Машиностроение 
25.07.2017

На музей по сусекам: в «начинку» Ту-144 ищут 100 миллионов

КНИТУ-КАИ попросит деньги для музея в сверхзвуковом самолете у «Роскосмоса», авиастроительной корпорации и благотворительных фондов

Комиссия КНИТУ-КАИ так и не определилась с победителем конкурса по созданию концепции казанского музея техники внутри самолета Ту-144. Вместо одного претендента в финал прошли целых два. И хотя стоимость заявленных проектов не превышает 60 млн рублей, ректор вуза Альберт Гильмутдинов намерен привлечь под музей-самолет порядка 100 млн рублей, притом что 20 млн уже потрачены. О том, кто прошел фильтр комиссии и что жюри не понравилось в претендентах, в репортаже «БИЗНЕС Online».

...Экспертная комиссия выбрала не один, а целых два варианта будущего музея. И пока до сих пор непонятно, чья концепция возьмет верх

«Я ДУМАЮ, ЧТО В ИТОГЕ МЫ ПОЛУЧИМ КОНЦЕПЦИЮ ГОРАЗДО БОЛЕЕ СИЛЬНУЮ»

Сегодня КНИТУ-КАИ созвал всех журналистов и неравнодушных жителей города на презентацию проекта-победителя конкурса по созданию концепции интерактивного музея техники внутри самолета Ту-144. Сенсации не получилось: экспертная комиссия в составе 7 человек под председательством ректора КНИТУ-КАИ Альберта Гильмутдинова выбрала не один, а целых два варианта будущего музея. И пока до сих пор непонятно, чья концепция возьмет верх. 

Напомним, что в апреле этого года КНИТУ-КАИ перевез от шестого здания университета по улице Дементьева на территорию восьмого здания по улице Четаева сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. В вузе заявили о намерениях привести машину в порядок и сделать на ее базе интерактивный музей техники. КНИТУ-КАИ объявил конкурс на лучший проект, было отобрано четыре варианта — воронежской компании Polymedia, московской компании «Зарница», петербургской фирмы «Викинг» и татарстанского творческого объединения «Самрух». 17 июля вуз объявил старт голосования за проекты четырех компаний, результаты которого должны были учитываться при заседании экспертной комиссии. Пользователи интернета отдали предпочтение проекту «Зарница» — он набрал 187,5 тыс. голосов, еще 100 тыс. голосов оказались в виртуальной копилке «Самруха». Именно они и стали финалистами конкурса авиационного университета.

«Нам оба проекта очень понравились. Конечно, это очень предварительные наброски. Я думаю, что в итоге мы получим концепцию гораздо более сильную. Они еще сами не знают, насколько масштабен этот проект», — заверил ректор КНИТУ-КАИ, открывая презентацию. Кто именно будет выбран окончательным победителем и по каким критериям он будет выбираться, в вузе не пояснили. Однако проректор по хозяйственной работе вуза Алексей Огонев, общаясь с журналистами, заметил, что есть два варианта развития событий. Первый — с учетом всех минусов компании заново презентуют проект, и один из них будет выбран победителем. Второй вариант может представлять собой союз двух компаний. «Мы увидели как плюсы, так и минусы в разных концепциях. Но эти плюсы были разными, и поэтому нельзя было увидеть, какая концепция будет лучше. Минусы тоже были изложены организациям, и было предложено доработать.  И тогда мы уже выберем ту, которая лучше», — объяснил проректор.


Например, по словам Огонева, участникам было предложено убрать статичные экспонаты из самолета — их можно поставить и на территории вуза за пределами летательного аппарата. Кроме того, необходимо было продумать для гостей так называемое место для ожидания, где группа туристов сможет не просто скучать до предоставления права зайти в музей, но и как-то развлекаться.

Максим МажоровМаксим Мажоров отметил, что в будущем авиационном комплексе должно быть несколько зон

АТТРАКЦИОН С АВИАЦИОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, ИНТЕРВЬЮ С ТУПОЛЕВЫМ И СТЮАРДЕССЫ ПРИ ВХОДЕ

Появившись на сцене, представитель ПО «Зарница» Максим Мажоров сразу заявил, что его компания неоднократно занималась подобными проектами. Например, производственное объединение создавало интерактивный музей в КГЭУ, интерактивный музей космонавтики, центр финансовой грамотности и детский центр «Зарница», который находится в «Казань Арене».


В будущем авиационном комплексе, по проекту «Зарницы», должно быть несколько зон. Помимо основной — музея в самолете — отдельно должен стоять пристрой с кинотеатром и исторической частью музея, где посетители смогут с легкостью собрать и разобрать мощный двигатель самолета, вооружившись очками виртуальной реальности. «Зарница» предлагает приковать внимание туристов и к ночному виду музея, создать картину, которая будет завораживать проходящих мимо людей, превращая объект в магнит для поклонников селфи. В самом самолете посетители смогут пройти ряд тестов, которые определят уровень их профпригодности к летному делу и ознакомятся с реальной голограммой Ту-144, а также увидят историю создания самолета от чертежа до превращения в музей. В аэродинамической трубе  с помощью специального пульта можно будет поуправлять движениями полета, а демонстрационный комплекс поможет увидеть и потрогать все части самолета и понять, как он летает.  Самое же интересное должно ждать посетителей в «ретро-зале», где с помощью веселых тестов на знание авиации будут определены два человека, которые смогут попасть в кабину пилота и даже поуправлять им. Оставшиеся пассажиры с помощью тех же очков виртуальной реальности ощутят на себе все прелести полета на сверхзвуковом летательном аппарате.

Альберт ШакировАльберт Шакиров рассказал свое видение музея: при входе в самолет посетители попадают в кинозал, где смогут посмотреть фильм об инженерах и технологиях, которые дали человечеству крылья

Альберт Шакиров из творческого объединения «Самрух» поведал залу свое видение будущего музея в Ту-144. По словам Шакирова, при входе в самолет посетители попадут сразу в темный кинозал, где смогут на вогнутом экране посмотреть фильм об инженерах и технологиях, которые дали человечеству крылья. В пассажирских креслах инженерного зала сидят фигуры — величайшие ученые России и мира, которые расскажут о своих изобретениях. В самолете можно будет пообщаться и с главным конструктором Ту-144 Андреем Николаевичем Туполевым, который в виде проекции дает реальное интервью (из кинохроники) о том, как он стал авиаконструктором. 


Там же можно будет управлять самолетами, модели которых придумал Туполев. Не упустили создатели и современную тенденцию, столько полюбившуюся молодежи: в кабине планируется разместить квест-комнату, где посетители смогут подготовиться ко взлету. По концепции «Самруха», музеефикация должна затрагивать не только сам борт, но и пространство вокруг него. Так, на территории вокруг самолета расположатся скульптурные фигуры наземных служб гражданской авиации: два механика проверяют шасси самолета, стюардесса встречает пассажиров у трапа. 

Заметим, что стоимость двух проектов значительно отличается: на первый придется потратить порядка 60 млн рублей, второй же значительно дешевле — около 30 млн рублей. Тем не менее, как заявил Гильмутдинов, цена вопроса на принятие решения не влияет. 

Оксана ОрачеваОксана Орачева объяснила, что авиационный институт уже получил на музей грант в размере 5 млн рублей. Однако вся загвоздка в том, что использовать эти средства он не сможет

«ИНТУИТИВНО ПОНЯТНО, ЧТО МЫ МОЖЕМ ПОД ПРОЕКТ ТУ-144 ПРИВЛЕЧЬ ПОРЯДКА 100 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ»

Гильмутдинов рассказал журналистам, что планирует привлечь в проект Ту-144 порядка 100 млн рублей в течение пяти лет. «Порядка 100 миллионов рублей — пока стоит такая задача. Самые разные источники — это официальные источники и министерство образования, министерство промышленности, ОАК, «Роскосмос», может быть, поддержат. Это будет точно пул источников, а не один»,  — поделился намерениями вуза ректор. По его словам, КНИТУ-КАИ активно обращается в разные фонды, например в благотворительный фонд Владимира Потанина, руководитель которого прибыл сегодня в Казань. Именно им была брошена первая монетка в копилку КНИТУ-КАИ. Директор фонда Оксана Орачева рассказала, что авиационный институт уже получил на музей грант в размере 5 млн рублей. Однако вся загвоздка в том, что использовать эти средства он не сможет: они предназначены для фонда целевого капитала, откуда авиационный вуз сможет брать деньги в доверительное управление и полученную прибыль тратить на реализацию любого проекта.

По словам Гильмутдинова, несмотря на то, что денег нужно собрать еще предостаточно, часть музея в любом случае откроется до 31 декабря 2018 года. «Интуитивно понятно, что под этот проект мы можем привлечь в среднесрочной перспективе порядка 100 миллионов рублей. И вот все, что на 100 миллионов мы придумали, мы реализуем», — оставался при своем мнении ректор, глядя на недоверчивые взгляды журналистов.  По словам Гильмутдинова, на проект Ту-144 уже было потрачено порядка 25-30 млн рублей. В сумме учитываются не только живые деньги, но и участие Казанского авиационного завода, который занимался техническим сопровождением самолета: «Живых денег — перевозка, аренда кранов, техники и так далее — я думаю, что не менее десяти [миллионов]». Таким образом, согласно словам ректора, в общей сложности проект может потребовать около 130 млн рублей.

Есть ли шансы добиться хотя бы половины суммы? Сказать сложно, учитывая, что аналогичный проект простаивает и ожидает своего спонсора в Жуковском. Напомним, фонд «Легенды авиации» из Жуковского тоже намерен превратить сохранившийся Ту-144 в монумент. На данный проект требуется порядка 50 млн рублей. «Несмотря на решение правительства России, на соглашения с объединенной авиастроительной корпорацией, которая взяла на себя обязательства по покраске, сборке и разборке самолета, воз и поныне там, — рассказывал в разговоре с „БИЗНЕС Online“ председатель совета „Легенд авиации“ Валерий Ваньшин. — Фирма „Туполев“ не идет нам навстречу, денег на строительство музея не хочет выделить, затягивает этот вопрос. Хотя у нас готова площадка, проведены геодезические работы, сам самолет готов, но вопрос по финансам не решен». Смогут ли два похожих проекта раскопать золотое дно для развития интереса к русской авиации?

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (70)Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
25.07.2017 19:23

Объясните кто-нибудь Гильмутдинову, что задача ректора - обеспечить подготовку квалифицированных, грамотных и востребованных специалистов, а не занятие музейным делом, совмещенным с уничтожением учебной лаборатории.

  • Анонимно
    25.07.2017 19:23

    Объясните кто-нибудь Гильмутдинову, что задача ректора - обеспечить подготовку квалифицированных, грамотных и востребованных специалистов, а не занятие музейным делом, совмещенным с уничтожением учебной лаборатории.

    • Анонимно
      25.07.2017 19:57

      Одно другому не мешает никак. Человек может совмещать разные проекты.

      • Оптимист
        25.07.2017 20:23

        Ректор ни тем занимается.
        Мне одному это кажется?

        • Анонимно
          25.07.2017 20:28

          Не одному. Вас тут с пару десятков, критикующих все и вся..

        • Анонимно
          25.07.2017 22:20

          Это Вы НИ тем занимались на уроках.

        • Анонимно
          26.07.2017 12:12

          А ВЫ как определяете, тем человек занимается или не тем?
          Но все-таки отвечу на вопрос: считаю, что тем.

          • Анонимно
            26.07.2017 14:32

            ректор должен обеспечивать обучение студентов а не музефикацию каи на старом неудасном самолете символ кататроф и непрофесионализма ваш ту 144

      • Анонимно
        26.07.2017 15:33

        КАИсты, скоро выборы ректора. Мне кажется, вам необходим молодой (сорок с небольшим), энергичный, адекватный каист. Мне также кажется, что руководство республики благожелательно отнесется к такому выбору. С действующим руководством (имеется в виду не только ректор, а и два первых проректора) никакого развития КАИ не будет. Подумайте до осени. Добрый аноним.

    • Анонимно
      25.07.2017 20:24

      И как подготовить кадры если в профессию не идет качественный материал? Умники на кухне все

      • Оптимист
        25.07.2017 20:34

        Материал готовить ваша задача
        В СССР из неграмотных крестьянских детей военоначальников академиков и покориьелей космоса делали а у вас материал не тот

        • В СССР на пропаганду нужных стране профессий тратили не соизмеримо больше средств, чем сейчас. Фильмы, книги, памятники, музеи. Новости освещали все отечественные достижения. Все дети мечтали быть летчиками и космонавтами.

          • Пропаганда среди детей и молодежи в условиях конкуренции с информацией из Интернета , дело сложное, и требующее особых подходов. Прибавьте к этому множество негативной , аморальной и объективной информации о том, что творится в иных сферах.

        • Анонимно
          26.07.2017 20:31

          Одно отличие советских неграмотных от нынешних. Там люди ХОТЕЛИ УЧИТЬСЯ, а нынешним это на фиг не надо.

    • Не знаю об уничтожении учебной лаборатории. Но, что касается установки ТУ=144 перед зданием КАИ, это и есть серьезный шаг в сторону подготовки квалифицированных специалистов. Многие современные выпускники средней школы понятия не имеют о былых достижениях отечественной авиации.

      Недальновидно считать, что подготовка специалиста начинается с преподавания учебного предмета. Вряд ли человек с ограниченным мировоззрением сможет "объяснить" задачу ректору. Не в обиду, но взгляните шире.

      Вначале должна быть мечта, идея, цель, увлеченность. Этот самолет-наглядная агитация и для студентов и для малышей, которые гуляют с мамашами неподалёку. Ректор авиационного ВУЗа просто обязан был сделать что-либо подобное в отсутствие государственной пропаганды профессий летчика, космонавта, конструктора и подобных.

      • Анонимно
        25.07.2017 23:24

        не удержусь отвечу.не надо смотреть шире надо смотреть в корень.готовить нужно узких специалистов.взяли в последнее время моду готовить в технических вузах не знаю кого.для заинтересованности молодёжи кружки не надо было закрывать в 90-е.а ректора вузов как сейчас заведено "пилят" бюджет,вместо того чтобы учить студентов.

        • Моисей
          26.07.2017 08:01

          Здорово!
          Может его не переделывать а оставить таким каким он вышел с завода?

        • Анонимно
          26.07.2017 11:38

          Дык они сейчас как раз узкие специалисты, знают все не о чем и нечего обо всем.

      • Анонимно
        26.07.2017 07:37

        этот самолет шедевр! я из пригорода вожу сына что бы он смотрел на технику в парке победы и на этот экспонат. дети в восторге. Я тоже уверен так формируется мечта.

      • Тем более , в условиях , когда этот вуз значительно гуманитаризировался всяческими экономиками и менеджментами, засорив свою былую Суть! Назад к Своей Сущности!

        • Анонимно
          26.07.2017 12:15

          Не согласна! Нам нужны технические экономисты, юристы и пиарщики, которые могут работать в промышленности. У них даже словарный запас другой, в отличие от обычных. А то журналисты иногда такого понапишут про что-то научное или техническое, за голову хватаешься. И у нас только коммерческие места для них, бюджетных нет.

  • Анонимно
    25.07.2017 19:33

    Как интересно, в КХТИ проректоров арестовывают, в КАИ музей строят. Когда образованием заниматься то. Преподаватели бумажной работой завалены, абитуриенты хотят учиться, а учить их некому и некогда.

    • Анонимно
      25.07.2017 19:43

      Не "в КАИ музей строят", а всю авиацию в КАИ в музей превращают.

      • Анонимно
        25.07.2017 20:04

        На мой взгляд, что-то не так, да и в доме науки на Баумана работает отдел по каким-то делам, ну. уж точно не научным.

      • Показухи о достижениях науки и технологий по телевизору много! Пока это делается с целью продолжать выбрасывать деньги на освоение всяческих проектов, отдача и результат которых, особо не контролируется, более того перекрывается другими освоениями. Думаю, время для терпимости такого процесса осталось немного и уже через несколько лет, необходимо будет жёстко требовать не туфтовые отчёты от выделенных средств, а конкретные прибыли, бренды и импортозамещения! Пусть их будет немного, но главное почувствовать позитивную тенденцию! Если этого не произойдет, то абдуллино-эпопея будет, видимо, расширена!

    • Анонимно
      25.07.2017 19:57

      про абитуриентов шутка хорошая

    • Анонимно
      25.07.2017 21:59

      Правильно все делают. Будут готовить музейных работников. Поставят старые самолеты и будут на экскурсии водить, деньги зарабатывать. А че! Они далеко видят, так сказать перспективу.

      А.Б.

      • Анонимно
        25.07.2017 22:53

        так пишите, как будто ректорм там сам будет строить музей. Его дело организовать и проконтролировать.

      • Анонимно
        26.07.2017 12:18

        А и придется! Нынче просто музейщиков дорого готовят - 165 тыщ что ли в"Кульке". А работники технических музеев - это несколько иное все-таки.

    • Кратко, точно и по сути!

  • Анонимно
    25.07.2017 19:40

    Т.е. самолет выпотрошат, оставят только то, что снаружи, а внутрь напихают черт те что. В общем, это называется чучело. Будет чучело самолета. Нормально - не смог летать, будешь чучелом на потеху публике.

    • Анонимно
      25.07.2017 19:58

      Самолет не пригоден к полетам. Вполне нормально сделать из него музей. Кабину скорее всего трогать не будут, будет как экспонат. А сидения уберут, в них нет никакой ценности.

  • Анонимно
    25.07.2017 19:47

    Ох чую, очередной проект типа КАИ-Лазер.

    • Анонимно
      26.07.2017 08:18

      Или цветовой музыки каи, которая когда-то гремела, но какой прок был от этого непонятно!

      • Анонимно
        26.07.2017 12:21

        Если Вы что-то не поняли, не значит, что толку не было. Первопроходцы - они и есть первопроходцы и слава им! Когда Фарадей открыл электричество, никто не предполагал, что мы вот так вот будем строчить комменты с гаджетов. А наверняка тоже такие, как Вы, умники, говорили подобное. Где они и где Фарадей?

  • Анонимно
    25.07.2017 19:57

    Азат Д

    Передняя стойка не работает? что на опоре стоит? Как на костылях.

  • Анонимно
    25.07.2017 20:16

    Остановит "минстра-мечту" кто-нибудь? За эти деньги можно столько реально хорошего для КАИ сделать! Это памятник на могиле авиапрома России, да ещё и за нас счет!!!

  • Анонимно
    25.07.2017 21:55

    На главном фото мужчина на Ильича похож жестом:) Типа, "верной дорогой идёте, товарищи!") Так, славно!

    • В начинающихся проектах существует два вида смелости:
      1. Начинать их при отсутствии денег.
      2. Начинать их с попрошайничества мощных и неадекватных сумм.
      Почему в России нет страха по второму пункту?

  • Анонимно
    25.07.2017 22:08

    Нужно сделать ночную подсветку.
    Имитацию посадочных и габаритных огней, подсветить мягким светом иллюминаторы и кабину пилота.
    И тогда проезжая вечером и ночью, мы будем видеть как катится самолёт по ВВП.
    Я думаю будет дух захватывать.

    • Анонимно
      25.07.2017 22:16

      Очень здорово! Почитайте про культ карго, там всё точно так и делали.

      • Анонимно
        25.07.2017 23:13

        Заметьте, этот культ принёс свои плоды. Те острова, где туземцы молились соломенным самолётам с просьбой прилететь и сбросить им грузы с запасами, теперь посещают толпы туристов и оставляют немало денег. Местные теперь не работают, а специально делают самолеты и ходят строем с деревянными винтовками для туристов. А на тех островах, где не было культа Карго жители по прежнему добывают себе пищу рыбалкой и собирательством.

    • Анонимно
      26.07.2017 13:30

      Эй, ищмасам!

  • Анонимно
    25.07.2017 22:29

    В Жуковском что бы переделать такой же самолет в музей надо 50 млн. руб., а Татарстане 100. Наверное, из-за того что уровень зарплат здесь выше многие работы в Татарстане обходятся дороже. Так бывает не только в строительстве музеев.

    • Камилла
      27.07.2017 15:50

      в Жуковском самолет просто восстановили. А здесь еще хотят добавить интерактивные экспонаты, починить некоторые технические детали, облагородить территорию около самолета.
      Естественно, это увеличивает бюджет.

  • Анонимно
    25.07.2017 22:55

    Очень грустно наблюдать во что превращает Гильмутдинов мой родной КАИ.
    Но ни он один кто виноват в этом. Проректор по научной работе Михайлов давным давно работает в вузе, ещё про Дегтярёве сидел на этой должности, как и Горбунов, которого вроде даже увольняли, но вернули. Окружение слабое у ректора, впрочем и он не создаёт впечатление сильного менеджера.

    • Анонимно
      26.07.2017 07:05

      Потрясающие высказывания ректора о финансовой стороне дела: "интуитивно чувствует" сто миллионов, транспортные расходы на перемещение - "примерно десять миллионов". Значит, ни сметы, ни отчётности точной. Что бы ни делать, лишь бы с деньгами было связано. По НИУ деньги уже больше не дают. Тратить нечего

      • Камилла
        27.07.2017 15:54

        "интуитивно" - это на основе смет 4-х предложенных концепций.
        Понятно уж, что когда проект будет реализовываться под концепцию будет сформирован четкие бюджет и смета. И будут последующие отчеты.

    • Моисей
      26.07.2017 07:36

      Фотографии на фоне самолета мимимишные у него получаются)

    • Камилла
      27.07.2017 15:52

      На фоне других татарстанских вузов (и не только) КАИ уж точно не теряет позиций, а даже наоборот.

      Не создающие впечатления сильного менеджера люди быстро все рушат и уходят - а Гильмутдинов, извините, не первый год работает. И создано очень много.

  • Анонимно
    26.07.2017 07:32

    Музей - это конечно хорошо. Привлечение абитуриентов - славно!
    А что нового делают наши заводы и что новое способны сделать выпускники наших технических вузов?
    Учебные планы, рабочие программы и пр. вместе с великими статьями наших преподавателей - все это только не обучение студентов.
    В СССР комплексно подходили к решению вопроса создания отросли промышленности, а у нас пока только лозунги и PR.

    • Анонимно
      26.07.2017 12:25

      Вопрос не к ВУЗам и преподам. Даже не к ректорам. Знали бы Вы, как мы все мечтаем заниматься именно этим - преподаванием! Не дают!

  • Анонимно
    26.07.2017 08:55

    Могу сказать точно - музей в век интернета обречён на провал. Тем более после того, как самолёт выпортрошат

  • Пока во многих вузах и кафедрах преобладает формат показушного сайдинга! Сделаны ремонты, поставлены евро-двери, стоят корпуса, но реальной отдачи нет! И так везде, и не только в нанонистических учреждениях Чубайса или всяческих инополюсоподобных заведениях! Забавное время!

  • Анонимно
    26.07.2017 12:25

    В Самаре авиационный институт работает по полной загрузке... а в Казани - клоуны...

  • Анонимно
    26.07.2017 14:36

    потемкинский самолет

  • Анонимно
    26.07.2017 16:35

    кавэнщики и клоуны вот во что превратился каи
    кромен как клоунадой водружение этого самолета не могу назвать

    • Анонимно
      28.07.2017 13:12

      Самолет смотрится хорошо. Он ведь Ту 144. Но музей будет ТУФТовый (ТУФТа - техника учета фиктивного труда). За растранжиривание денег собранных как подаяние никого не накажут. Это не бюджетные бабки.

  • Анонимно
    27.07.2017 23:40

    не ректор, а шоумэн какой-то...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль