Авторейтинги 
5.03.2018

Патриотам тут не место: как тягач Volvo «порвал» флагман КАМАЗа

Стоило рублю окрепнуть, покупатели выстроились в очередь за иностранными брендами — продажи Mercedes, MAN, Scania выросли в разы!

Посрамив экспертов, российский рынок грузовых машин вырос по итогам 2017 года на феноменальные 50%. Безоговорочным лидером продаж остается «КАМАЗ», а его главным разгонным двигателем — тягачи «5490». Однако иностранные конкуренты пришли в себя и неожиданно резво бросились в погоню, включив просто космические скорости. Какие модели приглянулись автоперевозчикам и сколько стоили в феврале популярные грузовики — в обзоре «БИЗНЕС Online».

Российский рынок грузовых авто сейчас сам напоминает разогнавшуюся на хорошей дороге фуру, которую не остановить, не объехать Российский рынок грузовых авто сейчас сам напоминает разогнавшуюся на хорошей дороге фуру, которую не остановить, не объехать Фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

ГРУЗОВИКИ «ПОМАХАЛИ РУКОЙ» ЛЕГКОВУШКАМ

Российский рынок грузовых авто сейчас сам напоминает разогнавшуюся на хорошей дороге фуру, которую не остановить, не объехать. По итогам прошлого года количество регистраций грузовиков (HCV) в РФ выросло на 50,3% или 26,8 тыс. единиц, до 80,2 тыс. авто, следует из отчета агентства «Автостат». Наконец-то оживший легковой авторынок — а он, по данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), вырос на 11,9% — может лишь позавидовать такому крутому подъему. Оказались посрамлены и многочисленные эксперты, которые предсказывали рост грузового сегмента на 10–15%. Чем это можно объяснить?

Начнем с того, что динамика продаж грузовиков и легковушек разошлась еще несколько лет назад. Если спрос на легковые авто рос с 2010 по 2013 год включительно, то коммерческая техника ощутила уменьшение энтузиазма покупателей уже 2013 году. Граждане еще не успели ощутить на себе дыхание кризиса и продолжали покупать личный транспорт, но бизнес уже начал сворачивать активность. Далее снижение продолжилось, после обвала рубля и введения западных санкций оно ускорилось. Своего дна спрос достиг в 2015-м, когда регистрации грузовиков относительно эталонного 2012 года упали в 2,7 раза до 51,2 тыс. единиц, к тому же продажи сместились в сторону средне- и малотоннажных машин.

В 2016 году рынок подрос на 4,2%, что выглядело скорее как легкая коррекция. И вот теперь статистика зафиксировала настоящий разворот: похоже, бизнес всех размеров — от ИП до мультинациональных корпораций — наконец-то ощутил твердую почву под ногами. Экономисты спорят, насколько вырос российский ВВП в прошлом году, но ни МВФ, ни Всемирный банк не сомневаются в том, что экономика остановила падение. И, согласно данным Росстата, грузооборот автомобильного транспорта увеличился на 1,2% до 250,9 млрд тонно-километров. Годом ранее прирост составил 0,3%, динамика не взрывная, но идет по нарастающей.

Далее свою роль сыграла рекордно низкая инфляции в 2,5% (в 2015 году — 12,9%, в 2016 году — 5,4%). К тому же благодаря удачной сырьевой конъюнктуре и жесткой монетарной политике Центробанка рубль заметно поправил свое здоровье. Российская валюта по итогам 2017 года подорожала на 12,9% до 58,3 рубля за доллар США и на 10,8% до 66 рублей за евро. То есть смысла откладывать на завтра покупку машин, станков и прочей дорогостоящей техники уже нет, и начинает работать фактор отложенного в 2015–2016 годах спроса на тяжелую коммерческую технику. А динамика валют, с одной стороны, играет на руку тому же КАМАЗу — рублевая стоимость импортируемых узлов и агрегатов уменьшилась. С другой стороны, более доступной становится зарубежная коммерческая техника, спрос на которую подскочил в разы, — об этом мы расскажем в нашем обзоре.

Альфия Когогина в феврале заявила, что, авторынок спасло государство — точнее, принятые правительством меры поддержки Альфия Когогина в феврале заявила, что авторынок спасло государство — точнее, принятые правительством меры поддержки Фото: «БИЗНЕС Online»

«КАМАЗ» ОТСТАЛ ОТ РЫНКА

Но начнем с безоговорочного лидера в сегменте тяжелой коммерческой автотехники. Согласно «Автостату», количество регистраций грузовиков «КАМАЗ» на внутреннем рынке в прошлом году увеличилось на 30,8%, или 6,2 тыс. единиц, до 26,4 тыс. авто. Впрочем, челнинский автогигант предпочитает придерживаться собственной статистики, которая традиционно расходится с данными «Автостата». Как рассказал «БИЗНЕС Online»  руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, в прошлом году компания в целом реализовала свыше 38 тыс. грузовиков — на 11% больше, чем в 2016 году. При этом объем продаж в России вырос на 18% до 33 тыс. авто.

Как в феврале заявила депутат Госдумы Альфия Когогина, авторынок спасло государство — точнее, принятые правительством меры поддержки. Для грузового сегмента сегодня речь идет о программах лизинга с компенсацией 10% стоимости — до 550 тыс. на авто и до 10 млн рублей на покупателя в первом полугодии. Кроме того, со второй половины 2017 года заработала программа «Российский тягач», в рамках которой компенсация увеличена до 12,5%, или 625 тыс. рублей. Впрочем, как указывают на самом КАМАЗе, большинство его конкурентов имеют мощности внутри РФ и пользуется теми же льготами, что и татарстанский автогигант. Однако на челнинцев также работает госзаказ, получаемый как напрямую от ведомств и министерств, так и через самую обширную в России сеть дилеров.

Какие машины КАМАЗа приглянулись покупателям? Сильнее всего выросли продажи модели «5490»: плюс 1609 авто, или 71%, до 3886 зарегистрированных грузовиков по итогам прошлого года. После «первого блина» челнинцы доработали свой тягач, получивший шильдик Neo. Хотя даже у позитивно настроенных покупателей и постоянных клиентов еще остаются вопросы к производителю. В частности, некоторые из них заявляют, что вынуждены самостоятельно подгонять задние крылья — мол, КАМАЗу неплохо бы тщательнее тестировать свои изделия после сборки пробного экземпляра. Называются и недостатки помельче — все это вынуждает водителей-перфекционистов вручную доводить до ума челнинские грузовики в своем гараже.

Впрочем, у доработанного «5490» есть и очевидные достоинства. Так, удлинение колесной базы улучшило распределение груза по осям и позволило поставить более емкие топливные баки. Главным же преимуществом тягача остается его стартовая цена, обеспечивающая серьезный отрыв (на 1–1,5 млн рублей) от ближайших конкурентов. Конечно, большую часть техники покупатели берут в лизинг/рассрочку. Снижение процентных ставок и оживление лизинговых программ позволяет им не выкладывать сразу $100 тыс. за «иностранца», а распределить нагрузку на посильные транши. Так что производители условно импортной техники могут попытаться переиграть КАМАЗ, апеллируя к ее надежности в долгосрочной перспективе. Но как минимум на старте грузовики из Набережных Челнов, да еще и с учетом компенсации от государства, выглядят весьма привлекательно за свои деньги.

Топ-5 наиболее востребованных семейств/моделей марки KAMAZ на рынке РФ
МаркаМодель/семействоЗарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2017 год, ед.Абсолютное изменение 2017 к 2016, ед.Относительное изменение , %
KAMAZ«6511/65111/65115/65116/65117»49536058110522.3
KAMAZ«4311/43114/43118»46945889119525.5
KAMAZ«6520/65201/65207»32604806154647.4
KAMAZ«5490»22773886160970.7
KAMAZ«5350/53504»10021018161.6

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью


На 14 февраля грузовик 2017 года выпуска предлагался в ООО «Камцентр» по цене от 4,3 млн рублей (в середине 2016 года та же модель стоила 4–4,2 млн рублей). И сразу отметим, что на итоговую стоимость тяжелой коммерческой технике сильно влияет кастомизация: тип кабины, установленные дополнительные баки и т. д.

Второй локомотив Сергея Когогина — семейство «6520/1/7». За прошлогодние самосвалы «6520» в феврале продавец ООО «Нико» просил от 4,4 млн рублей. Первую тройку самых «быстрых скакунов» КАМАЗа замыкает семейство вездеходов «4311/4/8». Армия его российских покупателей увеличилась на 1195 единиц до 5889 авто. Ценник машины в ТФК «Феникс» начинался от 3,3 млн рублей. Лидирующее же место по популярности в модельном ряду челнинцев по-прежнему занимает семейство «6511/1/5/6/7» — плюс 1105 единиц, или 22%, до 6058 регистраций. В РИАТе такие самосвалы «65111» предлагали от 4,45 млн рублей.

Согласно «Автостату», количество регистраций грузовиков «КАМАЗ» на внутреннем рынке в прошлом году увеличилось на 30,8% Согласно «Автостату», количество регистраций грузовиков «КАМАЗ» на внутреннем рынке в прошлом году увеличилось на 30,8% Фото: prav.tatarstan.ru

ЧЕЛНИНЦЫ ОТКУСИЛИ ОТ БЕЛОРУССКОГО ПИРОГА?

Если КАМАЗ в полной мере воспользовался благоприятной ситуацией на рынке (спасибо покупателям седельных тягачей, самосвалов и техники для ЖКХ и оборонки), то  его дочерний НЕФАЗ успехами не блистал. Более того, регистрации машин под этой маркой упали на 8% до 1753 авто по итогам 2017 года. Львиная доля спроса (72%) на продукцию башкирского завода приходится на семейство «4514». 

Где-то посередине между двумя этими реперными точками оказался МАЗ. Его продажи выросли на 18% до 3,9 тыс. авто года, но этот результат меркнет, если вспомнить, с чем дилеры белорусского завода подошли к концу предыдущей пятилетки. В несколько приемов их продажи обвалились с 14,8 тыс. авто в 2012 году до 3,3 тыс. в 2016 году. По закону сообщающихся сосудов, с учетом пересекающегося ассортимента и ценового диапазона, часть пирога со стола МАЗа определенно увел КАМАЗ. Что характерно, обе компании порой используют комплектующие от одних и тех же поставщиков — в частности, двигатель Mercedes и коробку ZF.

Самым востребованным семейством у белорусов остается «6312», спрос на его представителей увеличился на 23%, или 134 авто до 712 регистраций. Ценники здесь начинаются от 4,3 млн рублей за сортиментовоз, представляющий собой тягач в комплекте со специально обустроенной платформой для перевозки грузов — сортимента. За вариант «сам гружу, сам вожу» (бортовой грузовик с манипулятором) просят уже 5,8 млн рублей.

Наибольшую прибавку в копилку минчан обеспечило семейство «6430»: плюс 185 пойнтов до 549 баллов. Речь в данном случае идет о седельных тягачах с колесной формулой 6х4, за которые дилеры хотят получить от 4,15 млн рублей.

Впервые в истории наших наблюдений Volvo оказался самым популярным в России брендом среди производителей из ЕСФото: ©Михаил Фомичев, РИА «Новости»

VOLVO — ВПЕРВЫЕ ПЕРВЫЙ ИЗ «ИНОСТРАНЦЕВ»

Теперь о тех, на чью полянку заехали тягачи Когогина. Главный конкурент челнинцев — Volvo — отличился самой большой, без учета КАМАЗа, прибавкой в абсолютном выражении: плюс 4264 авто до 5986 регистраций — рост в 3,5 раза! Впервые в истории наших наблюдений Volvo оказался самым популярным в России брендом среди производителей из ЕС. Хотя абсолютный рекорд концерна остается все за тем же идеальным 2012 годом (8070 авто), но тогда его обошел немецкий MAN с 8329 регистрациями. Справедливости ради, и последующая просадка у «шведа» — кавычки здесь нужны, поскольку Volvo располагает производственными мощностями в Калуге — была глубже, чем у ближайших конкурентов.

На что запали покупатели грузовиков Volvo? В 3,5 раза, или 3123 единицы, до 4342 авто вырос спрос на модель FH — седельные тягачи с силовыми агрегатами мощностью 420, 460 и 500 лошадиных сил. Они явно зацепили российских клиентов за душу: аналогичный рост в 3,5 раза наблюдался и в 2016 году. Полет FH был столь стремителен, что неожиданно для всех он опередил флагман нового модельного ряда КАМАЗа. «Швед» обогнал тягач «5490» на 450 зарегистрированных авто, хотя годом ранее отставал от него более чем на 1000 корпусов. Вот это поворот!

Топ-5 наиболее востребованных семейств/моделей марки MAZ на рынке РФ
МаркаМодель/семействоЗарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2017 год, ед.Абсолютное изменение 2017 к 2016, ед.Относительное изменение , %
MAZ631257871213423.2
MAZ643036454918550.8
MAZ54404244947016.5
MAZ551634248614442.1
MAZ6501279301227.9

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью


Еще раз подчеркнем, что цена грузовиков в гораздо большей степени, чем у легковушек, зависит от кастомизации, но, судя по автомобильным доскам объявлений в сети, 90–95 тыс. евро за такого красавца не останавливают приверженцев европейской надежности, экономичности и комфорта для водителей. Серьезным аргументом за эту модель является и ее высокая ликвидность на вторичном рынке.

Среди прочих тяжеловозов в конюшне Volvo выделим универсальную модель FM, которая перекрыла прежние достижения в 3,4 раза благодаря росту продаж на 1124 единицы до 1592 авто. Годом ранее ничем подобным эта машина похвастать не могла: напротив, тогда она потеряла 36 голосов.

Дилеры шведского автопрома, Scania, увеличили продажи более чем в два раза. Scania владеет собственными сборочными мощностями в Санкт-Петербурге Дилеры шведского автопрома, Scania, увеличили продажи более чем в два раза. Scania владеет собственными сборочными мощностями в Санкт-Петербурге Фото: ©Алексей Даничев, РИА «Новости»

АБСОЛЮТНЫЙ РЕКОРД MERCEDES, «СЕРЕБРО» SCANIA, ВОЗВРАЩЕНИЕ DAF В ТОП-10

Стратегический партнер КАМАЗа — Mercedes — также заметно усилил свои позиции: регистрации его грузовиков выросли в 2,7 раза (плюс 3563 авто) до 5623 единиц. Это вторая по величине прибавка в натуральном выражении и и абсолютный рекорд концерна за время наших наблюдений, прежний принадлежит 2012 году — 5186 авто.

Гвоздь программы «трехлучевых» — их безусловный бестселлер Actros, спрос на который вырос в три раза до 5062 авто. Львиная доля этих авто приобретаются россиянами в виде седельных тягачей (1841LS, 1846LS, 2541LS, 2641LS), но есть и другие варианты — фургон, миксер, несколько типов самосвалов. Так что записать все успехи Actros в зачет тягачей не получится, однако, вероятнее всего, германский тягач, как и Volvo, все же объехал «КАМАЗ 5490».

Цена тягача Actros 1841LS текущего года выпуска на 14 февраля начиналась от 6,09 млн рублей.

Дилеры еще одного представителя шведского автопрома — Scania — увеличили продажи более чем в два раза на 3183 авто до 5701 грузовиков. В «иностранном» зачете (Scania владеет собственными сборочными мощностями в Санкт-Петербурге) компания пропустила вперед только своего соотечественника Volvo.

Модельная структура спроса на новые грузовые автомобили Volvo в РФ
МаркаМодель/семействоЗарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2017 год, ед.Абсолютное изменение 2017 к 2016, ед.Относительное изменение , %
VOLVOFH121943423123256.2
VOLVOFM46815921124240.2
VOLVOOTHER26401453.8
VOLVOFL69350
VOLVOFE3300

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью


Новый бестселлер Scania — модель R, спрос на которую утроился до 2072 регистраций. На 15 февраля нам удалось найти самый доступный вариант 2018 года выпуска за 7,4 млн рублей. Но, судя по обзорам на специализированных сайтах, существует великое множество модификаций этой машины.

Также на 90% до 1901 зарегистрированных авто увеличились продажи модели G. А самые скромные представители Scania, грузовики модели P, записали на командный счет 1724 балла — на 883 больше, чем в позапрошлом году..

Модельная структура спроса на новые грузовые автомобили Mercedes в РФ
МаркаМодель/семействоЗарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2017 год, ед.Абсолютное изменение 2017 к 2016, ед.Относительное изменение , %
MERCEDESACTROS172850623334192.9
MERCEDESAXOR22936013157.2
MERCEDESATEGO861011517.4
MERCEDESACTROS/ANTOS897891112.5
MERCEDESUNIMOG62-4-66.7

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью


Следующий игрок из Евросоюза — DAF — ускорился в 3,9 раза до 3657 поставленных на учет авто и занял 9-е место в нашем рейтинге против 13-го годом ранее. При этом относительная динамика производителя из Нидерландов оказалась лучшей в «золотой» десятке. DAF ее продемонстрировал, даже не имея локализованного производства в РФ.

Вывез голландцев бесспорный хит — магистральный тягач XF Series. Рассчитанные на 1,6 млн км пробега двигатели Paccar и межсервисный интервал 150 тыс. км привлекли 3554 покупателей — на 2636 больше, чем годом ранее. Вариант с силовым агрегатом на 408 «лошадей» текущего года выпуска на 15 февраля стоил 5,7 млн рублей, за версию с 460 лошадиных сил просили 6,1 млн.

Модельная структура спроса на новые грузовые автомобили Scania в РФ
МаркаМодель/семействоЗарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2017 год, ед.Абсолютное изменение 2017 к 2016, ед.Относительное изменение , %
SCANIAR67220721400208.3
SCANIAG1002190189989.7
SCANIAP8411724883105
SCANIAOTHER34133.3

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью


Добавим, что именно представитель DAF XF Sreies стал первым тяжелым грузовиком, попавшим на тест-драйв авторитетного делового издания Forbes.

Модельная структура спроса на новые грузовые автомобили DAF в РФ
МаркаМодель/семействоЗарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2017 год, ед.Абсолютное изменение 2017 к 2016, ед.Относительное изменение , %
DAFTRUCKS XF SERIES91835542636287.1
DAFTRUCKS CF SERIES196243226.3
DAFOTHER63024400
DAFTRUCKS LF SERIES3107233.3
DAFTRUCKS 105 SERIES11

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью


«ВОСКРЕСШИЙ» RENAULT, УДВОИВШИЙСЯ MAN

Обзор тяжеловесов дополним еще парой достойных представителей сегмента. Немецкий MAN, ранее локализовавший сборку на заводе в Санкт-Петербурге, улучшил свои показатели в 2,1 раза до 4,7 тыс. зарегистрированных грузовиков.

Модельная структура спроса на новые грузовые автомобили MAN в РФ
МаркаМодель/семействоЗарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2017 год, ед.Абсолютное изменение 2017 к 2016, ед.Относительное изменение , %
MANTGS18613110124967.1
MANTGX25013741124449.6
MANTGM54157103190.7
MANTGL50813162
MANTGA811337.5

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью


За мановский TGS кошельком проголосовали 3110 покупателей — на 1249 больше, чем в 2016 году. Это универсальное семейство: в зависимости от мощности двигателя, числа мостов, варианта кабины его представители могут использоваться как для перевозок на средние расстояния, создания самосвалов и спецтехники, так и для «дальнобоя». С учетом растущего интереса к магистральным тягачам, рискнем предположить, что повышенным спросом пользовались именно они. Нашу гипотезу косвенно подтверждает статистика продаж семейства TGX: регистрация его представителей участилась сразу в 5,5 раза и по итогам года достигла 1374 авто. На 15 февраля мы нашли предложение на 440 л. с. за 5,5 млн рублей.

Немецкий MAN, ранее локализовавший сборку на заводе в Санкт-Петербурге, улучшил свои показатели в 2,1 раза до 4,7 тыс. зарегистрированных грузовиков Немецкий MAN, ранее локализовавший сборку на заводе в Санкт-Петербурге, улучшил свои показатели в 2,1 раза до 4,7 тыс. зарегистрированных грузовиков Фото: Alexander Koerner / Stringer / gettyimages.com

Чуть хуже среднего по больнице выступила Iveco, тем не менее продажи ее авто выросли на 36% до 1065 машин. В лидерах бренда идет среднетоннажная модель Eurocargo, спрос на которую подрос на 10% до 479 авто. Тем временем спрос на седельные тягачи Stralis удвоился до 432 авто. На 15 февраля самый доступный вариант AT440S42T/P RR с мотором на 420 лошадиных сил продавцы предлагали по цене от 5,3 млн рублей.

Модельная структура спроса на новые грузовые автомобили Iveco в РФ
МаркаМодель/семействоЗарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2017 год, ед.Абсолютное изменение 2017 к 2016, ед.Относительное изменение , %
IVECOEUROCARGO4344794510.4
IVECOSTRALIS216432216100
IVECOEUROTRAKKER841112732.1
IVECOOTHER5143-8-15.7

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью


Заметно улучшились дела у Renault, который практически восстал из пепла: количество регистраций грузовиков увеличились в 8,6 раза до 534 авто. Возобновлению продаж «французов» на российском рынке помогла T-Series. В середине февраля за прошлогоднюю модель французской же сборки с силовым агрегатом мощностью 430 л. с. просили 6 млн рублей.

Модельная структура спроса на новые грузовые автомобили Renault в РФ
МаркаМодель/семействоЗарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2017 год, ед.Абсолютное изменение 2017 к 2016, ед.Относительное изменение, %
RENAULTT-SERIES49429380775.5
RENAULTK-SERIES108272720
RENAULTC-SERIES22119950
RENAULTMIDLUM1100
RENAULTPREMIUM011

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

ГАЗ ОТСТАЕТ ОТ ТЯЖЕЛОВЕСОВ

Отдельный разговор о группе «ГАЗ», главным бенефициаром которой является миллиардер Олег Дерипаска. Ее автомобили также учитываются «Автостатом», хотя с вышеозначенными игроками горьковский автозавод выступает, большей частью, в разных весовых категориях: ГАЗ специализируется прежде всего на выпуске легких и среднетоннажных коммерческих авто. В разгар кризиса производитель бюджетных грузовичков держался лучше рынка, однако сегодня интерес покупателей сместился к более габаритной и дорогостоящей технике. По итогам 2017 года продажи «Газелей» и Ко не упали, но относительно рынка выросли незначительно — на 7,2% до 7778 зарегистрированных в России авто. Впрочем, и годом ранее нижегородцы не блистали: пока продажи большинства серьезных игроков росли двузначными темпами, у ГАЗа прирост составил 2,8%.

Cпрос на «ГАЗон Next» в прошлом году в абсолютном выражении рос вдвое медленнее, чем в 2016-м: плюс 576 единиц до 4989 автоФото: ©Виталий Белоусов, РИА «Новости»

Самым слабым звеном на волжском конвейере оказалась модель «3310» («Валдай») — ее регистрации практически обнулились с прежних 276 авто. Впрочем, не нужно искать второго дна в этом: выпускавшийся с 2004 года «Валдай» элементарно сняли с производства. Спрос на него резко упал еще в 2015 году, и одной из причин стал запуск на Горьковском же автозаводе такой новинки, как «ГАЗон Next». Отправив предшественника на свалку истории, именно он сегодня является бестселлером нижегородцев. Заводская гарантия на три года или 150 тыс. км пробега, грузоподъемность до 5 тонн в феврале стоят от 1,7 млн рублей — на 100 тыс. дороже, чем годом ранее.

Правда, спрос на «ГАЗон Next» в прошлом году в абсолютном выражении рос вдвое медленнее, чем в 2016-м: плюс 576 единиц до 4989 авто. При прочих равных в текущем году рынок может окончательно насытиться данной моделью, что грозит «ГАЗону» если не стагнацией продаж, то очередным замедлением их темпов.

Модельная структура спроса на новые грузовые автомобили GAZ в РФ
МаркаМодель/семействоЗарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2017 год, ед.Абсолютное изменение 2017 к 2016, ед.Относительное изменение , %
GAZGAZON NEXT4413498957613.1
GAZ33081376184346733.9
GAZ3309958879-79-8.2
GAZOTHER19333-160-82.9
GAZ331029923-276-92.3

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью


Иная ситуация с моделью повышенной проходимости 3308 «Садко» ценой от 1,5 млн рублей. Ее продажи выросли на 467 авто до 1843 регистраций после скромной динамики 2016-го (всего плюс 101 единица). Эту модель позиционируют как замену легендарной «шишки», или «шишиги», «ГАЗ-66», и не исключено, что здесь не обошлось без гособоронзаказа.

Как и в случае с тандемом КАМАЗ — НЕФАЗ, у входящего в группу «ГАЗ» Саранского завода автосамосвалов дела шли куда хуже, чем у его старшего брата. Спрос на продукцию САЗа упал на 20% до 1057 авто.

Для более-менее бюджетных покупок есть КАМАЗы, а те, кто не слишком ограничен в деньгах, берут машины родом из Европы или Японии Для более-менее бюджетных покупок есть «КАМАЗы», а те, кто не слишком ограничен в деньгах, берут машины родом из Европы или Японии Фото: «БИЗНЕС Online»

«САМУРАИ» И «КИТАЙСКИЕ ТИГРЫ» ПРИШЛИ В СЕБЯ

Тем временем зарубежные конкуренты ГАЗа приходят в себя и отыгрывают часть потерь 2015–2016 годов. Так, спрос на машины Isuzu подрос наполовину до 3,7 тыс. авто. Сегодня погоду для японцев, чье сборочное производство в конце нулевых успело погостить в Елабуге, делает семейство NPR. Цена вопроса — от 2,5 млн рублей за автомобиль грузоподъемностью 4,8 тонны.

Не столь популярна в массах серия Forward, представленная машинами грузоподъемностью 8,2 тонны (от 3,8 млн рублей) или 12,5 тонны. Однако и эти авто внесли посильный вклад в кассу дилеров: продажи Forward увеличились на 50% до 957 поставленных на учет грузовиков.

Модельная структура спроса на новые грузовые автомобили ISUZU в РФ
МаркаМодель/семействоЗарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2017 год, ед.Абсолютное изменение 2017 к 2016, ед.Относительное изменение , %
ISUZUNPR947136341643.9
ISUZUFORWARD64095731749.5
ISUZUNMR5416106912.8
ISUZUNQR28952323481
ISUZUC SERIES68187119175

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью


Наверное, каждый автовладелец в России может, не глядя на шильдик, опознать легковушки Toyota. Но не все знают, что у концерна из Страны восходящего солнца есть грузовое подразделение Hino. Российский спрос на его машины в прошлом году вырос на две трети до 1256 регистраций, прежде всего благодаря модели «300». Два основных варианта ее исполнения предусматривают грузоподъемность 1,2 тонны и 4,8 тонны. Впрочем, можно найти и другие предложения: например, новое авто грузоподъемностью до 3,9 тонны с изотермическим фургоном продавец оценил в 2,5 млн рублей.

Японский «вернисаж» продолжает Mitsubishi Fuso. В нашей стране она представлена единственной серией Canter, зато та показала динамику на зависть отечественным производителям — плюс 42% до 877 авто.

Модельная структура спроса на новые грузовые автомобили Hino в РФ
МаркаМодель/семействоЗарегистрировано новых в РФ за 2016 год, ед.Зарегистрировано новых в РФ за 2017 год, ед.Абсолютное изменение 2017 к 2016, ед.Относительное изменение , %
HINO«300»338776438129.6
HINO«500»3414016017.6
HINO«700»62721016.1
HINOOTHER97-2-22.2

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью


Также вернулись в сознание после тяжелого нокаута восточные тигры — старейшая китайская автомобилестроительная компания Faw (+59%), бренды Howo (+96%) и Foton (+157%). И несколько особняком стоит Jac. Спрос на его машины в 2012–2014 годах был весьма скромный, но теперь производитель из Поднебесной вышел на рекордный для себя уровень — 145 авто, что в 3,7 раза превышает уровень 2016 года. Впрочем, даже все «китайцы» вместе взятые серьезно на рынок не влияют и вряд ли могут рассчитывать на что-то принципиально большее, чем сейчас. В конце концов, для более-менее бюджетных покупок есть «КАМАЗы», а те, кто не слишком ограничен в деньгах, берут машины родом из Европы или Японии.

«РЫНОК ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПОКАЗЫВАЕТ ОТЛИЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»

Игорь Давыдов — операционный директор компании «Исузу Рус»:

— Согласно имеющимся у нас данным, рынок новых грузовых автомобилей полной массой от 3,5 тонн в Республике Татарстан в 2017 году вырос почти на 72,7 процента до 4940 единиц. Наибольший объем рынка, порядка 82,6 процента, составляет тяжелая грузовая техника свыше 16 тонн — прежде всего седельные тягачи, занявшие более 70 процентов рынка, и самосвалы (порядка 12 процентов). Рынок тяжелой техники традиционно восстанавливается быстрее других сегментов и уже не первый год является локомотивом всего авторынка. В 2017 году главными факторами роста послужили госпрограммы поддержки, а также восстановление бизнес-активности предприятий логистического рынка, ретейла и строительства. Свою роль сыграла и реализация крупных инфраструктурных проектов. Полагаем, что и в 2018 году эти факторы будут иметь важную роль. Эффекта мы ожидаем и от реализации отложенного спроса, в частности, те предприятия, которые откладывали обновление парка последние два-три года, в этом году с большой вероятностью проведут закупки. В том числе этому также будет способствовать тот факт, что рынок планомерно падал с 2013 года, и в 2017–2018 годах техника будет обновляться более активно, так как ее средний срок эксплуатации как раз составляет порядка 5 лет.

Если говорить о законодательных инициативах, с 1 января 2018 года вступили в силу новые требования таможенного союза, согласно которому вся техника должна соответствовать экологическому стандарту «Евро-5». Это может вызвать некоторую инерцию спроса, но мы надеемся на сглаживание эффекта от данного фактора уже к концу первого квартала или первых 6 месяцев 2018 года.

Для «Исузу Рус» прошедший 2017 год стал годом рекордов. Это относится к объему производства и продаж, спросу на оригинальные запчасти, развитию дилерской сети, широкому модельному ряду. В мае прошлого года на нашем заводе в Ульяновске было запущено производство грузовиков серии C и E (полная масса — от 30 тонн и более). Это позволило воплотить в жизнь планы компании по выпуску полной линейки грузовых авто (от 3,5 до 33 тонн), которые были анонсированы в 2012 году при открытии производственной площадки «Исузу Рус». Заводу в Ульяновске в прошлом году удалось увеличить производственный план с начальных 3500–3800 машин до 4500 единиц. Мы планируем и дальше наращивать здесь объемы производства, что позволит увеличить степень локализации и продолжить участие в госпрограммах. Также мы вплотную приступили к реализации проекта по выпуску городских автобусов «СИМАЗ» на шасси ISUZU. Первые образцы прошли сертификацию, начинается серийное производство.

Сейчас «Исузу Рус» готовится к выпуску новой модели NМS-85 — полноприводного шасси массой 3,5 и 5,2 тонны. Во втором полугодии мы планируем старт серийного выпуска модели NPR-82 полной массой 7,5 тонн с газовым двигателем SNG на метане. Наконец, мы расширяем дилерскую сеть в регионах и приглашаем новых партнеров к сотрудничеству.

Александр Бабушкин — начальник отдела региональных продаж компании ООО «Скания-Русь»:

В начале 2016 года курс рубля был стабильным, а цены на нефть упали, что привело рынок грузовых автомобилей к самым низким показателям за весь кризисный период. Последующая стабилизация рынка и рост продаж в 2017 году непосредственно связаны со стабилизацией экономической ситуации в стране. Сейчас рынок грузовых автомобилей показывает отличные результаты. За прошлый год в России было зарегистрировано более 5600 грузовых автомобилей марки Scania, что на 150 процентов больше, чем в предыдущем году. Но останавливаться на достигнутом компания не собирается. В этом году мы планируем укрепить свои позиции на рынке РФ не только за счет появления нового модельного ряда грузовиков, но и уникального инновационного пакета продуктов и услуг, которые предлагаются в отрасли впервые и позволяют нашим клиентам повышать рентабельность их бизнеса.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (79) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.03.2018 08:18

он успехи измеряет величиной своего благосостояния, а не продажами каких то камазов.

  • Анонимно
    5.03.2018 08:06

    Вот они - успехи всеми хвалёного Когогина.

    • Анонимно
      5.03.2018 08:18

      он успехи измеряет величиной своего благосостояния, а не продажами каких то камазов.

    • Мюллер)))
      5.03.2018 09:09

      Это называется мыльный пузырь- и таких пузырей у нас вагон. Только со временем они все лопнут от столкновения с жесткой реальностью.
      Ракеты Рогозина, Камазы Когогина и вот намедни в Манеже еще пачка сказок была презентована))

    • Анонимно
      5.03.2018 16:34

      Маленькая Швеция,с населением 10 млн человек,умудряется делать такие хорошие грузовики

    • Анонимно
      5.03.2018 19:53

      Если бы не были таможенных сборов, иностранные грузовые автомобили стоили намного дешевле чем КамАЗы. А народ получил бы дешёвый и намного качественный автомобиль.

  • Анонимно
    5.03.2018 08:10

    Олег! Срочно требуйте санкций против этих китайцев-шведов! Негодяи какие! Срочно! На 100% увеличивают цену! А в ы только на 80%! Так победим! Уаааа!!

  • Анонимно
    5.03.2018 08:11

    На автомобилях камаз зарабатывает только семья Когогиных,бизнесу эти машины не очень интиресны.цены почти как у импортных машин а качество "камаз"

    • Анонимно
      5.03.2018 08:33

      качество когда 3 года не могут крыло заднее нормально сделать. Все что нужно знать о качестве управления от Когогина.

    • Анонимно
      5.03.2018 09:41

      На КамАЗе можно разве что по городу работать, но не по межгороду. Когда дальнобой ремонтирует КамАЗ говорит: Ставь самые дорогие запчасти.

    • Анонимно
      5.03.2018 09:42

      На КамАЗе можно разве что по городу работать, но не по межгороду. Когда дальнобой ремонтирует КамАЗ говорит: Ставь самые дорогие запчасти.

      • Камаз - это татарский поросёнок. От него постоянно летит какая-то грязь. даже в сухую недождливую погоду умудряется твоё авто закидать какой-то грязью.

        • Анонимно
          5.03.2018 17:18

          Поросенок только не татарский, а российский. Он давно входит в состав Ростеха. Могу сказать, что со скрипом доведут качество до приемлемого уровня.

  • Псевдоним
    5.03.2018 08:13

    Вчера продали 10 штук, сегодня - 20. Скачок 100% - ВАУ!!! Бизнес попёр :)

  • Анонимно
    5.03.2018 08:19

    сумма гос поддержки равна,сумме положенной в предпринимательский карман.

  • Анонимно
    5.03.2018 08:20

    При этом у КамАЗа есть субсидии на лизинг. Без этого совсем никто не брал бы

    • Анонимно
      5.03.2018 08:49

      Есть ещё административный ресурс. Ниодно предприятие с госкапиталом в УКапитале, не купит мерс. При этом у головного Татавтодора и ПСО доля КамАЗов в автопарке ничтожна.

    • Анонимно
      5.03.2018 17:20

      Субсидии есть и у всех остальных игроков. Качество КАМАЗА не такое уж и плохое, причем оно постоянно повышается. Еще два-три года и все модели будут на уровне. Качество КАМАЗА получше чем у МАЗа.

  • Анонимно
    5.03.2018 08:33

    Рубль окреп??? Вы издеваетесь что ли?

    • Анонимно
      5.03.2018 08:52

      Имеется в виду, наверное: "рубль стабилизировался". Как больной в коме.

  • Анонимно
    5.03.2018 08:38

    Уберите сибсидии в КАМАЗ, и посмотрим , что будет, а пока, мы налогоплательщики содержимое семью когогиных и они делают отстойные грузовики. Частный бизнес за счёт средств налогоплательщиков. Ну круто же а?

    • Анонимно
      7.03.2018 13:25

      а на камазе работают и получают зарплату видимо не налогоплательщики,туда рабочие с марса наверное прилетают...

  • Анонимно
    5.03.2018 08:40

    Челны нефазы взял 190 шт.2015г..сейчас из них 60 остались..Правильно Казань отказалась..МазЫ лучше

    • Анонимно
      7.03.2018 13:31

      Нефазы - хорошие автобусы, лучшее предложение на рынке

  • Анонимно
    5.03.2018 08:41

    камаз 5490 - го..о, начните хотябы с замены всей проводки!!!

  • Анонимно
    5.03.2018 08:48

    Это точно насчет зароботков.Когогин.где то 2млн.в мес. Топ менеджеры от 1.6 млн..Рабочий 14 тыс....А в итоге зарплата на Камазе 35 тыс воооще отлично

  • Анонимно
    5.03.2018 08:52

    Хорошая статья Бизнес Онлайн.
    Хорошая по духу, поскольку свидетельствует, пусть и косвенно, о явном прохождении дна кризиса в российской экономике.
    Но, злопыхатели КАМАЗа пытаются вывернуть ситуацию типа, в свою пользу, и передергивают статистику Б/О, изложенную в статье.
    И это свидетельствует лишь о необъективности неровно дышащих к КАМАЗу комментаторов.
    Тяга 5490 - это новая для ПАО КАМАЗ машина и как у всякой новой продукции на первом этапе ее производства у нее имеются свойства, которые с помощью рынка будут доведены до уровня требований самых взыскательных потребителей.
    Так, что не смотря на "лай" со стороны караван КАМАЗа все равно идет и будет идти по доле на рынке тяжелых грузовиков в России впереди других производителей.
    Без обиды, конечно, "доброжелатели" КАМАЗа.
    Ничего личного, только бизнес.

    • Анонимно
      5.03.2018 09:43

      В Казани снег вывозят импортные грузовики,мусоровозы тоже не камаз. У перевозчиков ГСМ тоже камаз не вижу.
      Даже воду по Казани иномарки развозят. Автовозы тоже там камаз не вижу...примеры бесконечны и объективны.

      Камаз живёт за счёт гос.заказа и всё.

      • Анонимно
        5.03.2018 12:07

        Я вывожу снег на Камазе
        в Казани
        И Камазов очень много.Приезжайте.

      • Анонимно
        5.03.2018 15:35

        Приезжайте на Север, крайний север, где ваши маны и вольвы, а камаз гоняет, воду возит, вахты, есть люди кто на север каждые 3 месяца по 10 шт отправляет, они окупаются и привозятся новые.... Камаз дешевле и крепче

    • Анонимно
      6.03.2018 10:37

      Уважаемый г-н Афанасьев.
      Отвечу вам не как злопыхатель.
      Несколько лет назад мы дважды встречались в Казани в вашем представительстве. НА этих встречах озвучивали конкретные предложения по улучшению ваших автомобилей. Так порция конкретных замечаний которые озвучили механики эксплуатирующих Камазы вашими конструкторами была воспринята не одобрительно. после этого ни одной подобной встречи не проводилось. НА данной встрече мною лично были предложено ввести VIN код как на всех автомобилях. Во всем мире данный код позволяет определять какая именно запчасть должна стоять на этом авто. Но завод камаз хочет чтобы мы пользовались каталогами. В реальности каталоги то же не работают. Нужно снять запчасть и ехать в магазин чтобы именно такую купить. Так как на камазе на одну и то же марку могут ставить разных производителей и нет взаимозаменяемости. Вторым предложением было определить несколько предприятий для оперативной информации о недостатках на новых машинах для оперативного устранения. Такая практика практиковалась еще в СССР. Добавьте к этому неоперативность в ремонте по гарантии, из-за которых автомобили стоят в ожидании запчастей. КАМАЗ решил идти особым путем. Недостатки копят, негатив накапливается. В итоге у всех транспортников после 2-х лет выработалось стойкое мнение что Камаз хоть и дешевле при покупке, в итоге обходится дороже из-за недостатков которые вылезают в процессе эксплуатации.
      к сожелению вместо того чтобы старатся довести машину до совершенства, вы и ваше руководство закрылись от транспортников и не желаете общатся. вся ваша деятельность направлена на выкачивание государственных заказов и дотаций. Вам до нас траспортников начках.
      Результат налицо, провал в 2017 году по продажам тягача 5490. В любом зарубежном предприятии за такой провал последовали бы отставки ответственных лиц. У вас опять свой путь, поиск врагов и злопыхателей.
      если вам по настоящему интересен потребитель не поленитесь и приходит в народ. Мы покупатели, мы платим вы для нас, а не мы для вас. Готов высказаться вам лично и встретится в Казани.

  • Анонимно
    5.03.2018 09:27

    По средней зарплате КАМАЗ даже в десятке предприятий по республике Татарстан отсутствует. А Когогин везде в рейтингах первый. Вот о чем надо говорить.

    • Анонимно
      5.03.2018 17:28

      По части зарплат правда ваша, разрыв между рабочими и инженерно-техническим составом с одной строны и управленцами высшего звена КАМАЗА в десятки-сотни раз. Это абсолютно несправедливо. Как минимум на заводах КАМАЗА люди должны зарабатывать 60-70 тысяс рублей. Не забывайте, что Когонин еще и совладелец предприятия. Один из крупнейших частных акционеров.

  • Анонимно
    5.03.2018 09:37

    скоро цену на нормальные машины взвинтят , придется опять на 10 летние тазики пересажмваться

  • Анонимно
    5.03.2018 09:42

    Рынок все раставил на саои места. Сколько нас не уговаривай нам важнее качество. Камаз это сборная солянки из импортных запчастей на камазовскую раму

  • Команданте
    5.03.2018 09:50

    Все просто, Камаз стоит 4,5 млн, Скания - 6,5
    У Камаза есть субсидии, новая кабина и отсутствие запчастей на складе для модели 5490. Вся дешевизна улетучивается при простое автомобиля

  • Анонимно
    5.03.2018 10:42

    Если убрать прокладки между ТФК и клиентом, то продажи взлетят, прокладки от 300 тысяч имеют с одного КАМАЗа... А Когогина ругать не стоит, он один тащит КАМАЗ, а остальное окружение палки в колеса вставляет, в виде грабежа и растаскивания бюджета предприятия на провальные прожекты!

    • Анонимно
      5.03.2018 11:30

      Точно, закупать напрямую у КАМАЗА ))) Тогда продаж КАМАЗа не будет совсем, потому как продавать тоже нужно уметь.
      Вы, интересно, в какой сфере работаете?

      • Анонимно
        5.03.2018 12:27

        а что не так? У Вольво, например, прямые продажи, т.е. от производителя.

        • Анонимно
          5.03.2018 17:17

          Вольво может продавать, вкладывается в маркетинг, логистику, продажи, сервис. Представляю, что будет с продажами, если КАМАЗ сам еще и продавать конечникам будет.

    • Анонимно
      5.03.2018 16:26

      Это говорят и про президента, что его ругать не стоит, проклятые либералы-министры взяли в кольцо.

  • Анонимно
    5.03.2018 10:44

    Все дороги забиты фурами, летящими быстрее легковых. Им всем и автобусам надо "тахографы" ставить. После раз в месяц проверять на факт нарушения скоростного режима!

    • Анонимно
      7.03.2018 15:05

      воообще то они щас более 95-100 не едут даже по трассам.

  • Анонимно
    5.03.2018 10:50

    Комментатору от 09.43 отвечаю, что не нужно, как в народе говорят, наводить тень на плетень.
    В Казани в тресте Горводзеленхоз работают автомобили КАМАЗ. В МУП Городские мосты также КАМАЗы. На предприятии Городское благоустройство опять КАМАЗы. В ООО Чистый город также КАМАЗы есть, в Водоканале тоже КАМАЗы работают и т.д.
    Во всех крупных предприятиях, кто занимается содержанием города и сетями работают грузовые автомобили КАМАЗ и снегоуборочная техника на базе шасси КАМАЗ.
    Во время февральского снегопада весь снег из центра города был вывезен КАМАЗами.
    И свежий пример. Только вчера не мог сразу обогнать снегоуборочные КАМАЗы, что чистили дорогу после начала снегопада от поселка Столбищи до аэропорта.
    Так, что не нужно лукавить, мягко говоря, уважаемый комментатор.

    • Анонимно
      5.03.2018 11:56

      это IVECO,а не камазы,вы грузовики даже не отличаете))))

    • Анонимно
      5.03.2018 12:09

      Камазов и в других городах очень много.

    • Анонимно
      5.03.2018 12:24

      Все предприятия, которые вы назвали, являются получателями бюджетных денег столицы республики. И если вы считаете, что им не указывают, куда тратить эти самые бюджетные деньги, вы не в теме ))

  • Анонимно
    5.03.2018 11:06

    Конечно лучше отличный импортный тягач взять , чем старье убогий Камаз

  • Анонимно
    5.03.2018 11:08

    Ну вот, экономика восстановилась, а мы министров ругали. Деньги у народа есть, самое время ничего не менять и увеличивать платон

  • Анонимно
    5.03.2018 11:30

    Почему отечественный Сургутнефтегаз закупает импортные Мазы а не наши Камазы?

    • Анонимно
      5.03.2018 12:37

      потому что не совсем же они дураки)))

    • Анонимно
      5.03.2018 17:31

      Вы уже совсем обадлели, МАЗЫ хуже по качеству чем КАМАЗ.

    • Анонимно
      5.03.2018 19:21

      Потому что в сугргутнефтегазе маны работают на отсыпке по три смены и тащат по сорок тон, а потом списываются ближе к 500000 км. Затем покупаются новые маны. А наши камазы в таком режиме работать не способны, да и водители не способны на камазах в таком режиме работать)))

  • Анонимно
    5.03.2018 11:53

    Зато доля МСП в Челнах возрастёт.

  • Анонимно
    5.03.2018 11:59

    На ютубе популярность в последние пару лет набирают блогеры дальнобойщики,среди них женщины.Слово камаз у них первое в списке страшных профессиональных ругательств и оскорблений)))Есть один очень очень популярный водитель именно камаза,он работает в роснефти и ведет свой блог,сотня тысяч подписчиков,я периодически смотрю его видео,ремонт ,сломался,капиталка,запчасти и все про камаз))))))))))))а как он матерится)))))))))))

  • Анонимно
    5.03.2018 12:42

    у предпринимателей денек нет только кредиты лизинги вот эти инструменты и покупают грузовики, очень опасный бизнес. многие не оценивают и по русскки на авось работают, единицы в плюсе ,

    • Анонимно
      5.03.2018 15:35

      Не надо ля ля. Рентабельность очень хорошая. И любое время можно входит в бизнес, рынок только растет. Разумеется надо работать.

  • Анонимно
    5.03.2018 13:39

    Собаки лают? КАМАЗ ИДЕТ ВПЕРЕД.

    • Анонимно
      5.03.2018 15:08

      вот именно что идет, остальные едут)))

      • Анонимно
        7.03.2018 12:10

        Чтобы ты счастливый на своей импортной повозке проехал по городу Камазы днем и ночью снег убирают, урожаи с полей привозят, в строительстве работают, в армии

  • Анонимно
    5.03.2018 16:28

    Конечно, а еще ракеты у нас хорошие, америкосы попрятались.

  • Анонимно
    5.03.2018 16:34

    Не знал что иностранные грузовики в России собираются, какой процент локализации у них?

  • Анонимно
    5.03.2018 17:04

    Камазы брали из-за субсидий минпромторга, потом Камаз увидев, что растет спрос поднял цены и перекрыл выгоду от льгот лизинга и пошел спад, далее закончилась акция по лизингу.
    Сравнив убогое обслуживание в сервисных центрах Камаза по России и примерно сопоставив сервисное обслуживание+ стоимость содержания (60 тысяч за ТО у Камаза), покупатели взглянули в сторону иностранных брендов.
    За счет экономии на бредовом ремонте и стоимости содержания Камаз выходит не выгоден перевозчикам.
    Куча графиков это акционерам глаза и уши заливать.
    Топ 1 грузовиков не 5490 по продажам в РФ, а трехосный вездеход Камаз (военный вариант).
    Газон Некст такую же чепуху учудил.
    Почему так? Выпускается сырой продукт, на котором вылезают гора косяков гарантийных и появляется финансовый дисбаланс у проекта. Чтобы компенсировать потери от гарантийных обращений идёт повышение цен на новые машины. По итогам года отчитываются.

    • Анонимно
      7.03.2018 12:12

      Хорошо, иди и плати дороже за качественный продукт, поддержи западных производителей

  • SOUL116
    5.03.2018 18:04

    Бизнес по российски,это собрать налоги с малых предприятий и отдать миллиард когогину. Я седею, а он в шоколаде.

  • Анонимно
    6.03.2018 00:49

    Интересно, спасибо за статью

  • Анонимно
    6.03.2018 04:53

    Как радуется автор за Вольво. прям душой болеет. Это всё равно, что на матче по хоккею Россия-Канада. Мы будем болеть за Канадцев.

  • Анонимно
    6.03.2018 11:59

    Камазовцы собираются голосовать за директора совхоза. Таков анализ соц сетей в челнах.

    • Анонимно
      6.03.2018 14:10

      По всей мари эл ездят машины с флагами и плакатами директора совхоза.все за него

    • Анонимно
      6.03.2018 15:36

      не пойдут против СВОЕГО директора, там жесткий контроль

  • Анонимно
    6.03.2018 21:47

    что за замечательная программа эконом развития страны что без компенсации процентов банкирам вся экономика пойдет под откос ??? "для грузового сегмента сегодня речь идет о программах лизинга с компенсацией 10% стоимости"

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen