Культура 
2.07.2017

Эльмира Калимуллина: «Если ты не татарин, но живешь в Татарстане, то уже другой человек»

Известная певица о сегодняшнем выступлении на закрытии Кубка конфедераций, татарском музыкальном театре и отказе от участия в «Үзгәреш җиле»

Сегодня в Питере перед финалом Кубка конфедераций Германия — Чили Эльмира Калимуллина споет в дуэте со знаменитым баритоном, солистом Мариинского театра Василием Герелло, о подробностях выступления заслуженная артистка РТ рассказала в интервью «БИЗНЕС Online». Кроме того, Калимуллина объяснила, почему Казани так нужен Дом татарского искусства, как она относится к Элвину Грею и «Татарке» и почему любит слушать мунаджаты.

Эльмира Калимуллина: «Интерпретируя и меняя классические мелодии, нужно быть очень деликатным. Поэтому для «Үзгәреш җиле» я взяла бы наши кадры и базировалась бы только на них»Фото: Оксана Черкасова

«Я В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ФИЛОСОФСКИ ОТНОШУСЬ К СТРАХУ, Я СТАРАЮСЬ С НИМ ДРУЖИТЬ»

— Эльмира, осенью на Первом канале состоится премьера сериала «Золотая Орда», где вы сыграли одну из ключевых ролей. Не боитесь, что после выхода сериала на вас посыпятся актерские предложения и музыкальную карьеру придется отодвинуть в сторону?

— Я в последнее время философски отношусь к страху, я стараюсь с ним дружить, ведь на все воля Божья. Я человек, который верит и знает, что даже когда будут трудные моменты, я обязательно смогу найти правильный выход. Думаю, главное, чтобы во всем была мера и даже у меры была мера.

Конечно же, музыка — это то, чем я живу, это то, что дает мне жизнь и именно музыка привела меня к актерскому мастерству. Я не могу сейчас говорить о карьере актрисы, но съемки в «Золотой Орде» — это огромнейший опыт. Люди годами учатся в училищах, в театральных вузах, годами пытаются получить роль, поэтому я считаю, что для меня попасть в такой проект — это огромный подарок. С волнением жду выхода фильма, так как я очень критично к себе отношусь. Не могу судить о своей работе, потому что я ее даже не видела.

— Планируете гастрольный тур по Татарстану, как в прошлом году?

— Да. Я, конечно, вперед забегать не хочу, но для себя мы поставили ориентир на весну и надеемся, что это будет не только Татарстан, а проедем по ближайшим городам России.

— Надеетесь, что «Золотая Орда», которая к тому моменту уже должна будет выйти на экраны телевизоров, поспособствует вашей узнаваемости и популярности?

— Я надеюсь на это, но не могу утверждать, что именно так оно и будет. Премьера сериала будет в октябре или в сентябре, это как Бог даст, но очень хочется показать и новую концертную программу, которую мы будем готовить с нашими музыкантами...

— Она еще не готова?

— Мы в процессе.

— В программу будут включены татарские песни?

— Конечно, я без них не могу никак. Очень многие их просят, и даже перед московским сольным концертом меня спросили, будут ли песни на татарском языке. Могу сказать, что обязательно будут! Потому что татарские песни — это я, моя история, мои корни. С самого детства слушала, как поют мои бабушка и прабабушка, как они танцуют. Я без этого не могу, это часть меня.

Думаю, что «Золотая Орда» даст определенный толчок и будет еще больше интересных предложений «Думаю, что «Золотая Орда» даст определенный толчок и будет еще больше интересных предложений»

«НАМ НЕ ХВАТАЕТ НАШЕГО ДОМИКА, ГДЕ МЫ МОГЛИ БЫ СТАВИТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ПРОЕКТЫ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ»

— Вы очень часто поете на различных официальных концертах — День милиции и так далее. Не боитесь стать такой официальной артисткой, которая будет восприниматься именно как героиней подобных концертов?

— Мне кажется, этого не стоит бояться. Это очень приятно, и я рада, что меня приглашают на такие мероприятия, что я с достоинством могу представить нашу татарскую культуру на федеральном или вообще международном уровне. В Париже, во время Сабантуя, когда мы выступали в ЮНЕСКО, я пела песню Эльмира Низамова — дуэт Аксылу и Бектемира из «Алтын Казан». Я вижу, как на концерты приходят люди, и их реакцию. Я очень надеюсь, что мне не грозит ни амплуа «официальной артистки», ни роль артистки только определенного жанра. Я очень люблю и народные песни, и классику люблю, поэтому общий язык со зрителем мы всегда находим.

— Как в ЮНЕСКО приняли татарскую песню?

— Нам так аплодировали! Во-первых, музыка потрясающей красоты. Во-вторых, наш татарский язык какой-то волшебный, на мой взгляд, потому что, помимо слов, ты так можешь передать эмоции, что у людей пойдут мурашки. Нам кричали «Браво!» Это были представители ЮНЕСКО и люди, которые уже давно живут в Париже, во Франции — человек 50. Когда мы вышли петь дуэт, гости вечера достали телефоны и начали снимать. Я думаю, это о многом говорит.

— Не хотели бы поучаствовать в мюзиклах?

— У меня недавно тоже спросили об этом, когда на открытии «Экспо» в Астане мне достался очень интересный музыкальный материал из Северной Америки, как раз там, где начались все мюзиклы. Мы пели вместе с солистом «Астана Опера» Сундетом Байгожиным. Это казахский оперный певец, победитель Большой оперы на канале «Культура». Мы как раз исполняли отрывки из мюзикла Summertime, я пела Hello Dolly, вместе мы пели New York, и мне так понравилось, что захотелось попробовать себя в этом жанре.

— Таких предложений не было?

— Пока нет.


— Низамов и многие исполнители классической татарской музыки, творческая молодежь продвигают идею о том, что Татарстану нужен свой музыкальный театр. Вы согласны с этим?

— Безусловно, я поддерживаю эту идею, не раз говорила об этом. У нас кладезь талантов. Наша республика очень богата кадрами! «Алтын Казан» показал, что мы можем поставить мюзикл, у нас есть прекрасные танцоры, есть постановщики, музыканты, композиторы, певцы — у нас есть все! Нам не хватает лишь нашего домика, где можно делать интересные молодежные проекты на татарском языке,да и вообще продвигать свою культуру. Мне кажется, было бы очень здорово людям, которые приезжают на Кубок конфедераций, чемпионат мира по футболу прийти в театр и послушать именно нашу национальную оперу, национальные мюзиклы, национальные балеты. Это то, чем может гордиться наша культура, и нам есть что показать.

— Получается, что в Казани сейчас нет такой площадки, где можно посмотреть или выступить с национальной оперой? Только в оперном театре, где не слишком настроены развивать национальное искусство.

— Каждый из нас знает, насколько необходим Дом татарской культуры и искусства. Куда ты приходишь, где ты можешь творить, когда ты не ограничен ничем, когда у тебя есть свобода, когда ты можешь принять гостей с таким почетом, таким теплом. Нам это очень нужно. Потому что мы все горим, и так не хочется, чтобы наши кадры уезжали куда-то.

«Просто так получилось, что татарский «моң» почему-то больше ассоциируется с минорными мотивами»Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕ ПРОСТО ТАК НАС ПРИГЛАСИЛИ БЫТЬ ЧАСТЬЮ ОТКРЫТИЯ ОЛИМПИАДЫ, ЕСЛИ ОНА СОСТОИТСЯ В ПАРИЖЕ»

— Почему в руководстве республики не слышат или не хотят услышать это предложение, ведь оно звучит уже столько лет? В спорт делают столько финансовых вливаний, а в культуру недостаточно?

— Я думаю, что существует несколько факторов. И, конечно же, все их описать невозможно. К сожалению, искусство тоже подчиняется законам рынка. И при выборе репертуара руководители театра понимают, что больше шансов «продать» постановку, если она уже раскручена, если арии из нее «впеты» и входят в репертуар многих известных и в России, и за рубежом артистов. В этом случае убивают сразу двух зайцев. Во-первых, на обкатанную постановку можно пригласить звезду, артиста, который и исполнит хорошо, и соберет зал. Во-вторых, нет элемента неожиданности в плане реакции публики на спектакль, оперу. Это помогает снизить финансовые риски любого нового проекта. Но при таком подходе не получится решать вопрос поддержки и развития национального искусства. Молодым артистам, музыкантам, композиторам нужно где-то пробовать свои силы, экспериментировать, развиваться. Композитор может писать в стол, музыкант играть для себя, но в конечном счете музыканту, художнику нужен зритель.

Мне кажется, нужен такой человек, который возьмет и проконтролирует этот процесс от начала до конца, который возьмет на себя смелость, возьмет на себя ответственность и поможет, потому что без локомотива, который бы все это протащил... Творческие люди не поддаются какой-либо системе. Если творческий человек начинает работать в административном плане, творчество начинает чахнуть. Нам нужен хороший директор, который возьмет все бремя по созданию такого театра на себя и скажет: «Я туда пойду, я там буду стучаться, я тут буду стучаться».

Я не знаю, с чем это связано, для меня это большая загадка, потому что наша республика славится тем, что когда мы за что-то беремся, то от и до мы впереди планеты всей. И как же хочется, чтобы впереди планеты всей маячил еще и татарский музыкальный театр, где бы мы все жили, творили. Потом бы мы могли ездить с гастролями, как оперный театр ездит, показывали свою культуру всему миру. Татар ведь на свете так много и не только татар — людей, которые хотят знать, узнавать что-то новое. Париж показал такую заинтересованность. Наверное, не просто так нас пригласили быть частью открытия, дай Бог, Олимпиады, если она состоится в Париже, во Франции.

— Вы на самом Сабантуе тоже выступали?

— Да, конечно.

«В Париже, во время Сабантуя, когда мы выступали в ЮНЕСКО, я пела песню Эльмира Низамова — дуэт Аксылу и Бектемира из «Алтын Казан»Фото: metshin.ru

— Пишут, что народу было мало, в основном были только приезжие. Ваш взгляд изнутри?

— Нет, что вы! Приезжали татары из Соединенных Штатов, со всей Европы. А сколько было туристов, которые останавливались, которые надевали на себя эти картонные тюбетейки, которые пробовали нашу кухню, фотографировались! Они не знали, кто мы, но им было так интересно, интересны наши национальные костюмы. Я встречала только бурю аплодисментов. Ну и вообще Марсово поле огромное, каждый находил для себя какое-то развлечение и шел на ту площадку.

Я помню, когда была передача флага чемпионата мира по водным видам спорта в Канаде, в Монреале, я пела песню Эльмира Низамова «Мин ышанам сиңа, серле Казан» на татарском языке. Как люди там подходили, фотографировали... Мне кажется, наша музыка, язык, культура вызывают огромный интерес. И вообще сама по себе республика вызывает интерес.

Особенность в том, что, к примеру, русская классическая музыка мало чем отличается от общеевропейской в музыкальном плане. Для стороннего слушателя, который делит музыку по принципу «нравится не нравится» или «цепляет не цепляет», не знает композиторов по именам, сложно будет отличить Римского-Корсакова от Гайдна. А мелодическая основа татарской музыки совершенно другая, она точно не европейская, и это будет слышно даже не знатоку. В этой необычности, новизне, на мой взгляд, и есть наше преимущество.

— Какие новые песни записываете сейчас и с какими новыми композиторами сотрудничаете?

— Мы сотрудничаем с Андреем Руденко, подружились при подготовке к туру-2016, но я также открыта для сотрудничества и с другими композиторами. Мы дружим с Лилией Тагировой, очень много предложений послушать песни приходит на мою почту. Я сама начала писать стихи, и на одно из моих стихотворений Андрей написал музыку. Я очень стараюсь, чтобы у нас вышел альбом на русском языке.


«Я НЕ СОВСЕМ ПОНИМАЮ, ЧТО ТАКОЕ ФОРМАТ. МНЕ ПРОСТО ХОЧЕТСЯ ДАРИТЬ СВОЮ МУЗЫКУ»

— Новых идей сотрудничества с Первым каналом нет?

— Может, у них есть? Для меня уже большой прорыв — участие в съемках сериала «Золотая Орда». Меня часто приглашают на многие официальные мероприятия, но мне хочется уже расширять границы, выходить за телевизионные рамки. Хотя телевизор очень нужен, без этого все-таки никак. Думаю, что «Золотая Орда» даст определенный толчок и будет еще больше интересных предложений. Уверена, что на мою работу и положительные отклики будут, и критика будет точно, однозначно. Но я ко всему отношусь с теплотой, потому что я вообще хорошо отношусь к критике.

— Для чего нужен телевизор? Это все-таки основной канал для популяризации артиста?

— Да, но и, безусловно, на пятки наступает интернет, чему я безмерно рада, потому что в интернете ты можешь выложить любую песню, на любом языке, люди будут слушать, ты можешь делиться своим творчеством. А на телевидение пробиться очень непросто. В моей жизни не было совсем уж простых моментов, если мы говорим о творчестве, о работе. Но я стараюсь, я ни в коем случае не отчаиваюсь, я знаю, что в любом случае время все расставит на свои места и все получится.

— У вас был проект с Первым каналом, вы снялись в фильме на Первом канале, почему вас вообще не видно на местном телевидении? На ТНВ том же самом?

— У меня, честно говоря, однозначного ответа на этот вопрос нет, но я очень благодарна ТНВ, за то, что они сделали и много раз показывали телеверсию моего концерта! Это для меня большая радость. То, что благодаря телевизору люди слышат новые песни, знают новых исполнителей, для меня это большое счастье. Люди звонят мне из разных городов, даже мой коллега Санжар Мадиев — актер из Казахстана — говорит: «Я смотрю ТНВ». И вот он увидел мой концерт и поздравил меня. Я считаю, что это очень здорово.

— Не было предложений поставить ваши песни на ротацию платно?

— У нас было активное сотрудничество с «Татар Радиосы». Я им очень благодарна за возможность быть одним из наставников в проекте «Беренче микрофон». Это такой аналог «Голоса», но только на радиостанции, где мы выбирали определенное количество участников среди 80 человек, приславшие свои заявки. Мы их отбирали, знакомились, записывали песни, они ротировались на радио, за них голосовали слушатели и выбирали победителя. А моя песня «Бәллүр чыклар» композитора Эльмира Низамова была в ротации, хотя она и не совсем форматного звучания.

Признаться, я не совсем понимаю, что такое формат. Мне просто хочется дарить свою музыку, делиться своими эмоциями, своей душой, тем, что пережито, тем, что ты чувствуешь. И самое интересное, что, когда ты в интернет выкладываешь свои работы, люди, которые не знают языка, начинают писать мне. Кстати, послушав песню Эльмира «Шәһри Болгар», один испанец написал ему, что это потрясающая композиция. То есть, не зная нашей культуры, человек начал интересоваться ею.


«Я СЛУШАЛА ПЕСНИ ЭЛВИНА ГРЕЯ И НЕ МОГУ СКАЗАТЬ, ЧТО ОНИ МНЕ НЕ НРАВЯТСЯ»

— Почему так получается, что Элвин Грей имеет миллионы поклонников, а классическая татарская музыка не формат?

— Я думаю, что песни разные нужны. Главное, чтобы это было от души, тогда композиция будет существовать. Тут ведь главный момент — долговечности всего этого. Сегодня ты можешь греметь, ты нужен миллионам, а завтра тебя никто не узнает. Это очень опасный момент, и, к сожалению, все творческие люди подвержены этому. Я слушала песни Элвина Грея и не могу сказать, что они мне не нравятся. В них есть какая-то изюминка, которая цепляет слушателей, потому что людям нужен праздник, они устали страдать, хотят танцевать, улыбаться, и Элвин Грей дарит эти эмоции.

Помню, как мой папа рассказывал, как они копировали на рентгеновские снимки пластинки, как их было трудно достать, насколько это было ценным, насколько ценным было пробраться через забор и посмотреть, например, концерт Ильхама Шакирова... А сейчас ты можешь открыть интернет, где есть абсолютно все! И если человек приучен слушать хорошую музыку, то он, конечно же, не будет есть что-то другое, не перейдет на фатсфуд, он будет кушать вкусную, домашнюю пищу, которая удовлетворит все его потребности, даст ему витамины, и он будет в хорошем настроении. Музыка тоже должна быть здоровой, должна созидать, очищать.

— Вы сказали, что люди устали страдать, а татарская народная песня — это все-таки о страдании?

— Нет, почему? Просто так получилось, что татарский «моң» почему-то больше ассоциируется с минорными мотивами. Татарская музыка отличается от русской фольклорной. В русском фольклоре есть понятие жанра плача, которого нет ни у одного народа мира. У нас есть мунаджаты. Мунаджаты — это даже некая мантра, когда ты их слушаешь... Помню, как пела прабабушка — это пение не хотелось прерывать.

Знаете, если тебе грустно, ты плачешь, и ты очищаешься, отпускаешь чувства, тебе становится потом хорошо, ты освобождаешься от каких-то негативных эмоций, от переживаний. Мунаджат вызывает именно такое ощущение очищения.

«Я вижу, как на концерты приходят люди, и их реакцию. Я очень надеюсь, что мне не грозит ни амплуа официальной артистки, ни роль артистки только определенного жанра»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДАЖЕ ЕСЛИ ТЫ НЕ ТАТАРИН, НО ЖИВЕШЬ В ТАТАРСТАНЕ, ТЫ УЖЕ НЕМНОГО ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК»

— Не можем не спросить про фестиваль «Үзгәреш җиле». Как считаете, способен ли один проект в корне изменить нашу эстраду, повернуть ее в другое русло? Или для этого нужна системная работа?

— В целом для любой работы, независимо творческая она или ты работаешь на заводе, везде нужна система, везде нужна дисциплина и нужен человек-предводитель, который несет это, который мотивирует людей и действительно понимает, что он делает. В каждом деле должен быть профессионал. Если мы вспомним то, что было на эстраде даже пять лет назад, я считаю, что идут положительные изменения. Посмотрите, какие концертные костюмы у наших артистов, они начали задумываться о том, насколько важна аранжировка, смысл песен... Более продуманными, срежиссированными становятся концерты, клипы. Изменения чувствуются.

На «Үзгәреш җиле», я, к сожалению, сама не присутствовала и не видела концерт. Мне предлагали участие, но я отказалась, потому что изначально мне представили «Үзгәреш җиле» как конкурс, где я буду соревноваться со своими коллегами. Я очень люблю своих коллег, я знаю, насколько они талантливые, поэтому я посчитала неправильным участвовать в конкурсе, мне не хотелось ни с кем соревноваться. И уже потом «Үзгәреш җиле» перевели в формат фестиваля. Я посмотрела отдельные номера, могу сказать, что проделана огромнейшая, колоссальная работа, и задумка была хорошая — подогреть интерес к национальной музыке и культуре.


Так бывает: не все получилось. Я бы сделала все немного по-другому. Я бы взяла наших татарстанских музыкантов, наших аранжировщиков, наши местные кадры, потому что татарская музыка имеет определенную специфику, и необходимо ее знать и понимать. И даже если ты не татарин, но живешь в Татарстане, то уже немного другой человек. А интерпретируя и меняя классические, даже можно сказать канонические для многих мелодии, нужно быть очень деликатным, чтобы, «делая ремонт в квартире, не снести дом до основания».

Возьмем моего друга Андрея Руденко — он великолепный музыкант и пианист. И как мы впятером с его ребятами сделали «Син сазыңны уйнадың», как мы обработали интересно «Рәхмәт сиңа», как мы сделали «Әдрән диңгез»! И не было ни одного случая, когда ко мне бы подошли слушатели и сказали: «Эх, зачем вы переделали хорошую песню». Нет, мы ведь сохранили основу мелодии, просто добавили вкусную такую специю. Потому что когда у человека наступает перенасыщение едой или информацией, он перестает что-либо сравнивать и понимать, поскольку ему вообще все равно, что он съел — хлеб или мясо. А тут, когда ты добавил какую-то перчинку, слушатель понимает, что и таким вот может быть привычное музыкальное блюдо.

Поэтому для «Үзгәреш җиле» я взяла бы наши кадры и базировалась бы только на них. Это как раз возвращает нас к разговору о музыкальном театре. Если бы у нас был такой театр, мы бы могли организовать ух какие музыкальные эксперименты! Были бы и овцы целы, и волки сыты.

— Не жалеете, что отказались участвовать в фестивале?

— Нет, не жалею.


«ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ ТО, ЧТО БЫЛО РОЖДЕНО НА ПИКЕ ДЖАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ, МНЕ КАЖЕТСЯ СТРАННЫМ»

— Они начали ко второму проекту готовиться. Если пригласят, примете участие?

— Я приму участие, но с условием, что буду участвовать в процессе написания аранжировки, если, допустим, мне позвонят и скажут: «Эльмира, мы тебя приглашаем, это будет фестиваль, и ты будешь выступать как гость», то я попрошу возможности быть участником непосредственно всего процесса рождения песен. Потому что есть, к примеру, татарская песня, которую пела Альфия Авзалова, ее аранжировка уже переджазована, потому что это были времена, когда это было очень актуально, а снова переделывать то, что было рождено на пике джазовой культуры, мне кажется странным.

— Может, вообще не нужен джаз, может, нам нужно что-то свое придумать?

— Это опять возвращаясь к моменту меры. Я считаю, что не должно быть «пере». То, что касается нашей культуры — у нас другая ментальность, и у нас очень сдержанный народ, с чувством благородства, собственного достоинства, и, бесспорно, когда прикасаются к неким канонам, у всех разное, свое понимание. Кто-то в восторге, потому что любит новшество, а кто-то очень консервативен, ревностно к этому относится. И, я думаю, нужно очень аккуратно к этому подходить, потому что какие-то песни очень классно звучали в джазовой обработке, была сохранена и мелодическая линия, был татарский «моң» и очень интересная аранжировка, и все было очень гармонично.

— Кого, например, выделите?

— Артур Исламов, еще мне понравилась Алина Шарипжанова. Это то, что мне сразу пришло на ум, хотя участников было очень много. Я не могу судить обо всем концерте, потому что я не смотрела его от начала до конца, и будет не совсем объективно говорить, что это было хорошо, а это плохо. Ребята — огромные молодцы, и здорово, хорошо уже то, что о качестве музыки начали говорить, об этом начали заявлять, и это, думаю, самое главное, поскольку люди устали от эрзацев, люди хотят качества, люди хотят праздника души, этого очень не хватает.


— А из современных исполнителей кого бы выделили?

— Очень классные аранжировки, песни пишет Раяз Фасыхов, у «Артур & Марат» был очень хороший концерт в филармонии, Филюс Кагиров. У Артура Исламова была рок-группа «Алканат» — они сделали свое дело и пошли по своим дорогам, но с каким трепетом они относились к татарскому языку, татарской музыке, насколько гармонично синтезировали рок в татарскую музыку — это дорогого стоит. И это будет жить еще долгие годы, я абсолютно уверена.

— Вы следите за развитием альтернативной татарской музыки?

— Даже если я чего-то не знаю, то интернет делает все: кто-то обязательно сделает репост. Яркий пример — «Татарка». Кто-то отзывается плохо, кто-то хорошо, а я считаю, что это очень интересный эксперимент, потому что татарский язык привлек внимание. Пусть это было сделано нетрадиционным путем, но тоже имеет место быть, потому что сейчас для того чтобы привлечь внимание, нужно сделать некий «поджог»: «О, горит, надо пойти посмотреть!» И это был такой, в хорошем смысле, пожар, потому что очень много комментариев я слышала и читала, люди интересуются, что такое татарский язык. Мне кажется, это здорово.

— И даже не страшно, что это был одноразовый проект?

— У него есть продолжение. Она делает проект на татарском языке, точно так же продолжает. И причем музыка очень интересная. Это синтезированный американский стиль и наш татарский язык.

— А вы лично с ней не знакомы?

— Нет. Она сейчас живет в Петербурге, и я желаю ей всяческих успехов в творчестве.

«Мне позвонили и сказали: «Эльмира Рамилевна, мы тебя поздравляем, мы выбрали тебя послом города Казани»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ЗВАНИЕ «НАРОДНЫЙ» НЕ БЫЛО САМО ПО СЕБЕ, А ОТРАЖАЛО ОТНОШЕНИЕ АРТИСТА И ЛЮДЕЙ»

— Поговорим о Кубке конфедераций. Как вы туда попали?

— Мне позвонили и сказали: «Эльмира Рамилевна, мы тебя поздравляем, мы выбрали тебя послом города Казани». Я была очень рада. И вообще я очень довольна, потому что сама очень люблю футбол, и мне кажется, что та работа, которая была проделана мною на Универсиаде-2013, на чемпионате мира по водным видам спорта, прошла недаром. Я могу с достоинством представлять Казань.

— Какие песни будете петь?

— Я буду петь на закрытии Кубка конфедераций с Василием Герелло дуэтом. Точно будем исполнять «Дорогой длинною», «Очи черные», и сейчас решается еще одна песня. Каждый из нас подготовил свою часть, мы репетировали с оркестром.

— Очень часто критикуют, что деньги, выделяемые на спорт в республике, могли бы пойти на образование или культуру. Вы согласны с этим?

— На мой взгляд, это не совсем объективное мнение, потому что Казань является спортивной столицей России, и очень много мероприятий, которые происходят именно у нас. Мы являемся примером того, как должны проходить масштабные события. Бесспорно, большой акцент делается на спорте, точнее, о спорте много говорят, но и на образование, и на ремонт больниц, и на открытие музыкальных школ выделяются средства. Просто это, наверное, не так пиарят, потому что делают большой акцент на спорте именно в плане рекламы и шумихи, потому что мы должны все-таки нести статус спортивной столицы, но так же хорошо у нас поддерживаются и другие аспекты жизни. Скажем, недавно я была в «Татмедиа», у них проходит акция «Территория добра», где каждый желающий может прийти и подписать на журналы и газеты интернаты, дома престарелых. Многому у нас уделяется внимание, просто не каждый такой случай рекламируется.

— Вы соглашаетесь на участие во всех проектах, куда вас приглашают, или все-таки выбираете? Есть свои какие-то принципиальные критерии?

— Большие мероприятия — это всегда большая честь. Я всегда стараюсь узнать, какое это мероприятие, для меня важно достойно представить республику и себя. И поэтому, когда пригласили на «Экспо», для меня это была большая радость. Там я видела наши стенды, и мое сердце екало и радовалось. Здорово, когда ты выходишь на сцену, 17 глав государств смотрят на тебя с трибун, и ты знаешь, что ты представитель Татарстана здесь, в Казахстане, на международной выставке, где огромное количество участников.


— Вы говорите, что представляете Татарстан. Каким образом? Поете же на русском...

— Объявляют как заслуженную артистку Татарстана. Пока заслуженная (улыбается).

— Надеетесь получить народную?

— Конечно. Надеюсь, когда-нибудь это случится.

— А что это дает?

— В первую очередь, наверное, признание твоего творчества для народа. Главное, чтобы звание не было само по себе, а чтобы отражало отношения артиста и народа. Это очень важно, потому что мы одно целое. Для меня была большая честь получить звание заслуженной артистки. Я понимаю, что, когда нам с Диной дали эти звания, мы были в юном возрасте и для нас это был очень большой аванс. Я надеюсь, что мы все-таки оправдываем его и с достоинством несем это звание.

— А с Диной Гариповой общаетесь?

— С Диной мы контактируем, на каких-то мероприятиях пересекаемся.

— На каких мероприятиях, кроме Кубка конфедераций, планируете выступать в ближайшем будущем?

— В июле я поеду в Челябинск, там пройдет выставка ремесел. Пригласили из управления культуры Челябинской области, чтобы спеть там татарские песни. В начале августа будет отмечаться 25-летие всемирного конгресса татар — будет очень масштабное мероприятие. В сентябре будут выступления, концерты. Но сейчас основной акцент, конечно, на новой программе, чтобы весной поехать с концертным туром.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (57) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
2.07.2017 12:59

Думаю, татарский вклад во всероссийский масштаб уже обеспечен метким сленговым термином "удаща", означающий применение клановых феодальных практик в управленческой, кадровой и экономической политиках.

  • мотоцикл
    2.07.2017 09:54

    если ты татарин,но живешь в Америке то ты американец.

  • Анонимно
    2.07.2017 10:10

    Молодец, умница, успехов в творчестве!

  • Анонимно
    2.07.2017 10:11

    Умничка...

  • Анонимно
    2.07.2017 11:08

    Супер татарка. Молодец
    Мы тебя любим

    Ильдар г
    Казань

  • Анонимно
    2.07.2017 11:26

    Эльмира молодец! Мы гордимся тобой.

  • Почему то многие ставку делают на национальность,на татарский язык,на чуждую татарам семитские религии,и забывают что татары должны быть прежде всего людьми мира и не позорить своим видом,мыслями и поведением свою нацию! По больше бы таких как Эльмира и тогда бы молодежь не стеснялась бы своего языка и своей национальности,а люди бы других национальностей с гордостью бы говорили что мы не только россияне,но и Татарстанцы!

    • Анонимно
      2.07.2017 12:59

      Думаю, татарский вклад во всероссийский масштаб уже обеспечен метким сленговым термином "удаща", означающий применение клановых феодальных практик в управленческой, кадровой и экономической политиках.

      • Анонимно
        2.07.2017 18:57

        Да так не только в Татарстане, думаю. Просто нужно искать островки адекватности в своей сфере и ехать туда, где тебя ценят

      • Анонимно
        2.07.2017 19:56

        Вы реально думаете, что это только в Рт?)) С демократами США например можете подисктировать на эту тему

        • ArtemAA
          3.07.2017 09:43

          Я хочу с ними дискутировать, когда среднегодовая ЗП в России будет 100тыс.долларов, ну а уровень жизни близок с среднему по США. Вот тогда и можно дискутировать на тему, что у них всё плохо или также.

          • Анонимно
            3.07.2017 12:37

            среднегодовая ЗП в США около $38 тыс. Странная арифметика у АРТЕМАА.

            • ArtemAA
              3.07.2017 16:36

              Аноним, у вас в глазах двоится? Я не писал про среднюю ЗП в США. Я написал про дискуссию, когда в России будет такая зарплата. Пока что это крики пропитого бомжа на мимо проезжающего богача

              • Анонимно
                5.07.2017 08:54

                У тебя будет такая зарплата, когда ты своим трудом произведет дополнительную стоимость на такую сумму.

      • Анонимно
        2.07.2017 22:51

        А что, это слово уже так популярно? Хмм...

      • Анонимно
        3.07.2017 07:39

        "Думаю, татарский вклад во всероссийский масштаб уже обеспечен метким сленговым термином "удаща", означающий применение клановых феодальных практик в управленческой, кадровой и экономической политиках."

        Какая степень развития общества, такие(клановые) и практики, смотрите на жизнь реально.

        Компьютер хорошая вещь, а лопату придумали тысячи лет назад, но иногда лопата нужнее ,чем компьютер, и компьютер никак не может ее заменить.

        Примитивные формы организации общества (например, клановая система), более устойчивы в экстремальных условиях, в этом их значительное преимущество (пример: хотя Вы и живете в "цивилизованном" обществе, если с Вами случится,не дай Бог, беда, реально Вам будут помогать только ваши родственники и друзья-ваш "клан", а не государственные структуры "цивилизованного" общества) .

        Что касается "делания денег" или наживы (главная цель при капитализме) - это тоже очень эффективная система (примеры: любая итальянская или другая этническая мафия, этнические кланы в Москве, контролирующие торговлю на рынках).

        Какая степень развития общества, такие везде (клановые) и практики, смотрите на жизнь реально, без розовых очков.

  • Анонимно
    2.07.2017 12:04

    Очень приятно видеть как наши, татарстанские артисты, добиваются успехов. Вдвойне приятно, что за этим успехом не стоят мама, папа или богатый муж. Удачи Эльмире и ее семье! Гордимся!

    • Анонимно
      2.07.2017 13:53

      как это не стоят - папа инженер, мама инженер, брат инженер

  • Анонимно
    2.07.2017 13:13

    Всё замечательно - и голос, и осанка. Желаю Эльмире дальнейших успехов.

  • Анонимно
    2.07.2017 13:32

    Почему нашим татарстанским талантам не поется в Татарстане? Где концерты Эльмиры и Дины? Очень хочется послушать...

  • Анонимно
    2.07.2017 14:32

    Алтын Казан супер проект!!! Очень хотелось бы чтобы идея с домом татарской культуры воплотилась в жизнь!

    • Анонимно
      2.07.2017 15:45

      Да уж! Оказывается вся проблема в отсутствии ДОМА.

      Вот был БЫ у нас Дом Татарской Культуры, вот мы БЫ показали такую культуру, что все ахнули БЫ.

      А так запросто - без Дома - к чему показывать истинную татарскую культуру, если нет Дома?

  • Анонимно
    2.07.2017 15:15

    Раньше еще и по деревням ездили. Ждем Эльмиру!

  • Анонимно
    2.07.2017 17:42

    Очень толково. Желаю дальнейших успехов !

  • Анонимно
    2.07.2017 18:15

    Эльмира Калимуллина: «Если ты не татарин, но живешь в Татарстане, то уже другой человек» ... Эльмира объясните эту фразу пожалуйста, развейте свою мысль! Про какого "другого человека" идёт речь?

    • Анонимно
      3.07.2017 01:09

      Смею предположить, что это означает, что русский, проживающий в Татарстане как-то все таки отличается от русского, проживающего в Москве или в Иванововской или в другой области. И точно также, чуваш или мариец - житель Татарстана отличается от своего сородича, проживающего в Чувашии или Мари-эл, или в другой какой либо области или республике. Тоже самое справедливо и для татар: татары везде разные, о чем очень часто пишут и здесь - в комментариях в БО.

      • Анонимно
        3.07.2017 08:34

        Я очень сожалею, но ваше предположение меня не устроило! Смысловой посыл фразы ни коим образом не сопоставляется с предполагаемым объяснением! Ни семантически, ни логически! Что значит "другой"? насколько "другой"? хорошо это или плохо что "другой"? Ну доведите те же свою мысль до конца! Сделайте так, чтоб бы мы Вас поняли, как это принято у нас, у настоящих россиян-татарстанцев!) ... ну и попутно желаю Эльмире, новых творческих успехов!)

        • Анонимно
          3.07.2017 12:41

          Не хорошо и не плохо. Просто разные. Русские приезжают в Москву, москвичи говорят - татары приехали. По говору узнают.

          • Анонимно
            3.07.2017 14:15

            Татары бывают двух типов татарские татары и русские татары. Русские тоже бывают двух типов русские русские и татарские русские. Как правило русские татары очень хорошо понимают татарских русских. Татарские же татары не очень хорошо ладят с русскими русскими.
            Москва, к сожалению, становится очень космополитическим городом - там похоже утрачивается способность этих нюансы различать!

            • Анонимно
              3.07.2017 21:44

              что-то тут раздувают про татар. Русские основная нация. В России все - русские - как это и было до Ельцина. Русский татарского происхождения. Француз алжирского происхождения. Немец турецкого происхождения. Англичанин сенегальского происхождения или африканского.
              Слова "россиянин" в иностранных языках не появилось. Рашен, Руссе, Рюс.
              А не Русландер :)
              Теперь вот всех русских в татар перекрасили. Ну разве так можно. Татарская культура во много раз скуднее русской. Базовая нация страны - русские. 81% населения РФ - русские. Татар всего 5,5 млн. чел. - на третьем месте после русских и украинцев. Ну может быть еще евреев. Их тоже миллионы а не 230 тыс. конечно.
              Так что англичанин индуистского происхождения. Русский удмуртского , башкирского, кавказского, еврейского происхождения.
              Нация - национальность - это не кровь - это гражданство, господа. Знать бы надо. Гражданин РФ значит русский, а вот мишарского, арского, казанского булгарского или куманского ты происхождения - это уже твоё частное дело. Национальность предопределяется принадлежностью к государству. А государство у нас какое??? Правильно - знаете!
              Так что читайте Бердяева о нациях, Сталина. А не высказывайте бытовых соображений...

              • Анонимно
                4.07.2017 00:22

                А государство у нас какое?

                Статья 1

                1. Республика Татарстан - демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении ...

              • А вы значит русский русского происхождения?

  • Анонимно
    2.07.2017 19:21

    Молодец, Эльмира! Гордимся нашей соотечественницей! Зур унышлар сезгэ!

  • Анонимно
    2.07.2017 20:45

    Слушал её диск. Поначалу пришёл в восторг, но по ходу прослушивания, становилось всё скучнее, и скучнее..Может это связано с тем, что это являлось её дебютным альбомом..

    • Анонимно
      8.07.2017 01:59

      А какой диск вы слушали? У Эльмиры нет еще диска. Свои песни есть, а дебютный альбом она не выпускала. Ну, а насчет скукоты, у каждого свой вкус. некоторые еще по хуже галиматью слушают.
      Эльмира, молодец! Желаю ей успехов в творчестве!

  • Анонимно
    2.07.2017 21:49

    Я не татарка, живу в Татарстане, друзья и русские и татары и украинцы и евреи , дальше что? Интересуюсь татарской культурой, недавно дочитала Исхаки, посещаю театр Камала, считаю Сайдашева гением. что же со мной не так? Послушайте, я вспоминаю что я не татарка а мои друзья татары только когда я открываю СМИ и оттуда в мой мозг информация - кто татарин кто русский. Может хватит воду мутить?

    • Анонимно
      3.07.2017 01:16

      Ваши вопросы не понятны по сути и не понятны, кому они адресованы. Что означает "в мой мозг информация - кто татарин кто русский"? Что уж тут поделаешь, Бог создал разные национальности, кто-то татарин, а кто-то русский. И что тут плохого? Уверяю вас, судя по той краткой информации, которую вы о себе написали, с вами все так. И еще, можно конкретнее: кто мутит воду?

      • Анонимно
        3.07.2017 12:31

        Многоуважаемая, Бог не создают разные нации и принадлежность к нации (национальность).
        Нации создают люди.
        Русский это принадлежность к нации.
        Татарин это один из этносов.
        Русские тоже состоят из этносов.

        • Анонимно
          3.07.2017 15:48

          Многоуважаемый анон вы путаете понятия этнос, народность и нация.
          Нация это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада.

          Так что мы как татары, можем считаться нацией. Но так же мы как россияне ( не русские, а граждане РФ) считаемся народом. ИМХО

    • Анонимно
      3.07.2017 10:54

      этим вы и отличаетесь от представителей русской национальности в других рсубьектах федерации, где люди не желают интересоваться и изучать культуру и традиции народов проживающих с ними бок обок.

      • Анонимно
        3.07.2017 12:34

        Традиции и культуру свой этнической группы, должен изучать представитель своей этнической группы.
        Это его долг и обязанность.
        И не возлагать эти обязанности на Нацию и представителя нации.
        У Нации совсем другие задачи. Это внешний контур.

  • Анонимно
    2.07.2017 22:35

    Сколько самомнения в ее ответах. Говорит так, как будто достигла уже всего и может все решать в республике. Смешно читать, что она, например, согласится участвовать в татарском фестивале "при условии"... Она кто такая вообще, чтобы условия диктовать? Даже великие татарские певицы в интервью не позволяли себе таких фраз. А эта молодая уже кичится своим "положением", которое на самом деле ещё и не сильно укреплено! Сама говорит о скромности татарского народа, вот и должна быть таковой татарская девушка! Пусть держит марку самообладания!

    • Анонимно
      3.07.2017 09:58

      За уверенностью, стало быть, кто-то стоит. Если посредственная певица (ну нет в ней ничего особенного, чистый пиар от чиновников, консерватория ежегодно выпускает и более талантливых) позволяет себе так высказываться. Ну-ну, посмотрим что дальше будет))

    • Анонимно
      3.07.2017 10:27

      Наверное - она человек, который уважает себя! Для того, чтоб сказать слово не обязательно быть "кем то", 30 лет - на одном производстве оттрубить. Среди многопевших ох как много бесхребетных, безпринципных и неумных)

  • Анонимно
    3.07.2017 10:23

    Умница! Респект! Сказала просто, хорошо, грамотно. Уважаю!

  • Анонимно
    3.07.2017 11:10

    Мечты, мечты..., она так же поет как я (никак), супермегавселенский пиар проект, на татарской теме...

    • Анонимно
      3.07.2017 13:50

      А мне нравится... Что в Эльмире и в Диане.. Чувствуется культура и воспитание... Есть в них что-то, цепляет ,завораживает..

  • Анонимно
    3.07.2017 14:32

    Позитив - вот главное, что отличает ее интервью. И чего очень многим сейчас не хватает в нашей довольно сложной жизни. И, разумеется, ее страстное желание помочь своему народу посредством популяризации его языка, истории и культуры. Успехов во всех начинаниях!!!

  • Анонимно
    3.07.2017 17:38

    Не знаю почему, но я ей верю. нет в калимуллиной как-то пошлости, пафоса, да и все кто из моих знакомых с ней сталкивался говорят об эльмире хорошо.
    а куда пропала дина гарипова?

  • Анонимно
    3.07.2017 22:35

    Другой человек имелся в виду в плане работы с татарским музыкальным материалом. То есть, гипотетически тот же Руденко , живущий и учившийся в Татарстане, больше понимает татарскую музыку, чем Эйленкриг и компания.
    Римский Корсаков и Гайдн прекрасно отличаются друг от друга по стилистике. Крайне неграмотное высказывание от человека, считающего себя профессиональным музыкантом.

    • Анонимно
      4.07.2017 11:22

      Москвичи тупо заработали на Ветре Перемен((( , и относились к работе халтурно

  • Анонимно
    4.07.2017 00:02

    Высокую культуру надо поднимать в татарах, кто это делает - молодцы, вызывают уважение и гордость, ассимилянтов затмевают.

  • Анонимно
    4.07.2017 00:21

    ////Думаю, татарский вклад во всероссийский масштаб уже обеспечен метким сленговым термином "удаща", означающий применение клановых феодальных практик в управленческой, кадровой и экономической политиках.////
    Как русскоязычный удаЩливый могу сказать однозначно: русский вклад во всероссийский масштаб не менее обеспечен метким сленговым термином "удаЩа", означающий применение клановых феодальных практик в управленческой, кадровой и экономической политиках.

  • Анонимно
    11.07.2017 23:40

    Караван то идёт)))))

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль