Общество 
8.05.2018

Как тебе такое, Илон Маск: электробусные миллиарды Собянина поделили Когогин и Дерипаска

Новая транспортная эра: усилиями КАМАЗа и ГАЗа в Москве появится сотня автобусов на аккумуляторах и 31 зарядная станция

Москва запустила транспортную реновацию, разыграв первые тендеры на поставку электробусов. Победителями стали КАМАЗ и ГАЗ, которые успеют поставить первые образцы еще до выборов мэра в сентябре. Автогиганты согласились взять за гуж, хотя цена упала на 40% от изначально объявленной. Потянутся ли за столицей регионы или все так и останется блажью столичных властей? Пока что Путину и федеральному правительству больше нравится газомоторка...

Сергей Собянин (справа): «По итогам двух аукционов КАМАЗ и ГАЗ стали победителями на поставку электробусов. Каждый из них выпустит для Мосгортранса по 100 самых современных в мире электробусов»Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

«КАМАЗ И ГАЗ СТАЛИ ПОБЕДИТЕЛЯМИ НА ПОСТАВКУ ЭЛЕКТРОБУСОВ»

Затянувшаяся эпопея с «реновацией» столичного общественного транспорта все-таки стартовала, и Сергей Когогин может быть доволен тем, как все сложилось. КАМАЗ выиграл аукцион на поставку в Москву 100 электробусов, еще 100 штук произведет для столицы группа «ГАЗ» Олега Дерипаски. Обе компании предложили одинаковую цену по обоим лотам – по 6,3 млрд (точнее, по 6 347 326 887,52 рублей, что на 32 млн меньше максимальной суммы, которую был готов потратить на электробусы город). Итоги двух тендеров вечером в пятницу огласил мэр Сергей Собянин. «По итогам двух аукционов крупнейшие российские автопроизводители КАМАЗ и ГАЗ стали победителями на поставку электробусов. Каждый из них выпустит для «Мосгортранса» по 100 самых современных в мире электробусов с 15-летним сервисным обслуживанием и установкой̆ 62 ультрабыстрых зарядок», — написал он в своем «Твиттер»-аккаунте.

По словам Собянина, первые поставки намечены на сентябрь. Тут слова градоначальника несколько расходятся с графиком поставки, который содержит техзадание. Так, согласно документу, первый электробус и первая зарядная станция должны прибыть в Москву уже в июле, а в августе столица ждет от поставщика 14 электробусов и 4 зарядные станции. Как раз на сентябрь никакие поставки, согласно графику, не запланированы (впрочем, такое временное расхождение выглядит сущим пустяком, если вспомнить, что конкурс собирались провести еще прошлой осенью). Скорее всего, именно в сентябре Собянин лично запустит движение первых электробусов по улицам Москвы. Лучшим поводом для этого, конечно, станет День города. А вскоре после него пройдут выборы мэра столицы. Так что поездка Сергея Семеновича на первом в городе электробусе станет отличным ходом, создающим имидж продвинутого и инновационного главы столицы.

Далее поставки пойдут в октябре, когда в городе ожидают еще 12 зарядных станций, а последние 14 единиц должны установить в ноябре. Тогда же возобновятся поставки электробусов: на этот раз сразу должно быть отгружено 15 штук. На следующие месяцы, вплоть по марта 2019 года, расписаны равномерные поставки оставшихся электробусов от КАМАЗа. Такой же график для второго поставщика – группы «ГАЗ». Бегать первые электробусы будут в основном по маршрутам троллейбусов в Северном, Северо-восточном и Восточном административных округах столицы.

Третий аукцион на поставку очередной сотни электробусов запланирован на декабрь. КАМАЗ, естественно, пообещал принять в нем участиеФото: ©Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

Хотя итоги аукциона только что подвели, а до начала первых поставок электробусов остается всего ничего времени, пресс-секретарь КАМАЗа Олег Афанасьев заверил корреспондента «БИЗНЕС Online», что автогигант все свои обязательства выполнит в срок. «Конечно, когда мы участвовали в конкурсе, нам были понятны эти сроки. Конечно, мы готовы к производству», – заявил он. В подтверждение своих слова Афанасьев также отметил, что у автогиганта уже есть коммерческие продажи электробусов – так, один продали в Ростов-на-Дону к чемпионату мира по футболу. А гендиректор Drive Electro (компания производит для КАМАЗа «электробусные» батареи) Сергей Иванов добавил, что его компания заранее производила комплектующие, чтобы поставить их в срок. «Мы, конечно, готовились, еще с того момента в конце прошлого года, когда был объявлен тендер. С того момента и даже заранее, еще на стадии формировании техзадания, мы понимали, что надо готовиться к большому объему. Этим и занимались все это время – подготовкой нашей конструкторской документации, чтобы производить наши аккумуляторные батареи было проще с нашими человеческими ресурсами», – пояснил он нашему корреспонденту.

В свою очередь пресс-служба Ликинского автобусного завода (входит в группу «ГАЗ») так прокомментировала нашему изданию свою победу в аукционе: «Победа в конкурсе „Мосгортранса“ на закупку электробусов является подтверждением высокого уровня наших компетенций по производству современного высокотехнологичного транспорта. Соответствие электробуса столичным требованиям было подтверждено полугодовыми испытаниями на маршруте М2 Москвы». 

Третий аукцион на поставку очередной сотни электробусов запланирован на декабрь. КАМАЗ, естественно, пообещал принять в нем участие.

Сергей Иванов: «За 8 лет окупается электробус по сравнению с дизельной машиной, если он стоит в два раза дороже. Пусть тут будет 10 лет, но следующие 5 лет электробус будет экономить по сравнению с дизельной машиной» Сергей Иванов: «За 8 лет окупается электробус по сравнению с дизельной машиной, если он стоит в два раза дороже. Пусть тут будет 10 лет, но следующие 5 лет электробус будет экономить по сравнению с дизельной машиной» Фото: sk.ru

«У НАС ОСНОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО НА НЕФАЗЕ, НО ШАССИ ДЕЛАЮТ В ЧЕЛНАХ»

Каким будет новый транспорт Москвы? Согласно техзаданию, столица планирует закупать низкопольные электробусы, вмещающие не менее 85 человек (причем как минимум одно место должно быть оборудовано для инвалида-колясочника), всего не менее 30 мест для сидения в электробусе без турникета и не менее 26 — с турникетом.

Длина электробуса составляет не более 12,5 м, ширина — не более 2,55 м, а высота с учетом крыши — не более 3,7 метра. Максимальная техническая масса машины не должна превышать 18 тонн, максимальная конструктивная скорость — не менее 70 км/ч, запас хода при включенном климат-контроле – от 34,5 до 56 км в зависимости от наполненности салона и скорости движения. Время разгона до скорости 50 км/ч — не более 22 секунд. При этом Москва страхуется от неожиданных погодных сюрпризов: электробус должен исправно работать при температурах от минус 40 до плюс 40 градусов.

Электробус не должен выбиваться из уже сложившейся раскраски столичного общественного транспорта. При этом машины КАМАЗа и ГАЗа будут оснащены самым современным оборудованием — системами двухзонного климат-контроля, видеонаблюдения и спутниковой навигации, USB-разъемами для зарядки мобильных устройств, а также доступом к Wi-Fi. Заряжать электробусы планируют в парках и на конечных станциях маршрутов. Станции ультрабыстрой зарядки должны поставляться в комплекте с электробусами. При этом батарея должна полностью заряжаться за 24 минуты. «Маршрут в одну сторону, как правило, в два-три раза короче, чем средний пробег в 60 километров. Соответственно, зарядка будет короче пропорционально, где-то 10 минут на конечной точке», — отметил Иванов.

Также в техзадании прописаны требования к бортовым источникам электроэнергии, проще говоря, аккумуляторным батареям. Они должны быть литий-титанатными, и производитель может устанавливать срок их службы, но он должен быть не менее 90 месяцев (7,5 лет) или 450 тыс. км пробега электробуса. Если же эксплуатационные характеристики батарей снизятся до уровня, не позволяющего электробусу нормально работать, то производитель обязан заменить их на новые бесплатно. Сам электробус, как и зарядная станция, должны прослужить 15 лет, и все эти годы сам же поставщик обязуется оказывать машинам сервисное обслуживание.

Столица планирует закупать низкопольные электробусы, вмещающие не менее 85 человек (причем как минимум одно место должно быть оборудовано для инвалида-колясочника), всего не менее 30 мест для сидения в электробусе без турникета, и не менее 26 — с турникетом Столица закупит низкопольные электробусы, вмещающие не менее 85 человек (как минимум одно место — для инвалида-колясочника), всего не менее 30 мест для сидения в электробусе без турникета и не менее 26 — с турникетом Фото: sk.ru

Афанасьев рассказал, что КАМАЗ будет производить электробусы не только на заводе «НЕФАЗ», расположенном в Башкортостане: в производство вовлекут и Набережные Челны. «У нас основное производство на НЕФАЗе, но шасси делают в Челнах. Первая партия у нас собирается в научно-техническом центре, на опытном производстве. Одним словом, все будут задействованы», — пояснил он.

Литий-титанатные батареи КАМАЗу, как мы уже указали, будет поставлять Drive Electro. Механизм работы компании в чем-то похож на то, что делает Илон Маск в Tesla. «Мы покупаем ячейки, а все остальное — наша разработка: система контроля управления, охлаждения, терморегулирования и гарантия, что самое важное, — это мы даем», — пояснил Иванов. Его компания более пяти лет сотрудничает с Toshiba, однако ухудшившиеся отношения России с «большой семеркой» пока не дают гендиректору Drive Electro основания сильно переживать за поставки ячеек. «Конечно, опасаемся. Мы сами в инновационной среде находимся, инновационные риски всегда присутствуют, мы в этом живем. Но мы с ними давно работаем. У нас налаженное сотрудничество с ними (Toshiba прим. ред.). Поэтому пока мы не видим, что у них есть намерение перекрыть вентиль их технологий в нашу компанию», — заверил он. Что ж, Япония и в самом деле пока что не спешит примкнуть к открытому США санкционному фронту против России.

Зарядные станции первоначально тоже взялась делать Drive Electro, но теперь, когда автогигант получил такой большой заказ, решили сосредоточить усилия именно на батареях. «Мы сделали первые образцы зарядных станций. Но нельзя объять необъятное, мы решили сконцентрироваться на 100 аккумуляторах для 100 машин. Зарядные станции решили отдать на откуп другим поставщикам. Мы не бросаем это направление, но объемы большие. Мы не можем все покрыть своими силами», — рассказал Иванов. Кто именно станет производить зарядки, он уточнять не стал.

Что касается ГАЗа, то компания производит свои автобусы в Подмосковье на Ликинском автобусном заводе. В пресс-службе рассказали, что их электробусы тоже оснащены литий-титанатными батареями, благодаря которым время зарядки всего 10–18 минут.  «Они дают возможность эксплуатировать электробус на городских маршрутах любой протяженности», — добавили в компании. Кроме того, как того требует техзадание, электробус «ЛиАЗ» также оснащен климат-контролем, системой видеонаблюдения, а также мультиплексной системой управления, которая позволяет отслеживать состояние машины по 300 параметрам (техническое состояние всех систем машины, температуру воздуха в салоне, степень износа расходных материалов и др.). «Мы продолжим развивать линейку электробусов с учетом современных мировых тенденций и будем участвовать в последующих аукционах на поставку этого современного высокотехнологичного вида транспорта», — пообещали в пресс-службе ЛиАЗа. Своего поставщика батарей представители компании категорически отказались называть.

В пресс-службе Ликинского завода рассказали, что их электробусы тоже оснащены литий-титанатными батареями, благодаря которым время зарядки всего 10–18 минут
Фото: ©Евгений Биятов, РИА «Новости»

«РАЗ МЫ СОГЛАСИЛИСЬ, ЗНАЧИТ, ГОТОВЫ НА ЭТИ УСЛОВИЯ»

Задолго до объявления самого конкурса «БИЗНЕС Online» прогнозировал, что татарстанский автогигант войдет в число его победителей. Еще с 2015 года «Мосгортранс» проводил испытания электробусов различных марок и успел опробовать 6 моделей — «КАМАЗ-6282», две модели «ЛиАЗ» (Ликинский автомобильный завод входит в группу «ГАЗ»), финский Linkker 13, белорусский E433 (Vitovt Max Electro от «Белкоммунмаша») и «китаец» Yutong. Все образцы тестировали на маршруте М2 Фили — метро «Китай-город». Но, как стало ясно из протокола аукционов, на конкурс заявились только три производителя – КАМАЗ, ГАЗ и белорусский «Белкоммунмаш». Россияне по-джентельменски, предложив одинаковые до копейки суммы, расписали между собой два лота. Ни о каком серьезном торге речь не шла, скидка от начальной цены составила всего 0,5% — в Татарстане эти уже ставшие классическими цифры обычно подразумевают «договорняк» (интересно, как два претендента разойдутся в третьем тендере?). А «Белкоммунмаш» и вовсе остался не у дел: его заявка была признана не соответствующей требованиям №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

О том, что Москва собирается вскоре вовсе отказаться от закупки автобусов на моторном топливе, впервые заявил в конце июля прошлого года сам Собянин. «Готовимся осенью провести конкурс на закупку электробусов. Надеемся, что российские производители предложат достойные разработки. А через три года Москва откажется от автобусов на моторном топливе: будем закупать исключительно электробусы. Экология города значительно выиграет», — написал он в соцсетях.

Однако в озвученные сроки тендер так и не объявили. Лоты для аукциона на сайте госзакупок появились лишь в канун Нового года, 29 декабря. Всего их было три: в сумме выходило 300 электробусов и 98 ультрабыстрых зарядных станций к ним суммарно почти на 32 млрд рублей. Итоги конкурса по двум лотам планировали подвести уже в начале февраля, но срок постоянно откладывался, менялось и техзадание, а начальная стоимость контракта снизилась почти на 40%. Так что если сначала участники аукциона могли рассчитывать, что Москва раскошелится на 10,5 млрд рублей за один лот (поставку 100 электробусов и 31 зарядной станции), то уже в марте на сайте госзакупок фигурировала гораздо меньшая сумма — почти 6,4 млрд рублей. Та же судьба у третьего лота, конкурс по которому пройдет в конце года. Хотя его сумма чуть больше — 6,57 млрд рублей, поскольку в поставку с той же сотней электробусов входят уже 36 зарядок.

Машины КАМАЗа и ГАЗа будут оснащены самым современным оборудованием — системами двухзонного климат-контроля, видеонаблюдения и спутниковой навигации, USB-разъемами для зарядки мобильных устройств, а также доступом к Wi-Fi Машины КАМАЗа и ГАЗа будут оснащены самым современным оборудованием — системами двухзонного климат-контроля, видеонаблюдения и спутниковой навигации, USB-разъемами для зарядки мобильных устройств, а также доступом к Wi-Fi Фото: «БИЗНЕС Online»

Представитель КАМАЗа заверил «БИЗНЕС Online», что компанию устраивают и такие цифры. «Если бы нас что-то не удовлетворяло, мы бы, конечно, отказались от участия в тендере. Но раз мы согласились, значит, готовы на эти условия», — пояснил Афанасьев. В «Мосгортрансе» не смогли оперативно ответить на вопросы нашего издания о внезапном снижении стоимости контракта: к моменту написания статьи официальный запрос остался без ответа. Меж тем Иванов предполагает, что в правительстве Москвы просто спешили с объявлением аукциона, поэтому столь небрежно составили первое техзадание и определили стоимость. «Я думаю, они все это время считали. Я думаю, что оптимизация цены, выявление правильной стоимости — верное решение. Насколько я понял, это получилось благодаря тому, что аккумуляторная батарея рассчитана на 7 лет (в первом варианте указывалось, что батарея должна служить все 15 лет эксплуатации электробусаприм. ред.). Именно поэтому снизилась стоимость. Конечно, Москва спешила с поставленной задачей. Нужно было сделать правильно техническое задание, чтобы не получить по нему хлам. Они должны были получить правильный электробус за большие деньги. Была обозначена максимальная планка цены. Конечно, она потом уменьшалась в течение согласования. Получили ту цену, на которую производители согласились», — пояснил гендиректор Drive Electro.

Впрочем, Иванов подчеркнул, что грубые подсчеты стоимости одного электробуса неуместны. «Надо аккуратно считать, нельзя поделить на 100 и получить цену электробуса. Там также входит 31 станция зарядки. Станция быстрой зарядки — продукт очень дорогой, плюс ее подключение, обслуживание в течение 15 лет, сервисный контракт на обслуживание электробуса. Это тоже стоит огромных денег, — пояснил он. — Примерная стоимость электробуса указана в ТЗ, это где-то 30–35 миллионов рублей, но это с гарантией». Для сравнения, в 2016 году «Мосгортранс» размещал заявку на поставку 300 трехсекционных трамваев с последующим сервисным обслуживанием, и тогда фигурировала сумма почти 56,2 млрд рублей — то есть порядка 187 млн рублей за единицу.

«МОСКВЕ НУЖНЫ ТРОЛЛЕЙБУСЫ, А ЭЛЕКТРОБУСЫ — ЭТО БЛАЖЬ»

Пожалуй, основным спорным вопросом, о который ломают копья противники и сторонники электротранспорта, остается ресурс батареи. В августе прошлого года эксперты, оценивая в беседе с «БИЗНЕС Online» перспективы электробусов, отмечали, что пока емкость аккумуляторных ячеек на довольно низком уровне, что делает подобные проекты дотационными. «Двигатель на бензине и солярке будет ездить 30 лет. А какая угодно литиевая батарея в любом случае конечна, ничего нового пока не изобрели, в ближайшем обозримом будущем емкостные показатели аккумуляторов не продвигаются. По физике и всему остальному мировая наука пока на пределе, новых веществ нет, а литий только дорожает. Через четыре-пять лет после покупки этих автобусов надо будет менять батареи», — объяснял тогда нашему изданию глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов.

Если эксплуатационные характеристики батарей снизятся до уровня, не позволяющего электробусу нормально работать, то производитель обязан заменить их на новые бесплатно. Если эксплуатационные характеристики батарей снизятся до уровня, не позволяющего электробусу нормально работать, то производитель обязан заменить их на новые бесплатно Фото: sk.ru

Сегодня Иванов уверяет скептиков, что Drive Electro постоянно улучшает батареи, но даже те, что компания уже поставляла, до сих пор работают без сбоев. «Наши первые аккумуляторные батареи, которые установлены на троллейбусах в Туле, функционируют без замены. Вот это самое главное для нас, — заявил он. — А все улучшения связаны с тем, что мы совершенствуем производственную цепочку, упрощаем для нас самих производство, структурируем, добавляем новое программное обеспечение, которое позволяет мониторить состояние аккумуляторных батарей удаленно. При большом количестве электробусов мы можем мониторить нахождение аккумуляторов, в каком они состоянии, а также заблаговременно понимать критические вопросы, которые могут возникнуть». По его словам, собранные Drive Electro батареи уже прошли тест-драйв в непредсказуемых российских погодных условиях, когда утром может светить солнце, к вечеру ударить мороз, а ночью полить дождь. Иванов отмечает, что электробусы КАМАЗа тестировались на маршрутах с пассажирами в разных российских городах, и не только в Москве, но и в Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Казани, Липецке. «Как вы помните, еще в 2015 году показали машину с быстрой зарядкой. Всего три года — тот период, который позволил и самому КАМАЗу убедиться в правильности выбранной технологии, и показать эксплуатирующей организации, потенциальному заказчику, что данная техника может работать и нужно, чтобы она работала», — отметил гендиректор Drive Electro.

Также он упирает на экономичность электробусов. «Стоимость электробуса — это 2 – 2,5 стоимости дизельного аналога. Мы считали, что за 8 лет окупается электробус по сравнению с дизельной машиной, если он стоит в два раза дороже. Пусть тут будет 10 лет, но следующие 5 лет электробус будет экономить по сравнению с дизельной машиной», — подсчитал Иванов.

Нельзя сбрасывать со счетов и экологичность электротранспорта, на которой акцентируют внимание защитники природы (хотя как раз для московского общественного транспорта проблема не столь остра). «В городе при нашем движении, где пробки, один автобус как 342 легковых автомобиля. В Москве — молодцы, меняют автобусы, уже класс «Евро-4» и «Евро-5». Но в среднем по России это класс «Евро-2,5» — так можно назвать», — считает Иванов. Его поддерживает руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов. «Я считаю, что экологичный общественный транспорт для крупных городов — это хорошее решение. Населения много, автопарк большой, выбросы в атмосферу большие. Как раз электробусы, автобусы на газе — экологически чистый транспорт, он оптимален в качестве решения. Грубо говоря, пробеги там не такие большие, как междугородние. Электробус перед выездом зарядился, круг сделал, повторная зарядка будет занимать не так много времени. Интерес к этой теме есть у автопроизводителей», — полагает он.

Зато Безбородов настроен критически. «Однозначно электробусы не нужны Москве. Москве нужны троллейбусы, а электробусы — это блажь. В данном случае люди посчитали, что вся история с экологией покажет, какие они молодцы. На самом деле это идиотизм, никакой экологичности электробусы не приносят. Это бред. Не является экологически чистым данный транспорт по многим причинам, в том числе из-за того, что переработка батареи этих электробусов будет стоить таких денег, что мама дорогая! КАМАЗ и ГАЗ, конечно, молодцы, что все это продали, но это называется расходованием денег не по назначению», — уверен эксперт.

Неготовность власти масштабно переходить на электрический транспорт подтверждает утвержденная на днях стратегия развития автомобильной промышленности до 2025 года Неготовность власти масштабно переходить на электрический транспорт подтверждает утвержденная на днях стратегия развития автомобильной промышленности до 2025 года Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОТСТАВАНИЕ ОТ ГЛОБАЛЬНЫХ ТЕМПОВ РОСТА ДОЛИ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ В ПРОДАЖАХ В СРЕДНЕМ НА 4–5 ЛЕТ»

Тем временем производители крайне заинтересованы в том, чтобы электробусы закупала не только Москва, но и регионы. «Мне кажется, все ждут первый тендер, и Москва за собой поведет других», — отмечает Иванов. Пока же он мечтает, что зарядная инфраструктура, создаваемая под электробусы, даст толчок для более широкого использования электротранспорта. Так, вполне реально выглядит вариант с электрическими грузовиками, мусоровозами, тем более что КАМАЗ совместно с Drive Electro уже создавал опытный гибридный мусоровоз. Следом, по мнению Иванова, подтянутся и легковые автомобили.

При этом Тимерханов считает, что развитие электротранспорта в России зависит от государственной воли: если власти на самом высоком уровне захотят, то электробусы начнут появляться не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах. Впрочем, похоже, что государство как раз не готово к прорывным шагам в развитии электротранспорта. Ведь еще в начале октября прошлого года президент РФ Владимир Путин, выступая на Российской энергетической неделе, усомнился в том, что электромобили экологичнее техники на газомоторном топливе. «Электромобили — действительно весьма экологичный вид транспорта, но ведь для того, чтобы подключиться к электрической сети и запитать батарею, аккумулятор, нужно выработать эту электроэнергию, а для этого нужен первичный источник. Сегодня в мире таким первичным источником номер один является даже не нефть, а уголь», — заявил он.

Неготовность власти масштабно переходить на электрический транспорт подтверждает утвержденная на днях стратегия развития автомобильной промышленности до 2025 года. «Целевое видение российского рынка электромобилей подразумевает отставание от глобальных темпов роста доли электромобилей в продажах в среднем на 4–5 лет», — фраза из документа звучит как приговор. Так что к 2020 году доля электромобилей в продажах на российском рынке достигнет всего 1–1,5% (15–25 тыс. штук). При этом большая часть из них будет относиться к легковушкам премиального сегмента, бюджетных марок не будет из-за дороговизны батарей. Лишь к 2025 году ожидается рост спроса на электрокары до 4–5% от общего объема продаж. В развитии же «газомоторки», как известно, заинтересован «Газпром», лоббисткие возможности которого трудно переоценить.

Как вы оцениваете решение Москвы переходить на электробусы?
32%Это здорово, хотелось бы иметь электробусы и в Казани
10%Не стоило бы тратить деньги на электротранспорт в нефтяной стране
31%Надо весь общественный транспорт в городах сделать электрическим
24%Лучше бы увеличили зарплаты бюджетникам и пенсии
3%Главное – электробусов надо как можно больше
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (160) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.05.2018 08:14

В Китае уже 18 000 ед. электробусов работают на маршрутах городов.

  • Анонимно
    8.05.2018 08:04

    Это здорово. Жаль, что с таким опозданием...

    • Буре
      8.05.2018 09:36

      Зачем эти электробусы когда есть троллейбусы
      Аккумуляторы потом утилизировать
      Да и кпд гораздо ниже чем у классического городского электротранспорта

      • Анонимно
        8.05.2018 09:53

        Как зачем КАМАЗ и ГАЗ должен за счет чего то существовать.

      • Анонимно
        8.05.2018 10:42

        Азат Д

        Вы не с троллейбусом электробус сравнивайте, а с автобусом. Не везде можно проложить контактную сеть, где проедет электробус, для этого онии нужны, как и дизельные автобусы из прошлого века.

        • Анонимно
          8.05.2018 11:13

          электробус ПРИНИЦИПИАЛЬНО невозможен. ДВС он лучше электродивгателя и автобусы весь 21 век будутездить и возить пассажиров.Другое дело чтонадо сокращать количтсвопассажиров ОТ люди пусть ездят на своих личных автоомбилях во всех отношениях этолучше город у на смаленький нерастет расширитиь страые дорогипостроитьновые ивсе...этонамногодешевле чем содержать электротранспорт наземный и подземный

        • Анонимно
          8.05.2018 11:53

          21 век,не отменяет закон ома открытый в 19 веке.
          Аза причем здесь новый век?физика осталась та же

      • Анонимно
        9.05.2018 17:24

        Правильно, для нашей страны куда дешевле было бы перевод общественного транспорта на газ.

    • Анонимно
      8.05.2018 13:13

      Нужен газомотор: газа у нас много, он в два раза дешевле бензина, экологичен и удобен.

      • Анонимно
        8.05.2018 13:24

        газамотор взрывопасен. и неудобен.

      • На прошлой неделе общался с водителем газового автобуса. Автобус ездит только на КПГ, никакой солярки нет. Говорит: горят поршни в 1 и 5 цилиндре уже через 60-80 тыс км. Возить эту "недвижимость" в официальный сервис они уже замучились. После окончания гарантии ставят коломенские ЦПГ вместо штатных, и только за счет этого эксплуатируют потом нормально.

        Причем такого нет с китайскими автобусами - там двигатель изначально под газ, а у наших он именно что под дизель. Поэтому если брать газовые автобусы - у них двигатель должен быть изначально газовым, а не переделанным. Но пока что производители на это не идут )

        • Анонимно
          8.05.2018 13:33

          заправки взрыовопасны и дороги,,двигатели дизельные еле делают чистогазовый простонесумеют китайские движки ломались часто газовые двигатели ненужны газовые атвобус ыопасны для пассажиров вам что зимней вишни мало? н асолнце балонны нагреваются и взрываются сплошь и рядом

        • Анонимно
          8.05.2018 13:51

          Так в том-то и дело, что ДВС должен быть подстроен под газ. А так да, смысле нет баки поменять.

        • Анонимно
          8.05.2018 14:03


          Азат Д

          И? В чем проблема?

          • Анонимно
            8.05.2018 14:58

            проблема втом что газ врывоопасен, нагреется на солнец баллон илипростомашина и БУХ БУХ,а делать ДВС под газ сложно. плю спроблема с заправкамиониопасны..вообщемперечитайтеазат ва мопроблемах пишут уверяю вас азат филолгичскоеобразование не дает ва мправо судить о том что нужно а что нет

          • Мне водила газового автобуса рекомендовал скататься на официальный сервис к дилеру. И посмотреть, сколько машин там стоит на переборку двигателя, который под газ не до конца приспособили.

            Но 200 кубов газа куда дешевле, чем 200 литров солярки каждый день. не говоря уже про экологию!

            Если бы не проблемы с ремонтом и проблема с заправкой автобуса, было бы все хорошо. Газ на КПГ еще и заправляется по полчаса на каждый автобус. В Казани 800 автобусов (дизельных), а газовых заправок всего четыре штуки. Дизель же они у себя на базе ставят и заправляют без проблем весь свой парк.

            • Азат Д
              8.05.2018 17:19


              А понял, в чём проблема!!! Мозгов нет, у тех кто берет обычные двигатели и переделывает под газ, вместо того чтобы изначально брать соответствующую технику.
              Тогда да, понимаю ваше опасения, закупки газовых автобусов администрацией Казани.
              И да, Казань довольно отсталый провинциальный по современной инфраструктуре город. Когда Европа, Липецк, Владимир, Москва, от дизелей отказываются, с соответствующей инфраструктурой.
              Да и раздельный сбор мусора, администрации города тяжко организовать.





    • Анонимно
      8.05.2018 18:12

      Почему только в Москву то?

  • Значит я не зря купил акции Русала на их падении )

    • Анонимно
      8.05.2018 12:34

      Азат Д

      Вчера Ленэнерго-п на 10 проц падал и восстановился.
      У меня акции Россетей и Лененерго. Я деньгами вложился, верю в будущее электричества.

      • Анонимно
        8.05.2018 12:40

        электричство? а причем здесь электробусы?

      • Анонимно
        8.05.2018 13:02

        Дляленэнерго альтенативные источники это путь к разорению то же дл яроссетей вы очем? азат ратуте за солнечные электростанции а финасируете традиционные?

        • Анонимно
          8.05.2018 14:42

          Азат Д

          Это передача эл энергии, и без разницы как она выработана.

          • Анонимно
            8.05.2018 14:56

            Солнечные батаери итем замечательны что могут вырабатывать энергию у потребителе йДНЕМ , и сети будут незагружены....вотивсе....передавтаь будет нечего еслив ыпобедите зачемв ыденьги туда свои вкладываете?

      • в таком случае надо было вложится в РАО ЕЭС или например РусГидро...к пенсии в любом случае что то будет :)

  • Анонимно
    8.05.2018 08:10

    Азат Д

    За 20 млн с 15 летним обслуживанием. А в Казани сколько раз за 15 лет поменяют дизельные коптилки, которые за 10 млн закупают? Ещё электробусы на электричестве съэкономят, не говоря уж о здоровье и комфорте горожан, не дышать канцерогенным выхлопом.

    • Анонимно
      8.05.2018 08:36

      Москва закупает 100% за бюджетные деньги, Казань - 100% за деньги перевозчиков. И цена все-таки не 20 млн, а 6,3млрд:100=63 млн за 1 автобус. Молодцы!!!

      • Анонимно
        8.05.2018 09:49


        Азат Д

        Плюс ультрабыстрые зарядные станции, и наверняка к ней ТП и силовые линии тянуть.

        • Анонимно
          8.05.2018 10:16

          ультра быстро заряжать практичски невозможно,и ненадо про китайский опыт нет там автобусов электричских,ульра быстро означает ульра опасно.
          судите сами чем выше емкость аккумуляторов тем ближе электроды к дру гу , при больших плотностях заряжающих токов будет проиходить нагрев простов силу закона Джоуля лЕнца, от тепла платины акумуляторов будт увеличиваться вращзмерах изгибитаться коробиться и замыкать друг н адруга ивсе КЗ нагрев выброс водорода ивзрыв....то же при дтп удар по АККбатареии платины щзамыкают и и выделениеводорода мгновенное и взрыв..

          • Анонимно
            8.05.2018 10:27

            Азат Д

            Можно быстро заряжать, но не до 100 проц.

            • Анонимно
              8.05.2018 10:47

              а смысл?? взрывоопастность остается в той же степени.

            • Анонимно
              8.05.2018 12:49

              неполный заряд гарантировано убивает акумуляторы причем очень быстро

              • Анонимно
                8.05.2018 13:18

                Азат Д

                Полностью, они будут ночью заряжатся, малыми токами до полного заряда.

                • Анонимно
                  8.05.2018 13:25

                  и убьете акумулятор ЛЮБОЙ АККУМУЛЯТОР умирает от неполной заряддки запару часов

          • Анонимно
            8.05.2018 13:47

            Ждите пока вам китайцы технологию доработают. Своя наука это уже не тянет.

            • Анонимно
              8.05.2018 14:55

              китайцы наки не имею вообщн все их технолгии покупные втом числе и унас к примеру раектные двигатели неумеют делать авиадвигатели неумеют делать.
              А дорабатывай не дорабтывай физику процесаа неизменишь нетине будеттаких технолгий неполна язарядка всегда будетубиватьакумуляторы

    • Цена электробуса - примерно 63 млн с 15-летним сервисом, согласно условиям контракта.

      Собственная цена автобуса - 30-35 млн, то есть как три дизельных Евро-5.

      • Анонимно
        8.05.2018 10:02

        ЦЕНА ЭЛНКТРОБУСА 63 млн!! счиьтать научись!! 63 млн за колымагу ненужную ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ 36 илн топричем ты разделитьна сто умнеешь?? игненадо просервис ЦЕНА в 63 млн за машину!!!!!! какие триавтоубса дизельных?!! БЕЗУМИЕ этопро вас!

      • Анонимно
        8.05.2018 11:06

        Для меня электробусы достойных-то фирм под сомнением. А уж этих производителей тем более. Посмотрим, что в Москве будет, у нее денег много

    • Анонимно
      8.05.2018 08:59

      изучите и просчитайте
      электробус пока не даёт никакой экономии и экологии

    • Анонимно
      8.05.2018 09:20

      Дизельные коптилки, как вы выразились также молотят с закрытия до открытия оптово-овощного рынка и причём круглый год.

    • Анонимно
      8.05.2018 10:00

      евро5 нее выбрасываетканцерогены этораз перерабьотк аипроизводство аккумуляторов отравит ва сгораздо больше чем обычный ДИМЗЕЛЬа эксплутация электобусов покажет что все эточепуха быстрых зарядок НЕТ ИНЕ БУДЕТ! акумуляторы будут взырватсья прибыстрых зарядках зимой вхолода акумуляторы будут вразу уменьшатьемкость электробусыф будутразярдатьс япрямона дорогах ДУРЬ чиновники стали жертво неграостных журналистов.
      ФИЗИКА ПРОТ ВИВАС азат ФИЗИКУ НАДОУЧИТЬ В ШКОЛЕ!! господа фейк решили внедрить надеюсь виновныз снимуьтГОСПОДА ФИЗИКУ ИХИМИЮ ОБМАНУТЬНЕВОРЗМОЖНО они не избиратели.БУДЕЬТ грандиозны йпровал!!! Почеум зарядку нестали производитьа??! понимают им бы бабло снять слохов чинуш...НЕВОЗМОЖНО прибыстрой зарядке акумуляторы будут взырваться при ДТП аккумулятор ыбудут взрываться в старт стопном режиме аккумуляторы будут интенсивно разяражтьс яи и автобус ыбудут останвивалистьс япрмяо на дорогах ЭТОВА МНЕТЕСЛА котрой ненадо делать чатсые остановки....даже теслы взрывались...ВООБЩЕМ тесла обанкротилась а в ыпеволись на явный фейк даже маск понял тупиковстьэлетротранспорта но....ФИЗИКУ УЧИ АЗАТ УЧИ!ХИМИЮ!!! и непугайся канцерогенов дым от электростанций висит на д городом он теб янепугает??езжай вдервеню дыши эколгичским чистым запахом навоза

      • Анонимно
        8.05.2018 10:32

        Азат Д

        Сейчас коптящие чадящие паровозы - автобусы общественного транспорта, у них какое Евро?

        • Анонимно
          8.05.2018 10:48

          Почеумнельзя коптящим автоубсам поставить двигатели евро пять? и ещепочеум бы не стимулировать автоладельцев легковые автомшины пусть все будт с евро 7,почеумнет этонамногодешевле чем электробусы

          • Анонимно
            8.05.2018 11:08

            Азат Д

            Сейчас какое Евро у автобусов в Казани, и посмотрите в каком они состоянии. Наверняка печное топливо жгут.

            • Анонимно
              8.05.2018 11:21

              но навести порядок с автоубсами легче чем строить электробусы

            • Анонимно
              8.05.2018 11:59

              евро-3 и закупают сейчас евро-5. А вы Азат что про их состояние знаете? нормально работают автобусы для своих 6-11лет

      • Анонимно
        8.05.2018 10:34

        Азат Д

        Электростанции газ сжигают, что и в квартирах.

        • Анонимно
          8.05.2018 10:49

          в китае электростанции жгут БУРЫЙ уголь уна смногие электростанции работают на черном угле и мазуте.. китае есть станции работающие на дровах

          • Анонимно
            8.05.2018 11:10

            Азат Д

            Так вы про Китай пишете? - "непугайся канцерогенов дым от электростанций висит на д городом он теб янепугает??" - я то не в Китае живу.

            • Анонимно
              8.05.2018 11:22

              у нас жгут мазут этоненамноголучше чем бурый уголь над город висит туча серая если смотреть с услонско йгоры, эта туча видно порожждаетс ятрубми электростанций,а газ мы экспортируем и даемв квартиры на электростанции не остается

  • Анонимно
    8.05.2018 08:14

    В Китае уже 18 000 ед. электробусов работают на маршрутах городов.

    • Анонимно
      8.05.2018 09:50


      Азат Д

      А у нас Карадениз, за 200 млн в год.

    • А еще в Китае ужасный тоталитаризм даже в сравнении с Россией. Там самые страшные реалии сценаристов "Черного зеркала". Ну и + там от смога все задыхаются - электробусы вынужденная мера

      • Анонимно
        8.05.2018 10:29

        смог там от сжигани ябурого угля н ажлектростанциях иного там нет и примение электробусов только бы увеличило бы смог,киатйцы не дураки , нет у них электробусов и не было, от слова совсем

        • простите, не совсем понимаю связь электробусов и смога.

          • Анонимно
            8.05.2018 12:07

            электричество ,для электробусов вырабатывают электростанции,сжигая мазут.Это во много раз грязнее чем сжигать бензин.ЧЕм больше элетромобилей тем больше потребление электричества тем,больше выбросов у электростанций

      • Анонимно
        8.05.2018 10:33

        Азат Д

        А тут ваши же втирают, что электробусы это вредно?

        • Анонимно
          8.05.2018 10:50

          Да вредно. аккумулятор утилизироватьдорого,он эколгичски вреден. Плюс выработк аэлектроэнергии грязная, и грязнеечем бензиновый двигатель..

          • Анонимно
            8.05.2018 11:12

            Азат Д

            Аккумуляторы в Казани утилизируют? И то раз в 15 лет. А вот дизель Коптит в городе, на улицах, в жилых массивах, прям под носом.

            • Анонимно
              8.05.2018 11:25

              у нас нет вказанилитий ионных акуумуляторв свиноцовые утилизируют,будут массово юзать литивеы акумуляторы, возникнет проблема.Вы втуалете интересуетесь наличем ьуалетно йбумаги до возникновения в её использовании или сразу после вдруг выясняете чтова мнужна она?? а её нет??НУ вначале то надо предусмотреть последвия...а не пытаться внедррять дорогие опасные и ненужные вещи, если хотите сменить брюки вначлекупите новые потом выбрасывайтте старые

              • Анонимно
                8.05.2018 12:47

                Азат Д

                Что за ерунда, чтобы утилизировать аккумы с нескольких сотен автобусов раз в 10 лет нужно здесь завод стрить?
                Например, сдается туча ртутнчх ламп, и не чего живем. Зато от копоти в городе явные проблемы, от чистоты до здоровья.

                • Анонимно
                  8.05.2018 13:01

                  причем здесь ртутные лампы?,Акумуляторы ядовиты их надо утилизировать иначе плохо очень плохо,потому надостроить завод.

    • Анонимно
      8.05.2018 10:03

      работают ли они в китае или нет то намневедоимо верить китайцам?? наивно ка кивам тоже НЕРАБОТАЮТ!! в фейк это! нет вкитае вообще электробусов!!! ВРАНЬЕ ВАШЕ!

    • Анонимно
      8.05.2018 10:16

      нет виткате электробусов ,нет от слова вообще.

  • Анонимно
    8.05.2018 08:15

    63 млн за один автобус. Круто.

    • Анонимно
      8.05.2018 09:01

      это просто варварская трата бюджетных денег, за это надо судить, по всей строгости закона, хотя законы у нас пока не работают )))

    • Анонимно
      8.05.2018 09:44

      почти 30 tesl model 3 Илона Маска можно купить за 1 такой автобус

      • Анонимно
        8.05.2018 11:09

        Предлагаешь народ на Теслах возить по городу? Гений )

  • Такая адресная помощь кстати. Лишь бы толк был и зарплату повысили.

  • Анонимно
    8.05.2018 08:40

    А смысл нельзя просто разработать новый троллейбус. А в больших городах лучше трамвая транспорта нет.

  • Анонимно
    8.05.2018 08:42

    ждем транспортный коллапс в Москве при -40

    • Анонимно
      8.05.2018 10:04

      транспотрпный коллапс будет при мину 15,уже аккумуляторы нелинейно снижают емкость от температуры.... в плюс аккумуляторынеприспосблены к старт сопным режимам,разгон остановка....быстро вырубит аккумуляторы особенно в час пик

      • Анонимно
        8.05.2018 11:05

        Коллапса не будет)) 200 электробусов при парке в Москве 10000 автобусов не считая трамваев тролликов и метро - это просто пиар галимый))

        • Анонимно
          8.05.2018 11:26

          колапс будет когда в центе 200автоубсов перекроют улицы просто разрядятся и встанут. цент р москыы небоьшой достаочно двухсот машин чтобы перекрыть улицы в центре

  • ПанАлекс
    8.05.2018 08:49

    один электробус по цене 6-10 автобусов на китайских аккумуляторах. Все по Илону Маску - у того тоже в основе китайские аккумуляторы и китайские разработки...

    • Анонимно
      8.05.2018 11:07

      Казан надо посмотреть что у Москвы выйдет. У нас нет столько денег

  • Анонимно
    8.05.2018 08:49

    Все будет хорошо.

    • Анонимно
      8.05.2018 09:19

      Всё будет хорошо, но не скоро.
      А сегодня маленькие и за три рубля.

  • Анонимно
    8.05.2018 08:55

    Трамваи с троллейбусами чем не устраивают? Взяли все рельсы убрали из центра, зачем спрашивается? Что бы эти дымоганы красные пустить?

    • Анонимно
      8.05.2018 09:22

      Трамваи (именно в центре) - совершенно бесполезная вещь! Пользы мало, но за то другим участникам движения проблем доставляли немерено.

      • Анонимно
        8.05.2018 09:51

        Ну кончено 100 лет ходили не кому не мешали, а тут мешают, понимаешь - кому то свою 1 мягкую единицу перевозить. В Европе очень много трамваев ходит именно в центре города совершенно бесшумно.

        • Анонимно
          8.05.2018 10:52

          100 ходили да нотрамваи ДОРОГО стоят 60 млн за один вагон?? плюс медленные населения стало боьше и они справляюбтся спервеозкой и стали стоить очень дорого! раньшепролетки возилипассажиров носейчас извозчики невыгодны иорпасны почему?? при томколичстве пасжиров, котроесейчас есть слой навоза отлошадей будетв метр толщиной н а дорогах,100 лет назад извочики были выгоднымиинужными ка ктрамваи но сто летпрошло и этостало смешным опасным идорогим

          • Анонимно
            8.05.2018 20:39

            Пассажиров вмещают больше, срок эксплуатации дольше.

            • Анонимно
              9.05.2018 11:42

              Автоубс ылучше апассажиров одинаокво возят трамваи вообщепустые ходят

  • ПанАлекс
    8.05.2018 09:17

    А разве получение электроэнергии у нас экологически чистым способом? А производство, ремонт и обслуживание аккумуляторов экологически чистое?
    И вообще - впереди при росте производства и потребления аккумуляторов возможен дефицит и повышение стоимости компонентов, следовательно и самих аккумуляторов. Вот куда война в Афганистане развернется с его литиевыми и другими, связанные с производством аккумуляторов, рудами? ТНК очень нужен Афганистан, но там талибы не согласны. Да и производители героина не желают "открытия" страны...

    То есть или москвичи попадут на бабки или КАМАЗ с ГАЗом - а как ежегодно придется менять? А ведь даже в айфонах аккумы взрываются!

    • Анонимно
      8.05.2018 09:41

      И что ты предлагаешь? Сесть и ждать, когда талибы согласятся? Ну давайте ничего не делать. Дизельные автобусы плохо, троллейбусы не мобильны, трамваи тоже. Электроэнергия в России добывается большей частью через мазут, что да, для экологии совсем не гуд (зато эти же защитники экологии также против и АЭС, хотя технологии уже давно обеспечивают нормальный уровень безопасности). Ну так что делать-то? В носу ковырять, сидя на диване, да советы давать? Космического масштаба и космической же глупости(с)...

      • Анонимно
        8.05.2018 10:12

        АЭС никогда необечивали и не будут обеспечивать нормальный уровень безопасности.
        ЧТонадо делать? ПРОще сказать что надо не делать! ненужны выпускать электробусы ! Пусть собянин тратит свои деньги, а не налогоплательщиков,
        масштабы комичскойц глупости этоваши желания делать автоубсы по 63 мле инадется что жлектробусы будут возить физику вам надо учить забыли?? не давайтесосетф кромесмеха вы иваши эленктробусы ничего болееневызвают! автобусы евро пять вот путь все остальное шарлатанство!

        • Анонимно
          8.05.2018 10:55

          В 3 классе вроде бы уже основы грамматики проходят. А вы тут не доучились, а уже в другие дебри лезете... рассуждать. Учите правила русского языка, всего доброго!

          • Анонимно
            8.05.2018 11:15

            извните писать ручкой инабирать тексты эторазные вещи,Если я не умею нажиматьконопки это неговрит о мое йнегапмотностиа вотваш ответ говрит опоном незнаии сетевого этикета и незнании физики!добар немогу ва мпожелать желание юзать электробусы выдаетв вас человек аплохообразованногокотрые законы физики и химии не знает!! писать вы уммете но это неаргумент впользу электробусов

      • Анонимно
        8.05.2018 11:14

        Азат Д

        Пока мы тут шоу проводим, башкиры солнечные электростанции строят, например Бурульчанская СЭС.

        • Анонимно
          8.05.2018 11:20

          Азат,некторые без штанов прилюдно ходят втропических странах будем перенимать опыт.Малоли кто что делает??многоглупостей люди совершают и что? Заченм нам повторять глупости башкир? ЭЛЕКТРОСТАНЦИИна солнечных батареях глупость,ночью что делать?,а что делать если за месяц поверхность батарей мутнеет от абразивного воздействия пыли? и кпд снижается более чем в три раза?! ВЫ цну посчитайте, одно киловатта. ивсе.ТОчто журналист ыпишут много но зачем всему верить?

          • Анонимно
            8.05.2018 12:11

            Азат Д

            А вам можно верить?

            Они работмют по "зеленому тарифу" каки МСЗ который у нас собрались в Боровом строить. А теперь сравните "зеленое" у них солнечные батареи, и гашу коптилку МСЗ.

            • Анонимно
              8.05.2018 12:29

              солнечные батареи ночаминеработают.Этому можно верить?.Солнечные батареи мутнеют отпыли этому можноверить?,ПРичем здесь тариф??ВЫ считайте сколькостоит батарея и делите мозность на рублли иувидите что баснословно дорого плюс ночью неработает а ночть. что керосин для освещения юзать свечи?

              • Анонимно
                8.05.2018 12:44

                Азат Д

                Посмотрите ролик про дачу Хлопонина которыйпродал её Прохорову, там на соседних домах стоят солнечные батареи.

                • Анонимно
                  8.05.2018 13:03

                  Скольоконистоят??а??эти батареи ваш пример е доказательство иещеониездятн абентли,чтовсем покупать бентли?

                • Анонимно
                  8.05.2018 13:23

                  Ночью как элетростанция будет работать??А причуды миллирадеров не аргумент

                  • Анонимно
                    8.05.2018 14:44

                    Азат Д

                    Ночью нагрузка минимум, не зря же многотарифные счетчики вводят, и ночной тариф дешевле. И остальные источники эл энергии не кто не отменяет.

                    • Анонимно
                      8.05.2018 14:53

                      НОЧЬЮ КАК СОЛНЕЧНАЯ СТАНЦИЯ РАБОТАЕТ? воточемвопрос? от света луны?Вы очем??? втемноевремя суток нужно электричство а егосолнечная станция не жддает что делать?

                    • Анонимно
                      8.05.2018 18:21

                      азат? окаком тарифе? в ыочем свет отсолнца ночью есть?

  • Анонимно
    8.05.2018 09:21

    Во дворы к местам сбора (накопления) муниципального хлама и отходов должны заезжать 1,5 тонные экоэлектрогрузовики. На каждый мини-комплекс (один на 20-25 тыс населения) достаточно 5 таких транспортных средств. Это будет прорыв по обращению с отходами. Тема крайне актуальная, но решается неправильно - за счет мегаобъектов. КМЛ

  • Анонимно
    8.05.2018 09:52


    Азат Д

    Электробус с подключаемыми дугами к контактной троллейбусной сети надо. Это намного дешевле, не нудны будут такие емкие тяжелые аккумуляторы, и заряжаться спокойно будет, пока маршрут проходит под контактной сетью.

    • Анонимно
      8.05.2018 10:17

      не нужно вообще элетротранспорт в городах ни на земле ни под землей

      • Анонимно
        8.05.2018 10:46

        рикши самый надежный вид транспорта, работающий в любых условиях

    • Анонимно
      8.05.2018 11:02

      Аза этоочень дорого. дороги узки и нетолько тл ятрольейбсов ОТ надо оставить для социально неблагополучных граждан,и всемисилами спосбствовать горожанам покупать личные автоомбили нОВЫЕ. не затрауднять а стимулировать владение автомобилями.

    • Анонимно
      8.05.2018 12:00

      Только не дуги, а штанги)

  • Анонимно
    8.05.2018 10:09

    смотрите, емукость аккумуляторных батарей уменьшаетс япри понижение температуры полгода у на сили около нуля или ниже нуля.
    емскоть уже на 25% меньше.
    Далееотказались делать быстрые зарядки??Понимают чтоих делать невозможно,Юестьтакой нюанс прибыстрой зарядке возрастает риск взыва акумулятора... дале при ДТП акумуляторы будут взываться если втесле страдает один пассажир то здесь несколько десятков для нас и игил ненадо пососьвеннолй глупости...,далее при режиме когда частые останвоки, акумулятор разрядится вразц быстрее или взорвется.
    вообщем собянин ичиновники стали жертвой ПиАра,просто....ну ину,УЧИТЕГОСПОДА ФИЗИК УИ ХИМИЮ,
    и автобус будетстоить дороже 60 мле эточто? безумие..в кризис та к ббабло тратить? сами себя кушают наши управленцы

  • Анонимно
    8.05.2018 10:14

    а китайцы то в курсе что надо будет поставлять им ай ай не будет?

  • Анонимно
    8.05.2018 10:24

    чтобы сказать что электробус ыневозможны ка квидтранспорта достаочно знать устройство и характеристики аккумуляторов.
    во первых они в любом случае нерассчитаны на режим работы с частымиостановками, второе нерасчитаны акумалторы на холода , третье быстрые зарядки невозможжны взорвется атвобус с пассажирами кто ответит?

  • Анонимно
    8.05.2018 10:46

    зная устройство аккумуляторов, скажу: данный проект невозможен и опасен.
    Судите сами,чтотакое акумулятор. это металичские пластины. помещенные в электролит.Ихназываюь катодом и анодом.

    чем меньше растоняние между электродами,тем большеемкость аакумулятора,почему ну вспомним что энекргия там копится за счет окислительно восстановительных реакциях при заряде одн аплатина,(электрод) окисляется) другая восстанвиливается..при разрядке наоборот.
    чем ближе электроды, к дру друг тем меньше пробег носителей заряда в растворе электролита,темменьшепотерь , итемглубже окисление и сильне восстановление металла,, и темвыше ЁМКОСТЬ аккумлятора литиеые аккумуляторы позволят делать пластины меньшего размера то есть их в объем можно засунуть больше.
    И всё.
    Метал мягок ,легко дефрмируем от удара. ПРи ударе о неровности дороги от друого автоомбиля может деформироваться и замкнуть на другой электрод, это КЗ свыделниемтепла и распадом электролита ивыделинием водорода,котрые рвет корпус акумулятора и взрывается..

    Почеум невозможна быстрая зарядка?,НУ инженеры и раньше знали, ка к быстро зряжать аккумуляторы новсегда заряжали меджленно, чтоб ыбыстро зрядить надо обеспечить боьшую плотность тока в электролите,это легко сделать только надо контролировать силу тока именять её по некотрому закону( ну долго объяснять) НО, электролит будет всегда нагреваться пластины будут нагреватьс япри боьших плотнтсятх тока..пластин ыбудут деформироваться от тепла..и впед к бомбе,
    почеум старт стопный режим тяжел? электролит п ри частой большо йнагрузке деградирует итеряетплтность, грубо говоря востанвлиться неуспевает, и КПД аккумулятор абыстро падает запасена яэнергия в пластинах металла тратится н апреодлениевозросшего сопротивлени яэлектролита, емкостьменьше и вперед останвока в час пик...
    и все , тесла банкротится кстатится, верить прожектерам?? раекты илон амаска сделоаны немасокм а гениямииз НАСА...а , его фирма простоиспольщуется чтобы обойтинекотрые законы США все финасируется НАСАи все делают инженер ынаса....но лавры илону маску и иразговоры тоже ну думаю чтобы нашим мозги загрузить чепухой новые звензждные войны аля рейгана? чтобыразорить Россию?

  • Анонимно
    8.05.2018 11:06

    Шах-Али

    Вчерашние "олигархи" сегодняшние "мелкие бизнесмены" все делят и делят делят и делят нам бы что упало.!

  • Анонимно
    8.05.2018 11:08

    Как-то не стыкуются электробусы с недавним заявлением ВВП, что газомоторное топливо - наше всё!

  • Анонимно
    8.05.2018 11:12

    Собянин движет Москву в новое будущее, а тем временем мэр Казани надеется на бюджет, на новые спортмероприятия, сабантуи за бугром и получает в 14 раз больше своего коллеги из Москвы

    • Анонимно
      8.05.2018 11:27

      собяин не двигает москву в будущее он тянетназад.Электробусы невозможны

  • Анонимно
    8.05.2018 11:21

    Наши диванные эксперты БО и тут пестрят знаниями об электроавтобусах, вот же народ талантливый )

    • Анонимно
      8.05.2018 11:40

      прост вотличии отвас мы хорошо учились в школе.
      второе, у на с отрицательный отбор ворганы управления приходят наименее грамотные люди. котрые верят разному хорошо написаному бреду.И все. устройство акумулятора просто...если его знаешь,то понимаешь что элетротранспорт на акумуляторах это бред

    • Анонимно
      8.05.2018 11:46

      наш город иметт славные вузы КХТИ ИКАИ имеет КГУ, схимфакомифизфаком.в принципе многолюдей имеющих высшееобразование имогущих высказать , мнение что электробусы невозможны,а вотуправленцы имея или высшую партийную школу или юрфак иди кФЭИ за плечами, судть об электробусах немогут носудят,тоже про людей имеющих филологичское образование умеющих писать граомтно,но не знающих физику

      • Анонимно
        8.05.2018 12:37

        НУЖНЫ лояльные, а грамотные не нужны.
        Нужны "чего изволите",
        как писал Грибоедов, о нынешних?"ВОт он на ципочках и не богат словами" или " Да он дойдет до степеней известных,ведь нынче любят бессловсных",все осталось несмей перечить столоначльнику! вот и все..

    • Анонимно
      8.05.2018 11:59

      всем окончившим пятый факультет, по специальностям 701 и 707.было ясно рентгеновские лазеры невозможны.
      Но в 80х годах Рейган ими так напугал наших, что такие деньги потратили ,что ссср рухнул.Нокто слушаол нас молодых специалистов котрым было очевидно что верхушка ссср испугалась чепухи и смеялась над горбачом в курилках..То есть люди грамотные у нас..и сейчас очевидно вся ошибочность элетроатвомбилей но кто будет слушатьнас грамотных? опять непрофи решают угоробят куч уденег наевлодорожки н аэлектроомбилина беспилотные автомобили,и опять все закончится как в 91 году,вас учат учат а вы все времяодно итоже.БОльше того если почитать Герцена,всепроблемы в упраловении страной у нас такие же как во времена Герцена и Огарева..все то же самое

      • Анонимно
        8.05.2018 12:27

        да Николая Первого предупреждали о невозможности воевать с турцией,с англией,с францией,занмение лесковское "у них ружья кирпичом не чистят"
        предупреждали и что позор крымской войны.
        Амальрик предупредилв 1964 году, что ссср распадется в середине 80х, что будет резня в карабахе,но кто амальрика слушал?Егопоасадили а сср распался мальрик ошибс янапять лет что пренебрижимо мало.Сейчас то же самое, наши какБубоны ничего не поняли иничему не научились ведутся н алюбую ернуду которую подбрасываетнам запад то биотопливо,то элетромобили,то велосипеды))),сейчас вот элетробусы,то чемпионат,то олимпиада., урбанистика
        ..все обрачивается тратой денег колосальных. и а толку нет.

  • Анонимно
    8.05.2018 11:29

    надо знать физику и химию. и все вобъеме школы,чтобы понять что электробусы невозможны в приципе

    • Анонимно
      8.05.2018 11:58

      Невозможные в принципе электробусы спокойно ездят по дорогам. Вопрос только в себестоимости перевозки пассажиров. Пока не создадут батареи высокой емкости с длительным сроком службы электробусы будут не особо рентабельными.

      • Анонимно
        8.05.2018 12:08

        электробусы не разъезжают по дорогам.ВООБЩЕ испытания элетробусов на улицах,это не эсплуатация , НЕТ на маршрутах городов электробусов

  • Анонимно
    8.05.2018 11:37

    еще раз ДЛЯ АЗАТА,при трогании с места, нужн а бОльшая энергия,чем при равномерной езде. ПРИ трогании с места, электролит аккумулятора, теряет плотность , интенсивно происходит обмен носителями заряда,катионами и анионами, с металом электродов, востановится электролит неуспевает, из тогочто остановки часты, то есть КПД стремительнопадает езда при низкой плотности электролита,вызвает ускореный разоряд акумулятора.Плюс если это в холодное время, емукость еще уменьшается просто из того что реакции окисления и восстановления при низких температурах идут медленнее., вотвам основание утверждать что электробусы просто встанут.

    • Анонимно
      8.05.2018 12:24

      Азат Д

      Что за электролит в литиионной батарее и в литии железофосфатной, что используются в электротранспорте? Ещё литийтитановые на подходе.

      • Анонимно
        8.05.2018 12:47

        азат какаяразница? какой электролит?? физи и химия одна и та же,окисление и востановление,ивсе вначале один электрод окисляется потом востанвливается..электролиты только для переноса тока, ивсе... соли лития втом или ином растворе,кисслые соли
        Литиевые аккумуляторы проявляют склонность к взрывному самовозгоранию.Интенсивность горения даже от миниатюрных аккумуляторов такова что может приводить к тяжким последствиям. Авиакомпании и международные организации принимают меры к ограничению перевозок литиевых аккумуляторов и устройств с ними на авиатранспорте.

        Самовозгорание литиевого аккумулятора очень плохо поддается тушению традиционными средствами. В процессе термического разгона неисправного или поврежденного аккумулятора происходит не только выделение запасенной электрической энергии, но и ряд химических реакций, выделяющих энергию для саморазогрева, кислород и горючие газы. Потому вспыхнувший аккумулятор способен гореть без доступа воздуха и для его тушения непригодны средства изоляции от атмосферного кислорода. Более того, металлический литий активно реагирует с водой с образованием горючего газа водорода, потому тушение литиевых аккумуляторов водой эффективно только для тех видов аккумуляторов, где масса литиевого электрода невелика. В целом тушение загоревшегося литиевого аккумулятора неэффективно. Цель тушения снизить температуру аккумулятора и предотвратить распространение пламени

        • Анонимно
          8.05.2018 13:13

          то есть автобус перевзщий детей тушить будет невозможно.
          вам зимней вишни мало?

  • Анонимно
    8.05.2018 11:50

    выучите закон Джоуля Ленца, Азат

  • Анонимно
    8.05.2018 11:59

    Надо делать автобусы на биотопливе (в мире уже есть успешный опыт). А то те же электробусы могут подзаряжаться на неэкологичных и невозобновляемых источниках электроэнергии.

    • Анонимно
      8.05.2018 12:10

      ЭТо как на биотопливе? ВМесто аккумулторного электролита заливать мочевину?В мире нет такого опыта.БИОТОПЛИВО если серьезно, не используется вмире в экономичски значимых объемах.

    • Анонимно
      8.05.2018 12:11

      проще автомбилипервести на газагенераторное топливо как во время войны на опилках ездить можно

  • Анонимно
    8.05.2018 12:16

    проблема еще втом что для зарядок электромобилей надо ввестиочень многодополнительных электростанций сущсетвующие электростанциипросто невытянут зарядку многочисленных акумуляторов, считаетс япросто,возьмите число автомбилей,ну автоубсов узнайте их мощность в кВТ. перемножьте узнайтемощность наших электростанций и сравните... сразу ясно будет что невозможно.Плюс нужны линии электропередач ноые старые ЛЭП простоневытянут такие плотноститоков,плюс трансоврматоры все надо менять на электроподстанциях, плюс у нас нет столько газа,чтобыполучить энергию для электроавтомбилей,придетс яжечьмазут иуголь и станет гораздо хуже.смог уголный имазутный он намного хуже выбросов от евро пять

  • Анонимно
    8.05.2018 12:51

    азат по его словам является акционером электричских компаний.Но лоббирует альтернативные источники энергии,что электрокомпания вредно.Плюрализм вотдельновзятойголове. вы когда говрите неправду азат?

  • Анонимно
    8.05.2018 13:00

    Литий-ионные аккумуляторы состоят из анода и катода, разделённых пористым полимерным сепаратором. Активным материалом катода чаще всего являются оксиды переходных металлов со встроенными в кристалл ионами лития. В аноде обычно используется графит. Электролит, которым залита электрохимическая ячейка, представляет собой органический раствор солей лития. При первой зарядке, производимой фирмой-изготовителем, при встраивании лития в анод на электродах (особенно на аноде) образуется защитный ион-проводящий слой (SEI), состоящий из разложившегося электролита. Этот слой защищает электроды от паразитических реакций с электролитом.
    Чаще всего причиной самовозгорания аккумуляторов является короткое замыкание внутри электрохимической ячейки. Электрический контакт между анодом и катодом может возникнуть по многим причинам. Это может быть, например, механическое повреждение ячейки. Ещё внутреннее короткое замыкание возникает из-за нарушения технологии производства при неровной нарезке электродов или попадании металлических частиц между анодом и катодом, что ведёт ко повреждению пористого сепаратора. Также причиной внутреннего короткого замыкания может быть «прорастание» цепочек металлического лития (дендритов) через сепаратор. Такой эффект возникает, если ионы лития не успевают встроиться в кристалл анода при слишком быстрой зарядке или низкой температуре, а также если ёмкость активного материала катода превышает ёмкость анода, в результате чего на поверхности анода появляются микроскопические отложения, которые постепенно растут.
    Итак, после того, как произошло короткое замыкание, аккумулятор начинает нагреваться. Когда температура достигает 70-90 °C, ион-проводящий защитный слой на аноде начинает разлагаться. А дальше литий, встроенный в анод, вступает в реакцию с электролитом, выделяя летучие углеводороды: этан, метан, этилен и т.д. Но, несмотря на наличие такой взрывоопасной смеси, возгорания не происходит, так как в системе пока нет кислорода.

    Так как реакции с электролитом экзотермические, температура и давление внутри аккумулятора продолжают повышаться. Когда температура достигает 180-200 °C, материал катода, обычно представляющий из себя оксид переходных металлов со встроенным в кристалл литием, вступает в реакцию диспропорционирования и выделяет кислород. Вот тут-то и происходит самовозгорание и ещё более резкий скачок температуры. Параллельно идёт термическое разложение электролита (200-300 °C), также выделяющее тепло.
    И, в конце концов, в реакцию с электролитом (если он ещё остался) вступает графит, а когда температура достигает 660 °C, плавится алюминиевый токоприёмник. Выше 900°C температура обычно не поднимается, так как разлагаться уже нечему.

    Помимо внутреннего короткого замыкания существуют и другие причины самовозгорания: перегрев аккумулятора, неправильная зарядка/разрядка (превышение максимально допустимого напряжения, зарядка на высоких токах, слишком глубокая разрядка), и т.д. Но все эти причины приводят к одному результату: термическому разгону и разложению электролита при взаимодействии с электродами. Различаются только порядки вышеописанных реакций и их скорость.

    вывод механичское повреждение неполная зарядка делает из электробусов бомбы на колсах

  • Анонимно
    8.05.2018 13:42

    давайте автомобили переведем на газогенераторы.ВОвремя войны грузовики ездили н ,опилки стружки дрова топливо

  • AlexRubin
    8.05.2018 14:13

    тоже хочу электробус..

    • Анонимно
      8.05.2018 14:46

      Азат Д

      Кстати, пусть Рубин купит себе электробус.

      • Анонимно
        8.05.2018 15:03

        ЗАЧЕМ деньги рубину тратить?, ПОЧЕУ ВАС ИВАМПОДОБНЫХ НАДО слушать?!!! помне надо вас ....изолрировать в ыопаснее чемнавлаьный,тотхоть против воров а вы против физики и химии выучите хотя бы в объемах школьнойпрогарммы...Ипомните китайцы отсталый народ имногое неумеют все что онипроизводят производятс яна заводах автоматах где китайцы простооператоры ивсе....электробусы,биотопливо, урбьанситика, ослнечные батареи это выдумки которые благодаря вам журналистам бюрокарты стали всерьез всопринимать вот ивсе вкладывать деньги в акции линий передач и ратовать за солнечные батаареи котрые уничтожают линии электропереадач потому что видеале н прямо употребителей энергия будетвырабатываться это надо очень альтернтаиивные мозги иметь новаше дело,деньги свои выбрасывать но общество имеет парво защищаться от вам подобных"!

        • Азат Д
          8.05.2018 17:25


          Ты грамотности научись, научись писать, а потом тут втирай. Когда мир движется по этому направлению. Даже украина на электромобили переходить, и наш ДВ на праворульный Леаф.



          • Анонимно
            8.05.2018 18:20

            азат, пишут ручкой ПО БУМАГЕ,я необладаю в отличии от вас профисионального наборщика текста навыком набора текста н а оператора я неучился.,ПРо весь мир вашислов а враньё! простовраньё!!! вам привели доводы нов технике неразбираетесь вообще ипотому несмейте говорить о технике!!!

  • Анонимно
    8.05.2018 14:52

    А чем вам бензин наконец газ не понравился(мало добывают?...не перепадает?)
    Не удивлюсь, если через какое то время БО запустит опрос:что лучше электробусы или гужевые "омнибусы"?..)))

  • Анонимно
    8.05.2018 16:37

    по части того, что более экологичен и рентабелен "газобус" на природном газе я на стороне Путина.

  • Анонимно
    8.05.2018 17:04

    Всем особо образованным советую поехать в Китай, Великобританию, Швецию, Францию и посмотреть на чудо - электробусы работают, возят пассажиров, быстро заряжаются и все с ними хорошо. Их в мире уже тысячи.

    • Анонимно
      8.05.2018 18:18

      всем образованным ктосоветует ехатьв китай ,советую непостить ерунду в китае не ездят на электробусах.

  • Анонимно
    8.05.2018 17:55

    Гендиректор Tesla Motor Илон Маск представил в Калифорнии электрический седельный тягач Tesla Semi и второе поколение двухместного родстера, который станет, по заявлению компании, самым быстрым серийным автомобилем в мире.

    Каким будет электрогрузовик Semi Semi (в американской классификации semi truck - седельный тягач) будет выпущен в 2019 г., пробег на одной зарядке обещан до 500 миль (805 км), аккумуляторы и двигатели рассчитаны на ресурс 1 млн миль (1,6 млн км). Компания пообещала общие эксплуатационные расходы электрогрузовика на 20% меньше, чем у дизельных тягачей, с учетом всех затрат на арендные платежи, страхование и техническое обслуживания.

    Враги уже грузовики собрались до 800 км без зарядки выпускать, у нас только 50-60 км. Вроде умы и технологии одни, так в чем причина???

    • Анонимно
      8.05.2018 19:11

      в чем? в ыизвните объявление о намениях считаете новостью вотпройдут испытания вот начгут эксплуатировать вот будетновость а намерение что делать это неновость мало ликточто хочет вот в чем дело страна с холодным климатоми плохими дорогами неможет эксплуатировать электромобили впринципе,понимаете?ДОРОГИ вначленадо сделать. хотя бы но в холода всеранво электромобиль непотянет

  • Анонимно
    8.05.2018 18:01

    Интересно когда чинуши перестанут запускать такие программы из бюджетных средств? По идее этим должны заниматься профессиональные инвесторы, муниципалитет лишь выступать заказчиком. Эти уже все порешали, бабло распилили, хотя наверно и ТЗ еще не согласовано.

  • Анонимно
    8.05.2018 20:48

    Надо делать чтобы аккумуляторы заряжались от движения колеса

    • Анонимно
      8.05.2018 21:16

      Это невозможно.

      • Анонимно
        8.05.2018 22:14

        от генератора

        Привод генераторов осуществляется от шкива коленчатого вала ременной передачей. Чем больше диаметр шкива на коленчатом валу и меньше диаметр шкива генератора, тем выше обороты генератора, соответственно, он способен отдать потребителям больший токhttp://amastercar.ru/articles/electrical_equipment_of_car_11.shtml

        • Анонимно
          9.05.2018 11:41

          Н Уребята нуненадо этофизичски невозможно ПЕРВОЕначало термодинамики выучите

  • Анонимно
    8.05.2018 23:22

    Тут похоже пьяные или неграмотные пишут? Примерно половина комментариев с кучей грамматических ошибок написана. И такие люди рассуждают о будущем?

    • Анонимно
      9.05.2018 11:40

      мы вотличии отвас ПТУ по подготовке операторов маш набора не заканчивали граомтность проверяется письмом ручкой н а бумаге для сведения

  • Анонимно
    8.05.2018 23:26

    В свое время наверняка была куча противников электрических лампочек. Ведь керосиновые лампы были куда привычнее..

    • Анонимно
      9.05.2018 11:40

      противников электролампочек не было,Юва мговрят технические доводы, а вы демгогией занимаетесь

  • Анонимно
    9.05.2018 00:39

    О какие у БО анонимы эксперты- специалисты во всем: что в автобусах, что в молоке, что в татарском языке. Широкого профиля....

    • Анонимно
      9.05.2018 11:44

      Господин если учиться настоящим образом в вузе и вшколе то многие вещи будут понятны для вас, и в ыне будете жертвой людей без образования которые втирают руководств уоткровенно неграомтные техническиерешения ясно?

  • Анонимно
    10.05.2018 17:05

    Надо переходить на водород!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль