Банки 
15.05.2017

Глас народа: живем хуже, верим госбанкам, а в мессенджерах – вранье

Кризис глазами социологов: достаточно ли усилий власти и как скукоживается средний класс. Часть 2-я

Сбербанк, ВТБ и «АК БАРС» — лишь эти три банка жители Казани и Челнов в большинстве своем называют надежными без подсказки. При этом большинство опрошенных, вопреки негативному информационному фону, не ждут ухудшения в банковском секторе Татарстана. Таковы результаты второй части исследования, которые провел ЦАИР по заказу «БИЗНЕС Online». Среди прочего социологи выяснили, насколько легко татарстанцы готовы «клевать» на анонимные СМС-рассылки.

Для Татарстана падение одного за другим целой группы банков стало новым явлением: «Камский горизонт», Татфондбанк, ИнтехБанк, Булгар банк, Татагропромбанк, Анкор Банк, «Спурт»...

В ЛУЧШЕЕ ВЕРИТСЯ?

О татарстанском «банковском домино» — сколько людей пострадало, кто виноват и есть ли в республике кризис — мы рассказали в первом материале по результатам опроса, проведенного ЦАИР в Казани и Набережных Челнах по заказу «БИЗНЕС Online». Социологи выяснили, что крушение империи Роберта Мусина и других банков почти не отразилось на политической обстановке в Татарстане: доверие к Владимиру Путину и Рустаму Минниханову осталось на прежнем уровне. Не увеличился и процент людей, готовых выходить на акции протеста. Однако при этом опрос выявил, что банковский кризис так или иначе затронул довольно большое количество людей — каждого пятого жителя Казани и Челнов. К счастью, большая часть пострадавших отделались легким испугом — потери компенсировало АСВ, или же проблема решилась иным способом. Но все равно порядка 5% так и не смогли вернуть деньги, а это тысячи и тысячи людей.

Для Татарстана падение одного за другим целой группы банков стало новым явлением. До этого в новейшей истории республики ни один местный банк до краха не доходил, а тут целая цепочка: «Камский горизонт», Татфондбанк, ИнтехБанк, Булгар банк, Татагропромбанк, Анкор Банк, «Спурт»... Повлияло ли все это на массовое сознание? На каком уровне у жителей РТ остались — и остались ли вообще — вера в банковскую систему и готовность хранить сбережения не под матрасом? Кому доверяют? Эти вопросы мы рассмотрели во второй части исследования.


Чтобы увеличить, нажмите

Как оказалось, в целом жители Казани и Челнов не так уж и сильно заражены пессимизмом. В ответ на вопрос о том, что будет происходить в банковской сфере республики в дальнейшем, большинство опрошенных — 34% в Казани и 39% в Челнах — заявили, что ждут улучшений. Еще 22% и 26% респондентов считают, что все останется как есть. Ухудшения ждут 28% казанцев и — что интересно — всего 19% челнинцев. То ли они считают, что хуже некуда, то ли в Казани биение кризиса чувствуется острее. Остальные опрошенные затруднились с ответом.

В сознании людей есть только три кита надежности, которые лидируют с большим отрывом, — Сбер (его назвали 79% казанцев и 80% челнинцев), ВТБ (24% и 22%) и «АК БАРС» Банк (17% и 9%)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ГОСБАНКИ ЛУЧШЕ ЧАСТНЫХ ФЕДЕРАЛОВ

Социологи определили, каким банкам более всего доверяют и более всего не доверяют татарстанцы. Респондентам задали вопрос «Какие банки (не только Татарстана) вы считаете наиболее надежными?». Подчеркнем, что людям не предлагали никаких вариантов ответа — они сами называли то, что первым приходит в голову.

Как выяснилось, в сознании людей есть только три кита надежности, которые лидируют с большим отрывом, — Сбер (его назвали 79% казанцев и 80% челнинцев), ВТБ (24% и 22%) и «АК БАРС» Банк (17% и 9%). Все другие банки, про которые вспомнили горожане, получили оценку от 0 до 1%, то есть на уровне статпогрешности.


Чтобы увеличить, нажмите

Далее респондентам предложили оценить степень надежности 12 банков (они уже были названы) по пятибалльной шкале, где 1 — «наименее надежный», а 5 — «наиболее надежный». Для разнообразия в списке были банки разных типов — и федеральные, и местные, и с госучастием, и чисто коммерческие, а также те, у которых к моменту исследования уже начались проблемы.

 С большим отрывом лидирует категория «федеральные госбанки» — Сбер и ВТБ: «доверяю полностью» — 61% казанцев и 64% челнинцев, «скорее доверяю» — 22% и 23%Фото: ©Наталья Селиверстова, РИА «Новости»

Опять же в первую тройку с отрывом от остальных вошли Сбербанк (оценка 4,7 — от казанцев, 4,6 — от челнинцев), ВТБ (по 4,0) и «АК БАРС» Банк (3,7 и 3,4). Все остальные вписались между троечкой (иногда с маленьким хвостиком) и двоечкой, что, в общем-то, заставляет задуматься...

Стоит отметить, что челнинцы в целом пессимистичнее оценивают надежность банков, чем казанцы. При этом у них достаточно высока вера в свои — со штаб-квартирой в автограде — кредитные организации. Акибанку Ильдара Галяутдинова в Челнах доверяют почти как «АК БАРСу». Тот же балл надежности (3,2) заработал и Автоградбанк Павла Сигала — бренд, созданный усилиями основательницы банка Венеры Ивановой, сохраняет силу.


Чтобы увеличить, нажмите

Заметим, что по небольшим банкам, а также банкам, не работающим активно с розницей, очень высока доля тех, кто выбрал вариант «затрудняюсь ответить». Особенно парадоксально это выглядит для «Аверса» — с одной стороны, после выбытия ТФБ это второй по масштабу самостоятельный банк Татарстана, а с другой — 67% опрошенных в Казани и 70% в Челнах попросту ничего не могут о нем сказать. Так что, если банк ТАИФа вдруг захочет окормлять не только преимущественно сотрудников холдинга, ему предстоит вложиться в рекламу.

Ответы на следующий вопрос подтвердил гипотезу о том, что при определении степени надежности банка респонденты опираются на информацию о собственниках: есть ли кто-то, кто в трудную минуту готов поддержать банк? Так же, вообще говоря, поступают и международные рейтинговые агентства.


Чтобы открыть, нажмите

Неудивительно, что с большим отрывом лидирует категория «федеральные госбанки» — Сбер и ВТБ: «доверяю полностью» — 61% казанцев и 64% челнинцев, «скорее доверяю» — 22% и 23%. Почетное второе место заняли региональные банки — тоже, подчеркнем, с государственным или муниципальным участием, к числу которых относятся «АК БАРС» Банк и Банк Казани. Полностью доверяют им 18% казанцев и 13% челнинцев, скорее доверяют — еще 28% и 30% соответственно.

Исследование показывает, что у таких банков есть серьезный гандикап по сравнению с федеральными коммерческими банками — им полностью доверяют всего 5–6% опрошенных, еще 19–20% доверяют частично. Наконец, внизу «пирамиды доверия» оказались частные региональные банки — на полном доверии они только у 2% опрошенных. Если сложить долю ответов «доверяю» и «скорее доверяю», получится следующая картина: федеральные госбанки имеют 83–88%, региональные госбанки — 43–47%, федеральные коммерческие банки — 25–26%, а их региональные коллеги — 9–13%.

Роберт Мусин не случайно позиционировал ТФБ именно как госбанк, этот «титул» продолжает работать
Фото: архив «БИЗНЕС Online»

СМИ И ОФИЦИАЛЬНЫМ САЙТАМ БАНКОВ — ПЕРВЫЙ ПРИЗ

Какие выводы тут можно сделать? Роберт Мусин не случайно позиционировал ТФБ именно как госбанк, этот «титул» продолжает работать. Однако, как оказалось, не все то золото, что блестит. Прежде чем верить заявлениям, нужно убедиться, что доля государства, во-первых, контрольная, а во-вторых, готовы ли первые лица поручаться за него лично. По поводу ТФБ президент РТ не говорил ни плохо, ни хорошо, а за «АК БАРС» в декабре при первых же признаках нестабильности решительно вступился. На сессии Госсовета РТ 26 декабря он заявил: «Что касается разговоров про состояние „АК БАРС“ Банка, я могу вас заверить, что „АК БАРС“ — уполномоченный банк, у него достаточно финансовой ликвидности, никаких там угроз или каких-то последствий быть не может».

В этот же день на предновогодней пресс-конференции президент РТ еще раз четко прочертил непроходимую межу между «АК БАРСом» и империей Мусина: «У нас уполномоченный банк, конечно, „АК БАРС“. Никогда Татфондбанк уполномоченным банком не был».

В то же время данные исследования показывают, что на пути экспансии федеральных госбанков стоит лишь их собственная неповоротливость — при равных условиях и уровне сервиса клиентов они имеют заметное преимущество. Но, к счастью для других игроков, ставки по тем же вкладам в Сбере и ВТБ традиционно заметно ниже. Что же касается региональных коммерческих банков, то им явно есть над чем работать в плане имиджа. Если не государство среди акционеров, то что может убедить клиентов в надежности? Вот о чем им стоит подумать.


Чтобы увеличить, нажмите

Кроме того, после краха банков весьма актуальным стал вопрос о доверии к источникам информации. Соцопрос показал, что первый приз по доверию разделили поровну (цифры один в один) официальные сайты банков и СМИ (телевидение, газеты, журналы) — их полагают надежными 49% казанцев и 51% челнинцев. На втором месте ожидаемо доверие к знакомым и родственникам (50% и 54% соответственно). А вот сообщения и новости в проклинаемых банкирами и политиками соцсетях воспринимаются достаточно осторожно: в Казани им доверяют 28% респондентов, в Челнах — 33%. Информацию в мессенджерах всерьез принимают лишь 10% казанцев и 12% челнинцев.


Чтобы увеличить, нажмите

Однако на прямой вопрос, что будете делать при получении анонимного сообщения о проблемах в том или ином банке, ответ был неоднозначный. Сразу же, при первом же «шухере», готовы бежать и снимать вклад только 7% вкладчиков в Казани и 11% в Челнах. Однако гораздо больше — 20–23% опрошенных — заявили, что «задумаются», не сделать ли этого. Точно не станут реагировать на анонимки 40% вкладчиков. Так что банкам есть о чем подумать и здесь: лавину может вызвать и один легкий камушек.


Чтобы увеличить, нажмите

КУДА ГРЕБУТ КОРМЧИЕ?

Как оценивают татарстанцы усилия кабинета министров РТ, пытающегося найти эффективные способы борьбы с банковским кризисом? Социологи задали вопрос, как говорится, в лоб: «Способствует ли деятельность руководства республики преодолению последствий банковского кризиса?». Ответ в целом порадовал оптимизмом: «скорее способствует» ответили 32% казанцев и 33% челнинцев, «в чем-то способствует, в чем-то нет» — 28% и 27% соответственно. То есть 60% татарстанцев сохраняют надежду на лучшее. «Скорее не способствует» полагают 29% опрошенных в Казани и 22% — в Челнах. Остальные затруднились ответить.


Чтобы увеличить, нажмите

Напомним, еще в декабре 2016-го правительство Татарстана нашло форму поддержки пострадавших предпринимателей — было принято решение раздать им микрозаемы под 5% годовых сроком на 3 года, причем с отсрочкой платежа по кредиту в первый год. На это было решено выделить 1 млрд. рублей. Сразу начали обеспечивать «погорельцев» рухнувших банков в Татарстане и консультативной помощью. Активную роль в этом играет Торгово-промышленная палата РТ — к началу апреля туда обратились за помощью более 4 тыс. «погорельцев» ТФБ и других банков. А в конце апреля президент РТ рассказал президенту России, что в Татарстане будет создан специальный фонд помощи вкладчикам, которым не хватит денег после продажи активов ТФБ и других лопнувших банков республики. Сейчас как раз идут поиски финансовой модели для такой структуры. Уже известно, что возвращать деньги предполагается за счет коммерческого освоения земельных участков, которые будут раздавать инвесторам без аукциона, чтобы они потом отдавали «погорельцам» часть прибыли. Впрочем, власти республики дают понять: иллюзий быть не должно, выплаты в лучшем случае начнутся через несколько лет, как минимум после завершения процедуры банкротства ТФБ и других лопнувших банков.

Сами намерения, напомним, лежат в русле ожиданий общества: 70–72% считают, что вкладчикам-физлицам деньги следует вернуть в полном объеме, еще 19–20% говорят о частичном возмещении. Что касается юрлиц, то компенсировать им все потери считают правильным 52–56% опрошенных, еще 29% настаивают на частичных компенсациях (например, малому и среднему бизнесу).

Банковский кризис так или иначе затронул довольно большее количество людей — каждого пятого жителя Казани и Челнов
Фото: архив «БИЗНЕС Online»

СРЕДНИЙ КЛАСС СЖИМАЕТСЯ

Все, что происходит в банковской сфере, вызывает большой резонанс — уж очень высок уровень проникновения банковских услуг. Как выяснилось, банковский вклад имеют 42% опрошенных в Казани и 40% — в Челнах. Кредиты есть у 43% казанцев и 39% челнинцев. Социологи говорят, что склонность к сбережениям на фоне кризисов всегда растет. В этой связи нам показалось любопытным посмотреть, как люди оценивают свое финансовое благополучие. Этот индикатор ЦАИР замеряет уже довольно давно — с августа 2012 года по апрель 2017-го в Казани и с июля 2015 года по апрель 2017-го в Челнах.

Хорошая новость: за это время совсем ненамного выросло число тех, кому, по их собственным словам, не хватает денег даже на еду. С 2012 по 2015 год на недоедание жаловались 3% казанцев, в 2016-м — уже 5% (отдаленные последствия декабрьского «черного вторника» 2014 года, обвального падения рубля?), а в 2017-м, порадовав и социологов, и власти, показатель снизился на один пункт, до 4%. Та же тенденция в автограде — 5% в 2015 году, по 3% — в 2016-м и 2017-м. Впрочем, эти колебания находятся на уровне статпогрешности.

Число людей, которые чуток побогаче («У нас достаточно денег на еду, но купить одежду для нас проблема»), в Казани за 5 лет увеличилось с 12% до 17%, в Челнах за три года — с 20% до 21% — с кратковременным падением в 2016 году до 16%.


Чтобы увеличить, нажмите

Наиболее массовый слой — это люди, которые не бедствуют, но и к среднему классу их не отнесешь: «Нам хватает на еду и одежду, но для покупки импортного холодильника или стиральной машины-автомата нам пришлось бы копить»). В столице РТ за пятилетку доля таких людей увеличилась с 42% до 47%, в автограде за три года — с 43% до 49%.

Нижний сегмент среднего класса («В случае необходимости мы можем легко купить основную бытовую технику и без привлечения заемных средств, но машина для нас недоступна») в Казани за 5 лет сократился с 24% до 22% с понятным падением в 2015-м, после обвала рубля, до 19%. В Набережных Челнах картина похожая — за последние три года показатель упал с 20% до 17%.

Соцопрос показывает, что доходы горожан, увы, не растут, причем во всех слоях общества. А средний класс, на которой в основном и ориентируются банки, и вовсе скукоживается
Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Высшее звено среднего класса («Мы можем позволить себе очень многое, но в ближайшем будущем не смогли бы самостоятельно накопить даже на однокомнатную квартиру») тоже понесло значительный урон. Если в 2012-м к этой группе причисляли себя 12% казанцев, то в 2017-м — лишь 7%, произошло резкое падение доходов. Тут можно отметить, что в июле 2014-го, т. е. за полгода до декабрьского «черного вторника», этот показатель был рекордным за последние 5 лет — 17%! Примерно то же самое происходит в Челнах — снижение с 9% в 2015 году до 7% в нынешнем.

Интересно, что число богатых («У нас нет никаких финансовых затруднений, при необходимости мы можем купить квартиру или дом») в Казани тоже уменьшилось: с 5% в 2012-м до 2% в 2017-м. В Набережных Челнах этот показатель, удвоившись в прошлом году, вновь упал: 2% в 2015-м, 4% в 2016-м и вновь 2% в 2017-м.

Иными словами, соцопрос ясно показывает, что доходы горожан, увы, не растут, причем во всех слоях общества. А средний класс, на которой в основном и ориентируются банки, и вовсе скукоживается.

Как на ваш взгляд, банковский кризис в Татарстане закончился?
3%Да, ситуация стабилизировалась, все нормально
38%Нет, будет вторая волна
29%Не было никакого кризиса, просто лопнули нежизнеспособные банки
29%Мне кажется, это целенаправленная атака, а не кризис
1%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (96) Обновить комментарииОбновить комментарии
ПанАлекс
15.05.2017 08:20

А с чего бы банковскому кризису не углубится и не развиваться? Если апрель установил рекорд в падении реальных доходах населения, то откуда у банков появятся деньги хотя бы на стабилизацию?
Как всегда претензии к аудитории "соцопросов" - большие сомнения, что большая часть их проводилась среди реальных людей (или зависимых, кто опасается правдиво отвечать) а не опиралась на данные других "соцопросов" и тенденций, которые там отражены. Так все официозные "соцопросы" нарисовали улучшение финсостояния населения. Хотя понятен и момент проведения "соцопроса" - так в январе-феврале явно проявился эффект одноразовой выплаты пенсионерам. А для работников КАМАЗа - эффект увеличения производства к 15г. Но уже к апрелю - маю настроения этих групп резко поменялись. Спросите камазовцев...

  • ПанАлекс
    15.05.2017 08:20

    А с чего бы банковскому кризису не углубится и не развиваться? Если апрель установил рекорд в падении реальных доходах населения, то откуда у банков появятся деньги хотя бы на стабилизацию?
    Как всегда претензии к аудитории "соцопросов" - большие сомнения, что большая часть их проводилась среди реальных людей (или зависимых, кто опасается правдиво отвечать) а не опиралась на данные других "соцопросов" и тенденций, которые там отражены. Так все официозные "соцопросы" нарисовали улучшение финсостояния населения. Хотя понятен и момент проведения "соцопроса" - так в январе-феврале явно проявился эффект одноразовой выплаты пенсионерам. А для работников КАМАЗа - эффект увеличения производства к 15г. Но уже к апрелю - маю настроения этих групп резко поменялись. Спросите камазовцев...

    • Буре
      15.05.2017 08:44

      Сбер и втб. Остальным доверия нет

      • Анонимно
        15.05.2017 09:37

        Ато)) Кому вам ещё доверять)):

        Российская «оборонка» является крупнейшим игроком на рынке «обналички». На нее направляется до 70% всех средств потраченных бюджетом на оборонзаказ.
        Список уполномоченных банков регулятор публикует ежемесячно, на 1 апреля с гособоронзаказом могли работать только восемь банков: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, ВБРР, Новикомбанк, банк «Санкт-Петербург» и банк «Россия». (с)

      • Анонимно
        15.05.2017 10:50

        Знают только банки, к которым привязаны зарплатные карты или пенсионные перечисления. И выбирает их работодатель или чиновник.

      • Анонимно
        15.05.2017 11:18

        Им, безусловно, можно доверять, но они не такие гибкие по условиям. Особенно Сбер

      • Анонимно
        15.05.2017 11:19

        за счет масштабов бизнеса может быть. но у сбера тоже можно найти в отчетности "грешки"

      • Анонимно
        15.05.2017 14:29

        Времена поменялись. Доверять свои деньги банковской системе, банкстерам? Нет уж, увольте.

    • Анонимно
      15.05.2017 10:13

      Вся мировая экономика - большой пшик, но пока серьезных тенденций к краху нет.

  • Анонимно
    15.05.2017 08:27

    а интересно сколько людей пострадало вложивших в металлические счета? они тоже ведь не застрахованы.

  • Анонимно
    15.05.2017 08:29

    Сайты банков и даже правительства РТ обещали, что с Татфондом все будет хорошо. И чем все закончилось? Не надо быть семи пядей во лбу чтобы понимать, что официоз в виде ГосСМИ и заявлений пресслужб никогда и ни за что негатив не пропустит ни по имиджевым, ни по экономическим, ни по политическим причинам. Наши люди ничему не учатся похоже.

    • Анонимно
      15.05.2017 08:45

      да учатся 40 млн людей нигде не числятся ни в безработных ни в рабоатющих,не платят налоги не верят государству и живут сами по себе многие бабки в западных банках держат..вот вам и вера давно иллюзтий нет, попдаются только системные люди ЛОХИ по простому,а кто во внутреней эммиграции те не не попадаются давно у же дефолты давно умных научили всем что нужно

      • Анонимно
        15.05.2017 16:52

        Вот в точку, "внутренняя иммиграция", отлично сформулировано. 73 г.р., вот не обманешь меня, только кеш. И нет меня на радарах. 40 млн таких, чётко. Страна не встанет, пока их доверия не будет, а детей тому же учим. 40 млн... может свою страну делать пора?

      • Эпоха сайдинга, окладов и пальмового масла!

    • Анонимно
      15.05.2017 10:02

      С ТФБ проблемы давно уже проявились, умные люди должны думать своей головой, а не надеяться на других

      • Анонимно
        15.05.2017 10:42

        Сумел заработать, сумей и сохранить.
        Быстрые деньги как приходят так и уходят.

    • Анонимно
      15.05.2017 11:22

      Я верю БО, они очень щепетильно относятся к фактам. По банковскому кризису очень хорошо отработали, аналитика была колоссальной. Поэтому, если здесь пишут, что у Ак Барс банка стабильные показатели, я верю. здесь и открыт расчётный счёт

    • Хотите ощутить цвет ментальности среднестатистического россиянина - почаще смотрите "Поле Чудес" и ироничный сарказм Якубовича!

  • Анонимно
    15.05.2017 08:37

    Как можно верить , когда даже горячую воду как обещали дать не могут.

    • Анонимно
      15.05.2017 09:33

      Путину. Этжпанятна.
      Путин рассказал россиянам о росте их доходов
      Согласно данным Росстата и оценке Forbes, речь, вероятно, идет о долларовых миллиардерах, которые за прошлый год увеличили свои состояния на 104 млрд долларов, или 5,7 триллиона рублей. Так, владелец "Стройтрансгаза" Геннадий Тимченко разбогател на 4,6 млрд долларов. Владелец "Стройгазмонтажа", получивший без конкурса подряд на строительство Керченского моста, Аркадий Ротенберг увеличил состояние более чем вдвое - с 1 до 2,6 млрд долларов. Вернулся в список миллиардеров Юрий Ковальчук, владеющий банком "Россия" и названный Казначейством США личным "кассиром" Путина.(с)

    • Анонимно
      16.05.2017 17:17

      Да, в стране нет доверия властям ни по воде, ни по газу, а тем более по финансам. Народ выживает. Сегодня - опять взрыв бытового газа в Волгограде, а у нас, в Уруссу Ютазинского района РТ, всё работает ООО "Метиз"с уставным капиталом в 10 тыс. рублей, которое по лицензии имеет право лишь на разбор домов, на их снос. Всё хорошо! Этому радуется местный исполком, загоняя людей в трагедию и лизинг на 7 лет. У населения шок до сих пор не может пройти: изуродовали все фасады домов, обирают людей, отнимают последнее здоровье.

      • Анонимно
        17.05.2017 18:42

        а чего вы молчите? коллективное заявление в прокуратуру. петиция. инициация проверок.
        знаете, почему в Европе и в Штатах всё хорошо? потому что там нет равнодушных. видят, что кто-то мусорит на улице - делают замечание. видят, что что-то не то творится - звонят в полицию. недовольные местной властью - инициируют проверки, собирают народные собрания, голосуют, принимают решения.
        а у нас что? в подъезде лампочка в предбаннике не горела - тьма тьмущая. я написала в "Открытую Казань", всё сделали на следующий день! спустя пару месяцев лампа перегорела, я решила подождать, есть ли кто инициативный, кроме меня. так никто больше не обеспокоился, хотя в нашем же подъезде проживает старший по дому. всем всё равно, пришлось снова мне писать - опять всё сделали на следующий день. горит, работает, все пользуются, всем нравится, но даже пальцем шевельнуть ради своего удобства не хотят.
        пока менталитет народа не изменится - всё так и будет у нас - грязь, бардак и бесправие! это ваш город, так несите за него ответственность! если все начнут ответственно относится хотя бы к своему дому, своей улице - у нас всё станет здорово. а пока всем всё равно - почему вы удивляетесь, что правителям нашим тоже всё равно до нас?

    • Анонимно
      16.05.2017 17:22

      Раб - на рабе. Богатые - рабы денег, бедные - рабы богатых

    • Анонимно
      16.05.2017 18:13

      Вот так и "веришь"!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  • Анонимно
    15.05.2017 08:38

    Мировой кризис начнётся с банков, о чём неоднократно говорили лкассики М.Л.

    • Анонимно
      15.05.2017 08:49

      классики мл ничего такого не говорили !! хорошл врать!! марксизм ленинизм этовыпродившееся учени е и сборище фейков и заблуждений давно опролвеиргнутое жизнью!! пока что социализм разрушился ваш строй показа нежинеспосбностьа капитализм живет!! хвати ттухлые мысли...толкать кизис анчался с попытки вернуть ссср, сейчас для сведения в РФ 80% предаприятий государственные уличная свободная торговля уничтожена бизнес любой ограничен все готово практичски вернуться в социализм НО кризис сразу разразился и не надо про запада там РОСТ им устойчивый и кризиса нет

      кризис у нас потому чт о много дураков толкающих идеи марксизма их сослать на на енисей плотины строить и кризис исчезнет

      • Анонимно
        15.05.2017 09:22

        уважаемый..
        *капитал* Маркса и Энгельса это настольная книга крупного бизнесмена....
        классика ....
        и ныне он актуален.

        а к коммунизму и социализму этот труд приспособил Ленин...

        • Анонимно
          16.05.2017 08:04

          малоуважаемый..
          я очень хочу чтобы меня поэксплуатировали капиталисты из силиконовой долины, например, гугль или эппль. Пока меня эксплуатирует лишь мое народное государство

        • Анонимно
          16.05.2017 12:08

          ненадо ерунду писать ни один нормальный бизнесмен капитал маркса не читает.Он безнадешно устарел и многие вещи опровергнуты ненадо врать

  • Анонимно
    15.05.2017 08:45

    До апреля 2017 года, практически всю оценку Сбербанку производил Сын Германа Грефа "Нео-Центр". Верить банкиру нельзя!

    • Анонимно
      15.05.2017 09:08

      Что за ерунду пишете?
      До 2016-го года аудитором был Ernst Young

      • Анонимно
        15.05.2017 09:37

        Ерунду пишите вы, не проверив информацию. К тому же, вы не понимаете разницы, между аудитором и оценщиком

  • Анонимно
    15.05.2017 09:03

    Целую ночь устанавливал на компьютер обновления для защиты от вируса шифровальщика. Один раз уже пострадал от вируса Ватник, пропали почти все данные, в том числе фотографии. Платить не стал из-за принципа, да и часть информации восстановил по флешкам и из архива электронной почты. Возни было много, осталось чувство обиды и не защищенности.
    Опять приходят мысли, а зачем всех нас, как стадо баранов, загоняют на безналичные расчеты. Ведь если вирус поразит банк, последствия будут непредсказуемые, т.к. большинство людей не смогут даже подтвердить наличие вклада в банке.
    Хотелось бы иметь свободу выбора. Если кому то нравится козырять картой даже расплачиваясь за хлеб, то это его личное дело.
    А если у человека развито критическое мышление и он хочет надежности?

    • Анонимно
      15.05.2017 09:20

      Винду небось украли, пиратскую используете?
      Легальное ПО само устанавливает обновления.
      Вирус наказал воров и разных разгильдяев, поэтому так мало пострадавших, всего десятки тысяч, и в основном с России и Украины.
      Критически мыслящий, слова-то какие))

      • Анонимно
        15.05.2017 09:39

        Это МВД имеете ввиду?))
        МВД и «Мегафон» стали жертвами вирусной атаки(с)

        • Анонимно
          15.05.2017 09:52

          Не для всех МВД и МегаФон - мифические образы из прессы. Ага.

      • Анонимно
        15.05.2017 13:38

        ПО лицензионное, просто обновления были отключены.
        И откуда такие как Вы "умники" берутся, которые все то знают и везде то они побывали.
        Кстати от вируса типа Ватник до сих пор нет защиты, причем используется очень хитрый прием, у кого то взламывают почту и от его имени производят рассылку, слабое утешение, что можно позвонить этому бедолаге и высказать ему пару ласковых слов.

        • Анонимно
          15.05.2017 15:53

          Умники обновления не отключают, это же глупо, нет?
          У умников почту не взламывают.
          Умников сотни миллионов, а не умников десятки тысяч, все справедливо))

          • Анонимно
            15.05.2017 20:12

            Умник!
            Отключение обновлений иногда как раз спасает компьютер от взлома.
            И не надо бравировать, на всякий болт найдется гайка. Можно было бы написать и пожестче, но жаль модератор не пропустит.
            Всему свое время и у тебя все радости еще впереди.

    • Анонимно
      15.05.2017 09:43

      Покупай нормальный компьютер iMac Apple и спи спокойно.

      • Анонимно
        17.05.2017 18:45

        на любой ноут можно установить linux. это вообще бесплатно, а необходимый набор программ и там есть.

    • Анонимно
      17.05.2017 18:44

      все безналичные расчёты имеют "бумажное" обоснование.
      а расплачиваться картой элементарно удобнее. а в Бехетле по безналу вообще скидка есть:)

  • Анонимно
    15.05.2017 09:09

    В общем-то опрос подтверждает полностью мои размышления о стабильности того или иного банка. Со Сбером и втб все понятно, к гадалке не ходи. А то, что Ак Барсу люди верят, тоже можно понять. Люди кожей чувствуют, что банк является ключевым для республики, а значит с ним ничего не случится)))) Там и бюджетные деньги, и средства крупнейших предприятий... деньги очень влиятельных людей...

  • Alendos
    15.05.2017 09:14

    Банки банками, а ценник на заправках давно смотрели? Где материал БО о росте цен на бензин?

    • Оптимист
      15.05.2017 09:41

      А я продал машину.Не буду больше кормить гаишников страховщиков и продавцов бензина. Ура!

      • Оптимист
        15.05.2017 10:05

        Парковщиков эвакуатощиков и сервисменов тоже туда же)

        • Анонимно
          15.05.2017 11:31

          на самом деле правильная позиция. Я не продал, но поездки снизил до минимума.

          • Анонимно
            15.05.2017 16:55

            плюсую! стараюсь где возможно передвигаться на метро. не потому, что денег на бензин жаль, а потому, что нет возможности ни проехать, ни припарковать....

      • Анонимно
        15.05.2017 18:40

        Браво! Давно пора отказываться от авто!

      • Анонимно
        15.05.2017 19:17

        В 2007 году, покупая новую Мазду в московском салоне сказал тогда продавцу: ну вот, и я стал теперь лохом. Он меня не понял. А у меня выхода не было, я переезжал в Казань, в которой общественный транспорт тогда состоял из ГАЗелей и люди ездили друг у друга на коленках.

      • Анонимно
        17.05.2017 18:47

        а я люблю свою машину, пользуюсь ей, потому что мне это нравится.
        но если вопрос финансов станет критичным - продам, конечно. машина очень много вложений требует, и, покупая её, нужно это осознавать.

    • Анонимно
      15.05.2017 09:46

      Подорожало, но не сильно...
      http://www.benzin-cena.ru/benzin/102-kazan-ceni-v-rubljah

  • Анонимно
    15.05.2017 09:32

    средний класс РТ - БО, ждем от вас детальной оценки: кто, сколько и имеет ли эта часть социума что-то общее со средним классом других держав

    • master
      15.05.2017 11:57

      Представителями среднего класса в США в 2016 году считаются люди, у которых годовой доход до налогов для семьи из трех человек составляет 41869 долларов в год. То есть сюда входят те, чьи доходы превышают среднеамериканский в 0,7-2 раза. У бедных домохозяйств доход составляет менее двух третей от среднего.

      В России: средний доход семьи из трех человек в прошлом году составил 43,8 тысячи рублей (не будем придираться к этим цифрам, пусть даже так). В год это 525 т.р., то есть чуть больше 9000 долларов. Это в 4,5 раза меньше, чем в Штатах. И не думаю, что «побогаче», как написано в статье, это те люди, которым «хватает не только на одежду, но и на еду». Эти фразы вообще убивают.

      Конечно, можно «гордиться» тем, что наш доход чуть выше, чем, например, в Тайланде или Индонезии. Зато у нас президент на рояле играет и «крымнаш».

      • Анонимно
        15.05.2017 13:52

        Разница не такая Зачем сравнивать доход среднего класса в США со средней зарплатой в РФ?
        Средний класс в РФ это доход не менее 150 тыс.руб в месяц на семью. Соответственно разница будет совсем не большая...

      • Анонимно
        15.05.2017 19:03

        Не был бы "крымнаш" вы бы богаче точно не стали. Работайте больше и эффективнее и будет у вас доход как в идеализированной вами Америке.

        • Анонимно
          15.05.2017 22:16

          В вашем понимании работать эффективно это коррупционничать и клептократничать? Как можно работать эффективно на официальной работе с зарплатой в 20 тыс???

          • Анонимно
            17.05.2017 18:50

            перейдите на нормальную работу. "стоимость" специалиста на рынке услуг задают сами специалисты. поверьте, если вы повысите квалификацию, освоите (даже самостоятельно) какую-то новую технологию и на том же хедхантере выставите себе высокий ценник - и на вас найдётся спрос. а раз вы себя оцениваете в 20 тысяч - что с вами делать-то ещё?

        • Анонимно
          16.05.2017 08:10

          Мы уже были богаче, нам даже становиться богаче не надо было. Доход будет выше только если больше и эффективнее работать среди тех 40 млн, которые не видит государство. И то не факт.

      • Анонимно
        15.05.2017 22:14

        А ещё есть дружба с байкером, (только что этот байкер делает полезного для общества?), полёты с аистами, ловля чудо-рыбы и ещё множество героических поступков. Тем временем население нищает, коррупционеры богатеют.

  • Анонимно
    15.05.2017 09:57

    Слияние и поглощение в итоге произошло - толпы вкладчиков перешли в Сбербанк, Грефа можно поздравить и вкладчиков его

  • Анонимно
    15.05.2017 10:08

    Интересная у нас страна. Если читать нашу прессу и смотреть телевизор -это одна картинка. Попробуйте почитать сайты путешественников, нет, не профессионалов,но любителей. И картина мира изменится, увидите насколько интересен мир, как мы сами себя ограничиваем в своем мирке. Люди, проснитесь!!! Не поддавайтесь зомбированию, живите своей жизнью!!!

  • Анонимно
    15.05.2017 10:18

    По ощущениям вроде все устаканивается.

  • Анонимно
    15.05.2017 10:22

    Кризис начинается с неумелого руководства и неумения оценивать риски. А еще с безответственности. Любой системный руководитель должен перед кем-то конкретным отвечать. Поэтому государственные банки априори надёжнее частных, будь то региональные, или федеральные. В случае с ТФБ - это системная ошибка была, слишком наверху доверились опыту и авторитету товарища Мусина. Все "дыры"-то, наверняка - это неумелая попытка вырулить ситуацию, обезопасив прежде всего себя, свою шкуру... А затем - как снежный ком...

    • Анонимно
      15.05.2017 10:55

      Разве в нашей стране есть государственные банки? Они все негосударственные, не вводите людей в заблуждение.

      • Анонимно
        15.05.2017 11:25

        Есть) Банковскую систему держат в узде через аффилированные с государством компаниями...

      • Анонимно
        15.05.2017 17:03

        Выходи из заблуждения сам

    • Mellisa Mellisa
      16.05.2017 00:08

      Говоря о дырах, дорогой товарищ комментатор, не забывайте о других проблемных банках (тот же Пересвет), которые, полетев сами, потащили за собой и ТФБ. Многоуважаемый товарищ Тулин из ЦБ, к Вашему сведению, подтвердил то обстоятельство, что ТФБ как раз из-за Пересвета и полетел. Мало того, что деньги ТФБ там застряли, так ЦБ еще и потребовал вернуть выданный под залог облигаций кредит, а также досоздать резервы и при этом запретил привлекать денежные средства населения, то есть воздух перекрыли ТФБ со всех сторон. Кроме того, в Пересвете обнаружилась вдруг неожиданно недостача, интересно, чьими средствами были закрыты дыры в Пересвете, говорят, средствами полетевших за Пересветом банков, в том числе и ТФБ. Также не забывайте, что одно из СМИ опубликовало информацию о якобы предстоящей санации ТФБ, в результате чего все побежали за своими деньгами. Несмотря на все вышеуказанные обстоятельства, а также на то, что от Мусина, его команды и ТФБ отвернулись все, кто мог бы помочь, Мусин и его команда всеми силами пытались удержать свой банк на плаву. На основании вышеизложенного я бы Вам порекомендовала воздержаться от столь резких высказываний в отношении вышеуказанных лиц. Тем более говорить о доверии, когда Мусин и его команда остались один на один с этой бедой. Я бы с удовольствием посмотрела на то, как бы Вы оценили все риски, получая один удар за другим.

  • Анонимно
    15.05.2017 10:29

    Росияне должны сполна заплатить за комфортную жизнь в нулевых,лафа кончилась.

    • Анонимно
      15.05.2017 11:12

      Подозреваю что скоро станет в немоготу,и хлебец уменьшится и картохи станет не хватать...но нужно держаться и быть в хорошем настроении.

    • Анонимно
      15.05.2017 11:26

      Неправда. Комфортная жизнь будет продолжаться. В банках у народа лежит
      22 триллиона рублей. В долларах это будет смотреться так 385 000 000 000.
      Можно свободно не платить зарплаты и пенсии а течении года. Инфляция будет ноль
      процентов. Да и цены магазинах снизятся.

      • Анонимно
        15.05.2017 12:08

        Приставы по итогам 2016 года получили 70 миллионов дел на общую сумму более 5 триллионов рублей, свидетельствует официальная статистика Федеральной службы судебных приставов.
        Больше всего россияне задолжали банкам — 44% задолженностей приходятся на кредиты.

        • Анонимно
          15.05.2017 12:50

          Эту сумму можно простить гражданам. В масштабах страны она бесконечно мала.
          Ее можно списать.

          • Анонимно
            15.05.2017 13:21

            Задолженность по исполнительным делам находящимся у судебных приставов это только вершина айсберга. Физические лица на данный момент должны банкам 12 триллионов рублей, а вклады имеют всего около 10% наших граждан.

      • Анонимно
        15.05.2017 18:38

        Уже 24 триллиона, из них 9 в валюте, которая падает уже год.

  • Анонимно
    15.05.2017 11:16

    Доверяю только сбербанку. Никогда не в одном другом банке даже на перечисление зар плату не оформлял карту. Всегда очень углубленно изучаю банковскую систему. И кто находится в истоках формирования того или иного банка. Когда несете свои кровные в тот или другой банк, люди, включите свой мозг! И снимите розовые очки!

    • Анонимно
      15.05.2017 19:33

      Смешной. Сколько денег Сбербанку подарил? Он из за таких глупцов сверхприбыльный. Депозит даже от инфляции не спасает. Я кладу в рискованные банки. Каждые 5 лет. Накопление в цифрах удваиваются. Но не более 1400 тр. 3 раза АСВ выплачивало.

  • Анонимно
    15.05.2017 12:07

    1. Опрос мог попасть в ловушку опросов про Брексит и Трампа. Стеснялись сказать, что реально думают. Особенно ответ что больше всего доверяют офиц сайтам банков. Сильно сомневаюсь в этом.
    2. Политическая оценка БО не совсем беспристрастная.
    Результат, где примерно треть считает что руководство РТ помогает, треть: что и помогает, и вредит, треть: что не помогает. Вторую треть плюсанули с первой, хотя такие же основания плюсануть с третьей. Это как стакан.

  • OPEN
    15.05.2017 12:30

    за болтовню давно уже чиновник не отвечает

  • Анонимно
    15.05.2017 15:15

    Кризис совести был.

  • У соцопросов есть свои заказчики, то есть те, кто платит.
    Феномен социологической проституции еще не прекращался . И социология всегда может стать инструментом манипуляции общественным сознанием.

  • Анонимно
    15.05.2017 18:38

    В гостях у сказки.

  • На страхе власть не удержать,
    Ложь тоже надо в ход пускать.

    И вновь ремейк идеи-фикс,
    Как мрачный сериал «Twin Peaks».

    Под звуки марша, гром литавр,
    Идёт хромой ТИРАНозавр.

    Над трубкой стелется дымок,
    Зловещий слышится басок:-

    Жить стало лучше, веселей,
    Растут доходы у людей.

    Не важно как голосовали,
    А важно как всё подсчитали...

  • Анонимно
    15.05.2017 21:28

    Я теперь региональным банкам не доверяю. Счет открыл в федеральном банке.

  • Анонимно
    15.05.2017 21:56

    120т.р.говоришь,ты наверно в администрации работаешь чиновником

  • Анонимно
    16.05.2017 07:36

    попробуйте открыть предприятие, легко, начните вести бизнес, тоже можно с натягой, встаньте на учет, как положено, во всех надзорных ведомствах, любая их проверка приблизит ваш бизнес к гибели. Неподъемные штрафные санкции, пресс властей-так все это надоело.

  • Анонимно
    16.05.2017 09:04

    И нет Альфа-банка ;) Ну-ну.

  • Анонимно
    16.05.2017 12:58

    Люди, ждите! Ожидание будущего счастья , обязательная компонента человеческого существования.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль