Ретейл 
13.12.2016

«Торговые центры строились для среднего класса... А его больше нет!»

«Рождественский саммит»: нынешний казанский ретейл стоит перед вызовом болезненной трансформации, а вот офисов скоро будет в два раза больше

Меняйся или теряй покупателя — такую дилемму поставили эксперты на «Рождественском саммите» перед торговыми центрами Казани. Тенденции очевидны: доходы падают, покупки утекают в интернет. Открытием года стали небывалая экспансия алкомаркетов и растущая мода на батут-центры. Гораздо радужнее ситуация на рынке офисов — в ближайшие 3 - 5 лет имеющийся дефицит с лихвой перекроют проекты «Унистроя», «Д-групп» и Ко.

На «Рождественском саммите», посвященном рынку недвижимости Татарстана, говорили не только о жилье, но и об офисах и торговле На «Рождественском саммите», посвященном рынку недвижимости Татарстана, говорили не только о жилье, но и об офисах и торговле

ОФИСНАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ: РЫНОК ЖДЕТ ДВУКРАТНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ

На «Рождественском саммите», посвященном рынку недвижимости Татарстана, говорили не только о жилье, но и об офисах и торговле. Газета «БИЗНЕС Online» уже писала, что игроки рынка смотрят в 2017 год с осторожным оптимизмом, но к чему им готовиться?

Пожалуй, главной новостью для рынка офисной недвижимости стал прогноз Cushman&Wakefield о том, что в Казани в ближайшие несколько лет произойдет удвоение офисных помещений. Сегодня в городе работает 39 бизнес-центров качественного предложения общей площадью более 230 тыс. кв. метров. В ближайшие 3 - 5 лет на рынок с большой долей вероятности выйдет еще около 213 тыс. кв. метров качественных помещений, сообщила руководитель департамента «Региональные проекты: Россия и СНГ» Cushman&Wakefield Елена Стрюкова. Среди новых проектов выделяются три наиболее знаковых. Причем два из них будут располагаться в относительной близости друг от друга и недалеко от еще одного игрока — «Сувар Плаза» — формируется новая деловая зона? Первый проект от компании «Унистрой» — бизнес-парк на набережной озера Кабан. Он предполагает строительство четырех отдельно стоящих малоэтажных корпусов вдоль улицы Хади Такташа. Общая площадь около 20 тыс. кв. метров. Второй проект — офисно-торговый центр Urban между улицами Островского и Спартаковской от компании «Д-групп». «Предполагается строительство 12 тысяч квадратных метров класса А офисных помещений с торговой зоной на первых этажах», — рассказала Стрюкова. Третий проект — офисно-гостиничный комплекс рядом с Дворцом единоборств недалеко от моста «Миллениум». Он предполагает строительство 27 тыс. кв. метров, из которых 10 тыс. займет бизнес-центр класса А.

«Переварит» ли рынок увеличение? В классе «А» объекты показывают заполняемость на уровне 94-97% «Переварит» ли рынок увеличение? В классе А объекты показывают заполняемость на уровне 94 - 97%

«Переварит» ли рынок увеличение? В классе А объекты показывают заполняемость на уровне 94 - 97%. Свободные помещения есть в новом корпусе БЦ «Татария» (единственный новый объект за весь год) и БЦ «Капитал», но и там до конца года есть вероятность заполнения арендаторами, сообщила Стрюкова, и «тогда в классе А мы останемся без свободных помещений».

Кратко из тенденций, который выделили в Cushman&Wakefield: все более популярным становится строительство не чисто деловых, а многофункциональных комплексов, спрос сдвигается в сторону увеличения арендуемых площадей, наибольшей популярностью пользуются бизнес-центры класса В+. Наиболее востребованы офисы в 150 - 200 кв. метров в бизнес-центрах класса А и В+, хотя еще 1,5 - 2 года назад преобладали заявки на аренду офисов площадью до 150 кв. метров. Словом, Стрюкова назвала офисный рынок стабильным островком в Казани, и больших потрясений в 2017 году не предвидится.

Главной положительной новостью для рынка торговой недвижимости за весь год стало открытие в Казани «ГоркиПарк» от «Унистроя» — единственного нового ТЦ в городе Главной положительной новостью для рынка торговой недвижимости за весь год стало открытие в Казани «Горки Парка» от «Унистроя» — единственного нового ТЦ в городе

ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ: ВЛАДЕЛЬЦЫ ТЦ ВСЕ ЧАЩЕ БЕРУТ С АРЕНДАТОРОВ ПРОЦЕНТ С ОБОРОТА ВМЕСТО АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ

Главной положительной новостью для рынка торговой недвижимости за весь год стало открытие в Казани «Горки Парка» от «Унистроя» — единственного нового ТЦ в городе. Он стал 23-м торгово-развлекательным центром столицы, доведя общую площадь до 721 тыс. кв. метров. Не удивительно, что в нынешних условиях единственной темой для дискуссии может стать реконцепция существующих ТЦ, считает операционный директор SRV360 Тимур Хазраткулов, тем более что «очень многие объекты требуют переосмысления». «Нужно что-то делать, чтобы люди приходили в торговые центры — сами по себе в том же объеме они ходить не хотят. Для этого есть объективные причины: снижение покупательской способности, возникновение неопределенности с доходами, — рассказал он, добавив, что Казань не слишком быстро реагирует на происходящие на рынке изменения. Не в пример быстрее ориентируются коллеги из Южного федерального округа. Если старые ТЦ не поторопятся с переосмыслением, то их будет кому заменить — по данным Cushman&Wakefield, в ближайшие годы в Казани ожидается ввод в эксплуатацию объектов с общей торговой площадью 119 тыс. кв. метров.

Основные тренды выделила руководитель департамента «Региональные проекты: Россия и СНГ» Cushman&Wakefield Стрюкова. Торговые операторы сегодня сокращают программы развития, а арендаторы хотят снимать меньшие площади, чем ранее. Чтобы сохранять прежние отношения либо привлекать новых арендаторов, владельцы ТЦ все чаще готовы брать в качестве платы процент с оборота вместо фиксированной аренды. Для крупных арендаторов (спортивные или детские товары) это может быть 5 - 7%. Игровые и развлекательные зоны для детей — до 15%, операторы фуд-кортов и кафе — 4 - 10%. Таким образом, владельцы ТЦ соглашаются нести риски вместе с торговыми операторами. Вообще же, средняя ставка аренды на наиболее востребованный формат помещения площадью 100 - 200 кв. метров на первом этаже составляет 17310 рублей за кв. метр в год (без учета НДС и коммунальных платежей). Еще одна характерная черта уходящего года — собственники ТЦ все чаще предоставляют арендные льготы дополнительно к периоду, который отводится на отделку помещений.

Елена Стрюкова выделила основные тренды: торговые операторы сегодня сокращают программы развития, а арендаторы хотят снимать меньшие площади, чем ранее Елена Стрюкова выделила основные тренды: торговые операторы сегодня сокращают программы развития, а арендаторы хотят снимать меньшие площади, чем ранее

«Поменялось и поведение ретейлеров — вполне нормальным является подписание контракта для размещения в ТЦ с отсрочкой фактического появления или открытия магазинов. Речь уже не идет о том, что будет в течение года. Нормальным для рынка стало прогнозирование заполняемости для новых объектов в перспективе трех лет», — продолжил Хазраткулов.

Впрочем, тот же «Горки Парк» порадовал участников рынка высокой заполняемостью на открытии, говорит Стрюкова. Вместе с ним на рынок Казани пришли бренды Лента и Hoff. В уходящем году, «сложным для рынка со всех сторон», также в городе открылся брендовый магазин Armani Exchange, по словам Стрюковой, первый в России. Пришли такие бренды, как Sport1Style (by Nile), Rich family, Original Marines, Natura Siberica, SuperStep, «Святая», Deichmann и M.Reason. Возможно, мировые бренды, планирующие выход в Россию в следующем году, начнут экспансию с Казани. Среди них в основном операторы кафе и ресторанов (Julius Meinl, Surf`n`Fries, Tucano Coffee, Landry`s) и одежда (Hunkemoller, Billabong, Mauboussin, Aiim, Tresophie).

В целом роста потребительского рынка, а значит, и изменений на рынке торговых помещений можно ожидать не ранее 2018 года, считают в Cushman&Wakefield. Немного скрасил ситуацию президент-элект Российской гильдии управляющих и девелоперов Николай Казанский, сообщив, что наша страна занимает первое место в Европе по количеству торговых центров и в уходящем году лидерство еще больше упрочилось.

Мурат Ахмеров представил обзор рынка торговой недвижимости в Казани Мурат Ахмеров представил обзор рынка торговой недвижимости Казани

ТРЕНДЫ В ТОРГОВОЙ НЕДВИЖИМОСТИ

В завершение саммита на секции по торговой недвижимости был дан обзор рынка в Казани. Его представил генеральный директор компании «А-Девелопмент» Мурат Ахмеров. Он рассмотрел разные сферы. По его словам, для продуктового ретейла 2016 год прошел на подъеме. В Татарстане открыла 130 магазинов «Пятерочка» (Х5 Retail Group), 102 — «Магнит». «Сдулся» «Верный», который не открыл в этом году ни одного магазина, а закрыл два. Давно пыталась открыться и открылась «Лента». Компания также выкупила участок в Ново-Савиновском районе под строительство гипермаркета, — рассказал эксперт. — Компания «Ак Барс Торг» осталась только в формате супермаркетов «Чак-Чак», а площади остальных магазинов сданы в аренду или переуступлены. «Бахетле» запустил формат магазинов шаговой доступности «Продуктовая лавка». Активно развивались «алкодьюти» — «Русалка», «Пивоман».

По словам Ахмерова, в текущем году было несколько интересных трендов. Например, автосалоны начали отдавать под ретейл свои пустующие площади. Также активно открываются магазины на первых этажах новых жилых комплексов. Интересным трендом он назвал интерес различных батутных центров, которые активно ищут площади в аренду — 1,5 - 2 тыс. кв. метров. Кроме того, активно развивались медицинские центры — арендовали и скупали недвижимость.

Давно пыталась открыться и открылась «Лента». Компания также выкупила участок в Ново-Савиновском районе под строительство гипермаркета Давно пыталась открыться и открылась «Лента». Компания также выкупила участок в Ново-Савиновском районе под строительство гипермаркета

Что касается ресторанного бизнеса, Ахмеров назвал год для него неоднозначным, но при этом было много интересных открытий — проекты «Рубаи Лаунж», «Урюк», «Марусовка», «База Winline».

«У ЛЮДЕЙ СТАЛО МЕНЬШЕ ДЕНЕГ НА ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ»

В рамках секции эксперты обсудили насущный вопрос — как привлекать посетителей и генерировать трафик в торговых центрах в условиях сниженной покупательской способности и снижения количества денег на руках у населения.

Партнер, руководитель отдела исследований Cushman&Wakefield Денис Соколов заострил проблему: «Торговые центры строились всегда для среднего класса, а его больше нет. И пенсионеры раньше не ходили в торговые центры, а сейчас это те, кто уже привык в них ходить», — считает эксперт.

Денис Соколов: «Торговые центры строились всегда для среднего класса, а его больше нет» Денис Соколов: «Торговые центры строились всегда для среднего класса, а его больше нет»

Председатель совета директоров RRG Денис Колокольников развил эту мысль. «Уровень доходов населения не только не растет, но и падает. Структура потребления серьезно изменилась. В Москве раньше на продукты питания тратили 31 процент дохода, а сейчас 38 процентов. Второе — это коммунальные услуги, транспорт. Одежда и обувь занимают 6 - 7 процентов, все остальное — меньше. У людей стало меньше денег на ТЦ. При этом самая защищенная категория — медицина, продукты, образование. Полузащищенная — дети. На этом экономят в последнюю очередь», — сообщил спикер.

Что касается фешен-сегмента в торговле, по словам Колокольникова, в торговых центрах теперь по полгода идут распродажи. «Но маржинальность все равно снизилась, поэтому во многих торговых центрах появляются пустующие площади, в Питере это уже пять лет назад случилось. На этих площадях стали появляться детские площадки, скалодромы, — отметил эксперт. — В любом новом торговом центре на первом этаже все хорошо, на третьем этаже — фуд-корт и детские площадки, а второй этаж пустой».

Денис Колокольников: «У людей стало меньше денег на ТЦ. При этом самая защищённая категория — медицина, продукты, образование. Полузащищенная — дети. На этом экономят в последнюю очередь» Денис Колокольников: «Самая защищенная категория — медицина, продукты, образование. Полузащищенная — дети. На этом экономят в последнюю очередь»

По его мнению, выходом может стать выбор специализации ТЦ. Еще один тренд, который видим сейчас в США, — период потребительского бума прошел. Там, где начались все торговые центры, в тренде аутлеты, где круглый год скидки, рассказал Колокольников и заключил: «Еще „подрубает“ торговые центры онлайн-торговля. Фешен и продукты там прекрасно себя чувствуют».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (60) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.12.2016 09:00

А он был вообще? Средний класс ?

  • Анонимно
    13.12.2016 08:20

    "наша страна занимает первое место в Европе по количеству торговых центров и в уходящем году лидерство еще больше упрочилось"

    Это повод для гордости что ли такой? Мда.

    • Анонимно
      13.12.2016 08:38

      В Европе тренд уже давно поменялся в сторону отдельно стоящих брендовых магазинов. А в нас еще живет дух коллективизма и колхоза)

      • Анонимно
        13.12.2016 09:10

        ты на себе сравни. вот в казани есть магазин декатлон в меге(икея) и есть отдельный магазин рядом с тандемом.
        больше ты в какой ходишь.
        я например на тот который в меге.
        потому что там удобно, есть все.
        кому как.

        • Анонимно
          13.12.2016 10:10

          Что за чушь, кому какой ближе, туда и ходят. При равном расстоянии выберу около Тандема, потому что там отдельное здание, зашел-купил, никого не встретил, по эскалаторам ехать не надо, пробираться через ломящуюся толпу тоже. Толпу я не выношу например.

        • Анонимно
          13.12.2016 10:20

          в тот что ближе.

        • ArtemAA
          13.12.2016 16:53

          Не хочется Вас обижать, но видимо вы из деревни? Потому что городским удобнее во-первых где ближе, а во-вторых в отдельно стоящих магазинах. В ТЦ голова болит, время тратишь и тп.

          В мире ТЦ это не как у нас амбарные коробки. Это либо ТЦ по тематике, либо ТРЦ, зачастую ещё в тургородах при отелях бывают.

          П,с. в Казани ужаснейшая традиция появилась - водить детей в МЕГУ и другие ТЦ. Вы только представьте - дети вырастут, а воспоминания из детства будут это походы в ущербные ТЦ.

    • Анонимно
      13.12.2016 11:17

      Если на торговые центры денег нет, то на новостройки и недвижимость для проживания тем более!!!

      • Анонимно
        13.12.2016 13:48

        в выходные все парковки ТЦ забиты. Так что не знаю даже...

    • Анонимно
      13.12.2016 12:12

      Не слушайте этих болтунов, они опять цифрами начинают манипулировать. В России оеспеченность населения торговыми млощадями одна из самых низких в Европе. В России на 1000 человек приходится всего 119 кв метров торговых площадей. Почти столько же - 121 кв. м в Турции. При этом к примеру во Франции и Великобритании - по 263 кв. м, у Германии - 174 кв. м, в Италии - 228 кв. м, в Польши - 235 кв. м. Больше всего магазинов приходится на жителей Норвегии (666 кв. м), Люксембурга (576 кв. м) и Эстонии (466 кв. м).

  • Анонимно
    13.12.2016 08:24

    Помимо множества Торгцентров масса мелких магазинчиков, которые как грибы после дождя выросли на первых этажах "хрущёвок".
    Несмотря на огромный выбор товаров на привлаках цены растут как грибы после дождя и где конкуренция и рыночная экономика?
    Зарпалата однако "заморожена", за исключением т.н. "элиты".
    И кому нужен сей капитализм?

    • Анонимно
      13.12.2016 09:58

      чушь не городите. магазинчики открываются не на первых этажах хрущевок, а в новых домах-многоэтажках. по городу немного пешком погуляйте

      • Анонимно
        13.12.2016 10:46

        чушь вы городите. Вот, например навскидку, старая "хрущёвка" лет ПЯТЬДЕСЯТ, Восстания, 29:
        1. Амелия студия цветов;
        2. Аптека Сакура;
        3. Бистро;
        4. Букет Столицы;
        5. Гузель, продуктовый магазин;
        6. Дельта, компания по аренде спецтехники;
        7. Звениговские колбасы;
        8. Мишель, магазин колготок;
        9. Озон, лечебный центр;
        10. Стройспецтехника, транспортная компания;
        11. Теле 2
        Для сведения, на всю ближайшую округу в советское время был ОДИН продуктовый магазин "Светлана" по адресу Коолективная 41, и ОДНА булочная Восстания 25. И ЭТО ВСЁ!!!
        Сейчас этих мелких магазинчиков-контор в шаговой доступности под СОТНЮ!
        Дружно ли с головой у "эффективных менеджеров" планирующих торгцентры?

        • Анонимно
          13.12.2016 11:18

          молодец, возьми с полки пирожок

        • ArtemAA
          13.12.2016 16:55

          У нас ещё мало. В Самаре например в почти в каждом доме будет по бургерной, кальянной, кофейне или кондитерской (не все сразу, по одному представителю общепита).

          • Анонимно
            13.12.2016 17:10

            Значит по рынку услуг Самара впереди Казани. Ауу .. Ильсур Раисович, не порядок! А еще народ платными парковками из центра выдавливают. Центр пустеет - страшно ходить по окраине центра. Что туристам будем показывать - музей ОПГ в реконструкции?

            • ArtemAA
              13.12.2016 17:24

              Платные парковки не зло. Просто сделали не правильно. Центр обезлюдили и понастроили офисы. Вот и маятниковая миграция. А на окраинах ничего цивильного не строят, там процветает русалка и татмаки.

            • Анонимно
              14.12.2016 14:50

              В самаре еще огромное множество магазинчиков типа "Горыныч", чуть ли не Спотыкач - примерно так и называются . Маленькие, в самом центре. А вот салонов красоты особо не видела.

  • Анонимно
    13.12.2016 08:25

    Ничего у вас господа дивелоперы не получится. Спрос низкий,а предложений недвижимости много. Вы привыкли за 3-5 лет окупать свои проекты. А в мире нормально за 15-20 лет. Вам придётся или торчать незаполненными или серьёзно снижать арендную плату. Вы свои развитием и вводом новых объектов сами себе роете могилу. Единственно ,что может вас спасти так это пост цен на нефть свыше 100 долларов. Других причин для оптимизма я не вижу.

    • Анонимно
      13.12.2016 09:28

      Ладно, если 15-20 лет, можно будет считать за счастье, если вдруг вообще всё накроется медным тазом.

  • Анонимно
    13.12.2016 08:54

    офисы и тц строят а предпринимателей становится всё меньше

  • Анонимно
    13.12.2016 09:00

    А он был вообще? Средний класс ?

  • Ритейлеры продуктовые будут чахнуть по мере увеличения пропаганды здорового питания и выживут только те кто в своих помещениях создадут уголки натуральных продуктов без химии и суррогатов. Если нет ,то народ уйдет в агропарк Казань,в президентские рынки шаговой доступности и в магазины натуральных продуктов ,которые начали расти в Казани как грибы!

    • Анонимно
      13.12.2016 09:59

      наоборот, выживут те, кто будет продавать как можно более ненатуральную еду, потому что она дешевле намного. у людей нет денег на дорогие продукты.

    • Анонимно
      13.12.2016 10:18

      не все так питаются. есть население с определенным складом ума (точнее его отсутствием), есть бедные люди, чаще на кассе вижу у людей самую дешевую химическую молочку, полуфабрикаты, чипсы, мучное.

      • Анонимно
        13.12.2016 10:54

        Так же наблюдаю что покупатели берут множество ужасных,несъедобных продуктов. Никто не думает о последствиях такого питания.

        • Анонимно
          13.12.2016 11:51

          В Ашане все тележки завалены пакетами продукции "Каждый день", которая не отличается ни качеством, ни высокой ценой.

          • ArtemAA
            13.12.2016 19:27

            Каждый день делается на тех же заводах, что и брендированные продукты. Примрер молоко - развивается на заводах "Просто молоко". Читайте этикетку.

        • Анонимно
          13.12.2016 13:08

          Люди вообще не могут выстраивать логические цепочки,этому нынче ни в школах,ни в вузах,ни дома не учат....Питаешься дешевой едой-копи на дорогие лекарства....

      • Анонимно
        13.12.2016 14:10

        Только вот никто не гарантирует, что дорогие продукты не такие же помои как и дешевые...

        • Нужно брать не дорогие продукты,а натуральные сделанные как до революции по бабушкиным рецептам и эти продукты не дорогие и их можно купить только у крестьян из рук в руки или в магазинах натурпродукт или с рук на рынках или по интернету с доставкой на дом просто нужно выбрать себе фермера как вы выбираете семейного врача или адвоката!

    • Анонимно
      13.12.2016 10:38

      О чем вы говорите, что у нас растет как грибы?
      Магазинов натурпродуктов раз-два и обчелся. Не выживают они если только дорогими натурпродуктами будут заниматься.
      В агропромпарк ходит средний класс и тот начал делать выбор в сторону дешевых продуктов в маленьких магазинчиках в шаговой доступности.

    • ArtemAA
      13.12.2016 19:26

      А эти "натуральные" продукты по сан нормам пройдут? Эта экопропаганда одурачила людей уже конкретно. Ну нет у фермера возможности правильно заколоть животинку, упаковать её и транспортировать, плюс хранить её.
      Без ГМО обычные фермеры не смогут обеспечить норм урожай, будут использовать пестициды, что опять же не натурально.

  • Анонимно
    13.12.2016 09:15

    Какие новые ТЦ и новые бизнес-центры? Кризис еще только разгорается. Заначки у народа уже все проедены, денег нет и не будет.

  • Бизнес весь практически аффелированный с властью. Скорее всего власти постараются для себя снизить арендную плату или содержание помещений, находящихся в собственности, за счёт удешевления коммунальных услуг, а "недостачу" будут покрывать в счёт того, что населению увеличат плату за свет, газ, электроэнергию. В стране ведь кроме как воровать ничего не умеют.

    • Анонимно
      13.12.2016 12:59

      Конечно аффилированный, вот поэтому они и бесятся по поводу "сайгонов", что мимо их кармана деньги идут, а все громкими словами о законе прикрываются. Паразиты.

  • Анонимно
    13.12.2016 09:29

    В Казани опять оказались самые умные. На фоне спада торговли и последующей деградации ТЦ, получается Казань меньше всех пострадает, потому что по количеству ТЦ Казань занимает предпоследнее место среди миллионников.

  • Tatarmalai
    13.12.2016 09:57

    Как сказал в свое время Шаймиев, средний класс это люди, получающие среднюю зарплату. С этой позиции средний класс исчезнуть не может по определению. Кто такой этот Денис Соколов чтобы спорить с Госсоветником?

  • Анонимно
    13.12.2016 10:46

    г-н Ахмеров! Статистика точная наука! Нужны цыфры, а не бабушкины "сплетни". Делать прогнозы в РТ даже на неделю - дело неблагодарное.

  • Анонимно
    13.12.2016 11:15

    TATARMALAI! Найди среднее арифметическое между месячной зарплатой в 5000 000 рублей и рядового сотрудника 8000 рублей.Если найдешь получающего такую среднюю зарплату- это будет представителем среднего класса.Да,именно таким разрывом устанавливается зарплата простому смертному народу,Эти цифры подтверждаются проверяющими органами,они пока остаются только в актах проверок без движения.

    • Анонимно
      13.12.2016 16:02

      Кроме средней арифметической есть и средневзвешенная

  • Анонимно
    13.12.2016 11:18

    Наши ТЦ нужны только, чтобы сливать остатки прошлогоднего шерпотреба из Москвы, и желательно как можно дороже его слить населению! Если бы у Москве были такие убогие ТЦ с такими высокими ценами, там бы уже такую бучу подняли! Нет у нас цены растут, у них все ниже и ниже, скидки все больше и больше. За наш счет получается?

    • Анонимно
      13.12.2016 13:18

      Сегодня в штатах закончились скидки в 40% с бесплатной доставкой на фирме Levis, 501 штаны выходили в 13-25 зеленых,в зависимости от модели.У нас менее 100 гринов не бывают в принципе.Сейчас скидка в 30%,у наших даже такой графы нет и ассортимент убогий.Зачем мне ходить в наши торговые центры,если я куплю в три раза дешевле даже с дорогущей доставкой,из-за границы.

      • Анонимно
        13.12.2016 13:38

        доставка тоже дорогая, дешевле 35-40 долларов не получается...сам там беру...

        • Анонимно
          13.12.2016 14:46

          Пара-троика джинсов не дороже 27 бакинских,все давно через посредников покупают.Одни джинсы с рубашкой,это где то 1 кг 15-17 бакинских.

        • Анонимно
          13.12.2016 15:12

          дак берут не одну позицию

      • Анонимно
        13.12.2016 14:41

        согласна! даже вот будь у меня внезапно 100 000 которые я захотела потратить на шмотки - мне их даже тратить не на что, везде старое и убогое все!

        Даже продавцы хамские регулярно попадаются - придешь в пуховике - даже не подойдет никто, сама будешь бегать просить о помощи. в шубе придешь - сразу нарисуются с чем-то дорогим и дурацким в руках. У нас ни магазины ни их продавцы как-будто не заинтересованы в покупателях - все равно купите, куда вы денетесь! Хожу в Бигзур вещи покупать, да базар, но там вещи нормальные и продавцы помогут и сто джинсов притащат померить и никто не будет ворчать - ну вы берете или нет?

  • Анонимно
    13.12.2016 11:20

    Конечно это может показаться странным, но привлекать посетителей в торговые центры, в условиях отсутствия среднего класса можно только арендаторами не ориентированными на средний класс.

  • Анонимно
    13.12.2016 11:58

    Д-групп по миру и пустила "Верный" затащив их на Пугачева, а с трибуны Ретейлер "Верный" -"сдулся".

  • Анонимно
    13.12.2016 12:56

    ггг, на улицах покупайте товары, раз денег нет

  • Анонимно
    13.12.2016 13:41

    Вообще-то если цены высокие, то не обязательно товар качественный или даже чуть-чуть лучше... Те же макаронные изделия, крупы, овощи! Поэтому люди и берут, например, "Каждый день" в Ашане и "Круглый год" в Карусели.

    • Анонимно
      13.12.2016 13:58

      чем еда проще, тем полезнее
      самое вредное это полуфабрикаты

      • Самое вредное не натуральные продукты ,то есть стерилизованные,с ядами консервантами и прочей химией! В супермаркетах натуральных продуктов почти нет,а вот в Агропарке,на рынках ,поехав в деревню или по шарив в инете можно еще найти!

  • Анонимно
    13.12.2016 16:55

    Натуральное - это только со своего участка. Там точно знаешь, что есть будешь. А про остальное ничего утверждать нельзя, даже про соседское.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль