Культура 
23.05.2019

«Они не могут трудоустроиться и в бутиках продавцами работают!»

Ирада Аюпова и Разиль Валеев анонсировали создание концепции развития музыкального искусства Татарстана

О новом важном для культурной жизни республики документе рассказали вчера в Госсовете РТ: представительная рабочая группа занимается концепцией развития музыкального искусства. О том, каковы ее главные направления, когда ждать создания национального музыкального театра и чему татарам, по версии Рашида Калимуллина, стоит поучиться у башкир и марийцев, — в материале «БИЗНЕС Online».

В Госсовете анонсировали создание концепции развития музыкального искусства в Республике Татарстан В Госсовете анонсировали создание концепции развития музыкального искусства в Республике Татарстан Фото: gossov.tatarstan.ru

«ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ЦЕЛЬ — СОХРАНИТЬ НАШ ЯЗЫК, ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ»

«Музыка, наравне с языком, играет важнейшую роль в сохранении нации», — такими словами накануне анонсировал создание концепции развития музыкального искусства в Татарстане председатель комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета РТ Разиль Валеев.   

«Нам и от знатоков музыки, и от артистов, и от музыкантов, и от обычных зрителей приходит очень много обращений: в каком состоянии сегодня наше музыкальное искусство, с какими проблемами оно сталкивается, что нужно делать? В поисках ответов на эти вопросы мы пришли к решению о необходимости принятия республиканской концепции», — пояснял Валеев на вчерашней пресс-конференции в республиканском парламенте. По его словам, в перспективе это должна быть госпрограмма («по аналогии с программой по развитию и сохранению языков»). «Первостепенная цель — сохранить наш язык, традиции и обычаи. Мы говорим, что если не сможем сохранить язык, то не будет и народа. Но если нам не удастся сохранить музыку, песни и моң, музыкальное искусство, то народ также сохранить не удастся. Но по языкам у нас есть закон, мы его приняли одними из первых в 1992 году — тогда у нас даже Конституции еще не было. И по музыке в будущем, пусть не до закона, но до госпрограммы мы, надеюсь, дойдем», — отметил поэт и депутат.

Вообще, тему создания подобного документа в Госсовете поднимали еще год назад. В результате была сформирована рабочая группа, куда вошли и депутаты, и представители минкульта РТ, и Казанской консерватории. «И Рашид Калимуллин помог — он один из инициаторов этой концепции. Сделали проект концепции, которую помог составить Вадим Дулат-Алеев. Наконец, проект концепции готов», — сообщил Валеев, поблагодарив профильного министра Ираду Аюпову за поддержку. Правда, журналистам эту концепцию пока не показали.

По словам Ирады Аюповой, в основу концепции заложено три основных направления: система музыкального образования, научное исследование музыкальной культуры и система подготовки национальных кадров По словам Ирады Аюповой, в основу концепции заложено три основных направления: система музыкального образования, научное исследование музыкальной культуры и система подготовки национальных кадров Фото: gossov.tatarstan.ru

«У НАС В СВОЕ ВРЕМЯ БЫЛА КАЗАНСКАЯ ФАБРИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ…»

Министр культуры Татарстана презентовала журналистам концепцию  — по словам Аюповой, в ее основу заложено три основных направления: система музыкального образования, научное исследование музыкальной культуры и система подготовки национальных кадров. При этом она отметила, что концепция должна была быть принята постановлением кабмина, но ее решили апробировать, отшлифовать на уровне приказа минкульта.

Что касается первого направления, то, как пояснила министр, музыкальные школы первыми открывают двери к музыкальному искусству для юных талантов, поэтому в данной концепции акцент ставится на адаптации системы музыкального образования к национальной музыкальной культуре. Сегодня же мы пользуемся федеральными стандартами и требованиями в образовании, где меньше всего отражены такие моменты. «Национальная культура, национальное искусство имеет свою историю, корни и особенности. И мы об этом сегодня не боимся заявлять. Система преподавания национальной культуры, система трансляции национального искусства из поколения в поколение имеет свои особенности», — отметила Аюпова.

Вторую составляющую концепции министр культуры РТ обосновала тем, что без научных исследований системная работа по организации музыкального образования невозможна: «Сюда же входят глубинные, многовековые исследования: какой была музыкальная культура 7–8 веков назад? Мы про это почти ничего не знаем. Записей этих произведений нет, воспроизвести их невозможно, но хотя бы какую-то описательную часть из воспоминаний путешественников, документов можно было бы исследовать и получить».

«Кроме музыкальной составляющей, есть еще вопрос по народным инструментам, — отметила министр. — Сегодня у нас и ансамбль „Казан нуры“ есть, и в консерватории ведется работа, и небольшие народные коллективы, но полная палитра традиционных для нашей культуры инструментов на сегодняшний день в наших оркестрах и ансамблях не отражена. Поэтому реконструкция этих музыкальных инструментов — целое направление исследования, первые шаги которой в рамках этой концепции будут сделаны».

Аюпова напомнила, что одно из ключевых направлений национального проекта «Культура России» — обеспечение музыкальных школ инструментами: «Это, по своей природе, возрождение на территории страны производства музыкальных инструментов». При этом министр культуры отметила, что инициативу эту на себя вполне мог бы взять Татарстан, поскольку изготовление музыкальных инструментов «имеет перспективу с точки зрения промышленного потенциала»: «Вы все помните, что у нас в свое время была Казанская фабрика музыкальных инструментов, которая перешла потом в фирму „Карпентер“, которая ушла фактически в производство окон и дверей. Это была большая культура, большая традиция. У нас есть вопрос сегодня, как ремонтировать даже наши тальянки…»

Что касается третьего направления концепции, то оно направлено на то, чтобы создать в музыкальном искусстве максимально комфортные условия для того, чтобы выпускники музыкальных учебных заведений могли реализовываться на территории республики. А большим подспорьем в этом деле мог бы стать музыкальный театр. «Я надеюсь, что вопрос музыкального театра у нас тоже будет реализован… Мы должны двигаться в этом направлении — и с точки зрения создания новых национальных академических произведений высокого уровня, и в том числе создавая условия для реализации исполнительского творческого потенциала. Буквально на прошлой неделе состоялась премьера „Минем Такташ“ Ильяса Камала в Тинчуринском», — напомнила Аюпова.

Вадим Дулат-Алеев к 100-летию образования ТАССР готовит запуск музыкально-информационного портала «Век татарской музыки — Татарстан аһәңнәре» Вадим Дулат-Алеев к 100-летию образования ТАССР готовит запуск музыкально-информационного портала «Век татарской музыки — Татарстан аһәңнәре» Фото: gossov.tatarstan.ru

«ЭТО БУДЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПАРК ТАТАРСТАНА В ИНТЕРНЕТ»

Говорили на встрече с журналистами и о еще одной важной истории — о формировании образовательной онлайн-платформы, музыкально-информационного портала «Век татарской музыки — Татарстан аһәңнәре», запуск которого готовится к 100-летию образования ТАССР. «Это будет музыкальный парк Татарстана в интернете», — отметил завкафедрой истории музыки Казанской консерватории, профессор и один из авторов концепции Дулат-Алеев. Уже после пресс-конференции он раскрыл «БИЗНЕС Online» некоторые подробности проекта.

— Сайт — это не часть концепции развития музыкального искусства, это совершенно отдельный проект. Но начну немного сначала, чтобы расставить точки над i, чтобы было понятно, о чем идет речь. Существует проблема отображения татарской музыкальной культуры, и вообще музыкальной культуры Республики Татарстан в интернете. И на данный момент нет ни единого такого ресурса, который позволял бы объединить все направления, разные исторические этапы, получить полную картину о том, что такое татарская музыка, что такое современная музыкальная жизнь Татарстана. Вот для того, чтобы этот вопрос решить, мной был предложен проект создания музыкально-информационного портала. Тут спасибо за поддержку руководству республики, которое одобрило проект. Более того, он был включен в перечень мероприятий к 100-летию ТАССР. Соответственно, мы его к следующему году, к юбилею, должны открыть. Собственно, в 2020-м он и откроется как музыкально-информационный портал под названием «Век татарской музыки» — «Татарстан аһәңнәре».

— Но вряд ли мы можем этот проект рассматривать, так или иначе, вне принимаемой концепции…

— Поскольку здесь последний год велась активная работа над созданием концепции музыкального искусства в Республике Татарстан, то она должна охватить и вопрос с продвижением музыкального искусства. Причем продвижения в сети интернет. 

При этом сам по себе портал будет решать задачи продвижения в информационном пространстве татарской музыки и музыкальной культуры Татарстана. Потому что он будет содержать множество информативных материалов, связанных как с историей, так и с современностью. Практически там будут представлены все основные элементы инфраструктуры нашей музыкальной культуры. Как концертные площадки, так и коллективы, персоналии, очерки о различных этапах развития татарской музыки, классической музыки, альтернативной и т. д. 

Зашел на сайт — и получил представление о том, что такое музыкальная культура Татарстана и что такое татарская музыка. Эта первая задача, которую сайт будет решать. Но мы сейчас предложили развить этот проект. Потому что, чтобы сайт жил дальше, чтобы он развивался, мы предложили включить в этот портал образовательный модуль. Либо внутри сайта, либо как-то связать с ним все, что касается изучения татарской музыки. И сделать такую своеобразную, может быть, музыкальную школу онлайн, посвященную уже изучению не только татарской музыке, но и размещать на этой же платформе курсы, связанные с музыкальной культурой народов Татарстана.

На пресс-конференции был задан вопрос: будут ли учитываться другие народы? Да, будут, конечно. Тут самое главное выработать принцип. Мы будем работать на примере татарской музыки. Так как нет больше центров притяжения в татарской музыке за пределами нашей республики. Поэтому начнем с этого. Это наше будущее, и наше будущее пока имеет характер проекта. Хотя как это реализовать — достаточно понятно. Кроме того, есть поддержка, по крайней мере положительная реакция, от министра культуры РТ Ирады Хафизяновны, которая очень хорошо поддерживает проекты, связанные с вопросами современного развития. Поэтому есть надежда, что это осуществится.

— Когда ждать запуска портала?

— Портал откроется, как я уже сказал, в 2020 году и будет дорабатываться дальше, уже в более своем многофункциональном качестве. Над сайтом работает большой коллектив специалистов в области традиционной музыки, современной музыки. 

Рашид Калимуллин обратил внимание на проблему трудоустройства выпускников консерватории Рашид Калимуллин обратил внимание на проблему трудоустройства выпускников консерватории Фото: gossov.tatarstan.ru

«НУЖЕН МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР: И НИЗЫ ХОТЯТ, И ВЕРХИ МОГУТ»

На пресс-конференции председатель союза композиторов Татарстана Рашид Калимуллин также обратил внимание на проблему трудоустройства выпускников консерватории: «Он не могут трудоустроиться и в бутиках продавцами работают! А в сфере культуры не хватает администраторов, которые могли бы организовать концерты, не хватает дизайнеров, других специалистов. Это тоже очень важно». «Чтобы в бутиках не работали, нужно решить вопрос с музыкальным театром. Бутики — это хорошо, но…» — поддержал его Валеев. «Для торговли это хорошо, а для музыки — не очень», — откликнулся Калимуллин. «Только что прошла премьера спектакля „Мой Такташ“. Я разговаривал после спектакля с директором Тинчуринского театра, он тоже очень заинтересован. Я ему предложил: пять спектаклей у нас уже есть, давайте прокручивать их постоянно в течение года или оформим в какой-нибудь фестиваль. Он одобрил эту идею. Нужен музыкальный театр: и низы хотят, и верхи могут», — продолжил глава союза композиторов РТ.

Аюпова, в свою очередь, ответила, что по музыкальному театру сейчас стоит два вопроса. Первый — по площадке: «Без площадки мы не можем открыть театр». Второй — репертуар: «У нас на сегодня есть пять спектаклей, для полноценного репертуара этого недостаточно. Сначала должна назреть масса, потом уже мы поднимем отдельно этот вопрос».

Журналисты затронули проблему татарских либретистов — их просто не хватает. «У нас в республике один-единственный оперный театр, если от него нет запроса на национальные оперы, для кого поэты будут писать либретто? Нужна заявка, заказ. Ренату Харису есть зарос, он пишет. Если бы и другим поэтам поступал такой же запрос, они бы тоже писали», — ответил на это депутат и поэт Валеев.

Калимуллин продолжил и животрепещущий вопрос о музыкальных инструментах: «Эта проблема на сегодня реально большая, но нельзя сказать, что не решаемая, потому что у нас в республике база хорошая и ресурсы есть, что очень важно. Все начинается с музыкальной школы, заканчивается колледжем и консерваторией. Все-таки нужно один из колледжей сделать базовым. В Альметьевске». Выбор этот он объяснил близостью нефтяной столицы Татарстана к Башкортостану: «Там дела обстоят гораздо лучше. Мы ближе к Москве и были более подвержены влиянию европеизации в музыкальной культуре… В Башкортостане есть и факультет, и кафедры при учебных заведениях, при филармонии есть национальный оркестр, который отметил свое 15-летие, там производят музыкальные инструменты. Альметьевск гораздо ближе к Уфе, и педагоги могли бы приезжать, консультировать. Мастера, которые производят инструменты, могли бы приехать, помочь создать базу».

Калимуллин также рассказал о готовности композиторов из тюркских стран оказать методическую поддержку по написанию музыки для национальных инструментов. «Например, в Казахстане все это дело поставлено очень хорошо. Можно отправить наших композиторов и мастеров, которые изготавливают инструменты, к ним на стажировку», — добавил он. Говоря про Казахстан, председатель союза композиторов РТ напомнил, что казахи на раскопках нашли инструмент и сразу определили, что это татарский кыл-кубыз: «И они его даже изготовили! И он у меня сейчас есть. Это первый татарский кыл-кубыз. Они даже советовались со мной по дизайну. Начало есть! Они мне даже прислали видео записи, как они на этом инструменте исполняют татарские народные мелодии. Потрясающе!» 

Но, как оказалось в этом деле, мы отстаем не только от башкир, но и от других наших соседей — марийцев, чувашей и удмуртов. «Самая плохая ситуация по развитию национальных музыкальных инструментов именно у татар. В Марий Эл есть татарин, который изготавливает гусли. Почему именно там появился татарин, который изготавливает гусли? Потому что именно там эти дела обстоят гораздо лучше. И для того, чтобы мы научились изготавливать татарские гусли, мы должны ехать в Марий Эл и учиться у них. В Чебоксары мы должны поехать учиться чему-то другому. В Башкортостане мы должны поехать учиться, как изготавливать курай. А то у нас народ смеется, что у нас даже курай из лыжной палки», — грустно заключает Калимуллин. 

Журналисты подняли вопрос о проблеме татарских либретистов — их просто не хватает Журналисты подняли вопрос о проблеме татарских либретистов — их просто не хватает Фото: gossov.tatarstan.ru

«ДОЛЖНО БЫТЬ УДЕЛЕНО ВНИМАНИЕ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ, НО НЕ КАК МЕСТЕЧКОВОЙ»

«БИЗНЕС Online» предложил экспертам высказать свою точку зрения о концепции музыкальной культуры в РТ.

Нияз Игламов — театральный критик:

— Мне кажется, нужно давать максимальную возможность творчески реализовываться местным композиторам, музыкантам, голосам. Чтобы у них была работа. Все это сделать очень просто, на самом деле. Сделать все, чтобы у молодых людей из мира музыки, казанских и татарстанских, была возможность работать здесь, а не уезжать куда-то. Потому что многие уезжают за творческими импульсами, а не за деньгами. А как это сделать? Тут масса всего — в том числе развитием музыкального театрального дела, музыкальной театральной культуры. Потому что, каким бы ни был театр оперы и балета, он на сегодняшний день не закрывает собой все позиции. Хорошо, что есть энтузиасты вроде фонда Sforzando и Данияра Соколова, но нужна ведь постоянная государственная поддержка. А зритель в Казани должен иметь возможность знакомиться с новыми операми.

Скажем, недавний свияжский опыт, когда труппа Данияра Соколова и группа «Живого города» получили «Золотую маску» за оперу Александра Маноцкова «Страшно место, или Сны Иакова»: это очень интересно и важнее, чем просто какие-то истории для буржуазной консервативной публики. Она, разумеется, тоже должна присутствовать и ей тоже нужно, чтобы было красиво, богато. Но ведь еще и важно, чтобы развивалось действительно то, что сегодня в тренде, то, что сегодня находится в актуальном разрезе музыкальной мировой культуры. И, на мой взгляд, в первую очередь внимание должно быть уделено татарской музыкальной культуре, но не как местечковой, а как части мировой культуры.

Зиля Сунгатуллина — заведующая кафедрой вокального искусства Казанской консерватории, народная артистка России:

— Отвечу общими словами: здесь важно опять же общее развитие, общая культура, воспитание. Необходимо регулировать то, что показывают детям по телевизору. Разумеется, здесь речь идет и о правильной музыке, о музыкальных передачах. Все это имеет очень большое значение. Из-за той чуши, которую слушают дети сейчас, они дезориентированы. Поскольку занимаюсь фестивалем «Созвездие», я вижу, как конкурсанты отличаются от обычных ребят. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (57) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.05.2019 09:43

Что мешает сделать так, чтобы на сцене театра оперы и балета всегда в репертуаре были балеты "Шурале" и "Водяная", оперы "Джалиль", "Любовь поэта", "Крик кукушки", та же "Сююмбике"? Будут на них ходить массово люди, тогда появится у них потребность чего-то нового, тогда можно новые оперы и балеты создавать!

  • Анонимно
    23.05.2019 08:47

    Очень красивая и умная наш министр культуры ! Желаю успехов !

    • Анонимно
      23.05.2019 12:00

      Она не имеет никакого отношения к концепции, ее разработали ещё при старом министре, когда в Минкульте ещё работали профессионалы. Сегодня всех разогнали, остались одни менеджеры без образования и понимания, абсолютный бардак и кадровый голод. Хорошо прикрываться идеями и наработками предшественников. Но сколько это может продолжаться? Сколько можно пускать пыль в глаза...

      • Анонимно
        23.05.2019 12:30

        12.00. Это же хорошо, когда имеется преемственность.

      • Что-то я особо не вижу результатов работы "профессионалов при старом министре". Похоже, что они настолько профессионалы, что теперь имеют уйму свободного времени, чтобы строчить самовосхваляющие анонимные комменты.

      • Анонимно
        23.05.2019 21:43

        Наверное пока Президент не вникнет в детали происходящего.

    • Анонимно
      23.05.2019 12:38

      Один националистический компонент обсуждается. Не национальный уже, а именно националистический. Это неизбежно вытекает из того, что в многонациональной республике только про одну национальность все время говорят.. Даже день родного языка, никто не вспомнил про то, что в республике и другие языки есть

      • Анонимно
        23.05.2019 15:12

        12.38. Многонациональность РФ обеспечивает Москва со своим ФГОС. Все вопросы к Москве.

      • Анонимно
        23.05.2019 16:06

        Более двадцати лет Разиль радеет за татарскую культуру, может ничего не нужно, а то только хуже становится!

  • Анонимно
    23.05.2019 09:04

    Одни и те же лица! Здорово! Можно поменять концепцию, но не чтя своих традиций, получится что-то совсем новое, необычное для Татарстана искусство.

  • Анонимно
    23.05.2019 09:05

    Все эти разговоры так разговорами и останутся, но ни в коем случае нельзя в угоду горе-реформаторам разрушить базовое музыкальное образование на уровне муз.школ. Российские стандарты повторяют Советские, благодаря которым Россия стала значимой музыкально страной. Замените классику местечковыми напевами - и мы скатимся на уровень курая, бишпланки и бубна. А насчет обучения композиторов в Казахстане и др. странах - так Татарский Союз Композиторов один из крупнейших в стране, а обучение сведется к вояжам руководителей с дегустацией местных деликатесов.

    • Анонимно
      23.05.2019 11:41

      9.05. Никто не предлагает реформы, речь о программе совершенствования и развития.

    • Анонимно
      24.05.2019 10:47

      Российские стандарты формировались при тоталитарном режиме. Национальные культуры не русских народов подвергались дискриминации, поэтому сравнивать уровни их развития нет смысла. Это не корректно.

  • Анонимно
    23.05.2019 09:27

    Татарам надо вернуть всё своё забытое татарское.

    • Анонимно
      23.05.2019 11:43

      9.27. Очень правильно поднят вопрос о восстановлении татарской музыке золотоордынского периода (7-8 веков назад).

    • Анонимно
      23.05.2019 11:45

      В З. Орде были распространены струнные муз. инструменты.

    • Анонимно
      23.05.2019 11:48

      По восстановлению муз. инструментов ордынского периода большую работу провёл знаменитый специалист Макаров (из крещённых татар).
      В этом направлении успешно работает и ансамбль Айдара Файзрахманова.

    • Анонимно
      23.05.2019 11:49

      Нужно тесное сотрудничество с Казахстаном.

    • Анонимно
      23.05.2019 11:51

      Татарская музыка должна развиваться в русле общетюркской культуры, а то совсем оевропеизируемся.

    • Анонимно
      27.05.2019 23:44

      да что ж татары такие - все всегда забывают, надо все всегда вспоминать и возвращать. и никто не задумывается, что то забытое это не настоящее, а прошлое. что и сейчас много музыки с элементами национального колорита. что музыка это не что то неизменное - это постоянное развитие, прогресс, без всего этого так и будем перепевать классиков и топтаться на месте и вся эта жеваная пережеваная жвачка не будет никого из зрителей - потребителей музыки, интересовать. молодежь всегда тянется к новому и чтобы вы ей не навязывали, они будут создавать своих кумиров, которые на их волне, старшее поколение никогда не будет этого понимать - в силу возраста. так всегда было и всегда будет, даже если человеку 30 лет, он не поймет тех, кому 20, не потому что у 20 летних плохая музыка, а потому что это музыка их социума с их проблемами, переживаниями и эмоциями. у 30 летних другие приоритеты, другие проблемы и заботы.

  • Анонимно
    23.05.2019 09:43

    Что мешает сделать так, чтобы на сцене театра оперы и балета всегда в репертуаре были балеты "Шурале" и "Водяная", оперы "Джалиль", "Любовь поэта", "Крик кукушки", та же "Сююмбике"? Будут на них ходить массово люди, тогда появится у них потребность чего-то нового, тогда можно новые оперы и балеты создавать!

    • Анонимно
      28.05.2019 00:13

      вот до вас никто не додумался. наверное потому, что не будут ходить на то, что уже смотрено-пересмотрено
      да и режиссеры не хотят ходить по одной и той же дорожке вытаптывая ее в канаву. вы не поверите, но театр тоже растет и развивается, ищет новые формы, новые пьесы ставятся. на сценарии молодых авторов, которые раскрывают современный мир на сцене, ища новые грани, преломления.
      а по вашему - разнарядка такая - из года в год ставите вот этот список, и чтобы было все как всегда, никаких вольностей. вот сценарий 1973 года, по нему и ставьте. так современно, так отвечает веяниям времени. и современное не значит - вычурно модное, непонятное и эпотажное, а развитие на сцене современной реальности. поиск новых идей, работа с молодыми актерами, авторами, композиторами.
      или все балеты, которые вы выдаете за эталон классики были всегда? они же тоже когда то появились. и тоже были прогрессивными в свое время, не тем, что делали раньше и так же как вы сейчас реагируете, воспринималось в штыки традиоциналистами, и только потом стало классикой. так не мешайте людям создавать новую классику и это не плохо, это развитие и эволюция. без этого не было бы и балета Шурале, оперы Джалиль. просто никто бы их и не пытался ставить, если бы тогда тоже ставили бы только классику для того времени

  • Анонимно
    23.05.2019 09:52

    Если все будут только петь и танцевать, то кто будет работать?

    • Анонимно
      23.05.2019 11:52

      9.52. Петь и танцевать - тяжёлая работа.

      • Анонимно
        23.05.2019 13:48

        но отношение-то к человеку другое
        ты можешь напрягаться на стройке, возиться постоянно в грязи и ловить на себе надменные взгляды начальства, прохожих, детей, собак
        а можешь в чистеньком напрягаться на сцене, ловить восхищенные взгляды. да ещё убивать двух зайцев - не просто деньги зарабатываешь, но и саморазвиваешься, самореализуешься таким образом. значит не будет душевных мук о "зря прожитых годах", жизнь будет более гармоничной

  • Анонимно
    23.05.2019 10:25

    Интересно, что случится раньше: переименование должности министра в начальника областного управления культуры (как оно и есть на самом деле), сброс балласта татароязычных сми с расходных статей регионального бюджета (за ненадобностью, нерентабельностью и отсутствием аудитории) или установка памятника Валееву как последнему из могикан, не желавших верить в то, что массовой татароязычной культуры вне тщательно пестуемого на нефтяные деньги заповедника вообще не существует?

    • Анонимно
      23.05.2019 11:56

      10.23. Реализацией вашей мечты активно занимается Путин. Дружбу во всём мире он уже установил, теперь взялся за внут. политику.

  • Анонимно
    23.05.2019 10:26

    Валиев уйди уже с комитета по языкам!!!

  • Аглиуллина
    23.05.2019 11:19

    Здорово! Очень ждем дальнейшего развития культуры!

  • Анонимно
    23.05.2019 11:36

    Это попытка получить дополнительное финансирование по линии минкульта, и так сказать при невозможности остановить процесс околхозивания национальной культуры, возглавить его. Не получится, баям плевать, они детей учат от Лондона до Швейцарии.

  • Анонимно
    23.05.2019 11:46

    Создание концепции развития музыкальной культуры по трём ключевым направлениям не поможет решить проблему без развития культуры народа - Зиля Даяновна абсолютно права. Да, татарская музыкальная культура - составная часть мировой, но мало кто об этом знает и интересуется. Создать из «мозаичной картины единый образ» возможно только при сохранении и развитии истоков национальной культуры - у нас нет самого доступного Мемориального музыкального центра, где могли бы разместить экспозицию Инструментов и представить этапы развития национальной музыкальной культуры, там и научные исследования, и работа с подобными зарубежными центрами, обмен информацией.., у нас есть великое наследие - имена артистов, композиторов, поэтов пока нет необходимости перечислять, они сохранились в памяти народной, но есть тенденция забыть - вот и весь «расклад». - забывая истоки, как можно двигаться вперёд- об уровне развития музыкальной культуры говорят рейтинги БГ - хаотичность и отсутствие системы

    • Анонимно
      23.05.2019 15:52

      Да, татарская музыкальная культура - составная часть мировой, но мало кто об этом знает

      второй час ржу с вашего комментария)))

  • Анонимно
    23.05.2019 11:57

    Валиев татарский язык загубил, теперь взялся за культуру.

    • Анонимно
      23.05.2019 12:35

      Р. Валиев не смог заменить в Госсовете Т. Миннуллина, к большому сожалению.

  • Анонимно
    23.05.2019 11:59

    Древнетюркская музыкальная культура перенята из Китая. Надо больше теоретической и практической работы в этом направлении вести с Китаем.

  • Анонимно
    23.05.2019 12:00

    В Тюркский каганат музыкантов приглашали из Китая, особенно певиц.

  • Анонимно
    23.05.2019 12:01

    Китайская и татарская музыка имеют единую основу - пентатоника.

    • Анонимно
      23.05.2019 15:11

      Можно послушать Моцарта в пентатонике - интересно же. Стоит набрать в строке поиска
      "Луппов Если бы Моцарт жил в Казани". А вообще-то это "Турецкое рондо" Моцарта.

      • Анонимно
        23.05.2019 15:42

        15.11. Нам татарам Моцарт не указ.

        • Анонимно
          23.05.2019 17:04

          15:42
          Аналогично и татары никого НЕ заставят слушать ИХ музыку. Мы будем слушать Моцарта.

  • Анонимно
    23.05.2019 12:02

    Используя связи Аюповой можно усилить сотрудничество с Азербайджаном.

  • Анонимно
    23.05.2019 12:05

    Музыка чуваш, кряшен, башкир РТ должна развиваться на общетюркской основе.

  • Анонимно
    23.05.2019 12:06

    Будет продолжена слияние татарской и башкирской музыки.

  • Анонимно
    23.05.2019 13:01

    Татарлар алга!

  • Анонимно
    23.05.2019 13:41

    Тарих исбатлаганча татар халкын Ислам,татар Теле һәм татар Моңы саклап калган.Музыка һәм мәдәният өлкәсендә алга таба хәрәкәт барлыкка килүе яхшы күренеш.Әммә 2019 елда ук Татар Университеты ачылмаса татар халкының үсеше китек булачак.Без татар моңына нигезләнеп көчле музыкаль әсәрләр иҗат итү өстенә,Татар Университетында иң сәләтле татарлар ТТатар телендә фәнни хезмәтләр һәм ачышлар ясаганда гына зур Милләт була алачакбыз!

    • Анонимно
      23.05.2019 15:17

      13.41. Дөрес әйтәсез.
      Ислам турында әйткәндә ислам байрагы астындагы ТАТАР МИЛЛИ МӘГАРИФ СИСТЕМАСЫН күздә тоту кирәк.

      Милли мәгарифтән башка милләт юк.

    • Анонимно
      23.05.2019 15:38

      Килешәм. Тик Исламт турында гына түгел. Исламга милләт кирәкми! Кавемнәр турында әйткәндә ул мөселанлыкны гына күздә тота. Хәзерге Ислам бигрәк тә татар мәдәнияте ягында түгел. Ул чит мәдәният булып кала.

  • Анонимно
    23.05.2019 16:19

    Нации без своего Университета не бывает. А мы татары, нация? Если нация, то всё должно быть на своём месте.

    • Анонимно
      23.05.2019 17:07

      Дык, вы песТни и пляски собрались восстанавливать в Университете? Скажу вам, это будет очень специфический "университет".

  • Анонимно
    23.05.2019 20:35

    Надо заниматься производством, а петь и танцевать это я и сам могу, без всяких театров. Этот Валеев, какой-то не рациональный, а непонятный. Что ему скажут делать о том и начинает петь арии.

    Народ нищенствует! Оторви ты голову от текста песни и оглянись - люди на краю. Они скоро начнут работать на еду и жилье. А вам театры и памятники нужны.

    • Анонимно
      28.05.2019 00:35

      бывал я в деревнях, где народ пашет. делает свое дело и не ноет и ничего - богато живут, иномарки, весь комплект бытовой техники, большие дома и не воруют, а именно работают. кто на выпечке, кто на молочке, кто на сельхоз технике

  • Анонимно
    23.05.2019 21:56

    Я так предполагаю имхо, началась обкатка возможных претендентов на должность ректора Казанской консерватории. И понятно, на что будут " педалировать" при решении данного вопроса с Президентом.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль