Культура 
23.12.2016

Как «татарские симфоники» произвели фурор в Москве

После каждого из двух концертов в главном городе страны столичная публика провожала ГСО РТ стоя

Два дня подряд — в Большом зале консерватории и в Концертном зале Чайковского — Государственный симфонический оркестр Татарстана под руководством Александра Сладковского удивлял столичную публику игрой европейского класса и стильным видоизменением давно и хорошо знакомого репертуара. За успехом земляков специально для «БИЗНЕС Online» следила музыкальный критик Елена Черемных.

Два дня подряд ГСО РТ под руководством Александра Сладковского удивлял столичную публику Два дня подряд ГСО РТ под руководством Александра Сладковского удивлял столичную публику

ДВА ШТРАУСА

В Большом зале консерватории ГСО РТ представил программу, в которой красиво скрестил двух Штраусов — Иоганна и Рихарда. Король венского вальса и композитор-модернист дружелюбно встретились на общей симфонической территории, маркируемой оркестром Александра Сладковского с подчеркнутой классичностью в опусах Иоганна Штрауса и до истомы изысканной инструментальной пряностью в опусах Рихарда Штрауса. Увертюру к оперетте «Летучая мышь», вальс «На прекрасном голубом Дунае», две польки — Рizzicato плюс «Гром и молния», а под конец первого отделения «Императорский вальс» представили оркестр Татарстана плоть от плоти продолжателем традиции легендарного Венского филармонического оркестра, чей эталон вальсовости не меркнет и не теряет свежести более полутора веков.

После антракта, ловко поиграв симфоническими мускулами в поэме Рихарда Штрауса «Дон Жуан», татарстанский оркестр рекомендовался знатоком эпохи модерна, грациозно, но в то же время, не боясь усложнений, преображавшей классический музыкальный профиль Вены. В Большой сюите вальсов из оперы «Кавалер розы» валторновая группа оркестра предстала в количестве 8 человек, а звуковое повествование стало захватывать иллюзией прелестной пространственно-цветовой неодномерности, балансированием между тучными включениями групп и каллиграфией тонких параллелей, вроде «дуэтов» флейты с челестой или тубы с тромбоном. Слушателям требовалось лишь неотрывно следить за невероятной канвой симфонического мышления Рихарда Штрауса, одарившего эту музыку мерцающей красотой и точеной силуэтностью «золотого века» европейского симфонизма. Сыгранным на бис «Танцем семи покрывал» из оперы «Саломея» ГСО РТ растопил эмоции слушателей, устроивших оркестру стоячую овацию.

Филипп Копачевский Филипп Копачевский

«РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» В КВАДРАТЕ

На следующий вечер в Зале Чайковского гости из Татарстана давали уже отечественную классику. После «Ромео и Джульетты» Чайковского его же Первый фортепианный концерт с 26-летним солистом Филиппом Копачевским прозвучал небывалым свидетельством того, как изящный тон рояля может изменить имперскую громокипучесть этой музыки, предложив взамен нее почти шопеновскую грацию и созерцательность. Сенсацией стала вторая часть концерта. Звук струнных в ней, не поднимаясь выше трех piano, стелился тонким и ровным слоем, расщепляя жиры «концертного пианизма» и возвращая кабинетному сочинительству Петра Ильича Чайковского ту хрупкость уединения, от которой захватывало дух. В альянсе с солистом оркестр чаровал не массивностью, а полетным реагированием на малейшее движение мыслей, с миражной скоростью заполнявших пространство сцены с кудесничающими музыкантами.

Зато сюита из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» слушалась, как будто смотрелась. Народные сцены и бал у Капулетти, драки и смерть Тибальда, Танец рыцарей и Джульетта-девочка — все представало в симфонически объемном качестве и с той театральной бескомпромиссностью, которая актуализировала трагедию Шекспира, словно даже как-то оторвав потрясающего значения музыку Прокофьева от балета, для которого эта музыка написана. После нависшей над залом последней ноты флейты piccolo какое-то время держалась мертвая тишина. Аплодисменты разгорались постепенно. Со сцены москвичи провожали оркестр Татарстана стоя.

.

ЕВРОПЕИЗИРОВАННЫЙ ТАТАРСТАН

Только что вернувшись из европейского тура со стратегически важным выходом на сцену венского зала «Музикферайн», Москве оркестр Татарстана явился отнюдь не экзотическим волжским гостем, а коллективом, по праву претендующим на место в европейском топе. Благородный звук, грациозная пластика и породистая выделка не оставили сомнений в новейшей репутации коллектива, умеющего так легко и непринужденно вынимать из симфонического наследия залежи неявных и от того только еще более драгоценных сокровищ.

В марте 2015 года ГСО РТ там же на площади Маяковского играл Четвертую симфонию Чайковского, после которой публика уходила со словами: «Москва отдыхает!» Теперь стало ясно: на фоне мастеровитого, созревшего, почувствовавшего азарт коллектива Сладковского «отдыхает» не только Москва. Как бетховенские симфонии надо слушать у Венских филармоников с Кристианом Тилеманом, так русскую музыку теперь надо слушать в новейших версиях от ГСО РТ. Качество этого оркестра всего за 6 лет руководства Сладковским доведено им до раритетного уровня, напоминающего громкие стартапы Валерия Гергиева с оркестром Мариинского театра. Что ж, Казани стать симфоническим хедлайнером после Петербурга хоть и несколько неожиданно, но почетно. Время, вступившее в фазу пересмотра кумиров, свежайшему симфоническому тренду под европеизированным названием «татарские симфоники», похоже, благоволит.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (15) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    23.12.2016 08:48

    В новогодние каникулы хочется вас услышать в Казани!!!

  • Анонимно
    23.12.2016 10:46

    ГСО РТ под управлением Александра Сладковского является не только "продолжателем традиций легендарного Венского филармонического оркестра", но и уже в ближайшее время его конкурентом на европейских площадках, а сам дирижер уже соответствует уровню и венского и других ведущих симфонических оркестров мира. С.Майоров

  • Анонимно
    23.12.2016 11:01

    Я очень рад за наш оркестр. Желаю успехов. И спасибо автору статьи за профессиональную статью.

  • Анонимно
    23.12.2016 12:12

    Россия впереди всяких венских опер!

  • Анонимно
    23.12.2016 12:23

    В субботу идем на творческий вечер А.Сладковского. На душе предвкушение праздника... С наступающим!!!

  • Анонимно
    23.12.2016 12:47

    Браво музыкальному критику за слог: богатый, витиеватый, вкусный!

  • Анонимно
    23.12.2016 15:22

    Неужели не было исполнено ни одно произведение великих татарских композиторов?

    • Fandas Safiullin
      23.12.2016 17:32

      Можно и без слова «великий».
      Татары — народ скромный.

    • Анонимно
      23.12.2016 17:38

      Просто программа концерта не только от исполнителя зависит, но и от приглашающего организатора концерта. Как-то так.

  • Анонимно
    24.12.2016 12:41

    Среди татар есть великие композиторы. Один Сайдаш чего стоит! Его "Марш Советской Армии" потрясает духовностью, оптимизмом, креативностью и обязательно доводит до сознания, что человек сам хозяйн своей судьбе, дай ему волю, и он перевернет мир, если на благо. Жаль, что поезда в России перекрасили, казанский поезд-"Татарстан" уезжал и приезжал в столицу нашу под марш Сайдашева, это было невероятно трогательно и торжественно. То же самое испытали граждане , садясь в поезд Ульяновск-Москва, там оркестр играл "Прощание славянки", тоже было волнующие и трогательные моменты.

  • Анонимно
    24.12.2016 12:41

    Из-за того, что мы скромные, многие вещи оставляют за бортом. За наши же налоги.

  • Анонимно
    24.12.2016 14:13

    Очень вкусно написано, браво критику

  • Анонимно
    24.12.2016 23:38

    А почему в Казани И. Штрауса не играют даже на "новогодних" концертах? Публика что ли не доросла до понимания такой музыки?

  • Анонимно
    25.12.2016 22:15

    Играют. Ходите на концерты.)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль