Машиностроение 
5.04.2018

Как в «Пятом элементе»: Сергей Когогин задумался о летающем авто

$150 тысяч — и полуторатонный «Пегас» от КАМАЗа помчит вас по небу. Но это пока в будущем

Как стало известно «БИЗНЕС Online», КАМАЗ по примеру мировых величин вроде Airbus и Audi задумался о создании летающего автомобиля. Как и у грандов, речь идет прежде всего о такси: участие водителя в движении авто ограничивается только выбором маршрута и высоты полета — остальное сделает автоматика. Одни эксперты полны скептицизма по поводу жизнеспособности идеи, другие указывают на то, что и наземные беспилотники раньше казались несбыточной мечтой.

По нашим данным, на автогиганте курирует тему «летающих «КАМАЗов» главный конструктор по инновационным разработкам Сергей Назаренко (в центре)Фото: «БИЗНЕС Online»

КАМАЗ ПРИМЕРЯЕТ КРЫЛЬЯ

По нашим данным, уровень обсуждения темы «летающих „КАМАЗов“» — заместитель генерального директора, курирует тему главный конструктор по инновационным разработкам Сергей Назаренко. Кажущуюся фантастикой тему уже обсудили на совещаниях. «БИЗНЕС Online» предложил прокомментировать эту информацию пресс-службе предприятия. «О всех новых разработках КАМАЗа вы можете узнать на нашем сайте и в сообщениях пресс-службы, — обтекаемо ответил нам пресс-секретарь автогиганта Олег Афанасьев. — Могу добавить, что наши конструкторы и разработчики постоянно находятся в поиске новых идей и трендов, о чем свидетельствуют наши разработки в области беспилотного транспорта и электроавтомобилей. Однако на данный момент основные усилия компании сосредоточены на развитии и повышении качества текущего модельного ряда поколений К3 и К4 и запуске в производство грузовиков поколения К5».

Тем не менее, по нашей информации, концепция «летающего „КАМАЗа“» уже набросана — крупными мазками, но все же. Машина с рабочим названием «Пегас» (логично, особенно учитывая эмблему камских автомобилестроителей) будет весить примерно 1,5 тонны. Она состоит из наземной и воздушной платформ, которые объединяются по мере надобности. Двигатель автомобиля — электрический, летающего модуля — классический, внутреннего сгорания. Скорость на земле — 110 км/ч, в полете — 150 км/ч. Запас хода в автомобильном варианте — пока 100 км, длительность полета неизвестна. Предполагается два варианта авто — пассажирский и грузовой. Добавим, что цена серийного «Пегаса», по предварительной оценке, будет в районе $150 тысяч.

Концепт беспилотного такси от Airbus строится вокруг двухместной капсулыФото: drive.ru

Похоже, прежде всего рассматривается вариант такси, когда участие человека ограничивается выбором маршрута и высоты полета. Можно сделать вывод, что на камазовских конструкторов большое впечатление произвел представленный в 2017 году концепт беспилотного такси Pop Up от Airbus, Italdesign и Audi. Все строится вокруг двухместной капсулы (2,6 м х 1,4 м х 1,5 м). Если вам надо ехать, то она устанавливается на колесную платформу, если лететь — к крыше «приклеивается» квадрокоптер. Вмешательство пассажиров в управление не предусмотрено: надо лишь сделать заказ, остальное — дело автопилота. Отметим, что Airbus в этом году испытал своего рода прообраз Pop Up — беспилотное летающее такси Vahana.


Есть и другие примеры. Американцы из Terrafugia намерены в год продавать до 200 самолетомобилей Transition. Стоимость — $194 тыс., и машину уже можно забронировать, заплатив $10 тысяч. А недавно компания представила концепт четырехместного «трансформера» TF-X — преображение из автомобиля в конвертоплан и обратно занимает пару минут. Крейсерская скорость — 320 км/ч, а запас хода — 800 километров. Стоимость — $279 тысяч.

Чтобы взлететь, AeroMobil 3.0 должен разогнаться до 130 км/чФото: drive.ru

В 2014 году словацкая компания AeroMobil представила двухместный летающий автомобиль AeroMobil 3.0. Запас хода — 875 км, дальность полета — 700 километров. Чтобы взлететь, аппарат должен разогнаться до 130 км/ч. Стоимость — 200 тыс. евро.


В этом году должны пройти летные испытания аэроавто Toyota Skydrive, при помощи которых в 2020-м зажгут олимпийский огонь в Токио. Интересно, что этот проект — инициатива группы молодых инженеров Toyota, которые трудились над ним в свободное от работы время. Теперь Toyota выделяет на создание прототипа $375 тысяч.

Все эти разработки и планы недвусмысленно говорят нам: будущее уже рядом, скоро аэромобиль станет не то чтобы обыденной, но вполне представимой в повседневности вещью. «Люди, которые занимались разработкой беспилотных автомобилей и довели дело до их вывода на рынок, сегодня переключаются на летающие такси-дроны, — рассказал „БИЗНЕС Online“ заместитель директора российского подразделения аудиторско-консалтинговой компании KPMG Вадим Топоров. — Так что дело перспективное. Да, сегодня летающие автомобили выглядят так, как автомобили-беспилотники где-нибудь в 2008-м, — что-то такое далекое, хотя уже и летает. Много скептически настроенных. Но по отношению к беспилотникам тоже было много скептицизма, однако в следующем году минимум три производителя выведут такие машины на рынок».

Сергей Когогин лично испытал беспилотный «КАМАЗ»Фото: kamaz.ru

ОБЯЗАНЫ КОНСТРУИРОВАТЬ БУДУЩЕЕ

Зачем это КАМАЗу, у которого, судя по комментарию Афанасьева, и без того забот полон рот? Да и денег на все не напасешься.

Во-первых, не исключено, что денег из прибыли на такую забористую «футурологию» компания тратить не будет, а попытается получить грант, например, по линии автомобильного подразделения Национальной технологической инициативы. И шансы добиться своего у автогиганта, учитывая высокий статус генерального директора Сергея Когогина, высоки.

Во-вторых, идея с аэроавтомобилем вполне лежит в русле инновационных устремлений КАМАЗа и теории Топорова о том, что занимающиеся беспилотниками рано или поздно переключатся на летающие авто. Напомним, в 2015 году челнинцы создали на базе своего «КАМАЗа-5350» прототип первого в России беспилотного автомобиля. Он умеет ездить по заданным маршрутам, различает дорожную разметку, знаки и других участников дорожного движения. 


Как сообщил в марте глава Росавтодора Роман Старовойт, испытания камазовского беспилотника начнутся летом 2018 года на трассах Казань — Набережные Челны и А-181 «Скандинавия». В феврале Когогин заявил, что в 2018-м КАМАЗ планирует направить на развитие беспилотных грузовиков около 500 млн рублей. А год назад он сообщил, что на 2017-й инвестиции КАМАЗа в беспилотники потянут на 400 миллионов. Весьма щедро.

Также напомним о намерениях КАМАЗа построить собственный инжиниринговый центр, который вел бы фундаментальные исследования. А апробировать наработки планируется на собственном же испытательном полигоне. Предполагается, что это будет «умный город», где реально смоделировать любые краш-ситуации, в том числе актуальные именно для беспилотной техники. Недавно проект сдвинулся с мертвой точки — стало известно о желании автогиганта выкупить для этого землю, с боем возвращенную в муниципальную собственность у короля недвижимости Алексея Миронова.

По соседству с НТЦ КАМАЗа автогигант хочет воздвигнуть новый испытательный полигонФото: Олег Спиридонов

«Заниматься подобными проектами нужно по нескольким причинам, — оценил в беседе с „БИЗНЕС Online“ начинание КАМАЗа ведущий эксперт УК „Финам Менеджмент“ Дмитрий Баранов. — Во-первых, автомобилестроение, как и любая другая отрасль, развивается, и, в какую сторону пойдет ее развитие, никто не знает. Не исключено, что компания может создать технические решения, которые примут другие производители, она покажет дальнейший вектор развития автомобилей в будущем. Во-вторых, то, что будет создано в результате этого проекта, может найти применение в существующих и будущих моделях машин, поможет сделать производство эффективнее. В-третьих, такая работа, несомненно, важна для укрепления конкурентоспособности компании, стимулирует персонал. Участие производителей в таких проектах повышает их шансы стать лидерами мирового автопрома в будущем. Да, понятно, что создать класс новых летающих машин, возможно, сложнее, чем научить ездить автомобиль без человеческого участия, однако, как показывают последние события, и это не дается так просто. Работа только началась, так что ждать сразу каких-то прорывных результатов неверно. Хорошо уже то, что отечественные компании начали работать в данном направлении».

У КАМАЗа уже есть в каком-то смысле «летающее» авто — «Тайфун-ВДВ»Фото: drive.ru

Кстати, нелишним будет напомнить, что у КАМАЗа уже есть в каком-то смысле «летающее» авто: сегодня проходит испытания десантируемый парашютным способом бронеавтомобиль — опытно-конструкторская работа «Тайфун-ВДВ».

ЧТО ОБЩЕГО У ВОЗДУШНОГО АВТОМОБИЛЯ С ПУСКОВЫМИ КОМЛЕКСАМИ ДЛЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ

К воплощению смелой идеи КАМАЗ, по нашим данным, намерен привлечь КНИТУ-КАИ, Центр компьютерного инжиниринга Санкт-Петербургского политехнического университета. Еще один потенциальный участник — созданная конструкторами из Зеленограда и Тольятти компания Zetta. Как сообщается на ее сайте, она специализируется на разработке и внедрении нестандартных технических решений и передовых технологий в области электромеханики и силовых агрегатов.


Уже создан прототип автомобиля Zetta — компактная модульная платформа (4х4) на электрических мотор-колесах Дуюнова. Присоединение кабины — капсюльное, оно позволяет создать на единой тележке транспортные средства различного назначения. Проект предусматривает выпуск городского электромобиля, коммунальной техники, грузовика. Стоить они будут от 550 до 990 тыс. рублей. Полноценный образец должен появиться в 2019 году, старт массового производства намечен на 2020-й.

Одна из изюминок Zetta — мотор-колеса, которые, как заявлено, превосходят мировые аналогиФото: drive.ru

Одна из изюминок Zetta — мотор-колеса, которые, как заявлено, превосходят мировые аналоги. «Технология производства асинхронных моторов не требует дефицитных материалов и компонентов, — сообщается на сайте. — Отсутствие в платформе дорогостоящих механизмов передачи крутящего момента (трансмиссии, редукторов, приводов) обеспечивает низкую стоимость в производстве и высокую надежность в эксплуатации». Необходимо напомнить, что КАМАЗ с недавних пор стал едва ли не главным в России апологетом вызывающей яростные споры идеи применения мотор-колес. В 2008 году он выиграл конкурс минобороны на создание специальных колесных шасси и колесных тягачей, в том числе для передвижных грунтовых ракетных комплексов. При этом было решено использовать нетрадиционное техническое решение — дизель-электрический привод с электромоторами в ступицах колес. Это означает отсутствие сложной трансмиссии; максимальный крутящий момент сразу, как только на колеса подается питание; возможность для всех колес вращаться с разной скоростью и даже в разных направлениях; безопасность движения — любые алгоритмы систем типа ABS программируются в блоке управления и могут воздействовать на каждое колесо индивидуально и т. д. Камазовцев не остановило то, что нигде в мире идея с мотор-колесами до сих пор не реализована на серийной внедорожной военной технике. Оппоненты идеи не раз высказывали предположения о том, что недостатков у инновационной схемы оказалось больше, чем преимуществ, и во многом поэтому «Платформа О» никак не дорастет до серийной стадии (отметим, что сегодня эту тему, как и «Тайфун-ВДВ», ведет отделившийся от КАМАЗа «Ремдизель»).

«БИЗНЕС Online» предложил предполагаемым партнерам КАМАЗа по летающему авто рассказать об участии в проекте, но на момент выхода статьи не получил ответа, только в пресс-службе КНИТУ-КАИ нам сообщили, что информации по данному вопросу у вуза нет.

Потянет ли эта четверка столь сложный проект? «С мозгами и изобретением технологий в России проблем никогда не было — у нас провал в выходе на практическое применение, воплощение в реальность», — отметил Топоров.

«Если тысячи автомобилей взлетят? Как они будут расходиться?! Как в «Пятом элементе»?»Фото: стоп-кадр фильма

А вот заместитель генерального директора Государственного научного центра ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт „НАМИ“» Денис Загарин в беседе с «БИЗНЕС Online» высказал уверенность, что аэроавтомобиль — интересный проект только с инженерной точки зрения, но реальным он не станет, во всяком случае, не в обозримом будущем: «Любой универсальный инструмент — это паллиатив: он не будет так же хорошо выполнять работу, как инструмент, предназначенный для конкретной операции. Автомобиль — это большой груз и свободное передвижение, а самолет — скорость, и совместить их очень сложно. Хотя на последнем Женевском автосалоне голландцы выкатили что-то очень-очень похожее на летающий автомобиль, есть опытные образцы, покажите мне хоть один такой аппарат, который бы прошел массовую сертификацию! Если мы отправим такой автомобиль на краш-тест, это будет всё — смятая консервная банка. Почему, когда вертолет падает даже с небольшой высоты, он сминается, как скорлупка? Потому что нет прочности — хром-молибденовых труб, алюминиевой „брони“... Второй момент касается собственно авиации. Пропагандируют: едешь по шоссе, захотел — взлетел. Но в России это по авиационным правилам запрещено — надо взлетать со специально оборудованных площадок, заранее уведомив диспетчера, иначе это будет воздушное хулиганство... Аэромобиль — это скорее вопрос научного, инжинирингового интереса, развития компетенций и технологий, может быт,ь узкоспециализированная тема — для спецслужб. Но массовым это не будет никогда. Посмотрите „Флайтрадар“ (сайт, отслеживающий полеты самолетов, — прим. ред.) — сколько бортов крутится вокруг аэропортов! А если вдобавок к ним еще тысячи автомобилей взлетят? Как они будут расходиться?! Как в „Пятом элементе“? Сейчас это невыполнимо!»

P. S. Уже после выхода статьи пресс-служба КАМАЗа попросила внести в свой вышеприведенный комментарий дополнение: «О всех новых разработках КАМАЗа вы можете узнать на нашем сайте и в сообщениях пресс-службы. Могу добавить, что наши конструкторы и разработчики постоянно находятся в поиске новых идей и трендов, о чем свидетельствуют наши разработки в области беспилотного транспорта и электроавтомобилей. КАМАЗ не ведет никаких разработок по летающим автомобилям. На данный момент основные усилия компании сосредоточены на развитии и повышении качества текущего модельного ряда поколений К3 и К4 и запуске в производство грузовиков поколения К5».

Дождемся ли мы летающего автомобиля от КАМАЗа?
8%Да, все для этого есть
12%Нет, КАМАЗу такое не под силу
51%Думаю, это будет очередной распил денег
29%Это заведомо никому не нужный проект
0%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (147) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.04.2018 08:06

У чувака реально крышу снесло...вот что бывает когда бабло бюджетное и тебя никто не контролирует...дядя шо вы курите? Поделись дядя

  • Анонимно
    5.04.2018 08:04

    Шах и мат тебе, Илон Маск!
    Сережка

    • Когогину сначала хотя бы надо сделать так, чтоб от Камазов грязь не летела во все стороны. А то Камазы умудряются закидать твоё авто грязью даже в сухую погоду.

      • Анонимно
        5.04.2018 10:47

        Разработку супербрызговиков для КамАЗа думаете лучше начать ?

        • Анонимно
          5.04.2018 14:08

          Ну хотя бы сделать так, чтобы, находясь рядом, можно было дышать. Выбросов немеряно.

      • Анонимно
        5.04.2018 16:58

        Когда мы были молодыми специалистами в НТЦ КаиАЗ (в начале 90-х), помнится, перед нами выступали разные специалисты, в т.ч. по аэродинамике. Так вот он еще тогда говорил про такую проблему и про то, что при данной конструкции решить ее просто невозможно.

        • Анонимно
          5.04.2018 17:41

          Ну говорил, теперь забыл, старость - не радость, ФИНИШ жизни он такой - все мечты кажутся реальными.

        • Анонимно
          5.04.2018 17:50

          Правильно говорит 8;25. Проблема решается путём изменения конструкции брызговиков. Ещё в 80 годах в НТЦ эту проблему знали как решить и предлагали. Аналогичные решения были в то время и на иномарках. Но всё, что ведет к удорожанию, сразу просто на корню отвергалось . А что касается эродинамики, так это все к кабине относится. Старая кабина полная ерунда.

    • Анонимно
      5.04.2018 09:54

      Так понимаю, что КАМАЗы уже без водителей по всей стране километры накручивают. Теперь очередь настала ворон по небу гонять.
      А.Поц.

      • Анонимно
        5.04.2018 14:34

        Вы мал мал ошибаетесь. Камазы бп уже бороздят просторы вселенной. Мы просто своими нечуткими взглядами не успеваем просекать.

    • Анонимно
      5.04.2018 16:25

      Брызговики пусть сначала научаться делать. Сколько людей убили на трассах.

  • Анонимно
    5.04.2018 08:04

    Тут не авто, а кто то другой похоже уже улетел

    • Анонимно
      5.04.2018 08:57

      Трагедия старости не в том, что ты стар, а в том, что не молод.



    • Анонимно
      5.04.2018 09:25

      Им бы сначала научится нормально делать машины которые по земле ездят...

  • Анонимно
    5.04.2018 08:05

    По земле достойно ездить научиться бы, об этом надо мечтать.

  • Анонимно
    5.04.2018 08:06

    У чувака реально крышу снесло...вот что бывает когда бабло бюджетное и тебя никто не контролирует...дядя шо вы курите? Поделись дядя

    • Анонимно
      5.04.2018 08:16

      Прямые поставки из Аргентины

    • Анонимно
      5.04.2018 08:29

      08:06. ширево пускай себе оставит, а вот деньгами мог бы и поделиться)))

    • Анонимно
      5.04.2018 08:34

      Вот из-за таких как Вы - мелких, завистливых лентяев, мы вечно вынуждены плести в хвосте технического прогресса. Пусть пытаются, пусть дерзают, пусть с начала не всё получится, но пусть делают! То, что Вы во всём видите коррупционную подоплёку, выдаёт в Вас потенциального взяточника, который по недоразумению сидит не на том, месте, где можно безнаказанно воровать! Не надо по себе мерить людей!

      • Анонимно
        5.04.2018 08:55

        не, мы то совсем не против одухотворенных идей, вот только пусть он свои идеи воплощает за свои деньги, а не за бюджет... мне так как одному из невольных спонсоров г-на когогина было бы лучше, что бы мои налоги шли на медицину, образование, налоги, а не на удовлетворение больных амбиций не очень порядочных граждан во власти..

        • Анонимно
          5.04.2018 09:22

          С чего это Вы вдруг решили, что Когогин лично Ваши деньги тратит? Что за пошлая привычка считать чужие деньги? Ему дали деньги, он что по Вашему, должен был их раздать пенсионерам ненасытным?

          • Анонимно
            5.04.2018 09:44

            Человек,в нормальных,развитых,цивилизованных странах это называется ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ.Только в расеи это называют
            БЮДЖЕТом.Бюджет бывает се мейный,бюджет организации,предприятия...

          • Анонимно
            5.04.2018 10:09

            а чьи он тратит? ну уж точно не свои... и еще, пенсионеров, еле выживающих на копейки, грех называть ненасытными, в отличии от вас, дорвавшихся до кормушки, и никак не могущих оттуда нажраться...

            • Анонимно
              5.04.2018 11:06

              Да пенсионерам сколько не дай, всё мало! А нужно давать деньги и доверять бюджет тем, кто может их с умом потратить, кто понимает толк в богатстве. Пусть даже 2-3 поколения эти деньги воровать будут, но потом и они задумаются и начнут их вкладывать в страну. Что толку деньги нещебродам раздавать? Какой с них толк? Они свою миссию выполнили, создали капитал, который сейчас в руках надёжных людей. Пусть кашку жуют и голосуют за кого скажут!

              • Анонимно
                5.04.2018 11:55

                11.06

                И сколько поколений в вашей семье соруют и будут еще воровать?

                Вам не смешно от ваших слов?

                Нам страшно

              • Анонимно
                5.04.2018 13:02

                А может вас всех с вашими хозяевами выгнать из власти?

              • Анонимно
                5.04.2018 13:24

                Это сказал челнинский депутат, у которого самый низкий рейтинг.

                • Анонимно
                  10.04.2018 11:18

                  Вагизов даже здесь умудряется выказать пренебрежение к электорату, ну и комментарий конечно из ряда высоко интелектальных по его мнению. Реальный бездельник дорвавшийся до кормушки.

              • Анонимно
                5.04.2018 15:18

                11.06 а сколько пенсионерам дают,что мало?

              • Анонимно
                5.04.2018 17:17

                Желаю вам от всего сердца когда нибудь проживать на одну российскую пенсию

              • Анонимно
                5.04.2018 18:34

                ВЫ ТОЖЕ БУДЕТЕ ПЕНСИОНЕРОМ! ВЫ говорите о себе!

          • Анонимно
            5.04.2018 13:00

            Ну не ваши ведь тратит

      • Анонимно
        5.04.2018 09:03

        И пока наши космические корабли бороздят просторы вселенной)...

      • Анонимно
        5.04.2018 13:01

        Назовите хоть один удачный проект Когогина?

      • Анонимно
        5.04.2018 15:10

        08:34. ваш душевный экзерсис засчитан пресс службой Камаза. Но нас, завистливых лентяев, интересует следующий вопрос. Зачем тратить миллиарды на свершение их заоблачных мечт и хотелок, в то время когда в нашей стране не хватает элементарных удобств и теплых нужников.

    • Анонимно
      5.04.2018 09:39

      08:34 Читайте внимательно!
      Пресс-секретарь КамАЗа Олег Афанасьев:
      «….наши конструкторы и разработчики постоянно находятся в поиске новых идей и трендов, о чем свидетельствуют наши разработки в области беспилотного транспорта и электроавтомобилей. Однако, на данный момент основные усилия компании сосредоточены на развитии и повышении качества текущего модельного ряда поколений К3 и К4 и запуск в производство грузовиков поколения К5».
      Так что Пегасы и другие летающие тарелки, это просто весёлые картинки для публики.

  • Анонимно
    5.04.2018 08:09

    Не знаю, какую там летающую тарелку хотят построить, но вот Ока была хорошей идеей, которую, несмотря на незатейливость и простоту реализации, эти манагеры уничтожили. Машина очень актуальна на сегодняшний день. Естественно, его нужно полностью модернизировать и переделать, подтянув к современным стандартам. Но сам формат очень хороший.

    • Анонимно
      5.04.2018 08:37

      есть такая штука, называется пассивная безопасность... вот ока, ну вообще не проходит этот тест, ни по каким стандартам. именно поэтому машины этого класса в европе стоят как полноценные седаны, а в России покупать микролитражку по цене весты никто не будет, по крайней мере в массовом порядке. ее основной плюс, оки, это копеечная цена, которая при соблюдении современных стандартов, невозможна, увы... а без соблюдения стандартов на конвейер поставить авто невозможно... поверьте, у меня этих окушек, аж 3 штуки было во владении)))

      • Анонимно
        5.04.2018 10:31

        УАЗик буханка отвечает всем требованиям. У меня тоже была Окушка.

    • Анонимно
      5.04.2018 11:55

      Если к Оке удачно подьехать Камазом - то она превращается в летающую машину.

      Только парашют поставить надо

  • Анонимно
    5.04.2018 08:09

    У почты дроны в стены врезаются.А тут не знай.

  • Анонимно
    5.04.2018 08:09

    А если движок в полете заклинит?!

  • Анонимно
    5.04.2018 08:10

    Лишь бы дороги не делать.

  • Анонимно
    5.04.2018 08:13

    Понятно, с грузовиками не получается, вот и решили "похайпить" немного.

  • Анонимно
    5.04.2018 08:17

    "и в какую сторону пойдёт её развитие,никто не знает.."-это что за бред? Люди на производстве не знают куда развиваться? Я вот думаю,Камазу надо поднимать качество выпускаемой продукции,снижатьсебестоимость,поднимать заработную плату в цехах рабочему персоналу,повышать конкурентоспособность автомобилей Камаз с иномарками.

    • Анонимно
      5.04.2018 13:08

      У тебя какая зарплата? Сравню со своей камазовской

      • Анонимно
        5.04.2018 15:56

        Пролью свет на размер мооего дохода,только тогда, когда научитесь правильно обращаться. И знаки препинания, ставить везде,где нужно.

        • Анонимно
          5.04.2018 17:15

          Для 15:56

          Дус! Ты поставил ДВЕ лишние запятые в своем комментарии. Печатать опять-таки не умеешь - поставил запятую, сразу ставь пробел после запятой.

          Найми репетитора по русскому языку, раз школьная наука мимо тебя пролетела!

          • Анонимно
            5.04.2018 23:15

            Про пробел не знал,тексты женщины набирают. А вот про обращение на "вы" в публичном пространстве к незнакомым людям,это со школьной скамьи известно. Хотя во многих уважаемых профессиях,таких к примеру как скотник,работник метлы или грузчик не принято церемониться,они на "ты" шпарят сразу,что бы понятнее было.

            • Анонимно
              6.04.2018 08:39

              В Интернете тоже принято обращение на ТЫ. Но, если у ТЕБЯ тексты набирают женщины, то они и общаются на ТЫ - ТЕБЕ это и не известно. Говорю ТЕБЕ как аноним анониму...

              И не лез бы ТЫ в монастырь Интернета со своими правилами!!!

              Женщины! А чего в последнем комментарии этого большого начальника над женщинами ОПЯТЬ пробелы после запятой не поставили - это просто, всего-то нажать нужную клавишу на клавиатуре?

              • Анонимно
                6.04.2018 09:41

                Интернет,это такое же пространство,как улица,помещение,учреждение. И в нём общаются точно так же,как и везде. А правила обращения каждый может выбрать себе сам. Но вот комментаторы,блещущие на страницах БО,такие как Гатауллин,ПанАлекс,Фарида Галеева и другие,в том числе анонимные,никогда не позволяют себе опуститься к обращению на "ты" и не интересуются доходами других. Но мне понравилось что вы оправдывайтесь,значит не всё с вами так плохо.А вот совет про монастырь совсем никчёмный,советовать дело надо,а с такими советами вас на Красную площадь отправят..

  • Анонимно
    5.04.2018 08:20

    Классическая венчурная схема попила.

    1. большой дядя обещает-обещает,
    2. из бюджета по хитрой невозвратной схеме выделяются деньги,
    3. проходит 2 года, проект сталкивается с непреодолимой проблемой - типа того, что законодательство России запрещает эксплуатацию такого вида транспорта (запрет от 2014 года). Но, венчур и дядя ни сном, ни духом.
    4. Проект закрывается с отпиской - как только разрешат, так сразу и запустим. Причин для возврата средств - нет. Претензий нет. Премии дядям - есть. Платежи субподрядчикам - есть.

    Все счастливы? Все. Руки в тепле, деньги в карманах. Деньги чистые-чистые.

  • Анонимно
    5.04.2018 08:23

    остап бендер с своими нью-васюками отдыхает.

  • Анонимно
    5.04.2018 08:25

    Зачем летать? Сережа, придумай телепортацию.

  • Анонимно
    5.04.2018 08:29

    Вместо работы,производственники мечтают,лапшу вешают финансистам,а учёные сидят на 15 т.руб. и оборудовании прошлого века,все это трудно понять.Кому на Руси жить хорошо?

  • Анонимно
    5.04.2018 08:33

    Для освоения бюджетных миллиардов все средства хороши))

  • Анонимно
    5.04.2018 08:34

    И столицу перенесут в Нью-Челны

  • Анонимно
    5.04.2018 08:34

    Что он курит??))

  • Анонимно
    5.04.2018 08:38

    С такими проектами его надо к кудрину с шуваловым в одну команду. те то же все в облаках летают

  • На землю надо спуститься господин Когогин. К людям ближе надо стать. Кадровой политикой заняться. Зарплаты поднять. Профориентацией школьников заняться.

  • Анонимно
    5.04.2018 08:40

    Кто-то должен быть настолько смелым, чтобы мечтать. И пытаться воплотить эти мечты в жизнь. Без таких энтузиастов мы бы до сих пор верхом на лошадях скакали

    • Анонимно
      5.04.2018 08:52

      физически невозможно производить летающие автомобили - нет инфраструктуры, нет топлива, нет двигателей. Летающие устройства - тяжелее воздуха - "обманывают" физику, используют законы сохранения, тратят колоссальную энергию для организации подъемной силы.

      Даже самый легкий самолет на 4 человека + экипаж "жрет" по 50 литров бензина в час, без учета взлета и посадки. Мотодельтаплан на 2 человека жрет по 10-12 литров в час и может не быстрее 80 км\ч... при этом проблем со взлетом и посадкой никак не решены.

    • Анонимно
      5.04.2018 09:15

      Что называется, вперед и с песней. Но, только за свои деньги!

    • Анонимно
      5.04.2018 09:46

      Ну вот когда они свои дивиденды будут пускать на модернизацию производства и НИОКР тогда пишите про мечтателей пока даже двигатель газовый сделать не могут только по выставкам таскают.

  • Анонимно
    5.04.2018 08:42

    И тут Остапа понесло....(с)

  • Анонимно
    5.04.2018 08:43

    груженый камаз в гору поднимается еле-еле!!!! Летать они собрались....

  • Анонимно
    5.04.2018 08:44

    Это все от безысходности.

  • Анонимно
    5.04.2018 08:45

    пока разработают Алиэкспресс или амазон будут уже пачками продавать через инет магазин

  • Анонимно
    5.04.2018 08:48

    "Чем бы дитя не тещалось лишь бы не плакала" скажут чиновники и выделят Когогину еще денег.

  • Анонимно
    5.04.2018 08:52

    Пора задуматься над более глобальным проэктом таким как м ашина времени. Тогда точно не какой супостат нам не страшен.

  • Анонимно
    5.04.2018 08:54

    А я то думаю, что дороги то не делают! Вот оно что оказывается. Ну все теперь буду спать как младенец. А все это похоже на один сплошной баг. А я так понимаю, автомобили будут такие же как дроны на почте России, что бы не мучатся сразу об стену и все.

  • Анонимно
    5.04.2018 08:55

    фантазеры, год назад на камазе премии не платили, зарплаты урезали и сокращенная неделя была, а сейчас фанатазии о летающих автомобилях, закончиться как и сколково, нанотехнологии и прочии коррупционые проекты, деньги освоены и выведены зарубеж

  • Анонимно
    5.04.2018 08:56

    А чё? КАМАЗ и в космос полетит, если надо. Поставь задачу, Путин - мы выполним!

  • Анонимно
    5.04.2018 09:01

    Вместо пословицы "хорошо, что коровы не летают", будет новая - хорошо, что КамАЗы не летают. Сверху масло или отвалившиеся железяки не прилетят.

  • Анонимно
    5.04.2018 09:01

    Половина комментариев написана со смартфонов. Лет 20 назад эти же люди написали бы про них то же самое. А лет 120 назад также говорили про двигатели внутреннего сгорания и самолеты.

  • Анонимно
    5.04.2018 09:02

    Я наивно полагал что на российском небосклоне появляется мощный политик производственник,которого ждет реальная промышленность а прохоровщиной да чубайсовщиной запахло((
    Разочаровали вы нас Сергей Анатольевич!

  • Анонимно
    5.04.2018 09:13

    А чем вертолеты помешали?

  • Анонимно
    5.04.2018 09:14

    Не Пегас, а Тулпар тогда

  • Анонимно
    5.04.2018 09:22

    Ну, наконец-то, КАМАЗ займется летающими объектами. Это будет очень перспективно - летающий грузовик. Следующий шаг - космос.

  • Анонимно
    5.04.2018 09:30

    Может лучше потратить деньги на то чтобы Камазы до ума довести... нас уже китайцы со своими Шакманами доннфенгами обогнали

  • Анонимно
    5.04.2018 09:33

    Для того чтобы понять, что КАМАЗ продолжает делать некачественные и неудобные грузовики достаточно проехать по М7 до Москвы и посчитать сколько на пути попадётся Камазов и сколько Манов, Вольво, Дафов, Сканий, Рено и Мерседесов. Всё быстро встанет на свои места.

    • Анонимно
      5.04.2018 10:38

      Грузовики-это не только трасса м 7, Камаз-машина для российской глубинки,для сельского хозяйства,стройки,бездорожья. Камаз кувалду любит,он очень ремонтопригоден и чем проще будет по конструкции,тем лучше. Никаких абс,электронных педалей,коммон рейла,пластиковых воздухопроводов и прочей чепухи от магистральных машин. То что на асфальте ходит,на свекольном поле,в Якутии на зимнике,на лесовозных дорогах, не нужно. Взять к примеру Тойоту-прадо,японцы за почти три десятилетия её производства довели конструкцию до совершенства,это один из самых беспроблемных авто в мире,древней конструкции и отлично продающийся. И из Камаза можно сделать отличную машину для решения конкретных задач, достаточно посмотреть дагестанские КамАЗы,встречаются очень интересные решения. А пока деньги льют на Камаз без всякого спроса,так и будут они растворяться среди беспилотников и летающих тарелок. Ведь беспилотник уже обещали на дороги в этом году. Причём он должен уже работать. Перечитайте БО на пару лет назад. А уж про планы сборки -поставки Камазов в другие страны еженедельно объявляют, полмира на Камазе давным-давно работать должно..

  • Анонимно
    5.04.2018 09:39

    Охренеть!!!Это же реальный директор реального завода такую чушь несет!Они там наверху совсем от реалий оторвались?!Или это весеннее обострение?!

  • Анонимно
    5.04.2018 10:00

    Прожекты Когогина, все больше напоминают выступление О.Бендера в шахмотном клубе о Нью-Васюках

  • Анонимно
    5.04.2018 10:01

    Я думаю изобретать велосипед нет смысла. Открою тайну этому чуваку - вертолёты уже существуют! Вы или всё же научитесь сначала машины делать комфортные, качественные и безопасные!!!

  • Анонимно
    5.04.2018 10:27

    Дежавю. Прохоров уже Ё - мобиль создавал. Может лучше зарплату людям поднимет.

  • кузяка
    5.04.2018 10:30

    Решил второй ярдик заполучить. А как еще его получить, кроме как из бюджета на свой очередной ПРОЖЕКТ.

  • Товарищи мои!
    А что здесь я поддерживаю.
    Всё что и о чём мечтал человек почти свершилось.
    "А ворчать так это не дело стучать"
    А стучать у нас привыкли.
    Начиная с Царских жандармов НКВД и так далее.
    Просветитель Татарского народа

  • Анонимно
    5.04.2018 11:10

    Сначала надо сделать хотя бы конкурентное Авто. На трассах КамАЗов нет, а хотелось бы их видеть. Потом вы говорите нужно 100000 человек Челнам. Но КАМАЗ же на загружен.

  • Анонимно
    5.04.2018 11:20

    А может это поручить Казанскому вертолетному заводу!

  • Анонимно
    5.04.2018 11:50

    ШО ОПЯТЬ?

  • Анонимно
    5.04.2018 11:54

    Наша "уважаемая" гонщица Мара будет сильно рада летающим авто - попробуй догони...

  • Анонимно
    5.04.2018 12:04

    Клоуны !!! На свои деньги пусть проектируют ! Вообще все эти темы как с новым изобретением Велосипеда , только не Мы , нам это не надо , у нас только ископаемые , мы их продадим и купим , не надо народ иметь дважды и трижды .

  • Анонимно
    5.04.2018 12:06

    Они хотят построить большой летающий КАМАЗ сесть туда и улететь?

  • Анонимно
    5.04.2018 12:27

    Даешь к 2019 году великое и не возможное!!!

  • Анонимно
    5.04.2018 12:30

    Камаз не полетит.
    Никогда.
    Для этого нужна хорошая научная школа которая у Камаза тоже никогда не будет ввиду того что это АО, то бишь - капиталист, нацеленный на извлечение прибыли со своей деятельности.
    Сопутствующий этой теме шум является прикрытием различных схем, схематозов, делишек и тем.
    Силы конструкторов можно направить на создание своей, простой автоматической коробки передач, которую можно выпустить тут же на Камазе.
    Или же направить на переделку Р-6 который можно было бы отлить без дефектов на кузнечном заводе.
    Интересно, почему не направляют силы на уменьшение брака?
    Если самолюбие чешется и не отпускает, можно десантировать Камаз с борта военного грузового лайнера....
    Сергея Назаренко можно уволить как бездельника или по статье....как удобнее....
    Это явление имеет право на жизнь только в одном случае, с вертолета Ансат отрывают буквы АНСАТ и приклеивают КАМАЗ.
    Тогда да... Камаз полетит.

    • Анонимно
      5.04.2018 12:39

      Более чем уверен что из руководства Камаза никто не заитересован улучшением качества продукции.

    • Анонимно
      5.04.2018 15:54

      Похоже Гумеров ему про летающие тарелки наговорил)

  • Анонимно
    5.04.2018 12:48

    А вот проект ZETTA мне нравится.
    Плюсы очевидны.
    Тихоходное (убиться трудно)
    с высоким крутящим моментом от нуля (тяговитый).
    Предельно простое, сменяемые кузова.

    На выходе получится отличный электрокар для складов и заводов.
    Снегоуборщики, мусоровозы.
    Единственное, намечаются проблемы с аккумуляторами на базе лития, надо уже договариваться, с Китаем.

    Делать версию для междугородних перевозок нельзя, баланс энерговооруженности не подходит.
    Тесла - не пример, и фирма скоро разорится.

    Есть ещё одна ниша, общественный транспорт, но там помимо тележки надо делать инфраструктуру, индукционную зарядную станцию чуть ли не на каждой остановке.

    Марат Г.

    • Анонимно
      5.04.2018 18:45

      А "газовые" автобусы камаза(нефаз) в Электротрансопрте стоят, нинают что делать, сколько денег! 200 штук ведь купили.

      • Анонимно
        6.04.2018 11:10

        Это претензия КАМАЗу или руководству города и руководству Электротранспорта?

  • Анонимно
    5.04.2018 12:52

    Назаренко такой же конструктор, как я президент США.

  • Анонимно
    5.04.2018 13:07

    так вот для чего еще 100 тыс человек ему надо

  • Анонимно
    5.04.2018 13:30

    Успокойтесь, очередной сон увидел Когогин и..... рассказал вам.

  • Анонимно
    5.04.2018 13:36

    Болезнь видимо это у всех руководителей...как далеки они от народа. Вам бы на земле решить свои косяки товарисч. Бюджет Челнов на миллиард попал с вашими автобусами от которых отказалась Казань.Половина автобусов уже требует капремонта и стоят без движения. Город сотни миллионов отрывает от социалки чтобы эти чуда летающие отремонтировать и запустить в рейс, содержать в исправном состоянии.

  • Анонимно
    5.04.2018 13:49

    Опоздали!!! Сегодня 5 апреля а не 1.

  • Анонимно
    5.04.2018 13:57

    рожденный ползать летать не может!

  • Анонимно
    5.04.2018 14:19

    В Кагогине не пропал талант Манилова, не оскудела еще земля русская.

  • Анонимно
    5.04.2018 14:56

    ему хорошо, на казенных харчах может себе позволить мечтать о "садах Семирамиды"... нам не до мечт, вагонетку надо толкать.

  • Анонимно
    5.04.2018 15:24

    Ну да, он же теперь "небожитель")

  • Анонимно
    5.04.2018 16:12

    о реальном производстве в полетах не забыли бы.

  • Анонимно
    5.04.2018 16:23

    Пусть Скания с МАН нервно курят. Им и не снилось такое. Слабаки!

  • Анонимно
    5.04.2018 17:53

    Это просто 1апрельская шутка,а Вы дискутируете

  • Анонимно
    5.04.2018 18:38

    А мужик с семьей 18 тыч зарабатывает как это. Беспилотный камаз, летающий камаз ... - е-мобилем и закончится . А качество то какое, я бывший владелец камаза )))))

  • Анонимно
    5.04.2018 19:20

    рождённый ползать ... угу!

  • Анонимно
    5.04.2018 21:01

    В е р т о л е т, скажити им что это в е р т о л е т

  • Анонимно
    5.04.2018 21:12

    И чего только эти русские не придумают, лишь бы дороги не ремонтировать.

  • Анонимно
    5.04.2018 21:24

    надгробие будет из кабины камаза...

  • Анонимно
    5.04.2018 21:37

    С языка сорвали. лет 20 замечаю. в мокрую погоду. ну невозможная грязь с Камазов. это же так! Обидно, что не могут сделать брызговики. Сегодня на 1 дороге контрастно видел...

    • Анонимно
      5.04.2018 23:57

      "Грязный татарин"! Одно из народных названий Камаза. Но это и к Мазам и прочим машинам с двухосной задней тележкой относится. Просто раньше Камазов подавляющее большинство на дорогах было и поэтому их и чаще видели. А Камаз машина-эпоха,в своё время гремела!

  • Анонимно
    5.04.2018 22:02

    Пусть посмотрит ОТР от 5 апреля, как и где живёт народ без туалетов.Всем мечтателям полезно.А копировать 50 летние идеи американской киноматографии 11 летнее образование это позволяет.

  • Анонимно
    5.04.2018 22:21

    Вот как промотает деньги налогоплдательщиков этот Когогин. 25 миллардов субсидий - бешеные деньги. Ему бы технологии усовершенствавать, оборудование обновить, а он мечтает о летающих авто - витает в облаках.

  • Анонимно
    6.04.2018 07:39

    Тимур Латыпов и Елена Галеева умеют выбирать тему и название статьи.
    Долго потом комментаторы комментирую главных героев.

  • Анонимно
    6.04.2018 11:14

    Думаю, что когда человек делал лук/седло/велосипед/самолёт (нужное подчеркнуть), рядом стояла толпа скептиков-зубоскалов и говорила то, что сказано в подавляющем большинстве вышеприведённых комментариях. Слава Богу, что их слова унёс ветер

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль