Политика 
6.11.2017

Василий Лихачев: «Не то что за статью, за каждое слово Конституции Татарстана бились!»

Бывший вице-президент Татарстана о «крепостном праве», подменившем региональную политику, и о том, придется ли править Основной Закон РТ

Сегодня исполнилось 25 лет Конституции Татарстана. Один из участников ее разработки — вице-президент российской ассоциации международного права, член ЦИК РФ Василий Лихачев — рассказал «БИЗНЕС Online» о том, как сам писал положения о правах человека, какие сумасшедшие дебаты были в парламенте РТ, как участвовал в них Минтимер Шаймиев. Также Василий Николаевич высказал мнение о параличе, который разбил европейские институты после каталонских событий, и предложил «дать дедушке Ленину Нобелевскую премию».

Василий Лихачев Василий Лихачев Фото: «БИЗНЕС Online»

«А ВОТ ПОСМОТРИМ, КАК ТАТАРСТАН БУДЕТ ОБРАЩАТЬСЯ СО ВСЕЙ ЭТОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ...»

— Василий Николаевич, что дала Татарстану принятая в 1992 году Конституция?

— Очень многое. Может быть, впервые в пространстве Российской Федерации принятая республикой Конституция продемонстрировала, что в нашей стране может быть демократия, что есть и учитывается мнение многонационального региона, а в Татарстане проживают представители более 170 национальностей. Вторая важная позиция — Конституция, наконец, стала адекватной экономическому потенциалу нашего региона. Напомню, что во времена Советского Союза, когда существовала Татарская АССР, ВВП республики превосходил объединенный ВВП трех прибалтийских республик — Эстонии, Латвии и Литвы, но при этом у них был статус союзных республик, а у Татарстана — автономной. И вот этот переход к объективной экономической оценке был очень важным. Республика, одна из первых в Российской Федерации, заявила о себе как о собственнике (ст. 16 Конституции РТ: «Земля, ее недра, водные, лесные и другие природные ресурсы, животный и растительный мир используются и охраняются в Республике Татарстан как основа жизни и деятельности народа» — прим. ред.), но при этом ответственном собственнике. Находясь тогда на определенных уровнях власти (с 1991 по 1995 год Лихачев был вице-президентом РТ, с 1995 по 1998-й — председателем Госсовета РТ — прим. ред.) и будучи неплохим юристом, я понимал, что без экономики, без определения отношения к собственности и принятия целого блока мер и шагов развиваться республика не сможет. Ведь я знаю, что в Москве тоже во многих кабинетах смотрели: вот у них «Татнефть» есть, Казанский вертолетный, КАПО, КОМЗ, «Оргсинтез», КАМАЗ... А вот посмотрим, как Татарстан будет обращаться со всей этой собственностью...

— Куда это приведет, да?

— Тогда мы взяли ответственность не только за состояние, за инфраструктуру, но и за то, что собственность, переданная многонациональному Татарстану, должна приносить результаты, должна расти. И Татарстан, получив этот объем собственности, какие-то политические права, например, на расширение внешнеэкономической деятельности, ведение внешней торговли, все эти политико-правовые полномочия, работал на то, чтобы нашу экономику внедрить в международное разделение труда, в мировое хозяйство. Это было сделано не только за счет потенциала, в том числе высокого интеллектуального потенциала Татарстана, но и за счет развития горизонтальных и вертикальных связей — с субъектами Российской Федерации, с федеральным центром, благодаря чему и центр получил толчок для развития. Сейчас, когда прошло 25 лет, хочу сказать, что толчок оказался недостаточным. Сегодня в федеральном центре, в федеральных структурах должны понимать, что Российская Федерация — это страна регионов, нужно этот потенциал использовать. Нынешний, 2017 год показал, что в управленческом аппарате федерального центра необходима подготовка или переподготовка по вопросам федерализма и регионоведения.

...
Фото: archive.gov.tatarstan.ru

«ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДУ СЛОВА, МИТИНГИ, ДЕМОНСТРАЦИИ, НА РЕФЕРЕНДУМ — ЭТО ЖЕ КЛАССИКА ЕВРОПЕЙСКОЙ ДЕМОКРАТИИ!»

— Хорошая постановка вопроса! Видно, что регионы сегодня зажимают...

— А почему зажимают? Потому что исходят из принципов чуть ли не крепостного права: поставить в угол, наказать, пригрозить... Считаю, что мы, например, никак не можем принять те действия, которые сегодня на наших глазах, на глазах хваленой европейской цивилизации демонстрирует официальный Мадрид. Когда арестовывают членов каталонского правительства, когда выдают международный ордер для ареста руководителей Каталонии... Во мне бурлит совесть, когда я получаю такую информацию от своих друзей по Европейскому союзу из Бельгии, Германии, Франции... Там тоже люди задумались: что происходит?! Можно не соглашаться с идеей независимости, но есть же Европейская хартия демократии, Европейская конвенция об основных свободах и правах человека... Право человека на свободу слова, митинги, демонстрации, право на референдум — это же классика европейской демократии! Самое страшное, что сегодня нет желания ни в Брюсселе, ни в Мадриде говорить с каталонцами, проголосовавшими за независимость, нормальным, цивилизационным языком. Слушайте, уже заканчивается второе десятилетие XXI века! Мы где оказались?

...
Фото: archive.gov.tatarstan.ru

— Как смотрится опыт Татарстана по принятию своей Конституции в 1992-м и подписанию договора с Москвой в 1994-м в свете последних событий в Испании?

— Как самый современный и востребованный! На татарстанском опыте совершенно нет паутины времени, его надо изучать и применять.

— Наверное, поэтому именно вы, человек, который знает этот опыт досконально, предложили на проходившей в Казани конференции по внешним связям регионов РФ разработать Европейскую конвенцию регионального самоуправления...

— В Европе есть очень хорошие документы по местному самоуправлению, по низшему звену. Есть несколько документов, которые регулируют особый статус нескольких регионов, приграничных общностей. А идею разработки Европейской конвенции регионального самоуправления я еще 20 лет назад высказывал на площадках совета Европы. Конгрессы местных региональных органов власти частью были за. К слову, эту идею поддержали те области, которые сегодня как раз очень возмущены каталонскими событиями. Это представители Фландрии, Лиги Севера Италии, Ломбардии, французской Корсики... Могу список продолжить.

— Вы на конференции назвали какую-то невероятную цифру, сказали, что около 400 разных регионов мира живут с мыслью о независимости и суверенитете...

— Я сам удивился, когда прочитал об этом в материалах ООН. Это цифра ООН, а не от какого-либо эксперта: от 200 до 400. Есть умные и толковые структуры в Организации Объединенных Наций, которые занимаются исследованиями региональных процессов, и они пришли к такому выводу: минимум 200 территорий являются носителями идеи новой самостоятельности. Это и Африка, и Латинская Америка, и Азия, и Европа, конечно. На фоне каталонских событий я был поражен, что официальные структуры ЕС и вообще европейских институтов разбил паралич. Я долго думал, какое слово тут подходит, и остановился на этом — паралич. Мадрид это воспринял как отмашку на жесткую позицию: никаких переговоров, никаких компромиссов...

....
Фото: archive.gov.tatarstan.ru

«РУКОВОДИТЕЛИ РАЙОНОВ НЕ ТО ЧТО ЗА ВЫРАЖЕНИЕМ ЛИЦА ШАЙМИЕВА СЛЕДИЛИ, ОНИ СЛЕДИЛИ ЗА ДВИЖЕНИЕМ ЕГО МИЗИНЦА»

— Конституцию Татарстана как раз и удалось принять благодаря переговорам и компромиссам в тогдашнем татарстанском парламенте — Верховном Совете.

— Вспоминаю те тяжелые дни, когда мы принимали Конституцию Татарстана. Какие были дебаты сумасшедшие! Каждый раздел Конституции, каждая статья, начиная от первых слов преамбулы и заканчивая заключительными положениями, — это результат споров, компромиссов. Не то что за статью, за каждое слово Конституции бились! Меня тогда президент республики Минтимер Шарипович Шаймиев постоянно приглашал давать комментарии, известный профессор юрфака Казанского университета Борис Леонидович Железнов выступал на заседаниях парламента. Я без голоса возвращался домой... А мог бы Шаймиев применить административный ресурс? Мог! Тем более в зале у него было явное большинство. Там же сидела масса районных руководителей, которые не то что за выражением лица Шаймиева следили, они следили за движением его мизинца... Так что я называю процесс принятия Конституции Татарстана по-настоящему демократическим. Хочу подчеркнуть — благодаря именно Татарстану, нашей Конституции принцип разграничения и делегирования полномочий, наряду с принципами суверенитета, уважения права народа на самоопределение, является конституционным принципом современной Российской Федерации. Надо понимать, что Россия — многонациональная страна, что России договоры нужны для эффективного управления. Регионы очень разные — по экономике, по культуре, по национальному составу... И это нельзя не учитывать. Вот создали федеральное агентство по делам национальностей. Хорошее дело, очень хороший человек его возглавил, боевой, — Игорь Баринов. Но смотрю: там, к большому сожалению, пошли по пути составления разных инструкций, описаний, разработки программ, их утверждения...

— А надо?

— А нужен живой разговор с регионами. Вот почему бы федеральной власти не провести ассамблею народов России? Есть же хороший пример — ассамблея народов Татарстана. Почему мы боимся разговора со своим многонациональным народом? Меня никто не убедит в том, что представитель любой национальности не является дитем своего происхождения. Как все мы думаем о своих родителях, бабушках и дедушках, детях, так человек и опирается на свое происхождение, в момент большого напряжения вспоминает свой язык. Яркий пример — «Семнадцать мгновений весны»...

— Радистка Кэт!

— Да, она во время родов кричала «мама» по-русски... Я бы сказал, что в этом проявились и ум, и тактичность писателя и сценариста Юлиана Семенова.

— Фильм великолепный... И писатель тоже.

...
Фото: archive.gov.tatarstan.ru

«МОСКВИЧИ СНАЧАЛА ВОСПРИНИМАЛИ НАС КАК «ВРАЖЕСКУЮ ТАТАРСКУЮ ДРУЖИНУ»

— Один показательный пример. В 1999 году под Парижем, в Рамбуйе, собрались эксперты по линии ОБСЕ, они искали пути решения конфликта между Сербией и автономным краем Косово. Как рассказал мне известный болгарский дипломат Стефан Васильев, там на столах лежал текст российско-татарстанского договора 1994 года на английском языке, потому что лучше, чем этот договор, как сказал Стефан, ничего не нашли... Сейчас, я думаю, настало время, тем более на фоне каталонских событий и острой ситуации в Донбассе, для заимствования и другого российско-татарстанского опыта — методики проведения переговоров, опыта по созданию атмосферы уважения, когда стороны, первоначально жестко настроенные по отношению друг к другу, позднее доброжелательно жмут друг другу руки. 

— Вы наверняка в таких переговорах не раз участвовали — и по Конституции, и по договору Москвы и Казани...

— Помню первые переговоры по договору, когда мы приехали в Москву с премьером РТ Мухамматом Галлямовичем Сабировым и еще несколькими товарищами. Нас встретили просто ледяным холодом! Даже в то время министр юстиции России Николай Федоров, который учился в Казанском университете... Четко можно было разделить — вот представители России, вот представители Татарстана. Мы то ли понимали, как смягчить атмосферу, то ли характер такой — взяли и подарили каждому по коробке чак-чака... И это возымело такое действие! Они же, видимо, представляли, что какая-то вражеская дружина прибыла...

— «Вражеская татарстанская дружина»!

— А мы, оказывается, вполне себе дружелюбные люди, под мышкой у которых чак-чак... Мне тогда удалось составить, считаю, удачный список делегации. У москвичей вопросы по истории — наш историк Индус Ризакович Тагиров отвечает, вопросы по федеральному законодательству — профессор Железнов, вопросы по экономике — председатель госкомитета по управлению госимуществом РТ Фарит Газизуллин, финансовый блок — министр финансов РТ Дмитрий Нагуманович Нагуманов... Такая была сильная делегация! Тогда у меня сложилось впечатление, что внутри ельцинской команды были люди, может быть, даже процентов 30–40, которые не хотели договора Москвы с Казанью, не хотели урегулирования отношений. Для них Татарстан, который на расстоянии 800 километров от столицы, вообще был непонятен. Знали, что там нефть, что там какие-то машины производят. А вот то, что там многонациональный народ живет, что это народ интеллектуальный, что он во все исторические периоды Российского государства выстраивал мост между Западом и Востоком... Думаю, не случайно еще в царские времена, в XVIII–XIX веках, Императорский Казанский университет давал мощнейшие кадры востоковедения. Были известные профессора, были люди, которых брали на дипломатическую работу... Поэтому считаю сегодня очень важным изучение подходов, методологии, которые демонстрировали Татарстан на переговорах с федеральным центром, а также Москва, которая захотела понять позицию республики.

...
Фото: «БИЗНЕС Online»

«КОНСТИТУЦИЮ ТАТАРСТАНА МОЖНО СРАВНИТЬ С ДОКУМЕНТАМИ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ»

— Как юрист скажите, Василий Николаевич, надо ли вносить изменения в Конституцию Татарстана из-за того, что нынешним летом не был продлен договор между Москвой и Казанью? Там же прямо в первой статье говорится про этот договор («1. Республика Татарстан — демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан „О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан“», — прим. ред.)...

— Для элиты, для законодателей Татарстана это важнейшая задача. Вносить изменения в Конституцию РТ, совершенно очевидно, придется. Но это не значит, что прямо завтра это надо делать, бежать впереди паровоза. Как бывший председатель парламента Татарстана я вижу, что нужно создавать группу толковых, спокойных, цивилизационных экспертов, которые бы провели очень серьезный мониторинг разных статей, положений Конституции Татарстана и выполнили еще один большой блок работы, ведь на Конституцию завязано законодательство республики, в том числе сфера бюджетных отношений, налогов и прочее. И вот эту работу надо провести, по крайней мере, для себя, разработать концепцию изменений. 

— Почему все-таки Москва отказалась от договора с Татарстаном?

— Мне кажется, что решение тех или иных проблем все равно потребует принятия договоров, тем более российская Конституция этот институт и этот принцип зафиксировала. И он относится к той части Конституции РФ, которая не может быть отменена, это железный, устойчивый, безусловный приоритет. Но нужна политическая воля на использование договорных полномочий в тех или иных сферах. Сама жизнь показывает потенциал Татарстана как авторитетного государства, (ст. 5 Конституции РФ: «2. Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство», — прим. ред.), имеющего отношение к исламу, к мусульманским традициям. Напомню один пример. Когда из-за сбитого самолета испортились отношения между Россией и Турцией, довольные американцы потирали руки: сейчас турки обратятся к НАТО, а там есть 6-я статья о взаимной помощи... Вот какие далеко идущие планы были. Я тогда говорил, что восстановление российско-турецких отношений пойдет через региональную составляющую. И Минтимер Шарипович мне сказал: «Ты очень правильную идею высказал...» Он-то прекрасно понимает, и я знаю, какой глубокий объем сотрудничества имеют Турция и Татарстан, причем в экономике прежде всего.

— В тот нелегкий период немало СМИ обвиняли Татарстан в том, что он не разрывает связи с Турцией...

— А вот еще показательный факт. В начале ноября МИД РФ и аппарат президента РФ приняли решение, что в 2018 году очередное заседание межправкомиссии России и Саудовской Аравии состоится в Казани. Уверен, это будет великолепное продолжение того диалога, который состоялся недавно между королем Саудовской Аравии и президентом России. Так что хочешь не хочешь, но Татарстан имеет потенциал в укреплении международных связей Российской Федерации. Другое дело, нужно ли это оформлять каким-то специальным соглашением. Сегодня по таким вопросам легко договариваться, опираясь на федеральное и республиканское законодательство. Там же все эти вещи расписаны. Но вопрос самолюбия... Наверное, он есть. Но это в значительной степени психологическая категория, а надо руководствоваться прагматичными соображениями. Поэтому делаем вывод: Конституция Татарстана играла и продолжает играть важную роль в жизни республики. Процесс внесения поправок логичен. Сегодня в мире мы не найдем ни одной страны, которая бы в свою Конституцию не вносила поправок. Начиная с США, их великой Конституции... Думаю, сегодня намного важнее не замыкаться на юридической материи, а думать о том, как лучше реализовать полномочия республики, чтобы рос экономический потенциал Татарстана. Полагаю, что наша Конституция является примером для других регионов именно с точки зрения применения. Когда в том далеком 1992 году я свежим взглядом посмотрел на только что принятую Конституцию, увидел — получился красивый политико-юридический документ, явление высокого юридического уровня! Я бы сравнил нашу Конституцию с Конституцией Французской буржуазной революции, с документами Парижской коммуны, с документами Великого Октября.

— Вы их считаете великими?

— Если посмотреть подписанный Лениным Декрет о мире, все его положения актуальны и сегодня. О том, что «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире», «немедленном мире без аннексий и контрибуций», что продолжение войны рассматривается как «величайшее преступление против человечества»... Кто скажет, что это неактуально? Ленин и сегодня за Декрет о мире достоин Нобелевской премии мира. Тогда, 100 лет назад, бюрократия молодой власти просто не успела подготовить документы для представления в Нобелевский комитет. Не успели! Дайте сегодня дедушке Ленину Нобелевскую премию!

— Ваше требование понятно, как и ваша высокая оценка Конституции Татарстана...

— Еще раз подчеркну — это документ межнационального согласия, миротворческий, который позволяет решать многие серьезные проблемы социально ориентированной экономики, содержит социальный блок, направлен на заботу о человеке. Я сам писал положения, которые касаются прав человека, и каждое слово сверял с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации, почему и трудно сделать к нашему Основному Закону какой-то подкоп. Я изучил тогда Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, два ооновских пакта о правах человека 1966 года, многие другие документы, все международные обязательства России... И все международно признанные права перенесены в Конституцию Татарстана. От нее отказываться нельзя. Но если жизнь требует внести какие-то изменения, думаю, это надо сделать для эффективности нашего Основного Закона, с 25-летием которого поздравляю всех татарстанцев!

— Спасибо за интересное интервью! И вас тоже с днем рождения Конституции Татарстана!

Лихачев Василий Николаевич родился 5 января 1952 года в Нижнем Новгороде.

Окончил Казанский государственный университет им.. Ульянова-Ленина (1975), аспирантуру КГУ (1988).

1988–1990 — заведующий отделом Татарского обкома КПСС.

1990–1991 — председатель комитета конституционного надзора Татарской ССР.

1991–1995 — вице-президент Татарской ССР.

1995–1998 — председатель Государственного Совета РТ и заместитель председателя Совета Федерации РФ.

1998–2003 — постоянный представитель Российской Федерации при Европейских сообществах, Брюссель.

2003–2004 — советник президента Республики Ингушетия.

2004–2008 — член Совета Федерации РФ, заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам.

2008–2010 — член Совета Федерации РФ, заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам.

2010–2011 — заместитель министра юстиции Российской Федерации.

2011 — советник председателя федерации независимых профсоюзов России.

2011–2016 — депутат Государственной Думы РФ шестого созыва.

3 марта 2016 года указом президента РФ назначен членом Центральной избирательной комиссии РФ.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (65) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.11.2017 09:13

И что мы получили? Вся собственность оказалась в руках узкой группы представителей этнократии. А простой народ в той же Казани, не смотря на массированную пропаганду высокого уровня жизни в РТ и ее иллюзию, льющуюся из каждого утюга, имеет мЕньшие зарплаты, мЕньший уровень доходов, чем в сравнимых Самаре, Нижнем Новгороде, не говоря про Екатеринбург, Новосибирск и т.д. А те предприятия, которые оказались в руках "удащливых", они платят народу меньше, нежели зарплаты в аналогичных крупных предприятиях за пределами РТ. Т.е. клановость как фактор, который душит конкуренцию, лишь негативно влияет на благосостояние жизни в РТ. Это прекрасно видно по всем сферам. В сфере строительства той же. Зарплаты в отрасли низкие, цены на недвижимость высокие в сравнении с доходами и аналогичными показателями доходы/цены в других регионах, все крупные независимые конкуренты-застройщики исчезли. Сырьевые компании - аналогично. Банки. Сравнить нищенские зарплаты в АКБ и аналогичных крупных банках в других регионах... И так везде.

  • мотоцикл
    6.11.2017 08:44

    одна страна-один закон.

    • Возможно, позднее, трансформация региональной политики в духе самоуправления , будет актуальной. Но в нынешней ситуации, вызванной экономической изоляцией России в мире и перехода страны на мобилизационно-экономический формат , рассмотрение таких аспектов, выглядит не актуальным.
      В целом интервью весьма противоречивое, как и личность интервьюера, которая почему-то, всегда отторгалась системой ( сначала из Татарстана, потом из России). В Татарстане Лихачёв был использован, как знаток международной политики, а потом отторгнут.

      • Анонимно
        6.11.2017 13:34

        Лихачев очень помог им захватить власть, они в шоколаде, а где Лихачев, даже наверное золотых акций Татнефти не имеет, здорово использовали. Василий Николаевич могут еще раз подставить, не связывайтесь.

    • Азат Д
      6.11.2017 10:51


      Это Ымпэрия, а у нас федерация.
      Например, в США , федерации, каждый штат(государство) решает: носить оружие или нет, вводить смертную казнь или нет и т.д.



  • Анонимно
    6.11.2017 08:44

    Да,такой шедевр придумали,нашли чем хвалиться...

  • Анонимно
    6.11.2017 08:48

    Итог всем известен. Земля, её недра и все остальное служат пополнению списка Форбс и улучшению благосостояния уже внучек. И почему-внучек не обычного населения, а именно тех кто "бился" ))) В 100500 малых нефтяных компаний

  • Анонимно
    6.11.2017 09:07

    Бились? Хорошо. А почему сейчас не бьетесь? За татарский? Жирком обросли... больше не нужно ничего?

  • Анонимно
    6.11.2017 09:13

    И что мы получили? Вся собственность оказалась в руках узкой группы представителей этнократии. А простой народ в той же Казани, не смотря на массированную пропаганду высокого уровня жизни в РТ и ее иллюзию, льющуюся из каждого утюга, имеет мЕньшие зарплаты, мЕньший уровень доходов, чем в сравнимых Самаре, Нижнем Новгороде, не говоря про Екатеринбург, Новосибирск и т.д. А те предприятия, которые оказались в руках "удащливых", они платят народу меньше, нежели зарплаты в аналогичных крупных предприятиях за пределами РТ. Т.е. клановость как фактор, который душит конкуренцию, лишь негативно влияет на благосостояние жизни в РТ. Это прекрасно видно по всем сферам. В сфере строительства той же. Зарплаты в отрасли низкие, цены на недвижимость высокие в сравнении с доходами и аналогичными показателями доходы/цены в других регионах, все крупные независимые конкуренты-застройщики исчезли. Сырьевые компании - аналогично. Банки. Сравнить нищенские зарплаты в АКБ и аналогичных крупных банках в других регионах... И так везде.

    • Анонимно
      6.11.2017 10:25

      Все что в руках удащливых - все развивается хуже, нежели в нормальных условиях конкуренции в крупных ненац. регионах.

    • Анонимно
      6.11.2017 11:00

      недвижимость будет высокой до тех пор, пока строительный бизнес контролирует семья, конкуренции сейчас нет, действительно в РТ одна из самых неоправданно высоких цен на недвижимость.

    • Анонимно
      6.11.2017 12:40

      А кто виноват, что "мухи облепили котлеты"? К этому привело
      наше, со стороны народа, попустительство!
      И эти "мухи" облепили всю Россию, а не только Татарстан, но
      об этом "скромно" умалчивается.
      "Кивание" на другие регионы можно пояснить поговоркой
      "У соседа во дворе трава зеленее", - хотя там, у соседа, травы-то, уже давно, и нет.
      Созерцатель

      • Анонимно
        6.11.2017 14:04

        Все там есть, и трава и кусты и деревья! И конкуренция. Хватит повторять мантры ручных СМИ. Основной показатель, который определяет благосостояние - доходы. А они в названных городах ВЫШЕ чем в РТ и Казани. Причем мы сравниваем именно крупные регионы.

      • Анонимно
        6.11.2017 19:23

        В Татарстане еще не отказались от понимания "семьи", как это сделали в России. Как уйдет "семья" начнется раздербанивание.

    • Liko
      6.11.2017 15:53

      По сравнению с другими регионами уровень доходов не ниже. Не врите.
      http://www.riarating.ru/regions/20170515/630062559.html
      Можно посмотреть статистику строительства и там тоже ввод жилья на человека ниже. Просто в других регионах все намного хуже.

    • Анонимно
      6.11.2017 19:09

      У нас вся элита в основном здесь живёт, а в других регионах в Москве живут, фирмы регистрируют, налоги платят.

    • Анонимно
      6.11.2017 19:21

      Как у них говорится: не хочешь работать за дешево - не работай! Поищи где дороже заплатят! Но три шкуры дерут исправно!

  • Анонимно
    6.11.2017 09:14

    Помогла обоготиться удащливым.

    • Анонимно
      6.11.2017 10:47

      Наш Президент призывает уметь отделять мух от котлет!
      Так что, не законы виноваты, а не применение их или
      избирательность "правоприменения".

    • Анонимно
      6.11.2017 16:04

      Удащливый, вы в своей колее, из которой вам не выбраться никогда. Так и сыплете перлами - " обоготиться". Вы, неисчерпаемый кладезь золотых перлов.

    • Анонимно
      6.11.2017 20:32

      Именно так: Договор о разделе полномочий и принятая конституция РТ дали возможность, как сказано в коменте от 09:14, обогатиться "удащливым". На этом Всё! Возьмите конституцию РТ применительно к сегодняшнему дню. Ни одна статья конституции реально не работает. Декорация с картинками хорошей жизни не означает таковую в действительности. Её (конституцию РТ) можно 100 и более раз называть демократической, но спросите жителей республики и они в один голос рассмеются Вам в этом. Напомню, что "сталинская" конституция 1936г. всеми экспертами, юристами, политологами была признана одной из самых демократичных в мире. А что было в реальности? Так и у нас, жизнь построена по "понятиям", а не по конституции. (Камский)

  • Анонимно
    6.11.2017 09:17

    Верные продолжатели дела ельцина отстали от жизни.

  • Языковой конфликт в Татарстане выходит на самый напряжённый период. С одной стороны, резко будет собран конгресс татар, который будет использован как международная трибуна ( если его поддержат российские и мировые СМИ, хотя есть вероятность информационной изоляции). С другой стороны, Генеральная Прокуратура Татарстана потребовало отозвать из школ методические рекомендации, которые устанавливают обязательное изучение татарского языка. Надзорный орган потребовал от премьер-министра Татарстана Алексея Песошина привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудников регионального министерства образования и науки. Вот контуры и пункты, которые, на мой взгляд , актуальны:
    1. У Москвы по поводу языкового конфликта в Татарстане свои цели, но при этом, цели татар-отказников от татарского языка к Москве никакого отношения не имеют. Поэтому главная сейчас задача не диалог с Москвой, а диалог с татарами-отказниками от родного языка. Нужно исследовать объективно мотивы их выбора и сделать все, чтобы были созданы условия для сохранения и развития татарского языка. Не стоит нагнетать напряжения с Москвой, а также напряжение между русскими и татарами, тем более тогда, когда его нет, а есть активизация отдельных, прагматичных социальных групп Татарстана, пытающихся обращаться от имени всех татар.
    2. По поводу Конгресса Татар. Согласен, что его созыв нужен. Но только при условии, что этому собранию, удастся объективно выделить из проблемы языка ту, которая не связана со скрытыми инвестициями некоторых структур в разжигание этого межнационального пожара и искусственного раздувания языкового конфликта. Но возможно ли это?
    Будет ли это собрание иметь отношение к татарскому народу? Или между этим собранием и татарами уже зияет пропасть?
    3. В целом, сейчас существует два важных вопроса:
    а) Насколько действительно актуальна та проблема татарского языка для татар, которая сейчас появилась?
    б) Если это актуально, то необходим референдум.

    4. В условиях СССР Татарстан не имел таких условий для развития татарского языка, какие имеют место сейчас. И в этих условиях возникла могучая татарская культура, которой никогда в истории не было. И этих условий пока основательно никто не менял и , судя по всему, не желает менять! И вообще , речь не идёт о выживании языка. Не стоит подменять проблему. Не стоит хитрить. Но если это та самая хитрость, которая делает татар хитрыми, то это опасно!

    • Анонимно
      6.11.2017 11:17

      Бесполезно "писать" комментарии, - "трибуна" отдана
      только для нападок на "всё татарское".
      Надо же, поставить под сомнение //" Насколько действительно актуальна та проблема татарского языка для татар, которая сейчас появилась" - государственный статус нашего языка,
      который был принят на основе КОНСТИТУЦИЙ РФ иРТ!
      Это уже какой-то призыв к антиконституционным действиям!
      Созерцатель

      • Анонимно
        6.11.2017 12:21

        Созерцатель, дорогой! Пиши что хошь! Проблема татарского очень актуальна! И все таки Законы России надо соблюдать! По крайней мере 50% и более. Татары (простые) поддерживают русскоязычных

        • Анонимно
          6.11.2017 13:54

          Приведите конкретный закон, а не подзаконный акт, - тогда и "поговорим"!
          Да, насчет поддержки, - просвещенные
          (от слова - просвещение) русские, тоже, поддерживают государственный статус татарского языка. Удивительно (для Вас) - но,
          факт. Чуть не забыл: пожалуйста, не путайте
          просвещённых с образованными.
          Созерцатель

      • Анонимно
        6.11.2017 14:34

        Созерцатель, Вы несправедливы по поводу трибуны. В статьях БО и комментариях к ним даётся возможность услышать любое мнение , вот Ваше , например. В отличие от других республиканских СМИ. В том же Реальном Времени , например ,освещение вопроса с татарским языком ведется однобоко. А многие комменты читателей в защиту добровольности изучения татарского модератор просто не пропускает ((((

        • Анонимно
          6.11.2017 16:17

          Видимо, каждый (включая и меня) видит свое!
          Но, рассудите: к этой статье было "написано" шесть комментариев, - пропустили два (не считая этого) . А если "вообще", то модераторы БО не дают возможности комментировать опусы "звездных" господ, - "пылинке не дают
          упасть" на их "репутацию", конечно, кроме хвалебных. Всего доброго.
          Созерцатель

      • Анонимно
        6.11.2017 14:48

        Трибуна отдана ВСЕМ ! Чем и мне нравится БО, хотя избирательность по отдельным темам может быть и есть. А Вы не думаете что то, что Вы называете "нападками" назрело давно. И даже возможно это мнение большинства в РТ. Никто никогда об этом не узнает, потому что не все к сожалению могут выразитьт СВОЕ мнение по целому ряду причин. И эти причины - адм.ресурс и обязаловка. Вы выдохните и задумайтесь . На чашах весов "имидж" Татарстана и мнение народа. Большинства возможно, который предполагает компромиссное решение а не "анафему". Имидж ничто.... Нам еще жить и работать вместе.

    • Анонимно
      6.11.2017 16:19

      С подачи одиозного Жириновского, Кремль решил строить унитарное государство и это в то время, когда в мире появилась тенденция к самоопределению отдельных регионов в странах Европы и США. В Италии два региона хотят независимости, в Британии два региона, в Испании два региона, Новая Каледония во Франции, Фландрия в Австрии, Бавария, Баврия в ФРГ, ну и наконец штат Техас ( Тэксэс) в США. Самосознание отдельных народов растет и, если пытаться это остановить, то все это, можется закончиться очень плачевно для всех нас.

    • Анонимно
      6.11.2017 17:40

      Речь идёт о взаимоуважении, которая является основой государственности.

  • Азат Д
    6.11.2017 10:08


    Бились то бились, а она исполняется самой же властью в Татарстане?

    РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ 

    Статья 1 
    1. Республика Татарстан – демократическое правовое государство,

    Статья 2 
    Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность Республики Татарстан. 

    Статья 3 
    1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Татарстан является ее многонациональный народ. 
    2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 
    3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 

    Статья 9 
    1. Государственная власть в Республике Татарстан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. 
    (посмотрите на Госсовет)

    Статья 11 
    1. Республика Татарстан – светское государство. 
    2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. 

    Статья 13 
    Республика Татарстан – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 

    Статья 20 
    1. В Республике Татарстан не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. 
    (ПСО Казань привет)

    Статья 28 
    1. Все равны перед законом и судом. 

    И т. д. , там очень много интересного

    • Анонимно
      7.11.2017 01:41

      Статья 20. Вамин, просто мол, змк за 20 лет поставили сх на колени, не дали развиться и сами сдулись. Изначально ничего не вкладывая. И все это чутким руководством ч2 ст3. Существуют и тухнут районы где главы охраняют покой малых нефтяных компаний. А сколько за 25 лет выкачали большие ?

    • Анонимно
      7.11.2017 12:36

      Дорогой АЗАТ.Д!!!
      Ты правильно делаешь что печатаешь выдержки из КОНСТИТУЦИИ!!
      Однако ты постарайся печатать такие вещи выдержки из КОНСТИТУЦИИ РФ
      и в "НЕЗАВИСИМОЙ ГАЗЕТЕ"
      и в "ИЗВЕСТИЯХ"
      и в "РБК"
      Напоминай эти статьи конституции РФ всем в России в том числе всему Русскому народу.
      Это будет здорово!!
      Будь здоров просветитель ты мой!!!
      С уважением
      Простой человек

  • Анонимно
    6.11.2017 10:20

    Василий Николаевич, я Вас очень сильно уважаю, как своего бывшего преподавателя. Но с Конституцией РТ получилась какая-то комедия, а может трагедия в итоге. Не живите прошлым, мир и так сошёл с ума.

  • Анонимно
    6.11.2017 10:51

    У нас как в том фильме.
    Либо власть ведет народ в загс. Либо народ ведет власть к прокурору

  • ПанАлекс
    6.11.2017 10:59

    Ну почему он так все передергивает? Не было никакого бурного постатейного обсуждения! Да и как могли обсуждать депутаты вариант начальника - Шаймиева, ведь большинство депутатов были - главы местных советов, которых назначал сам Шаймиев!
    Вот и представил Шаймиев документ, где был только один госязык - татарский (без русского) и что Татарстан вообще не в составе Российской Федерации. Но оппозиция с Грачевым представили альтернативный вариант конституции РТ на порядок грамотнее и толковее, что даже большинству "глав" понравился и включили его в обсуждение. Но вместо согласительной комиссии Шаймиев провел выбор вариантов - объявив что "большинством из присутствующих" победил его вариант (попробовали бы главы против Шаймиева голосовать!). Понятно что такой "выбор" резко снизил легитимность конституции.
    Народ вообще не был допущен до обсуждения и принятия конституции. Ельцинская хотя бы референдумом принималась!
    Но дальше, при окончательном принятии конституции и возникла "последняя битва" - небольшая группа депутатов, части голосов которых не хватало для 2/3 конституционного большинства, "встала насмерть" за включение русского языка как государственного и включении статьи, что Татарстан - часть Российской Федерации. И угрозы им, родным и детям в школе не помогли - они отстояли русский язык и целостность Российской Федерации! Я уже говорил спасибо всем - Грачеву, Васильеву, Султанову, Сиразину, и всем им, ну еще и недавнему соседу по КС -Беляеву.
    Но принятая с такими сомнительными уловками Конституция РТ уже в первые 5 лет подверглась значительным изменениям - 75% статей изменили! Например, сначала там был полный запрет купли-продажи с/х земель, но захотели стать владельцами - и раз - поменяли конституцию! Поставили Мухаметшина главой правительства - тут же меняют конституцию - что вторым после президента становится глава правительства. Вернулся Мухаметшин в парламент - конституцию переделывают обратно!
    Большего неуважения к своей конституции больше нет ни в одной стране мира!
    И вот даже сейчас используют Конституцию РТ как разменную монету - в ст. 8 сказано:
    ...
    1. Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.

    2. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях Республики Татарстан государственные языки Республики Татарстан употребляются на равных основаниях.
    ...
    Но тут же идет извращение Конституции и объявляют, что если татарский - государственный, то его обязаны изучать в школах!
    Но об обязательности нет ничего в Конституции РТ!
    Статья 34

    1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

    2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

    Именно эти права, отраженные в статье 34 и были нарушены исполнительной властью РТ, министром Фаттаховым, Минобрнауки РТ, директорами школ и учителями...
    Именем Конституции нарушать конституционные права граждан!

    • Анонимно
      6.11.2017 11:11

      Спасибо всем тем депутатам, что отстояли русский язык. Если бы не они, кто знает чтобы здесь заварилось.
      Хорошо помню, как проталкивали конституцию без референдума, просто поставили перед фактом всех живущих.

    • Анонимно
      6.11.2017 18:20

      Спасибо, ПанАлекс!

  • Анонимно
    6.11.2017 11:00

    Очень умный человек! Москве бы такие кадры управленческие как в Татарстане- страна бы зацвела!

  • ПанАлекс
    6.11.2017 11:15

    Значит до сих пор нельзя рассказывать про американских "советников" и прямых указаниях Госдепа? Да без американской "крыши" власти РФ в момент бы все "суверенитеты" разгромили!

  • Низами
    6.11.2017 13:48

    Вся беда в том, что для наших чинуш и Конституции, и Законы, как говорится, "что дышло...".
    Даже стихи про них пишутся...

    Дуракам закон не писан
    Если писан,то не читан,
    Если читан,то не понят,
    Если понят,то не так.
    Спросу с дурака поменьше,
    Больше жалости от женщин,
    Если он не прекословит,
    Если мирный он дурак.

    А когда дурак при власти
    Много от него напасти
    На людей тоску нагонит
    И лишит людей всех благ.
    Похваляясь своей силой,
    Многих он сведёт в могилу,
    Коль такой завёлся в доме,
    Хуже он в сто крат,чем враг.

  • Анонимно
    6.11.2017 14:25

    Уважаемый Василий Николаевич ! А вспомните изза чего в конце 90-х Вы уехали из РТ ? Дело ведь не в карьере. В Брюсселе тоже ведь не сахар было по сути с нуля. История повторяется и вопрос национализма бумерангом вернулся сейчас. Я удивлен, что обратились за поддержкой к Вам, казалось бы должному испытывать двоякие чувства к нынешнему правительству РТ. Мы, пацаны из команд 1-2 созывов воспитывались на Ваших компетенциях, опыте, интеллекте, старались подражать даже ... Вы прекрасно знаете (уверен) почему идет разрыв в отношениях с центром. И чья это вина. "Колхоз" проник всюду не оставив шансов развития мыслящим и готовым самостоятельно не только принимать решения но и брать персональную ответственность на себя. А сейчас он просит совета и помощи...

  • Анонимно
    6.11.2017 14:42

    Как же надоел этот суверенитет ((( От кого мы независимы ?
    Целых 25 лет проходит этот эксперимент на нашей земле, результат - всё богатства оказались в руках тех, кто провозглашал себя правителями Татарстана, кто до сих пор занимает все руководящие места в Республике и чьи дети и внуки входят в список Форбс

  • Анонимно
    6.11.2017 15:34

    А многие кивают на Горбачёва, Ельцина ? Вопреки существующей на тот момент Конституции РСФСР, в состав которой входила на правах автономии ТАССР. Без изменения в установленном Конституцией РСФСР порядке её данных положений, не уполномоченным на то органом был принят этот не правовой, ничтожный документ. О чём ещё можно говорить с "докторами наук" и прочими, которые ныне говорят о "правовом" государстве ?

  • Анонимно
    6.11.2017 16:40

    Империя-как система ,как государственное образование-исчерпало себя за долгие тысячи лет.Сегодня Россия-это аморфное государство,где каждый регион живет сам по себе:нет никаких скреп-ни экономических,ни духовных.Есть определенная группа людей имеющая власть,через силовой диктат армии и полиции-все.Есть региональные чиновники, которые помогают обирать свои народы в пользу паразитирующего центра.И теперь, когда не стало идеологии-колониальный характер системы стал виден уже и не вооруженным глазом.Ради чего трудится человек на производстве,если вся прибыль в виде налогов уходит из регионов в Москву? Если бы деньги оставались в регионе-там бы уже можно было бы выложить все дороги(которые как после бомбежки)не просто выложить, а покрыть их золотом.Построить дома и давно решить квартирные вопросы(а не создавать смертельную войну из за квартир).Давно бы была уже работающая медицина и образование.А главное: человек на производстве имел бы стимул и мотивацию к труду.Он бы знал,что все что он делает- идет в его регион.Все бы трудились зная,что своим трудом они в первую очередь поднимают свой регион свою малую Родину!Это сегодня больше чем очевидно и распад России,Москвы-как большого "пылесоса"-неизбежен.Поэтому те,кто сегодня сидят у власти в Москве-вольно или невольно участвуют в разрушении страны(потому как нового они ничего не придумали-система отработана веками,зачем его менять?Но не хотят ничего менять и понимать что она устарела изжила и пережила себя).Но скорее власть имущие,знают близкий крах системы и пытаются просто уже оттянуть свой неизбежный конец:не случайно-все деньги недвижимость и дети-за границей.В выигрышном положении сегодня-это регионы доноры(их-12)-где сосредоточены промышленность и сырье.Когда распад будет очевидным и неизбежным-они объявят о своей независимости,предварительно заручившись поддержкой ЕЭС и Америки.Западный мир их естественно признает(как пример наши вчерашние союзные республики)Если бы не ядерная дубинка-процессы пошли бы быстрее.Просто пока эта дубинка даже у такой маленькой страны как Северная Корея может иметь магическую силу воздействия на большой мир,хотя она в 20 раз меньше России.
    Поэтому сегодняшнее шараханье системы: то в совок, то в православие-показывает ее глубокий кризис. Идеологии, которая могла бы сплотить такую огромную территорию, где живет многонациональный народ у режима-НЕТ! А без идеологии империи, как правило, разрушались.Когда язычество уже перестало отвечать требованиям времени и люди стали уходить в христианство-рухнула Римская империя,как колос на глиняных ногах.Там тоже пытались бороться с "оппозицией".А "оппозицией"стало новое учение христиан.Их убивали,их отдавали на съедение львам в колизее.Но все это было тщетно:у людей появилась сильная и новая на то время идея,которая как вирус быстро распространялась по всей территории огромной империи,пока даже сам император Константин не принял христианство как основную идеологию для Византии.
    Для сегодняшней России такой идеологией неизбежно станет-национально-освободительное движение:когда независимые регионы обретут второе дыхание и местная культура и образование будут развиваться стремительными темпами.

  • Анонимно
    6.11.2017 16:58

    Будет еще независимость, будет еще конституция свободы. У нас одна скрепа, маленькая и хоть знает она приемы айкидо, но старенькая уже. А потом скрепы не станет.

  • Анонимно
    6.11.2017 17:22

    "Право человека на свободу слова, митинги, демонстрации, право на референдум — это же классика европейской демократии!" И как эта классика воплощена в Татарстане и России? Почему гневные речи, обличающие фальсификаторов выборов, не звучат в стенах ЦИК РФ, где работает Лихачев?

  • Анонимно
    6.11.2017 17:32

    С глубоким уважением отношусь персонально к В.Н.Лихачеву. Но вот к экономическим и политическим итогам "суверенного периода"Татарстана не очень! Вся власть в РТ в руках узкой группы национальной элиты. Национальный состав парламента, глав администраций, кабмина и т.д. говорит сам за себя! Да и судьба самого автора говорит о том, что что-то явно пошло не так. Кажется именно "бульдоги под ковром" вынудили талантливого человека покинуть республику, а его "коллеги"по переговорам сделали все, чтобы его имя было вычеркнуто из современной истории.

  • Анонимно
    6.11.2017 17:50

    Нашли чем гордиться. устроили коммунизм для нескольких семей. А про народ они и не думали.

  • Анонимно
    6.11.2017 18:54

    Пенсия в РТ самая низкая по поволжью, региональных прибавок к пенсии только в РТ нет под какими-то надуманными предлогами, в той же Башкирии, где тут любят повторять, что стали плохо жить, пенсия около 13500, у нас в РТ - 12 тысяч это очень хорошая пенсия, в среднем у большинства - 9000 рублей.

  • Анонимно
    6.11.2017 19:27

    Правильнее было бы выбирать правителей из народа, а не элит.

  • Анонимно
    6.11.2017 19:37

    Даааааа!!!!
    Друзья это хорошие воспоминания!!
    ВОСПОМИНАНИЯ и только.
    Тогда в центре дела обстояли НЕВАЖНО,было так неустойчиво.
    Ныне в ЦЕНТРЕ ДЕЛА получше да и в СИРИИ неплохо.
    Ракеты стреляют смотрятся на весь мир.
    Подлодки,самолёты стреляют летят, над ЕВРОПОЙ МУСКУЛАТУРА
    МУСКУЛИТЬСЯ, ПУЗЫРИТЬСЯ.
    Аааа что!!!!! а ТАТАРСТАН !!!!
    Проблемы, да бросьте Вы со своими мелкими делами.
    Неправильно !!!!
    НЕ ИНТЕРЕСНО Вы преподаёте Татарский язык
    и ВСЁ ТУТ!!!
    Вы заинтересуйте!!!!!!
    Но!!! Русский язык и Русскую литературу преподавание увеличьте!!
    А где тут ПРОКУРОР, а почему порядка нет???
    А куда смотрит Уважаемый НАФИКОВ ,это что такое аааааа????
    Так обстоят ныне дела в РОССИИИ!!!
    А народы ждут УВАЖЕНИЯ от ВЛАСТЕЙ и заслужили этого.
    А уважения ................................
    С уважнием
    Простой человек

  • Анонимно
    6.11.2017 19:39

    Необходимо заниматься улучшением условий жизни населения дать нормальную работу соответственно достойную заработную плату так как большая часть населения не живет а выживает Местная элита , которая контролирует весь экономический потенциал республики должна создавать рабочие места с нормальной оплатой ,а не жить для самих себя

  • Анонимно
    6.11.2017 19:39

    Конституция РТ почти совершенная ,если ее бы все выполняли особенно статьи 2,3. 13 и другие в обязательном порядке ,но она была настольной книгой, обязательной только для избирательных участков .Помню искали ее на русском языке в 90-е. Такие жаркие споры как о языках шли бы сейчас об экономических проблемах .Жили 100 лет спокойно каждый со своим языком и религией.Может только в 1917 по И.Тагирову "В Ново-Шешминской волости черносотенцы терроризировали как татарское ,так и русское население."Что то творцы упустили в буквах закона.Помню только В.Н.Лихачев дорогу нам обещал в сады около аэропорта построить,но не успел

  • Анонимно
    6.11.2017 20:16

    Почему только нашу верхушку ругают? Везде в России элиты удащно обагащаются, сердюковы, сечины, захаровы, они в сто раз более удащливее- делают деньги из воздуха!!! Один Чубайс чего стоит!!! 90 проц все Москва забирает!!!

  • Анонимно
    6.11.2017 20:20

    Поправки в конституцию это хорошо, вернуть всё, что изъяли во время укрепления вертикали.

  • Анонимно
    6.11.2017 21:08

    зарплата низкая ,пенсия мизерная , карьерный рост не возможен - руководящие посты занимают только татары , в школах ущемление русского языка, навязывание татарского бедным детям , и т.п.- пишут граждане сознающие свою бесперспективную будущность. Однако есть за пределами Татарстана , в России, где все не так ,все лучше, и эти самые края они знают и приводят в пример, что ж держит их в этой не приспособленной для жизни земле ,что заставляет их бессмысленно губить собственную жизнь , отравляя при этом жизнь соседа .Разумнее им покинуть чужбину, вернуться , а может заново обрести свою исконную Родину . |YANICHAR|

    • ПанАлекс
      7.11.2017 00:03

      ну зачем вы так татар обижаете! Вот возьмите любого татарина - разве он может получить руководящую или высокооплачиваемую работу только потому что он татарин? Татар грабят и принижают не меньше русских.
      Руководящая "элита" не по национальному принципу построена, а по кланово-семейному. Чаще употребляют "аульному". А в семьи и кланы попадают и русские и другие национальности.

  • Анонимно
    6.11.2017 21:22

    Прочитав, если конечно читают все выступления народа, они должны сделать большие выводы, как жить дальше, пора все вернуть и очистить трибуну.

  • Неужели отказ учащихся татарских национальных школ и переход в них на русский язык обучения, связаны лишь с беспокойством за будущие показатели ЕГЭ? Вряд ли? Есть факторы , связанные с выживанием в российском обществе, то есть сама жизнь заставляет, а не только ЕГЭ!
    Поэтому глубинные причины проблем выживания татарского языка в Татарстане связаны не с искусственным принуждением татар национальных школ сдавать ЕГЭ на русском языке . Даже если бы все осталось по старому, острота проблемы выживания татарского языка не была бы снята! Татары живут в условиях российского общества , единение и выживание в котором, основывается на русском языке, являющимся к тому же, пока единственным , близлежащим мостиком к познанию мировой культуры и науки. Поэтому не стоит не дооценивать татар национальных школ, считая их просто жертвами принуждения через ЕГЭ. У них есть свои зрелые основания выбора. И , увы, пока они выбирают не в пользу выживания татарского языка. И винить за это их нельзя! И унижать их , с помощью стихотворений, которые сейчас распространяются в Интернете, тоже неправильно! При этом , необходимо признать, что в Татарстане сформировались социальные группы, которые , благодаря успешному знанию татарского языка и финансовым средствам, выделяемым на развитие татарского языка, нашли себе работу и сделали карьеру. Увы! Это не имеет отношения к большинству татарского народа, которому нужно выживать. Именно поэтому, выглядит жестоким, этот народ, стремящийся к выживанию, вовлекать в межнациональные конфликты и конфронтацию с российским законодательством. Это преступная и безответственная манипуляция над татарским народом, организуемая кукловодами, скрытые мотивы которых далеки от проблем спасения Моего Родного Языка! И так хотелось бы, чтобы эта агония нуворишей-кукловодов , не вызвала бы агонию татарского народа и татарского языка! Татарский язык нужно спасать и нужно искать способы , объективно учитывающие причины уменьшения его актуальности и нужности .

  • Анонимно
    7.11.2017 10:12

    хороший будет глава.

  • Анонимно
    7.11.2017 11:45

    МОЖНО здесь много философствовать, критиковать Татарстан, его элиту. Нет проблем, они внесли самый большой вклад в дискредитацию идеи федерализма со своей алчностью. Хотя благодаря их действиям наши крупные производства не оказались в руках архаровцев и все таки сохранились и развиваются и помогают Республики.
    ОДИН факт объясняет очень многое - в Москве, который по словам С. Иванова не производит ничего, за 2-3 года строится 20 станций метро, а в Казани не могут сдать ОДНУ станцию уже ДЕСЯТЬ лет!

  • Анонимно
    7.11.2017 12:53

    Вы не за Конституцию и не за народ, вы за богатства, которые удащливо приватизировали, бились!

  • Анонимно
    8.11.2017 08:13

    Радистка Кэт!

    — Да, она во время родов кричала «мама» по-русски... Я бы сказал, что в этом проявились и ум, и тактичность писателя и сценариста Юлиана Семенова.
    ...............
    ..............
    ...............
    ..........
    Юлиан и Василий-очень грамотные ребята... В Германии дети не называют маму Mutti. Просто mama, как и по-русски.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже