая йена, которая падает по отношению к доллару почти так же стремительно, как рубль. Немаловажен и местный фактор: в августе 2012 года республиканский дилер марки Lexus — компания «ТрансТехСервис» — открыл новый центр «Lexus-Казань». С этого момента спрос на премиальную марку в Татарстане только растет.

Это не скажешь о другом партнере «ТрансТехСервиса» — Land Rover, который сдает позиции в нашей республике. Откровенно говоря, после ажиотажного спроса на модный кроссовер Range Rover Evoque основатель моды на люксовые внедорожники не порадовал своих фанатов ничем особенным.

5.jpg

Стоит сказать пару слов о Volvo и Jeep. Обе марки демонстрируют в Татарстане сильную положительную динамику. Здесь сказывается как успешное обновление модельного ряда, в первую очередь бестселлеров марок XC60 от Volvo и Grand Cherokee от Jeep, так и активная работа дилеров в республике. Группа компаний «Прогресс» официально представляет в Татарстане обе эти марки, а «Барс Авто» усиленно продвигает именно Volvo наряду с другими более демократичными брендами компании.

Топ люксовых автомобильных марок в Татарстане Топ люксовых автомарок в РТ
Марка Новых за 9 мес. 2013, ед. Новых за 9 мес. 2014, ед. Абсолютное изменение 2014 к 2013, ед. Относительное изменение, %
1 BMW 1109 1126 17 1.5
2 AUDI 855 831 -24 -2.8
3 MERCEDES 504 727 223 44.2
4 LEXUS 237 293 56 23.6
5 LAND ROVER 288 263 -25 -8.7
6 INFINITI 199 201 2 1
7 VOLVO 98 190 92 93.9
8 JEEP 40 94 54 135
9 PORSCHE 119 91 -28 -23.5
10 JAGUAR 20 32 12 60
11 CADILLAC 42 12 -30 -71.4
12 ACURA 0 9 9 -
13 TESLA 0 3 3 -
14 BENTLEY 0 2 2 -
15 ROLLS ROYCE 1 1 0 0

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

ДОРОГИЕ ИГРУШКИ

В сегменте сверхдорогих автомобилей наше внимание привлек Rolls Royce Wraith, зарегистрированный в третьем квартале 2014 года. Напомним, что именно такой автомобиль, помимо всего прочего, подарили председателю правления Татсоцбанка Анастасии Колесовой на день рождения.

Цена на такой автомобиль стартует с отметки 18 млн. рублей. Это самый высокий ценник для новых автомобилей, зарегистрированных в Татарстане за 9 месяцев 2014 года. Интересная деталь: год выпуска Rolls Royce Wraith — 2013-й, а не 2014-й. Так что теоретически даритель мог сэкономить кругленькую сумму, но рискнем предположить, что дело здесь было все-таки не в цене.

Не менее интересный момент — появление в республике сразу трех автомобилей американской марки Tesla, работающих на электрической тяге. Топовый вариант Tesla Model S P85+, доставленный в Казань в июле 2014 года, обошелся президенту компании FIX Дмитрию Еремееву примерно в 6,5 млн. рублей. Теперь у него появились последователи.

65907.jpg
Топовый вариант Tesla Model S P85+ обошелся президенту компании FIX Дмитрию Еремееву примерно в 6,5 млн. рублей

Кстати, электромобили постепенно становится не роскошью, а средством передвижения. В Татарстане зарегистрировано четыре электромобиля от АвтоВАЗа Ellada (авто приобретены еще в первом квартале 2014 года). Тут ценник для продвинутых любителей экотехнологий и вовсе скромный: 1 - 1,25 млн. рублей, в дальнейшем ожидается снижение до 700 - 800 тыс. рублей.

Наконец, в третьем квартале года, как и во втором, кто-то порадовал себя новеньким Bentley Continental GT стоимостью 10 млн. рублей.

Топ автомобильных брендов по спросу на новые авто в Татарстане за 9 месяцев 2014 года Топ автобрендов по спросу на новые авто в РТ за 9 мес. 2014 г.
Марка Новых за 9 мес. 2013, ед. Новых за 9 мес. 2014, ед. Абсолютное изменение 2014 к 2013, ед. Относительное изменение, %
LADA 28172 19789 -8383 -29.8
KIA 8708 8711 3 0
RENAULT 6684 5646 -1038 -15.5
HYUNDAI 5254 5041 -213 -4.1
CHEVROLET 5877 4325 -1552 -26.4
VOLKSWAGEN 4377 4002 -375 -8.6
TOYOTA 3961 3634 -327 -8.3
NISSAN 2696 3277 581 21.6
OPEL 3303 2656 -647 -19.6
SKODA 1888 2299 411 21.8

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Бестселлеры автомобильных марок в Татарстане Бестселлеры автомарок в РТ за 9 мес. 2014
Марка Модель Новых за 9 мес. 2014, ед. Доля в общем спросе на марку по РТ, %
1 LADA GRANTA 8511 43
2 KIA RIO 5507 63.2
3 RENAULT DUSTER 2285 40.5
4 HYUNDAI SOLARIS 3651 72.4
5 CHEVROLET NIVA 1410 32.6
6 VOLKSWAGEN POLO 2244 56.1
7 TOYOTA RAV4 1031 28.4
8 NISSAN ALMERA 963 29.4
9 OPEL ASTRA 1321 49.7
10 SKODA OCTAVIA 864 37.6

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Есть ли смысл покупать новый автомобиль, чтобы спасти сбережения от девальвации? (10.11.14-11.11.14)
17%Конечно, при таком курсе рубля рост цен на машины будет очень большим
43%Затея бессмысленная, автомобиль всегда с годами лишь теряет в цене
17%В кризис нужна наличность, а не новый автомобиль
23%Лучше дождаться хороших скидок, когда будет затоваривание складов
Ваш голос учтен
Предприятия: ТрансТехСервис, АКОС
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (35) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    10.11.2014 08:25

    Тем, кто хочет авто - пора это делать пока ценники не изменились)

    • Анонимно
      10.11.2014 09:48

      Говорили что Роллс Ройс для Колесовой 28 миллионов стоил? Или нет?

  • Анонимно
    10.11.2014 08:52

    про lamborghini забыли?

  • Анонимно
    10.11.2014 09:09

    Кому война, а кому мать родна!

  • Анонимно
    10.11.2014 10:09

    Посмотрел Характеристики Теслы. Самый слабый предлагается с аккумулятором в 60кВт/ч. Рассчитан на 334 км пробега на полной зарядке. С учетом нашей зимы - максимум 250 вытянет.Если поставить на полную зарядку на ночь примерно на 10-12 часов, потребуется проводка рассчитанная на 25-30А!!! В лучшем случае у 99% населения можно выжать максимум 16А без остальных потребителей. Получается, что без ущерба можно заряжать сутки!

    • Анонимно
      10.11.2014 11:01

      так никто ж не запрещает большую мощу провести к дому. только платите

    • Анонимно
      10.11.2014 11:14

      неправда, с кондеем и более менее активным стилем езды и без зимы менее 200 км.

    • starr
      10.11.2014 13:33

      Реальный запас хода по нашим (хоть и асфальтовым) дорогам с водителем, двумя пассажирами, запаской и сумкой багажа составляет 160 км. Городской автомобиль...

      • Анонимно
        10.11.2014 14:04

        Если всего 160, то совсем беда. 2 часа покатался и в розетку на сутки. А если захотят массово посадить на тарантасы с батарейками, то придется все электросети модернизировать и электростанции новые строить. Сети и так уже почти под завязку, так же и в европе. А они от нашего газа хотят отказаться и аэс закрывают )))

        • Анонимно
          10.11.2014 15:29

          хочешь сказать, что 160 км за 2 часа по городу накатаешь? Сказочник!

        • Азат Д
          11.11.2014 07:04

          Да либерасты они, что еще раз и подтвердили и «айфон» сделан геем, а наши во всю его юзают. Не то что, умнейший из глав регионов, герой России, «ёту» использует, патриот, не зря всё-таки академик, абы кому такое звание не присваивают, что не решение то мудрость, повезло чеченцам, а наш, в сторону гейской поделок смотрит и юзает.

  • Анонимно
    10.11.2014 10:20

    Думаю, сейчас самое время покупать авто, пока ценники не пересмотрены. Дальше, скорее всего будет повышение цен, но при этом дилеры будут давать дисконт. И в итоге получится, что купишь авто по нынешней цене в прайсе. Но вряд ли дилеры будут давать скидки на хорошо продаваемые авто...

    • Анонимно
      10.11.2014 12:20

      Если брать бизнес класс, то еще и вфиграешь, а бюджетку через три года не продашь за нормальные деньги

      • Анонимно
        10.11.2014 13:10

        К примеру Porshe Cayenne. Купил по акции за 3 Продал через 3 года за 2,7. Потерял всего 300 тыс. Если купить примеру мерседес Е, то новая 1,9, продашь через 3 года за 1,2.

        • Анонимно
          10.11.2014 13:42

          Ну да, если в Москве брать, а не в Казани, то можно по хорошей акции и круче сэкономить. Убивает что тут даже тазики от вазика и те дороже.

    • Анонимно
      10.11.2014 21:11

      Купил пару недель назад авто, но дилер скидку дал только на допоборудование))) На сам авто скидку не дал, т.к. модель пользуется хорошим спросом и поэтому идет без скидок))) Может поторопился? Подождать может нужно было до начала декабря? Хотя и ждать стремно было... А вдруг цены поднимут...

  • Анонимно
    10.11.2014 12:54

    бедные еле сводят концы с концами, богатые богатеют...

  • Анонимно
    10.11.2014 14:54

    Тоже хочу новую машину, но денег нет(

  • Анонимно
    10.11.2014 15:10

    ...ага, как в одном старом Советском фильме, про Дикий Запад:"...если-бы правительство и суды не поддерживали-бы сильных и богатых, то не было-бы слабых и бедных...".Оголтелый капитализм....

  • Анонимно
    10.11.2014 15:55

    Не думаю, что в ближайшие полгода цены на средние машины вырастут. У населения падает покупательская способность, падает спрос - а значит будут падать и цены, по крайней мере не будут расти. Просто все эти владельцы автосалонов пытаются добавить паники, чтобы успеть продать что-то хотя бы по нынешним ценам. Из-за падения рубля убытки будут терпеть все - и рядовые граждане и многие бизнесы.

    • Анонимно
      10.11.2014 16:42

      Вырастут цены, сталь подорожает, энергоносители тоже не дешевеют для предприятий. Приозводить будут меньше, так как спрос упадет, и персонал сократят. Если машина действительно нужна, то сейчас неплохое время для покупки, но как вложение средств - это диагноз.

    • Анонимно
      10.11.2014 21:57

      У нас законы экономики не работают))) Поэтому падение спроса не означает безусловное снижение цены. Примеров этому достаточно.

    • Анонимно
      10.11.2014 23:46

      Цены вырастут. Они уже начали расти. Курс евро то вырос на 20%. А ам приходят в Россию по цене в евро в основном. Да и пошлины тоже по курсу евро. Так что покупайте ам сейчас - завтра будет дороже.

  • Анонимно
    10.11.2014 17:15

    Современный Ford Focus только три года выпускается, какой же он старенький...

    • Анонимно
      10.11.2014 21:01

      Пролетел Форд с третьим Фокусом - крайне неудачная модель, особенно на фоне второго поколения.

  • Анонимно
    10.11.2014 18:05

    Кто купил Бентли ?Признавайтесь!!!

  • Анонимно
    10.11.2014 21:18

    А все таки почему в Москве авто дешевле, чем в Казани, даже с учетом затрат на проезд туда и перегон? Наверное из-за конкуренции хорошей? Хотя смысл имеет ехать в столицу только за авто стоимостью более миллиона рублей, а что дешевле много не выгадаешь, только время потратишь больше...

    • Анонимно
      10.11.2014 22:48

      Потому что в Москве, несмотря на статистику 311 авто на 1000 человек, реально уровень автомобилизации выше, чем в других регионах, так как треть машин, что там ездит не зарегистрированы в Москве. И население там в разы больше, чем в любом другом регионе. Поэтому это самый большой рынок сбыта(и достаточно насыщенный при этом) в стране, также как и США в мире. Только пошлину при покупке в Москве пока платить не надо.

      • Анонимно
        11.11.2014 09:21

        Из вашего сумбурного вывода разобрать суть сложно. Действительно, в Москве уровень автомобилизации населения выше, чем в других регионах, но главное в ценообразовании на автомобили в Москве, думаю все же в том, что уровень конкуренции среди нескольких дилеров, торгующих одним и тем же брендом, заставляет их держать цены на конкурентом уровне. Плюс к этому еще наличие непосредственно в Москве дистрибьюторов, распределяющих автомобили по региональным дилерам. Ну и цена доставки автомобиля в регионы тоже закладывается в конечную стоимость авто. Вот вам и разница в стоимости авто в Москве и в Казани. По-моему, покупка авто в Москве целесообразна, если регион проживания не сильно удален от столицы, а также авто стоимостью выше миллиона рублей, причем чем дороже миллиона стоит авто, тем больше может быть выгода при его покупке в Москве. Автомобили же бюджетного класса целесообразнее покупать у себя в регионе.

        • Анонимно
          11.11.2014 10:09

          ну ну. Разница в полтос на Гранту выходит. Десятку на дорогу при всех расходах отдашь, 40 чистая экономия. Кто-то хочет сказать что 50 штук стоит привезти тачку из Москвы?

          • Анонимно
            11.11.2014 15:22

            Вот нашли с чем сравнивать))) Гранта всем тачкам пример? Нашемарки типа калины и гранты и подобные тазики вообще не рассматриваю как автомобиль. Комментатор же не оспаривает вопрос экономии. Он как раз и указывает на зависимость величины сэкономленной суммы и удаленности региона от Москвы. Чем ближе к Москве регион, тем целесообразнее покупка авто в Москве, так как можно сэкономить даже с учетом перегона. Казань недалеко от Москвы, поэтому экономия будет неплохая в случае покупки авто в Москве. А вот гнать авто из Москвы куда-нибудь в Сибирь, за Урал... Тут вряд ли много сэкономишь.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль