Общество 

«Цель правильного авиашоу – продвинуть к деньгам продукт или производителя»

Иван Грачев
2018-08-11 12:00

У нас огромная страна, и нам обязательно нужны самолеты, пишет в своем материале для «БИЗНЕС Online» главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН, экс-депутат Госдумы РФ доктор экономических наук Иван Грачев. Он напоминает, что мы первыми прорвались в космос, но последние в прибыли от этого. Но у российских авиационщиков появилась возможность поучаствовать в глобальном международном авиационном проекте.

Иван Грачев считает, что у российских авиационщиков появилась возможность поучаствовать в глобальном международном авиационном проекте Иван Грачев считает, что у российских авиационщиков появилась возможность поучаствовать в глобальном международном авиационном проекте

РОССИЯ В ЧАСТИ АЭРОКОСМОСА МОЖЕТ БЫТЬ ВТОРОЙ-ПЕРВОЙ СТРАНОЙ В МИРЕ И СЕЙЧАС

На этой неделе над Казанью и особенно над Казанкой то и дело летали самолеты – «репетировали» к авиационному празднику «Я выбираю небо!». Он состоялся вчера, 10 августа, и порадовал горожан демонстрационными полетами тяжелых бомбардировщиков Ту-95, Ту-160, Ту-22МЗ, деловой авиации Honda Jet и Л-410, самолетов, которые относятся авиации общего назначения, – Stinson 108, Cessna 172, «Фермер», а также вертолетов «Ансат», Ми-8 и Ка-32. Днем раньше, 9 августа, на «Казанской ярмарке» открылась IX международная специализированная выставка «Авиакосмические технологии». Ну а в конце лета, 25 и 26 августа, Казань примет, уже во второй раз, этап зрелищных авиагонок Red Bull Air Race. Как видите, август для столицы Татарстана уже не первый год становится подлинно авиационным месяцем.

Вот об авиации мы и поговорим.

Когда я в мае был в «БИЗНЕС Online» на интернет-конференции, то говорил о том, что Россия в части аэрокосмоса может быть второй-первой страной в мире и сейчас, потому что прорывы в экономике начинаются с той сферы, где у тебя остались неистребимые преимущества, где ты мог бы со всего мира снимать сливки.

К слову, буквально на днях и президент России заявил, что нашу космическую отрасль необходимо вывести на новый уровень: «Нашей ракетно-космической промышленности нужно выйти на устойчивый рост качества продукции и выполняемых работ, цена которых должна быть глобально конкурентоспособна».

Авиационный праздник «Я выбираю небо!» порадовал горожан демонстрационными полетами тяжелых бомбардировщиков Авиационный праздник «Я выбираю небо!» порадовал горожан демонстрационными полетами тяжелых бомбардировщиков

ДЛЯ МИРА ЭТО НА БЛИЖАЙШИЙ ВЕК БУДЕТ ОТРАСЛЬ ИЗ ТРОЙКИ ГЛАВНЫХ

С этой точки зрения и оценим авиационные перспективы Казани. Для начала – о долгосрочных перспективах аэрокосмоса. Я уверен, что для мира это на ближайший век будет отрасль из тройки главных. Будут построены база на Луне и колония на Марсе, что кардинально изменит вес цивилизации (есть такой термин у физиков), то есть вероятность ее выживания. Это главнейшая задача всего живого, следовательно, человечество обязательно будет за это платить.

Но у России здесь две большие проблемы. Первая – для всей отрасли. Мы первые прорвались в космос, но последние в прибыли от этого. И вторая – для авиационной подотрасли. Россия – огромная страна, и нам обязательно нужны самолеты. Но мы маленькая страна в смысле людей, у которых есть деньги на авиабилеты. То есть самолеты нужны позарез, но мало.

Обе проблемы решаются правильным подбором партнера. Естественно, это Китай. Тоже страна большая во всех отношениях. По оценке американской корпорации Boeing, Китаю до 34 года понадобится порядка 7 тыс. самолетов, из которых примерно полторы тысячи – широкофюзеляжных. В деньгах это примерно полтриллиона долларов. Китай и до торговой войны с США не собирался платить эти деньги Западу. Но, поскольку у него, в отличие от России, нет опыта по широкофюзеляжным лайнерам, он выбрал в качестве партнера, с которым все будет дешевле и быстрее, не какую-то западную страну, а Российскую Федерацию.

Отсюда появился проект совместного широкофюзеляжного самолета. На вчерашний день он выглядел таким образом. Двигатели и авионика – с Запада, с последующей заменой на свои вдолгую. Остальное, то есть фюзеляж, композитные крылья и так далее, делают Китай и Россия – 50 на 50. Основная финальная сборка – в Китае и, возможно, в России, если на такой самолет будут покупатели в других странах.

Относительно других стран. Был аналогичный прогноз для Индии и стран Юго-Востока. В те же сроки им всем вместе понадобится вдвое больше широкофюзеляжных самолетов, чем Китаю. А это еще триллион долларов с шансами на успех хотя бы на половину суммы. По очень простой причине. Расстояние от столиц Юго-Восточной Азии, так же как и от Пекина до почти всех интересных объектов, сильно меньше 10 тысяч. И в этом плане западные широкофюзеляжные самолеты заведомо неоптимальны для данного рынка, потому для него совместный проект может быть гораздо экономичнее.

Тут еще надо иметь в виду, что на сегодня – с учетом абсолютно прогнозируемой войны (торговой?!) США с Китаем – идея получать дешево с Запада что-то для большого авиационного проекта утопична. И у меня нет сомнений, что Российская Федерация совместно с Китаем быстро справится с авионикой. Проблемы могут быть с пермским двигателем ПС35, но и это решаемо.

Август для столицы Татарстана уже не первый год становится подлинно авиационным месяцем Август для столицы Татарстана уже не первый год становится подлинно авиационным месяцем

АВИАЦИОННЫЕ ШОУ В КАЗАНИ МОГУТ И ДОЛЖНЫ БЫТЬ УСПЕШНЫМИ

Итак, есть авиационный проект, который на подъеме может давать $60 млрд в год, причем половину из них должна получать Россия.

Выбранная схема предполагает разброс производства элементов самолета по разным авиазаводам. В России штук пять авиазаводов уровня казанского. Каждый из них вправе претендовать на $6 миллиардов. Поскольку основным потребителем самолетов будет Китай, мне трудно себе представить, что он не поучаствует в определении заводов-производителей, в том числе и в России. И хотя одному из моих «спрашивателей» не нравится военная часть, у нас есть простые факты, которые свидетельствуют, что почти все самое-самое появляется сначала для военных. И в этом плане военная продукция производителя является критерием будущих возможностей завода при производстве компонентов.

Кроме того, прошла информация о разработке Китаем гиперзвуковых ракет, аналогичных российским. А носителей, сопоставимых с казанскими «тушками», у Китая нет. Учитывая мою всегдашнюю уверенность в неизбежности конфликта США с Поднебесной, считаю, что китайцы должны проявлять интерес и к собственно военной продукции...

Следовательно, авиационные шоу в Казани могут и должны быть успешными. Тем более что любое правильное авиашоу имеет целью продвинуть к деньгам продукт или производителя. Критерием успеха авиационного праздника для меня был бы уровень китайской делегации на нем. Татарстан успешно сотрудничает с Китаем, поэтому республике стоило бы держать в уме и возможность взаимодействия в авиационной сфере...

Если в Поднебесной не устроят перекройку «по Горбачеву» (а генсек ЦК Компартии Китая, председатель КНР Си Цзиньпин, по-моему, осознал, что все следующее поколение управленцев обучено в гарвардах), то совместные широкофюзеляжные самолеты будут. И это, с моей точки зрения, потребует сбора команды, которая проанализирует возможность хорошо на таком самолете заработать.

Иван Грачев

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (36) Обновить комментарииОбновить комментарии
Б_Обама
11.08.2018 12:19

Опять сказки рассказывает товарищ. Какие 60 млрд. долларов в год от продажи самолетов. Кому? Китаю? Да Китай скорее сам завалит самолетами Россию. И конфликта с Китаем у США не будет. Зря на это надеялись в свое время, зря и сейчас надеются. И про освоение Луны и Марса уже совсем загнул товарищ. Не будет как такого освоения. А если и будет, то через пару сотен лет, но и то, так от избытка денег у кого-то. И уж привязывать к этому развитие авиации могут только в России. Господам следовало бы понять, что без авионики, без систем управления, без масштабного производства новых материалов ничего не выйдет с авиастроением. А в условиях санкций придется закрыть и существующие производства того же Суперджета 100 и забыть про МС-21.

  • Анонимно
    11.08.2018 12:06

    Экономика в крутом пике, а они самолетики решили делать. Смешно.

    • Анонимно
      11.08.2018 12:22

      Совсем не смешно, а грустно (((
      Экономисты-политологи рассуждают об авиации. Не встречал ни одного инженера, рассуждающего о юридических вопросах, а эти теоретики все знают )))

      • Анонимно
        11.08.2018 13:04

        Как это не печально, сегодня в у нас в основном прибыль приносят деньги, вложенные в шоу-бизнес, например в программы Петросяна и Степаненко.

    • Анонимно
      11.08.2018 12:33

      Так расскажи, умник, куда надо вкладывать, если не в высокотехнологичные производства, чтоб экономику поднять?

      • Анонимно
        11.08.2018 12:53

        в России есть высокотехнологичные производства?)) Чуть со стула не упал от смеха))

        • Анонимно
          11.08.2018 13:35

          Ощущение, что давно упал и ударился. С офисниками даже в спор вступать желания нет.

          • Анонимно
            11.08.2018 15:05

            Аналогично! С уличными экспертами говорить не о чем.

            • Анонимно
              11.08.2018 18:19

              Ну же, господа "настоящие эксперты"! Просветите нас, либерастов неразумных, где в России "высокотехнологичное производство"? Где у нас СВОИ заводы по производству СВОИХ элементов? Где у нас отечественные современные производственные линии и станки?
              П.С. В черном ящике сбитого турками в 2015 Су стоял КИТАЙСКИЙ чип. Причем дешевый.
              А так да, все остальное супертехнологично.

          • Анонимно
            14.08.2018 17:57

            Угу, оскорбился и ушел. Прям в высокотехнологичных лаптях, как был.

      • Анонимно
        11.08.2018 13:01

        Какое-какое??? Высокотехнологичное???
        Назови адреса!
        Лён, пенька и деготь - вот вершина высокотехнологичности сейчас.
        А как вершина - экспорт нефти )))
        Умник-экономист!

      • Анонимно
        14.08.2018 17:56

        А чего высокотехнологичного в работе на оборудовании 60-х?

    • Анонимно
      11.08.2018 13:46

      Всё, на чём выехала Россия в ХХ веке, особенно после 1945 года, это на технологиях США и Германии.
      Космос - это фон Браун и его ракета Фау, переименованная в королёвскую Р-7.
      А потом, при помощи промышленного шпионажа доработанная на американских технологиях.
      Автомобилестроение - полностью на американских технологиях. От Зисов и Зилов, основанных на Студебеккерах, Правительственных Зисов и Зимов от Паккарда до Победы и Волги -21. Далее не смогли переварить ускоряющуюся смену технологий и просто решили купить итальянский Фиат.
      Авиация гражданская, то , что касается Туполева - сплошной плагиат так же от американцев. Как он начал со "своего" Ту-4, он же суперкрепость США В-29, так и гнал дальше.
      Металлургия и энергетика ещё с индустриализации 30-х - это заводы и технология США.
      Господин Грачёв, на чём подыматься то будем?

      • Анонимно
        11.08.2018 21:55

        Вы уважаемый Туполева не трогай все авиационный и космический КБ выросли как раз от туполева. Второе первый сериный гражданский реактивный самолёт сделал Туполев. Третье если Китай, как вы говорите завалит весь мир своими самолетами то че они до сих пор производят наш ту 16, а про двигатели для всех видов самолётов закупают у нас, а про автомобильную промышленость это мрак произдства копий автомобилей качественно у них почему-то дорожесли чем оригинал хотя в разработку и обкатку они не вкладывали а просто скопировали.

        • Анонимно
          12.08.2018 00:17

          Первый "серийный
          гражданский реактивный самолет" Ту-104 был переделан из бомбардировщика с соответствующим уровнем "комфорта" и довольно быстро был снят с производства.
          Китайцы давно не закупают у нас "двигатели для всех видов самолетов". Возможно, штучно военные.
          Они давно строят свои. Лицензионные западные. Более того, активно развивают свой авиапром. Внутри Китая давно летают китайские самолеты. Пока Боингу и Эрбасу не конкуренты, но уже вплотную подбираются.


  • Анонимно
    11.08.2018 12:15

    самолёты для оборонки или гражданки? космос тоже имеет стратегическое значение...если речь Грачева только об утерянном первенстве, то уже поздно: "поезд ушел"...

  • Б_Обама
    11.08.2018 12:19

    Опять сказки рассказывает товарищ. Какие 60 млрд. долларов в год от продажи самолетов. Кому? Китаю? Да Китай скорее сам завалит самолетами Россию. И конфликта с Китаем у США не будет. Зря на это надеялись в свое время, зря и сейчас надеются. И про освоение Луны и Марса уже совсем загнул товарищ. Не будет как такого освоения. А если и будет, то через пару сотен лет, но и то, так от избытка денег у кого-то. И уж привязывать к этому развитие авиации могут только в России. Господам следовало бы понять, что без авионики, без систем управления, без масштабного производства новых материалов ничего не выйдет с авиастроением. А в условиях санкций придется закрыть и существующие производства того же Суперджета 100 и забыть про МС-21.

    • Анонимно
      11.08.2018 22:01

      Ну и славу богу, что закроют эти отверточное производство мс-21 и суперджетов 100, а будут производить наши самолёты ту-334, ту-224(ту-204-300), ту-214(ту-204-200), ту -204, ил-96.

      • Анонимно
        12.08.2018 00:02

        Для производства "наших" Ту и Ил тоже нужны западные технологии, станки, материалы, не говоря об элементной базе для авионики, которую в принципе в России не делают.

      • Анонимно
        14.08.2018 17:55

        А ещё Москвич-412 и ГАЗ-21. Потом на телеги перейдем.

    • Анонимно
      12.08.2018 07:31

      На счет геополитикт Китая оч хотелось бы статью в БО. Но видимо нет повода для статьи, либо под запретом освещения основные аспекты отношений рф и Китая.

  • Анонимно
    11.08.2018 12:20

    В России новости существуют в будущем времени

  • Анонимно
    11.08.2018 12:24

    Грачёв не в курсе что-ли о авиационном комплексе в Ульяновске, созданным для производства широкофюзеляжных самолетов?
    Казань и сбоку не стояла в этой теме!

    • Анонимно
      11.08.2018 22:09

      Ульяновский авиазавод создан для производства грузовых самолётов высокопланов, а производство широкофюзеляжных самолётов заточен воронежский авиазавод, где и производился ил-86 и ил-96.сейчас в России нормальных авиазаводов с выпуском гражданских самолётов три, это Самара, Казань и Воронеж остальные могут делать только часть работ, а полный цикл только эти три.

      • Анонимно
        12.08.2018 00:04

        В Самаре несколько лет назад достроили для МО последний Ту-154м, с тех пор о заводе ни слуху ни духу.
        В Воронеже, как и в Казани, завод на ладан дышит.

      • Анонимно
        14.08.2018 17:54

        Точнее, полный цикл и эти три уже с трудом. 1-3 самолета в год это не производство.

  • Анонимно
    11.08.2018 12:44

    Если только ныть и ничего не делать, останешься ни с чем. Может, начать быть лапками в сметане? Поискать способы сотрудничества и в авиации с Китаем? Стиральные машины от КНР - неплохо, но ш/ф самолёты гораздо лучше. Казань авиационный город, много потеряно, но порох в пороховницах, судя по КВЗ и КАПО, есть. Ещё можем построить отличный самолёт и крикнуть "От винта!" Это показал и вчерашний праздник "Я выбираю небо". Нельзя сдаваться!

    • Анонимно
      13.08.2018 08:07

      Винтовые самолеты да можем

    • Анонимно
      14.08.2018 17:53

      Сдаваться не надо, вешать себе лапшу на уши и ходить в розовых очках - тем более.

  • Анонимно
    11.08.2018 12:51

    Болтун и фантазер.

  • Анонимно
    11.08.2018 14:55

    Этот Грачёв недавно расхваливал в БО "железное руководство" экономикой в РФ с 50% (по некоторым данным- 67%) государственной доли. С такой долей государства в экономике, приближающейся к социалистической экономике, забудьте про всякое экономическое развитие. Да и какие страны пригласят РФ в кооперацию по современным самолётам? Дурацкая фантазия.

  • Анонимно
    11.08.2018 21:25

    Пусть Грачев расскажет о провале проекта су-57,он же пак фа. А также о том сколько денег на него угрохали. Также очень интересен анализ по проекту суперджета. Сколько бортов произвели, какой финансовый результат? Про то что в космосе нас уделал бывший программист, я вообще молчу.

  • Анонимно
    12.08.2018 15:43

    На одном из форумов увидел такой текст.
    Не могу утверждать, правда или нет. Но зная состояние российской промышленности, очень похожу на правду.
    Сразу скажу- речь идет о "нашей гордости", "суперсовременных комплексах", "не имеющих аналогов".
    ........ "источник- общение с инженерами из структур Рособоронэкспорта. У них вся продукция и технологическое оборудование включает комплектацию, подпадающую под санкции. Чипы все американские, прецизионные механизмы голландские, линии печатного монтажа японские и т.д. "

  • Анонимно
    12.08.2018 19:40

    Надо немедленно, пока не перерезали железнодорожное сообщение, вывезти эшелонами из Чехии производственные мощности из Куновиц, где производят Л-410, владельцем этого предприятия является УГМК, мощности надо разместить на КАПО.

  • Анонимно
    13.08.2018 10:18

    Не буду затрагивать такие высокие темы, для меня, как для обычного жителя, было очень обидно проведение данного мероприятия в пятницу, когда я был на работе и не смог посмотреть очень редкое шоу, почему нельзя было устроить в субботу!? Сынуля тоже не посмотрел, обидно.

  • Анонимно
    14.08.2018 17:51

    Что, автор уже отгрозил Трампу? Тот сильно испугался-то в итоге?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль