Культура 
24.08.2019

«Выросло поколение молодежи, которая с пеленок не слушала Салавата и никогда не будет»

Новая волна татарского театра: куда она ведет? Что думают художники — лидеры поколения, их оппоненты и даже комментаторы «БИЗНЕС Online»

Смелые эксперименты молодых татарских театральных деятелей все чаще вызывают ожесточенные дискуссии на тему допустимого и недопустимого в национальном театре. Ярким примером таких споров стала реакция на новую работу «Дэрдменд» Туфана Имамутдинова и Нурбека Батуллы в ГСИ, премьера которой состоялась на этой неделе. «БИЗНЕС Online» решил дать слово самим участникам дискуссий. Так существует ли новая волна в татарском театре?

Ярким примером дискуссии на тему допустимого и недопустимого в национальном театре стала реакция на новую работу «Дэрдменд» Туфана Имамутдинова и Нурбека Батуллы Ярким примером дискуссии на тему допустимого и недопустимого в национальном театре стала реакция на новую работу «Дэрдменд» Туфана Имамутдинова и Нурбека Батуллы в ГСИ

«ТЕ, КТО ПРИШЕЛ ТУДА, ВООБЩЕ НОРМАЛЬНЫЕ?»

«Мне кажется, их надо положить в больницу и лечить голову, пока окончательно не съехала крыша», «Те, кто пришел туда, вообще нормальные? Вроде бы там и аксакалы были», «Тут городской креатив. Такой шедевр нам всем не понять. Только что подруга из Европы приехала, увидела их, быстро диагноз поставила, без медобразования. Вот так мы все, оказывается, отсталые», — это не комментарии из «Твиттера», к примеру, противников недавних митингов, согласованных и несогласованных, в Москве. Речь о комментариях читателей «БИЗНЕС Online» к материалу о состоявшейся на неделе премьеры импровизации «Дэрдменд» от творческого объединения «Әлиф». Танцы окровавленного лауреата «Золотой маски» Нурбека Батуллы шокировали часть публики, правда, в основном той, которая судит по спектаклю лишь по фото и видео.

Эта работа вновь подняла дискуссию о том, что из себя представляет новая волна татарского театра, все более заявляющая о себе. Кто-то восторгается работами, которые делаются, к примеру, творческими объединениями «Әлиф» или «Калеб», кто-то, напротив, уверен, что этих спектаклей не должно быть, ну и тем более они не могут создаваться на государственные деньги.

Танцы окровавленного лауреата «Золотой маски» Нурбека Батуллы шокировали часть публики Танцы окровавленного лауреата «Золотой маски» Нурбека Батуллы шокировали часть публики

Незадолго до премьеры «Дэрдменда» «БИЗНЕС Online» записал монологи художников, отвечающих за новую волну, их оппонентов и других профессионалов театрального дела Татарстана.

«В ЛЮБОМ ТЕАТРЕ ЭКСПЕРИМЕНТ ОБРЕЧЕН НА СПОРЫ, ИНАЧЕ ЭТО НЕ ЭКСПЕРИМЕНТ»

Нияз Игламов — театральный критик Нияз Игламов театральный критик
— О том, что формируется молодая новая волна в татарском национальном театре, можно твердо утверждать. Она представлена очень разными людьми с разными индивидуальными целями и задачами. Это такие личности, например, как Данияр Соколов и Нурбек Батулла, как Ильгиз Зайниев и Амина Миндиярова — все очень разные люди. И говорить об общей температуре, целях и задачах я не могу. Любое поколенческое изменение возникает тогда, когда появляется новый зритель. Приходит тот, кого по тем или иным причинам перестает устраивать традиционное искусство — оно не дает ему ответов на какие-то вопросы или не ставит перед ним некоторые важные проблемы, чтобы человек сам на них ответил. Иногда это все сочетается, существует в условиях синтеза. В данном смысле показателен пример театра имени Камала, куда ходит очень много молодежи, которая одновременно интересуется поисковыми проектами — современной оперой «Минем Такташ» или танцевальными практиками Туфана и Нурбека. Это синтез, тут нет такого чистого.

Новая волна формируется по стечению обстоятельств, театр, в сравнении с прошлым десятилетием, в жизни татар начинает играть бо́льшую роль, значительную. Выросло поколение молодой татарской интеллигенции, которая с пеленок не слушала Салавата и никогда не будет, но при этом они татары, у них очень четкая национальная идентификация, многие из них прекрасно говорят на татарском языке. То есть подобное не связано с каким-то манкуртизмом, это внутри самого татарского движения появляется — и выкристаллизовывается интеллигенция. Так уже было, мы подобное проходили — в 1960-е годы, например, когда возникло поколение Равиля Файзуллина, Мударриса Аглямова. Каждые два десятилетия дают свою волну национальной интеллигенции. Если раньше село питало интеллигенцией город, то сегодня все ровно наоборот. Село себя исчерпало. Это не значит, что оттуда никто не может появиться, просто оно сейчас не является монополистом на сохранение родной культуры. И подобное уже мало-помалу начинает понимать руководство республики и все остальное культурное сообщество.

Например, Йолдыз Миннуллина, которая совершает определенную революционную новацию в татарском языке, в татарском стихосложении, при этом в ее творчестве вы не найдете родников и соловьев… У нее есть адресат — люди, для которых она пишет. И, по-моему, сегодня как раз идет такой сдвиг. Конечно, он перемещается неровно, естественно, во всем этом процессе очень много дилентантизма, но дилетанты — очень большие трудяги и энтузиасты, и отсутствие профессиональных навыков они компенсируют своей искренностью и воодушевленностью, верой в свои силы, проекты. Сегодня театр — это такой сообщающийся сосуд, и одно не может существовать без другого — и новаторство возможно, и есть четкие границы классики, когда ты понимаешь, где у тебя эксперимент, то есть она нужна для него. С другой стороны, эксперимент все равно подпитывает классическую сцену, прививает ей какие-то новые черты.

Конфликты в татарском театре? Во вьетнамском театре точно так же! В любом театре эксперимент обречен на споры, иначе это не эксперимент. Другое дело, что нельзя однозначно записывать всех в ретрограды, кто критикует эксперименты, и тщательно включать в новаторы всех, кто эксперименты поддерживает. Иногда последние бывают неудачными, но это не значит, что от них нужно отказываться. Когда говорят: «Экспериментируйте, но за свой счет», — это тоже очень неправильно. Государство должно регулировать. Там, где патерналистское государство, как у нас, где есть министерство культуры — региональное и федеральное, оно должно быть заинтересовано в том, чтобы эксперимент проходил… Иначе он будет все равно, но уйдет и маргинализуется, если станет за свой счет существовать. Отправится совершенно в иные активности, которые ничего хорошего государству не принесут.

Казань за последние годы стала театральной столицей. Я это связываю с несколькими институциями — активацией союза театральных деятелей Татарстана, появлением фонда «Живой город», деятельностью театра имени Камала, которая нацелена как на сохранение традиций, так и на их развитие, русский ТЮЗ, сейчас татарский ТЮЗ начал очень активно работать в новом направлении, фонд Sforzando. Все эти институции сформировали за несколько лет, поменяли конвенцию, изменили курс валют на театральном рынке Казани и России. Никто за пределами столицы РТ не знает, что есть театр имени Тинчурина, город сегодня узнают по другим именам. И это важно, что здесь происходят разные толчки силы, тектонические сдвиги.

«ТАКОЙ ЗАДАЧИ, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ НОВЫЙ ТАТАРСКИЙ ТЕАТР, У МЕНЯ НЕТ»

Туфан Имамутдинов — режиссер, главный режиссер Казанского тюза, руководитель творческого объединения «Әлиф» Туфан Имамутдинов режиссер, главный режиссер Казанского ТЮЗа, руководитель творческого объединения «Әлиф»
— Такой задачи, что мы делаем новый татарский театр, у меня нет. Есть желание, я вижу, каким он может быть, но, правильно ли это или нет, не скажу, не попробовав. Во-вторых, моя задача — выразить человеческие проблемы, которые меня волнуют, и я их показываю в такой форме, в какой умею, а именно в театральной.

Допустим, на примере того же «Шамаиля» я думал, что так действительно будет верно, а попробовав это все, понял, что, наверное, все-таки в другом направлении нужно двигаться. С «Әлифом» получилось, «Әллүки» — более оперный спектакль: наверное, это можно назвать новой татарской оперой. Честно говоря, я не разделяю свою работу на жанры.
Мы не ставим задачу развиваться именно по европейскому контексту или, наоборот, делать какие-то татарские вещи. Допустим, «Әлиф» из татарской культуры вышел, «Әллүки» из других тюркских культур, которые тоже нам близки. Это не замкнуто только на нашей культуре — мы сделали такой общекультурный срез. «Дэрдменд» тоже основан на татарской культуре, но в движении. Называть подобное европейским движением тоже нельзя, потому что это делает татарский хореограф с татарским композитором, татарским танцором и татарским режиссером.

Театральные табу? Табу везде есть, не только в театре — и в нашем обществе, и в других странах оно все равно существует. Даже в тех странах, которые заточены на такой свободе — полной, существуют свои табу. И мы это прекрасно видим. Человечество без табу просто не может существовать априори. В татарской культуре, наверное, просто сказываются наши традиции, наша территориальная ограниченность. Русский народ раскинут на 9 тысяч километров, если идти по прямой — огромная страна. Но «Русские сезоны» где проходили? В Париже, в мире и так далее. Русская культура все равно более объемная, открытая миру, а татарская культура более закрытая. Поэтому у нас этих табу существует гораздо больше.

«Я НЕ ЯВЛЯЮСЬ ГЛАВНЫМ ЛИЦОМ СОВРЕМЕННОГО ТАТАРСКОГО ТЕАТРА»

Нурбек Батулла — хореограф, танцовщик, лауреат «Золотой маски» Нурбек Батулла хореограф, танцовщик, лауреат «Золотой маски»
— Я не являюсь главным лицом современного татарского театра. Здесь не должно быть главного лица, потому что одной из черт нового театра (неважно, татарский он, чувашский или русский) является горизонтальность, там нет какого-то одного главного. Некая демократичность и горизонтальность, децентрализованность, лучше сказать. Поэтому мне бы хотелось, чтобы не существовало главного лица татарского театра, чтобы это была какая-то общая волна.

Не знаю, насколько мне помогает «Золотая маска» в продвижении проектов, но, если быть честным, наверное, она мне помогла — придала внутреннюю уверенность. Когда я вернулся в Казань после учебы в Санкт-Петербурге, то верил в свое направление, а потом вера стала угасать, но, слава богу, премия меня поддержала. Это была личная помощь, психологическая, внутренняя прежде всего.

К критике я отношусь хорошо, стараюсь для себя сделать какие-то выводы, потому что мы учимся и, надеюсь, будем учиться до конца своей жизни. Поэтому критика для меня очень важна, если она конструктивная. Я стараюсь для себя что-то такое адекватное вычленить в любой критике, однако иногда бывают чисто эмоциональные вещи, из которых мне очень трудно понять, что же я сделал не так и куда мне двигаться, если она неконструктивная, но если по делу, то радуюсь этому и беру на заметку.
Если в искусстве нет поиска, то может ли это быть искусством? Мне так кажется. Поэтому я стараюсь заниматься поиском, а это постоянно риск, не всегда удача, чаще всего, конечно, неудача. Подобное осуществляю осознанно. А театр вообще нетрадиционен для татар! В 1906 году появился татарский театр, а теперь какие-то эфемерные, иллюзорные традиции вдруг возникли. Но почему-то европейцы, у которых есть театр (и ему тысяча лет), за эти традиции не держатся. Был древнегреческий театр, потом средневековый, затем эпоха Возрождения, Просвещения и так далее. Они двигались и в ХХ веке, много разных направлений попробовали. Почему-то как раз родина театра меньше привязана к своим традициям, чем мы, для которых театр в принципе чужд.

«ИНОГДА МОЛОДЕЖЬ ПЕРЕБИРАЕТ — ЭТО УЖЕ ЛИЧНОЕ ДЕЛО КАЖДОГО, ДЕЛО ВКУСА»

Фарид Бикчантаев — главный режиссер театра им. Камала, руководитель союза театральных деятелей РТ Фарид Бикчантаев главный режиссер театра им. Камала, руководитель союза театральных деятелей РТ
— Я не оценщик. Союз театральных деятелей — не оценивающая организация, а общественная. Я очень рад, что это происходит: театр должен быть разным, особенно в плане проб, экспериментов. Если подобного не станет, то заниматься таким вообще не стоит. А то, что иногда молодежь перебирает, — это уже личное дело каждого, дело вкуса. В татарском есть слово «завык» (прямой перевод — «чувство вкуса к прекрасному»), если нет последнего, то получается печальное зрелище. По моему мнению, во главе угла при работе театра должно быть чувство вкуса к прекрасному. Что бы ни делали, все должно выполняться с чувством вкуса.

«НЕ ОШИБАЕТСЯ ЛИШЬ ТОТ, КТО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ»

Гузель Сагитова — директор театра им. Кариева, руководитель творческого объединения «Калеб» Гузель Сагитова директор театра им. Кариева, руководитель творческого объединения «Калеб»
— Эксперимент и лаборатории как творческие процессы внутри современного театра важны, если не являются самоцелью — экспериментом ради эксперимента. Реалии современного театра таковы: рано или поздно придется в храм Мельпомены привлекать молодую поросль со смелыми идеями и, как может показаться, разрушительными для привычного театра взглядами. Как и в любом деле, здесь есть свои плюсы и минусы.

В рамках театра мы провели первую режиссерскую лабораторию Tamga, остальные же организованы в рамках творческого объединения «Калеб». К слову, в нем сейчас стартовал новый проект под названием «Безнең җыр», призванный поднять на новый качественный уровень современную татарскую эстраду.

Первым экспериментальным театральным проектом стала лаборатория Tamga. Ее цель прежде всего актерский тренинг, способствующий умению выйти за пределы привычного амплуа, пробудить скрытый потенциал артистов труппы, активировать незадействованные возможности. Кроме того, это знакомство с современной драматургией и молодыми режиссерами, а с точки зрения менеджмента лаборатория — бюджетный способ выяснить, сработается ли коллектив с режиссером и воспримет ли драматургию спектакля. Нельзя не учесть, что это и способ привлечения нового зрителя.

Готовясь к лаборатории, мы столкнулись с нехваткой современных актуальных пьес на татарском языке — и подобное натолкнуло нас на мысль провести конкурс детских и подростковых пьес ASYL, грант СТД на организацию которого нам удалось выиграть.
Весной в рамках объединения «Калеб» прошла лаборатория актерской импровизации, которая длилась три месяца. 

Но ее итоговый импровизационный спектакль «16+» оказался неожиданным и удручающим не только для меня, но и для кураторов проекта. Понятно, что импровизация, направленная на раскрепощение молодых актеров, — это риск. И он, как показал опыт, не всегда оправданный. В данном случае творческая группа нащупала границы, за которые заходить не следует, и в ходе совещания мы пришли к решению о прекращении лаборатории. От подобного результата никто не застрахован. Сделав соответствующие выводы, мы считаем необходимым продолжать двигаться вперед. Ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

«Я НЕ ПРОТИВ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, НО ПРОТИВ ТЕХ, КОТОРЫЕ ВЕДУТ К РАЗРУШЕНИЮ ИДЕНТИЧНОСТИ»

Милеуша Хабутдинова — литературный критик, доцент КФУ Милеуша Хабутдинова литературный критик, доцент КФУ
— Я не против экспериментов, но против тех, которые ведут к разрушению идентичности, гражданской идентичности, нравственности. Либо это спектакли, где неправильно указан возрастной ценз. Понимаете, я педагог и прекрасно знаю, как реагирует ребенок на те или иные вещи. Иногда авторы экспериментов недооценивают этот момент: им кажется, что современные темы жизни меняют структуру сознания ребенка настолько, что он может принять взрослую дозу правды жизни, ситуации. И я просто против ситуаций, к которым ребенок не готов. Это только кажется, что наши дети готовы, на самом деле это не так… И в последнем случае я купила билет, на котором было 12+, на афише стояло 16+, но тематика ни для одного, ни для другого, и вообще противоречит административному кодексу. Естественно, я возмутилась.

Повторю — я приветствую эксперименты. Просто кому-то хочется мои дискуссии представить так, что я вообще против экспериментальных театров. И я могут тут привести пример: когда появился спектакль «Әлиф», коллегия критиков, которая представляла «Тантану», была против него. Я посмотрела постановку, приняла спектакль, в чем-то композиционно не приняла, но мы спокойно обсудили его с Нурбеком Батуллой, Туфаном Имамутдиновым и нашли точки соприкосновения. Я приняла танец, но не приняла, как композиционно разрешается музыка. Почему? Потому что я считываю знаковый, содержательный уровень постановки. Ну вот, приходит зритель, и он не интересуется вот этой темой умирания какого-то языка, он лишь видит красивое брутальное тело танцора и наслаждается этим. А мне интересно посмотреть все уровни спектакля. И когда я вижу что-то не то, как зритель, имею право дискутировать. Я стараюсь смотреть все интересное, что есть в городе.

Говорят, что я хочу добиться ухода директора театра имени Кариева Гузель Сагитовой. Знаете, жить надо не слухами. Я была среди тех, кто приветствовал ее назначение, потому что она опытный журналист, который работал и готовил в течение большого времени передачу «Мэдэният». Она автор проекта «Калеб», который я всегда поддерживала. Но у нас возникли разногласия в рамках двух экспериментов на лаборатории Tamga. Я открыто выразила несогласие. И не могу кого-то принимать на работу или кого-то снимать.

Мои оппоненты спор пытаются представить так, будто я себя пытаюсь представить как истину в последней инстанции и навязываю свою точку зрения. Еще раз повторю — как зритель я имею право выражать свою позицию: восхищаться содержательным или композиционным уровнем или игрой конкретного артиста. Но в данной ситуации, как педагог, я вижу шаги вот в этих безответственных экспериментах, которые разрушают гражданскую идентичность молодежи. Если вижу нечто подобное, я всегда пишу и публикую рецензии, могу написать и министру культуры.

Уважаю и люблю современное поколение молодых деятелей: восхищаюсь харизматическим даром Нурбека, принимаю Низамова как композитора, просто обожаю творчество Миннуллиной. Хочу, чтобы это поколение, продукт суверенитетской школы, наконец, приобрело свое неповторимое лицо.
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (67) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
24.08.2019 11:10

Уважаемые театральные авторитеты, режиссеры!

Прежде всего, не позиционируете, пожалуйста, действия на сцене мужчин в белых трусах с каким-то именно национальным ренессансом.

Оглянитесь вокруг!

Найдите социальные темы.
Говорите со сцены о том, что волнует людей.
О социальном неравенстве.
Об экологической катастрофе.
О свободе слова и правах человека.
О об обманутых вкладчиках и дольщиках, в конце концов.
О вечных ценностях.
О справедливости, доброте.
О том, что браки должны быть двухполыми.

Люди должны выходить из театров вдохновленными, с надеждой.

  • Анонимно
    24.08.2019 10:07

    А жаль
    Очень жаль
    Его не только все поколения
    Его даже белочки заслушиваются сидя у него на плече и медленно пьянея от запаха и удовольствия от текста песен и музыки!!!

    • Анонимно
      24.08.2019 14:27

      Иди ты вместе со своим Салаватом в Салават есть салат

      • Бурлит театральный Солярис,
        Вокруг Мельпомены хайп.
        Артисты не зря изголялись,
        Раз письма в минкульт шлют на скайп.

        Народ искушённый доволен,
        Привыкший к другому - ворчит.
        Но пусть со своих колоколен
        Никто глядеть не запретит.

  • Анонимно
    24.08.2019 10:38

    Пока эти творцы ищут себя. Не могут найти. Как говорит Фарит абый, чувство вкуса никто не отменял. Все равно повторяются, мне например лично, они не интересны, один раз я его смотрел, другой раз уже знаешь что ожидать. Он в узких штанах и в костюме был, в майке вышел на эфир. Этим разьве удивишь сейчас народ?

    • Анонимно
      24.08.2019 13:09

      Нечего особенного все это было, просто до нас все это очень поздно доходит) Провинция Росси друзья... Для тихих,терпеливых проповедующих Ислам татар это конечно шок ) Причём это отторжение будет и дальше.. А вообще конечно соглашусь, чувство вкуса и правда никто не отменял.. Лучше конечно в штанах..

  • Анонимно
    24.08.2019 10:48

    А что новое поколение слушает Элвина Грея? В России это было 30 лет назад. Это яркий пример кризиса в татарской эстраде. Фирзар Муртазин уже не тот, а новых композиторов нет. Вот и вынужден Салават байки травить на августовских концертах вместо исполнения новых хитов.

  • Анонимно
    24.08.2019 11:02

    Милеуша Хабетдинова все правильно сказала, поддерживаю.

  • Анонимно
    24.08.2019 11:04

    Склоки в ограниченном творческом сообществе с уменьшающимся финансированием- это нормально.

  • Анонимно
    24.08.2019 11:09

    Общеизвестно, что так называемая культура связана с исторической эпохой.

    Вспомните, что творилось накануне Колумба в Америке ("Апокалипсис"), или в России накануне революций начала ХХ века. Только перезагрузка, как чистый дождь смоет накопившееся безумие.

    Если соотнести с нашей действительностью, это дно, и это в лучшем случае. В худшем - мы этого дна еще не достигли, и оно впереди.

    Если пофантазировать, наверно, можно усмотреть в представленных сюжетах и "боль" человека и общества относительно того, что сейчас происходит, своего рода вот такой эзоповский способ передачи того, что нельзя говорить вслух и могут закатать.

    Но, кажется, это всего лишь фантазии. Оставим в стороне коммерческую составляющую, привлечения зрителя необычным способом, хотя и это никто не отменял.

    Кажется, все гораздо хуже - авторы искренне верят, что это искусство.

    "Искусство" в совершенно современном понимании. Все-таки, наверное, это еще один из примеров "эстетизации безобразного."

    Ну что делать, если ты великий композитор, певец, художник, но это мало кому интересно. Более востребована попсовая музыка, каждый может вместо рисования пейзажа просто сфотографировать на мобильник и т.д. Вот и приходится дивить обывателя рисованием картин грудью, например (ладно еще так).

    А в сообществе твоем, если у тебя не пробито ухо под серьгу, тебя просто не поймут.

  • Анонимно
    24.08.2019 11:10

    Уважаемые театральные авторитеты, режиссеры!

    Прежде всего, не позиционируете, пожалуйста, действия на сцене мужчин в белых трусах с каким-то именно национальным ренессансом.

    Оглянитесь вокруг!

    Найдите социальные темы.
    Говорите со сцены о том, что волнует людей.
    О социальном неравенстве.
    Об экологической катастрофе.
    О свободе слова и правах человека.
    О об обманутых вкладчиках и дольщиках, в конце концов.
    О вечных ценностях.
    О справедливости, доброте.
    О том, что браки должны быть двухполыми.

    Люди должны выходить из театров вдохновленными, с надеждой.

    • Анонимно
      24.08.2019 12:53

      11:10
      " Искусством можно будоражить сердца, а можно трепать нервы." (С) - не помню, кто сказал, но хорошо сказал - в точку!

    • Анонимно
      24.08.2019 17:14

      11.10

      а что русский балет теперь нельзя ассоциировать с национальной темой и называть русским?

      • Анонимно
        24.08.2019 19:23

        17:14
        Русский балет был, есть и останется русским балетом. Подчеркну - БАЛЕТОМ, а не чем-либо иным.
        А вот мужчины в белых трусах и в подтёках крови на сцене - боюсь, надолго запомнятся зрителю, как татарское национальное "искусство". Не припомню, где ещё есть такое...

    • Анонимно
      26.08.2019 14:05

      Очень даже хорошо, что я с абсолютным безразличием относился к творчеству не только Салавата, но и всей татарской эстрады......... Потому что слушать это и наслаждаться - НЕВОЗМОЖНО!

  • Анонимно
    24.08.2019 11:49

    Слов нет. Пусть художник по костюмам обьяснит, как это белье связано с Дэрдмэндем. Космическая связь или кармическая:)))) Какая глубина, поэт борется против колхоза, против аула. Прорыв в татарском театральном мире, хотим его увидеть в ведущих театрах Москвы или лучше Питера.

  • Анонимно
    24.08.2019 13:13

    Почему с упорством заслуживающим лучшего применения постоянно пиарят так называемую татарскую креативную молодежь, которой, на самом деле, глубоко плевать на общественные или национальные интересы? То же самое касается таких же самовлюбленных деятелей из числа конгрессовской молодежи с их нелепыми джадид фестами и т.д.
    Посмотрите, вокруг сотни ярких, талантливых и энергичных молодых людей, честно делающих свое дело, патриотов своего народа и страны. Но, их пресса не замечает, их не видят чиновники, потому что такая молодежь не умеет пользлваться циничным, коммерческим самопиаром. У нее просто на это нет времени. Да и воспитание не позволяет.

    • Анонимно
      25.08.2019 15:07

      Создайте газету "Рабочая молодежь Татарстана" или "Вести с полей" и там печатайте про трудовые будни настоящих героев. И увидите, как всем это интересно.

  • Анонимно
    24.08.2019 13:15

    Пиар конечно сработал у Нурбека о нем уже говорят! Это конечно получилось. А что за этим ? И что это вообще ? И что будет дальше ? Ведь все это мы уже видели 10-20 лет назад.. А актёр он талантливый !

  • Анонимно
    24.08.2019 13:36

    Да и Бог с ним. Тоже уж прямо идол на все времена

  • Анонимно
    24.08.2019 15:47

    Ощинь модными станут белые трусишки у ребят. Я уже спрашиваю везде.. Буду щеголять на пляже!

  • Анонимно
    24.08.2019 17:00

    Смотрим и рыдаем. Пусть новое поколение татарской молодежи:парни и девушки одевают белые трусы и борются против колхоза. Пусть лидеры идут впереди, по центральным улицам Казани. С лозунгом Борцы против деревенскости и колхозов. . Рыдаем. Фурор. Аплодисменты. Поклон. Фейрверки. Лазер шоу.

    • Анонимно
      24.08.2019 19:25

      17:00
      Не забудьте перед шествием в белых трусах по центральным улицам Казани пустить ИМ кровь ручейками.

  • Анонимно
    24.08.2019 17:15

    А вот у меня такое "щуство фкуса", что когда связи между поколениями утрачиваются, то никакое национальное искусство по-настоящему не развивается. Надо идти "золотой серединой", дуслар! И без крови на сцене...

  • Анонимно
    24.08.2019 17:16

    Манифест ощень серьезный. Против Деревни. Борцы за городское счастье. Кровь и белая ткань. Это символ веры и преданности. Рыдаю. Какая глубина мысли. Прорыв. Театр в шоке. Высокое творение. Борцы против Деревни. Актуально. Возвышенно.

  • Анонимно
    24.08.2019 17:19

    Настоящие руководители никогда не оправдываются. Ты же знаешь, на что идешь. Головой надо думать

  • Анонимно
    24.08.2019 17:30

    Татарский театр, это как мамадышский бургер..

    • Анонимно
      24.08.2019 19:27

      17:30
      Не только бургер, но и эчпэчмак и икэсаэдр!

      • Анонимно
        25.08.2019 14:15

        Вы показываете своё невежества господа, существуете на уровне бутерброда

        • Анонимно
          27.08.2019 08:03

          Это как кот Шредингера. Пока не откроешь, не узнаешь. Так пойдет?

    • Анонимно
      25.08.2019 12:51

      Без обиды, но вы в театре разбираетесь также, как я в космонавтике. По количеству номинантов Золотая маска, среди национальных театров татарский театр занимает прочное лидирующее место.
      А там ведь театральные критики московские, не наши бабаевские.

      • Анонимно
        25.08.2019 15:04

        Национальный театр...что за чушь? А все, что кроме национальных - это какой театр?

        • Анонимно
          25.08.2019 17:00

          В смысле, где роли исполняются на языке того или иного народа: на татарском, чувашском, тувинском и т.п.

        • Анонимно
          25.08.2019 17:45

          Это вот типо живешь в России везде русские Театры. А потом идём, идем, идем и опааа Татарстан и хоп татарский театр. Вот это и есть национальный театр.

      • Анонимно
        25.08.2019 16:55

        12:51
        Объясните нам, раскройте нам глаССки - чем так хороши критики именно московские?

        • Анонимно
          25.08.2019 17:04

          Имеются в виду, что нет кумовства. Обычно продвигают по принципу - тугандаш, якташ, авылдаш.

  • Анонимно
    24.08.2019 17:31

    Фины уже 15-20 лет тому назад на сцене так ходили, в Казань приехали как- то. Так что это не новость. А повтор(((

  • Анонимно
    24.08.2019 18:38

    Вторично это и все уже было на Западе , да и у Серебренникова тоже. Поэт существует иначе , не как танцор,слова звучат,а не танцуют. Перевести татарскую поэзию изоязыком Л.Фрейда и Френсиса Бэкон - это просто самолюбование на теме разложения тела . Это противоречит ментальности национальной культуры, в ней нет культа смерти,как в японской. Мальчики,может вам напиться и все пройдет.

    • Анонимно
      24.08.2019 19:30

      18:38
      Как? Они ЭТО на трезвую голову творят? Круто!!!

      • Анонимно
        25.08.2019 22:20

        Не знаю, на трезвую ли. Или они опьянены каким-то сильным чувством.
        Ничего крутого в этом нет. Скорее это как танцевать в одних трусах... То есть они сделали то, с чем можно сравнить грубую глупость. Теперь по ним можно мерить пошлость прикрытый псевдоэстетством.
        Хочется спросить у госпожи Сагитовой, неужто вы посчитали это нормальным - танцевать в нижнем белье? И что за щупания границ? По Вашему нужно ждать отклик зрителя, чтоб оценить моральные границы? А если бы зритель похвалил? Тогда что, это считалось бы допустимым?
        Я всегда считал Вас одним из немногих женщин, которые обладают и интеллектом, и изяществом и чувственностью. Но похоже, это не всё чем можно обозначить.
        Не пойму, как на такое пошел Нурбек?! И как сын пусть не великого, но основного татарского мыслителя современности сошел с чести.

        • Анонимно
          26.08.2019 07:57

          Гузель Сагитова не имеет отношения к созданию этого спектакля. Творческая группа "Алиф" не имеет отношения к Татарскому ТЮЗу.

          • Анонимно
            26.08.2019 12:11

            07:57
            Вы прямо как укры: что хорошо получилось, так это они сами делали; а как что плохо, так это "клятые москали" виноваты.

            А если БЫ Батулле дали премию "Золотой чепчик", вы БЫ сразу признали родство и объявили его "истинным" татарином.

  • Анонимно
    24.08.2019 20:23

    19.30 Спрашивайте про это у художников и авторов этого манифеста. Надеюсь художник тоже был трезвый.

  • Анонимно
    25.08.2019 01:00

    Ребята это не Питер ... Это не Европа ! Тут менталитет другой! Тут надо в штанах.. Тут национальная республика. Тут Ислам , тут Восток, тюрки.. Тут проживает народ со своей не легкой судьбой.. Народ который каждый день борется за своё существование ,за свои традиции , за свой язык и веру, за свой »мон» что бы не утерять его, борется за сохранения терпеливости, трудолюбия и имана..Ваши приемы они противоречат всей этой природе.. Это к тому что вам будет не легко..

    • Анонимно
      25.08.2019 15:02

      Восток?)) Екатеринбург еще восточнее. Ислам? В Москве ислама не меньше уже.

      • Анонимно
        25.08.2019 15:07

        Тем более ориентир на Восток и Ислам! Европа изжила себя)

    • Анонимно
      25.08.2019 15:09

      Татары за существование борятся? Каждый день? За традиции? А с кем? Кто мешает то?

    • Анонимно
      25.08.2019 15:09

      Найдите в Росии народ с легкой судьбой. Бедолаги...

  • Анонимно
    25.08.2019 07:02

    Не думаю, что подобное представление встряхнет застывающую культурную жизнь основной массы татар, привыкшей "хлебу и зрелищам", но никак не переносящей настоящей крови на сцене.

  • Анонимно
    25.08.2019 11:53

    11.10 Надеюсь Вас услышат театральные режиссеры, и директора. Читал недавно газету Культура, московские педагоги, ректора театральных ВУЗов, тоже выступают против таких извращений на сцене. Театр это храм искусства, а не место самодеятельным пошлым импровизациям.

  • Анонимно
    25.08.2019 13:29

    Мне тоже не нравится, когда некоторые люди начинают унижать простых зрителей, что они не готовы принять новые формы.Все примут если качество будет. А не ширпотреб. Трехкратный мат, ходить голым по сцене много ума не надо. Сейчас ведь все принялись спектакли ставить, и учителя, и поэты без театрального образования.

  • Анонимно
    25.08.2019 14:56

    Ну вышел в трусах, ну в крови...и что? Сзодили, посмотоели, каждый для себя сделал выводы. Почему сразу акая поляризация мний, такая дискуссия? Напомню, у нас всерьез собираются строить башню Тюбетей...представьте, если бы Собянин сказал, что хочет построить небоскреб Кокошник)))

  • Анонимно
    25.08.2019 14:59

    А что, если жто деятель татарского театра, он должен быть в тюбетейке на фоне чак-чака? Этот атрибутный фетишизм в РТ только отталкивает людей от своих корней, реальных, красивых традиций, уклада быта, языка, мировоззрения. Все сведено до водка, балалйка, матрешка, только на местный лад.

  • Анонимно
    25.08.2019 17:50

    Если вас раздражает, улыбайтесь, фетишизм, даже балалайка и матрешка все останется в прошлом. Местная тюбетейка тоже будет вас радовать, со своими орнаментами. Живите, радуйтесь каждому дню. Желаю Вам море позитива.)))

    • Анонимно
      25.08.2019 18:02

      Меня УЖЕ радует наша Хоррият, которая позолоченная и вращается. Туристы как-то спросили меня, где у неё лицо-морда-клюв. Дык, я не смогла ответить)))

  • Анонимно
    25.08.2019 23:34

    *** Что писать больше не о ком, и не о чем - зачем эту бездарную тему о кровавом месиве поднимать повторно? Я так понимаю в следующий раз - это группа псевдо экспериментаторов покажет этюд на тему обрезания. Все участники данного интервью выражаются предельно корректно и оптикаемо, с одной стороны - вроде и сказать что-то надо, так как с кровью и трусиками получилось слишком вульгарно, а с другой стороны - коллеги по творческому ремеслу - все в одной лодке - раскачают - мало не покажется. Поэтому и в итоге и не одобрили и не поругали!

  • Анонимно
    26.08.2019 11:03

    О Дердеменде писатель Мажит Гафури писал: «… мы работали на золотых приисках поэта! Тысячи изнуренных, падавших от усталости рабочих обогащали поэта Дардемэнда. Но он в своих стихах ни разу не вспомнил о них. Видно, сердце его, горевшее „восточной страстью“, билось не для них. Огонь поэта согревал лишь тех, кто был богат.»

  • Анонимно
    26.08.2019 11:27

    Изначально не надо было вокруг них раздувать шумиху. А сейчас уже поздно.

    • Анонимно
      26.08.2019 12:14

      11:27
      Всё-таки в цензуре есть какой-то смысл. А на определенном уровне развития цензура просто необходима и обязательна.

  • Анонимно
    26.08.2019 12:11

    Мне это не понятно и не приятно.
    Нет ни одной положительной эмоции.
    Мне такое искусство не надо.
    И вообще, пуская идут лесом.

    Современное искусство может мазаться, бегать, копировать друг у друга и инсталлироваться самому себе сколько в себя влезет. Цэ ж свобода и дэмократия!

  • Анонимно
    26.08.2019 15:51

    Обьясните пожалуйста выражение Нащупала границы

  • Анонимно
    26.08.2019 16:39

    7.57 Там про Алиф вообще речь не идет

  • Анонимно
    27.08.2019 08:48

    Был у нас заводской театр. Гремел более 40 лет. Пока все цеха не посмотрят , а их более 20, не прекращал спектакли. Ставил и оперетты, Играли работники завода. Параллелно был городские театры татарский созданный Г.И. Резаковым и народный русский с 30-х годов.Потом 30 лет гремел самодеятельный ТСМ. давший по 3 ,а несколько раз и по 4 спектакля за сезон.Сейчас возродился новый драматический театр. Но оторвать зрителей от быта можно.

  • Анонимно
    27.08.2019 08:55

    11.53 Я тоже читал эту газету. Правильно. Педагоги уже против. То мочатся на сцене, или моются как в бане. Это в Питере и Москве. Как то в Казань приехали московские критики, поблагодарили татарских театров за сохранение традиции и за качественные постановки. Значит они тоже устали от таких " новшеств" в театрах.

  • Анонимно
    27.08.2019 09:33

    На самомо деле нашей молодежи ни театр, ни язык, ни традиции не нужны. Чтобы работать в театре, надо этим жить, любить, уважать творчество, смотреть спектаклей. И продвигать театр, а не самдеятельные одноразовые вещи. А тут по интернету видели какого то театрального блогера, походит не подходит начинают копировать его.

  • Анонимно
    27.08.2019 10:52

    А мы зрители должны решать за них аморально или нет? Если похвалим, то они покажут это везде. Они сами не знают что ли с кем и где работают?!

  • Анонимно
    27.08.2019 12:05

    Если кто нибудь выше стоящих похвалит, то все значит похвалят. А если скажет плохо, все вместе начинают критиковать. И начинают отказываться от своих бизких друзей даже. !

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль