Культура 
22.10.2016

Радик Салимов: «Татарская эстрада – это красивая обертка, но без конфетки»

На сегодняшний день большое количество артистов обладают прекрасной вокальной техникой, яркой внешностью, но не все они Герои. Часть 4-я

«БИЗНЕС Online» продолжает цикл публикаций известных музыкальных деятелей, которые рассуждают о проблемах современной татарской эстрады. Композитор, заведующий музыкальной частью Госансамбля песни и танца РТ Радик Салимов в материале для нашей газеты объясняет, что проблематика татарской эстрады — это составляющая проблемы музыкального развития на всем постсоветском пространстве Причина — годы революции, войны, железный занавес. Как результат — прерванное наследие.

«ДЕЛО НЕ В ОТСУТСТВИИ ТАЛАНТОВ. В НАШЕЙ РЕСПУБЛИКЕ ОНИ БЫЛИ, ЕСТЬ И БУДУТ»

Причин много. Самая большая проблема в нас, слушателях, а не в эстраде. Эстрада лишь отражение этого явления. Объяснюсь. Информационное поле с развитием интернет-пространства стало очень большим, и многие потеряли, теряют звуковые ориентиры. Или вовсе их не имели, да и не собираются иметь. Отсюда равнодушное потребление того, чем потчуют, пофигизм. Ведь всегда были и есть предприимчивые люди, которые способны раскрутить песню и умеют при этом заработать. Это вроде хорошо. Но здесь они больше продают, чем создают действительно что-то новое. Коммерческий характер и потребительская направленность. В свое время еще Александр Пушкин сказал: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

И дело даже не в отсутствии талантов. В нашей республике они были, есть и будут. В этой связи мне близка позиция Аллы Борисовны Пугачевой. Об этом говорит и продюсер, музыкант Макс Фадеев. Мысль об отсутствии Героев. Раньше они были. Сейчас редеют. На сегодняшний день большое количество артистов обладают прекрасной вокальной техникой, яркой внешностью, но не все они Герои. Поймите меня правильно. На сцене помимо внешнего блеска должна проявляться внутренняя красота Личности, а с этим в наше время туго. Красивая обертка, но без конфетки.

В каждом времени, географии, условленной исторической данностью, стоял вопрос нахождения музыкальной ситуации как таковой. История и искусство. Феномен взаимодействия. И наша с вами проблематика не в рамках республиканского масштаба. Ведь пароксизмы, нелепости, гротесковые формы проявляются не только на татарской эстраде. Она в рамках всего постсоветского пространства. Годы революции. Войны. Железный занавес. В результате прерванное наследие. Хотя прорывы через этот занавес были. Музыка Бродвея («Музыка буржуазии») прорывалась в творчестве Исаака Дунаевского, Александра Цфасмана, в «Веселых ребятах» с участием Леонида Утесова. Видна она была в образе Любови Орловой. Рок-н-ролл рвал этот железный занавес. И песни The Beatles все равно доходили до нас. И т. д. Опять-таки, эти сопоставления уместны, если мы говорим об интеграции нашей культуры в мировое сообщество. Главное, что и как. Ведь музыка «по эту сторону стены» всегда была. По существу, ее не могло не быть. У нас есть то, чего нет там. Возможно, мы просто не умеем это ценить. Делаем что-то не так. Не хотим. Но это уже область личных рассуждений каждого из нас.

«МЫ ХОТИМ ОДНОГО — СОЗДАНИЯ ЧЕГО-ТО НОВОГО, СВЕЖЕГО, НА ОСНОВЕ ШИРОКОГО ВЗГЛЯДА НА МУЗЫКАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ ТАТАР»

Лично я настроен оптимистично. Да и плакаться мне грех. Свои профессиональные запросы реализовываю в Государственном ансамбле песни и танца РТ (ГАПиТ), где я работаю заведующим музыкальной частью. Слава богу, мое композиторское ремесло в этом легендарном коллективе на сегодняшний день востребовано. Я очень много пишу именно как композитор. Здесь мысль о нахождении уникальных, гармоничных моделей взаимодействия. Ведь параллельно я развиваю свой собственный проект Tatarsis. Проект, в котором вместе со своими друзьями пытаюсь переосмыслить татарскую, тюркскую музыку в целом через создание музыки, ориентирующейся на мировые тренды.

К примеру, сейчас к юбилею ГАПиТ готовится премьерный показ мистерии «Священные сады», режиссером которой выступил Георгий Ковтун. В Татарстане он много сотрудничает с казанским театром оперы и балета им. Джалиля и местными композиторами. Музыка, которую я написал, прописывается в студии именно музыкантами Tatarsis. Подобное наблюдение подсказало, что планы Tatarsis и ГАПиТ в какой-то степени одни и те же, так как мы хотим одного — создания чего-то нового, свежего, на основе широкого взгляда на музыкальную культуру татар. Поэтому некоторое время назад руководство ГАПиТ поддержало мою инициативу — и Tatarsis официально стал творческой лабораторией. Это обоюдно обогащающий вектор развития.

Или еще один свежий пример. В августе этого года я написал сочинение для органа, солиста, хора и народного оркестра на основе татарской народной песни «Таң атканда» по заказу министерства культуры Татарстана. Композиция прозвучала на открытии Дней культуры РТ в Москве. Это была очень интересная творческая задача — совместить довольно разные по историческому генезу и сути звучащие комплексы: орган и народный оркестр.

И вот на сцене Московского дома музыки помимо органа, солиста, хора и оркестра играли и музыканты Tatarsis. Я внедрил в партитуру электрогитару, которая в начале произведения играла тембром восточного уда в унисон с альтовыми домрами, а далее в ход пошли классическая манера игры и дисторшн. Подобная эклектика очень интересна. Рождается действительно необычное звуковое впечатление. Звучит вроде наше знакомое, но в то же время новое.

«ФАСТФУД НИКОГДА НЕ ЗАМЕНИТ КАЛОРИЙНОЙ, ЗДОРОВОЙ ПИЩИ»

Сигнал сегодняшнего дня критический, но хороший. Если об этом говорит наш президент Рустам Минниханов, то это уже четыре форте по динамической шкале.

Меняться необходимо, потому что фастфуд никогда не заменит калорийной, здоровой пищи. А музыка — это пища. Духовная. И надо работать, искать, пробовать, не бояться. Ведь создание нового — это внутренняя борьба уникального с примитивным. Уметь отсечь малый процент хорошего из ста псевдогениальных — великое искусство. Этому посвящаешь время, исследуешь, живешь этим. Иметь такой навык — главное, иначе есть риск не написать то самое произведение. Так можно превратиться в графомана и кричать налево и направо, мол, смотрите, сколько всего я понаписал, а вы меня не замечаете.

Нельзя никогда меняться под чужой вкус, даже если им руководит большинство. Необходимо творить честно от начала и до конца.

Радик Салимов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (19) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
22.10.2016 10:09

Музыка Радика не то, что цепляет, в Космос уносит!!

  • Анонимно
    22.10.2016 09:48

    Радик, надо петь в пентатонике, чтобы родные мотивы цепляли за душу, а дешевое подражание европопсе только отталкивает.
    Вот недавно вышел новый хит Радика Юльякшина в дуэте с девушкой, простые слова Иншаллах, Машаллах, а музыка в пентатонике с восточным колоритом сразу завоевывает сердца.

    • Анонимно
      22.10.2016 10:09

      Музыка Радика не то, что цепляет, в Космос уносит!!

      • Анонимно
        22.10.2016 13:10

        Рад, что есть такие деятели в Республике Татарстан

        которые поднимают татарское народное творчество на новый уровень

  • Анонимно
    22.10.2016 10:02

    Асхат дебершатр яркий представитель современной татарской эстрады.

    • Анонимно
      22.10.2016 10:43

      Ради любопытства посмотрел ролик на ютубе. Спасибо! Посмеялся))) Красные лапти, девощки в стрингах, атмосфера вокруг. Прикольненько)

  • Анонимно
    22.10.2016 10:04

    Хороший ты поэт, композитор покажет время. И во времена Пушкина были поэты и сейчас есть не мало)). Так же как во времена Сайдашева были композиторы и сейчас не мало. Время отфильтрует и останутся только гении

  • Анонимно
    22.10.2016 13:52

    Хочется услышать руководителей музыкальных каналов.Что они думают по поводу татарской эстрады?

  • Анонимно
    22.10.2016 18:46

    То что у нас происходит в искустве,и в эстрадной музыке в частности называется идолопоклонством,а в качестве идола выбрана англоязычная модель,раньше была французкая,все то ,что создано,а зачастую просто сляпано там "за бугром" принимаетя как эталон,а свое все национально окрашенное и самобытное награждается не самыми лестными эпитетами,но приветствуется вторичная форма,сляпанная опять -таки по "забугорным "лекалам,и так везде, и у русских ,и у татар, и в девятнадцатом веке, и в двадцать первом

  • Анонимно
    22.10.2016 19:21

    Абсолютно не впечатлило. Холодный интеллектуальный текст, общие правильные слова... ни о чем. Увы... Ожидалось нечто более живое и искреннее.

  • Анонимно
    24.10.2016 10:23

    Судя по всему Радик только говорит красиво, все его произведения - плагиат и он не стесняется делиться способами "заимствования" идей, сам неоднократно слышал об этом, а о воровстве идей у передовых электронщиков мира и говорить не приходиться, те кто разбираются понимают, что почти вся его музыка - заимстованные ходы и штампы, остальные называют его "гением". Если у нас такие посредственные "гении" то и ничего кроме посредственности ожидать не приходиться. до тех пор пока "представители" татарской музыки будут вот так вот причесано говорить, а на деле проявлять себя как те самые обертки без содержания, ничего не изменится. Знаю также от многих представителей профессиональной среды, что Радик вор, подражала и эгоист, способный предать друзей ради результата, а вы говорите культура....

    • Анонимно
      24.10.2016 12:22

      Вы можете назвать свое имя? Очень некрасиво под прикрытием анонимности предъявлять человеку подобные обвинения.

      • Анонимно
        24.10.2016 15:03

        К сожалению, в современном музыкальном мире завистники не дремлют, и очень жаль, что духовная бедность личности проявляется таким образом, в подобного рода высказываниях. Все знают семь нот октавы, но не всем дано рождать вдохновение и являться двигателем музыкального прогресса. Радик, желаю тебе дальнейших творческих успехов!

  • Анонимно
    24.10.2016 15:17

    "Я слышал столько клеветы в Ваш адрес, что у меня нет сомнений: Вы-прекрасный человек" (О.Уайльд)

  • Анонимно
    24.10.2016 15:55

    оох, люблю эту музыку. услышала в первый раз на набережной летом

  • Анонимно
    25.10.2016 12:09

    Автор комментария про воровство и плагиат. Я знаю кто Вы. Во первых это подло вот так Анонимно писать - не приведя доказательств. Во вторых кто бы говорил. У Вас нет даже элементарного начального музыкального образования в объёме пусть даже самой слабенькой музыкальной школы. Иначе бы Вы могли проследить историю развития музыкального и в частности композиторского искусства от начала времен и до наших дней. Но это мало кому дано. Это для людей в этом вопросе искушённых. Для тех кто знает. Но не для Вас. А уж если мы внимательно посмотрим на великие имена русских и советских композиторов, да и европейских так же - составивших золотой фонд мировой музыкальной классики - да и не только классики - то много чего интересного там увидим в партитурах. В плане кто у кого плагиатил и списывал идеи. Кто под чьим влиянием находился - может быть всю жизнь. И более того - я не знаю ни одного профессионального композитора, который бы мог изобрести что то принципиально новое - что-то , что до него не делал абсолютно никто! Да приемы, да какие-то методы работы с материалом - а все остальное опирается на уже созданное. Каждая последующая идея создаётся на основе идей предшественников. И это нормально. Потому как существует такая вещь как преемственность. А Композиторское искусство - это прежде всего редкое ремесло, передающиеся от Мастера к Ученику. Что касается "передовых электронщиков" - то этот тупой примитив (в котором, кстати, нового тоже ничего нет) - я вообще за музыку не считаю. Это любой баран напишет - не имея музыкального образования вообще. Что Вы и делаете. Так что если бы у Вас хватало знаний по этому вопросу - то основные принципы, которые используются в такой музыке - были изобретены ещё черт знает в какие давние времена - Венскими классиками - и актуальны до сих пор - что в попсе, что в электронике и т.д. Потому как Моцарт писал СОВРЕМЕННУЮ для своего времени музыку, знал все "фишки" управления толпой и писал на заказ для самых крутых светских тусовок. Так что без развития музыки академической - у нас бы сейчас не было ни попсы ни электроники. Ничего. Это так, вкратце.
    Так что прежде чем что то здесь вообще комментировать советую измерить свой уровень интеллекта и образования - потому как у Вас нет ни того ни другого

  • Анонимно
    25.10.2016 12:11

    Салимов имеет все шансы обессмертить своё имя и стать одним из классиков татарской музыки, которым будет горд Татарстан (да и не только Татарстан)

  • Анонимно
    29.10.2016 17:33

    Я была на его выступлениях. Впервые услышав "в живую" его игру на курае под "электронную" музыку, была потрясена до глубины души. Очень впечатлило. Удачи Вам, Радик.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль