На этой неделе Татьяна Ларионова рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что собор Казанской иконы Божией Матери достроят все-таки не раньше 2020 года — спешка в таком деле ни к чему На этой неделе Татьяна Ларионова рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что собор Казанской иконы Божией Матери достроят все-таки не раньше 2020 года — спешка в таком деле ни к чему Фото: «БИЗНЕС Online»

«КАК ДОМ ДОСТРОЯТ, ТАК ХОЗЯЙКА И ВЕРНЕТСЯ…»

Близится к трехлетней годовщине судьбоносный указ президента РТ Рустама Минниханова о создании Болгарской исламской академии и возрождении собора Казанской иконы Божией Матери. Академия открылась, строительство собора тоже идет к финишу. «Мы имеем огромное желание к 4 ноября текущего года завершить все работы по внешнему фасаду. То есть это будет уже полностью завершенный фасад, с куполами. Он будет с подсветкой, заказали уже все внешние настенные иконы», — делилась планами в начале года исполнительный директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан надеялся «подумать об открытии» к концу года.  

На этой неделе Ларионова рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что собор достроят все-таки не раньше 2020 года — спешка в таком деле ни к чему. Тем не менее на последних совещаниях все чаще обсуждают внутреннее наполнение. И речь не только об иконостасе из греческого и итальянского мрамора с бронзовым литьем, заказанным Казанской епархией, но и о духовном содержании.

Первоявленная Казанская икона Божией Матери пропала в 1904 году в результате небывалого святотатства, когда вор по прозвищу Стоян похитил из Богородицкого монастыря два образа — Спаса Нерукотворного и Казанской Божией Матери. Расследование дела, наделавшего много шума, продолжалось несколько лет, даже после оглашения приговора. Приговоренный так толком и не признался, сжег он святыню или нет. Разве что перед кончиной назло всем попыткам отыскать чудотворную икону все-таки брякнул, что сжег…

После пропажи чудотворной Казанской иконы Божией Матери, которая стала символом избавления России от Смуты XVII века, на страну обрушилась череда бед: революция 1905 года, неудачная Русско-японская война, Первая мировая война, Великая Октябрьская революция 1917 года и т. д. Многие православные верили, что после того, как икону вернут на место, все встанет на свои места. Надежда эта жива до сих пор.

Митрополит Феофан: «Я никогда не смогу поверить, чтобы оригинал казанской иконы сожгли в печи» Митрополит Феофан: «Я никогда не смогу поверить, чтобы оригинал казанской иконы сожгли в печи» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы знаем, что Казанская икона Божией Матери была явлена через пожар, она была обретена на пепелище и при этом осталась не тронута огнем, поэтому я никогда не смогу поверить, чтобы оригинал казанской иконы сожгли в печи, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ митрополит Феофан. — Почему-то у меня есть твердая уверенность, что этого не могло произойти. Недаром мне и моим единомышленникам так хотелось возродить собор, где икона хранилась веками. Вспомним, что в XX веке мы не только утратили оригинал иконы Божией Матери Казанской — был порушен также ее дом, ее жилище в Казани. Теперь, вместе с возрождением утраченного дома — восстановлением собора в комплексе Богородицкого монастыря, возможно, и Царица Небесная вернется в ее казанскую обитель!»

Эти же разговоры сегодня ходят среди верующих: «Как дом достроят, так хозяйка и вернется». И эти соображения, как оказалось, не могут до конца быть безосновательными. Возможность чудесного возвращения явленной иконы допустил и патриарх Московский и всея Руси Кирилл, когда два года назад приезжал в Казань: «Мы верим, что она не уничтожена. Не пришло еще время ее видеть. Но мы имеем чудотворный эскиз…»

А пока православный мир ждет чуда, «БИЗНЕС Online» предпринял попытку разобраться, есть ли для этого объективные основания и какой список более всего достоин занять главное место в возрожденном соборе.

История «Новоказанской» иконы (Ватиканский список) в Крестовоздвиженском храме Богородицкого монастыря известна  до мельчайших деталей, однако с небольшой оговоркой — только с 1953 года История «Новоказанской иконы» (Ватиканский список) в Крестовоздвиженском храме Богородицкого монастыря известна до мельчайших деталей, однако с небольшой оговоркой — только с 1953 года
Фото: «БИЗНЕС Online»

1. ВАТИКАНСКИЙ СПИСОК

Казалось бы, о чем спорить? Есть Ватиканский список, который Папа Римский Иоанн Павел II вернул в Россию в 2004 году. Ныне икона хранится в Крестовоздвиженском храме Богородицкого монастыря. История «Новоказанской иконы», как ее еще называют, известна  до мельчайших деталей, однако с небольшой оговоркой — только с 1953 года.

Считается, что с явленной иконы в XVIII веке сняли несколько чудотворных списков, которые очень чтились среди верующих. Большевики действовали грамотно. Иконы не сжигались и не уничтожались, дабы предотвратить мученичество, — их просто прятали в музеях и частных коллекциях или же продавали на Запад. Так произошло и с Ватиканским списком, который продали за рубеж в 1928 году. По одним сведениям, икона вместе с окладом оказалась у англичанина Нормана Вайса, который решил перепродать образ. Покупатель нашелся не сразу, а только в 1950-х годах (по некоторым данным, в 1953 году — прим. ред.) в лице миллионера-коллекционера Фредерика Митчелла-Хеджеса. Он пытался выяснить историю этой иконы, для чего провел несколько экспертиз. Согласно одной из них, в руках у Хеджеса оказалась икона XVI века с богато украшенной ризой XVII века. По описаниям, на ней находилось более тысячи драгоценных камней: алмазы, изумруды, бриллианты, восточные рубины и пр. После смерти коллекционера его наследство, включая и икону, перешло его дочери Анне, которая перевезла все иконы в Гонконг. Оттуда в 1962 году список перекочевал в Сан-Франциско. При этом уже тогда рассказывалось о многочисленных чудесах, которые совершал чудотворный образ. В США икону хотели выкупить православные: они собирали деньги для этого, но не успели — образ оказался в руках католической церкви, его перевезли в португальскую Фатиму (одно из наиболее почитаемых в мире мест явления Богоматери прим. ред.). Оттуда икону перевезли в Лиссабон, а далее — в Ватикан, в личные покои Иоанна Павла II. О том, что икона у Папы Римского, общественность узнала только в 2000 году. Известный историк, советник мэра Казани по вопросам культуры и религии Дмитрий Хафизов, который большую часть жизни отдал поискам чудотворной первоявленной Казанской иконы, на пресс-конференции в Фатиме лично спросил понтифика, не у него ли святыня. Тот подтвердил…

Вскоре в Ватикан направилась делегация из Казани во главе с мэром Камилем Исхаковым. Возвращали икону всем миром: к этому приложил руку и президент РТ Минтимер Шаймиев, и в то время премьер Владимир Путин, который, будучи председателем оргкомитета празднования тысячелетия, подписал пункт «О возвращении Казанской…». Но, по словам Хафизова, лично участвовавшего в передаче иконы РПЦ, этот долгий процесс переговоров не прошел без трудностей. Ватикан твердо утверждал, что возвращает первоявленную икону, и долго торговался, требуя разрешить визит Папы в Россию, организовать встречу двух предстоятелей и т. д. У Татарстана был свой интерес: тут в честь тысячелетия и открытие мечети Кул Шариф для мусульман, а православным — реставрация Благовещенского собора и возвращение первоявленной иконы. В итоге Папа расстался с реликвией только в августе 2004 года. Ее передала Алексию II делегация из Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером. После этого святыня почти год ждала своего часа в резиденции патриарха, пока в июле 2005 года он лично не привез ее в Казань. 

Увы, проведенные в России экспертизы (а всего их было три, две из которых секретные,прим. ред.) окончательно доказали, что привезенная из Ватикана икона — никакой не подлинник и даже не ровесник оригинала. Об этом еще в разгар истории с возвращением иконы говорили и эксперты, указывая на очевидный аргумент: размер Казанской иконы, находившейся в Ватикане, — 31,1×27 см, он больше явленного образа (как считается, 26,7×22,3 сантиметра). «Список с явленного в Казани образа по стилю письма можно отнести к живописной традиции Поволжья и датировать первой половиной — серединой XVIII века. Иконография образа отличается от ранних списков с явленного образа: тип Лика Богоматери не „грекофильский“, а более „русифицированный“, взгляд Ее и Лик более, чем на древних образах, обращен к предстоящим, что характерно для икон более позднего времени; благословение Младенца Христа не двуперстное, как на явленной иконе, а именословное. Драгоценный оклад образа, по мнению специалистов, может быть отнесен по характеру орнаментики к началу (первой трети) XIX века», — писала старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Рублева, известный специалист по иконам Наталия Чугреева.

Все научные экспертизы нисколько не умаляют ценность иконы, хранящейся в Крестовоздвиженском храме, для верующих Все научные экспертизы нисколько не умаляют ценности иконы, хранящейся в Крестовоздвиженском храме, для верующих Фото: Сергей Елагин

Она считает, что Ватиканский список изначально был иконой матушки Александры Мельгуновой, основавшей Дивеевский монастырь. «Тот список никакого отношения к Казани вообще не имеет. Он, по всей видимости, написан на Верхней Волге. По одной из версий, он находился у матушки Александры в Дивеевском монастыре», — подтверждает доцент кафедры общей и церковной истории Казанской православной духовной семинарии, известный эксперт по истории Казанской иконы Анатолий Елдашев. Хафизов с этими версиями не согласен: «Мы пытались найти, что это была за икона. Не так много списков существует. 30 дореволюционных всего известно, и в принципе они наперечет. Но мы так и не смогли понять, что это за икона. Единственное, что можно было четко сказать, — она не первоявленная и не матушки Мельгуновой, не Дивеевский список. Еще дополнительно определили, что это не Табынская (чудотворная икона Богородицы X–XII века, близкая по типажу к Казанскому образу, прим. ред.) и прочее», — отметил Хафизов.

«До Марка настоятелем был Питирим (Рыбанин, бывший наместник Богородицкого монастыря, переехавший в 2014 году в Пензу, прим. ред.). Он рассказал, что ценность иконы представляет скорее больше оклад, те бриллианты, камни… Это все не стекляшки! Он сказал, что от 3 до 10 миллионов все это стоит», — отметил один из наших собеседников, пожелавший остаться неназванным.

Все научные экспертизы, однако, нисколько не умаляют ценности иконы, хранящейся в Крестовоздвиженском храме, для верующих. «Списков Казанской иконы Божией Матери было очень много — мы знаем, что в Москве в Богоявленском соборе хранится чудотворный список, а также в Санкт-Петербурге в Казанском соборе. Но тот список, которому ныне поклоняются в Богородицком монастыре и который именуют Ватиканским, тоже всегда считался чудотворным, — поделился своим мнением владыка Феофан, который также не уверен в „казанских“ корнях данного списка. — По преданию, эта икона прежде хранилась в Дивеево, то есть ее история восходит к Серафимо-Дивеевскому монастырю. Да, после революции в силу известных обстоятельств она оказалась за рубежом и таким образом разделила изгнание многих русских людей и их отчуждение от своей родины. Но настало время, когда идеалы, основанные на атеизме и безбожии, доказали свою несостоятельность, икона вернулась домой».

Удивительно, но, похоже, единственный, кто все еще горячо верит, что Исхаков вернул Казани первоявленную икону, это… он сам. «Знаете, на все 100 процентов не уверен. Но многие факты говорят об этом, — поделился с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ экс-мэр Казани. — Я абсолютно уверен, что нет более древнего списка и более значимого!»

Елена Теребилкина рассказала, что это (Сорокинский список) самый древний список Казанской иконы Божией Матери на выставке, который датируется первым десятилетием после обретения первоявленного образа в 1579 году Елена Теребилкина рассказала, что это [Сорокинский список] самый древний список Казанской иконы Божией Матери на выставке, который датируется первым десятилетием после обретения первоявленного образа в 1579 году Фото: Ирина Ерохина

2. «СОРОКИНСКИЙ» СПИСОК

Тут Камиль Шамильевич, однако, ошибается. Оказывается, Казань располагает сразу несколькими списками Казанской иконы Божией Матери, некоторые из них куда древнее Ватиканского. Пару лет назад, прямо накануне визита патриарха Кирилла, в Казани открылась уникальная выставка «Чудотворный Казанской образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь», где впервые за много лет увидели свет древние иконы, которые до этого хранились либо в музейных фондах, либо в частных коллекциях. Позже многие экспонаты перекочевали в выставочный центр «Ак Барс Галерея» на Баумана, экспозиция стала называться «Повесть и чюдеса… явления образа, иже в Казани».

Выставка работает уже больше года, но не может похвастаться наплывом посетителей. По словам администратора галереи Елены Теребилкиной, все дело, возможно, в недостатке рекламы и цене билета в 250–300 рублей. Однако периодически приходят паломнические группы до 30 человек. И часто сопровождает их лично владелец экспозиции, известный казанский коллекционер Валерий Сорокин — по совместительству председатель совета директоров Ак Барс Банка и гендиректор «Связьинвестнефтехима». Как рассказала Теребилкина, он много раз лично проводил экскурсии, живо рассказывая об экспонатах своей коллекции. В день нашего визита Сорокина на месте не оказалось, а штатного экскурсовода здесь нет.

Большинство списков датировано рубежом XVI–XVII веков и начала XVII века. Но особняком держится витрина, в которой заключена лишь одна, самая ценная, икона. Удивительно, но в путеводителе, который можно получить у администратора, именно о ней нет ни слова. Есть только подпись на самой витрине, где сказано, что написание образа датируется концом XVI века. На деревянной дощечке изображена Богоматерь с Младенцем, а потертые краски, частично отсутствующие слои и древний стиль написания иконы — все это говорит о почтенном возрасте списка. Теребилкина отметила, что это самый древний список Казанской иконы Божией Матери на выставке, который датируется первым десятилетием после обретения первоявленного образа в 1579 году. По предварительным оценкам, эта икона относится к 1582–1585 годам.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у руководителя выставки Юрия Павлова, гендиректора фонда финансовой поддержки реставрации Благовещенского собора, что это за древний список. Но он старательно уходил от ответа: мол, коллекция частная, и у них нет права раскрывать данную информацию. При этом он обмолвился, что у Сорокина есть еще один подобный древний образ, который не выставлен, так как находится в настоящий момент на экспертизе в Московском исследовательском институте. Корреспондент «БИЗНЕС Online» также обратился в пресс-службу СИНХа с просьбой к Сорокину подробнее рассказать о его коллекции. Но ответ был предсказуем: «Он не дает интервью, не связанных с деятельностью „Связьинвестнефтехима“» (связанных, добавим от себя, не дает тем более).

«ЦАРСКИЙ» СПИСОК?

Интересную версию происхождения древней иконы, хранящейся у Сорокина, рассказал Хафизов. Чтобы понять о чем речь, придется немного углубиться в историю.

Обретение чудотворной оригинальной иконы в Казани, напомним, относится к 1579 году. Тогда в начале июля в городе был крупный пожар, после которого десятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица, повелевшая откопать ее икону на пепелище. Согласно «Сказанию…» Гермогена, участника тех событий, образ обрели не сразу — ни воеводы, ни архиепископ сначала не поверили девочке. Матрона и ее мать, вооружившись лопатой, пришли на указанное во сне место и начали копать. К удивлению многих горожан, на глубине меньше метра была обретена икона. Ее сразу крестным ходом перенесли в храм Николы Тульского (ныне Гостинодворская церковь, которую госкомитет РТ по архивному делу вернул РПЦ в начале 2017 года,прим. ред.). Пока переносили явленную икону, она сразу же стала творить чудеса, и об обретении образа доложили Ивану Грозному. В 1595 году установили праздник в честь обретения иконы 8 июля, а на месте явления по указу царя воздвигли девичий Богородицкий монастырь, на территории которого сегодня и возрождается собор Казанской иконы Божией Матери.

По словам Елдашева, в этой истории обретения святыни есть ряд моментов, которые лишь сравнительно недавно стали известны. Благодаря Пискаревскому летописцу установлено, что первоявленная икона была написана в середине XVI века неизвестным иконописцем в Великом Новгороде, то есть буквально за несколько лет до ее обретения. В Казань она попала вместе с неизвестной девушкой 35–40 лет, которая закопала икону, завернув ее в красное сукно, в землю. В те времена в городе православные испытывали давление со стороны татар, отчего девушка боялась расправы, храня у себя икону. Спустя годы именно этот образ и нашла в земле Матрона.

Елдашев указал на интересную деталь. После обретения чудотворной иконы Иван Грозный повелел отправить ее в Москву. Но тут есть один нюанс —  могли ли казанцы отправить царю в Москву список, то есть копию, явленной иконы? Елдашев указал на интересную деталь: после обретения чудотворной иконы Иван Грозный повелел отправить ее в Москву. Но тут есть один нюанс: могли ли казанцы отправить царю в Москву список, то есть копию, явленной иконы? Фото: Елена Сунгатова, art16.ru

Елдашев указал на интересную деталь: после обретения чудотворной иконы Иван Грозный повелел отправить ее в Москву. Но тут есть один нюанс: могли ли казанцы отправить царю в Москву список, то есть копию, явленной иконы? Этот вопрос до сих пор живо обсуждается исследователями, среди которых нет единого мнения. «Сделали точный список и описание чудес и отправили их в Москву, царю. Но если так сделали, то это было впервые. До этого никогда царь Иван Грозный так не делал. Он был фанатично верующим человеком. Обычно, когда находили новый чудотворный образ, его сразу же направляли в Москву. Уже там с него делали точную копию, богато украшали камнями и отправляли обратно вместо той иконы, которую обрели. Это была такая византийская традиция собирания святынь в столице, — отметил Хафизов. — Поэтому царская семья всегда считала, что именно у них хранится явленная икона, которую нашла Матрона. Сначала ее передали Рюриковичам, потом уже Романовым. Вот она у них долгое время хранилась. Но она хранилась у них в семье, доступа у посторонних людей к ней не было. Именно по этой причине многие сегодня утверждают, что вор Стоян-Чайкин в 1904 году сжег совсем не явленную, а очередной список Казанской иконы, да и сжег ли вообще…»

После убийства царской семьи большевиками все их имущество было разграблено, включая иконы. По словам Хафизова, что-то удалось православным сохранить, что-то продал торгсин, а что-то так и осталось в царских резиденциях. Какие-то святыни могли находиться в Царском селе, которое в Великую Отечественную войну попало в зону немецкой оккупации.

«Был такой образ, находящийся в Германии, по которому был шанс, что это именно та икона, которая если не первоявленная, то, по крайней мере, могла быть „царским“ списком, или Московским списком (утрачен в 1918 году — прим. ред.)», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Хафизов. По словам историка, на него выходил украинец, брат которого якобы работал на одного немца в антикварной галерее. У того на хранении была икона XVI века, которая «очень похожа на „царский“ список» и которую официально никто и никогда не выставлял.

«На ней был очень дорогой оклад, золотой. Я его спросил, можно ли фотографию. Он сказал, что ее никуда не выставляют, нигде она не показывается. Почему? Потому что есть нацистский след. То есть она была изъята где-то нацистами. Сам аукционист был немцем. Никогда эта икона не была бы официально выставлена или продана, потому что у нее есть вот такая вот нехорошая история. Я все собирался поехать туда, посмотреть, что за икона. Ко мне попала фотография данного образа. Но тут звонок: „Икона исчезла“. Вот она пропала — и все. Поняли по документам, что ее купило некое частное лицо. Без аукциона. Заплатил очень серьезные деньги. И эта икона попала в частные руки. Мой опыт говорит о том, что так поступают только определенные коллекционеры, особенно если это касается русских икон. Понял, что это российский след. Кто-то из маклеров, кто занимается перепродажей. И подумал, что сейчас данная икона где-то всплывет с другой историей. Примерно представлял, куда эта икона могла уйти. Не так много у нас покупателей, кто может себе позволить…» — рассказал советник мэра Казани по вопросам культуры и религии.

В итоге эта «немецкая» икона Казанской Богоматери XVI века нашлась в Казани. Ее по присланной все-таки из Германии фотографии опознал Хафизов на той самой выставке икон, среди которых были и древние экспонаты Сорокина. «Не знаю, у Сорокина она была или нет, но в то время она находилась на выставке, — пояснил он. — В общем, эта икона сейчас в Казани. И да, возможно, это одна из значимых 30 икон до революции…»

Таким образом, выставленный сегодня в «Ак Барс Галерее» образ конца XVI века вполне может оказаться ранее украденным фашистами «царским» списком. По всей видимости, истина неизвестна и самому владельцу коллекции. Чугреева пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что знает об этой иконе давно: «Она находилась в руках разных коллекционеров». Причем она подчеркивает, что по особенностям графики и стиля икону невозможно датировать с точностью до трех лет, хотя Павлов на выставке настойчиво уверял, что это 1582–1585 годы. «Датировка соединяется, видимо, с тем, что икона связывается с определенными мне неведомыми обстоятельствами ее истории», — пояснила старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Рублева.

«Самый старый список Казанской иконы Божией Матери — это в музее ИЗО, который датируется последней четвертью 80-х годов 16 века» «Самый старый список Казанской иконы Божией Матери — это в музее ИЗО, который датируется 80-ми годами XVI века, то есть 1580–1590 годами» Фото: Ирина Ерохина

3. «МУЗЕЙНЫЙ» СПИСОК

В Казани есть и другие иконы, которые считаются более древними по сравнению с Ватиканской. «Самый старый список Казанской иконы Божией Матери — это в музее ИЗО, который датируется 80-ми годами XVI века, то есть 1580–1590 годами. Сейчас этот список отреставрирован. Совершенно уже другой лик по сравнению с сегодняшними», — рассказал Елдашев.

По словам хранителя фонда древнерусского искусства, старшего научного сотрудника Госмузея изобразительных искусств РТ Веры Немтиновой, размер этого списка составляет 27,4×22,5×2,5 см: очень близко к размеру явленной иконы — 6 на 5 вершков. О том, что икона имеет богатое прошлое, говорит ветхая, грубого сплетения поволока, темная олифа, пояснила Немтинова. Икона находилась в крайне удручающем состоянии, отчего было решено ее реставрировать. С образа сняли 6 слоев старых записей под темной олифой. И первое, что бросилось в глаза, — оливковый фон, на котором была изображена Богоматерь с Младенцем. Это открытие стало своего рода сенсацией. Дело в том, что в архивах Национального музея РТ есть сохранившаяся с явленной иконы подвесная пелена 1570–1580 годов — такие подвешивались под особо чтимые иконы и обычно выполнялись схожими с ними самими. Так вот вышит Казанский образ Богоматери на этой пелене как раз на нежно-оливковом фоне. После завершения реставрации установили также, что вышивка на пелене и находящийся в музее ИЗО список близки по стилю и иконографии образа. Все это наталкивало на мысль: уж не первоявленная ли икона оказалась у музейщиков?

В архивах национального музея РТ есть сохранившаяся с явленной иконы подвесная пелена 1570–1580 годов — такие подвешивались под особо чтимые иконы и обычно выполнялись схожими с ними самими В архивах Национального музея РТ есть сохранившаяся с явленной иконы подвесная пелена 1570–1580 годов — такие подвешивались под особо чтимые иконы и обычно выполнялись схожими с ними самими Фото: Максим Кирилов

Как пояснила корреспонденту Немтинова, удалось выяснить, что список поступил в архивы Нацмузея РТ в 1930-е годы, уже позже его передали музею ИЗО. Архивные данные позволили определить, что «родиной» уникального музейного списка является ныне утраченная церковь Четырех Евангелистов Казани. Храм построили в забулачной части города, в чисто мусульманском районе Казани, в 1769 году на деньги купца Ивана Шемякина. Церковь просуществовала вплоть до конца 30-х годов прошлого века, пока ее не снесли большевики и не построили на ее месте «сталинку». Согласно архивным бумагам, в этом храме находилось более двух десятков икон Казанской Богоматери. Одна из них по описанию точно совпадает с тем списком, что отреставрировали в музее ИЗО: живопись под сильно потемневшей олифой, лики почти неразличимы… В описании, составленном в 1977 году, также сказано, что была предпринята попытка расчистить образ от олифы — очистили только половину иконы. И именно в таком «половинчатом» состоянии образ поступил в 2009 году на реставрацию. Откуда взялся древний список в церкви Четырех Евангелистов, где он был до 1769 года? Выяснить это невозможно. Документов не сохранилось.

Сегодня древний список полностью отреставрирован и выставляется в музее ИЗО. Музейщикам церковь разрешила даже дополнить икону уникальной рамой с клеймами конца XVI — начала XVII века из Троицкой церкви Иоанно-Предтеченского монастыря Свияжска, в ковчеге (в сердце рамы — прим. ред.) которой не сохранился оригинальный средник (сама икона прим. ред.). В таком сборном виде музейщики и выставляют сегодня древний список на выставке в галерее «Хазинэ».

Паммакаристу пока что выставили на публичное обозрение в отреставрированном храме преподобного Сергия Радонежского на Япеева Паммакаристу пока что выставили на публичное обозрение в отреставрированном храме преподобного Сергия Радонежского на Япеева Фото: Сергей Елагин

Других древних списков Казанской иконы Божией Матери в музейных архивах Казани нет. По крайней мере, в этом уверила корреспондента «БИЗНЕС Online» заведующая отделом изобразительных и документальных источников Нацмузея РТ Наталья Фомина. По ее словам, в архивах хранятся списки только конца XVII века и моложе. Не так давно еще в архивах томилась уникальная чудотворная икона Божией Матери «Всеблаженнейшая» («Паммакариста»). Это список, подаренный патриархом Константинопольским Иоакимом III казанцам в 1905 году в утешение вместо украденного первоявленного образа. Паммакариста некоторое время действительно находилась в Богородицком монастыре, позже — в Петропавловском храме, но после революции, как и многие другие иконы, была потеряна, пока ее случайно не отыскали в архивах Нацмузея РТ. Пока что ее выставили на публичное обозрение в отреставрированном храме преподобного Сергия Радонежского на Япеева. Но передавать церкви святыню музейщики не спешат, выставили только на время. Как пояснила Фомина, икона все еще стоит на балансе Нацмузея РТ. По словам Немтиновой, в ближайшей перспективе древний список музея ИЗО также не намерены отдавать церкви. Таких разговоров даже и не ведется. Музейщики, как и многие коллекционеры, редко что-то возвращают верующим, не доверяя умению церковников сохранять древности.

Паммакариста Паммакариста Фото: Сергей Елагин

4. СПИСОК НА АРСКОМ КЛАДБИЩЕ

«Анастасия мы тогда спрашивали: „А зачем она нам? У нас своя есть чудотворная. То есть та, которая находится в храме Ярослава Чудотворца“», — вспоминает Елдашев. Долгое время считалось, а некоторым православным верится и сейчас, что явленная Казанская икона Божией Матери никогда не покидала пределы Казани. Есть версия, что на ночь иконы подменялись монахинями и явленная икона избежала похищения. В руках вора в 1904 году якобы оказалась копия, а сама икона переместилась, как и многие другие святыни во время власти большевиков, в храм Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

По некоторым данным, этой теории, в частности, придерживался и прежний митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий. Якобы владыка отрицательно относился к затее с Ватиканским списком. «Я был экспертом по перемещенным ценностям, исчезнувшим ценностям и святыням из России. И меня попросили составить такой каталог исчезнувших православных святынь казанской епархии. Я пришел с этим вопросом к бывшему владыке Анастасию. И мне сказали: „А что составлять? У нас все на месте… Грузинская на месте, Седмиозерная — в Петропавловском соборе, Казанская — на Арском кладбище“», — вспоминает Хафизов. Однако, какой бы сильной ни была вера прежнего митрополита, ученые придерживаются иной точки зрения.

Как заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» Хафизов, уже доказано, что список на Арском кладбище — выносная «рабочая» копия оригинальной иконы, которую задействовали в крестных ходах Как заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» Хафизов, уже доказано, что список на Арском кладбище — выносная «рабочая» копия оригинальной иконы, которую задействовали в крестных ходах Фото: Ирина Ерохина

По словам Елдашева, в 2002 году в Казань на конференцию приезжала Чугреева, которая попросила владыку Анастасия взглянуть на икону, что хранилась на Арском кладбище. Тот, к своему несчастью, благословил ее на это дело. «Она стала его [образ] раздевать до доски. Весь оклад сняли! И она определила, что это тоже середина XVIII века. Хотя Анастасий говорил, что это та обретенная», — рассказал Елдашев. По мнению Чугреевой, один из самых почитаемых в городе образов написан под влиянием стиля барокко, а в чертах иконографии (характере наклона головы Богоматери, направлению ее взгляда, положению Младенца — прим. ред.) на иконописца повлиял оригинал. Впрочем, это довольно сложно определить на первый взгляд — образ сильно потемнел от ладана и церковных свечей. При этом мотивы оклада списка на Арском кладбище относятся к середине XIX века и очень близки «праздничной» ризе явленного образа.

Как заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» Хафизов, уже доказано, что список на Арском кладбище — выносная «рабочая» копия оригинальной иконы, которую задействовали в крестных ходах. Все дело опять же в размерах иконы. Согласно все тому же «Сказанию…» Гермогена, икону извлекли из земли в однорядке вишневого цвета, а это такой кафтан с длинными рукавами. Данная информация свидетельствует о том, что икона сама была небольшого размера — какого точно, сложно сказать, вся сложность заключается в переводе этих вершков… Но учеными считается, что по современным меркам первоявленная икона была размером 26,7×22,3 сантиметра. Найденная Матроной икона являлась средником, помещенным в серебряную ризу и защитный киот, что, в свою очередь, вставлялось в малую и большую рамы. Именно в таком виде образ хранился в Богородицком монастыре. Когда похитили икону, то украли лишь средник. «Икона была в защитном киоте. Они этот киот отогнули и икону забрали. Потому, когда икона исчезла, выносную икону, другую точную копию… В общем, поставили другой средник и закрыли все это дело. Икона сохранилась почти вся, только средник другой появился. Когда большевики взрывали храмы, верующие успели вырвать этот средник вместе с киотом и, спрятав на себе, вынести. Все остальное было утрачено. А этот киот со средником перенесли на Арское кладбище. Вот эта икона на Арском кладбище и есть один из списков выносных, но с оригинальным киотом первоявленной иконы», — рассказал Хафизов.

В настоящий момент рама-оклад первоявленной иконы Казанской Богоматери находится в Национальном музее РТ. Киот от оригинальной иконы — на Арском кладбище. Если явленную икону все же когда-нибудь отыщут, если она так и не была сожжена Стояном, то определить подлинность помогут остальные составляющие иконы. Обнаруженный средник должен будет легко встать на свое место.

В настоящий момент рама-оклад первоявленной иконы Казанской Богоматери находится в национальном музее РТ В настоящий момент рама-оклад первоявленной иконы Казанской Богоматери находится в Национальном музее РТ Фото: Максим Кирилов

«ВОТ ЛЕЖИТ ИКОНА, ОНА ЧУДОТВОРИТ НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ТА, ЧТО БЫЛА ДО РЕВОЛЮЦИИ…»

Между тем поиски первоявленной иконы продолжаются. Хафизовым уже предпринималось по меньшей мере 6 экспедиций, отрабатывались разные версии: новосибирская, испанская, старообрядческая, китайская, версия «чайного короля» и т. д. Ватиканский список был найден, кстати, при проверке второй версии. Сейчас отрабатывается снова старообрядческая — самая перспективная… «Почему надо искать? У меня был однажды разговор со священником. Он говорит: „А зачем это вообще делать? Вот лежит икона, она чудотворит не меньше, чем та, что была до революции. А если найти ту, что потом с этой делать? Как совместить? Две, что ли, ставить? А зачем?“ Это из той же истории, что у меня уже есть корова, зачем мне искать вторую…» — отметил Хафизов.

Действительно, может, и не нужно уже искать оригинал, а следует довольствоваться тем, что имеем? Да, Ватиканский список не самый древний, да и сам «католический» бэкграунд для части верующих скорее минус, чем плюс. Однако, в отличие от всех остальных списков, у него есть хоть какая-никакая история. Переданную Папой Римским икону, по мнению Хафизова, сегодня можно представить в трех разных ипостасях: целительница, «объединительница» и примирительница, а также «храмосоздательница».

Целительные способности Ватиканского списка у многих не вызывают сомнений. Сам оклад иконы тому свидетельство. На нем больше тысячи драгоценных камней — это так называемый царский вклад. Когда икона творила чудеса, то царь мог подарить образу часть своей казны. «Это легко проверить. Открываешь икону, переворачиваешь и смотришь. Камни все крепятся на проволочках. Там видно, что прикреплено было одновременно, а что — после. Тут [на Ватиканском списке] четко видно, что в течение столетий крепились камни, олифилось, корочка становилась больше и больше. То есть в течение столетий постоянно дарились драгоценности этой иконе», — заметил Хафизов. Дарились они в знак благодарности за чудесные исцеления. И дело не только в драгоценных камнях на окладе — и сегодня благодарные прихожане несут иконе украшения…

Целительные способности Ватиканского списка у многих не вызывают сомнений Целительные способности Ватиканского списка у многих не вызывают сомнений Фото: Ирина Ерохина

Вторая «функция» Ватиканского списка, с которой он неплохо справляется, — это сплочение людей. Произошло это как в бытность ее в Америке, так и позже — она, пусть хотя бы на время, все же сблизила католическую и православную церкви.

Следующая «заслуга» иконы — создание и возвращение храмов. Когда в Сан-Франциско верующие собирали деньги как на выкуп списка, так и на храм в честь него. На икону тогда не хватило, а храм сегодня стоит. Кроме того, по словам Хафизова, проект возвращения иконы в свое время позволил РПЦ «выбить» у Бориса Ельцина для себя Казанский собор в Санкт-Петербурге. Тогда в Северной столице митрополитом как раз был Алексий, будущий патриарх. Во время подготовки к празднованию тысячелетия Руси в 1988 году Сиэтл и Санкт-Петербург начали обмениваться делегациями (программа тесных межцерковных связей действует с 1989 года — прим. ред.). В одной из таких поездок в Сиэтл митрополит Алексий встретился с директором BlueArmy (религиозная организация — прим. ред.), от которого первым, задолго до всех, узнал о том, что у Папы Римского хранится список Казанской иконы Божией Матери. Ему эту икону представили как Петербургский список. Впрочем, владыка Алексий знал, что это не он — тот хранился во Владимирском храме, но все же решил использовать папскую икону, чтобы под видом ее возвращения «выпросить» у властей Казанский собор. И вот якобы договорились о встрече Папы Римского и патриарха Пимена, Казанский собор уже почти передали, как внезапно предстоятель РПЦ умирает в 1990 году. Патриархом становится Алексий II, которому стали поступать результаты экспертиз, по которым Ватиканский список может быть и утерянным Московским. И по новой прокручивается сценарий, но уже для возрождения Казанского собора в Москве, на Красной площади. Храм восстанавливается, но католики и православные расходятся, тема с передачей Ватиканского списка затухает, пока не появляется Казань с Исхаковым. «Тема заходит в тупик. Появляется Казань. Патриарх говорит: „Я верну вам икону в Казань, если вы восстановите сначала монастырь, а потом собор“. Что и происходит. Мэр восстанавливает, икона к нам возвращается. Теперь возрождается собор в Казани, тоже благодаря этой иконе», — поделился Хафизов.

Так и получается, что благодаря Ватиканскому списку удалось восстановить все три ключевых храма Казанской Богоматери: в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Да, во многом это эффект заблуждения, но факт остается фактом. А верующий, возможно, увидит в этом и Божий промысел, как и в том, что и Папа Римский Иоанн Павел II, и патриарх Алексий II, расставшись с иконой, довольно скоро отправились к Всевышнему, как будто выполнив главную миссию…

И все же в церковной среде не утихают разговоры: что же будет дальше после возрождения собора Казанской иконы Божией Матери — найдется ли первоявленная икона, предреченная архиереем? По мнению все того же Хафизова, смотреть на сказанные слова о возвращении оригинальной иконы нужно метафорически. «Самое важное, что произошло в Казани, — это не икона, а явление Божией Матери, о чем стали забывать», — заметил наш собеседник.