Общество 
31.01.2019

«Если баррель будет стоить 100 долларов, а доллар – 90 рублей, сработает демпфер? Нет!»

Дмитрий Козак назвал условия повторного соглашения с нефтяниками по сдерживанию цен на топливо

Введение заградительных экспортных пошлин или повторное соглашение с нефтяниками? Дмитрий Козак на встрече с сенаторами накануне озвучил «план Б» на случай, если цены на моторное топливо все-таки пойдут вверх после 31 марта. Народные избранники сомневались в эффективности нефтяного демпфера и требовали гарантированных цен на дизтопливо для сельских тружеников. Дискуссию вокруг «бензинового вопроса» выслушал «БИЗНЕС Online».

«Угрозу галопирующего роста цен удалось предотвратить»

В рамках правительственного часа с докладом о мерах по развитию нефтегазовой отрасли и сбалансированности цен на топливо в Совете Федерации накануне выступил вице-премьер России Дмитрий Козак. Для начала он вспомнил события 2018 года, которые предшествовали введению механизмов по сдерживанию цен на топливо, когда в период высоких цен не нефть и нефтепродукты маржинальность внутреннего рынка резко упала. «Превышение экспортной рублевой выручки над внутренними ценами в мае 2018 года составляла более 9 тысяч рублей за тонну бензина АИ-92, а в сентябре достигла 14,5 тысяч. Естественно, экономический интерес всегда пробивает себе дорогу, и это оказывает давление на внутренний рынок топлива», — вспоминал Козак.

Далее он напомнил, что правительством были приняты меры для стабилизации ситуации. С десяткой крупнейших нефтяных компаний были заключены соглашения о сдерживании розничных цен на АЗС, а также установлены и минимальные объемы поставок на внутренний рынок, напомнил Козак.

«Угрозу неконтролируемого галопирующего роста цен удалось предотвратить», — радовался он. Но эти соглашения — лишь страховочный вариант, который был введен до того момента, пока не заработает обратный акциз, или демпфер.

Напомним, что речь идет про механизм, когда допдоходы нефтяных компаний от экспорта сырой нефти будут перераспределяться предприятиям нефтепереработки для компенсации им разницы между внутренней ценой топлива и ее экспортной альтернативой. Ранее минфин РФ заявлял об уплате 10 тыс. рублей за каждую тонну поставленного внутри России моторного топлива. Как ожидается, механизм демпфера должен заработать в конце февраля — начале марта.

«Это не субсидирование нефтяной отрасли за счет бюджета. Бюджет используется только как механизм перераспределения доходов самих нефтяных компаний», — подчеркнул Козак.

Депутаты усомнились, удастся ли сдержать рост цен после 31 марта, когда истечет срок соглашения с нефтяниками Депутаты усомнились, удастся ли сдержать рост цен после 31 марта, когда истечет срок соглашения с нефтяниками Фото: council.gov.ru

«а кто будет компенсировать «государственные цены»?»

Некоторые депутаты усомнились, удастся ли сдержать рост цен после 31 марта, когда истечет срок соглашения с нефтяниками.

«Мы очень надеемся, что, если этот механизм [демпфера] сработает эффективно, данные соглашения утратят силу, и мы не будем заключать новых соглашений. Мы очень надеемся, что от ручного механизма нам удастся отказаться, а рынок останется стабильным», — рассчитывает Козак.

Член Совета Федерации от Омской области Виктор Назаров выяснял, будет ли продолжена поддержка сельхозпроизводителей на покупку дизтоплива, которая была введена в 2018 году. Вице-премьер пояснил, что та поддержка как экстренная мера была оказана в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства, и не факт, что она потребуется вновь, ведь по всем расчетам цены на ДТ должны будут вести себя покорно. «И ретейл, и металлурги, и промышленники — все сектора экономике ставят вопрос о бюджетной поддержке. Боюсь, наш с вами бюджет этого просто не выдержит», — не смог порадовать сенатора Козак.

«На 20 процентов был рост цен на ГСМ в период весенних полевых работ, — поддержал коллегу Сергей Белоусов, сенатор от Алтайского края, и задал свой вопрос Козаку. — Не считаете ли вы, что на системном уровне надо разработать механизм, не допускающий волатильности цен на ГСМ именно в период весенних полевых работ?»

«Вопрос мне или Гордееву? — недоумевал Козак. — Нет необходимости государственного регулирования цен, мы от этого отказались. Цепная реакция будет, если мы установим цены, а кто будет компенсировать „государственные цены“? Нефтяная отрасль тогда потребует господдержки».

Виктор Назаров выяснял, будет ли продолжена поддержка сельхозпроизводителей на покупку дизтоплива, которая была введена в 2018 году Виктор Назаров выяснял, будет ли продолжена поддержка сельхозпроизводителей на покупку дизтоплива, которая была введена в 2018 году Фото: council.gov.ru

«что будет, если баррель будет стоить 100 долларов, а доллар — 90 рублей»

«31 марта истекает срок соглашения о заморозке розничных цен. И уже прозвучало, что продлеваться это соглашение не будет. Потребители с опасением ожидают резкого роста цен начиная со второго квартала. Минэнерго обещало, что рост будет в пределах инфляции, но сегодня имеются веские экономические основания, указывающие на рост свыше 6 процентов и плюс НДС», — волновался Геннадий Орденов из Астраханской области.

Козак вновь прочитал мантру про «спасительный демпфер», который должен сдержать цену в опте и обеспечит маржинальность розничным компаниям. «В случае, если (а это уже не в наших руках) будет существенное увеличение котировок на мировых рынках… Мы обсуждали тестовый вариант, что будет, если баррель будет стоить 100 долларов, а доллар — 90 рублей. Работает демпфирующий механизм? Нет, не работает в полной мере. В этом случае мы предусмотрели возможность экстренного вмешательства правительства и введения заградительных  экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты», — рассказал Козак.

Однако вице-премьер РФ дал понять: заградительных пошлин не хотят не только экспортеры, в правительстве от них тоже не в восторге. «В случае введения заградительных пошлин будут вымываться значительные ресурсы с нефтеперерабатывающих предприятий, а их маржинальность не будет обеспечена. Такими действиями мы можем убить значительную часть нашей нефтепереработки», — рассуждал Козак. По его словам, в правительстве прорабатываются и другие механизмы регулирования продажи нефти и нефтепродуктов, не связанные с фискальной нагрузкой.

Справки ради Козак сообщил, что налоги с нефтяной отрасли в России одни из самых высоких в мире — 68% от выручки. Для сравнения, в США — 40%, в Канаде — 56%, в Саудовской Аравии — 62%.

Геннадий Орденов: «Минэнерго обещало, что рост будет в пределах инфляции, но сегодня имеются веские экономические основания, указывающие на рост свыше 6% и плюс НДС» Геннадий Орденов: «Минэнерго обещало, что рост будет в пределах инфляции, но сегодня имеются веские экономические основания, указывающие на рост свыше 6 процентов и плюс НДС» Фото: council.gov.ru

топливо на биржу: 15% бензинов и 7,5% дизеля

«Наконец, в случае необходимости есть возможность заключить заново эти соглашения! — не выдержал Козак. — Когда в 2018 году было предложено нефтяным компаниям: „Выбирайте: или сейчас заградительные пошлины и у вас изъятие до конца года 300 миллиардов рублей в бюджет, или соглашение?“ — выбрали соглашение, естественно!»

Пока же цены на топливо на АЗС держатся в оговоренных рамках — не выше 1,7%, радовался вице-премьер. Он считает, что после окончания соглашения с нефтяниками демпферу все же удастся держать цены на бензин в узде. 

Отвечая на вопрос о том, не планируется ли повысить долю поставки нефтеперерабатывающими компаниями нефтепродуктов на биржу, Козак сообщил, что, действительно, такие планы есть. «Мы планируем установить следующий удельный вес поставки топлива на биржу: 15 процентов — для бензинов и 7,5 процентов — для дизеля», — заявил вице-премьер. Напомним, сегодня нефтяные компании обязаны продавать на бирже 10% от производимых бензинов, 5% ДТ, 10% авиакеросина и 2% мазута.

Глава Совета Федераций Валентина Матвиенко провожала вице-премьера словами надежды на то, что чиновники (в зале присутствовал и министр энергетики РФ Александр Новак) услышали то, что тревожит сенаторов, которые транслировали опасения граждан из своих регионов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (9) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    31.01.2019 08:36

    пустые слова, топливо, независимо ни от чего, всегда дорожает дважды в год минимум

  • Анонимно
    31.01.2019 08:42

    Объясните мне тупому человеку пожалуйста. Почему растёт цена на нефть в России?

    • мкк
      31.01.2019 10:41

      ни кто не даст ответа. так как ответа нет на такой вопрос

    • Анонимно
      31.01.2019 10:42

      доллар дорогой, рубль дешёвый. за один доллар много рублей.
      за границу нефть продают за доллары, получают много рублей.
      если продавать в россии, надо ставить цену в столько же рублей, иначе зачем продавать в россии, если можно продать за границу

  • Анонимно
    31.01.2019 10:29

    А что доллар 90 р. стоить будет?

  • Анонимно
    31.01.2019 15:38

    В любой нефтедобывающей стране третьего мира есть внутренняя цена на бензин чтоб люди могли не только ездить но и развивать свою промышленность.Неужели это трудно сделать у нас.Расход нужный для страны известен.Зафиксируйте цену а остальное пусть продают за бугор.И не надо с умным видом дурака валять платя людям кутарки а цену на бензин устанавливая как в богатых странах запада.Или начинайте платить людям деньги по западным расценкам.Иначе всегда возможен перекос никарагуанской зарплаты и французских цен на бензин.

  • Анонимно
    31.01.2019 16:07

    А слабо баррель-100 и доллар-100?

  • Анонимно
    31.01.2019 17:18

    Бред с высоких трибун. В его речи вижу одно - полное бессилие правительства в управлении благосостоянием граждан. На лицо, простое нежелание решать проблемы граждан. Они занимаются предпринимательской деятельностью по собственному обогащению. Плевать им на нас.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль