Общество 
22.04.2018

«Бандитский счетчик» от приближенных муфтия Равиля Гайнутдина

Как богословская дискуссия неожиданно превратилась в спор двух хозяйствующих субъектов

За каждый рубль, данный в долг, надо вернуть три — это суть искового требования, которое совет муфтиев России направил против действующего имама Сергиева Посада Арслана Садриева. Напомним, что последний попал в немилость руководству СМР после интервью, данного «БИЗНЕС Online». Причем есть все основания думать, что за продолжающимся преследованием стоит руководитель аппарата организации Рушан Аббясов. Наша газета продолжает следить за ситуацией, а СМР — отказываться от комментариев.

Рушан АббясовФото: dumrf.ru

«НЕ ИМЕЯ ФАКТИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ОФИЦИАЛЬНО ПОСТРОИТЬ МЕЧЕТЬ, МУСУЛЬМАНЕ ОТКРЫВАЛИ ТАМ МОЛЕЛЬНЫЕ ДОМА»

За каждый рубль, данный в долг, надо вернуть три. Это не бандитский «счетчик» эпохи 90-х, а суть искового требования, которое совет муфтиев России (СМР) направил против действующего имама Сергиева Посада Арслана хазрата Садриева, взыскивая с него уплату долга вместе со штрафными санкциями. Последний впал в немилость своего руководства после публикации интервью «БИЗНЕС Online», в котором имам и председатель совета улемов ДУМ Московской области изложил результаты своих многолетних богословских изысканий о расширении возможностей религиозной практики ислама. Попытка снять его с должности не привела к успеху, и богословская дискуссия неожиданно превратилась в спор двух хозяйствующих субъектов.

Садриев направил встречное исковое заявление о признании договора займа недействительной сделкой. В нем имам указывает, что стал должником СМР вследствие технического решения, продиктованного стремлением обойти исламофобские препоны в строительстве мечетей, с которыми на практике сталкиваются многие мусульманские организации в Центральной России. «Так как город Сергиев Посад является центром русского православия, – пишет он, – было принято решение использовать в качестве молельного дома для мусульман принадлежащее мне жилое помещение». На самом деле подобным образом вынуждены поступать многие исламские общины. В частности, данная практика встречается в Краснозаводске, Яхроме, Мытищах, Нарофоминске, Домодедово, Подольске, Рошале и других городах Московской области. Не имея фактической возможности официально построить мечеть, мусульмане открывали там молельные дома, юридически оформленные в частную собственность. Получался своего рода компромисс с исламофобами, в том числе сидящими во власти: мечетей на «русской» земле формально вроде как нет, о чем можно смело рапортовать во все инстанции, а фактически у мусульман появляется возможность отправлять свои религиозные потребности, то есть права граждан как бы не ущемляются.

Как следствие такого юридического маневра, финансирование мечетей в структурах СМР нередко идет через их формальных собственников. «Мне неоднократно в качестве пожертвований передавались денежные средства на благоустройство вышеуказанного помещения», – пишет о своем случае Арслан хазрат во встречном исковом заявлении. Одним из способов оформления пожертвований был договор займа, жертвой которого и пал Садриев. Как сообщил «БИЗНЕС onine» имам Коломны, другого подмосковного города, Салих хазрат Демидов, на строительство его мечети часть денежных средств была также выделена вышестоящим руководством в долг. Судя по всему, для СМР это весьма распространенная практика.

Не ожидая никакого подвоха, религиозные деятели не задавались вопросами, почему деньги для строительных работ в мечети оформлялись подобным образом, и подписывали нужные документы, считая их пустой формальностью. Как оказалось, зря.

«ПОЧЕМУ ИСКОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К САДРИЕВУ ВОЗНИКЛИ ЛИШЬ ПОСЛЕ ВЫХОДА ИНТЕРВЬЮ?»

Всего через договор займа в 2014 году для нужд мечети Сергиева Посада было перечислено 1,5 млн рублей. Садриев во встречном исковом заявлении указывает, на что была потрачена данная сумма: устройство отопительной системы, канализации, водоснабжения, оборудования комнат для омовений и комнат для приема пищи. «СМР было хорошо известно о произведенных работах, – пишет он, – так, в июле 2015 года руководитель аппарата совета муфтиев России (Аббясов Р.Р.) приезжал в молельный дом, строительство которого мною осуществлено. Мною был предоставлен ему письменный отчет о расходовании выделенных денежных средств. Никаких претензий материального характера мне не предъявлялось».

В договоре, как того требует его форма, был прописан график платежей и даже сумма штрафа, если хотя бы один платеж при погашении долга будет пропущен. Она в два раза превышает саму сумму долга и составляет 3 млн рублей. Собственно, из этого пункта договора и возник тот самый «счетчик», о котором было упомянуто выше и который должен был «включиться» сразу же после пропуска хотя бы одного платежа. В данной связи возникает закономерный вопрос: почему исковые требования к Садриеву возникли лишь после выхода интервью, а не раньше? «Такая возможность предъявить ко мне указанное требование, – объясняет данную ситуацию сам опальный имам, – совет муфтиев России мог использовать уже в 2015 и в 2016 годах, чего им сделано не было, так как фактически был заключен не договор займа, а договор пожертвования (дарения»)».

Также Арслан хазрат в своем встречном исковом заявлении указывает на нестыковки дат в договоре и фактическом перечислении денежных средств и на ряд других важных нюансов. «Договор №1 от 01.09.2014, – пишет он, – не прошит, не пронумерован, не содержит моей подписи на каждой странице». В разговоре с «БИЗНЕС Online» имам пояснил, что подписывал только последнюю страницу, где были указаны реквизиты сторон и шаблонные «прочие условия» (о переписке по предмету договора, о его составлении в двух экземплярах и пр.), и не знал ни о каких кабальных штрафных обременениях, которые без его ведома были прописаны позже в основном теле текста соглашения. Второй экземпляр договора Садриеву, с его слов, на руки не давали, о чем свидетельствует отсутствие обычной в таких случаях расписки контрагента в его получении. О том, что аппетиты совета муфтиев России составят ни много ни мало 200% от изначальной суммы, Арслан хазрат узнал лишь тогда, когда ему было недвусмысленно предложено оставить дело всей его жизни – служение на посту имама в родном городе, в котором похоронено уже три поколения его предков, и мечеть, в значительной степени построенную на личные пожертвования его семьи. Садриев заключает: «Предъявленный советом муфтиев России необоснованный и неосновательный ко мне иск является следствием того, чтобы вынудить меня отказаться от религиозной деятельности в качестве имама-хатыба в МРО „Мусульманская община Сергиево-Посадского района Московской области“».

Характерная деталь: в первом исковом заявлении СМР требовал от Садриева не только 4,5 млн рублей вместо 1,5 млн, взятых им в «долг», но и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 76 270 рублей. В отзыве на это исковое заявление имам был вынужден указать: «Иск подает мусульманская религиозная организация, а, как известно, ростовщичество является одним из самых тяжких грехов, и в этом единодушны все мусульманские ученые-богословы», после чего привел соответствующий аят из Св. Корана (2:275). Позднее СМР передумал взыскивать эти проценты со своего имама, хотя от главного, 200-процентного, куша в 3 млн рублей все же не отказался, что, как поясняет Садриев, является нарушением не только принципов Корана, но и положений Сунны, защитником которой СМР активно позиционирует себя в последнее время.

«В нынешний период комментарии для СМИ исключены», – таков был ответ СМР на запрос «БИЗНЕС Online» с просьбой прокомментировать нынешнюю ситуацию.

Равиль ГайнутдинФото: «БИЗНЕС Online»

«ВИРТУАЛЬНОЕ» ОТСТРАНЕНИЕ ИМАМА СО СВОЕЙ ДОЛЖНОСТИ»

До искового заявления совет муфтиев России и ДУМ Московской области, в непосредственное подчинение которого входит мусульманская община Сергиева Посада, пытались оказать на Садриева беспрецедентное давление. Сначала на сайтах этих организаций появилась новость о лишении его духовного сана. Не предъявив опальному имаму никаких соответствующих документов, накануне праздника Ураза-байрам руководитель аппарата СМР и председатель ДУМ Московской области Рушан Аббясов направляет письмо главе города с просьбой признать незаконной организацию праздничного богослужения в мусульманском молельном доме, где верующие собираются уже на протяжении многих лет, и предоставить другую площадку для проведения праздничной молитвы.

Помимо письма, как уже писал «БИЗНЕС Оnline», Аббясов вместе со своими подчиненными в преддверии религиозного праздника обзвонил активистов прихода с призывами бойкотировать праздник в привычном им молельном доме и переместиться на спортивную площадку, предоставленную администрацией города. При этом данные призывы, по словам сотрудников мечети, сопровождались угрозами со стороны областного руководства мусульман.

Однако затея превратить «виртуальное» отстранение имама со своей должности в реальное с треском провалилась. Мусульмане Сергиева Посада горой встали за своего имама. В молельном доме и на прилегающей территории на праздник собрались около 2,5 тыс. человек. Многие верующие не скрывали, что из двух площадок отдали предпочтение привычному месту, так как долгие годы именно там отмечают праздник и хотели разделить его со своим имамом, которого уважают и поддерживают. На спортивной же контрплощадке, организованной Аббясовым, собрались, по уточненным данным, всего лишь около 80 человек. При этом в настоящее время отколовшиеся поначалу от общины мусульмане (в основном из дагестанской диаспоры) вернулись в родную мечеть. Другими словами, посеять раскол в рядах мусульман Сергиева Посада Аббясову не удалось, как и сместить Садриева с поста имама в построенной им мечети.

«АРСЛАН САДРИЕВ – УЧЕНИК РАВИЛЯ ГАЙНУТДИНА, ЕГО НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ВОСПИТАННИК»

Арслан хазрат – далеко не рядовой имам. Он один из немногих российских религиозных деятелей ислама, кто защитил научную степень и кого приглашают для чтения лекций различные вузы, в том числе КФУ. Такими кадрами обычно не раскидываются.

Долгие годы Садриев был одним из организационных столпов СМР: на нем держалась работа с регионами, он организовал и курировал международный конкурс Корана, ставший одной из визитных карточек совета муфтиев России, во многом запустил халяль-индустрию если не в стране, то, по крайней мере, на территории влияния СМР, что тогда было фактически одно и то же, создал с нуля ДУМ Московской области, в значительной степени выстроил систему образования СМР. Решив посвятить себя науке, хазрат отошел от масштабных организационных дел, но вместо благодарности за многие годы преданной и самоотверженной работы получил судебный иск.

Удивляет и другое. Арслан Садриев – ученик Равиля Гайнутдина, его непосредственный воспитанник, так сказать, птенец СМР. Ныне опальный имам убежден, что продолжает идейное дело своего учителя и на практике реализует посылы муфтия, отраженные как в его выступлениях, так и в принятых фетвах. Кстати, имаму до сих пор никто не объяснил, в чем, собственно, состоят богословские претензии к нему, и он уверен, что ни на йоту не вышел за рамки канонической политики совета муфтиев России. Доказать обратное пока никто не смог и даже не пытался. Никаких канонических разбирательств внутри СМР, как того требует устав организации, не проводилось. Видимо, в том числе и поэтому понадобился судебный иск против мусульманского ученого.

Не исключено, что главным инициатором преследования Садриева является уже упоминавшийся Аббясов, который, возможно, опасается возвращения сергиево-посадского исламского деятеля к активной организаторской работе внутри СМР, что грозит обернуться утратой им своих начальнических позиций, ибо Рушан хазрат «унаследовал» все ключевые проекты Арслана хазрата: ДУМ Московской области, международный конкурс Корана, халяль-индустрию и др. Об этом свидетельствует не только активное участие Аббясова в описанной выше попытке отстранения Арслана хазрата с поста имама Сергиева Посада, но и привлечение к его судебному преследованию юриста Коледы Ю.Ю., который, как отмечают источники, является креатурой нынешнего председателя ДУМ Московской области. Как бы там ни было, репутационное пятно конечной ответственности ложится на весь совет муфтиев России и персонально на Гайнутдина, чья подпись стоит на договоре займа, который допустил всю это неоднозначную с моральной точки зрения ситуацию. Или Равиль хазрат тоже не видел основного тела текста договора и сам стал жертвой доверчивости своим предприимчивым подчиненным? В любом случае подобные истории не добавляют авторитета ни институту духовного управления, ни его религиозным лидерам.

Суд первой инстанции Арслан хазрат проиграл, что неудивительно, т. к. у СМР на руках все необходимые документы, а «лирику» к делу не пришьешь. Сейчас хазрат подал апелляционную жалобу. Однако важно понимать, что суд второй инстанции будет решать не судьбу долга как такового, а фактически авторитета СМР среди имамов и простых мусульман, ибо 4,5 млн рублей, по сути, стали в данном разбирательстве той суммой, на которую он сам ее оценивает. И еще неизвестно, кто в данной ситуации больше потеряет: ответчик или истец.

Ильдар Булатов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (149) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
22.04.2018 12:26

Это что за вольное обращение с финансами у СМР? С каких пор Совет муфтиев стал на позиции ростовщества и западной модели банковского дела? После таких событий возникает вопрос: А на самом ли деле Халяль и сертификаты на это, одобренный структурами Совета муфтиев, является Халялем? Может там так же всё просто покупается за деньги. Как в любом московском Банке и супермаркете?

  • Анонимно
    22.04.2018 09:24

    М-да, не красит такое поведение наших мусульманских лидеров. Значит, это проявляется и в других вопросах. Может быть, поэтому муфтияты и общины так активно бегут из Совета муфтиев России?

    • Анонимно
      22.04.2018 11:41

      Ничего не значит. Не зная вопроса зачем выводы делать)))))

      • Анонимно
        22.04.2018 21:50

        Если бы знал все, не подписался бы- в банке кредит дешевле выходит.

    • Анонимно
      22.04.2018 12:26

      Это что за вольное обращение с финансами у СМР? С каких пор Совет муфтиев стал на позиции ростовщества и западной модели банковского дела? После таких событий возникает вопрос: А на самом ли деле Халяль и сертификаты на это, одобренный структурами Совета муфтиев, является Халялем? Может там так же всё просто покупается за деньги. Как в любом московском Банке и супермаркете?

      • Анонимно
        22.04.2018 12:53

        все покупается....только цена вопроса...

      • Анонимно
        23.04.2018 23:20

        А может уважаемые читатели не будут делать таких поспешных далекоидущих умозаключений. Статья написана однобоко, откровенно с пристрастием. Я не поклонник и не защитник СМР, но люди мозг то включайте. СМИ вами и вашими эмоциями управляют как марионетками. Админ пропускай, давай мнению несогласных выход

    • Анонимно
      22.04.2018 13:34

      там где появляется интерес к большим деньгам-моментально забывается все и религия и давняя дружба и даже близкое родство-остается только жажда наживы и лютая ненависть

      • Анонимно
        22.04.2018 15:17

        Может для кого-то и бизнес, но это не относится к нашему имаму. Арслан хазрат коренной житель города, сам организовал общину, сам начинал нам преподавать знания по основам Ислама и арабскому языку ещё двадцать лет назад , когда не было ни мечети, когда помещение и встречали различные препоны. Поэтому Арслан Хазрат и починял решение купить землю и построить молельный дом. И в нашей мечети не золотые унитазы и хрустальные люстры, строилась она по крупицам, все очень скромно, как и наш Имам - очень скромный, несмотря на незаурядный интеллект, все его заслуги и старания для мусульман . Самое главное, что у нас всегда проводятся джума намазы, читаются прекрасные хутбы, всегда все таравихи и ифтары в Рамадан, есть занятия для детей и взрослых на выходных на протяжении всего времени, несмотря на то, что Мечеть полностью не достроена. Зато есть место, где мусульмане могут собираться. И не надо говорить, что гастарбайтерам все равно.

        • Анонимно
          23.04.2018 02:18

          Вот его и надо ставить вместо Гайнутдина, а тому пора уступить место молодому и принципиальному ученику!

    • Анонимно
      22.04.2018 13:44

      зря вы тут дружно накинулись только на мусульман.Вся религиозность моментально исчезает и у другой нашей, 2й и не менее мощной российской конфессии,когда речь идет о бизнесе и прибыли. Да,кстати,а что там cейчас происходит на острове Свияжске,кто знает?

    • Анонимно
      22.04.2018 21:58

      Равиля Гайнутдина очень уважал. Но после таких новостей и после просьбы президенту Путину помочь дагестанскому олигарху нет доверия никакого. Что, проблем больше нет у ДУМ? Просил бы лучше разрешения мечети строить, а не за Керимова. Позор

      • Анонимно
        22.04.2018 23:13

        Так Гайнутдин и есть главный противник строительства новых мечетей в Москве и Московской области. После того как он рейдерски захватил историческую мечеть на проспекте Мира выйдя из подчинения Талгата хазрата и усугубил раскол в Умме мусульман России организовав из таких же раскольников как и он сам СМР, вся его деятельность сосредоточилась на зарабатывании денег любым путём, а строительство новых мечетей в Москве могло оттянуть часть прихожан от тех ящиков для пожертвований, которые контролирует Гайнутдин и его подельники, вот он и всячески сопротивляется строительству новых мечетей. А на нужды мусульман этим деятелям наплевать. И даже те помещения, которые не раз выделялись администрацией г. Москвы СМР для организации в них учебных процессов и новых общин эти деятели сдают в аренду с чего имеют приличную выгоду. В то время как существующие в Москве помимо 4 мечетей религиозные организации мусульман вынуждены снимать для своей деятельности помещения по рыночной стоимости. Многие из них в итоге не потянув арендной платы закрылись.

      • Анонимно
        23.04.2018 02:22

        Вы просто были не в курсе!
        Они там давно уже чиновниками стали. И традиции те-же переняли!(((

    • Транс-религия как извращение сущности институтов религии - объективный процесс. Почитайте в Интернете мои статьи о транс-исламе на ислам-тудей или ислам-ньюс

  • Анонимно
    22.04.2018 09:45

    Не имея ума участвовать в обсуждении богословских вопросов муллы решили давить силой. Это с них то мы должны брать пример для подражания ?

    • Анонимно
      22.04.2018 15:17

      А меня вот что зацепило:
      Почему в России не дают строить мечети?
      И не только в Коломне, но и Калининграде, Екатеринбурге!
      Как так?

  • Анонимно
    22.04.2018 09:48

    Неясно: долг или пожертвование в среде мусульман..
    Однако суд прояснил - это долг, но это суд мирской.
    Жилой дом для молитв построен и Арслан хазрат принимает верующих.
    Махалля существует и все живут по Сунне Пророка.
    300% штрафа суд признал.
    Махалля ( верующие этой мечети) ничего не должны.
    Должен сам житель, Арслан хазрат, - он в мирском суде обвинен, вина доказана судом РФ. Следующий шаг суда - взыскание...
    Махалля должна выгнать Арслана на стадион и продолжать молиться в построенном его доме... и осмысливать Учение Пророка ...
    Арслан хазрат потом должен сжечь свой достроенный дом... и напишут сценарий кино... Потом будет аншлаг фильма "Имам".

  • Анонимно
    22.04.2018 09:54

    Среди мусульман такой проблемы и вовсе быть не должно. И не должны мусульмане решать свои дела подобным образом. В последнее время их действия напоминают подковерную борьбу наложниц из гарема султана.
    Вот такое оно - лицо современного духовенства, которое тихо-тихо превращается в закрытый клуб.

    • Анонимно
      22.04.2018 11:44

      Вы что-то явно путаете. Духовенство в принципе должно быть закрытым клубом в светском государстве, только в России почему-то в последнее время об этом забыли - везде где можно попы и муллы. Времена...

    • Анонимно
      23.04.2018 21:09

      Тебя это волнует? Ты же даже не ходишь в мечети и не молишься

  • Анонимно
    22.04.2018 09:59

    Алладан да курыкмыйча яши башлады хэзерге кеше.

  • Анонимно
    22.04.2018 10:04

    Вот так и проявляется настоящее отношение этих деятелей к Исламу и, так рьяно защищаемой ими, Сунне. Ведь отношения к должнику, по Сунне, более чем лояльное и кому как не им должно быть об этом известно!

    • Анонимно
      23.04.2018 21:11

      Он не лояльный сунне.С ним поступают правильно.Сам же заключил такой договор,а теперь отмазывается,что мол доверял,не читал.Он что,глупец,только глупый может такие отмазки придумывать

  • Анонимно
    22.04.2018 10:16

    Все смешали с грязью...
    А вообще правильно написано о том что город русский и мечеть там ни к чему. Какие там мусульмане? Приезжие гастарбайтеры которым глубоко плевать на город в который они приехали.
    Татарин.

    • Анонимно
      22.04.2018 11:26

      Я в этом городе часто бывал в 70-е годы у своего приятеля, с которым вместе учился. Ещё тогда там была крепкая татарская община. Про парней татар, приятель сказал, что с ними все предпочитают дружить, нежели ссориться. В то время город назывался Загорск. Татар туда, также как и в другие города Подмосковья завезли в 30-е годы.
      Рим Дашкин

    • Анонимно
      22.04.2018 11:47

      Везде где есть мусульмане должны быть мечети. В Чечне и Дагестане ведь есть церкви, про Татарстан вообще молчу - много церквей. Почему же мусульман обижают и мечети не строят??

    • Анонимно
      22.04.2018 12:24

      А чего минусуете?! Вы думаете приезжим есть дело до того кто и как вокруг живёт? Плевать! И на русских и на татар и на всех остальных!! Я не призываю к какой бы то ни было агрессии, но не надо издеваться над здравым смыслом! Какие мечети в маленьких подмосковных городах? Оставьте их в покое.

      • Анонимно
        22.04.2018 12:38

        Мечети (или молельные дома) должны быть везде. Чтобы, если вдруг мусульманин заедет, то должен читать намаз не где попало, а там где уютно. Русский - нерусский, это не важно. Русский тоже должен иметь шанс стать мусульманином. Не надо обделять.

        • Анонимно
          22.04.2018 21:44

          читать намаз можно где угодно. для этого надо строить мечети на каждом шагу.

    • Анонимно
      22.04.2018 21:16

      православные чиновники , духовенство инстинктивно осознают слабость своих позиций в теологическом противостоянии исламу, мусульманам не нужен мулла, как поп для русских, они совершает молитвы-служение всевышнему без посредников. действо подобно воинскому ритуалу -это как ежедневное поднятие флага (Г. Ждемаль). и при коллективной молитве они выбирают из своей среды читающего намаз. Исламу чужд чиновничий, иерархический , клерикальный институт подобный церкви , и как не пытаются "посвященные" от ислама прикинуться жрецами от религии, у них это никогда не получится . Мусульманин руководствуется Священным Кораном и сунной пророка Махамада (с.а.в). Но для совершения коллективной молитвы конечно должны быть помещения , молельные дома , мечети .Но власти "русских городов " не понимают , что данная проблема миллионов мусульман ,как части духовного пространства страны становится и их проблемой, потому что за исламом в мире , и конечно в России будущее. |YANICHAR|

  • Анонимно
    22.04.2018 10:17

    Ну вот и псевдо мусульмане раскрылись.. для которых грех под % деньги давать

  • Анонимно
    22.04.2018 10:18

    Про свою умму мы хорошо в курсе. Вы пишите про патриархию с патриархом больше. Вот было бы интерестно сколько прислуги у него, каким хозяйством владеет. Про наших можно писать все и в любой форме, а про своих страшновато что ли.
    И то что мечети строить не дают тоже в курсе. Для нас трудности только укрепляют иман.

    • Анонимно
      22.04.2018 13:05

      А что не правда написана!? Или РПЦ нам мусульманам как прекрытие, мол если им можно, то и мы будем делать. Ну тогда мы ничем их не лучше!

      • Анонимно
        22.04.2018 13:50

        А что вы стрелки сразу переводите на патриарха?здесь тема про муллу.
        Напишут статью про патриарха-обсудим.

    • Анонимно
      23.04.2018 07:53

      Так вы много знаете - поделитесь с народом)))

  • Анонимно
    22.04.2018 11:21

    Удивительно,чем руководство руководствуется? На божье дело дали , и после включают свой резерв для того , чтобы вернуть , и переходят на личности. Стыд и срам.Позор.

  • Анонимно
    22.04.2018 11:39

    Короля делает свита. В последнее время возле Муфтия собрались коммерсанты от религии, даже мероприятия в рамках социального служения проводятся для сбора и угождения власть имущих, а не нуждающихся. Занимались бы лучше защитой преследуемых имамов, несправедливо вошедших в список Минюста исламской литературы и т.д.

  • Анонимно
    22.04.2018 11:40

    Почему не дают строить мечети для мусульман в России? В Казани на каждом шагу церкви стоят, почему мечетей в России раз два и обчелся? Что толерантность только в одну сторону должна работать чель?

    • Анонимно
      22.04.2018 13:52

      С ума сошли что ли?
      Вы хоть знаете сколько мечетей в России?
      Кто вам их не даёт строить?деньги так же бюджет выделяет и на строительство и на содержание.хватит глупости писать!!!

      • Анонимно
        22.04.2018 14:34

        И сколько мечетей в России? Так рьяно пишете, что знаете наверное?
        Для сравнения вам - в Москве только 4 мечети, а сколько православных храмов в Казани со счета собьешься считать, больше 60ти если верить данным интернет. Явный перекос, который с учетом разницы в численности населения (мусульман в Москве в разы больше чем православных верующих в Казани) еще более показателен. Причем в отличие от мечетей, которые строятся на частные пожертвования, строительство православных храмов финансируется по большей части из бюджета.
        Так что ваши вопли совершенно неуместны.

        • Анонимно
          22.04.2018 14:52

          Вы в Москве были?вы откуда взяли,что их 4?)

          • Анонимно
            22.04.2018 17:51

            Был. И даже жил. Чаще говорят что в Москве 3 мечети, но вообще их 4.

        • Анонимно
          22.04.2018 14:53

          Мечети финансируются из бюджета.

          • Анонимно
            22.04.2018 23:57

            Ни одна мечеть в Москве не финансируется из бюджета

            • Анонимно
              23.04.2018 10:02

              Это не правда, три мечети Москвы получают финансирование из бюджета на содержание и текущий ремонт, как памятники архитектуры, впрочем как и подавляющее большинство церквей.

        • Рашид
          22.04.2018 14:56

          Даже в эти 4 мечети пока дойдёшь ботинки стопчешь. На мира к мечети прямую дорогу перекрыли так что 3 км пешком надо идти. Какие старики туда ходить будут. Мечети ещё одна большая и больная проблема России. Тут можно много писать. Но в двух словах опять как на войну так все, а как мечети строить вы такие вы сякие. Вообщем нет пока дружественных отношений к себе как к мусульманину, вижу терпят пока наше присутствие да и только.
          А сор из избы выносить на свет не прилично. Обсуждать надо, но у нас и так здесь все шатко, а такие прилюдные разборки и вовсе глупо.

        • Анонимно
          22.04.2018 14:59

          Русских в Казани половина!!И да мечетей в Казани на каждом углу, в отличии от церквей

          • Анонимно
            22.04.2018 16:17

            Так и в Москве 2 миллиона коренных мусульман. В храмов и церквей более 1200

            • Анонимно
              22.04.2018 16:37

              Так и православных там миллионы.

              • Анонимно
                22.04.2018 17:53

                И что? Мечети-то где в Москве? Почему не строят?

              • Анонимно
                23.04.2018 02:40

                А Вы на пропорции посмотрите. Что в Казани, что в Москве!
                Явно не в пользу московской мусульманской общины.

          • Анонимно
            23.04.2018 02:38

            Так стройте! Кто вам запрещает то?
            Ни разу не слышал, что в Татарстане запрещали строить церковь!
            Мечети строят на пожертвования. Просто, видимо православные нынче меньше жертвуют, чем мусульмане.
            Без обид!
            Хотя, конечно, стоимость церкви и мечети могут в разы отличаться.
            Мечети намного дешевле в отделке. Золото если и используется, только на полумесяц. Да и то не обязательно.

            • Анонимно
              23.04.2018 12:15

              Вот новую мечеть в Казани вроде как спонсора нашли,все остальное из бюджета,и строительство и содержание.ну и спонсоры помогают с содержанием мечетей в Татарстане.вот и все.
              Строить школы надо,какие то кружки,чтоб дети-наше будущее,развивались.а не это мракобесие в 21 веке

  • Анонимно
    22.04.2018 11:42

    А ведь СМР это не коммерческое предприятие и ничего не производит, а значит все деньги которые у них есть это пожертвования, в том числе и те которые они так ловко пристроили в виде займа у, не ожидавшему никаких подвохов, Арслану хазрату. Так вот интересно знать, те кто давал СМР деньги, как благотворительное пожертвование в курсе как эта организация распорядилась их деньгами и согласны ли они взыскивать эти средства с Арслана хазрата, да ещё и с 200% маржи! Или же СМР никогда и не перед кем не отчитывается придерживаясь принципа: богатые дураки мецинаты не кончатся никогда!?

  • Анонимно
    22.04.2018 11:42

    Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: "Наступят такие времена, когда для людей господом будут их желудки, кыблой – их женщины, религией – деньги, а честью – богатство.
    от имана останется лишь название, от ислама – воспоминания, а от корана – лишь уроки (то есть будут изучать лишь чтение корана, при этом, не исполняя требования Священной Книги).
    Их мечети будут обустроены, а души – развалинами, сбившимися с истинного пути. Ученые будут самыми плохими людьми на земле. При этом Аллаh испытает их четырьмя видами бедствий: жестокость государя, период неурожая, жестокость правителя и судьи."
    Сподвижники в изумлении спросили:
    "О, Посланник Аллаhа! разве они будут поклоняться идолу?". Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: "Да, их идолом будут деньги".
    Сердце без имана даже не затронет это сообщение. Не забывайте братья и сёстры, мир в ожидании Махди, дадждала, а ангел с трубой ждёт приказа и уже согнул ногу и поднёс ко рту трубу и ждёт, ждёт приказа Аллаhа, а чего ждём мы? Объясните самим себе чего мы ждём? Может быть ангела смерти, который придёт за нами и тогда будет поздно, мужья, отцы, братья, все отступятся от вас. Все те ,кто был с вами забудут о вас, как только вас увезёт машина в ахират. Жена через определённое время выйдет за другого, муж сменит вас другой, родители будут помнить всегда, но помочь и прийти к вам не смогут никогда. Друзья - увы, вспомните своих умерших друзей, много вы о них вспоминаете? Тоже самое будет с вами. Дети вечно будут помнить, но у детей будет новая жизнь, им нужно идти дальше, а вы, вы будете перед Ним, перед Тем, ради которого и был смысл жить и вам самим решать в гневе Он встретит вас или в радости. Поистине не сможет стерпеть Его гнев ни одно существо и радость Его - великая победа! Прочтя всё вышесказанное можно понять, что не любит вас никто, как Аллах, не нужны мы никому кроме Него и единственного нашего защитника мы оборачиваем против себя, надменно ослушаясь Его, как-будто и не было Его законов, как-будто и не слышали о Нём! Не обманывайте себя, пожалейте если не себя, так своё несчастное тело, которое будет нести наказание, суровое наказание. Раскайтесь и вернитесь к религии Аллаха, начните новую жизнь. Есть шанс пока жив, всегда есть! Не теряй его о брат, о сестра.

    • Анонимно
      22.04.2018 20:49

      Хорошо написал. Молодец. Аж скупая слеза прокатилась.

  • Анонимно
    22.04.2018 12:04

    Религия превратилась в бизнес. А где бизнес, там грызня.

  • Анонимно
    22.04.2018 12:06

    Татар муллаларына ихтирам төшә.
    Татар милләте өчен аз эшлиләр, акча бүлү белән мәшгульләр.

  • Анонимно
    22.04.2018 12:20

    Договоры займа,это норма,в церквях тоже самое,дают под будущие доходы. Так что да,религия это просто бизнес.Знавал некоторых деятелей,начинали со сруба и жигулей,сейчас стыдно говорить,верят во всю,в немецкий автором и кирпичный коттедж.

  • Анонимно
    22.04.2018 12:21

    у них папа Кирилл спить в золотой кровати а у них народ самый нищии. так еще тут пишут.

    • Анонимно
      22.04.2018 13:35

      А ты на главного посмотри , с арабской сказки , про него кто знает много могут рассказать !
      Все деньги должны быть прозрачны , государство собранные налоги отмывает а религия собирает и должны отдавать достойным работы отдавать . Убырлар !

    • Анонимно
      22.04.2018 13:54

      Статья не про Кирилла.
      Отвечайте за себя и нечего стрелки переводить.
      И кстати,огромное количество православных ВООБЩЕ НЕ ОДОБРЯЮТ Кирилла

      • Анонимно
        23.04.2018 02:44

        Статья не про кирилла, а про кирилло-равильевский тренд жрецов.

    • Анонимно
      22.04.2018 15:01

      Что не мулла то на джипе...

      • Анонимно
        22.04.2018 17:55

        Мулла на джипе? Вы наверное поп хотели сказать. Про попов на джипах и по телевизору много показывали, это у них сплошь и рядом.

      • Анонимно
        22.04.2018 21:02

        А что мулла должен на ишаке ездить, а ты на джипе, да?

  • Анонимно
    22.04.2018 12:22

    Али.

    Жаль что всё Это , вышло на просторы интернета.
    СМР и его глава должен быть образом для нас мусульман , однако Равиль Гайнутдин пошёл в мирской Суд , не решив проблему в Суде уммы.
    Видимо Казый им отказал и поддержал Имама.

  • Анонимно
    22.04.2018 12:32

    Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: "Наступят такие времена, когда для людей господом будут их желудки, кыблой – их женщины, религией – деньги, а честью – богатство.
    от имана останется лишь название, от ислама – воспоминания, а от корана – лишь уроки (то есть будут изучать лишь чтение корана, при этом, не исполняя требования Священной Книги).
    Их мечети будут обустроены, а души – развалинами, сбившимися с истинного пути. Ученые будут самыми плохими людьми на земле. При этом Аллаh испытает их четырьмя видами бедствий: жестокость государя, период неурожая, жестокость правителя и судьи."
    Сподвижники в изумлении спросили:
    "О, Посланник Аллаhа! разве они будут поклоняться идолу?". Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: "Да, их идолом будут деньги".
    !!!!!!!!
    Думают, что судьба уже им улыбнулась , что постов наполучали - Все можно теперь , размахивают административным ресурсом . Но конец им будет , надеюсь . Бог все видит !

  • Анонимно
    22.04.2018 12:39

    Какая же грязная борьба против мусульманского деятеля, столько сделавшего на благо мусульман во всех отношениях. И приятно видеть что мусульмане Сергиева Посада не поддаются на пустые обвинения против их имама, а наоборот поддерживают, о чем свидетельствует присутсвие на празднике в мечете практически всех мусульман города. Людей не обманешь

  • Анонимно
    22.04.2018 12:51

    А может нам скинуться, да вручить СМР эти деньги на блюдечке с голубой каёмочкой, пусть живут и радуются, что остались при деньгах, только вот рай свой потом не за какие деньги не купят!

  • Анонимно
    22.04.2018 13:31

    Поднята актуальная проблема участия руководителей духовенства в финансовых вопросах,как на пожертвованиях простых людей делают бизнес, забывая про все религиозные принципы.
    Если кто-нибудь думает, что все это в московской области и далеко от Татарстана,то сильно заблуждается. Вот один из примеров новый имам хатыб заказанной мечети Юсуф Давлетшин сровнял с землей построенную в 2017 году на пожертвования прихожан (стоимость строительства печи составила 200т.р.) печь для приготовления пищи на ифтар в Рамадан для прихожан мечети, под предлогом строительства летней кухни,хотя печь при этом можно было сохранить и значительно сэкономить пожертвованные деньги. Вопрос рационального расходования средств Юсуф хазрат видимо не рассматривал, надеюсь не из за задачи освоения новых пожертвований.

  • Анонимно
    22.04.2018 13:46

    Пускай эти интриганы и лицемеры , себя к исламу не относят , эти ряженные , псевдо учёные ...

  • Анонимно
    22.04.2018 14:27

    Вы абсолютно правы, ни Аббясов, ни его подручные к Исламу никакого отношения не имеют, они простые коммерсанты, пытающиеся заработать деньги при любой возможности!

    • Анонимно
      22.04.2018 14:52

      Хотя что ожидать от выпускников бывшей партшколы, а ныне РАНХИГС, только в таком учебном заведении их и могут признать учёными!

  • Анонимно
    22.04.2018 15:19

    Молодец Рушан хазрат.Так держать!!! Нечего таким людям делать в религиозных делах, они только сеят смуту!

    • Анонимно
      22.04.2018 16:02

      Не таким интриганам и «бизнесменам» как «рушанхазраты» , которые вместо получения знаний по Исламу проворачивают такие делишки , решать кому что делать в религиозных делах . Арслан Хазрат как был нашим имамом, наставником, от которого всегда можно получить знания и хороший , правдивый совет по всем вопросам , так и останется. Да, иногда его советы кажутся слишком прямыми и жёсткими , но со временем понимаешь , как он всегда прав . Жизнь это доказывает . Стараюсь посещать все хутбы. И всегда разочарование .... разочарование от того, что все не имеют возможность слушать его хутбы . Благодарю Всевышнего Аллаха , что имею такую возможность .

    • Анонимно
      22.04.2018 16:08

      Да, так держать Рушан Хазрат . Пусть и дальше от вас общины разбегаются .

      • Анонимно
        22.04.2018 20:38

        Садреев вводит людей в заблуждение, не быть ему имамом

        • Анонимно
          22.04.2018 20:57

          Арслан хазрат уже 20 лет имам и ни от кого это не зависит и зависеть не будет!

  • Анонимно
    22.04.2018 15:40

    Таких людей, поддерживающих ислам, тем более в окружении иных конфессий, нужно на руках носить!

    И безвозмездно помогать им.

    Нужно списать этот долг (?), это же небольшие деньги.

  • Анонимно
    22.04.2018 16:04

    Религию давно уже превратили в бизнес и поэтому вокруг должностей идёт борьба не на жизнь, а насмерть. Так было в 19 веке, так и сейчас. У истинных верующих Аллах в сердце и не нужны им ни мечети, ни муллы- они совершают свои благие дела по велению сердца, а не оглядываясь на то, что мулла скажет.

  • Анонимно
    22.04.2018 16:16

    строить храмы науки нужно, а не в тьму средневековую народ погружать...

  • "жертвой которого и пал Садриев."
    Судя по статье не пал пока Арслан Садриев. Бог даст , Садриев процесс выиграет.

  • Анонимно
    22.04.2018 17:57

    Знаю сам титанические усилия муфтия Равиля Гайнутдина и его команды при строительстве Соборной мечети Москвы, так же другие их дела во имя Ислама. Дай Аллах им жизненных сил в дальнейшем развитии мусульманской уммы!

    • Анонимно
      22.04.2018 19:36

      Но перед этим он , Гайнунтдинов, снёс 11 сентября мечеть которая стояла больше ста лет! Мы это помним и не забыли. Я не видел более страшной картины , чем та когда мечеть изнутри разрушал ковшом экскаватор (( . Кыямат - он для всех кыямат. И оскорблённое чувство будет очень дорого стоить, что бы Вы здесь не говорили о чьих-то заслугах.

      • Анонимно
        22.04.2018 20:24

        Снес маленькую мечеть, куда вмещались только тыс человек, остальные 10 тыс стояли на улице под дождем.И построил огромную мечеть. Это его заслуга.Он большой молодец!!! Уважаю Равиль хазрата.

        • Анонимно
          23.04.2018 02:55

          Ниче се! Маленькая Мечеть на 1000 человек! Ну-ка скажите, сколько в Казани таких "малениких" мечетий?
          Можно было сохранить историческую и построить рядом большую.
          Да, пришлось бы по поводу дополнительной земли с мэрией поторговаться. Но тогда бы это был бы двойной подвиг!

          • Анонимно
            23.04.2018 18:10

            Да,приехал бы и договорился с мэрией. Вот подвиг бы совершил точно. Умник

          • Анонимно
            23.04.2018 18:12

            Я полностью поддерживаю новую мечеть.Старая была маленькой.Бабаи стояли на своих первых рядах и выталкивали всех кто хотел туда попасть.Вот больше всего из-за этого и возмущаются,что потеряли свои козырные места,а не то,что мечеть была исторической

      • Анонимно
        22.04.2018 20:35

        Правильно сделал Равиль хазрат!

      • Анонимно
        22.04.2018 20:54

        Ну и хорошо,что снес.Туда попасть было нереально. По дождем и холодом все стояли.

      • Анонимно
        22.04.2018 20:55

        Да все забыли уже и все благодарят его за красавицу мечеть.Любо-дорого смотреть.

        • Анонимно
          23.04.2018 09:36

          Не забыли и не простили . Это была Мечеть моего детства , единственный оазис ислама на тот момент . И нет ее дороже . Он не Мечеть снес, а историю, людские чувства .

          • Анонимно
            23.04.2018 18:09

            Гайнутдин правильно все сделал.Великолепная мечеть сейчас у нас в Москве!!!намного больше прихожан вмещает.Можно не краснея приглашать гостей со всего мира

            • Анонимно
              23.04.2018 19:23

              Он правильно бы сделал, если бы и старую мечеть сохранил, и новую построил бы.

              • Анонимно
                23.04.2018 20:56

                На новую не выделили бы места чтобы сохранить старую. Опять бы была новая мечеть на 1000 чел. Зачем менять шило на мыло.На месте старой то кое как разрешение дали. Советую приехать в Москву и самим все увидеть,чем читать здесь всяких

          • Анонимно
            23.04.2018 19:13

            Постройка мечети в Москве полностью заслуга Гайнутдина. Огромная благодарность прихожанам, на деньги которых в том числе была построяна мечеть

      • Анонимно
        22.04.2018 21:03

        Ты от чьего имени говоришь, что не забыли? Я очень доволен, что построили новую мечеть.

    • Анонимно
      23.04.2018 06:33

      Вы тоже ему денег должны? Не все странички подписали?

  • Анонимно
    22.04.2018 19:24

    Все мечети в России строят бизнесмены, и сборную в Москве и Белую в Болгаре, люди которые это все строят это : Усманов, Керимов и др. Государство выдаёт это все за свои заслуги, а всякие ДУМы там имамов ставят, типо начальство.

    • Анонимно
      22.04.2018 20:26

      Соборную мечеть строили всем миром, большую долю внесли прихожане. Внутреннюю отделку подарил Эрдоган, это исключительно, из-за хороших отношений с турками Равиль хазрата.

      • Анонимно
        23.04.2018 02:58

        Че вы несете. Из хороших отношений!
        Эрдогану нужно было показать что он дружелюбен к России. Вот и пожертвовал.
        Если бы там был другой имам, он все равно пожертвовал бы - 100%.
        Это скорее вопрос имиджа, а не дружбы с Гайнутдином.

        • Анонимно
          23.04.2018 17:59

          Именно Гайнутдин сыграл ключевую роль.он молодец!!!

        • Анонимно
          23.04.2018 18:04

          Нет,еслиб не Гайнутдин,Эрдоган не помог бы.а в то время все равно отношения с Турцией были на пике. Так что Эрдогану не нужно было доказывать лишний раз свою дружбу

        • Анонимно
          23.04.2018 18:07

          Вы реально думаете,что Эрдоган проснулся утром и полумал как бы поизнаться в дружбе лишний раз к России? И во сне увидел,что в Москве строят мечеть.Именно хорошие отношения Гайнутдина с религиозной верхушкой Турции помогли

    • Анонимно
      22.04.2018 20:37

      Да, взяли тебе и принесли денежку бизнесмены и все само собой построилось.

      • Анонимно
        22.04.2018 22:39

        В болгаре огромное бюджетное финансирование было

        • Анонимно
          23.04.2018 18:01

          Вы наверное этот бюджет составляли и финансы выделяли,раз так точно утверждаете

      • Анонимно
        23.04.2018 09:38

        Ну уж не ради Гайнутдина давали . Вы всерьёз думаете, что у него авторитет какой-то среди бизнесменов ? Просто большие игры . Сказали дать им, вот и скинулись .

        • Анонимно
          23.04.2018 17:58

          Конечно,не ради него,а ради довольства Всевышнего.

        • Анонимно
          23.04.2018 18:00

          Да,именно,ради Гайнутдина.Равиль хазрат большой авторитет

        • Анонимно
          23.04.2018 18:14

          У Гайнутдина и его команды огромные связи среди бизнесменов. Вы думаете,кто финансирует содержание такого огромного храма в центре города. Только личные связи имамов.

        • Анонимно
          23.04.2018 18:19

          У Гайнутдина большие связи, это однозначно

  • Анонимно
    22.04.2018 19:27

    Чисто по-мужски скинуться , дело закрыть , судебное решение выполнить. Не мелочиться с подлыми людьми)). Они этого не достойны. АЛЛАХ нас всех рассудит. Всему свой срок. А эти люди , судя по всему , ЕГО не боятся, хотя декларируют обратное.

  • Анонимно
    22.04.2018 19:54

    А казый как решил? Или вопрос не его касается?

    • Анонимно
      23.04.2018 09:41

      Какой кадый, откуда там кадии? Элементарных то знаний нет , если на встрече с президентом такие косяки делают муфтии и ошибки лепят , да чужие фетвы плагиатят

  • Анонимно
    22.04.2018 20:30

    Там не то что муфтия нету там даже нету мусульман

  • Анонимно
    22.04.2018 21:10

    Иколлекторы от ислама, это уже не смешно.

  • Анонимно
    22.04.2018 21:10

    Иколлекторы от ислама, это уже не смешно.

  • Анонимно
    22.04.2018 21:46

    Муллы просто так не приходят а приходят образно говоря за деньгами. Сейчас везде акча надо.

  • Анонимно
    22.04.2018 22:13

    Да простит их аллах субханалла ва тагаля.
    Заключить займ с процентами... астагафирулла. и так трудно в современном мире, карты, кэшбеки и тд.... Им осталось мировое соглашение заключить: возвратить долг свининой...

  • Анонимно
    22.04.2018 22:30

    Все забыли баев и откуда у них были средства для существования. Дал динар забрал три, всё просто. Так выпьем же за кебернетике.

  • Анонимно
    22.04.2018 23:27

    Ну их к аллаху , пусть мусульмане сами разбираются

  • Анонимно
    22.04.2018 23:43

    Почему Аллах не даёт муслимам ума, сил и финансов развиваться на родной земле, а гонит их вон на все интелектуально готовое к христианам и атеистами? Естественно в этих местах ислам не будут воспринимать с симпатией, а как нашествие паразитов, нагло захватывающий сырые христианские города.

  • Транс-религия как извращение сущности институтов религии - объективный процесс. Почитайте в Интернете мои статьи о транс-исламе на ислам-тудей или ислам-ньюс

  • Анонимно
    23.04.2018 08:52

    Почему никто не говорит о том, что Садриев на самом деле высказал идеи, противоречащие Исламу? Никто его за язык не тянул. Он же страдает не за защиту Ислама, а за свои ошибочные взгляды.

    • Анонимно
      23.04.2018 09:01

      Если это так, тогда СМР должны были попунктно объяснить в чем его идеи противоречат исламу. Должны были устроить разбирательство с участием казыя. А тут что? Беспредел из 90-х!

      • Анонимно
        23.04.2018 18:17

        Да, а когда Батров и ему подобные свои версии ислама выдвигают, никто не должен к казыю обращаться?

        • Анонимно
          23.04.2018 20:40

          Так в чем проблема? Пусть обратятся если чувствуют за собой правоту.

    • Анонимно
      23.04.2018 09:44

      Никаких идей , противоречащих Исламу он не высказывал . Специально ещё раз все прочитал . Нигде ничего не нашёл, как и в других его публикациях . За уши притянуто , чтоб народ против настроить . Видимо не давал им их делишки проворачивать спокойно .

    • Анонимно
      23.04.2018 09:45

      Он не страдает , как был уважаемым человеком , имамом и востребованным специалистом , так и остался .

    • Анонимно
      23.04.2018 09:47

      Это вам хочется , чтоб страдал . Но не бывать этому . Многие его поддерживают .

    • Анонимно
      23.04.2018 09:58

      Да тут все ясно . Просто Аббасов хочет отжать мечеть в стратегическом месте , да ещё одну из старейших общин в Подмосковье . 100%. А тут не на того напал, вот и выдумывают всякие причины. Бандитские методы одинаковые . Да в бандитской авторитетной среде ещё , наверное, почестнее люди . Хоть религией не прикрываются .

    • Анонимно
      23.04.2018 11:43

      Если такие ростовщики от Ислама астагфирулла против него, но это только в его пользу говорит .

  • Анонимно
    23.04.2018 15:21

    Прежде чем о чем-то судить, необходимо выслушать обе стороны конфликта

  • Анонимно
    23.04.2018 15:36

    Мондый исламны татарлар ДИНЕБЕЗ дип әйтә алмый.

    • Анонимно
      23.04.2018 21:00

      Э сез динегез очен нэрсэ эшлэлегез уз гомерегездэ. Комментарийлар яздыгыз мы?

  • Анонимно
    23.04.2018 15:40

    Милләтсез рус-гарәб телле мәчетләр урынына Татар мәдәни үзәкләре каршында яки аерым (татар) намаз бүлмәләре булдырырга кирәк.

    • Анонимно
      23.04.2018 21:03

      Эйдэгез,бу эшлэрне башкаруын уз кулыгызга алыгыз.Югыйсэ без барыбыз да матур сойлэшэ белэбез,аны эшлэргэ кирэк,моны эшлэргэ кирэк,юл алдакчы,узебез динебез кирэк... э узебез диванда ботларыбызны кутэреп ятабыз.Хэм рэхэтлэнеп башкалар бу эшлэрне башкаруын котэбез

  • Анонимно
    24.04.2018 21:14

    Это нормально, все не святые.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen