Конфликт с Турцией 
27.11.2015

«Это грязная игра, в которой мы ни при чем, но страдаем из-за нее»

Турецкие бизнесмены, вложившиеся в Татарстан, рассказали «БИЗНЕС Online», что экономическая война уже поставила под угрозу работу КАМАЗа

Список экономических санкций против Турции велел накануне готовить премьер-министр РФ Дмитрий Медведев — тут и заморозка инвестпроектов, и эмбарго на ввоз товаров, и остановка турпотоков, и многое другое. Между тем, как узнал «БИЗНЕС Online», последствия от сбитого на границе с Сирией Су-24 уже докатились до Татарстана. На границе стоят фуры с автокомпонентами, встревоженные дольщики обрывают телефоны Sunrise City, продуктовые сети ищут замену турецким лимону и сибасу, а швейники — тканям.

Дмитрий Медведев дал министерствам и ведомствам два дня на разработку перечня экономических санкций против Турции

«ИНВЕСТПРОЕКТЫ МОГУТ БЫТЬ ЗАМОРОЖЕНЫ ИЛИ ПРОСТО СВЕРНУТЫ»

Об экономическом ответе на действия Турции, сбившей Су-24, впервые завел вчера речь на заседании правительства премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Упомянув о разговоре с президентом РФ Владимиром Путиным в Екатеринбурге, он дал министерствам и ведомствам два дня на разработку перечня санкций, сославшись на закон «О специальных экономических мерах» от 30 декабря 2006 года.

При этом он тут же перечислил арсенал экономического оружия в распоряжении правительства: «Это и приостановление реализации программ экономического сотрудничества, и ограничения по финансовым операциям, по внешнеторговым сделкам, и изменения по ввозным и вывозным пошлинам, меры воздействия на туристическую сферу, на перевозки, включая перемещение воздушных и водных судов, и на гуманитарные контакты, и, наконец, на использование рабочей силы», — перечислил вице-премьер.

Отдельно он остановился на особенно чувствительном для Татарстана вопросе инвестиций — напомним, за последние пять лет турки вложили в республику $2 млрд., что составляет четверть от общего объема. Немало проектов в настоящее время в стадии разработки, о чем «БИЗНЕС Online» подробно писал.

Здесь, по словам Медведева, будет применен «такой же порядок»: «Эти договоры, эти инвестпроекты могут быть заморожены или просто свернуты». Правда, он сделал витиеватую оговорку: речь идет об «инвестиционных проектах, сотрудничество по которым с Турцией определялось высоким уровнем доверия с этим государством». Можно предположить, что в первую очередь это намек на газопровод «Турецкий поток» и строительство АЭС «Аккую», но теоретически под определения вполне себе попадают и проекты в Татарстане, в особенности те, которые пользуются налоговыми льготами в ОЭЗ «Алабуга». По меньшей мере об одобрении новых турецких проектов в минэкономики РФ на фоне такой риторики можно забыть.

Весь набор санкций против Турции, по словам премьера, будет сведен в единый нормативный акт — указ президента и принятое на его основании постановление правительства. «В этих документах речь пойдет о введении ограничений и запретов на деятельность экономических структур Турции на территории России, ограничении и запрете поставок продукции, включая продовольственные товары, на выполнение работ и оказание услуг турецкими компаниями и других ограничительных мерах», — еще раз конкретизировал Медведев направления для «креатива» со стороны подчиненных.

Путин заявил, что ждет извинений от турецкого руководства. С турецкой стороны немедленно последовала реакция — извинений не будет

Важно отметить, что, в отличие от продуктовых контрсанкций против стран Запада, которые формально вводились сроком на год, в данном случае никаких ограничений по времени нет. «Срок будет зависеть и от международной ситуации, вопросов обеспечения безопасности и, наконец, просто от отношений с Турцией» — уточнил премьер. То, чего ждет от президента Турции Реджепа Эрдогана российская сторона, в этот же день обозначил Путин: «До сих пор мы не слышим ни внятных извинений с высшего военно-политического уровня Турции, ни предложений по возмещению вреда и ущерба, ни обещания наказать преступников за содеянное преступление», — сказал он в Кремле на церемонии вручения ему верительных грамот послами иностранных государств. С турецкой стороны немедленно последовала реакция — извинений не будет.

Выступая на брифинге по итогам совещания, министр экономики РФ Алексей Улюкаев попытался смягчить эффект от грозных заявлений: «Конечно же, возникают определенные риски для туристической отрасли, для тех же авиаперевозчиков, для компаний, которые работают в области экспортно-импортной деятельности. Мы тщательно проанализируем все эти позиции и только на основе этого анализа будем давать предложения. В том случае, если эти предложения все-таки будут даны и будут сопровождаться рисками для российских товаропроизводителей продуктов и услуг, мы будем думать над тем, каким образом компенсировать данные потери», — осторожно заметил он.

КАМАЗ МОЖЕТ ОСТАТЬСЯ БЕЗ КАРДАННОГО ВАЛА?

Санкции еще не введены и даже не разработаны, а проблемы у турецкого бизнеса и тех, кто с ним связан, уже начались. Связаны они с тем, что таможня неофициально включила «красный свет» для турецких товаров.

Среди пострадавших, к примеру, ООО «Тирсан», принадлежащее турецкой компании Tirsan Kardan Sanayi ve Ticaret A.Ş. Четыре года назад компания зашла в КИП «Мастер» в рамках соглашения о развитии татарстано-турецких отношений. Буквально в январе «Тирсан» вложился в расширение мощностей в 2,5 раза и теперь способен выпускать до 100 тыс. карданных валов тяжелых серий в год. Кроме того, компания запустила в начале этого года автоматизированную покрасочную линию под весь объем сборки.

Теперь эти инвестиции под угрозой. Начальник отдела продаж компании Дамир Адыев рассказал «БИЗНЕС Online», что производство в КИП «Мастер» фактически является сборочным, все компоненты идут из турецкого города Маниса. «У нас в Челнах только покрасочная линия и оборудование, производство автокомпонентов еще не локализовано», — объясняет он.

Под угрозой турецкие инвестиции и поставки. Среди пострадавших, к примеру, ООО «Тирсан», выпускающее карданные валы в КИП «Мастер»

При этом уже почти неделю у «Тирсана» стоят на границе две фуры, еще две вышли из Маниса вчера и, видимо, тоже дойдут только до таможни. В среднем компания получает по фуре в неделю, каждая привозит компонентов под сборку примерно 500 карданных валов. «Цифры усредненные, бывает, выходит по две машины одновременно, как сейчас, что-то есть на складах, кроме того, мы заранее получаем план КАМАЗа и под него делаем заказ. Часть компонентов складируется», — пояснил Адыев.

На КАМАЗ предприятие поставляет примерно 2,5 тыс. карданных валов в месяц. По словам Адыева, на них ездит весь новый модельный ряд автогиганта, начиная с флагманской модели — магистрального тягача «КАМАЗ-5490». Складского запаса компании на удовлетворение потребностей КАМАЗа хватит на две недели — до середины декабря. При этом нужно учитывать, что продукция «Тирсана» идет также в Калугу на Volvo, на УралАЗ и на ЛиАЗ для автобусов.

«Судорожно ищем варианты, но надежда пока только на то, что таможня отпустит наши машины», — резюмировал начальник отдела продаж.

О том, что атмосфера накалена и на самом КАМАЗе, говорит тот факт, что компания закрылась от комментариев на эту тему наглухо. Руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев жестко заявил «БИЗНЕС Online», что на сегодня автогигант никаких проблем по поставкам не испытывает и больше на этот счет ни слова сказано не будет.

Еще один контрагент КАМАЗа в Челнах — «Колуман Рус». Это не поставщик, но клиент автогиганта. Турецкий Koluman Holding A.S. зашел в Челны едва-едва, открытие производства пришлось на эту осень с планом закупать у КАМАЗа по 100 шасси в год и делать из них коммунальную спецтехнику. Как рассказал «БИЗНЕС Online» директор по продажам ООО «Колуман Рус» Али Йалчын, компания заняла пока выжидательную позицию и верит в скорое разрешение проблем. «Мы временно приостановили свои поставки из Турции, пока на неделю, — сообщил Йалчын. — Хотим посмотреть, как будут развиваться события. Я не думаю, что ситуация затянется и будет какой-то прямой запрет на поставки. Может быть, позже, но мы все равно получим свои запчасти, на нашу работу эта пауза не влияет. Политики России и Турции должны решить эту проблему между собой, а нам остается только ждать».

Представитель еще одного контрагента КАМАЗа Али Йалчын рассказал, что компания заняла пока выжидательную позицию и верит в скорое разрешение проблем


«Я ВЧЕРА ПЕРЕГОВОРИЛ С ПОСОЛЬСТВОМ, ТАМ УВЕРЕНЫ, ЧТО ВСЕ ЭТО ВРЕМЕННО»

В целом по Закамью в случае прекращения экономических отношений России с Турцией под удар может попасть несколько промышленных компаний. Среди таковых, как уже было сказано, в основном резиденты ОЭЗ «Алабуга»: завод, специализирующийся на деревообработке, «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри», штамповочное производство турецкой компании «Джошкуноз» по выпуску кузовных деталей для расположенного рядом автомобильного завода Ford-Sollers, АО «Аутомотив Гласс Альянс Рус» по производству автомобильного стекла. Телефоны приемных всех перечисленных заводов молчат.

Кроме того, холдинг «Кастамону» сейчас ведет застройку элитного микрорайона Sunrise City в Набережных Челнах. Руководитель отдела продаж и маркетинга ООО «Санрайс Капитал» Абдулхак Кесе убежден, что политика не должна помешать бизнесу между двумя странами. По крайней мере, на строительстве жилого комплекса турецко-российский кризис, по его мнению, никак не отразится. «Наши клиенты последние два дня интересуются, будем ли мы достраивать Sunrise City. Мы, разумеется, эту работу закончим, как и обещали. Стройка не останавливается. У нас все стройматериалы российские, поэтому в данном смысле тоже проблем нет», — заявил Кесе.

Турецкие девелоперы не ожидают проблем и в дальнейшем, даже если ситуация обострится. «Я вчера переговорил с посольством, они говорят, что все наладится и все это временное. Все происходящее там называют ошибкой и считают, что Путин и Эрдоган договорятся. Наверняка они встретятся, эта встреча внесет какую-то ясность. У нас 15 лет отношения между Россией и Турцией были очень хорошими, и не только отношения, а настоящая дружба была. И я думаю, что эти отношения никто и ничто испортить не сможет», — уверен руководитель отдела продаж и маркетинга ООО «Санрайс Капитал».

Атаку на российский самолет он считает заранее продуманной акцией третьей стороны. Сам Кесе, кстати, уже 20 лет живет в России и женат на сибирячке. «У меня жена сейчас живет в Иркутске, она тоже переживает и все время спрашивает, что мы теперь будем делать, предлагает даже ехать в другую страну. Нет, говорю, это наша родина — мы останемся здесь», — сказал он.

На строительстве жилого комплекса Sunrise City в Набережных Челнах турецко-российский кризис никак не отразится, уверяют представители застройщика


«КАК БУДТО ТОЛЬКО ЧТО УЗНАЛИ, ЧТО ЗА ЧЕЛОВЕК ЭРДОГАН»

Владелец компании TIS (Елабуга) Толга Акынджы тоже крайне негативно оценивает нарастающее экономическое противостояние. У компании Акынджы российская прописка, но она крепко связана с Турцией поставкой комплектующих, необходимых для производства сидений в кабины «КАМАЗа». Его фуры тоже встали на границе, что, по мнению Акынджы, может создать угрозу остановки конвейера автогиганта.

«Наверное, Турция больше зависит от России, чем Россия от Турции», — рассуждает он в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» и все же предлагает задуматься о последствиях. «Такие санкции в международном понимании всегда касаются двух сторон, если кто-то устанавливает санкции, он получает ответ, — предупреждает Акынджы. — Мне кажется, политики не имеют права эмоционально принимать решения, которые касаются потом миллионов людей — и здесь, в России, и там, в Турции».

При этом он крайне критически оценивает действия руководства своей страны: «Удивляет, что политики поднимают многое так, как будто только что узнали об этом — что за человек Эрдоган, какие и с кем у него связи, чем он занимается, как покупает нефть у «Исламского государства» (террористическая группировка, деятельность которой запрещена в ряде стран, в том числе в Россииприм. ред.). Все это слишком эмоционально, и, конечно, со стороны Турции должны быть и извинения, и компенсация, и обсуждение, почему это случилось».

В конечном счете бизнесмен убежден, что разрыв экономических отношений обернется большими потерями как для Турции, так и для России и Татарстана в частности. «Обидно, что между народом Турции и народом России никаких проблем нет, все, что происходит, касается грязной политики. Это грязная игра, в которой мы ни при чем, но страдаем из-за нее. Все мое окружение в Турции очень жалеет о том, что происходит. Большинство думает о том, что не должно было случиться такое», — горько резюмирует бизнесмен.

«ЕСЛИ ТУРЦИЮ ОТМЕНЯТ, МЫ БУДЕМ ПЛАКАТЬ»

Помимо непосредственно турецкого бизнеса от санкций могут пострадать отечественные предприниматели, активно с ним сотрудничающие. Хозяйка салона Аntalia Резеда Валиахметова, торгующая турецкими нарядами, призналась, что если Турцию для россиян закроют, то всем продавцам одежды придется переключаться на китайских производителей, а это однозначный удар по качеству. Тех, кто «сидел на Турции», по оценке Валиахметовой, около 80% от общего числа продавцов одежды.

«Нам очень нужны Турция и Стамбул. И если вдруг отменят полеты, мы будем плакать. Обычные люди тоже будут страдать. Теряя Турцию, мы потеряем очень хорошее качество, их текстиль по материалам, качеству, шитью, расцветкам и ассортименту в идеальном состоянии. Мы в Турцию, после того как доллар подскочил, и так стали реже ездить. Но даже если торговцы и не закупались в самой Турции, они покупали турецкий товар в Москве на торговых базах. И все турецкие фабрики имели прямые договоры с московскими предприятиями и складами. Так что это будет катастрофа. А китайский товар шьют подпольно в московских подвалах, даже на ощупь можно сразу определить, откуда товар — из московского подвала или из Турции», — рассказала Валиахметова.

Другие предприниматели, опрошенные «БИЗНЕС Online», указывают на то, что период, отведенный для выстраивания стратегии импортозамещения, не прошел для них зря. «Обувь из Турции мы не поставляем, с 2014 года компания реализует стратегию импортозамещения, мы наращиваем производственные мощности в России, переходим на российских поставщиков, — похвасталась «БИЗНЕС Online» заместитель директора по связям с общественностью компании «Обувь России» Наталья Паули.

В торговом центре XL есть отдел «Модный размер», в котором функционируют 40 магазинов по продаже одежды, из них 32 - 33 арендатора 80% всего текстиля привозили из Турции

Не столь оптимистичен в оценках последствий русско-турецкого экономического конфликта директор «Грин Хилл Реалти» (бренд «Модный размер») Леонид Рахимов. «В торговом центре XL есть отдел «Модный размер», в котором функционируют 40 магазинов по продаже одежды, из них 32 - 33 арендатора 80 процентов всего текстиля привозили из Турции, — подсчитал Рахимов. — Если карго перекроют, то турецких товаров больше не будет. Есть попытки заменить турецкую продукцию индийской, китайской, но это не так просто, потому что качество и посадка другие. Китайцы очень хорошо шьют одежду, но они шьют на американский рынок. Если удастся получить качество, которое они дают Америке, будет здорово».

Директор по внешним коммуникациям компании «Ашан Россия» Мария Курносова поддерживает владельца бренда одежды. «В зависимости от категории доля турецкой продукции варьируется, к примеру, в сегменте охлажденной рыбы 90 процентов сибаса и дорады приобретается в Турции, — указывает Курносова. — Среди овощей и фруктов наиболее высокая доля лимонов — 90 процентов. Поставщиков по овощам и фруктам можно заменить на марокканских, израильских и китайских, однако могут возникнуть трудности с оперативностью. Сегодня отмечается резкое снижение предложений на турецкую продукцию».

В бакалее магазинов сети представлены турецкая курага, инжир, халва, жевательный мармелад, несколько артикулов печенья. Вместе с тем доля этих продуктов незначительная, ассортимент, кроме инжира, может быть безболезненно заменен продукцией поставщиков из Узбекистана, Таджикистана и Китая, полагает Курносова. «В настоящее время «Ашан» изучает возможности замены турецких поставщиков, однако до официального объявления санкций никаких активных действий предприниматься не будет», — отметила она.

Некоторые предприниматели Татарстана спокойнее относятся к грядущим переменам. «Станки, которые мы приобрели, были турецкого производства, — признала начальник отдела сбыта завода по производству пластиковых окон «Русь» Елена Тагирова. — Но эмбарго ударит по нашему бизнесу незначительно. Мы готовы заменить турецкие комплектующие на российские аналоги. Для этого потребуется пара недель. И хотелось бы увидеть поддержку властей в решении этой ситуации».

Председатель правления союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ Татьяна Федорова предлагает присмотреться к ситуации с двух сторон. «Очень много трикотажного полотна, сырья, тканей мы завозим из Турции, наверное, процентов 20 от всего рынка, в основном это женская одежда, которой мы не так много выпускаем, — говорит Федорова. — У нас в республике она единично шьется, а в основном завозится оттуда. Но здесь, в принципе, мы можем ничего не потерять — киргизы быстро перекроют этот рынок, цены у них могут быть ниже турецких».

Татьяна Федорова предлагает присмотреться к ситуации по завозу тканей с двух сторон: «В принципе, мы можем ничего не потерять — киргизы быстро перекроют этот рынок, цены у них могут быть ниже турецких»»

Гораздо больше беспокойства у собеседницы «БИЗНЕС Online» вызывает закупка сырья — трикотажного полотна, тканей, красителей. «В Татарстане практически все швейные предприятия работают на турецком полотне, — отметила Федорова. — И на школьную форму тоже очень часто покупают у них вискозное полотно. В Татарстане вообще нет текстильных предприятий. Камвольные предприятия есть в Брянской области, в Беларуси, в Тюменской области, но ассортимент очень слабый, они только-только встают на ноги. Ведь необходимо еще конкурентоспособное оборудование. Первое время они потребности не покроют, но переключатся на Китай, на Пакистан, еще куда-то. Рынок не терпит пустоты. Вопрос только в том, какой будет стоимость. Турция всегда отличалась средней стабильной ценой, а как будет дальше — трудно сказать. Процентов на 10 - 15 цены вырастут — это я минимум беру».

Наконец, безусловно, наиболее серьезный удар будет нанесен по туристическому рынку. Напомним, сейчас, по настоятельной рекомендации Ростуризма, продажа туров в Турцию приостановлена. Как мы уже писали, по оценке президента туристической ассоциации РТ Рамиля Мифтахова, если санкции не будут сняты во время высокого сезона, который начинается во второй половине апреля, с туристического рынка Казани и Татарстана уйдет более половины агентств.

Впрочем, для того чтобы оценить все последствия российско-турецкой экономической войны, нужно дождаться «списка Медведева», который, по всей видимости, не заставит себя долго ждать.

А вы за или против широких экономических санкций в отношении Турции? (27.11.15-28.11.15)
23%Это только цветочки, впереди – полный железный занавес
12%Мне кажется, ничего не будет – сядут и договорятся
28%Против, простые люди не должны страдать из-за политики
37%За, пусть знают, каково это – сбивать наши самолеты!
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (249) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.11.2015 08:14

    Не надо слушать про остановки конвейера от наших турецких " друзей" . Заменили ж европейских после введения санкций , заменим и этих . Сами всё сделаем. Главное , чтоб конкуренция между нашими поставщиками была.

    • Анонимно
      27.11.2015 09:26

      что ты там европейское заменил??? самому не смешно?

      • Анонимно
        27.11.2015 10:36

        сменил мерс на ваз, почувствовал себя патриотом

      • Анонимно
        27.11.2015 11:08

        Любитель хамона? Так у меня в холодильнике лежит упаковка хамона и пармеджано: привез два месяца назад и съесть не можем. Не было всего этого и нормально, что не будет. Будем есть татарский пармезан при большом желании. Вполне себе сыр, а уж колбасы разной вообще завал настоящий. Сейчас не девяностые за окном, когда "завтрак туриста" и боле ничего на прилавке...

        • Анонимно
          27.11.2015 11:43

          Какой колбасы завались? Из перетертой костной муки с добавками и ароматизаторами?

          • Анонимно
            27.11.2015 12:21

            Вам, может быть, всё равно что потреблять, а я всегда смотрю что покупаю и Вам советую. Как-то уже привык. Кстати, не идеализируйте эуропейцев. Они тоже разное производят и, причём, не только на внешний рынок. И вообще, выбирайте лучше местную рыбу. Судака, например, волжского или камского.С.П.

            • Анонимно
              27.11.2015 13:59

              где-то тут было интервью с директором казанских очистных сооружений. он не есть местную рыбу. и объясняет почему. я тоже перестал.

              • Анонимно
                27.11.2015 14:22

                Да уж лучше волжский да камский судак, сом и щука, чем форель и сёмга с норвежских очистных.С.П.

                • Анонимно
                  27.11.2015 16:32

                  ...судак,щука ..причем натурального откорма,а не на полинорвежском комбикорме))Правда сомы теперь тоже только большие нутуральные,а мелочь идёт на местном фураже из частного болота,как и карпы..

        • Анонимно
          27.11.2015 15:13

          Месяц тому назад тоже навезла немного совсем и хамона, и их сырокопченой - никакого ажиотажа дома от домочадцев не было. Говядина с рынка идет лучше. Вот зелень их мне понравилась- в Риме в супермаркетах всяких сортов! И при евро 70 совсем все недёшево!

    • Анонимно
      27.11.2015 09:48

      Согласен. Все турецкое запретить строго настрого! Пусть достраивают то что начали и уезжают.

      • Анонимно
        27.11.2015 10:27

        можно вообще отжать бизнес, раздать своим. те ради прибыли быстро найдут выход из ситуации.

    • Анонимно
      27.11.2015 14:28

      во врет товарищ про весь камаз на турецких карданах. пусть прогуляется на ЗД и посмотрит сколько там делают карданов и для каких камазовских движков. обычные перекупы-в турции купили,в татарстане продали. а считают себя производственниками.

    • Анонимно
      28.11.2015 00:25

      Ничего мы не заменили. Зайдите в любой супермаркет: сыр виола, йогурты валио, сыр с плесенью - все это на полках как лежало, так и лежит, только страны производства поменялись на этикетках. А вот жить стали хуже после импортозамещений, большая часть дохода стала уходить на еду - это да, заметили все.

  • Анонимно
    27.11.2015 08:15

    Все правильно, всем кислород перекрыть. В Москве вчера уже турков со строительных объектов прогонять стали

    • Анонимно
      27.11.2015 10:49

      Эрдоган построил у себя в стране этакий халифат-лайт, а всю политическую оппозицию выдавил из бизнеса и политики. Вот эти-то ребята инвестируют свои капиталы и технологии в Россию и Татарстан. Пообщайтесь с ними, и вы поймёте, что это реальные противники турецкой исламской диктатуры. Они считают, что Эрдоган весьма доволен тем, что одним ударом нанёс непоправимый ущерб и русским, татарам и турецким инвесторам. Так что не радуйтесь, ребята, если их у нас заколбасят!

      • Анонимно
        27.11.2015 11:05

        Про то, что негодяй Эрдоган политическую оппозицию выдавил из бизнеса и политики, особенно интересно читать). У нас же и в Татарстане, и в России политическая оппозиция спокойно и бизнесом занимается, и политикой).

      • Анонимно
        27.11.2015 15:38

        Тем более Сирия, Асад потом нам помогут. И отдыхать там будем и бизнес делать.

  • Анонимно
    27.11.2015 08:17

    А как же труба? У Хохлов сейчас руки развяжутся.

  • Анонимно
    27.11.2015 08:19

    Ничего себе!Докатились - КамАЗ из турецких комплектующих! А куда подевался цех карданных валов завода Двигателей?

    • Анонимно
      27.11.2015 08:27

      Браво! Камский "автогигант" утерял секрет производства карданных валов... Может еще в Эфиопии или Гондурасе разместить это наукоемкое производство?

      • Анонимно
        27.11.2015 08:46

        Ну, конечно, турки и ждали только когда им передаст Камаз свой секрет.

        • Анонимно
          27.11.2015 10:12

          Забыл поставить слово секрет в кавычки - естественно, что нет там никаких секретов! Почему сами перестали делать-то?

          • Анонимно
            27.11.2015 10:29

            потому, что многие предприятия выносят часть производства в страны с низкой зарплатой. Американцы - в Китай, Татарстан - в Турцию. Найдем куда переместить и это. Нет никаких проблем

            • Анонимно
              27.11.2015 11:21

              В Турции зарплаты вы чем в России и татарстарне!

              • Анонимно
                27.11.2015 11:53

                смотря у кого.вы вообще были в нетуристической турции. это ж средневековье

                • Анонимно
                  28.11.2015 08:10

                  А вы были в нетуристической России? - это хуже средневековия! И когда вы перестанете разглядывать "соринки в чужом глазу не замечая бревна в своем"!

          • Анонимно
            27.11.2015 13:13

            А кого то посадили за чертежи и оценили ущерб в 500 млн...)))

      • Анонимно
        27.11.2015 16:17

        ...правильно !!! не стоит давать слово представителям парагвайской контрразведки. Челнинцы сами знают как быть, в магдеевке своя конституция!

    • Анонимно
      27.11.2015 09:33

      Так мерседесы тоже из турецких и китайских комплектующих делают.

    • Анонимно
      27.11.2015 11:52

      Надо разобраться, почему карданные валы поручили туркам делать, а сколько лет мы сами делали и без них машины выпускали. Потом карданный вал, это -не коленчатый вал, может любой выпускать, такую трубу самую простую для машиностроения. Не коррупция ли это? Надо искать зарубежных производителей на работы которые мы сами не можем делать, а то что сами можем, зачем напрашивается. Делить результаты труда?

      • Анонимно
        27.11.2015 16:22

        Что-бы своих рабочих на трехдневную рабочую неделю перевести, в корпоративные отпуска отправлять, простои оплачивать.

      • Анонимно
        27.11.2015 16:22

        Что-бы своих рабочих на трехдневную рабочую неделю перевести, в корпоративные отпуска отправлять, простои оплачивать.

      • Анонимно
        27.11.2015 18:57

        очередные разборки на пустом месте. в чем вы хотите разобраться, на каких ведьм в этот раз устроить охоту?

    • Анонимно
      27.11.2015 18:54

      на прежнем месте и прекрасно функционирует, не переживайте.

  • Анонимно
    27.11.2015 08:21

    Работников Камаза,принявших решение о закрытии производства своих карданных валов и передаче их туркам надо отдать под суд и отправить в Сибирь.Вместе с их бездарным руководством.Сколько раз говорили и предупреждали,что нельзя стратегические "моменты" отдавать на запад или на восток.

    • Анонимно
      27.11.2015 08:58

      Минуллина Талия на турках карьеру сделала, все готовы им отдать, сейчас визжим что без них не проживем, Путин прав - нельзя прощать подлсть она только множится от этого.

    • Анонимно
      27.11.2015 09:55

      откуда вы лезете, под какой суд? где здесь суд? поехавшие совки

    • Анонимно
      27.11.2015 10:00

      Это действительно уму не постижимо иметь такую гос поддержку и не иметь свое цеха это что-то уже за гранью разумного)) Кокогиным привет из Турции))

      • Анонимно
        27.11.2015 10:31

        что значит не иметь свои цеха. а что 30 или 40 тыщ работников на заводе делают?вы думаете, что кмаз состоит только из руководства?

        • Анонимно
          27.11.2015 15:55

          А вы можете пояснить, почему карданные валы надо покупать за рубежом. Это что, сложная электроника? Техпроцесс 22 нм, как у Интела?

      • Анонимно
        27.11.2015 19:00

        Ну что за бред? Опять ситауцию на КАМАЗе комментируют люди от него далёкие. и недалёкие сами по себе. цеха у них пропадают.

  • Анонимно
    27.11.2015 08:22

    Вот урок для камаза, и для остальных: производство должно осуществляться из отечественных компонентов, чтобы в таких ситуациях не становиться заложником своих решений.Хотя нет, уроком это не станет. Некому уроки извлекать, даже из своих ошибок, не говоря про чужие.

    • Анонимно
      27.11.2015 10:56

      ой, да ладно. это не так важно.найдут других поставщиков или сами будут делать. это частности. сейчас главное с турцией разобраться.никуда ваш камаз не денется, он советскую власть даже пережил. и турков переживет, и нас с вами.

    • Анонимно
      27.11.2015 10:59

      Это урок того что нужно жить дружно

      • Анонимно
        27.11.2015 11:33

        Если вам, извиняюсь, по морде дадут, вы стерпите? Будете повторять что жить надо дружно? Дружно надо жить с друзьями, а не с предателями и бандитами.

        • Анонимно
          27.11.2015 13:06

          ничего живем сними ! они даже выборы выигрывают постоянно

    • Анонимно
      27.11.2015 18:44

      пусть отечественные компоненты сначала станут конкурентоспособными.

  • Анонимно
    27.11.2015 08:25

    А как же модернизация ТЭЦ-3? ТАИФ тоже турков приглашал на строительство гту. турецкие рестораны, строительные объекты, фирмы как работали так и продолжают работать, к сожалению.

    • Анонимно
      27.11.2015 08:39

      И будут работать, потому что от них откаты хорошие.

      • Анонимно
        27.11.2015 09:12

        Браво!!!!!

      • Анонимно
        27.11.2015 10:15

        От наших подрядчиков откаты в рублях, а от турков - в валюте. И откат сразу оказывается в нужном месте, т.е. за границей РФ. Нет проблем с выводом-вывозом капитала...

    • Анонимно
      27.11.2015 10:43

      Москва-Сити и Шереметьево турки строили. Да и Казанский аэропорт тоже.

      • Анонимно
        27.11.2015 11:12

        Сербов приглашать надо и своих начинать уже учить строить! И без откатов!!!

  • Анонимно
    27.11.2015 08:31

    Я в шоке! Ничего своего кук-будто делать не умеем и не можем! Такая страна была! Ни от кого и ни от чего не зависела! А сейчас с турками наши руководители в дёсна бьются, клянутся в любви и верности, Делают все для иностранных "инвестиций", а вот на случай таких "непредсказуемых шагов" со стороны наших "друзей" ни у кого плана нет! И оказываемся мы в глубокой калоше, если не сказать жёстче....! Своим предпринимателям откройте дорогу!!! Сделайте все, чтобы НАША промышленность встала уже с колен!!!

    • Анонимно
      27.11.2015 09:14

      Конечно Вы правы! Но, увы, боюсь, что поезд уже ушел.

      • Анонимно
        27.11.2015 09:50

        Ушел поезд с миллиардами тонн откатов и распилов производственных мощностей во имя открытия арендных площадей под торговлю испорьными товарами. Поезд ушел, а машинисты остались добрать несобранное.

  • Анонимно
    27.11.2015 08:33

    Не удастся усидеть на двух стульях.

  • Анонимно
    27.11.2015 08:38

    "она крепко связана с Турцией поставкой комплектующих, необходимых для производства сидений в кабины КАМАЗа"После этого меня нет нецензурных слов в отношении Когогина и его кураторов.

    • Анонимно
      27.11.2015 08:52

      Руководство КАМАЗа сидит на Турецких откатах. А то Вы и не знали ??? Где наше ФСБ ???

      • Анонимно
        27.11.2015 09:15

        Это предательство нац интересов!

        • Анонимно
          27.11.2015 10:33

          предательство нацинтересов это отдыхать в Египте и Турции

      • Анонимно
        27.11.2015 11:02

        Знали бы вы какие откаты на золотовалютные резервы размещённые в США

    • Анонимно
      27.11.2015 11:17

      если нецензурных слов нет, то говори цензурные., можешь дифирамбы петь.Вот строите из себя умников, а пишите обратное тому, что думаете. можно головой подумать ? а уже потом стучать по клавишам

    • Анонимно
      27.11.2015 19:03

      лучше найдите слова для тех, кто предоставляет в сми такую информацию и преподносит ее читателямв некорректной форме. чушь несусветная. прям конвейер на камазе завтра остановится, без турецких комплектующих. что за маразм?

      • Анонимно
        27.11.2015 20:17

        Маразм это оставить все как есть. Пусть конвейер и не остановится, но почему карданные валы, деталь прямо скажем, не требующая высоких технологий, квалифицированных кадров и сложного оборудования делают ТУРКИ?? Это вопрос политический, а не производственный или технологический. С какой стати то, что вполне можем делать сами, обеспечивать заказами своих, отдано иностранцам??!

  • Анонимно
    27.11.2015 08:39

    Будут они плакать. Вместо того, чтобы крокодиловы слезы лить по турецкому тряпью, карданам, турецким строителям(!) и прочим потерям надо ВОССТАНАВЛИВАТЬ СВОЕ ПРОИЗВОДСТВО, или мы скатились на уровень африканских стран, сами ничего не умеем, зависим от того что нам из-за бугра привезут?? Да это позор для страны, это самый показательный пример, что политику надо менять!! Поймите это, политики, хватит смотреть на заграницу, внутри страны надо точки роста искать, а не зарубежные инвестиции привлекать в ущерб отечественной промышленности!!

    • Анонимно
      27.11.2015 09:08

      Ресурсов человеческих нет, о каких цехах может идти речь. Кто там работать то будет? Водителей на автобусы не могут найти даже. Сейчас всем зарплату большую платить нужно а работать никто не хочет (в первых рядах руководство). Как в союзе уже не получится сделать. Единственный шанс повышать КПД. Из конечного продукта исключить всех прихлебателей. Тогда может получится что то.

      • Анонимно
        27.11.2015 09:21

        Пока так будем думать, ничего не изменится. А ситуацию надо менять, пока не стало слишком поздно.

      • Анонимно
        27.11.2015 10:07

        !Ресурсов человеческих нет"вы что несете. Видимо, из дирекции Камаза.Камаз работает 3 дня в неделю.

        • Анонимно
          27.11.2015 19:09

          КАМАЗ работает 5 дней в неделю. а когда говорят о ресурсах, имеют в виду не только количество, но и качество. тех, кто не умеет и не хочет работать действительно много. но на их основе промышленность не поднять.

          • Анонимно
            27.11.2015 20:12

            Значит надо начинать с качества и количества, а потом все остальное. Вас послушать, так надо остатки промышленности своей угробить, так как качество будет лишь ухудшаться, благодаря ЕГЭ и телевизору, и к иностранцам на брюхе приползти, умоляя сделать для нас дураков все. Менять надо политику.

  • Анонимно
    27.11.2015 08:50

    Некоторые у нас давно легли под турок. Федералы не видят или не хотят видеть

  • Анонимно
    27.11.2015 08:55

    Камаз - молодцы. Таких предусмотрительных, прозорливых и умных еще поискать. В общем бережливое производство в действии!

    • Анонимно
      27.11.2015 10:35

      это еще ладно, а вот что в Елабуга будет твориться. это жесть

    • Анонимно
      27.11.2015 10:55

      народ, хватит уже ныть!!Мы тут на грани войны с турцией, а вы лирику разводите.во время индустриализации тоже многое завозилось из-за рубежа. но ничего в итоге даже часть Германии стала нашей.И Константинополь вернем.

      • Анонимно
        27.11.2015 11:19

        во время индустриализации было много судебных процессов, по странному совпадению почти все снабженцы были врагами народа и иностранными шпионами

      • Анонимно
        27.11.2015 11:26

        Константинополь не был русским городом. Учите историю Византии.

  • Анонимно
    27.11.2015 08:56

    Всем наука: не надо держать все яйца в одной корзине.

  • Анонимно
    27.11.2015 08:57

    «Нам очень нужна Турция и Стамбул. И если вдруг отменят полеты, мы будем плакать. Обычные люди тоже будут страдать. Теряя Турцию, мы потеряем очень хорошее качество, их текстиль по материалам, качеству, шитью, расцветкам и ассортименту в идеальном состоянии."Противно читать, что некоторым российским гражданам качество шмоток превыше национального достоинства. Пока шмотки и карданные валы будут главнее, о Россию так и будут ноги вытирать.

    • Анонимно
      27.11.2015 12:02

      да уж эти комерсы примитивные бесят - там купил, здесь продал, а ведут себя так, будто искусственные алмазы по собственной технологии производят, пуп земли.... накрылась фарцовка у магазинных перекупщиков

  • Анонимно
    27.11.2015 08:58

    Друзей мэра Челнов обижают.

    • Анонимно
      27.11.2015 09:16

      Я думаю не только друзья а партнеры.

      • Анонимно
        27.11.2015 10:35

        интересно как Магдеев будет выкручиться из этой ситуации

        • Анонимно
          27.11.2015 13:15

          они все коллективно проклянут Эрдогана и сожгут его чучело перед мэрией и дальше все по прежнему будет

      • Анонимно
        27.11.2015 15:40

        Многие наши (татарстанские) состоятельные коммерсанты (гендиректора, политэлита) заволновались по судьбе недвижимости (виллы, квартиры большие и маленькие) приобретенные в Турции. Да, это для них проблема!

  • Анонимно
    27.11.2015 09:00

    Шамовская больница , кафе мамбочино, кристал плюс . Чемодан аэропорт Стамбул...домой

  • Анонимно
    27.11.2015 09:01

    Санрайз в челнах точно недостроить, так сами хотели сбежать а теперь и повод есть)))

  • Анонимно
    27.11.2015 09:04

    руководителей к ответу-красный поток.

  • Анонимно
    27.11.2015 09:05

    Теперь начинаем думать. Вся наша нефтедобывающая промышленность насмерть зависима от импортного оборудования, от импортных сервисных компаний, технологий. Что если это все нам тоже решат перекрыть? С чем останется страна? Не хватит кормить заграницу, правители, что еще должно произойти, чтобы до вас дошло наконец??!

  • Анонимно
    27.11.2015 09:05

    Как же достала эта истерия,всем хочется войны за диваном. Если не прекратить,мало никому не покажется,будете за интересы Сатановских,Богдасаровых и разных Ходорковских,брать и Дарданелы,и Каир, там и до Тегерана не далеко.

    • Анонимно
      27.11.2015 09:49

      если нужно будет - будем брать! но сношать себя не позволим!!!

      • Анонимно
        27.11.2015 11:04

        С кем ты будешь брать то? С чиновниками и их детьми?)) Так они разбегутся в первый же день. А так власть тебя уже давно сношает!))

  • Анонимно
    27.11.2015 09:05

    Ну что же. Мы обменяли Турцию на Сирию. Теперь получаем дивиденды. И это только начало. Пока еще рано реально чувствовать, что это значит. Это только начало. Ведь мы еще и под санкциями. Придется у китайцев размещать свои заказы и просит поставки. Даи товаро оборот в 20-40 млрд. долларов очень быстро скажется и на других показателях экономики. Что же надо терпеть. мы уже привыкли терпеть.

    • Анонимно
      27.11.2015 10:59

      Не меняли мы Турцию на Сирию.С Сирием мы всегда дружили, а с ТУрцией всегда воевали. такова геополитка. думайт

      • Анонимно
        27.11.2015 11:24

        Учи историю, геополитик. Когда мы с Турцией воевали, а когда Сирия из ее состава вышла.

      • Анонимно
        27.11.2015 11:27

        Сирии вообще как страны не было, чтобы с ней дружить, а с турками воевали лет так сто пятьдесят назад. Вспомните и про то, что с татарами воевали.

  • Анонимно
    27.11.2015 09:11

    А сколько из Турции наших привалит обратно домой на зиму, там столько обосновалось из России. Спасибо будем говорить Асаду.

  • Анонимно
    27.11.2015 09:11

    Лес наше богатство, береги его.Все наверно видели такие плакат, с советских времен везде висят.Чиновники похоже прочитали только первую часть и по своему поняли ее-)))Езжайте турки домой, нечего Татарстан в пустыню превращать.

  • Анонимно
    27.11.2015 09:12

    Получается туркам нужны рабочие места, а нам нет. Это деградация, отсутствие развития, экономическая и политическая близорукость.

  • Анонимно
    27.11.2015 09:19

    Странные утверждения. что можно там турецкие товары заменить на товары из Китая, Израиля или еще откуда-то. Рынок ведь так быстро не перестроишь, у китайцев нет на складах залежалых товаров, которые нас ждут, а если и появятся, то еще не известно, надо ли это нам. Тоже самое и с товарами из Израиля. У них ведь нет дополнительных мощностей, а заводить их под нас очень большой риск. Может завтра и с ними перессоримся. Тоже ведь на Ближнем востоке. Тем более мы поддерживаем Хизбаллу и иранцев, а это враги израильтян. Можем и с ними переругаемся. А если не с ними, то с Ираном. У нас ведь на сегодня столько врагов, что держись.

  • Анонимно
    27.11.2015 09:22

    в этой неразберихе рубль наверное поплывет под новый год

  • Анонимно
    27.11.2015 09:23

    После этих событий может власть начнет относится к местным предпринимателям должным образом ,ане как источнику собственного обогащения.

    • Анонимно
      27.11.2015 10:22

      не надейтесь, заменят китайскими, вьетнамскии, зимбабвскими да какими угодно,только не своими

  • Анонимно
    27.11.2015 09:27

    одно радует Миннулина хоть плавать научилась

  • Анонимно
    27.11.2015 09:32

    Турки нам в Чечне нож в спины втыкали, в Татарстане пытались кровавую баню устроить в 90е, ненадежный народец, хоть и тюрки.О нас Российский тюрках совсем не думают.Ваш эрдоган наш враг. Пока только эрдоган.Езжайте домой, привезите Путину его уши, и ждем вас обратно.

  • Анонимно
    27.11.2015 09:36

    рубль спокоен... 66

  • Анонимно
    27.11.2015 09:37

    Компанейщина как всегда. Дайте людям выполнить предоплаченные обязательства, дайте бизнесу время перестроиться, тогда и вводите санкции. А бутет наоборот неделю пошумим, повозмущаемся копьев наломаем и - летом на море в Турцию.

    • Анонимно
      27.11.2015 09:56

      Пора с турками перестать дружить и все делать свое. Ведь это мы умели. Закрыть все турецкие предприятия и перестать какое либо с ними общение. А кто этого не сделает- Путин разберется.

    • Анонимно
      27.11.2015 09:58

      Думаю, сами турки уже не пустят. Будут визы. Будет дорого. Да и немцы там вздохнут с облегчением. Для них там в самый раз. И дешево и качественно. ну закроют пару отелей, тем более, думаю. что они принадлежат и самим россиянам. Там ведь их тоже много.

  • Анонимно
    27.11.2015 09:41

    ...ага, санкций против Турции боятся только коммерсанты, вот-уж действительно "кому война, а кому и мать родна"...Не стоит боятся ограничения турецких поставок, тем более, как выясняется-туркам отдали стратегически важные направления, а такие вещи допускать нельзя! Пусть теперь расстараются, и из кожи вон лезут, что-бы заслужить снисходительного прощения!А лучше-сделать необходимые выводы, и не допускать впредь подобных ошибок...Меня турки устраивают только в качестве аниматоров, и пусть так и будет..., ну, а шмотки можно покупать не у турчаганов...альтернативы есть...м-хм-м-м-м...

  • Анонимно
    27.11.2015 09:41

    Русские люди (россияне) не привыкли, чтоб об них вытирали ноги и плевали в лицо. Вся история Руси тому вторит. Дать надо жесткий и болезненный ответ туркам и всем кто хочет сбивать наши самолеты. А санкции и временные лишения ПЕРЕТЕРПИМ и на пользу нам всем пойдут. Увидим, где у нас слабые места. А то превращаемся в хлюпиков, сразу плачемся. А как же вместе с Родиной быть и помогать когда тяжело. Или уже Родина там где деньги лежат и задница в тепле?????

    • Анонимно
      27.11.2015 11:09

      "Или уже Родина там где деньги лежат и задница в тепле?" Хорошо сказал! К ним можно отнести каждого второго чиновника РФ, за которого ты собрался ответ наносить. Об меня лично никто не вытирал ноги и не плевал в лицо, за исключением как раз таки опяти наших чиновников.

      • Анонимно
        27.11.2015 18:14

        Я защищал Родину и имею ранение когда служил в СССР. И защищал Отечество, родителей и друзей своих. И мне и сейчас эти ценности дороги. А партработники и тогда были и вороватые чиновники и сейчас есть. Но Родина у меня осталась таже.

    • Анонимно
      27.11.2015 11:51

      Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство»

  • Анонимно
    27.11.2015 09:45

    Надо всем остановиться и не накручивать агрессивные настроения.Миром управляют амбициозные политики, а страдают простые люди.

  • Анонимно
    27.11.2015 09:55

    Вот тут пишут некоторые, что, дескать, нельзя бизнес турецкий у нас ломать, нельзя помидоры с апельсинами замещать, потому что нечем заместить и т.д и т.п. Но мне кажется это из то же оперы, что и в свое время гадкий вопрос: "А может надо было сдать Ленинград?", тогда и многие люди были бы живы, и покушать им было бы чего! Считаю, что каждый должен ответить себе на данный вопрос, причем по-совести!!!

    • Анонимно
      27.11.2015 14:31

      Москву сдавали, Кутузов герой

      • Анонимно
        27.11.2015 15:44

        у кутузова не было ни с-400, ни атомной головешки. В противном случае - не сдали бы. Не сдали бы точно также, как не сдали Ленинград!!! И сейчас не сдадим!!!

  • Анонимно
    27.11.2015 09:55

    Шамовская больница , кафе мамбочино, кристал плюс . Чемодан аэропорт Стамбул...домой Респект

  • Анонимно
    27.11.2015 09:56

    ...ага, санкций против Турции боятся только коммерсанты, вот-уж действительно "кому война, а кому и мать родна"...Не стоит боятся ограничения турецких поставок, тем более, как выясняется-туркам отдали стратегически важные направления, а такие вещи допускать нельзя! Пусть теперь расстараются, и из кожи вон лезут, что-бы заслужить снисходительного прощения!А лучше-сделать необходимые выводы, и не допускать впредь подобных ошибок...Меня турки устраивают только в качестве аниматоров, и пусть так и будет..., ну, а шмотки можно покупать не у турчаганов...альтернативы есть...м-хм-м-м-м...

  • Анонимно
    27.11.2015 09:57

    Ваш эрдоган наш враг. Пока только эрдоган.Езжайте домой, привезите Путину его уши, и ждем вас обратно. Респект

  • Анонимно
    27.11.2015 09:57

    КАМАЗ сидит на Турецких откатах ! Круто однако ! Знают где подмазать.

    • Анонимно
      27.11.2015 18:32

      с чего такие выводы? вы статьи читаете или только комменты?

  • Анонимно
    27.11.2015 09:58

    Родственники руководства КАМАЗа должны быть среди совладельцев этих СП !

  • Анонимно
    27.11.2015 09:59

    Жили без турецкого тряпья и дальше проживем. Наладим отношения со Средней Азией и Ираном, кстати иранский текстиль самый качественный, только его у нас нет. Пора просыпаться и все делать самим.В конце концов казахи, киргизы, узбеки, туркмены для нас намного ближе. Будем работать с ними.

    • Анонимно
      27.11.2015 10:12

      вот ты и живи! а нам хочется жить нормально,у меня жизнь одна и в угоду амбиций не очень здоровых людей я не собираюсь жить в нужде

    • Анонимно
      27.11.2015 11:23

      Как может Федорова председатель ассоциации легкой промышленности подписываться в том,что в Татарстане легкая промышленность сплошь из турецких товаров?!А чем занималась эта тетя все предыдущие годы,что не стало этой промышленности?

    • Анонимно
      27.11.2015 19:16

      ты с ними будешь работать ровно до аналогичного инцидента с их стороны. или надо дружить только с теми, кто не сможет применить вооружение ввиду его отсутствия? месяц назад турки были наше все. лучшие друзья. когда Эрдаган выиграл выборы, в РФ прям национальный поаздник был. все меняется очень быстро. логичнее развивать собственное производство, а не надеяться на новых друзей.

  • Анонимно
    27.11.2015 09:59

    Как жить дальше? Кругом одни враги!

  • Анонимно
    27.11.2015 09:59

    Туркоманы, о которых в РФ мало кто до того слышал, — потомки туркмен-огузов, переселившихся на Ближний Восток в XI веке во времена тюркских завоеваний. Сирийские туркмены пользуются современным турецким алфавитом и говорят на близкородственном языке. Для турецкой военной касты сирийские туркоманы — это турки, которых турецкие вооруженные силы должны безусловно защищать от внешних угроз и нападений, в том числе от ударов российских ВКС.Туркменское ополчение — Сирийские туркменские бригады — подчиняется Ассамблее сирийского туркменского народа, созданной в 2012 году. По ходу сирийской гражданской войны туркмены, при активной поддержке Турции, очистили северную горную часть провинции Латакия (Туркменские горы) от власти режима Башара Асада.

    • Анонимно
      27.11.2015 10:21

      На самом деле в так называемом туркменском ополчении основную роль играют турки. Причем турки из крайне националистических, практически фашистских организаций, очень похоже на "Правый сектор". Вот, например, кто расстреливал нашего летчика https://www.facebook.com/notes/greg-v-goray/кто-позировал-на-фоне-погибшего-летчика/957940974273542?pnref=story

  • Анонимно
    27.11.2015 10:00

    Ну надо же, ездят по всему миру, ищут иностранных инвесторов. Давно уже пора понять, своих баев и феодалов надо трясти, пусть уже начинают вкладываться в свою Родину. Заработали здесь, пусть направляют средства в отечественное производство, а не тратят на себя любимых. Производство на Родине нужно развивать. Сколько денег ежегодно выводится из России самими "россиянами-патриотами".

  • Анонимно
    27.11.2015 10:02

    Челнинских производителей автокомпонентов Камаз загоняет в угол, работают на грани рентабельности, а Варягам дают "зеленый свет".Челнинские производители запчастей самодостаточны, дайте работать, не мешайте.А те кто плачет по турецким тряпкам, продуктам и прочим товарам хочется сказать: - Вы похожи на Папуасов, готовых продаться за бусы.

    • Анонимно
      27.11.2015 10:42

      Вообще нужно использовать сложившуюся ситуацию. Экономика поднимется на новый уровень самообеспечения

    • Анонимно
      27.11.2015 19:17

      в угол? наверное, бесчеловечными требованиями низких цен и высокого качества? и как тут жить, действительно...

  • Анонимно
    27.11.2015 10:07

    Об этом неоднократно говорили опытные экономисты: деятельность по привлечению иностранных инвесторов, о которой так любят говорить привлеченцы в РТ - имеет нюанс - это игла, которой даже без войны впоследствии будут шантажировать.

  • Анонимно
    27.11.2015 10:12

    Турция это:а) член НАТО б) исламская страна в) центр тюркского мира Если начнется горячий конфликт, даже без учета НАТО, в России так полыхнет от Татарстана до Дагестана, что мало не покажется. А ведь еще есть так называемые союзники России, половина из которых тюрки-мусульмане. ПС. Тюрок вокруг России - 160 млн., из них в самой России - 11 млн.

    • Анонимно
      27.11.2015 10:24

      И что теперь, надо срочно признать власть турецкого султана? А по поводу того, что все тюрки встанут на сторону Стамбула, то это сомнительно. По аналогии, все ли славяне встанут на сторону Москвы?

      • Анонимно
        27.11.2015 11:59

        Тюрки против эрдогана. Это я вам говорю, тюрок Буре. Русские мы с вами.

        • Анонимно
          27.11.2015 15:12

          ЗдоровО, Буре! Русский.

        • Анонимно
          27.11.2015 18:30

          Полностью вас поддерживаю! Русские, мы с вами! Сосед Ваня и соседка Маня мне уже давно дороже, нежели кто-то на расстоянии тысяч километров! ...Ещё бы и Ваня-Маня к моему мнению иногда прислушивались... -Татарин

    • Анонимно
      27.11.2015 10:43

      мы всегда жили вокруг натовцев/кочевников-разбойников.иноверцевинородцев и ничего. кто хотел с нами дружить, тот дружил. кто хотел воевать, тот проигрывал.и вот этот раз прорвемся.А народу хватит ныть!

    • Анонимно
      27.11.2015 10:46

      Поправлю - Турция по конституции светская страна.

    • Анонимно
      27.11.2015 11:24

      то есть по-вашему, наши мусульмане поддержат турок?? почитайте коменты, причем не только в этой теме, татары на стороне России и даже мысли не допускают, что может быть иначе. ну кроме совсем отмороженных фанатиков, которых надеюсь ФСБ быстро оприходует даже на стадии писанины бреда

    • Анонимно
      27.11.2015 11:35

      Это запугивание или призыв?

    • Анонимно
      27.11.2015 12:46

      ничего страшного не будет. турцию не просто так не берут в ЕС. в европе неадекватов своих хватает. турция зря надеется, что за нее все подпишутся.

    • Анонимно
      27.11.2015 15:11

      Непонятно, что вы хотите этим сказать! Что мусульмане в России выступят за турков? Если так, то вы заблуждаетесь.

  • Анонимно
    27.11.2015 10:14

    Гитлер тоже вот так считал и рассчитывал уничтожить наши заставы за 30 минут, а до Урала дойти за месяц))))... Кстати о флоте... у турок хорошая память, Ушакова помнят до сих пор))

  • Анонимно
    27.11.2015 10:15

    Эрдогану конечно хотелось бы демонстрировать свою крутость так, чтобы ему за это ничего не было, но когда наступают последствия он достаточно часто дает слабину, как это уже было с его угрозами объявить войну Израилю если он не изменит свою политику в отношению палестинцев или в эпизоде с уничтожением турецкого самолета сирийцами 3 года назад. В случае с Су-24 он решил перейти черту и поиграть с огнем, а теперь довольно смешно пытается оправдаться за самолет, за торговлю с ИГИЛ https://russian.rt.com/article/133001(даже патетически обещал уйти в отставку, если докажут его связи с Халифатом при этом журналистов, которые про это пишут http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2477522, арестовывают за разглашение гос.тайны).В этом плане, если для РФ потеря Су-24 это тактическая неприятность, то для Турции данная история чревато далекоидущими последствиями, так как усиление бомбардировок приграничных районов продолжает ломать всю многолетнюю игру Эрдогана в Сирии и создает ряд пока неопределенных, но весьма неприятных экономических и политических угроз.Разумеется, он может и дальше пытаться перегибать палку, начав угрожать закрытием проливов и вводом войск в северные районы Сирии, но тогда может последовать прямая поддержка курдов и признание на государственном уровне их права на создание государства (за счет Турции), поддержка тематики геноцида 1915 года и т.д. и т.п. Для России такая конфронтация может быть чревата осложнением ситуации в Сирии, так как снабжение группировки придется перестраивать (через Гибралтар и воздухом через Ирак, но для Турции цена будет выше, так ответные меры могут поставить под вопрос территориальную целостность Турции. Поэтому Эрдоган и хочет встречи, чтобы на фоне публичных угроз и воинственной риторики замять произошедшее.

  • Анонимно
    27.11.2015 10:30

    Вот я и думаю: Почему же КОСы и ТАИФы, Татнефти, НКНХ и др. с их миллиардными долларовыми профитами не заставить развивать те же направления, на которых у нас сидят турки? Что, кастамону не смогут подвинуть и самостоятельно древесину перерабатывать? Не смогут делать карданные валы и тд и тп? Бабла у них немерено, вот пусть и создают новые предприятия и новые места!!! А то сидят родственнички в тесном семейном кругу и варятся в собственном соку, вкладывая бабло от "народного достояния" в особнячки за бугром и роскошную жизнь с лакеями, домработницами и швейцарами. Иш ты, почувствовали себя аристократами.... Бардак!

    • Анонимно
      27.11.2015 11:22

      Каждый должен заниматься своим делом. А если вы такой умный, то возьмите кредит в банке да развивайте туркозамещение, тогда может быть поймете, что языком трепать не цепом махать. А бардак у вас в голове.

      • Анонимно
        27.11.2015 13:16

        в чем-то ваш оппонент прав. никто не говорит, что это легко. но пряник не единственный стимул, есть и кнут. советская наука при Сталине неплохие результаты обеспечивала, под страхом ответственности и за относительно небольшие по нынешним временам бонусы.

    • Анонимно
      27.11.2015 12:11

      А зачем им их двигать? Это же работать надо, вкладывать, зачем это им надо?Деньги и так турки принесут.

  • Анонимно
    27.11.2015 10:31

    Если вдруг начнется война,все россияне от мала до велика пойдут на фронт,у меня нет сомнений,потому что Родина для всех дорога.

    • Анонимно
      27.11.2015 11:11

      кроме некоторых комментаторов, но возможно и они одумаются

    • Анонимно
      27.11.2015 11:13

      Никто не пойдет! Е

      • Анонимно
        27.11.2015 13:25

        в условиях войны никто спрашивать не будет. по законам военного времени дезертиры расстреливаются.

  • Анонимно
    27.11.2015 10:36

    Турки сбили самолет в день рождения полководца Суворова. Странное совпадение...

  • Анонимно
    27.11.2015 10:43

    рубль торгуется около 66.3

  • Анонимно
    27.11.2015 10:44

    да что тут развели отказаться от турецкого, отказаться от чьего то ещё там...всё это тупой развод для низовпри санкциях с германией - не откажутся в закупках мерсов, при турции - дачи как стояли так и стоять будут там, америка, да у каждого второго айфона так дааа, от помидоров население отлучить срочно!

  • Анонимно
    27.11.2015 10:45

    Когогина с супругой надо наградить орденом и всякими причиндалами, чем они хуже Якунина?

  • Анонимно
    27.11.2015 10:51

    А как же недвижимость в Турции у отдельной категории граждан? Что будет с ними?

  • Анонимно
    27.11.2015 10:52

    Я за Национальную гордость, не все в этом мире измеряется деньгами! А Бизнес перестроиться на то он и бизнес.

  • Анонимно
    27.11.2015 10:53

    Ну вот, теперь вместо Турции, где "всё включено", будет Крым, где всё выключено.

  • Анонимно
    27.11.2015 10:55

    чувствуется народ теледебаты посмотрел..сразу вся любовь к турции прошла..
    как легко управлять сознанием людей...

    • Анонимно
      27.11.2015 11:12

      И без теле батов все ясно было- с таким поганым народом как турки дел иметь не надо. Вот теперь КАМАЗ настрадается. Когогин оказался недальновидным или руководство Татарстана уговорило его дружить с турками.

      • Анонимно
        27.11.2015 18:38

        поставки тз турции на камаз совсем не теми объемами, чтобы \"камаз настрадался\". легко заменят. покупают у тех, кто продает в первую очередь качество за адекватную цену. а не по принципу: лишь бы отечественное. хотя сейчас видимо коньюнктура рынка изменится. и не в пользу качества.

    • Анонимно
      27.11.2015 12:01

      А у Вас была любовь к Турции? Так и говорите за себя.. Или это тоже управление сознанием, что у народа была какая-то любовь к Турции? И не называйте тех кто ездит в Турцию всем народом.. Большая часть населения с трудом представляет где она находится.. Так же как и не все вообще имеют загран паспорта..

  • Анонимно
    27.11.2015 11:03

    Стали проявляться последствия конфликта России с Турцией. В общем, все это можно было предсказать — и оно так и случилось.

    Во-первых — Карабах. Глава турецкого МИДа прилетел в Баку и рассказал, что Турция будет всячески способствовать восстановлению территориальной целостности страны. Иными словами прозрачно намекнул на то, что Турция рада будет подбросить дровишек в конфликт.

    Напомню, что Азербайджан сражается за Карабах с Арменией, которую поддерживаем мы и где у нас военная база.

    Это раз.

    Два — крик о помощи раздался из Казани. Там турки были главными инвесторами. Больше не будут. Татарстан, мягко говоря, не в восторге.

    А ведь это только очевидные последствия, когда "специальные экономические меры" еще не приняты.

    И да, власти уже утешают нас, что продэмбарго вызовет "всего лишь дефицит овощей", зато цены вряд ли поднимутся. Ровно как в СССР. Цены стабильны, а еды нет.

    Ну что, уважаемый кабмин, жги дальше. Мы уже привыкли к запаху напалма по утрам.

    • Анонимно
      27.11.2015 12:49

      россия поможет армении в этом вопросе. пусть некоторые в этом не сомневаются. а татарстан проживет и без турецких инвестиций.

  • Анонимно
    27.11.2015 11:14

    Товарищи, Мы рождённые в СССР, мы ещё живы и научим господ работать на благо РОДИНЫ!!!

  • Анонимно
    27.11.2015 11:14

    Никто не пойдет !Европа получит 130 млн беженцев из России

    • Анонимно
      27.11.2015 11:29

      Татарстану надо срочно разрывать все отношения с Турцией. Этого надо было ожидать со стороны турков. Ненадежный этот народ, не говоря уже об его руководстве.

      • Анонимно
        27.11.2015 11:35

        а может это мы не надежные! Это же нас все не любят!

        • Анонимно
          27.11.2015 12:10

          Главное нам себя надо уважать и любить, а не защищать в России турецкие интересы.

          • Анонимно
            27.11.2015 18:40

            Нет, не так, а "Люби себя, уважай других".Похоже ментальность и реальность у вас другая.

      • Анонимно
        27.11.2015 11:41

        Не обобщайте, турки далеко не все такие, как их сегодняшний президент, а скорее, далеко не такие, как он. И не истерите малодушно, будьте объективнее.

        • Анонимно
          27.11.2015 12:04

          Ничего в турках хорошего нет и никогда не было. Просто дружба с турками кому то ранее была выгодна и все.

  • Анонимно
    27.11.2015 11:22

    Наконец-то становится уже очевидным для многих, кто и как сознательно гробил экономику и сельское хозяйство нашей страны ради личной выгоды.

    • Анонимно
      27.11.2015 11:52

      Наконец то произошло, то что должно было произойти и ранее. Хоть сейчас начнем развивать свою промышленность и сельское хозяйство, не оглядываясь на какую то Алабугу. Наконец то не будет противной нам Кастамоны и сохраним свои леса для населения Татарстана, а не превратим республику в пустыню.

  • Анонимно
    27.11.2015 11:32

    ПЕРЕЖИВЕМ

  • Анонимно
    27.11.2015 11:34

    Туда им и дорога! Ложки будут дешевле и воздух чище!

  • Анонимно
    27.11.2015 11:48

    1905 год. Начало русско-японской войны. Цитата из Википедии:"Известие о начале войны мало кого в России оставило равнодушным: в первый период войны в народе и общественности преобладало настроение, что на Россию напали и необходимо дать отпор агрессору. В Петербурге, а также других крупных городах империи самопроизвольно возникали невиданные уличные патриотические манифестации. Даже известная своими революционными настроениями учащаяся столичная молодёжь завершила свою университетскую сходку шествием к Зимнему Дворцу с пением «Боже, Царя храни!»"

    • Анонимно
      27.11.2015 18:34

      Это Вы про "1905" и "Цусиму". А также, анологично было и в 1914 году. Так по спирали же развитие идет, значит движемся, развиваемся.Известно кому достаются плоды. "Ничто не ново под Луной".

  • Анонимно
    27.11.2015 11:51

    Все правильно,давно надо было водит санкции .У нас республика малолесный регион, а всю хорошую древесину отправляют ОЭЗ туркам за драма.Если лесники сами реолизовалибы то можно кратно дороже можно продать.На сегодейший день турки принимают деловую древесину как дрова по 500 рублей за один кубометр .Минстерство хвалится что они выполняют план по поставке древесины на завод туркам,что будет завтрашним лесным хозяйством не думает, думает как дороботат до конца Февраля потом на заслуженный отдых с набитыми корманами подачками турков.

    • Анонимно
      27.11.2015 16:17

      Так везите из Западной Сибири, там даже реки завалены лесом и сколько на корню гниёт. И лесооборот в ваших руках, сажайте взамен старого, везде так делается. Или общество, партию грибников создайте, зашищайте свои интересы.

  • Анонимно
    27.11.2015 12:01

    Первым делом надо турецкие лицеи закрыть.

    • Анонимно
      27.11.2015 16:11

      Открыть китайские и англицкие. Смотреть вперёд, санкции приходят и уходят.

    • Анонимно
      28.11.2015 09:46

      Закончил сын лицей, в совершенства владеет английским техническим, знает турецкий, арабский. Выучил немецкий, чешский. Конечно знает отлично татарский свой родной язык. Что же плохого в этом? Эти все знания получил в лицее. И вообще, кто учился раньше в этих лицеях, они все воспитанные .

  • Анонимно
    27.11.2015 12:07

    На ГАЗе тоже используют карданы от Тирсан.

  • Анонимно
    27.11.2015 12:17

    Полностью согласен с Сиразиным. Остался вопрос: а кто эту всю политику "сочинил" у нас? Знаете!

  • Анонимно
    27.11.2015 12:21

    Потихоньку опускается железный занавес. Только СССР не будет, будет что-то другое, только вот что?

    • Анонимно
      27.11.2015 16:09

      Жизнь - игра. Театр - страны. Занавеси - предусмотрены по умолчанию. От зрителей всегда ждут аплодисментов, от актеров - хорошей игры.

  • Анонимно
    27.11.2015 12:22

    Эту неприятность мы переживем.

  • Анонимно
    27.11.2015 12:24

    Надо открывать швейные цеха. Закупать сырье в Киргизии или Бангладеш.

    • Анонимно
      27.11.2015 16:03

      Восстановить льнокомбинат и матмаш? лучше сажать хлопок, по мере глобального потепления в Западной Сибири. Или повернуть сибирские реки на юга, вода в обмен на хлопок.А исламские страны не катят, политика против них.

  • Анонимно
    27.11.2015 12:35

    Значит, авиасообщения с Турцией тоже не будет. С Египтом, с Украиной - туда же.

    Оказывается, не нужно никакого железного занавеса. Просто запретить летать в неправильные страны (Украина запретила сама, но при нашем активном участии).

    Обошлись и без выездных виз. Вот нам загранпаспорт, вот боковушечка у туалета - и милости простим потрястись до Стамбула.

    Это окончательный, могильный крест на турбизнесе.

    С кем следующим драться будем? Давно не вспоминали о том, что Китай заглядывается на наши земли. Казахстану приготовиться.

    А ведь я думал, что совок остался у меня в детстве. Что больше никогда... Ну здравствуй, детство.

    • Анонимно
      27.11.2015 12:46

      Думаю, не только не будет, но и перекроют воздушный коридор через Турцию. А это полеты много куда.

    • Анонимно
      27.11.2015 13:20

      И что. Вы не сможете летать в Стамбул? Ох потеря. В Киев? В общем плявать.

      • Анонимно
        27.11.2015 15:50

        Да, для меня потеря, знаете ли хобби у меня такое путешествовать по миру, и для меня большая ценность быть свободным в передвижениях.

    • Анонимно
      27.11.2015 15:53

      Будущее у нас с Китаем, конфронтация с ним нам очень невыгодна это не Турция. Это и сбыт сырья и покупка товаров и туризм и технологии.А как они строят нет равных в мире.

  • Анонимно
    27.11.2015 13:25

    весь народ на эмоциях..все бравые хомячки...только на что будете начимать..когда денег не будет даже купитт инет..друзей то у нас скоро останется одна северная корея!

    • Анонимно
      27.11.2015 15:47

      На юани будем покупать, она только что стала нашей резервной валютой. Но для этого надо им просто что то продать или сдать в аренду, а у нас есть что.

      • Анонимно
        28.11.2015 00:29

        А что продавать то? Камазы без карданных валов? Или землю?

  • Анонимно
    27.11.2015 13:37

    Турецкие лицеи - это турецкие базы. Об этом открыто говорили в 90-е.

    • Анонимно
      27.11.2015 15:44

      Лучше китайские лицеи открыть, юань уже резервной валютой стала. Китайские базы - это базы товаров. Они нам тоже родственный народ по линии гуннов.

      • Анонимно
        27.11.2015 16:29

        Да, и ЕГ для школьников по китайскому языку уже вводят. Скоро и английский отменят.

      • Анонимно
        28.11.2015 00:27

        Да, а потом и дети китайские рождаться станут...

    • Анонимно
      27.11.2015 16:14

      В турецких лицеях, уж больше 10 лет нет турков

  • Анонимно
    27.11.2015 13:59

    а где картошка? это видимо самый опасный вопрос

  • Анонимно
    27.11.2015 14:01

    интересно, а как в советское время собирали камазы? видимо потому, что когогиных не было в виде экономистов

  • Анонимно
    27.11.2015 14:45

    Причина наших российских проблем во взаимоотношениях с другими странами кроется в нас самих.Мы сами допустили развал Советского Союза.Мы сами допустили развал отраслей нашей экономики и ваучерную приватизацию.Мы сами привыкли сначала создавать трудности, а потом их героически преодолевать. И так в России будет всегда и до тех пор, пока мы во всех наших бедах будем винить не себя, а кого-то другого, находящегося за границей.

    • Анонимно
      27.11.2015 15:46

      Если что то делать самим, можно допустить ошибки, тяжелый и долгий путь (хотя 15 лет срок не малый). А они временщики, других обвинил, с себя ответственность снял - дивиденды получил здесь и сейчас.

  • Анонимно
    27.11.2015 15:17

    Пожили более менее с 2010 по 2013 и все хватит!Поели голландских сыров,поносили более менее качественную одежду из турцию, запаслись электроникой, кто успел и квартиры в ипотеку взял.Все.Кончилась халява!Работать народ и мозги включать!

  • Анонимно
    27.11.2015 15:49

    Видимо и с экономикой стало так худо, да и людям уже терять нечего, раз о войне заговорили. Терять видимо нечего.

    • Анонимно
      27.11.2015 18:17

      Так это дело военных, а не народа. им же тоже себя проявить хочется.

  • Анонимно
    27.11.2015 16:07

    Все обманывают, не хотят дешевле было народу. Понравился ответ только Т. Федоровой, что Киргизия поможет и будет дешевле турецких товаров. Вот молодец, нам и так нужно в этот глубокий кризис. А то Турция не заменить говорят, и не хотят искать других. А то все хотят , чтобы было дороже, т.к и у наших будет дороже и прибыль больше. Нечестные они , эти бизнесмены, кто так хочет. Н.Наиль

    • Анонимно
      27.11.2015 16:37

      КостьМанду надо распускать!,чтобы не пилили НАШИ ЛЕСА!Собираем голоса за закрытие этой турецкой дряни.три есть..-ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!)

  • Анонимно
    27.11.2015 17:29

    Вся страна против турков, только Назыров сегодня на последок хотел сорвать куш.У себя принимает почотых гостей из Костомоны (турков и Гараева)договаривается на поставку древесины на завод.Ему всё равно какой решение принято руководством страны,у него свая министерства принадлежащей только ему.

    • Анонимно
      27.11.2015 18:07

      Привлечь егго надо к бесплатному труду на благо народа. Может и вам открыть своё министерство? спонсора ищите, он же нашел. Скоро китайцы придут, может среди них поискать спонсоров?

  • Liko
    27.11.2015 18:29

    Может займутся уже,наконец, своей промышленностью, а не ждать манны небесной от иностранцев.

  • Анонимно
    28.11.2015 11:59

    Сейчас на подряде у ТАИФа работает 2,5 тыс. турецких строителей. Выполняют общестроительные работы, ответственные узлы делают японцы с таифовцами. Турки работают с 8 утра до семи вечера, 1 выходной в неделю, живут в общежитии прямо на стройке, без возможности выхода со строительной площадки. Работают качественно и по графику, не пьют. Пригнали из Турции своей строительной техники на десятки млн.руб.А теперь вопрос к вам, уважаемые патриоты, кто сможет набрать такое количество рабочих (2-3 тыс.человек), которые захотят в таких условиях и в такие сроки работать?

  • Анонимно
    30.11.2015 11:30

    то что произошло в отличии от тех кто руководит хорошо понимают женщины, особенно те кто живут с откинувшимися - делают не тех кого хотят, а тех кто даёт

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль