Культура 
13.08.2017

«Татары консервативны: сами не знают, чего хотят, и все запрещают, причем самим себе»

«Отец» татарской музыкальной альтернативы Альберт Исмаил о своей роли в конфликте Салавата и Элвина Грея, судьбе моң и балтасинском рэпе

#потатарскитакпетьнельзя — этот хештег прославил гитариста из группы Элвина Грея. Известный рок-музыкант появился в соответствующей футболке с изображением Салавата Фатхетдинова на концерте коллектива в «Пирамиде». «Герой вечера» Альберт Исмаил рассказал «БИЗНЕС Online» о причинах расставания с Радиком Юльякшиным, пропавших с музыкальных радаров Мубае и «Алканате», родном Башкортостане — доноре хороших музыкантов, а также смерти идеи национального татарского университета.

Альберт Исмаил: «Экспериментировать как можно больше. Предоставлять «свободный микрофон» музыкантам, как это делается в Европе» Альберт Исмаил: «Нужно экспериментировать как можно больше. Предоставлять «свободный микрофон» музыкантам, как это делается в Европе» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В УСЛОВИЯХ ГОРОДА ПОДРАСТАЮТ НОВЫЕ ПОКОЛЕНИЯ, ГОВОРЯЩИЕ НА ТАТАРСКОМ, НО ИМЕЮЩИЕ ОБШИРНЫЕ ВКУСЫ В МУЗЫКЕ И ИСКУССТВЕ»

— Альберт, вас уже много лет называют одним из основоположников татарской альтернативной музыки. А вообще что такое «альтернативная татарская музыка»? Альтернатива чему, эстраде?

— Я считаю, что никакого противопоставления эстраде нет. Это лишь попытка создать множество уже существующих в других ареалах жанров, но только на татарском языке, а также создание оригинальных татарских музыкальных жанров. Допустим, если где-то в мире возникает новый модный жанр, то у нас должна возникнуть альтернатива. Например, появилась вокальная битбокс-группа «Барбекю», цель номер один — спеть на татарском, цель номер два — создать оригинальный музыкальный жанр или стиль. Здесь уместно упомянуть Зулю Камалову и Мубая — просто оригинальчики. «Иттифак» использовал сэмплы наших татарских классиков.

Я свои первые альтернативные песни посвятил патриотической тематике и также пытался сделать оригинальный жанр. Послушайте песню «Алтын урда» и оцените, удалось мне или нет. Но как только я научился писать тексты песен, я уже перестал быть оригинальным, а стал просто татароязычным певцом разных стилей. К сожалению, мало что сохранилось из видеозаписей выступлений альтернативных команд на ТНВ, так как записи в те времена велись на видеокассеты, которые стирали и использовали дальше в съемках. Но есть некоторые видеоматериалы в личной коллекции Мубая. Он много снимал.


— Такая музыка получает какую-то поддержку со стороны государства здесь в республике?

— Альтернатива никогда не получала поддержки со стороны правительства. Хотя это и закономерно. Никто не понимал, зачем она нужна и что это вообще такое. Однако когда был всероссийский конкурс «Белые ночи» в Перми и Татарстану нужно было направить туда своих представителей, то кого они могли направить? Каких исполнителей? Только альтернативных исполнителей и интересные проекты на базе консерватории, как, например, проект Радика Салимова, талантливейшего человека. Так и сделали — отправили Радика Салимова, Мубая и рэп-группу «Иттифак». Это было примерно в 2010 или 2011 году. Лишь в такие моменты наши чиновники от культуры понимают, что альтернатива нужна, новые городские жанры нужны. Ведь Казань развивается, становится центром туризма, здесь проводятся мероприятия международного плана, очень много иностранцев посещают Казань и живут в ней.

— Получается, что на проект «Үзгәреш җиле» потратили около миллиона долларов и будут продолжать тратить дальше, а, например, альтернативщики выживают кто как может...

— Лично я не видел концерт «Үзгәреш җиле», но я не верю, что за один день можно сделать такую авангардную, современную, супермодную программу. Это нереально. Этому должны предшествовать годы, должна осуществляться определенная работа. Хотя «закваску» этой деятельности мы запустили еще в 2005 году, пытались заставить думать о том, что городские жанры нужны.

В условиях города подрастают новые поколения, говорящие на татарском, но имеющие обширные вкусы в музыке и вообще в искусстве. Одного лишь нашего фольклора недостаточно, нужны новые жанры, современные, модные, чтобы наша молодежь не чувствовала себя ущемленной или, не дай бог, второсортной не только в России, но и во всем мире. Чтобы ты мог поехать за границу и гордо заявить: «я татарин», или «я башкир», или «я булгар», «вот моя музыка, послушайте, что творят у меня на Родине». И тут иностранцы воскликнули бы: «Боже, какая музыка!» К примеру, Южная Корея на сегодняшний день просто штампует все эти современные жанры, создает альтернативу всем жанрам на корейском языке. И в ходе этой штамповки они еще создали свои жанры, такие как k-pop и гангам стайл, которые получили мировую известность. А что, у татар нет потенциала? Есть, конечно.

— А что нужно сделать для этого?

— Экспериментировать как можно больше. Предоставлять «свободный микрофон» музыкантам, как это делается в Европе. У них в законе прописана статья о том, что правительство обязано предоставлять возможность для самовыражения, иначе это квалифицируется как дискриминация. До нас это еще не доходит. Но когда-нибудь обязательно дойдет, и чем быстрее, тем лучше. А нас это обязательно коснется, так как Казань и Татарстан в целом выходят на международный уровень. О нас уже везде знают. И если современная культура нашего региона будет отставать, будет чувствоваться ущемление прав молодежи и прочее, то это будет выглядеть очень некрасиво. Поэтому я призываю всех здравомыслящих чиновников задуматься и что-нибудь сделать в этом направлении.

«При нас где-то в 2006 году журналисты нашей альтернативной тусовочки придумали акцию «Мин татарча сөйләшәм»» «При нас где-то в 2006 году журналисты нашей альтернативной тусовочки придумали акцию «Мин татарча сөйләшәм»» Фото: Радиф Кашапов

«МЫ ТОРЖЕСТВЕННО ПРОВОДИЛИ АЛКАНАТ В НЕБЫТИЕ, ОСТАВИВ ЗА СОБОЙ ЛЕГЕНДУ»

— Развитие татарской альтернативной музыки началось с акции «Мин татарча сөйләшәм»?

— Я считаю, что началось раньше. Мы уже заявили о себе как группа «Исмаил» в 2005 году, я познакомился с группой «Иттифак», а позже и с «Алканат». Собирались в студии народной артистки Гульзады Сафиуллиной. И уже при нас где-то в 2006 году журналисты нашей альтернативной тусовочки придумали акцию «Мин татарча сөйләшәм». Альтернативная музыка, конечно же, приняла активное участие в акции. Подробностей акции, ее целей и задач я не знал, так как это был вопрос журналистов. Я занимался исключительно музыкой и созданием молодежного татарского сленга.

— И в каком состоянии сейчас татарская альтернатива?

— Альтернатива сегодня живет своей жизнью. Хотя я сам уже не принимаю в этом активного участия. Мой главный принцип: зарабатывать с музыки. Я какое-то время поработал с эстрадниками, но это не принесло мне удовлетворения. За время сотрудничества я делился своим опытом и своими мыслями касательно современного искусства, в частности, это касалось записи звуков, получения нужного саунда, исполнения вокала. Ведь манера вокала должна соответствовать выбранному стилю. Это, кстати, тяжелее всего доходит до людей. Кому-то пошло на пользу, кому-то — нет. В общем, в какой-то момент мне все это наскучило.


— С одной стороны, вроде бы да, начали обращать внимание на такую музыку, с другой — «Алканат» распался после 10 лет творчества, потому что не было ни площадок, ни поддержки соответствующей.

— Есть музыканты, которые непременно хотят добиться успеха любой ценой, говоря сегодняшним языком, «хайпануть». Они возникают и распадаются. А есть такие, как я, которые все равно будут исполнять музыку, неважно где, когда и с кем. Начал я этим заниматься в начале 1990-х, играл в различных группах, работал с различными исполнителями. Был период, когда пытался уйти от музыки, но потом понял, что бесполезно. Я принял себя таким, какой есть. При мне возникали творческие коллективы и распадались, их было много. При мне возник «Алканат», и при мне же он распался. Я был на последнем их концерте, затем было after party, где мы торжественно проводили «Алканат» в небытие, оставив за собой легенду. Я их люблю. На эстраде также были свои возникновения и старения звезд.

Альтернатива на сегодня в какой-то мере укрепила свои позиции, но нужно продолжать развиваться дальше. В частности, мне очень нравится проект Оскара (группа «Оscar c7c5»), где все профессионально и круто. Хотелось бы внести немного своей критики, дабы помочь в дальнейшем развитии. Есть Радиф Кашапов, который стал таким энергичным, живым. Зуля Камалова — мощная представительница альтернативы, живет в Австралии, изумляет своими альбомами, концертами. Хочется еще раз услышать Мубая.


— Мубай совсем ушел в тень.

— Ну он такой человек. Не нашел поддержки. Лично я его хорошо знаю. Тонкая натура. Очень сильно переживает за все.

— Может, фестиваль какой-то нужен для продвижения такой музыки?

— Возможно. Но прежде всего должен быть какой-то центр. Может быть, на базе «Барс Медиа» либо еще где-то. Но есть опасность возникновения монополии, которая со временем превратится в безвкусицу. А альтернатива — это прежде всего свобода самовыражения. И тогда нужен ли будет этот центр? Вроде бы нужен, а с другой стороны, он просто все загубит.

— К примеру, есть Yummy Music.

— Да, это независимая компания, которая занимается творчеством. Хотелось бы пожелать им, чтобы они сделали упор на концертную деятельность, потому что артист — это прежде всего концерты, а не видеоклип или классный трек. Артист — он на сцене, на концерте.

— Но, кстати, ведь Мубая и Зулю Камалову слушают не только татары?

— Да, слушают. Если есть возможность оставаться на плаву, исполняя только на татарском языке, я лишь рад. Но, к примеру, есть вспомнить Элвина Грея, то у него программа многоязычная, это имеет положительный эффект. Приятно, что Тимур Спб, приехавший в этот проект из Петербурга, никогда не знавший татарского языка, записал песню «Энкэй» на татарском и выпустил клип.


«Я СЧИТАЮ И НАСТАИВАЮ, ЧТО ПО-ТАТАРСКИ ТАК ПЕТЬ МОЖНО И НУЖНО!»

— Что же у вас произошло с Элвином Греем? Он рассказал в интервью «БИЗНЕС Online» о том, что группа рассталась с вами после казанского концерта, на который вы вышли в футболке с изображением Салавата в образе вампира и хештегом #потатарскитакпетьнельзя.

— Я не сам автор этой футболки, хотя Элвин Грей, вернее, Радик Юльякшин к этому прямого отношения и не имеет. Судя по словам Радика, я больше не работаю в их коллективе из-за того, что вышел на сцену в этой футболке. Это чушь, может быть, попытка загладить свой «косяк», который произошел с Салаватом. Я считаю, что Элвин Грей в конфликте с Салаватом потерял свои позиции, потому что народный артист Салават Закиевич Фатхетдинов не повелся на его уловки. И вообще, этот конфликт был воспринят как странная попытка кинуть ему вызов. Я понимаю, что все 14–17-летние девчонки были за Радика, но интеллигенция и артисты татарской эстрады просто не поняли, почему он это сделал и вообще что это такое.

Наверное, все потому, что мы живем в такое время, когда количество лайков и подписчиков якобы решает, кто лучше. Также можно провести аналогию с, допустим, Бетховеном и Тимати. Естественно, Бетховен наберет меньше лайков, но это не будет значить, что он лучше или хуже. Здесь то же самое. На пике популярности Салават мог собирать очень большие залы и выступать в одном городе каждый день целый месяц. Или Айдар Галимов — тот вообще рекордсмен в этом плане. Я помню, как в 1990-е годы он выступал в театре имени Камала больше 40 дней подряд!


— Между прочим, Салават когда-то пел дуэтом с той же самой рок-группой «Алканат»...

— Наверное, по-татарски в альтернативе надо петь именно так, как показал Салават в клипе. Я не знаю. Сами видите, как Радик петь нельзя.

— И зачем вы надели ту злосчастную футболку?

— Повторюсь, я уже давно в музыке. Когда послушал интервью Салавата, где он сказал, что по-татарски так петь нельзя, меня это лично коснулось. Не из-за того, что он Радика имел в виду, я в их конфликт не лезу и даже допускаю, что это взаимопиар. Я лично в этой фразе усмотрел дискриминацию. С какой стати так петь по-татарски нельзя? Я считаю, что можно и даже нужно так петь по-татарски. И этим мы занимаемся уже 12 лет — с момента возникновения альтернативного движения в татарской музыке, которое уже внесло свой вклад. Например, если раньше на тех же рэперов смотрели косо, то сегодня они везде выступают. В «Барс Медиа» есть контрактные рэперы.

— Кто, например?

— «Яшен», «Сайяр-Инсаф» — были такие замечательные группы. Я говорю о влиянии татарской альтернативной музыки, а точнее, о городских жанрах, в которых мы старались развиваться. Мы не противопоставляли это движение нашему народному фольклору, ни в коем случае, мы любили слушать всех. Мы не противопоставляли себя тому же Салавату или Айдару Галимову — у них свои вкусы, свой зритель, нужно уважать вкусы других людей, быть плюралистом.

Когда фраза «по-татарски так петь нельзя» покоробила меня лично, я решил на нее отреагировать. Я сделал видео, связанное с этим, выложил в интернет — его просмотрели 20 тысяч человек. Я решил сделать это не в такой резкой форме, как бывает на митингах, а подойти к этому творчески, немножко с юмором — без каких-либо резких выкриков. На этот видеоряд весьма адекватно отреагировали — «Татар радиосы», к примеру, сделало пародию на Салавата под хештегом #потатарскитакпетьнельзя. Таким образом, слова, высказанные Салаватом, превратились в хештег. Следующей акцией стала та самая футболка, в которой я выступил в «Пирамиде». Это была моя инициатива, хотя и в рамках проекта Элвина Грея. 

Но Радик сказал вашему изданию: мы не знали, что гитарист наденет эту футболку. Ну как не знали? Я в этой футболке пришел, шел по улице, зашел, репетировал, видели все, всем понравилась шутка, все радовались, веселились. Честно сказать, я такого от Радика не ожидал. Но все же надеюсь, что он не будет так сильно опускаться, все-таки он любимый артист нашей публики, у него хорошие концерты. Надеюсь, его концерты будут продолжаться еще долгие годы, будут расти и развиваться. Надеюсь, что в человеческом плане он не потеряет себя. Желаю ему, чтобы деньги и слава не вскружили ему голову.


«ЕСЛИ РАДИК ЖЕЛАЕТ СТАТЬ ЗВЕЗДОЙ РОССИЙСКОЙ ЭСТРАДЫ, ТО ЕМУ НАДО «ОКУЛЬТУРИВАТЬСЯ»

— Какова была тогда основная причина ухода из команды Элвина Грея?

— Уход из группы — моя инициатива. Я объявил о выходе из этого коллектива еще ранее по причине того, что Элвином Греем не были выполнены условия, которые нами обговаривались. У меня было одно главное условие, на которое Радик согласился, но не выполнил. Он его не выполнил, сезон завершался, я ему позвонил и сказал: «Без обид, мы можем остаться друзьями, но из проекта я ухожу». И оставшиеся концерты они уже отыграли без меня. До тура у нас была студийная работа, мы записали песню «Яңгыр», которую он исполняет с Фирдусом Тямаевым. Моя гитара звучит в песнях «Аэропорты» и «Ночной Милан».

— Почему вообще решили работать с Радиком Юльякшиным?

— Это очень интересный момент, ведь до него я уже полгода как не сотрудничал ни с одним артистом, работа с артистами не доставляла мне должного удовлетворения. Радик смог сломать тот стереотип, который бытует у нас многие годы и который мы пытались сломать начиная с 2005-го. Несмотря на то что Радик не являлся частью татарской альтернативы, тем не менее он помог сломать старую систему, как будто бы заявляя, что так петь можно и нужно. И это видно по зрителям, которые воспринимают его как мессию. Наконец-то на татарской эстраде появилось нечто качественное и востребованное. Вот он и марширует по всему Татарстану и Башкортостану. Молодец! В этой части я не стесняюсь его хвалить, я его поддерживаю. Поэтому, когда он мне позвонил с предложением поехать в тур, я предварительно согласился. Детали мы обговаривали позже.


— Куда этому проекту нужно развиваться дальше?

— Если Радик желает стать звездой российской эстрады, как говорил в одном из своих интервью, то ему надо «окультуриваться». Начать хотя бы читать книжки. Научиться говорить. Бросить свои пацанские замашки, типа «стопэ-мопэ», «харэ» и т. д. Пусть наймет себе репетитора по русскому языку. А то скажут: «Что за звезда? Говорить не умеет». Машет руками, как пташка, когда слов не хватает. Может быть, это часть имиджа — использование таких слов, как «стопэ», махание руками и нехватка слов, хотя я так не думаю. Салават — парень-рубаха, такой свой, из деревни, тоже допускал всякие вульгарности на сцене, вследствие чего потерял добрую часть своих зрителей. По этой причине многие мои знакомые давно перестали ходить на его концерты. Что касается Радика, то он простой открытый парень, безусловно, талантливый, хороший «слухач», говоря нашими профессиональными терминами.

Продолжая вопрос о развитии проекта, скажу, что следовало бы правильнее построить работу с персоналом, в особенности с творческим, не относиться к ним как к быдлу или жлобам. Они планируют организовать лазерное шоу, я не знаю, стоит ли это считать показателем высоты творчества, хотя людям, безусловно, это интересно.

«Ильхам Шакиров - исполнитель международного уровня» «Ильгам Шакиров — исполнитель международного уровня» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТОЛЬКО САМЫЙ ГЛУПЫЙ ЧЕЛОВЕК КИНЕТ ВЫЗОВ МОҢ»

— Татарская музыка в принципе может выйти на международный уровень?

— Она и так на международном уровне. Например, Ильгам Шакиров. Он исполнитель международного уровня. Салих Сайдашев — международного уровня. Все у нас давным-давно на международном уровне. Вопрос в другом: на каком уровне наша современная музыкальная культура? Если речь об этом, то Элвин Грей на своем личном примере показал, как можно делать современную музыку.

У нас в Татарстане нет кадров, которые легко бы решили эту проблему. У нас не ценят кадры. Это болезнь всего человечества. Кадры важнее нефти и газа. Кадры — наиглавнейший актив. Гениев заклевывают уже в детстве. А тех, кто выжил в детстве, добивают уже во взрослой жизни. Нет кадров. До сих пор не можем снимать нормальное кино, несмотря на то что уже более 10 лет проводим международный кинофестиваль. Казань вышла на мировой уровень в политике, спорте, но только не в музыкальной культуре. И главная причина — это отсутствие кадров.

Мы видим, что правительство уже высказывается по данной проблеме, видно, что ищет решение вопроса. Все смотрели видео, где президент Татарстана Рустам Нургалиевич высказывается по этому поводу. Я считаю, что нужно создавать условия для привлечения кадров. Это главная проблема. Нужно четко представлять проблему поломки механизма. Здесь также понадобятся ресурсы, которые тратятся на спорт. Но разовым мероприятием, как «Үзгәреш җиле», проблему не решить. Я знаю, что привлекали какого-то режиссера из Москвы...

«Разовым мероприятием, как «Үзгәреш җиле», проблему не решить»Фото: «БИЗНЕС Online»

— Там было много московских.

— То есть понадеялись на то, что он нам быстренько сделает современное татарское шоу?..

— Из современной татарской эстрады можно кого-то выделить?

— У нас традиционная эстрада. Есть конечно что-то, выходящее за эти рамки. Но я бы лично не работал, скажем, в сторону джаза. Я понимаю, что джаз — это хорошая музыка, у нас есть замечательные коллективы, но нужны новые проекты. На сегодняшний день мне уже приелся джаз, точнее, псевдоджаз, приелся фанк, который очень любит Yummy Music. Я считаю, что нужно развиваться дальше. Приелась этника, где смешивают фольклор с современными направлениями, с тем же фанком и джазом. Это уже неинтересно.

Говоря о татарской музыке, многие обязательно представляют какие-то скачки на конях, бегающих в шкурах людей. Для современной музыки важен просто модный качественный саунд. Посмотрите, что сейчас в моде — минимал, дип хаус и т. д. Иногда в моде композиции, где звучит один инструмент. Это не просто мода, это возврат к искусству. Посмотрите статистику ведущих музыкальных сайтов, таких как iTunes. Там можно ознакомиться с самыми популярными треками, особое внимание уделено ритм-секции, то есть бочке с басом.

— А как же татарский моң?

— С ним ничего не случится. Знаете, сколько у нас хранителей моң? Весь народ у нас — хранитель моң. С ним ничего не случится. Только самый глупый человек кинет вызов моң и противопоставит ему свое творчество. Вообще, татары консервативны в этом плане: во-первых, сами не знают, чего хотят, во-вторых, все запрещают, причем самим себе. Расслабьтесь и получите удовольствие.


— В чем тогда феномен исполнительницы Tatarka? У нее миллионы просмотров на YouTube.

— У них есть хорошие ресурсы для PR, у них творческий коллектив, который гастролирует по Европе, у них много подписчиков. Среди прочего запустили клип по ресурсам этого театрального коллектива, и наша Tatarka со своим акцентом «хайпанула». И лайки — не в честь татарского языка и ее акцента, а в честь общей концепции этого театра абсурда, столь популярного в Европе. Но мы-то с вами знаем, что это не показатель крутости творчества певицы. Главный показатель для артиста — это концерты. Пусть она придет и устроит концерт.

Допустим, если бы Алсу Сафина не была дочерью своего отца и жила бы в Татарстане, думаете, смогла бы она стать известной певицей? Вряд ли. То есть она стала известной, минуя Татарстан, а республика уже просто приняла ее на основе чисто массового рефлекса. Если бы Зуля Камалова не стала победительницей какого-то важного конкурса в Австралии, думаете, ее бы тут восприняли? Если бы она свою творческую карьеру начинала здесь, ситуация была бы хуже, чем с Мубаем.

«В КАЗАНИ Я УЖЕ НАУЧИЛСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛЮДЕЙ ПО ГОВОРУ И ОБРАЗУ МЫШЛЕНИЯ»

— Известный продюсер Рустам Сарваров однажды сказал, что песенная школа татар отстает от башкирской.

— Полностью с ним соглашусь, у нас в Казани прижилась школа итальянского вокала «на зевке». А Тукай, описывая традицию пения татар, говорил о том, что петь надо слегка приоткрытым ртом, расслабленно, без напряженного «зевка». Именно в такой манере поют башкиры по сей день. В Казани такую школу вокала представляет Мингол Галиев.

— А в чем феномен Салавата, Филюса Кагирова, Рустама Маликова, Хании Фархи? Все они из Башкортостана. Этот список можно продолжать бесконечно. Вы сами из Башкортостана.

«Раньше было трудно сделать карьеру татарского певца в Уфе. Все ехали сюда, здесь становились звездами, получали квартиры» «Раньше было трудно сделать карьеру татарского певца в Уфе. Все ехали сюда, здесь становились звездами, получали квартиры» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Возможно причина в том, что в Башкортостане менталитет и воспитание отличаются.

— У татар тоже?

— Там уже неважно, какой ты национальности. Там другой менталитет. Все — русские и татары — обязательно слушают классику рока. Они все это знают. У них такой же богатый багаж музыки, что и у жителей европейской части России. Башкортостан является донором талантливых музыкантов и певцов: ДДТ, Lumen, Земфира, Роберт Юлдашев, Губин и даже Спиваков, а также множество музыкантов, работающих в разных крутых проектах, например у Григория Лепса, группы «Аквариум» и т. д.

Кстати, вышла интересная книга местного автора о музыкантах и музыкальных коллективах, работавших в крутых проектах в советское время, — «Антология казанского рока». В частности, некоторые музыканты работали с Аллой Пугачевой. Есть ли подобная книга в Уфе, я не знаю. Но могу сказать пару слов о музыкантах моего родного города — Туймазы. Некоторые из них были участниками знаменитого коллектива «Караван-Сарай». Будучи детьми, мы бегали в парк слушать ВИА, игравшие на танцплощадках. Затем мы уже подросли, участвовали в различных рок-фестах города. Потом произошла смена эпохи, когда во всем мире слушали «Нирвану». В это время я как раз переехал в Казань, где в 2005 году начал свое татароязычное творчество.


— В Башкортостане башкирский рок существует уже около 30 лет.

— Я считаю, что это менталитет и воспитание. Там другие аура и атмосфера. Там люди понимают эту музыку, понимают ценность и нужность. Я не удивлюсь, если там возникнет какое-то новое направление. У них с искусством дела обстоят получше: и фильмы они снимают неплохие, и фольклор богатый. Многие кадры в советское время находили понимание именно там, а не здесь. Например, постановщик танцев Файзи Гаскаров.

— Гаскаров — татарин, здесь не был востребован, уехал в Уфу. Там даже улица в его честь есть.

— Повторюсь, чиновникам надо научиться ценить кадры. Самим же пригодится.

— Тенора Ильгама Валиева не взяли в Казанский оперный театр, а в Уфе сделали главной национальной звездой.

— Менталитет везде свой. В Казани я уже научился определять людей по говору и образу мышления. Чувствуются всякие ареальные деления. Например, Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Сарманово больше предрасположены к современной музыке, лучше понимают. Там, я думаю, будет результат.

— А Арск? Балтаси?

— Арск, Балтаси — вряд ли. Не в обиду. Там непопулярны такие вкусы.

— Но «Сайяр-Инсаф», еще пара рэперов балтасинские же?

— Что касается рэпа, то это исключение. Это не совсем музыка, в рэпе в основном выпендриваются своими тачками, телками, деньгами, хотя есть романтичные рэпчики, а также социалка, есть мелодичный романтичный рэп. Вот как раз в исполнении Кактуса и «Сайяр-Инсафа» есть замечательная песня «Мин сине онытмам». Ну а самым социально крутым рэпером я считаю Назмея из Кукмора. А «Иттифак» уже старички. Но старички такие, на коне еще.


Хотя впервые рэп я услышал не у «Иттифака» в 2005-м, а у Хомая в конце 90-х— на первых татарских дискотеках в ДК Менжинского. В то время проводились встречи земляков-татар из Башкирии или Сибири, Чувашии. Все это заканчивалось песнями и плясками. Вот там я и увидел наших рэперов. Я тогда еще не сочинял на татарском. Это было весьма удивительно. Но я понимал одно: если уже существуют такие социальные движения, то должны быть разноплановые жанры татароязычных песен. Все шло к возникновению татарской альтернативной музыки как движения. В клубе «Шарык» должен был появиться жанр типа бардовской песни. Я написал около 6–7 песен национально-патриотической тематики. Сегодня я участвую в создании татарских армейских песен. Активно участвую в создании религиозной и суфийской музыки. Я везде, где нужны мои идейно-музыкальные услуги. Кстати, к бардовской песне я бы отнес Зульфата Хакима и Ильфака Шигапова.

— С Ильфаком Шигаповым были знакомы? В чем его трагедия?

— С Ильфаком (рухы шат булсын) я был знаком. Я думаю, он не щадил себя. Он был умным и талантливым продюсером, был хорошим поэтом и журналистом. Он также был бунтарем. В первые годы альтернативы мы были вместе, потом пути разошлись. По всей видимости, он уже не видел себя в альтернативном движении. Возможно, что-то пошло не так, как он хотел. Возможно, он представлял это по-другому. Но он личность сильная, ему необязательно было находиться в кучке с другими. Я думаю, он четко знал, чего хочет. У подопечных Ильфака был плотный график концертов. Повторюсь, артист — это концерты, этого он и добился. Добился всеобщего признания, в общем, и ушел сильно. Как поэт.

— Возвращаясь к теме Башкортостана, почему все татарские певцы оттуда едут в Казань?

— Раньше было трудно сделать карьеру татарского певца в Уфе. Сейчас не знаю, какая там обстановка, но тогда было сложно. Все ехали сюда, здесь становились звездами, получали квартиры.

Я понимаю в какой-то степени политику башкир. Меньше чем сто лет назад башкиры лишились вотчинного права владения собственной землей, закрепленной за ними еще в чингизову эпоху. Собственная земля, родовые деления, национальная идентичность — они были хозяевами собственной земли. Остальные же находили убежища на их землях и были припущенными крестьянами за 10 копеек в год. Советская власть упразднила вотчинное право и поделила землю по своему усмотрению, поэтому башкиры прилагают все усилия для сохранения своей самобытности. Большинство из них знают свое происхождение, хранят родословную. Говорят, что у некоторых даже сохранились оригиналы грамот на владение вотчиной.

Казанские татары идентифицируют себя больше по местности проживания, а не по родам, как это было в древности. И это не позволяет точно определить историческое происхождение казанских татар. Надо помнить, что термин «казан татары» на татарском появился только в 1920-е годы при советской власти. Ну раз назвались татарами, давайте писать и историю. Назвался груздем, полезай в лукошко — давайте искать татар. А они, оказывается, везде! Мы типа аж с границ Китая пришли. Это все чушь. Вот что значит заниматься историей, игнорируя родословные. Лично я занимаюсь своей родословной. Хотя некоторые у нас занимаются шәжәрә — Марсель Ахметжан, например. Ильфак Шигапов занимался родословной деревень. Не зная своей местечковой истории, как мы можем писать о татарах на границах Китая? До сих пор непонятно, как произошли сегодняшние татары, почему назвались татарами? Ведь в древности уже были татары. Зачем понадобилась эта путаница? Даже сам Дамир Исхаков вынужден утверждать, что есть татары эти и есть те. Не путать!

Раз уж об истории речь зашла, то хотелось бы и про святую тему славянства пару слов сказать. «Славянин» в нашем современном понимании впервые начинает использоваться только при Екатерине II. Значит, все, что до нее, — это ложь: не было древних славян. Сейчас уже существует альтернативная школа российских историков. Почитайте. Историки в основном рабы системы. И подгон истории — это их обычная работа. Исказители реальности, проще говоря, вруны. Историей объективно может заниматься только непредвзятый человек. И таких сейчас много. Они ставят под сомнение, а точнее, даже не принимают, что якобы основной источник российской истории — «писания Нестора», оригинал которых отсутствует и, скорее всего, никогда и не существовал. Поэтому все пересматривается и переписывается.


ИДЕЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ТАТАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА УМЕРЛА В ТОТ ЖЕ МИГ

— Вы ведь в свое время приехали в Казань учиться.

— Я здесь с 1995 года. Я приехал сюда учиться. Поступил на факультет иностранных языков и закончил его. Работал в школе и в институте преподавателем.

— Сколькими языками владеете?

— Профессионально я владею шестью языками, которые имею право преподавать и по которым имею дипломы и сертификаты — русский, татарский, турецкий, арабский, английский, фарси. Ну по сравнению с Лениным, который знал 19 языков, это ничто.

— Вы учились в то время, когда все предметы преподавались на татарском языке?

— Я поступал в Татарский государственный гуманитарный колледж. Вывеска у двери выглядела следующим образом: Татарстан Җөмхүрияте / Мәгариф визарәте /Татар дәүләт гуманитар көллияте. Позже в Госсовете выступили против использования слова «жумхурият». Официально оставили слово «республика». Многие журналисты до сих пор используют слово «жумхурият», и мне оно тоже по душе. В нашей восточной исламской цивилизации у этого термина есть четкий смысл, и нечего лукавить. Другого смысла, кроме как «республика», у него нет. Слово «министерство» мы переводим как «министрлык». Раньше было слово «визарәт» от слова «вәзир» — министр. Вот так у нас некоторые слова не прижились ввиду множества оппонентов данного процесса.

По идее, все предметы у нас должны были преподаваться на татарском языке, на практике оказалось немного сложнее, поскольку языковая политика в Татарстане слабая. Нет поддержки сверху, все держится на народном энтузиазме. Язык у нас существует традиционно. Если родители не увидят в этом перспективы, они ни за что не будут учить татарскому своего ребенка. Вот религия ислам оказывает положительное влияние на сохранение языка, например, принято решение о проведении проповедей только на татарском языке.

По плану наш колледж должен был превратиться в главный татарский университет. Преподаватели были из КГУ, вели уроки на татарском. Там же формировалась терминология. Все термины мы записывали, ведь термины тоже не за один день делаются. Они должны быть корректными, пройти естественный отбор и прижиться в речи. Например, слово «очкыч» (самолет). Люди все равно говорят самолет, «очкыч» не прижился. Таких примеров много. Но тем не менее процесс продолжается и должен продолжаться.

Шаймиев соединил институт с педагогическим университетом, чем поставил крест на идее создания национального татарского университетаФото: Оксана Черкасова

— А какие термины прижились?

— Вспомнился один случай. Я работал в одной татарской газете, переводил некоторые новости с иностранного языка на татарский, корректировал текст и отправлял редактору. Попалось мне слово «вертолет». Я по привычке решил придумать слово на татарском и придумал слово «боргалак», отправил редактору. В свет это слово вышло без буквы Г — боралак. Существовало ли это слово до меня или нет, я точно утверждать не могу, хотя всем бессовестно рассказываю, что это я придумал.

— Почему гуманитарный институт не стал главным национальным университетом?

— При мне колледж получил аккредитацию, при мне он стал институтом. И после меня одним росчерком пера Шаймиева он перестал существовать. Это все зависело от тогдашнего президента. Он соединил его с педагогическим университетом, чем поставил крест на идее создания национального татарского университета. Эта идея умерла в тот же миг.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (88) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.08.2017 10:33

Согласен. Сам не ожидал. Интервью достаточно умное, плотное, все обоснованно и в тему. Исамаил имеет свою обоснованную точку зрения по любому вопросу, имеющему место в мире, а не только в музыке. Умеет рассуждать и рассуждает логически выверенно, в отличии от сотни других представителей татарской эстрады умеет говорить, формировать и озвучивать свои мысли, а не только слова песен под музыку. Реально, приятно удивлен. В таком случае, мы - татары, ещё поживем!

  • Анонимно
    13.08.2017 09:04

    Им до Асхата из Дебершатр очень и очень далеко.

    • Анонимно
      13.08.2017 11:47

      Ну как. Асхат не певец. Он сам об этом говорит. Это его хобби. А исамаил зарабатывает от музыки. И как их сравнивать.

      • Анонимно
        14.08.2017 13:19

        Я правильно понял, что кроме футболки, этот "отец татарской альтернативы" ничем более не знаменит ?

  • Анонимно
    13.08.2017 09:23

    Почему то смешно

  • Анонимно
    13.08.2017 09:35

    Достаточно умное интервью!

    • Анонимно
      13.08.2017 10:33

      Согласен. Сам не ожидал. Интервью достаточно умное, плотное, все обоснованно и в тему. Исамаил имеет свою обоснованную точку зрения по любому вопросу, имеющему место в мире, а не только в музыке. Умеет рассуждать и рассуждает логически выверенно, в отличии от сотни других представителей татарской эстрады умеет говорить, формировать и озвучивать свои мысли, а не только слова песен под музыку. Реально, приятно удивлен. В таком случае, мы - татары, ещё поживем!

      • Анонимно
        14.08.2017 00:17

        Только теперь понял, что он просто умный, а не путевые!

      • Псевдоним
        14.08.2017 08:26

        Человек, владеющий, помимо русского и татарского, еще 4 иностранными языками, по определению не может быть глупым. Это только у нас родители ноют, что их ребенок татарский в школе учит.

    • Анонимно
      13.08.2017 10:59

      согласен и откровенное интервью. Хотя бы по такой фразе:
      "Гениев заклевывают уже в детстве. А тех, кто выжил в детстве, добивают уже во взрослой жизни."
      И вы хотите иметь в республике талантливых банкиров? строителей?,чиновников наконец? А они нам нужны?
      Главный принцип суверенитета который сработал на все сто -назначаю кого хочу, а ты как был дураком талантливым таки им и останешься...
      Интересно в в Вашем трудовом коллективе это не прослеживается? Щас выясним методом плюсов и минусов.
      Плюс-это "свой" руководитель, имеющий повеление "сверхю". Минус- человек сам ,своим умом пришедший к отличным результатам

      • Анонимно
        14.08.2017 12:32

        Есть такое. Побочный эффект от недостатка нормальной элиты у татар.

  • Анонимно
    13.08.2017 09:35

    БО, сделайте интервью с Мубаем. Надо напоминать публике о настоящих местных суперталантах.

  • Анонимно
    13.08.2017 09:45

    Убийство идеи национального университета - это покушение на достойное будущее нации.
    Нет ни оправдания, ни прощения.


  • Анонимно
    13.08.2017 09:54

    Откровенно

  • Анонимно
    13.08.2017 10:15

    Фирдуз Тямаев! Жаль, делают вид, что его не замечают. Он в одном ряду с такими романтиками как Рафаэль, Ободзинский, Лепс: голос, отдача, образ.

    • Анонимно
      13.08.2017 11:51

      Фирдуз - молодец! Не разменивается на дешевую, карнавальную клоунаду. Парень с нашего двора, которого создатель в темечко поцеловал и он запел - девочек радовать!

  • Анонимно
    13.08.2017 10:47

    Алканат салкын янгырлар очень приятная композиция. Жаль что ребята распались.

  • Анонимно
    13.08.2017 11:09

    Это все субкультура, она есть везде и всюду,зачем приплетать сюда идею татаризации не понятно, университеты какие-то,спонсировать ещё все это,и потом сидеть с умным видом в бейсболке и джинсовке рассуждать о нацкультуре.Вот вся эта альтернатива такая,и академические тоже музыканты такие.Давайте честно,музыка и татары,это слон в посудной лавке.Татарин,знаю многих из интервью лично,без обид,но после 15 лет работы в этой тусовке,ну нет у нашего народа никакой культурной повестки,она искусственно генерируется,людям главное квартира, машина,дом,работа,деньги,здоровье и в авто играет обычно радио с американской попсой,вот и вся повестка.

    • Анонимно
      13.08.2017 13:12

      У меня в машине играет Элвис и Салават, Битлз и Асхат Дебет шато, Синатра и Ильхам Шакиров.

    • М.К.
      14.08.2017 06:02

      Ну Вы же из проржавевших, судя по сказанному, так что Ваше мнение неактуально

    • Анонимно
      14.08.2017 08:30

      >музыка и татары,это слон в посудной лавке
      Такое может написать лишь человек, который понятия не имеет что такое татарская музыка. Мы народ мега музыкальный и фольк у нас на все 146% отличный. Подкачала только современная эстрада, но и среди них находятся бриллианты. Со временем все будет, движение проглядывается отчетливо.

    • Анонимно
      14.08.2017 12:28

      Абрам Левинсон тоже считает, что фамилия Иванов и музыка - несовместимы. Тем не менее, и среди русских есть неплохие музыканты. А у булгар (татар и башкир) - тем более.

      • Анонимно
        14.08.2017 20:24

        Увы, ни в СССР, ни в России, ни в одном из регионов не родилась ни одна звезда ни эстрады, ни попа, ни рока, чтобы стать реально всемирно признанной и известной.

        • Анонимно
          14.08.2017 22:43

          Более-менее мировую известность получили Парк Горького, Ангелы и Демоны (кстати, из Казани), Шах и Мастер (последние ввиду специфики жанра широко известные в узких кругах).

  • Анонимно
    13.08.2017 11:12

    В точку сказано про Национальный университет.

    А относительно музыки, нужно найти ритм, в целом сделать акцент из лирики в воинственное, убрать песни с тонкими мужчинами (голос, манеры), избавиться от сергей в ушах. Ну и, конечно, кривляние и английский в рэпах.

    А вообще, конечно, вопрос ребром: песня трогает или нет.

    Если, очень условно говоря, будет создана музыка, по качетсву близкая Таривердиеву, Рыбникову, песня типа Крейзи Аэросмит, она станет хитом, потом еще одна, можно считать, задача решена.

    • Анонимно
      13.08.2017 15:01

      Вы сами себе противоречите. Сначала говорите что нужно убрать серьги из ушей у мужчин, потом ставите в пример группу Стива Тайлера.

  • Анонимно
    13.08.2017 11:17

    Яхты интервью булып чыккан!

  • Анонимно
    13.08.2017 12:55

    Здорово, что есть такие представители современной татарской интеллигенции. Значит, у татар есть будущее.

    • С каких пор "альтернатива" стала интеллигенцией?

      • Анонимно
        13.08.2017 16:49

        Речь про "альтернативное" творчество.

      • Анонимно
        14.08.2017 08:35

        А почему они не могут быть интеллигенцией? Сейчас не те времена, когда родители запрещают своим детям слушать Битлз. Если человек умен, воспитан и ему не безразлична судьба нации, то вполне себе заслуживает называться татарской интеллигенцией.

      • Анонимно
        14.08.2017 14:22

        15:03 Когда я учился в вузе, мне очень понравилось определение, которое нам преподнёс преподаватель философии (не знаю, сам придумал или взял от какого-то другого автора). Интеллигент - это человек, профессионально занимающийся умственным трудом. То, чем занимается Альберт, при всех физических аспектах действий в его профессии, - это умственный труд, требующий квалификации, навыков и умения.

  • Анонимно
    13.08.2017 12:57

    Странно, конечно..) Даже, мало-мальская критика определённого эстрадного персонажа не допускается на страницах БО. Даже, если сам материал и интервью понравилось.

    И этот пост не пропустят, уверен)

  • Анонимно
    13.08.2017 13:40

    Как в стародавние времена - диагностические распри мешают всему и всем?

  • Анонимно
    13.08.2017 15:19

    Альберт все правильно написал в целом ! Надо современную татарскую культуру развивать и делать её конкурентоспособной ! Если власть это не поймёт то молодые люди будут уезжать в Москву и Заграницу чтоб там развивать своё творчество ...

  • ArtemAA
    13.08.2017 15:31

    Пусть она придет и устроит концерт.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/354190

    Так уже собирала и по-более концертов Э.Грея, причём в Москве и СПБ, с русской аудиторией.

    А вообще проблема татэстрады как по мне - они поют для татар на татарском. А петь надо для всех, используя язык который нравится.

    • Анонимно
      14.08.2017 00:36

      речь идет не о концертах LittleBig, а о концерте Татарки, у которой два трека всего

      • Анонимно
        14.08.2017 14:31

        Ей надо логотип модифицировать. Tatarka - это русское слово латинскими буквами. А надо просто Tatar или Tatar Kyzy ( "гёрл", "пьюпл"))) ), Tatar baby или что-то в этом роде, если хочет обозначить своё этно.

    • Анонимно
      14.08.2017 08:38

      Забавно. Татарская эстрада, которая не на татарском, но все же остается татарской? Это как? Их не будут слушать татары, тому есть примеры.

  • Анонимно
    13.08.2017 16:18

    Акыллы малай.

  • Анонимно
    13.08.2017 16:26

    Удачи Альберту! Очень интересное интервью! Такие инакомыслящие люди нужны, и их надо поддерживать!

  • Анонимно
    13.08.2017 17:12

    люблю(в хорошем смысле) людей неординарных.
    прикольное интервью.
    АГ.
    ))
    ЗЫ:кстати,я появился в городе и жутко соскучился по всем.

  • Анонимно
    13.08.2017 17:41

    Побольше таких думающих людей, а не поддакивающих где надо и не надо!

  • Анонимно
    13.08.2017 20:15

    Альберт дорес язды. Эгэрдэ без бу сайтта да татарча язсак, татар теле яшэр иде.

  • Анонимно
    13.08.2017 20:34

    Журналист апа, почему не спрашиваешь, кокой именно был уговор между Альбертом и Элвином?

  • Анонимно
    13.08.2017 21:38

    И давно башкир видит молодых разговаривающих на татарском

  • Анонимно
    13.08.2017 21:55

    Спасибо за интервью. Давно не получала такого удовольствия от чтения. Честно скажу, я не знала кто такой Альберт Исмаил, чего поёт, где выступает и вообще не разбираюсь в татарской эстраде. Но, чуть ли не впервые я услышала голос очень образованного, интеллигентного, талантливого представителя татарской нации, который высказывается о культуре, об обществе прямо, здраво, без реверансов, конъюнктурных измышлений, без оглядки на нащальников.У него есть позиция, собственное мнение. Мне не всё близко, но после лицемерного хора депутатов, глав и приближённых к ним, это как глоток чистой воды. Открыла для себя "думающих" татарстанцев. Уважение и благодарность.

    • Анонимно
      14.08.2017 12:22

      +1. В БО нередко бывают такие интервью. А это просто шикарно!

  • Анонимно
    13.08.2017 22:09

    Рэхмэт Сезгэ,Альберт!

  • Анонимно
    13.08.2017 22:17

    Татар рухы калган кешелар татарча аралашырга тырыша, кызыксына, " бумажный" татарлар тик бар айберне хурларга гына торалар, бер бармагын да, халык, тел сакларга кыймылдатмыйлар.

  • Анонимно
    13.08.2017 22:29

    Мощное интервью. Гульназ, рахмат бик зур!

  • Анонимно
    13.08.2017 22:48

    Смешно наблюдать в пробках за теми, кто слушает татарскую эстраду.

  • Анонимно
    13.08.2017 23:00

    Умный ,толковый парень .

  • Анонимно
    13.08.2017 23:47

    1999 год, Казань, УНИКС, фестиваль "Студенческая весна". Альберт Исмаил, будучи студентом ТГГИ, поет песню из репертуара египетского певца Амра Диаба, оранжированную в испанском стиле. Можно ли Амра Диаба назвать альтернативой? Конечно нет, хотя в его репертуаре были и песни в стиле РЭП. Однако свою славу он приобрел как арабский певец, поющий песни в национальном стиле. Примерно так же можно описать и ливанского певца Рагеба Аляму, который пел в разных стилях, но известен именно как арабский певец. К чему это я? Да к тому, что татарская альтернатива, описанная здесь Альбертом - это тупик, пусть даже с элементом татарскости. Альтернатива должна быть такой же профессиональной как и ее антипод. Например, альтернатива в виде Машины Времени была альтернативой высокопрофессиональным коллективам как Веселые Ребята, Самоцветы, Поющие Сердца и.т.д. А у нас клоун Элвин пытается быть альтернативой Салавату, и как не странно иногда у него получается. Но получается у него не из-за его профессионализма, а из-за того, что Салават слишком рано записал себя в небожители. Пример из футбола: Спартак в прошлом чемпионате стал чемпионом не из-за своего мастерства, а из-за того, что Зенит и ЦСКА слишком рано решили, что они тоже небожители. Место Спартака в новом чемпионате реально показывает "кто есть ху" - как говорил Горбачев. Надо поднять уровень татарской песни, тогда и уровень альтернативы поднимется...
    И напоследок про ТГГИ. Не стал бы он татарским университетом, даже если бы его оставили на месте в том далеком 2005 году. По той простой причине, что иптэш Гайфуллин, будучи ректором был слабоват для роли основателя университета. Не надо и забывать как он стал ректором ТГГИ - бывшего министра Гайфуллина на парашюте опустили на место живого ректора Загидуллина, а человек способный ходить по головам не способен на высокие задачи. Среди открыто возмущавшихся в 2005 этим фактом я помню Фандаса Сафиуллина, но не помню Альберта Исмаила

    • Анонимно
      14.08.2017 14:38

      То есть выпускник с пятилетним стажем должен был "толкать" вопрос о ректоре предполагаемого университета и связанных с этим проблемах?

    • Анонимно
      14.08.2017 20:27

      Например, альтернатива в виде Машины Времени была альтернативой высокопрофессиональным коллективам как Веселые Ребята, Самоцветы, Поющие Сердца
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/354190
      Я сполз почти под стол...

      • Анонимно
        15.08.2017 16:50

        Вылезай из-под стола. Конечно же неправильно написано. Как писал Подгородецкий в своей книге в Машине профессиональным музыкантом был только он. А в Веселых ребятах и Самоцветах все были профессиональными музыкантами

  • Анонимно
    14.08.2017 00:58

    Айдар Галимов не когда не ставил концерт в Г.Камал и он больше 5-6 концертов не делал в одном месте!Салават да!!!

  • Анонимно
    14.08.2017 01:02

    Из интервью понятно что все талантливые музыканты разбегаются из Татарстана не только по стране но и по всей планете и там востребованы. Возвращаться не собираются
    Может это новый казанский феномен? (((

  • Анонимно
    14.08.2017 09:07

    вот Яшясен например только с утра слышал

  • Фирдаус
    14.08.2017 10:19

    Неужели их кто -то слушает и ходит на их концерты?

  • Анонимно
    14.08.2017 10:24

    А почему у татар и русских нет своего Джона Леннона,борца за свободу и мир во всём мире.За идею никто не рубится,все трепещут перед "бабками".

    • Анонимно
      14.08.2017 11:18

      Леннон сначала "бабок срубил" немало вместе с группой, а потом уже стал "за мир во всём мире", не забывая при этом получать авторские за каждую песню...

    • Анонимно
      14.08.2017 20:28

      При всём уважении к Леннону, он особо не заморачивался идеями борьбы за мир во всём мире... Разве что под влиянием Йоко и наркоты.

  • Анонимно
    14.08.2017 10:33

    //Я занимался созданием молодежного татарского сленга//

    А оно надо?

    • Анонимно
      14.08.2017 12:15

      Однозначно. Оно и так создается, но неуправляемо по разным направлениям. Лингвист и член молодежной сообщества знает лучше как это сделать.

      • Анонимно
        14.08.2017 14:51

        Сленг искусственно не создаётся. Он создаётся стихийно - кто-то придумает одно удачное слово, получившее популярность, кто-то другой - придумает другое слово, которое другим понравилось - и они подхватили эту задумку, и т.д.

        По-моему, никто не может декларировать себя единоличным автором "молодежного татарского сленга".

  • Анонимно
    14.08.2017 10:36

    //Чтобы ты мог поехать за границу и гордо заявить: «я булгар»//

    Иностранцы будут долго "репу чесать" - "что бы это значило?". Скорее всего подумают, что товарищ приехал из Болгарии.

    • Анонимно
      14.08.2017 12:12

      Почему? Я в Турции говорил, что я "болгарский тюрк" (синоним Казанского тюрка). И ничего, многие понимали после разъяснения. Татар в Турции в 99% тоже считают крымскими, а "Татаристан" - Крымом. Если только турок не поработал в Казани. За границей в Европе татар не знают, кроме тех случаев, что считают дикими всадниками из монгольских степей. Реально. Приходится объяснять, что мы "русские турки", на крайняк.

      Болгар - это объединительный этноним татар и башкир. Не надо разъединять наш великий народ, имеющий одно прошлое и два настоящих. И почему мы должны не именовать себя так и оправдываться перед кем-то. Болгар, татар, башкорт - все одно и тоже сегодня.

      • Анонимно
        14.08.2017 14:59

        а мы и есть потомки монгол и китайцев,только потом тюркировались и приняли Ислам и в свою орду приняли много финноугров и славян.

      • Анонимно
        14.08.2017 15:03

        //Я в Турции говорил, что я "болгарский тюрк"//

        Это термин уже существует, и он не имеет никакого отношения к татарам. В Болгарии уже существуют "болгарские тюрки". Под этим термином понимаются турецкая община живущая в Болгарии, оставшаяся в Болгарии после отделения Болгарии от Османской империи.

        //Болгар - это объединительный этноним татар и башкир//

        Башкиры никакого отношения к булгарам не имеют. Да и татары к булгарам имеют косвенное, второстепенное отношение. Во всяком случае все татарские учёные так считают.

        См.
        - Рафаэль Хакимов: «Кто такие булгары?»
        https://www.business-gazeta.ru/article/77295

        - Рафаэль Хакимов: «Меня всегда сопровождали булгаристы с требованием переименовать Татарстан в Булгаристан»
        https://www.business-gazeta.ru/blog/324457

        • Анонимно
          14.08.2017 17:12

          Р.Г. Фахрутдинов - археолог историк "Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и ее территория" издан в Казани 1975 году под эгидой АКАДЕМИЯ НАУК СССР. Казанский филиал. Институт истории литературы и истории им. Ибрагимова. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры.
          Ответственный редактор доктор исторических наук А.Х. Халиков
          стр. 84: "Территориальная преемственность Волжско-Камской Булгарии и Казанского ханства находит яркое дополнение в преемственности отраслей экономики и культуры булгар и казанских татар; пашенное земледелие на широких площадях с применением паровой системы, развитые международные и внутренние торговые отношения, прежде всего по волжско-камской речной системе, аналогии в градостроительстве монументальной архитектуре и т.п. лапидарная эпиграфика, характерная во всем Поволжье лишь для булгар и казанских татар, сходство и тождество ювелирного искусства, орнамента, предметов быта, орудий труда и оружия, сходство и продолжение духовной культуры (письменность, литература, религия) самосознание народа считающего булгар своими предками, сохранение легенд и преданий о булгарских временах, почитание развалин булгарских городов селений и кладбищ ("шэхрэ Булгар", "Иски Казан" ,"иски юрт", "иски зират" и др.)
          В данной книге приведены описание 1855 памятников т.е. городищ, валов, селищ, кладбищ с надгробиями, отдельные надгробия, грунтовые могильники, кладбища без надгробий, клады вещей и монет, находки вещей и монет.

          C.Х. Алишев историк «История Казанского ханства» Казань -2003г. стр.12 : «На территории Золотой Орды народ с именем татары не проживал, так называемый язык татарский не сохранился, археологические находки и другие свидетельства отсутствуют»
          Стр. 14: « Сам народ до 1917 г. противился называть себя татарами. Писатели, поэты и другие деятели, под произведениями подписывая свое имя добавляли тахаллус "аль Булгари"

          На основании приведенных выше некоторых документов можно утверждать, что название татары было намеренно навязано булгарскому народу в различные периоды его развития из конъюктурных соображений властвующих структур ( таких как хакимов , после распада союза , партработников надо было сажать в тюрьмы. )

          • Анонимно
            15.08.2017 10:13

            Все это легко оспорить.

            Татарлыктан татар hич гарь итэрме,
            Кеше yз исмене инкяр итэрме.
            Татарлыктан татар угълы татармын,
            Татар тогел димэ — башын ватармын!
            Это было написано не в 1017г. а в 1875г и без приставки аль Булгари, просто Дердменд.

            • Анонимно
              15.08.2017 11:03

              1. Это не оригинал текста , лекго поменять татар на булгар.
              2. Закир Рамеев ( Дердменд) - издавал выходившие в Оренбурге журнал «Шуро» («Совет», 1908—1917 гг.), редактором которого являлся Ризаитдин Фахретдинов Журнал «Шура» Оренбург .1912г. №22 стр.68. «Болгар дэулэте тэисис идэлде …
              Болгар тореклэре бу кондэ Казан, Самар, Уфа, Оренбург, Вятка, Саратов вэ Эстархан вилаятлэрендэ яшэрлэр…» - «Булгарское государство было основано… Сегодня булгарские тюрки живут в Казанской, Самарской, Уфимской, Оренбургской, Вятской, Саратовской и Астарханской губерниях»
              Из статьи «Болгарларнын пайтэхате улан Болгар шэhэре» - «Столица булгар город Болгар» Далее пишет «Без болгар тореклэре болгарилар: татар исеме безнен халык очен дорес тугел»- «Мы булгарские тюрки булгары: называть нас татарами неверно»
              3. Cтенографический отчет Государственной Думы России, заседание 10-ноября 1910г.стр. 1078-1087 « Известный булгарский ученый, политик Садри Масуди заявил что «… термин татары - не научный термин он основан на историческом недоразумении»- это слова зятя брата Закира Рамиева.
              Вы когда начнете изучать историю своего народа?? как вам не стыдно писать всякую чушь!

            • Анонимно
              15.08.2017 11:30

              Габдулла Тукай (1886-1913 г.г.) Великий поэт в своем стихотворении «Гыйлем бакчасында» («В саду знаний») 1905г.
              Перевод А.Ахматовой .»Жиhанда болгарнын вар улдыгына канигь улсыннар» -(«Пусть поверят все народы в то что есть булгар земля»).

        • Анонимно
          15.08.2017 11:21

          Хакимов не историк он физик.

    • Анонимно
      15.08.2017 11:31

      Рукопись XIX в. Архив Казанского Института Языка и Литературы и Истории им.Ибрагимова.(КИЯЛИ). Коллекция 39. опись1 единица хранения 16.. На титульном листе рукописи надпись «Болгар йортонда» -т.е. книга написана в «Булгарской стране». Стр.5 «Конлэре бер кон Болгар йортонда вар иде…» - «Однажды в Булгарской стране жил…»

  • Анонимно
    14.08.2017 12:03

    БО, спасибо вам за интервью с известным и любимым народным музыкантом.

    Исмаил развивает свою мысль очень тонко и взвешенно. Интересно почитать мнение профессионала.

  • Анонимно
    15.08.2017 09:59

    Понравилось"Так нельзя петь"салавата но это имеет отношение ко многим слушала недавно р закирова замечательно душевно но сафина для домашнего круга всетаки люди не бесплатно пришли на концерт так нельзя

  • Анонимно
    15.08.2017 11:32

    Там - проповедников краса, там шейхов целые леса,
    Ясны хафизов голоса, читающих Коран священный.
    В стране булгар мы без труда найдем деревни, города,
    Но не сравним их никогда с Казанью древней, несравненной!
    Гали Чокры Аль Булгари.Восхваление Казани. Анталогия т. поэзии. Казань, 1957 г .

  • Анонимно
    15.08.2017 11:37

    Такие личности должны создавать новые современные термины, слова, возрождать старинные. Почему нельзя жумхурият говорить? Сюз булдыру телебезга бик киряк, бу эшта бер-нича тель бельгян кешеляр башкалардан файдалырак хем аларнын эхамияте зор. Кызганычка каршы халкыбызнын кюпчелеге телебезнен язмышына битараф, милли зыялыларыбыз да бу эшта кюренмиляр. Мяданиятебезне кютарю телебезне ян,агадан булдырмыча болмы.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль