Строительство и недвижимость 
29.04.2019

Не базар, а музей: что появится на месте «Казанской ярмарки»?

После появления «Казань Экспо» выставочные павильоны в черте города остались не у дел. Но на землю ценой в миллиард есть первые проекты

2–3 млрд рублей придется вложить в редевелопмент земель «Казанской ярмарки», чтобы превратить их в научно-технический парк выставочного историко-культурного объединения (ВИКО). «Якорная» патриотическая выставка, которую курирует духовник Владимира Путина, остается, а к ней добавляется каскад других просветительских и детских проектов. О том, какие варианты развития покажут экспертам бюро Zaha Hadid, что понравилось Льву Семенову и какой вопрос беспокоит Николая Васильева, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

2-3 млрд рублей придется вложить в редевелопмент земель «Казанской ярмарки», чтобы превратить их в научно-технический парк выставочного историко-культурного объединения 2–3 млрд рублей придется вложить в редевелопмент земель «Казанской ярмарки», чтобы превратить их в научно-технический парк выставочного историко-культурного объединения Фото: «БИЗНЕС Online»

БУДУЩЕЕ  ЗЕМли за миллиард

Тихо и как-то буднично, практически в рабочем порядке, в минувшую пятницу стало известно о будущем «Казанской ярмарки». Вместо татарстанского аналога ВДНХ тут будет ВИКО — то есть научно-технический парк выставочного историко-культурного объединения. Само ВИКО — то есть одноименная автономная организация — создано в 2017 году с подачи минкультуры РТ и ОАО «Казанская ярмарка» «в целях пропаганды исторических, культурных и образовательных ценностей, сохранения исторического и культурного наследия для будущих поколений».

Напомним, что перспективное использование территории на Оренбургском тракте стало туманным с момента появления «Казань Экспо» у международного аэропорта «Казань» и кулуарно обсуждается уже несколько лет. Одним из вариантов, например, была застройка этой «золотой земли» — одним из бенефициаров этого «праздника» называли «Сувар Девелопмент», заложивший рядом комплекс ВДНХ. Земля тут — лакомый актив: участок на Оренбургском тракте площадью в 11,5 га имеет кадастровую стоимость без малого 1 млрд рублей. По сведениям источников «БИЗНЕС Online», сам гендиректор ОАО «Казанская ярмарка» Лев Семенов придерживался сохранения выставочного формата, но уже не делового уровня (сегмент B2В отдается на «Казань Экспо»), а уровня B2 °C, то есть для простого народа (выставки-продажи медов, мехов, косметики и прочего). Но затем стало известно, что власти после захода сюда исторического проекта митрополита Тихона (Шевкунова) рассматривают эту территорию как место большого культурного центра. 

И вот появилась ясность. По поручению президента РТ Рустама Минниханова на территории «Казанской ярмарки» планируется организация многофункционального пространства, и в рамках воркшопа студенты и преподаватели КГАСУ с 19 по 25 апреля готовили проекты его развития. Общая площадь застройки научного парка составит 30,6 тыс. кв. м, общая площадь территории — 16,3 га (то есть к территории ярмарки, по всей видимости, «прирежут» приличный кусок земли). 

Согласно техзаданию на проектирование, на территории комплекса планируется сохранение исторического парка «Россия — моя история» Согласно техзаданию на проектирование, на территории комплекса планируется сохранение исторического парка «Россия — моя история» Фото: Сергей Елагин

Согласно техзаданию на проектирование, на территории комплекса планируется сохранение исторического парка «Россия — моя история», программы ранней профессиональной подготовки и профориентации школьников JuniorSkills, «Кванториума», научно-технического музея, детского научно-развлекательного центра «Зарница», детского города «КидСпейс» и фудкорта. Также на территорию, согласно техзаданию, переедет экспозиция многострадального музея национально-культурного центра «Казань» (сам НКЦ переоборудуют под национальную библиотеку). Впрочем, в начале марта президент РТ заявил, что музейную коллекцию НКЦ перенесут в пустующее здание магистрата на улице Баумана, 3 с созданием там музея города, — видимо, до конца все-таки наполнение будущего ВДНХ не определено.

Все проектанты рассматривали развитие территории ВИКО во взаимосвязи с набережной озера Кабан, зоопарком, существующей жилой и нежилой застройкой. Одно из важных условий — максимальное сохранение озеленения и выставочной функции объекта. Под землю разработчикам рекомендовали не углубляться: у территории низкий уровень грунтовых вод, поэтому автопарковки в основном наземные либо встроены в первые этажи зданий.

«Казань сегодня переходит к освоению следующей зоны, не только кремль надо облизывать. Такое уплотнение среды вполне естественно», — оценил будущее ВДНХ советник министра строительства и ЖКХ РТ Николай Васильев.

ПЕРВЫЙ ПРОЕКТ: МУЗЕЙ НАУКИ ИМ. ЛОБАЧЕВСКОГО, ЕДИНЫЙ КРУПНЫЙ ОБЪЕМ И приятный «бонус» для льва семенова

Первая команда предложила состоящий из трех блоков единый объем с внутренней системой открытых и закрытых связей. Первый блок административно-выставочный, второй — центральный музейный, третий включает в себя образовательный и лабораторный. Комплекс напоминает «двузубец» с сохранением осевой симметрии, которая закладывалась в проект ВДНХ в 1953 году архитекторами Павлом Саначиным и Георгием Солдатовым.

Между выступающими объемами — памятник архитектуры, главный павильон ВЦ. По краям озелененные территории, которые разработчики назвали не иначе как сады Пифагора, Декарта, Архимеда, Пикассо, Айвазовского, Чернихова, Эшера. Музею науки разработчики предложили присвоить имя создателя неевклидовой геометрии, ректора Казанского университета Николая Лобачевского — напротив главного павильона площадь его имени.

«Почему такая жесткая, однородная структура?» — спросил у группы главный художник Казани Жанна Белицкая.

Жанна Белицкая поинтересовалась, почему была выбрана такая жесткая, однородная структура Жанна Белицкая поинтересовалась, почему была выбрана такая жесткая, однородная структура Фото: Любовь Симонова

Студенты сослались на изученный зарубежный опыт аналогичных проектов со схожими параметрами — музей Леонардо да Винчи, центр науки им. Коперника, научные центры «Немо» и «Эврика». По площади они от 15 тыс. до 50 тыс. кв. м, ежедневно их посещают от 1,1 тыс. до 2,2 тыс. человек из разных европейских стран.

«С позиции эксплуатирующей организации он самый достойный. Человек зашел и спокойно передвигается по всей территории, ему не нужно снимать, надевать одежду. С позиции уборки снега и всего остального это достаточно простой проект», — оценил перспективы генеральный директор ОАО «Казанская ярмарка» Лев Семенов.

Зампредседателя Госсовета РТ Лилию Маврину смущала в первом проекте только тяжесть конструкции, «нехватка воздушности». А в целом подход понравился — хотя, напомним, Маврина по образованию инженер-системотехник, а совсем не архитектор. «Конечно, Лев Леонидович, я вас понимаю, снег убирать меньше надо», — подколола Маврина.

Лев Семенов придерживался сохранения выставочного формата, но уже не делового уровня (сегмент B2В отдается на «Казань Экспо»), а уровня B2 °C, то есть для простого народа Лев Семенов придерживался сохранения выставочного формата, но уже не делового уровня (сегмент B2В отдается на «Казань Экспо»), а уровня B2 °C, то есть для простого народа Фото: Любовь Симонова

«ТУТ ВСЕ ТРИ ПРОЕКТА НЕ БЮДЖЕТНЫЕ! ДАЛЕКО НЕ БЮДЖЕТНЫЕ…»

Вторая группа проектантов разместила на одной оси основной градостроительный ансамбль с добавлением радиально-кольцевой композиции и выходом к озеру Кабан, а также с максимальным сохранением нынешних отдельно стоящих павильонов и добавлением двух новых на 15 тыс. кв. метров. Территория делится на две условные части — историческую и научно-техническую. На площади перед главным павильоном — фонтан. Со стороны Кабана — смотровая площадка в виде полукольца, возвышающаяся над существующей дорогой у центра гребных видов спорта.

По примерным оценкам второй проектной группы, стоимость реализации проекта составит 2,8 млрд рублей (смета составлена по состоянию на второй квартал 2019 года).

Вторая группа проектантов разместила на одной оси основной градостроительный ансамбль с добавлением радиально-кольцевой композиции и выходом к озеру КабанНажмите, чтобы увеличить

По словам генерального директора ВЦ, второй проект учитывает все существующие постройки выставочного центра, поэтому он будет самым бюджетным. «Почти 3 миллиарда, но я думаю, что стоить он будет дороже. Тут все три проекта не бюджетные, далеко не бюджетные», — добавила Маврина. И предложила всем проектантам продумать зимнее использование открытых площадок.

Третья проектная группа предложила разместить все основные объекты по краям территории, с сохранением деревьев. А в центре (спереди и сзади от главного павильона) сохраняется озелененное пространство с пешеходным бульваром. Все объекты соединены между собой надземной пешеходной галереей — связь павильонов тоже понравилась Семенову. «Наверное, это будет самый дорогой проект», — рассуждал гендиректор ВЦ.

Третья проектная группа предложила разместить все основные объекты по краям территории, с сохранением деревьевНажмите, чтобы увеличить

Советнику министра строительства и ЖКХ РТ в целом проекты студентов понравились. Правда, у них у всех он не увидел коммунальной зоны. «Где будет трактор стоять? Не увидел я таких мелочей», — сказал Васильев.

Решение о дальнейшем проектировании и выделении средств на строительство пока не принято. Предположительно, строительство начнется на территории в ближайшие год-два. «Дальше уже спрашиваем: „Где деньги, Зин? На реализацию“», — рассуждал о дальнейшей работе Васильев.

Николаю Васильеву в целом проекты студентов понравились Николаю Васильеву в целом проекты студентов понравились Фото: Любовь Симонова

По итогам заседания жюри эксперты определили проект, который разработчики продолжат дорабатывать. В качестве лучшего выбран первый проект с одним крупным объемом. По словам директора института архитектуры и дизайна КГАСУ Карины Набиуллиной, в конце мая в Казань по приглашению КГАСУ приедет архитектор и теоретик архитектуры из Лондона, руководитель архитектурной практики Zaha Hadid Architects Патрик Шумахер, которому также предложат высказать свой взгляд на концепции развития территории ВИКО в рамках образовательного воркшопа.

Ну а далее проект, возможно, покажут и президенту РТ. А там, глядишь, и до объявления международного конкурса недалеко: как-то сомнительно, чтобы студенческое творчество реально воплотили в жизнь, но обычно именно с этого этапа проработки и начинаются «большие» концепции.

Предприятия: Казанская ярмарка
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (85) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
29.04.2019 08:22

Сделайте парк для детей,ведь погулять толком негде...

  • Анонимно
    29.04.2019 08:09

    Азат Д

    Начнут строить музей, а получится базар, как с библиотекой или технополисом Новая Тура.

    • Анонимно
      29.04.2019 13:54

      зачем 3 миллиарда на пропагандистский парк выбрасывать, лучше эти деньги на метро потратить.

      • Анонимно
        30.04.2019 13:23

        Бюджеты-то разные.
        На метро тоже пойдут деньги.
        Та и проект очень большой, цена объективна.

    • Анонимно
      29.04.2019 13:58

      Не получится если метро туда не завернут. Ваще ничего из перечисленного не получится!

      • Анонимно
        29.04.2019 16:24

        Не факт, что проект реализуют. Многие проекты в Казани хотели сделать, но не всегда получается. В любом случае интересно будет что-то на подобие вднх в Казани

    • Анонимно
      29.04.2019 16:00

      "Как с библиотекой" - сейчас этим как раз занимаются, будут серьёзные штрафы и пусть переделывают нормально.

  • Анонимно
    29.04.2019 08:11

    Деревья сохраните...

    • Анонимно
      29.04.2019 08:25

      Кастамону выходит на новый, больший, оборот.

    • Анонимно
      29.04.2019 14:44

      Общую атмосферу тоже желательно сохранить. Входная группа к Казанской ярмарке очень хорошая.

    • Анонимно
      29.04.2019 16:03

      Так их никто уничтожать и не планирует.

  • Анонимно
    29.04.2019 08:11

    студентам все равно какую тему отрабатывать на курсовых практиках - задают преподаватели... появляется возможность порассуждать о будущем ... и о сметах...

    • Анонимно
      29.04.2019 14:44

      Пусть делают, практика им нужна куда больше, чем экономистам и юристам на этапе учебы.

  • Анонимно
    29.04.2019 08:15

    Правильно Семенов говорит, нудно оставить выставки для народа. Выставки стройки, нефтянки, и т п пусть переезжают за город, а остальные нужно оставить.

    • Анонимно
      29.04.2019 08:29

      Кому нужен базар со сверх дорогими продуктами и шмотьем ниже уровня Н. Туры?

    • Анонимно
      29.04.2019 09:58

      Семёнов предлагает сделать обычный базар - только с красивым названием.

    • Анонимно
      29.04.2019 14:45

      Музеи там нужны, можно не один.

  • Анонимно
    29.04.2019 08:22

    Сделайте парк для детей,ведь погулять толком негде...

    • Анонимно
      29.04.2019 13:55

      полностью согласен, а то закрыли территорию заборами и с детьми не пускают, только за деньги

    • Анонимно
      29.04.2019 14:46

      Зарницу там обещают, судя по тексту. Правда, не парк, конечно... Согласен с вами. Нужно больще прогулочных зон.

    • Анонимно
      29.04.2019 16:02

      гулять дышать в городе отравленным воздухом

      • Анонимно
        29.04.2019 16:28

        вообще не гулять что ли теперь...

      • Анонимно
        29.04.2019 16:29

        тогда почему еще не переехали в деревню? Вы живете в мегаполисе, поэтому нелепо ожидать здесь чистого воздуха.

        • Анонимно
          29.04.2019 18:45

          деревенские сюда приезжают травиться. Всё нормально.

          • Анонимно
            30.04.2019 13:25

            Вы просто в деревне не жили и не представляете насколько там хуже по сравнению с развивающейся Казанью.

  • Анонимно
    29.04.2019 08:32

    А где парки Олугбека, Мухаммадьяра Сараи, Ясави????
    Опять евромаркетинг, опять в Европу, опять местные -дикари у них нет не науки, не культуры????
    Никакого уважения к тюркской и исламской истории и цивилизации!!!!

  • Анонимно
    29.04.2019 08:35

    Лучшее место для киностудии.

    • Анонимно
      29.04.2019 10:03

      Теоретически - может быть, только кинобизнес у нас в РТ не пойдёт по определению. Будет висеть на бюджете - и будет тоже тянуть по миллиарду рублей ежегодно, как ТНВ.

      Лучше жилой квартал построить. Место отличное, на берегу Кабана и с отличной инфраструктурой.

      И вообще, какое бы использование этой местности не придумали - главным и незыблемым принципом должно быть то, что новый проект должен сам рентабельным. Теоретически можно придумывать множество эстетичных проектов - но если мы придумаем лишь очередную тяжёлую ношу для бюджета, то это будет в высшей мере неправильно.

    • Анонимно
      29.04.2019 14:47

      Сначала пусть кино начнет появляться, о киностудии рано еще говорить.

    • Анонимно
      29.04.2019 16:15

      Отвяньте уж со своими театрами и киностудиями. Давайте подумаем, от чего будет польза наибольшему количеству людей.

      • Анонимно
        29.04.2019 16:40

        От 20-этажных домов со стоянками вместо дворов с прекрасными видами из окна на соседний дом?

      • Анонимно
        30.04.2019 13:52

        Я кино не смотрю, в театр не хожу. Я против того, чтобы бюджетные деньги тратились на ЭТО!

    • Анонимно
      29.04.2019 22:02

      Точно, для киностудии самое то! Строить уже практически ничего не надо, только сделать внутреннюю начинку павильонов.

  • Анонимно
    29.04.2019 08:45

    Студенты молодцы! Умеют!..

  • Анонимно
    29.04.2019 08:58

    Профтехучилища там надо разместить современные . Чтобы заинтересовать молодежь рабочими профессиями . Работяг то катастрофически нахватает !!!

    • Анонимно
      29.04.2019 10:04

      Чтобы птушники на берегу Кабана курили, пьянствовали и жгли костры?

    • Анонимно
      29.04.2019 16:41

      Да, в этом что-то есть, современные училища нужны.

  • Анонимно
    29.04.2019 09:09

    Все идеи хорошие, и парк и выставка, но реально - наверняка будет плотная 22 этажная застройка и закатанные в асфальт дворы - парковки...

    • Анонимно
      29.04.2019 09:49

      тоже очень боюсь, что так и будет. Изначально так и думала, что ВИКО переносят, потому -что земля в центре города приглянулась под жилищный комплекс. Если все реализуют как написано в статье, то браво.

    • Анонимно
      29.04.2019 16:22

      Не в этом случае, проект привлек внимание общественности, теперь должно быть стоящее, например, реализуют один из проектов.

      • Анонимно
        29.04.2019 16:37

        интересное общественно пространство нужно сделать, но это на перспективу, как туристический и культурный проект. Станет как вднх в Москве со временем

    • Анонимно
      29.04.2019 16:30

      в статье говорят о конкретных планах, причем тут застройка в 22 этажа? Сами выдумываете проблемы

  • Анонимно
    29.04.2019 09:28

    Не первый раз вопрос поднимается. Сначала истеричное освоение федеральных средств на Казань эспо через псо. Под ворлдскиллз. И только потом мысли о судьбе Вико. Вико уже давно не окупается и несёт убытки. Если бы не ряд мероприятий, скидываемых и финансируемых из от бюджета то загнулась бы окончательно. Зачем м собирать на ней ещё сбитых летчиков типо kidspace или зарница. У них ни денег нет ни понимания о дальнейшем развитии. У людей тоже бюджет упал на затраты на зрелищные мероприятия. Учтите это . И не удивляйтесь когда потоки хилыми окажутся.

  • Анонимно
    29.04.2019 09:28

    Надо строить ипотечные дома для бюджетников по 25 этажей. Или мечеть. в этом районе мечетей нет. . это же ТАТАРстан.

    • Анонимно
      29.04.2019 16:42

      да не нужны эти мечети! воон по телеку вам все расскажут кого и как любить!

  • Анонимно
    29.04.2019 09:45

    объединить с институтом культуры

  • Анонимно
    29.04.2019 09:57

    А в итоге построят многоэтажные жилые дома...

    56

    • Анонимно
      29.04.2019 16:13

      не построят же, планы другие, прочтите статью...

      • Анонимно
        29.04.2019 16:49

        Пару недель назад писали о планах строить мечеть на "золотой" земле около чаши. Сегодня уже другие планы...

  • Анонимно
    29.04.2019 10:18

    Кто владелец земли?

  • Анонимно
    29.04.2019 10:26

    "Также на территорию, согласно техзаданию, переедет экспозиция многострадального музея национально-культурного центра «Казань» (сам НКЦ переоборудуют под национальную библиотеку)."

    Национальную Библиотеку тоже перенесите на ВИКО, чтобы все для детей и студентов находилось в одном месте. Там в библиотеку хотя бы транспорт ходит и студенты смогут на автобусе и троллейбусе доехать до библиотеки. Напротив есть Институт Культуры, на Даурской техникум и медколледж на Мавлютова, общежитие КФУ на Парина, а в НКЦ мертвая зона для студентов.

    • Анонимно
      29.04.2019 10:48

      Еще на территории ВИКО надо разместить техникум по рабочим профессиям, особенно слесари для заводов.

    • Анонимно
      29.04.2019 14:21

      Кстати, как раз тоже подумал, что музей туда надо, а не на Баумана. В НКЦ хорошо размещались, музей отличный.

      • Анонимно
        29.04.2019 16:31

        на Баумана тоже хорошее место для музея, как раз там туристы гуляют

  • Анонимно
    29.04.2019 10:59

    Да там многое что можно сделать. Общий концепт - культурно образовательный центр . Одна засада - на эту землю и аюпова и минкульт и Ивановны ( туризм) и музейщики и ворлдскиллз претендуют. Всем известно что межведомственного взаимодействия у нас нет и похоже не намечается. Разработать землеустроительные документы, проект, концепт, инфраструктуру ( газ, вода, свет и проч) сожрёт море денег. Потом когда все будет готово все опять пойдут просить денег у президента. Потенциалы участники солянки внутри концепта - или бюджетники или бизнес - неудачники . У всех денег нет. Инвестор реальный может впрячься только за землю ( если долгая отбивка) или за застройку ( инфраструктура). Выход один - либо выбивать под красивую картинку пока деньги у федералов либо отдать часть периметра под жилую застройку. Как было с иннополисом ( там хитрее немного). Ну не рынок же как в туре делать? С передачей азербайджанцам в управление.

  • Анонимно
    29.04.2019 11:18

    Какие-бы проекты не рисовали, какие-бы слова не говорили - там будет тупо построено многоэтажное жилье, которое везде будет называться "элитным".
    Причем, исходя из того, что там уже строится "Манхэттэн", ожидаем Бронкса, Бруклина, Квинс и пр.пр. на большее фантазии не хватит.
    Опыт использования близлежащих территорий - ипподрома и трамвайного депо на Газовой об этом свидетельствует.
    По-поводу территории ликвидированного трамвайного депо тоже много слов говорилось с использованием словосочетания "музей-техники" )))

    • Анонимно
      29.04.2019 13:23

      Мусульманский центр строить надо. и татарскую школу и Университет татарский.

  • Анонимно
    29.04.2019 11:40

    Надо построить ЖК Гарлем, как раз рядом с ЖК Манхеттен.

  • Анонимно
    29.04.2019 11:41

    Как обычно вырубят всю зелень, закатают всё в бетон и вырастут свечки-муравейники по бешеным ценам. Так? Я подсказку хорошую дал. Они наверное не знали об этом.

    • Анонимно
      29.04.2019 16:10

      К счастью, так уже давно не делают. Деревья наоборот стараются сохранить, а бетоном выстилают дорожки, чтобы по ним можно было нормально ходить в любую погоду.

    • Анонимно
      29.04.2019 16:32

      Вы статью хоть читали? Там большие планы, но никакие муравейники строить не собираются

  • Panda
    29.04.2019 11:42

    Концертный зал там построить было бы хорошо

  • Анонимно
    29.04.2019 11:58

    Да, хорошее название: жилой комплекс "Музей".

  • Анонимно
    29.04.2019 12:28

    а вот что же будет в Кировском районе - в Адмиралтейской слободе - показывали домик-музей... то же и на ВИКО... будут домики...

    • Анонимно
      29.04.2019 12:38

      Не домики а гигантские бетонные гетто человейники. Дышать скоро нечем будет, один бетон, без деревьев и толпы машин.

      • Анонимно
        29.04.2019 16:34

        Такая ситуация в любом крупном городе. Вам тогда жить нужно где-то в деревне

    • Анонимно
      29.04.2019 14:18

      Адмиралтейка новый жилой сектор тоже должна была быть включена по плану. ВИКО немного другое, новые дома, правда, рядом уже есть.

  • Анонимно
    29.04.2019 14:22

    Вот приедет к нам Шумахер и покажет шахер-махер.

  • Анонимно
    29.04.2019 17:18

    Постройте Иннополис-2 !

  • Анонимно
    29.04.2019 19:18

    Зачем все это? Это треть бюджета казани. Оплатите людям узи и мрт лучше. Или школы постройте. Или пенсионерам выплатите, они деньги потратят в казани а не в сша, местный бизнес что то заработает

  • Анонимно
    29.04.2019 19:31

    Культурный центр для института культуры

  • Анонимно
    30.04.2019 00:42

    Поддерживаю идею Волжской киностудии! На подходе Фишман с мужем. Они сделают стоящее дело и воплотят идею в жизнь!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль