Общество 
8.06.2017

«Пока Россия не ратифицирует конвенцию ЮНЕСКО, мы не сможем внести в ее список Сабантуй»

Закон РТ о нематериальном культурном наследии: 200 объектов в Татарстане, исчезающее наследие и надежда на Турцию

Мечта Минтимера Шаймиева о включении Сабантуя в список всемирного наследия разбивается о нежелание России ратифицировать соответствующую конвенцию ЮНЕСКО. Кроме того, и на федеральном уровне нет закона о сохранении объектов нематериального культурного наследия. Однако такой республиканский документ на днях подписал президент Татарстана. Как узнал корреспондент «БИЗНЕС Online», депутаты Госсовета РТ и чиновники надеются, что это будет первым шагом к реализации важной цели.

Разиль Валеев: «Нематериальное культурное наследие — это дух народа, дух народа — это душа народа» Разиль Валеев: «Нематериальное культурное наследие — это дух народа, дух народа — это душа народа»

«БЕЗДУХОВНЫЙ НАРОД — ЭТО УЖЕ НЕ НАРОД»

Нематериальное культурное наследие Татарстана возьмут под государственный контроль — в конце мая президент РТ Рустам Минниханов подписал соответствующий республиканский закон. Накануне на пресс-конференции в Госсовете РТ его презентовали журналистам. Закон, который будет введен в действие с 1 января 2018 года, уникальный и передовой, констатировал председатель комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев.

«В федеральном законодательстве такого закона нет, он входит в перечень опережающего законодательства», — отметил он и подчеркнул значение документа. — У нас есть закон об охране материального культурного наследия. Но у нас имеются не только материальные культурные ценности, но и очень богатое нематериальное культурное наследие. А нематериальное культурное наследие — это дух народа, дух народа — это душа народа. Язык, нормы и правила поведения, верования, обычаи, празднества, фольклор, технология изготовления предметов народно-прикладного искусства, музыкальные инструменты, предметы быта, народно-художественные каноны и так далее — без всего этого народ не может существовать, не может развиваться, не может жить полноценной духовной жизнью, а бездуховный народ — это уже не народ, это население».

О том, как будет реализовываться закон, рассказала замминистра культуры РТ Гузель Шарипова. «Принять легко, реализовать трудно», — сразу же заметила она. «Опыт нашей республики по сохранению и популяризации народной культуры считается одним из самых лучших, самых передовых в РФ среди регионов. У нас сохранена и развивается сеть культурно-досуговых учреждений, попросту говоря, домов культуры — клубов, которых в Татарстане почти 2 тысячи», — подчеркнула замминистра.

В план реализации закона входит создание реестра объектов нематериального культурного наследия (НКН), электронной платформы реестра, экспертиза объектов НКН. Разработка закона велась полтора года, однако работа по данного составлению реестра началась еще в 2013 году. «К 2016-му в проектном реестре НКН значилось уже 200 объектов нематериального культурного наследия из 26 муниципальных образований республики», — отметила Шарипова. При этом Валеев добавил, что информация из этого реестра будет общедоступной. «И это тоже очень важно, каждый человек даже для собственного понимания и использования будет иметь доступ к данному реестру... Это необходимо для последующего информирования населения и передачи будущим поколениям этой информации. Наша задача — не только консервация, но и возрождение и возвращение народу этих традиций и инструментов», — добавил он.

По словам замминистра культуры РТ, закон позволит создавать мастерские народно-художественных промыслов, информационные порталы, сайты, телевизионные программы для популяризации традиций народной культуры, а также поддерживать носителей объектов нематериального культурного наследия, осуществлять грантовую помощь, проводить научные исследования, формировать образовательные и просветительские программы, издавать книги.

Самым главным объектом нематериального культурного наследия в Татарстане является, естественно, Сабантуй

«У ТОГО САБАНТУЯ, КОТОРЫЙ ШАГАЕТ ПО ВСЕМУ МИРУ, СОВЕРШЕННО ДРУГИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ»

Самым главным объектом нематериального культурного наследия в Татарстане является, естественно, Сабантуй. «Нас часто спрашивают: Сабантуй является объектом НКН или нет? Конечно, да!» — отметила руководитель республиканского центра развития традиционной культуры Фанзиля Завгарова. «Но какой Сабантуй будет сохранен, какой Сабантуй для нас важен? Нас интересует Сабантуй в совокупности с предсабантуйными обрядами со всей терминологией, со всем языковым контекстом. Этим он и интересен», — подчеркнула она. 

При этом Завгарова призвала разграничивать Сабантуй, который войдет в НКН, и те сабантуи, которые проходят в местах компактного проживания татар, в том числе и за рубежом. «Для нас очень интересен тот Сабантуй, который сохраняет свои мифо-ритуальные, обрядово-ритуальные составляющие. У того Сабантуя, который шагает по всему миру, совершенно другие цели и задачи — консолидация национальной идентичности. Мы консолидируем нацию и презентуем через Сабантуй татарскую нацию как толерантную, культурную, цивилизованную нацию», — отметила руководитель республиканского центра развития традиционной культуры. «Сегодняшний Сабантуй — это не настоящий Сабантуй. Не сохранились традиционные игры и забавы», — добавил Валеев.

Поможет ли проведенный в Париже Сабантуй вхождению этого праздника в нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО?

«Поможет ли проведенный в Париже Сабантуй вхождению этого праздника в нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО?» — поинтересовались тут же журналисты, помянув давнюю мечту первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева. «На парижский Сабантуй я не ездил, пусть отвечает тот, кто там был», — Валеев переадресовал вопрос Шариповой. «Никто из нас не ездил», — под смех собравшихся ответила ему она. «Надо понимать, что, пока Россия не ратифицирует конвенцию ЮНЕСКО, мы ни один объект внести в список ЮНЕСКО не можем, — ответила вместо них Завгарова. — После того как была ратифицирована парижская конвенция в 2003 году, два российских объекта успели внести в список ЮНЕСКО — это якутский Олонхо и образ жизни забайкальских староверов». В 2003 году была принята соответствующая парижская конвенция, в течение трех лет после этого страны могли отправлять свои заявки без ратификации, как некий тайм-аут. За эти три года — с 2003-го до 2006-го — Россия успела отправить как раз две заявки. С 2006 года отправлять заявки могут только страны, которые ратифицировали конвенцию, а Россия этого до сих пор не сделала. По словам спикера, Татарстан ищет альтернативные пути для того, чтобы включить любимый народный праздник в список ЮНЕСКО: «Сабантуй проводится и в других странах, мы пробовали внести его через страны, которые ратифицировали эту конвенцию, в частности через Турцию. Но вопрос до сих пор остается открытым и актуальным».

«Минтимер Шаймиев направил письмо в минкультуры РФ о необходимости ратификации конвенции ЮНЕСКО 2003 года о нематериальном культурном наследии, — добавил Валеев. — И надеемся, что мы еще в своей жизни застанем то, что конвенция будет ратифицирована, и сможем объекты НКН Татарстана презентовать в список шедевров нематериального культурного наследия ЮНЕСКО», — оптимистически добавила Завгарова. «РФ следит за нашим законом, и мы надеемся, что в перспективе будет принят федеральный закон. Мы будем просить депутатов Госдумы от Татарстана, чтобы они ратифицировали конвенцию».

Среди исчезающих видов НКН также детские игры и забавы

«БЫЛИ ВРЕМЕНА, КОГДА ПОСЛЕ СМЕРТИ КРУПНОГО ВОЕНАЧАЛЬНИКА ВМЕСТЕ С НИМ ХОРОНИЛИ ЕГО ЛОШАДЬ. ТАКИЕ ВЕЩИ В НКН МЫ ВКЛЮЧАТЬ НЕ БУДЕМ»

В реестр объектов НКН также будет включена информация об исчезающих объектах культурного наследия. В частности, уникальная история — мордва-каратаи. Их осталось в мире около 400 человек, из них 67 проживают в татарстанской деревне Карманка, соответственно, их культурно-обрядовая сторона жизни должна быть сохранена. Среди находящихся под угрозой исчезновения НКН также, как оказалось, и традиционные татарские народные инструменты. «Из музыкальных инструментов у нас остались гармонь да баян, катастрофически исчезают традиционные инструменты. У нас есть единственный энтузиаст, Геннадий Макаров, который пытается их сохранить. Эти инструменты сохранились у казахов, у киргизов. Нужно ехать, учиться у них», — отметил Валеев. Среди исчезающих видов НКН также детские игры и забавы. «Заставить детей играть в игры нашего детства — это утопия. Эти игры также исчезающий объект НКН», — отметила Завгарова.

В сам реестр также попали, к примеру, отдельные элементы праздника Каравон. «НКН — это и язык, и говоры, это территориальные особенности не только татарского народа, но и всех коренных народов, проживающих на территории Татарстана. Объекты НКН не подлежит консервации в отличие от объектов материального культурного наследия. Все меняется по ходу самой жизни», — отметила Завгарова. Она добавила, что ценность нового республиканского закона — в сохранении культурного многообразия: «Любой народ в своей традиционной культуре гармонизировал отношения с соседом. Это некий иммунитет, некий гуманистический буфер противостояния современным вызовам не только России, но и мировым. Мир на сегодняшний день полярен, жесток».

Как оказалось, жители республики могут вносить свои предложения на предмет объектов НКН, при этом чиновники просят татарстанцев быть более активными в данном вопросе. «Этот закон уникальный, очень нужный. Если народ не возьмется, не поможет, реализовать его будет очень и очень сложно. Одни государственные органы с данной проблемой справиться не смогут. Необходимо очень активное участие общественности и физических лиц. Потому я обращаюсь к вам с просьбой написать об этом», — обратился к журналистам депутат Госсовета РТ. Кстати, по его словам, не все объекты НКН необходимо сохранять. «Были такие времена, когда после смерти крупного военачальника вместе с ним хоронили и его лошадь. Сегодня такой необходимости нет, — пошутил Валеев. — Когда умирал высокопоставленный руководитель, вместе с ним хоронили и его жену. Нет необходимости это возрождать, пусть наши женщины живут и процветают, такие вещи мы в реестр НКН включать не будем».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (18) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.06.2017 08:41

Сабантуй в Париже получается зря проводили?

  • Анонимно
    8.06.2017 08:41

    Сабантуй в Париже получается зря проводили?

    • Анонимно
      8.06.2017 09:55

      Как-то упустил данное событие..Что? Уже провели в Париже?

  • Буре
    8.06.2017 09:39

    Сабантуй тенгринианский праздник. Не забывайте об этом.

  • Анонимно
    8.06.2017 09:40

    Кому нужен этот сабантуй?! Тем более, в юнеско..

    • Анонимно
      8.06.2017 15:37

      Я памятник воздвиг себе нерукотворный -невольно впоминается, когда читаю эту статью.

  • Анонимно
    8.06.2017 09:58

    Возобновить необходимо традицию сбора подарков накануне сабантуя для победителей народных добровольных состязаний проводимых в день празднования.
    Комиссия назначенная муниципалитетами с шестами на руках, куда прикреплялись подарки от добровольцев хозяев и хозяек домов Ходили по улице, делая остановки у каждого дома или двора и собирали подарки.Философия такова: во первых каждый по мере возможности вносил свою лепту.почувствовал,что этои его праздник.Во вторых отличались молодые хозяйки и молодые девушки на выдание, подарив изделия изготовленные собственными руками,каждая из них старалась, чтобы ее подарок попал лучшему подедителю.на каждом таком подарке была малозаметная отметка автора-изготовителя.

    • Анонимно
      8.06.2017 20:43

      Вы бы потише с такими идеями-то... Есть и так любители на подарки в РТ собирать. И на соц ипотеку, и на Сабантуй тот же даже с небольших частников вечно пытаются вытрясти что-то..

  • Анонимно
    8.06.2017 10:13

    Прочитайте у дореволюционных авторов про Сабантуй. По сравнению с нынешними, разница-между небом и землей. Как и сама жизнь. Сейчас умеющих запрягать лошадь в сабан и пропахать хоть 50 метров даже в деревнях редко кого найдешь. Шашлык из свинины-вообще нонсенс на татарском Сабантуе, и т.д. Единственно сохранились конная скачка, курэш, бег в мешке, бег с яйцом во рту с ложкой, бой с мешками на бревне. И вообще люди ходят на Сабантуй "на людей посмотреть и себя показать", с друзьями детства и многочисленной родней встречаться. Всё остальное-фон.

  • Fandas Safiullin
    8.06.2017 10:57

    Государственная забота о сохранении нематериального культурного наследия законом республики достойна самой активной поддержки всеми народами.
    Наследие это богато и бесценно.
    К этому наследию, как мне кается, следует отнести и традиционные народные детские игры.
    До того, как нынешние дети засели за виртуальным окошком в мир в душных квартирах и прилипли неподвижно к стульям и табуреткам, многие поколения их предков росли и развивались в огромном разнообразии подвижных традиционных уличных игр.
    Игры эти были не только развлечением, не были пустым времяпровождением. Самовоспитание, саморазвитие добрых взаимоотношений, командного духа, силы и ловкости, находчивости и смелости, самоутверждение личности ребенка — там богатейшие ценные вековые традиции всех народов.
    Сохранить бы их, пока они не все забыты, хотя бы в виде спортивных программ в школах и детских игр в дошкольных учреждениях.
    Детские игры — они ведь подготовка к реалиям взрослой жизни человека и гражданина.
    Поучительный для нас — для людей, достойный пример: игры, игровое самообучение ко взрослой жизни у детенышей «братьев» наших «меньших», представителей животного мира.
    Чем детеныши людей хуже их?

    • Анонимно
      8.06.2017 13:58

      Игры никуда не делись. Они просто стали другими. Не лучше, не хуже, а просто ДРУГИМИ. А вообще, чем игра в "танчики", например, хуже шахмат? Она лучше. Чем Покемон-Го хуже "зарницы"? Ничем не хуже, а даже лучше... Не надо детей "за уши" в лапту тащить, или в ножичики или орлянку с трясучкой, или чего-там-еще-было им впаривать. У них игры интереснее. Сам играю иногда :)

  • Анонимно
    8.06.2017 11:56

    В России вообще большие проблемы с продвижением того, где нет прилагательного "русский"... Вот был бы Сабантуй русским праздником конвенцию эту давно бы ратифицировали.

  • Анонимно
    8.06.2017 13:00

    Чего такого хорошего в этом сабантуе? Громкая музыка (разная!) со всех сторон, толпы народу - вот и весь "праздник".

  • Анонимно
    8.06.2017 13:48

    Праздники такого рода вообще распространены у селян. Чем отличается от них сабантуй, я не понимаю.

  • Анонимно
    9.06.2017 19:20

    Каких только Сабантуев теперь нет! Сельский, придуманный ВКТ, кажется, театральный для артистов, городской российский и прочее. Не выполняются атрибуты традиционные, обязательные. Превратили в черт те что.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль