Интернет-конференция 
21.04.2016

Фоат Комаров: «Все живут одним днем – и фирмы-однодневки, и чиновники-однодневки»

Инвестор «Шелкового пути» о том, почему в России не строят хороших дорог и за что в Госдуме ненавидят Татарстан. Часть 1-я

«Я пришел к Минтимеру Шариповичу и сказал: все перспективные дороги — мимо Татарстана. Если мы будем спать, дороги не будет!» — описывает рождение идеи коридора из Китая в Европу бизнесмен Фоат Комаров, который вложил в проект личные 18 млрд. рублей, а сейчас стал фактически его главным оператором в России. О строительстве «великой дороги» и о том, что думает о Рустаме Минниханове, Наиле Маганове и новом главе Альметьевска, он рассказал в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online».

Фоат Комаров: «Я вожу своих детей по дороге и говорю: «Дети, если со мной что-то случится, деньги не ищите ─ они здесь закопаны»
Фоат Комаров: «Я вожу своих детей по дороге и говорю: «Дети, если со мной что-то случится, деньги не ищите — они здесь закопаны»

«Я ПРИШЕЛ К МИНТИМЕРУ ШАРИПОВИЧУ И СКАЗАЛ: «ВСЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ДОРОГИ — В ОБХОД ТАТАРСТАНА»

— Фоат Фагимович, давайте начнем разговор с вопроса нашего читателя Алии: «Вы ни разу не пожалели, что начали строить «великую» дорогу? Как вы попали в этот проект?»

— Проект этой дороги я придумал сам, поэтому мне попадать не нужно было. А как можно сожалеть о собственном «дитя»? Я его создал, я в нем работаю, я живу этим, поэтому получаю от этого только удовольствие. Я с 2004 года занимаюсь этим проектом.

— Откуда вообще такая идея, кто вам ее поселил в голову?

— Голос мертвых. На дороге Казань — Оренбург, которая идет через Альметьевск, на каждом километре — труп каждые пять лет. Есть там больше десятка участков, на которых каждый год — труп. Понимаете, сколько там покойников? В аварии 2006 года у нас погибла бригада электриков, четыре человека. После этого мы даже думать не стали, мы просто стали работать.

— Ну и построили бы ее. А вы же глобальный проект начали.

— А кто даст на это 70 миллиардов? Я вот объездной дорогой Альметьевска занимаюсь 15 лет и до сих пор не построил. Если даже на нее денег не дали, кто же даст на дорогу от моста до Альметьевска? Поэтому это было, будем говорить, лукавство, что это Китай и «Великий шелковый путь». Когда мы приехали в Питер, надо мной все смеялись, мол, ты что, нет такого маршрута. Отвечаю: знаю, что нет, я вам деньги плачу — попробуйте обосновать, можно такой маршрут сделать или нет. За деньги же все можно сделать. Они взяли деньги и обосновали — оказывается, можно.

Я пришел к Минтимеру Шариповичу и сказал: все перспективные дороги — мимо Татарстана. Если мы будем спать, дороги не будет. Я ему показал схему территориального планирования, он согласился и написал письма Назарбаеву, Матвиенко (тогда она была губернатором Ленинграда), главам тех регионов, через которые планировали дорогу. Они дали свое согласие. Казахстанцы приступили в 2009 году, Назарбаев так и признает, что посылом послужило письмо Минтимера Шариповича. Название «Шелковый путь» мы декларировали раньше, а китайцы об этом официально объявили только два года назад.

Шаймиев направил меня к Рустаму Нургалиевичу Минниханову, который в то время был премьером, я пришел и говорю: «Дайте мне землю». До этого, когда я в Москве был в министерстве, в Росавтодоре, мне сказали: «Парень, не ходи, принеси документ на землю, и ты будешь впереди планеты всей». Я Рустаму Нургалиевичу об этом сказал. Он говорит: «Хорошо, ты землю получишь». Начальник юридического отдела кабмина был против, Минниханов просто на себя ответственность взял. Нам этого было достаточно, мы и сегодня землю в Татарстане еще не до конца оформили. Но дорога строится.

«Это было, будем говорить, лукавство, что это Китай и Великий шелковый путь. Когда мы приехали в Питер, надо мной все смеялись, мол, ты что, нет такого маршрута»
«Это было, будем говорить, лукавство, что это Китай и «Великий шелковый путь». Когда мы приехали в Питер, надо мной все смеялись, мол, ты что, нет такого маршрута»

КИТАЙЦЫ СВОЮ ЧАСТЬ ПОСТРОИЛИ, КАЗАХИ ДОСТРОЯТ В ЭТОМ ГОДУ, РОССИЯ — К 2020 ГОДУ

— На какой стадии строительство коридора на сегодняшний день?

— Китайцы свою часть дороги из Ляньюньгана до Хоргоса, до границы с Казахстаном построили, она шестиполосная, это 3,5 тысячи километров. Казахстан строит 2,8 тысячи километров. От границы, от Хоргоса, до Актобе, до Сагарчинского перехода, который межправительственным соглашением определен пограничным. Они завершают в этом году. Планировали завершить в 2013-м, потом сроки переместились, но в этом году или в следующем они железобетонно закончат.

— Российскую часть дороги когда должны построить?

— По межправительственному соглашению планируют к 2020 году дать движение по маршруту Усть-Луга — Санкт-Петербург — Москва — ЦКАД — Нижний Новгород — Казань — Кумертау — Оренбург. Это 2,3 тысячи километров.

— Сколько нужно денег?

— По нашим расчетам, километр стоит 300 миллионов, умножаем на 2,3 тысячи километров, получается почти 700 миллиардов рублей.

— То есть вы считаете, что 700 миллиардов рублей для строительства дороги в стране есть? Вы верите, что дорога будет построена?

— Да, конечно!

Но до 2020-го всего четыре года осталось...

— По маршруту Москва — Санкт-Петербург дорога строится? Строится. Дорога ЦКАД вокруг Москвы строится? Строится. Дорога Москва — Нижний Новгород прошла реконструкцию, она уже есть. От Казани до моста, где Шали, открытая наполовину дорога есть? Есть. Мост через Каму есть? Половина есть. Дорогу Алексеевское — Альметьевск мы уже строим, она есть, можно проехать и посмотреть.

От Альметьевска до М5 90 километров уже оттрассировано, мы подготовили, только деньги нужны. От М5 до границы с Башкортостаном на 40 километрах мы чернозем сняли, там тоже документация есть. Переход через реку Ик, мост — проект уже есть, это делают башкиры. В Башкортостане из 40 километров на 20 мы уже сняли чернозем, есть проект на 40 километров. Башкиры по 260 километрам ведут проектные работы. Оренбургская область при поддержке Росавтодора будет строить дорогу от Саргачинского перехода до Оренбурга. Дальше как она пойдет, я не знаю...

«По нашим расчетам, километр стоит 300 миллионов, умножаем на 2,3 тысячи километров, получается почти 700 миллиардов рублей»
«По нашим расчетам, километр стоит 300 миллионов, умножаем на 2,3 тысячи километров, получается почти 700 миллиардов рублей»

«1,4 ТЫСЯЧИ КИЛОМЕТРОВ КОНТРОЛИРУЕМ МЫ»

— Сколько вы сами уже построили за это время?

— У нас юридические полномочия только на 145 километров. Это отрезок между Алексеевским и Альметьевском, в него мы вложили 18 миллиардов рублей. Мы ставим планку около миллиарда рублей в год — столько было в прошлом году и будет в нынешнем. Даже если финансовое состояние начнет ухудшаться, все равно 400 - 500 миллионов рублей будем инвестировать. Сейчас там постоянно работают 500 человек. На сегодня земляное полотно поднято на 130 километрах. Полностью завершим эти работы за три года.

— Но это только земляные работы. А асфальт кто будет класть?

— Мы только с землей работаем и делаем инженерные сооружения, которые в земле и под землей. Асфальтовое покрытие на 140 километрах по сегодняшним ценам стоит 74 - 75 миллиардов рублей. Так что пусть другие приходят и работают.

В целом по Татарстану у нас дорога оттрассирована и полностью подготовлена под строительство от границы с Марий Эл до границы с Башкортостаном ─ 440 километров. Также мы оттрассировали порядка 200 километров дороги в Марий Эл, там тоже подготовлена трасса.

— А что значит «оттрассировали»?

— Согласовали со всеми землепользователями. Там же есть зоны национальных парков, земли министерства обороны, есть земли поселений.

То есть теперь заходи и строй?

— Да, юридически все сделано, только деньги нужны.

Вы сказали, что работаете и в Башкортостане, и в Марий Эл. То есть не только в Татарстане?

— У нас зарегистрировано четыре компании: «Автострада» в Татарстане, «Автострада Северо-Запад» в Ленинградской области, «Автострада-Центр» в Марий Эл и «Дирекция строительства автострады» в Башкортостане. Они ведут разработку, проектирование и строительство. Практически на 1,4 из 2,3 тысячи километров мы контролируем, организовываем работу, проводим мероприятия: обход земель, изыскания, трассировку, определяем маршрут.

Кстати, Ленинградская область — единственный регион, с которым у нас есть соглашение. У нас даже инвестиционного соглашения с Татарстаном нет, мы же на птичьих правах. Даже юридического обозначения нет.

По сути, вы главный оператор проекта в России?

— По факту — да.

— Но как все-таки вы планируете вернуть свои 18 миллиардов рублей?

— Нам дали несколько вариантов: и выкупить, и концессионное соглашение, даже есть вариант частной дороги. Но в любом случае дорога должна быть государственной, она изначально так определяется.

То есть не будет трассы Комарова? Шлагбаума не будет?

— Шлагбаум будет, но это не моя дорога, она не может быть частной. Даже если я ее буду эксплуатировать какой-то промежуток времени, чтобы вернуть деньги, потом я должен сдать ее государству.

— Но дорога в любом случае будет платной?

— Это не моя прерогатива, решение принимает государство — оно может сделать ее бесплатной или платной. Если бы у меня были эти 70 миллиардов, я бы, конечно, не задумывался. Но у нашей компании столько денег нет.

— Какие сроки окупаемости вы закладываете в проект строительства автомагистрали? Ее вообще возможно окупить? (Алексей)

— Мы рассчитали, что срок окупаемости участка в 145 километров — 32 года. При условии прохождения транспорта и какой-то оплаты. Предварительные расчеты были такие: за километр 1,5 рубля для легкового транспорта, 3,5 - 4 рубля — для грузового.

«У нас юридические полномочия только на 145 километров. Это отрезок между Алексеевском и Альметьевском, в него мы вложили 18 миллиардов рублей»
«У нас юридические полномочия только на 145 километров. Это отрезок между Алексеевским и Альметьевском, в него мы вложили 18 миллиардов рублей»

«Я ПОШЕЛ К РАФКАТУ КАНТЮКОВУ...»

Вы сказали, что в Татарстане у вас нет даже инвестиционного соглашения. Кто оппонент? Минтранс РТ?

— Да, минтранс не хочет принимать решение. Рустам Нургалиевич в эти дела не вмешивается, потому что он свое дело сделал — подписал бумагу и дал землю, которую я просил, и он четко уверен, что я никогда не брошу эту дорогу. У него столько «головняка» со всеми вещами, а здесь он спокоен, знает, что я буду строить. Периодически он интерес проявляет, я иногда к нему хожу отчитываться.

— А почему на более нижних уровнях сопротивление?

— Проблема в том, что круг заинтересованных лиц очень мал, все относятся к этой дороге как будто это мое личное. Все считают, что я на этом наживаюсь. Когда я начинал, все главы были за, а когда я начал оформлять земли, то все начали выкатывать такие требования! Это же забота минтранса — всю подготовительную работу должен был провести он, а этого нет. Почему мы должны этим заниматься?

Хочу озвучить один уникальный случай, который говорит о профессионализме и патриотизме. У нас был коридор рядом с Алексеевским, где 20 с лишним магистральных коммуникаций: газопроводы, нефтепроводы, правительственная связь. У нас был опыт работы с «Газпромом», мы практически все прошли, осталась одна труба — этиленопровод, который идет из Башкортостана на «Оргсинтез». Мы отправили запрос в «Оргсинтез», а оттуда нам выкатили огромную сумму на переврезку. Они посчитали остановку и убытки завода и насчитали около 60 миллионов рублей. Это же невозможно!

Я пошел к Рафкату Кантюкову (гендиректор ООО «Газпром Трансгаз Казань»прим. ред.), спрашиваю: когда вы на профилактику останавливаетесь, чтобы можно было сделать переврезку? Отвечает: «Ты что, я свыше 10 лет работал и никогда не останавливался, такого нет». А что я могу сказать? Придется 60 миллионов платить, ухожу, а он говорит: «Бумаги-то оставь». На следующий день мне звонит: «Так, завтра в 6 часов начинается работа, будь готов». Ну ладно, у нас опытные бригады, мы выдвинулись в резерв. Они в 6 часов утра пришли со своей техникой и людьми, в 5 часов вечера ушли, сделали переврезку за 11 часов. Обошлось нам это в миллион с копейками.

— Государственный подход.

— Это не государственный подход, это человек, это профессионализм. Он мне ничего не пообещал, я ушел весь в трансе, а он показал специалистам, посмотрели, приняли решение. Но он же дал задание сделать, а не рассмотреть! Нерешаемых вопросов нет, есть только вопрос цены и времени. Если хотят — дорога будет, если нет... Вопрос именно в желании решить ситуацию.

— Кстати, почему «Татнефть» не участвует в проекте?

— Вы же видите, как «Татнефть» сегодня участвует во всех проектах, ее доят со всех сторон. Она свои заводы строит, для других строит, поддерживает банки. У «Татнефти» нет ресурсов. Когда я сказал, мол, давайте дорогу строить, мне ответили: «Договорись, если мы в ветхий фонд платить не будем, то дадим деньги на дорогу». Но вы же понимаете, что никто на это не пойдет.

«Все считают, что я на этом наживаюсь. Когда я начинал, все главы были «за», а когда я начал оформлять земли, все начали выкатывать такие требования!»
«Все считают, что я на этом наживаюсь. Когда я начинал, все главы были за, а когда я начал оформлять земли, все начали выкатывать такие требования!»

НА «ШЕЛКОВОМ ПУТИ» ВСТАЛ «МЕРИДИАН»

— Кроме денег какие еще препятствия стоят на пути проекта?

— Проблема для Татарстана в том, что появился второй проект дороги — «Меридиан». Его лоббирует [Александр] Рязанов (экс-зампред «Газпрома», экс-президент «Стройтрансгаза»прим. ред.), он собрал предпринимателей определенных, они заручились поддержкой, у них в лоббистской группе [Игорь] Шувалов (вице-премьер РФприм. ред.), [Вячеслав] Володин (замруководителя администрации президента РФприм. ред.), министр транспорта [Максим] Соколов. Они написали письмо Путину, Путин отписал, чтобы дали предложения. Они говорят, что они за свои деньги построят, государственных денег не надо.

— А как «Меридиан» проходит?

— Дорога идет через Самару, Саратовскую область, через Ульяновск, Пензу, Орловскую область и выходит на Смоленск и Беларусь.

— То есть минуя Питер и Татарстан?

— Да. Они продекларировали, что построят ее очень дешево. Первое время они говорили, что один километр дороги будут строить за 60 - 70 миллионов рублей. Но когда я с ними в первый раз встречался, то я им показал, что только верхний слой одежды дороги стоит 70 миллионов или больше. Если даже нет ни земляного полотна, если ничего не выкупать, нет ни мостов, ни путепроводов, если просто асфальт класть, это будет 70 миллионов.

Сейчас они продекларировали 120 миллионов. За такие деньги километр скоростной дороги не строится! Но они декларируют, и их никто не отметает, потому что это все-таки инициатива, они лоббируют этот проект. Мне сказали, что они уже начали обход земель. Я разговаривал с вице-губернатором Брянской области, он сказал, что уже отводит им карьеры, они там закупают, готовят.

— У них все-таки континентальный путь, а у вас — морской: на конце порт Усть-Луга...

— Наша дорога позволяет выход на Мурманск и Архангельск, контейнерные грузы Юго-Восточной Азии, не только Китая, а даже Индии, Вьетнама и Лаоса можно перебрасывать в Мурманский порт, и оттуда — в США или Европу через Усть-Лугу. Это наиболее короткий и дешевый путь доставки грузов.

— Проект «Меридиан» застопорит «Шелковый путь»?

— Угроза нашему варианту есть. Вы же сами говорите, что денег нет, и чиновники говорят, что денег нет. Поэтому вопрос стоит так: раз у вас 660 миллиардов, а они хотят построить за 300, мы им дадим деньги.

— Так они же на свои деньги хотят строить?

— Конечно, они лукавят. Они просто пытаются перетащить одеяло на себя, а потом скажут: мы подготовили, давайте деньги.

— В связи с этим не боитесь, что деньги, которые вы вкладываете, пропадут?

— Как Минтимер Шарипович сказал: «Фоат, даже если сейчас захотят закопать то, что ты сделал, никто не сможет». Эта линия нашей дороги видна с самолета, из космоса, ее никуда не денешь, она существует.

«Я вам гарантирую, что через 15 лет вы из Казани до Альметьевска проедете по нашей асфальтовой дороге. Там можно будет и 300 километров в час развивать»
«Я вам гарантирую, что через 15 лет вы из Казани до Альметьевска проедете по нашей асфальтовой дороге. Там можно будет и 300 километров в час развивать»

«Я АВАНТЮРИСТ, НО РАСЧЕТЛИВЫЙ»

Может, вы просто авантюрист?

— Авантюрист. Но я расчетливый авантюрист, я просчитываю риски. Но 100-процентной гарантии нет, я просто работаю, и я уверен, что здесь будет выгода.

— Хобби у вас такое...

— Бог мне просто дал деньги, куда же их девать? Я вожу своих детей по дороге и говорю: «Дети, если со мной что-то случится, деньги не ищите — они здесь закопаны». Они отвечают: «Папа, только ты можешь такое придумать».

— За доброе имя работаете?

— Не знаю. А вдруг кассовые аппараты на дороге будут, деньги посыпятся?..

— А про вас вспомнят, когда кассовые аппараты заработают?

— Откуда я знаю? Может, мои дети будут в кассовых аппаратах сидеть и собирать.

— То есть у вас сомнений нет, что все это рано или поздно будет?

— У меня никаких сомнений нет. Я авантюрист, но расчетливый. Возможно, к этой дороге проявят интерес арабские инвесторы. Это же готовый инфраструктурный проект! Сегодня в мире денег много, все прекрасно понимают, что они сгорят, все офшоры в том числе. Поэтому китайцы не зря ищут — им нужно материализовать свои триллионы долларов, поэтому они никому не хотят помогать, они просто хотят сохранить тот капитал, который есть. Они строят в Африке, скупают земли, маршруты, проявляют интерес к России, потому что им нужно загрузить работой своих рабочих. Они хотят инвестировать деньги, так они станут владельцами материальных активов. Арабы хотели купить порт в США, но им не продали. Китайцы тоже много чего хотят в Штатах купить, но им не продают. Китайцы же не дураки, поэтому они в России купят. Но Россия им тоже все не продает, крупнейшие активы, богатства не продаются — запрещено законом.

— Ну тогда китайцы, наверное, готовы вас на руках носить!

— Нет, это величайшее заблуждение, что китайцам нужна эта дорога. Зачем она китайцам? Это такая нация, которая никуда не торопится. У них горизонт планирования — не менее 30 лет. Разговорами о том, что будет завтра, они не заморачиваются: 30, 50, а то и 100 лет.

И я не спешу. Я вам гарантирую, что через 15 лет вы из Казани до Альметьевска проедете по нашей асфальтовой дороге. Там можно будет и 300 километров в час развивать. Институт железнодорожников дал заключение, что за исключением некоторых участков можно развивать скорость 450 километров.

Кстати, вы в китайские перспективы верите? Сейчас думают, особенно на Западе, что Россия — союзник с Китаем.

— Нет никакого союза, просто китайцы воспользовались моментом, чтобы снова доить Россию. Государственности китайцев свыше 3 тысяч лет. Если при императоре 2 тысячи лет назад каждый чиновник был обязан сдавать экзамен, а его сдавали даже принцы, то сегодня то же самое — чтобы стать чиновником, ты должен сдать экзамен. Там чей-то родственник или сын никогда на должность не встанет. У них тысячелетия система работает, формирование властных структур...

— Добрососедские отношения невозможны?

— Возможны. Но они выгодны для китайцев. Если для них это невыгодно, они даже не шелохнутся. А наши иногда делают такие вещи, которые невыгодны для России, вынужденные ходы предпринимают.

— 12 лет прошло, через 15 лет обещаете — у вас планирование тоже по-китайски...

— Да. А мне на кого надеяться? На Бога? Я и сам должен работать. Мы просто работаем, шаг за шагом методично ведем работу по строительству дороги.

«Качественную дорогу нужно делать изначально — начинать с земли, а не просто сверху асфальт положить. Нужно готовить основание, все зависит от него»
«Качественную дорогу нужно делать изначально — начинать с земли, а не просто сверху асфальт положить. Нужно готовить основание, все зависит от него»

«И ЧИНОВНИКИ-ОДНОДНЕВКИ, И ФИРМЫ-ОДНОДНЕВКИ»

Почему вы строите где-то дороги, если около вашего предприятия — «Алсу», СМП-Нефтегаз» — дороги просто ужасающи? Там как будто ковровой бомбежкой прошлись, ездить можно со скоростью 5 километров в час. (Айдар)

— Это моя принципиальная позиция.

— Почему?

— Те дороги, которые я в городе строил, и сегодня в рабочем состоянии. Сегодня можно пройти по улице Ленина — как будто только в том году асфальт положили. Она 15 лет простояла! После нас были десятки компаний, строили, а потом все эти дороги развалились.

Так вам заказ не дают?

— Конечно, не дают. Мы откаты не даем, халтуру не делаем. Они дают нам рубль и говорят, мол, сделайте, а дорога стоит, например, 3 рубля. За 3 рубля мы даем гарантию, что это будет настоящая дорога, а они говорят, что у них только рубль. Я не буду за рубль делать, потому что у меня есть совесть, имя.

Сколько стоит километр хорошей дороги в городе?

— Нормальная дорога будет стоить примерно 40 - 45 миллионов за километр.

В России умеют строить дороги? Или денег недостаточно выделяют? Или воруют много?

— Качественную дорогу нужно делать изначально — начинать с земли, а не просто сверху асфальт положить. Нужно готовить основание, все зависит от него.

— Чиновники говорят, что понимают это, но на хорошую дорогу денег нет....

— Ну ты сделай не 10, а 1 километр. Нет, их страх одолевает: что люди скажут, на нас напишут, спросят, почему ямы... Ну пусть будет 9 километров в ямах, зато 1 километр будет нормальный, на следующий год — еще 1 километр. В течение 10 лет будет сделано 10 километров, которые будут 50 лет работать. Но никто не хочет брать ответственность, все живут одним днем: и чиновники-однодневки, и фирмы-однодневки.

Нельзя ли класть дороги из бетонного основания? Они же вечные практически. (Азат)

— Без проблем!

— То есть мы не хуже немцев, там нет таких секретов, которыми мы не владеем?

─ Конечно. Как на рынке: есть яблоки за 100, за 120 и 150 рублей. Хочешь хорошие — заплати. Почему-то все чиновники ездят на иномарках, а дорогу хотят сделать за три копейки. Так же не бывает. Хорошие вещи стоят дорого.

А скупой платит дважды.

— Даже трижды и четырежды.

«В ДУМЕ НЕНАВИДЯТ ТАТАРСТАН, ГОВОРЯТ, ЧТО МЫ ВСЕ СЕБЕ ТАЩИМ»

Вы сказали, что нет воли тех людей, кто отвечал бы за длительные перспективы. С другой стороны, многие чиновники десятилетиями сидят на высших должностях...

— Они сидят на вулкане, у них наготове чемодан, загранпаспорта, счета за границей. У них же нет родины.

— Но вы все-таки не Татарстан имеете в виду? У нас пока ни один не сбежал.

— Поэтому у нас и дела идут. В Думе ненавидят Татарстан, говорят, что мы все себе тащим. Я говорю: а мы же работаем, хотим, чтобы и у вас так было, а вы не хотите закон подписать. Они отвечают: «Но вы же все равно больше получите». А вы работайте и тоже больше получите! Чтобы мы не получили, они не ставят подписи: и сами не получат, и нам не дадут. Такие есть депутаты, их не переубедишь.

В Думу не хотите вернуться? Для вашей работы это помощь была бы.

— Есть вещи, которые зависят не от меня. Желающих много, президентом хотят быть все, но место-то одно.

С вашими-то капиталами можно было вопрос решить...

— Там капиталистов тоже не любят. В Думе я занимал 11-е место по доходам. Но по сравнению с теми людьми я — нищий, все остальные — Корейки, подпольные миллионеры.

«Да, у него [Айрата Хайруллина] нестандартное мышление, он кому-то не нравится, кто-то возмущается, но к руководителю всегда найдется повод для претензии»
«Да, у него [Айрата Хайруллина] нестандартное мышление, он кому-то не нравится, кто-то возмущается, но к руководителю всегда найдется повод для претензии»

«Я ЕДИНСТВЕННЫЙ ГЛАВА, КОТОРЫЙ ДОБРОВОЛЬНО УШЕЛ»

Читатели спрашивают, хотите ли вы быть главой Альметьевска и Альметьевского района.

— Не буду скрывать: Рустам Нургалиевич открыто предлагал мне возглавить Альметьевск, когда я из Думы вернулся, 5 лет назад. Потом намекал. Но я не чиновник, это не мое. Если бы я хотел быть главой, я бы не ушел, попросив на это разрешение у Минтимера Шариповича. Я единственный глава, который добровольно ушел.

Хайруллин не справляется с ролью главы администрации Альметьевска. Коррупция, особенно в ЖКХ, грозит вывести на улицы разгневанных жителей многоквартирных домов, которые уже не в состоянии оплачивать нереальные суммы за ЖКУ. Неужели вас это совсем не беспокоит? Вы ведь тоже житель этого города. (Хакимова Р. И.)

— Считаю, молодые должны работать. Да, у него нестандартное мышление, он кому-то не нравится, кто-то возмущается, но к руководителю всегда найдется повод для претензии. Человек дерзает, те вещи, которые он делает, я бы, например, не смог. Я хозяйственник, я бы решал другие вопросы, но такого полета у меня уже не было бы.

— А не смущает, что человек пороха не нюхал, ничем не руководил?

— Есть такой момент, но сегодня вся страна такая. Если президент ему доверил, значит, он достоин этого места. Президент все-таки разбирается в людях. То, что у него опыта нет, — это дело наживное, а с остальным он справляется, это время покажет.

В первый год моей работы главой меня весь Альметьевск проклинал, потому что весь город перерыл — дороги строил, менял трубы. Потом все возмущались кольцевыми развязками — мол, на гранитном бордюре воруешь деньги. Приезжала комиссия «Татнефти», проверяла...

Удел руководителя — всегда быть под пристальным вниманием, и, как говорит моя мама, всегда можно найти вину руководителя. Но страха быть не должно. Я главу спросил: «Нет у тебя страха?» Отвечает: «Нет». «Уверен в своей правоте?» — задаю вопрос. «Да, — говорит, — я всех пересажу на велосипед». «Раз ты уверен ─ действуй», — говорю. Если человек уверен, зачем ему крылья подрезать? Пусть делает.

— Но Рустам Нургалиевич по ступенькам поднимался...

— Поэтому он и президент.

— Таких руководителей много в республике, кто все ступеньки прошел.

— Поэтому они и востребованы: Айрат Фаррахов, Марат Хуснуллин в Москве работают. Выходцы из Татарстана там востребованы.

«Если акула не двигается, ее разрывает, вот и он [Рустам Минниханов], если двигаться не будет, то погибнет. Это генетический дар...»
«Если акула не двигается, ее разрывает, вот и он [Рустам Минниханов], если двигаться не будет, погибнет. Это генетический дар...»

«РУСТАМ НУРГАЛИЕВИЧ У НАС ОДЕРЖИМЫЙ»

— Если татар допустить к власти, они порядок наведут во всей России?

— Кто татар допустит до власти?

— Только Путин.

— Он и так поддерживает татар, и так все возмущаются. Я ему не завидую, потому что каждый губернатор заходит и говорит: «Владимир Владимирович, почему вы все татарам даете?» А он говорит, мол, татарам даешь, так от них хоть толк есть, а вам сколько ни дай, все как в черную дыру.

В чем секрет татар и Татарстана?

— Трудолюбие. Это менталитет территории. Если ты на севере живешь и не приготовишься к зиме, то умрешь. Эта территория изначально была территорией созидания. Почему китайцы работают? Им же без разницы, кто у власти. Утром мы просыпаемся и кушать хотим, китаец тоже кушать хочет, но мы, если не поедим, на работу не пойдем, а китаец, даже если у него нечего есть, пойдет на работу и будет работать, пока у него есть силы. Он во главу угла еду не ставит. Мы работаем ради еды, а китаец работает потому, что он человек и обязан трудиться, запрограммирован, это ментальность той территории. Если они трудиться не будут, то умрут.

— Но есть же соседние регионы — Кировская область, Чувашия, Марий Эл...

— Значит, на этой территории потребности ниже. У меня был водитель, ему платили хорошую зарплату, а он увольняется: я лучше меньше буду получать, но в таком темпе работать не буду. Те люди, которые не могут на этой территории жить, уходят. Ментальность нашей территории — в трудолюбии.

Хотите ли вы быть президентом РТ? А, возможно, и РФ? (Анонимно)

— Я же сказал — даже главой не захотел быть. Я человек ленивый, день и ночь работать не могу. Это Рустам Нургалиевич у нас одержимый, он круглосуточно летает, работает. Он в дороге спит: когда есть момент, закрывает глаза и засыпает.

А в чем у него мотивация?

— Потому что он татарин. Если акула не двигается, ее разрывает, вот и он, если двигаться не будет, погибнет. Это генетический дар, данный ему Богом, это его предназначение. Это было видно и раньше.

А Минтимер Шарипович чем от него отличается?

— Мудростью. Он никогда ни одного шага не сделает, не взвесив все за и против.

И какая модель более работающая?

— Обе работают. В жизни не должно быть трафаретов. Выполнил человек функцию — функция меняется, я ставлю другого человека. У нас в компании работают четыре бывших гендиректора, они же из компании не ушли, работают на других должностях. Те, кто ушел, мечтают вернуться.

«Наиль Ульфатович Маганов (слева) ─ неординарный человек. Он просчитывает, осознает, планирует. Внешняя оболочка ─ это не он»
«Наиль Ульфатович Маганов (слева) ─ неординарный человек. Он просчитывает, осознает, планирует. Внешняя оболочка это не он»

«НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ «ТАТНЕФТИ» ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНА»

— Вы акционер «Татнефти»?

— Сейчас — нет, а раньше у меня были достаточно большие пакеты акций, одно время я даже пытался набрать огромное количество, но потом мы от этого отказались. Тогда ресурсы нужны были, мы брали кредиты под 240 процентов в 90-х годах, держать пакет акций не имело смыла. Мы же тогда стремительно развивались в разных направлениях.

Чем отличается Маганов от Тахаутдинова? Чувствуется ли новая рука в «Татнефти»?

— Его действия некоторым не нравятся, но Наиль Ульфатович Маганов — неординарный человек. Он просчитывает, осознает, планирует. Внешняя оболочка — это не он. У него определенный стиль. Когда он был замгенерального по продаже нефтепродуктов, он каждый день ходил под угрозой жизни. Одно время у «Татнефти» были долги перед нашей компанией, я поездил за ним, посмотрел — не каждый выдержит такое. Это было в 1998 году. Он закаленный. У него и отец — нефтяник, брат тоже там работает.

А нет опасности, что «Лукойл» поглотит «Татнефть»?

— Нет. Если бы он мог, давно бы поглотил. Но национализация вполне возможна.

— А поглощение олигархическим капиталом?

— Нет. «Роснефть» может поглотить, потому что это не олигархическая, а практически государственная компания. Для Татарстана это было бы серьезной потерей.

— Элиты это осознают?

— Да, все понимают, но есть вещи, которые вне нашего сознания, на которые мы не можем повлиять. Говорят же: если ты не можешь повлиять на ситуацию, не думай о ней. Если я не могу повлиять на нее, я об этом не думаю, но в своих действиях, прогнозах на перспективу я вполне готов к национализации, поглощению — все эти вещи в сценарии будущего присутствуют.

«БИЗНЕС ONLINE» НЕ СТЕСНЯЕТСЯ В ВЫРАЖЕНИЯХ»

— «БИЗНЕС Online» читаете?

— У меня в телефоне вложена ваша страничка, несколько раз в день читаю. «БИЗНЕС Online» более оперативно дает информацию и не стесняется в выражениях. Порой интересны не столько сами статьи, сколько комментарии: обратная связь говорит, какое мнение существует в обществе. А так как я нахожусь на острие внимания, мне важно, чтобы я не стал белой вороной в этом обществе.

Вы видели анонс на сайте о встрече с вами? Читали комментарии? Правда, приятно?

— Да. Это редко бывает, обычно богатых людей хают.

Окончание следует.

Фоат Фагимович Комаров родился 26 июня 1958 года в Альметьевске Татарской АССР. Окончил Казанский государственный университет по специальности «механик» (1984), Академию народного хозяйства при правительстве РФ (2003).

1984 - 1990 — инструктор, первый секретарь альметьевского горкома ВЛКСМ.
1990 - 1991 — заместитель начальника СМУ альметьевского многоотраслевого акционерного общества.
1991 - 1993 — заместитель директора строительного малого предприятия-91.
1993 - 1996 — директор ТОО строительного малого предприятия-2000.
1996 - 1999 — председатель совета директоров ОАО «СМП-2000».
1999 - 2000 — и. о. главы администрации Альметьевского района и Альметьевска РТ.
1999 — заместитель главы администрации Альметьевского района и Альметьевска РТ.
1999 - 2004 — депутат Государственного Совета РТ второго созыва.
2000 - 2001 — глава администрации Альметьевского района и Альметьевска — председатель альметьевского объединенного совета народных депутатов РТ.
2001 - 2007 — председатель совета директоров ОАО «СМП-2000».
2004 - 2007 — депутат Государственного Совета РТ третьего созыва.
2007 - 2011 — депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ от РТ.
C 2011 года — советник генерального директора ОАО «СМП-Нефтегаз».

С октября 2014 года — депутат Государственного Совета РТ пятого созыва.

Почему в России дороги такие недолговечные?
4%Жалеют денег – на то, что дают, нормально не построишь
50%Вся проблема в воровстве и коррупции
1%У нас слишком суровые климатические условия
9%Проблема в отсталых технологиях и стандартах
22%Специально делают плохо, чтобы потом осваивать деньги на ремонте
14%Никто не несет ответственности – чуть что, подрядчики исчезают
0%Дороги делают нормально, просто объемы недостаточные
Ваш голос учтен
Предприятия: СМП-Нефтегаз
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (116) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.04.2016 08:24

    не хают, а держат в тонусе

    • Анонимно
      21.04.2016 11:03

      раз уж Фоат Фагимович любит объективную критику в комментариях, то тогда бы рассказал что его сын 3 года замом руководителя исполкома Альметьевска по ЖКХ был, до прихода Айрата Хайруллина, и ни одну проблему не решил и текущий развал отрасли как раз идет от того что 3 года в сфере ЖКХ управления нормального не было.

    • Анонимно
      21.04.2016 14:33

      Будет поддержан и реализован "самарский" проект.
      В том виде, в каком Проект представил Комаров Бабаю - документ реализован не будет. Причина одна - не позволит Центр. А именно потому, что комаровский проект рассчитан на укрепление вязей с казахами и тд. А это - прямая угроза территориальной целостности РФ даже в среднесрочной перспективе. Поэтому перспектива Проекта Комарова: максимум межрегиональный статус.
      На счет самого Комарова. Статья хорошая. Комаров чем больше годков - тем меньше стесняется в выражениях. На фоне остального партхозактива РТ - он явная белая ворона. Хотя хитрота в высказываниях еще присутствует. Надеется еще. Зря.
      Биспудписи.

      • Анонимно
        21.04.2016 23:01


        Глупость в ваших рассуждениях очевидная:
        " А именно потому, что комаровский проект рассчитан на укрепление вязей с казахами и тд. А это - прямая угроза территориальной целостности РФ даже в среднесрочной перспективе. "

        Потому-что альтернативный проект через Самару и Саратов все равно упирается в Казахстан, а не сразу в КНР.

        Чтобы они не строили мимо Казахстана не продешь. И ваши аргументы против вас и стреляют.
        Браво Комаров!
        А его слова:
        " Я говорю: а мы же работаем, хотим, чтобы и у вас так было, а вы не хотите закон подписать. Они отвечают: «Но вы же все равно больше получите». А вы работайте и тоже больше получите! Чтобы мы не получили, они не ставят подписи: и сами не получат, и нам не дадут."
        Сердцевина убогой философии антитатарстанцев - губителей России.

        • Анонимно
          22.04.2016 11:17


          Поддержу.
          Казахстан в разы надежней для России, чем батька, который торгуется с Западом постоянно и спекулирует нашими теплыми связями.
          Назарбаев никогда не поступал и не поступает как Лукашенко.
          Далее.
          Куда идет антикомаровский путь?
          - В Смоленск с очень проблемной незалежной Украиной с ее бандеровскими руководителями,
          ненадежной лукашенковской Белоруссией и явно агрессивной Польшей.

          Трасса Комарова на порядок безопаснее и перспективнее для России, чем альтернативный вариант.

          Казак Поволжья

  • Анонимно
    21.04.2016 08:31

    вложил ЛИЧНЫЕ 18 !!! миллиардов. Вот это по нашему

    • Анонимно
      21.04.2016 10:21

      Вот-вот.
      Пройдет лет через 300 непрерывного капитализма - тогда и можно будет говорить о честных личных миллиардах.
      А сейчас всем очевидно, что деньги-то были народные, а личными стали путем магии и волшебства.

    • Анонимно
      21.04.2016 11:44

      то что Комаров вкладывает свои деньги это действительно так. Но интересно Ильшат Фардиев владеет в СМП-Нефтегазе пакетом чуть меньше 10%, он партнер Фоата Комарова или просто инвестор

  • Анонимно
    21.04.2016 08:32

    открыто говорит правду о проекте - самарские обгонят - и все поедут с южной стороны и денежки мимо носа... абсолютно прав в этой борьбе!

    • Анонимно
      21.04.2016 10:07


      С одной стороны это было ожидаемым. Я имею в виду самарский проект. С другой стороны видна эволюция Комарова в деле строительства участка Казань-Питер. Как я понял, сегодня Ф.Комаров согласился на проект через Москву, фактически переместившись работать только в Татарстане.

      Но, всё же хотелось бы сказать о другом. Дороги дорогами, но основная фишка - это точки А и Б на противоположных полюсах этих дорог. Это таможенные терминалы, куда и приходит автотранспорт, проехав по этим дорогам. Они(терминалы) требуют на порядок меньше денег. Они (терминалы) частные. Тем более на северо-западной границе России.

      Практик.

  • Анонимно
    21.04.2016 08:39

    Кто-то после себя оставляет прозвища как-то "Миша 2%", а кому-то люди в благодарность ставят памятники или хотя бы в душе говорят спасибо. Фоат Фагимович в память о себе оставляет хорошую дорогу. А о чиновниках-однодневках забудут, если не завтра, то послезавтра.

    • Анонимно
      21.04.2016 09:22

      вы в курсе откуда растет прозвище Миша 2%?

      • Анонимно
        21.04.2016 09:44

        навет недоброжелателей так же как кличка "А мне?"

      • Анонимно
        21.04.2016 11:43

        Я в курсе. Когда видео женатого Касьянова с Пелевиной посмотрел на ютубе, заодно прочитал, что это его за честность так олигархи неправильным прозвищем наградили. А видео с Пелевиной просмотренное укрепило во мнении, что Касьянов - это честность и непорочность в квадрате.

        • Анонимно
          21.04.2016 14:44

          Касьянов мужик,что и доказал.А флэшки с видео на всех есть,даже не сомневайтесь.

          • Анонимно
            21.04.2016 19:13

            А кто ж спорить-то с этим может? Только ведь человек на противопоставлении с бесчестными людьми себя делает. А в итоге такой же как и они, просто не у власти сегодня....

    • Анонимно
      21.04.2016 11:36

      2% - это памятник можно ставить в положительном смысле. Сейчас откаты в России - редко меньше 50%.

      • Анонимно
        21.04.2016 19:15

        2% просто за информацию какая часть просроченного советского долга будут гаситься прежде всего, чтобы этот долг другие по дешевке скупили, очень даже нормальный тариф. Речь-то идет о сотнях миллионов долларов долгов.

  • Вообще не верю в этот проект. Дороги должны строиться параллельно уровню жизни граждан. Чтобы по ним можно было на чём ездить и что возить (в плане рентабельности). Когда Гитлер в 30 г. строил автобаны. Задумка была прежде всего, чтобы большее часть населения трудоустроить и дать им возможность, за счёт заработков на строительстве этих самых автобанов, вылезти из полной нищеты, в которую Германия в конце 20-начала 30-х впала.
    А у нас-то это зачем? Народ нищает, промышленность масштабно не развивается. Тем более трасса планируется быть платной. Кто, откуда, как платить? Не знаю, может я и не прав конечно. Но мне так кажется. Никто не может уяснить российскую историческую закономерность: все мега-проекты ей смерти подобно. Пример, Олимпиада в Сочи, которая не окупиться вообще никогда.

    • Анонимно
      21.04.2016 09:29

      Олимпиада не была и не будет коммерческим проектом. А Комаров просто так не будет вкладываться, ни один бизнесмен не будет вкладываться без планируемой отдачи. Читайте между строк. Пока вся дорога не построится - будет платный кусок, частный. с Удовольствием поеду, без камер, ям и ГИБДД. Пример - М4.

      • Анонимно
        21.04.2016 09:49

        Без камер и ГИБДД это вы батенька размечтались. Автодории в любом случае будут висеть, на то дорога и платная чтобы вы платили. Единственное скорость там будет 130, для вас соответсвенно 150.

      • Уважаемый ком 9.29. Таких как Вы, сколько 5-10%. А должно быть минимум до 70%. А зачем что-то проводить и строить, живя, не важно при капитализме или социализме, если априори не окупится никогда. Бог с ним, как говорится с объектами Олимпиады. Но их ведь обслуживать ещё надо, чтобы они лет через 30-50 не оказались развалинами Колизея. Правильно?! Тоже самое и с дорогами Комарова. " Где, деньги, Зин"? Народ России 70% не просто бедный, а нищий. И нищим, судя по всему, он будет всегда. Вопрос: как обеспечить рентабельность? " Широко шагаешь, штаны порвёшь", - говорят в народе. А народ, как известно, никогда не ошибается, в отличии от имущих и власть предержащих.

        • Анонимно
          21.04.2016 12:26

          согласен с тем что не для нашей страны...а если еще вспомнить что мы в Татарстане (а наши чинуши-самые жадные во всей стране) - то сразу можно крест ставить

  • Анонимно
    21.04.2016 08:50

    да активный человек и живая статья...

  • Анонимно
    21.04.2016 08:55

    Дочитал до объема предстоящих работ и срока к 2020 году. БОльшая часть - только проекты на бумаге, частично даже проектов нет (Шали-Сорочьи Горы, например). Для кого эти сказки?
    18 млрд своих он вложил, ага. А потом, бац, и дорога платная.

  • Анонимно
    21.04.2016 08:55

    Все свои такие хорошие, а все несвои - такие нехорошие. Ничего нового.

  • Анонимно
    21.04.2016 08:56

    Заголовок статьи очень верный,респект службе СМП-Нефтегаз по взаимодействию с прессой. Комарову Ф.Ф удачи в его нелегком труде,народ все видит и все понимает.Главная оценка - ДОСТОИН УВАЖЕНИЯ.

  • Анонимно
    21.04.2016 08:59

    для государства вообще первоочередная задача должна быть развитие коммуникаций, все забывают про мультипликационный эффект - во первых свяжет регионы физически, во вторых торговля, в третьих туризм. люди ездят деньги оставляют, все работают деньги крутятся друг у друга покупаем, продаем.


  • Анонимно
    21.04.2016 09:02

    интересная статься, спасибо

  • Анонимно
    21.04.2016 09:04

    Приятно почитать умного человека с утра. Сил и удачи ему!

    Правда, те- от кого зависит решение проблем его бизнеса , к сожалению, эту газету не читают. И комментарии больше от обывателей, чем специалистов и государственно думающих чиновников.

    " ─ То есть теперь заходи и строй?

    — Да, юридически все сделано, только деньги нужны"
    Умиляет только деньги нужны, а кому они сейчас не нужны...?! И самое грустное, что кому-то уже на еду, учебу детям не хватает...
    Наверное, миллиона десяти хватило бы, чтобы во всех школах, а не там, где заводы богатые есть и т.п., сделать обеды в кризис бесплатными.
    Возможно, что у китайце не едят, а работают больше, но что-то я не заметил, чтобы дети некоторых тоже не ели, а больше работали и не ездили на дорогих иномарках. Видимо, нам еще далеко всем до китайцев. Будем стремиться широко мыслить, меньше есть и больше работать.

    • Анонимно
      21.04.2016 09:22

      Давайте будем объективны, люди с разными доходами мыслят по разному.
      КОгда не стоит вопрос, что бы мне сделать, чтобы покушать, то можно уже о более высоких вещах подумать.

      Доводилось слышать от обеспеченных людей такие фразы, как "деньги не главное", но у них другие категории мышления.

      А так, можно только удачи пожелать только за то, что нефтяные деньги оставляет в республике, а не везет в оффшоры.

      Rome

  • Анонимно
    21.04.2016 09:11

    Удачи Вам Фоат Фагимович, дай Вам Бог здоровья.

  • Анонимно
    21.04.2016 09:12

    Вложить такую сумму своих денег в проект, который принесет прибыль не скоро-патриот

  • Анонимно
    21.04.2016 09:14

    Очень приятное впечатление от статьи. Побольше бы таких бизнесменов в России...

  • Анонимно
    21.04.2016 09:16

    спасибо что опубликовали и ответили на мой вопрос про дороги около СМП, неожиданно )
    Айдар

  • Анонимно
    21.04.2016 09:26

    респект ему за недорогой пропан
    спасибо
    И себе зарабатывает и людям нормально

  • Анонимно
    21.04.2016 09:30

    Когда дорога заработает - это будет прорыв для татарстана. На одной только придорожке можно будет жить всей республике

  • Анонимно
    21.04.2016 09:36

    ─ Сколько нужно денег?

    ─ По нашим расчетам, километр стоит 300 миллионов, умножаем на 2,3 тысячи километров, получается почти 700 миллиардов рублей.

    ─ Но до 2020-го всего четыре года осталось...

    ─ .... Половина есть.


    бгг, половина есть, но деньги нужны все равно на все 2,3 тыщи км)

  • Анонимно
    21.04.2016 09:38

    Да, у Комарова есть и совесть, и имя. Спасибо.

  • Анонимно
    21.04.2016 09:53

    Красавчик! Настоящий мужик!
    От Шалей дорога будет строиться дальше или нет?

  • Анонимно
    21.04.2016 09:55

    хорошее интервью, молодцы как всегда)))

  • Анонимно
    21.04.2016 09:57

    Редакция подготовила отличный репортаж с замечательным человеком. Хотелось бы как жителю Набережных Челнов прочитать подобный с главой нашего города. Почему то он (мэр) закрыт для открытого общения и с людьми и с прессой.

    • Анонимно
      21.04.2016 11:38

      Итак только про Челны БО и пишет . Вот про Казань больше хотелось бы !

      • Анонимно
        21.04.2016 14:42

        У нас в Челнах только криминальное чтиво и строгая цензура. Поэтому новости только в БО узнаем.

  • Анонимно
    21.04.2016 09:59

    Дорога очень нужна.Какие же мы ворота Востока без этой дороги.Дорога это все.Это экономика,это общение,это - жизнь.
    Рэхмэт, Фоат эфэндэ!

  • Анонимно
    21.04.2016 10:06

    Уважаемый Фоат!!
    Лично обращаюсь к Вам как Татарин живущий не в Татарстане с тем что преклоняюсь перед Вашим ВИДЕНИЕМ развития нашего родного Татарстана!!
    Вы возвращаете быль в реальную ЖИЗНЬ.
    До 17 гг эту ДОРОГУ,ВОСТОЧНУЮ дорогу ТОРГОВЛИ практически КОНТРОЛИРОВАЛИ именно ТАТАРСКИЕ купцы в большей степени!!
    Ваше преимущество перед многими БОГАТЫМИ
    соплеменниками в том что Вы реализуете ПРОЕКТЫ именно для свой РОДИНЫ, Татарстана!!!!!!!!!
    Аллах (мир ему)Вам в помощь!!!
    У Вас всё получиться,тем более Ваше дело поддерживает РУКОВОДСТВО Татарстана а именно Уважаемый Рустам Нургалиевич!!!
    Это пример и другим дорогим БОГАТЫМ соотечественникам Татарам как надо работать на благо МАТЕРИ РОДИНЫ!!
    Желаю Вам здоровья!!
    Желаю Вам удачи!!
    С УВАЖЕНИЕМ к Вам дорогой Фоат.
    Простой человек

    • Анонимно
      21.04.2016 10:40

      Вот и вы берите пример с Комарова! Как то вы проговорились, что богатый человек, а живёте почему то в Москве. Почему не на родине? Почему не хотите вкладывать в экономику татарстана??

  • Анонимно
    21.04.2016 10:26

    Человек - созидатель... Таких людей - ЕДИНИЦЫ ( это штучный товар)!!! Правительству РТ нужно ставить эту дорогу в самые приорететные проекты Татарстана. А г-ну Комарову остается только желать удачи, здоровья,долгих лет жизни и конечно терпения!!!( у нас такие проекты делаюся ну очееееень доолгоо, и срок 2020г. думаю не последний)

  • Анонимно
    21.04.2016 10:31

    Все по делу. Необходимо изыскивать возможности финансирования проекта. Но, кажется, прще заработать, нежели договариваться с инвесторами.

  • Анонимно
    21.04.2016 10:34

    Вот бы Комарова мэром Казани или Нижнекамска. Было бы супер но он не хочет. Или главой Черемшанского района там очень тяжелое полож.

  • Анонимно
    21.04.2016 10:47

    Сейчас все живут одним днем потому, что в нашей стране нет уверенности в завтрашнем дне. Бардак, никто ни за что не отвечает, мед.персонал сокращают по 300 человек сразу, это вообще что творится?

  • Бизнес должен быть в России точечным. Царь 1 при строительстве С-Петербурга сгноил 300 тыс. работящего люда, у которых между прочим руки не из попы росли. Это, что бизнес? Да, город красивый, но полностью трупный. Может и не совсем удачный пример. Но,сейчас, в Москве и в Питере, допустим, до 20% социального (наёмного) жилья. Бюджеты этих городов тоже, что-то имеют. Не в ущерб себе существуют. Люди, специалисты, студенты, простые работяги живут, работают на благо этих городов - потому что, даже при невысоких зарплатах, - есть где жить. Вот она на чём должна зиждется политика, в том числе национальная. А Ф. Комаров "выкинул" 18 млр. рублей на ветер и теперь гордится этим. Пусть попробует вытащить их теперь. Кто даст? "Собака на сене, - это называется, прошу прощения, - ни себе не людям". Поживём, увидим.

    • Анонимно
      21.04.2016 12:39

      привет большевикам
      все сказки про злобный царизм рассказываете, но не волнуйтесь вас с вашим красным террором, военным коммунизмом, коллективизацией и другими "победами" стоившими стране ТРЕТИ населения я надеюсь еще долго никто не переплюнет

  • Анонимно
    21.04.2016 11:00

    Интересно,что скрывается под словами-бог дал деньги,надеюсь клад нашел,а не как Семин.....

  • Анонимно
    21.04.2016 11:10

    Год назад Вы,ув.Фоат вступили в спор с Минтрансом РТ.Потом помню слова Президента РТ-"ладно придешь-поговорим".ЭТО после "излишнего" отстаивания своего мнения.Помнится,Вас даже пытались обвинить в "попытке обмануть "государство.
    ЗДЕСЬ,у Вас все такие белые и пушистые.ЭТО ИТОГ-посещения Президента?(А так-чувствуется,что Вы человек порядочный и принципиальный!!!)знакум

  • Анонимно
    21.04.2016 11:11

    Если построете дорогу, не пускайте пожалуйста ГИБДД с камерами туда, хоть на скорости можно проехаться,( туйдырды инде Саба малае камералары белэн). Честно когда еду на трассе под 100км/ч спать охота...

  • Анонимно
    21.04.2016 11:16

    Фоат Фагимович, конечно, многое недоговаривает. Но это и не нужно. Имеющий уши - услышит.
    Дорога то останется! В карман себе не заберет. Об этом не забывайте.
    Поэтому его и не ругают. А уважают.

  • Анонимно
    21.04.2016 11:45

    Я бы за Вас проголосовал на пост президента РТ

  • Анонимно
    21.04.2016 11:47

    В фильме Сибириада мужичек все дорогу в лесу рубил в одиночку. А его никто не понимал.

  • Анонимно
    21.04.2016 11:47

    Пункты 2,4,5,6 в голосовании неразрывные,их можно объединить.Будет трасса международная через Республику,а чтобы в какой нибудь райцентр добираться придется так же трястись по двухполосным проселочным.

  • Анонимно
    21.04.2016 11:51

    Сын у него хорошо работал в исполкоме, просто когда работаешь в условиях недофинансирования тяжело реформировать отрасль которой долго не занимались. Тем более каждый день давление от жителей. Он себя ещё покажет вот увидите

  • Анонимно
    21.04.2016 11:55

    ДОБЛЕСТНЫЙ СЫН ТАТАРСКОГО НАРОДА!
    Харизматичный дядька!

  • Анонимно
    21.04.2016 11:59

    Автору статьи и лично Фоат Фагимовичу респект!!!Доходчиво, грамотно,акцентировано
    в нужных моментах-действительно куча людей с еще большими деньгами-но рабы денег,будущее незавидно внуки пронюхают -Бог скор в расчетах!
    А память о Человеке Фоате останется!Возможно кто то не согласен-это мое сугубо личное мнение.С.Т.Т

  • Анонимно
    21.04.2016 12:08

    Вместо сюрреалистических проектов ВСМ лучше бы это проект поддержали. Только дороги нужно строить в 6-8 полос хотя бы, если развитие предполагается.

  • Анонимно
    21.04.2016 12:32

    да скинуться надо всем хотя бы по 50 руб как на Булгары, вот уже 200 млн.

    • Анонимно
      21.04.2016 16:15

      Поддерживаю. Дорога важна именно для населения РТ. Центр не дружественен, но речь идёт только о деньгах, народ должен поддержать.

  • Анонимно
    21.04.2016 12:46

    отличный репортаж.Прочитала с интересом. БО-побольше таких статей, к примеру, с главами районов.

    • Анонимно
      21.04.2016 13:01

      Главы районов, за небольшим исключением, боятся выходить на интернет-конференцию.

  • Анонимно
    21.04.2016 12:51

    Смелая статья!! Читается на одном дыхании.
    Интересный человек. Можно не совсем соглашаться, но жизненный опыт чувствуется в этом гражданине своей страны и республики.
    Приятно удивлён.
    Успехов Вам. ФФ!!
    А Гареев
    ))

  • Анонимно
    21.04.2016 12:55

    Фоат Фагимович в порядке

  • Анонимно
    21.04.2016 13:05

    Жизнь-нормированна. Каждый человек "вкусит вкус смерти". На Судном дне каждому будет продемонстрирована его земная жизнь.(Мы же и не замечаем, как видеокамеры на дорогах, в магазинах записывают наше поведение). Всевышний покажет,что вы ДЕЛАЛИ.
    Кто из вас- НАИЛУЧШИЙ.
    А наилучшие это те, кто сделал хорошее для людей: построил дороги, мосты, качественные дома, скверы, приюты для бездомных женщин с детьми.
    Это инвестиции для вечности, потому что смерть есть естественное продолжение жизни, лишь переход в другое состояние.
    Какое счастье-оставить после себя СЛЕД:
    архитектурные шедевры,школы, ВУЗы, больницы,детдома, центры помощи людям,попавшим в безвыходное положение - лучшие в мире!
    Миллиарды можно оставить на Земле,и можно забрать с собой в виде добрых дел, которые окажут колоссальную помощь в решении дальнейшей судьбы.

  • Анонимно
    21.04.2016 13:35

    Фоат Фагимович! Вы БОЛЬШОЙ МОЛОДЕЦ!
    Я сам родом с Альметьевска, помню времена когда Вы были главой....да, вопросов всяких было много, но город весь менялся в лучшую сторону, город рос. Видимо кто-то не хотел перемен, вот и поливали грязью.
    А про трассу - обоими руками ЗА.
    Огромное спасибо за то, что взвалили на свои плечи этот груз, дай Бог донести его и открыть трасу! )))
    Удачи Вам и здоровья!
    Ильшат.

    • Анонимно
      22.04.2016 13:36

      Не идеализируйте Фоата,в меру порядочен,в меру расчетлив,никакой бизнесмен деньги в воздух не пустит.Ну нравиться ему играть в своего татар малае,пусть дальше и продолжает,народ любит таких.Знаком более 30 лет.Он догадается кто.Наиль Г.

  • Анонимно
    21.04.2016 13:39

    Интересный мужик! Разумные вещи говорит,согласен с ним и уже как то писал тут сам,что причина зажиточности татарских деревень это в первую очередь коллосальное трудолюбие населения,а не заслуга руководства республики.

  • Анонимно
    21.04.2016 13:39

    Улица Строителей в Альметьевске как раз очень наглядно показывает как надо и не надо строить дороги. От Бигашки до Алсу строили ребята Комарова. Шесть-семь лет полотну - оно как новое. От Алсу - до Петуховки - всего-то метров 700 строили шараги - там яма на яме заплаткой погоняет

  • Анонимно
    21.04.2016 13:46

    Успехов Вам,здоровья.

  • Анонимно
    21.04.2016 13:51

    Я верю Ф.Комарову. Дорога будет на его участке наилучшей при условии и качественного покрытия.

  • Fandas Safiullin
    21.04.2016 15:32

    Господа сомневающиеся в необходимости и в успехе проекта Фоата Комарова!
    Ни одна дорога в нужном направлении, ни один мост на дороге не бывают убыточными. При любых расходах на строительство.
    Выгода от них — не только экономическая, не только финансовая.
    В условиях огромных расстояний сама по себе дорога может быть даже и убыточной.
    Главная выгода — живая связь и единого организма страны.
    Попытайтесь представить, как могла пойти история России, задержись строительство Транссиба лет на 40-50.

  • Fandas Safiullin
    21.04.2016 15:33

    Стратегические дороги для страны с самой протяженной географией страны — они её магистральные кровеносные сосуды, артерии.
    Система «кровообращения» малых по территории стран может обходиться лишь «капиллярами» от от не своей или от общей с другими системы.
    Как ни странно, в наше время происходят и обратные процессы ослабления и заглушения транспортных «артерий» путем искусственного вживления «тромб». В виде чрезмерно повышенных транспортных тарифов и цен на авиа/ж.д. билеты. То есть затруднение и замедление экономических связей отдаленных регионов и разрыв межчеловеческих связей внутри страны.
    Кстати, это есть реальный сепаратизм, а не надуманный, дурацкий, который приписывают татарам и Татарстану. Дошли ведь до того, что в татарских буквах увидели «угрозу единству и безопасности РФ», татарские национальные школы как подрывные центры по «подготовке негражан России», а родной татарский язык пытаются причислить к врагам Отечества (как «прямая угроза национальной безопасности России».
    А те, кто разрывает страну транспортными барьерами в числе «хозяев жизни» купаются в роскоши.
    Это так, к слову. Прост больно и обидно, что мере появления новых километров современных дорог, современных дураков от национальной политики не становится меньше.

    • Анонимно
      21.04.2016 18:29

      Фандас ага, Вы образованный человек. Трибуна была. Был на заседаниях Госдумы. Видел вас. Почему микрофон не включали ?

  • Fandas Safiullin
    21.04.2016 15:33

    Не уместно сравнивать, как некоторые комментаторы, большие затраты на стратегические дороги с расходами на субтропические зимние олимпийские объекты.
    Они не относятся к объектам и к системе жизнеобеспечения страны.
    Для Российской Федерации стратегические дороги — это «дороги жизни».
    Не лишне обратиться к историческому опыту на нынешней территории РФ времен великих ханов великих тюркских империй — от Татарского пролива, до Дуная.
    Как они управлялись на уровне информационной и транспортной техники той эпохи?
    Управлялись очень даже мобильно и эффективно. Благодаря отлично налаженной ямской и курьерской почтовой службе. По отлаженным дорогам-маршрутам, которые были вполне скоростными для быстроногих почтовых и курьерских коней.
    Фоату Комарову желаю крепкого здоровья и очень большого запаса энергии для достижения цели и дела жизни!
    Так держать, Фоат!

    • Глубокоуважаемый Фандас ага. Мне кажется Вы просто говорите "лозунгами". Во-первых они уже устарели исторически и культурологически. Во-вторых не отвечают уже существующей объективной реальности. Не солидно для Вас, честное слово. В-третьих - заведомо проигрышные с точки зрения экономической целесообразности и, возможно в перспективе, вредное для нашего республиканского бюджета.
      Если уж уважаемый Ф. Комаров "замахнулся" на этот бизнес-проект стоимостью почти 500 млр. рублей, то пусть берёт кредит на указанную сумму и воплощает свою мечту в жизнь. В чём проблемы? Только все риски, согласно законам рыночной экономике, он должен возложить только на себя. Либо пусть ищет концессионеров. С уважением.

  • Анонимно
    21.04.2016 15:48

    Поаплодировал бы Комарову,но мешает с юности заложенное отвращение к комсомольским вожакам, да и дороги дороги деланные его смп не отличаются качеством, пример тому ул.советская около бывшей конторы смп.

    • Анонимно
      21.04.2016 18:05

      Врать-то не надо, как раз комаровские дороги и живут долго.

    • Анонимно
      21.04.2016 19:46

      Фоат из тех комсомольцев,которые вели за собой личным примером и в первых рядах.Никогда не был штатным оратором,всегда говорил доступным языком,таким и остался.Мои знакомые,при встречах с ним в Мелькене,удивлялись,что состоятельный человек и так прост в общении.Много выделяет средств на благотворительность.Правда есть один недостаток,есть у него один советчик,который не вписывается в его окружение...

  • Анонимно
    21.04.2016 15:55

    надо ему фонд помощи создать через БО, у нас народ не жадный, даст кто сколько сможет.

  • Анонимно
    21.04.2016 16:40

    В мае этого года, мы готовим большой доклад в правительство РФ о проработке этого проекта, об интересе инвесторов. И на основании этого доклада правительство примет решение о сроках и, соответственно, о механизмах реализации проекта
    Иннокентий Алафинов,зампред правления ГК «Автодор» по инвестиционно-финансовой политике

    В настоящее время часть дороги уже строится, а объявление конкурсных процедур на участке Москва — Казахстан запланировано на 2017 год. Согласно существующим планам, строительство участка от Москвы до Казани планируется завершить до 2025 года и потратить на него 438 млрд рублей, а возведение участков Шали — Бавлы (136 млрд рублей), Бавлы — Кумертау (115 млрд рублей), Кумертау — Сагарчин (94 млрд рублей) должно завершиться до 2023 года.

  • Анонимно
    21.04.2016 16:57

    На таких людей как Фоат Комаров нужно равняться! Такие люди гордость как Татарстана так и России. Понимая, что существуют такие люди как он, приходит осознание того, что не смотря ни на что, страна преодолеет все трудности, переживет любые санкции и будет процветать.
    Спасибо Вам большое за Ваши хорошие дела!

  • Анонимно
    21.04.2016 16:58

    И не знал что у нас есть такие люди... Побольше бы таких. Удачи Вам Фоат Фагимович во всем!

  • Анонимно
    21.04.2016 17:50

    Единственный человек в верхних эшелонах Татарстана, которого я уважаю. Человек с недостатками, один из которых - ОН НЕ БОЕЦ. Человек, увлечённый делом, а не распилом бабла, сегодня на вес золота Поэтому уважение ему и спасибо, что он не тырик. И всё - таки просьба: не сочтите за великий труд, но учить молодёжь нужно! Иначе другие "научат".

  • Анонимно
    21.04.2016 18:09

    Фоата Комарова знаю давно. Всегда был неординарным, смелым, решительным. Он единственный может пойти против течения даже в Госсовете. Будет дорога, если взялся Комаров.

  • Анонимно
    21.04.2016 18:43

    Прошу его написать ГОСТ Татарстана по строительству автодорог для Татарстана(для всех дорожников обязательная)!? Слабо?

  • Анонимно
    21.04.2016 18:51

    Накидал еще вопросов:
    Почему пересечение дороги М5 и трассы Комарова запроектировали в Оренбургской области, а не на участке Татарстана? Такой перекресток многих может накормить.
    Почему нельзя сделать финансовый продукт, чтобы построить дорогу? Облигации, процентный заем и т.п.?
    Возможен ли татарский Платон за республиканские дороги?
    В Ленино новый мост строят, кто?
    Откуда берутся колеи на дорогах?
    Под Бугульмой и Бавлами дорогу не Ваша компания ремонтировала несколько лет назад?
    Как отношения с Татавтодором? Такие же новые немецкие АБЗ у Вас есть?
    Почему предпочитаете самосвалы КамАЗ?
    Кто Ваши изыскатели и проектировщики? Местные? Выбираете на тендерах? Как относитесь к тендерам?
    Почему на участке Шали-Алексеевское нет переходов для диких животных, только заборы?
    В своих проектах учитывайте пути миграции животных и маршруты стад с\х животных от деревень, делайте переходы.
    Понятно, что никто не учитывает и не делает это в России, но и Ваш проект уникален.
    Вас не сравнивали с героем фильма "Сибириада", строящим дорогу в тайге?
    Были бы свободные деньги, обязательно дал на Ваше Дело.
    С уважением Р.К.

  • Анонимно
    21.04.2016 19:00

    немного резануло, что он так восхваляет и превозносит татар - в любой нации есть талантливые , трудолюбивые, достойные - так и наоборот, и нацинальность здесь не при чем

    • Анонимно
      22.04.2016 11:27

      Tatar

      Должен же нас хоть кто-то превозносить. ;-)
      Ведь в русских СМИ нас обычно ругают.
      Хотя, согласен, не совсем корректно.

    • Анонимно
      22.04.2016 16:01

      Он говорит не о татарах как о нации ,а об Татарстане в целом........

  • Анонимно
    21.04.2016 19:01

    Уважаемый Фоат Фагимович спасибо Вам большое!!!
    Крепкого здоровья Вам и вашим близким!
    Удачи Вам!

  • Анонимно
    21.04.2016 19:30

    Хорошо, что такие люди в Татарстане есть, хотя и с комсомольским прошлым.
    Алла ярдэм итсен синэдэ, безгэдэ!

  • Анонимно
    21.04.2016 19:52

    Фоат ты молодец все получиться России дорога нужно как воздух потерпи твой друг Ж

  • Анонимно
    21.04.2016 20:55

    Уважаю этого человека за то что занимается делом архиважным.Сам я больше 20 лет езжу на машине и видел очень много жутких аварий.Пускай другие богатые подобными делами занимаются народ то ведь не слепой в сё видит кто чем занимается.Дураки и дороги вечная проблема России. А этот человек если исполнит свое желание войдет в историю.Давайте лучше его поддержим вместе.

  • Анонимно
    22.04.2016 13:34

    Фоат Фагимович! А можно узнать подробнее о мосте через реку ИК ?

  • Анонимно
    22.04.2016 15:58

    В принципе согласен с тезисами Комарова Фоат Фагим-улы насчет менталитета народов, и татар в частности. Но хотелось бы обратить внимание на некоторые детали.
    Татарин, как истинный мусульманин, каждое дело должен начать с молитвы, намаза (и так он делал на протяжении многих веков), потом хорошо покушать, а затем приступить к делу, к работе, предварительно прочитав:" Бисмиллэхир-рахманир-рахим ..."-" С именем Аллаха, милостивого, милосердного ...".
    Только в экстренных, экстремальных случаях возможна работа прежде молитвы и еды.
    Но стремление любого человека заключается в достойной жизни. А татарин, в своем большинстве), знает, что такое достойная жизнь. Мы же создания Аллаха, поэтому должны достойно, с достоинством прожить свою жизнь.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль