Культура 
30.09.2018

Гузель Сагитова: «Первым делом я избавилась от искусственных цветов в фойе»

Новый директор татарского ТЮЗа о надеждах Ирады Аюповой, самом низкооплачиваемом режиссере РТ и желании получить здание от минобороны

Казанский театр им. Кариева встречает нынешний сезон с новым директором — в начале сентября его возглавила известная ведущая ТНВ, основатель творческого объединения «Калеб» Гузель Сагитова. В интервью «БИЗНЕС Online» театральный менеджер «новой волны» рассказала о планах по перезагрузке учреждения, должности для Нурбека Батуллы, собственной пьесе, которую поставит сам Фарид Бикчантаев, и татарах, переключившихся со «спящего режима» на «активный».

Гузель Сагитова В начале сентября театр им. Кариева возглавила известная ведущая ТНВ, основатель творческого объединения «Калеб» Гузель Сагитова Фото: Сергей Елагин

«ОТ ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ Я НЕ СМОГЛА ОТКАЗАТЬСЯ»

— Гузель, насколько неожиданным стал для вас новый поворот в карьере? Когда и как прозвучало предложение от министра культуры Татарстана Ирады Аюповой стать директором театра имени Кариева? 

— Это произошло в cередине июня. Для меня это, конечно, стало полной неожиданностью. Хотя, не скрою, было приятно, что руководство республики обратило внимание на мою кандидатуру. Конечно, это было непростое решение, ведь у меня совсем недавно родилась дочь. Я пребывала в такой зоне комфорта и умиротворения, которую не собиралась покидать в ближайшие три года.

— Значит, были сомнения, но Ирада Хафизяновна сделала вам такое предложение, от которого нельзя было отказаться?

— Да, вы правы, от этого предложения я не смогла отказаться. Во-первых, театр всегда занимал особое место в моей жизни. Многие годы на телевидении я вела передачи, связанные с жизнью театра, его проблемами. Во-вторых, воодушевило обещание площадки для проектов «Калеб» (творческое объединение, которое возглавляет Сагитова прим. ред.).

То есть вы согласились ради «Калеб»?

— Отчасти. Но при этом я ни в коей мере не хочу разочаровать коллектив театра. Ради «Калеба» я согласилась на эту должность, но моя основная цель — это все-таки продвижение и совершенствование работы театра. Деятельность творческого объединения будет идти параллельно, я даже хочу, чтобы основная ответственность за этот проект лежала на плечах других наших активистов, например Йолдыз Миннуллиной, чтобы «Калеб» не был связан только с моим именем. Сейчас пытаюсь сформировать для него небольшой штат.

— Сразу после вашего назначения пошли разговоры, что татарский ТЮЗ может превратиться в центр современной татарской культуры или в центр татарской молодежи, о необходимости которого давно говорит председатель всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин.

— Примеры, когда классический театр превращается в современный культурный центр, есть. Например, Кирилл Серебренников пришел в театр имени Гоголя и сделал из него «Гоголь-центр». Но он туда пришел как художественный руководитель, и полномочий у него было больше. Здесь, в Кариевском, есть своя труппа, она вместе прошла очень много трудностей — переезжала из здания в здание, ютилась по разным углам. Превратить театр в центр современной татарской культуры, отодвинув их на задворки, — это было бы неправильно. Нужно найти золотую середину: чтобы «Калеб» и другие проекты помогали росту театра, а театр — им. Чтобы появился азарт показать зрителю, что мы тоже можем не хуже, чтобы появилась творческая конкуренция.

А что касается центра современной культуры, было бы здорово, но здесь много факторов. Табрис со своей командой видят свой центр шире. У них все-таки есть и политические, и социальные проекты. Они шире, чем мы. Я, например, не представляю, как татарские дизайнеры будут продавать свои вещи у нас в театре. И почему у татар должен быть только один центр? У русских же есть и «Угол», и «Смена», и «Штаб».

. «Никаких сроков мне никто не ставил, однако у министра культуры РТ было пожелание, чтобы театр стал конкурентоспособным»
Фото: Сергей Елагин

«МОЕ НАЗНАЧЕНИЕ — ЭТО И ДЛЯ ИРАДЫ ХАФИЗЯНОВНЫ БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

— Ставила ли перед вами Ирада Аюпова какие-то конкретные задачи, которые нужно решить в сжатые сроки?

— Нет, никаких сроков мне никто не ставил, однако у министра культуры РТ было пожелание, чтобы театр стал конкурентоспособным. И она мне сказала: «Я чувствую, что у вас есть чувство вкуса, и надеюсь, что этот вкус отразится на всем, начиная с театральных афиш и билетов и заканчивая репертуаром». И я постараюсь оправдать ожидания. Мое назначение — это и для Ирады Хафизяновны большая ответственность.

— В театральном мире, поддерживая этот кадровый шаг Аюповой, тем не менее указывают на то, что у вас нет специфического опыта управления культурным учреждением. Все-таки «Калеб» — это одно, а управлять репертуарным театром — совсем другое. Не будет трудностей, ведь придется решать какие-то хозяйственные, бытовые проблемы, руководить большим коллективом?

— Есть такое понятие, как многозадачность, для меня эта норма. До этого я работала на двух работах, приходилось решать абсолютно несхожие между собой вопросы, творческим проектом «Калеб» занималась в свободное от работы время. Может, юридическая и финансовая часть — не самые сильные мои стороны как руководителя, но, думаю, и с этой задачей справлюсь — у меня есть помощники в этих вопросах. Правда, некоторые документы изучаю дома по вечерам.

Управлять коллективом? Организаторские способности, как говорит моя мама, у меня проявились еще в детстве. Я была старостой в классе, в группе, всегда активно участвовала в общественной жизни. И при организации мероприятий «Калеб» мне этот опыт пригодился. Во время подготовок к проектам приходилось решать вопросы не только творческого характера, но и организационные моменты на разных уровнях! И с мэрией, и с исполкомом, и с директорами театров, и с начальниками цехов. А здесь будет даже легче, потому что в театре есть службы со своей зоной ответственности, нужно только правильно распределить обязанности и организовать контроль. Но вот заместителей пока не хватает — вакансия заместителя директора театра по маркетингу у нас открыта.


— Вы согласны, что ТЮЗ имени Кариева — наименее известный казанской публике местный театр? Почему так сложилось, как вы считаете?

— Я думаю, что это связано с тем, что сначала театр располагался очень далеко от центра города — на улице Гладилова. После переезда он несколько лет находился в здании театра кукол «Экият». Там он и вовсе растворился — у коллектива не было профессиональной театральной сцены, для которой нужен профессиональный свет, монтировка, кулисы. Но и новая сцена в бывшем Доме офицеров тоже не совсем театральная. Это клубный вариант. Очень много вопросов и по освещению, и по техническим возможностям сцены. Там предстоит еще многое сделать. Вместе с тем хочется поблагодарить моего предшественника Мансура Ярмиева и правительство республики, ведь много сил было потрачено на то, чтобы театр обрел свой дом. Мы находимся в центре, у нас со временем появится парковка, уверена, мы переломим ситуацию со зрителем, и нас станут активно посещать.

— Каким было ваше первое поручение в новой должности?

— Первым делом я избавилась от искусственных цветов в фойе и поручила убрать их. Театр — это живое творчество. Он, по-моему, вообще живой организм. Театр и искусственные цветы никак не сочетаются. В середине октября появится возможность приобретения билетов онлайн через сайт театра. Это тоже одно из первых моих поручений. Это не так сложно, сегодня это уже насущный запрос времени — каждый театр должен предоставить зрителю такую возможность.


«В НЫНЕШНЕЙ СИТУАЦИИ С НАЦИОНАЛЬНЫМИ ЯЗЫКАМИ У ТЕАТРОВ ОСОБАЯ МИССИЯ»

— Есть у вас понимание того, как должен выстраиваться репертуар театра?

— Я в должности директора пока еще три недели и к вопросу репертуара подхожу очень осторожно. Все-таки это в первую очередь поле деятельности главного режиссера театра Рената Аюпова. Пока больше занята административными вопросами — индивидуально встречалась с каждым сотрудником, выслушала их просьбы-пожелания, сделала определенные выводы. К открытию сезона облагораживаем прилегающую территорию, продолжаются хозяйственные работы и внутри театра, нужно решить вопрос с финансированием, премиями для артистов. Мы объявили конкурс на ребрендинг. 22 декабря театр отметит свое 30-летие, надеюсь, это событие наш театр встретит в новом дизайнерском обличии.

Что касается репертуара, то в ближайшее время мы пригласим на наши спектакли четырех театральных критиков. На протяжении двух месяцев — в октябре и ноябре — они просмотрят все наши спектакли, после чего дадут рекомендации, в какую сторону нам двигаться дальше. Я надеюсь, что мы получим ответы на многие свои вопросы. Взгляд со стороны обязательно нужен.

В условиях глобализации театру приходится конкурировать с интернетом, телевидением, компьютерными играми. Но этим вызовам театр может противостоять. Оперативность, технические возможности уступают эмоциям и сопричастности зрителя к происходящему на сцене. Помимо эмоционального воздействия, у современного детского театра должен быть новый способ и формат общения с детьми — с ними невозможно разговаривать на том же театральном языке, что и 20–30 лет назад. Для подростков, к примеру, сегодня нет ни литературы на татарском языке, ни спектаклей. А это самый опасный возраст.

У меня есть педагогический опыт, и я с уверенностью могу сказать, что самые сложные дети — это 7–9-е классы. В 10–11-х классах они уже успокаиваются, начинают формироваться как личности. У нас на недавней пресс-конференции прозвучало такое мнение, что, может быть, их вообще оставить в покое, пусть живут в своем мире? Но и подростки бывают разные. И пьесы бывают разные. Например, я участвовала в лаборатории по драматургии, даже нам, людям, которые считают себя прогрессивными, не все пьесы-победители «Любимовки» понятны. А внутренний мир подростка, его мысли нам тем более неведомы. И, чтобы понять этот мир, должен быть открытый, искренний, откровенный разговор с ними, без пафоса, без мишуры. Несмотря на все процессы современного мира, театр остается местом сохранения литературного языка. В нынешней ситуации с национальными языками у театров особая миссия, которую достаточно сложно выполнить из-за потери потенциальной аудитории. Но мы не унываем и планируем провести первую режиссерскую лабораторию «Молодые режиссеры — детям и подросткам», а также конкурс детских и подростковых пьес и сценариев на татарском языке.

— Какую роль в репертуаре театра будут играть проекты «Калеб»?

— Сейчас идет период адаптации «Калеб» в театре Кариева. Пока еще рано что-либо конкретно говорить. Мы думаем в этом направлении. Объединить «Калеб» и театр под одной крышей — достаточно непростая задача. В разговоре с артистами чувствуется настороженность, но и команда «Калеб» воспринимает это объединение с определенной долей скепсиса. При этом какое-то сотрудничество между ними уже началось. Например, музыку для новых спектаклей Рената Аюпова напишут молодые композиторы, которых открыл для публики именно «Калеб». Это Миляуша Хайруллина, Ильяс Камал, Зульфат Валиуллин. В Кариевском мы пока ввели проекты «Калеб» в афишу театра, но не в репертуар. 8 октября будет первый вечер — класс-концерт «Окрыленные танцем», посвященный татарскому танцу, предполагающий как обучающий элемент — ликбез по танцу, так и созидательный — творческий концерт. Участвовать будут профессиональные молодые артисты Государственного ансамбля песни и танца РТ. 15 октября покажем «Алиф».

По понедельникам и вторникам сцена нашего театра пока свободна, в это время двери театра открыты для всех молодежных проектов. Сейчас, например, под эгидой «Калеб» идут репетиции нового пластического спектакля «Балбаллар» по мотивам поэтического цикла Йолдыз Миннуллиной «Өтүкән җирендә ут яна». Это синтез двух языков — словесного и телесного — в попытке поиска своей этнической идентичности в современном мире. Пластическое прочтение поэтического текста, отсылающего к событиям V–VII веков, даст возможность открыть и насытить смыслы, заложенные в текст. Хореограф-постановщик — Нурбек Батулла. Мы планируем показать его в ноябре. Сейчас они репетируют у нас в театре.

. «Сейчас под эгидой «Калеб» идут репетиции нового пластического спектакля «Балбаллар» по мотивам поэтического цикла Йолдыз Миннуллиной «Өтүкән җирендә ут яна»
Фото: пресс-служба театра юного зрителя им. Кариева

«ЕСЛИ БЫ Я ПРИШЛА ВО ВРЕМЯ РЕМОНТА ИЛИ ДО НЕГО, МНЕ БЫЛО БЫ ЛЕГЧЕ ВЛИТЬСЯ В РАБОТУ»

Можно вести речь о том, что проекты «Калеб» перестанут быть одноразовыми?

— До сих пор «Калеб» активно поддерживал театр имени Камала, предоставляя малую сцену и оборудование. Но у любого учреждения культуры есть свой план и часовая загруженность залов, при всем желании руководства Камаловского театра нам иногда приходилось получать отказ по объективным причинам. До сих пор спектакли, встречи, вербатимы «Калеб» игрались по одному-два раза, иногда даже без финального прогона. И все проекты кураторского центра «Калеб» до сих пор осуществлялись на общественных началах, что, безусловно, отрицательно сказывалось на качестве мероприятий. В первые годы существования эта проблема не была столь острой, но по мере развития деятельности встал вопрос о минимальной достойной оплате работы как кураторов объединения, так и участников, многие из которых выросли благодаря «Калеб» в крупных мастеров культуры. Если в будущем оформить его филиалом театра, то эта проблема исчезнет сама собой. И как раз тогда можно будет думать о включении его проектов в основной репертуар театра.

Кстати, иногда я слышу и претензии к качеству поставленных татарским ТЮЗом спектаклей. Но спектакли, выпущенные с таким маленьким бюджетом, естественно, не сравнятся с теми, у которых он на порядок выше. Это и на костюмах отражается, и в декорациях, и в работе режиссера. Тот же Ренат Аюпов — самый низкооплачиваемый театральный режиссер республики. Хотя заслуги его бесспорны. Моя первая цель — поменять финансовую ситуацию в театре.

— Раз уж мы заговорили о финансах, то такой вопрос: как вы оцениваете состояние материально-технической базы театра? На нынешние зарплаты актеров можно привлечь хорошие кадры?

— Мы говорим об автоматизированной сцене, машинерии, люках, о сцене-трансформере, о малом зале. Пока у нас ничего этого нет. На сегодняшний день предстоит еще много работы. Есть проблема со складом. Половина наших декораций лежит на складе русского ТЮЗа, другая часть — в театре «Экият». У нас еще подвал недоделан, нет столярного цеха. Напротив театра есть здание библиотеки, но оно до сих пор находится в ведении министерства обороны России, Татарстан пока никак не может получить его в свою собственность, чтобы передать нам. У нас нет свободных площадей. Каждый метр территории перед театром на счету —  это наша территория, это не наша, это муниципальная и тому подобное. У нас пока нет парковки. Если бы закрыли небольшой участок дороги между нашим театром и театром кукол, появилась бы возможность организовать парковку. Таких моментов много. Если бы я пришла во время ремонта или до него, мне было бы легче влиться в работу. Сейчас нужно многое скорректировать. У моего предшественника было свое видение, как решать эти проблемы, у меня свое. А переделывать всегда сложнее, чем делать с нуля.

— Стоит ли ждать в вашем театре работ известных приглашенных режиссеров и есть ли на них деньги?

— Сразу после того как мне сделали предложение возглавить театр, я стала изучать деятельность передовых российских ТЮЗов: кто является сильным режиссером? Естественно, все приглашения связаны с бюджетом. Я очень хочу пригласить Романа Феодори из Красноярского ТЮЗа, а Ренат Аюпов — пригласить Искандера Сакаева. Хочется сделать очень многое, но есть реальность. Зачастую как раз все наши мечты разбиваются об нее. Знаю по «Калеб», сколько мы хотели сделать и лаборатории, и творческий лагерь — все осталось на стадии идей. Но я все равно до сих пор верю, что качественный продукт искусства не начинается с бюджета, он начинается с творческой идеи. Если нет вот этого вдохновения, полета, то ничего и не будет. Имея даже минимальный бюджет, можно идти вперед. Тот же Феодори начинал с нуля, а теперь у них в Красноярске ставятся высокобюджетные спектакли. Я верю, мы сможем и то, и другое — и найти идеи, и получить финансирование. Но все постепенно, не ждите заметных сдвигов прямо сейчас, они уже есть, но это пока подводная часть нашего театрального айсберга.

Ренат Аюпов «Ренат Аюпов (справа) — самый низкооплачиваемый театральный режиссер республики. Хотя заслуги его бесспорны» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТО, ЧТО РЕНАТ АЮПОВ В СВОЕ ВРЕМЯ ПРИМЕТИЛ НУРБЕКА БАТУЛЛУ И ПРИГЛАСИЛ ЕГО В ТЕАТР, — БОЛЬШАЯ УДАЧА»

— Какую роль в театре отводите Нурбеку Батулле? Сейчас он настоящий герой татарской молодежи. Не трудно будет с ним ужиться?

— Я приехала в Казань, когда Нурбек уже учился в Петербурге, поэтому мы не были с ним знакомы. После его возвращения я долго не решалась пригласить его к участию в «Калеб», боялась, что он окажется высокомерным: приехал из культурной столицы, сын известного писателя Рабита Батуллы. Сближение произошло в прошлом году, после совместного проекта — «Калеб» помог организовать первую презентацию спектакля «Алиф». Тогда для меня стал открытием не только «Алиф», но и Нурбек как человек — скромный, без доли цинизма и звездности.

То, что Нурбек служит в этом театре, морально дает мне силы. На пресс-конференции, посвященной открытию нового сезона, он сказал, что если раньше называл театр, в котором служит, «Кариевский театр», то после моего прихода туда называет его «наш театр». Это очень ценно. Нурбек говорит, что если раньше не совсем понимал свое место в театре, то теперь у него сложилась общая картина, в которой он видит и себя в том числе. Он проводит тренинги среди артистов театра. Среднее и старшее поколение, возможно, до конца и не понимает, какой в них смысл, однако сам Нурбек говорит, что видит изменения в артистах после этих тренингов. Но тренинги — это процесс долгосрочный, и, если не вылить их в конкретную постановку или спектакль, оценить или осознать их необходимость сложно. И я предложила ему в рамках «Калеб» подготовить эскиз, именно с артистами Кариевского театра, и если из этого получится что-то дельное, то мы введем его в основной репертуар, потому что артисту в первую очередь необходимо, чтобы его оценил зритель.


Вообще в театре много прогрессивной молодежи. У Нурбека есть свои экспериментальные вещи, идеи помимо театра, и я попросила, чтоб он в них задействовал наших артистов, потому что необходимо, чтобы они попробовали себя и в других форматах, чтобы их увидели на других площадках, и уже через них вернулись в наш театр обновленными.

— А чисто с практической стороны — в качестве кого Батулла будет служить в театре? Нам в интервью он рассказывал, что прямо перед тем как принять его на работу в театр, там сократили ставку хореографа, а его оформили как актера...

— Теперь он хореограф! Появилась штатная единица, в эти дни он официально стал главным хореографом татарского ТЮЗа. То, что Ренат Аюпов в свое время его приметил и пригласил в театр, — большая удача. Надеюсь, что в будущем у нас сложится хороший тандем, который выльется в качественный творческий контент. К примеру, мы хотим восстановить формат «Калеб-ликбез». Какие-то из этих лекций, обсуждений спектаклей будет проводить Нурбек, возможно, они будут закрытыми — только для артистов театра. Но и открытый формат с участием литературоведов, критиков, композиторов, поэтов тоже продолжится.

— Коллектив у театра большой?

— По сравнению с академическими театрами — нет, небольшой — 110 человек. В том же академическом театре есть и заместитель директора по финансам, и заместитель по зрителям, и заместитель по маркетингу, и рекламный отдел. Мы этим пока похвастаться, к сожалению, не можем. Коллектив уже сформированный. Конечно, хотелось бы своей команды. Но это очень деликатная тема, потому что касается живых людей... Я уверена, что театр делается командой, каждая позиция здесь, от администратора на входе до PR-менеджера, очень важна. Не тот человек — и все будет не так.

Нурбек Батулла «У Нурбека есть свои экспериментальные вещи, идеи помимо театра, и я попросила, чтоб он в них задействовал наших артистов, потому что необходимо, чтобы они попробовали себя и в других форматах» Фото: пресс-служба театра юного зрителя им. Кариева

«ПОСТАНОВКА В КАМАЛОВСКОМ МОЕЙ ПЬЕСЫ ЯВЛЯЕТСЯ БОЛЬШИМ АВАНСОМ»

Вы планируете, что ваш театр составит настоящую здоровую конкуренцию Камаловскому и Тинчуринскому театрам?

— Мы никак не можем стать им конкурентами, поскольку в первую очередь будем готовить им зрителя. И на сегодняшний день Ильфир Якупов и Нияз Игламов являются моими главными советчиками. Камаловский театр, по-моему, как театр с большой историей и авторитетом является отцом всех татарских театров. И говорить о конкуренции просто неуместно. Однако на брифинге, посвященном открытию театрального сезона, Нияз Игламов сказал, что надеется на то, что среди татарских театров Казани появится конкурент Камаловскому: «Я надеюсь, что у нас будут конкуренты, потому что иначе нам самим будет сложно развиваться». С этой точки зрения хочется, чтобы наш театр стал конкурентоспособным.

— А вообще в целом как вы оцениваете нынешнее состояние национальных театров республики? Какие татарские спектакли, которые сейчас идут в репертуарных театрах, являются для вас образцовыми?

— Влияние на татарские театры образовательного форума «Науруз», который проводит Камаловский театр, было очень велико. Участники форума, вернувшись в свои родные театры, внедряют прогрессивные веяния у себя. Например, Альметьевский театр настолько поднялся на новый виток развития! Эта огромная заслуга и директора театра Фариды Исмагиловой. Человек ищущий, образованный, небезразличный, как мне кажется, она мыслит категориями проектов. Смотришь, они то на одном фестивале, то на другом. И у них есть что показать! Они каждый раз работают с разными режиссерами, в этом, может быть, есть и свои минусы — труппа каждый раз должна привыкать к новому человеку, однако они все время находятся в поиске. Поиск всегда лучше, чем спящий режим и стабильность, в плохом смысле этого слова. Театр имени Камала — это вообще отдельная история, как я уже сказала, флагман для всех татарских коллективов. Одновременная работа над спектаклями разных жанров, стилей и культур Камаловский обогащает в творческом плане и держит в форме не только труппу и режиссера, но и зрителя. Театры, находящиеся далеко от Казани, выходят из ситуации былой замкнутости. В последнее время в Буинске происходит серьезное театральное движение, Мензелинск прогремел со своим «Иблисом».

Конечно, я в прошлом и как журналист, и как педагог, и как просто поклонник театра хотела бы видеть искусство Татарстана процветающим. Я нередко критиковала театры в программе «Мәдәният дөньясында» («В мире культуры»прим. ред.). Я тогда тщательно следила за культурной жизнью и в целом могла сделать анализ. Тогда, видимо, произошло перенасыщение, и последние два года я специально немного отстранилась, поэтому вполне возможно, что потерялся общий фокус и назвать отдельные спектакли мне сложновато. Сейчас придется догонять, ставить вопросы и уже самой отвечать на них: как привлекать и воспитывать новую публику, как повысить активность уже существующей аудитории, как продвигать идеи, которые найдут отклик, но в то же время не поступиться художественными принципами.

А спектакль в татарском театре, который меня в свое время поразил, — это «Три сестры» в постановке Фарида Бикчантаева. Я посмотрела его первый раз в Уфе, когда театр приезжал на фестиваль «Туганлык», и всеми фибрами души желала, чтобы победил именно он. Спектакль мощный, глубокий, по своей эстетике очень близкий моему мироощущению.

В этом сезоне на малой сцене театра им. Камала выйдет постановка спектакля по пьесе Гузель Сагитовой «Туман»Фото: пресс-служба театра им. Камала

— Что касается театра имени Камала: в этом сезоне там на малой сцене выйдет постановка спектакля по вашей пьесе «Туман». Воспользовались «служебным положением»?

—  Нияз Игламов говорит, что эту пьесу ставят «не потому, что она стала директором» (смеется). Лаборатория прошла еще в прошлом году. Честно говоря, я, когда отдавала свою пьесу, думала, что она не сможет конкурировать с другими работами, и поэтому до последнего не хотела участвовать в самом конкурсе («Новая татарская пьеса» прим. ред.). Но я сделала это, преодолев себя, какие-то свои комплексы, страхи. Нас как раз этому и учили в лаборатории, как убрать перфекционизм, как поставить последнюю точку, ведь это самое сложное — закончить пьесу.

Я знаю, что постановка в Камаловском является большим авансом. И для меня стало приятной неожиданностью, что ставить будет сам Фарид Бикчантаев. Но должна сказать: я не претендую на постановки в профессиональном театре, это «новая волна», пьеса ставится исключительно в рамках этой школы. Это нельзя сравнивать с работой профессиональных драматургов. В театрах все-таки должны ставить пьесы профессиональных драматургов.

— Вы тоже профессионал, кандидат филологических наук!

— Нет, что вы. Творчество — это совсем другое, и ученая степень здесь скорее даже мешает.


«Я НЕ КРИТИКОВАЛА «ҮЗГӘРЕШ ҖИЛЕ», НАОБОРОТ, ВОСПРИНЯЛА ЭТОТ ФЕСТИВАЛЬ ПОЗИТИВНО»

— Тяжело было уйти с телевидения?

— Я не ушла. На ТНВ нахожусь в декретном отпуске. А вот из консерватории уйти было действительно нелегко. Ведь и идея «Калеб» в свое время появилась именно там — студенты консерватории вдохновили меня на этот проект. Не хотелось бы, чтобы изучение татарского языка в консерватории после моего ухода кануло в лету. Татарский язык преподается там в качестве факультатива, и, чтобы это дело не сошло на нет, там нужен неформальный педагог, а педагог — творческая личность.

— Два года назад вас чуть было не назначили на должность руководителя пресс-службы министерства культуры РТ. Но назначение сорвалось после того как вы провели круглый стол по итогам фестиваля «Үзгәреш җиле». Можно ли воспринимать ваше нынешнее назначение как триумфальное возвращение? 

— Считаю, что я из сферы культуры никуда и не уходила. На ТНВ занимала должность редактора передачи «Ком сәгате» («Песочные часы» — прим. ред.), продолжала работать в консерватории, была задействована и в оперной студии. И тогда у меня не осталось какой-то обиды, в глубине души я не так сильно стремилась на ту должность. Но почему-то это вызвало такой резонанс.

— Но тогда ваше назначение сорвалось из-за того, что вы покритиковали фестиваль «Үзгәреш җиле». Не боитесь, что, если и на этой должности придется что-то критиковать, можете лишиться работы?

— Я не критиковала «Үзгәреш җиле», наоборот, восприняла этот фестиваль позитивно. Но меня интересовало, каким окажется конечный результат. Форматы круглого стола, дискуссии на ту или иную тему у нас в консерватории всегда проходили. Это не была какая-то специально организованная акция против фестиваля. Я уже вышла из того возраста, чтобы совершать необдуманные поступки. Просто тогда меня попросили отменить круглый стол, я не согласилась.

— Круглые столы в КФУ на татарские темы, которые вы проводили, по какой причине не стали регулярными?

— Это вопрос не ко мне, это к руководству КФУ. Я не являлась организатором этих круглых столов, меня приглашали как модератора.


«ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ СЕГОДНЯ НУЖЕН РЕНЕССАНС»

— А как вы оцениваете состояние татарской литературы сегодня? Вообще есть она или нет? Можно ли назвать Ильдара Абузярова, Шамиля Идиатуллина и Гузель Яхину татарскими писателями?

— Правила, по которому того или иного писателя можно отнести к татарской литературе, нет. Например, мы не можем категорически заявить, что вот эти люди с татарскими фамилиями, пишущие на русском языке, не татары, а эти — татары. Каждый читатель сам для себя определяет. Конечно, как филолог скажу, что важны и татарские образы, знаки, символы, коды. Если их нет, а автор пишет на татарском, вот тут уже должны ставиться вопросы... И вообще для творчества не должно быть рамок, писатель — это вселенная, и ограничивать его только национальными рамками неправильно.

Например, всегда приводят в пример Чингиза Айтматова, Расула Гамзатова, когда говорят о близких нам народах. Мол, вот у них есть всемирно известные имена, а у татар почему нет? У меня есть свое мнение на этот счет, и Мустай Карим об этом говорил — у этих народов по одному писателю такого масштаба, и они его популяризируют. А у татар таких писателей много, поэтому невозможно выделить кого-то одного. Например, кого из русских писателей можно было бы сравнить с Чингизом Айтматовым? Никого, потому что их много. То же самое и у нас. Когда говорят, что у татар нет таких масштабных личностей, это в корне неверно. Гаяз Исхаки, Фатих Амирхан, Махмут Галяу, ранний Галимжан Ибрагимов, Амирхан Еники, Аяз Гилязов...

— Ваша диссертация как раз посвящена драматургии Аяза Гилязова. Можно ли сказать, что ваше увлечение или знакомство с миром театра началось именно с него?

— Нет. Мой интерес к театру начался еще в студенческие годы в Уфе. Я тогда не пропускала ни одного спектакля. Я не делала разницы между башкирским драмтеатром, русским или молодежным, который ставит спектакли на двух языках. А гастроли Камаловского театра в Уфе и вовсе были для меня праздником. Сначала ожидание этих гастролей, потом две недели — анализ и впечатления. Те же самые «Три сестры»...

— А как оцените общее состояние татарской культуры?

— Татарской культуре сегодня нужен ренессанс, для это нужен какой-то рывок. Ведь есть положительный опыт 30-х годов. В 1934 году на базе Московской консерватории открывается студия татарской оперы, в задачи которой входило подготовка кадров и материала для будущего национального театра. Это и стало толчком для рождения и развития татарской оперы и балета. В 1967 году по инициативе Назиба Жиганова был создан симфонический оркестр, и композиторам ежегодно заказывали симфонические произведения. Так и пополнялся фонд татарской классической музыки. Услышать звучание своего времени и отразить его в своих произведениях — миссия каждого поколения. Наше не исключение. Потенциал для пополнения золотого фонда огромен, необходимо дать ему возможность развиваться и показать себя. Сегодня талантливым профессиональным авторам не хватает мотивации для написания новых произведений, это объясняется тем, что создание и обработка нового материала, запись песни, ротация требует больших денег и зачастую написанное им остается в тени, не доходя до слушателя-зрителя.

В этой связи мы хотя бы в рамках «Калеб», наконец, планируем реализовать нашу давнюю мечту — лабораторию песен. Ждем для нее утверждения финансирования. Если все получится, это будет огромным шагом для пополнения фонда и популяризации нового искусства. Стоит отметить, что с самого начала «Калеб» активно работал в этом направлении, для перехода на следующую ступень необходимы финансовые вложения. На площадке «Калеб» поэты, композиторы, музыканты, вокалисты знакомились друг с другом, и создавались тандемы для дальнейшего сотворчества.

. «Услышать звучание своего времени и отразить его в своих произведениях — миссия каждого поколения. Наше не исключение» Фото: Сергей Елагин

Но для ренессанса искусства в целом есть необходимость в государственных программах. Важность этого очевидна, ведь представители культуры большую часть своего времени заняты решением социальных проблем. Например, молодым, чтобы снимать квартиру, нужно работать и работать. А если творческий человек вынужден работать на нескольких работах, чтобы обеспечить себе и своей семье быт, то на творчество у него совсем не остается времени. Да, Достоевский создал свои шедевры в самые трудные периоды своей жизни, но его работа также была связана с творчеством. А сегодня большинство старается работать в коммерческих структурах. Поэтому со стороны государства по отношению к таким людям должна быть социальная защита, опека.

Я недавно посетила общежитие, где живут наши актеры, и была просто поражена. Сама 9 лет во время студенчества и аспирантуры жила в общежитии, но у нас были все-таки другие условия. В таких условиях очень сложно сохранить не только чистую любовь к искусству, но и желание жить. Славу богу, наши сотрудники недавно получили квартиры в «Салават Купере», но пока не могут в них въехать. Однако меня уже беспокоит, как они будут добираться до работы.

С другой стороны, придерживаюсь мнения, что нельзя всего и вся ждать только от государства. Основываясь на этом принципе, мы придумали и сделали «Калеб». Каждый должен начать с себя, сделать шаги в этом направлении. Изменения, которые происходят сейчас, рождают во мне какие-то надежды. Отменили обязательное преподавание татарского языка в школах, и все вдруг обратили внимание на альтернативные проекты, в том числе на тот же «Калеб». А многие положительные изменения происходят как раз в период кризиса.

— То есть, можно сказать, что татарский народ сейчас в кризисе?

— Я бы сказала, сейчас момент переключения со «спящего режима» на «активный». И у Тукая же есть такие слова: «Безнең милләт үлгәнме, әллә йоклаган гынамы?» («Наш народ умер или только уснул» прим. ред.). Мы спали, но последние события нас разбудили, и сейчас мы находимся в таком состоянии, когда нас резко разбудили и мы смотрим по сторонам, осматриваемся: а что же произошло? Когда до конца очнемся ото сна, будем думать, в какую сторону нам двигаться. Пока мы находимся именно в таком состоянии, однако верю, что грядут глобальные изменения в хорошую сторону.

Сагитова Гузель Рамзилевна — директор Казанского Татарского государственного театра юного зрителя им. Кариева, основатель творческого объединения «Калеб».

Родилась в деревне Нижний Заит Шаранского района Республики Башкортостан. Окончила Башкирский государственный университет по специальности «филология», в 2007-м — аспирантуру. Кандидат филологических наук. 2005–2007 — ведущая творческого объединения «Шарк» на радио «Роксана» (Уфа). С февраля 2008-го по настоящее время работает в телерадиокомпании «Татарстан — Новый век» ведущей передач и редактором. 2012–2018 — педагог, доцент Казанской государственной консерватории им. Жиганова, заведующая кабинетом татарского языка. Награждена благодарственным письмом правительства РТ (2016), лауреат общественной премии имени Сиразиева (2016).

Замужем, воспитывает дочь.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (149) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
30.09.2018 09:41

Редкое сочетание: красота, ум, интеллигентность и целеустремленность.

  • Анонимно
    30.09.2018 09:08

    Красивая

    • Анонимно
      30.09.2018 11:30

      Она- наша современная Алтынчеч.

      • Анонимно
        30.09.2018 18:47

        телеведущая? директором? ну-ну, посмотрим..

        • Анонимно
          30.09.2018 22:13

          Зря,Гузель Сагитову отправили на Административную работу.Она творческая Личность.Должна быть и на телевидении,в кино её привлекать надо.В ней есть способность сыграть драматическую роль,комедийную роль.Она цельная.Я прочувствовал.Просто влюбился в Её Личность.

          • Анонимно
            1.10.2018 12:42

            Да! Сначала я завидовала ей, казалось все одному человеку дано, но когда с ней познакомилась поближе, то ли своей застенчивостью, скромностью, то ли своей чистатой она обояла меня. Труженица, если все бы так работали нас бы тоже заметили - к такому выводу пришла. Будучи мамой двоих детей, представляю как ей сейчас нелегко. Работать, ночами не спать, вечером опять ребенок. Но у каждого свой выбор, я выбрала тихую, мирную жизнь. Здоровья, сил, энергии.

    • Анонимно
      30.09.2018 13:51

      Речь вроде шла о театре юного зрителя, а осталось впечатление, что о каком то исключительно татарском театре, озабоченном только татарской культурой. Это так вы собираетесь поднимать свой театр?

      • Анонимно
        30.09.2018 14:22

        Абсолютно с Вами согласна.

      • Анонимно
        30.09.2018 14:30

        А почему татары не должны быть озабочены татарской культурой? Русские же озабочены русской культурой.

      • Анонимно
        30.09.2018 14:52

        Вы хоть в курсе, что в Казани два тюза, татарский и русский. Не читаете внимательно , а все туда же - комментировать.

        • Анонимно
          30.09.2018 15:13

          В Казани нет русского ТЮЗа)) Есть Казанский государственный театр юного зрителя. Чувствуешь разницу?

          • Анонимно
            30.09.2018 16:08

            Сразу видно, театрал и интеллигент, на ты с незнакомыми. Я, понимаю, конечно, что Вас раздражает сам факт наличия татарского ТЮЗа, но тот театр, о котором Вы говорите, он английский что ли?

          • Анонимно
            1.10.2018 09:06

            Живу в Москве,сам Татарин,Жена Татарка,детям прививаем всё Татарское.Но нет,Татарского ТЮЗа.

            • Анонимно
              1.10.2018 17:08

              В Москве нет татарского ТЮЗа? Логично!

              Почему он там должен быть?

            • Анонимно
              7.10.2018 16:16

              Татарский ТЮЗ существует и работает уже много лет. Менялось только здание. Сейчас он называется театр имени Г.Кариева и расположен на улице Петербургская, 55Б.
              В воскресенье были на спектакле. В театре нам исключительно понравилось. Очень уютная, камерная обстановка, даже на входе душевно исэнлэшеп встречают. Обязательно пойдем ещё.

        • Анонимно
          30.09.2018 15:53

          14.52 Может это Вам немножко самообразованием заняться..?? Чтобы чушь не писать

          • Анонимно
            1.10.2018 11:48

            Много занимаемся самообразованием,ничего не поделаешь,если одна Надежда на Суверенитет Татарстана,и сохранившийся Язык и Культуру моего Народа в Републике.А Москва Мечети не строит,ТЮЗы Татар тем более.Прямь,в "негритянское гетто"превращается,а не столица РоссФедерации.

  • Анонимно
    30.09.2018 09:29

    Ну точно, цветы ж мешали, вот щас пойдут нетленные шедевры

    • Анонимно
      1.10.2018 22:06

      Искусственным цветам предназначено другое место..........

  • Анонимно
    30.09.2018 09:41

    Редкое сочетание: красота, ум, интеллигентность и целеустремленность.

    • Анонимно
      30.09.2018 16:05

      09:41. Вы, возможно, имели в виду воспитанность, когда писали интеллигентность, уважаемый? Извечная ошибка обывателя, ни сном, ни духом не ведающим смысл слова "интеллегентность".

    • Анонимно
      30.09.2018 17:51

      да ладно, посмотрим еще, цыплят по осени считают

  • Анонимно
    30.09.2018 09:42

    Отважная

  • Анонимно
    30.09.2018 09:49

    Бик матур әңгәмә.Рәхмәт, Гөлназ! Гүзәлгә уңышлар телим. Ул, нинди генә эшкә алынса да, намус белән башкарып чыга. Шундый кызларыбыз булганда, без исән, без яшибез, иншә Аллаһ! Нәбирә Гыйматдинова

  • Анонимно
    30.09.2018 09:50

    Почему Дом офицеров передали под татарский ТЮЗ?

    • Анонимно
      30.09.2018 10:44

      потому что. пусть офицеры по гарнизонам бухают.

    • Анонимно
      30.09.2018 10:46

      Вообще-то минобр сам отказался от всех своих домов культуры.

      • Анонимно
        30.09.2018 11:17

        Не лгите. Просто оч хотелось кое кому эти обьекты (госпиталь, дом офицеров...)

        • Анонимно
          30.09.2018 12:00

          у минобороны вообще все нужно отобрать после всех их косяков

    • Анонимно
      30.09.2018 13:51

      Это вопрос к Табуреткину, он снял всё лишнее с баланса минобра

    • Псевдоним
      1.10.2018 08:09

      Потому что, во-первых, у татарского ТЮЗа должно быть свое отдельное здание; во-вторых, татарский ТЮЗ должен располагаться в центре города, а не на выселках.

  • Анонимно
    30.09.2018 09:53

    Гузель, мы знаем много лет. Она очень творческая натура. Желаем ей мудрости, удачи во всем, семейного счастья. Она взяла очень ответственную миссию, управлять театром. То что она беспокоится о судьбе актёров, о персонала это очень хорошо. Желаем ей найти хорошего персонала, удачных проектов. Ты молодец Гузель!!!!

  • Анонимно
    30.09.2018 09:57

    Был дом офицеров...
    Осталось одно лицедейство. Это отражение запросов региональной власти и очень настораживает.
    Особенно, коода такое происходит, возможно, под запоосы "красивой девушки'.

    • Анонимно
      30.09.2018 10:36

      Живу рядом с этим театром. Последние несколько лет там ничего не было. А до этого помню дискотеки с музыкой из 90-х, на всю округу эта музыка громыхала. Помню их посетителей сомнительного вида, которые, извините, какали на улице рядом под кустами. И по этому дому офицеров вы скучаете?

    • Анонимно
      30.09.2018 10:42

      Насколько я помню, настоящий Дом Офицеров находился на площади Свободы.

      • Анонимно
        30.09.2018 19:20

        На нынешней площади Свободы находится здание Дворянского собрания Казанской губернии построенное в 50-х годах 19 века по проекту архитектора Коринфского.

        • Анонимно
          30.09.2018 22:08

          " здание Дворянского собрания Казанской губернии построенное в 50-х годах 19 века по проекту архитектора Коринфского"

          Вообще то,гордиться не стоит.После завоевания народов и Государств,подобные здания строились везде.А Казань никогда не присоединялась к Московскому княжеству.

    • Анонимно
      30.09.2018 10:45

      И что такого было в этом доме офицеров? Чего жалеть-то?

    • Анонимно
      30.09.2018 12:41

      До дома офицеров в здании был кинотеатр Победа, построен после войны в честь Победы

  • Беркли
    30.09.2018 10:01

    //кого из русских писателей можно было бы сравнить с Чингизом Айтматовым? Никого//

    Как-то наивно. Даже 10 Айтматовых не сравнятся по значимости с мире с Толстым и Достоевским.

    Вообще, такие писатели, деятели культуры, как Чингиз Айтматов, Расул Гамзатов, Фазиль Искандер, и даже певец Ренат Ибрагимов - всё это "творчество" министра культуры СССР "мадам Фурцевой".

    Тогда интернациональная идеология КПСС требовала находить и раскручивать в каждом народе СССР своих "выдающихся деятелей культуры". Таких людей специально находили в регионах, или среди студентов московских вузов - и специально пестовали, публиковали их в "толстых" литературных журналах, которые были популярны в СССР.

    А певцов специально находили - и вытаскивали на телевидение, на большие общегосударственные концерты. Так появлялись разные Тынисы Мяги, Кола Бельды, Ренаты Ибрагимовы.

    И такие певцы и писатели существовали в общественной жизни только до тех пор, пока существовал социалистический строй, пока государство искусственно пестовала "национальные кадры". С крушением социализма, и наступления эры расчёта и коммерции, все эти деятели перестали быть востребованы на рынке культуры. Никто их уже не приглашал на концерты, так как в реальности они были не интересны публике. Фанис Искандер стал затворником в московской квартире, тоже можно сказать и о Ренате Ибрагимове, который ударился в очередные женитьбы со всё более молодыми жёнами. Кола Бельды, переживавший свою невостребованность уехал на малую родину, в Хабаровск, Чингис Айтматов стал послом Киргизии в Люксембурге, другие деятели культуры вынужденно пошли зарабатывать на жизнь на чиновничьи должности - стали министрами культуры на своих малых родинах - Полад Бюльбюль-оглы стал министром культуры Азербайджана, а композитор Раймонд Паулс стал министром культуры Латвии.

    Эти люди были вполне достойными, талантливыми людьми, но лишь сугубо в определённую эпоху и в сугубо в одной определённой стране. Лично я их всех люблю. Однако мирового значения ни у одного из этих персонажей не было. Разве что искоркой в мире вспыхнул Рудольф Нуреев, но танцор - он и есть всего лишь танцор.

    • Анонимно
      30.09.2018 11:24

      Всего лишь танцор... Мда. Мне жаль, Вас не коснулась искра гения.

      • Анонимно
        30.09.2018 12:53

        Меня искра гения тоже НЕ коснулась - не для меня он танцевал, всё по Европам, да по Европам.

        Рада, что за рубежом хоть кому-то повезло лицезреть талант Нуриева. Хоть там...

        Всё сказанное относится и к современным татарстанским певцам и певицам - не для нас они поют...

    • Анонимно
      30.09.2018 17:45

      %

      У Достоевского его публикации в Дневнике писателя особенно хороши. Вот Геок тепе, например, советую прочесть. ;-)

    • Анонимно
      30.09.2018 18:57

      Вот пронесло ксенофоба.
      В интервью сравнивались писатели советского периода, никакого намёка на Достоевского и толстого не было. Это разные эпохи. Что касается чуши про Айтматова, так в 80-е годы тиражи его книг на западе из "русских" писателей уступали только Достоевского, немного опережали толстого и значительно опережали тиражи произведений Чехова, не говоря о других. Эти данные в 80-е годы публиковались в литературной газете.
      Следующая ложь Беркли, что став послом Айтматов ничего не писал. А когда была написана Плаха, ставшая в свое время бестселлером?
      Рим Дашкин

    • Анонимно
      2.10.2018 15:55

      10-01
      Какой еще Фанис?
      Мил человек, прежде чем рассуждать о Чингиз Айтматове, например, надо бы читать его труды. "Джамилю", например, или "Материнское поле...Или же "Плаху", вызвавшую резонанс в обществе.
      Вы рановато размышлять о "мировом значений".

  • Анонимно
    30.09.2018 10:01

    Большой респект Ирада Хафизьяновне, за то что доверила нашей Гузель, такую должность. Ренат Аюпов талантливый и амбициозный режиссёр. Они вместе поднимут театр, театр будет процветать, мы зрители очень верим. Мы очень очень рады что пришла Гузель. Очень светлая, организованная, открытая, творческая.

  • Анонимно
    30.09.2018 10:07

    Самый низкооплачиваемый режиссёр говорит, а почему так не ценят у нас талантов, б.о же была таблица, у многих там гонорары высокие. Немедленно надо пересмотреть. Тем более мы поставить для детей это сложнее чем взрослым.

    • Анонимно
      30.09.2018 19:14

      а самый низкооплачиваемый - это сколько? что все молчат то? назовите сумму

  • Анонимно
    30.09.2018 10:07

    Здорово, что актёры театра могут получить квартиры!

  • Анонимно
    30.09.2018 10:10

    Гузель справится! Ничуть не сомневаюсь. Удачи ей!

    • Анонимно
      30.09.2018 13:24

      "Гузель справится! Ничуть не сомневаюсь" ну кто бы сомневался, ведь поддержка от министерства идёт!

      • Анонимно
        30.09.2018 21:46

        Гузель -декретница - бросилась на амбразуру, приняла решение в ущерб семье, ребенку. Чтл странного,если это оценит министр.

  • Анонимно
    30.09.2018 10:17

    Уровень восприятия профессии -искусственные цветы в фойе?

  • Анонимно
    30.09.2018 10:18

    Как приятно, когда в татарскую культура наконец то приходят красивые и изящные женщины, и что не менее важно, со вкусом, прилично и достойно одетые!
    Я не смотрю нтв, не хожу в татарские театры, но в этот театр уже интересно пойти, главным образом из за Батуллы, конечно.
    Хотелось бы увидеть его Алиф на сцене!

  • Анонимно
    30.09.2018 10:24

    Интеллигентная, образованная, современная, неожиданно, что таких поддерживают наши чиновники. Творческих успехов и семейного благополучия!

  • Анонимно
    30.09.2018 10:25

    Любим и уважаем нашу смелую Гузель!!!

  • Анонимно
    30.09.2018 10:30

    Умно.Вдумчиво.Реалистично.Позитивно.Сдержанно.Обнадеживающе.Рэхмэт! Альметьевский театр с наилучшими пожеланиями по пути с Алтая- с фестиваля.

  • Анонимно
    30.09.2018 10:35

    9.57 здесь статья о директоре ТЮЗа, а не зданни Дома офицеров.

  • Анонимно
    30.09.2018 10:47

    С каких пор директор театра делает погоду в храме искусства? Директор есть всего лишь администратор, не более того. Первичен главный режиссёр! Непонятно почему такой ажиотаж вокруг этой молодой чиновницы? Кого из директоров столичных театров можете назвать навскидку? Например, МХТ, МХАТ, Современник, Театров на Малой Бронной и Сатиры? Апексимова с Таганки говорите? Ну-ну...

    • Анонимно
      30.09.2018 11:20

      Вы правы. К кому она приближена?

    • Анонимно
      30.09.2018 11:24

      От руководителя многое зависит. Если у нее такие взгляды на все, почему бы и нет. Мне понравилась она. Удачи ей!

    • Как минимум, Урин в Большом, Крок из Вахтанговского, Ревякина из Театра наций очень заметны.

      И один умный критик сказал мне такую вещь. Кол-во зрителей в зале на спектакле далеко не в первую очередь зависит от режиссера. Это может быть блестящая постановка гениального художника, но в зрительном зале может быть пусто. Заполнить его - это уже задача директора.

      А Гузель, конечно, удачи!

      • Анонимно
        30.09.2018 11:41

        Вывод: директор театра- это администратор, не более того.

        • Администратор - это тот, кто приглосы раздает перед спектаклем и программки продает. Директор - это руководитель учреждения, который вместе с лидером творческого коллектива и создает театр. И Сагитову поставили явно не как технического директора. Вот только Аюпов в большие художники, по чесноку, не очень тянет. Скорее в такие лидеры просится Батуллаю

          • Анонимно
            30.09.2018 12:27

            12:11. Согласен. Тогда директор- это Главный администратор. Не согласен в другом- театр, в смысле искусства, создаёт все- таки Главный режиссёр с актёрской труппой. Если, конечно, речь не идёт об известным с детства Театром Карабаса Барабаса!

    • Анонимно
      30.09.2018 11:43

      В московских театрах сейчас большей части, не главные режиссеры, а художественные руководители. И они, естественно, по полномочиям выше директоров

  • Анонимно
    30.09.2018 11:09

    Марина Андрейкина, Кирилл Крок, Леонид Ошарин, Владимир Урин. А знать что-то про театр Сатиры не интересно, потому что это дно.

    • Анонимно
      30.09.2018 11:37

      11:09. Чтобы вы без Гугла делали бы, яхонтовый мой! Про "дно" не вам рассуждать.

      • Анонимно
        30.09.2018 12:02

        вообще-то именно мне, и это вы гуглите, а я их всех лично знаю. Н.И.

        • Анонимно
          30.09.2018 12:42

          12:02. Так что ж в провинции то задержались, Н.И.? Или вы из Белокаменной до ТЮЗа провинциального снизошли?

          • Анонимно
            1.10.2018 10:17

            Н.И. может хвалить всех, кто способен платить за это. У него слишком много детей, чтоб быть брезгливым по отношению к любым деньгам. Здесь он один петух среди десятка кур) В белокаменной будет гастарбайтером-критиком. Берегите Н.И. Он вам всегда подскажет - где дно, где золотая жила)

    • Анонимно
      30.09.2018 12:01

      В ТГАТе, Альметьевском, Мензелинском, в обоих Челнинских театрах директора хорошо известны зрителям и узнаваемы не менее популярных артистов.

  • Анонимно
    30.09.2018 11:22

    детскому театру нужны национальные детские писатели, помогающие осознать место своего народа в мировой истории...

    • Анонимно
      30.09.2018 12:05

      да к черту детских писателей, "помогающих осознать место народа". просто хорошие нужны. занимательные и веселые. татарская джоан роулинг, татарская кейт дикамилло

      • Анонимно
        30.09.2018 17:43

        Согласна. И ещё глаза нужны, чтобы их увидели. А то в последнее время они у вас близорукие стали, похоже.

  • Анонимно
    30.09.2018 11:26

    Очень интересное интервью. Приятно было читать. Спасибо. Буду в Казани - обязательно посещу Ваш театр.

  • Анонимно
    30.09.2018 11:31

    10.47 Все верно, директор театра должен помогать творческому составу. У них Тат.ТЮЗа с творчеством все в порядке, отлично. Я знаю Рената Аюпова давно. Тоже очень порядочный, преданно служит этому театру многие года. Заслуживает уважения и хорошего отношения.

    • Анонимно
      30.09.2018 12:15

      Целиком и полностью согласен с Вами. Постановки у них замечательные, я ещё раз посмотрел бы спектакль "Умырзая".

  • Анонимно
    30.09.2018 11:33

    Директор всего лишь администратор, все верно. Надеюсь будут знать своё место;)))

  • Анонимно
    30.09.2018 11:36

    Директора приходят и уходят, их много а талантливых режиссёров 5-6 в республике, очень мало. Их надо ценить и беречь. Ринат Аюпов, Фарит Бикчентаев и другие.

  • Анонимно
    30.09.2018 11:36

    А мне показалось много я для начальной фазы строительства. А что за ним стоит покажет время очень быстро. Удачи и успеха, конечно

  • Анонимно
    30.09.2018 11:45

    Любимый педагог-вдохновитель. Мы закончили консерваторию и Вы ушли. Восхищались, восхищаемся!

  • Анонимно
    30.09.2018 11:52

    дети ждут постановку про шурале и красную шапочку, в стиле Якудза эйга.

    • Анонимно
      30.09.2018 13:26

      "дети ждут постановку про шурале и красную шапочку, " Рядом Экият, могут и туда сходить!

  • Анонимно
    30.09.2018 12:11

    Без Я уж никак, а как она должна говорить, если с неё берут интервью, мне кажется всё в меру. Удачи, и Калеб молодёжный формат, если глав.реж одобряет, пусть работают. Наше будущее за ними, пусть покажут себя тоже.

  • Анонимно
    30.09.2018 12:14

    Зато Челябинские и Оренбургские татары очень любят и ценят Рината Аюпова.

  • Анонимно
    30.09.2018 12:26

    Айрат Нигматуллин высокий художник слова.

  • Анонимно
    30.09.2018 12:36

    Директор/ это административная должность но никак не творческая?!

  • Анонимно
    30.09.2018 12:36

    Я театрал, ходу во все театры,езжу Москву, в Питер о постановках Театра им.Кариева, учитывая что они детский репертуарный театр, очень интересные, неординарные. И Театр в Кама да я люблю ходить, и в Качаловский хожу.

  • Анонимно
    30.09.2018 12:55

    Журналисту браво. Удалось в одном интервью максимально раскрыть отношение молодой директрисы на срез проблем тюза. Это вообщето проблемы всех наших тюзов.Ответы о путях решения раскрывают Гузель Сагитову как человека думающего, прогрессивного. Она , верится, светлый человек, позитивный. Похдравляем, наконец-то, кажется, театру повезло с директором. Хочется надеяться что она будет опорой для вашего режиссера Аюпова, а не станет соперничать с ним в попытках перестроить творческие планы руководителя труппы. Московские критики на фестивале у нас в Чебоксарах обратились к его труппе,, мол берегите своего режиссера, таких надо ценить, такие единицы! Дайте ему максимальные условия, возможности работать, он, мне кажется, ещё далеко не раскрыл свои возможности, задумки. Хочется верить, что вслед за вашим опытом решения проблем в ТЮЗе лёд тронется, и у нас тоже начнутся хорошие изменения.

  • Анонимно
    30.09.2018 13:17

    Каждый спектакль Ренат Аюпова интересный, не разу посещали этот театр!!!

  • Анонимно
    30.09.2018 13:18


    Удачи Гузель. Чтобы 110 человек персонала театра были довольны вместе со зрителями.

  • Анонимно
    30.09.2018 13:34

    Всегда любовалась этой обворожительной натуральной блондинкой на экране TV. А она, оказывается, и УМНИЦА! Успехов, Гузель, и удачи!

  • Анонимно
    30.09.2018 13:54

    Если дадут Ренату Мирзахасановичу возможность творить как другим, например, как Славутскому, он горы свернет. И так на жалкий бюджет и маленький гонорар он умудрился ставить Короля Лира, он еще поднял на уровень выше театр г.Мензелинска, Оренбургский театр, дважды был победителем Международных фестивалей Арт-Ордо, за лучшую постановку. Он поставил три спектакля о Тукае. Создал вместе с Колесниковой театр в Челябинске. Нам другим регионам, даже странно и удивительно, что такой труженик не заметен в своей республике. Респект и уважение от всех татар Москвы.

  • Анонимно
    30.09.2018 14:09

    Наконец то и Ренату повезло с директором, теперь остается желать только удачи, и Гузель и Ренат очень трудолюбивые. Как педагог и опытный руководитель он тоже поможет ей искусству управления искусством. Желаем вам создать вместе отличный творческий тандем.!

    • Анонимно
      3.10.2018 17:00

      Будем на это надеяться. Аюпов режиссер неплохой...был когда то. Но что -то в последние годы застоялся. И это, увы, не из-за отсутствия здания. "Алиф", тот вообще, без денег и здания возник. И каков результат! Этим ребятам-молодцам никакие "яйца" не помешали. Аюпов, по честному, стар для молодежного театра. Ему до 60 ти рукой подать, да и обзавелся всякими пагубными страстями. много кого потерял из артистов по этой причине. Удивляет реакция коллектива - вчера поющие оды Ярмиеву сегодня вприпляску радуются Сагитовой. Ну да - Ярмиев был не Аполлон, но здание же он сделал, да и были у него хорошие проекты тоже. Хорошо - Сагитова о нем говорит адекватно. А то - вообще была бы беда.

  • Анонимно
    30.09.2018 14:34

    Желаю мудрости и терпения, и режиссеру и директору. Помимо творческой личности, человек управленец, должен быть и лидером.Как раз они дополняют друг-друга. У них у режиссера, кажется два высшего театрального образования. И он поставил прозу, моих любимых писателей Г.Исхаки и М.Галяу Мухаджиры, и все удачно. Очень рад за Гузель, именно такие честные,светлые люди должны работать в театрах.

    • Анонимно
      3.10.2018 17:02

      Он их поставил 20 лет назад.Поставил хорошо. Но 20 лет назад!

  • Анонимно
    30.09.2018 14:44

    Странное для наших дней разделение - "у русских есть смена, штаб, угол , еще что-то" - а татар туда не пускают что ли? Из любопытства посмотрел репертура- в углу татарская тема представлена вполне широко, та же Йолдыз там играет и ставила поэтический спектакль, , в смене руководители в основном с татарскими фамилиями, издают дневники Тукая, татрский фольклор, в штабе проходят мероприятия совсем не только для русских. Разве качество культурного явления определяется только национальностью его создателей? Какой то архаический подход.

  • Анонимно
    30.09.2018 15:00

    Кариевның үзе кебек талантлы да, бәяләп тә бетерелмәгән коллективка уныш алып килсән иде Гүзәл туташ. Аллаһы тәгалә сезгә ярдәм бирсен иде ошбу театрны күтәрергә. Амин.

  • Анонимно
    30.09.2018 15:20

    Говорить то можно много. Делать трудно.

  • Анонимно
    30.09.2018 15:22

    сүздә генә калмасын иде, эш белән дә күрсәтсеннәр иде бу кешеләр)))

  • Анонимно
    30.09.2018 15:52

    А мне кажется Ренат Аюпов конкурентоспособный, говорит и мыслит убедительно. Опять таки мы татары, недооценивать своего таланта мы это можем и мешать творчеству друг другу, как говорится без булдырабыз!

    • Анонимно
      30.09.2018 18:20

      Я смотрел в этом театре прекрасный молодежный музыкальный спектакль,поставленный Р.Аюповым "Әйдә барыйк,кызлар карыйк". Если у них в репертуаре будут такого уровня спектакли, они могут стать на самом деле конкурентоспособными.

  • Анонимно
    30.09.2018 16:01

    Ну как же! Татары особый народ. Все русские театры интернациональные.

    • Анонимно
      30.09.2018 16:09

      Интернациональные, но только почему-то все там только на одном языке.

  • Анонимно
    30.09.2018 16:17

    Прочитав интервью, еще раз порадовалась тому, что к нам в театр пришел порядочный человек, действительно готовый окунуться в ее жизнь, поднять ее статус. По моим наблюдениям, слова нового директора не расходятся с делом. Я работаю в ТТЮЗе давно, вижу, какие уже сейчас начинаются позитивные изменения. Вроде бы работает-то совсем недавно, а уже сколько сделано! Радует также, что Гузель Рамзилевна с главным режиссером Ринатом Хасановичем на одной творческой волне, поддерживают друг друга, вместе решают проблемы. Очень хочется верить, что их тандем, людей творческих, любящих искусство, даст новый импульс всему коллективу в реализации масштабных планов нашего театра. Понятно, что на все требуется время, тем не менее, уверена, что наш театр скоро станет любимым для многих зрителей. Главное, на мой взгляд, поддержать нас морально)) Успехов Вам, Гузель Рамзилевна!

  • Анонимно
    30.09.2018 16:46

    Ин изге теләкләр Сезгә ижат торкеменэ, бик шатланам, күз тимәсен, гел унышлар. Афэрин!!!

  • Анонимно
    30.09.2018 18:38

    Достойный человек. Очень приятная не побоюсь сказать девушка...умница, красавица, тонкая и интеллигентная... Настоящая современная татарочка... Удачи! Аллах да поможет Вам!!!

  • Анонимно
    30.09.2018 18:43

    Неоднократно приходилось работать с Мансуром Ярмиевым. Он оставил очень хорошее впечатление. Но время меняется, нужен принципиально новый подход к татарскому ТЮЗу. Надеюсь, что у Гузель Рамзилевны все получится. Конечно, ей надо помогать и в первую очередь незамедлительно решить все вопросы со штатным расписанием.
    Именно в ТЮЗе должно быть сконцентрировано все передовое татарское театральное искусство. Не будет лишним поделиться с театром бюджетным финансированием от Минмолодежи и Минобраза.
    Удачи Вам, Гузель Рамзилевна!

  • Анонимно
    30.09.2018 18:54

    Гузель, сразу поднимайте планку технического обеспечения театра!
    Современная сцена, синхроперевод, парковка, дизайн - все должно быть по высшему уровню!
    Идите к Президенту, к Метшину, они ребята толковые и поймут, что это не блажь, а необходимость.
    А если посмотреть с точки зрения развития татарского языка, то язык должен развиваться в театре, а не на дополнительных, принудительных уроках в школе. Вот на развитие ТТЮЗа - денег не жалко!

  • Анонимно
    30.09.2018 19:28

    Есть избалованные театры, и в РФ и в РТ. Ей тоже нелегко, новому руководителю, меня радует то, что они находят общий язык с глав.режиссером, коллективом;))) Вы правы все лучшее должно быть детям, они наше будущее. Надеюсь Министр культуры тоже поддержит, и высшее руководство тоже этого Театра юного зрителя. Настало время, дайте им тоже творить без препятствий, они уже все пережили, и без здания и в холодных подвалах ДК льнокомбината, они продолжали творить. Давайте будем уважать, друг друга и поддерживать, особенно театров для детей и молодёжи.

  • Анонимно
    30.09.2018 19:34

    Почему так принижают режиссёров ТЮзов, немедленно пусть исправляют эту проблему. Даже из соседней республики уже пишут.

  • Анонимно
    30.09.2018 20:22

    Материально поддержите...х

  • Анонимно
    30.09.2018 22:10

    КОУЧ
    Будущее за размышляющими, за новым мышлением, а не за приспособленцами. Именно такой успела показать себя Гузель! Успехов тебе, Гузель, пусть вдохновение не покинет тебя!

  • Псевдоним
    1.10.2018 08:18

    Удачи, Гузель! Профессионала видно по первым же шагам в должности.

  • Анонимно
    1.10.2018 10:26

    В татарском ТЮЗе труппа не первого директора "сжирала". Фарит Хабибуллин был уволен после актерских кляуз. Роберт Муртазин был тихо списан, Мансура Ярмиева, человека по сути добившегося строительства нового здания, попросили на выход публично не объяснив причину отставки. Повезло только Фанису Мусагитову, он вовремя перешел в другой театр. Так что, и Гузель скушают рано или поздно. Пару сезонов пройдет с пустыми залами, ответственность за провал спишут на нее. Она могла бы занять руководящую должность на ТВ или быть гл.редактором какого нибудь национального издания (газеты "Мэдэни Жомга", например), возглавить крупную общественную организацию, и даже занять позицию министра культуры. А тут с малолетним ребенком на руках, и с полным отсутствием компетенции менеджера бросили на передовую. Это подстава и попытка сбить ее на взлете. Жаль девченку...

  • Анонимно
    1.10.2018 10:46

    Индус Абый,Гузель не администратор,помоги её выйти из капкана.Её Призвание быть,Татарской О́пра Гэйл Уи́нфри.Это получается у неё,лучше.На административной работе,она "сгорит"!

  • Анонимно
    1.10.2018 11:44

    Это как по "штатному" на двух стульях усидеть? Юридически, где временно - в театре или на телевидении?

    • Анонимно
      1.10.2018 12:23

      Врачи,на трёх -четырёх местах работают.И что?Им плохо?

  • Анонимно
    1.10.2018 12:57

    10.26 Не скушают, она творческая, ее там очень любят, не переживайте, живите спокойно дальше.

  • Анонимно
    1.10.2018 13:01

    Я из творческой среды, не буду писать конкретно. Когда мне было очень плохо и я думала, что уже все - конец всему, меня спас Калеб и лично сама Гузель. Чуткая, внимательная, дала мне возможность подняться, еще раз попробовать свои силы.Даже сейчас слезы на глазах, ее тогда Аллах послал.

  • Анонимно
    1.10.2018 13:24

    Этот театр в этом здании обречен. На чужом горе счастье не строится!
    Видите ли Минобороны само закрыло Дом офицеров Казанского гарнизона - смешно! А вот в городах Уфа, Самара, Екатеринбург не закрыло и продолжает финансировать. И рабочие места сохранились.
    Кто-ж в здравом уме от финансирования отказывается?
    А если бы с миром, да с рекомендации мэра, могли ведь поместиться на одной площадке с кружками. В советское время тысячи Домов культуры в таком режиме работали, да еще и кино крутили и библиотека работала. Каждый день работали, включая выходные и все праздники!!!
    Богат и могуч был СССР, но об эффективной отдаче основных средств не забывал. А сейчас все больше в музейном режиме работают.
    Теперь кариевцам остается с протянутой рукой ходить!
    А вдруг чудо сотворят и потянутся к ним со всех сторон зрители.
    И простятся им грехи их.
    Верим. Ждем.

    • Анонимно
      1.10.2018 14:20

      Не придет зритель в этот бывший мертвый кинотеатр. Никакими коврижками не заманишь, никакими плетками не загонишь. И директриса симпатичная не поможет делу. Ну пару раз на несколько спектаклей мобилизуют пару школ, пригласят бесплатно бабушек. И на этом - все. Незавидная и печальная участь. Есть один путь трансформации, это распустить труппу, выгнать режиссера и из репертуарного театр превратить в проектный экспериментальный творческий центр. Отчасти по такому пути пошел Казанский русский ТЮЗ, вспомните конфликт по линии"Имамутдинов-Ерыгин", который, заметьте не межличностный, а именно конфликт разного видения развития творческой составляющей театра. Но для такой революции в татарском ТЮЗе нужно не директора-журналиста ставить, а крупную и амбициозную театральную фигуру.

  • Анонимно
    1.10.2018 14:05

    Спасибо,что переживаете за Гузель. Все будет хорошо с ней. Она любит работу, успешный человек.

  • Анонимно
    1.10.2018 15:00

    14.20 Свой негатив оставьте при себе, закон бумеранга вспомните и посчитайте до ста, успокойтесь.

  • Анонимно
    1.10.2018 19:14

    Это касается всем, кто пытается писать негатив. Улыбайтесь и жизнь улыбнется вам:)))) Не нам судить, каждый сам ответит за свои поступки. Желайте людям то что желаешь себе:))))

  • Анонимно
    1.10.2018 22:55

    Лишь бы госпожа Сагитова немешала Р,Аюпову. Она далекая от театра. «Калеб» тоже не блестал,они играли для себя, без зрителей. Поэтому был полупустой малый зал Театра Камала. Тяжело будет работать молодой мамаше работать. Это не татарский язык преподавать. Нужна поддержка профессиональная со стороны других театров. В минкульте РТ тоже нет профессионалов,к сожалению.
    Удачи новому директору.

    • Анонимно
      1.10.2018 23:29

      Аюпову всегда кто-то или что-то мешает и будет мешать. Легко же обвинять! Алиф в начале вообще бесплатно делали - ходит народ, где бы не ставили. Сама три раза ходила, даже в учебный театр. Вот сегодня в Кариевском ставили Метаморфозы, зал бфл полон. А ведь и рекламы не было толком.

  • Анонимно
    2.10.2018 00:06

    Ну и ходите, вы свободная:))) посчитайте до ста, все пройдёт. Аллага шокер дип эйтегез:)))))негатив лечится с улыбкой, и позитивом. Никто никому не мешает с приходом Гузель. Ваш поклонник тоже доволен.

  • Анонимно
    2.10.2018 00:10

    Калеб играл без зрителей? Ерунду не пишите. Половина зрителей оставались на улице. Администратор театра Канал.

  • Анонимно
    2.10.2018 00:16

    Мы поняли теперь вас и ваши намерения. Делайте людям добро, желаем вам позитива, удачи, а так унизить мастера это вас не красит, у вас обида, надо уметь прощать людей. Ни кто не виноват, что у вас желчь кипит внутри, обычно неудачники этим занимаются. Откройте свой театр и приглашайте к себе хореографов, режиссёров. Будет польза, будьте свободным.

  • Анонимно
    2.10.2018 00:22

    Почему министр молодёжи не забирает их к себе, если супер талантливые. Пуст финансирует и здание сделает. Там как раз не хватает солистов балета.

  • Анонимно
    2.10.2018 00:23

    Вот и езжайте Алифом по миру. Живите.Творите.

  • Анонимно
    2.10.2018 00:30

    Итог: настоящий талант, художник имеет много завистников. Живите, творите, процветайте!!! Добра и мира, милосердия Вам всем.

  • Анонимно
    2.10.2018 00:42

    23.29 Спокойной ночью, пусть снится вам весёлые сны, танцуйте, творите, любите. Никого не обвиняйте, каждый сам отвечает за свои поступки, да есть и были всегда успешные люди. Радуйтесь всему, уважайте других, и люди вам ответят тем же. Мы поняли откуда дует ветер. Можете больше не писать.

  • Анонимно
    2.10.2018 00:46

    Я тоже смотрела Метаморфозы, как вышла так и забыла...

  • Анонимно
    2.10.2018 00:52

    Бер-беренне пычратып ятабыз инде Казанда жыелып. Яхудлэр шикелле, кутэреп алырга кирэк андый шэхеслэрне.

  • Анонимно
    2.10.2018 01:13

    Итог дня: удачливые творцы имеют много завистников. Удачи вам тоже неудачники:)))))

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen