Общество 
6.07.2017

«Мне бы в небо»: Геннадий Емельянов лоббирует самолеты, но «Алабуге» милее «вертушки»

Заброшенный советский аэропорт — один из главных аргументов Елабуги в борьбе за деньги для моногородов. Но нужно ли его реанимировать?

Глава Елабужского района Геннадий Емельянов с завидным упорством продолжает давние планы по возрождению некогда процветавшего местного аэропорта. Дело уже дошло до заключения договора с проектировщиками. Эксперты указывают, что с сиюминутной коммерческой точки зрения эта затея, которая потянет не на один миллиард, проигрышна, но подчеркивают фундаментальную важность проекта. На что могут надеяться в Елабуге, разбирался «БИЗНЕС Online».

Администрация Елабуги вновь реанимировала идею восстановления своего старого аэродрома Администрация Елабуги вновь реанимировала идею восстановления своего старого аэродрома Фото: «БИЗНЕС Online»

А КОГДА-ТО ВЫПОЛНЯЛИ ПО ПЯТЬ РЕЙСОВ В КАЗАНЬ...

Администрация Елабуги вновь реанимировала идею восстановления своего старого аэродрома. Более того, речь идет не просто о создании взлетно-посадочной полосы (ВПП), рулежки и вагончика для пассажиров, а о целом авиационно-промышленном комплексе с аэровокзалом, гостиницей, кафе-рестораном, парковкой, заправочной станцией и ремонтной базой. «Сейчас идут активный сбор информации, подготовка необходимой документации, ряд инвесторов уже проявили интерес к проекту», — сообщил «БИЗНЕС Online» начальник отдела по работе со СМИ совета Елабужского муниципального района Рустем Шайфутдинов. Уже заключен договор с одним из проектных бюро, отметил он. Впрочем, никакой конкретики по срокам и необходимому финансированию пока не обнародуется.

Отметим, что для главы района, мэра Елабуги Геннадия Емельянова это не первый «заход на аэродром». Судьбу площадки решают с самого его прихода в район в 2010 году. Вообще, аэропорт заглох вскоре после развала СССР. До конца 90-х там базировался аэроклуб, потом закрылся и он. С начала 2000-х участок с ВПП принадлежал челнинской компании «Единство» Рамиля Галеева. Он сделал там «Экстрим парк», куда приезжали любители скорости и адреналина со всего Татарстана и даже из некоторых городов России. Но столь очевидное «нецелевое» использование некогда оживленной воздушной пристани явно не давало покоя новой администрации под руководством бывшего министра транспорта РТ Емельянова. Ведь в советское время из аэропорта люди могли летать в Казань пять раз в день, с местной полосы работали не только привычные для провинции «кукурузники» Ан-2, но и турбовинтовые Ан-24 и L-410 и даже реактивные Як-40. «В 1971 году я летал на авиахимработы, и одной из площадок был елабужский аэропорт, — припомнил в беседе с „БИЗНЕС Online“ бывший руководитель татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Шавкат Умаров. — Как он был оборудован? Сейчас это тяжело представить. Полоса — полтора километра, приводные радиостанции, аэровокзал, спецтранспорт, диспетчеры. Елабуга и еще Чистополь были оборудованы на уровне прекрасных местных портов. С 1975 года я летал туда на Як-40, в день выполнялось три рейса — утром, днем и вечером, пустых кресел не было. Расстояние — 210 километров, лететь полчаса. От этого аэропорта были только положительные впечатления. А место какое! И люди там работали прекрасные».

В 2011 году елабужское агентство по привлечению инвестиций подготовило пакет документов по обмену равноценными землями, и площадка вновь стала принадлежать Елабуге В 2011 году елабужское агентство по привлечению инвестиций подготовило пакет документов по обмену равноценными землями, площадка вновь стала принадлежать Елабуге

В 2011 году елабужское агентство по привлечению инвестиций подготовило пакет документов по обмену равноценными землями, площадка вновь стала принадлежать Елабуге. «У администрации города появилась потребность в этом аэродроме, потому что экономическая зона развивается, там достаточно серьезный грузопоток, перспектива региона не вызывает никаких сомнений, в будущем аэродром был бы нужен, — вспоминал позже Галеев. — Как инвестор я поднять там аэропорт не смогу, это огромные деньги, хотя проект мог бы быть интересным... Думаю, это очень разумное решение со стороны руководства Елабуги». Тем не менее после этого проект возвращения города в авиацию притормозился. Зимой 2013 года на сессии городского совета Емельянов еще раз напомнил об этих планах, но дело так и не двигалось с места.

На что сегодня рассчитывают в Елабуге? Области применения аэродрома рассматриваются самые разные — от перевозок на местных воздушных линиях, аэротакси и VIP-чартеров до тренировочной площадки для авиашкол, патрулирования нефтепроводов и санавиации. «Отдельно тут следовало бы отметить VIP-перевозки, которые сейчас в республике совершаются крайне мало и выполняются на вертолетах, — говорит Шайфутдинов. — Легкомоторный самолет в этом плане значительно выгоднее: он дешевый, потребляет куда меньше топлива, более безопасен. Однако при всех этих качествах самолету нужен аэродром, а вертолетам — только взлетная площадка. Последнее обстоятельство в наших условиях и определяет выбор геликоптера».

Азат Хаким: «„Алабуга“ активно развивается, там немало молодежи будет работать, а сейчас многие приобщаются к авиаспорту» Азат Хаким: «Алабуга» активно развивается, там немало молодежи будет работать, а сейчас многие приобщаются к авиаспорту» Фото: «БИЗНЕС Online»

«У БИЗНЕСМЕНОВ ЖЕ У ВСЕХ САМОЛЕТЫ!»

Словом, планы у елабужского района грандиозные, и, по уверению представителя администрации, на то есть основания. Во-первых, утверждает Шайфутдинов, есть спрос. В Татарстане, по данным елабужских властей, зарегистрировано более 70 малых судов и 20 действующих аэродромов с твердым и нетвердым покрытием. Во-вторых, буквально в 5 минутах езды располагается особая экономическая зона «Алабуга» с 55 резидентами. Дело в том, что ОЭЗ находится в определенной удаленности от морской и железнодорожной инфраструктуры, разъясняют в администрации, а малая авиация может заменить компаниям другие способы транспортировки. В-третьих, в Елабуге все больше туристов — в прошлом году ее посетили 290 тыс. человек. «Удобный и быстрый транспорт должен заинтересовать немало потенциальных гостей», — уверен пресс-секретарь ЕМР.

Эксперты отмечают два главных аспекта привлекательности елабужской площадки.

В Татарстане, по данным елабужских властей, зарегистрировано более 70 малых судов и 20 действующих аэродромов с твердым и нетвердым покрытием В Татарстане, по данным елабужских властей, зарегистрировано более 70 малых судов и 20 действующих аэродромов с твердым и нетвердым покрытием Фото: ©Евгений Биятов, РИА «Новости»

Первый — это хорошая аэроклубовская инфраструктура. А учитывая декларируемое властями России возрождение авиации, которое, как говорят, специалисты, начнется именно снизу, аэроклубовский фактор немаловажен. «Да сам бог велел сделать на месте этой площадки аэропорт авиации общего назначения наподобие мензелинского, который подняли за счет Челнов, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ председатель совета директоров „Тулпар Аэро Групп“ Азат Хаким. — Сегодня он очень востребован: люди приезжают летать, прыгать с парашютом, в том числе из Казани ездят на выходные. Организовано все достойно, поэтому пользуется спросом. И в Елабуге может быть то же самое. Рядом — Челны и Нижнекамск, где суммарно под миллион населения. „Алабуга“ активно развивается, там немало молодежи будет работать, а сейчас многие приобщаются к авиаспорту». «По сути, мы со своими проблемами местного масштаба выходим уже не на региональный, а на федеральный уровень», — подчеркивают в администрации района.

Второй фактор — высокая бизнес-активность в этом районе, связанная главным образом с ОЭЗ «Алабуга». «У многих там бизнес-интересы, поэтому, если бы площадка была, летали бы», — уверен Хаким. С ним согласен Умаров: «Думаю, бизнесмены туда летать будут — у них же у всех самолеты».

«Для перевозок VIP-гостей можно использовать вертолет, непосредственно на территории ОЭЗ есть вертолетная площадка. В связи с этим большой необходимости в аэродроме нет»
Фото: tatarstan.ru

Но руководство ОЭЗ скептически относится к этим теоретическим построениям. «Да, около двух месяцев назад к нам обратилась администрация Елабуги с просьбой проинформировать резидентов о таких планах и спросить их мнения о том, будут ли они пользоваться услугами аэродрома, — рассказал „БИЗНЕС Online“ директор департамента по корпоративным вопросам АО „ОЭЗ ППТ „Алабуга“ Михаил Миронов. — Большого интереса эта тема у резидентов не вызвала, поскольку в большинстве случаев их сотрудники летают либо в Москву, либо за границу, а перелеты на малой авиации по республике и в соседние регионы не так востребованы... Что касается новых преимуществ для привлечения резидентов в ОЭЗ, то, безусловно, аэродром малой авиации в какой-то степени повысил бы инвестиционную привлекательность „Алабуги“, однако, как показывает реакция действующих резидентов, в целом для инвесторов этот элемент инфраструктуры не так важен. Для перевозок VIP-гостей в пределах республики можно использовать вертолет, непосредственно на территории ОЭЗ есть вертолетная площадка на 4 посадочных места. В связи с этим большой необходимости в аэродроме малой авиации в Елабуге, который расположен примерно в 10–15 минутах езды от площадки, для резидентов нет».

Также он отметил, что в 30–40 минутах езды от ОЭЗ находится международный аэропорт Бегишево, а это и регулярные, и чартерные, и VIP-рейсы, а также и малая авиация. Но эксперты указывают на то, что, во-первых, до Бегишево еще надо доехать, а во-вторых, так просто на маленьком самолете там не сесть, базировать его в столь большом порту «замучаешься».

Но интересно ли все это для потенциальных инвесторов в воссоздание аэропорта Елабуги? Ведь деньги на проект потребуются немалые Но интересно ли все это для потенциальных инвесторов в воссоздание аэропорта Елабуги? Ведь деньги на проект потребуются немалые Фото: ©Евгений Биятов, РИА «Новости»

«ПРОЦЕСС УЖЕ НЕ ОСТАНОВИТЬ»

Еще один момент, на который надеются в Елабуге, — намерения минтранса России по созданию системы авиатакси, которая должна сформировать сеть местных перевозок.

В начале марта стало известно о том, что министерство предлагает разрешить малой авиации оказывать услуги авиатакси. Для этого планируется вывести ее из авиации общего назначения (АОН) и создать новый сегмент коммерческого воздушного транспорта. Как сообщил минтранс «Известиям», законопроект направлен на развитие малого бизнеса, связанного с использованием воздушных судов авиации общего назначения. Речь идет о самолетах и вертолетах вместимостью до четырех человек. «Введение подобной практики повысит транспортную мобильность населения, будет способствовать увеличению количества рабочих мест и сократит количество несанкционированных полетов», — рассказали в пресс-службе министерства. По его оценке, новшество только на первоначальном этапе принесет экономике не менее 500 млн рублей в год.

«Малая авиация остается одной из самых недооцененных отраслей, — подчеркивают в елабужской администрации. — Сейчас основной пассажирский авиатрафик в России выполняется средне- и дальнемагистральными лайнерами. Причем самолеты курсируют между большими аэропортами, находящимися вдалеке от городов. Малая же авиация предполагает использование небольших аэродромов, минуя крупные хабы. В этом ее преимущество и одновременно слабая сторона: инфраструктура аэродромов местных воздушных линий развита слабо, а точнее будет сказать, почти полностью разрушена. Для возрождения малой авиации нужно прежде всего восстановить старые аэродромы. Это первооснова, главное условие для развития местного авиасообщения... Если же рассматривать максимально возможные для малой авиации расстояния, то можно в радиусе 1 тысячи километров от Елабуги обнаружить свыше 250 аэродромов. Все они могут стать потенциальными пунктами авиасообщений с Елабугой». Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов тоже полагает, что будущее аэропорта в первую очередь связано с программами восстановления и развития региональной авиации, с желанием властей укреплять и развивать воздушный транспорт.

Будущее аэропорта, в первую очередь, связано с программами восстановления и развития региональной авиации, с желанием властей укреплять и развивать воздушный транспорт Будущее аэропорта в первую очередь связано с программами восстановления и развития региональной авиации, с желанием властей укреплять и развивать воздушный транспорт Фото: Олег Спиридонов

Но специалисты уверены, что в ближайшем будущем идея авиатакси вряд ли может быть реализована. «Идея такая есть, но конкретики мало, сложно понять, что реально за этими разговорами стоит, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ президент и председатель правления межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов Владимир Тюрин. — Известно, что минтранс озаботился темой привлечения малой авиации к какой-то коммерческой деятельности. Один из ее видов — аэротакси. В мире существует такая практика, но в России это нереально в связи с тяжелой экономической нагрузкой на такие компании: маленькая фирма, оперирующая несколькими воздушными судами, у нас не может существовать экономически рентабельно. Поэтому, безусловно, есть поле для совершенствования законодательства. Минтранс это знает и, насколько я понимаю, планирует упростить законодательство в данной части. Но! Даже если минтранс прямо сейчас займется проблемой и попытается упростить получение такими компаниями сертификата коммерческого эксплуатанта, занимающегося перевозками по требованию, это займет время».

Пессимистичен и гендиректор АО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев. В беседе с «БИЗНЕС Online» он предложил взглянуть на ситуацию с глобальной стороны: «В связи с наличием ОЭЗ аэропорт, может быть, в какой-то перспективе будет пользоваться спросом. Но для этого нужно, что была малая авиация, а ее почти нет: развития никакого — одни запреты! Авиационные учебные центры закрывают — на всю Россию осталось штук пять. Она в загоне, и пока так будет продолжаться, больших перспектив у аэропорта не вижу. Здесь два главных фактора — отношение государства к малой авиации и возможность покупать самолеты и вертолеты не только богатым людям, но и среднему классу. Тогда в каждом райцентре появятся аэродромчики, как в США, например».

Но вот, например, Умаров полон оптимизма: «На уровне Российской Федерации взят курс на то, чтобы сделать аэротакси. Прекрасно ведь: вместо того чтобы ехать три часа, за 30–40 минут долетел на самолете. Процесс уже не остановить, дело обязательно пойдет».

Магомед Закаржаев: «Малой авиации нет, развития никакого — одни запреты! Авиационные учебные центры закрывают — на всю Россию осталось штук пят. И пока так будет продолжаться, больших перспектив у аэропорта не вижу» Магомед Закаржаев: «Малой авиации нет, развития никакого — одни запреты! Авиационные учебные центры закрывают — на всю Россию осталось штук пять. И пока так будет продолжаться, больших перспектив у аэропорта не вижу» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕ ИНВЕСТОРЫ, А СКОРЕЕ СПОНСОРЫ»

Но интересно ли все это для потенциальных инвесторов в воссоздание аэропорта Елабуги? Ведь деньги на проект потребуются немалые. По оценке Баранова, это несколько миллиардов рублей.

Как полагает один из создателей казанского аэроклуба «Авиатор» Тимур Умаров, отбить вложенные в проект деньги в обозримом будущем не представляется возможным, но его реально вывести на безубыточность: «Если был бы аэродром, со своей частотой, занесенный на карты, это было бы интересно, но исключительно для бизнеса и авиалюбителей. Маршрут Елабуга — Казань для предпринимателей, безусловно, очень интересен, но свои деньги в такую крупную инфраструктуру я бы не вкладывал — частота посещений вряд ли будет соответствовать затратам на содержание. Впрочем, если люди готовы вкладываться и ждать... Здорово было бы, если бы нашлась группа энтузиастов, разделяющих ответственность и тянущих это дело вместе, а как бизнес-модель я бы этот проект не строил. Да, со временем он начнет давать условную прибыль, но она не озолотит. Поэтому лучше сразу объединяться усилиями, понимая, что это долгосрочный план, и стараться вывести проект на безубыточность. Если по минимальным затратам смогут организовать дело — отлично, а дальше — как пойдет. Два-три базировщика появятся — уже легче. Дальше — больше, можно гостиницу строить. А авансом все это сделать и потом сидеть ждать — не подход».

Схожего мнения придерживается Тюрин: «Аэропорт точно будет востребован, если только не закрутят гайки по ценам на базирование. Такие площадки уже нужны! В городе размером и меньше, чем Елабуга, должен быть свой круглогодичный аэродром. Тем более сеть аэродромов с советского времени сократилась радикально: было более тысячи, сейчас 200. Но чтобы такой аэропорт был привлекателен для частных инвесторов... Таких у нас буквально по пальцам одной руки можно пересчитать — это самые крупные аэропорты. Как правило, маленькие площадки тянут энтузиасты своего дела, тратят там деньги. Это не инвесторы, а скорее спонсоры».

«Какая там отдача?! — восклицает Закаржаев. — Такой аэропорт надо поддерживать, а не ждать отдачу — это дальняя перспектива. А сейчас она может быть только косвенной — имидж, например, привлекательность города, района».

Принципиальную ремарку сделал Тюрин: «С другой стороны, это абсолютно типичная ситуация для всего мира — аэродромы, как и дороги, строит государство, частники в такие дела идут редко, в специальных случаях. С нашей точки зрения, этим должно заниматься государство, инвестировать бюджетные средства». Похоже, на этом строится расчет и в Елабуге. По словам Шайфутдинова, возрождение малой авиации и восстановление аэропорта — одно из приоритетных направлений развития, заявленных Елабугой в качестве моногорода.

Возрождение малой авиации и восстановление аэропорта — одно из приоритетных направлений развития, заявленных Елабугой в качестве моногородаФото: Олег Спиридонов

Как известно, 30 ноября 2016 года по итогам заседания президиума совета при президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден паспорт приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов». Цель программы — снизить их зависимость от работы градообразующих предприятий, создав к концу 2018 года в 319 моногородах 230 тыс. новых, не связанных с такими предприятиями рабочих мест. Участникам предписано разработать программы развития, включающие в том числе меры по диверсификации экономики, улучшению городской среды, развитию человеческого капитала. В 150 моногородах предстоит реализовать инвестпроекты, в том числе с участием фонда развития моногородов, а в 15 за счет прямой поддержки фонда — построить и реконструировать инфраструктурные объекты. Не менее 200 моногородов получат муниципальные программы поддержки малого и среднего бизнеса.

В марте 2017 года заместитель главы Елабужского муниципального района Зульфия Сунгатуллина представила предварительный проект развития Елабуги в рамках программы по моногородам, который стал итогом работы недельного семинара в Москве с участием Емельянова. Основными направлениями развития, заявленные районом, стали создание межмодального логистического центра, дальнейшее формирование рекреационной зоны и возрождение малой авиации. И для реализации последнего проекта наличие старого аэродрома стало серьезным преимуществом перед другими городами — аэропортовый статус достаточно тяжело приобрести. Как уточнил Шайфутдинов, в рамках программы развития моногородов есть возможность получения финансовой поддержки на развитие инфраструктуры по проектам через фонд развития моногородов РФ. Помимо этого, есть вероятность включения елабужского аэропортового проекта в одну из ФЦП.

Напомним, в российском «моносписке» — 7 городов РТ, Елабуга относится ко 2-й категории моногородов — с имеющимися рисками ухудшения социально-экономического положения (всего в этой категории 154 таких города).

По мнению Баранова, стремление Елабуги реализовать идею аэропорта, несомненно, положительно скажется на формах и объеме помощи городу со стороны федеральных и республиканских властей. «Причем речь может идти не только о данном проекте, но и о социально-экономическом развитии Елабуги в целом, — подчеркивает эксперт. — Кроме того, такое намерение властей положительно скажется на имидже города среди инвесторов, привлечет к нему дополнительное внимание».

Заслужила ли Елабуга аэропорт?
16%Да, это ускорит развитие города
29%Нет, неужели некуда больше потратить деньги?
38%Для начала хорошо бы загрузить МАК и Бегишево
16%Идея хорошая, но только если федералы денег дадут
1%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (106) Обновить комментарииОбновить комментарии
NIYAZ
6.07.2017 08:15

Емельянову интереснее деньги, а не сам аэропорт.

  • Анонимно
    6.07.2017 08:13

    Каждому моногороду - по аэродрому!

    • Анонимно
      6.07.2017 12:10

      лучше мост на Нижнекамск постройте и до аэропорта ближе будет)

      • Анонимно
        6.07.2017 22:04

        Приведу только одну цифру. От Авиастроя до МАКа 40 км, от Елабуги до Бегишева тоже 40 км. Объясните мне зачем им еще один аэропорт. Давайте тогда Авиастрою и Кировскому району тоже построим свой аэропорт.

    • Анонимно
      13.07.2017 19:54

      Даёшь Космодром!!!

  • NIYAZ
    6.07.2017 08:15

    Емельянову интереснее деньги, а не сам аэропорт.

  • Анонимно
    6.07.2017 08:29

    Емельянову хватит заниматься очковтирательством! Такие объекты строят когда в городском хозяйстве всё отлажено и работает, посмотрите зимой в городе с уборкой снега как обстоят дела, порывы водоводов в неделю по несколько раз и много еще других проблем, понятно его желание освоить побольше денег в программе моногородов, но не с этого надо начинать.

    • Анонимно
      7.07.2017 12:48

      Как там в песне у Высотского: "Сидите тут, разлагаете молекулы на атомы. Тогда как разлагается картофель на полях!" Восстановить аэропорт? Да бросьте уже. А почему бы нам не замахнуться скажем на космодром? Денег можно выбить явно больше. А потом пилить, пилить ... Короче, а не пора ли этому мечтателю, уже достигшему пенсионного возраста на "заслуженный" покой?

  • Анонимно
    6.07.2017 08:33

    в Челнах 500+ тыс.чел и в Н-камске 200+ тыс - итого даже с Елабугой (60+ тыс?) никак не "под миллион человек". но небольшой аэропорт был бы нелишним,тем более аэрополе есть

    • Анонимно
      6.07.2017 08:42

      Нижнекамск 300,

    • Анонимно
      6.07.2017 08:49

      Челны 550, Нижнекамск 300, Елабуга 72

    • Анонимно
      6.07.2017 08:53

      Официальные цифры учитывают только постоянно проживающих в городах. Накидывайте смело ещё сотни две тысяч приезжих на заработки

      • Анонимно
        6.07.2017 09:48

        + Менделеевск, Заинск, Мензелинск, Мамадыш

      • Анонимно
        6.07.2017 10:25

        Полтора миллиона только в Челнах, сам считал на выходных на остановке.

      • Анонимно
        6.07.2017 19:15

        Вы не в госстате работаете? стиль работы знакомый

    • Анонимно
      6.07.2017 22:06

      Челнинская агломерация действительно почти 1 млн человек - 970 тыс. Это официальная статистика, смотрите на ГКС.

  • Анонимно
    6.07.2017 08:42

    Емельянов туристам уличные туалеты, тротуары по основным улицам не может построить, грязи на уровне бордюра, о чем мечтаем. Десятки "членовозов" ежедневно катаются с Нижнекамска в Елабугу и обратно, купите лучше один автобус для всех, будет больше пользы, сэкономите бюджет. Я думаю, пустая трата времени и средств, экономикой даже не пахнет.

  • Анонимно
    6.07.2017 08:44

    Аэропорт в Елабуге нужен, так как очень часто Бегишево закрывается из за тумана, хотя не далеко от аэропорта тумана нет.

    • Анонимно
      6.07.2017 08:57

      Вы рассуждаете на уровне главы, одинаково. Боинг будете принимать из за тумана

    • Анонимно
      6.07.2017 11:05

      Не нужен аэрпорт. Нужен космодром для запуска ракет в космос. Думаю будет востребовано.

      • Анонимно
        7.07.2017 15:20

        1. а кого Вы в ракеты собираетесь запихивать?
        2. мы ж так без нацальнов останемся они ж все скопом в космонавты запишуться

    • Анонимно
      6.07.2017 11:32

      Судя по фотографиям, восстанавливать там уже нечего. Дешевле на пустом месте заново построить.

  • Анонимно
    6.07.2017 08:52

    неделю назад поезд на магнитной подушке обещали из Казани в Н.Челны ?

  • Анонимно
    6.07.2017 08:52

    Перспективы сомнительны. На небольших расстояниях и небольшом пассажиропотоке авиация не может конкурировать с наземным транспортом. Самолет стоит как несколько комфортабельных автобусов, расходы на КВС (з/п+зарплатные налоги+доп гарантии) в разы выше, чем расходы на водителя, плюс расходы на содержание ВС... Проще взять несколько автобусов, несколько представительских машин для VIP'ов, а VVIP на вертолетах прилетят.

    • Оптимист
      6.07.2017 09:08

      Малая авиация в каждый райцентр летала при СССР.

      • Анонимно
        6.07.2017 09:16

        Потому что дорог не было. Надо развивать дороги, а не строить в каждой деревни по аэропорту. Вы посмотрите на карту Татарстана есть три хороших аэропорта вот их и надо развивать для начало.

      • Анонимно
        6.07.2017 09:36

        Протяженность дорог с твердым покрытием существенно увеличилась, теперь можно проехать на легковушке там, где раньше К-700 вязли. Даже большие автобусы не выдержали конкуренции и во многих райцентрах не осталось автовокзалов, людей возят частники на микроавтобусах и легковушках.
        Раньше (даже после развала СССР) неплохо летали на юго-восток, но запуск моста в Сорочьих горах ликвидировал многочасовое ожидание парома, а по стоимости билета авиация проиграла. Да и сами рейсы существенно изменились, авиакомпании перестали летать с промежуточной посадкой т.к. стоимость взлета-посадки и аэропортовского обслуживания часто превышают выгоду от дополнительных пассажиров.
        Сами аэропорты тоже дорожают, раньше хватало грунтовой ВПП, вагончика с билетами и кукурузника, а современным самолетам необходимо твердое покрытие. Аэровокзальный комплекс должен соответствовать санитарно-гигиеническим нормативам (те же туалеты, водоснабжение) и куче авиационных правил безопасности (зоны досмотра, интроскопы, контролируемый периметр, САБ и тд).

        • Анонимно
          6.07.2017 10:21

          Промежуточные посадки перестали совершать из-за неудобства для пассажиров, сейчас ведь не хилая конкуренция, пассажиры предпочитают лететь прямым рейсом, чтобы не терять время и не испытывать неудобства при посадке.

          • Анонимно
            6.07.2017 11:11

            В первую очередь ценовой фактор играет роль. Аэропорты не являются благотворительными организациями и за все требуют денежку. Например, летит 737 (макс взлетная масса 43т) из Сибири в Москву с промежуточной посадкой в МАК. Взлет-посадка 16,5 тысяч, обеспечение безопасности 9,5 тысяч, обслуживание 1 пассажира рублей 200, метеообеспечение 2,5 тысячи, трап для высадки-посадки 6,5 тысяч, буксировка 27 тысяч. Если требуется облив ПОЖ то 23,5 тысячи + стоимость жидкости. И это расчет по-минимуму.

        • Анонимно
          6.07.2017 10:36

          Все правильно. Проще было бы упорядочить знаки на дорогах и убирать радары с трасс или их уменьшить в разы.

  • Анонимно
    6.07.2017 08:58

    Доброго дня! Этот проект предложила Федерация дельталетного спорта (СЛА-мото) РТ под руководством Чупаркова В.К.. Такой же предлагали ранее Сарманово. В случае с САРМАНОВО мы промучались с продвижением с 2010 года по 2016 включительно/цена вопроса по ремонту ВПП была оценена в 88 млн.руб. Денег не нашли, хотя добрались до самого-самого.
    Инфраструктура вокруг полосы вырастет сама - важно основа/ВПП. Как придорожный сервис вокруг дороги.
    Перспективы есть, но без особой прибыли - полоса в состоянии прокормить свое содержание, но на серьезные заработки там не рассчитываем.

  • Анонимно
    6.07.2017 09:04

    Хорошая инициатива.
    С таких проектов и начинается развитие авиации, а не с создания бомбардировщиков, что, впрочем, не отменяет их нужности

    • Анонимно
      6.07.2017 09:40

      Для справки, практически все достижения авиации связна с бомбардировщиками.

    • Анонимно
      6.07.2017 09:44

      Я так понимаю, что Емельянов печется не о развитии авиации, а о развитии города! Аэропорт это конечно хорошо, но жить он будет только при достаточном пассажиропотоке. Сколько с загрузкой Казанского аэропорта мучились, ну незачем просто людям в Казань лететь, вот туризм развиваем, чемпионаты и т.п. Кто в Елабугу то поедет? Конечно некий минимум то поедет, но критической массы пассажиров не наберется. Аэропорт будет убыточным, бюджет будет его дотировать. Так что пусть потратит эти деньги на другое городское благоустройство.

      • Анонимно
        6.07.2017 10:01

        сейчас вмоску выгодно летатьстало и в турцию изказани...откроют египет в египет начнем летать хотя ита клетаем через стамбул в египет

  • Анонимно
    6.07.2017 09:06

    Россия самая большая по территории страна с наименьшим количеством хороших дорог. Транспортная инфраструктура для нашей страны жизненно необходима. Это хорошо понимали в СССР. Аэропорт нужен. Может с минимальными затратами, без пафосного здания. Малая авиация со скрипом развивается. В каждом населенном пункте должна быть ВПП.

    • Анонимно
      6.07.2017 09:19

      Дороги качественные нужны многополосные, с хорошим покрытием. Летать на самолете выгодно на расстояние больше 1000 км от 300 км до 1000 км жд транспорт, а до 300 км автобусами.

      • Анонимно
        6.07.2017 11:10

        ну попробуй отправь в москву ржд что-нибудь. если можно автотранспортом, то следующий раз им повезешь.

        • Анонимно
          6.07.2017 11:42

          Мы про пассажиров разговариваем, а вы про грузовые перевозки. При доставки грузов действует другие факторы; срочность, вес, габариты грузов.Так, что читайте статью.

        • Анонимно
          6.07.2017 11:53

          И самое главное в пассажиро перевозках самое главное это безопасность людей, а то у нас автобусами доставляют людей на большие расстояния хотя есть жд транспорт. Пример трагедия около Зайнска с участием автобуса расстояние большое, следующей пример с каратистами, хватит играть в рулетку есть жд транспорт вот им и надо пользоваться, а автобусам запрещать перевозить людей на такие расстояния если есть альтернатива в виде жд перевозок( и экономически это надо решить на федеральном уровне так, как жд это стратегический объект и к тому же естественная монополия.

          • Анонимно
            6.07.2017 12:34

            ой да ладно и самолеты падают прямо в аэропорту,и поезда с рельс сходят недавно в москве столкновение было у нас извните всё нельзя.
            Весь мир автобусами людей возит ток а уна снельзя.....еслитак то у нас вообще жить нельзя

            • Анонимно
              6.07.2017 18:33

              Согласно статистике авиатранспорт самый безопасный потом идёт жд транспорт, а уж на третьем месте автомобильный. И это факт потвержденый во всем мире. Ведь самый главный фактор в катастрофах это человек. И чем больше ты ему платишь тем больше спрос с него, вот и под считайте кому платят больше, ответ прост 1 пилотам это асы и не каждый подходит 2 это машинисты у них требования не такие как пилотам и 3 это водители которых на рынке пруд пруди с нашими без ответственный присвоением категорий д хотя в ссср за этим строго следили и водители автобусов международных получали больше других водителей но к ним предъявляют меньше требования чем к машинистам.

  • Анонимно
    6.07.2017 09:09

    каких бы денег не стоил этот проект себя быстро окупит. Да, составит серьезную конкуренцию Бегишево, но он даст для экономического района Бондюг-Елабуга-Мамадыш новый толчок для развития. В противовес Емельянов должен отказаться от проекта МЕГАСВАЛКА.

    А для дельтапланеризма вообще необязательна бетонная ВПП, на грунтовке работают многие европейские клубы.

    • Анонимно
      6.07.2017 09:31

      никогда не окупится.НЕт экономической целессобразности властям надо городом заниматься ане аэродромами или футболом

  • Анонимно
    6.07.2017 09:29

    ЧЕКА
    Сейчас из Елабуги за 2 часа можно добраться на авто до Казанского аэропорта и за 1 час до Бегишево. Если запустят ВСМ, то необходимость в регулярных рейсах вообще отпадет.
    Можно использовать его для грузовых перевозок и для бизнес-полетов..

  • Анонимно
    6.07.2017 09:29

    пусть все умаровы объединят усилия по Бегишево

  • Анонимно
    6.07.2017 09:33

    не рентабельно.
    простому потенциальному пассажиру проще, быстрее, надёжнее доехать до Казани на машине. или до нижнекамского аэропорта..

  • Анонимно
    6.07.2017 09:38

    Респект и уважуха космонавтике Татарстана!

  • Анонимно
    6.07.2017 09:42

    властям города вообще нельзя заниматься аэродромом им надо канализацией заниматься ассенизацией.уборкой улиц ане самолетами.....

  • Анонимно
    6.07.2017 09:44

    Крайне интересный материал, ярко характеризующий вектор реализации гос проектов. Даже сторонние практики малой авиации в статье выразили большое сомнение о реализации проекта, ОЭЗ четко сказали, что их партнеры летают в Москву, т.е это не малая авиация. Аэропорт нужен только в теории! По приниципу "чтобы был". Посмотрите сколько таких проектов на региональном уровне уже сделано за последние 7-10 лет, а загрузить их не могут. Администрация почему-то думает, что построив аэропорт, пассажиропоток вырастет сам собой и бизнес-модель сама "склеится". Такого не происходит! Надо же четко понимать кто, зачем и за какие деньги будет летать в Елабугу? При этом учитывать ограничения - существующую полосу уже надо удлинять до 1800, а 2600 там не сделаешь никак. Проще на сохранившейся инфраструктуре сделать площадку для гоночных заездов, собрав молодежь на заниженных "тазиках" с округи, а для всех летающих потенциальных клиентов развивать шатлы до Бегишево

    • Анонимно
      6.07.2017 10:05

      они поверили пропагнде своей о якобы тысячах туристов желающих посмотреть татарстан и елабгу в частности.... у на сиз за этого строительство запретили в казани а здесь потерявший реальность мелкий чиновник грезит авиацией ему бы канализацией надо грезить вывозом мусора..

      туристов втатарстан в экономичски значимых объемах никогда не будет туристам ничего неинтересно кроме Рима ИВенеции с Парижем И БАрселоной большинств унадо море бассейн солнце а не нудные эскурсии по уныллой казани или елабуге

  • Анонимно
    6.07.2017 10:18

    Лучше не "изобретать велосипед", а использовать общемировой опыт. В США в таких городках, типа Елабуги, имеются аэропорты - и люди ими пользуются. Я сам там летал из одного небольшого города в крупный.
    Только там летают небольшие самолёты - буквально на десяток, полтора десятка пассажиров с одним пилотом. Самолёты летают часто в течение суток. Билеты стоят недорого. Притом самые ранние рейсы - стоят ещё дешевле (я специально приезжал затемно, чтобы улететь первым дешёвым рейсом). Прилетаешь на маленьком самолёте в большой аэропорт - пересаживаешься на большой самолёт уже другой крупной авиакомпании - и летишь в любое место на земле. Очень удобно.

    У нас главное дорогие авиабилеты не делать - и тогда авиакомпании будут свою прибыль брать количеством пассажиров. Люди увидят как это удобно и быстро добрать до Казани за ПОЛЧАСА - чем долго ехать по перегруженной и опасной челнинской трассе.

    • Анонимно
      6.07.2017 10:34

      пусть не за счет государства МЭР должен городом заниматься а не аэропортом что в ы описали в действительности не существует

    • Анонимно
      6.07.2017 11:13

      вы попробуйте сейчас квадрокоптер запустить.

    • Анонимно
      6.07.2017 11:21

      даже за 1 час не доберётесь до КАЗАНИ...
      Аэропорт Казань- это ешё не значит что город. Это Лаишево.
      вот вернули бы на место старый аэродром Казани-башка җыр булыр иде...

  • Анонимно
    6.07.2017 10:18

    Запас гениальных менеджеров у нас не ограничен, что не может не радовать. Так победимЪ!

  • Анонимно
    6.07.2017 10:23

    Всем ратующим за строительство аэропорта в Елабуге:
    посмотрите на аэропорт Й-Олы, города несколько по крупней Елабуге, города несколько более статусного чем Елабуга, города с несколько худшей транспортной доступностью нежели Елабуга.

    Для этого достаточно посетить сайт аэропорта и посмотреть расписание полетов.

    А потом подумайте, что ждет аэропорт Елабуга.


    В существующем правовом поле, которое регулирует аэропортовую деятельность, малые аэропорты будут всегда убыточны.

    • Анонимно
      6.07.2017 10:47

      Что?! Какая вопиющая некомпетентность — сравнивать Елабугу и Йошкар-Олу, ладно хоть бы Нижний Новгород использовали для этого. Но и НиНо не может конкурировать с нами, разве что численностью чуть побольше, и всё.

      • Анонимно
        6.07.2017 11:04

        Господи, какой бред предлагать Н.Н. сравнивать с Елабугой. Просто "рука-лицо"

        • Анонимно
          6.07.2017 11:11

          Единственное отличие Елабуги от НиНо, а правдивее сказать — дискриминация Елабуги, — это наличие в Нижнем метро и аэропорта, которые глубоко убыточны. Ах, да, НиНо ещё с какой-то стати является столицей региона, что тоже мало кто из здравомыслящих людей понимает, абсурд полный.

          В остальном Елабуга настолько превосходит этого "конкурента", что лучше бы не сравнивать, дабы не принижать некогда приличный город.

          Елабуга растёт и развивается фантастическими темпами, особенно под руководством Емельянова. И аэропорт, как и метро, сейчас для нашего мегаполиса жизненная необходимость, чего не скажешь о Нижнем Новгороде.

          Оставьте зависть, она вам застилает разум и мешает видеть очевидное.

          • Анонимно
            6.07.2017 11:56

            Ну так, совсем много общего.

            Ни чего особенного в том что в Н.Н. живет около 1 млн. 300 тыс. человек и более 2-х млн в агломерации (в Елабуге же всего лишь 73 тыс.)

            Подумаешь ,в Н.Н. городской бюджет 27 млрд. рублей (в Елабуге же целых 268,5 млн.

            Совсем сопоставимые города :-) В одном ряду стоят, Елабуга на пятки наступает :-)

            Кстати, слово мегаполис применяется к города с численностью населения более 1 млн. человек :-)

            • Анонимно
              6.07.2017 12:17

              Так и есть, Елабуга мегаполис, только вы верите лживой статистике Москвы.

              Давным-давно НиНо превратился в подобие Камских Полян образца начала 90-х, когда все оттуда уезжали, из-за безысходности.

              Бюджет Елабуги на порядок больше, вы указываете не консолидированный бюджет.

              В чём доблесть, что Н.Н. как раз и живёт за счёт Елабуги. Все эти миллиарды принесли хоть какую-то пользу, кроме того, что мэр Нижнего накупил недвижимости в США. Не забыли эту историю?

              Здесь и сравнивать нечего. Да, пока Елабуга отстаёт от Питера, но мы работаем, стремимся. Построим аэропорт, метро, дальше больше. А НиНо нам вовсе не конкурент, это вчерашний день Елабуги, образно говоря.

              • Анонимно
                7.07.2017 12:57

                Ильфа и Петрова начитались? Мечтать не вредно?!

                • Анонимно
                  7.07.2017 13:45

                  Их положено читать, это коренные елабужане.

                  Жаль, что сейчас нет таких, но с возрождением Елабуги мы дадим снова миру Ильфа, Петрова, Достоевского, Толстого, Чехова.

                  Хотя бы из-за этого едут со всего мира к нам. Это же центр мировой литературы, туристами обеспечены мы на бесконечность вперёд.

  • Анонимно
    6.07.2017 10:23

    73 тыс жителей при доступности до Казани в 3 часа 208 км автотранспортом.При отсутствии дорог может и целесообразно было. Больше времени потратят на движение к аэропортам и ожидание. Сами не согласятся если подумают

  • Анонимно
    6.07.2017 10:36

    Не важна целесообразность - важен финансовый поток с которым можно поработать. И показать работу старшим товарищам. О здравом смысле и расчете эти ребята никогда не слышали.

  • Анонимно
    6.07.2017 10:41

    не плохо если Геннадий Егорович,будет летчиком 1 го класса,будет всех катать на самолете,а сейчас ему нужно учится и возможно первыми пассажирами у него будут коллеги по работе из Нижнекамска,это будет прекрасный экипаж машины боевой и не нужны будут автомобили

  • Анонимно
    6.07.2017 11:35

    В Башкирии пытались возродить местные авиалинии. Все утухло, хотя очень нужное дело. В некоторые районы Зауралья ехать дальше, чем до Казани.

  • Анонимно
    6.07.2017 13:10

    ситуация с региональной (и не только) авиацией в России просто аховая. В той же африке или юго-восточной азии дела обстоят гораздо лучше, чем здесь. пилотам с низким налетом часов невозможно найти работу, кроме как по великому блату
    сеть автомобильных дорог и малая авиация никак друг другу не мешают и сша тому пример, где и то, и другое очень развито.

  • Анонимно
    6.07.2017 14:01

    Идея прекрасная! Она обязательно окупится, о чём говорит интерес инвесторов к ней. Конечно же Москва не рада такому бурному развитию нашей Республики, поэтому нам бы стоило всем озаботиться поддержкой подобных направлений.

    Стоит ввести на некоторое время целевой налог, чтобы ускорить процесс, показать нашу всеобщую заинтересованность. Деньги не такие уж большие, а какая польза региону и Республике в целом.

    • Анонимно
      6.07.2017 15:24

      //Конечно же Москва не рада такому бурному развитию нашей Республики//

      Что за бред? Все наши промышленные достижения, и не только промышленные - именно за счёт целевых денег из федерального бюджета.

      • Анонимно
        6.07.2017 15:49

        Я понимаю вас, и сочувствую. После такой тотальной пропаганды и не в такое можно поверить. Некоторые вон верят, что Нижний Новгород сравним с Елабугой.

    • Анонимно
      6.07.2017 15:48

      слава богу у местных властей нет права вводить налоги...это абсолютно не нужный кроме вас проект

    • Анонимно
      6.07.2017 16:12

      Эээээ, назовите ка хоть одного инвестора, готового вложить деньги в строительство аэропорта в Нью-Васюках , ой, т.е.в Елабуге

      • Анонимно
        6.07.2017 16:28

        Очень солидные международные компании, они у всех на слуху. Сейчас изучается тонкий момент — не может ли в какой-либо перспективе проект попасть под санкции. Поэтому желательно нам сейчас проявить инициативу, изыскать средства, активно поддерживать инициаторов проекта и всё прочее.

        Проект действительно имеет фантастические перспективы. Это как месторождение нефти или золота во времена "лихорадок".

        • Анонимно
          6.07.2017 16:45

          нет никого и проектов нет никому не интересна елабуга

          • Анонимно
            6.07.2017 17:52

            Есть. Более того, даже в Японии интересуются рекламой в метро Елабуги, хотя оно только проектируется.

            Все спешат заранее занять выгодное место.

            Проекты обречены на успех. Надо срочно начинать.

  • Анонимно
    6.07.2017 14:50

    Пусть мэр построит его за свой счёт и аэропорт будет частным,человек не бедный, пусть рискует своими деньгами, а не бюджетными, тем более он в него так верит

    • Анонимно
      6.07.2017 15:51

      Нельзя же быть таким злым!
      Тот момент, когда стоит поддержать градоначальника, причём активно, в том числе и самообложением.

      Этот проект наше счастливое будущее.

  • Анонимно
    6.07.2017 15:24

    Полностью поддерживаю Емельянова! Но лучше сразу строить с запасом, что бы могли приземляться грузовые самолёты. Чем фуры едут из Европы и везут на ОЭЗ, оборудование. Частенько очереди бывают на контроле из таких фур.
    Так и дороги целее будут. И прибыли больше в аэропорте будет.
    И бизнесменам удобнее, когда что то важное доставят за несколько часов, чем ждать N-ое количество дней.
    Только кадров нихрена нет для этого аэропорта)))

    • Анонимно
      6.07.2017 15:46

      кто содержать будет? Откудаденьги??? И каков срок окупаемости? Все этоубыточно потому этого никогда не будет

      • Анонимно
        6.07.2017 16:04

        Направлений масса, начиная с музея авиации, который очень актуален при таком огромном потоке туристов.

        Заканчивая, что пока возможно звучит несколько фантастично, созданием на базе елабужской авиакомпании лоукостера международного масштаба. На российском рынке, естественно, елабужские авиалинии сильно потеснят "Аэрофлот", что, кстати, одна из причин абсурдной критики в адрес проекта. Проще говоря, налицо заказанная кампания по дискредитации, не видите что ли?

        • Анонимно
          6.07.2017 16:11

          вы смеетесь наверное какие туристы нету туристов..лоукостер?? ну ну вы или больной или юморист

          • Анонимно
            6.07.2017 16:30

            Объективные данные, по загрузке гостиниц, объёму оказанных услуг и так далее. с этим просто невозможно спорить.

            Согласен, трудно поверить сейчас, но глядя на руководство проекта, их опыт и былые успехи, считаю вполне реальным выход на международный рынок и занятие там весьма серьёзной позиции.

            • Анонимно
              6.07.2017 16:41

              Спасибо, юмор ваш великолепен .!

              • Анонимно
                6.07.2017 16:49

                Серьёзно, вот на фотографии. Этот взгляд ввысь, человека не знающего преград. И фоном идёт будущее авиации.

                На мой взгляд очень убедительно.

            • Анонимно
              6.07.2017 16:44

              нету у вас загрузок гстиниц нет объема оказанных услуг ва сбюджет татартана кормит без дотаций вы...голодали бы елабуга не интересна для туристов

              • Анонимно
                6.07.2017 17:49

                Есть всё. И аэропорт, и метро, всё это тоже будет. Именно потому, что Елабуга очень интересна туристам.

                Не захлебнитесь своей злостью, зависть вас так совсем с ума сведёт.

                • Анонимно
                  6.07.2017 18:02

                  елабуга туристам не интересна таковы факты

                  • Анонимно
                    6.07.2017 18:09

                    Да где это не интересна? Заявки исчисляются миллионами. Только из-за этого нужен свой аэропорт, "Бегишево" уже не справляется.

        • Анонимно
          7.07.2017 13:02

          Не забывайте, что Елабуга - это ещё и порт %-ти морей! Углубим фарватер и можно океанские лайнеры заводить. Туристов будет уйма, но где взять столько гостиниц? Опять нужно деньги выбивать; вот ведь проблема.

  • Анонимно
    6.07.2017 15:54

    Для начала отдайте этот аэродром бесплатно авиалюбителям на 2-3 года, они хотя бы там субботник проведут, ВПП очистят от зарослей. Полосы вполне достаточно для взлета/посадки Цессны. Конечно, развалины бесполезны, но времянку соорудить смогут, ГСМ и диспетчерский пункт обустроить - не огромные деньги. Ну а возможно, какой-нибудь сруб построят как гостиницу для ночлега пилотов АОН. Это все не миллиарды.

    Авиалюбителей это заинтересует, т к нужен промежуточный аэродром для посадки при полете из Куркачей на юго-восток.

  • Анонимно
    6.07.2017 16:45

    У нас люди нищие, кто будет летать за 1000р, когда можно доехать за 300р.

    • Анонимно
      6.07.2017 17:53

      Судя по данным о средней зарплате, люди не только будут летать, но и сами покупать самолёты.

  • Анонимно
    6.07.2017 17:49

    Опустите Емельянова с небес на землю, (ущипните что ли) в Елабуге автовокзала нет, не существует ни пригородных ни междугородних пассажирских автоперевозок. Ни один транзитный автобус в Елабугу не заходит, все идут мимо. Авиация конечно хорошо, но надо заниматься насущными проблемами, а не только в облаках летать. Речной порт нам Емельянов тоже, кстати, обещал, да воз и поныне там

    • Анонимно
      6.07.2017 18:00

      Под это дело уже подписан меморандум о нескольких круизных лайнерах и об изменении русла реки.

      Всё пока упёрлось в отсутствие судов, способных ходить в наших зимних условиях. Но проблема решается. Не всё сразу.

  • Анонимно
    6.07.2017 18:59

    Для начала нужно сделать автовокзал для города! А потом можно и аэропорт

  • Анонимно
    6.07.2017 20:06

    Елабуга не имеет ни речного, ни автовокзала.
    Давайте сразу запустим космодром "Алабуга-Нью Васюки тож".
    Кто "ЗА"?

  • ravrr
    6.07.2017 21:47

    Аэропорт - неплохая штука, но конечно он никогда не окупится. В нашем случае его (точнее их, аэропорты) следовало бы строить, если бы здесь, в Татарстане выпускались самолёты малой авиации, в рамках госпрограммы по стимулированию выпуска этих самых самолётов. Тогда бы оно имело прямой смысл.

  • Анонимно
    6.07.2017 22:34

    Елабужане уже много лет ждут АВТОВОКЗАЛ, БАНЮ, ПЛЯЖ!
    Емельянов, займись делом!!!!! Не треть рабочее время на ерунду. Как не стыдно за это зарплату получать. Город превратился в помойку, а он развлекается там.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль