Общество 
25.03.2019

«В июле запланировано очередное повышение акцизов – цены остановить больше не удастся»

Соглашение 2.0 — нефтяникам сделали предложение о заморозке цен до конца июня. Отказаться нельзя

«Происходит изъятие прибыли нефтяных компаний на внутреннем рынке, предполагается, что они погасят свои потери за счет экспорта», — возмущаются эксперты топливного рынка. Чтобы нефтяники не устроили бучу, им решено улучшить условия демпфера. Параллельно правительство готовит новую уздечку — лицензирование компаний-экспортеров. О том, почему летом можно ждать резкого роста цен на бензин, — в материале «БИЗНЕС Online».

Правительство России заморозило цены на бензин еще на три месяца Правительство России заморозило цены на бензин еще на три месяца Фото: government.ru

соглашение с нефтяниками 2.0

Правительство России заморозило цены на бензин еще на три месяца. В пятницу на совещании по теме развития рынка нефти и нефтепродуктов под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и с участием курирующего топливную отрасль вице-премьера Дмитрия Козака было принято решение продлить соглашения с представителями этой отрасли о фиксации цен на топливо до конца июня 2019 года. «Надеюсь, нефтяники поддержат продление топливного соглашения еще на квартал, встреча с ними на следующей неделе», — заявил Козак журналистам. «БИЗНЕС Online» сделал запрос в пресс-службу «Татнефти» о том, планируется ли республиканская компания подписывать новое соглашение с правительством РФ, но на момент публикации ответа не поступило.

Напомним, что 10 крупнейших нефтяных компаний, включая «Татнефть», «Лукойл», «Роснефть» и «Газпром нефть», в ноябре 2018 года подписали соглашение о стабилизации цен на моторное топливо. Нефтяники обязались до конца марта 2019 года сдерживать цены на уровне тех, что были в мае 2018-го. В противном случае правительство обещало немедленно ввести заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов. Ультиматум принес плоды. Если с января по ноябрь 2018 года бензин в российской рознице подорожал на 9%, а дизельное топливо — на 10,3%, то с начала текущего года в среднем по РФ цены выросли на 0,4–1,1%.

Решение о заморозке цен сопровождалось введением с 1 января 2019 года демпфирующего механизма, который был призван компенсировать нефтепереработчикам потери, возникающие от продажи топлива на внутреннем рынке. Например, если экспортная цена на бензин была выше 56 тыс. рублей за тонну, то государство компенсирует нефтяной компании 60% разницы. Этот механизм работает и в обратную сторону: если экспортная цена ниже этой отметки, то нефтяникам приходится доплачивать в бюджет.

Если с января по ноябрь 2018 года бензин в российской рознице подорожал на 9%, а дизельное топливо — на 10,3%, то с начала текущего года, в среднем по РФ, цены выросли на 0,4–1,1% Если с января по ноябрь 2018 года бензин в российской рознице подорожал на 9%, а дизельное топливо — на 10,3%, то с начала текущего года в среднем по РФ цены выросли на 0,4–1,1% Фото: «БИЗНЕС Online»

потери нефтяников — 110 млрд рублей

Однако далеко не все нефтяные компании оказались довольны условиями демпфера. «С начала года по март из-за обязательства поставлять топливо на внутренний рынок нефтяники потеряли более 110 миллиардов рублей», — цитируют «Ведомости» консультанта Vygon Consulting Евгения Тыртова. Он отмечает, что только частично — на 25 млрд рублей — эта сумма была компенсирована за счет предусмотренного в законе о налоговом маневре механизма.

Чтобы умаслить нефтяников, Козак обещал снизить уровень цены, от которой рассчитывается компенсация с 56 тыс. рублей за тонну до 51 тысячи. По дизельному топливу подобной поблажки не предусмотрено.

Помимо этого, правительство РФ решило ввести лицензирование экспорта нефтепродуктов: продавать за границу бензин и ДТ смогут только те компании, которые поставили определенное количество ГСМ на внутренний рынок. Каким образом будет работать этот механизм, пока не уточняется.

«На период, пока мы разрабатываем механизм (лицензирования экспорта — прим. „Интерфакса“) и пока он не вступит в действие, решили на один квартал еще раз продлить соглашение с нефтяниками о стабилизации цен», — пояснил необходимость продления соглашения Козак.

Решение о лицензировании экспорта займет определенное время, поскольку его нужно будет принимать в рамках ЕврАзЭС. «Нам необходимо будет убедить наших партнеров», — пояснил вице-премьер.

Окончание действия соглашений совпадает с сезоном повышенного спроса на топливо. «Поэтому нужно очень аккуратно уточнить эти обязательства по объемам поставок и на биржу, и на внутренний рынок летнего дизеля и бензина», — добавил вице-премьер.

Решение о заморозке цен сопровождалось введением с 1 января 2019 года демпфирующего механизма, который был призван компенсировать нефтепереработчикам потери, возникающие от продажи топлива на внутреннем рынке Решение о заморозке цен сопровождалось введением с 1 января 2019 года демпфирующего механизма, который был призван компенсировать нефтепереработчикам потери, возникающие от продажи топлива на внутреннем рынке Фото: duma.gov.ru

«Цены, стой, налево, кругом, шагом марш!» Но это вряд ли получится

Участники рынка и эксперты по-разному встретили новость о продлении соглашений.

«Это соглашение демонстрирует то, что рынка не существует, регулируют его искусственно, а не рыночными методами, — уверен  партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин, поговоривший с „БИЗНЕС Online“, — Правительство  пытается установить цены на прежнем уровне в приказном порядке, одновременно повышая акцизы на топливо. Если постоянно повышать налоговую нагрузку, то есть долю налогового изъятия в цене бензина (которая и так превышает 66 процентов), то думать, что нефтяные компании и нефтепереработчики будут этому рады, было бы неправильно».

Крутихин уверен: чтобы сдержать розничные цены на топливо, государство должно сократить изъятия из цены бензина. «В приказном порядке это (удержание розничных цен после окончания действия соглашений — прим. ред.) не получится. Тем более в июле, когда запланировано очередное повышение акцизов, цены остановить уже больше не удастся!» Эксперт подсчитал, что потери нефтяных компаний от заморозки цен в совокупности уже составляют более 70 млрд рублей.

«У нас происходит изъятие прибыли нефтяных компаний на внутреннем рынке, предполагается, что они погасят свои потери за счет экспорта, но у нас есть компании, которые не могут этого сделать. Небольшие компании, владельцы АЗС, у которых нет никакого экспорта, сильно страдают», — уверен эксперт. На его взгляд, механизм демпфера оправдывает себя в отношении только самых крупных компаний, и то частично.

На вопрос о том, что будет с ценами на топливо в июле 2019 года, Крутихин отвечает, что власти вновь попытаются сдержать их в приказном порядке: «Цены, стой, налево, кругом, шагом марш! Но это вряд ли получится. Повысятся акцизы — и поднимутся цены».

Первый вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин придерживается другого мнения: если сейчас перестать жестко контролировать поставки топлива на внутренний рынок, то можно снова получить дефицит на рынке и, как следствие, — повышение цен в оптовом звене.

«После это снова розница вся будет находиться в убытке, а поднять розничные цены вновь не дадут. Эта ситуация не должна повториться. Поэтому пока только в ручном режиме», — констатирует Ашихмин.

Введение лицензирования экспортеров нефтепродуктов он называет дополнительной заградительной мерой. «Правительство РФ не доверяет нефтяным компаниям. Оно опасается, что если этого (введение лицензирования — прим. ред.) не будет сделано, то нефтяные компании не выполнят своих обязательств. Нет механизма воздействия на них. Поэтому было решено ввести лицензирование. А пока взяли продление соглашений еще на один квартал», — говорит Ашихмин. Он считает, что если бы соглашений не было, то цены на бензин и ДТ были бы куда выше.

Роберт Гилязиев считает, что до сих пор владельцы нефтяных компаний назначали те цены, которые были нужны им для извлечения прибыли Роберт Гилязиев считает, что до сих пор владельцы нефтяных компаний назначали те цены, которые были нужны им для извлечения прибыли Фото: «БИЗНЕС Online»

«А у нас что? Начиная с 1998 года цены выросли в 19 раз!»

«Должно быть обязательно государственное регулирование цен в нашей стране! Обязательно. То, что соглашения продлеваются, — это нормально. Всем нужно понимать, что повышение цен моторных топлив и нефтепродуктов вызывает автоматически повышение цен других товаров. Если за этими ценами не смотреть, то и цены на хлеб будут повышаться, и на лекарства, и на ЖКХ. Под предлогом рыночной экономики ни в коем случае нельзя отпускать стоимость! С мая прошлого года цены у нас в Татарстане стабильными остаются, слава Богу. Можно сказать, в республике почти самые низкие цены в ПФО. Что касается малых и частных компаний, то при таких ценах они работают не убыточно. При этой стоимости, которая есть на биржах, они могут рентабельно работать», — приветствует решение Козака начальник управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ Роберт Гилязиев.

Он считает, что до сих пор владельцы нефтяных компаний назначали те цены, которые были нужны им для извлечения прибыли. Однако экономика страны должна работать не для того, чтобы кто-то извлек прибыль, а в первую очередь для удовлетворения потребностей населения.

«А у нас что? Начиная с 1998 года цены выросли в 19 раз! Мы немножко за этим следим. В прошлом году цены на бензин и дизтопливо после выборов выросли вообще без всяких на то оснований. Наши эксперты вроде пытались объяснить это повышением цен на мировом уровне, но мы разве нефть завозим из Венесуэлы? Далее говорили — вот, мол, ремонт заводов. Это тоже не обоснование. У нас 32 крупных завода, они при любых ремонтах должны обеспечивать [экономику топливом]. Мы примерно 130 миллионов тонн нефти экспортируем и в то же время пытаемся этим объяснять повышение цен?» — удивляется Гилязиев.

Президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения Ирек Сулейманов уверен, что пока тенденций к росту оптовых и розничных цен на топливо нет. «На высоком уровне проводятся совещания, ищут баланс между оптом и розницей. Это опытный путь. Никто не знал, как это все сработает. Сработало так, нормально, я имею в виду работу заводов-изготовителей», — рассуждает Сулейманов. Он отмечает, что сейчас ситуация у заправщиков нормальная, начиная с января появилась рентабельность их бизнеса, сейчас она составляет от 8 до 10–12%.

«Как бы повел себя рынок, если бы соглашения не продлили, трудно сказать. Рынок показывает себя совершенно непредсказуемо, одни и те же причины проявляют себя совершенно по-разному. В оптовом сегменте повышение должно быть, но посмотрим, насколько. Производители жалуются, что не очень им выгодно все это (речь о демпфере — прим. ред.). По дизельному топливу вроде демпфер работает нормально, а по бензину —  нет, я имею в виду изготовителей. По крайней мере, так они сами говорят», — отмечает Сулейманов.

Что будет с ценами на топливо в этом году?
6%Думаю, правительству удастся сдержать их рост в разумных рамках
60%Будут держать до последнего, а потом резко поднимут
32%Объективных причин для роста нет, нужно просто отрегулировать механизмы
2%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (49) Обновить комментарииОбновить комментарии

Странно слышать о потерях нефтяников. А людям имеющим дело с закупкой сырья внутри страны (не только нефтепродуктов) поверить в такую интерпретацию невозможно. Правильная формулировка такая: экспортеры жалуются что сверхдоходы от продажи нефтепродуктов за границу могли бы быть больше, если бы им разрешили все квоты для внутреннего рынка отправить на международный рынок. То есть они получают сверхдоходы, а убытки про которые мы читаем являются относительными.
Похожая ситуация сложилась на рынка металла с 2016 года. Когда из-за возможности продавать на экспорт сырье по цене от 40 тыс. руб. за тонну цены на российском рынке взлетели с 26 тыс. руб. до 36 тыс. руб. и выше. Этого оказалось мало и стали урезать квоты (создавая дефицит). Поэтому снятие заградительных мер (что по западному называется либерализация экономики) разрушает внутренний рынок, снижает уровень жизни и превращает страну в сырьевую базу.
Чем в принципе и занимается экономический блок правительства с 1991 года.

  • Странно слышать о потерях нефтяников. А людям имеющим дело с закупкой сырья внутри страны (не только нефтепродуктов) поверить в такую интерпретацию невозможно. Правильная формулировка такая: экспортеры жалуются что сверхдоходы от продажи нефтепродуктов за границу могли бы быть больше, если бы им разрешили все квоты для внутреннего рынка отправить на международный рынок. То есть они получают сверхдоходы, а убытки про которые мы читаем являются относительными.
    Похожая ситуация сложилась на рынка металла с 2016 года. Когда из-за возможности продавать на экспорт сырье по цене от 40 тыс. руб. за тонну цены на российском рынке взлетели с 26 тыс. руб. до 36 тыс. руб. и выше. Этого оказалось мало и стали урезать квоты (создавая дефицит). Поэтому снятие заградительных мер (что по западному называется либерализация экономики) разрушает внутренний рынок, снижает уровень жизни и превращает страну в сырьевую базу.
    Чем в принципе и занимается экономический блок правительства с 1991 года.

  • Анонимно
    25.03.2019 08:15

    Будет сильно хуже и дороже!
    Но им на верху пофиг до нас...

  • Анонимно
    25.03.2019 08:47

    а что я говорил? сбер недаром начал скидывать рубли и снижать ставки, вслед за бензиком потечет всё. рупь, поддерживаемый искусственно, не устоит.

  • Анонимно
    25.03.2019 08:59

    Азат Д

    Надо сделать цены на топливо, примерно как у соседей, и не мучатся.

  • Анонимно
    25.03.2019 09:18

    Продали страну! Ресурсы страны находятся у кучки людей! Нефть это госсобственность, и она никак не может быть частной!

  • Анонимно
    25.03.2019 09:21

    Все жалуются на нефтяников, но все умалчивают, что акцизы выросли в полтора раза с 1 января 2019 на бензин и диз. топливо.

    • Анонимно
      25.03.2019 09:53

      Азат Д

      И НДС

    • Анонимно
      25.03.2019 11:18

      Благодетели наши еще умалчивают, что так называемый "демпфер" финансируется не кем иным, как теми же нефтедобывающими компаниями через "зеркальную" надбавку к ставке НДПИ - если выше экспортные цены на бензин и дизельку - НДПИ растет на 125 и 110 руб./тн. соответственно, если выше цены на внутреннем рынке - платят уже переработчики. Государство и так и так не в накладе - внуки лейтенанта Шмидта млин ...

    • Анонимно
      25.03.2019 21:47

      Может для пенсионеров, инвалидов и многодетным талоны будут выделять на летнее время по 5 рублей за литр или 200 литров в месяц хотя бы, до больницы и до сада доехать.

      • Анонимно
        25.03.2019 22:04

        Азат Д

        Да вы буржуй однако.
        При коммунистах такого не было, а бенз немало, 40 коп стоил.

        • Анонимно
          26.03.2019 16:54

          20 копеек легко, бензина был вал...
          личного автопарка не было и талоны почти даром раздавали.

  • Анонимно
    25.03.2019 09:26

    Нефтегазовая промышленость должна принадлежать государству,т.е. народу,а прибыль должна использоваться строго на социальные нужды народонаселения РФ(пенсии,медецина и т.д),вот тогда и налоговое бремя не нужно будет увеличивать и цены на бензин не будут рости!Даешь признание ПРИВАТИЗАЦИИ нефтегазовой промышлености в 1990годах -Незаконой!

    • Анонимно
      25.03.2019 09:54

      Азат Д

      И будет как в Венесуэле, а до этого в СССР, все развалится.

    • Анонимно
      25.03.2019 12:42

      Нет не так. Все гос доходы от нефти и газа должны идти в образование, науку и на пенсии.

    • Анонимно
      25.03.2019 14:34

      А ничего что в России налогообложение нефтянки и без того одно из самых высоких в мире? ... В большинстве стран "специальных" налогов для нефтяников нет. У нас налоговая для в выручке нефтяной компании доходит до 70-80% в зависимости от направления отгрузки. А об "эффективности" действующих государственных нефтяных и газовых компаний я вообще тактично умолчу ... Короче говоря, если отнять частные добывающие компании в пользу "государства" бюджетникам очень скоро кушать нечего будет ... Хорош популизм качать ...

  • Анонимно
    25.03.2019 09:41

    Вот расскажите мне, Путин когда очередное увеличение акцизов подписывает он не догадывается что цены на заправке взлетят? А по цепочке взлетает остальные цены, этот прорыв он подразумевает?

    • 65 лет мужику ! что вы отнего хотите ?

      • Анонимно
        25.03.2019 10:25

        А вам сколько, если не секрет?

      • Анонимно
        25.03.2019 11:15

        Тем более по образованию гуманитарий советского разлива. Причину и следствие слабо знает, в то время больше Ленина конспектировал

      • Анонимно
        25.03.2019 12:00

        66 уже)))

    • Анонимно
      25.03.2019 10:08

      Все он прекрасно понимает, но на мультяшные ракеты нужны деньги.

    • Анонимно
      25.03.2019 10:30

      В наших реалиях прорыв возможен только в кошельках у народа.

    • Анонимно
      25.03.2019 12:46

      Он в июле ещё раз это сделает. Как снизить цены на бензин? Нужно повысить акциз. Бензин никто покупать не будет и цена упадёт. Вы не понимаете что ли?

  • Анонимно
    25.03.2019 09:54

    Азат Д

    Ресурсы не должны стоить дешево, их надо береч.

  • Анонимно
    25.03.2019 09:56

    Азат Д

    В Ураине топливо дорого стоит, они на электромобили пересаживаютя. В 15 раз дешеале по топливу выходит. У нам в 10.

    • Анонимно
      25.03.2019 10:22

      Как думаете, а если даже треть людей пересядет на электромобили, электричество не станет вдруг стоить столько же сколько стоит сейчас топливо?

      • Анонимно
        25.03.2019 15:31

        Азат Д

        На трассе да, а у себя дома не будет дорого. Можно солнечную электростанцию поставить, там цены сопастовимы, дороже чем сеть но дешевле чем бензин.

    • Анонимно
      25.03.2019 12:22

      Не слышал про месторождения нефти на Украине, я понимаю, почему у них дорого стоит, но почему у нас так дорого?

      • Анонимно
        25.03.2019 15:30

        Азат Д

        Посмотрите на Норвегию, где нефть добывается и бензин дороже. Там кстати во всю Теслы ездят.

  • Анонимно
    25.03.2019 10:27

    Почему-то сразу вспоминаются "желтые жилеты"?

  • Анонимно
    25.03.2019 12:08

    ничего страшнего. все говорять дорого денег нет . но никто еще не сиавил или продал свое авто. пусть лучше будеть 60 рублей . можеть впарковаках во дворах место освободяться. мы можем позволить до 100 руб литр бензина.

  • Анонимно
    25.03.2019 12:27

    Невидимая Рука экономики все расставит по своим местам. Цены поднимутся резко и высоко. Как это было с курсом доллара в 90-е годы, когда государство его сдерживало. Учите история, господа руководители страны.

  • ПутчДемона
    25.03.2019 13:41

    Роберт жжет! Его подопечные на АЗС с ноября получают сверхдоходы на бензине, тк оптовые цены упали на 12-13 т.р/тн (с 50 до 37), а розничные не снизились.

  • Полный хаос не за горами

  • Анонимно
    25.03.2019 14:58

    ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ ОТМЕНИТЕ, ЭТО БЕСПРЕДЕЛ НА ФОНЕ РОСТА ЦЕН НА ТОПЛИВО!!!

  • Анонимно
    25.03.2019 16:08

    Друзья давайте на чистоту... Кто из Вас отказался от автомобиля когда литр аи 92 перешагнул 40 рублей за литр??? Вот тоже самое количество случаев будет когда аи 92 перешагнёт 50 рублей за литр. Станет меньше машин? Немного станет меньше но люди как ездили так и будут ездить.. Понты дороже. Детей и себя будут ужимать в реальности но заправлять я будут.

    Отрезвление наступит после 70 рублей за литр аи 92. Это факт.

    • Анонимно
      25.03.2019 16:13

      а почему после 70?

    • Анонимно
      25.03.2019 17:05

      Не наступит.
      При цене в 45 руб за литр - буханка хлеба 30 руб
      при цене в 70 руб за литр - буханка хлеба 50 руб
      Это не избежно...
      Далее просто появляются новые нули на купюрах. И мы все превращаемся в миллионеров

    • Анонимно
      26.03.2019 10:58

      Я не отказался, но сократил поездки. Более того, в семье было две машину, одну продал (в целом для сокращения затрат на бензин, трансп.налог, тех.обслуживание и т.п.). Благо у супруги появилась возможность пока перемещаться внутри рабочего дня на служебной. А сам на работу на метро. Стал ближе к народу...)) Но тут больше дело в отсутствии парковки в центре. Но и в бензине, в том числе. На своей выезжаем только по вечерам, чтобы отвезти-забрать ребенка из кружков. Ну и в выходные. Хуже будет в летний сезон. Дача далеко, но ездить на нее хочется. Поэтому по любому, придется заправляться...

  • ПутчДемона
    25.03.2019 16:40

    А правительство всё равно грабит. Не народ, так производителей.

  • Анонимно
    25.03.2019 17:16

    Ответ для 16.13.
    При нынешней оплате труда у подавляющего большинства автомобилистов физически не будет денег заправлять я на 1 тр в день.
    Средний расход бензина около 10 литров и с учётом прогрева, кондиционер и тд покатушки в день это 10 литров.
    Теперь ответьте себе честно у кого есть каждый день 1 тр только на бензин??? Без учёта парковки, страховки, мойки, ремонта, штрафов и тд.

    До 70 рублей за литр аи 92 можно смело душить и наслаждаться эффектом а это ближайщие 4-5лет успешного инвестирования в данную отрасль.

  • Анонимно
    25.03.2019 22:10

    ЖАДНОСТЬ.

  • Анонимно
    26.03.2019 12:26

    все теже самые писали, что с нового года повысят, как обычно нужно оправдять свою никчемность в прогнозах, теперь на июль прогнозируют

  • Анонимно
    26.03.2019 19:05

    Интересно, сколь долго правительство сможет выкручивать нефтяникам руки?
    Выход с ценой на бензин пока только один - госрегулирование, что по сути сейчас и происходит. Как только его отменят - заправки будут ценники по 3 раза в день менять. Чем дольше продержат цены, тем выше будет их скачек.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль