Культура 
17.05.2018

«Поколение дворников и сторожей»: они не пишут в «Фейсбук» и не ведут «Инстаграм»

«Борис Борисыч, не болей!»: БГ и «Аквариум» дали в Казани свой самый весенний концерт

Столица Татарстана стала третьим пунктом гастрольного тура «Аквариума» после перерыва, связанного с болезнью Бориса Гребенщикова. И хотя БГ выглядел уставшим, ничто не помешало ему и музыкантам отыграть трехчасовую программу. О том, какие тексты БГ спустя 20–30 лет со дня написания не потеряли своей злободневности, об «Инстаграме» лидера «Аквариума» и общении «паствы» со своим лидером — в репортаже «БИЗНЕС Online».

«АКВАРИУМ» ЕСТЬ «АКВАРИУМ», НАМ НЕЧЕГО ПОДДЕРЖИВАТЬ, У НАС И ТАК ВСЕ В ПОРЯДКЕ»

«Спасибо, любимые!» — эти слова Борис Гребенщиков произносил накануне во время концерта в «Пирамиде» чаще других. Напомним, что в начале марта БГ напугал своих поклонников: тогда появилась информация о том, что 64-летний музыкант загремел в реанимацию в родном Санкт-Петербурге. Из-за этого пришлось сдвинуть сроки тура по случаю выхода в начале года сольного альбома главного рок-поэта отечества «Время N». Вот и традиционное казанское выступление перенесли с конца марта на середину мая. Кстати, столица Татарстана стала лишь третьим городом у Гребенщикова после завершения перерыва в концертной деятельности после Самары и Нижнего Новгорода. Но, судя по намеченному плотному гастрольному графику, артист восстановился после осложнений, связанных с пневмонией.

Многим памятен прошлый приезд рок-гуру в Казань: летом он сыграл в кремле один из своих фирменных для последнего времени уличных концертов, пообщался с публикой в камерной обстановке, а потом выдал блестящее трехчасовое выступление, в ходе которого фронтмен «Аквариума» почти пускался в пляс вместе с благодарной аудиторией. Отличий от того июньского шоу на этот раз было несколько. Во-первых, музыкальный коллектив пополнился молодым клавишником Константином Тумановым, а также мультиинструменталистом Игорем Тимофевым, который уже играл с БГ в середине нулевых. Во-вторых, Гребенщиков на этот раз был не столь подвижен, предпочитая в основном восседать на стуле, а роль главного массовика-затейника передать флейтисту Брайану Финнегану, без которого нынешний «Аквариум» уже трудно представить. Накануне ирландец периодически выдавал танцевальные па вполне в духе Олега Гаркуши и призывал публику к большей активности. В-третьих, к моменту прошлогоднего казанского концерта на просторах YouTube только-только появилось записанное на iPhone видео с песней «Время ***» — возможно, главного мегахита «Аквариума» образца 2018 года, давшего название сольной пластинке Гребенщикова.

Формально нынешний тур и был заявлен в поддержку выхода альбома «Время N», хотя герой отечественного рок-н-ролла и посмеялся в одном из интервью над подобными привязками: «„Аквариум“ есть „Аквариум“, нам нечего поддерживать, у нас и так все в порядке». Действительно, количество выдающихся произведений у Гребенщикова таково (композиция «500», по количеству написанных БГ песен, вышла еще на альбоме «Сестра Хаос» в 2002 году), что он может себе позволить строить программу как хочет. Да, настойчивый голос из зала всегда будет требовать: «Боря, давай „Аделаиду“». Но что петь здесь и сейчас — решают только сами музыканты. А вот Владимир Шахрин или Вячеслав Бутусов себе такого позволить не могут. БГ же все время заставляет поклонников вспоминать какие-то старые и вроде бы забытые вещи, скажем, «Елизавету» с «Русского альбома», где у главной героини два друга: конь, и тот, кто во сне. Она прозвучала на вчерашнем концерте одной из первых.

И НЕМНОГО ГРАЖДАНСКОЙ ЛИРИКИ

В прямом соответствии с еще одной строчкой из «Елизаветы» — «молчи, слова — это смерть» — БГ, в общем-то склонный к разговору со своей «паствой», на этот раз почти ничего не говорил между песнями. Хотя корреспондент «БИЗНЕС Online» и до последнего надеялся на какую-то хлесткую цитату о сегодняшнем дне для заголовка статьи. Герой вечера разве что посетовал, что публика не танцует, после чего последняя, только и ждавшая сигнала от своего кумира, тут же высыпала к сцене, нивелировав преимущества обладателей дорогих билетов из первых рядов партера. Да и хочется отметить охрану «Пирамиды», которая научилась быть незаметной, хотя на обучение этой премудрости и ушли долгие годы. В итоге БГ в основном только отвечал (не всегда в микрофон) на реплики зрителей, которые столпились буквально метрах в пяти от артиста, где у них завязался свой междусобойчик. «Борис Борисыч, не болей!» — крикнули из зала. «А я и не болею», — кажется, что-то подобное ответил чуть виновато Гребенщиков.

Zoom zoom zoom, «Двери травы», «Желтая луна» (в новой аранжировке), «Болота Невы» прозвучали на старте, как и положено в последнее время у «Аквариума», двухактного концерта, о чем «закадровый голос» известил перед самым началом. Но самыми сильными номерами первого отделения были несколько баллад разных лет: «Второе стеклянное чудо», Voulez Vous Coucher Avec Moi и особенно «Та, которую я люблю». Эту вещь, которой больше 20 лет, Гребенщиков всегда исполняет особенно эмоционально, заставляя думать, что за этой песней стоит какая-то очень и очень личная история.

В общем, первое отделение обошлось без злободневных высказываний, хотя и «шить политику» БГ — это всегда дело неблагодарное. Впрочем, «Время N», по признанию едва ли не всех критиков, это одно из самых мощных и внятных музыкальных высказываний о российском дне сегодняшнем. Так что большой русский поэт, пусть и в формате доброго и светлого весеннего концерта, вряд ли мог вовсе отказаться от своей «гражданской лирики». Хотя с последней пластинки прозвучала буквально пара песен («Соль» и «Прикуривает от пустоты»), но были и «Человек из Кемерово» (хотя на фоне недавней трагедии в этом городе вспоминается другая песня «Аквариума» — «Губернатор») и «Ласточка». Во время этих композиций сцена заливалась красным светом. Причем «Ласточка» с все того же легендарного «Русского альбома» еще раз подтвердила: главный рок-поэт страны про наше сегодня все написал уже давным-давно. «Прыг, ласточка, прыг — а всюду враги. На битву со злом взвейся, сокол, козлом. А ты, ласточка, пой, а вслед не беги», — удивительные точные слова о России-2018.

Было еще много хитов – от «Кострома mon amour» до «Гарсон №2», потом публика долго звала БГ и Ко вновь на сцену и в итоге была вознаграждена длинными бисами, так что «Аквариум» вновь перешагнул отметку в три часа хронометража концерта, и это несмотря на то, что сам Гребенщиков к концу выглядел заметно уставшим. Завершился вечер «Днем радости» под аккомпанемент детского крика «Бо-о-о-ря» и непременное «давай „Аделаиду“».

Но хочется обратить внимание на другую композицию, которая неожиданно стала визитной карточкой нынешнего «Аквариума». Это знаменитая «Поколение дворников и сторожей» с альбома аж 1987 года «Равноденствие», песня, которая фактически дала название целому поколению, но и, казалось, ушедшая вместе с «дворниками и сторожами», повзрослевшими, отрастившими себе брюшко и пополнившими отечественный средний класс. Но, как оказалось, это не так. И дело не только в «актуалочке» от БГ: «В наше время, когда каждый третий герой, они не пишут в „Фейсбук“, они не ведут „Инстаграм“...» (Сам музыкант ведет «Инстаграм», где иногда читает стихи, например такие: «Изабелла Юрьевна в шелковом халате, чтобы было чисто, собирала косточки у себя в кровати»). Весь текст этого почти гимна пронизан какой-то неодолимой тревогой: «Мы молчали, как цуцики, пока шла торговля всем, что только можно продать, включая наших детей...» Непонятно, про что это, но кажется, что про всех нас. Возможно, потому что «мы еще смотрим в экран» и, несмотря ни на что, все «еще ждем новостей».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (54) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
17.05.2018 10:22

Вы проводите некорректные сравнения - примерно с таким же успехом можно сопоставлять сладкое с синим. Тексты Макаревича - дидактичны и однозначны, просты для восприятия - они, скорее, для пролетариата, не замороченного излишними знаниями. Гребенщиков, с его претензией на философское и религиозное восприятие мира, - для более интеллигентной публики. Кому нравится арбуз, а кому — свиной хрящик... При этом и Машина, и Аквариум, и Зоопарк - классика нашего рока!

  • Не в обиду будет сказано, но Аквариум и Наутиус вообще никогда не слушаю. Слишком заумно. И не получаю никакого эстетического вкуса.
    Что такое талант?
    Вот как-то (текстово) читал стихи песен Машины и Кино. Такая лажа и примитив.
    Но в сочетании с музыкой, музыкой этих групп, парадокс, такой талант и высота, такая прелесть, в итоге.
    Хотя в плане аранжировки и мотив-то у них не столь необычайный. Но многообразен, разноракурсный, разногранный. Поэтому и Кино, и Машину можно слушать до бесконечности. Не надоедают.
    Макар и Цой - сила конечно.
    И ещё Воскресенье, мне кажется.
    А сколько лет прошло? Это и есть классика рок-н-рола?

    • Анонимно
      17.05.2018 10:01

      Вам и не надо. Слушайте "Кино". Живите счастливо.

    • Анонимно
      17.05.2018 10:22

      Вы проводите некорректные сравнения - примерно с таким же успехом можно сопоставлять сладкое с синим. Тексты Макаревича - дидактичны и однозначны, просты для восприятия - они, скорее, для пролетариата, не замороченного излишними знаниями. Гребенщиков, с его претензией на философское и религиозное восприятие мира, - для более интеллигентной публики. Кому нравится арбуз, а кому — свиной хрящик... При этом и Машина, и Аквариум, и Зоопарк - классика нашего рока!

      • Анонимно
        17.05.2018 11:13

        Но ты возьми вот что. Человек ровно двадцать пять лет читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве. Двадцать пять лет он пережевывает чужие мысли о реализме, натурализме и всяком другом вздоре; двадцать пять лет читает и пишет о том, что умным давно уже известно, а для глупых неинтересно: значит, двадцать пять лет переливает из пустого в порожнее. И в то же время какое самомнение!

    • Анонимно
      17.05.2018 11:12

      Так называемый "русский рок" в принципе не может относится к классике рока.Он не признан нигде в мире.

      • Анонимно
        17.05.2018 11:51

        Из русской поп-музыки и рока в мире были признаны, разве что, ТАТУ, да и те - в течение нескольких месяцев. Этот факт не отменяет, однако, того, что у нас есть свои кумиры и классики, которые, в частности, сумели спеть рок-н-ролл на русском. А вот татарского рока, пожалуй, нет, в принципе.

        • Анонимно
          17.05.2018 12:05

          У татар и не должно быть рока,как и у русских,они все азиаты.А рок это западная культура.

          • Анонимно
            17.05.2018 12:32

            Печально, я думал, что татары - европейцы...

            • Анонимно
              17.05.2018 13:48

              Как татары могут быть европейцами,если их корни уходят в северный Китай и некоторую часть Монголии.

              • Анонимно
                17.05.2018 13:59

                То есть. татары - это монголо-китайцы? A булгары с финно-уграми с волжскими татарами никак не соотносятся?

                • Анонимно
                  17.05.2018 14:32

                  Совершенно верно,те кого вы назвали,это фино угорские племена,которые примкнули к орде,чтоб выжить,со временем приняв их веру и быт,и вынужденно стали татарами,но на самом деле это люди лесов и болот...

      • Команданте
        17.05.2018 14:40

        а где он должен быть признан, кроме как в России?))
        Вы думаете французский шансон признан в США, а монгольское горловое пение в Бразилии?
        Есть жанры музыки, которые предназначены для внутреннего потребления, очень трудно будет объяснить иностранцам русский-советский-российский быт, о котором поет БГ, Чайф или Цой. Важен язык, а русский язык мало кому интересен, те же американцы воспринимают лишь англоязычные песни, и как бы не был крут певец на испанском, французском или китайском языках - он не будет кумиром американцев.

        • Анонимно
          17.05.2018 14:45

          Вывод - татарского рока нет, так как татарский язык ещё менее интересен, чем русский, кому-либо в мире!

          • Команданте
            17.05.2018 14:48

            почему бы ему не быть? ведь есть люди, говорящие по-татарски? и если им заходит рок на родном языке - это очень хорошо

            • Анонимно
              17.05.2018 14:50

              Хоть одну известную татарскую рок-группу назовёте?

              • Анонимно
                17.05.2018 15:07

                А вы назовите хоть одну русскую группу?

              • Анонимно
                17.05.2018 15:09

                В каждой группе "русского рока" состав как правило состоит из людей еврейской национальности в основном.БГ еврей,Цой кореец,Шевчук татарин и т д....русских нет

                • Команданте
                  17.05.2018 15:16

                  Шахрин. Кинчев, Чиграков, Науменко, Бутусов - евреи?)) У вас теория заговора?)

                • Анонимно
                  17.05.2018 15:32

                  Шевчук знает, что он татарин? В недавнем интервью БО он вспомнил лишь одну фразу по-татарски про поиск магазин с аракы...

              • Команданте
                17.05.2018 15:14

                почему я должен называть? я не знаю, увы, татарского, и не буду их слушать. Нужны те, кому это интересно

      • Анонимно
        17.05.2018 16:31

        А он нуждается в признании в мире ? Что такое признание ? Нужно ли оно русскому року , если его аудитория - русский эфир ? Есть японский рок , есть китайский рок - им тоже на Запад пофиг ! Не заморачивайтесь так глубоко ! Вам нравится - это главное !

      • Анонимно
        17.05.2018 20:52

        самое главное, что он признан русскими, да и татар на концерте полно было. А на то, что он в мире не признан мне лично глубоко (дальше сами знаете), как и на весь мир кроме Россиийской Федерации.

    • Анонимно
      17.05.2018 13:24

      Мне никогда не нравился БГ. хрень галимая. и считаю причастным к развалу СССР. есть в городе том сад... для них симих и митншиных.. вощем беда...

  • Не молодой и бел как лунь,
    А в текстах та же всё заумь.
    Из скрытых смыслов мутота,
    Буддизм, нирвана, пустота.

    А-ля Боб Дилан антураж,
    С претензией на эпатаж.
    Политкорректный пофигист,
    Гребенщиков – аквариумист.

    Псалмы и мантры, звукоряд
    Для поседевших октябрят.
    Он их кумир, властитель дум,
    Шаман, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.

    Словесная галиматья -
    Его рецепт для забытья.
    Эффект усилится в разы,
    Призвав на помощь Лао – цзы.

    Знакомый с юности музон,
    Чарует будто самогон.
    С гитарой-посохом мудрец,
    В глазах наигранный скорбец.

    Подстрочник – вот его удел,
    На этом он забронзовел.
    В России умер рок-н-ролл,
    Остался только ореол.

  • Анонимно
    17.05.2018 10:25

    "БГ - Бог! От него сияние исходит" (с)

    • Анонимно
      17.05.2018 11:14

      Чем выше залезаешь в астрал, тем больше несешь дребедень.

  • Анонимно
    17.05.2018 11:24

    Совковый так называемый рок в начале 90х не только перестал быть запрещенным, но и попер из зомбоящика, зачастую в качестве приправы к предвыборной брехне тогдашних политических лохотронщиков. Романтики не стало — остались только три аккорда, убогие голоса и стареющие и жиреющие хрены.
    Кроме того, стали массово продаваться или распространяться через «студии звукозаписи» записи западных исполнителей, у которых совковые рокеры невозбранно драли, а «Аквариум» занимался этим больше всех остальных. Поскольку творчество БГ было изначально ориентировано на небыдло, это ВНЕЗАПНО вышло ему боком: небыдло ринулось затариваться Дэвидом Боуи, Лу Ридом, Бобом Марли и прочими первоисточниками, и про Боба в основном позабыло.И надо сказать настоящие хиппи никогда не слушали русский рок,в том числе и Боба.
    Боб здорово подпортил свою репутацию, попытавшись продвинуться в западном направлении. Результатом стал запредельно унылый альбом «Radio Silence» c песнями на английском языке с русским акцентом, который в Штатах слушать никто не стал, а в Совке олдовые аквариумисты от него дружно отвернулись, поскольку жалкие потуги выдать попсу в угоду тупым пиндосам были очевидны. Хуже всего то, что даже попсы не получилось. Существует версия, что тогдашний состав «Аквариума» развалился, разругавшись при дележе денег от этого альбома.
    Слушают всё это главным образом такие же старички и перечницы, как и сам Боб (встречается, правда, и молодняк) Некоторые слушают по привычке ищущие глубинный смысл либо просто вспоминает времена, когда трава была зеленой, портвейн — вкусным, а будущее — интересным. Поскольку известен Боб с начала 80-х, а кое-кому и с конца 70-х, накопиться таких заспиртованных личностей успело достаточно для того, чтобы обеспечивать своему кумиру раскупаемость альбомов и посещаемость концертов, достаточных для безбедного существования.

    • 11.24.
      Причём здесь быдло и не быдло.
      У Гребенщикова хорошие стихи. Лучше чем Макаровские или Цоевские. И музыка не плохая.
      Для меня, на мой взгляд и на мой вкус - стихи БГ никак не ложатся на собственную же его музыку. То есть диссонанс гармонии получается. У меня своё мнение и свой вкус. И лично я не получают от творчества БГ эстетического удовольствия. Это что,? , чёткий критерий быдлости или небылости что ли? А может просто критерии предпочтений и вкуса.

      • Анонимно
        17.05.2018 13:40

        "Долгая память - хуже, чем сифилис,
        Особенно в узком кругу..."
        "Электрический пёс", Б. Гребенщиков

      • Анонимно
        17.05.2018 13:52

        Парень наверное хотел дать определение,
        что быдло слушает дешёвый попсовый ширпотреб и уголовный блатняк,а небыдло слушает интеллектуальный рок.

  • Анонимно
    17.05.2018 11:28

    Коль слышишь ты,
    Что в песне нет мотиЙИЙИИИва
    И смысла гав,
    И связи между слов,
    О ней не отзывайся некрасиво,
    Ведь это пел Борис Гребенщиков.

  • Анонимно
    17.05.2018 12:16

    Этот поезд в огне.....
    Что имел ввиду автор, когда писал.........эта земля была нашей, пока мы не увязли в борьбе?
    Монголов, что ли, после смерти Тимуджина Есугетовича?

  • Анонимно
    17.05.2018 12:43

    Из, т.н., "русского рока", иногда переслушиваю Зоопарк. Всё остальное не считаю, заслуживающим внимания.. В то время ещё нравился Урфин Джюс. Но, недавно переслушал и понял, что люди откровенно заимствовали ходы своих прославленных западных....Коллегами назвать - будет кощунственно. Аквариум никогда не понимал. По мне, так дикая белиберда, положенная на какие-то индийско-фолковые мотивы. Типа, хари-кришна. Но, даже у того же Boy George получается веселее)

    • Команданте
      17.05.2018 14:43

      ну Майк то недалеко ушел от БГ

      • Анонимно
        17.05.2018 14:58

        Майк был панк,а БГ был хиппи.

        • Анонимно
          17.05.2018 16:07

          У Майка и блюзовые мотивы хорошо переплетались с панковым звучанием.. Взять ту же "Когда я знал тебя совсем другой". Блюз, и весьма неплохой

          • Анонимно
            17.05.2018 17:37

            Уважаемые « знатоки русского рока « , не могли бы вы здесь не писать или не пИсать ? А то от ваших глубокомысленных излияний здесь становится тухло ! Тем более , что на концерте то вы в отличии от нас - не были ! Поэтому вам и не понять - как это : « небо становится ближе ...»

  • Анонимно
    17.05.2018 13:55

    Пока в Росиянии достойным европейским роком можно назвать творчество "ДДТ" и Юрца-огурца,остальное шлак.

  • Анонимно
    17.05.2018 13:58

    Кроме Джона Леннона и Боба Дилана никого не признаю.

    • Анонимно
      17.05.2018 15:00

      эта шедевральная музыка должна войти в жилы,Джон и Боб это боги.

    • Анонимно
      17.05.2018 17:42

      Ну и зря ! Мне вас искренне жаль! А как же Пинк Флойд ? Дарк сайд или Виш ю ве хир ?

  • Анонимно
    17.05.2018 14:22

    Понятно, что песня- это драматургия при помощи музыки и слов.
    У Цоя, например, какая драма была?

  • Анонимно
    17.05.2018 14:35

    Был замечательный, чудесный концерт.
    Осталось такое теплое и радостное чувство, что хочется им делиться.
    Всем мира, добра и радости!
    А Борису Борисовичу здоровья и долгих лет!

  • Анонимно
    17.05.2018 18:00

    Концерт был потрясающим ! БГ выдал лучший саунд за все время с потери Рубекина ! Поражаюсь - как можно каждый раз быть неповторимым ! Каждый новый концерт - это совершенно новый формат и совершенно новый звук и прочтение казалось бы залитованных в анналы хитов ! Гениально и божественно ! Все музыканты - суперпрофи . Играют - как боги , это непередоваемо ! БГ руководит ими играючи - как дирижер огромного оркестра . Девять человек на сцене создали настоящий шедевр звука и энергетики , достойный быть записанным отдельной пластинкой ( очень надеюсь на это ) . Спасибо за полученные в очередной раз эмоции. Поеду в Москву - на тамошний концерт в июне .

    • Анонимно
      17.05.2018 21:00

      меня возьмете? я вчера был очарован, 20 лет на БГ не был,вчера понял зря, БГ не стал хуже, а в чем-то даже интереснее

  • Анонимно
    17.05.2018 21:44

    а я была на том концерте....

  • Анонимно
    18.05.2018 00:49

    Видел пару его кратких интервью, когда он с листа пытается ответить на не очень-то сложные вопросы.. Ни одной связанной мысли, зато - "многозначительная", загадочная улыбка и банальные отрывки незаконченных фраз..
    Помнится, совсем недавно они с Макаром очень даже ладили с Путиным - чаи вместе распивали в "царских хоромах". Сейчас Макар в контрах с властью, говорит - по убеждению, пиар не причем. Только не верится мне, что можно поменять убеждения с утра на вечер. БГ хоть в этом оказался честнее Макара.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль