Общество 
17.01.2018

«Каждый думает только о собственном обогащении. А купцы тех лет больше думали о народе...»

Как юбилей Шигабутдина Марджани грозит превратиться в пустую формальность, или Что происходит с татарами

При большом стечении народа, но отсутствии VIP'ов первого ряда в Национальном музее РТ вчера открылась выставка, посвященная выдающемуся татарскому богослову и ученому Шигабутдину Марджани. Она дала старт Году Марджани, объявленному ДУМ РТ. Появится ли в Казани музей просветителю, кто после ухода Энгеля Фаттахова возглавит оргкомитет по празднованию 200-летия Марджани и сможет ли Болгарская академия воспитать новых просветителей такого масштаба, узнавал корреспондент «БИЗНЕС Online».

Выставка «Шигабутдин Марджани и его наследие» официально открыла череду мероприятий, посвященных 200-летию великого татарского ученого

НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ?

Стартовавшая вчера в Национальном музее Татарстана выставка «Шигабутдин Марджани и его наследие» официально открыла череду мероприятий, посвященных 200-летию великого татарского ученого — наиболее яркой фигуры реформаторского движения XIX столетия. Современники считали его «самым крупным ученым булгарской земли», «Платоном своей эпохи», «татарским Геродотом». Сегодня бесспорно мнение, что Марджани — фактически отец современной политической нации татар. Тем страннее и печальнее выглядело вчерашнее мероприятие, посвященное такому гиганту, — видимо, что- то не то происходит с нами, если мы не можем отдать должное такой фигуре и превращаем подобные юбилеи в местечковые формальные мероприятия...

Экспозицию открыли с опозданием на два часа — решили сначала провести круглый стол. В итоге около сотни желающих проникнуться наследием Марджани в ожидании открытия активно общались друг с другом, не обращая внимания на выступающих. Поэтому в холле, где и проходил так называемый круглый стол, временами ничего не было слышно. Директор музея Гульчачак Назипова попыталась оправдаться, отметив, что у музея нет конференц-зала, но строится новое здание, где у музейщиков будут более комфортные условия. 


Впрочем, и сам круглый стол прошел скромно. Были заявлены первые лица республики, но на мероприятии их не оказалось. Видимо, их «подстраховали» ритуальные фигуры на любых подобных мероприятиях — председатель комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев, председатель союза писателей РТ Данил Салихов, директор Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов и другие общественные деятели и ученые. Отметим, что утром того же дня татарстанская умма во главе с муфтием РТ почтила память Марджани у его могилы на Татарском кладбище. В музей Камиль Самигуллин уже не пришел (зачем, если, видимо, первых фигур республики нет), отправив на торжества своего заместителя Мансура Джалялетдина.

Татарстанская умма во главе с муфтием РТ Камилем Самигуллиным почтила память Марджани у его могилы на Татарском кладбище
Фото: dumrt.ru

«О Марджани я впервые услышал, только когда поступил в Казанский университет — видите, как нас лишили нашей истории! — поприветствовал собравшихся Валеев. — Надо рассказывать о Марджани начиная с детского возраста. Мы начинаем изучение татарского народа с Тукая, а нужно начинать с Марджани». По мнению председателя комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, лучшая популяризация же наследия мыслителя — издание его трудов. К слову, по словам старшего научного сотрудника музея Алсу Хайруллиной, на современный татарский язык переведено только одно произведение Марджани, а на русском и вовсе ничего нет. 

Мансур Джалялетдин Мансур Джалялетдин: «Ни во время репрессий, ни при коммунистах мечеть Марджани не закрывалась ни на час»

«В Бухаре мы учились по его учебникам. Какая гордость! Нет пророка в своем отечестве, — грустно заметил Джалялетдин и продолжил. — Марджани — наше все! Он основоположник татарской истории, татарской философии, помимо того, что был имамом, еще и блестящий педагог. Он первый историк татарского народа, мы писали, что Марджани — просветитель, но в первую очередь он был имамом. Главное для него было образование, он открывал школы... Планируется поставить памятник около мечети Марджани. Некоторые будут против. Ну и пусть! Это не запрещено. Мы ставим ему памятник не как имаму, а как просветителю, историку. Обязательно откроем! Он любил заниматься спортом, был батыром, соревновался в борьбе, поэтому в эти мероприятия мы включили и спортивные состязания — международные научные конференции и всероссийские соревнования по борьбе на Кубок Марджани». Остановился Джалялетдин и на истории одноименной мечети, в которой служил имамом Марджани, а также и сам Мансур хазрат: «Ни во время репрессий, ни при коммунистах мечеть Марджани не закрывалась ни на час. Первый муфтий Татарстана Габдулла Галиуллин, еще один муфтий — Гусман Исхаков, нынешний муфтий Камиль Самигуллин, Равиль Гайнутдин, Габдулхак Саматов в свое время служили имамами в мечети Марджани. Смотрите, сколько муфтиев мы воспитали!».

«Наш институт не случайно носит имя Марджани, поскольку он был первым, кто научно описал историю татар, до него были только легенды, — отметил Хакимов. — Марджани знаком всему исламскому миру. Мы считаем и говорим, что систему национальных школ ввел Исмаил Гаспринский, на самом же деле, эту модель ввел Марджани, Гаспринский только распространил ее. Он очень много работал с татарскими купцами, они давали ему много денег. Сегодня богатых много, искренних нет. Байлар куп, ак байлар юк (дословный перевод с татарского: „Богатых много, белых богатых нет“прим. ред.), каждый думает только о собственном обогащении. А купцы тех лет больше думали о народе, полностью взяли на себя содержание школ, медресе и мечетей», — намекнул на сегодняшнее плачевное состояние татарских школ Хакимов. Впрочем, критика наших жадных современных купцов — это тоже ритуальная фраза Рафаэля Сибгатовича практически во всех его речах, когда вспоминается эпоха джадидов и идет сравнение с днем сегодняшним...

Разиль Валеев (в центре) Разиль Валеев (в центре): «Если бы Марджани жил сегодня, это был бы совершенно другой человек,потому что есть требования времени. Тогда люди были более религиозными, в то время уделялось большое внимание истории»

«УЧЕНЫЙ, ПОХОЖИЙ НА МАРДЖАНИ, — ЗНАЧИТ СМЕЛЫЙ УЧЕНЫЙ, ВСЕГДА ГОТОВЫЙ ВЫСКАЗАТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ»

О том, что сегодня личностей масштаба Марджани у татар нет, отметил и Валеев, но в несколько ином ключе: «Ученые есть, выдающиеся личности есть, но у каждого времени свои великие. Если бы Марджани жил сегодня, это был бы совершенно другой человек,потому что есть требования времени. Тогда люди были более религиозными, в то время уделялось большое внимание истории». Затем депутат Госсовета РТ добавил еще «одну интересную деталь». «Тукай был остер на язык, из сотни выдающихся личностей он только про двоих положительно отзывался — о Марджани и Хусаине Ямашеве... Если уж Тукай его похвалил... Он очень редко это делал».

После официальных речей очередь наконец дошла и непосредственно до самого круглого стола, где слово было передано ученым. «Чтобы в Булгарской исламской академии выросли будущие Марджани», — пожелал модератор круглого стола, руководитель центра истории и теории национального образования Института истории им. Марджани Марат Гибатдинов, представляя проректора по науке БИА Дамира Шагавиева. К слову, Шагавиев в 2010 году защитил диссертацию на тему «Роль Шигабутдина Марджани в развитии татарской богословской мысли XIX века». Тогда ученые отметили, что Шагавиев одним из первых начал рассматривать историческое значение богословского наследия Марджани, до этого его рассматривался прежде всего в роли просветителя, ученого, историка, педагога, общественно-политического деятеля. «Есть ребята, которые защитили магистерские работы по Марджани, — в Марроко и в Турции. Мухаммет Али защитил докторскую на турецком языке, в Америке один турок защитился по Марджани», — рассказал о росте интереса к личности ученого корреспонденту «БИЗНЕС Online» проректор по науке БИА.

Рафаэль Хакимов Рафаэль Хакимов: «Марджани был первым, кто научно описал историю татар, до него были только легенды»

На вопрос, есть ли сегодня у татар деятели уровня Марджани, Шагавиев затруднился ответить: «Вообще в мире или у татар? Нет, у татар нет. Он своеобразный ученый, трудно кого-либо назвать. Ученый, похожий на Марджани, — значит смелый ученый, всегда готовый высказать свою позицию. Это ученый, который не боится критиковать авторитеты, который если считает, что это правильно, что это истина, доводит до конца. Тогда были совершенно другие условия, мы даже удивляемся, как в таких условиях здесь мог появиться такой ученый. Да, понятно, что он прошел среднеазиатскую школу, в его жизни были яркие учителя, которые на него повлияли, в первую очередь Курсави, но он почему-то не смог, его звезда так высоко не взошла. Хотя его тоже вспоминали и в Средней Азии, когда Марджани туда приезжал, и в Астрахани, и в других местах, но Марджани удалось стать более известным. То ли так сложилось по времени?.. Но чтобы его с кем-то сравнивать...»

Сегодня бесспорно мнение, что Марджани — фактически отец современной политической нации татар. Вызывает удивление то, что его 200-летний юбилей отметили местечковым формальным мероприятием

 В ТАТАРСТАНЕ МНОГОВАТО МУЗЕЕВ?

Спустя два часа выставку наконец открыли. Кроме десятка журналистов в музее уже никого не осталось. Для них научные сотрудники музея и провели экскурсию по скромной экспозиции (на всякий случай напомним: это стартовое (!) в череде мероприятий, посвященных 200-летию столпу татарской нации). В ней представлена фотография Марджани — редкое явление для духовенства конца XIX века. Но по просьбе английского ученого Адамса Марджани все-таки снялся в 1874 году для энциклопедического издания в Лондоне. «Марджани снялся, фотографию отправил в Лондон, затем она какими-то путями попала в турецкую газету «Магълумат», в 1897 году была впервые опубликована и уже с этой газеты данная фотография начала тиражироваться в Казани. На базе этого фото появились открытки, уже в начале ХХ века», — рассказала Хайруллина. К слову, также накануне в честь 200-летия Марджани в галерее «Хазинэ» прошла торжественная церемония гашения марки с изображением ученого. Также представлены бюро-секретер и дорожный сундук, с которым ученый совершил паломничество в Мекку, книги из библиотеки Марджани, личная печать из горного хрусталя, изготовленная в Стамбуле в 1864 - 1865 годах. По словам старшего научного сотрудника Национального музея Флеры Даминовой, которая принимала непосредственное участие в формировании экспозиции, Марджани ставил печать на всех своих книгах и документах. Посетители смогут увидеть и предметы быта: настенные часы, диван, стулья и личные вещи богослова.

Личная печать из горного хрусталя, изготовленная в Стамбуле в 1864 - 1865 годах. Марджани ставил печать на всех своих книгах и документах

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, не планируется ли открытие полноценного музея Марджани в Казани, Хайруллина ответила, что планируется, но «там очень странное решение». «Изначально же был принят план мероприятий, посвященных 200-летию Марджани, руководить оргкомитетом должен был экс-министр образования Энгель Фаттахов, — рассказала она. — Но потом его сняли, и, похоже, программа повисла, а в ней как раз была обозначена реставрация дома, в котором жил Марджани, но не обозначено создание экспозиции, а это разные вещи. Чтобы создать экспозицию, надо насытить ее экспонатами, их же надо собирать. Когда мы строили музей Толстого, то два года в антикварных салонах Москвы приобретали предметы мебели того периода. Нужно труды собирать, пока не поздно. Министерство культуры Татарстана выступило с инициативой, чтобы министерство культуры России приняло решение о создании музея. Гласно или негласно — я не знаю, но там сказали, что в Татарстане музеев на душу населения больше, чем в других регионах, и вроде бы у нас государственных музеев больше не должно строиться. Может быть, этот музей будет иметь муниципальный статус, трудно сказать».

Рустам Минниханов дал поручение воссоздать внутри дома великого Шигабутдина Марджани тот уровень обустройства, что достоин великого человекаФото: president.tatarstan.ru

К слову, буквально за день до этого Рустама Минниханова провели по дому Марджани. Он отметил, что дом-музей ученого — это своего рода лицо Казани, лицо татарской нации, так как там представлен быт татарской просвещенной элиты XIX века. Как пояснил «БИЗНЕС Online» префект Марат Усманов, в планах — восстановление интерьеров дома. На проектные работы уже выделены деньги, и президент РТ поручил сделать красивый проект.

Открывшаяся вчера выставка продлится всего месяц, после чего экспонаты, по всей вероятности, вновь отправятся в запасники — если вопрос о создании отдельного музея имени ученого так и не решится. В общем, с великим юбилеем вас, соплеменники...

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (113) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
17.01.2018 10:05

а не попытки ли это сегодняшних татар ставить себя рядом с силуэтом Марджани, и утверждать - мы одной крови? Но это же будет не правильная история.
Нравиться или не нравиться, но каждый сегодня представитель (не хочу даже говорить татарин или татарка) татарской нации должен посмотреть на себя со стороны и попытаться ответить на вопросы
- а достаточно ли я грамотен, чтобы самооценить себя?
- владею ли я языком родителей так, как должен по совести?
- я всегда честен?
- я склонен к взяткам?
- что я делаю, чтобы вырастить своих детей достойными, разносторонне развитыми представителями татарской нации (не в смысле быть богатым)?
- что я делаю чтобы мои дети безупречно владели родным языком, знали историю края, дорожили принадлежностью к татарской нации, были честными и не подкупными?
- и т.д.

И вот тогда уже делать выводы о том кто ты есть

  • Анонимно
    17.01.2018 09:30

    Он суфий или не суфий?

    • Анонимно
      17.01.2018 11:18

      суфий Накшбандийсткого тариката. Салафитом не был

      • Анонимно
        17.01.2018 12:22

        сравните чисто внешне дом Марджани и огромный и безобразный красный каменный сарай с минаретами напротив Казань Арены на Казанке .Ну и кто оно-истинное лицо татарской нации,ответьте себе сами!

      • Анонимно
        17.01.2018 15:23

        Во всех своих трудах ссылался на саляфов (читайте его труды) и на практике ориентировался на саляфов, мог выходить за пределы мазхаба (не болел мазхабитским фанатизмом). отрекся от суфийской деятельности (тоже факт из его биографии). Так что нечего его тянуть в суфизм. Он ценил суфиев, совершенствующих свою веру и ахляк (нравственность) исключительно на примере Пророка (мир ему), отвергал тасауф (обращения к мертвым, испрашивания у них благодати и помощи и пр. ересь). Отвергал клятвоприношения суфийским устазам, авторитаризм и таклид (слепое следование муридов (учеников устаза) за устазом). Он лишь получал знания у накшбандийского устаза. А не был накшбандийским суфием. Осуждал всякие суфийские нововведения, типа: "третье. "седьмое". "сороковое". "годовщина", "отпускание грехов" и т.д.

        • Анонимно
          17.01.2018 15:31

          если Вас послушать, то Марджани прямо вылитый ваххабит получается (они тоже против поминок). Но ведь он участвовал в Сабантуе, против чего выступают вахи, более того, известно, что он участвовал в боях на поясах (куреш).

          В свое время Дамир Шагавиев (наберите в Интернете) написал специальную статью "Шигабутдин Марджани как суфий", где доказал и обосновал, что Марджани к салафитам отношения не имел, не придерживался салафитской акыды, а был суфием Накшбандийского тариката.

      • Анонимно
        17.01.2018 17:12

        Он не был суфием, у него не было мюридов, даже не любил слово "ишан". Но некоторые так стараются сделать его суфием путем беспочвенных косвенных доказательств. Но у них нет прямых доказательств, так что он не суфий.

        • Анонимно
          17.01.2018 19:27

          Да, Дамир Шагавиев. действительно. буквально за уши затащил его в суфии. Читал его "опус". Поскольку Марджани был глыбой, его именем как только не спекулировали. Даже в советское время. Даже его именем назвали институт истории. Был бы он жив сейчас - он был бы против всех этих спекуляций. Возражаю Р. Валиеву - будучи верующим человеком, он не был бы атеистом, коммунистом и демократом, единороссом. Не менял бы свои убеждения, исходя из ситуации. Ему трудно было бы в нынешних условиях оставаться самим собой.

    • Анонимно
      17.01.2018 12:13

      у наших оч. зажиточных татар деньги есть только на строительство собственных мега дворцов на Казанке и не только,а Марджани для них далеко не главное...

      • Анонимно
        17.01.2018 12:38

        В 30 годы прошлого столетия,у зажиточных Татар в здании на "черном озере",так выбивали золото,серебро.Кормили солёной селёдкой,а воду не давали.В лучшем случае,держались всего неделю.Дальше,всё выкладывали.

  • Анонимно
    17.01.2018 09:38

    Когда Мансур Хазрат услышал фразу: " Сейчас каждый думает только о собственном обогащении" сделал удивленный вид и по детский улыбнулся.

    • Анонимно
      17.01.2018 09:53

      он услышал то, о чем думал в этот момент.

    • Анонимно
      17.01.2018 09:54

      ахах, как и известный бессеребряник Хакимов, забывший себя ради науки и нации))

      • Анонимно
        17.01.2018 11:19

        ага, после откровений Дамира Исхакова, который рассказал в БО о тех суммах по 250-300 тыс. руб., выписываемых ежеквартально как премии

  • Анонимно
    17.01.2018 09:38

    Согласен. С юбилеем - провал(((((

  • Анонимно
    17.01.2018 09:59

    Самый порядочный крупный бизнесмен в Казани это Мансур хазрат.Он старается только ради Шакирдов, да и себ я немножечко не забывает,ведь он многодетный отнц

  • Анонимно
    17.01.2018 10:05

    а не попытки ли это сегодняшних татар ставить себя рядом с силуэтом Марджани, и утверждать - мы одной крови? Но это же будет не правильная история.
    Нравиться или не нравиться, но каждый сегодня представитель (не хочу даже говорить татарин или татарка) татарской нации должен посмотреть на себя со стороны и попытаться ответить на вопросы
    - а достаточно ли я грамотен, чтобы самооценить себя?
    - владею ли я языком родителей так, как должен по совести?
    - я всегда честен?
    - я склонен к взяткам?
    - что я делаю, чтобы вырастить своих детей достойными, разносторонне развитыми представителями татарской нации (не в смысле быть богатым)?
    - что я делаю чтобы мои дети безупречно владели родным языком, знали историю края, дорожили принадлежностью к татарской нации, были честными и не подкупными?
    - и т.д.

    И вот тогда уже делать выводы о том кто ты есть

    • Анонимно
      17.01.2018 10:31

      У Вас пункты 1,2,5,6 - об одном и том же, только разными словами. Есть что-то ещё, кроме и.т.д...?

    • Анонимно
      17.01.2018 14:53

      У меня отец родился в семье имама, в дер. Яна Чаки, Дрожжиновского района, прадеда его звали Субханкул, а мать отца была из деревни Чукалы, откуда была родом мать Марджани, это тоже в Дрожжиновском районе. В 1927 г. деда репрессиловали. Выгнали из дома, отобрали весь скот, дед умер толи от инфаркта, толи от инсульта, моему отцу было в это время 3 года, старшие сестры отдали его с братом в детдом, чтобы не умерли с голоду, а сами разъехались по всесоюзным стройкам. В детдоме ему дали русскую фамилию и имя. Так и воевал он на фронте с русской фамилией. Потом уехал в Казахстан, я вырос в Казахстане, там все учили родной язык, казахский. Поэтому я владею татарским языком. Когда развалился Советский Союз, я хотел переехать в Татарстан, меня нигде на работу в Казани не брали, местные татары объяснили, что мы приежие татары честные, с нами тяжело работать, пришлось уехать в другую область, сын у меня татарского языка не знает, потому что он вырос и учился в другой языковой среде. И как я его должен был вырастить татарином? А Марджани сформировался как личность в Средней Азии, поэтому он стал таким человеком, а остался бы в Казани, наверное и не был бы таким известным.

      • Анонимно
        17.01.2018 15:22

        "Местные татары" (по Вашим словам) не могут такое говорить. Не надо обобщать. Вам попались пройдохи. В Вас сидит обида.
        Отбросьте эти обиды. Нет места лучше Татарстана. Чем больше там будет татар, тем будет лучше.
        А Марджани жил в период расцвета татарской нации. А этот период подготовили тысячи и тысячи сыновей и дочерей татарского народа, павшие за свободу и веру. Были выдающиеся мыслители, имамы и батыры , как Батырша и другие.

    • Анонимно
      17.01.2018 17:14

      все наверное в вашем спитче верно. кроме одного: татарской нации не существует, ну нет татарской нации! татары - это национальность (этнос). такая же, как русские. удмурты. чуваши.

      • Анонимно
        17.01.2018 17:56

        Тогда срочно приведите пример нации.
        И не надо играть в названия. Лучше по существу.

        • Анонимно
          17.01.2018 20:10

          пожалуйста - американцы. германцы. британцы.

          • Анонимно
            17.01.2018 21:33

            И все?
            Все люди равны с момента создания. Для меня немец ничем не отличается от японца, китайца, марийца. Мариец роднее, так как я с ним вырос в одном ауле.

      • Анонимно
        18.01.2018 14:26

        Да уж успокойся со своим спитчем (speech, без "т" изначально). Недоучил английский, однако. Много еще аборигенских слов, да и с запятыми проблема. Но nation, nationality, speech в целом ужо усвоил.

    • Анонимно
      18.01.2018 14:06

      Такие вопросы правильные и не корректные. Любой конфессии подходят и не заставят вора и казнокрада изменить отношение к легким деньгам и постулатам жизни.

  • Анонимно
    17.01.2018 10:13

    Сегодня бесспорно мнение, что Марджани — фактически отец современной политической нации татар. Тем страннее и печальнее выглядело вчерашнее мероприятие, посвященное такому гиганту, — видимо, что- то не то происходит с нами, если мы не можем отдать должное такой фигуре и превращаем такие юбилеи в местечковые формальные мероприятия...
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/369724

    Чтобы отказаться от соглашательской политики в отношениях с федеральной вертикалью, надо руководителям республики отказаться от власти. Полностью. Пусть руководят из центра. Сейчас для татар уже все равно.
    И проводить политику мирного неповиновения, пока не заключат новый договор с республикой Татарстан.

    • Анонимно
      17.01.2018 10:58

      комсомольцы развалили работу Конгресса татар - другие нужны люди - другие технололгии подъема нации - где Милли Шура? Где ее сила? Она в народе.... а не в докторах наук с танками на фото и танцевальными группами в НКЦ.

  • Анонимно
    17.01.2018 10:13

    Музеи должны быть интересными для посещения. Пока это скучные занудные мероприятия, никто приходить не будет кроме самых идейных.

  • Анонимно
    17.01.2018 10:15

    Интересно было бы услышать о взаимоотношениях Марджани и татарской интеллигенции того времени (особенно с Тукаем).

    • Анонимно
      17.01.2018 11:24

      специально для Вас: Марджани умер в 1889 году, когда Тукаю было всего 3 года (Тукай - 1886 года рождения). Т.е. о существовании Тукая Марджани при жизни не знал.

      А слава Тукаю пришла только при Николае II, когда он писал оды, посвященные монархии. Наиболее известное - "На русской земле", которое Тукай специально посвятил празднованию 300-летию династии Романовых. За это стихотворение, кстати, Тукай получил хороший гонорар.

      • Анонимно
        17.01.2018 13:40

        Ну и что? Он должен был бесплатно все писать? А Пушкин,Гоголь гонорары не получали?

        • Анонимно
          17.01.2018 14:42

          Пушкин гонорары не получал. Изучите этот момент. Гоголь, кстати, тоже. Их основной доход был либо от поместья, либо з/п от госслужбы (Пушкин был помещиком + госчиновником недолго)

          • Анонимно
            17.01.2018 16:25

            К сведению,Пушкин в историю литературы вошел и как первый поэт,получавший гонорар.

          • Анонимно
            17.01.2018 16:30

            Ну конечно, не получал Пушкин гонорары ;-))
            Напомнить его строчки: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать"?
            Да и скромный украинский писарь Гоголь любил поигрывать в казино Баден-Бадена, там даже табличка на доме висит. Это тоже на кровные помещичьи?

          • Анонимно
            17.01.2018 23:43

            Гоголь - уффф, убили. Прочитайте Тараса Бульбу - это чистая пропоганда.

            • Анонимно
              18.01.2018 14:36

              Написанная в период 300летних русско-турецких войн: Россия освобождала от турецкого владычества Крым, Кавказ, Причерноморье, Закавказье, поскольку России нужен был выход:
              -к черному морю,
              -к средиземному морю;
              -к индийскому океану;
              -к атлантике.
              Но не все исторические задачи по освобождению кого-то (вставить по месту и времени) от турков удалось решить в те периоды.

          • Анонимно
            18.01.2018 14:31

            Ну так то можно: без гонорара, зато поместье от царя или от родителей, но подаренное царем. Такая принципиальность камер-юнкера (т.е. выносящего царские горшки за жалованье) и вас устроила. Хотя Пушкин попросил освободить от сей почетное должности.

      • Анонимно
        17.01.2018 14:27

        11:24! Вам надо прочитать стихотворение Тукая в оригинале, на татарском, тогда поймете, что о никакой "русской " земле Тукай не говорил. Перевести можно совсем наоборот. А данный конкретный перевод уже вовсе не стихи, а набор рифмованных фраз.

      • Анонимно
        17.01.2018 15:46

        Совет заманында Тукай кызыл шагыйрь булды: "Рус белән гомер кичердек сайрашып", "китмибез без" (Төркиягә), "...мәдрәсәдә белмәдек без бер нәрсә дә"...

    • Анонимно
      24.01.2018 11:21

      В цветнике науки, братья, не пора ли нам гулять,
      Чтоб людей и даже духов нашим счастьем удивлять?!

      Чтоб народа светлый разум до восьмого неба мог
      Вознестись и нас навеки осчастливил грозный бог?!

      Будем каяться, татары! Долгий сон прервется пусть.
      Мы должны вступить, о братья, на прогресса мудрый путь.

      В список диких и отсталых пусть никто нас не внесет,
      И в порыве благородном будем двигаться вперед.

      Есть у нас права, о братья, так скорей докажем их!
      Только доводами можно в этом убедить других.

      Пусть поверят все народы в то, что есть булгар земля,
      Пусть от зависти бледнеют, наши доблести хваля!

      Мы, усилья умножая, будем книги выпускать,
      Побеждая светлой силой темную слепую рать.

      Пусть растут труды науки с каждым днем — во много раз,
      Пусть на ниве просвещенья увенчает слава нас!

      Чтение газет полезно — это знают все давно,
      Так давайте жить как люди — и достойно и умно!

      Только знанья правят миром, а не правят дети тьмы.
      Прочь невежество и спячка! Пробуждаемся и мы.

      Вас, друзья, благословляю, дети века своего,
      Века знания питомцы и хозяева его.

      Наши юные герои за перо взялись уже,
      И следов былого горя не найти в моей душе.
      Пер. А.Ахматовой
      («В саду знаний» (Из сборника: Тукай Г. Стихотворения: Пер. с татар. — Л.: Сов. писатель. — 1988. — 432 с.). Первое опубликованное стихотворение Тукая. Напечатано в брошюре под названием «Объявление об издании с начала 1906 г. журнала «Эль-гаср-эль-джадид». Брошюра была выпущена в сентябре 1905 г. в целях ознакомления читателей с программой нового журнала. Чтоб народа светлый разум до восьмого неба мог и т. д. В оригинале буквально: «Подняться на восьмой этаж неба». По религиозным представлениям мусульман, место вечного блаженства праведников после смерти — рай находится где-то в небесах и имеет восемь входных ворот; самые желанные и труднодоступные ворота находятся на «восьмом этаже неба». Здесь: достичь наивысших благ и счастья. Что есть булгар земля. Имеется в виду Волжско-Камская Булгария (Булгарское ханство, Великие Булгары), государство, существовавшее с IX по XIV в. на среднем течении Волги, на территории нынешнего Татарстана. Оно достигло значительного культурного развития и в XV в. вошло в состав Казанского ханства. Волжско-камские булгары являютея прямыми предками современных казанских татар).

  • Анонимно
    17.01.2018 10:48

    Рабочее утро чиновника начинается с просмотра мероприятий, где он по должности должен присутствовать. Заботливой рукой секретарши напротив каждого события проставлены галочки-крестики куда надо обязательно сходить (там будут нужные люди) и куда совсем не обязательно. Все красивые слова об исторических личностях и их роли в истории татарского народа его совсем не волнуют. Его волнуют слова современных властителей! Нужно быть в тренде и успеть перестроится под мнения властей, чтоб не выглядеть белой вороной. Трудная работа у государственного чиновника! Очень нервная....

  • Анонимно
    17.01.2018 11:02

    Молодец, Гульназ! Хороший материал. Не в бровь, а в глаз!

  • Анонимно
    17.01.2018 11:05

    Институт Истории все провалил. Прав был был Дамир Исхаков про кризис в Институте. Минобр и АН такие же

    • Анонимно
      17.01.2018 12:34

      Вот именно. Институт истории должен был провести крупную, основательную - соотвествующую значению Марджани международную конференцию. Где оно? Нет. Этим даже и пытаются занятся. У Хакимова наверное другие "дела"

      • Анонимно
        17.01.2018 14:12

        Канечна, другие дела. Исхакова уволил, теперь как бы самого не выставили за дверь.

  • Анонимно
    17.01.2018 11:05

    //историческое значение богословского наследия Марджани//

    А "богословское наследие" - может быть "историческим"?

    //на современный татарский язык переведено только одно произведение Марджани, а на русском и вовсе ничего нет//

    Хотелось бы сначала прочитать хоть одно произведение, чтобы оценить его творчество. Просто как-то странно восхищаться его произведениями "заочно" и "за компанию".

    Раньше иронично говорили в таких случаях "не читал - но осуждаю", а в данном случае похоже более уместна противоположная фраза: "Не читал - но восхищаюсь".

  • Анонимно
    17.01.2018 11:15

    Когда-то купцы думали о народе? Что это за сказка такая? )))

    • Анонимно
      17.01.2018 11:36

      представьте себе, это не сказка.

      строили больницы и театры, содержали их за свой счет.
      строили дома для беспризорных детей.

      и я скажу так, было время, когда не только купцы, но и муфтии думали о народе.

  • Анонимно
    17.01.2018 11:19

    Мудрость гласит - сколько ни говори халва во рту слаще не станет.Как случилось что за четверть века целый институт имени великого человека татарского народа так и не удосужился перевести его труды чтоб люди могли самостоятельно прочитать то что написал этот человек.Вот поэтому и не получилось мероприятие так как люди согласны предметно беседовать зная тему и первоисточник .Халву можно обсуждать когда сам её попробовал.А так получилось как всегда.Не читал но хвалю.

    • Анонимно
      17.01.2018 13:37

      людям эти работы уже не надо... в интернете нет - это о многом говорит.

      • Анонимно
        17.01.2018 15:13

        С чего вы решили, что людям не надо?

        Я вот с большим интересом прочитал бы его работу под названием "Кладезь сведений о делах Казани и Булгарии", что бы понять его точку зрения на события минувших дней, но полного перевода этой книги нигде нет.

        • Анонимно
          17.01.2018 16:30

          Вот открыть сайт института и посмотреть сколько там изданий с большими фрагментами текстов Марджани и с анализом его трудов конечно никто здесь себя утруждать не будет, но злословя для поднятия рейтинга комменты писать найдется много охотников

          • Анонимно
            17.01.2018 17:08

            Мне не нужны фрагменты и анализы текста, мне нужен подробный дословный перевод его работы.

    • Анонимно
      18.01.2018 08:40

      Наши татарские "пастыри" обладают непомерным, и ничем
      не обоснованным, тщеславием, - вместо разумного
      честолюбия, отсутствие которого, в свою очередь, - "позволяет" занимать не по праву принадлежащие (в моральном аспекте) места.
      Да, еще: // отсутствии VIP'ов первого ряда ...// объясняется
      обычным человеческим испугом: как бы чего не вышло, как бы не подумали,что ...татарский национализм ...!

      Фома (Неверующий)

  • Анонимно
    17.01.2018 11:22

    Печать из горного хрусталя это сильно. А деградация не только по татарскому народу прошлась.

  • Анонимно
    17.01.2018 11:27

    Опять одни и те же лица!В поддержку татарского,никто из них не вышел!
    Значит у нас все хорошо!
    Татарским уехал в Актаныш!

  • Анонимно
    17.01.2018 11:30

    И не только хэзрэт сделал удивленное наивное лицо. Выступающие тоже.

  • Анонимно
    17.01.2018 11:39

    Уровень жизни в СССР: что можно было купить на среднюю зарплату

    По поводу жизни в СССР у нас сегодня существуют лишь две точки зрения: это было прекрасно, и это было ужасно. А если отвлечься от эмоций, и перейти на язык цифр и фактов, какой предстанет тогда жизнь в СССР?
    Как жилось в послевоенные годы

    Период послевоенной разрухи в СССР был преодолен удивительно быстро. Уже в 1947 году были отменены продовольственные карточки – раньше, чем во многих других странах. А к году смерти Сталина уровень жизни практически вернулся к предвоенному. Средняя зарплата в стране в 1953 году составляла 719 рублей. Напомним, это было после денежной реформы 1947 года, которая проходила в форме деноминации с конфискацией с целью изъятия из обращения избыточного количества денег и замены новыми полноценными деньгами. Эта реформа позволила в том числе и отменить карточную систему. Зарплата рабочих в то время колебалась от 800 до 3000 рублей. Больше всех получали шахтеры-стахановцы и сталевары. Их зарплата иногда достигала 8000 рублей. Зарплата инженера колебалась от 900 до 1300 рублей. Секретарь райкома КПСС получал 1500 рублей, министр – до 5000 рублей, профессора и академики – до 10 000 рублей.
    Что же мог позволить себе рабочий или инженер, получавший около 800-900 рублей в месяц?
    Килограмм черного хлеба в 1953 году стоил 1 рубль, белого – 3 рубля. Говядина – 12,5 рубля, рыба – 7,1 рубля, молоко – 2,24, сливочное масло – 27,8, десяток яиц – 8,35, сахар – 9,4, растительное масло – 17 рублей, водка – 22,8, пара обуви – 189 рублей, метр ситца – 6 рублей, шерсти – 113 рублей, шелка – 100 рублей.
    Таким образом на зарплату в 900 рублей можно было купить 300 килограммов белого хлеба, около 75 килограммов говядины, 300 литров молока, 39 бутылок водки, 4 пары обуви.
    При этом не стоит забывать о том, что страна в то время жила очень неравномерно. О богатстве гастрономов Москвы и Ленинграда начала 50-х ходят легенды, но в провинции народ жил намного скромнее. И особенно скудно жила деревня.
    Как жилось при Брежневе

    Конец 70-х – начало 80-х годов в официальных советских документах именовались «периодом развитого социализма». Теперь мы называем это время «эпохой застоя». Каков же был уровень жизни тогда? В 1979 году средняя зарплата в СССР составила 148,74 рубля. Инженер тогда получал 110-130 рублей, врач – 100-150, медицинская сестра – 80-120, рабочие в зависимости от специальности и квалификации - от 200 до 400 рублей. Впрочем, были люди, зарплата которых составляла 75-90 рублей.
    Цены были такие: хлеб стоил 16 копеек килограмм, молоко (разливное) - 20 копеек за литр, кефир – 30 копеек, мясо – в среднем 2 рубля за килограмм, рыба - от 40 копеек (мороженый хек) до 5 рублей (осетрина) за килограмм, сахар стоил 90 копеек, яйца – 90 копеек десяток, мука – 40 копеек, гречка – 50 копеек, пачка индийского чая – 90 копеек, банка растворимого кофе – 6 рублей. Колбасу можно было купить за 2,20 (вареную) и за 5 рублей (сырокопченую), банка красной икры стоила 3,5, бутылка водки – 3,62.
    Не стоит забывать о том, что продукты по этим ценам продавались далеко не всегда и не везде. Мясо в магазинах купить было почти невозможно, а на рынке оно стоило в два раза дороже. За колбасой выстраивались очереди, и часто можно было услышать такую фразу: «Не больше двух килограммов в одни руки!» Индийский чай и растворимый кофе были дефицитом, а красную икру и осетрину большая часть советских людей знала лишь по названиям. Тем не менее не голодал никто. На свою зарплату инженер, получавший 120 рублей в месяц, мог купить почти 100 килограммов рыбы, сахара, 200 килограммов гречки, «залиться» молоком и кефиром, а если повезет, то достать килограмма 2-3 колбасы и в праздничном продуктовом наборе получить пачку индийского чая.
    Сейчас это время вспоминают как время, когда «все было». На один рубль можно было купить 100 коробков спичек, 50 раз позвонить из телефона-автомата, купить 5 вафельных стаканчиков с пломбиром, 10 молочных коктейлей. А еще можно было накупить картошки, она стоила 5 копеек за килограмм - и помидоры, которые стоили примерно столько же, подписаться на кучу газет и журналов. Обед в столовой обходился в 40-50 копеек.
    Как жилось при Горбачеве

    Период перестройки и гласности запомнился тем, что тогда на фоне разговоров о необходимости перемен, стали возникать первые серьезные перебои с некоторыми товарами, которые до сих пор были в продаже безо всяких ограничений. Например, исчезли сахар и мыло. Зарплата в сравнении с эпохой застоя выросла. Вместе с ней поползли вверх и цены.
    В 1988 году средняя зарплата в стране составляла 217 рублей. Учитель и врач получали 165 рублей, медицинская сестра 100-130 рублей, рабочий - от 200 до 600 рублей.
    Цены стали слегка подниматься. Если хлеб стоил все те же 16 копеек, то молоко – уже 26 копеек, колбаса (вареная) – 2,80, обед в столовой – 1 рубль 40 копеек, бутылка водки – 10 рублей, килограмм картофеля – 12 копеек, яйца – 1,20 за десяток, пачка «Краснодарского» чая- 4 рубля 50 копеек.
    В эпоху тотального дефицита многие товары продавались спекулянтами «с рук». Так, джинсы стоили 100-150 рублей, кроссовки – 50-70 рублей. При этом комплект школьной формы в магазине можно было приобрести по цене от 35 до 45 рублей.

    • Анонимно
      17.01.2018 11:47

      Ну что то вы не в тему, батенька!

    • Анонимно
      17.01.2018 20:07

      Ещё надо учитывать, что квартиры давали бесплатно и практически каждый в течении трудовой деятельности улучшал жилищные условия.
      По зарплате: в 1981 году закончила школу и меня без образования взяли на работу лаборантом по хоздоговору с зарплатой 115 руб./мес. Одновременно поступила и училась на вечернем.

  • Анонимно
    17.01.2018 11:52

    Музей Марджани должен открыться, это наша история. А то, что випы не присутствовали, не удивляет.. Они давно забили на наш народ.

  • Анонимно
    17.01.2018 11:59

    Жалкие люди,профукали татарский язык,никто не вышел на защиту государственного языка,и еще сидят и с умным видом размышляют о татарской нации и её духовном наследии.

    • Анонимно
      17.01.2018 12:13

      в них давно вселили страх,они всего боятся,ведь даже не было никаких попыток отстоять свой родной язык,это полная капитуляция интеллигенции татар.

      • Анонимно
        17.01.2018 16:33

        А вы что сделали для сохранения татарского языка? Ваши дети и внуки в совершенстве владеют татарским языком?

    • Анонимно
      17.01.2018 14:11

      Им есть что терять, не до народа

    • Анонимно
      17.01.2018 14:46

      Жалкие люди,профукали татарский язык,никто не вышел на защиту государственного языка,и
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/369724
      Это про нас всех

    • Анонимно
      17.01.2018 16:30

      А вы сами вышли с плакатом в руках на площадь Свободы?

      • Анонимно
        17.01.2018 17:05

        Да кто вам запретил татарский язык? Не надо придумывать! За 25 лет уж он так развился, что даже Марджани на него перевести не смогли!!!

  • Анонимно
    17.01.2018 12:33

    Друзья мои !!!
    Конечно уровень Уважаемого Марджани не поддерживается таким отношением со стороны руководства.
    Большой рахмат ДУХОВНОМУ Управлению Татарстана которая помнит и чтит о памяти Великого Татарина!!
    Вообще руководству Татарстана надо было договорится с Собяниним и с Москвой и организовать в Москве
    дни Марджани и в Казани одновременно!!
    Почему Пушкину и прочим классикам Казань отдаёт должное а Москва как будто ей нет дела?
    Много вопросов на которые не дают ответа ни Уважаемый советник Шаймиев М.Ш. и его соратники.
    Конечно может для "ТЕПТЯРЕЙ" учёный Марджани почти никто!!!
    они занимались арендованной у Уважаемых братьев Башкиров землёй!!
    Но для просвящённых жителей Татарстана это фигура общенациональная !!
    Философия ТЕПТЯР даёт сбои и пожалуй из-за этого вся Татарская национальная тетива ТРЕЩИТ под натиском деструктивных сил.
    Нужна новая ФИЛОСОФИЯ!!
    А какая должен решить Татарский народ и кто её предложит ?
    С уважением
    Простой человек

  • Анонимно
    17.01.2018 12:52

    Из доступного наследия - музей и памятник, и книги на арабском языке. Не на то деньги тратите! Переведите труды на русиш и татариш и инглиш и разместите на бесплатный доступ- вот это будет достойный памятник!!!

    • Анонимно
      17.01.2018 13:30

      Правильно 1000%

    • Анонимно
      17.01.2018 14:02

      Да, переведённое историческое наследие - было бы лучшим "памятником" для потомков.

      • Анонимно
        17.01.2018 20:33

        Как можно ставить вопрос о днях Марджани в Москве, если никто Марджани не читал. Сначала нужны переводы его трудов, чтобы понять кто перед нами.

  • Анонимно
    17.01.2018 14:03

    В заголовке очень спорный тезис. Про купцов. О народе они думали как и их современные аналоги, только когда одной ногой в могиле по причине старости стояли. Вот тогда да - и нищим подавали, и на храмы не скупились. А пока ноги носят и хронические болячки не одолели - плевали они на народ. Исключения, конечно, и сейчас есть, и тогда были.

    • Фидарис
      18.01.2018 00:43

      Не соглашусь с вами. Абсолютное большинство зажиточных людей были верующими, практикующими мусульманами и жили по исламским канонам. А те, о которых говорите вы, они и были, скорее, исключениями.
      Я детство провел в Ташкенте. Мои родители в те советские годы (50-60-ые) занимались бизнесом (если это можно так назвать) и имели весьма большие по тем временам доходы. Они помогали не только своим родственникам, но и просто нуждающимся. Представьте, это было не так уж безопасно - можно было "засветиться" и привлечь внимание органов, а это уже - срок или большие откупные. Но они это делали, вот такова была у них сила Имана. Я знал и других мусульман нашей махалли молодых и здоровых, пожилых и даже имеющих инвалидность, -все они также с риском занимались бизнесом и также рискуя занимались благотворительностью.

      • Анонимно
        18.01.2018 09:27

        Вы из какой-то другой реальности, видимо, или смотря что для вас помощь нуждающимся.

        • Фидарис
          18.01.2018 12:34

          Это сейчас реальность другая. А тогда верующие боялись гневить Аллаhа - закят, садака и прочая благотворительность были обязанностью мусульман.
          Они глубоко осознавали слова нашего Пророка, сказавшего: "в богатстве богатых значительная доля бедных, вернуть им долю - есть обязанность состоятельного мусульманина."

  • Анонимно
    17.01.2018 14:37

    Что за дурная мода! Были люди этого уровня, как Марджани, не были? И зачем историю начинать с Марджани? Может Историю надо начинать с пророка Мухаммада (СГС)?
    Каждому надо быть скромнее. Если был муфтий Камиль Самигуллин, то зачем еще нужны другие ВИПы?

    • Анонимно
      17.01.2018 15:26

      Муфтия там не было, читайте внимательнее.

      • Анонимно
        17.01.2018 17:07

        Муфтий отдал должное Марджани на кладбище, помолился за него. Это еще важнее.

    • Анонимно
      17.01.2018 16:37

      Здесь речь идет не о начале истории татарского народа,а об основоположнике татарской исторической НАУКИ Ш.Марджани. Не вводите людей в заблуждение.

      • Анонимно
        17.01.2018 17:20

        Я людей не ввожу в заблуждение.
        Если Вы понимаете силу татарского народа, то Вы должны понимать, что история татарского народа писалась и при Золотой Орде, и раньше, и позже. Она была оборвана в 1552 году. И все было порушено и уничтожено. Марджани был из тех, кто создал по новой историю татар. Назовите ее татарской исторической наукой. Я не против.

  • Анонимно
    17.01.2018 15:02

    "нынешний муфтий Камиль Самигуллин, Равиль Гайнутдин, Габдулхак Саматов в свое время служили имамами в мечети Марджани" - Мансур хазрат, конечно, здесь вводит в заблуждение.

    НИКОГДА ни Самигуллин, ни Гайнутдин не служили имамами в мечети Марджани. Просто некрасиво лукавить, даже ради красивого словца, хазрат

  • Анонимно
    17.01.2018 17:16

    Меня удивляет:А ВЫ ВЫШЛИ С ПЛАКАТОМ?
    А нам зачем выходить?
    Есть комитеты, депутаты, всемирный конгресс татар,ТОЦ,валиевы,хакимовы,табрисы,мы им зарплату платим,пусть поднимутся с кресел!!!
    Хватить подхалимством заниматься!!!

    • Анонимно
      17.01.2018 17:34

      Ну если бы в Великую Отечественную Войну - все так сделали бы, вряд ли её выиграли бы

  • Анонимно
    17.01.2018 17:44

    Значит,вы будете наблюдать все это за кустами. Самая удобная позиция! Чем больше таких людей,тем меньше надежды на светлое будущее татарского языка.

  • Анонимно
    17.01.2018 19:55

    Валиев,сколько лет возглавляет комитет госсовета по языкам?!10?,20?Просстое Где на остановках,в магазинах надписи на татарском?!
    Тогда уходи в отставку!

    • Анонимно
      17.01.2018 22:01

      Задайте этот вопрос исполнительным и контролирущим органам. Этим вопросом в первую очередь должны заниматься они,а не депутаты. Читайте закон!

      • Анонимно
        18.01.2018 13:12

        к. 22.01. Чего читать? практика точно показывает, что единственные исполнители - пока в основном малодетные грозные дамы в черной форме фссп....

  • Анонимно
    17.01.2018 20:05

    Хорошо что так вспомнили! Таких ученых сейчас мало. А
    памятник и музей со временем будут. Столько раньше знаменитостей жили в Казани. Это про нас сказок не напишут и песен про нас не споют!

  • Анонимно
    17.01.2018 23:51

    19.55. ""Где на остановках,в магазинах надписи на татарском?!" Правильный вопрос. Почему этими вопросами никто не занимается? Музеев достаточно в Татарстане, их ведь надо ещё содержать . Пусть лучше работают те, которые есть. Регулярно нужно проводить мероприятия, встречи . приглашать к себе школьников. Бесплатно должно быть всё..

  • Рашид
    18.01.2018 01:30

    Ну конечно же в Татарстане музеев будет больше чем в других регионах - если строить такие музеи как музей чак-чака.
    Опять к вопросу воспитания молодежи. В Казахстане на каждом шагу висят картины своих исторических личностей и стоят им памятники. И дети в курсе кто есть кто на этой земле. У нас что, не было своих ханов правителей, есть им хоть один памятник. Пусть этот правитель будет неоднозначной личностью - но ставят же такие памятники по всей РФ невзирая на многочисленные протесты населения для напоминания о своих исторических личностях. А все потому что это и есть инъекции нравственности что бы не скатиться в забвение. Никто же не запрещает.

  • Анонимно
    18.01.2018 07:43

    А ведь это действительно серьезный и справедливый упрек: почему за 22 года существования Института истории им. Марджани не перевели и не переиздали труды Марджани?

  • Анонимно
    18.01.2018 12:51

    Сколько уходит на сорт в т.ч. на футбол , 1/10 пустили бы на благие дела, Есть же у нас платный музей хлеба. Музей Гаяза Исхаки с его малой родины хотят объединить с музеем купцов.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль