Общество 
18.06.2017

«Татарам не хватает своего центра современной культуры, своей «Смены»

Более 70% татар уже являются горожанами, значительная часть которых не имеет никакой связи с народной, деревенской культурой

Именно через современные молодежные форматы можно вызвать интерес к татарскому языку и культуре, к национальной школе, уверен блогер «БИЗНЕС Online», кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов. При этом в своем материале он высказывает опасения по поводу того, что взятое чиновниками на карандаш поручение по организации современных национальных площадок превратится в очередное фольклорное шоу, выступление эстрадных коллективов и продажу чак-чака с треугольниками.

«Прошедший летний книжный фестиваль «Смены» на Черном озере — формат для Казани весьма свежий и приятный» «Прошедший летний книжный фестиваль «Смены» на «Черном озере» — формат для Казани весьма свежий и приятный»

«КАК БЫ НЕ ПОЛУЧИЛСЯ ОЧЕРЕДНОЙ СУРРОГАТ САБАНТУЯ»

Прошедший летний книжный фестиваль «Смены» на «Черном озере» — формат для Казани весьма свежий и приятный. Порадовали погода, книги, лекции, организация пространства и сами люди. Вот только собственного казанского, татарстанского контента на фестивале было не так много. Приглашенный Джон Сибрук, конечно, крут. Но приходилось ловить себя на мысли, что другие спикеры порой транслируют «колониальный» контекст и сплошные столичные смыслы, где «провинциальной» аудитории рассказывают, что нового происходит в Москве и в мире. Эдакий легкий и интригующий столичный снобизм и вторичный дискурс.

Конечно, это проблема не только книжного фестиваля «Смены», но и других подобных мероприятий в нестоличной России. С одной стороны, есть желание донести все самые свежие идеи, с другой — местным инициативам может не хватать продвижения и умения переложить свои форматы на современный язык потребителя. Есть самобытность, но мало связи с внешним миром, или есть современные форматы, но не хватает продюсирования. Особенно критично это для татарской культуры.

Очень жаль, что в рамках подобных городских фестивалей практически не задействуется потенциал местных сообществ и казанских интеллектуалов. Современные форматы, трендовые мероприятия всегда можно наполнить качественным и близким Казани содержанием, этнокультурной составляющей. На ее отсутствие на фестивале посетовала и национальная общественность, и депутаты, и мэр Казани Ильсур Метшин.

Впрочем, есть опасения, что взятое чиновниками на карандаш поручение по организации подобных национальных площадок превратится в очередное фольклорное шоу, выступление эстрадных коллективов и продажу чак-чака с треугольниками. В общем, как бы не получился очередной суррогат Сабантуя.

Современные форматы, трендовые мероприятия всегда можно наполнить качественным и близким Казани содержанием, этнокультурной составляющей. На ее отсутствие на фестивале посетовал Ильсур Метшин Современные форматы, трендовые мероприятия всегда можно наполнить качественным и близким Казани содержанием, этнокультурной составляющей. На ее отсутствие на фестивале посетовал Ильсур Метшин

«ЭТОГО ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ТУРИСТА, НО НЕДОСТАТОЧНО ТОГО, ЧТОБЫ РАЗВИВАТЬ СЕБЯ»

Сам фестиваль, бурная дискуссия в социальных сетях и в комментариях к репортажам с «Черного озера» еще раз заставили порефлексировать над современной «татарскостью» и ее слабым присутствием в городском ландшафте.

Позволю себе, дилетанту и массовому потребителю, попробовать зафиксировать современное состояние татароязычной культуры. Тем более моя рефлексия продиктована умонастроениями форума татарской молодежи — без сомнения, наиболее массового татарского городского сообщества на сегодняшний день.

Безусловно, современный мир — это мир городов, мир урбанизированной культуры и динамичных, открытых форматов. Сейчас более 70% татар уже являются горожанами, значительная часть которых не имеет никакой связи с народной, деревенской культурой. Без учета этого фактора татарскую культуру ждут застой и фольклорный формат существования: тюбетейка по праздникам, песни про родную деревню, два-три слова на татарском языке с «абикой» и снова чак-чак с треугольником. Скорее именно эти шаблонные образы рождаются при слове «татарин». Недаром наиболее популярным татарским местом в Казани является комплекс «Туган авылым», в Старо-Татарской слободе можно увидеть памятник барашку, а в музее этой слободы вас встречает «интерактивная татарская бабушка». Возможно, этого достаточно для туриста, но недостаточно для того, чтобы развивать себя в стремительно меняющемся мире.

«Сохранение» (консервация) — наиболее часто употребляемый по отношению к татарскому языку и культуре термин, это не то состояние, которого требует статус современной, конкурентоспособной нации.

«Татары, в настоящее время, даже в городах Татарстана имеют весьма ограниченную по охвату современную культурную жизнь. Открытые уличные форматы на татарском языке представлены преимущественно в рамках Сабантуя и дня города» «Татары в настоящее время даже в городах РТ имеют весьма ограниченную по охвату современную культурную жизнь. Открытые уличные форматы на татарском языке представлены преимущественно в рамках Сабантуя и Дня города»

«НА РУБЕЖЕ ХIХ–ХХ ВЕКОВ ТАТАРЫ ОДНИМИ ИЗ ПЕРВЫХ В МУСУЛЬМАНСКОЙ УММЕ РАЗВИЛИ НОВЫЙ УРБАНИЗИРОВАННЫЙ МИР»

На рубеже ХIХ–ХХ веков татары одними из первых в мусульманской умме развили новый урбанизированный мир: национальный театр, музыку, новые жанры литературы, современную методику обучения, светскую науку и университеты-медресе, национальную архитектуру, политические движения. При этом были открыты новые горизонты для развития национального капитала. Были не только ресурсы, но и пространство — в городах татары проживали на территории более трех десятков автономных слобод, имея богатую и прогрессивную для своего времени культуру. Феномен Тукая получил свое развитие именно в городском пространстве за счет появления татарских средств массовой информации и своего «креативного пространства» — клуба «Шәрык». Тогда татары смогли создать современную урбанизированную культуру, открытую широкой аудитории и интересную другим народам.

Сегодня «старший брат» живет в стомиллионном русскоязычном городском пространстве, развивая урбанизированную культуру, создавая свои уникальные форматы. Татары же в настоящее время даже в городах РТ имеют весьма ограниченную по охвату современную культурную жизнь, редко выбираясь из концертных залов и помещений советских ДК. Открытые уличные форматы на татарском языке представлены преимущественно в рамках Сабантуя и Дня города. Есть несколько массовых культурных феноменов, но об этом чуть ниже. В этом контексте татарская культура не выдерживает здоровой конкуренции.

«Есть массовые уличные татароязычные фестивали. Так, фестиваль «Мин татарча сөйләшәм» на улице Баумана собирает до десяти тысяч зрителей» «Есть массовые уличные татароязычные фестивали. Так, фестиваль «Мин татарча сөйләшәм» на улице Баумана собирает до 10 тысяч зрителей» Фото: Радиф Кашапов

«К СОЖАЛЕНИЮ, ФЕСТИВАЛЬ «ҮЗГӘРЕШ ҖИЛЕ» ПОЧТИ ПРОИГНОРИРОВАЛ ЭТОТ ФЕНОМЕН»

Что мы имеем из современной татарской городской культуры? Для меня, потребителя, есть самый живой, современный формат татарской городской культуры, интересный широкой аудитории и молодежи, — национальный театр. Наверное, он будет жить, если даже исчезнет татарский язык. Есть качественная татарская альтернативная музыка в европейском звучании с более чем двумя десятками музыкальных групп, но пока с весьма узкой аудиторией. К сожалению, фестиваль «Үзгәреш җиле» почти проигнорировал этот феномен. Имеется два-три интересных современных татароязычных СМИ, есть несколько видеоблогеров, интересные small media и пару пабликов в соцсетях. Например, паблик в соцсети «ВКонтакте» «Татары и Татарочки» имеет аудиторию в 130 тыс. человек — это больше, чем у любого татарского СМИ. Практически нет конкурентного телевизионного продукта, имеется только две FM-радиостанции. Почти нет конкурентного и массового татарского кино, есть только просмотренные до дыр короткометражки. Есть татарская книга (насколько она современна, это большой вопрос; благо появилась качественная детская литература издательства Yulbasma), но нет татарского нон-фикшена, почти нет современной переводной литературы. Есть множество интересных начинаний — от выполненных на полном энтузиазме переводов Гарри Поттера и Фиксиков на татарском до татарских перформансов, многотысячных фестивалей и открытых лекториев.

Татары сегодня билингвальны или «полуторалингвальны», а значительная часть и вовсе утратила родной язык. Но есть, например, понятные современному поколению «татарские по духу» писатели Ильдар Абузяров, Шамиль Идиятуллин (его «Город Брежнев» взял недавно премию «Новые горизонты» и вошел в шорт-лист национальной литературной премии «Большая книга»), Гузель Яхина. Но почему-то даже их не оказалось на казанском книжном фестивале. Обидно. Значительная часть молодых казанских ученых, исследующих историю, культуру татар (Институт истории, КФУ), тоже могли бы весьма популярно изложить свои темы казанцам. Их книги, которые они пишут о Татарстане и для Татарстана, зачастую нельзя найти ни в магазинах, ни в библиотеках. Кстати сказать, исторические лектории и открытые экскурсии, которые форум проводит с приглашением молодых ученых, всегда находят отклик у совершенно разной казанской публики.

Есть много поэтов новой волны, есть открытый для уличных постановок татарский театр. Или, например, творческая группа «Калеб» — большое сообщество творческих талантов. Есть массовые уличные татароязычные фестивали. Так, фестиваль «Мин татарча сөйләшәм» на улице Баумана собирает до 10 тысяч зрителей. Фестиваль «Печән базары» — мы считаем, квинтэссенция татарской городской культуры — собирает до 6–7 тысяч участников: здесь и добрая сотня татарских дизайнеров, уличный лекторий и экскурсии от старожил, «Парк чтения», книжная ярмарка, архитекторы и художники, национальный фуд-корт и стилизованные малые архитектурные формы. Есть еще и фестивали «Jadid fest» и «Исән-fest», есть «Фатирник», который каждый год открывает слушателю новые музыкальные коллективы. Действует свой «открытый университет» — «Акыл фабрикасы» и лекторий «Хәлбүки», татарский научпоп «Гыйлем» и свой научный видеопроект «Әлбәттә».

Фестиваль «Печән базары» мы считаем, квинтэссенция татарской городской культуры — собирает до 6-7 тысяч участников Фестиваль «Печән базары» — мы считаем, квинтэссенция татарской городской культуры — собирает до 6–7 тысяч участников

«ТАТАРСКИЙ МЕЦЕНАТ ВКЛАДЫВАЕТСЯ В ОГРОМНЫЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ ПРАЗДНИК, МУЗЕЙ, ЭСТРАДУ, НО НЕ В СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМАТЫ ТАТАРОЯЗЫЧНОЙ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Думается, в рамках таких форматов каждый сможет ответить положительно на вопросы о том, совместим ли татароязычный контент и, например, популярный научный лекторий, может ли татарская история быть интересна казанским хипстерам, не нарушится ли «татарский моң» альтернативной музыкой и т. д. И здесь как нельзя кстати оказывается главный лозунг форума татарской молодежи: «Татарское актуализируем, актуальное татаризируем». Новых проектов, идей, увлеченных современной татарской культурой людей становиться больше. По сути, это уже самогенерирующая среда.

Однако почему-то это все малозаметно глазу местного чиновника и тех, кто имеет ресурсы. Татарский меценат вкладывается в огромный деревенский праздник, красочную книгу, реставрацию здания, музей, эстраду, но не в современные форматы татароязычной городской культуры, открытые для всех. Иногда старшее поколение, сидящее на ресурсах, может послушать молодежь для интереса, но сделает все по своему, по-старому. А молодежь пробегает мимо. И татары стремительно теряют себя, несмотря на наличие инфраструктуры, сабантуев, джиенов, национально-культурных автономий, «Татар җыры», «Татаркино», «Татмедиа» и ТНВ, Тукаевской премии и пр.

Благо Казань успела сформировать свою современную городскую татароязычную субкультуру. Надеемся, что она и дальше будет рождать востребованные проекты и культурные феномены, которые будут интересны уже большинству татарстанцев. Но пока это только «субкультура», перечисленные современные форматы имеют весьма скромную аудиторию, которую можно оценить максимум в несколько десятков тысяч молодых татар, преимущественно живущих в городе.

«Современная городская татарская культура — это не вещь в себе, это часть общетатарстанской идентичности и часть общегородского культурного ландшафта» «Современная городская татарская культура — это не вещь в себе, это часть общетатарстанской идентичности и часть общегородского культурного ландшафта»

«СОВРЕМЕННАЯ ГОРОДСКАЯ ТАТАРСКАЯ КУЛЬТУРА — ЭТО НЕ ВЕЩЬ В СЕБЕ»

Так сложилось, что 95% перечисленных мероприятий, форматов, сообществ действуют на полном энтузиазме или самоокупаемости. Действуют весьма скромно, иногда обособленно, оказываясь известными узкой аудитории татар в Казани.

Поэтому татарам явно не хватает своего центра современной культуры, своей «Смены», собственного креативного пространства, признанного в городе и в республике. Речь идет не о какой-то национальной сегрегации. Это могла бы быть открытая площадка, где слоган «Татарское актуализируем, актуальное татаризируем» зажил бы своей полноценной жизнью. Современная городская татарская культура — это не вещь в себе, это часть общетатарстанской идентичности и часть общегородского культурного ландшафта. Язык этой культуры более глобализирован и понятен молодому поколению из разных стран. Поэтому участниками и даже организаторами татарских фестов, музыкальных групп, татарских дизайн-студий являются не только сами татары.

Именно через современные молодежные форматы можно вызвать интерес к татарскому языку и культуре, к национальной школе. Сначала динамика, все самое актуальное и современное, только потом — сохранение традиций. Иначе на этом уровне формирования интереса мы рискуем остаться с горсткой энтузиастов, сохраняющих до последнего татарский язык и культурное наследие. Если же татарская молодежь в городах Татарстана сможет перейти от состояния татарской субкультуры к полноценной татароязычной городской культуре, то тогда, к счастью, не сбудется прогноз писателя Гаяза Исхаки — и через 90 лет татар вместо состояния «инкыйраз» (вымирание) будет ожидать состояние «алгарыш» (прогресс).

Айрат Файзрахманов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (99) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
18.06.2017 09:25

Айрат, хорошо продумано и написано!

  • Анонимно
    18.06.2017 09:25

    Айрат, хорошо продумано и написано!

    • Анонимно
      18.06.2017 19:40

      Да Айрат, всё хорошо написано и продумано.
      Но вот в этой хорошести есть одна вещь, которая проходит красной нитью.
      Кто то должен оплатить весь банкет ! А кто? Если не ошибаюсь в РТ людей этнически себя идентифицирующие как татары 2-2,5 млн. Остальные 2-2,5 млн не татары.
      2-2,5 млн татар надо работать, содержать инфраструктуру республики и приумножать капиталы новых капиталистов.
      Поэтому людской татарский ресурс ограничен.
      А культурологических планов у Айрата как я понял громадьё.
      И надо то и надо это и вот это и вон то.....
      Где взять ресурсы ???

      • Анонимно
        18.06.2017 20:24

        Как раз 50% средств пойдет на эти цели. Все будет справедливо. Не беспокойтесь, иптәш.

        • Анонимно
          18.06.2017 21:10

          В Татарстане 63%татар,37%другие национальности.

          • Анонимно
            19.06.2017 08:19

            прямо противоположная статистика

            • Анонимно
              19.06.2017 17:59

              А зачем вам проценты? Государство ОБЯЗАНО содержать и развивать культуру КОРЕННЫХ НАРОДОВ страны. Иначе, зачем нужно такое государство?

              • Анонимно
                20.06.2017 15:43

                Государство НЕ ОБЯЗАНО содержать и развивать культуру КОРЕННЫХ НАРОДОВ.
                Вы вначале дайте юр.определение что такое "Коренной народ".
                Но таких определений не существует.
                "Коренной народ" это политический слоган большевиков.
                Централизованное государство создаётся для других целей. Никогда централизованные государства не создавались чтобы "Содержать и развивать культуру коренных народов".

          • Анонимно
            20.06.2017 15:38

            Откуда такие данные ? Укажите источник.

      • Анонимно
        19.06.2017 19:31

        а откуда Фишман, Смена, Штаб берут ресурсы?
        Почему проходят всякие фестивали на деньги города - а татарского там почти ничего не бывает?
        Деньги находят, бюджет, споносоры. Если Президент, мэр скажут - деньги найдут

      • Istorik
        20.06.2017 01:19

        спасибо. У меня планов не громадье, планов много у татарской молодежи. Много очень интересных проектов. В принципе речь не о том, чтобы им дали бюджетные деньги.
        Речь, в первую очередь о том, чтобы татарская культура воспринималась не через призму сабантуев. Чтобы те, кто пытается поддерживать татарскую культуру обратили внимание на большое количество новых, свежих форматов. Возможно это могла быть частная грантовая система.. Речь о том, чтобы на городских и республиканских мероприятиях - как можно чаще эти проекты показывались.

        • Анонимно
          20.06.2017 15:59

          А чем сабантуи плохи ? Культура она может быть только в деревне. Деревня это этническая самобытность, её нужно сохранять. Сохранять её должен только этнос к которому она относиться.
          Как можно развивать сабантуй ???
          Это сложившийся и устоявшийся обряд. Его не возможно развивать. Его можно только хранить и передавать.
          Тогда дайте своё определение и понимание что такое татарская культура.

          Город это цивилизация. Это место концентрации производственных сил, ресурсов и управленческой структуры.
          Город это не место развития культуры.
          В городе можно повышать : осведомлённость, образованность, воспитанность. Улучшать поведение, манеры.

          Возможно частные меценаты не понимают что такое молодёжная татарская культура и ли городская татарская культура отсюда и отсутствие финансирования.
          А вы возможно не можете это объяснить ?

          Потому что как говорят бухгалтеры баланс не бьётся.
          Вы утверждаете бюджетные деньги не нужны.
          Пусть это будут частные гранты.
          Я тогда вообще не вижу проблем, если вам нужно только частное финансирование.




  • Анонимно
    18.06.2017 09:40

    Молодец зрит в корень. Акыллы кеше. Дерес яза.

  • Анонимно
    18.06.2017 11:10

    Для того чтобы у татар появился свой центр современной культуры они для начала сами должны войти в современность. Пока что даже желания не наблюдается

    • Анонимно
      18.06.2017 12:52

      Прочитайте внимательно статью. Там описано, как много делается. А наши главные татары этого ничего не видят.
      Даже Конгресс татар - и тот не хочет замечать

    • Анонимно
      18.06.2017 13:15

      Это не совсем так, тот же Джадид фест – очень современное и крутое мероприятие! И я уверена, в будущем будет только больше, интереснее и популярнее.

      Все-таки в современность всех людей не затащить, да и не нужно это.

  • Анонимно
    18.06.2017 11:22

    Бик акыллы статья. Алла боерса, татар халкын алда унышлар котер. Э без анын очен ботенебез дэ тырышырбыз

  • Анонимно
    18.06.2017 11:41

    Как не прискорбно это признать, но это правда. Особенно про татарские шаблоны современного горожанина.

  • Анонимно
    18.06.2017 11:59

    Нам татарам нужно всем собраться и наконец-то решить, что делать и куда идти.

    • Анонимно
      18.06.2017 16:08

      Скоро Конгресс татар, собируться старшее поколение, поговорят, их накормят и разойдуться. Молодежь никто не приглашает и не слушают

      • Анонимно
        18.06.2017 20:45

        А что в Конгрессе еще делать - у большинства внуки русские, узбеки, казахи, украинцы и прочее... поэтому о чем им говорить... о том как хорошо и каким образом и местом внуков пристроили?

      • Анонимно
        20.06.2017 16:50

        Это естественно. Что можно услышать от Молодёжи ?
        Хотя бы давайте так. Что такое в вашем понимании Молодёжь ?
        Молодые семьи надо слушать, надо обязательно учитывать их интересы.
        А вот если тинэйджеры, смысл их слушать и что они могут предложить. И зачем их надо слушать. ?

    • Анонимно
      20.06.2017 16:47

      Если все татары соберутся, то ничего вообще не решат. То о чём вы говорите, называется стратегическое планирование. такую вещь способны понимать 2-3%. А создавать 2-3 человек.

  • Анонимно
    18.06.2017 12:18

    Да и оригинальная то смена звезд с неба не хватает - сравните, к примеру, с Эрартой. И это при том, что в упомянутой Эрарте есть абонемент и регулярные посещения обходятся гораздо дешевле.

    • Анонимно
      18.06.2017 13:12

      Вы сравниваете крупнейший частный музей России и Смену только на основании того, что обе институции занимаются искусством? Может, ещё с музеем Гараж сравните?)

      • Анонимно
        18.06.2017 15:01

        Я сравниванию на основании того, что нужно стремиться к лучшим. Конкретно здесь, если вы таки поднапряжетесь и прочитаете три строки не по диагонали, то увидите, что разговор про абонемент. В Эрарте вы платите один раз и ходите весь год. Здесь каждый раз по 200-300 р чтобы посмотреть один зал.

        Если бы постоянно будете сравнивать что-то с худшими примерами, лучше ничего не станет. Не спорю, так комфортнее, но это тупиковый путь.

        • Анонимно
          18.06.2017 16:18

          Это же регулярные посещения галереи, а не мероприятий в Эрарте? На мероприятия отдельный ценник, абонемент просто даёт возможность прохода к кассе без очереди для покупки билета на мероприятие?

        • Анонимно
          18.06.2017 18:44

          «Смена» предлагает абонементы на посещение выставок и мероприятий. Загляните в паблик — https://vk.com/smena_kazan.

  • Анонимно
    18.06.2017 12:45

    Беркем

    Нинди узэк тагын? Татар телендэ кино кирэк! Тэржэмэ итегез тизерэк кино-классикасын! Почему я должен смотреть АМЕРИКАНСКОЕ кино на русском?

    • Анонимно
      18.06.2017 13:19

      Ты можешь открыть студию или заняться переводами. Ну или делать свою звуковую дорожку и выкладывать куда-то - обычная практика. Думаю, кишка тонка сделать даже сабы.

      По факту же кино с переводом на татарском не окупает себя - большинство людей либо смотрят в дубляже, либо в оригинале с сабами или без. Это востребовано в деревнях, возможно.

      • Анонимно
        18.06.2017 14:00

        Деревни - это 30% татар. У них еще как будет востребовано. Да и в городе немало татароговорящих (студенты приезжие и пр.)

        • Анонимно
          18.06.2017 15:08

          Ну и какая гарантия что эти мифические проценты хорошо владеющих языком пойдут именно на плохо озвученный (уверен в этом на 99%) фильм, а не на вариант с нормальным дубляжем?

          • Анонимно
            18.06.2017 16:29

            Вы ведь пойдете на плохой русский дубляж, хотя есть качественный английский оригинал, поскольку не владеете (плохо владеете) английским. Здесь так же. Кроме того, татарский дубляж может быть и хорошим, не переживайте.

            • Анонимно
              18.06.2017 21:13

              Добавлю, что порою даже плохой татарский дубляж лучше хорошего русского, потому что это РОДНОЙ язык.

            • Анонимно
              18.06.2017 22:55

              С удовольствием кстати пошёл бы на кино в оригинале, но в провинции туговато с этим. И нет, плохой родной дубляж не лучше родного хорошего, иногда от качества русского дубляжа хочется ахать.

          • Анонимно
            18.06.2017 21:17

            Прибавьте башкир. Они могут смотреть татарский дубляж, как и татары башкирский. Языки на 99% похожи.

      • Анонимно
        18.06.2017 20:25


        Сам дублируй себе на русском сам и смотри и не указывай нам на каком языке мы хотим смотреть АНГЛОЯЗЫЧНОЕ кино

        • Анонимно
          20.06.2017 16:23

          Какой пафос. Мы, Нам..... вы или хотите мнения других слушать или не хотите. Тогда зачем тут что либо обсуждать.

        • Анонимно
          21.06.2017 17:06

          Сам дублируй себе на татарском сам и смотри и не указывай нам на каком языке мы хотим смотреть АНГЛОЯЗЫЧНОЕ кино.

    • Анонимно
      18.06.2017 13:30

      У казахов этот процесс идет во всю. В их кинотеатрах постоянно показывают новые иностранные фильмы на казахском языке.

      • Анонимно
        18.06.2017 15:06

        Население Казахстана - что-то около 17 миллионов человек. Население Татарстана около 4 миллионов. Если верить хотя той же Википедии, казахский там понимают 98% населения. Теперь подумайте, какой процент от 4 миллионов в РТ мало того что на должном уровне понимает татарский, чтобы воспринять фильм, да еще и выберет этот язык когда можно сходить и посмотреть фильм на русском или в оригинале. Цифры по сборам в РТ, стоимости нормального перевода на татарский и т.д думаю сами найдете. это не сложно.

        И да, стоит понимать, что Казахстан - это страна, а Татарстан - это республика в составе страны. Пусть даже кому-то больно это осознавать.

        • Анонимно
          18.06.2017 16:47

          Беркем

          Даже в маленькой Эстонии фильмы идут, в том числе, на эстонском.

          В большой стране не больно. Вместе мы сильнее, но при условии отказа от политики русификации. По поводу страны, см. Конституцию РФ: "Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство"

          Уңышлар!

    • Анонимно
      18.06.2017 15:11

      Тут два вопроса к вам:

      1. Почему последнее предложение таки на русском? Русским, я думаю, всё равно на каком языке вы хотите смотреть кино.
      2. Почему не смотреть на английском?

      • Анонимно
        18.06.2017 16:38

        Беркем

        "Почему последнее предложение таки на русском?"

        Чтобы Вам, голубЩик, было понятнее. Вы ведь татарский не учите. И чтобы татары, не владеющее родным языком, поняли.

    • Анонимно
      21.06.2017 17:04

      Да смотри хоть на корейском. Но лучше на китайском. :-))).
      А лучше лично проспонсируй переводчика с АМЕРИКАНСКОГО на татарский. И будет тебе счастье. :-)

  • Анонимно
    18.06.2017 14:38

    Мы уже говорили нужен Татарский тематически городской парк и скверы... где будет и кинотеатр под открытым небом и театры... и студии исскуства разного... дом мод и студии дизайна...



    Народ бы приходил просвещался, занимался, вливался бы... отдыхал душой соприкасаясь с родным - чистым родником культуры...

    И взяв семьей за традицию посещать -ОТДЫХАТЬ!!! В таком парке раз в квартал семьями - люди не в напряге многое узнали бы и пропитались культурой...

    Чтобы каждый нашел занятие по своей татарской душе...

    С уважением Айдар

  • Анонимно
    18.06.2017 15:58

    Я- татарин. Предлагаю всем, кто не равнодушен к родному языку, с сегодняшнего дня писать комментарии на татарском языке.
    Булды. Узеннэн башларга кирэк. Без монда купме силясяк тэ файда юк. Язганда ялгышлыклар булса гафу итегез. Аллага тапшырдык. Амин.

  • Анонимно
    18.06.2017 16:20

    Калада урнашкан авыл кешесе узе кебек авылдан чыккан татар белан на ломанном русском аралашып йорган була, а балаллары уже ике суз дэ татарча белми- кызганыч бик.

    • Анонимно
      19.06.2017 16:01

      Алар бер беренен теленнэн колэ. Шуна суз дэ эйтэсе килми татар телендэ.

  • Анонимно
    18.06.2017 18:08

    Никогда не делила людей по национальности. И считаю, что это некрасиво.

    • Анонимно
      18.06.2017 19:15

      Правильно - некразиво и преступно делить людей на национальности которым можно высшее образование иметь и национальности которым запрещают развитие языка

      • Анонимно
        18.06.2017 19:50

        Голубчик, сразу видно что вы интернет гуманитарий. Мыслите лозунгами и правым полушарием.
        Никто в Татарстане не запрещает татаро этнический ВУЗ.
        Просто руководство РТ не хочет на это давать деньги. А деньги не хочет давать по двум причинам.
        Дипломы такого ВУЗа будут признаваться только в РТ. В других регионах нет. Руководство РТ не хочет на себя брать ответственность за трудоустройство выпускников таких ВУЗов.
        Должностей директоров на всех не хватит. :-))).
        В ТАССР почему были татаро-этнические сельскохозяйственный ВУЗы. Потому что не критичная отрасль.
        Ну и сколько из вас пойдёт в агрономы ?

        • Анонимно
          18.06.2017 23:22

          Во-первых, запрещают, голубчик. Во-вторых, дипломы бывают государственного образца и не государственного, первые признаются в РФ и ничто не мешает выдавать их. Но с какого перепуга мы должны учить кого-то, кто не связывает свою дальнейшую судьбу с Татарстаном, пусть сразу едут учиться туда, где хотят жить. В- третьих, на татарском преподавались и высшая математика, и физика, остатки технического образования на татарском все еще присутствуют в виде пары факультетов в КГАСУ и мешает все это дело возродить Москва и никто иной.

          • Анонимно
            19.06.2017 17:32

            Коммерческие ВУЗы НИКТО НЕ ЗАПРЕЩАЕТ. Делайте сколько хотите.

          • Анонимно
            20.06.2017 16:03

            Укажите пожалуйста хоть один официальный документ федерального или местного республиканского значения где есть запрет на создание частного коммерческого татаро-этнического ВУЗа или любого частного коммерческого татаро-этнического обучающего заведения.
            Лично я таких документов не видел.
            Если они есть укажите любую ссылку где с ними можно ознакомиться.

        • Анонимно
          19.06.2017 07:18

          А зачем в агрономы, не плохо же получалось и получается как в физике,
          так и в математике и т.д. И везде не без
          успехов! :-)))
          И что скажешь?

          • Анонимно
            19.06.2017 10:14

            все получается, только не по татарски.

            • Анонимно
              19.06.2017 12:27

              Уважаемый остроумец!
              Просветите, а как это: успехи
              татар и "не по татарски"?
              А что, успехи "приобрели"
              национальность? Вроде бы,
              успехи - общее достояние!
              Или нет?

  • Анонимно
    18.06.2017 18:10

    Татарский парк. А ещё чувашский, марийский, еврейский, украинский..... вы где нибудь видели парки, разделённые по национальному признаку? Очнитесь!!!!!

    • Анонимно
      18.06.2017 19:07

      Беркем

      Что Вы расшумелись? Здесь парк - это скорее культурно-просветительское учреждение, чем место отдыха. И никто не говорит, что вход нетатарам в него будет вопрещен.

    • Анонимно
      18.06.2017 19:11

      Это Вы очнитесь)) Ну везде русские парки Горького...и прочее русскоговорящее...


      Почему Вы запрещаете татарам татароязычный или татаро-душевный парк сделать?

      • Анонимно
        18.06.2017 19:57

        Вот если бы Татарстан назывался Волжской республикой или Казанской тогда можно делать парк Татарский.
        А раз назвались Татарстаном то нельзя. Ущемление других этносов РТ. :-)))

        Парк Горького не называется русским и так неназывался никогда. Горького в СССР специально за деньги СССР переводили на татарский и печатали в ТАССР. ДЛЯ ТАТАРРРРР !!!!

        Приходите в парк Горького и читайте товарища Макса на татарском. :-)))
        Приводите друзей которые тоже будут читать Горького на татарском. Обсуждайте в парке Горького, труды Максима Горького на татарском.

        Ну как дружище .... Вы теперь очнулись....

        • Анонимно
          18.06.2017 20:33

          Так и Федерация Называется Российской и судя по вашей логике - там не должны быть российские парки?

          • Анонимно
            19.06.2017 17:07

            Правильно, чтобы другим этносам тоже не обидно было.
            Даже Казанское ханство называлось Казанским, а не татарским.

        • Анонимно
          18.06.2017 20:47

          Так и вы можете прийти в Татарский парк и пообсуждать что либо ...

          • Анонимно
            19.06.2017 17:09

            Ну разумеется придём. И можно что либо пообсуждать. Я же гражданин РФ. Нахожусь в своей стране. А не кого-то в гостях. ;-).

        • Анонимно
          18.06.2017 23:23

          Да кто вас слушать то будет, очнитесь. В Татарстане живем и татарская культура и язык будут только расти, как бы вам не хотелось обратного, мескен.

          • Анонимно
            19.06.2017 17:20

            Как кто будет слушать ??? А вы ???
            Я даже вам прямо скажу чтобы снять с вас тяжесть изложения.

            А то вам приходится косноязычием заниматься, приплетать всё время культуру, язык и к месту и не к месту.
            Всё время завуалировать главный ваш посыл.
            Очнитесь... очень скоро. Правительство РФ сделает общественный манифест по Горбачёвщине и Ельцинщине. А дальше уже как по маслу.

            Всё наследие большевиков -троцкистов в виде нарезок страны на псевдофальшивые национальные улусы будет ликвидировано.

            Будут строить гражданское общество. Иначе не будет никакого развития.

            И вот тогда скорее всего и татарская культура начнёт расти и язык.

            А сейчас у вас при слове "В Татарстане живём" растёт кое что другое. ;-)


      • Анонимно
        18.06.2017 22:07

        Парки не имеют национальности. Где вы видели парки с национальным отливом?

    • Анонимно
      19.06.2017 05:49

      Ни то что не видим, уже и не замечаем, что"какой-то брат" давно присвоил себе "землю" и"небо", "воздух" и "реки", и не только деревья в отдельности, - целые леса!
      Благоразумия хватило на слово "степи", - назвали "русским
      полем".
      "Татарский парк", - конечно, это перебор и нужно понимать, как "жест отчаяния" или: "действие равно противодействию".
      Вывод: находясь в бреду, глупо призывать "очнуться" других!
      Нужны благоразумие и взаимопонимание во всем!
      Фома (Неверующий)

  • Анонимно
    18.06.2017 22:08

    Давно пора в Казани открыть татарский центр. Кстати, интерес к своей культуре проявляют и люди старшего поколения, родившиеся в Казани, только нам собираться негде.

  • Анонимно
    18.06.2017 23:37

    Отличная статья от Айрата, спасибо БО

    Зур рахмат ; )

  • Анонимно
    19.06.2017 04:13

    Татарский парк в Апастово хорош будет, в Казани он не востребован... смысл?

    • Istorik
      20.06.2017 01:27

      Смысл в том, что Казань (а не Апастово) - столица Татарстана и духовная столица всего татарского мира.
      Но парки не должны быть сегрегированы по национальному признаку. Нужно наполнять существующие парки событиями, где было бы много свежей татароязычной "начинки", приучать к этому казанцев.

      • Анонимно
        20.06.2017 16:08

        Скажите а какая такая инстанция назначила Казань духовной столицей всего татарского мира ?

        Вы уже в своём первом тезисе начинаете сегрегацию по этническому принципу. Не по национальному, а по этническому. Надо правильно употреблять слова. Понимаю что слово "Националь" вам нравиться.

        Каких Казанцев вы собрались приучать ? И к чему?

  • Анонимно
    19.06.2017 10:22

    >>Более 70% татар уже являются горожанами, значительная часть которых не имеет никакой связи с народной, деревенской культурой...
    А чисто городской татарской культуры никогда и не существовало... Она вся и всегда была деревенской, и после переезда в город она утрачивается человеком семимильными шагами.
    Так что бесполезно пытаться окультурить всех татар на деревенский манер. Современная культура татар - это культура все-таки светская европейски-ориентированная, и от той деревенской в ней остался разве что язык, который рано ли поздно утратит все татарские слова за исключением базовых, остальное - заимствует.
    Поэтому нужно быть готовым к такой трансформации, а не пытаться всех вернуть в деревню...

    • Анонимно
      19.06.2017 10:52

      "А чисто городской татарской культуры никогда и не существовало"

      Существовала в татарских кварталах.

    • Istorik
      20.06.2017 01:30

      здесь вопрос в том, что такое город. Скорее в том смысле, что у татар не сложилась татароязычная культура мегаполиса - это, да. Согласен.
      А если на 100-70 тел уходить в глубину - то татары жили в городе слободами, и здесь была своя , отличная культура

      • Анонимно
        20.06.2017 16:18

        Вы сразу людям поясните, почему не сложилась татароязычная культура мегаполиса. Только надо говорить объективные вещи.
        Раскажите в каких городах (не в смысле названия) были татарские слободы. Кто построил эти города. Куда потом уходили татары из этих слобод.

  • Анонимно
    19.06.2017 11:55

    Чтобы быть татарином - нужно им родиться! Все идет от родителей! Что положишь - то он и будет кушать! Татары - хорошь ныть...Будем любить себя, полюбят и нас..

    • Анонимно
      19.06.2017 13:18

      Действительно так, уважение к другим идет через
      уважение к себе.

  • Анонимно
    19.06.2017 13:50

    Яхшы язма, малай) илһамландым әле. рәхмәт, яшьләр. яшибез икән әле.

  • Анонимно
    19.06.2017 21:46

    Каждый занимается своим делом так как умеет. Ребята из Смены молодцы. Согласен, надо расширить блок связанный с татарской культурой ( литературой, музыкальным творчеством, прикладным и художественным искусством) в общей программе книжных фестивалей и других мероприятий Смены. Но делать это как отдельный проект - перебор.

    • Istorik
      20.06.2017 01:37

      поэтому речь о своей, условной "Смене", о своем креативном пространстве. Хотя было бы хорошо, чтобы и Смена, и штаб, и фабрика Алафузовых - брали почаще татарские форматы.
      Смене и Фабрике Алафузовых, спасибо - к ним мы приходили и делали реализовывали свои проекты. Хотя, чисто на коммерческой основе.
      Штаб - почти никак татарские темы не брал. Хотя он, более всего сидит на господдержке

      Это был бы некий "инкубатор", который бы выращивал качественные татароязычные проекты, и к этим проектам тянулись бы все казанцы, татарстанцы. Отсюда бы появился интерес к татарскому языку.
      Обстоятельства сложились так, что современной городской татарской культуре нужны тепличные условия

      • Анонимно
        20.06.2017 16:53

        Вопрос остался тем же самым. Кто должен обеспечивать татарской культуре тепличные условия ?
        За чей счёт ?

        • Анонимно
          20.06.2017 16:56

          А почему русской культуре можно обеспечивать эти условия, а татарской - нет?

          • Анонимно
            21.06.2017 17:26

            А потому что славянской этнической культуре никто денег не даёт из государственных фондов. Боятся что этно.мены везде завопят. Поэтому русские люди кто считает свои этнические корни славянскими за свои деньги это поддерживает. Сабантуй на городские деньги сейчас даже проводят за пределами Татарстана. А вот на славянские праздники денег никто не даёт.
            Только всё за свой личный счёт.
            И не возмущаются.

            А то что вы называете русской культурой есть русско-советская городская нация. У нации есть свой стиль. Он чётко оформился только последние 200 лет.

            А то что вы называете под предлогом "спасём татарскую культуру" много где виденный процесс. Когда архитекторов, строителей и работников русско-советского мира пытаются выжить из их же городов, выжывать пытаются селюки прекрываясь всякими предлогами, высокопарными лозунгами, но в основном большевистско-троцкистскими .

            Вас такой ответ на ваше почему устроил ?



            • Анонимно
              21.06.2017 19:16

              Мне очень интересно, что за культура татарская? Пока вся культура у татар от Волжских Болгар, только переименован, как и народ.

    • Анонимно
      20.06.2017 16:12

      Почему перебор. Если за частные деньги, вообще вопросов нет. Никто никогда возражать не будет.

  • Анонимно
    20.06.2017 06:52

    Очень жаль, что на фестивали на Черном озере не были представлены издательства Медина и Магариф.

  • Анонимно
    20.06.2017 09:34

    Гаяз Исхаки говорил не о татарах,а о булгарах. Навязывая народу чужое имя народ булгар исчезнет, И как мы видим многие уже забывают свои корни. Мы не татары, а булгары.

  • Анонимно
    20.06.2017 22:37

    Здесь много обсуждали идею "Татарского парка" и говорили, будто нет подобного для других национальностей. Но разве никто из участников дискуссии не бывал в Саратове с его прекрасным "Парком дружбы", где представлены все народы Поволжья, проживающие в Саратовской области? Сделаны мини-усадьбы в национальном стиле и ведутся концерты, мастер-классы для молодёжи, развлечения для детей... Почему подобного нет в Татарстане? Многонациональность - реальность. И с нею надо грамотно работать: все народы в диалоге друг с другом.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

БИЗНЕС Online в Telegram