Культура 
5.09.2018

Чудо-музей от Шаймиева в Свияжске: изба на улице Татарской и сапог времен Ивана Грозного

Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал в музее археологии дерева в «форме гробницы отца Александра Македонского» за день до открытия

Сегодня в Свияжске на месте раскопа «Татарская слободка» откроется почти что единственный в своем роде музей археологии дерева. Можно будет воочию увидеть, как жили и какими предметами обихода пользовались наши предки 400 и даже 500 лет назад: всего здесь собрано более 4 тыс. предметов, найденных на берегу острова-града, в том числе, к примеру, форма для выпечки пряников с языческими символами и обширнейшая коллекция поплавков.

В Свияжске на месте раскопа «Татарская слободка» открывается почти что единственный в своем роде музей археологии дерева В Свияжске на месте раскопа «Татарская слободка» открывается почти что единственный в своем роде музей археологии дерева

«ВЫБРАНА ФОРМА ИСКУССТВЕННОГО ХОЛМА»

«Он с таким вкусом сделан, что будет входить в тройку лучших музеев России и может претендовать и на международные премии», — такими были впечатления от музея археологического дерева в Свияжске известного режиссера и сценариста Авдотьи Смирновой, приезжавшей на остров-град еще в августе. Официальное же его открытие случится в рамках форума ЮНЕСКО по межкультурному диалогу, который начался вчера в Казани и проходит под патронажем госсоветника РТ Минтимера Шаймиева. В преддверии этого мероприятия на брифинге исполнительный директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова и директор Института археологии им. Халикова АН РТ Айрат Ситдиков особо отметили, что конкурировать с таким музеем могут только белорусский «Берестье» и шведский «Ваза», но и то относительно.

С нашим гидом, директором музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артемом Силкиным мы встретились накануне открытия около речного вокзала Свияжска. Новый музей находится чуть правее от пристани и его вполне можно принять за обычный зеленый холм, если бы не стеклянные двери в металлических рамах. Силкин подчеркивает, что такая форма музея была выбрана не случайно: эксперты ЮНЕСКО посоветовали найти для него нетрадиционное архитектурное решение. «Поэтому была выбрана форма искусственного холма, которая некоторым образом повторяет гробницу отца Александра Македонского. Что нам дает эта конструкция? Она делает музей относительно незаметным, не мешает восприятию традиционного свияжского ландшафта и в то же время она позволяет создать такой интересный эффект, когда мы видим относительно небольшой холм, а когда мы заходим внутрь, то видим там достаточно большое пространство. Для музейной части это важный момент», — подчеркивает шеф музея-заповедника.

В музее наводят «последнюю красоту»: рабочие вытирают пыль, сотрудники еще раз осматривают экспонаты В музее наводят финальный лоск: рабочие вытирают пыль, сотрудники еще раз осматривают экспонаты

В самом музее археологического дерева тем временем наводят финальный лоск: рабочие вытирают пыль, сотрудники еще раз осматривают экспонаты. Мы проходим в широкий холл, а наш гид продолжает: в Российской Федерации ни одного подобного музея нет. «И это несмотря на то, что мы имеем такой известный памятник, как Великий Новгород, где есть массовые находки органических материалов, в том числе средневековых построек. Но там не была реализована задача постоянного показа законсервированной археологической древесины. Сейчас они экспонируют раскопки, в которых проходят работы, а сами деревянные материалы хранятся в запасниках, часть находится у исследователей, но в цельном виде они зрителям недоступны», — рассказывает Силкин. По его словам, перед началом создания музея был изучен весь мировой опыт, в том числе и опыт новгородцев, после чего был принят ряд технических решений.

«К счастью, идея была поддержана Минтимером Шариповичем Шаймиевым, потому что он понимает важность сохранения этих подлинных материалов и с интересом относится к нестандартным музейным решениям», — отмечает наш собеседник уже на входе в само помещение музея.

Артем Силкин подчеркивает, что такая форма музея была выбрана не случайно – эксперты ЮНЕСКО посоветовали найти для него нетрадиционное архитектурное решение Артем Силкин подчеркивает, что такая форма музея была выбрана не случайно: эксперты ЮНЕСКО посоветовали найти для него нетрадиционное архитектурное решение

Сам музей является однозальным и представляет собой почти правильный квадрат, в середине которого на разных ярусах находятся остатки деревянных зданий, а по сторонам этого квадрата расположены витрины с экспонатами, в том числе и интерактивными. Уникальность именно этого музея, по словам Силкина, состоит в том, что почти все такого рода учреждения — это музеи-корабли, как, например, знаменитый корабль-музей «Ваза» в Швеции. Такие музеи есть в Норвегии, в Дании, где выставлены корабли викингов. Даже в Египте, в Каире есть музей, где демонстрируется модель древнеегипетского судна. В Великобритании демонстрируются какие-то отдельные элементы судов, во Франции. А вот музеев, посвященных городской застройке, практически нет. «Ну разве что музей „Берестье“ в Беларуси, но там в свое время были применены не очень удачные методики консервации археологической древесины, да и сама конструкция имеет некоторые проблемы, связанные с сохранностью выявленных в ходе раскопок материалов. Мы все эти нюансы постарались учесть и надеемся, что наш музей станет не только прекрасной экспозицией, которая будет интересна людям, но и новаторским исследовательским проектом по сохранению археологической древесины», — считает наш собеседник.

По словам Силкина, и само место нахождения музея не случайно. Идея в том и состояла, чтобы создать музей непосредственно в том месте, где были раскопки. А ведь именно здесь, в нижней, так называемой посадской части Свияжска проходила когда-то Татарская улица, был Татарский двор и было обнаружено несколько десятков деревянных сооружений.

Именно здесь, в нижней, так называемой посадской части Свияжска проходила когда-то Татарская улица, был Татарский двор и было обнаружено несколько десятков деревянных сооружений Именно здесь, в нижней, так называемой посадской части Свияжска проходила когда-то Татарская улица, был Татарский двор и было обнаружено несколько десятков деревянных сооружений

...И ДВА МАКЕТА ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ

Показывая на остатки срубов в центральной части зала, директор музея поясняет: мы находимся в нижней части Свияжска, где культурный слой достигает 4 метров. И на этой глубине можно увидеть остатки построек XVI–XVII веков. Поскольку в этой влажной почве древесина очень хорошо сохраняется, ученые смогли воссоздать внешний облик этих домов.

Экспозиция начинается с демонстраций находок раннего периода. Чуть дальше можно увидеть ранние периоды мощения. В XVI веке, как мы видим, улицу выкладывали просто корой, потом стали использовать деревянные плашки. Теплые жилые помещения — достаточно небольшие, чтобы не тратить топливо. Сохранен даже торчащий из земли пень, который обозначает нижнюю границу культурного слоя. То есть те самые деревья, которые были срублены строителями Свияжска в середине XVI столетия. На пне даже видны следы от топора.

Лампы под потолком светят не ярко, и этот приглушенный свет таким и останется, потому что является частью программы консервации древесины Лампы под потолком светят не ярко, и этот приглушенный свет таким и останется, потому что является частью программы консервации древесины

Лампы под потолком светят не ярко и, по словам нашего гида, этот приглушенный свет таким и останется, потому что является частью программы консервации древесины. Органические материалы очень чувствительны к силе светового потока. Поэтому здесь выбран такой оптимальный уровень, который и позволяет их сохранить. Всего здесь несколько тысяч экспонатов (если считать вместе с фондами открытого хранения, то их представлено более 4,5 тысячи). То, что не вошло в экспозицию, находится на консервации. «Часть предметов экспозиции потом будет заменяться на какие-то другие предметы, которые будут отреставрированы. Потому что музей — это живой организм. Музей — это живая работа, придя в него через два года, вы увидите, что он претерпел какие-то небольшие изменения», — говорит Силкин.

Общая площадь музея — более 2,5 тыс. кв. м, причем зона самого раскопа составляет 900 кв. метров. В центральной части экспонируются достаточно крупногабаритные предметы: бревна, остатки построек, а в расположенных по краям зала — уже индивидуальные. 

В центральной части экспонируются достаточно крупногабаритные предметы: бревна, остатки построек В центральной части экспонируются достаточно крупногабаритные предметы: бревна, остатки построек

«По этой стороне — находки, которые рассказывают о технологических приемах работы с древесиной, существовавших в XVI–XVII столетиях. Вот конструкция забора, хозяйские постройки, крыша, инструменты, которыми обрабатывалась древесина. И два макета свияжской Троицкой церкви, которые изготовил российский реставратор по дереву Александр Попов. Они разные — XVII и XVIII века, потому что в ходе своего присутствия в Свияжске эта церковь претерпевала различные архитектурные изменения», — поясняет Силкин.

Мы идем дальше и видим за стеклянной стеной справа лежащие на подставках старые бревна. Силкин поясняет, что это как раз места для фондов открытого хранения. «Важным моментом является то, что в этом музее предусмотрено так называемое открытое хранение фондов, то есть та древесина, которая по различным причинам не вошла в состав экспозиции, демонстрируется здесь на стеллажах, ее можно увидеть. С ней будут проводится реставрационные работы. Здесь же предусмотрена небольшая лаборатория для консервации дерева. Но, конечно, основной объем работ по консервации будет осуществляться силами лаборатории археологии Академии наук РТ, которую возглавляет Ситдиков. Потому что в этом институте накоплен очень большой опыт реставрации предметов из мокрого археологического слоя», — рассказывает наш гид.

По его словам, эти бревна — в основном различные детали зданий, обнаруженных здесь. Рядом находятся детали кораблей — стругов XVI–XVII веков, которые по мере своего прихождения в негодность использовались в хозяйстве для каких-то других целей.

Два макета свияжской Троицкой церкви изготовил российский реставратор по дереву Александр Попов Два макета свияжской Троицкой церкви изготовил российский реставратор по дереву Александр Попов

МУЖСКОЙ САПОГ ИЗ БЕРЕСТЫ

В раскопе удалось обнаружить неплохо сохранившимися не только крупногабаритные сооружения, но и различные бытовые предметы. На стенде мы видим лыжу XVII столетия, деталь от санок. Рядом — более мелкие предметы: кости для игры в бабки, шашки, различные глиняные изделия. Все это найдено здесь, в Свияжске. И среди прочего — неплохо сохранившаяся игрушка — кожаная лошадка XVII столетия. Таких лошадок здесь обнаружено несколько. Рядом — детские погремушки, свистульки.

Следующая экспозиция связана с пространством дома, мы видим здесь элементы украшения наружного окна, слюдяные кусочки, из которых набирались окна в XVI–XVII столетии, поскольку стекла тогда еще не использовали. Циновки, которые клали на пол, изразцы, которыми украшались печи. В интерактивных витринках, которые включат, когда музей начнет работать, будет подробный рассказ об этих элементах. Где они находились в доме тех времен, какие аналоги применяются в современных домах. Далее — продолжение бытового комплекса. Деревянная лопата, с помощью которой пекли хлеб, форма для печения хлеба, сосуд-рукомойник. Рядом — расчески, косметические пинцетики. Вот достаточно редкая находка — так называемый «налуч». Мы все знаем про колчан для стрел, а это кожаный чехол, который надевался на сам лук.

В раскопе удалось обнаружить неплохо сохранившимися не только крупногабаритные сооружения, но и различные бытовые предметы В раскопе удалось обнаружить неплохо сохранившимися не только крупногабаритные сооружения, но и различные бытовые предметы

Несмотря на то, что музей вроде бы связан с деревянной архитектурой, здесь масса предметов, связанных с корабельной оснасткой: шпангоуты, весла, деревянные уключины, каменные якоря. «Из документов мы знаем, что в Свияжске было развито судостроение. В летописях вплоть до XVIII столетия неоднократно упоминаются струги свияжской постройки», — подчеркивает Силкин. Далее на стендах — предметы, связанные с рыболовством. Блесны, грузила, поплавки для сетей, помеченные хозяевами своим знаком. Рядом — каменная форма для литья пуговиц, рукавицы. Пуговицы отливали из олова, из железа, из свинца, из бронзы. Иногда их украшали цветной эмалью.

Наш сопровождающий вновь переходит к центральной части экспозиции, чтобы показать, что различные постройки находятся на разном уровне. «Это отражает тот факт, что культурный слой формируется в течение многих столетий. Нижние элементы относятся к XVI столетию, а постройки, подвешенные повыше, — уже к XVIII. Потому что в городе были и катаклизмы, и пожары, он неоднократно перестраивался. Вот так, потихоньку, нарастал этот культурный слой», — говорит он.

В раскопе оказались и нумизматические находки. Помимо монет тут можно увидеть торговые пломбы, в том числе иностранные, которые свидетельствуют о развитии торговли в этот период. Интересна и витрина, которая демонстрирует ремесло кожевенников, в том числе тех, кто делает обувь. «Видите, как сложно устроен мужской сапог: внутрь вкладывали элемент из бересты, который позволял сапогу сохранять форму. Также внутрь закладывался деревянный каблучок. Обязательно ставилась подковка. Многие думают, что найденные здесь подковки — от пони или от маленьких лошадей, а на самом деле это подковки от мужской обуви», — рассказывает Силкин. И здесь же — ювелирные изделия: украшения, пуговицы, перстни. Все найдено здесь — данные артефакты свидетельствуют об археологическом богатстве нашей свияжской земли.

Нижние элементы относятся к XVI столетию, а постройки, подвешенные повыше, относятся уже к XVIII. Нижние элементы относятся к XVI столетию, а постройки, подвешенные повыше, — уже к XVIII.

СТАТИСТИКА ПОСЕЩЕНИЙ — НЕ ГЛАВНОЕ

Экскурсия близилась к окончанию, а Силкин представил нам одного из реставраторов, которые готовили экспонаты к выставке. Это научный сотрудник лаборатории органического материала института археологии АН РТ Мария Визгалова. По ее словам, основная проблема, с которой они столкнулись при подготовке экспонатов, — очень сильная ветхость материала. «Он руинированный. Это сильно пострадавшие от времени дерево, береста, лыко. Железо тоже в очень сильной степени коррозии. Поэтому пришлось работать очень кропотливо. Сначала использовались методы консервации, которые уже приняты во всем мире. Это консервация полиэтиленгликолями, когда разрушенная структура древесины замещается специальными веществами и становится более прочной. Затем мы стали использовать разработки ГосНИИРА — государственного института реставрации, применяя вещества типа акрисил-А, акрисил-Б. То есть использовали самые последние ноу-хау», — подчеркивает наша собеседница.

А из самых интересных для нее экспонатов Визгалова отмечает уникальную, единственную в России форму для пряников с солярным орнаментом Древней Руси. Самое интересное, что она вырезана даже не из дерева, а из коры черного тополя. В Свияжске, оказывается, было известное пряничное производство, в монастыре также пекли пряники, но интересно, что символика у них не христианская, а древнеязыческая.

По словам Марии Визгаловой, основная проблема, с которой они столкнулись при подготовке экспонатов, — очень сильная ветхость материала По словам Марии Визгаловой, основная проблема, с которой они столкнулись при подготовке экспонатов, — очень сильная ветхость материала

Визгалова подчеркивает, что еще при сортировке материала было сделано очень много открытий. Интересны ковши-скобкари, которые также использовались и в XI–XII веках. Это такая традиционная посуда в виде утки, которая, возможно, имела какое-то ритуальное значение, когда такая чаша пускалась по кругу сидящих за столом стрельцов. Здесь же — деревянные ложки с короткими ручками-держалами. Они не отломанные, а специально сделаны короткими, чтобы их было удобнее хранить в походе. «А еще здесь самая большая коллекция деревянных поплавков — такого нет нигде», — с улыбкой отмечает наша собеседница.

Тем временем директор музея-заповедника обращает особое внимание на широкую белую стену. По его словам, здесь будет экспонироваться гигантская анимированная панорама, которая отобразит жизнь Свияжска XVII века. Автор этой панорамы — известный художник Рашид Сафиуллин, который уже давно живет в Свияжске. «Я думаю, что эта панорама не оставит равнодушными ни взрослых, ни детей, потому что там будет около сотни анимированных сюжетов. Где-то будет виден пожар, где-то — крестный ход, различные сценки из городской жизни», — подчеркивает Силкин.


По его словам, музей археологии дерева станет одним из структурных подразделений музея-заповедника «Остров-град Свияжск». По проекту в обслуживании этого музея должны участвовать около 30 человек, в том числе два-три штатных экскурсовода. Плюс те экскурсоводы, которые работают в Свияжске, после соответствующего обучения также будут способны провести экскурсию здесь. При этом директор музея-заповедника не считает, что музею надо чересчур сильно гнаться за статистикой посещений. «Самое важное — чтобы у тех людей, которые посещают этот музей, возникла связь с историей Российской Федерации, связь с тем местом, в котором они живут. Это самое важное. Поэтому если у нас через 10 лет будет не миллион посетителей, а 995 тысяч, это будет не очень плохо. Если те люди, которые посетят этот музей, у себя в сердце и в памяти сохранят что-то, что они здесь увидели, и это поможет им понять то место, в котором они живут», — уверен наш собеседник.

А вас заинтересовал музей археологии дерева в Свияжске?
43%Да, обязательно съезжу посмотреть
54%Нет, ничего интересного не вижу
3%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (61) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.09.2018 08:37

О чем вы все говорите, в Татарстане умеют красиво бюджет освоить

  • Анонимно
    5.09.2018 08:15

    Музей трухлявых деревяшек? Что-то ничего интересного не увидел...

    • Анонимно
      5.09.2018 09:40

      10 человек увидят эти трухлявые деревяшки, из 10 человек 4-ро заинтересуются вопросами как когда и что это за трухлявые деревяшки, из этих 4-х, 2-е начнут интересоваться глубже, из этих 2-х, один станет добывать новые трухлявые деревяшки, второй станет делиться тем, что узнал с детьми, и твои внуки уже не будут видеть в этих трухлявых деревяшках только трухлявые деревяшки, им будет интереснее жить, а так то да трухлявые деревяшки)))

      • Анонимно
        5.09.2018 10:22

        это экспонаты высосанные из пальца! Таких "артефактов" в каждой второй деревне можно найти.

        • Анонимно
          5.09.2018 11:10

          это понятно, но в глобальном масштабе это не важно. Черных квадратов Малевича 4 штуки, он их рисовал по необходимости выставится, а под рукой не было оригинала, тоже кажется высосано из пальца, однако интерес к авангарду подогревало и поддерживает))) вопрос не в том, что показано, вопрос в том как показано и что это даст

        • Анонимно
          5.09.2018 22:19

          Так в болгарах тоже большая часть экспонатов нарисована)) беден Татарстан на артефакты

      • Анонимно
        5.09.2018 10:28

        Надо же как то местным археологам показывать свою нужность и важность... Поэтому и такие странные музеи

    • Анонимно
      5.09.2018 10:27

      так странно: "чтобы сохранить исторический ландшафт Свияжска выбрали вариант как раз с изменением этого самого ландшафта.. Это вообще что такое.? Что за эксперты такие в Юнеско?

    • Анонимно
      5.09.2018 12:00

      Археология в татарстане должна быть на службе науки

      • Анонимно
        5.09.2018 12:48

        12:00 Археология и является наукой, а вам остается служить

        • Анонимно
          5.09.2018 19:49

          Археология в Татарстане - это служанка политики. Вначале это было с так называемом "1000-летием" Казани, теперь откуда не возьмись в русском городе Свияжске появилась "татарская слободка".

        • Анонимно
          6.09.2018 10:22

          Археология сама по себе - наука, а в комментарии было написано про археологию в Татарстане. Разницу не улавливаете?

  • Анонимно
    5.09.2018 08:20

    Лично не понимаю для чего это сейчас вообще надо-в такое безденежное время только и может быть \УДЕЛ\СУПЕРБогатых-лучше прибавили бы пенсии-для миллионов Россиян......опять прозвучат \подхалимское\одобрмс- понятно Вам это нужно от того чтобы выразить вновь себя-но нам МНОГОМИЛЛИОННОЙ АУДИТОРИИ ЭТО НЕ НА ХРЕНА НЕ НУЖНО

    • Анонимно
      5.09.2018 16:40

      Азы деревяной архитектуры понятны всем.
      Там ничего мудрого, сложного нет. Зачем всё это музеефицировать.

      • Анонимно
        6.09.2018 17:43

        А бабай этого не может-его НАРОДУ надо постоянно высказывать нужные решения МУДРОСТИ.......все себе прикрепили-и в награжденных постоянно ходят только ВЛАСТЬ.....нас и даже и не вспоминают-и самое удивительное что неважно в какое время мы живем-что при СОВЕТАХ-то при гнилом капитализме.......главное постоянно учить народ-как надо жить......по их нему-не сворачивая. никуда.Да при советах было хорошо-но оказалось что ЛЕНИН это просто не МУДРЕЦ........и привел свой народ -КРАХУ......а мы его КОММУНИСТЫ вовремя заметили это и объединилсь и назвали свою партию объединяющую-ЕДИНАЯ РОССИЯ......и то что весь народ в одночастие превратился в нищих -это только их вина......надо было жить в одном порыве-не бастовать и не перечить-тому чего ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ-МУДРЕЦЫ-такие как Медведев Путин Шаймиев-плохого своему народишку не желает......и только хорошего......

  • Анонимно
    5.09.2018 08:29

    Реалист.
    Больше музеев дерева. С политикой наших федеральных (дальний восток массово вырубают китайцы) и региональных (турецкая саранча кастамону) властей, дерево наши внуки смогут увидеть только в музее.

    • Анонимно
      5.09.2018 12:55

      Вы хотите сказать — больше лесов, поднять лесистость до 30%, верно?

  • Анонимно
    5.09.2018 08:29

    Всяк кулик свое болото хвалит, а вот что скажет начальник транспортного цеха, то есть сообщества экспертов по реставрации древнего дерева (он может и скажет, да только нам не покажут...) Очередная дорогостоящая фишка во всех отношениях, призванная пустить пыль в глаза...

  • Анонимно
    5.09.2018 08:34

    Молодцы, хорошая идея! Хочется съездить посмотреть музей.

    • Анонимно
      5.09.2018 20:54

      очередной заурядный музей археологии получился, а что еще может получиться у Ситдикова? нарубил дерева (бабла) как всегда

  • Анонимно
    5.09.2018 08:37

    О чем вы все говорите, в Татарстане умеют красиво бюджет освоить

    • Анонимно
      5.09.2018 09:32

      Фантастически огромные бюджетные вливания через институт археологии!

      • Анонимно
        5.09.2018 17:55

        Да, Ситдиков своего не упустит (под крылом бабая), разбогател мужик!

        • Анонимно
          5.09.2018 20:11

          Работать надо -- и вы разбогатеете, нечего в чужой карман заглядывать.

  • Анонимно
    5.09.2018 09:18

    Самое важное, это посещаемост .Если в Свияжске, с огромным числом музейных обьектов, новый привлечет внимание туристов, значит все удалось.Может стоит издать скромный и недорогой путеводител,ибо, как постоянно подчеркивается, есть экспонатя ункальные в России.

  • Анонимно
    5.09.2018 09:28

    Публикация заинтересовала. Так как,всю сознательную жизнь работаю с деревом. Возникло желание посмотреть на эту экспозицию,кому будет интересно поделюсь!

  • Анонимно
    5.09.2018 09:33

    Это же музей, а не очередной непонятный дворец нувориша. Причем музей современный. Радоваться нужно, что музеи строят. Бг с этой пылью в глаза. Главное ведь то, что у наших детей появилось очередное место для культурного развития. Обязательно поеду. Наконец-то в Свияжске появилось что-то не для развлеклова толпы, а для культурного досуга.

  • Анонимно
    5.09.2018 09:44

    На фото не вижу ни одной беляны, которые как раз курсировали по волге. Почему организаторов, музеи-корабли Дании не натолкнули на такую интересную, с точки зрения уникальности экспоната, идею? Монументальный же объект, туристы бы часами там лазали. Александр Попов только макеты домиков смог родить? Или просто знаний не хватило АН РТ что бы сконструировать такой объект? Вдруг, они это читают, вот вам идея бесплатная, не благодарите.
    Злобный анонимщик

    • Анонимно
      5.09.2018 10:17

      Да, деревянное речное судно той эпохи хорошо смотрелось бы в музее деревянного зодчества.
      На судно того времени было бы интересно посмотреть, в отличие от бесформенных гнилушек.

      • Анонимно
        5.09.2018 16:45

        10.17. Деревяные судна на Древней Руси были за 600 лет до Свияжска во времена хождения по рекам от варяг до греков.

        • Анонимно
          5.09.2018 19:53

          16.45
          Все украинское оставьте украинцам. К Московии 16 века это не имеет никакого отношения.

    • Анонимно
      5.09.2018 20:12

      Вот в том-то и дело, что Вы анонимщик. Смелости не хватает открыто сказать.

  • Анонимно
    5.09.2018 10:01

    БЕРКЛИ

    По сути это музей археологических находок на этом месте - примитивные ювелирные украшения, масса крестиков, элементы простого крестьянского быта и т.д.

    Для туристов посещающих остров - это будет ещё один пункт программы осмотра на острове.

    С экономической точки зрения, с учётом нашей долгой зимы - что Свияжск, что Булгары - это экономически заведомо убыточные объекты. Оба эти объекты будут висеть бременем на бюджете, как и наши суперстадионы.

    Возможно чтобы внести какую-то рентабельность и вообще жизнь в остров - там нужно разместить какой-то круглогодичный экологический средний бизнес - может какую-нибудь относительно гостиницу с конференц-залом, чтобы туда могли приезжать на какие-нибудь конференции люди разных специальностей. Ну и конечно надо, чтобы на острове жили местные жители в большем количестве, чем сейчас.

    И ещё об одном. По-моему замысел учредителей этого музея показать некую "татарскость" этого места. Это однако вообще полная абсурдность. До прихода русских на эту лесистую гору - там вообще никаких жителей не было. Войско Ивана Грозного корчевала там деревья и разравнивала гору. Кто был в Свияжске тот видел насколько плоская вершина этой горы. Войско Ивана Грозного срезала несколько метров грунта и сбрасывала его с горы, где и образовался культурный слой "в 4 метра". Всю свою историю Свияжск был православным религиозным монастырским центром - отсюда такая масса найденных крестиков на месте "татарской" улицы. Татары если и поселялись на острове, то только на окраине города, как это происходило и в Казани и в других городах, где татары жили своей слободой. Но, если татары там жили, то когда они там жили? Переписи населения дореволюционной России пересчитывали не национальности, а по вероисповеданию - православных, мусульман, иудеев и т.д.

    Переписи населения в Свияжске не отмечали наличие мусульман в Свияжске. Получается, что если татары и жили на этой окраинной улице, то могли быть лишь кряшены, которые со временем либо превратились в русских, либо уехали (что совсем уж мало вероятно). Во всяком случае, на месте раскопок не было обнаружено ни одного, самого малейшего, мусульманского артефакта.

    • Анонимно
      5.09.2018 13:21

      "По-моему замысел учредителей этого музея показать некую "татарскость" этого места" Вы там были уже? И откуда информация, что замысел учредителей подчеркнуть татарскость этого места? Очередная бредятина от националистов.

      • Анонимно
        5.09.2018 17:39

        Для этого не обязательно там быть.
        Нужно было быть на совещаниях, посвящённых этому музею, понимать как меняется риторика и наблюдать как меняется информация (название) на паспорте объекта.
        Как-то так.

        • Анонимно
          10.09.2018 14:05

          С Ваших слов выходит, что Вы бывали на этих самых совещаниях?Раз так уверенно об этом пишите?
          На таких совещаниях сидит только очень узкий круг людей и у этих людей, кто бывает на этих совещаниях, как правило нет времени сидеть в интернете и писать анонимные и возмущенные комментарии.

          Лучше посетите музей, а потом уже высказывайтесь, так уверенно.

    • Анонимно
      5.09.2018 20:14

      Уважаемый, Вы неправы. На памятнике есть материалы дорусского времени.

  • Анонимно
    5.09.2018 10:49

    Свияжск - это древний татарский город Зөя и эту историю там никак не показывают

    • Анонимно
      6.09.2018 06:19

      И когда он исчез, если передовым отрядом Ивана Грозного пришлось очищать остров от деревьев.

      • Анонимно
        6.09.2018 10:32

        06/19 Что непонятного? Посадили саженцы, потом исчезли)

  • Анонимно
    5.09.2018 11:26

    Если будет организовано удобно добираться туристам до Свияжска, я говорю не о тех кто на своих авто, тогда турпоток будет только расти!

    • Анонимно
      5.09.2018 11:55

      А как ещё удобнее?
      По воде теплоходом можно.
      По суше на своём авто и автобусом можно.
      Самолёт только остался и ж/д.

  • Анонимно
    5.09.2018 11:52

    А я был уже в этом музее!!!)))

  • Анонимно
    5.09.2018 12:04

    Там на этом месте был раньше татарская деревня - Амир. Про это в 90 годы прочитал в газете ,»Зеленодольская правда» правда»

  • Анонимно
    5.09.2018 12:36

    Ого, сколько "специалистов" - диванных историков, археологов и музееведов пришло )))

    1. Для первого комментатора это музей "деревяшек". А какой должен быть музей и что для вас музей? Горы золота, серебра и платины? Это будет для вас достойным музеем? Критерий музея - его уникальность, подача материла и оригинальные, лучше всего, редкие предметы.
    2. Для другого комментатора любое упоминание слова "татарский" - как красная тряпка, все в штыки. Во-первых, почитайте специальную литературу - поселения на Свияжске и вокруг него были задолго до прихода войск Ивана Грозного и археологи их все зафиксировали. Во-вторых, вспомните сколько татар было в войске Ивана Грозного и почему их же не могло быть при строительстве этой крепости. В-третьих, понятие "Татарская слободка" зафиксирована в исторических источниках и естественно это были уже не мусульмане, т.к. любой студент 3 курса истфака расскажет Вам какую роль играл Свияжск и его монастыри в 17-18 веках на территории Среднего Поволжья.

    • Анонимно
      5.09.2018 13:21

      12.36 Археологи местные что угодно зафиксируют.. И как надо преподнесут..

    • semen
      5.09.2018 13:39

      По п. 2. Да, в окрестностях жили булгары. Московские цари сделали его центром христианизации. В том числе там было много монастырских земель. Любой студент не скажет. В основном они балбесы, как показывает жизнь.

    • Анонимно
      5.09.2018 17:43

      Согласен, глубже копать нужно было, метров на семь. На этой глубине точно бы обнаружили тюбетейку.

      • Анонимно
        5.09.2018 17:52

        Причем серебряную тюбетейку. Сделанную в Чехии. Вместе с актуально найденной монеткой.

  • Анонимно
    5.09.2018 13:41

    Заглянуть в историю, более того приобщить к этому новое поколение, само по себе достойное дело. К сожалению таких уникальных археологических находок, становится все меньше и меньше. Либо они теряются, либо просто уничтожаются. Для истории, каких нибудь сто лет, это по сути ничего, а для новых поколений единственная возможность прикоснуться к истории, к культуре. Спасибо организаторам, которые организовывают такую возможность.

  • Анонимно
    5.09.2018 14:14

    Кажется настала пора открывать исторические музеи строительства колхозов и поднятия сельского хозяйства в Актанышеском районе, а то народ забыл свою историю.

  • Анонимно
    5.09.2018 15:24

    Не понял при чем здесь гробница отца александра македонского

  • Анонимно
    5.09.2018 22:27

    Раз уж начали креативить... Для большего интереса к музею предлагаю поставить памятник защитнику национальной сборной. Например, одному из Березуцких

  • Анонимно
    6.09.2018 01:23

    Замечательное событие для казанской археологии. Так держать!

  • Анонимно
    8.09.2018 09:10

    чем бы дитя не тешилось лишь бы не плакало.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль