Общество 
26.09.2019

«Татарский с Дмитрием Петровым»: знаменитый автор «Полиглота» научит языку Тукая по ТВ

Новый телевизионный проект спродюсировал глава пресс-службы Рустама Минниханова — зрителей ждут 24 урока по 24 минуты

Сегодня стартует «Татарский с Дмитрием Петровым» — телевизионный проект, в рамках которого 8 участников из Казани будут изучать татарский язык с самым известным российским полиглотом. В интервью «БИЗНЕС Online» сам Петров рассказал, по какой методике лучше изучать языки, в чем преимущества и недостатки ЕГЭ, а также почему занятия с репетитором раз в неделю бесполезны.

Сегодня стартует «Татарский с Дмитрием Петровым» — телевизионный проект, в рамках которого 8 участников из Казани будут изучать татарский язык с самым известным российским полиглотом Сегодня стартует «Татарский с Дмитрием Петровым» — телевизионный проект, в рамках которого 8 участников из Казани будут изучать татарский язык с самым известным российским полиглотом Фото: Василий Иванов

«МОЙ ЗАМЫСЕЛ — ПОКАЗАТЬ ТАТАРСКИЙ НА ВСЮ РОССИЮ»

Имя Дмитрия Петрова знакомо многим — синхронный переводчик в 2012 году запустил на канале «Культура» интеллектуальное реалити-шоу «Полиглот», которое мгновенно стало популярным. Учить французский и немецкий вместе с Николаевым Расторгуевым, Юлией Пересильд, Пелагеей и Владимиром Епифанцевым оказалось увлекательнее, чем самому, а уникальная методика Петрова позволила легче добиваться прогресса. Всего вышло 8 сезонов «Полиглота», последний был показан в 2016 году.

Перенести формат на татарстанскую почву решил руководитель пресс-службы президента РТ Эдуард Хайруллин, который придумал и спродюсировал проект «Татарский с Дмитрием Петровым» на телеканале «Татарстан-24». Этот проект он создал по итогам обучения госслужащих в Стэндфордском университете — в прошлом октябре 10 профессоров Стэнфорда обучили татарстанских чиновников инновационным технологиям лидерства, новому видению будущего. «Президент РТ внимательно относится к тому, чтобы чиновники изучали лучшее. После этого курса каждый, кто принял участие в учебе, должен будет представить проект того, что можно было бы воплотить в республике, исходя из полученных знаний и навыков», — рассказывал Хайруллин.

Неудивительно, что таким проектом для главы пресс-службы Рустама Минниханова (карьера Хайруллина долго была связана с телевидением) стало языковое шоу. «Мой замысел — показать татарский на всю Россию. Для его реализации я пригласил Дмитрия Петрова — он знает полсотни языков, на канале „Культура“ учит языкам звезд, а просмотры его уроков английского на YouTube перевалили за 5 миллионов. Это эксперт, который знает о языках все. Он может разложить язык на атомы, выявить структуру и за 24 урока объяснить ее другим — легко, весело и не страшно. Надеюсь, и зрители это увидят….» — отметил Хайруллин в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Телепередача стартует в четверг 26 сентября — выпуски программы будут выходить с понедельника по пятницу в 9:30 и 14:30 (повтор). Каждый будний день — по одному уроку, а в субботу с 05:30 до 09:30 выйдут все выпуски шоу за неделю. Всего зрителей ждут 24 выпуска. Также эпизоды шоу будут доступны на YouTube-канале.

О ходе подготовки «Татарского с Дмитрием Петровым» и не только мы поговорили с самим столичным полиглотом.

Перенести формат на татарстанскую почву решил руководитель пресс-службы президента РТ Эдуард Хайруллин, который придумал и спродюсировал проект «Татарский с Дмитрием Петровым» на телеканале «Татарстан 24» Перенести формат на татарстанскую почву решил руководитель пресс-службы президента РТ Эдуард Хайруллин, который придумал и спродюсировал проект «Татарский с Дмитрием Петровым» на телеканале «Татарстан-24» Фото: «БИЗНЕС Online»

«УЧАСТНИКИ ОСВОИЛИ БАЗОВУЮ СТРУКТУРУ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА — ОН ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ ДЛЯ НИХ ЧУЖИМ»

 Дмитрий Юрьевич, расскажите, зачем вы приехали в Казань?

— Мы делали телевизионный проект для канала «Татарстан-24», связанный с изучением татарского языка.

 Своеобразный аналог «Полиглота» на «Культуре»?

— Да, это нечто подобное, но не полный аналог, а достаточно свежая инновационная версия, которая будет называться «Татарский с Дмитрием Петровым». Это немного другой формат, с другим дизайном и количеством занятий — 24 занятия по 24 минуты. Мы выбрали 24 как такое мистическое число, которое должно принести интересный эффект.

— А какие гости будут в вашем телепроекте? Местные знаменитости или добровольцы?

— Думаю, что все были добровольцами из Казани. Здесь мы стали придерживаться обычного формата группы, который я выбираю для такого рода телевизионных проектов, — 8 человек.

— Удалось научить их говорить по-татарски?

— Результаты, конечно, у всех разные — как и в любом учебном процессе, и разброс достаточно большой. Но все участники сказали, что узнали много нового, преодолели эмоциональный, психологический барьер и освоили базовую структуру татарского языка — он перестал быть для них чужим. И вообще всем понравилось.

— Вы давно знаете татарский язык или выучили его специально для программы?

— Я его специально учил для этого проекта. Было нелегко, но у меня есть некоторый опыт изучения языков и создания методик для их последующего преподавания. Моя методика универсальная — она подходит к любому языку.

 Вы приезжали в Казань только ради этой передачи? Или у вас будут еще какие-то проекты с Татарстаном в части методики изучения татарского — например, в школах?

— Сейчас основной целью приезда было создание именно этого телевизионного проекта. Но если будет дополнительный интерес, я с удовольствием приму участие в развитии методической части процесса изучения татарского языка и, самое главное, в его популяризации.


«ВАЖНО ПРОЯВЛЯТЬ КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД, ЧТОБЫ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК НЕ ВОСПРИНИМАЛСЯ КАК НЕКОЕ ФОЛЬКЛОРНОЕ НАСЛЕДИЕ»

 В российских школах отменили обязательное изучение государственных языков национальных республик. Как вы относитесь к такому нововведению?

— Я думаю, что изучение языка в школе — это очень важный элемент образования вообще и региона, республики в частности. Но, по-моему, более приоритетным является повышение мотивации изучения языка, которая не связана исключительно со школьным процессом. Нужно создавать культурный проект, работать над методической частью процесса обучения. И если вдруг я окажусь в этом полезен, то с удовольствием приму участие.

 А какой вы могли быть дать совет родителям, которые сомневаются, стоит ли их ребенку изучать татарский? Кто-то считает, что не стоит, поскольку не пригодится в жизни.

— Этот вопрос тоже связан с проблемой мотивации. Важно повысить эту мотивацию, чтобы люди изучали язык не только в рамках обязательного процесса (потому что изучение языка из-под палки редко кому приносило позитивный результат), но и по своему желанию — чтобы они хотели изучать этот язык и видели очевидные преимущества его знания.

 В последнее время в Татарстане как инициативная молодежь, так и сами власти стараются создавать проекты, популяризирующие язык, — например, в рамках проекта «Мин татарча сөйләшәм» проводятся концерты татарских инди-групп, на фестивалях Tat Cult Fest и «Печэн базары» много татароязычных активностей. Это повышает мотивацию для изучения языка?

— Создание культурного продукта — это очень важный и мощный стимул, мотивирующий людей на изучение любого языка. Это не менее, а может быть, даже более важно, чем количество каких-то обязательных уроков в школьной программе. Более того, здесь очень важно проявлять креативный подход, чтобы национальный язык не воспринимался как некое фольклорное наследие, а чтобы он ощущался как элемент вполне современной прогрессивной культуры и среды.

 Также сейчас наравне с обычными создаются полилингвальные и билингвальные детские сады и школы. В связи с этим ведутся споры: некоторые родители считают, что детям нельзя изучать несколько языков одновременно, потому что это негативно влияет на их мозг. Это правда?

— Действительно, на детский мозг билингвальное или полилингвальное обучение влияет, но только в позитивном смысле. В раннем возрасте ребенок как губка может впитать и два, и большее количество языков. И ни малейшего негативного эффекта от этого не будет — проверено на опыте моей собственной семьи. Мои дети с детства говорят на нескольких языках, и по мере взросления это оказалось для них очень хорошим бонусом.

 А есть какая-то граница детской полилингвальности? Сколько языков можно одновременно учить в детстве?

— Интуиция родителей подскажет, когда хватит. Изучение языков не должно восприниматься ребенком как элемент насилия, особенно если он маленький; оно должно проходить в игровой, развлекательной форме. Естественно, вы как родитель должны ощущать, что на каком-то этапе лучше переждать и вернуться к этому вопросу позднее.

«Никогда не бывает ни слишком рано, ни слишком поздно изучать языки» «Никогда не бывает ни слишком рано, ни слишком поздно изучать языки» Фото: Василий Иванов

«ЛУЧШЕ ВЫСТРАИВАТЬ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КОМПАКТНЫМИ МОДУЛЯМИ С ОЧЕВИДНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ»

 Можно ли как-то улучшить школьную программу по изучению языков?

— Современный человек, особенно подросток, с трудом удерживает внимание на каком-то предмете в течение долгого времени. Поэтому лучше выстраивать процесс обучения компактными модулями с очевидным результатом в конце каждого из них. Когда я отучился очень интенсивно, я понимаю, что приобрел, что теперь умею то, чего не умел раньше. А если этот процесс затягивается на долгие годы, то часто теряется интерес и возникает даже какое-то отторжение к изучаемому предмету. Это касается многих предметов, но и языка в очень большой степени.

 А что вы думаете насчет ЕГЭ? Эта система действительно справедливо оценивает знание языка?

— Я понимаю, что в государственных масштабах эта система признана справедливой и действительно дает больше шансов выпускникам, особенно учитывая масштабы нашей страны. Система уравнивает шансы как жителей столицы, так и отдаленных регионов, которые ограничены в средствах и не могут часто приезжать. С другой стороны, у нее есть и обратный эффект — тестовая система не является исключительным способом получения информации, потому что она очень поверхностна и на нее влияет много случайных факторов. Это некая лотерея, которая не показывает фундаментальных знаний.

 На ваш взгляд, какой языковой экзамен наиболее полно отражает уровень знаний?

— Думаю, устный экзамен, показывающий более фундаментальные знания, не помешал бы.

 Есть ли какой-то максимальный возраст для изучения языков? Или таких ограничений нет?

— Никогда не бывает ни слишком рано, ни слишком поздно изучать языки.

 То есть если в 80 лет человек решит выучить итальянский, он сможет это сделать?

— И даже в 90.

«Я думаю, что изучение языка в школе — это очень важный элемент образования вообще и региона, республики в частности» «Я думаю, что изучение языка в школе — это очень важный элемент образования вообще и региона, республики в частности» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОЧЕНЬ ВАЖНО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКА ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ ИСТОРИЕЙ, МЕНТАЛИТЕТОМ, ТРАДИЦИЯМИ НАРОДА»

 Есть ли какая-то универсальная методика, которая помогает быстро и эффективно учить языки?

— Это именно то, что я избрал своей профессией, своей задачей, — создать более интенсивные, более эффективные способы изучения языков как на базовом уровне, так и в профессиональной сфере. Я постарался создать некий аналог матрицы или базового набора навыков, которые позволяют освоить элементарную структуру соответствующего языка. Это минимальный набор алгоритмов, лексики и модульный подход (последнее означает, что обучение должно происходить дозами в достаточно интенсивном режиме). Я считаю, что разбросанный график изучения — когда вы изучаете язык один или два часа в неделю — это абсолютно бессмысленное занятие. Надо мобилизоваться на одну-две недели, но делать это действительно интенсивно, и тогда вы ощутите результат.

 Интенсивно — это сколько раз в неделю?

— Каждый день.

 То есть лучше две недели, но каждый день?

— Абсолютно верно.

 Но многие все равно ходят на курсы (индивидуальные или групповые) раз в две недели — это даст какой-то результат?

— Минимальный. С моей точки зрения, это бесполезно.

 Есть какие-то преимущества у индивидуальной или групповой работы? Или здесь важна методика?

— Это вопрос темперамента человека. Если люди, которым очень сложно чем-то заниматься в присутствии других. А есть те, кому, наоборот, легче осваивать новую информацию в компании с другими людьми. Так что выбор групповых или персональных занятий зависит от склада характера, индивидуальных качеств.

 Существуют ли другие способы изучения языка, кроме курсов и занятий с репетитором?

— Я считаю, что очень важно при изучении языка интересоваться историей, менталитетом, традициями народа, язык которого изучаешь. Все это в совокупности и дает ощущение присутствия в новой языковой среде.

 Кому-то нравится изучать язык по песням, фильмам, сериалам, книгам. Такой способ дает какой-то эффект?

— Это прекрасные инструменты — изучение языка с помощью музыкальных произведений, фильмов, телевизионных программ, чтения, разумеется. Чтение необходимо для расширения словарного запаса. Кроме того, у нас есть огромное количество аудио- и визуальных ресурсов, которые снимают психологический барьер и дают ощущение присутствия в языке. Чем больше разных элементов языковой среды, тем лучше.

 Не могу не воспользоваться случаем и не спросить о некоторых мифах в изучении языков. Говорят, что в этом деле музыкальный слух помогает. Это правда?

— Освоению языка способствует много личностных факторов. Кому-то помогает память, кому-то — интуиция, кому-то — музыкальный слух, кому-то, наоборот, визуальное восприятие. То есть все, что у вас есть, весь арсенал навыков, которыми вы владеете, может оказаться полезным.

 Есть какие-то навыки, которые можно прокачать для легкого изучения языков?

— Когда вы начинаете изучать язык, вы уже многое о себе знаете. Вы в курсе, что вам легче, скажем, визуально воспринимать информацию, или ассоциативно, или на слух. Так что все, что вы о себе знаете, нужно воспринимать как бонус, в том числе для изучения языка.

«Я считаю, что очень важно при изучении языка интересоваться историей, менталитетом, традициями народа, язык которого изучаешь» «Я считаю, что очень важно при изучении языка интересоваться историей, менталитетом, традициями народа, язык которого изучаешь» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ САМЫМ ТЯЖЕЛЫМ ИСПЫТАНИЕМ БЫЛО ИЗУЧЕНИЕ КИТАЙСКОГО»

 А какие языки сейчас изучать наиболее перспективно? Раньше часто говорили, что экономическая и политическая мировая ситуация требует знания китайского и английского. Сейчас что-то изменилось?

— Кроме очевидных английского и китайского, я бы назвал испанский и арабский.

 Почему именно они?

— Число носителей этих языков постоянно растет. И значимость стран, в которых на этих языках говорят, возрастает и в экономическом, и в политическом смысле.

 А как упростить изучение разных языков? Лучше учить одновременно родственные языки или, наоборот, из разных семей?

— Можно изучать языки разных языковых групп. Более того, желательно, чтобы это не были очень близкие языки. Потому что разные языки не будут путаться между собой и мозг сам разложит их по полочкам. Можно одновременно учить один романский (португальский, испанский, итальянский, французский, румынский — прим. ред.) и один германский (английский, немецкий, шведский, норвежский, датский, нидерландский, идиш — прим. ред.).

 Какой язык вам самому было легче всего и сложнее всего учить?

— Сейчас мне легче всего учить любой из романских или германских языков, потому что я знаю их уже достаточное количество. За последние годы самым тяжелым испытанием было изучение китайского. Я тоже учил его для телевизионной программы.

 Сколько времени у вас заняло изучение китайского?

— Где-то три-четыре месяца. Это был достаточно базовый уровень, но необходимый для создания телевизионной программы.

 И сколько языков вы знаете сейчас? Я читала, что вы можете читать на 50 и пользуетесь 8-ю.

— Да, есть определенная иерархия. Есть языки, которыми я пользуюсь более-менее постоянно, работаю в любом качестве — преподавателя, переводчика, бываю в этих странах чаще всего. Есть те языки, которыми я пользуюсь в разговорном варианте, но на которых реже общаюсь. Есть языки, которыми пользуюсь пассивно, скажем, в режиме чтения. В общей сложности где-то порядка 50 в разных вариантах.

 Есть мнение, что в современном обществе человек не может не знать менее двух языков. Вы с этим согласны?

— Человек может и одного языка не знать. (Смеется.) Но тут опять-таки поднимается вопрос мотивации. Большинство сфер человеческой деятельности в современном мире требует знания более чем одного языка. Конечно, можно жить в лесу, заниматься разведением чего-нибудь и не пользоваться никакими языками, но эти сферы все более сужаются. Конечно, лучше язык знать, чем не знать. Чем больше их знать, тем лучше.

«Создание культурного продукта — это очень важный и мощный стимул, мотивирующий людей на изучение любого языка. Это даже более важно, чем количество каких-то обязательных уроков в школьной программе» «Создание культурного продукта — это очень важный и мощный стимул, мотивирующий людей на изучение любого языка. Это даже более важно, чем количество каких-то обязательных уроков в школьной программе» Фото: Василий Иванов

«Я ПЕРЕВОДИЛ МНОГО ЛЮДЕЙ ВЫСШЕГО УРОВНЯ — ГОРБАЧЕВА, ЕЛЬЦИНА, ПУТИНА»

 Чем вы сейчас занимаетесь? Готовите передачи, выступаете переводчиком?

— У меня есть издательство, в котором мы работаем над методиками в книжном формате, в формате мобильных приложений по различным языкам, в том числе необходимым для применения в какой-то профессии — в деловой сфере, научной. Одно из направлений деятельности этого издательства — продвижение русского языка в других странах. Также у нас выходит серия «Русский язык для иностранцев». Еще одно направление связано с созданием языковых книжных путеводителей по разным регионам России.

 Что они будут собой представлять?

— Например, первый — путеводитель по истории Москвы, который мы планируем издать на основе ряда основных языков ее жителей. Если будет интерес, сделаем такой же для Казани и Татарстана. Нам уже поступило аналогичное предложение из Петербурга, и я думаю, что было бы интересно сделать нечто подобное и здесь.

 То есть человек открывает путеводитель и сразу понимает, в какой регион он попал, что тут было, есть и будет?

— Да, потому что очень важно расширять туристическую привлекательность наших регионов.

 У вас бывают личные приглашения быть синхронным переводчиком?

— Я занимаюсь этим уже много лет и преподаю синхронный перевод в лингвистическом университете.

 Какие-то знаменитости, политики вас приглашают?

— Сами политики не приглашают, конечно, но я переводил достаточно много людей высшего уровня. Если брать наших лидеров, то Горбачева, Ельцина, Путина и многих других людей в ранге министров или глав крупных корпораций, иностранных государств.

 Поступали ли вам какие-то отзывы (может быть, спустя какое-то время) от участников «Полиглота» — благодарности или наоборот?

— Конечно, я со многими из них общаюсь до сих пор. Не все из них пользуются языками, которые они учили, но многим они пригодились. Некоторые даже используют их в профессиональной деятельности.

— У нас президент Татарстана тоже изучает несколько языков. Успели с ним пообщаться?

— К сожалению, пока не было возможности.

 Может быть, в другой раз тогда получится. Спасибо вам большое! Надеюсь, что вам понравилось у нас и вы еще приедете с новыми проектами.

— Вам спасибо! Обязательно.

Какие языки вы знаете?
21%Русский
25%Русский и татарский
20%Русский и иностранный
27%Русский, татарский и иностранный
7%Знаю более трех языков
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (278) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
26.09.2019 08:14

Ура! Спасибо!

  • Анонимно
    26.09.2019 08:14

    Ура! Спасибо!

    • Анонимно
      26.09.2019 10:46

      Хорошо.. Теперь узнают больше людей о существовании и татарского языка...

      • Анонимно
        26.09.2019 11:52

        Походу в правительстве РТ читают комментарии с БО.
        Будем надеяться что методика хорошая
        Может научусь чему

    • Анонимно
      26.09.2019 10:52

      лично мне очень импонирует этот мужчина, я смотрела его выпуски с английским языком, когда его по тв показывали. потом как-то упустила момент и перестала следить. сейчас с татарским начну)

    • Булгарин
      26.09.2019 11:24

      Правильно сказал, что при изучении языка важна не методика, а мотивация. Вот и надо заниматься методикой, хотя и это важно, но это вторично, и даже третично. А вот главное - это мотивация, если ее не будет, то и стимула изучать язык не будет. Постепенно переходя на уровень любительского изучения, на уровень кухонных языков, на уровень общения с бабушками и дедушками, он исчезнет из обращения. Потому и надо в первую очередь заниматься этими вопросами. А это продвижение знание языка на уровень государственного. Об этом в свое время не позаботились наши руководители, потому и проблемы с языком мы испытываем сегодня. Не могут понять до сих пор мотивацию того же Шаймиева, который не продвигал татарский язык на этот уровень. Не могут понять, почему не были созданы условия для создания национального университета, который бы готовил кадры для тех же госучреждений, но с обязательным знанием двух государственных языков. Теперь вроде начали продвигать идею, именно идею, создания школ с изучением трех языков, но боюсь, что скорее это будет та же школа с углубленным изучением английского на фоне русского языка. Не более. Опять таки, где мотивация для изучения татарского языка? С русским и английским понятно, а вот с национальным языком полный аут. Да, еще на фоне борьбы прокуратуры с обязательным изучением этого языка.

      • Анонимно
        26.09.2019 12:20

        А что, у вас у самого-то нет мотивации? Всем комментарии пишете на русском языке исключительно. Используйте, популяризируйте, претворяйте свои идеи в жизнь. Слабо?

        • Булгарин
          26.09.2019 12:55

          Могу написать и на татарском, могу и на английском и на немецком, но думаю, вы на русском то мало что понимаете, к сожалению.

          • Анонимно
            26.09.2019 14:41

            Я же не спрашивал, что вы можете. Я спросил, почему не пишете на татарском языке, хотя так сильно за него радеете и призываете всех его учить и использовать. Вы понимаете вопрос?
            Но я и так знаю, почему вы уклоняетесь от ответа на него, ответ очевиден и очень противен вашим националистическим воззрениям...

            • Булгарин
              26.09.2019 16:10

              Я же объяснил. Но еще раз, если не поняли. Вы даже на своем русском, родном не понимаете о чем речь, как же еще до вас довести, что для развития языка надо, чтобы была мотивация его изучать, даже среди таких как вы, а для таких как вы, изучение татарского языка нужно для того, чтобы у вас развивалась голова. Изучение языков в этом здорово помогает. А у вас с этим явные проблемы. А еще это полезно просто для воспитания человека как личности. Знающие и изучающие языки тех народов, которые живут у вас по соседству, приводит как к взаимопониманию, так и к уважению.

              • Анонимно
                26.09.2019 18:19

                последнее предложение страдает по грамматике)
                с уважением и взаимопониманием, похоже, такая же проблема)

              • Булгарин
                26.09.2019 19:59

                Да, правильно будет так. Знание и изучение языков ..... Просто пишу, не перечитывая. Иногда так бывает, что к концу мысль трансформирует предложение под другую стилистику.

          • Анонимно
            26.09.2019 14:44

            Булгарин, вы вечно недовольны.
            То что делается в статье - это хорошо. Такую оценку и надо дать.

            Вы, кстати, ни грамма мотивации не прибавляете - наоборот, вы делаете хуже.

          • Анонимно
            26.09.2019 15:14

            а хамить обязательно? ps. знание языков не сделало вас культурным человеком, к сожалению.

            • Булгарин
              26.09.2019 16:12

              Хамят тут многие, особенно по поводу изучения татарского языка. Это всего то естественная реакция нормального человека.

              • Анонимно
                26.09.2019 17:23

                как раз не нормального

              • Анонимно
                27.09.2019 09:02

                26.09.2019 16:12
                Неприятная для вас реакция, вызвана именно ТРЕБОВАНИЯМИ о ПРИНУДИТЕЛЬНОМ обучении языку!

                • Булгарин
                  27.09.2019 10:09

                  Почему то эта реакция не возникает у вас с требованием обязательного или как пишете принудительного изучения, например, английского языка или уроков химии, хотя уверен, что 90% выпускников об этих предметах через полгода забудут.

      • Fandas Safiullin
        26.09.2019 12:29

        Уважаемый Булгарин!
        Ваши «Не могут понять», я, по-своему, понял давно и могу поделиться с Вами.
        Бесспорную истину, разумеется, не гарантирую.

        Редакции БО я разрешаю сообщить Вам мои координаты.

        Обращаюсь к редакции БО: сообщите, пожалуйста, мой телефон и электронный адрес Булгарину, если он обратится с такой просьбой.

      • Анонимно
        26.09.2019 13:40

        11.24 Разделяю Ваше негодование.Но я прекрасно понимаю, почему он так себя вёл... И сейчас - эти полилингвальные школы, это тот минимум, которым он пытается искупить это...

        • Анонимно
          26.09.2019 16:55

          Для мотивации и доброго знака для всех я бы посоветовал Минниханову уволить из органов власти несколько татар в ранеге вице-премьеров и министров, демонстративно нежелающих говорить по-татарски даже для татароязычного интервью на ТНВ. Фамилии не называю потому, что не пропустят комментарий. Если другие не поймут, то еще уволить.
          Рим Дашкин

          • Анонимно
            26.09.2019 17:05

            А им незачем говорить на татарском. Если люди хорошо работают, то будут работать, если плохо так и так выгонят. Заставить знать и говорить на татарском не могут, под статью ничего не хочет.

          • Анонимно
            26.09.2019 17:47

            26.09.2019 16:55
            А Дашкина - ВЗЯТЬ!!!

        • Анонимно
          27.09.2019 10:30

          Булгарин татар түгел.

        • Анонимно
          27.09.2019 10:30

          Булгарлар урыс телле.

    • Анонимно
      26.09.2019 12:29

      Главное, что передача будет в Ютюбе, а тв итак мало смотрят. Вот уже 1 урок в Ютюбе выложен
      https: m.youtube.com watch?v=Z2ZrjzyWPEo
      Если подписаться, ничего не пропустишь

    • Анонимно
      26.09.2019 13:19

      Все верно, чтоб учили татарский, нужен хайп, этот проект тоже на пользу.

    • Анонимно
      26.09.2019 13:48

      Для чего это нужно,желающие могут учить татарский в школе,в мечетях,даже в православных приходах!Деньги девать некуда!

      • Анонимно
        26.09.2019 14:48

        13.48 И здесь свои приходы всунули! Ну сколько можно уже навязывать это?

        • Анонимно
          26.09.2019 16:45

          26.09.2019 14:48
          А сколько татарский язык можно навязывать?

        • Анонимно
          26.09.2019 20:43

          А что вас так корежит при упоминании приходов? Что вам навязывают, опомнитесь.

    • Анонимно
      28.09.2019 06:54

      Таких "лингвистов" пруд-пруди. Вешают лапшу на уши дилетантам и стригут бабло. Кстати, у него и по Казахстану чес был. И да, Мутко его ученик. Как говорится, результат налицо.

  • Анонимно
    26.09.2019 08:14

    Акылы. уйлап чыгардылар.

  • Анонимно
    26.09.2019 08:29

    Не научит. Познакомит.

    • Анонимно
      26.09.2019 10:54

      смотря как заниматься. я на его видеоуроках закрепила свой английский. базовый был, но давно и в школе. сейчас же понимаю все конструкции, на которых он строится. от мотивации зависит.

      • Анонимно
        26.09.2019 11:20

        Интересно, у него в дипломе значится специальность - татарский?

      • Анонимно
        26.09.2019 15:03

        Так английским он владеет в совершенстве, а татарского не знал совсем до этой программы. То есть программу создал человек, не знающий татарского. В наших школах мы такое уже проходили.

  • Анонимно
    26.09.2019 08:30

    Спасибо за интересное интервью профессионала. Обязательно поищу теперь его ролики по обучению английскому на ютубе. Ну а на счёт проекта на канале Татарстан 24 (даже не представляю, где этот канал в сетке находится, никогда не смотрел) - то опять же мнение профессионала: успех зависит от мотивации, а ее как не было, так и нет, и даже представить сложно, что может меня или моих детей мотивировать всерьёз на изучение татарского языка... Но, это лишь мое частное мнение, наверное найдутся поклонники этого телепроекта, достаточно мотивированные, добровольно и по собственной воле самое главное

    • Анонимно
      26.09.2019 08:45

      08.30 Английский на тв Культура. Интересно, английский Там же вроде и нем и исп. . Остальное сомнительно

    • Анонимно
      27.09.2019 08:57

      А чо за канал?

  • Анонимно
    26.09.2019 08:32

    Очень круто! Дмитрий Петров- супер профессионал! Обязательно буду смотреть и учить!

    • Анонимно
      26.09.2019 09:21

      А что раньше в школе не учили?

      • Анонимно
        26.09.2019 10:55

        вам ли меня судить?

      • Анонимно
        26.09.2019 11:44

        У меня татарского не было в школе, потому что я не татарка. Раньше даже выбора не было.

        • Анонимно
          26.09.2019 12:15

          Азат Д

          А вычто, двоем решили ответить?
          Всегда можно было выбрать татарский обучением, факультатив был.

        • Анонимно
          26.09.2019 13:00

          11.44 При таком рвении всегда можно найти возможность и не дожидаясь Петрова

  • Анонимно
    26.09.2019 08:34

    Сейчас владеют татарским языком около 5–10 процентов татар
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/364255

    • Анонимно
      26.09.2019 08:56

      глупости не пишите, все деревни говорят на татарском и даже в городе, представьте себе, процентов 50 знают и говорят. рано радуетесь!

      • Анонимно
        26.09.2019 10:25

        Я например вот не говорю, но если нужно будет вспомню пару слов и все понимаю. Думаю таких нас много

    • Анонимно
      26.09.2019 08:59

      Опросник посмотрите! Получается 50 с лишним

      • Анонимно
        26.09.2019 09:22

        Какие 50? Самому не смешно. 10 % максимум, это цифры абсолютно реальные.
        Ну а если считать тех кто по татарски знает всего насколько слов, то тогда модно смело говорить 100 %.

        • Анонимно
          26.09.2019 11:07

          По роду своей деятельности нахожусь каждый день в разъездах на автомобиле по рынкам Республики Татарстан, Самарской, Ульяновской, Оренбуржской и Нижегородской областей, в Республиках Башкортостан, Чувашия и Мари-Эл.
          Накатал около 250 тыс. км.
          Из собственных наблюдений могу сказать, что татарская речь на улицах чаще и повсеместно слышно в РТ и РБ, а также в северных районах Самарской, Оренбуржской и Ульяновской областей. В Чувашии только в отдельно взятых районах - Комсомольском и Батыровском. В Нижегородской области - в Сергачском районе. В Мари-Эл только пару раз приходилось слышать и общаться. Но и марийская речь редко слышна. В Чувашии чувашская речь распространена.
          В данный момент нахожусь в Самарской области в райцентре Шенталинского района - поселке Шентала. Здесь тоже часто слышна татарская речь. Процент татарского населения говорят где-то 20%.

          • Анонимно
            26.09.2019 18:01

            26.09.2019 11:07
            Спасибо Вам за интересный и познавательный комментарий!
            Знаю что по статистике:
            В Старокулаткинском районе Ульяновской области татары составляют 95% населения!
            В Камышлинском районе Самарской области - 81%.
            В Краснооктябрьском районе Нижегородской области - 68%
            Хотелось бы услышать Ваше мнение!

            • Анонимно
              26.09.2019 18:41

              В Старокулаткинском районе не довелось бывать.
              В Краснооктябрьском районе Нижегородской области был прошлым летом. Татарская речь слышна довольно часто. У них своеобразный говор и интонация. Дома в селах этого района выглядят зажиточнее.
              В Камышлинском районе Самарской области тоже был прошлым летом. Там, по мне так, татарский язык даже распространеннее чем русский.

              • Анонимно
                26.09.2019 18:54

                26.09.2019 18:41
                Спасибо БОЛЬШОЕ!
                Очень интересно!
                Одно дело -статистику читать, Другое - ЖИВОЕ свидетельство! Успехов Вам!
                И новых комментариев!

          • Анонимно
            26.09.2019 19:12

            26.09.2019 11:07
            По Комсомольскому району Чувашии, есть такое наблюдения Татьяны Нефедовой - она географ, специализируется на проблемах социально-экономического развития СЕЛЬСКОЙ местности России:
            "Комсомольский район на юго-востоке Чувашии, чувашско-татарский. 69,2 % населения — чуваши; 26,2 % — татары; 4,3 % — русские. Татарских сел немного, но они — самые крупные, по несколько тысяч жителей, все с новенькими мечетями. Русское население постепенно «вымывается» из района, его нишу занимают чуваши. Наплыв мигрантов велик. Население района неуклонно растет. Его плотность выше, чем в чувашских районах, и сопоставима с югом России. Ну а татарская специфика видна сразу: по богатым и изукрашенным каменным домам, активным стройкам, количеству скота, причем бросаются в глаза табуны лошадей. В каждом доме — легковая машина, а нередко и грузовик. В колхозах чаще заняты чуваши и женщины-татарки. А мужское татарское население — на отходе: стройки в Татарстане, нефтяные вахты, сбыт леса, купля-продажа сельхозпродукции для того и грузовики. Все это прекрасно уживается с крепкими колхозами. В Комсомольском районе из 27 предприятий убыточны два-три."

        • Анонимно
          26.09.2019 11:20

          похоже, что Вы хотите , чтобы меньше людей знало свой язык.

    • Анонимно
      26.09.2019 09:13

      5-10 % это конечно неправда.
      Около половины татар в совершенстве владеют татарским, еще четверть изъясняются хорошо

    • Анонимно
      26.09.2019 09:43

      Что за бред? Не пишите ерунду!

  • Анонимно
    26.09.2019 08:47

    Еще один профан от лингвистки, но эксперт ЕГЭ. На экзамене давно есть устная часть!

    • Анонимно
      26.09.2019 10:11

      Чтобы Петрова назвать профаном, надо самому быть дикарем вчера вылезшим из леса.

      • Анонимно
        26.09.2019 12:22

        Чтобы Петрова назвать профаном, достаточно самому изучить хотя бы один иностранный язык до высокого уровня, вот и все, это будет очевидно

      • Анонимно
        27.09.2019 12:17

        Позвольте представиться: учитель высшей категории, уровень владения иностранным C2, 5 лет практики за рубежом. Смотрела его передачу. Смеялась.

        • Анонимно
          27.09.2019 14:05

          12.17. Смейтесь дальше. А Петров просто берет и делает. То есть, помогает людям овладеть разговорным уровнем иностранного языка. И не в пример вам, у него это получается.

  • Анонимно
    26.09.2019 08:48

    У татарских телеканалов и интернет ресурсов самые минимальные рейтинги, они работают в убыток на дотации, а передача о татарском языке тем более внимания не привлечёт и удовольствие оплачивать передачу далеко не из дешевых. Татарский надо прививать дома, когда говорит вся семья, тогда и ребёнок будет на нем говорить. С другой стороны дочка соседа лет до 5 не знала русский язык и говорила исключительно на татарском, а сейчас ей уже 12 и забыла татарский и учить его не желает. То есть за многие десятилетия при наличии возможностей, языковой среды так и не смогли привить татарам любовь к татарскому, все больше татар его забывает и не хочет знать ни добровольно ни принудительно. Видимо повлиять на естественные причины никак не получится.

    • Анонимно
      26.09.2019 09:26

      08.48 Поднимите исторические справки по 1958 году как ломали языковую среду.

    • Анонимно
      26.09.2019 13:20

      Передача уже в Ютюбе, значит можно смотреть с любого смартфона, а телеканалы это прошлый век

    • Анонимно
      26.09.2019 17:50

      Не дома только должен прививаться язык, а важно чтобы и в детсадах также. Почему бы детсадам не быть поровну татарских и русских в Казани и других городах. Затем и школ должно больше с татарски языком обучения, не один или два, а также поровну.

      • Анонимно
        26.09.2019 19:41

        26.09.2019 17:50
        А Вы не боитесь, что в одной половине будет ГУСТО, а другой - ПУСТО!

  • mad big
    26.09.2019 08:48

    Даже не смешно. Пришлось тяжелую артиллерию подключать в виде этого талантливейшего человека. Ну может хоть он своим незашоренным взглядом и поможет создать реально прорывную методику изучения татарского, которая действительно будет интересна детям. Написавшие горы бесполезной макулатуры наверное скрежещут зубами от бессилия.

    • Анонимно
      26.09.2019 09:21

      -8.48 Только для тех кто пожелает. Насильно мил не будешь. Было уже на ЭХО МОСКВЫ.Что там, каков эффект?

      • mad big
        26.09.2019 09:55

        Мизер полный. Эхо слушаю постоянно. По сравнению с украинским вообще ничего.

        • Анонимно
          26.09.2019 10:22

          Да, очень странная передача на Эхе. Даже для привычного к тат. яз. уху не все понятно и совершенно не запоминается.

        • Анонимно
          26.09.2019 10:48

          09.55 Нашли чем гордиться: слушаете Эхо. Не говорили бы об этом вслух

          • mad big
            26.09.2019 11:30

            А почему бы и нет? Не говорите что мне делать, и я не скажу куда вам идти. Там кстати есть масса интересного контента.

          • Анонимно
            26.09.2019 13:05

            10.48 Гордиться нечем? А здесь на сайте БО об этом с гордостью сообщалось про уроки тат яза на Эхе Москвы

          • Анонимно
            27.09.2019 10:42

            10.48. А я смотрю Соловьёва, Кисилёва. И "горжусь" этим по самое не могу.

      • Рашид
        26.09.2019 11:29

        09:21 Насильно мил не будешь, если только это не русский. Где уместно сказать любовь зла, полюбишь и козла.))) Очередная бесполезная акция. Лучше бы сделал нормальную методику по русскому, а то учат всю жизнь а запятые даже поставить не умеют. Образование базовых предметов государства не бывает добровольным нигде и никогда.

        • Анонимно
          26.09.2019 12:44

          Почему ты решил, что татарский - это базовый предмет?

        • Анонимно
          26.09.2019 13:07

          11.29 НЕ получается у тебя просто говорить . ВСЕ невпопад

          • Анонимно
            26.09.2019 13:46

            13.07 Спасибо вам! Никак не мог понять , что обычно хочет Рашид сказать.... Вы мне помогли: теперь я знаю, что его и понимать-то не надо стараться ))))

            • Рашид
              26.09.2019 16:31

              13:46 Так бывает когда по существу ответить нечего. Все просто как медный пятак. Татарский язык для татар такой же как русский для русских. И методы развития и популяризации языков принципиально ничем не отличаются. Нет ничего нового кроме обязательного преподавания в общеобразовательных школах начиная с садиков.

      • Анонимно
        27.09.2019 10:39

        Отношения уже не до взаимной милости. Доиграетесь.

    • Анонимно
      26.09.2019 15:08

      В начале своего курса он говорит, что обязательно нужна мотивация, и каждого спрашивает о мотивации. Его метода для взрослых, которые понимают что им надо и зачем. Для детей такая форма не очень подходит. Эта программа - очередное освоение средств.

  • Анонимно
    26.09.2019 08:54

    Петров поставит шоу и уедет. А наши могильник опять займутся принудиловкой. Ибо иначе не могут и не умеют

    • Рашид
      26.09.2019 11:33

      08:54 Это пока ваши принудиловкой занимаются устраивая могильник своим согражданам. А шоу таки да. Куры смеются от этой вольницы.)

  • Рамзай
    26.09.2019 08:55

    Знаю 3 из 8 международных языков - русский, испанский и английский. Хочу и возможно ещё когда нибудь выучу еще 1-2. Ну и чем нормальный человек будет занимать свою память, время для изучения языка, отдаст предпочтение татарскому или французскому, немецкому и другим? Что в приоритете...

    • Анонимно
      26.09.2019 09:30

      У меня сейчас в приоритете арабский и персидский.
      Татарским, турецким и русским владею.

      • Анонимно
        26.09.2019 09:48

        Ну а мы как то в мракобесие впадать не стремимся

        • Анонимно
          26.09.2019 11:29

          Вот тебе на, знание русского уже мрак?

          Стремление читать персидскую поэзию в оригинале уже мрак?

          • Анонимно
            26.09.2019 13:47

            11.29 У него фобия на всё не русское )))))
            Особенно раздутая фобия на восточное: они такие, скрепы в голове )))

      • mad big
        26.09.2019 09:54

        Кому восток ближе, кому запад. Нормальное явление.

      • Анонимно
        26.09.2019 11:43

        Что вы полезного и интересно для себя почерпнёте на персидском и арабском языках?
        Они лидеры в каких сферах знания?

      • Анонимно
        26.09.2019 18:12

        Если знаешь татарский, то турецкий очень легко выучить.

      • Анонимно
        26.09.2019 18:13

        26.09.2019 09:30
        Интересно, сколько людей владеют одновременно арабским и испанским?

  • Анонимно
    26.09.2019 08:59

    Кому надо - учите.
    А к тем,кому он не нужен - не приставайте и даже не пытайтесь их заставлять учить силком.

    • Анонимно
      26.09.2019 10:26

      Да никто уже не заставляет, все добровольно теперь!

    • Анонимно
      26.09.2019 13:22

      Вы про какой предмет говорите?

      • Анонимно
        26.09.2019 13:50

        13.22 Про русский язык же. Говорят, что будет теперь добровольно для не русских. В это слабо верится, конечно. Но вот литературу русскую точно надо убрать. Насильно милыми хотят сделаться! Ну, не нужна она в будущем ни для карьеры, ни для жизни. НЕ НУЖНА!!! Только место занимают в извилинах.

        • Анонимно
          26.09.2019 15:18

          тогда и на поступление в российские вузы, где преподавание идет на русском языке, не претендуйте. добровольно так добровольно.

          • Анонимно
            26.09.2019 16:21

            Там речь о литературе. Понять прочитанное не в состоянии?? Незнание сказки про Иванушку-дурачка помешает ему учиться в ВУЗе?

            • Анонимно
              26.09.2019 18:17

              26.09.2019 16:21
              Сказка о Репке ТОЧНО поможет поступить!
              А о Колобке - пересдать!

          • Анонимно
            27.09.2019 11:05

            15.18. В ВУЗах будут учиться не более 25% населения. Больше, в нормальной экономике, просто не нужно.

          • Анонимно
            27.09.2019 11:06

            РФ - страна с 90%-ным высшим образованием. Вот где курам смех.

          • Анонимно
            27.09.2019 11:10

            Образовательная пирамида РФ перевёрнута.
            Недаром, пирамида вниз головой была символом WS в Казани.

            РФ стала страной без квалифицированных рабочих и ИТР.

        • Анонимно
          26.09.2019 18:15

          26.09.2019 13:50
          Мда...

  • Анонимно
    26.09.2019 09:00

    Вспомнил роман Конан Дойля и диалог Холмса с Ватсоном.

    "— Видите ли, — сказал он, — мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке. Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно. Уверяю вас, придет время, когда, приобретая новое, вы будете забывать что-то из прежнего. Поэтому страшно важно, чтобы ненужные сведения не вытесняли собой нужных.

    — Да, но не знать о солнечной системе!.. — воскликнул я.

    — На кой черт она мне? — перебил он нетерпеливо. — Ну хорошо, пусть, как вы говорите, мы вращаемся вокруг Солнца. А если бы я узнал, что мы вращаемся вокруг Луны, много бы это помогло мне или моей работе?"

    Вот так и с языками - зачем учить и тащить в голову языки, которые никак не пригодятся.

    • mad big
      26.09.2019 09:30

      +100500!!!!

      • Анонимно
        26.09.2019 10:55

        09.00 Попытайся понятно и доходчиво обьяснить англичанину (у которых всего 2 падежа) свои 6 падежей ,да еще по разному склоняются в мужском,женском и среднем роде.Да и еще не забудь зазубрить без принуждения как склоняются по особому существительные -исключения.И будут ли другие иностранцы учить такие заморочки ?Да и они скажут на кой черт учить такой сложный и запутанный ,времязатратный язык.
        И заметь в татарском и английском прилагательные не склоняются.Выигыш по времени будет у татарского и английского языков.

        • Анонимно
          26.09.2019 11:38

          пусть иностранцы не учат русский. пусть учат татарский. главное -ДОБРОВОЛЬНО.

          • Анонимно
            26.09.2019 14:11

            Правильно иностранцы не учат по 9 часов к чему им тратить время на зубрежку ударения в слове "новости",которое ничего не дает.Вот
            поэтому у иностранцев хватает время и получается делать смартфоны,ноутбуки и всякую передовую технику.А вы с своей"бездонной бочкой" все буксуете и буксуете...Никаких успехов ни в технике,ни в экономике.

            • Анонимно
              26.09.2019 15:19

              перечислите ка СВОИ достидения в техрике и экономике.

            • Анонимно
              26.09.2019 18:19

              26.09.2019 14:11
              Менделеев, Капица и Королев буксовали, буксовали...

              • Анонимно
                26.09.2019 19:01

                При Менделееве,Капице и Королеве не было ЕГЭ и поэтому были успехи в технических науках.Тогда
                писали только диктанты и сочинения.

            • Анонимно
              26.09.2019 18:21

              26.09.2019 14:11
              Почему никаких успехов? ВАС вот выучили! Разве это НЕ достижение?

          • Анонимно
            26.09.2019 18:14

            Русский тоже нужно учить добровольно. Кому надо, пусть учат.

    • Анонимно
      26.09.2019 10:41

      Как говорил нам замдекана в КГУ: "Не уважаю людей, которые боятся заполнять голову знаниями".

      • Анонимно
        26.09.2019 11:37

        но нигде не написано, что это должны быть знания татарского языка.

        • Рашид
          26.09.2019 12:06

          11:37 Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин.)

          • Анонимно
            26.09.2019 12:13

            Молодец! Уважаю!

            • Анонимно
              26.09.2019 18:22

              26.09.2019 12:13
              Да ПОШУТИЛ он!

            • Анонимно
              27.09.2019 09:42

              26.09.2019 12:13
              У ортодоксов -УЗОСТЬ мышления! НИ иронии, НИ юмора, НИ сарказма - НЕ понимают!

          • Анонимно
            26.09.2019 13:52

            12.06 Когда коммунизм построите нам, ленинец? ))))

            • Рашид
              26.09.2019 14:38

              12:06 А у нас тут и так коммунизм за ваши деньги.) Все как у Ленин бабай. Недавно заметил памятник очистили от окружавшего чапыжника. Глядишь умоют и покрасят к ноябрьским.))) Всеж по кругу идёт как у зашоренной лошади...

              • Анонимно
                26.09.2019 18:24

                26.09.2019 14:38
                Бабай Бабаем, а Декрет о создании Татарской АССР ТАКИ подписал!

          • Анонимно
            26.09.2019 16:01

            12:06 Вот Рашид (Радион) выдал. Молодец.

      • Анонимно
        26.09.2019 14:20

        А мама нам всегда говорила, что лишних знаний не бывает.

      • Анонимно
        26.09.2019 15:13

        Кто-то тащит всё в голову, кто-то в квартиру. Забитые хламом квартиры вряд-ли отличаются от забитых хламом мозгов.

    • Анонимно
      26.09.2019 10:51

      Мистеру Холмсу вполне позволительно так рассуждать. Но глядя на интеллектуальный уровень большинства тех, кто так рассуждает, вспоминается известное высказывание министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Викторовича Лаврова. Цитировать не буду.

    • Анонимно
      26.09.2019 13:51

      09.00 То же касается русской литературы!

    • Рашид
      26.09.2019 14:42

      09:00 На месте русских мы бы так же говорили.) Давайте все на английский перейдём, а русский сделаем добровольным с татарским вместе. Добавим ещё обязательный китайский.

    • Анонимно
      28.09.2019 09:16

      Возражу, пожалуй, Холмсу. В мозге у людей не одинаковое кол-во клеток. Возместить нехватку можно дополнительными нейронными связями между клетками. Чем больше связей, тем лучше. ...чердак так работает.

  • Анонимно
    26.09.2019 09:04

    Любопытно, а сколько ему за это заплатили?

    • Анонимно
      26.09.2019 09:25

      Это не дешевое удовольствие. Сабантуи в Париже и Нью-Йорке обходятся намного дешевле передач на ТВ.

      • Анонимно
        26.09.2019 09:46

        ДА не. Это не ТВ КУЛЬТУРА. Это наш местный ТВ - доступная цена. Исключительно по желанию

    • Анонимно
      26.09.2019 10:52

      09:04 У вас есть своя методика? Тоже хотите предложить?

  • Анонимно
    26.09.2019 09:23

    Изучал по его приложению английский, остался недоволен, он действительно может познакомить с языком, как здесь написали, но не научить. Что хорошо в его изучении это грамматика с основ до продвинутого уровня, но лексики у него нет и это надо понимать.

    • Анонимно
      26.09.2019 17:21

      9.23. У Петрова отличная методика по изучению языков. А лексику за вас, никто и не обязан учить. Словарный запас языка пополнять должны только вы сами.

      • Анонимно
        26.09.2019 17:41

        Да, он дает структуру, морфологию языка.
        Лексику по аналогии, исходя из собственных нужд, подбираете сами.
        Если морфология языка известна, заменить слово "х", на слова "у" и "z" не составит труда.

        • Анонимно
          26.09.2019 18:50

          26.09.2019 17:41
          Давайте БЕЗ матов!
          А то Вы такими темпами и до И краткого дойдете!

    • Анонимно
      26.09.2019 18:16

      09.23 Здесь дается база(матрица) языка и эту базу надо выучить -как таблицу умножения.

      А лексику и словарный запас пополняешь постепенно.
      Для татарского в основном надо запомнить слова-корни и запомнить смысл окончаний,суффиксов .
      Например в татарском основным окончанием для профессий,рода деятельности является окончание -че(-чы):футболист-футболчы(футбол+чы),кузнец-тимерче,летчик-очучы,каменщик-ташчы,сапожник-итекче,скульптор-сынчы.
      В английском основным окончанием является -er(-or):gardener-садовник,actor-актер,maneger-управляющий .В татарском есть схожее окончание для обозначения рода деятельности -кәр(-гәр):эшмәкәр-предприниматель,сәүдәгәр-торговец.
      Для русского надо запомнить 8 суффиксов :-щик,-чик,-овщик,-льщик,-ник,-тель,-итель,-ец.
      Например в татарском надо запомнить 2 уменьшительных суффикса -чек(-чык):таякчык-палочка.И 2 ласкательных суффикса -кай(-кәй):кояшкай-солнышко.
      То в руском надо запомнить 13 уменьшительно-ласкательных суффиксов:-ец,-ок,-ек,-ик,-чик,-ка,-ушка,-юшка,-енька,-онька,-очек,-ечек.

  • Анонимно
    26.09.2019 09:26

    С удовольствием бы посмотрел уроки. Но кто составил такое расписание: в 9.30 и 14.30 по будням? Дети в это время в садиках и школах, взрослые - на работе. В субботу вставать в 5.30 утра тоже удовольствия мало.

    • Анонимно
      26.09.2019 09:39

      На ютюбе говорят видео будут.

    • Анонимно
      26.09.2019 10:20

      Согласен с вами, этим все и сказано. Вот такое отношение к языку. Вот такая приоритетность

    • Анонимно
      26.09.2019 10:49

      09.26 А во сколько надо? Вместо программы "Время"?

      • Анонимно
        26.09.2019 14:07

        Мне было бы удобно с 7 до 8 утра или после 7 вечера. А в 9.30 и 14.30 - это для кого? Кто целевая аудитория этой телепрограммы? Неработающие пенсионеры?

    • Анонимно
      26.09.2019 18:15

      В интернете есть.

  • Анонимно
    26.09.2019 09:26

    Ну вот же, адекватный взгляд на изучение языков от эксперта. Все абсолютно верно сказал, необходимо мотивировать к изучению языков, показывать положительные стороны от его изучения, и результаты, каких можно достичь в жизни (профессиональные, творческие и т.д.). При этом выстраивая современную и, самое главное, эффективную методику преподавания. А не вот это блеющее со всех дыр "обяееееезан" чонки Татарстанда яши.

    • Анонимно
      26.09.2019 10:21

      Согласен с вами, но так можно далеко уйти в изучении любого предмета. Детям дай волю, они вообще ничего учить не будут. Тут можно долго спорить. Но в любом случае базу нужно получать в школьные годы, хотя бы потому что потом во взрослой жизни нет попросту времени.

      • Анонимно
        26.09.2019 10:44

        "Детям дай волю, они вообще ничего учить не будут"

        Именно поэтому с 2020 года ЕГЭ по-английскому будет обязательным.

        • Анонимно
          26.09.2019 11:57

          ЕГЭ по английскому будет обязательным не "именно поэтому", а потому что государство не хочет предоставлять бесплатное высшее образование.
          Думаю, это не последний обязательный ЕГЭ, который нам подарит власть.

  • Анонимно
    26.09.2019 09:28

    Контроль обучения как будет происходить? Без него невозможно будет понять научился человек или нет.

    • Анонимно
      26.09.2019 09:49

      А вам лишь бы проконтролировать. Или наказать вообще

      • Анонимно
        26.09.2019 09:59

        Да. контроль - составляющая обучения после тренировки. Но, тут и тренировки не предусмотрено.

      • Анонимно
        26.09.2019 11:03

        Да хоть заминусуйтесь....Любое обучение делится на этапы. А ТУТ ЭТАП ОДИН - ПОЗНАКОМИТЬ.

      • Анонимно
        26.09.2019 13:15

        Наш минобр пытался ввести котроль по тат язу. Уже забыли,?

        • Анонимно
          26.09.2019 14:30

          Контроль -это когда егэ для вуза и если останешься на второй год.
          Разве из за не сдачи татарского оставляли на второй год?

  • ЛДПР
    26.09.2019 10:14

    Вот и хорошо, кому надо пусть и учат...но навязывать я не позволю..

  • Анонимно
    26.09.2019 10:18

    поздно пить боржоми....

  • Анонимно
    26.09.2019 10:24

    Идея хорошая, опоздала только лет на 15. И с каналом не повезло.

  • Анонимно
    26.09.2019 10:31

    это всё пиар с отмывом кучи бабла... Те, кто ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хочет выучить язык - идите в школу "анателе". Там мега профи Кадрия Фатхуллова

    • Анонимно
      26.09.2019 11:49

      Она — золото человек! Преподователь с большой буквы.

  • Анонимно
    26.09.2019 10:33

    Правильный шаг. Хотя и запоздалый. Необходимо привлекать профессионалов высокого уровня. Не только в спортивные клубы. Культурных и образованных людей, которые понимают, что языковое разнообразие - богатство. Создавать стимулы, и как говорит сам Петров, мотивации.

  • Анонимно
    26.09.2019 10:38

    Как всё просто.24 урока по 24 минуты.А зачем тогда школьников каждый день мучить.

    • Анонимно
      26.09.2019 11:07

      русский язык нужен в таком же формате, нет смысла мучить в школе, кто захочет-пойдет в филологический

      • Анонимно
        26.09.2019 11:40

        отлай свое чадо в татаоскую гимназию и пусть не мучается. а то можешь вообще в медресе перевести.

      • Анонимно
        26.09.2019 13:55

        11.07 Особенно эта русская литература. Совершенно ненужный предмет! Надоела!!

        • Анонимно
          26.09.2019 14:54

          13.55 читай тукая, наслаждайся. Если читать умеешь.

        • Анонимно
          26.09.2019 15:23

          надоела -не читай. думаешь, кто то будет переживать?

          • Анонимно
            26.09.2019 17:24

            15.23. Так её всем подряд навязывают, как же от неё избавишься? Пусть рус. литературу сделают добровольной, а кто захочет, то сам, её вне школы будет изучать.

  • Анонимно
    26.09.2019 10:42

    Фильмы о нашей стране, о Якутии, Сибири, которые можно смотреть с интересом снимаются и демонстрируются иностранными каналами о путешествиях. Пропаганда примитивных развлечений нашего ТВ даёт свои результаты, если судить по некоторым комментариям. Можно снять целый сериал о народах Российской Империи, большинство которых говорит на тюркских наречиях. Многие не представляют масштабов и исторической глубины татарского и близких к нему языков, взаимосвязь разных языков родной страны.

    • Анонимно
      26.09.2019 11:17

      Все всё представляют.И масштабы и глубину и взаимосвязь.только нет сейчас время у людей этим заниматься.Надо не опоздать за глобализацией.И гораздо легче выучить один английский чем 200 микроязыков у нас в стране.Чем кстати и занимается большинство школьников если они не хотят стать пастухами и оленеводами.

      • Анонимно
        27.09.2019 09:44

        Точно. Пропаганда примитивных развлечений нашего ТВ даёт свои результаты, если судить по некоторым комментариям. Те народы, которые уважают себя и своих предков так не рассуждают.

    • Анонимно
      26.09.2019 18:29

      26.09.2019 10:42
      НЕ большинство!

      • Анонимно
        27.09.2019 09:51

        Почти вся Средняя Азия, Поволжье, Урал, Крым, Алтай и Тува, Сибирь и т.д.. Даже в Москве много коренных, не "понаехавших" татар. Еще в начале ХХ века русский язык знали не везде в России. Почитайте Ярослава Гашека, например.

        • Анонимно
          27.09.2019 10:31

          27.09.2019 09:51
          Гашека читал. У него БЫЛИ мордвин и черкес!

        • Анонимно
          27.09.2019 10:57

          27.09.2019 09:51
          Речь шла не ЧИСЛЕННОСТИ народов, а о ЧИСЛЕ народов! Ведь именно это следует из текста поста: "народах Российской Империи, большинство которых говорит на тюркских наречиях"
          А БОЛЬШИНСТВО народов живет на КАВКАЗЕ! Из них тюркоязычных - всего ТРИ: балкарцы, карачаевцы и кумыки! Ногайцы и ставропольские туркмены живут к СЕВЕРУ от Кавказа, а азербайджанцы - к ЮГУ!

        • Анонимно
          27.09.2019 18:59

          27.09.2019 09:51
          Вы были бы ПРАВЫ, если бы в посте 26.09.2019 10:42 было бы написано так: "народах Российской Империи, большинство ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ которых говорит на тюркских наречиях"
          Но слово ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ в этом посте - НЕТ! Поэтому КАЖДЫЙ народ надо считать за единицу. А где их БОЛЬШЕ всего? Правильно на Кавказе! И большинство из них - НЕ тюркские!

  • Анонимно
    26.09.2019 11:01

    Нацсельботы стада на поля вывели, сейчас от безделия начнут в интернете безобразить. Кто интернетом то пользоваться научил, тут же сплошь русский и английский языки.

  • Анонимно
    26.09.2019 11:45

    В сети есть жалобы на качество преподавания Петрова от лиц, владеющих языками. Сообщают, что у него много ошибок.

    • mad big
      26.09.2019 12:54

      Жалобы будут. Наверное есть люди, которые тот или иной язык знают в совершенстве. А Петров всех нюансов тоже не может знать.

  • Анонимно
    26.09.2019 11:54

    Хорошая попытка, но нет...

  • Анонимно
    26.09.2019 11:55

    Да заурядный бизнесмен, делающий деньги на невежестве, этот Петров. Понял однажды, что сидя в будке синхрониста много не заработаешь ( а вещь изнурительная), задумался, как срубить бабла побольше и пошел народ просветлять. Принципы все те же, как у гадающих цыганок - навешать развесистую клюкву, а сам каждый для себя что то увидит и впечатлится...То, что он про 50 языков все время долдонит, говорит о том, что ни одного толком не знает (он кстати сам как то сказал, что интервью на телевидении не смог бы дать ни на одном из них). Знающие люди ведут себя скромнее. Любой язык - это просто технически огромной объем информации, изучаются они через тщательный анализ отношений между словами и т.д. Все остальные подходы - маркетинг для лохов.

  • Анонимно
    26.09.2019 12:05

    Это лучший педагог, хотелось бы, чтоб эту программу показали и на Культуре, чтоб татарский язык изучали и татары, живущие вне Татарстана

  • Анонимно
    26.09.2019 12:28

    Почему в вопроснике нет "знаю русский и два иностранных языка"? "Знаю более трёх языков" - это уже, как минимум 4 языка. Думаю, что тех, кто знает русский язык и два иностранных довольно много.

  • Анонимно
    26.09.2019 12:28

    Отличная новость.
    Легкое интервью и приятная статья.
    Всегда приятно работать с ПРОФЕССИОНАЛОМ своей области.
    С проектом попали в яблочко.
    Не забудьте на занятиях рассмотреть диалекты татарского языка.

  • Анонимно
    26.09.2019 12:48

    Молодцы. Замечательное начинание. Пусть всё получится.

  • Анонимно
    26.09.2019 13:45

    Вместо того что бы изучать языки своих сограждан ,мы собачимся ,а англо-саксы тихой и не тихой сапой проникают и уничтожают и русский и татарский языки ,а значить и Россию.

    • Анонимно
      26.09.2019 17:29

      так теперь и изучают - выбираешь "родной" и алга!

    • Анонимно
      27.09.2019 09:50

      26.09.2019 13:45
      Англосаксы - ДАЛЕКО! Китайцы - БЛИЗКО!
      Англосаксам очень НЕ хочется с китайцами остаться один на один! Китайцы уже СЕЙЧАС Австралию под себя подминают!

  • Анонимно
    26.09.2019 14:51

    Вот ведь, можем, когда стараемся! Все понятно, логично. Спасибо БО что видео разместили на видном месте, очень хотелось бы, чтобы следующие уроки также размещали. Шэп булган бу... Школьников бы так обучать!

  • Анонимно
    26.09.2019 14:52

    ПЕТРОВУ и СМИРНОВУ, как "истинным" татарам, татарский нужен больше самих татар.

  • Анонимно
    26.09.2019 15:59

    Не знаю - но понимаю

  • Азат Д
    26.09.2019 18:11


    Бикмамбетова Наталия будет разговаривать на татарском? В Госсовете будут вести заседания на татарском, без перевода в наушниках?
    Для меня это будет индикатором этой методики. Иначе очередная популистика.

    • Анонимно
      26.09.2019 22:25

      Азат! Тут даются только ОСНОВЫ разговорного языка.

      Считается чтобы выучить прилично английский нужно около 2 лет,татарский примерно 2-3 года,китайский -5-6 лет.Но это если заниматься усидчиво , с повторами до автоматизма,не шаляй-валяй.

      Во всяком случае ,если эти 24 урока наизусть выучить -это дает 30-40% знания разговорного языка.Надо потом еще доучиваться,изучать лексику.

    • Анонимно
      28.09.2019 07:00

      Не научится. Никто не научится. Потому что нет там никакой методики. Вранье, рассчитанное на лохов. Гастролер.

  • Анонимно
    26.09.2019 18:16

    дожили, татарскому самих татар будет обучать русский человек)) самим -то не стыдно, после 30 лет обязательного изучения тат.языка. в школах!!

    • Анонимно
      26.09.2019 18:52

      18:16
      А 1000-летие Казани? Якобы-как-будто доказали с помощью СЛАВЯНСКОЙ чешской монетки. Своих артефактов найти не смогли, сколько ни копали.

      Спрашивается, чего не откопали монетку из Древнего Рима, было БЫ Казани уже 3000 лет )))

      • Анонимно
        26.09.2019 19:31

        Цель была оказаться старше Москвы. Для этого хватило и якобы 1000-летней монетки.

        • Анонимно
          27.09.2019 09:54

          26.09.2019 19:31
          Достаточной ОДНОЙ монетки!

        • Анонимно
          27.09.2019 11:21

          19.31. Москве финскому более 1000 лет.

          • Анонимно
            27.09.2019 11:56

            27.09.2019 11:21
            Москва (она) основана как СЛАВЯНСКИЙ город в 1147 г.! Т.е. ей МЕНЬШЕ 1000 лет! Никто из этого трагедии НЕ делает, и НЕ пытается ее ИСКУССТВЕННО удревнить!

      • Анонимно
        26.09.2019 20:04

        А если бы каменный топор рядом с кремлем в яму подкинули, то вообще самым старым городом на Руси могли бы оказаться!

    • Анонимно
      26.09.2019 19:59

      Относитесь к этому, как к развлекаловке и все! Не переживайте!

    • mad big
      27.09.2019 09:01

      Стыдно им и больно только потому, что деньги мимо кармана пролетели. На остальное им плевать.

  • Анонимно
    26.09.2019 18:21

    что значить учить-обучать?! это всего лишь развлекательное телешоу, если человек сам не захочет, кто ж его заставит!

  • Анонимно
    26.09.2019 19:58

    Посмотрел 1 серию. Легко, весело, непринужденно. Эдуард Классно придумал

    • Анонимно
      26.09.2019 23:48

      Странно, а раньше почему аналогичную передачу не сделали, вроде и желание и стремление к изучению языка были! Почему чужак? Где же наши татарстанские защитники и радетели столько лет были? А идея хорошая.

    • Анонимно
      27.09.2019 16:28

      Весело? Это вы о чем? Вообще ничего веселого не было! Непринужденно? Это тоже не об этом шоу. Все "ученики" зажатые и, в основном, молчаливые". Легко? Ничего подобного! Зачем вы все это написали, ведь люди все равно посмотрят хотя бы парочку первых выпусков и поймут, что вы, скажем так, говорите не совсем правду!

  • Анонимно
    26.09.2019 19:58

    Посмотрела на YouTube. Кивает головой и отвечает на все девушка, которая, похоже, татарский знает. Темнокожий товарищ вообще там странно смотрится. А у Иванова из туризма вообще на лице написано - зачем я сюда пришел. Как шоу можно раз глянуть!

    • Анонимно
      26.09.2019 22:58

      Внимательно смотрите на доске ,что пишет Петров.Улавливайте СМЫСЛ суффиксов .Плюсуйте суффиксы в математической последовательности к корню слова по назначению.
      Один-бер.Первый-беренче(бер+енче).Отсюда можем образовать существительное :Первенство- беренчелек(беренче+лек).
      Наверное на уроках математики изучали последовательности.Учтите в английском языке более 150 неправильных глаголов-исключений(не соответствуют правилам) которые остается только зубрить,а в татарском все обьясняется правилами.

      • Анонимно
        27.09.2019 16:13

        Сами смотрите и улавливайте! Лично я на все это глянула как на не особо интересное шоу. Найдите на Культуре его уроки по другим языкам, например, по английскому. У людей глаза горели, они там ВСЕ старались вспомнить школьную программу и что-то сказать. Здесь же сидели люди, непонятно зачем туда пришедшие, вроде и надо им это, а вроде и не надо! Правда, одна дамочка средних лет активно себя вела, головой кивала, потому что, скорее всего, она уже с татарским знакома. Да и глаголы преподаватель выбрал, мягко сказать, странные, особенно "выбирать", но это уже его дело.

  • Анонимно
    27.09.2019 01:59

    Опять принудиловка будет, учите свой язык сами.Желательно в субботу.А детям дайте выходной.

    • Анонимно
      27.09.2019 16:04

      Не будет принудиловки, не беспокойтесь! Теперь в РТ татарский учат только добровольно! И 5-дневка, надеюсь, будет, как в других регионах!

  • Анонимно
    27.09.2019 08:08

    Как говориться чем бы дитё ни тешилось лишь бы не плакало.Можно конечно попробовать очередной метод очередного спасителя языка.Но только добровольно для тех кто действительно хочет наверстать упущенное.

  • Анонимно
    27.09.2019 09:36

    очень странный подбор участников - кто эти люди? Петров обычно к себе в ученики берет звезд театра и кино, а тут то почему чиновники и студенты? где средний класс как класс?!

  • Анонимно
    27.09.2019 09:39

    акыллы кеше

  • Анонимно
    27.09.2019 09:54

    Реализация отличной идеи на тройку. Маленькая доска, плохой звук и свет. Зачем Хайруллин там сидит? Девушка в платке? Аудитория тоже должна быть интересной для зрителя. Это же шоу!

  • Анонимно
    27.09.2019 11:08

    Вся эта суета очень напоминает песенку - "Цыгане шумною толпою толкали попой паровоз и лишь под утро догадались, что паровоз был без колёс."

  • Анонимно
    27.09.2019 15:51

    Прежде чем думать, что делать, разберитесь, кто виноват в том, что столько времени и денег потрачено впустую на принудительное обучение всех татарскому языку по отвратительной методике!!!

  • Анонимно
    27.09.2019 22:12

    Хороший преподаватель, 50 языков это сильно.

  • Анонимно
    29.09.2019 12:30

    Посмотрела по диагонали второй урок. Все то же. Никакого ни у кого интереса, кроме той дамы, которая явно знает татарский, она все так же кивает головой и что-то отвечает. А уж на лице у темнокожего товарища такое уныние! Непонятно, зачем его вообще показывают крупным планом.

  • Анонимно
    29.09.2019 19:19

    Я думаю такими методами тенденцию утери языка не изменить. Я сам татарин, 40 лет, по татарски в последний раз говорил в детстве. Дети татарского не знаю вообще. Приехал в Казань с Нижневартовска, в надежде что дети здесь приобщаться к татарскому языку и культуре. Но в школе сразу же возникли проблемы с татарским. Дают домашнее задание, ни дети сами, ни я, ни супруга сделать его не можем. Хотя дети по русскому и английскому имеют отличные оценки а тут вообще не понятно что делать. Интернет беспомощен. Попросили сделать задание родственницу, учительницу татарского языка. Результат - три с минусом. Русские дети, которые вообще ничего не знают и не пытаются даже что то учить получают пятерки. Как так? Написали заявление о переводе на родной русский.
    Основным драйвером изучения языка всегда будет заинтересованность в его изучении, но даже в самом Татарстане он не нужен. Я помню как немцы кинулись изучать немецкий в свое время, потому что у них был для этого стимул. Здесь не только нет стимула, но и убивается даже альтруизм.

    • Анонимно
      29.09.2019 21:44

      19.19 Пойми все не так просто.Тут тат.языку даже стимул не дают +10 баллов,а на какой то работает и обязаловка и стимул до 100 баллов и даже могут оставить на второй год(спрашивается какой же он могучий?).
      Обрати внимание на эту передачу Дмитрия Петрова несколько ее недоработали(Нужно добавить Таблицы крупным планом спряжения глаголов и других частей речи Таблицы крупным планом ,чтобы лучше запоминать ч/з зрительную память).Но Дмитрий Петров обьясняет все четко.Здесь самое сложное это спряжение глаголов и в английском языке много времен глаголов и много исключений.Это рутина в любом языке.А в последущих передачах Петров обьясняет как спрягаются глаголы в татарских поговорках уже там веселее.А темнокожий парень поет красивые татарские песни.

      После окончания школы попал в армию.А там жесткие условия,борьба на выживание.Как не странно там помог татарский язык и знание мусульманских обычаев пригодилось.Да и сейчас на "гражданке" нахожу общий язык с узбеками,киргизами и даже есть общие слова с таджикским языком.Может оказаться такая нестандартная ситуация ,где английский не поможет,а знание тюркотатарского пригодится.
      Кстати знание татарского помогает лучше понять английский язык.

      Еще один момент на заметку.Дмитрий Петров освоил тат.язык за 2 месяца! Конечно он профессионал,но наверное обычный человек с хорошей Усидчивостью за 6 месяцев усвоит Основы татарского Разговорного языка ,главное доведите до Автоматизма базовую языковую матрицу тат.языка ,которую обьясняет Дмитрий Петров.Будем благодарны ему за это.
      Сказки о скатертях -самобранках и т.п. в жизни не пригодились,а татарский язык пригодился.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль