Исторический центр Казани 
4.10.2019

«Мы не можем потерять ЦУМ!»: какой подарок на 80-летие универмага подготовил Иван Гущин?

Одновременно с реконструкцией универмага запущен процесс признания его объектом культурного наследия

Серьезные перемены происходят в судьбе Центрального универмага Казани. На фоне стартовавшей реконструкции здания, которая предполагает расширение торговых помещений на 2 тыс. кв. м и обустройство парковки в подвале, стало известно о планах комитета по охране объектов культурного наследия включить здание эпохи советского модернизма в реестр объектов культурного наследия. О том, помешает ли это реконструкции здания и каким ЦУМ предстанет после ее окончания, — в материале «БИЗНЕС Online».

О серьезных переменах, которые могут произойти в судьбе казанского ЦУМа, рассказал председатель комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин О серьезных переменах, которые могут произойти в судьбе казанского ЦУМа, рассказал председатель комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВКЛЮЧИМ ЦУМ В СПИСОК ЗДАНИЙ, ОБЛАДАЮЩИХ ПРИЗНАКАМИ ОКН»

Серьезные перемены могут произойти в судьбе Центрального универмага Казани. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» председатель комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин, ЦУМ, который сейчас находится в охраняемой зоне ансамбля Казанского кремля, может получит статус объекта культурного наследия. Поводом для проявления интереса комитета к зданию послужило заявление от центра культурного наследия Татарстана.

«Этот центр занимается научным обеспечением нашей деятельности. По мнению его сотрудников, здание универмага представляет собой историко-культурную ценность, — заметил Гущин. — Я полагаю, мы включим ЦУМ в список зданий, обладающих признаками объекта культурного наследия (ОКН), далее проведем соответствующие исследования, цель которых — сохранение подлинных исторических элементов». Отметим, признание здания ЦУМа ОКН накладывает определенные ограничения. Например, этот статус запрещает проводить без соответствующей экспертизы реконструкцию здания.

Вопрос признания ЦУМа ОКН должен быть научно обоснован, в отношении здания необходимо определить предмет охраны. «Сейчас мы изучаем историко-культурную ценность данного дома, — добавил Гущин. — Он дополняет историческую городскую среду, которую формирует комплекс зданий — ЦУМ, Дворец спорта, цирк, Центральный стадион. Это крупномасштабные строительные объекты советского периода, их следует ценить. Мы сегодня не можем потерять ЦУМ как ОКН! Это единственный торговый центр советского периода такого рода, мощнейший комплекс. В 80-е там были страшные очереди, огромный ажиотаж, сегодня с ним у многих жителей города связаны личные истории».

«Реконструкция согласована с комитетом, — пояснил Гущин. — Она не предполагает изменений фасадов здания». Однако территория, прилегающая к универмагу, позволяет возвести пристрой к зданию «Реконструкция согласована с комитетом, — пояснил Гущин. — Она не предполагает изменений фасадов здания». Однако территория, прилегающая к универмагу, позволяет возвести пристрой к дому Фото: «БИЗНЕС Online»

ТОРГОВЫЙ ЗАЛ НА 2 ТЫС. «КВАДРАТОВ» И РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОДВАЛА

Так совпало, что намерения комитета наложились на планы собственников здания провести в нем ремонт. В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказался план реконструкции универмага. Она предполагает работы на подвальном этаже и устройство атриума (центральная часть помещения), объединяющего первый и подвальный этажи ЦУМа. Планируется устройство дополнительного торгового зала на 2 тыс. кв. м, прорубание в уровне пола первого этажа атриума, соединяющего подземный этаж с надземным с помощью эскалаторов, и устройство панорамного лифта (на два надземных этажа и подземный). Также будут возведены две новые лестницы и реконструирована одна старая. В подвале универмага планируется создать парковку.

«Эта реконструкция согласована с комитетом, — пояснил Гущин. — Она не предполагает изменений фасадов здания». Однако, как опасается собеседник издания, территория, прилегающая к универмагу, позволяет возвести пристрой к зданию. «И в этом случае мы ЦУМ как образец архитектурного решения потеряем, потому зданию требуется защита, чтобы нельзя было ничего надстроить или снести, — добавил председатель комитета. — В защите нуждается и прилегающая к дому территория».


Руководитель отдела развития и аренды ТЦ «ЦУМ» Михаил Шутов в разговоре с «БИЗНЕС Online» отметил, что пока информация о реконструкции не разглашается. Об опубликованных в разных СМИ на днях данных он сказал: «На что фантазии хватает, то и пишут». Сроков реконструкции также не назвал, но на вопрос о работах на фасаде ответил отрицательно: «Мы его не трогаем. Работ по нему не предполагается».

Впрочем, единого мнения о том, представляет ли ЦУМ архитектурную ценность, нет. Советник министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, почетный начальник управления архитектуры и градостроительства, заслуженный архитектор РТ Николай Васильев в беседе с нашим корреспондентом вспомнил, что здание на Московской реконструировалось дважды. Это типовая посадка, советский стиль, который позже немного осовременили. Эксперт вспоминает, что проект первой реконструкции делала архитектор Светлана Галанина.

«Конечно, это не памятник архитектуры... даже потому, что советские черты с него уже ушли, — говорит советник министра. — Его с большой натяжкой можно назвать зданием, обладающим признаками культурного наследия. Когда проектировался этот дом, он был рассмотрен вместе с другими объектами, в том числе с двухзальным кинотеатром, который стоял в районе гостиницы „Мираж“ и был разобран».

По словам Васильева, зона между железнодорожным вокзалом и Кремлем сегодня не выдерживает единого архитектурного стиля. Он считает, что, если говорить о каком-то ансамблевом решении, надо серьезнее подойти к вопросу. «Говорить, что в этой зоне выдерживалась градостроительная концепция какого-то периода, довольно трудно. Территория раньше затапливалась, когда был старый уровень Куйбышевского водохранилища. Честно говоря, данная площадь не организована. Рассматривать отдельно здание ЦУМа, наверное, неинтересно. При проектировании и реконструкции зоны надо все-таки иметь в виду, что самый первый проект предусматривал эспланаду, которая ведет от памятника Мусы Джалилю к набережной. Такой связи сегодня нет, потому этот центр в настоящее время оказался не включенным в пешеходную, торговую зону», — резюмирует собеседник.

В 2007 году была проведена реконструкция ЦУМа — комплекс получил дополнительные торговые площади, увеличив их до 17 тыс. кв. метровФото: «БИЗНЕС Online»

В ЦУМ ПРЯМО С ЦОКОЛЬНОГО ЭТАЖА

Гостей ЦУМа, большинство из которых идут в любимый магазин прямо с вокзала или с последних остановок многочисленных междугородних автобусов, встречает яркий плакат с извинениями по поводу того, что сейчас в ТЦ идет реконструкция. Правда, в самих торговых залах о проходящем ремонте ничего не напоминает. Здесь чисто, спокойно, не видно строительной пыли или снующих туда-сюда монтажников.

Снаружи же о возведении паркинга на цокольном этаже ЦУМа говорят, пожалуй, лишь кучи песка перед одним из технических въездов в подвал и пара небольших погрузчиков, стоящих тут же. Да еще рабочие, перекуривавшие у входа, рассказали, что меняют центральную систему вентиляции. Лежащие рядом новенькие короба из оцинкованной жести молчаливо подтверждали их слова.

Тем не менее, по словам продавца из магазина музыкальных инструментов на первом этаже, в ТЦ уже поменяли плитку на полу и установили лифт. На деятельности же расположенных здесь магазинов подобное никак не сказалось — ни закрываться, ни съезжать их из-за этого никто не просил.

Данные слова подтверждает и продавщица из соседнего магазина одежды. Она отмечает, что в торговом центре царит спокойная, рабочая обстановка, в общем-то ничем не отличающаяся от других дней.

О том, что в цокольном этаже ЦУМа будет парковка, говорит, пожалуй, лишь закрытая огромным полотном дыра в полу около лестницы на второй этаж. Кажется, здесь эскалаторами будет соединен подземный этаж с надземным. Снизу уже выходят поручни эскалаторов. По словам охранника, скоро, припарковав машину на цокольном этаже, можно будет с удобством подняться наверх.

Из-за нехватки площадей в декабре 1977 года ЦУМ переехал в новое здание на ул. Кирова (ныне Московская), где и находится сейчас Из-за нехватки площадей в декабре 1977 года ЦУМ переехал c улицы Пушкина в новое здание на улице Кирова (ныне Московская), где и находится сейчас Фото: ЦУМ, 1982 г. © Ю. Филимонов, РИА «Новости»

НАРКОМТОРГОВСКИЙ ПОПУЛЯРНЫЙ МАГАЗИН

История казанского ЦУМа, как сообщается на сайте объекта, началась в 1940 году. Тогда приказом Наркомторга СССР от 18 октября был создан Казанский Универмаг. Двухэтажное здание с торговой площадью в 954 кв. м и складами еще на 450 кв. м расположилось на улице Баумана, 13. В годы войны магазин претерпел смену форм торговли, денежную реформу, изменение структуры товарооборота и розничных цен, но продолжал работу.

В 1963-м он переехал в здание на улице Пушкина, 2, где позднее открылся «Детский мир». Здесь ЦУМ занял уже пять этажей (3 637 кв. м торговых залов). Из-за нехватки площадей в декабре 1977 года он переехал в новое здание — на улицу Московскую, где и находится сейчас. Здесь в состав объекта вошли универмаг и универсам площадью 10,2 тыс. кв. м, ресторан и столовая на 230 мест, кондитерское производство и склады на 13 тыс. кв. метров. Комплекс был построен на территории, где исторически, еще до XV века, проводились крупные казанские ярмарки.

В 2007 году была проведена реконструкция ЦУМа — комплекс получил дополнительные торговые площади, увеличив их до 17 тыс. кв. м, а общую площадь — до 32,7 тыс. кв. метров.

В 2010-х начались попытки провести реконструкцию здания. Летом 2015-го прошло совещание по вопросам строительства и реконструкции объектов в историческом центре Казани, на котором рассмотрели и проект ЦУМа. Здание ждали интересные преобразования — собственник предложил застроить пустующую площадку перед торговым центром. Там должны были появиться двухэтажный пристрой и подземная парковка на 605 автомобилей, а территорию вокруг собирались благоустроить и превратить в стильную зону отдыха. Если сравнить эскизы с сегодняшним видом, понятно, что те идеи воплощены в жизнь не были.

Отметим, в начале прошлого года ЦУМ боролся за спасение своего «кубика» — хотел через арбитраж узаконить возведенные еще в 1977 году конструкции на крыше и фасаде, к которым в 2016-м возникли юридические претензии из-за требований ЮНЕСКО к зоне охраны Казанского кремля. Иск был удовлетворен, сегодня желтые буквы по-прежнему красуются на «кубике».

Как сообщается на портале о торговой недвижимости ShopAndMall, концепция казанского ЦУМа основана на расширении модели «классического ТЦ» и усилении специализированной торговой составляющей по категориям товаров для дома и интерьера. Якорные арендаторы здесь — супермаркет «Бахетле», дисконт-центр Adidas, магазины «Летуаль», «Дом книги» и др. Всего в здании расположено почти 90 магазинов, торговых точек, кафе и др. Срок аренды в объекте — от 11 месяцев, за «квадрат» просят 30 тыс. рублей.

На этом же портале в справке указано, что посещаемость торгового центра — 10–20 тыс. человек в день. Для сравнения: «Мегу» еще в 2015-м в будни посещали 30 тыс. человек, в выходные — 50–60 тысяч (позднее данные не раскрывались).

Зданием ЦУМа владеет АО «Торговый дом Казанский ЦУМ» (по итогам 2018-го выручка — 185,8 млн рублей, чистая прибыль — 34,8 млн). Согласно данным базы «Контур.Фокус», конечный владелец акционерного общества — АО «Центрум». В 2018 году последнее получило выручку в 25,4 млн рублей и чистую прибыль в 22,4 млн рублей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (90) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
4.10.2019 14:26

Сегодня ЦУМ вообще мертвый. На глаз пара-тройка тысяч человек в день в будни, ну никак не 20!

  • Анонимно
    4.10.2019 14:25

    Правильно.
    Нужно оставить как память.

    • Анонимно
      4.10.2019 15:04

      как "комбинат здоровья" архитектура такая же, но тот снесли "как уродливое здание" А этот памятник. Хотя я бы и тот и этот оставил! Нужно не сносить, а дополнять ансамбль.

      • Анонимно
        4.10.2019 20:51

        Ресторан РАКИ зачем убрали? Он то больше в ОКН подошёл бы

    • Анонимно
      4.10.2019 15:32

      А мне кажется, что вместо цума надо построить соборную мечеть! Не заходил в цум с 1992 года ибо все хорошее появилось на рынке и без переплаты.

      • Анонимно
        4.10.2019 17:58

        есть люди которые НЕ ходят на рынок, прикиньте?

      • Анонимно
        4.10.2019 20:21

        Точно! Намоленное место, особенно в 90ые.

      • Анонимно
        4.10.2019 22:01

        Мне кажется вместо мечети можно построить больницу или школу

        • Анонимно
          5.10.2019 12:46

          22.01. Стройте. А мусульманам Татарстана необходима Соборная мечеть в центре города, а не на выселках.

    • Анонимно
      4.10.2019 15:53

      Кому памятник?Ленину есть,Джалилю есть.Пушкину есть,Тукаю есть.

    • Анонимно
      7.10.2019 15:05

      я житель коренной жител Казани,не был в ЦУМе уже лет 15-20 но скорее всего гораздо больше! хотя В первые Советские годы, после открытия ЦУМа я бывал там 2 раза в неделю минимум! Сейчас никто из Казанцев туда не ходит-он МЕРТВЫЙ! одна дорогостоящая реконструкция ЦУМа уже быланеск. лет назад,а -толку ноль! решили еще раз попилить освоить!?!

  • Анонимно
    4.10.2019 14:26

    Сегодня ЦУМ вообще мертвый. На глаз пара-тройка тысяч человек в день в будни, ну никак не 20!

    • Анонимно
      4.10.2019 14:48

      Азат Д

      Так парковка платная, не у одного ТЦ такого нет.

      • Анонимно
        4.10.2019 15:18

        С парковкой беда конечно,но сам Цум не смог бы проконтролировать идут ли паркующиеся в ТЦ или куда то в другое место

        • Анонимно
          4.10.2019 17:13

          не думаю, что ЦА такого ТЦ из-за парковки платной не поедет туда...

      • Анонимно
        4.10.2019 20:39

        Один час бесплатно. Для местного , который приехал в конкретный магазин, вполне достаточно. Иногородние туристы приходят пешком.

      • Анонимно
        5.10.2019 18:58

        А "Кольцо"? там раньше был бесплатный час, теперь только полчаса. А заехать/выехать с "Кольца" как раз полчаса и займет

      • Анонимно
        5.10.2019 22:36

        Да я когда мимо проезжаю, вижу эти решетки, у меня ассоциации сразу с проблемами и парковкой. С детства в цуме не был))

    • Анонимно
      4.10.2019 14:59

      Сегодня только в ЦУМе был, конечно, морально устарел.
      Есть товары, которых в других местах нет, хорошо, что Бахетле есть. Но надо как то жизнь, что ли вдохнуть в него. Кафешка с их профитролями супер, очень вкусно!

      • Анонимно
        4.10.2019 16:49

        Да, нужна какая-то модернизация, тогда он будет более живым.

        • Анонимно
          4.10.2019 17:07

          16:49. Если нужна "какая-то модернизация", то можно название поменять. Был ЦУМ, а стал МУЦ. Задышит магазин чаще и глубже

    • Анонимно
      6.10.2019 01:27

      Вот на Колхозный рынок действительно приходят 20000-30000человек в день а то и больше. Но никак не в Цум

  • Анонимно
    4.10.2019 14:29

    ЦУМ всё. Место уж больно не удачное.

    • Анонимно
      4.10.2019 15:12

      Неудачное место? В 80-90 там яблоку негде было упасть.

    • Анонимно
      4.10.2019 15:43

      Место наоборот очень удачное. Вокзал, Кремль, метро, транспота всякого полно со всех точек города. Снести всякую позднюю мелочевку до улицы Рустема Яхина, сделать один ансамбль. Места много.

      • Анонимно
        4.10.2019 18:41

        Хорошо бы расчистить территорию между ЦУМом и Вокзалом. И как то архитектурно открыть красное здание Вокзала и площадь перед Вокзалом.. А то для третьей столицы весь этот район как то.непрезентабельный. Красивейшее здание Вокзала вдоль узкой дороги, с транспортом всех габаритов, прикрывается еще кучей небольших построек, теряет свое величие. Хотя там многое сделано, но в общем, если что то делать в этом районе, может посмотреть пошире. Особенно все это видно с автобусных остановок.

  • Анонимно
    4.10.2019 14:36

    Кто его к рукам прибрал? Есть фамилия ?

  • Анонимно
    4.10.2019 14:43

    Интересно, вписался бы там выселенный НКЦ "Казань"?

    • Анонимно
      4.10.2019 18:17

      Браво! Вот и решение: НКЦ с Нац. библиотекой в ЦУМ, а на месте НКЦ Соборная Мечеть.

      • Анонимно
        4.10.2019 19:53

        С соборной мечетью- за город, в Салават Купере самое то

        • Анонимно
          7.10.2019 15:08

          в .Салават Купере. Соборную церковь построить нужно,там оч. много желающих помолиться ,а церкви нет!

  • Анонимно
    4.10.2019 14:45

    Можно реализовать более интересные вещи.
    Например сделать пешеходную эстакаду\травалатор от метро, между "пирамидой" и гостиницей "Мираж", на крышу ЦУМ'а.
    Там же сделать вход в магазин.
    А от крыши ЦУМ'а на вокзал.

    • Анонимно
      4.10.2019 14:57

      идея на столько безумная, что пожалуй может и сработать, А оттуда к ст. метро "кремлевская"

    • Анонимно
      4.10.2019 15:07

      Неплохо, но вместо ЦУМа - ТРК, фудкорты, кинотеатры.
      Торговля в минусе. Ни доехать, ни уехать.

    • Анонимно
      4.10.2019 19:21

      вашипланы безумны и дороги и никому ненужны за свои деньги стройте

  • Анонимно
    4.10.2019 14:45

    Конечно, ЦУМ куда больше Несет исторической «ценности» нежели Арские Казармы!!!

    • Анонимно
      4.10.2019 18:37

      14:45. Гущин в недавнем интервью рассказал, что с Арскими Казармами порешали до него. Вот и решил на ЦУМе "отыграться". Да если даже и снесут это бетонное "чудо" жалеть никто не будет. Толку все равно от этого осколка социализма всё равно нет. Но на всякий случай чиновник вставил "свои пять" копеек. А вдруг получится как с Арскими Казармами)))

      • Анонимно
        4.10.2019 18:45

        кому эти арские казармы нужны? кому нужен ЦУМ ответ НИКОМУ!

        • Анонимно
          4.10.2019 18:57

          18:45. Вы правы. Никому они не нужны. Речь идёт о чиновничьей перестраховке. А вдруг вопросы в высоком кабинете начнут задавить? Одна носилась с раз в сто лет открывающейся "дорогой на Бакалду", которую в результате её "сохранить! Это же истерическая ценность", благополучно разобрали по камешку все желающие, ну, а второй клещом вцепился в здание ЦУМа, которое что есть, что нет его! Тут главное успеть просигналить вовремя. Ведь неизвестно что там впереди за это будет- может кнут, а вдруг пряник? Как говорят в известных структурах: Сработал на упреждение. Все они одинаковые, как лемминги

  • Анонимно
    4.10.2019 14:54

    Прочитал заголовок, первое что пришло в голову - откуда 80-летие, я же помню как строилось это здание. Если уж ЦУМ переехал в него в 1977 году, то ни о каком 80-летии говорить некорректно, мы же не юрлицо памятником делаем, а здание, а зданию всего 42 года, на памятник ну никак не тянет!

  • Анонимно
    4.10.2019 15:06

    Конец ЦУМу...
    Такие же слова и по поводу Комбината Здоровье слышали )))
    Элитное жилье!
    Вид на великую реку Волга и Казанский Кремль из окон Вашей квартиры!
    Станция метро в шаговой доступности!
    Когда все говорят - МЫ строим!
    Дарю рекламные слоганы )))

    • Анонимно
      4.10.2019 15:16

      15:06. Мы, элитяне- жители элитных домов метрами не пользуемся! Таким образом- про станцию метро в шаговой доступности не канает! Метро, внатуре! Вы б ещё про близость транвайных и тралесбусных остановок заслоганили! Про "когда все говорят- мы строим" уже было в "домашнем аресте"! Опять незачёт вам! Плохо подготовились! Переделать!

      • Анонимно
        4.10.2019 15:49

        Дарёному слогану в буквы не смотрят.
        :-)

        • Анонимно
          4.10.2019 16:08

          15:49. Дарить- так самое лучшее! А вы тут заваль и прокисший чужой товар пристраиваете! Элитяне на такое врядли купятся. У нас давным-давно из окон и Кремль видать, и Кул Шариф! Вам бы вначале на Куюках и Салават Купере поэкспериментировать! А уж опосля в центра стучаться! В общем, отмаза слабая у вас получилась и не проканала!

          • Анонимно
            4.10.2019 21:15

            Дык все рекламщики юзают штампы заокеанские 30-х годов прошлого века. Дом точно будет вместо цума. А у нас сейчас строят только «элитные» )))

            • Анонимно
              4.10.2019 21:21

              рядом с вокзалом? элитный?? шум гудки ну кому это надо?

              • Анонимно
                5.10.2019 21:34

                На Оренбургском тракте, напротив республиканской ГИБДД, ЖК Манхеттен именнно так ("элитный") себя и позиционирует. Около шестиполосной автодороги )))
                Кому это надо???
                Очередной человейник...

  • Анонимно
    4.10.2019 15:09

    Здание ЦУМа- объект культурного наследия? С какого перепуга? Банальная стекляшка типового строительства. Такая же, впрочем, как и Ледовый Дворец Спорта в ста метрах! Дался вам этот "поздний советский модернизм"!

  • Анонимно
    4.10.2019 15:17

    ЦУМ!Был при СССР,теперь это Частная Торговая Контора.Кому принадлежит?Чёрт,знает кому.

  • Анонимно
    4.10.2019 15:25

    ...Это крупномасштабные строительные объекты советского периода и их следует ценить. Мы сегодня не можем потерять ЦУМ как объект исторического наследия!...
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/441359

    Ну ну, ну ну....
    Комбинат здоровья... RIP...

  • Анонимно
    4.10.2019 15:32

    не знаю, какие ярмарки проводились там, но дом моей одноклассницы, как раз находился по этому адресу.И ,как всех коренных казанцев их переселили на Горки, освободив место для ЦУМа.

  • Анонимно
    4.10.2019 15:43

    Я не казанец и для меня комбинат Здоровья выглядел инородным телом в этом месте.

  • Анонимно
    4.10.2019 15:49

    место где находится ЦУМ неуютное, как будто не для людей, сам магазин облицован некрасиво. Почему так, непонятно

    • Анонимно
      4.10.2019 16:48

      ЦУМ,надо снести,как отрыжок Брежневизма.Всегда вещи,по блату продавали.Ещё и в десять раз дороже.Студентами не могли екупить обычные Чешские туфли.

      • Анонимно
        4.10.2019 17:13

        16:48. По блату- да! А что касается "в десять раз дороже"- брехня! В те времена ОБХСС не дремала. Не путайте ЦУМ с "Сорочкой"! Кстати, в середине 80-х джинсы Райфл в ЦУМе свободно продавались за 80 руб, а чуть позже и Монтана за 100. Приходи и покупай.

        • Анонимно
          7.10.2019 15:12

          16-48 мож. там заодно еще по 3 рубля десяток и джинсы .Леви Штраусс. продавались? Лечись пжлста срочно сказочник уважаемый,контуженный видно арматурой на Кирова в 80х !?!

  • Анонимно
    4.10.2019 15:56

    около дворца спорта поликарбонатный пристрой уже сделали, и ничего, норм.

  • Анонимно
    4.10.2019 16:12

    ЦУМ - объект культурного наследия.
    А хрущёвка моей мамы тоже объект?

  • Анонимно
    4.10.2019 16:32

    Объект культурного наследия не облагается налогом на землю и на имущество (Само здание)))

  • Анонимно
    4.10.2019 17:05

    Эту плитку на потолке ЦУМа я еще с детства помню))) с середины 80 х годов.

  • Анонимно
    4.10.2019 17:27

    Я в ЦУМе был больше 13 лет назад, в нем было мало покупателей.

  • Анонимно
    4.10.2019 17:38

    ЦУМ никому не нужен.Закрыть.
    там уже почтиникто неживети никто непоедет в цум за покупками.. ЦЕНТР УМЕР.


    цум разорится скоро....будет парковка на его месте,а бахатле тож умирает,раньше болелы летом выручали азимой тоже а сейчас болелы на ямашева переехали..всё ЦЕНТР СДОХ

    • У ЦУМ а есть собственники, и выручка неплохая.
      Только им решать, что с ним делать.
      То, что кв метр аренды 30 тысяч говорит о том, что дела неплохи

      • Анонимно
        4.10.2019 21:24

        Какая чушь, стоимость кв. м. В цуме от 800 до 3000 тысяч рублей, откуда взяли 30000?

  • Анонимно
    4.10.2019 18:05

    Правда. Надо оживить это место. И подвалы и атриум супер идея..
    Притянут якорников, задышат.
    Вокруг площади для ярмарок, каких бы уличных, как сейчас говорят локаций. Там вообще-то идей миллион. Такую тусу сделать и лето и зиму... И рядом кремль и цирк, стадион.. . Там жила бездонная.
    Там вообще можно бомбу сделать.
    Центр без парковок мёртв, набережная это рай для мажоров, а тут все в тему туризма

  • Можно было бы поднять ЦУМ на этаж - в последние десятилетия здания вокруг выросли, ЦУМ "присел"

  • Анонимно
    4.10.2019 18:52

    Надо было раньше головой думать когда станцию метро подхалимы у Кремля сделали а не у вокзала и ЦУМа.А сейчас на этот отшиб ни кто не ходит.Там ещё толпился народ когда вокруг ларьки стояли а как их разогнали так и ЦУМу конец пришёл.А сейчас что там ни делай всё мартышкин труд.

    • Анонимно
      4.10.2019 19:01

      метро у цум невозможно.геология непозволяет.ЦУМ умер когда из центра отселили жителей...
      в пустом центре магазины ненужны..ещеворкзал закроют и кирдык вашему центру

  • Анонимно
    4.10.2019 18:55

    цум умер.

    жителей в центре почти нет.И следовательно ходить в цум некому.

    стадион умирает футбол переехал на ямашева хоккей на чистопольскую..и даже болел нет раньше в дни проведения матчей бахетле ломился... в цуме было полно иногородних..

    закрыть. если убыточен.

    но называть памятником его нельзя он уродлив

  • Анонимно
    4.10.2019 22:31

    цум должен жить и точка! злопыхатели приезжие помолчите!

  • Анонимно
    4.10.2019 22:34

    Оставьте советский ЦУМ в покое! И точка!

  • Анонимно
    5.10.2019 01:38

    Там надо сделать мега фуд-корт.

  • Анонимно
    5.10.2019 02:54

    Историческое место, улица Ташаяк существуют c XlV века, где существовало Казанская Ярмарка и где шла бурная международная торговля. Реконструкцию необходимо данной площади увязать древней Казанской Ярмаркой Ташаяк.

  • Анонимно
    5.10.2019 06:08

    Арские казармы снесли, а какой-то ЦУМ вообще ничего из себя не представляющий, ни в архитектурном, ни в культурном отношении, хотят признать объектом культурного наследия.

  • Анонимно
    5.10.2019 07:51

    Раньше в ЦУМ ходили потому что там были товары, которых не было нигде. Например фабричного пошива и недорогие пальто, шапки. Из настоящего шерстяного драпа. Нигде не было, только там.
    Были настоящие шерстяные ковры, монгольские, молдавские.
    Сейчас всего этого нет и смысла ходить туда нет.

  • Анонимно
    5.10.2019 07:53

    Были фабричные сумки на любой вкус из кожзаменителя, натуральной кожи по приемлемым ценам. Даже дешевле, чем по городу. Сейчас ничего из вышеперечисленного нет.

  • Анонимно
    5.10.2019 07:55

    Меня раньше привлекал ассортимент, то есть там было то, чего нигде больше не было за такую цену. Как и Бэхетле в своё время этим славился. Сейчас уже нет, увы.

  • Анонимно
    5.10.2019 11:55

    Самая большая ошибка, которую сделали власти Казани по отношению к ЦУМу - это уничтожили фонтаны. Нужно было на этом месте делать сквер и тогда бы универмаг получил дальнейшее развитие.

  • Анонимно
    5.10.2019 12:42

    ЦУМ, как и другие советские здания, нужно сохранить! Ровно год назад было принято решение составить коллективное обращение от ВООПИиК, Союза художников РТ и Союза архитекторов РТ к президенту республики Рустаму Минниханову. Суть этого крика души - принять неотложные меры по выявлению и сохранению объектов советского культурного наследия периода 1950 - 1991 гг.

    - Беда в том, что сейчас эти объекты не имеют охранного статуса, - объяснила зампредседателя ТРО ВООПИиК Фарида Забирова. - В общем списке из 455 памятников только 21 - советского периода (среди них Казанский цирк, «Казанская ярмарка», ДК им. Ленина). Что еще не успели уничтожить, надо срочно зафиксировать и спасти! Например, рельеф «Расстрел» Ильдара Ханова на Арском кладбище и его же «Родину-мать» в Челнах, которую собирались чуть ли не взорвать. Кандидаты в охранный список - казанский ЦУМ, Дом актера, витражи Федорова в ДК химиков и многие другие… Опасность в том, что здания советской эпохи сейчас активно реконструируют, ни с кем не согласовывая. Мы многое уже утратили, но дальше так не должно продолжаться. Список мы формируем прямо сейчас и приложим к обращению на имя президента.

  • Анонимно
    5.10.2019 13:02

    Советский ЦУМ должен жить!!!Это-наша память советской жизни! !!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль