Маркетинг, СМИ и реклама 
14.01.2017

Марат Ибляминов: «Судьба «Тартиба» станет лакмусовой бумажкой для татарского общества»

Создатель татарской радиостанции об истинных причинах ее продажи москвичам и шансах на возрождение... в Башкортостане

«Никто из тех, кто делает популистские заявления в адрес Москвы и разыгрывает национальную карту, никакого участия в радио „Тартиб“ не принимали», — говорит гендиректор ООО «Тартиб», а теперь руководитель «Румедиа-Казань» Марат Ибляминов, призывая «не заниматься дешевым популизмом». Также в интервью «БИЗНЕС Online» он впервые рассказал, почему Салавату не удалось создать свое радио и как неправильно организованная господдержка становится главной причиной упадка национальных СМИ.

Марат Ибляминов: «Хоть бы один редактор позвонил с вопросом, как помочь, давай напишем так, чтобы вам другую частоту дали. Нет же!»Фото: Оксана Черкасова

«ГЛУПО ЗАРАБАТЫВАТЬ СЕБЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОЧКИ НА ЗАКРЫТИИ «ТАРТИБА»

— Марат Растамович, наша публикация об одной из самых крупных сделок в истории казанского FM-вещания, когда сразу три частоты ушли московскому холдингу «Румедиа», вызвала большое количество откликов. Многие сожалели о том, что с FM-частоты исчезнет татароязычная радиостанция «Тартиб», которая многим почти за три года вещания по-настоящему полюбилась. Особо рьяные комментаторы видят в этом чуть ли не «руку Москвы», призывают обратить внимание татарстанских властей на ущемление татарской культуры...

— Нужно уметь отделять шумиху от фактов. Все вот эти заявления «я слушал, мне нравилось», «я хочу, пусть будет так» и т. д. отсекаются одним определением — радио «Тартиб» было абсолютно частным проектом. Никто из тех, кто делает популистские заявления в адрес Москвы и разыгрывает национальную карту, никакого участия в радио «Тартиб» не принимали. Заниматься дешевым популизмом и набирать себе политические очки, эксплуатируя эту новость, — это самое глупое, что можно себе представить.

Что касается переформатирования радио «Тартиб» в Business FM, во-первых, есть одобрение федеральной-конкурсной комиссии, процесс этот уже запущен, и он невозвратный. Во-вторых, когда мы общались с руководством «Румедиа», которое покупает частоты, с генеральным директором Михаилом Львовичем Бергером, он нам предложил такой выход из ситуации: «Все то, что за эти годы было наработано, база радио „Тартиб“, цикл передач — все вместе с авторскими правами, сайтом и группами в социальных сетях передайте творческому коллективу. Если они захотят выйти в эфир на новой волне, на новой частоте, могут этим пользоваться безвозмездно». Так что никакого вероломного вторжения Москвы не было, медиабизнес работает в рыночных условиях. «Румедиа» покупают частоты и активы для решения своих задач. Я хочу отметить, что Казань является крупнейшим финансовым центром в Поволжье. И, соответственно, у нас сформирована та самая аудитория, которой была бы интересна радио Business FM: большой банковский сектор, сектор экономистов, инвесторов и т. д. «Румедиа» не планирует менять формат вещания на «Дорожном радио» и «Европе плюс», тут планируется использование синергии холдинга, чтобы качественно вывести Business FM в Казани, в том числе и с местным вещанием. На первоначальном этапе — это 9 часов в неделю. Будут и местные новости, и разнообразные передачи. По поводу времени запуска станции пока сложно сказать, как только будет готова лицензия. Февраль или март — не знаю. Все это время «Тартиб» будет продолжать вещать.

Михаил Бергер: «Все то, что за эти годы было наработано, база радио «Тартиб», цикл передач — все вместе с авторскими правами, сайтом и группами в социальных сетях передайте творческому коллективу безвозмездно»Фото: ©Валерий Левитин, РИА «Новости»

— Ваш холдинг владел тремя частотами, на которых звучат радиостанции «Европа плюс», «Дорожное радио», а раньше «Орфей» и «Тартиб». Высказывалась точка зрения, что вы намеренно выигрывали частоты под интересные, но малоперспективные в коммерческом плане проекты вроде «Орфея» и «Тартиба», а потом просто капитализировали их путем смены формата или, как в этом случае, продажи москвичам.

— Все разговоры о том, что радио «Тартиб» было продано по причине каких-то финансовых трудностей, абсолютно несостоятельны. Мы существовали на свои средства, на средства холдинга, на то, что зарабатывала «Европа Плюс-Казань». Мы с Зуфаром Ганеевым, кому и принадлежали эти частоты, финансировали проекты холдинга в процентном соотношении 90 на 10. Я финансово не в состоянии вытащить эти проекты в одиночку. Затраты на открытие и работу «Тартиба» с момента открытия и до 1 июля 2016 года составили 18 миллионов рублей. Прежде чем кто-то начнет нас ругать, что мы продали «национальную идею», я хочу сказать, что Зуфар Ганеев — это не газовик, не нефтяник, не «денежный мешок». Он не тратил свои личные средства на покупку легионеров спортивных команд, на поддержку фуршетов в Куршавеле... Полтора года он дарил вещание «Орфея» в Казани, два с половиной года мы с ним поддерживали вещание радио «Тартиб». Мой партнер принял для себя решение выйти из медиабизнеса совсем. В силу каких причин и обстоятельств, я сейчас рассуждать не буду. Но это его решение, и я обязан с ним считаться. Ставя себя на его место, я бы, наверное, тоже, после достижения определенного возраста, потянулся к более спокойной и размеренной жизни, уделял бы больше времени семье, детям, внукам. Но я очень ему благодарен за то, что он помогал и вещал эти 2,5 года нашу национальную культуру. А получается, как в пословице: не делай добра, не увидишь зла...

То, что в общей массе медиахолдинга была и татароязычная радиостанция «Тартиб», так сложилось исторически. Я как маркетолог выстраивал эти радиостанции по тому принципу, чтобы они ни в коем случае не пересекались по аудиториям и были разноплановые, разносторонние, разножанровые. На самом деле покупателем мог выступить кто угодно. Там могли быть и структуры Михаила Гуцериева, «Европейской медиагруппы», «Русской медиагруппы», «Газпром-медиа» со своими активами. Почему эти холдинги не проявили интереса, это уже вопрос в совершенно другой плоскости. С «Европейской медиагруппой», которой принадлежат франшизы на два актива («Европа плюс» и «Дорожное радио»), у нас есть негласная договоренность о том, что, если вдруг активы будут передаваться третьим лицам, соответственно, первыми, кого мы уведомляем о сделке, будут они. Так и произошло. Насколько мне известно, там были даже какие-то переговоры. Об этом знали и местные игроки рынка, инвесторы, заинтересованные структуры. Так что если кто-то на самом деле хотел спасти станцию, они бы ее спасли.

И, увы, уже сейчас наблюдаю парадоксальную ситуацию, которая ярко характеризует позицию татарской интеллигенции, журналистов и деятелей культуры. Несколько примеров: после вашей публикации меня атаковали журналисты разных изданий. Как одержимые, как обезумевшие рвались к какой-то сенсации, все хотели «жареного». Хоть бы один редактор позвонил с вопросом, как помочь, давай напишем так, чтобы вам другую частоту дали. Нет же!

«Затраты на открытие и работу «Тартиба» с момента открытия и до 1 июля 2016 года составили 18 миллионов рублей»

КАК ОДНА БУКВА ПОМЕНЯЛА ПОРЯДОК

— И что теперь будет с «Тартибом»?

— Сейчас временное прекращение работы радиостанции в FM-диапазоне станет лакмусовой бумажкой для татарского общества. Насколько оно готово консолидироваться, объединить усилия и возродить, уже в третий раз, вещание действительно народного радио. Те, кто громче всех на сегодняшний день кричит и шумит об этом, делает какие-то заявления, показывает «красную карточку» Москве или членам конкурсной комиссии... Давайте посмотрим, как они поведут себя в этой ситуации. Насколько хватит сил и желания у творческих союзов, объединений возродить заново, сделать это радио действительно народным, общественным. Более того, творческая команда готова к диалогу, она открыта, контакты все есть, сайт продолжает работать, обратная связь есть в группе в «ВКонтакте», в «Фейсбуке». Они полностью открыты в этом отношении. Единственный момент я хотел бы обозначить, что меня в этом проекте, в «Тартибе», уже не будет. Какие-то консультационные услуги, методику вещания, все, что нужно и могу подсказать, я, конечно, сделаю, буду помогать. Но физически, ни как учредитель, ни как руководитель, я уже присутствовать в нем не буду.

Творческая команда радиостанции во главе с главным редактором Ризялей Исмагиловой на сегодняшний день зарегистрировали новое ООО, которое называется «Тартип FM». Получено свидетельство о регистрации СМИ, сейчас документы поданы на получение лицензии. Если вдруг у кого-то действительно возникает желание оказать содействие, помочь, сделать ходатайство, собрать подписи, организовать какую-то петицию на сайте Change.org, например, в адрес президента России, президента Минниханова, у них есть этот шанс.

— Почему тот проект назывался ООО «Тартиб», а сейчас — «Тартип FM»?

— ООО «Тартиб» регистрировалось в 2006 году. Тогда были годы тучные, и нашему регистратору просто можно было позвонить по телефону и подать заявку. Русскоязычная девушка Оксана, видимо, не расслышала, какая именно буква на конце — «б» или «п», и когда я пришел получать документы, у меня был шок — на конце буква «б». Тогда у нас офис-менеджером работала девушка Лейсан, она филолог по образованию, и я ей звоню, спрашиваю: «Как правильно писать-то?» Потому что есть понятие — порядок не портить: «Тэртибегезне бозмагыз». Там на «б» меняется. Она буквально за 10 минут накатала мне целый опус, что это заимствование из арабского языка и т. д. Легенда была, что можно писать и так, и так. И когда я спросил у этой Оксаны, почему все-таки она поставила букву «б», та ответила: «Я подумала, что это как-то с вашей фамилией связано — Татарское радио Ибляминова». Но там же лишняя буква «т» остается, не унимался я. «Тогда товарища Ибляминова». Мы посмеялись над этим, но документы переделывать было уже поздно, регистрация прошла.

Сейчас они зарегистрировались самостоятельно, там сделали с буквой «п» и добавили FM, чтобы не путали с предыдущим предприятием. И они уходят в самостоятельное плавание. На этом вещание радиостанции не останавливается. Есть предприниматели, которые готовы выпустить этот формат в других регионах, даже в Башкирии. Я думаю, в ближайшее время «Тартип FM» зазвучит в Туймазах, все джинглы, которые были, мы переделали под их частоту, все отбивки сделали под уфимское время, полностью наполнение, базу мы туда передали. Ну и остается интернет-вещание станции.

— Сколько обычно уходит времени от разработки FM-частоты и получения лицензии до выхода в эфир на тот момент, если «Тартип FM» будут планировать запускаться в Казани?

— От девяти месяцев до двух лет. Но надо, чтобы федеральная конкурсная комиссия поставила в план проведение конкурса на частоту. «Тартиб» в 2008 году разработал частоту 87,8. Она до сих пор свободна. Может быть, ее уже в марте выставят на ФКК, я не знаю. Возможно, кто-то из местных игроков — меценатов — захочет приютить «Тартиб» и поменять формат своей радиостанции. В течение двух месяцев рассматривается подобная заявка, эта процедура проводится без конкурса.

«Сейчас они [«Тартип FM»] зарегистрировались самостоятельно, там сделали с буквой «п» и добавили FM, чтобы не путали с предыдущим предприятием. И они уходят в самостоятельное плавание»
Фото: tartip.ru

«НИ ОДИН РУССКИЙ, УКРАИНЕЦ ИЛИ ЕВРЕЙ НЕ МЕШАЛИ НАШЕЙ РАБОТЕ. ПАЛКИ В КОЛЕСА ВСТАВЛЯЛИ ТОЛЬКО СВОИ»

— Вы целых 8 раз участвовали в конкурсах на получение частоты для «Тартиба». Почему была такая настойчивость?

— В 2006 году на праздновании дня рождения «Татар радиосы» в одном кругу оказались несколько руководителей татароязычных СМИ. Там были Алмаз Миргаязов (бывший гендиректор «Татар радиосы»), Ильшат Аминов (гендиректор ТРК «ТНВ», «Радио «Булгар») и многие другие. Разговор был неофициальный, и я выступил с некоторой критикой развития татарских радиостанций. Был против коммерциализации национальной эстрады, продвижения только «своих» певцов, которых рекордс-компании выпускали на дисках и кассетах. Мне откровенно не нравилась позиция по вымыванию традиционных народных ценностей, ротация за деньги, а также наличие «поющих трусов» и «приплясывающих чулков». И там мне было дословно сказано следующее: «Ты, уважаемый, свое радио сделай и там крути, что народу нужно, а нам деньги надо зарабатывать». Хорошо, ответил я.

С этого мероприятия я ушел с четким представлением того, что надо наводить порядок. Так и получилось название «Тэртип» (в переводе с татарского языка — «порядок» — прим. ред.). Мне хотелось сделать что-то полезное и хорошее для своего народа. Во-вторых, это большое уважение и любовь к своим родителям. Тогда в 2006 - 2007 годах было очень много поющих под фонограмму девочек, коммерчески раскрученных компакт-дисков, но по факту для взрослого поколения, тех, кому было 50 и больше, контента не было. Плюс ко всему отключили радиоточки, и взрослая аудитория осталась в информационном вакууме. С точки зрения маркетинга, это была хорошая ниша. С этой идеей я пришел к Ганееву, и он меня поддержал. Дальше были долгие процедуры оформления документации, сбор материалов, формирование контента, запись джинглов, студийная работа, разработка частоты. И 11 июня 2008 года мы первый раз вышли в эфир, но, как оказалось, на пару месяцев. Второе пришествие «Тартиба» состоялось уже в 2014 году.

С Айратом Зариповым (слева) и Андреем Григорьевым (справа) на конференции Российской академии радио

— Вы получили удовлетворение от проделанной работы?

— Да, удалось создать то, о чем я мечтал. Показано новое направление, новый путь развития национального вещания.

— В комментариях к прошлой публикации, да и в соцсетях многие выражали мнение, что теперь с вашим уходом слушать в казанском FM-диапазоне среди татароязычных радиостанций абсолютно нечего. В чем было ваше отличие от других?

— У нас на радио никогда не было такого понятия, как кампанейщина. Приведу маленький пример с днем рождения Габдуллы Тукая. Все остальные пошумели два дня, памятник открыли, ленточку перерезали, цветы возложили, на следующий день все позабыли. У нас же Тукаевские чтения начались за месяц до его дня рождения и продолжались еще полгода после. Мы пригласили артистов Камаловского и Тинчуринского театров, они читали его стихи.

Та языковая среда, которая существует в Казани, впитывает в себя очень много заимствований из других языков. Татары говорят «Вау», пишут в смс «Ярар, ок»... Для того чтобы люди не забывали о своих корнях и традициях, был создан цикл передач «Тел дигән дәрья бар». Вся наша работа строилась по принципу «миллэт эчен эшлибез» (в переводе с татарского языка«для народа работаем»прим. ред.).

И тут я возвращаюсь к вашему вопросу. Согласитесь, если бы частота бралась только для того, чтобы ее запустить, потом продать и таким образом капитализировать, можно было не тратить столько усилий. Редакцию сократить до одного человека, включить танцевальную популярную музыку, и никаких проблем. А у нас же еще огромная армия внештатных помощников: Инсаф Абдулла, Фанис Зиганшин, Гульчачак Хафизова и много-много других. Они все работали и записывали программы. А еще я очень люблю брать на работу людей, которых вдруг считают невостребованными в государственных СМИ. Как правило, это настоящий талант, настоящая ходячая энциклопедия, настоящая кладезь знаний.

Что касается музыкального сопровождения, то в эфир попадали в основном записи, которые можно было идентифицировать с традиционным татарским исполнением. Те, кто поет на индийский, китайский лад, рэп и т. д., никогда не попадали в эфир. Но это не значит, что современных певцов у нас не было — взять того же Филюса Кагирова, Ильшата Валеева.

По мне, перепевки убивают татарского певца и татарскую эстраду. Не буду называть радиостанцию, но слышу, что одна молодая певица перепела песню Венеры Ганиевой очень слабеньким голосом. Если ты работаешь на банкете, подзадорить публику еще можно. Но пускать это в ротацию на радио для того, чтобы тебя идентифицировали с этой песней... Так ты теряешь свое лицо как исполнитель. Таких каверов у нас тоже не было. Я никак не мог понять: что у нас на других станциях Зухра Сахабиева, Хайдар Бигичев, Зухра Шарифуллина под запретом, что ли? Целую плеяду артистов нигде больше нельзя было услышать. Как будто татароязычные радиостанции сговорились и не ставили их в эфир.

Награда от «Дорожного радио» (2016 год)

«СПОРТ И ТАТАРСКАЯ КУЛЬТУРА — ЭТО КАК СЕДЛО НА КОРОВЕ»

— Учитывая, какую культурологическую роль вы выполняли, государство вас не поддерживало?

— Чиновники радио «Тартиб» не создавали. Это была частная инициатива и частная компания. А раз они не создавали, то и бюджета на содержание этого СМИ не было предусмотрено. Когда я работал в системе «Татмедиа», прекрасно знал ситуацию с финансированием государственных СМИ. Положа руку на сердце, там для своих-то бюджета едва хватало. А после резкого скачка курса доллара все удорожало. Бумага, оборудование, краски в большинстве своем закупались и закупаются за границей, так как в России много чего из вышеперечисленного вообще не производится. Нам рассчитывать на какое-либо субсидирование или госзаказ не приходилось.

И потом формально ни один чиновник или ведомство на это не имело бюджета, а значит, и помогать были не обязаны. Конечно, они не в вакууме информационном живут, могли бы просто поинтересоваться и придумать что-то, но винить кого-то и в чем бы то ни было, нельзя. К слову, ни один русский, украинец, еврей, никогда не мешали работе радио «Тартиб». Всегда душили только свои. Постоянно критиковали в негативном ключе, что бы мы ни делали. Мы что-то делаем, нам начинают писать: спорт и татарская культура — это как седло на корове. Обвинения сыпались систематически.

— Ну правильно, у вас же записано в концепции — спортивное вещание.

— С этим форматом была очень интересная история. Я на тот конкурс, когда мы все-таки выиграли частоту, поехал ва-банк. Объявили концепцию — спортивное вещание. Я понимал, что это единственный шанс из миллионов. Это было 25 мая 2011 года. Даже номинал частоты не был определен. Мы прописали в концепции, что спортивное вещание будет составлять 5 процентов. Мы получали частоту не как татароязычная станция. У нас были прописаны языки вещания — русский, татарский, но не поставлено процентное соотношение, какой и сколько должен звучать. На конкурсной комиссии один из ее членов тогда задал вопрос: «А зачем вам татарский язык?» Я говорю, что в Татарстане есть свои спортсмены, про них надо рассказывать. «Тогда у вас мало спортивного вещания, — возразил он. — Давайте доведем его до 20 процентов». Никто на этом конкурсе с такой концепцией не выставлялся, я был один на право получения частоты. И очень боялся, что и московский «Спорт ФМ» также захочет принять участие в конкурсе. Хотя на все предыдущие и будущее конкурсы было минимум 10 соискателей, в том числе и все акулы медиабизнеса. С этими акулами приходилось сражаться по другим радиостанциям.

Сразу частоту не дали, сказав, что так как вы единственный соискатель, если не поступит дополнительных заявок, вы получите эту частоту. Все следующие две недели я не мог спать спокойно. Когда на сайте Роскомнадзора увидел подтверждение, что мы эту частоту получили, был рад неимоверно.

— И как выкрутились из ситуации, ведь в день вы должны были выдавать по четыре часа спортивного вещания...

— Мы начали рассказывать о наших бегунах, лыжниках, об истории татарстанского спорта. И тут же посыпался шквал негатива. Как так, после Хайдара Бигичева вы рассказываете про каких-то борцов. Но в прямой эфир позвонила певица, народная артистка республики Татарстан Зухра Сахабиева. Я ее очень уважаю. И она сказала фразу, которая наш коллектив окрылила: «Другие народы не знают, как придумать своих героев — из воздуха берут, а у нас столько своих спортсменов, батыров, личностей, выдающихся людей родом из Татарстана, и мы стесняемся о них говорить. Не слушайте никого, продолжайте рассказывать о спортсменах и батырах». Тогда я понял, что мы делаем нашу концепцию не зря, не впустую. Нашлись спортивные журналисты, был создан цикл передач. И для того чтобы уж совсем не забивать спортом весь прайм-тайм, мы спортивное вещание передвинули на ночное время. Методы получения права на вещание частотного ресурса, формирование контентной части, язык вещания были сформированы таким образом, что мы не нарушали ни одного закона Российской Федерации.

«Возможно, что-то сейчас в компании Салавата Закиевича и делается в направлении создания собственного радио, но я об этом не знаю. Другое дело, что сегодня частной татароязычной станции фактически невозможно выжить в сложившихся условиях»Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«НУЖНО НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ ЗАПРЕТИТЬ ГОССМИ ЗАНИМАТЬСЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»

— Насколько сложно получить частоту для татароязычной станции? Вы 8 раз ездили в Москву за лицензией, певец Салават пытался дважды...

— Смотря с каким багажом вы идете на конкурс. Что касается Салавата, это давняя история. Когда был объявлен конкурс на частоту, человек, который у него занимался радиостанцией, просто уничтожил все документы. Регистрацию ООО «Радио Салават», свидетельство о регистрации СМИ, универсальную лицензию, концепцию вещания — все было уничтожено. Винчестер компьютера, где находились все данные, был отформатирован, а печать была разрезана на мелкие куски. Это был второй поход всенародного певца за частотой. Салават Закиевич позвонил мне и говорит: Марат, выручай. У тебя есть запасной вариант? У меня было оформлено СМИ «Радио Дастан» на одно из ООО. Времени на подготовку было меньше 10 дней. В экстренно-пожарном режиме что смогли сделать за это время, то и вынесли на конкурс.

— И проиграли, хотя у вас были письма в поддержку и от Шаймиева, и от Минниханова, от всемирного конгресса татар.

— Самая большая ошибка, которая была в том конкурсе, у нас были официальные письма, но не было поддержки общественности. Если бы до этого сделали интернет-вещание и имели тысячу подписчиков на канале, а на платформе для петиций Change.org было бы обращение к Медведеву или Путину о создании татароязычной радиостанции, которая собрала к тому моменту хотя бы 10 тысяч подписей, это было бы существенным аргументом для федеральной конкурсной комиссии — и вполне возможно, что Салават Фатхетдинов был бы уже со своей частотой. После 2014 года конкурсов на частоты больше не проводилось. Возможно, что-то сейчас в компании Салавата Закиевича и делается в направлении создания собственного радио, но я об этом не знаю. Другое дело, что сегодня частной татароязычной станции фактически невозможно выжить в сложившихся условиях.

Проблема в том, что национальные СМИ финансируются из госбюджета. В результате в этом сегменте рынка творится полный хаос, и цены на рекламу опущены ниже уровня рентабельности. К примеру, есть вещатель, у которого более 15 передатчиков по Татарстану. Содержание вещания, студийной работы, арендные платежи за передатчики, спутниковые каналы связи, фонд заработной платы и т. д. полностью покрываются госдотацией. Вся рекламная выручка в этом случае автоматически становится не чем иным, как суперприбылью. Приходит рекламный менеджер с этого СМИ к рекламодателю и предлагает свои услуги. Цена на рекламу формируется в прямом смысле «от фонаря», то есть в стоимость рекламных услуг никогда не включаются существующие затраты. Сам принцип формирования цены напрочь противоречит рыночным механизмам. И с учетом того, что о маркетинге там даже понятия не имеют и устраивают «посекундную тарификацию», то цены в 60 рублей за выход рекламного ролика на всю Республику Татарстан — совсем не редкость. Следом приходят наши менеджеры к тому же рекламодателю, а он задает вполне резонный вопрос: «Что вы можете предложить за те же 60 рублей? Только одну Казань плюс три близлежащих района? Нет, несерьезно! Ваши конкуренты за 60 рублей отдают Казань, Челны, Альметьевск, Елабугу, Бугульму, Бавлы и еще целую кучу городов! Ваша цена на рекламу должна быть в два раза ниже». И, скажите, как в таких условиях и при таком ценообразовании можно было выживать радио «Тартиб»? И если после нас появятся новые национальные проекты, им сначала нужно решать вопрос о господдержке, либо на законодательном уровне вводить запрет на коммерческую деятельность для субсидируемых СМИ. Третьего в этой ситуации просто не дано.

С Хамдуной Тимергалиевой

— С другой стороны, если мы посмотрим на рейтинги, то увидим, что в Казани в первой десятке татарского радио нет. Во второй — и то в конце. С чем это связано? Татарам не нужно свое радио?

— Казань на самом деле обрусела. Идет полная деградация языка, утеря своих корней, татарской идентичности. Это происходит 15 - 20 лет. Парадоксальная ситуация: татарского языка в школах больше, чем английского, а на выходе 11-классники родного языка не знают, но по-английски уже говорят. На ваших страницах те деятели, от которых зависит возрождение языка и национальной культуры, признавались, что их внуки на татарском уже не говорят, вот вам и ответ.

— Но ведь и с национальным телевидением у нас беда. Что с ним нужно сделать, чтобы оно было интересно массовому зрителю и стало бы двигателем развития национальной культуры?

— Политика любого государства — это набор правил. Как только государство определяется с тем, что такое хорошо, а что плохо, все начинает работать. То же и с госканалом. Пока для него не определен конкретный заказ и не выработана концепция того, что он должен выдавать, шатание из стороны в сторону продолжится. И если концепция выработана, тогда уже можно задавать вопросы и руководству канала, и всем остальным. Сегодня я не вижу, что эти задачи определены и поставлены перед национальным телевидением.

С Ринатом Валеевым

«Я ЗНАЮ ОДНОГО ПРАВОСЛАВНОГО АЛЕКСАНДРА, ОН НА ОСНОВЕ ТАТАРСКОГО ВЫУЧИЛ ДРУГИЕ СХОЖИЕ ЯЗЫКИ И КАПИТАЛИЗИРОВАЛ СВОИ ЗНАНИЯ»

— На эстраде какие-то задачи уже начали ставить, в прошлом году провели фестиваль «Ветер перемен».

— Действительно нужное мероприятие. Он сдул тот густой туман, который висел над татарской эстрадой. Он отчетливо показал, что даже по указанию свыше никто не в состоянии создать продукт, который бы отвечал чаянием и интересам всего татарского народа. Кто-то хвалит, кто-то ругает. Но фестиваль не оставил равнодушным никого. Точно так же и в радиовещании. Татароязычных радиостанций должно быть гораздо больше, чем сейчас. Поддержание национальных СМИ — это функция государства. Наш президент как гарант сохранения национальной культуры и языка должен разработать целую программу.

Например, на сегодняшний день некоторые татарстанские радиостанции, используя свое право наследственной преемственности на музыкальный архив, сидят на нем, как собака на сене. То татарское национальное наследие, которое хранилось в архиве ВГТРК «Татарстан», на сегодняшний день оцифровано и передано в Госфонд и лежит там мертвым грузом. Татарстан, имея мощнейшие дата-центры IT-парка, должен в кратчайшие сроки, пока эти компакт-диски, на которые все это было переписано, не разложились от времени, перевести их в «цифру» и выложить в сеть, чтобы татары всего мира могли пользоваться этим наследием. Затраты небольшие. Я прошу нашего президента сделать это. Так же можно программистов попросить сделать приложение, которое могло бы фильтровать запросы, скажем, песня 50-х, 60-х, 70-х годов, голоса женские — мужские, исполнение — а капелла, под баян или рояль. И этот плеер подбирает нужный контент из дата-центра, и вы получаете качественный продукт. Это снимет вопрос по национальному вещанию в интернете. Давайте использовать технологии во благо татарской культуры. Если нужно, готов подсказать и помочь.

С Михаилом Бергером

А сегодня для того, чтобы получить одну архивную запись, надо писать заявление, куда-то нести, и т. п. Это же должно находиться в общем доступе! Та же проблема и с нашим книгофондом. Если уж президент говорит, что все читает с планшета, то нужно все переводить в электронный удобный формат и попросить производителей электронных книг, чтобы они интегрировали татарские шрифты для распознавания. Я считаю, что читаемость от этого увеличится. Должна быть сформирована национальная политика в этом вопросе.

В обществе постоянно возникает вопрос о необходимости изучения татарского языка. А вы теперь представьте ситуацию. Мальчик Артем приходит в школу в 7-летнем возрасте, для него татарский — иностранный язык. Он дома на нем не разговаривает. А приходит в школу — там учительница Аниса, которая приехала из деревни, и начинается: «А, ты татарский не учишь, на тебе двойку!» И получается, у него 5 по всем предметам, а тут 2. Нужно менять систему образования сначала в педуниверситете, чтобы она была интересной для студентов и будущих преподавателей. Покажите выгоду от знания языка. Я знаю одного православного Александра. Он на базе татарского языка выучил другие схожие и теперь работает в международной нефтяной компании. Он капитализировал свои знания.

В целом вопросы создания языковой среды, сохранения и возрождения культуры, развития современной эстрады, поддержки талантов — это функция государства. И сейчас уже для нас совершенно понятно, что без государственного участия такие проекты просто обречены. Я разработал в Казани еще и частоты с номиналом 87,8МГц, 95,5МГц и 96.0МГц. Если эти три частоты по просьбе общественности и властей РТ отдать под национальное вещание, тогда в Казани можно быстро закрыть потребность в нем. Одну частоту отдать «Кураю», другую — Салавату, а на третьей восстановить «Тартип FM». Тогда весь спектр татароязычных радиостанций будет в Казани представлен.

«В настоящее время я получил предложение от «Румедиа» возглавить казанскую группу компаний холдинга. А что будет через 10 лет, лишь одному Богу известно»
Фото: Оксана Черкасова

— У вас с Ганеевым от прежнего медиахолдинга осталось еще одно совместное предприятие — ООО «Технобашня». Какова его дальнейшая судьба? Оно тоже будет продано следом за медиаактивами?

— Хотите купить? Продам! (Смеется). Знаете, а если серьезно, то могу заявить со всей ответственностью, что на сегодняшний день я не являюсь учредителем ни одного СМИ, а тем более его владельцем или совладельцем. Все медийные проекты, которые планировались мною ранее, находятся либо в стадии закрытия, либо поданы на ликвидацию. И относительно радиомачты ситуация такая же. Я не могу говорить за партнера, но свою долю в радиобашне могу и продать. Раньше она нужна была для развития новых проектов, а если сейчас я этого не буду делать. Раз частоты не собираюсь разрабатывать, то зачем мне в этом участвовать? Продажа доли вполне вероятна, не исключаю. В настоящее время я получил предложение от «Румедиа» возглавить казанскую группу компаний холдинга. А что будет через 10 лет, лишь одному Богу известно.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (126) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
14.01.2017 11:03

Как жаль, что нет у руководства РТ концепции национального развития!
Хорошо,что в Башкортстане хоть идут татарам навстречу, имею ввиду Тартип в Туймазах!
Самое главное- враги татарского народа не русские, не украинцы, не евреи, а татарские бюрократы, чиновники,нащальники, которым кроме благо устройства и денег, своего и своего семейства ничего не надо и лишь бы еще больше начальник его не пиннул в зад!!!!

  • Анонимно
    14.01.2017 08:43

    Я татарин , живу заграницей, иногда слушаю Тартиб, очень душевно и приятно. Молодцы спасибо!

    • Анонимно
      14.01.2017 09:26

      Теперь уже не за что.

    • Анонимно
      14.01.2017 11:18

      Бавлы не заграница!

      • Анонимно
        14.01.2017 14:16

        У сильного всегда бессильный виноват....тому в истории мы тьму примеров слышим.
        Зря Марат, Вы ввязались в эту историю с национальным радио. Благодарности точно не услышите, а кости Вам все перемоют неоднократно, посчитают доходы, оценят машины, дома, часы и трусы.
        Притча о татарах в аду, котёл которых стоит без охраны, потому что если один татарин вылезает, то десять его обратно утянут, вполне имеет под собой основания. Бегите Вы от этих проектов как можно дальше, уходите в непубличную зону, наслаждайтесь жизнью, которая и так коротка.
        После Туфана Миннулина так и не появилось ни кого, кто бы откровенно заговорил о проблемах народа. Но Вы не Туфан, Вас сотрут в порошок свои же. За радио спасибо, слушал, нравилось. Что это частная собственность понимаю, как Вам с партнёром ей распоряжаться-Ваше право. Не осуждаю, но искренне жаль. Надеюсь после Вас найдутся меценаты, которые захотят продолжить это дело.

        • Анонимно
          14.01.2017 15:28

          Под эту идеи (а точнее две идеи - классическое искусство и национальное радио) эти ребята получили БЕСПЛАТНО две частоты, которые потом перепродали под другие коммерческие концепции.

          • Анонимно
            14.01.2017 15:37

            Ииии? Что мешало это сделать другим? Кого-то туда фейс-контроль не пропустил, на этот конкурс по частотам?

          • Анонимно
            14.01.2017 15:41

            "БЕСПЛАТНО" - это вы про сыр в мышеловке, а частоты денег стоят. Если бы "БЕСПЛАТНО", то миллионер бы не покупал ни чего, просто так забрал несколько частот и вы бы не умничали тут, а слушали что дают. Видать ваше "БЕСПЛАТНО" так дорого стоит, что даже миллионеру Лисовскому не по карману в Москве и за каждую частоту по
            миллиону долларов отвалил.
            Иногда, что бы в Москве что то получить "БЕСПЛАТНО", надо сначала занести "БЕЗЛИМИТНОГО". Как то так, в Москве часто бываем.

            • Анонимно
              14.01.2017 15:57

              " что бы в Москве что то получить "БЕСПЛАТНО", надо сначала занести "БЕЗЛИМИТНОГО". Как то так, в Москве часто бываем."
              Если ты не провокатор,то опиши,как и кому дал взятку.Обратись в Генпрокуратуру.Или Улюкаева обвинили во взятке,и заточили в квартире.Если ты трус,не балабольствуй.От тебя кто и что возмёт,ущербный.

        • Анонимно
          14.01.2017 15:58

          Вот эта притча, когда я её в школьные годы услышал, казалась просто анекдотом, но в последние годы в ней только убеждаюсь. К сожалению. Но ведь нельзя вот так вот бросать, опускать руки. Понимаю, что такую ментальность "утаскивания" вряд ли изменишь, но надо работать вопреки. Верю, что не все только и ждут, чтобы других "утащить", есть ведь адекватные люди. Если бы не было, давно бы исчезли уже

          • Анонимно
            14.01.2017 20:50

            мне кажется что среди нового поколения не так, нет утаскивания такого. занимаюсь бизнесом заграницей, связываюсь с моими татарами, готовы помочь и советом и делом. Работаю, беру в бизнес татар тоже, люблю свой Татарский народ не смотря ни на что!

            • Анонимно
              2.02.2017 13:05

              А можно к вам на работу, хочется работать и зарабатывать, если что, я истенный татарин, с высшим татарским образованием, тут работаем на 15 т.

        • Анонимно
          14.01.2017 16:41

          Почему же ему никто спасибо не скажет? Уже сказали татары, которые слушали и ценили его радио. И очень сожалеют об его закрытии. Аллах , наверное зачтет ему, что сделал для татарского народа в деле сохранения истинной татарской культуры.

        • Анонимно
          15.01.2017 11:24

          Туфан по натуре был хаотичным,сверхэмоциональным и при этом очень талантливым человеком. Национальными идеями его постоянно подпитывал друг и соратник Разиль Валеев.Туфан и сам говорил,что в парламентской работе многому учится у Разиля. Это был великолепный тандем,они дополняли друг друга. Жаль,что не стало великого Туфана!

        • Panda
          15.01.2017 23:39

          В общественных делах всегда так. Больше всех сделаешь, весь выложишься и во всем что случилось-получилось не хорошо или не очень будешь виноват, а все хорошее присвоят себе остальные!

          Всегда так! Знающие подтвердят.

    • Анонимно
      15.01.2017 09:59

      Спасибо Марату за то,что он попытался помочь хотя и в короткое время духовному возрождении своего народа! Но у него на первое место вышли финансы,а не национальные ньюансы.Так и должно было получиться,потому что по натуре он в первую очередь бизнесмен,а не народник. А насчет того,что ему никто не помог он немного хитрит. У татар есть такое выражение:"Еламаган балага ими бирмилэр". Пишут же здесь,что он никому за помощью и не обращался. Наверное,не хотел делиться ни идеями,ни успехом,ни славой,тем более ни деньгами. Но он показал,что умеет работать,умеет заработывать деньги
      при любых ситуациях. Короче,перехитрил всех...

    • Анонимно
      15.01.2017 10:17

      Никогда не слушал татарские каналы .. Потому что все одно и то же, услышав в эфире тартиб был удивлен приятно . Получается что все что делают за государственные деньги или за то что остается после распила не эффективно .. Надо менять этих которые неэффективно управляют на таких как в управлении тартиба.

  • Анонимно
    14.01.2017 08:47

    "Казань является крупнейшим финансовым центром" - говорит Ибляминов. "этап Кубка мира по борд-кроссу и параллельному гигантскому слалому должен был пройти в Казани был отменен, так как Татарстан не смог взять на себя все расходы по проведению турнира" - говорят другие

    • Анонимно
      14.01.2017 09:21

      Вы что хотели сказать?

      • Анонимно
        14.01.2017 09:42

        Хотел НАПИСАТЬ. Крупнейший финансовый центр не может оплатить катание по снегу (зимой) на доске. Возможно не "крупнейший", возможно не "финансовый" или не "центр"

        • Анонимно
          14.01.2017 10:44

          Возможно не все 3 термина.

        • Анонимно
          14.01.2017 11:07

          Да у нас зимой снега не возьмеш. Но к радио это какое отношение имеет?

        • Анонимно
          14.01.2017 16:44

          так финансовый центр ещё и считать умет. Посчитал, что никакой выгоды от этого чемпионата по сноуборду нет. Зачем на него деньги выкидывать ?

  • Анонимно
    14.01.2017 09:26

    правильно все говорит по делу
    спасибо БО за интересное интервью

    • Анонимно
      14.01.2017 14:20

      Господин Ибляминов вёл себя как социальная медиа столовая. Не многовато ли "социально значимых" проектов на одну персону? То радио Спорт, то Орфей, то Тартип. Больше всех надо было? Вот теперь пусть получает общественное обсуждение (не осуждение).
      А уж обсудить-осудить у нас могут, только повод подавай.

      • Анонимно
        14.01.2017 19:26

        Хитер шельма! Назвал радио своим именем, в историю уже попал. Еще раз перечитал это место, ТаРТИб-татарское радио товарища Ибляминова! Молодец! Все вопросы сняты. Действительно частный проект выходит. Он случайно не из татарских евреев, то есть мишар? Наш человек!

        • Анонимно
          15.01.2017 12:18

          Каждый на свой аршин меряет. Вы судите человека исключительно по себе, то есть вы именно так поступили и поступаете.

          • Анонимно
            15.01.2017 13:42

            НЕ соглашусь с этим утверждением - оно отнюдь не универсально! И сейчас, возможно, просто портите карму, нанося обиду несправедливыми обвинениями и подозрениями, и значит это может вернуться и к Вам - от вообще другого человека. Я стала подписываться после того, как поняла, что беру на себя чужие грехи. И за все свои возможные извинилась до этого. Ф.

        • Panda
          20.01.2017 19:17

          И Вы создайте! Никто не против

  • Анонимно
    14.01.2017 09:55

    К сожалению, в интервью не прозвучал вопрос о причинах ухода Ибляминова из медийного бизнеса и закрытия всех проектов.

    • Анонимно
      14.01.2017 10:06

      А Нам то это зачем? Близкие наверно знают, мы то причем? Он должен комментировать свои действия?

      • Анонимно
        14.01.2017 11:23

        Причина проста - партнер захотел зафиксировать сверхприбыль. В миллионах баксах. И гори оно пропадом любые общественные интересы. Могли и ведь тендер объявить на Тартип и продать в хорошие руки.

        • Анонимно
          14.01.2017 11:46

          В прошлой статье в комментариях чиновник из татмедиа Алмаз Мирзаянов заявил, что о предстоящей продаже активов они знали уже давным давно, выложили видео с сайта Азатлык с подтверждением. Значит в кулуарах те кому надо все знали, . Что сейчас то уже кулакми махать, когда все передано москвичам?

          • Анонимно
            14.01.2017 12:14

            Читаем внимательно https://www.business-gazeta.ru/article/334352 новость номер 3. Все про Татмедиа четко сказано было, ларчик просто открывался, все всё знали и нас за нос водили.

        • Анонимно
          16.01.2017 17:09

          Миннахметов, Шагиахметов, Зарипов все в курсе были не захотели покупать свои же частоты "осваивают" он даже на них замомом работали профукали сами свою возможность, вместо того, что бы подмазать вообще попросили из структуры, вот и получили дулю. Ибляминов всегда говорил хорошую цену предложите продам! так, что пускай не придумывают, что не знали

      • Анонимно
        14.01.2017 11:25

        Нам это для того, чтобы понять мотивы прдажи, а это главное в данной истории. Предполагаю, что все основные доходы от бизнеса у него уходили на покрытие убытков, которые приносил ему Тартип.

        • Анонимно
          14.01.2017 11:42

          О каких убытках вы говорите, уважаемый Ибляминов?
          1. Создавая коммерческую станцию вы должны были просчитать и рекламную базу. Правильно работая вы могли без проблем выйти на безубыточность. Посмотрите, масса татарских частных газет как-то существует. Это, как говорят на улице, отмазка. Тем более затраты у вас были небольшие - несколько человек в штате.
          2. Вы владели Европа плюс - самая успешная по рейтингам станция. Доходов там было столько, что три радиостанции можно содержать.

          • Анонимно
            14.01.2017 12:14

            Ну вы прям провидец :) Я вообще то не Ибляминов. Вы статью то читали? Он как раз и говорит, что за счет Европы+ и содержал Тартип. Он и так столько лет занимался благотворительностью, так что ваш выпад не уместен.

            • Анонимно
              14.01.2017 13:04

              Это бизнес, а не благотворительсноть Продав станцию за миллион баксов вы закрыли все инвестиции (именно так, а не затраты) с лихвой. А могли бы и зарабатывать дальше, как и многие татарские издания и медиа.
              Про много лет тоже лукавите. Пару лет - это много?
              В общем, двойственное впечатление Ибляминов и его партнер оставляют. И дело важное делали для татар - з а это спасибо. Но и лукавят и спекулируют на нации, перепродав частоту москвичам за круглую сумму, и не найдя здесь продолжателей благого дела.

              • Анонимно
                14.01.2017 13:37

                Кроме слушателей это радио ни кому не нужно было же. Вот и не помогал в Казани ни кто. Дело сделано, что сейчас виноватых искать да стрелочников наказывать. Поезд ушел, добираемся на электричках.

                • Анонимно
                  14.01.2017 13:43

                  Конечно, помогать власть могла бы. Будь он нормальной и небизнесовой... Но она никому не помогает и все как-то существуют. Честно делая свое дело.

                  Вы, господин Ибляминов, ввязались в бизнес-проект и обещали в Москве на уровне заявки вести это дело. Вы не оговаривлаи что ждете помощи. По большему счету это и бизнес, и общественное дело. Нацией как говорится не торгуют. А вы это сделали - обвиняяя теперь всех в том, что вам не помогают.

          • Анонимно
            14.01.2017 13:42

            а что тогда Татмедиа на госдотациях только держится??? ЗАчем тогда туда столько дураков набрали,раз они ничего проссчитать не могут???

  • Анонимно
    14.01.2017 10:48

    Суровая правда! В Республики Татарстан (2млн. татарского населения), в ее столице, где живут не менее 500 тыс татар, чахнут татарские или двуязычные СМИ. Включая государственные. При самой активной поддержке со стороны Президента республики. Радио и ТВ, печатные СМИ теряют аудиторию. И рекламодатели отворачиваются. И непонятно, почему так. Кто должен объяснить, разрулить? Два Татмедиа? Правительство? Аппарат президента? Пока видим и слышим только частника Марата И. и других энтузиастов предпринимателей. Хоть бы разобрались. Может нет уже так называемых татар, остались только их тени? Доцент РВ

    • Анонимно
      14.01.2017 15:06

      Вот все про политику, деньги, дотации говорят, а меня волнует проблема с записями этого радио!!! Если нам москвичи разрешили все бесплатно забрать, можно этот архив выложить в интернет? Хотелось бы иметь возможность скачать все передачи и главное музыкальные архивы. Настрою маме плеер, пусть слушают круглые сутки. Про государственный архив даже сказать боюсь, там простым смертным вход запрещен наверное? Коллеги , поддержите пожалуйста. Или можно с винтчестером подъехать и перекачать базу?

    • Анонимно
      15.01.2017 19:31

      Активная поддержка Президента РТ не срабатывает без создания в РТ системной деятельности по развитию идеологии и политики сохранения языка, культуры и нации татар.

  • Анонимно
    14.01.2017 11:03

    Как жаль, что нет у руководства РТ концепции национального развития!
    Хорошо,что в Башкортстане хоть идут татарам навстречу, имею ввиду Тартип в Туймазах!
    Самое главное- враги татарского народа не русские, не украинцы, не евреи, а татарские бюрократы, чиновники,нащальники, которым кроме благо устройства и денег, своего и своего семейства ничего не надо и лишь бы еще больше начальник его не пиннул в зад!!!!

    • Анонимно
      14.01.2017 11:43

      Вы хотели сказать пнул? Пиннул - что это?

    • Анонимно
      14.01.2017 20:12

      Такой концепции нет, потому что достойных людей, людей действительно переживающих за нацию задвинули. А на руководящие места посадили тех, у кого одна цель - нажива. Ситуация с языком такая, что нужно кричать: "караул". Есть концепция социально-экономического развития РТ до 30-го года. Где концепция развития татарской нации, языка, культуры на тот же период? Кто-нибудь вообще задумывается о том куда мы идем и что с нами станет? Или они решили все свалить на народ? Уже и Минниханов и Ахметов высказывались, что сохранение языка это задача семьи. Такое ощущение, что они живут в параллельном мире. Среда, только создание татароязычной среды может спасти язык. Не в отдельности семья, школа итд, а среда! А обеспечить это может только государство! Когда Миннинханов объявил, что язык должна сохранять семья, он расписался в своем бессилии.
      Если судить по татарстанским сми у нас много проблем: коррупция, экология, тарифы, зарплаты, дружба народов. Нет только проблемы утери татарского языка. Нет серьезного экспертного, общественного обсуждения этой проблемы. Ни на ТНВ, ни в печатных изданиях. А народ спит. Его развлекают песнями-плясками. Когда власти обратятся к народу, что существует проблема языка? Когда это станет повесткой дня у Минниханова и остальных?

      • Анонимно
        15.01.2017 11:23

        Когда их "попросят"...

      • Анонимно
        15.01.2017 18:39

        Есть ли у татарского народа способ заставить Президента РТ: а) инициировать рассмотрение этих вопросов, б) создать Президентский Совет по вопросам сохранения языка, культуры и нации татар, в) обеспечить создание механизмов разработки, утверждения и контроля соблюдения идеологии, политики нации татар, соблюдения Конституции Р Т.

  • Анонимно
    14.01.2017 11:09

    Молодец, дельные идеи и советы предлагает по развитию и сохранению татарской культуры

  • Анонимно
    14.01.2017 11:11

    Жестко, но справедливо. Мыслит и излагает свои мысли четко, доказательно и ясно. Марат много сделал и. я уверен, сделает для народа,

    • Анонимно
      14.01.2017 14:11

      уже не сделает. сделал все, что мог. теперь - ваша очередь.

  • Анонимно
    14.01.2017 11:21

    Правильно, с какой стати человек должен тратить 4 миллиона рублей в год на содержание радиостанции, а в ответ вместо благодарности получать негатив и критику. Любой бы на его месте рано или поздно перестал бы это делать!

  • Анонимно
    14.01.2017 11:21

    Друзья, давайте посмотрим с другой стороны. Марат хороший парень. Болеет за народ. Но... вначале со своим партнером он взял частоту для Орфея, Москва пошла на встречу. Мол, нашлись люди кто готов развивать просветительское направление для народа и интеллигенции. Потом они ее быстро через 1.5 года закрывают, перепрофилируют и за миллион баксов с другой коммерческой направленостью продают Москвичам. Бизнес - ничего личного.

    Далее похожая история была проделана с татарской радиостанцией Тартип. Опять эксплуатация хорошей идеи и перепродажа станция под другую концепцию.

    После таких бизнес-новаций Москва будет осторожнее относиться к подобным "идеалистам" из Казани. Опять возьмут бесплатно частоту и опять перепродадут...
    Хотелось бы чтобы Ибляминов и его старший партнер как то прокомментировали свои действия. А потом будем говорить о нации и ее будущем.
    Казанский татарин

    • Анонимно
      14.01.2017 11:39

      Казанский татарин, вы слушали Тәртип. Он вам нужен? Бесплатного ничего не бывает.

      • Анонимно
        14.01.2017 13:44

        У вас было бизнес-радио, частное. ВЫ продавали и могли бы и дальше продавать рекламу. Это нормальная бизнес-модель. Зачем спекулируете словами, что бесплатного ничего не бывает?
        Казанский татарин

        • Анонимно
          14.01.2017 14:13

          это радио было убыточным.человек содержал его за свой счет. теперь надоело. что тут непонятного?

        • Анонимно
          14.01.2017 14:35

          Что то совсем глупо зарыть деньги в 2006м по курсу 30/$ и выкопать в 2016 по 70р/$. Порще в банк под % положить и выгода больше и не знает ни кто.

  • Анонимно
    14.01.2017 11:44

    Мягко говоря лукавит Марат Растамович ) эдакая выгодная полуправда для простых обывателей

    • Анонимно
      14.01.2017 16:09

      Так уже сказали же все. ФМ умирает, местного вещания не останется, последний оплот -это Бим радио. Придут федеральные сети, выкупят всех, Башнефть вам не урок? Если надо прогнать информационную волну, так прогонят, что сметут руководителя любого уровня, мэра-премьера-губернатора-президента. Ошибка наших властей в том, что в местные проекты входить надо хотя бы с блокирующим пакетом 25%, что бы иметь влияние, а то тут будет реально рулить аллигархат, как во многих регионах. Что бы всякие Вексельберги, Секешфехешвары, Роштильды и Лисовско-Березовские не поставили своих марионеток-ставленников. Тютю тогда Татарстан. Вот он и про вышку (понимаю что это РТПЦ) говорит, что москвичам продает. Что там у нас в собственности осталось вообще, хоккейная команда и воспоминания о сабантуе?

      • Анонимно
        14.01.2017 19:51

        Через несколько лет придёт цифровое радио. Там гораздо больше частот будет. Гораздо больше возможностей будет.

        • Анонимно
          16.01.2017 01:21

          К этому времени и, при такой национальной политике руководства РТ, самой РТ уже не будет.

        • Анонимно
          16.01.2017 10:40

          Пока травка подрастет лошадка с голоду умрет (народная пословица).

        • Анонимно
          16.01.2017 11:51

          Норвегия переходит на цифровое радивещание http://ru.euronews.com/2017/01/11/norway-first-country-to-switch-off-fm-radio

  • Анонимно
    14.01.2017 11:46

    Когда еду в машине слушаю радио Тартиб. Только там можно послушать замечательные хиты в исполнении наших самых выдающихся певцов, к сожалению постепенно забываемых. Это: Габдулла Рахимкулов, Тахир Якупов, Сулейман Юсупов, Рашит Вагапов, Хайдар Бигичев, Ильгам Шакиров, Альфия Авзалова, Марьям Рахимкулова, Гульсум Сулейманова, Флера Сулейманова, Шамиль Ахметзянов, Рафаэль Ильясов, Азат Аббасов, Венера Шарипова и многих других.

  • Анонимно
    14.01.2017 11:47

    Когда создавался "Орфей", он что, не знал, что радиостанция с классической музыкой никогда не окупится? Конечно же знал, поэтому говорить о том, что он не может вкладываться постоянно в этот проект, поэтому вынужден его продать- это несерьезно. Сначала сказать, что он для народа старается, взять по дешевке частоту, а потом её продать - это чисто бизнес.

  • Анонимно
    14.01.2017 11:57

    К сожалению,не слушал радио Тартиб,живу в Мензелинске.Боюсь,что на уровне Казани не очень радеют за сохранение родного татарского языка.Часто слушаю радио Башкортостана,совсем другой масштаб вещания.Почти нет рекламы. Они понимают,что зарабатывание денег и культура татарского языка это несопоставимые понятия. И т.д. И т.п.

  • Анонимно
    14.01.2017 11:59

    Складывается впечатление, что в государственных структурах РТ отсутствует система разработки идеологии, сопровождения и контроля политики сохранения языка, культуры и нации татар. Складывается убеждение, что суверенитет бессовестно используется не для решения этой одной из основных задач РТ, а для обогащения ее правящей верхушки.

    • Анонимно
      14.01.2017 14:13

      неужели дошло???

    • Анонимно
      15.01.2017 10:39

      Верхушка вспоминает о татарской нации и принадлежности к ней когда в очередной раз одурачит кого то ... И тут же забывает ... Дальше помнить не выгодно , вдруг совесть проснется . Кадыров пример нашим болтунам из правительствам ... Чеченские дети учатся в лучших вузах Москвы .. Не важно как он или его министры это делают , главное результат .. В наши вспоминают о нации о татарском народе когда их Москва дербанит . Но уже все все понимают и на голой болтологии не выедешь. Иначе чем объяснить что Кадырову после его высказывания сразу вернули финансирование , а наших побрили. Значит с нашими правителями так поступать можно уже....

  • Анонимно
    14.01.2017 12:03

    Прекрасное радио Болгар! Искреметное, с отличной музыкой и диджеями. Не надо горевать! Жизнь прекрасна.

    • Анонимно
      14.01.2017 12:10

      Подпись забыли поставить "чак-чак шоу"? Вас как включу, так на полдня потом настроение испорчено. И вот из статьи понимаю, что эти оргии вы за наши налоги устраиваете? Позор!

    • Анонимно
      14.01.2017 14:01

      самое ужасное радио, которое портит жизнь. его можно слушать только глубокой ночью. и то часто ставят шушеру всякую

    • Анонимно
      15.01.2017 10:44

      Сами себе хвалебные речи пишите здесь.. Нечего там слушать в этом болгар, да и не слушаю . Это напрасно потраченное время

  • Анонимно
    14.01.2017 12:05

    Привет, даю бесплатные советы, как и что нужно делать.
    Необходимо полностью уходить в интернет. Делать акцент на новые социальные медиа и вести вещания оттуда. На сайте уже есть возможность слушать онлайн, что мешает продолжить вещать в таком же виде? На данный момент доступен слишком маленький битрейт вещания, улучшайте качество. Сейчас можно слушать, но если постараться будет намного лучше.
    Запускайтесь на других площадках, проводите вещания на Ютубе в прямом эфире, возможности площадки это позволяют.
    Выпустите свои приложения для мобильных устройств. Простое интернет радио в виде приложения под iOS и Android устройства будет стоит не так дорого, там в программной части нет ничего сложного, справится даже Джуниор разработчик.
    У радиостанции ужасные группы в социальных сетях, наймите грамотную SMM команду для продвижения. Продвигайтесь среди активной, татарской молодежи, которое имеет хорошее образование, но которым ужасно стыдно и неприятно потреблять контент который продвигают на других площадках вроде Татар радиосы и иже с ними.
    При должно желание можно из Тэртипа сделать хорошую площадку для культурного развития в интернете в том числе и среди молодежи, есть на это социальный запрос, но совершенно нет продукта.
    Все это можно завернуть под краудфандинг и жить на пожертвования от слушателей помимо получения коммерческой прибыли с рекламы. Главное у радиостанции есть уникальный контент, который если с нуля делать похожий проект сложно будет наработать, глупо вот так убивать все это.

    • Анонимно
      14.01.2017 12:17

      Спасибо за интересное предложение! Но мне татарину за бестолковую политику РТ обидно и стыдно.

    • Анонимно
      14.01.2017 14:16

      А не от таких ли советчиков Ибляминов и продал Тэртип Лисину? Все вы лучше его знаете, как ему быть дальше. Особенно - за его деньги. Аналогия прослеживается - сидел один знаток в Вермонте, и кропал там, как нам тут обустроить Россию. Может, Ибляминов продал и стал директором филиала для того, чтоб больше не выслушивать, что ему в эфир передавать, когда и на каком языке? И на все вопросы отвечать - "Я - человек подневольный, обратитесь в головной офис". А уж там разберутся. Впрочем, советчики туда и не обратятся, заранее же знают, куда оттуда придется идти...

      • Анонимно
        14.01.2017 15:07

        Я ни копейки у него не прошу, а советую что делать в текущей ситуации. Почему продал ответ ясный любому идиоту, бизнес был нерентабельным. Настолько что выгоднее было просто, продать частоту чем развивать его дальше. Это просто бизнес и деньги.
        А по существу моих слов есть что-то сказать? Или любую критику воспринимать надо? Как разобрались мы увидели, никак, просто прожигали деньги два года.
        На сайт зайдите радиостации и посмейтесь в каком году застрял менеджмент. По социальным сетям пройдитесь. С таким продуктом надо уметь работать и выживать, а менеджмент даже в условиях наличия своей FM волны этого сделать не смог.

        • Анонимно
          14.01.2017 15:25

          Ну так вы же все знаете, что и как - выкупали бы да делали. Ок, Ибляминов отстал на 10 лет. Но он два года прожигал свои деньги, заметьте. Он это понял и продал, пока покупали. Зачем ему ваши советы? Кому вы их даете, раз ему уже поздно? "Улучшайте.. запускайте.. продвигайтесь.. выпустите.."... Кому вы все это говорите? И да, поищите пожалуйста по толковым словарям разницу между словами "управлять" и "править", это как раз будет "по существу". "При должном желании можно..." Можно, да. Есть у вас это желание - улучшайте, запускайте, продвигайтесь, выпустите. У Ибляминова - нет. Он - Ибляминов, а не Фаттахов и не Хакимов. Он не должен решать вопросы культурного развития.

          • Анонимно
            14.01.2017 16:08

            Кому я это говорю? Команде радиостанции, которая сидит на золотом контенте и плачет горькими слезам, что продали частоту вместо того чтобы адаптироваться к изменившимся условиям. Вы статью чем читали? У Ибляминова остались права на использования материалов радиостанции, контент, архивы, авторские права, это самое главное, а не частоты.
            У меня нет финансовых возможностей чтобы заполучить такой контент, который есть у Ибляминова, вся эта музыка, все эти песни стоят для обычного человека больших денег на которые надо иметь авторские права, раз уж остался такой багаж после прожигания денег, почему его надо выкидывать?
            С удовольствием возьмусь за создание такой интернет радиостанции, если команда Тэртипа передаст свои архивы и права на их использования, куда обращаться?

    • Анонимно
      14.01.2017 16:50

      Бабушек тоже за интернет на весь день посадить, чтобы Тартип слушать?

  • Анонимно
    14.01.2017 12:11

    Спасибо, очень глубокое и интересное интервью! Будет неправильно не использовать талант Марата на благо татарского народа. Что думает ТатМедиа?

    • Анонимно
      14.01.2017 12:20

      Может министром культуры поставить? Парень с головой, культуру любит.

    • Анонимно
      14.01.2017 14:04

      он уже директор филиала. такой марат не нужен

      так будет скоро со всеми. всё отдадим и наши гендиры и владельцы станут директорами филиалов

  • Анонимно
    14.01.2017 12:44

    Рэхмэт сезгэ, Марат Ростэмович!

  • Анонимно
    14.01.2017 12:45

    спасибо за такое подробное интервью, нашел вопросы на многие свои вопросы, в частности почему делают это странные спортивные передачи) при всем уважении, они действительно совершенно неуместны были в таком формате, но учитывая историю получения этой волны, вполне можно с ними мириться) желаю главному герою статьи дальнейших успехов, а слушателям скорейшего возвращения любимой станции

  • Анонимно
    14.01.2017 12:47

    Вообще весьма неоднозначная ситуация. Сидел вечером зимним крестьянин, скучал от безделья. Взял с тоски, да и вырезал из полена скульптурный портрет председателя колхоза. Две недели все ходили, восхищались - "Ишь, как ловко вышло!". А через две недели, как продал он скульптуру заезжему купцу, так и началось - да как ты посмел, да это ж наш председатель, да это наше достояние, и все в таком духе. Раньше надо было, радетели образа председателева. Скинуться да и выкупить. Вам, как соседям, еще б и скидку сделали.
    Но это одна сторона вопроса. К Ибляминову претензий быть не должно - сам сделал, сам продал. Имеет полное право. Тем более, что не втихую, все все знали. А вот радетели языка татарского и культуры - вы-то чего после драки кулаками махать начали? Возьмите и сами сделайте. Не можете - заплатите тому же Ибляминову, он вам сделает. Жаба душит деньгами делиться? Хотите, чтоб за голую идею работали? А идея - она на хлеб не мажется и в бензобак не течет, так что этот подход себе оставьте.

  • Анонимно
    14.01.2017 12:51

    Уфада Ашкадар радиосы эшлэп килэ .Ябырга жыенмыйлар.

  • Анонимно
    14.01.2017 13:07

    Из греческих сказаний о Троянской войне,есть словосочетание "троянский конь"

    Данайцы (греки) , после длительной и безуспешной осады Трои, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берегов Трои. Жрец Лаокоон, увидев этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: "Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих! " Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили коня в город.Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей ("Одиссея" Гомера, "Энеида" Вергилия) .

    Полустишие Вергилия "Боюсь данайцев, даже дары приносящих", цитируемое часто по-латыни ("Timeo Danaos et dona ferentes"), вошло в поговорку.

    Отсюда же возникло выражение "троянский конь", употребляемое в значении: тайный, коварный замысел; предательство.
    Вот Ибляминов с французским именем Марат "троянский конь"в татарской медиопространстве.С какой стати «Все то, что за эти годы было наработано, база радио „Тартиб“, цикл передач — все вместе с авторскими правами, сайтом и группами в социальных сетях передайте творческому коллективу. Если они захотят выйти в эфир на новой волне, на новой частоте, могут этим пользоваться безвозмездно»?
    Неужели не понятно,что вас купили с потрохами,как курицу на базаре?Ну,что возмёшь,с менеджера?Перед собой видит эффект от сделки,последующие шаги он не понимает.В Казани,Татарстане,РФ,работают многие наши братья,из Узбекистана,Киргизии,Таджикистана,они должны чувствовать себя в комфорте?Считаю должны.Так покупателей в их Республиках почему бы не поискать?Думаю,с удовольствием узбекские капиталисты вложились бы.А их земляки слушали бы песни на родном языке.Очень большая ошибка с продажей "Тэртиб"

    • Анонимно
      14.01.2017 13:16

      Хмм... А почему братья должны чувствовать себя в комфорте за счет Ибляминова, я так и не пойму никак? Даже если радиостанция им делалась исключительно под продажу - где вы, радетели комфорта братьев, ау? Чего не купили? Минимум полгода назад было известно, что продается, где вы там? Почему никто из вас не захотел еще в 2006 году создать комфорт братьям? Ни денег, ни ума не хватило? Ну так и не примазывайтесь теперь к чужим победам...

  • Анонимно
    14.01.2017 13:10

    Спасибо вам Марат за откровенное интервью.
    Теперь все ясно. Если бы закрылись радио Булгар, Татар радиосы - народ вообще не заметил бы, так как там ничего душевного татарского, это радио-пустышки, коммерсанты.
    Летом, когда приехала в Казань из заграницы я всегда искала радио Тартиб и слушала с утра до вечера. Но только не понимала, почему одну и тоже передачу дают по пять раз в день? А хотелось больше новых и интересных передач, даже сама была готова пойти к вам на работу! :)
    а чем вы будете теперь заниматься? шундый татар җанлы кешенең ничектер читтә калуы бик кызганыч...

  • Анонимно
    14.01.2017 13:13

    Сколько "намолотил" этот Ибляминов, а сути никакой нету.
    Пузырь какой-то.

    • Анонимно
      15.01.2017 12:02

      Вы наверно за бюджетные деньги здесь комментарии пишите не зная сути, статью что ли причитайте сначала прежде чем комменты строчить .

  • Анонимно
    14.01.2017 13:47

    Захотел для родителей сделать нормальное татарское радио - сделал.
    Пришло вре я продать радио - продал.
    Ничего личного, только бизнес.
    Это капитализм, детки.

    А вообще, если Б в татарской культуре нашёлся чиновник с таким же подходом...

    • Анонимно
      14.01.2017 15:01

      вызывают уважение и почтение люди, которые не плывут по течению, а способны самостоятельно менять свою жизнь и даже жизнь сотен тысяч людей в лучшую сторону. Ибляминов видимо и сам не ожидал такой бурной реакции на закрытие станции

    • Анонимно
      14.01.2017 17:27

      Было бы таких штук пять.. ну нет же...

  • Анонимно
    14.01.2017 14:15

    Частная радиостанция была продана, частному инвестору, местные не захотели покупать. При чём тут татарский народ?

    Татмедиа на протяжении многих лет получала миллиардные субсидии, и что, где развитие Татарского?

    Народ останется без радиостанции. А народ денег бы перечислял радиостанции и она работала бы.


    В чём проблема?

    • Анонимно
      14.01.2017 16:56

      Так надо было общественности в открытую объявить, что хочет продать лучший татарский радиоканал. Может реакция общественности и заставила бы шевелится татарские власти, которые на ерунду деньги тратят, а на истинно татарскую культуру пожалели.

      • Анонимно
        14.01.2017 19:17

        У нас народ когда что решал? Только 146% могли выдать и все.
        Написано же что все кому надо знали. Чего уж дальше то, понятно все.

  • Анонимно
    14.01.2017 14:23

    Где конгресс татар? Почему молчит Закиров Ринат

  • Анонимно
    14.01.2017 14:41

    Татарская пословица в действии, "у соседа корова умерла, приятно, но мало". Так и живем в зависти, друг друга топчем, не дай Бог кто то лучше заживет или сделает! Все радуемся чужим культурам, родного языка не знаем, просвещение нулевое, национальных героев нет! Спасибо вот таким "белым воронам", стараются, душу вкладывают, Аллах аларга ярдям итсен! Булар булса ометебез бар але Аллах бирса.

  • Анонимно
    14.01.2017 14:52

    Он прав в том, что татарские FM-станции под "чутким" руководством Аминова абсолютно никакие. С лушал из татарских с анцтй только Тартиб. Жаль что уходят.

  • Анонимно
    14.01.2017 15:40

    Что думает министр культуры?Тюбетейки раздавать можем,как быть национальной культурой?Почему не дует ветер перемен в ТНВ?БО,пожалуйста, поговорите с министром!

    • Анонимно
      15.01.2017 19:16

      Когда такой шум поднялся, то наверное по этому частному вопросу решение найдут. Но почему в РТ системно вопросы сохранения языка и культуры татар не разрабатываются?

      • Анонимно
        16.01.2017 10:21

        Вопрос,требует осмысления.Элита Татар,после крушения СССР оказалась в дилемме,загробастать Собственность или развивать нацию.Первое взяло вверх.Результатом будет,что они потеряют Собственность и окажутся в тюрьмах.А то,будут зачищены,до внуков и правнуков.Однозначно,все их потомки будут уничтожены.Как род царя Романовых.Это Логика Истории.

  • Анонимно
    14.01.2017 15:41

    Слушал Орфей, сейчас слушаю Тартиб и с пожеланием должен констатировать, что классика в эфире существовала только благодаря частному лицу, а не государству. Позор булдырдыкам.

  • Анонимно
    14.01.2017 17:27

    Татарский Тарас Бульба: я тебя породил...

  • Анонимно
    14.01.2017 17:41

    Душевное радио было. Ненавязчивое, моңлы, күңелгә ятышлы. Надеюсь, неравнодушные деятели возродят утерянное.

  • Fandas Safiullin
    14.01.2017 18:11

    «К сожалению, в интервью не прозвучал вопрос о причинах ухода Ибляминова из медийного бизнеса...»

    Весь рассказ автора, как раз, о причине: о неуважительном, мягко говоря, отношении кое-кого из слишком сильно влиятельных к национальной культуре в Татарстане.
    Основная причина — та же, которые привели к сокрушению «Тәртип» в 2008 году.

    Мы уже во второй раз лишаемся радио «Тәртип».
    В первый раз он подал голос в 2008 году. Всего неполные два месяца успело радовать своих слушателей новое негосударственное татарское радио, избравшее своей целью служение национальной культуре, возвращение народу золотого фонда его музыкальной сокровищницы.

    27 августа 2008 года радио было задушено. Причина: сопротивление со стороны тех, кто паразитирует на скрещивании национальной культуры с коммерцией. Плюс к ним — их сильные покровители.

    Заказчик уничтожения радиостанции «Тәртип» в 2008 году – агентство по массовым коммуникациям «ТАТМЕДИА».
    Исполнитель – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Татарстану.

    В адрес этого ведомства 26 августа 2008 года на официальном бланке «Татмедиа» было направлено письмо № 05/1604 следующего содержания:
    «Заместителю руководителя Управления
    Россвязькомнадзора по Республике Татарстан С. У. Садретдинову
    Уважаемый Салават Ульфатович!
    Сообщаю, что в рамках работы над атласом СМИ Агентством Республики Татарстан по массовой коммуникации «Татмедиа» выявлена в эфире города Казань на частоте 87,8 FM радиостанция «Тартиб», по нашим данным не имеющая комплекта разрешительных документов.
    С уважением,
    Первый заместитель генерального директора Ф. Шагиахметов».

    В тот же день «сообщение» было доведено и до других очень сильных ведомств. Радио «Tәртип-FM» было отключено из эфира уже на другой день – 27 августа 2008 года. А ещё через два дня оборудование радиостанции было разобрано.

    Радио к тому времени работало уже два месяца. Открыто. Не подпольно. «Выявлять» его не было необходимости. Разрешительные документы» имелись. Например, два документа, достаточные для проведения и завершения испытательных передач, со сроком действия до 20 октября 2008 года:
    1. Разрешение Россвязьохранкультуры на использование радиочастот № 292-08-0181 от 21.04.2008 г. на частоту 87,8 МГц. Выдано для проведения натурных испытаний и обеспечения совместимости с действующими радиостанциями.
    2.Свидетельство о регистрации радиостанции серии 1608 № 02475 от 10.06.2008 г.
    Агентство «Татар-информ» сообщила 27ноября 2008 г. впечатляющую новость: «Указом Президента Республики Татарстан от 18 ноября 2008 года № УП-583 первому заместителю генерального директора Агентства Республики Татарстан по массовой коммуникации «Татмедиа» Фариту Шагиахметову присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Республики Татарстан». «За заслуги в области культуры», как сказано в Указе.

    Все подробности в статьях:
    Фандас Сафиуллин «Руки прочь от наших песен!» «Звезда Поволжья» № 41, октябрь 2008 г.
    Фандас Сафиуллин «Культура «заслужила « работника». «Звезда Поволжья», № 3, январь 2009 г.

  • Анонимно
    14.01.2017 20:00

    Зато Шагиахметов здорово примазался к успеху Ибляминова, когда уже вопрос с возрождением Тэртип ФМ был буквально на подходе (конец 2013) - мол, при содействии Татмедиа, где Ибляминов тогда работал, частоту удалось выиграть и, мол, зря Фандас абый меня в ее убийстве в 2008-м обвинял.

  • Анонимно
    14.01.2017 21:58

    Да, сетевая война никого не щадит:))) К поражению бы Шагиахметов примазываться точно не стал - а успех почему бы и не разделить с достойным триумфов человеком - пусть сочтут за честь:))) да ему и своих, наверное, хватает - вполне заслуженных...

  • Анонимно
    14.01.2017 23:36

    А вообще, Фандас абый, к чему Вы все это вытащили и ворошите? Чтобы достойных людей выставить непорядочными? Здесь и так хватает злобных анонимных троллей. И чтобы меня тоже к ним не отнесли - моим был только последний комментарий - с долей юмора, но без сарказма. Ф.

  • Анонимно
    14.01.2017 23:43

    Марат Ибляминов в лице радио Тартип сделал главное - показал как должно быть, и следующему будет намного проще, надо просто повторить. Спасибо ему.

  • Анонимно
    15.01.2017 12:51

    Вот наглядный пример,Иблямов не Мажор.За ним чёрт те знает,кто стоит.Выяснилось,что москвичи.Разве он Татарин?У него нет национального самосознания,перекати поле.Кто больше заплатит,тому и служит.

  • идущий
    15.01.2017 13:02

    Ну хотя бы слава Богу татары Башкортостана пытаются спасти ситуацию, видимо казанским богатеям уже абсолютно по.. на культурное наследие своего народа. желаю удачи новому проекту уже на туймазинской земле. История повторяется по спирали - 100 лет назад татары выходцы из уфимской губернии возродили татарскую государственность, а теперь их потомки уже пытаются спасти хоть какие-то остатки татарской культуры... Ничего нового.(((

    • Анонимно
      15.01.2017 13:54

      Верно служишь,ИДУЩИЙ в некуда.Вы поклоняетесь Богу,Татары Аллах тәгәлә.Потому и путаете Радио,как сми,средство распространения Культуры,и радио,как извлечение прибыли,опять таки используя Культуру.

  • Анонимно
    15.01.2017 17:42

    Тартиб было радио татарской интеллигенции, воспитывающее хороший вкус.

  • Анонимно
    15.01.2017 20:23

    Прекрасные были радиоканалы,интересные и позитивные,Ибляминов профессионал с большой буквы.

  • Анонимно
    16.01.2017 12:35

    Читал на одном дыхании. Вот кого нужно в министром культуры ставить! Сразу видно, без фанатизма, истерики и ортодоксальности видит путь развития и сохранения нашей культуры. Сохраняя традиции, лучшее идти вперед - вот основана задача и он её прекрасно пытался реализовать. Молодец! Уважаю.

    • Анонимно
      17.01.2017 14:58

      Наверху люди со своим мнением, а тем более отстаивающие его не нужны, там на первых местах "чего изволите".

  • Анонимно
    18.01.2017 12:42

    Никогда в жизни не писала комментариев к статьям, отзывы… Но тут! Не имею права не написать…
    Для тех кто обвиняет Ибляминова: Всегда удивляюсь людям, которые завидуют и осуждают дела других людей! А вы сами чего-то сделали для народа и за свой счет? Полезного? На котором не нажили свой карман?
    Марат просто молодец! Во всем. А тем кто его умудрился в чем-то обвинить… Учитесь! Видно Вам слабо.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль