Общество 

«Запрет ваххабизма может ударить по самому ДУМ РТ»

Рустам Батыр
2018-03-31 08:00

«Обратиться в органы государственной власти с предложением о признании ваххабизма экстремистской идеологией» — с таким предложением выступил на межрелигиозном совете России в столице муфтий Татарстана. Что стоит за этим заявлением, размышляет известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. По мнению автора «БИЗНЕС Online», несмотря на широкий резонанс, который получила эта инициатива, дальше слов дело не пойдет.

Инициатива Камиля хазрата вызвала шквал эмоций среди мусульман, которые, порой, не стесняясь в выражениях, на исламских сайтах и в соцсетях высказывалит все, что они думают о нашем муфтии в данной связи. Но у хазрата нашлись и сторонники «Инициатива Камиля хазрата вызвала шквал эмоций среди мусульман, которые, порой не стесняясь в выражениях, на исламских сайтах и в соцсетях высказывали все, что они думают о нашем муфтии в данной связи. Но у хазрата нашлись и сторонники» Фото: dumrt.ru

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА МУФТИЯ РТ

«Один казанский мусульманин на мой вопрос о ситуации в Казани сказал: «Идет тотальная пропаганда ханафизма, а все мечети полны ваххабитов!» Так известный в мусульманской среде адвокат Марат Ашимов отозвался о последней инициативе муфтия РТ Камиля Самигулина, который на этой неделе на межрелигиозном совете России (МСР) предложил законодательно запретить в стране ваххабизм. Если быть более точным, то Самигуллин попросил внести в резолюцию МСР следующий пункт: «Обратиться в органы государственной власти с предложением о признании ваххабизма экстремистской идеологией, а ваххабитских организаций ― экстремистскими организациями». 

Инициатива Камиля хазрата вызвала шквал эмоций среди мусульман, которые, порой не стесняясь в выражениях, на исламских сайтах и в соцсетях высказывали все, что они думают о нашем муфтии в данной связи. Но у хазрата нашлись и сторонники. «Наконец-то межрелигиозный совет России призвал к запрету ваххабизма, ― не скрывает своего восторга известный церковный деятель протоирей Всеволод Чаплин. ― Призвал по предложению муфтия Татарстана Камиля Самигуллина. Мы с соратниками давно об этом говорим». «Межрелигиозный совет России совершил прорыв, проявив солидарность в отношении ваххабизма», — не менее восторженно откликнулся на инициативу хазрата православный религиовед Роман Силантьев, к слову, экс-исполнительный секретарь МСР. Характерная деталь: резолюция МСР сначала появилась на официальном сайте московской патриархии и лишь спустя несколько часов на сайте самого МСР. Среди татарстанских деятелей муфтий со своей идеей нашел соратника в лице известного исследователя Раиса Сулейманова.

Законодательный запрет ваххабизма ― не новая для России тема. В 1999 году в Республике Дагестан был принят местный закон о запрете ваххабитской деятельности. Его принятие стало спонтанным ответом дагестанского общества на вторжение боевиков из Чечни. Охваченные бурными и вполне понятными эмоциями дагестанские парламентарии хотели добиться принятия аналогичных норм закона и на федеральном уровне. Однако комитетом Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций ФС РФ и правительством РФ было рекомендовано отклонить данный законопроект в связи: а) ответственность за указанную противоправную деятельность уже предусмотрена действующим законодательством (ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»); б) законопроект вводит новые термины «ваххабитская деятельность» и «ваххабитские объединения (организации)», правовое содержание которых не объясняется. 

Теперь эти две задачи, оказавшиеся не по зубам даже экспертам, ложатся на плечи Камиля хазрата. Возможно, ему удастся-таки доказать, что ваххабитский экстремизм отличается по своей сути от других форм экстремизма, и, наконец, объяснить в юридически корректных формулировках, что такое вообще ваххабизм. Поживем ― увидим. Кстати, дагестанский закон о запрете ваххабизма уже получил прокурорский протест. Для его замены в республике разработали и приняли другой закон ― «О профилактике экстремистской деятельности в Республике Дагестан». 

ТРЕБОВАНИЯ УСТАВА

Когда при Ильдусе Файзове в Татарстане был запущен процесс деваххабизации республики, некоторые возмущались, что муфтий нарушает право людей на свободу совести и вероисповедания. Тогда ректор исламского института Рафик абый Мухаметшин первым объяснил, что запрет на исповедание ваххабизма касается не граждан как таковых, а только имамов, т. е. должностных лиц духовного управления мусульман РТ, которое является идеологической по своей сути организацией. В этом смысле имамы похожи чем-то, например, на дипломатов, которые, конечно же, могут иметь собственное мнение относительно внешней политики нашей страны, но обязаны проводить в жизнь общую линию своего ведомства.

Лично я всегда разделял и разделяю подобные подходы. В ДУМ РТ не место ни ваххабизму, ни коранизму, ни какому-нибудь хабашизму. Почему? Потому что в уставе нашего муфтията в качестве его идеологической платформы прописан только мазхаб Абу-Ханифы. Устав, принятый на общем съезде имамов республики, выражает их коллективную волю, является своего рода формализацией существующего общественного договора. А любой договор, согласно Корану (5:1, 17:34), да и общепринятым человеческим ценностям, надо исполнять.

Не устраивает устав? Добивайся его изменения. А если не можешь, то выходи из организации и через публичную критику или иными способами борись за ее улучшение. Но пока человек сделал для себя выбор быть сотрудником ДУМ РТ, он обязан проявлять субординацию и командность в работе. Иначе просто нельзя.

Несмотря на огромные мировоззренческие разногласия с нашим муфтием лично я полностью поддерживаю неприятие Камилем хазратом ваххабизма и его стремление очистить муфтият от деятелей, нарушающих его устав. Однако в нынешней инициативе татарстанский религиозный деятель выходит далеко за рамки своих полномочий и хочет распространить запрет на ваххабизм не только на подчиненных, что было бы оправдано и необходимо, но и вообще на всех граждан страны, а это прямое нарушение и принципа свободы совести, и Конституции РФ, которая его защищает. К тому же такой подход идет в разрез и с мнением национального лидера России Владимира Путина, который еще в 2008 году сказал: «Ваххабизм, причем в его изначальном виде, — это нормальное течение в исламе, ничего здесь страшного нет». Приводить в соответствие с уставом кадровый состав своей организации, вести с ваххабитами богословскую дискуссию —  одно, а распространять свои желания на всех российских граждан — уже совсем другое.

При этом нынешний муфтий РТ сам не всегда склонен исполнять требования устава ДУМ РТ, в т. ч. и в мировоззренческой сфере. В частности, он целенаправленно подменяет мазхаб Абу-Ханифы, прописанный в нем, ханафитским мазхабом. В чем состоит разница между ними, ваш покорный слуга писал многократно. К сказанному добавлю: Абу-Ханифа — это, помимо прочего, та фигура, которая способна, в отличие от взглядов поздних ханафитов, стать платформой объединения самых разных мусульман. «Ваххабиты»/салафиты считают его одним из салафов, «реформаторы»/«кораниты» — одним из ранних рационалистов ислама, ну и ханафиты/традиционалисты — эпонимом своего мазхаба. А подмена аутентичного учения Абу-Ханифы толкованиями его поздних последователей, которые якобы продолжают дело великого имама, вызывает противоположный эффект: не объединяет, а лишь разделяет мусульман.

Во-вторых, действующий муфтий заставляет своих подчиненных исповедовать то, что в уставе ДУМ РТ никак не прописано — матуридитское вероучение. Но ведь всем хорошо известно, что хотя традиционно большинство ханафитов и является по факту, по крайне мере декларируемо, матуридитами, однако данная сцепка вовсе не обязательна: ханафит по каноническому праву (фикх) вполне может быть ашаритом по догматике (акыда), как и наоборот, шафиит — матуридитом. «Ортодоксия» суннизма при этом не будет нарушена. Да и потом разве видный экзегет аз-Замахшари, общепризнанным тафсиром которого так восхищался тот же Шихабутдин Марджани, не был в практическом (фикх) и теоретическом богословии (акыда) соответственно ханафитом и мутазилитом? Подобных примеров можно приводить из исламской истории огромное множество.

Характерный факт: несмотря на острую критику, ДУМ РТ упорно не издает и, как следствие, не распространяет переводы трудов самого Абу-Ханифы, но при этом переводит и публикует работы аль-Матуриди, поздних ханафитов, различных турецких и арабских авторов. И это при том, что трактаты «величайшего имама» давно переведены на русский и татарский языки, а его «Аль-Фикх аль-акбар» в русском переводе существует даже в нескольких вариантах. Возможно, нынешнее руководство не устраивают имена переводчиков или качество выполненной ими работы, но что мешает сделать свой перевод, который бы отвечал всем собственными критериям? На аль-Матуриди же, как и на многие другие книги, в т. ч. публикуемые под собственным авторством, силы и средства находятся в изобилии. Более того, руководство ДУМ РТ прямо препятствует реализации подобных инициатив. Когда экс-муфтий Нижегородской области и руководитель фонда им. Абу-Ханифы Умар Идрисов предложил Камилю хазрату совместно с ДУМ РТ издать трактаты Абу-Ханифы, причем нижегородская сторона готова была взять на себя оплату всех соответствующих расходов, муфтий РТ категорично выступил против, о чем нижегородский религиозный деятель, весьма удивленный, а точнее шокированный, поведал вашему покорному слуге.

Поэтому прежде чем замахиваться на экстраполяцию мировоззренческой основы устава ДУМ РТ на всю страну, неплохо бы самим начать во всем следовать его требованиям.

ТРИ ГИПОТЕЗЫ

Возникает вопрос: почему руководитель ДУМ РТ выступил с инициативой о запрете ваххабизма именно сейчас? У меня есть три гипотезы в данной связи, каждая из которых, впрочем, не отменяет остальные.

Гипотеза первая — борьба со своими оппонентами.

Если у нас в республике т. н. ваххабиты в целом подавлены и скрываются в подполье, то в других регионах страны они могут позволить себе свободно выражать свое мнение. И они это делают, открыто подвергая  тексты и выступления Самигуллина беспощадной, но при этом очень содержательной критике, чем часто ставят под сомнение его богословскую компетентность.

Критике, например, подвергаются многочисленные выступления Камиля хазрата, в которых он из раза в раз приводит одно малоизвестное предание, трактуемое им как предсказание Пророка о появлении ДАИШ (арабское название террористической организации, запрещенной в России — прим. ред.), сделав его фактически главным своим аргументом против головорезов на сирийской земле. Подобная ретроспективная увязка возводимых к Пророку слов с появлением ДАИШ, на мой взгляд, весьма сомнительна, т. к. всем очевидно, что предсказание посланника Бога предполагает абсолютную неотвратимость. Поэтому получается, по Камилю хазрату, раз сам Пророк предсказал, что из недр ислама выйдет страшная террористическая организация, то, стало быть, терроризм, отпочковавшийся от ислама, есть его дитя, а значит, наша религия в конечном итоге виновна в его появлении, коль не способна предотвратить его неизбежное зачатие и неминуемые роды. Однако салафиты критикуют данное предание не с этих сугубо логических позиций, а исключительно в традиционалистском ключе. Они указывают, что этот хадис слабый, выдуманный, недостоверный. 

Причем некоторые оппоненты Самигуллина не просто фиксируют данный факт, а предметно показывают, почему используемое им предание недостоверно. Так, некий Абу Усман Джаузиразбирая цепочку данного предания, отмечает, что из шести его передатчиков четверо, с точки зрения традиционного хадисоведения, слабые вплоть до степени отрицания (матрукмункар) и уличения в фальсификациях (тадлис), а о двоих мы вообще ничего не знаем. При этом Камиль хазрат в своих лекциях сам же настаивает, что мусульманам нельзя руководствоваться преданиями, взятыми от неидентифицированных (маджхуль) передатчиков, не говоря уже про остальные категории. Кстати, подобная внутренняя противоречивость суждений встречается у него и по другим вопросам.

Абу Усман подчеркивает, что он всей душой против терроризма, но не согласен с тем, что муфтий, «опровергая ложь, привел ложь». Кстати, сам Абу Усман в других своих роликах, не связанных с Самигуллиным, громит аргументы даишевцев в пух и прах и, надо признать, намного убедительнее, чем наш муфтий.

Обнародование подобного богословского анализа ставит Камиля хазрата в весьма щекотливое положение. Ведь борьба с идеологией экстремизма и терроризма  — одна из главных задач, возложенных на него. Под это выделяются огромные квазибюджетные средства. Однако получается, что его тезисы не более чем пыль в глаза, которая сгодится лишь для публики, не разбирающейся в исламском богословии, а для тех же, кто живет традиционалистским умом и кого в конечном итоге, собственно, и надо отвадить от идеологии экстремизма, у него нет железобетонных аргументов. Поразительно, но, когда Камиль хазрат обращается к Корану, он тоже частенько попадает впросак. Так, в своем обращении после массового расстрела редакции «Шарли Эбдо» хазрат использовал два аята (6:108, 2:256), которые суннитские, в т. ч. ханафитские толкователи считают отмененными. А в обращении против ДАИШ цитирует аят (5:32), который был вырван им из контекста и в котором говорится о предписании Бога, данном не мусульманам, а иудеям, чей Закон даже сам Камиль хазрат также считает утратившим свою силу, не говоря уже про адресатов его обращения. Неужели наш муфтий не понимает, что, используя заведомо оспариваемые аргументы, он сам того не желая подыгрывает экстремистам и террористам?

К слову, Абу Усман также громит и цикл лекций Камиля хазрата о «заблуждениях» Ибн-Таймии, показывая его элементарное непонимание тезисов оспариваемого им богослова, противоречивость собственных суждений, слабость приводимой контраргументации. При этом сам Абу Усман демонстрирует прекрасное знание разнообразных первоисточников, легко оперирует именами и биографиями многочисленных авторитетов ислама, будто играючи обрушивает на оппонентов целый град различных традиционалистских аргументов, в то время как Самигуллин все свои лекции на данную тему читает (!) по книжке, причем единственной. Интересная деталь: эти лекции получают от пользователей YouTube много дизлайков, что вызвало настоящую панику в ДУМ РТ. «Дизлайки ваххабитов побили рекорд, — написал в закрытой группе WhatsАpp руководитель отдела дагвата Тимергали Юлдашев. — Срочно проходим по ссылке и ставим лайки под этим видео и поддержим нашего муфтия Камиль хазрата! Очень надо, братья!» И тут же добавляет в следующем сообщении: «Дизлайков больше 4 тысяч». Таким образом, позиции ДУМ РТ не совсем прочны не только на богословском ринге. Оно пока проигрывает «ваххабитам» и элементарную войну кликов: под первым видео дизлайков уже 5,1 тыс., а под всем курсом, состоявшем из шести лекций, совокупно 26,5 тысяч. Не получается ударить по ваххабитам знаниями, авторитетом и лайками — ударим запретом!

Гипотеза вторая — конъюнктурная.

Не секрет, что главным экспортером ваххабизма в мире является Саудовская Аравия, в которой, как утверждается, она принята в качестве официальной идеологии. В октябре прошлого года ее король Салман бен Абдель Азиз аль-Сауд прибыл в Россию с официальным визитом. Ни он, ни представители его свиты, состоявшей, как писали СМИ, из 1200 человек, в Московскую Соборную мечеть не поехали, но монарх пригласил к себе в гостиницу группу российских муфтиев, в т. ч. и Камиля хазрата. Встреча прошла тепло и завершилась совместным фото на память. Призывать руководителя государства, от которого к нам проникает ваххабитское влияние, не нарушать духовный суверенитет России, никто из присутствующих на встрече не стал, хотя прежде муфтии зарекомендовали себя активными борцами с ваххабизмом. Даже принимали фетву против него, чем спровоцировали международный скандал и крайнее недовольство саудовской стороны.

Простые мусульмане отреагировали на их метаморфозу едкими комментариями в соцсетях. «Успешная борьба с ваххабизмом на постсоветском пространстве, – написал Shamil Shaikhutdinov в «Фейсбуке», — о которой наши высокодуховные лидеры, опережая друг друга, докладывали в Москву, завершилась умилительным селфи с мировым лидером ваххабизма». «Н-да. То пальцем тычут как на плохих мусульман-салафитов (ваххабитов), — отреагировал usmanovs.official из «Инстаграма», — то шеи вытягивают ближе к телу».

За последние месяцы в королевстве произошли воистину тектонические сдвиги, которые ознаменовались не только арестами высокопоставленных чиновников, в т. ч. членов правящей династии, но и кардинальным разворотом страны в сторону либерализации режима. Неслыханное дело — муфтий Саудовской Аравии разрешил слушать музыку! Ваххабиты всего мира, как говорится, выпали в осадок.

В рамках нового курса наследный принц Мухаммед бен Салман в самом начале этой недели делает сенсационное заявление: Королевство Саудовской Аравии стало распространять идеологию ваххабизма по настоянию западных партнеров «с целью противодействия расширению влияния Советского Союза на мусульманские регионы». «Теперь мы намерены вернуть все обратно», — цитирует «Аль-Джазира» наследного принца со ссылкой на доклад издания «Вашингтон пост». «До 1979 года, когда в королевстве начал распространятся радикальный ислам, женщины у нас водили автомобили и работали кинотеатры, а мое поколение стало жертвой этой идеологии», — ранее заявил бен Салман в интервью американскому телеканалу CBS.  

Упомянутое заявление принца, во мгновение ока разлетевшееся по интернету,  о том, что КСА сворачивает ваххабитский проект, было сделано 26 марта, а уже 27 марта Камиль хазрат выступает с инициативой запрета ваххабизма на государственном уровне. Совпадение? Не думаю.

Ну и наконец третья гипотеза. Назовем ее карьерной.

Общеизвестно, что для нейтрализации более ярких и талантливых конкурентов религиозные деятели ислама часто используют сектантские ярлыки: ваххабит, коранит, шиит и прочее. Помню, как в Чистополе действующий мухтасиб, ревновавший к успехам одного из своих имамов, пустил слух, что тот якобы является шиитом. Мне как первому заместителю муфтия лично пришлось разбираться в этом деле. Выяснив, что обвинения в шиизме не более чем прием недобросовестной конкуренции со стороны мухтасиба, последний был снят с должности, а его место занял имам, необоснованно обвиненный им в шиизме. Кто знает, не запусти горе-мухтасиб этот слух, повлекший за собой необходимость разбирательства, может быть, до сих пор сидел бы на своем месте в тени безвестности.

Как отмечают источники, одним из наиболее вероятных кандидатов на пост муфтия в следующий избирательный период мог бы быть экс-мухтасиб Нижнекамскамского района Юсуф хазрат Давлетшин. Его уже перебросили в столицу Татарстана, чтобы он смог обзавестись здесь нужными связями и укрепить свои позиции внутри мусульманского сообщества, что, находясь в центре, делать намного легче, чем на периферии. Юсуф хазрат хорош всем: прекрасный организатор, яркий оратор, грамотный, коммуникабельный, энергичный, харизматичный, с отличным знанием арабского, татарского и русского языков. У него есть только один недостаток: про него говорят, что его взгляды якобы «ваххабитские». Инициатива муфтия, даже если она не получит практической реализации, уже подыгрывает ему, вновь актуализируя в общественном пространстве проблему ваххабизма, которую в последние годы стали в Татарстане как-то подзабывать. Возможный расчет сделан на возобновление охоты не ведьм, что как минимум приведет к воскрешению старых сплетен, в том числе и про Давлетшина. Полагаю, что по этой же причине Камиль хазрат в нарушение устава ДУМ РТ продвигает идеологию матуридизма как обязательного исповедания для имамов республики: так легче устранять потенциальных конкурентов.

«ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАХХАБИЗМУ»

Каждый раз, когда поднимается проблема ваххабизма, эксперты в один голос твердят: дайте определение этому понятию, превратившемуся в ярлык для оппонентов. Теперь ответ на этот вопрос должен дать муфтий РТ.

 Формально говоря, ваххабиты — последователи Мухаммада ибн Абдельваххаба, который, вооружившись идеями Ибн-Таймии и его ученика Ибн-аль-Каййима вместе с политиком Мухаммадом ибн Саудом сыграл одну из ключевых ролей в создании Саудовской Аравии. Однако никто из тех, кого называют ваххабитами, таковыми себя не считают. Они называют себя мусульманами, суннитами, в крайнем случае — салафитами. Соответственно, юридически нет и никаких собственно ваххабитских организаций. Стало быть, Камилю хазрату, чтобы добиться своих целей, надо выступать за запрет салафизма, а не ваххабизма, но резолюция-то с его предложением о запрете именно ваххабизма уже принята. А слово не воробей: вылетит — не поймаешь!

Можно дождаться  следующего заседания МСР и инициировать запрет уже салафизма. Однако здесь возникают новые проблемы. Во-первых, салафизм намного шире «ваххабизма» как такового, и под «замес» в таком случае попадут совершенно сторонние люди. Во-вторых, далеко не все салафиты являются экстремистами и террористами, как, впрочем, и ваххабиты.

Можно запретить труды Ибн-Таймии. Тогда возникает другой вопрос: что в таком случае делать с татарскими богословами (Галимджаном Баруди, Ризаэтдином Фахретдином, Хади Атласи и др.), которые выступали его апологетами? Их тоже под запрет? Руководство ДУМ РТ своим необдуманным заявлением рубит сук, на котором само же сидит.

Можно пойти другим путем: запрещать идеи не по названию, а по сути. Но и в таком случае все не так просто. Во-первых, экстремизм и терроризм уже запрещены законодательством РФ, о чем, как уже было отмечено, указали в Москве дагестанским парламентариям, еще раньше выступившим с инициативой запрета ваххабизма. Во-вторых, такой подход может ударить по самому ДУМ РТ, ведь и его инициативы в плане корреляции с экстремистскими идеями не всегда сущностно отличаются от суждений оппонентов. Так, в работе «Ислам в 75 уроках», принадлежащей перу председателя ДУМ РТ, две традиционные религии России (христианство, иудаизм) названы искаженными, а одна (буддизм) ложной, что, конечно же, не способствует укреплению межконфессионального согласия в стране. А для учебных заведений татарстанского муфтията был издан средневековый ханафитскй труд «Мухтасар аль-Кудури», в котором война с неверными объявляется религиозной обязанностью мусульман даже в том случае, если они не нападают на нас. К тому же наши религиозные деятели перевели с арабского и издали брошюру «Явная истина», которая призывает мусульман распространять ислам с помощью военного джихада и убивать тех, кто не хочет добровольно встать на путь веры. Ища бревно в чужом глазу, надо и в своем видеть соринку!

ОТМЕНЕННАЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

В пятницу, 30 марта, появляется новость, что Камиль хазрат Самигуллин срочно собирает пресс-конференцию по своей последней инициативе, о чем пресс-секретарь ДУМ РТ Резеда Закирова проинформировала журналистов из дружественных изданий. Брифинг не был анонсирован заранее. Все это указывает на то, что обсуждаемая инициатива была выдвинута Самигуллиным спонтанно, без планирования последующих шагов и предварительных консультаций.

К тому же пресс-конференция задумывалась не на площадке ИА «Татар-информ», обычно используемой для этих целей муфтиятом в рамках информационного партнерства с государством, а в здании самого ДУМ РТ. Более того, в конечном итоге брифинг отменили под предлогом того, что в муфтияте не успели к нему подготовиться. Видимо, здравомыслящие люди подсказали муфтию, что не нужно позорить республику абсолютно неграмотными и даже вредными инициативами, ведь пресс-конференция еще глубже вскрыла бы данное обстоятельство и в целом усугубила бы нанесенные Татарстану репутационные потери.

Признаться честно, автор не знает, как наш муфтий будет выпутываться из нынешней ситуации, которую сам же создал на ровном месте. Однако развязка не должна заставить себя ждать: резолюция межрелигиозного совета России принята, а значит, ее надо выполнять. Впрочем, может статься, что за сказанным не последует никаких действий. Такое у Камиля хазрата уже было. И, надо признать, не раз.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (143) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
31.03.2018 09:10

Запрещать наши клерикалы умеют, а вот убеждать и стать авторитетными в глазах своей паствы - пока не очень.

  • Анонимно
    31.03.2018 09:00

    Ну, сейчас начнется... Посыпятся комментарии один заумнее другого. Однако как были проблемы в Исламе так они и останутся. Потому что ни Батров ни Муфтий не способны на кардинальные перемены, без которых решение проблем невозможно

    • Анонимно
      31.03.2018 12:43

      Это ваше субъективное мнение, как и мнение Батрова, которое я не разделяю. Резолюция ДУМ РТ это выражение позиции. Вполне имеют право. Законодательный процесс РФ это нечто другое, есть субъекты законодательной инициативы, к которым конфессии не относятся, насколько я помню.
      И о каких переменах вы постоянно говорите? Споры будут всегда, что каждый раз кардинально менять будем и что менять? Перемены кому нужны, лично вам? Мне например, не нужны.

      • Анонимно
        31.03.2018 13:17

        Тенгринианство наша религия
        Зачем нам арабская чужая религия
        Кто нибудь может обьяснить?

        • Анонимно
          31.03.2018 13:48

          А зачем вообще религия? Чтобы под бубнами вокруг костра плясать, призывая пролиться дождю на землю или урожай вовремя собрать и без потерь? Или думаете, что в раю будете париться? Зачем вам религия?

          Ну, если верите, что есть там бог, то можете верить и про себя. Ничего страшного, зачем верить напоказ?
          А.Поц.

          • Анонимно
            31.03.2018 14:32

            Уважаемый Поц, этого вам не понять, если вы атеист. Я тоже атеист, но не абсолютный, так как верю в некий высокий справедливый
            разум, без этого совсем в моем понимании жить сложно. Я очень понимаю верующих людей, для которых религия является духовной опорой. И еще я бы хотел подробно ознакомиться
            с Кораном, так как считаю его источником мудрости, к которой воможно есть смысл обращаться в жизненных ситуациях, да и просто мне это нтересно. То есть религия каждому нужна по-своему, и ответить зачем - не просто сложно, а невозможно.

            • Анонимно
              31.03.2018 15:29

              Уважаемый, а зачем вам вера в справедливый разум? В природе нет такого разума, все это выдумки человека. Некая идеализация самого себя. В чем тут высшая справедливость, когда бомбы падающие на головы сирийских детей с высоты 10 км сметают их с лица земли.Тут больше политики и желания одних взять власть над другими. При наличии высшего справедливого разума разве могли бы люди уничтожать себе подобных в двух мировых войнах, в которых погибло в общей сложности сотни миллионов людей. А гибель от той же испанского гриппа десятков и десятков миллионов людей, включая и детей. Может все просто. Есть общие законы, по которым и живет наша Вселенная, которые как раз регулируют и нашу жизнь как биологических объектов, имеющих высокоразвитый мозг. Также, как кстати, возможно в других цивилизаций в этой обширной Вселенной.

              Да и для раздумий. Есть некая модель антропогенной Вселенной. Это для ответа на вопрос, а откуда такие законы у нашей Вселенной. И про нашу Вселенную, чтобы показать насколько мелок человек с его желанием иметь вот такой высокий справедливый разум, чтобы в него верить. Для этого просто посмотрите какой-нибудь научно познавательный фильм про рождение и развитие нашей Вселенной.
              А.Поц.

            • Анонимно
              31.03.2018 15:52

              Поц вы смотрите на внешние ритуалы
              Смотрите вглубь
              Человеку страшно
              У него должен быть могущественный покровитель
              Вот и вся суть веры в Бога

            • Анонимно
              31.03.2018 17:51

              Кто хочет найти истину, размышляет над созданием небес и земли... Тот её найдёт!)

          • Анонимно
            31.03.2018 15:25

            Как это: верить напоказ?

        • Анонимно
          31.03.2018 14:46

          Чья ваша? 1,5 человека?
          Абсолютное большинство из 6 млн. татар считает себя мусульманами.
          Чего вы лезите со своим язычеством в каждую тему об Исламе?
          Мистер Х

          • Анонимно
            31.03.2018 15:49

            на сабантуях можете пересчитать тенгринианцев
            Думаю только в Татарстане миллиона 2 насчитаете?

            • Анонимно
              31.03.2018 16:21

              Что вы как кальку из поста в пост таскаете сабантуй? Какое он вообще имеет отношение в современном мире к религии?
              А на масленице мы кого можем посчитать - родноверов?
              Самому-то не смешно от таких аргументов?
              Мистер Х

              • Анонимно
                31.03.2018 16:51

                Сабантуй главный тенгринианский праздник Что не так?

                Мусульман в мечети считают, тенгринианцев на сабантуе

                • Анонимно
                  31.03.2018 17:54

                  На сабантуй татары-мусульмане ходят, чтобы развлечься: побороться на ковре, попрыгать в мешках, проскакать на коне!) И всё!) Здесь нет сакрального смысла!

                • Анонимно
                  31.03.2018 17:56

                  На сабантуях люди просто развлекаются, играют и поют!) Никто языческим богам не поклоняется! Жертвы не приносит!)

                • Анонимно
                  31.03.2018 18:01

                  Это как же "главный тенгрианский праздник" во всех татарских деревнях начинается с чтения Священного Корана местным муллой?
                  Все-таки ваши аргументы смешны
                  Мистер Х

          • Анонимно
            31.03.2018 21:24

            Мистер Х, стоит ли вестись на тролля. Он здесь часто одно и то же пишет, в расчете заболтать, не ведитесь на уже на уловки.

        • Анонимно
          31.03.2018 16:57

          Я очень интересуюсь тенриянством.Вы можете помочь мне?

        • Анонимно
          31.03.2018 17:49

          Тегрианство- может быть и ваше... (ваше право) Но наша религия-Ислам!

    • Анонимно
      31.03.2018 14:32

      В Исламе проблем нет

    • Анонимно
      2.04.2018 09:24

      Когда у татар хватит ума жить без арабских законов где они и так не могут разобратся в их сектанских течений,почему умнейший народ должны вникать в мир племейных средневековых противоречий африки их ограниченных представленний о Непостижимом и Неизвестном.Ни с кем не общалось это Непостижимость все это вопрос веры основаное на страхах но зато люди востока умело наделяли эту Непостижимость своим богатым воображением и их страхи,эмоции даже сквозят через их учения ну не может Непостижимость и Бесконечность быть таким эмоциональным ревнивым и жестким все свои недостатки и ментальность восточных народов они скопировали на Бога.Много должно пройти сектанских войн и много должно пролится крови когда люди поймут что надо им менять свое представления о Непостижимом то представления которое внедрили Арабы оно полностью пропитана сектанством и фанатизмом.

  • Анонимно
    31.03.2018 09:10

    Запрещать наши клерикалы умеют, а вот убеждать и стать авторитетными в глазах своей паствы - пока не очень.

    • Анонимно
      31.03.2018 14:35

      Вы зачем за всех говорите? Я другого мнения, например. Для меня он бесспорно является авторитетом.

  • Анонимно
    31.03.2018 09:25

    Самигуллин проявил великие дипломатические способности. Ощущение,будто ему абсолютно все равно,кто есть в его пастве,лишь бы он сиял звездой.

  • Анонимно
    31.03.2018 09:29

    муфтий субъекта федерации,это эквивалент какого специального звания полковник или генерал-майор?

    • Анонимно
      31.03.2018 12:01

      Генеральный директор. У вас все ранги почему то военизированы. Там помягше.

  • Анонимно
    31.03.2018 10:02

    деньги отдельно, ислам отдельно.вот тогда наступит мир и покой.а остальное лирика.

    • Анонимно
      31.03.2018 14:37

      Это любых конфессий касается, не только ислама. Но вообще-то это невозможно.

  • Анонимно
    31.03.2018 10:02

    Да видно , только в этом проблемы Дум РТ .

  • Анонимно
    31.03.2018 10:38

    Одна проблема, о которой Батров забывает упомянуть: на том самом заседании Межрелигиозного совета России, где Камиль Самигуллин призывал запретить ваххабизм, был друг и приятель Батрова Дамир Мухетдинов - первый зам. Гайнутдина, и Мухетдинов никак не возражал, не возмущался против инициативы Самигуллина.

    • Анонимно
      31.03.2018 10:43

      Об этом пишет Силантьев, которому выгоден очередной поклеп на Дамира Мухетдинова, а Вы лишь повторяете его утку. Однако на всех фото с заседания Межрелигиозного Совета Мухетдинова нет, ибо его на заседании на самом деле не было.

      • Анонимно
        31.03.2018 17:33

        Мухетдинов туда пришел, посидел и ушел. Тогда, когда фотографировать начали, он уже удалился, но при выступлении Самигуллина присутствовал и не возражал. К тому же был осведомлен о том, о чем будет заседание Межрелигиозного совета России.

        • Анонимно
          31.03.2018 18:55

          Доказательства?

          Вы частично правы: он там был. Но ушел он до начала мероприятия, ибо там были нарушен целый ряд моментов.

          • Анонимно
            1.04.2018 11:18

            Мухетдинов был, нигде не возражал против предложения Самигуллина

            • Анонимно
              1.04.2018 11:27

              Болтать можно все, что угодно. Покажите видео этого, хотя бы фото, протокол заседания. Если доказательств нет, молчите в тряпочку и не распространяйте сплетни от Силантьева.

              • Анонимно
                2.04.2018 13:07

                То, что Вы так беситесь, переходите на грубость, говорит о том, что все-таки там был

                • Анонимно
                  2.04.2018 13:57

                  домыслы (теперь уже обо мне) и есть Ваше доказательство?)))

    • Анонимно
      1.04.2018 18:16

      10.38 А зачем возражать? Инициатива-то правильная, вопрос - от кого исходит?

    • Анонимно
      2.04.2018 14:13

      А вот и опровержение от самого СМР:

      Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) и Совет муфтиев России (СМР) опровергают участие своего представителя в заседании Межрелигиозного совета России (МСР) 27 марта 2018 г. и напоминают, что за несколько минут до его начала официальный представитель Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России в Межрелигиозном совете России Д.В. Мухетдинов был отозван с этого мероприятия.

      Духовное управление мусульман Российской Федерации и Совет муфтиев России заявляют, что проект текста резолюции, принятой на заседании, не был заранее разослан и с ним не были ознакомлены все члены президиума МСР. Соответственно, не было достигнуто консенсуса всех членов президиума МСР.

      ДУМ РФ и СМР, в частности, выступают против пункта 2 ("Обратиться в органы государственной власти с предложением о признании ваххабизма экстремистской идеологией, а ваххабитских организаций – экстремистскими организациями"), предложенного председателем Духовного управления мусульман Республики Татарстан Самигуллиным К.И., ввиду его очевидной правовой неопределенности, нарушения конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства.

      Глубоко осознавая жизненную важность противодействия идеологии нетерпимости и прилагая на этом пути множество усилий, мы, тем не менее, считаем, что введение принципа преследования верующих за убеждения, а не за конкретные противоправные действия, самым пагубным образом скажется и на мусульманском сообществе России, и на межнациональном согласии, и на правовой культуре российского государства.

      Кроме того, по первому пункту резолюции, мы доводим свою позицию о нецелесообразности нарушения единства структуры Межрелигиозного совета России и настаиваем на том, что он должен оставаться органом федерального уровня.

      https://muslim.ru/articles/280/20499/

  • Анонимно
    31.03.2018 10:57

    Чем мне вот не нравяться все эти господа, включая и автора этой статьи, тем, что все они служат не своей пастве, не всевышнему, а начальству и государству. Все их заботы в этом и проявляются. кто там на заседании сказал, какую ересь там с их точки зрения произнес. А ведь все это важно именно с точки зрения государства, а не паствы или всевышнего. И все напоминает те годы в тридцатых, когда также пламенно обсуждали кто там правильный коммунист, а кто не правильный. А потом, имея власть, победители уничтожали своих оппонентов. Точнее просто убивали. Так и тут. Правда, пока слава аллаху, власти еще не имеют. Но ведь цель то одна, угодить власти, быть с ней или быть ею.
    А.Поц.

    • Анонимно
      31.03.2018 12:05

      Но правильно делать это под соусом идеологических разногласий: строить социализм в одной стране или сразу в нескольких? создавать трудармии или нет? кто более правильный хранитель наследуемых ценностей?

    • Анонимно
      31.03.2018 12:30

      Этот вопрос правильнее адресовать государству, почему оно, будучи светским по своей конституции, вдруг начало "выпячивать" религию и привлекать клерикалов христианства и мусульманства в государственные дела. Лично меня именно это раздражает.

      • Анонимно
        31.03.2018 12:51

        А в России государство привлекает всех, кто готов ему служить. Потому и нет тут чего-то удивительного. Религия тут служит целиком и полностью этому государству. И тут только внутри самого сообщества клерикалов возникают какие-то трения, чтобы быть ближе и к деньгам, и к власти.
        А.Поц.

        • Анонимно
          1.04.2018 22:30

          А там религии грамотно управляются хитрыми шейхами,говорят от имени Абсолюта.

        • Анонимно
          2.04.2018 13:52

          У Саудов тоже весьма удачно используеться религ.идеология в государственной политики их страны.

      • Анонимно
        31.03.2018 14:57

        Используют религию, как ещё один рычаг влияния и давления на массы.

    • Анонимно
      1.04.2018 18:18

      Поцу. Насчет Самигуллина - нельзя не согласиться. Но Бартрова сюда не приплетайте - смелый и независимы ум у этого человека, причем глубоко и искренне верующего

    • Анонимно
      1.04.2018 22:28

      Правда В том что где религиозная идеология процветает там происходят постоянные конфликты между людьми,Секты разного уровня ходят доказать что у них прямая связь с Вечным Существом.

    • Анонимно
      2.04.2018 13:49

      А в Саудовской Аравии кому они служат Арабы,они служат своей национальной идиологии и книги их тоже служат их идеологии,а мы тут причем,значит мы тоже служим их идеологии,мы че не можем создать свою идеологию и перестать жить по их идеологии.

  • Анонимно
    31.03.2018 11:44

    Cобственно все последние годы позицию Камиль-хазрата была КВД (куда ветер дунет). И это при том, что республиканское сообщество, как самое многочисленное могло бы оказывать влияние на общероссийские процессы а не наоборот. А теперь поучается идем курсом проложенным неграмотным "профессором кислых щей" (без имен, итак всем все ясно). Валерий.

  • Анонимно
    31.03.2018 11:59

    Осталось видимо недалеко вообще за торжеством разума- отменять религии как опиУМ для народа.

    • Анонимно
      31.03.2018 12:32

      Никто не отменит религию, кишка тонка. Просто ее надо реально отделить от государства.

      • Анонимно
        31.03.2018 18:58

        религии нужно отменять, или хотя бы пропагандировать и атеизм вместе с религией, пусть каждый выбоирает то, что ему ближе, а сейчас религию навязывают назойливо.

  • Анонимно
    31.03.2018 12:39

    Слухи, интриги, домыслы... не проще спросить у муфтия?

    • Анонимно
      31.03.2018 14:17

      Так он уже обозначил свою позицию: ваххабизм запретить. Ну и потом если они действительно отменили пресс-конференцию лишь потому, что не успели ее подготовить, как заверяют, то значит на следующей неделе проведут, там вот и спросим.

    • Анонимно
      2.04.2018 13:18

      Какого спросите, их много на востоке особенно радикально настроенных.

  • Анонимно
    31.03.2018 13:16

    Не могут убрать Самигуллина,хотя Давлетшин намного грамотней и ярче.Похоже здесь уши Карганова торчат,не даёт через федеральную власть снять Самигуллина.

    • Анонимно
      31.03.2018 13:46

      И не надо, мне нравится Самигуллин. Сейчас времена сложные, любые крайности больше навредят, чем принесут пользу.

    • Анонимно
      31.03.2018 15:51

      Вы проверяли знания Давлетшина? Камиль хазрат Татарстане один из лучших боглсловов

    • Анонимно
      31.03.2018 16:56

      Интересное заявление. Это вы сами проверяли муфтия или как? )

  • Анонимно
    31.03.2018 14:15

    Всегда относились к комментариям Батрова скептически... Но, похоже, Рустам говорит верно...

    • Анонимно
      31.03.2018 14:55

      Похоже есть "зерно рациональности", здравого смысла в высказываниях Рустама Батыра!)))

    • Анонимно
      1.04.2018 12:18

      А вы молодец!!!Из раза в раз.."всегда относился к Батрову скептичеси,а в этот раз похоже говорит верно...."В чем заключался ваш прежний скепсис?И в чем он прав теперь?И кто это Батров для вас?

  • Анонимно
    31.03.2018 14:18

    Муфтий ДУМ должен, наоборот, находить общие конценсусы, примирять мусульман, а не больше вбивать клин...

    • Анонимно
      31.03.2018 14:44

      Нужно искать "точки соприкосновения", общие взгляды среди мусульман! А не искать и, более, не усугублять какие-то противоречия!

    • Анонимно
      31.03.2018 16:52

      Да, но проблема в том, что противная сторона совсем не хочет искать консенсуса

    • Анонимно
      31.03.2018 18:56

      Муфтият должен сплачивать мусульман, учить мудрости, терпению, справедливости, взаимопониманию...

  • Анонимно
    31.03.2018 14:19

    Рустам Батыр-дело говорит...

  • Анонимно
    31.03.2018 14:31

    Батров продолжает выпускать свои противоречивые (сшитые белыми нитками) опусы. Вот и здесь мы видим явные противоречия (ляпсусы): 1. Он солидарен с муфтием в антиваххабизме - но сам же при этом защищает ваххабизм, утверждая о том, что нет понятия и феномена под названием "ваххабизм". Спрашивается, как же можно быть противником того, чего нет на самом деле? 2. Он утверждает, что Саудия является родиной ваххабизма. Во-первых, как отмечает сам же автор, не может быть того, чего нет (ну, а раз нет ваххабизма как явления, значит и нет его родины). Во-вторых, в Саудии нет даже и саляфизма-ханбализма - там же марионеточное (прозападное) ставленнищество, где есть только видимость ислама (об этом сами саудийцы говорят и считают, что в России ислам намного сильнее, чем у них). В-третьих, если бы сейчас в Саудии жил сам Мухаммад ибн Абдулваххаб, то он немедленно начал бы борьбу с марионеточным "исламом". Ну, и не прилично и то, что автор обвиняет своего оппонента (бывшего коллегу-конторщика и патрона) в сообщничестве с представителями других религий - поскольку, ведь недавно только его самого же так ободряли эти же персоны-немусульмане, а после его ухода (причиной чему - эти статьи-разборки) из конторы сожалели о большой потере (утрате).

  • Анонимно
    31.03.2018 14:36

    Самый большой вклад в становление Ислама в республике: строительство мечети Кул Шариф, создание ДУМ РТ, комитета "ХАЛЯЛЬ", Рос.Ислам.Университета и т.д. Внёс Усман хазрат Исхаков!)

  • Анонимно
    31.03.2018 14:37

    Я тоже за Тенгрианство, означающее Солнечную Зарю - Тан РА, или Осмысленную Жизнь на Земле в полной гармонии как всех четырёх сторон Света, так и четырёх стихий: Небесных Родителей, так и Земных Родителей. А пятая стихия в центре сознания человека - Аллах, Который Был, Есть и Вечно Будет.
    Всё новое - хорошо забытое старое, но только для новых условий. Проявление Аллаха в человеке есть его Премудрость!

    • Анонимно
      31.03.2018 15:58

      Сказочник

      • Анонимно
        31.03.2018 17:03

        Волжские булгары отказались от шаманизма и язычества, приняв Ислам в 922 г. посольством из Багдада!)))

        • Анонимно
          2.04.2018 18:21

          А может проще было,под силой Халифата и ее завоеваний думали что их власть будет вечной а нет Европейская циливизация оказалась сильней.

      • Анонимно
        31.03.2018 17:04

        Тенгрианство и язычество осталось в далёком, дремучем прошлом!!! Будущее татар за Исламом!)

        • Анонимно
          2.04.2018 18:26

          Будущее татар выйти из восточного религиозного мракобесия в философкий прагматизм,постижения Бога без религиозных догм и восточных идеологов.

  • Анонимно
    31.03.2018 14:40

    Народ все ещё помнит, любит и уважает Усман хазрата Исхакова, который с помощью Аллаха, много сделал полезного для развития Ислама в республике!)))

  • Анонимно
    31.03.2018 15:51

    Все правильно , Рустам хазрат здесь во многом прав . Как говорится хочешь стать знаменитым , то полей грязью великого человека . Самигуллину не стоило затрагивать тему ибн Таймии ( рахимухуллах ) , здесь Камиль хазрат потерял свой статус , упал в глазах мусульман . Да наставит его Аллах на путь покояния .

    • Анонимно
      31.03.2018 17:01

      Вообще говоря, Камиль хазрат указал только на ошибки Ибн Таймии и лишний раз подтвердил, что нет непререкаемых авторитетов.

      • Анонимно
        31.03.2018 17:18

        Ну, да... У Камиля нет ошибок... Он что безгрешен?!

      • Анонимно
        31.03.2018 17:20

        Наверное, Камиль эфэнди имеет больше знаний и весомый авторитет в глазах мусульман всего мира, чем Ибн-Таймийя?!

      • Анонимно
        31.03.2018 17:23

        А что, по-вашему, Камиль хазрат имеет особый непререкаемый статус и сам лишён ошибок? Думаете, он знает лучше учёных Ислама прошлых веков?

      • Анонимно
        31.03.2018 17:26

        Непререкаемый авторитет для мусульман-это Посланник Аллаха-Мухаммад,(да благословит его Аллах и приветствует!)

    • Анонимно
      31.03.2018 20:21

      Он не хазрат

      • Анонимно
        31.03.2018 21:15

        Каждый из нас хазрат. Это просто уважительное обращение к человеку у мусульман.
        https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%82

        • Анонимно
          31.03.2018 22:23

          Вообще-то слово "хазрат" с арабского языка переводится, как "господин"...

    • Анонимно
      31.03.2018 22:26

      Сейчас легко "разоблачать" или опровергать учёных прошлого, они ведь уже не могут парировать или вести дебаты...

  • Анонимно
    31.03.2018 16:36

    По моему Самигуллин ни когда не был авторитетом для мусульман.Основная масса мусульман Татарстана последователи Кораны и Сунны,а Самигуллин суфий.Если у нас в республике 200 суфиев наберется,это хорошо.Это очень мало,среди двух миллион мусульман Татарстана.

    • Анонимно
      31.03.2018 17:03

      Суфизм это практика, а не отсутствие приверженности Куръану и Сунне.
      Все татарские богословы, кроме фахреддина были суфиями. На это что скажете?

      • Анонимно
        31.03.2018 17:33

        В этой статье Ботров по полочкам разложил...Все татарские ученные были приверженцами Ибн Таймии.Это они "стали суфийями", с приходом в муфтият Самигуллина

      • Анонимно
        31.03.2018 17:41

        Нет, не все татарские учёные-богословы были суфиями! Изучайте больше биографии известных татарских-алимов!)

      • Анонимно
        31.03.2018 17:44

        Вот НЕ ВСЕ татарские "дореволюционные" учёные-богословы были суфиями! Не преувеличивайте!

      • Анонимно
        31.03.2018 17:48

        А по-вашему, по какому же пути шёл сам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!)

      • Анонимно
        31.03.2018 17:50

        Суфизм-это практика,которая несоответсвует Корану и Сунне.

  • Анонимно
    31.03.2018 17:08

    Вот господин Самигуллин ездил в гости в КСА? Ездил! Был принят с особыми почестями и уважением у саудитов! Снимался с довольной улыбкой на фото и т.д. А теперь что он от них хочет?!

  • Анонимно
    31.03.2018 17:14

    Это даже хорошо, что религия отделена от государства! Иначе, некоторые "горячие головы" из ДУМ РТ наломали бы дров...

  • Анонимно
    31.03.2018 17:42

    Рустам хазрат, Вы выступаете (по крайней мере, такое сложилось впечатление от прочтения статьи) за право мусульман придерживаться разных взглядов на исламское вероучение. Но разве Вы не выступали за запрет книги Камаль эль-Занта? Разве не Вы ругали имама Рустама Зиннурова за то, что тот заступался за хизбов? Ведь право хизбов на свое мнение Вы же не допускаете и оправдываете аресты в отношении них.

    Т.е. у Вас странная позиция: сейчас я - за свободу взглядов, но вот когда я был сам сотрудником ДУМ РТ, я не был за свободу взглядов, наоборот, поддерживал запреты.

    • Анонимно
      31.03.2018 19:23

      писал чиновник

    • Анонимно
      31.03.2018 19:29

      Я всегда был за свободу совести. И повторю мысль, высказанную в статье: не надо путать частных и должностных лиц. Обычный человек может исповедовать все, что считает для себя правильным. А сотрудники организации (кстати, не только ДУМ РТ, а вообще любой) должны соблюдать устав. Зиннуров - должностное лицо и как имам должен соблюдать каноническую политику муфтията, за нарушение которой и получил тогда устный выговор. Запрет же книги Камаля аз-Занта, в которой, в частности, было нарушено ханафитское определение веры (к слову, очень важное в контексте профилактики экстремизма и, насколько я помню, неверная его трактовка была даже ложно приписана Абу-Ханифе), налагался на ее распространение в подведомственных ДУМ РТ учреждениях и только.

      Рустам Батров.

      • Анонимно
        1.04.2018 01:16

        эх, Рустам хазрат, от фактов не уйдешь: борцом за свободу мнений Вы стали только после увольнения из ДУМ РТ. Пока вы работали в муфтияте, Вы были ярым противником любого инакомыслия на исламском поле РТ

        • Анонимно
          2.04.2018 12:09

          Ну, во-первых, его не уволили, а он сам ушел по истечению срока полномочий, хотя, насколько я знаю, муфтий просил его остаться. А во-вторых, даже будучи заместителем муфтия он позволял себе многие вещи: писал про путан в хиджабе, теорию эволюции и другое. Я все еще удивлялся, как это он все не боится высказывать. Хотя я с ним не во всем согласен, но это не значит, что теперь можно делать на него поклеп. Он думающий человек. А таки нужны нашему народу.

    • Анонимно
      31.03.2018 20:13

      Он не хазрат

      • Анонимно
        1.04.2018 18:22

        По уровню духовных знаний и интеллекту он - Рустам-хазрат

  • Анонимно
    31.03.2018 18:28

    Мусульманы условно делятся: 1.Верующие 2.Уважающие Ислам.3.Соблюдающие нравственно моральные принципы Ислама.4.Как источник психологической устойчивости.5.Как уважение к истории и предкам.6.Как основа ,,горыф гадатлар".7Если все вместе высший предел.

    • Анонимно
      31.03.2018 19:03

      Если, условно сказать, каждый татарин-мусульманин будет сознательно отстраняться, хотя бы, от части грехов-харама: алкоголь, воровство, прелюбодеяние, ложь и т.д. Разве это плохо?!)

  • Анонимно
    31.03.2018 18:33

    Как всегда одни домыслы.

  • Анонимно
    31.03.2018 19:06

    Если бы все мусульмане относились друг к другу с должным почтением, уважением, имели бы хороший нрав и искренне хотели бы быть похожими на Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!)...

    • Анонимно
      2.04.2018 13:29

      Вы лучше с такими словами к арабам,пусть перестанут хотя бы убивать друг друга по принципу разных сект и разных трактовок веры,пусть выйдут из средневековья и фанатизма.

  • Анонимно
    31.03.2018 19:08

    В своё время, уважаемый Хасан аль-Басри сказал: "У людей есть много знаний, но не хватает воспитанности..."

  • Анонимно
    31.03.2018 19:11

    Если мусульманин искренне верует, и боится гнева Аллаха, то никогда не будет совершать противоправных действий...

    • Анонимно
      2.04.2018 18:30

      Коммунизм когда был,то порядочных людей на порядок был выше,жили без религии и их фанатизма.

  • Анонимно
    31.03.2018 19:41

    Когда человек сам из себя ничего не представляет, в моральном, духовном, личностном плане, он на каждом углу начинает кричать о своей религиозной принадлежности. Любое учение, любой религии, несущее в массы что то иное кроме добра и допускающее насилие, возносящее эту религию над другими, есть абсолютное зло и должно быть запрещено и приравнено к терроризму. А учитывая уровень воспитанности и культуры нашего общества, то любое иное трактование религии, отличное от изначального, истинного , официального - это конец всем нам.

  • Анонимно
    31.03.2018 19:43

    Люди вы настолько стали придерживаться инстинктов, а не разума, что вас и религия уже не спасет.

    • Анонимно
      31.03.2018 22:30

      Пардон, инстинкты-это у животных, у людей превалирует-разум!)

    • Анонимно
      1.04.2018 08:57

      РАЗум это соединение противопоЛОЖностей.С любовью.

  • Анонимно
    31.03.2018 19:58

    Сильная статья!Батров растёт на глазах!

  • Анонимно
    31.03.2018 20:15

    Солидарен с позицией ДУМ Татарстана. Лучше поздно, чем никогда. Странно, что Бадров-ярый борец с мракобесными течениями и взглядами, обратного мнения. ДА, теоретическое определение ваххабизма- гораздо глубже, внешне выраженного ваххабизма крайнего, сектанского толка, с чем собственно, и намеревается бороться ДУМ. Если спорить и копошиться в тонкостях и ньюансах, то мы упустим время, силы и шанс. Да, борьба против крайне не терпиливых к чужому мнению или течению, ставит нас в один ряд с ними. Но не надо забывать, что плюрализм это дорога с двухсторонним движением. А мы имеем дело с идеологией, где внутри этой идеологии, плюрализму нет места. Так что, тут только один подход: "клин клином вышибать" или " добро должно идти с кулаками"!

    • Анонимно
      31.03.2018 22:29

      Кто побеждает, тот и "добро"?!)))

    • Анонимно
      31.03.2018 22:33

      ДУМ должен, наоборот, вести вразумительные, образовательно-воспитательные мероприятия! Учить людей добру, терпению и добродетели!

    • Анонимно
      31.03.2018 22:35

      Известный закон в Физике: каждое действие, рождает пропорциональное противодействие...

      • Анонимно
        1.04.2018 19:21

        Закон физики здесь не при чем. Тут скорее, другая аналогия: сектанство/ваххабизм это как сорняки на огороде, которые необходимо постоянно срывать с корнем.

        • Анонимно
          3.04.2018 11:26

          Любая религия первые лет 200 была сектой, за что их и преследовали, а последователи боролись за признание.

    • Анонимно
      31.03.2018 22:37

      Людей надо воспитывать, обучать, показывать хороший пример, и ко всему подходить с позиции мудрости, понимания и терпения...

  • Анонимно
    31.03.2018 20:54

    Всё с вами ясно, господа-хорошие...

  • Анонимно
    31.03.2018 22:39

    Люди должны показывать красоту и гармонию Ислама, своим примером демонстрировать высокие морально-этические качества!)

  • Анонимно
    1.04.2018 07:22

    Навешивание ярлыков служит отвлечению внимания общественности от насущных проблем. Свобода совести!!! Вот истинная ценность светского государства. В исламе не должно быть господ и быдла. Плюрализм, борьба мнений, общественных, общественно-политических движений залог нормального здорового развития. На сегодня лозунг должен быть один. СВОБОДУ УЗНИКАМ СОВЕСТИ!

  • Анонимно
    1.04.2018 20:05

    Религия - один из инструментов власти. Самый, пожалуй, безоговорочный. Законы можно поменять, Конституцию и т.д. А тут ничего не поменяешь уже. Как кто-то написал в своём хадисе, так и исполняй! Без права на размышление...

    • Анонимно
      1.04.2018 23:38

      Хадисы- это не кто то написал. Это слова и действия пророка да благословит его Аллах и да приветствует, переданные человечеству как инструкция для жизни.
      Мусульмане должны жить в соответствии с Кораном и сунной(хадисы).

  • Анонимно
    1.04.2018 22:52

    Где философы там идут поиски истины,поэтому философы свободомыслящие уничтожались активно священниками они мешали их власти на Земле,у философов истина не имеет фанатическую и яростную идеологию.

    • Анонимно
      2.04.2018 13:42

      Прошли времена где насчёт веры не было разногласий и атеистов быстро сокращали мечом истины,где прошлись святые полки Халифата там каким то чудом пробуждалась вера и атеизм куда то исчезал,щас приходится дискутировать им с атеистами и нету святой конницы что бы обьяснить быстрыми методами свою правоту.

  • Фидарис
    2.04.2018 00:14

    Батров напомнил слова Путина: " Ваххабизм, причем в его изначальном виде, — это нормальное течение в исламе, ничего здесь страшного нет"
    Напомню кто и как превратил термин "ваххабизм" в ЖУПЕЛ.
    (Сразу оговорюсь, я далек от знаний идеологии ваххабизма, которые, судя по всему, мало кому доступны, даже депутатам и юристам, я всего лишь - о термине.) Во время первой чеченской кампании (1994-1996) абсолютное большинство мусульман в постсоветской территории открыто симпатизировали чеченским повстанцам, боевикам (так тогда их называли в российских СМИ, тогда их даже сепаратистами особо не называли - времена были такие).. Мирных беженцев в той кампании было тоже много, но не было необходимости строить лагеря для них - их сердобольно принимали и содержали у себя солидарные народы Северного Кавказа, особенно в Дагестане.

    Вторая кампания со стороны федералов началась в 1999 году уже более подготовленная, а не спонтанно как первая. И одним из пунктов этой подготовки была нейтрализация внутримусульманской, внутрикавказской комплементарности, разделение мусульман на "хороших" и "плохих". (не буду писать подробно, как это происходило) Естественно, нужен был четкий термин, который одним определением отделял бы "хороших" мусульман от "плохих". Этим термином оказался "ваххабизм" , хотя я согласен с Путиным - по гносеологическому определению он никак не характеризует мусульман плохими. Но разделяющий термин для федералов тогда был просто необходим и с точки зрения пропагандистской составляющей войны это выглядело логично.
    Вот с тех пор термин "ваххабизм" стал служить хорошим ЖУПЕЛОМ, но не имеет четкого объемного определения.

    А Батрову я посоветовал бы перечитать свои предыдущие статьи, в которых он термин "ваххабизм" пользует точно также, как его осуждает и клеймит Камиль Самигуллин.
    .

    • Анонимно
      2.04.2018 12:11

      Одно дело дискутировать с ними, а другое применять полицейскую дубинку закона.

  • Анонимно
    2.04.2018 01:29

    с Саудовскую Аравию полеты отмените))

  • Анонимно
    2.04.2018 05:37

    За этом стоит то, что здравый смысл возобладал. Если это действительно так, то я крепко жму ему руку. Я татарин, но атеист, а точнее верующий в то, что Земля живая, но при этом всё моём мировоззрении мне приятно видеть купола церквей и блеск полумесяца. главное что бы это была наша религия, российская, а не привезённая откуда-то. Да, мне сейчас скажут, что ислам един, но это не совсем так. И если хочешь мира, нужно признать, что у нас своё направление. Когда-то это случилось с греко-католической церковью в России, не получилось через церковь управлять Россией и она, в последующем, стала называться Русской православной, то же самое должно произойти с верующими мусульманами России и другими конфессиями. Я долго думал об этом и просто иного пути нет. Мира и здравого смысла всем, друзья

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль