Общество 
16.03.2019

Рустам Минниханов: «В городе сохранить татарскость тяжело, поэтому нужно помогать селу»

Как татарские фермеры жалели, что родились не в Татарстане, а президент РТ призывал Талию Минуллину есть конину

Сегодня в Казани завершился VIII всероссийский сход предпринимателей татарских сел. В «Корстоне», где прошло пленарное заседание, фермеры обращались со своими проблемами к президенту Татарстана, которые тот в оперативном порядке пытался решить. Кроме того, Рустам Минниханов, будучи в хорошем расположении духа, много шутил, хвалил мордовские семечки и радовался появлению татарской породы лошадей. Подробности читайте в репортаже «БИЗНЕС Online».

Сегодня в Казани завершился VIII всероссийский сход предпринимателей татарских сел Сегодня в Казани завершился VIII всероссийский сход предпринимателей татарских сел

«У НАС НЕДОРОГО, ПОТОМУ ЧТО НИ ОТ КОГО НЕ ЗАВИСИМ, ВСЕ ОТ ПОЛЯ ДО ПРИЛАВКА НАШЕ»

Всероссийский сход предпринимателей татарских сел — мероприятие, проходящее каждый год, причем практически по одному и тому же сценарию. За это его нет-нет да и критикуют, мол, давно назрели какие-то перемены. Модернизация случилась сегодня: выставку-ярмарку производителей продукции и товаров народных промыслов из регионов РФ, которая и по программе, и по традиции должна была состояться до начала пленарного заседания, перенесли на самый конец. В этом году ярмарка была организована опять же не в фойе «Корстона», как раньше, а на втором этаже, в помещении раза в 2–3 меньшем, чем коридоры гостинично-развлекательного комплекса. Продукция традиционная (впрочем, как и участники). Конская сыровяленая колбаса казылык — фаворит выставки, но и у ее производителей есть проблемы. «Продажи упали, наверное, наполовину. Видимо, везде продукции много, раньше спрос был большой. Но ничего, не жалуемся, не голодаем», — констатирует Лейла Сулейманова из КФХ «Сулейманов», самого известного в Татарстане производителя казылыка. А вот у гостей из Нижегородской области объемы упали на четверть, так нам сказал Рифат Нуриманов из села Сафажай: «Мы продаем свою продукцию в основном в трех городах: Москве, Нижнем Новгороде и Казани. У нас казылык в натуральной оболочке, не в целлофане, как у других, истинные ценители вкуса покупают именно натуральный продукт. Цена — 1 тысяча 300 рублей за килограмм».

Нашлись и те, у кого спрос на продукцию остался на прежнем уровне. Как сказала Гульсум Бадаева из самого большого в мире татарского села Средняя Елюзань, их хорошо знают как производителей халяль: «В нашем селе даже слово „свинья“ не упоминается. Спрос не падает из-за хорошего качества, мы продаем у вас в агропромпарке, в Якутии, Хабаровской области, Чечне, Дагестане — везде».

Второе по численности татарское село — Шыгырдан (Чувашия). Приехавший оттуда Азат Пазюков на уменьшение оборотов тоже не жалуется, у него они только растут. По его словам, главный секрет — продавать не только казылык: чем больше ассортимент, тем лучше: «Только казылык продавать тяжело, а у нас большой ассортимент, нужно, чтобы как минимум 20–25 видов продукции было, тогда проблем нет».

Такого же мнения придерживается и Решит Санзяпов, также предприниматель из Чувашии: «В прошлом году мы молочкой не занимались. Сейчас сами производим, обрабатываем, делаем, творог, корт (кырт), йогурты. Кроме казылыка, колбас, тушенки производим еще около 50 видов продукции. В прошлом году годовой оборот составил 150 миллионов рублей. У нас недорого, потому что ни от кого не зависим, все от поля до прилавка наше. Если качество хорошее, люди будут покупать — это железно».


КАК ГОВОРИТСЯ, НА ПАЙЦЗУ НАДЕЙСЯ, НО И САМ НЕ ПЛОШАЙ

Второй по количеству продукт, представляемый на выставке, — семена подсолнуха. В татарском мире на этом специализируются соплеменники из села Белозерье в Мордовии. В былые годы семечками торговали чуть ли не все жители села, сейчас многие закрыли производство, этим занимаются 5-6 кланов. Баймашевы делают «Карпаевские семечки» — название происходит от деревенского прозвища их деда Карпая. «Семечки уже 18 лет поставляем в Россию, Германию, Англию, Италию, Францию, Грецию. Прибыль... когда есть, когда не очень. Урожай прошлого года был плохой…» — рассказал «БИЗНЕС Online» представитель «карпаевского» клана Иса Баймашев.

Здесь же семечки под названием «Ак Барс». «Мы подписали договор с хоккейной командой „Ак Барс“ и начали выпускать семечки по этим брендом. В клубе были не против, очень обрадовались» — рассказал газете «БИЗНЕС Online» учредитель клуба татарских предпринимателей Мордовии Равиль Миняев. Позже, при осмотре выставки, президент РТ Рустам Минниханов обратил на семечки из Мордовии особое внимание. «Нас президент похвалил, дескать, вы молодцы, „Ак Барс“, республику пропагандируете с помощью семечек, которые продаются по всей России и за рубежом», — сказал еще один предприниматель из Мордовии, Рашид Бикмаев.

При осмотре выставки президент Татарстана Рустам Минниханов остался довольным семечками из Мордовии «Ак барс» При осмотре выставки президент РТ Рустам Минниханов обратил на семечками из Мордовии особое внимание

Был на выставке и другой татарский продукт — вяленый гусь. Разведением и переработкой птицы занимаются в Муслюмовском районе. «Спрос большой, мы выращиваем 10 тысяч голов. Сами не продаем, приезжают и у нас покупают», — сказал Азат Хамаев, сын местного предпринимателя.

Демонстрировали на выставке и не совсем обычный товар. Так, директор ООО «Треки юл» (в переводе с татарского «төрки юл» — «путь тюрков») Фарит Ахметшин из Ижевска специализируется на изготовлении юрт, кумыса и пайцзы. Наверное, многие и не знают, что это такое — пайцза. Ахметшин пояснил, показывая на висевший у него шее необычный большой кулон: «Пайцза, или ярыйлык, басма, — это неотчуждаемое средство платежа и расчетов при безвозмездном оказании помощи его предъявителю. Пайцза, наделяющая лицо высшей властью, делается из золота с изображением кречета. Там есть надпись по-монгольски квадратным письмом: „Силою вечного тенгри. Имя хана да будет свято. Тот, кто не будет относиться с благоговением, совершит проступок и умрет“».

Ахметшин, облаченный в костюм кочевника с кнутом в руках и ножом за поясом, на полном серьезе утверждал, что, если пайцзу предъявить в любом банке, там обязательно дадут деньги, причем возвращать их потом необязательно. Насколько данный оберег срабатывает, сказать тяжело, но сам его создатель занимается тем, что получает деньги от продажи складов, ангаров, заборов, производства изделий из кожи, мебели, сувенирного холодного оружия. Как говорится, на пайцзу надейся, но и сам не плошай.

Рустам Минниханов, в отличие от прошлых лет, посетил ярмарку не после ее окончания, а до начала

«ЭТО КАК МИГАЛКА В МАШИНЕ»

Минниханов, в отличие от прошлых лет, посетил ярмарку не после ее окончания, а до начала. Президент Татарстана в сопровождении председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина, министра сельского хозяйства и продовольствия Марата Ахметова, председателя нацсовета «Милли шура» Василя Шайхразиева начал обход с осмотра татарских книг, выставленных на стеллажах. Потом подошел к стойке ТНВ, где его встречали ведущие детского канала «Шаян ТВ» дружным кличем своего слогана «ТНВны кара, булырсыңсин шәп бала» («Смотри ТНВ, будешь замечательным ребенком») и громким улюлюканьем, которое насмешило VIP-гостей. 12-летний Эльдар Гиниятов, перекинувшись парой слов с Миннихановым, обратился к нему: «Рустам-абый, будет у нас развиваться бизнес на селе?» Получив утвердительный ответ, очень обрадовался.

Стоявшую около соседнего телевизора экс-главреда и ведущую татарского музыкального канала «Майдан» Айгуль Набиуллину президент пожурил: мол, смотрю я ваши передачи, все хорошо, но одно и то же часто повторяете. Набиуллина ответила, что сейчас работает на новом татарском телеканале «БЕЗ», запуск которого в кабеле намечен на ближайшее время, а «Майдан» влился в «Новый Век», тут стоявший рядом его гендиректор Ильшат Аминов обещал исправиться.

Далее предприниматель из Шыгырдана, торгующий в основном на базарах и в агропромпарке, посетовал, что не может войти в федеральные торговые сети типа «Магнита» или «Пятерочки». Минниханов с интересом рассмотрел висевшую на шее Ахметшина пайцзу и, узнав о ее предназначении, сделал вывод: «Это как мигалка в машине». Министру сельского хозяйства РТ Рустам Нургалиевич поручил помочь предпринимателю.

Последняя точка осмотра — гармонисты. Музыкальный инструмент изготовил казанец Айрат Харисов, у него есть свое маленькое оборудование. Основные покупатели — пенсионеры, народ небогатый. А Харисов может делать гармони в больших количествах, он спросил у Рустама Нургалиевича, нельзя ли, чтобы их закупали сельские клубы, бюджетные учреждения. Минниханов обещал помочь.

После осмотра экспозиции президент Татарстана направился в зал...

Президент Татарстана, который занял центральное место в президиуме, был сегодня в хорошем расположении духа, много шутил, и тут же, на месте, пытался отреагировать на все просьбы сельхозпредпринимателей Президент Татарстана, который занял центральное место в президиуме, был сегодня в хорошем расположении духа, много шутил и тут же, на месте, пытался отреагировать на все просьбы сельхозпредпринимателей

«ЭТО, ТАЛИЯ, ДЛЯ ТЕБЯ… НИКТО СВОЮ СКАКОВУЮ ЛОШАДЬ НЕ КУШАЕТ»

Там его бурными аплодисментами встретили стоя около 800 предпринимателей татарских сел. Само пленарное заседание открыл Шайхразиев, который напомнил о том, что фермерам была презентована «Стратегия развития татарского народа», а также о том, что накануне они посетили Муслюмовский район Татарстана.

Президент РТ, который занял центральное место в президиуме, был сегодня в хорошем расположении духа, много шутил и тут же, на месте, пытался отреагировать на все просьбы сельхозпредпринимателей. Первым к нему обратился директор ягодной фермы «Дувановские сады» (КФХ «Хайруллин») из Дрожановского района Альфред Хайруллин. В своем районе он выращивает на трех гектарах викторию и на двух — малину. Взялся за это дело в 2016 году. В дальнейших планах предпринимателя — возродить яблоневые сады и к 2022-му довести размеры ягодных плантаций до 213 га, 190 из которых он хочет отвести под яблони. Начал дело с собственных накоплений в размере 28 млн рублей, после запуска производства участвовал в грантах, за что поблагодарил президента и тут же обратился к нему с просьбой: для переработки ягод необходимо построить несколько цехов, где можно будет хранить, сушить и замораживать продукцию. «Сами мы с этим не справимся», — сказал он. «В какой форме вы хотите помощи, что мы должны сделать?» — тут же откликнулся президент. «Там есть одно здание, можно сделать из него яблокохранилище и цех по переработке ягоды», — ответил Хайруллин. Президент Татарстана обратился к сидящему рядом Ахметову, который, в свою очередь, ответил, что ознакомился со стратегией роста производства КФХ. «Им нужны большие холодильные установки для хранения ягоды, при помощи грантов мы решим этот вопрос», — заверил президента министр сельского хозяйства и продовольствия. Минниханов одобрительно кивнул головой. «Для того чтобы реализовывать свою продукцию, мы планируем организовать кооператив», — сообщил Хайруллин. Забегая вперед, отметим, что тема кооперации сельхозпроизводителей стала главной на заседании. 

Альфред Хайруллин в своем районе выращивает на трех гектарах викторию и на двух — малину Первым к Минниханову обратился Альфред Хайруллин (слева). В своем районе он выращивает на трех гектарах викторию и на двух — малину

Вторым, кто обратился к президенту с просьбой, был коневод из Бугульминского района Фарид Набиуллин. Именно он несколько лет назад взялся за выведение этой породы, тема татарских лошадей звучала и на сходе предпринимателей татарских сел еще в 2017-м, а в конце прошлого года вместе с минсельхозом РТ Набиуллин завершил работу по возвращению татарской породы лошадей. «Когда я только начал заниматься разведением татарской породы лошадей, мне часто приходилось слышать насмешки: „У татар разве была лошадь?“ Я, конечно, очень переживал, больно реагировал на такие высказывания, но сдаваться не собирался. И своего добился. Именно на этих сходах я познакомился с фермерами, занимающимися разведением лошадей. Оказывается, среди татар таких много! И сегодня я с гордостью могу сказать, что татарская порода лошадей восстановлена! Этому способствовали министр сельского хозяйства РТ Марат Готович, наш татарстанский депутат Тагир Хадыев, Назип Накипов и другие. У русских есть высказывание „Один в поле не воин“, но татары немного другие — у нас достаточно смелых и отважных „воинов-одиночек“. В начале пути воссоздания татарской породы лошадей стояли два-три энтузиаста», — кратко рассказал о своем увлечении, переросшем в бизнес, коневод. Набиуллин сообщил, что несколько фермеров их района планируют, объединившись, организовать кооператив и уже начали этот процесс.

Фарид Набиуллин Вторым, кто обратился к президенту с просьбой, был коневод из Бугульминского района Фарид Набиуллин (в центре)

Однако в этот раз его просьба касалась далеко не лошадей: «100 лет назад это был Бугульминский уезд, который вбирал в себя 7–8 нынешних районов Татарстана. В Бугульме есть двухэтажное красивое здание, дом Хаким бая. Там сейчас расположен Татарский культурный центр. Но его состояние нестабильное — сегодня он есть, завтра может уже не быть. У нас есть театр, который уже второй год подряд завоевывает Гран-при. Было бы хорошо организовать в этом доме народный театр». «Он где, в самой Бугульме?» — поинтересовался Минниханов. «Да, в самой Бугульме. Но там рядом Бавлы, Азнакаево, Ютазы…» — ответил фермер.

«Глава Бугульмы здесь сегодня? — поднял с места Линара Закирова Минниханов. — Вы знаете об этом здании?» Тот утвердительно кивнул. «Занесите мне все данные об этом, подготовьте с Василем Гаязовичем всю информацию, мы Балтусовой поручим. Большое оно, что за здание?» — спросил президент Закирова. Но, поскольку глава района сидел на задних рядах зала, его реплики не были слышны, ответил за него все тот же Набиуллин: «Двухэтажное здание, есть зал, на первом этаже можно организовать сцену». «Изучим этот вопрос. Оно кому принадлежит, муниципалитету?» — снова адресовал свой вопрос Минниханов Закирову. «На сегодняшний день муниципальное», — ответил тот. «Изучим этот вопрос, изучим», — пообещал президент. Он продолжил, обратившись уже к залу: «Во-первых, то, что зарегистрировали татарскую породу лошадей, — это очень большая работа. Поаплодируем им. Такой породы еще не было. Во-вторых, на сегодняшний день у вас 300 голов, надеемся, будет еще больше. Надо им помочь. Вон в Башкортостане, говорят, больше тысячи голов», — обратился он к министру сельского хозяйства РТ.

Возвращаясь к теме лошадей, Минниханов, на радость всего зала, решил провести небольшой ликбез: «Коневодство ведь в разных направлениях развивается: кто-то лошадей для спорта выращивает, кто-то — для работы, а кто-то — для производства конины. Это не означает, что ты взял и зарезал лошадь, которая только что участвовала в скачках». «Нет, нет», — поддержал его слова Набиуллин. «Поэтому людям нужно объяснять: эта лошадь идет на мясо, эти породные лошади — для скачек, эта лошадь — для работы. Объяснять надо. А то говорят: ну как можно есть конину? Но курицу же кушаем и говядину с бараниной едим. Поэтому лучше конины мяса нет! Она стоит на первом месте», — продолжил Минниханов. «Правильно», — поддержал его слова Набиуллин. «Поэтому, Асгат Ахметович, — обратился президент к Сафарову, — нам про коневодство, про конину, про продукцию из мяса лошадей нужно рассказывать, популяризировать через „Татмедиа“. Некоторые же действительно так думают: „Как это — я только что обнимал эту лошадь, а потом взял и съел“. Это же не так». «Это, Талия, для тебя…» — перешел на русский язык Минниханов, обращаясь к главе агентства инвестиционного развития (АИР) РТ Талие Миннуллиной. И, смеясь, пояснил: «То есть никто свою скаковую лошадь не кушает! Их специально выращивают. Ты не сможешь даже приготовить какую-то еду, если ее (лошадьприм. ред.) специально не выращивали для этого, специально не кормили. Нет, нет, проблема не в тебе! Ешь конину — будешь всегда молодой и красивой».

«Спасибо, Рустам Нургалиевич, я хотел еще одну вещь сказать — нам бы с вами встретиться, поговорить...» — под громкий смех зала добавил Набиуллин.

«Асхат Ахметович, когда поедем в Лениногорск, надо заехать в его хозяйство. Приедем к тебе, чаю попьем. С кониной! — подмигнул Минниханов. — У татар же „попить чай“ — это первое, второе, третье и компот!» — в очередной раз рассмешил зал президент.  

Альбина Нигматжанова «Это же мучение, когда двухметровый стокилограммовый мужик заперт в однокомнатной квартире. Наверное, это грех. Мучение же, не иначе», — под громкий смех зала объяснила свое решение вернуться в родную деревню Альбина Нигматжанова

«И ПОЧЕМУ Я НЕ РОДИЛСЯ В ТАТАРСТАНЕ? СМОТРИТЕ, КАК ПРОБЛЕМЫ БЫСТРО РЕШАЮТСЯ»

Семья Нигматжановых недавно перебралась на ПМЖ из Казани в село в Апастовском районе. «Это же мучение, когда двухметровый стокилограммовый мужик заперт в однокомнатной квартире. Наверное, это грех. Мучение же, не иначе», — под громкий смех зала объяснила свое решение вернуться в родную деревню Альбина Нигматжанова. Она продолжила уже более серьезно: «Но для таких, как мы, решивших перебраться жить в село, нет никакой поддержки. Есть поддержка, гранты для молодых, а вот для таких, как мы, 36-37-летних, такая поддержка не предусмотрена. Пенсионный возраст же подняли, может, и возрастные ограничения молодежных программ поднимут? — под бурные аплодисменты зала обратилась она к президенту. — По логике же именно так должно быть, по крайней мере, мне так кажется. Есть программа „Граждане села“, мы ждем, но очередь там продвигается очень медленно. Вы, наверное, слышали, что в город из деревни уезжают в поисках теплого туалета. Сейчас это уже неактуально. Мы вернулись в родную деревню, вы тоже возвращайтесь», — призвала она сидящих в зале последовать их примеру.

«Если мы все уедем в деревню, сложно будет: в президиуме кто будет сидеть? Нас пока в городе оставьте», — рассмеялся Минниханов. «Но, Марат Готович, посмотрите… А вы фермеры или нет, вы вообще кто, чем занимаетесь?» — обратился он к семье Нигматжановых. «Желание стать фермерами у них есть», — ответил за Нигматжанову министр сельского хозяйства. «Нам бы 100 гектаров земли, люди готовы дать нам в аренду свои паи, но в наших краях работает агрохолдинг, поэтому получить землю очень сложно. Если бы вы нам в этом помогли — для начала гектаров 100...» — ответил ему на это глава семьи Нигматжановых.

«По Апастовскому району у нас вопросы в целом есть. Но мы так давайте поступим: раз уж вы с такими хорошими намерениями переехали в деревню и планируете там жить, то даем поручение Марату Готовичу найти выход, помочь вам», — распорядился Минниханов.

«И почему я не родился в Татарстане? Смотрите, как проблемы быстро решаются, оперативно, — под одобрительные аплодисменты зала пошутил фермер из Чувашии Решит Санзяпов. — Здесь около сотни предпринимателей из РТ, мы время от времени смотрим на них и с завистью, и с гордостью».

При этом фермер рассказал то ли анекдот, то ли отрывок из юмористической программы, где три ребенка спорят, откуда они появились на свет: «Один говорит: „Меня отец за такую-то сумму купил“. Второй говорит: „А меня за такую“. Третий думал, думал и говорит: „А у моего отца денег не было, он меня сам сделал!“ Вот и мы, татарские предприниматели, за пределами Татарстана, как третий ребенок, сами себя сделали», — пошутил он.

«Татарстан для нас пример, — уже более серьезно продолжил фермер, — здесь одними из первых в России ввели программу инициативного бюджетирования. Мы эту программу скопировали и предложили своему правительству, они ее приняли, и мы сейчас с удовольствием по ней работаем. Раньше, когда нужно было решить социальные проблемы села — проложить дорогу, поправить забор и прочее, расходы полностью ложились на наши плечи. Теперь, согласно этой программе, мы оплачиваем только 40 процентов, а 60 процентов расходов нам компенсирует государство. Это очень удобная программа, мы готовы поделиться своим опытом и с другими регионами. Она помогает сохранить деревню и уберечь село от исчезновения».

Решит Санзяпов Решит Санзяпов: «Мы, вопреки санкциям, должны выйти со своей качественной халяльной продукцией на экспорт — время пришло»

«У нас, если сельский житель дает рубль, мы сверху накидываем еще 4 рубля, — под аплодисменты зала ответил ему Минниханов. — При этом некоторые нас еще и критикуют! Но народ сам собирает, это ему нужно — необходимо проложить дорогу, привести в порядок кладбище. Кроме того, у нас есть еще 40 программ, 30 из которых направлены на поддержку села».

Зачем мы это делаем, зачем поддерживаем село? Село — это наш фундамент, это фундамент каждого народа. В городе сохранить традиции, татарскость очень тяжело, поэтому нужно помогать селу, организовывать там рабочие места. Такие предприниматели, как вы, — пример для нас. И без такой поддержки, как у нас, вы ведете успешный бизнес, — ответил Санзяпову Минниханов. — Каждая встреча с вами дает нам толчок к развитию: глядя на вас, я даю себе оценку, что мы недорабатываем, плохо работаем. Поэтому вам спасибо».

«Мы производим около 50 видов мясной и молочной продукции. Но одно дело — производить, другое — реализовать. В последнее время много говорят о кооперации, нам тоже пора серьезно взяться за подобное дело, мы тоже начали задумываться об этом. Мы, вопреки санкциям, должны выйти со своей качественной халяльной продукцией на экспорт — время пришло. На сегодняшний день есть несколько препонов для этого — сегодня на прилавках магазинов много фальсификата, будь то колбаса или молочная продукция. Это нам очень мешает. Но мы надеемся, что, объединившись, при помощи государства решим данную проблему. Поодиночке мы с ней не справимся», — закончил свое выступление Санзяпов.

Еще один фермер из Мордовии, Рафик Фатхуллов, не стал обращаться к президенту Татарстана с просьбами, а пригласил его в гости на празднование 350-летия своей деревни Аксюн (Аксеново) Лямбирского района. «Он нас зовет в гости, будучи уверенным, что мы не приедем. А если приедем, что будешь делать? Я себе записал, что ты пригласил меня к себе в гости», — в очередной раз отшутился Минниханов.

При этом Фатхуллов рассказал, что в Мордовии живут 750 тыс. человек, 43 тыс. из которых — татары. Они же составляют большинство самых крупных предпринимателей республики. В 2017 году там образовался клуб татарских предпринимателей, который объединил 42 человек. Помимо ведения бизнеса, они также занимаются благотворительной деятельностью, проводят спортивные и культурные мероприятия. «Наша татарская хоккейная команда трижды становилась чемпионом республики и в этом году вышла в финал. В зале находится капитан команды, у него самого 7 детей! Его семья вошла в первую хоккейную пятерку», — с гордостью рассказывал Фатхуллов. «Где он, наш капитан? Может встать и показаться нам? — под аплодисменты зала спросил Шайхразиев. — Вон он. Большое спасибо!»

Рафик Фатхуллов рассказал, что в 2017 году в Мордовии образовался Клуб татарских предпринимателей Рафик Фатхуллов рассказал, что в 2017 году в Мордовии образовался клуб татарских предпринимателей

«ВОЗЬМИТЕ КАЗЫЛЫК: ЕГО ЖЕ НИ НА ОДНОЙ ФАБРИКЕ НЕ СМОГУТ СДЕЛАТЬ. ТЕ ЖЕ СЕМЕЧКИ: ПОЧЕМУ ИХ НИКТО НЕ МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ТАК, КАК ТЕ, ЧТО ПРОИЗВОДЯТ В МОРДОВИИ?»

Самым последним слово взял сам Минниханов. Поблагодарив фермеров за их работу, он отметил, что гордится ими. «У нас же только 30 процентов татар живут в Татарстане, остальные — за его пределами. Но, куда бы мы ни приехали, мы гордимся татарами. Татарин везде при деле: либо он предприниматель, либо он состоявшаяся личность в своей области. Предприниматель — это кто? Это тот, кто надеется только на себя, на свои силы, он не ждет от государства — обеспечивает себя сам, обеспечивает людей, которые рядом с ним, предоставляет работу. Во всех странах опора государства — это средний класс. Средний класс же не берется из ниоткуда, для его формирования нужны такие предприниматели, как вы. Не каждый может стать предпринимателем. 

Вот возьмите казылык: его ведь ни на одной фабрике не смогут сделать, это такой тяжелый труд, у него есть свои нюансы. Те же семечки: почему их никто не может делать так, как те, что производят в Мордовии? Для этого нужно отдаться делу всей душой. И в других отраслях то же самое.  

Тут уже было сказано, что важно не только произвести продукцию, но и продать ее. Как и где продавать? В последнее время мы ведем речь о халяль-продукции, не только о продукции, но и о халяльном образе жизни. В России проживают более 20 миллионов мусульман, для них должно быть доступно халяль-обучение, халяль-здравоохранение… Очень много желающих переехать в Россию из мусульманских стран. У нас есть форум KazanSummit, он пройдет в апреле, всех вас туда приглашаем!

Самым последним слово взял сам Минниханов. Поблагодарив фермеров за их работу, он отметил, что гордится ими

Мы тут разговаривали, многие предприниматели стали экспортировать свою продукцию за рубеж — это непростое дело, надо им помочь, Марат Готович, не только производителям из Татарстана, а всем татарским предпринимателям. Сейчас очень популярна электронная торговля, может, нам какие-то курсы организовать, для того чтобы реализовать нашу продукцию за рубежом.

Нас спрашивают, почему мы так плотно работаем с сельскими предпринимателями. Мы посредством деревни сможем сохранить свой народ. В городе сделать это очень тяжело, в Татарстане еще можно, но в других областях весьма сложно сохранить язык, обычаи, религию. Если ты крепко стоящий на ногах, сильный предприниматель, у которого деньги в карманах водятся, то сможешь селу оказать помощь. Поэтому, куда бы мы ни ездили, стараемся встречаться со своими соплеменниками, те же сабантуи — это не только праздник, но и способ сохранения нации, возможность показать тому региону, где вы проживаете, что татары — способный и трудолюбивый народ. Поэтому данную работу мы продолжим, записали озвученные здесь предложения.

По поводу реализации продукции... Мы у себя в республике развиваем кооперативы. Может, нам, например, в минсельхозе организовать центр, общаться с данными предпринимателями. Конгресс татар не потянет это дело, там нужна предприимчивая жилка, [Марат Готович], давайте подумаем об этом. Какую продукцию они производят, где ее можно представить? Сейчас много федеральных сетей, надо подумать, как туда войти предпринимателям. Я считаю, что необходимо не только встречаться раз в год, а создать специальный орган. Такое общение полезно не только для вас, но и для нас — после того как я выслушал вас, поставил перед собой задачу еще больше работать над этим», — завершил свою речь президент, пожелав предпринимателям удачи.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (123) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
16.03.2019 20:35

Тошнит уже от этой Талии. Может лучше позаботится о тех людях,которые всю жизнь работали но на порш не заработали.

  • Булгарин
    16.03.2019 20:05

    А вы об этом только что узнали? Надо было лет так двадцать назад этим заниматься. Это и было бы стратегией развития татарской нации. А занимались спасением КАПО, КВЗ, КАМАЗа и т.д.

    • Булгарин
      16.03.2019 20:23

      Строили бы дороги до каждой деревни, давали бы льготные кредиты на ведение сельскохозяйственной деятельности, вместо помощи КАПО на тушку. И тушку не запустили и дороги убиты в деревнях. Достроили бы завод по производству сельхозтехники для малых хозяйств и по лизингу сельчанам. Тот же фонд поддержки бы создали для своих татарских предпринимателей на селе по России. Им по сельхозтехнику давали. Внедряли бы новые технологии в переработке сельской продукции. Построили бы предприятие по выпуску того же оборудования для них. А то нашли чем хвастаться, ракетами, судами да стратегическими бомбардировщиками. Ими же сыт не будешь. Да и санкции не коснулись производителей сельхозпродукции. А то в рот не возьмешь то, что тут производят. А могли бы тут показать пример.

      • Анонимно
        16.03.2019 20:28

        Как минимум- не мешали бы работать своими "направлениями"!

      • Анонимно
        16.03.2019 20:31

        надо запустить линейку продуктов по качеству и под брендом

        ТАТАРСКОЕ - ЗНАЧИТ ЛУЧШЕЕ

      • Анонимно
        16.03.2019 20:45

        по перерабатывающему мини заводу на 2-3 ближайших деревни, хорошие дороги между ними.

      • Вы забыли про импортный семенной фонд на 90%, сх технику , перерабатывающую технику..

      • Анонимно
        17.03.2019 08:30

        Не сельчанам, а селянам.

        • Анонимно
          17.03.2019 15:24

          САЛА I«ряд ветвей (по кругу или по вертикали); отроги гор; кисть руки с пальцами; ряд добавочных строк при плетении лаптей»

          САЛА IIдиал. «село» < гом. кыпч. сала id. кыпч. телләрендә XIV г. бирле билгеле. Термины, обозначающие селения и крепости, в топонимике Крыма

    • Анонимно
      16.03.2019 20:30

      двадцать лет назад у них капиталов еще не было. а сейчас есть все что душа пожелает, пришло время о душе думать

    • Анонимно
      16.03.2019 20:40

      КАПО и КВЗ нужны в Казани что бы зарабатывать 145 млрд. для федералов. А деревне у нас и так самые лучшие. Вы сьездите в нищие соседние области, там люди вдоль дороги босые стоят

    • Анонимно
      16.03.2019 20:50

      Странное впечатление оставил репортаж, не в укор БО.
      Журналист просто описал явь.
      Два самых многочисленных продукта на выставке - конина и семечки.
      Это и резануло по глазам.
      Вообще, для казанских татар надо делать ликбез - что такое Конь.
      Это самое умное животное домашнего обихода , наравне с собакой.
      Тысячи лет уже они служат бескорыстно человеку.
      Из за лошади человек изобрёл колесо, что толкнуло прогресс неимоверно.
      Лошадь дала человеку простор и горизонты.
      Поэтому мясо лошади кочевник всегда употреблял в силу исключительных обстоятельств - в походах и в голодные годы.
      Здесь же татары, не умеющие не только сидеть на лошади, на и не видевшие её в жизни, взялись выращивать их на Убой.
      Как баран. Бычков и куриц с 3-х секундной памятью.
      Спросите у Горцев, что такое Конь.
      И надо ли его выращивать стадами на Убой.
      Как семечки в грязной кожуре на поле.
      Грустно.

      • Рашид
        17.03.2019 01:33

        20:50 Свиньи, всю дорогу сопровождают человечество. Их органы на молекулярном уровне идентичны с человеческими на минуточку. Как можно употреблять в пищу столь милое существо. Грустно, но так устроен мир. Никто не задавался любопытством из чего делают фуагра. С каким средневековым европейским коварством уродуют печень гуся заталкивая ему в глотку как в чулок горстни кукурузных семян. Страшное зрелище хочу вам заметить. Если честно всех зверей жалко, и коней в том числе. Скажу по секрету что у кочевников, у далеких предков и татар в том числе, походы были всю жизнь. Ну кочевали они, оттуда и традиции. Не нравится говорят в Москве горцам, поезжай к себе домой в горы. По этому им приходится уважать традиции местного населения и принимать как есть. До сих пор помню как плакал в детстве когда отец с братьями зарезали корову пеструю, чайкой звали из за белой чайки на лбу. Очень мне она нравилась, до сих пор перед глазами. Но съели...(((

        • Анонимно
          17.03.2019 11:48

          Так о том я и говорю.
          Что татары , местные, никогда не были наездниками.
          И поэтому никогда не делали конину.
          Потому что Конь - это было дорого.
          Спросите у потомков Казаков.
          Простолюдин всегда пахал на быке и на корове.
          И ваше сравнение Свиньи и Коня - наводит на определённые мысли.
          Тогда уж и Собаку надо разводить в Татарстане на убой.
          Вот будет Хайп.

          • Рашид
            17.03.2019 13:15

            11.48 Собака друг человека! С собаками полный порядке в далекой корее.) Кстати у вашего кумира зятек из тех краев. Наверно тоже кушают и плачут...)))

          • Анонимно
            18.03.2019 11:50

            "Так о том я и говорю.
            Что татары , местные, никогда не были наездниками".
            И поэтому никогда не делали конину.
            Подробнее на «БИЗНЕС Online»
            Бабушка, 1906г.р ( урыны оҗмахта булсын), всегда рассказывала, что у них отец держал 2- х коней, одну не запрягали вообще, растили на мясо, что когда жуешь это мясо, жир просачивается через зубы(по - татарский: чәйнәгән саен мае чыга иде), такая культура у народа.Кто - то свинью едят, кто - то корову(а это хорошо, что - ли), кто то змей и лягушек. А я не понимали жалел лошадей и вот и вот, примерно в 50 - 55 лет попровал и теперь, иногда покупаем. Очень вкусно.

          • Анонимно
            18.03.2019 19:56

            17.03.2019 11:48
            ВСЕГДА было РАЗЛИЧИЕ между ездовой (элитной) лошадью и рядовой крестьянской лошадкой!
            На таких лошадках исторически, ВЕКАМИ пахала ВСЯ Россия.
            На быках, вернее волах, пахали на Украине, Кубани, частично на Дону.

      • Анонимно
        17.03.2019 01:38

        Это горцам надо у татар спрашивать как лучше жизнь обустраивать, а не наоборот.

        Сомневаюсь, что вы поедете туда жить в обычную деревню.

      • Анонимно
        17.03.2019 08:55

        Почитав статьи на бО про конскую колбасу. Купил на пробу как-то казылык , так не разжевать его. Фе тишь какой-то создали из конины.

      • Анонимно
        18.03.2019 09:07

        Вот поэтому я не могу есть конину, категорически. Для меня это животное - сродни собаки,это первые животные, которых приручил человек. Неоднократно доказано, что лошади, собаки имеют в некоторой степени разум. Они чувствительны, узнают хозяев, радуются им, огорчаются вместе с ними, даже заболевают вместе с ними. А как страдают, когда человек уходит из жизни!

    • Анонимно
      16.03.2019 21:06

      Если не спасать заводы, потом ты этих работяг куда денешь? Будет стоять скулёж про безработицу. Тут дело не в спасении, а в развитии этих предприятий( обновление модельного ряда, новые виды продукции и тп)
      Годится коммент?))

    • Анонимно
      17.03.2019 09:33

      Булгарин, на КАПО, КВЗ,КАМАЗе татары не работают что-ли? Налоги с этих предприятий не идут в бюджет РТ? Деньги на стратегию откуда возьмут тогда?))

      • Анонимно
        17.03.2019 11:40

        налогов в Бюджет РТ эти фед. заводы платят мизер. Пусть закрывают их быстрее.

  • Анонимно
    16.03.2019 20:11

    "никто свою лошадь не кушает""
    А кто кушает вынужденный забой,о закупке которого почти в каждом районе в контакте висят объявления?

  • Анонимно
    16.03.2019 20:12

    А что, одни Мишари получается кормят всех казылыком ? Вот кому надо себе бить себе в грудь , это мы ТАТАРЫ. А где наши татары казанские, они почему не могут этим похвалиться ? Значит , они не настоящие, раз не умеют делать исконно татарскую еду.

    • Анонимно
      17.03.2019 00:12

      Волго-Камско-Уральские татары- это потомки оседлых булгар, и поэтому у нас казы никогда не делали. Зато у нас испокон веков делали "каклаган каз"- соленого гуся, даже праздники были в ноябре- "каз омэсе". Да и чак-чак- исконно булгарское блюдо, также как и сабантуй- праздник булгарских земледельцев. У кочевников праздники происходили несколько в ином духе, допустим "козлодрание" на конях- это уже праздник кочевых тюрков.

      • Анонимно
        17.03.2019 12:00

        Просветит просветили. Но, какланган каз, это вяленый гусь.

    • Анонимно
      17.03.2019 01:39

      Не поссорите. Даже не пытайтесь.

  • Анонимно
    16.03.2019 20:27

    Может нам, например, в минсельхозе организовать центр, общаться с этими предпринимателями. Конгресс татар не потянет это дело, там нужна предприимчивая жилка, давайте [Марат Готович] подумаем об этом. Какую продукцию они производят, где ее можно представить? Сейчас много федеральных сетей, нужно подумать, как туда войти предпринимателям. Я считаю, что надо не только встречаться раз в год, а создать специальный орган.


    ОДОБРЯЕМ

    ПРИ КАЖДОМ МИНИСТЕРСТВЕ ТАТАРСТАНА

    СОЗДАТЬ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО ПОДДЕРЖКЕ ТАТАР

    НАДО БРАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР С РУССКОГО МИРА И РУССКОГО ФОНДА

    • Анонимно
      17.03.2019 07:07

      А что такое русский мир, обьясните мне пожалуйста. Я русский, который работает с 17 лет на русской работе, отслужил в русской армии, заочно окончил русский институт, и получает русские 45 тысяч рублей, ходит в русскую Пятерочку и платит русскую ипотеку. Это русский мир ? Могу поделиться, с кем поделится русской ипотекой, частью русского мира
      И еще меня всегда удивляло, почему все татары которые стали известны на федеральном или мировом уровне состоялись не в Татарстане, а в других российских регионах, где большинство русских, но про русский мир они и не слышали.
      Если человек перед собой постоянно ставит вопрос кто виноват, а не что делать, то такому чедовеку постояно будет что то мешать. Не будет русского мира, будет мешать еще какой нибудь мир.

      P.S. Про русский мир, если честно услышал только на страницах БО, и до сих пор не знаю что это такое. Но думаю здесь люди умные просветят

      • Беркли
        17.03.2019 12:56

        Русский мир - это совокупность всех русских диаспор на планете.

        Татарский мир - это совокупность всех татарских диаспор на планете.

        И т.д.
        Например, еврейский мир - это совокупность всех еврейских диаспор на планете.

  • Анонимно
    16.03.2019 20:31

    фермеры в корстоне? вот так дичь показушная

  • Анонимно
    16.03.2019 20:35

    Тошнит уже от этой Талии. Может лучше позаботится о тех людях,которые всю жизнь работали но на порш не заработали.

  • Анонимно
    16.03.2019 20:36

    Похоже, прошлогодний Сабантуй в Париже - это только начало большого турне по миру по "сохранению нации".

    • Анонимно
      16.03.2019 21:18

      Старые песни. Давно это было и Из российского бюджета в миллион раз больше денег выделяются под различные мероприятия за границей. Много, к сожалению, совершенно не оправданные. И что? Где ваши стенания по этим тысячам поводам?

      • Анонимно
        17.03.2019 07:09

        Старая местная песня переводить стрелки
        Инфантилы. Мы воруем потому что все воруют. В Москве начнут из окон прыгать, тоже смотря на них прыгать начнете ?

    • Анонимно
      17.03.2019 11:44

      20.36.Судя по вашим коментам, создается ощущение, что у вас Сабантуй в Париже каждый год "в прошлом году проводили".

      • Анонимно
        17.03.2019 13:28

        А разве не проводили? Неужели не помните:

        Дорогие друзья!
        Хөрмәтле дуслар, абыйлар, апалар!
        Мы рады пригласить вас на ежегодный татарско-башкирский праздник Сабантуй!
        Праздник состоится в субботу, 16 июня, после футбольного матча чемпионата мира Франция-Австралия. В программе татарские — песни, танцы, игры, сладости, чай! Нас будут радовать замечательные артисты из Казани: Резеда Тухватуллина и Рамиль Айметдинов.
        Бергә булыйк — көчле булыйк. Вместе – мы сила!
        До встречи!
        От имени оргкомитета Сабантуя в Париже 2018
        Ришат Сабитов

  • Анонимно
    16.03.2019 20:57

    Переезжайте в Татарстан с семьями , дорогие Татары

    • Анонимно
      17.03.2019 07:11

      Переезжайте, из Москвы и Питера в первую очередь. Меняю двушку на квартале на однушку в Питере. Окраина не интересует. Переезжайте.

      • Анонимно
        17.03.2019 11:46

        7.11. С чего вы решили, что питерские или московские татары должны с вами квартирами меняться? Сами себе на квартиры в столицах заработать не пробовали? Всё халявы ждете

      • Анонимно
        17.03.2019 12:15

        может на дальневосточный гектар поменяеш?

  • Анонимно
    16.03.2019 21:21

    Толковое мероприятие. Рад, что попал на выставку. Очень много сам купил. Понравился ассортимент и атмосфера. Практически все было выкуплено гостями за 15-30 минут после окончания.
    К сожалению не мог попасть на само пленарное заседание, т.к. не предприниматель и не делегат, но из села родом. Очень интересно написано. Авторам премию. Как будто сам там побывал.

  • Анонимно
    16.03.2019 21:22

    Талию в деревню, пусть дояркой поработает, заодно и конину поест

  • Анонимно
    16.03.2019 21:52

    А русские села тоже будут собирать?

    • Анонимно
      16.03.2019 22:43

      Всё будем собирать, но для этого, сначала, нужно преодолеть этнонационализм в головах, после пустых 90-х у некоторых людей. Он только разобщает, а не созидает.

    • Анонимно
      17.03.2019 00:43

      Почему в Москве не думают о русских селах?

      • Анонимно
        17.03.2019 11:45

        каждый руководитель в своем регионе должен думать о всех селах , независимо от их этничности

      • Анонимно
        17.03.2019 13:16

        Все думают, у нас страна не делится на национальные анклавы

    • Анонимно
      17.03.2019 01:10

      Посмотрите состояние разрушенных русских сел в Центральной России!
      Там они разрушены тоже по вине властей Татарстана?

    • Рашид
      17.03.2019 01:45

      21:52 А что у русских есть какие то ограничения. Чего собирать то... Татарские деревни это одна из видов опоры и надежды сохранения нации, для дальнейшего его развития в городах. У русских вроде и так все хорошо в этом плане.

    • Анонимно
      17.03.2019 10:34

      Всё надо собирать, страна одна. Но тут зависит какая стоит задача. Как понимаю, инициативой схода является конгресс татар, которая обеспокоена сохранением татарской идентичности за пределами республики и эта возможность сохраняется более всего в деревне, в селе, т.е. цепляемся за последнее.
      У русских такая проблема не столь актуальна, но села и деревни нужно сохранять у всех народов, поскольку село это источник народной культуры, духовности, традиций, потеря которой скажется на вырождении исконно духовных ценностей у всех народов, в том числе и у русского.

  • Анонимно
    16.03.2019 22:41

    "В городе сохранить татарскость тяжело, поэтому нужно помогать селу" - Браво. аплодирую стоя. Это самое разумное из всего, сказанного за последнее время на эту тему. Я как татарин скажу, что было бы глупо это делать в городах, так как тут люди другого склада, тут нет критерия национальность. Тут русские женаты на татарках, а татары женаты на русских. Тут не может быть этно-национализма, он чужд такому городу как Казань. Я так боялся увидеть в Казани однобокий и уже потерянный город, который ему вырисовывали в некоторых статьях, между строк.

    • Анонимно
      17.03.2019 00:21

      Пока в городах Татарстана сами власть имущие татары не начнут разговаривать между собой без стеснения и комплексов, без ложного стыда, в общественных местах по татарски, город так и останется "языкорубкой" татар. Надо создавать рабочие места и достойную инфраструктуру в татарских селах. При желании- можем, иншаАллаh, сегодня читал, в Муслюмово начали выпускать трактора класса К-700, собственной разработки- респект Исламову Ильгизу Закиевичу- учились вместе в КСХИ.

      • Анонимно
        17.03.2019 12:29

        00.21 не слышал, что в Муслюмово открыли тракторный завод))

        • Анонимно
          17.03.2019 19:59

          к 17.03.2019.12:29. Таттрактор обязательно нужен, начиная от мини - сорок для семейных ферм до макси -700 для агрохолдингов... В свое время была задумка такая - Елабужский тракторный завод.....

      • Анонимно
        17.03.2019 13:20

        дело не в комплексах, а в потребности. Многие бегут из этих самых сёл в города, что бы больше не видеть того сарафанного мракобесия, что даже слово сказать нельзя, обязательно начнут давить через родню. Поэтому придётся очень сильно постараться что бы выгребсти эту болезнь из менталитета, но молодые вся-равно будут бежать из сёл, им не нужны байки и сказки, ограничивающие их простыми словами, что кому-то и что-то хочется. Люди хотят жить, любить и рожать детей, вне зависимости от национальности. Поймите вы это. Это можно отсрочить, но не но в массовом кол-ве и только временно. Время не то что бы ставить пустые и ненужные заборы

        • Рашид
          17.03.2019 20:25

          13:20 Вот все не так. Огромные деньги тратят богатые для постройки домов в коттеджных посёлках. Никогда не думали зачем. Пугачева так вообще вон в грязи согласилась.) Смотря как эти деревни села аулы обустраивать. Сделать можно так что городские завидовать могли бы. Да они и завидуют. Сам бы аулга уехал, да дети пока.

    • Анонимно
      17.03.2019 11:46

      а что за критерий национальность? критерий - личные качества человека. и что плохого в межнациональных браках?

      • Анонимно
        17.03.2019 13:21

        Ничего плохого, просто у кого-то собственное ХОЧу бежит впереди собственного выбора людей и их понимания.

    • Анонимно
      17.03.2019 11:54

      22.41. именно для сохранения татарского народа и надо сделать всё, чтобы сохранился татарский дух в Казани и других городах Татарстана. Для этого надо создавать татарские культурные центры для городских татар. Потому что умным и образованным городским татарам , которые являются настоящей элитой народа просто негде встречаться и общаться друг с другом. Вот они и женятся/выходят замуж за представителей других народов., обедняя татарский народ.

      • Анонимно
        17.03.2019 13:04

        //умным и образованным городским татарам , которые являются настоящей элитой народа просто негде встречаться и общаться друг с другом//

        Полгорода татар. Неужели вам не с кем и негде встретиться?

      • Анонимно
        17.03.2019 18:57

        и что? ничего плохого в межнациональных браках

  • Анонимно
    16.03.2019 22:52

    Лошади не для еды,а для души.

  • Анонимно
    16.03.2019 23:02

    Отлично,молодцы!!Бисс!!

  • Анонимно
    16.03.2019 23:35

    Соседи оказались мудрее организовали клуб татарских предпринимателей а не мусульманских

  • Анонимно
    16.03.2019 23:51

    В Башкирии это уже давно поняли. В начале 90-х, там говорили: «Ауыл бар - башкорт бар, ауыл юк – башкорт юк (есть село – есть и башкиры, нет села – нету и башкир). Тогда руководства районов все сделало для развития ЛПХ в деревнях. Дополнительно выделяли и сенокосы, и пастбища, хотя насчет этого у них там и так было привольно. За счет земель колхозов и совхозов. Уфимские эмиссары из националистических организаций говорили: Мы много кормили Москву и Питер, сейчас пора работать на себя. У каждого башкира должны быть по 3-5 коров, 30-50 овец, лошади, 10-15 ульев, еще и гуси, другая птица. Покосы у каждого башкира должны быть по 6-7. Кроме этого, трактор на каждые пять-шесть дворов, сеноуборочная техника. Колхозы и совхозы должны сохраниться, но только для того, чтоб обеспечить башкирам стаж. На рубль зарплаты из колхоза башкир должен получить как минимум три рубля из личного подворья. Сокращать работников запрещали. Так было в основном в районах Зауралья и Южного Урала. В северо-западных районах такое они не практиковали (наверно их своими не считали). Они должны были работать на показатели: на валовые сборы, на валовые надои.
    А у нас делали все наоборот. ЛПХ и КФХ кончали, все деньги выделяли агрохолдингам, гнались за цифрами. Как там население живет, это наших не волновало, да и сейчас никого не волнует. Наше руководство любит хвалиться рекордными урожаями, а деревни в Татарстане вымирают. Да и сейчас ЛПХ им нужны только для того, чтоб еще больше показывать эти надои, привесы, поголовье скота. В Татарстанских деревнях нет ни сенокосов, ни пастбищ, никаких условий для жителей села. Все перепахали и продолжают перепахать. Чтоб увеличить валовые сборы (чтоб заиметь неучтенные гектары и тем самым показывать высокие урожаи), агрохолдинги вспахивают последние сенокосы и пастбища селян, приговаривая тем самым все деревни Татарстана на вымирание.

    • Анонимно
      17.03.2019 11:11

      Молодцы тогдашнее башкирское руководство, сориентировались своевременно, поняли, что источником сохранения башкир является башкирское село. Может обидно что это касалось только Зауралья, но спасение утопающих в руках самих утопающих.

    • Анонимно
      17.03.2019 13:24

      При этом башкиры не кричали, что у нас нарушений нет и не снимали с себя всю ответственность, перекладывают её на кого-то ещё, как это делал бывший Министр образования у нас. Поиграли на чувствах людей, попытались духу задеть, но ничего не получилось, не все клюнули на эту уловку

    • Анонимно
      17.03.2019 21:47

      В Татарстане вымирают русские села , а не Татарские

      • Анонимно
        17.03.2019 22:30

        Вымирают и русские села, и татарские, и марийские - все села вымирают.
        И все это из-за того, что нашим руководителям не самих сел и их жителей не надо, им надо рекордные урожаи и рекордные надои.

  • Анонимно
    17.03.2019 00:12

    Татарстанских чиновников от сельского хозяйства надо отправить на командировку на Челябинскую область. Во многих районах этой области дело обстоит так: Там нету ни крупных хозяйств, ни комплексов. Одни фермеры. С земельным участками от 30 до 1000 га. Более-менее крупные выращивают и зерно, но в основном они заняты обеспечением самих сельчан. Посеяли многолетку, и сено от нее продают своим же сельчанам. Да и зерно то же самое. Ни килограмма зерна не сдают на заготовительные организации, все отбирает местное население на корм скоту. Зато в деревнях все содержат много скота (особенно много там свиней), да и сами фермеры тоже. Вследствие чего деревни там сохранились в два раза лучше, чем в Татарстане. Многие фермеры даже кредит не берут, их деньгами обеспечивают опять таки свои же земляки. Они собирают у людей за счет будущего урожая деньги, за счет этого проводят полевые работы и потом рассчитываются урожаем, еще и услугами: вспахивают огороды, подвозят корма и т.д. По моему, это лучший вариант для сохранения села.

    • Анонимно
      17.03.2019 11:52

      Да, конечно. Давно уже надо было принять опыт Челябинской области. И сельчанам ударили по рукам и сами не смогли ничем доступным и натуральным продуктом обеспечить. Те же поршковое молоко, масло пальмовое, колбаса из отходов курицы и свиной кожи, не вкусная курица, свинина.

  • Анонимно
    17.03.2019 01:05

    Питаться кониной- верх безнравственности. Конь- благородное животное, данное человеку в помощь и для красоты.

    • Анонимно
      17.03.2019 11:47

      к тому же колбаса из конины очень невкусная

      • Анонимно
        18.03.2019 20:07

        17.03.2019 11:47
        Какие все-таки РАЗНЫЕ люди! я всю жизнь НЕ мог понять, как можно НЕ любить конину, в т.ч и колбасу! Вот свинина действительно не очень - сладковатая, но в качестве закуски вполне подойдет! А вот по трезвяне ее есть - нет уж, увольте!

    • Анонимно
      17.03.2019 16:56

      Лошадь животное, конечно, благородное - но она своей смертью не должна от старости умирать.

      • Анонимно
        17.03.2019 17:01

        Таков Закон Природы- умирать от старости.

        • Анонимно
          17.03.2019 17:44

          Домашние животные, кроме кошек и собак, не должны умирать своей смертью.
          Не для этого их крестьяне тысячи лет содержат.

    • Анонимно
      18.03.2019 00:54

      17.03.2019 01:05
      Да? А коровку Вам не жаль? У нее, между прочим, глаза большие и грустные...

    • Анонимно
      18.03.2019 20:02

      17.03.2019 01:05
      Это только ВАШЕ ЛИЧНОЕ мнение! НЕ стоит его навязывать другим в столь категорической форме!

  • Рашид
    17.03.2019 01:59

    Айрат Харисов молодец. Хорошие тальянки делает.

  • Анонимно
    17.03.2019 02:20

    Татарскую деревню почти уничтожили агрохолдинги. Они лишили крестьян экономического базиса, выпили все соки и убили уважение к труду недостойной зарплатой.

    • Анонимно
      17.03.2019 11:13

      Агрохолдинги были тогда единственной возможностью в условиях сокращения финансирования села. Иное дело, что частника тоже надо было бы как то стимулировать.

  • Анонимно
    17.03.2019 08:40

    Почему в Верхнеуслонском районе села по национальному признаку русские отдельно, татары отдельно, чуваши отдельно. Смешанных сел нет вообще. Да и браки в основном национальные, почти нет смешанных.

    • Анонимно
      17.03.2019 21:46

      Это же хорошо. Татарам если и создавать межнациональные браки то только с Мусульманскими народами , так и язык не теряется и вера главное

      • Анонимно
        18.03.2019 09:23

        Вы думаете, что если, скажем, татарка выйдет замуж за мусульманина-мавританца, то язык не потеряется?

  • Анонимно
    17.03.2019 08:49

    Лошадей жалко, а коров кормилец не жалко. Становитесь вегетарианцами. Будьте последовательно до конца. Иначе несправедливо как- то по отношению к другим животным.

  • Анонимно
    17.03.2019 09:05

    Надо поддкрживать выпуск более дешевых продуктов. Конская колбаса за 1000 руб это дорого для 95 проц жителей ремпублики. Вы же понимаете, что большинству людей это не по карману. Нужно то, что доступно всем. Действительно, конина для Талии и ее талии...

    • Анонимно
      17.03.2019 11:46

      Да вы правы с конской колбасой за 1000 рублей за килограмм, сделанной за пределами Татарстана сыт не будешь. Хвалиться нам нечем. Стыдно, что здесь своих не могут прокормить доступной колбасой. Только умеют радоваться успехам мишар. Заметьте во всем и везде.

    • Анонимно
      17.03.2019 16:54

      Я давно уже не видел конскую колбасу за 1 тыс. За 2.5 тыс - более правдивая цена

  • Азат Д
    17.03.2019 09:38


    А Иннополис зачем строили?

  • Анонимно
    17.03.2019 09:46

    Поздновато опомнились.
    А для чего нужно было раздавить, развалить и убивать село, лишая бывших крепостных колхозников земли, раздавая их земли всяким ВАМИНам сотнями тысяч гектаров, создавая огромные, при царях невиданные, помещичьи хозяйства?

    • Анонимно
      17.03.2019 11:16

      У бывших колхозников в свое время отбили всякое уважение к труду, лишили их той хозяйственной жилки, которая присуща была крестьянам испокон веков, загоняя всех скопом в колхозы, и выписывая трудодни (т.е. бесплатный труд) а неугодных, т.е. более крепких и трудолюбивых, объявляя кулаками.

  • Анонимно
    17.03.2019 09:58

    Ахметов М.Г. со своими холдингам в Республике загубил многие деревни и села. К сожалению это политика продолжается. Поэтому на этом форуме должны были сидеть весь аппарат Минсельхоза и начальники управлений сельского хозяйства. Тогда может они повернулись лицом к сельским предпринимателям. Минсельхозе пока думают только не кому не нужных показателях. Фактически они должны заниматься бытом, заработной платой, условиями труда и жизни сельчан. Не будет этого? Останется загубленная экология отравленная химикатами земли агрохолдингами созданными Ахметовым.

    • Анонимно
      17.03.2019 12:18

      Правильно!
      Инвесторы и холдинги добили последние проявления частных крестьянских хозяйств в татарсих сёлах.
      Хуже врагов действовали.
      И все с подачи Минсельхоза Татарстана.
      Министр красиво говорит, а на деле губит татарское село и татарского крестьянина.
      И ни за что не ответит.
      Просто отболтается.

    • Анонимно
      17.03.2019 19:16

      Давно пора отправить этого господина на отставку.

    • Анонимно
      17.03.2019 19:38

      В городах живет население, а в деревне живет народ (Р.Гамзатов).
      Добрый день великий народ!
      Так начиналась раньше каждая передача «Крестьянская застава» на канале ТВЦ. Сейчас начинают только со слов «Добрый день великий народ».
      Город, городские каменные джунгли превращают любой народ в безликую массу, все национальное, все самобытное у любого народа - в деревнях.
      Многие это уже давно поняли. Например в Японии. Для японцев, японские деревни (последние японские деревни) это святые места, ихнее правительство делает все для того, чтоб сохранить японские деревни: выплачивает каждому жителю деревни субсидии только для того, что они живут в деревнях (чтоб они не убежали в города), поощряет развитие туризма и малого бизнеса на селе, возмещает расходы аграрий (в Японии самые высокие субсидии аграриям) и т.д. То же самое и в Швейцарии. Там не закрывают школу в деревне если там есть хотя бы три-четыре ученика. То же самое и с больницами и другими социальными объектами. Сельских предпринимателей не только освобождают от налогов, им еще и выплачивают субсидии, чтоб они не закрывались. Вследствие чего многие предприятия часть своих мощностей переводят на сельские местности. Например, именитые швейцарские часы собирают в основном в деревнях. Этим занимается у них 600 предприятий по стране.
      Только у нас деревни – брошенные, никому не нужные. Наверно это делают у нас специально, чтоб превратить наш народ в безликую серую массу.

  • Анонимно
    17.03.2019 11:21

    Сколько бородатых мужчин на общем фото....уф...
    Понятно, что мусульмане..это как в Турции почти все с усами
    Если по существу- есть ли специальный магазинчик в Казани - по типу Натур продуктов Олтманнов-но с продукцией представленной в Корстоне?
    Бэхетле-не в счет
    Хочу все в одном месте

    • Анонимно
      17.03.2019 14:29

      Сколько бородатых мужчин на общем фото....уф...

      Что поделаешь, Мода.

      • Анонимно
        17.03.2019 20:58

        17.03.2019. 14:29. Тише, ради Бога! Разбудишь лихо и введут мигом в моду еще налог на черную бороду....

  • Азат Д
    17.03.2019 12:41


    Казань как большая деревня - столица всех деревень.

  • Анонимно
    17.03.2019 13:34

    Татарскость, слово какое то странное, кто его выдумал? Никто же не говорит - русскость, башкирскость, чувашскость. И смысловой оттенок от этого слова исходит не совсем приемлимый, если задуматься.

    • Анонимно
      17.03.2019 15:17

      Это прямой перевод от слова татарлык. Не всегда надо руководствоваться прямыми переводами. Есть иное звучание миллэтчелек, но он в русском понимании носит обратный оттенок.
      С вами согласен, нужно иной термин.

  • Азат Д
    17.03.2019 14:35


    Раз в Корстоне проводят, значит всё хорошо в татарских деревнях.

  • Анонимно
    17.03.2019 15:18

    А если проводили бы в ДК Сайдашева, тогда бы всё плохо было бы в татарских деревнях по вашей логике.

  • Анонимно
    17.03.2019 17:16

    хорошо подмечено , тарскость это отсталость, если введут шариат вообще средневековье, в принципе это власти это выгодно

  • Анонимно
    18.03.2019 01:12

    Татьяна Григорьевна Нефедова - старший научный сотрудник Института географии РАН, кандидат географических наук, эксперт по пространственному развитию, автор нескольких научных монографий о сельском хозяйстве в современной России.
    Нефедова, наверное, один из немногих в стране экспертов, кто может с точностью ответить на вопрос, где сравнительно хорошо и где плохо живется людям, и почему так происходит.
    "Третья зона относительного благополучия села - национальные республики Поволжья (Чувашия, Татарстан, Башкортостан). Здесь не так много высоко эффективных хозяйств, но крепких середняков (и предприятий, и хозяйств населения) - более чем достаточно. Здесь срабатывают два фактора: поддержка села со стороны руководства регионов, особенно в Татарстане, Башкортостане; и демографический фактор, который отчасти связан с национальным. Например, мы обследовали три окраинных района Республики Чувашия, чтобы исключить фактор пригородности. Один - чисто чувашский, один - русский, и один - с большой долей татарского населения. При одинаковых условиях: отсутствия инвестиций, поддержки, при сходных местоположении и природных условиях татарский район оказался самым лучшим - с высокой плотностью населения, притягательным для мигрантов, с устойчивыми агропредприятиями, повышенной продуктивностью сельского хозяйства; на втором месте - чувашский, а русский был самым слабым, теряющим сельское население, с убыточными предприятиями. Причем роль национального фактора в 90-е годы возросла.

    "Y": а как померить национальный фактор? Это же какая-то эфемерная величина.

    Т.Н.: Никак не померить. Здесь пока больше вопросов, чем ответов. Но сходная тенденция наблюдается по всему национальному Поволжью: татары, башкиры, чуваши хозяйствуют на селе в среднем лучше русских. Что это такое? Тюркские народы больше приспособлены к сельскому хозяйству или здесь задействованы какие-то другие факторы? На мой взгляд, дело не в национальности и не в исламе, хотя мусульмане меньше пьют. Но чуваши-то христиане! Эти народы отстают по уровню урбанизации от русских и в большей степени сохранили сельский менталитет. "

    • Анонимно
      19.03.2019 00:14

      Глупость пишет эта Нефедова. Она определяет это "благополучие" не по тому, как там живут люди, а по тому, какие цифры урожайности и надоя показывают регионы.

      • Анонимно
        19.03.2019 15:38

        19.03.2019 00:14
        Татьяна Нефедова проводит обширные исследования на земле - как в прямом, так и в переносном смысле этого выражения.
        И она видит, какие села развиваются, и какие, скажем так - нет. и каково состояние домов в первых, и во вторых селах! И она ведет свою исследовательскую работу не только по Поволжью, но и по ВСЕЙ стране.
        В предыдущем посте был дан только ОТРЫВОК из ее интервью. Если ВЫ заметили, то тюркские республики Поволжья названы третьей зоной сельского благополучия. еще две предыдущие - которые в пост НЕ вошли и и к теме обсуждения отношения НЕ имеют, - это, во-первых, южная - черноземная зона России, а во-вторых, - пригородные земли вокруг крупных городов (от 100 тыс и более). Так что ни о каком национализме речь НЕ идет! Вы сначала ознакомьтесь с ее работами (в интернете представлены, язык прекрасный, читается ОЧЕНЬ легко), а уже ПОТОМ критикуйте!

  • Анонимно
    18.03.2019 09:00

    Почему все статьи в БО репортажного типа? Никакой аналитики, собственного видения автора. А ведь раньше БО был интересен именно аналитикой

  • Анонимно
    18.03.2019 16:12

    Деловой форум уже трудно отличить от Сабантуя.

  • Анонимно
    18.03.2019 16:13

    Деловой форум и Сабантуи организовывают одни и те же люди. Поэтому они очень похожи.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль