Культура 
13.07.2017

Диана Сафарова: «Мы рады, что люди знакомятся с Татарстаном через театр на острове»

Фонд «Живой город» везет в Свияжск главного режиссера российской провинции, победителя «Кинотавра-2017» и безалкогольный палаточный лагерь

Через неделю на знаменитый татарстанский остров-град грядет наплыв театралов, причем не только из Казани и окрестностей. Их ждет театральная лаборатория «Свияжск АРТель», которая в этом году собрала очень солидный состав участников. «БИЗНЕС Online» поговорил с организаторами форума из «Живого города» об ограничении как теме нынешней лаборатории, секретах умения привлекать в свои проекты именитых постановщиков и ночной офф-программе фестиваля.

ВОЗМОЖНО, ГЛАВНОЕ КУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ ЛЕТА

Палаточным городком обзаведется остров-град через неделю в уик-энд 21–22 июля. Но речь не идет об очередной акции обманутых дольщиков или какой-то политической акции. Повод вполне себе мирный — четвертая по счету театральная лаборатория «Свияжск АРТель», которую проводит фонд поддержки современного искусства «Живой город» при поддержке министерства культуры РТ. К различным проектам «Живого города» казанская публика и взыскательные столичные критики уже привыкли, однако нынешняя лаборатория по своему размаху едва ли не претендует на титул главного культурного события этого лета в республике. Речь идет не о массовости, с многочисленными сабантуями или концертом группы «Ленинград» тут не поспоришь, а о качестве мероприятия и уровне его участников.

В рамках основной программы в субботу, 22 июля, публика сможет познакомиться с эскизами спектаклей, созданных тремя командами, которыми руководят, пожалуй, самый известный театральный режиссер российской провинции, основатель и художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств и Воронежского камерного театра Михаил Бычков; один из главных возмутителей спокойствия театральной Москвы, уже отметившийся работой в Казани, Всеволод Лисовский; наконец, Массимо Фурлан — швейцарский актер и режиссер, на счету которого участие и в самом знаменитом в мире Авиньонском театральном фестивале.

Бычков ставит чеховскую «Палату №6», Лисовский — «Надзирать и наказывать» Мишеля Фуко, а Фурлан будет работать не только с профессиональными актерами. «Фурлан очень много работает с памятью, с нашим детством, переживаниями детства, он будет делать историю со свияжскими школьниками. В мае он приезжал в Свияжск, знакомился с ними, выбирал тех, кто хочет участвовать: там порядка 15 школьников в возрасте 15 лет и еще четыре молодых актера, а весь спектакль будет проходить в местной свияжской школе», — отметила «БИЗНЕС Online» директор «Живого города» Инна Яркова.


Также она рассказала, как удалось заполучить именитого европейца, который до этого не только не работал в России, но даже никогда не приезжал в нашу страну. «Мы очень плотно работаем со швейцарским советом по культуре „Про Гельвеция“, и это уже многолетняя наша работа-сотрудничество. Мы каждый год формулируем то, что нам хотелось бы видеть, то, в каком направлении мы в этом году мыслим, а они делают нам различные предложения, — говорит Яркова. — В этом году мы хотели что-то на стыке иммерсивности и театра, что-то на стыке современного искусства и театра, потому что в рамках своих проектов продолжаем работу по исследованию границ театра». Швейцарцы предложили кандидатуру Фурлана, который откликнулся на эту идею. Интересно, что проезд и проживание режиссера в Казани и Свияжске оплачивает «Про Гельвеция».

«Фурлан работает на стыке разных видов искусств, в Европе уже нет такого чистого понятия театра. Он ставил оперы, работал с современным танцем очень плотно, делал интересные самостоятельные перформансы», — добавляет директор «Живого города». Например, в 2010-м швейцарец привозил в Авиньон спектакль «1973», посвященный «Евровидению», прошедшему теперь уже 44 года назад. Сам Фурлан исполнял все 18 песен того конкурса, каждый раз переодеваясь представителем новой страны, а в это время на экране шла его реальная телетрансляция.

Руководители фонда «Живой город» (слева направо) Инна Яркова, Артем Силкин, Диана Сафарова

«ОСТРОВ СВИЯЖСК — ЭТО УЖЕ САМО ПО СЕБЕ НЕКОТОРОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ»

О концепции нынешней лаборатории, постепенно превращающейся в полноценный театральный фестиваль, нашему корреспонденту рассказала один из основателей «Живого города» Диана Сафарова.

— Диана, в чем будет главная отличительная особенность нынешней, уже четвертой по счету, «Свияжск АРТели»?

— Еще в прошлом году мы заметили, что в Свияжске у нас получается такая фестивальная история. И если раньше эскизы спектаклей заканчивались разовыми показами, то из прошлой лаборатории вышел спектакль «Угла» «Единственный берег» в постановке Романа Феодори, а также «Музей мест» Дмитрия Волкострелова, с которым теперь может познакомиться любой желающий в любое время, приехав в Свияжск, взяв наушники и отправившись смотреть этот «музей».

И сейчас в связи с наметившейся концепцией мы решили пригласить трех режиссеров, которые работают в совершенно разных школах, говорят на совершенно разных театральных языках, занимаются совершенно разным театром, но каждый из них себя как-то зафиксировал в театральном контексте России, Европы — это можно с ответственностью заявить. В первый раз к нам едет швейцарский режиссер Массимо Фурлан — в России о нем мало слышал рядовой зритель, но тот, кто вписан в европейское театральное пространство, знает, что это один из больших новаторов даже для европейского театра.

— Каждый год у свияжской лаборатории есть своя тема.

— В текущем году это тема ограничения, потому что остров Свияжск — это уже само по себе некоторое ограничение. Здесь были тюрьма, психбольница, здесь монастырь — и все это так или иначе пересекается с темой ограничения.

Фото: «БИЗНЕС Online»

— Видимо, отсюда и родилась идея «Палаты №6» Михаила Бычкова? Кстати, как вам удалось договориться с таким именитым постановщиком? Он не похож на режиссера, который ездит по лабораториям...

— Да, Бычков — это совсем не лабораторный режиссер, но у него возникло желание приехать в Свияжск. Спасибо нашему руководителю лаборатории Олегу Лоевскому — он сделал предложение Бычкову, а тот с ходу рассказал об идее с «Палатой №6». У него здесь будет взрослая команда, причем я не припомню такого, чтобы вместе в одном проекте участвовали артисты Казанского ТЮЗа и театра имени Камала: народный артист РТ Сергей Мосейко, Елена Калаганова, Павел Густов, Рамиль Вазиев и другие.

— Уже известно, кто у Бычкова будет играть Рагина и Громова?

— Нет, распределения еще не было. Михаил Бычков только приехал на остров и непосредственно здесь будет решать. Но получается очень любопытная история, все-таки сложное произведение. Выдающийся режиссер, большие артисты разных театров — все они живут на острове и в течение недели сочиняют спектакль...

— Мы каждый год говорим о потенциальном превращении Свияжска в наш «татарстанский Авиньон». Насколько все-таки эти разговоры уместны?

— Свияжск уже стал брендом, который многие воспринимают через призму этого театрального проекта. Мы рады, что каждый год здесь собирается больше иногородних гостей, что люди знакомятся с Татарстаном через театр на острове.

Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ ПОЛУЧИЛИ РАЗРЕШЕНИЕ ОТ ФОНДА «ВОЗРОЖДЕНИЕ»

Ожидает публику в Свияжске и любопытная офф-программа. Правда, на главное ее событие уже не попасть — речь о пятничном (21 июля) показе за два месяца до выхода в прокат фильма «Аритимия» Бориса Хлебникова, недавно победившего на главном российском кинофестивале «Кинотавр» в Сочи. Но регистрация на это мероприятие, вызвавшее ажиотаж, уже закрыта. Представлять «Аритмию» будет один из руководителей кинокомпании «СТВ» Александр Архипов, ведутся переговоры о приезде и самого режиссера.

Также любой зритель «Свияжск АРТели» сможет познакомиться с проектом «Музей мест», презентованным еще на прошлогодней лаборатории. «Ты приходишь в кассу музея, получаешь программку, берешь аудиогид и идешь. По всему острову стоят эти таблички... Это сложно назвать музеем ил театром, это некоторый опыт, и лучше, конечно, одному ходить по острову», — считает Яркова и вспоминает недавнюю экстремальную премьеру данного проекта режиссера Волкострелова уже в нелабораторном формате, случившуюся в июне.

«Была какая-то невероятная премьера. Так случилось, что сначала автобус попал в жутчайшую пробку на много километров, у людей был выбор — либо разворачиваться и ехать домой без пробок, либо выйти и идти пешком. Люди вышли и пошли пешком. Когда мы приехали и начали раздавать наушники, то неизвестно откуда пошел дождь. Я думала, что никто никуда не пойдет либо отбегает все за полчаса. Нет, все зрители ровно пришли через полтора-два часа, все это время они ходили под дождем в дождевиках и переживали этот опыт. Мне кажется, это очень показательный пример, говорящий про нашу публику и про то отношение, которое сейчас есть к искусству, в частности к театру», — говорит наш собеседник.


Также в ночь на субботу публику ждет уже известное казанскому зрителю «Молчание на заданную тему», кстати, впервые придуманное вышеупомянутым Лисовским, а вечером на следующий день состоится дискуссия о современном театре с участием известных российских критиков Дмитрия Ренанского и Кристины Матвиенко.

«Причем эти два мероприятия выглядят таким бонусом для тех, кто будет оставаться в Свияжске на ночь. Для них в этом году и будет оборудован палаточный городок. Мы получили разрешение от фонда „Возрождение“, есть отведенное место под палаточный город, хотя, возможно, оно будет меняться в связи с погодными условиями, там посмотрим. Будут двухместные палатки, будет охрана, будут туалеты, будет горячая вода, будут спальные мешки. Это все будет организованная история. Там есть запрет на алкоголь, запреты на костры — это будет достаточно жестко регламентироваться. К нам зритель приезжает не отдыхать, он приезжает работать над собой, и это решение должно быть в принципе осмысленным и осознанным», — рассказывает Яркова. Бронь целой палатки на две ночи обойдется в 3 тыс рублей, одного места — в 1,5 тысячи.

Так что желающие смогут насладиться красотами ночного Свияжска — острова-града, чьи объекты на днях после многолетней работы оказались включенными в список всемирного наследия ЮНЕСКО, что, конечно, не может не быть предметом для гордости еще одного руководителя «Живого города» Артема Силкина, возглавляющего местный музей-заповедник.

Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я ВПЕРВЫЕ ОТКАЗАЛСЯ ОТ КАКОГО-ТО ОБЫЧНОГО СВОЕГО ЛЕТНЕГО РАСПИСАНИЯ»

Участники нынешней «Свияжск АРТели» поделились с «БИЗНЕС Online» своими ожиданиями от нынешней театральной лаборатории.

Михаил Бычков — режиссер, художественный руководитель Воронежского камерного театра:

— Я много чего успел в театре сделать: поставил около 100 спектаклей, попробовал себя еще в каких-то форматах, но форма, называемая творческой лабораторией, все время проходила мимо меня. И мне стало любопытно, что же это такое. В апреле текущего года в нашем Воронежском камерном театре прошла лаборатория под руководством Олега Лоевского — молодые режиссеры за неделю создавали эскизы. Я был свидетелем того, как это происходило, как театр жил. Это было любопытно... И я поймал себя на мысли, что мне самому хочется попробовать. А почему бы не испытать этот внутренний стресс, связанный с короткими сроками, с необычностью самого процесса и так далее?

Я получил приглашение сюда, в Свияжск, в одно из легендарных мест. Как правило, так в мире и происходит: в каких-то особенно прекрасных точках, где соединяются история, красота и время, устраиваются еще и современные творческие локации. То, что в Свияжске такая жизнь идет, — замечательно и абсолютно закономерно. И то, что я получил сюда приглашение, для меня очень интересно и радостно. Я впервые отказался от какого-то обычного своего летнего расписания, связанного с посещением зарубежных летних театральных фестивалей, где тоже необходимо бывать, что-то смотреть, и поехал сюда. Надеюсь, небесполезно пройдут эти дни. Поехал с материалом, который мне очень дорог, — «Палата №6» Чехова. Очень заманчиво, очень здорово сформулирована творческая задача, идея текущего года — монастырь, тюрьма, психушка. Хочется надеяться, что как-то все эти вещи отзовутся в материале, который я выбрал. И очень жду еще каких-то новых творческих ощущений от взаимоотношений с артистами из Казани — артистами разных театров, разных школ. Судя по нашей первой встрече, артистами очень хорошими.

Всеволод Лисовский — режиссер, комиссар «Театра.doс»:

— Всякого рода лаборатории хороши тем, что на них можно себе позволить разные формы взаимодействия с текстом, с театром. Можно делать какие-то визуальные истории по философскому тексту в окружении монастырей и русских народных промыслов. Только так может происходить развитие театра.

РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ ЛАБОРАТОРИИ «СВИЯЖСК АРТЕЛЬ»:

21 ИЮЛЯ

Показ фильма «Аритмия»

БОРИС ХЛЕБНИКОВ

Спектакль «Молчание на заданную тему»

ВСЕВОЛОД ЛИСОВСКИЙ

22 ИЮЛЯ

Перформанс «В глубокой воде»

МАССИМО ФУРЛАН, КЛЭР ДЕ РИБОПЬЕР

Эскиз спектакля «Палата № 6»

МИХАИЛ БЫЧКОВ

Эскиз спектакля «Надзирать и наказывать»

ВСЕВОЛОД ЛИСОВСКИЙ

Спектакль-музей «Музей мест, которые»

ДМИТРИЙ ВОЛКОСТРЕЛОВ

ВХОД СВОБОДНЫЙ, по регистрации здесь

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (37) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.07.2017 13:42

Во - первых, в статье сам заголовок говорит о конкретном человеке, а уже потом о театре. Во - вторых, оскорбление собственных читателей фразами типа "идите побулькайте" много говорит о "профессионализме" автора, который впрочем и в других статьях периодически уже огрызался на здоровую критику. Если человек взялся за ремесло журналиста, но так болезненно реагирует на свои статьи, то наверное пора менять профессию или "булькать" не публично, заранее понимая, что его комментарий без проблем пропустят.

  • Анонимно
    13.07.2017 08:08

    Диана выглядит бомбически просто. Наконец-то нашла свою прическу.

    • Анонимно
      14.07.2017 13:39

      Что заминусовали-то, человек комплимент отвесил только... Уже красоту женщины оценить нельзя.

  • Анонимно
    13.07.2017 09:02

    Ещё одно дитя татарстанской "элиты". Надо о себе любимой напомнить, а то подзабывать её стали.

    • Будучи автором данной статьи, хочу заметить, что она не посвящена происхождению Дианы Сафаровой или ее прическе. Диана - один из многочисленных героев этого материала о событии, которое делает фонд, к которому она имеет непосредственное отношение.

      Так что это статья о современном театре. И, если вам не интересно, то сделайте усилие, пройдите интеллигентно мимо.

      А если так уж необходимо "побулькать" на тему татарстанской "элиты" и ее злодейств, то выше стоит материал о "зэка" Мусине, там ваши комментарии на подобную тему будут куда уместнее.

      • Анонимно
        13.07.2017 11:40

        Айрат, очень грамотное замечание. Молодец!!!

        • Анонимно
          13.07.2017 13:42

          Во - первых, в статье сам заголовок говорит о конкретном человеке, а уже потом о театре. Во - вторых, оскорбление собственных читателей фразами типа "идите побулькайте" много говорит о "профессионализме" автора, который впрочем и в других статьях периодически уже огрызался на здоровую критику. Если человек взялся за ремесло журналиста, но так болезненно реагирует на свои статьи, то наверное пора менять профессию или "булькать" не публично, заранее понимая, что его комментарий без проблем пропустят.

          • Во-первых, давайте я как-то сам буду решать, какой профессией мне заниматься. Во-вторых, в оценке уровня моего профессионализма я ориентируюсь на мнение своего работодателя, а не парочки комментаторов. В-третьих, если весь анализ текста "читателем" сводится к освоению им заголовка, то чем он отличается от "собаки Павлова"? В-четвертых, я отвечаю за каждое сказанное слово, а отличии от вас, ноунейма-анонимщика. Вот как-то так.

            • Анонимно
              13.07.2017 14:26

              Я то как раз весь текст освоил. Поэтому и указал на то, что заголовок должен отражать суть статьи, а не громкую фамилию одной из героинь данной статьи (иначе у людей будет привязка к личности, а не к содержанию написанного, о чем сразу и сказал читатель, которого я поддержал изначально), но я конечно же надеюсь, что ваше руководство действительно сделает выводы о "профессионализме" своего сотрудника.
              Роман.

              • Анонимный Роман!
                Давайте я вам коротенький ликбез по интернет-журналистике проведу. Дело в том, что броский заголовок - это важнейшая часть успешности текста в интернет-СМИ. Это очень плохо, потому что часто в погоне за кликами теряется само содержание, но такова объективная реальность, в которой мы живем.

                Мой заголовок абсолютно корректен и по теме, к тому же в нем упомянута медиаперсона, которая вызывает живой интерес у читателя. Все в рамках правил.

                Вы возбудились, вы кликнули, как и еще несколько тысяч читателей, значит, все было сделано верно.

                • Анонимно
                  13.07.2017 17:22

                  Уважаемый Айрат,понимая что ваша провакативная перепалка с пиплом ,часть вашего реферата,"Экзестенциалистские методы полемики ,как повод формирования мнения определённой группы,в формате интернет издания",не даёт Вам право хвалиться своей учёностью и знакомством с царевнами театра,нам же завидно и обидно ,что Вы а не мы ,с ними на ростояние одного вдоха.А так ничо статья ,старательная.Б.Б.Носорогов

                • Анонимно
                  13.07.2017 20:23

                  Уважаемый Айрат Нигматуллин,
                  1. "Дело в том, что броский заголовок - это важнейшая часть успешности текста в интернет-СМИ"
                  По вашему кликбейт = журналистика? Может сразу перейти в формат любой желтухи? БО претендует на аналитику, а вы - на клики.
                  2. Если вы провоцировали заголовком, то почему же так эмоционально реагируете на иное развитие событий читателем?
                  3. Чем же вам не нравится критика? или она должна быть по вашим лекалам? Даже если мой IQ 55 я все равно читатель-заказчик-клиент, а вы продавец-обслуживающий меня (на самом деле не меня). То есть я априори прав, вы - нет. Если тут будет 90 % людей которым не понравится ваша риторика - вы проиграли, насколь глубоки бы не были ваши сентенции и зиккурат аргументов.

                  • Анонимно
                    14.07.2017 09:45

                    В целом равнодушен к теме. Думаю, автор погорячился с тоном ответа. Самый признанный комментарий к теме играет на грани чувств социальной справедливости и низменной зависти, достаточно сложный букет. Тон говорит увы скорее о не лучших свойствах.

  • Анонимно
    13.07.2017 09:17

    красота великая вещь.

    • Анонимно
      13.07.2017 11:19

      статья - не про красоту, а про Культуру. разницу чувствуете?

      • Анонимно
        13.07.2017 12:22

        Заголовок ещё раз прочтите. Где Диана и где культура?

        • Анонимно
          13.07.2017 18:10

          то есть театр , который пропагандирует сафарова - это и не культура???

  • Анонимно
    13.07.2017 09:39

    Живут ли люди в Татарстане, пишущие комменты- добрые, отзывчивые, сердечные! Поднимитесь с дивана и весь мир у Ваших ног! Диана- талантливейший человек! Вот увидите- она скажет своё слово в мире культуры, кино и телевидения! С вами или без вас, одна или в команде. С поддержкой или без.

    • Анонимно
      13.07.2017 13:43

      Талантливых много, но у людей уже накипело когда самые талантливые вдруг оказываются случайно родственниками или детьми влиятельных чиновников.

      • Анонимно
        13.07.2017 13:57

        По-моему, тут речь не о том, что кто то талантливый/не талантливый. Ребята - эффективные менеджеры и это здорово.

  • Анонимно
    13.07.2017 09:42

    А слева двое- это кто и откуда они появились ? Не написали бы БО статью, не знал бы, что есть такое в Татарстане для людей.

    • Анонимно
      13.07.2017 10:39

      Значит вас театр не интересует. все кто в теме, знают всех троих и уважительно к ним относятся.

  • Анонимно
    13.07.2017 09:42

    Диана красотка! и умница!

  • Интересно! А как тут обстоят дела с офшорами ??

  • Анонимно
    13.07.2017 10:09

    Диана Сафарова: «Мы рады, что люди знакомятся с Татарстаном через театр на острове»

    Люди знакомятся с Татарстаном в первую очередь через Кремль, Марджани и Кул Шариф.

    • Анонимно
      13.07.2017 10:41

      Позволю себе уточнить - вы возможно не поверите, но люди разные - одних интересует кремль и Марджани, других остров, третьих еще что-нибудь. И каждый в своем праве.

    • Анонимно
      13.07.2017 10:56

      В Татарстан приезжают разные люди. Кто то знакомится через Марджани, Кул Шариф и Кремль, кто то через Свияжск. Главное здесь - ЗНАКОМЯТСЯ, интересуются через позитив. В Казани и тюрем ведь немало

    • Анонимно
      13.07.2017 11:07

      Сафарова говорит о творческих людях, актерах из других городов, которые приехали в Татарстан не из-за Кремля и остального, а именно в Свияжск на данный театральный фестиваль..
      Неужто трудно понять вроде бы элементарные вещи?..

    • Анонимно
      13.07.2017 23:38

      один любит арбуз, другой свиной хрящик (островский)...

  • Анонимно
    13.07.2017 11:43

    Отличная программа, ОЧЕНЬ интересно.

  • Анонимно
    13.07.2017 11:55

    Каждый год езжу на артель, эта, конечно, выделяется по масштабам, очень последовательная и отлаженная работа ребят и верность себе — капля камень точит, и уже налицо изменения в сознании людей, в отношении к театру. Пусть и дальше в таком же темпе и с тем же напором, без оглядки на других. Будьте дерзкими, так держать!

  • Анонимно
    13.07.2017 13:25

    Вау-вау, как круто, надо съездить!

    • Если хотите съездить, регистрироваться надо прямо сейчас, иначе поздно будет. Желающих очень много для такого камерного формата мероприятия.

  • Анонимно
    13.07.2017 14:38

    Скучающая поросоль ... паразитирующего класса щиновников.
    Три сестры. А.П. Чехов

  • Анонимно
    13.07.2017 14:41

    диана молодец. и не важно чьих родителей она дочь. возможно делает правильное и глубокомысленное дело. но господин нигматуллин, своими комментариями такую бочку дёгтя вносит, это умудриться надо. всегда начинаю чтение статей в БО с названия и комментариев, только потом к тексту. сейчас же, даже читать не хочу. вот как то так.

  • Анонимно
    13.07.2017 14:45

    Зек / Зэк / Зэка́ (мн. ч. зэ́ки) — название узников тюрем и лагерей в СССР. Происходит от обозначения «з/к», использовавшегося в официальных документах в период с конца 1920-х по конец 1950-х годов. Этимологически восходит к сокращению от «заключённый красноармеец», впервые появившемуся во время опытов Л. Д. Троцкого по созданию Трудармий в послевоенной стране. Позже, ввиду неполиткорректности расшифровки, признанной позорящей Красную Армию было изменено на «заключённый каналоармеец» во время строительства Беломорско-Балтийского канала по инициативе А. И. Микояна[1].

  • Анонимно
    13.07.2017 15:54

    Кстати, товарищу, посередине на фото, можно играть роли бандитов "третьего эшелона") Уж очень похож на "бойца", а-ля 90-е!)))

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль