Общество 
10.11.2019

«Молодые узбеки считают чак-чак своим блюдом – можно гордиться такой вкусной «мягкой силой»

«Главный по татарам в Узбекистане», историк Ринат Шигабдинов о дочери Заки Валиди, татарском ауле Ногай-Курган и ташкентской прописке

Свыше 200 тыс. татар живут в современном Узбекистане. Старший научный сотрудник Института истории местной АН Ринат Шигабдинов уже 40 лет изучает роль татар и татарской культуры в жизни страны. Известный востоковед Азат Ахунов во время своей недавней узбекистанской командировки пообщался с Шигабдиновым о самом высокопоставленном татарине в истории государства, ногай-чае и зарплатах академических ученых в Ташкенте.

Азат Ахунов и Ринат Шигабдинов Азат Ахунов и Ринат Шигабдинов

«НЕ ПОВИДАТЬСЯ С ИСТОРИКОМ РИНАТОМ ШИГАБДИНОВЫМ — ЗНАЧИТ НЕ УВИДЕТЬ ТАШКЕНТ»

Быть в Ташкенте и не повидаться с историком Ринатом Шигабдиновым — значит не увидеть город. Спросите любого: «Кто главный по татарам в Узбекистане?» Все вам покажут на Рината. В прошлый свой февральский приезд в столицу Узбекистана я не встретился с ним, соответственно, и не увидел Ташкента. Ученый был в Казани. Здесь он частый и постоянный гость — мало какая значимая конференция обходится без него. Шигабдинова приглашают не только в Россию, он востребован как эксперт по прошлому Средней Азии во Франции, Швеции, Японии, Китае, Турции и других странах. Наша последняя поездка в Узбекистан была бы не столь продуктивной, если бы не его помощь, поддержка и ценные советы.

Я достаточно давно знаком с Ринатом, обычно он мало говорит о себе. В этот раз я попросил его рассказать не только про себя, но и про татарский Ташкент, ведь данной темой историк занимается не один десяток лет.

Ринат Шигабдинов: «Сам я родился в Ташкенте, но мои родители из Татарстана, если быть точнее, из Кайбицкого района» Ринат Шигабдинов: «Сам я родился в Ташкенте, но мои родители из Татарстана, если быть точнее, из Кайбицкого района»

«САМА ЖИЗНЬ ВНОСИЛА МЕНЯ В ТАТАРСКУЮ ТЕМАТИКУ»

— Ринат, в советское время в Узбекистане, согласно переписи 1989 года, проживали около 500 тысяч татар, сейчас их число составляет свыше 200 тысяч. Татары оказались здесь в разное время и по разным причинам. У каждого есть личная история. Расскажи немного про себя, своих предков — о том, как они оказались в Узбекистане. 

— Сам я родился в Ташкенте, но мои родители из Татарстана, если быть точнее, из Кайбицкого района. Большая часть моей трудовой биографии связана с Институтом истории АН Республики Узбекистан. Как я стал историком? Это произошло естественно и как-то само по себе. В 4-м классе у нас был предмет «Рассказы по истории Узбекской ССР». Изучали мы «местную» историю по тоненькой неказистой брошюрке в мягком переплете, отпечатанной на второсортной бумаге серого цвета. Это, кстати, показатель отношения властей в то время к «национальным» историям, в отличие от учебника «История СССР», который печатался на белой бумаге, с яркими, цветными иллюстрациями. Данную книжку я зачитал в школе до дыр и без колебаний решил стать только историком. Позже поступил в Ташкентский государственный университет на исторический факультет, сначала на вечернее отделение. Почему на вечернее? Потому что на дневное отделение тогда невозможно было пройти.

Работал на заводе, а после двухгодичной службы в армии перевелся на второй курс дневного отделения и окончил исторический факультет с отличием. Позже я несколько лет трудился в системе образования, в трех-четырех местах одновременно: в ПТУ, техникуме, вузе, читал лекции от общества «Знание» и так далее. Это для себя я называю работой в поле. Однажды в 1986 году в газете увидел заметку, что объявлен прием документов для сдачи экзаменов в аспирантуру Института истории АН Республики Узбекистан, на дневное и заочное отделение. Сообразил, что дневное отделение мне не светит, и решил попытать счастья на заочном отделении. Успешно сдав экзамены, был принят в аспирантуру. Выступал на различных конференциях, примерно через год директор института истории доктор исторических наук Рано Ядгаровна Раджапова предложила перейти на работу к ним. Так, с 15 января 1988-го и по сей день тружусь здесь. Впоследствии тема моего диссертационного исследования звучала так — «Политическая деятельность Ахмет-Заки Валиди в Туркестане».

«Большая часть моей трудовой биографии связана с Институтом истории АН Республики Узбекистан. Как я стал историком? Это произошло естественно и как-то само по себе» «Большая часть моей трудовой биографии связана с Институтом истории АН Республики Узбекистан. Как я стал историком? Это произошло естественно и как-то само по себе»

— Когда ты начал интересоваться данной темой?

— С детства, с «запойного» чтения, сначала бессистемного, затем все более упорядоченного. Сама жизнь вносила меня в татарскую тематику.

Пришел к этой теме следующим образом. Мой тесть — уроженец Оренбуржья, всю жизнь занимавшийся тяжелым физическим трудом (колхозник, кузнец, шахтер, литейщик), человек с феноменальной памятью, который являлся носителем, я бы сказал, сакральных знаний своего народа, его истории, обычаев, преданий, фольклора, эпоса. Он в своих воспоминаниях о Заки Валидове (а это начало 1980-х) рисовал другой — «народный» — образ, отличный от «официоза». В то время объективно изучать деятельность Валидова было нереально, хотя я мечтал о будущей гипотетической встрече с его детьми, о которых, конечно, ничего не знал.

Рассуждал следующим образом: раз Валидов эмигрировал, миновав молох сталинских репрессий, значит, женился, должны быть живы его дети. И эта встреча произошла еще в эпоху СССР. На одном из научных мероприятий я разговорился с известным профессором из Турции Надиром Девлетом. Узнав о моих научных интересах, он обмолвился, что транзитом через Ташкент проедет дочка Валиди — Исанбике-ханум. Правда, по каким-то соображениям Девлет не сказал мне, когда и где она остановится. Пришлось «включать мозг по прямому назначению». Подумал, что иностранный гость, скорее всего, остановится в лучшей тогда в Ташкенте гостинице «Узбекистан». На ресепшен мне подтвердили мои догадки.

В Ташкенте состоялась для меня судьбоносная встреча с Исанбикой-ханум. Мы говорили с ней до глубокой ночи, обменялись адресами. Признаюсь, я был в состоянии некоего культурного шока, взрыва мозга и эйфории — мечты сбываются! Теперь, когда я бываю в Турции, приезжаю к ней домой, и наоборот. К счастью, я имею возможность работать в личном архиве ZekiVelidiTogana, который хранится в семье Валиди в Турции. Пользуясь случаем, хочу выразить признательность профессору Надиру Давлету — благодаря ему состоялась та встреча. Конечно, логика моих научных интересов обязательно привела бы к Исанбике-ханум, но это было бы в другую эпоху, не возникло бы того сильнейшего эмоционального возбуждения, адреналина.

В институте же мы работаем по плановым темам. Мои исследования касались периода XIX–XX веков, со временем это стало областью моих научных интересов. В свободное от основной деятельности время я продолжал искать материалы по истории и культуре татар в Средней Азии, в частности в Узбекистане.

— С какого примерно времени ты занимаешься этим вопросом?

— Данной темой я стал заниматься исподволь. Сначала я, будучи студентом, еще в советское время, вырезал статьи, собирал газеты, покупал книги, которые выходили на территории СССР на различных языках. Ходил на концерты, праздники, Сабантуй, встречался с видными интересными людьми, представителями татарской диаспоры, которые достигли в советском Узбекистане выдающихся вершин в своей карьере, то есть я занимаюсь этим более 40 лет.

Улица аула  Ногай-Курган Улица аула Ногай-Курган

«СПРАШИВАЛ: «ОТКУДА ВЫ?» ЧАСТО СЛЫШАЛ ОТВЕТ, ЧТО НАШИ ПРЕДКИ ПРИБЫЛИ СЮДА ИЗ БАЛТАСЕЙ»

— Когда мы говорим о выдающихся татарах Узбекистана, то кого имеем в виду?

— Я часто встречался с балериной, народной артисткой СССР Галией Баязитовной Измайловой; архитектором и академиком Мидхатом Сагадатдиновичем Булатовым; народным художником СССР, лауреатом Сталинской премии Чингизом Ахмаровым; академиком-искусствоведом Рафаилом Хадиевичем Такташем. Встречался со спортсменами. Например, в «Пахтакоре» играл и стал впоследствии тренером Идгай Тазетдинов, который трагически погиб в 1979 году в авиакатастрофе данного клуба. В этой звездной команде играл и Равиль Агишев, уроженец Бухары…

Занимаясь исследованием о Заки Валиди Тогане, я, естественно, изучал общественно-политическую ситуацию, его окружение, мне стали встречаться имена известных деятелей: Мирсаид Султангалиев, Садри Максуди, Юсуф Акчура, Ильяс Алкин и другие. Работал в архивах Узбекистана, Москвы, Казани, Оренбурга, Турции. Ряд статей о выдающихся представителях татарского народа (Марджани, Курсави и других) был написан мною для 12-томной узбекской национальной энциклопедии. В свое время с японским антропологом Иване Такахаши мы выиграли грант фонда Mitsubishi: в течение двух лет проводили исследование по теме «Татары в Узбекистана». С коллегой мы объездили все области Узбекистана, собрали добротный материал.

— В детстве с татарской темой в историческом контексте ты встречался?

— Надо сказать, что я учился в школе на краю Ташкента (середина 1960-х — начало 1970-х). Рядом с этим образовательным учреждением располагался первый татарский аул в Узбекистане — Ногай-Курган, переименованный в 1930-м в Узгарыш. Ныне власти вернули исконное название. Много моих друзей, одноклассников были из этого аула. В настоящее время он интернациональный: здесь живут татары, узбеки, казахи, русские и другие.

Тогда уже татарская тематика меня сильно привлекала. Я ходил на татарское кладбище (видел древние захоронения), а также в старинную татарскую мечеть начала XIX века, встречал многих соплеменников. Спрашивал: «Откуда вы?» Часто слышал ответ, что наши предки прибыли сюда из Балтасей. Мне встречались люди, чьи родители, дедушки и бабушки еще во времена Кокандского ханства прибыли в этот татарский аул, но некоторые переезжали сюда в 20–30-е годы XX века. Вот так, исподволь, я входил в татарскую тематику, соответственно, и она проникала в меня. Накоплен огромный материал, архивные документы, даже есть копии текстов ханских ярлыков Кокандского хана о предоставлении татарам земли в Ногай-Кургане.

С жителями аула  Ногай-Курган С жителями аула Ногай-Курган

— Насколько обширна сама тема «Татары Узбекистана»?

— Татарский мир — это космос, океан. Тему «Татары Узбекистана» ни один ученый при всем своем старании не в состоянии полностью охватить, поэтому я решил изучать этот «океан», как исследуют каплю океанской воды. Этой «каплей» для меня является старинный аул — Ногай-Курган: изучив его, можно лучше понять те процессы, через которые проходила татарская община Узбекистана на протяжении долгого времени.

Сначала аул возник де-факто. В Ташкенте свободной территории уже не было, татары заняли неосвоенную болотистую землю, поросшую камышом, где еще водились тигры, кабаны, лисы, шакалы. Благодаря упорному труду эти земли были освоены.

Был такой известный российский исследователь, путешественник Петр Иванович Пашино. Он в 1866 году одним из первых прибыл в Ташкент. Так случилось, что в первые дни своего пребывания Пашино посетил татарский аул Ногай-Курган. Он отметил, что это в крае единственное место, где выращивают картофель. Данная культура стала быстро распространяться среди коренного населения. 

Кладбище аула  Ногай-Курган Кладбище аула Ногай-Курган

Ногай-Курган, который возник как сельское поселение, на протяжении примерно 200 лет своего существования претерпел ряд трансформаций. Аул зародился во времена Кокандского ханства, далее наступил период Туркестанского генерал-губернаторства и Туркестанской автономной республики, впоследствии период Узбекской ССР в составе СССР и, наконец, период Республики Узбекистан.

За это время менялся этнический состав Ногай-Кургана. Возник аул как мононациональная татарская деревня, впоследствии из татарского превратился в татарско-узбекский, далее, с ростом численности коренного населения, становится узбекско-татарским, то есть уже с преобладанием коренного этноса региона. Следует сказать, что Ногай-Курган, основанный в сельской местности, ввиду постепенного значительного расширения Ташкента вошел в 1980-х годах в состав города. Иначе говоря, из аула он превратился городскую махаллю. Все это представляет исследовательский интерес. Безусловно, для изучения многочисленных трансформаций требуется комплексное монографическое исследование.

Надгробный камень на кладбище аула  Ногай-Курган Надгробный камень на кладбище аула Ногай-Курган

«ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН — ЭТО САМАЯ ВЫСОКАЯ ДОЛЖНОСТЬ, КОТОРУЮ КТО-ЛИБО ИЗ ТАТАР ЗАНИМАЛ В УЗБЕКИСТАНЕ»

— Что это были за татары, которые появились здесь, откуда они прибыли?

— Из Идель-Уральского региона во времена Кокандского ханства. По некоторым сведениям, это часть жителей, избегавших воинской службы. Второй поток — торговые люди. Третий — нарождающаяся национальная буржуазия. Из среды торговцев выходили известные личности, в первую очередь я бы назвал Яушевых, которые прибыли на территорию нынешнего современного Узбекистана в начале XIX  века. Они занимались предпринимательством, торговлей и стали известными еще до завоевания Средней Азии Россией, то есть во времена Кокандского ханства. Ташкент был захвачен российскими войсками в 1865 году, а до этого некоторые татары уже несколько десятилетий занимали статусные позиции в хозяйственной и общественной жизни ханства. Они занимались меценатством, строительством мечетей, мактабов, медресе, организацией свадеб для малообеспеченных соплеменников.

— Как можно оценить их значимость, объем капитала, их роль в жизни тогдашнего Кокандского ханства?  

— Татарин Шарафей-бай занимал высокую должность — он был начальником хозяйственного управления мусульманской части Ташкента. Построил в старом городе мечеть, мактаб, медресе. Молельный дом существует до сих пор и является памятником архитектуры. По объему капиталов Шарафей-бай делил первое место с известным местным предпринимателем Сейид-Азим-баем.

Известные далеко за пределами Кокандского ханства предприниматели Яушевы также были в лидирующим списке по объему капиталов и многим другим показателям.

В Ташкенте было четыре татарских мактаба, в послереволюционные годы они носили имена: Марджани, Мулланура Вахитова, Гаспринского. Это говорит о том, что в данном регионе татарская национальная элита знала своих героев, героев татарской истории, о чем и свидетельствуют названия мактабов. В Ташкенте в 1920 году открылся Татарский институт просвещения. Он требует дальнейшего изучения, я думаю, даже монографии или диссертации…

Местные жители аула Ногай-Курган показывают семейный фотоальбом Местные жители аула Ногай-Курган показывают семейный фотоальбом

— Какое влияние именитые татары оказывали тогда на культурную, общественно-политическую жизнь Узбекистана? Или жили своей жизнью, не вмешиваясь в местные дела?

— Интересный вопрос. Профессор Сухарева, известный этнограф с мировым именем, и ряд других исследователей отмечали влияние татар на единоверцев среднеазиатских народов в отношении одежды. Если брать, например, ювелирно-прикладное искусство, серьги, которые носили татарские девушки, фасон, их мода была заимствована. Коренные жители Средней Азии потом называли татар ногаями. Отсюда в быт узбеков вошли следующие неологизмы: ногай-койляк (платья по татарским выкройкам), ногай-кошик (татарские деревянные расписные ложки), ногай-чай (чай с молоком). Таких примеров очень много.

В Ташкенте с дореволюционных лет наряду с гастролями татарских трупп действовали и местные татарские театры вплоть до середины 1950-х. Известно, что первые произведения Хади Такташа были опубликованы в Бухаре в 1917–1918 годах. Мне удалось обнаружить и опубликовать в журнале «Казан утлары» неизвестный лирико-эпический рассказ «Плачущая скрипка».

Долгие годы узбеки считали, что народная артистка Узбекистана, которая играла в местных театрах, снималась в фильмах, на 100 процентов своя. Это Зайнаб Садриева, народная артистка Узбекистана, которая долгие годы играла в театре имени Хамзы. Когда я говорил узбекам, что она настоящая татарка, то люди удивлялись и восхищались ее знанием языка: невозможно было отличить, не было никакого акцента. Но выучить язык — одно, а выразить душу народа на сцене — это уже удается не каждому.

Фотография из альбома жителей аула Ногай-Курган Фотография из альбома жителей аула Ногай-Курган

Есть много литераторов, известных писателей Узбекистана — это Зиннат Фатхуллин, Аскад Мухтар, Явдат Ильясов. Есть композиторы — народные артисты Узбекистана, режиссеры — Равиль Батыров и другие. Популярный ансамбль «Ялла» — среди его основателей был заслуженный деятель культуры Узбекистана Галиаскар Фаткуллин, позже пришел и стал руководителем знаменитый Фарух Закиров, с которым группа и ассоциируется. Взять любую сферу деятельности, особенно в советский период, — татары занимали достойное здесь положение.

В советском Узбекистане они были и министрами, и руководителями крупнейших главков. Начиная с послереволюционных лет занимали большие посты, трудились главными редакторами газет, журналов, книжных издательств. Много было знаменитых врачей, особенно ценились в данном государстве женщины-акушерки. В качестве примера приведу должности Гиниятуллина Рима Абдулловича. Он был министром мелиорации и водного хозяйства Республики Узбекистан, заместителем премьер-министра Узбекистана, председателем исполкома международного фонда спасения Арала. Заместитель премьер-министра Республики Узбекистан — это самая высокая должность, которую кто-либо из татар занимал в Узбекистане.

Много татарских общественно-политических деятелей и деятелей науки (Газиз Губайдуллин и другие), культуры (Салих Сайдашев), религиозных деятелей (Марджани) прошли «узбекский» период жизни. Кто-то был здесь наездами, кто-то родился, учился, работал. Полноценно показать богатую историю татар без истории татар Центральной Азии, на мой взгляд, невозможно и неправильно.

Фотография из альбома жителей аула Ногай-Курган Фотография из альбома жителей аула Ногай-Курган

«ВОЗМОЖНО, УЗБЕКСКО-ТАТАРСКИЕ СВАДЬБЫ ПРОВОДИЛИСЬ ВО ИЗБЕЖАНИЕ НЕПОДЪЕМНОГО КАЛЫМА ЗА НЕВЕСТУ»

 В кулинарии были какие-то заимствования? Некоторые говорят, что наш национальный бренд чак-чак сам был заимствован на Востоке?

— Нет, это стопроцентно переняли у татар. Вообще, среди коренного населения — это бренд, татарские печености вне конкуренции. Татары — хорошие кондитеры. Подобное в любой махалле знают, потому с удовольствием приносят кош теле, баурсак или чак-чак, все уже в курсе, что это будет высшего качества. Если брать современность, то большинство молодых узбеков считают чак-чак своим национальным блюдом. Спорить бесполезно, можно только гордиться такой вкусной «мягкой силой».

— Мы знаем, что многие руководители Узбекистана предпочитали жениться на татарках. Как такое объяснить?

— Подобное было распространено не только среди руководящих работников. Мне кажется, что татарки были активными, неинертными, хорошо следили за детьми, воспитывали их, стремились дать им хорошее образование. Видимо, все в комплексе.

Фотография из альбома жителей аула Ногай-Курган Фотография из альбома жителей аула Ногай-Курган

— Может, эта традиция сохранилась еще с давних времен? Со времен Кокандского ханства?

— Возможно. Есть произведения классиков узбекской литературы, когда баи проводили свадьбы три дня и три ночи с пловом, угощением. Каждый бедняк стремился сделать достойную свадьбу, но не у любого получалось из-за отсутствия средств. Возможно, эти узбекско-татарские свадьбы проводились во избежание неподъемного калыма за невесту.

— Есть какие-то известные истории с женами-татарками в Узбекистане?

— Что касается Средней Азии в целом, то в первую очередь это пример родителей Чингиза Айтматова. Известно, что его мама Нагима — дочь известного купца, который обосновался в Караколе, рядом с озером Иссык-Куль. Когда был репрессирован ее муж Торекул Айтматов, его дети были еще маленькими. Фактически воспитала и подняла их на ноги и сделала теми, кто они есть, татарская мама. Айтматов свое произведение «Материнское поле» написал со следующим посвящением: «Моей маме Нагиме посвящается». 

В Узбекистане многие узбеки в последние годы особенно не афишировали тот факт, что у них в роду есть татарские корни. Видимо, появилась тенденция, что мы сами всего достигли. Например, есть информация, что у Уткура Хашимова, народного писателя Узбекистана, председателя союза писателей Узбекистана, в роду есть татарские корни. В Ташкенте в 1920–1960 годах было распространенным явлением брать в узбекские семьи нянек-татарок.

«РАБОТА В СИСТЕМЕ АКАДЕМИИ НАУК СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ ПРЕСТИЖНОЙ»

— Ты занимаешься не только периодом новейшей истории, но и всем, что связано с татарами. В целом гуманитарная историческая наука Узбекистана как оценивает роль татар? Нужно учитывать, что ислам пришел в Волжскую Булгарию отсюда, а позже татарские просветители оказывали влияние на местное население. Так вот все эти темы находят отражение в исторической науке Узбекистана?

— Наверное, о Марджани и Курсави, которые учились в медресе Бухары и Самарканда, многие знают. К началу XX века наблюдается обратное явление: многие шакирды стали уезжать в мактабы и медресе Волго-Уральского региона, то есть они уже становятся центрами исламского образования. Во второй половине XIX века стали выпускать первую официальную газету на местном узбекском языке, первым главным редактором «Туркестан вилаетенинг газеты» был татарин. Первую печатную книгу на узбекском языке в Ташкенте в 1871 году издал татарин…

— Как его звали?

— Шахимардан Ибрагимов. Если брать первую независимую газету «Тараккий» («Прогресс»), которая в 1906 году вышла в Ташкенте, главным редактором был Исмаил Габитов. День ее выхода в июне стал праздноваться ежегодно в современном Узбекистане как День печати — это конкретный вклад татар в данное дело. Конечно же, кроме этих газет и журналов интеллектуалы-татары большую роль сыграли в просвещении народа, надо вспомнить мактабы, в первую очередь джадидские мактабы и высшие учебные заведения, потому что вначале там даже не хватало квалифицированных преподавательских кадров.

Данной тематикой (правда, не адресно) в советское время занимались разные люди. Они писали биографии этих людей. Например, мой первый научный руководитель Борис Владимирович Лунин, академик Российской академии естественных наук, писал о Шахимардане Ибрагимове, Булате Салиеве и других известных деятелях с татарскими корнями. В советское время больше работали по персоналиям. Вообще, очень интересно, когда диаспору татар изучают не только сами татары, но и представители других народов, что говорит о признании вклада первых.

— А вообще сама историческая наука в Узбекистане в настоящее время в каком состоянии?

— Сейчас время больших перемен — это известно всем, ситуация динамично трансформируется. На мой взгляд, подобное связано с общей тенденцией — политикой открытости Узбекистана миру, индикатором чего является кратный рост туристов в данную страну. Организациям, занимающимся туризмом, очень нужны работы по исторической тематике. Сейчас государство еще больше внимания будет уделять науке: для того чтобы около 10 миллионов туристов приезжали в год, нужен и важен мощный ресурс исторической науки, а это в первую очередь академические институты.

— Вот такую неожиданную поддержку получила история…

— Да, в гуманитарной науке осуществляется кардинальный поворот. Мы сейчас в стадии некоего перехода. Работа в системе академии наук становится все более престижной. Впервые за многие десятилетия в прошлом году системе АН Узбекистана, в частности нашему институту, выделили квартиры, коттеджи, путевки в дома отдыха. Есть система финансирования — молодежный кредит и так далее. И потом Ташкент — это город, в котором прописку так просто не дают, столица государства, а очень многие хотели бы жить и работать здесь, но прописка строго ограничена, лимитирована. Сотрудник института, например, принятый из области, три года проработав в системе академии наук, может получить такую прописку. Это очень большая притягательная льгота. Многие из талантливой молодежи благодаря этому закрепились тут.

— И зарплаты повышаться будут?

— Будут, причем повышаются ежегодно, что, естественно, нас радует.

— Все равно в разговоре с коллегами отмечалось, что в Татарстане вышла 7-томная история татар, которой еще нет в Узбекистане. Есть к чему стремиться, имеется признание того, что, в частности, в РТ историческая наука развивается неплохо, поскольку выходят такие книги?

— В вашем вопросе есть и ответ, с которым я полностью согласен. Во многом Татарстан является лидером и в этой области тоже. В Узбекистане, к сожалению, пока не издан свой многотомник. Пока выходили отдельные тома, вузовские учебники, но сквозного многотомника до сих пор не издано. Это большая проблема, большие имиджевые потери. Сейчас подобная задача ставится — создать такой труд. 

Также многие страны буквально просят, чтобы был издан однотомник узбекской истории для его перевода на английский, китайский, японский и другие языки. К стыду, в Узбекистане нет современного однотомника с древнейших времен до современности. Сейчас форсированно завершается работа над его созданием.

«МНОГИЕ РУКОПИСИ СОЗДАНЫ ТАТАРАМИ»

— Мы знаем, что татарская диаспора Узбекистана достаточно активна. К примеру, молодежь подключается к различным проектам, все это реализовывается. Но все же, если обратиться к Татарстану, какую помощь он мог бы оказать Узбекистану?

— К счастью, Татарстан не только может, но уже долгие помогает исследователям Узбекистана, он является великолепной площадкой. Ученые из Узбекистана, в первую очередь ориенталисты, те, кто занимается Средневековьем, рукописями на персидском, арабском, приезжают в РТ. Поэтому хотелось бы выразить от имени всех ученых Узбекистана благодарность Академии наук Татарстана, КФУ, Институту имени Марджани, Институту Татарской энциклопедии и регионоведения, ИЯЛИ, Болгарской исламской академии, Российскому исламскому университету. Многие молодые ученые из Узбекистана прошли и проходят неплохую школу по исламской тематике, востоковедческой. Мы очень благодарны. Мои коллеги, можно сказать, стоят в очереди, чтобы побывать на конференциях в Татарстане, познакомиться с его людьми, учеными, его богатой древней историей, новейшей научной методологией.

25–26 ноября президент Татарстана Рустам Минниханов в Самарканде будет открывать вторую очередь завода КАМАЗа — это мировой бренд. Подобное является уже большим достижением. Если брать гуманитарную науку, то, конечно, хотелось бы, чтобы был подписан большой международный договор между нашими академиями наук. Существуют татарские рукописи, которые хранятся в Республике Узбекистан, а это мировое достояние. Там много еще неизученных сведений, которые касаются нашей общей истории. Также большое количество документов имеется в архивах Узбекистана, музеях, фондах — нужно подумать о создании комплексной программы для изучения и введения данных материалов в научный оборот.

— Значит, татарстанской науке будет от этого польза?

— Ответ лежит на поверхности. Многие рукописи созданы татарами или теми, кто прибыл учиться из Волго-Уральского региона в медресе Бухары, Самарканда. Есть научное поле для многих ученых.

Ногай-Курган — поле и для архивистов, и для историков. Как люди, прибывшие в период Кокандского ханства, адаптировались в иноязычной среде, как они выживали. Это феномен, когда татары живут в сельском кишлаке, махалле. Потом данный кишлак становится со временем городской махаллей, все такие трансформации отражались на татарах.

Шигабдинов Ринат Начметдинович родился в 1957 году в Ташкенте. В 1982-м с отличием окончил исторический факультет Ташкентского государственного университета. В 1990-м окончил аспирантуру Института истории АН Узбекистана. Тема кандидатской диссертации — «Политическая деятельность А.3. Валиди Тогана в Туркестане».

Старший научный сотрудник Института истории Академии наук Узбекистана. Автор свыше 100 научных и научно-популярных публикаций в следующих странах: Узбекистане, России, Казахстане, Таджикистане, Туркменистане, Великобритании, Германии, Италии, США, Франции, Турции, Республике Корея, Японии и др.

Научные интересы: вопросы истории, источниковедения и историографии народов Средней Азии в ХIХ–XXI веках, религиозная политика в Средней Азии (колониальный и советский периоды).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (123) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.11.2019 11:03

В Москву напиши тоже не забудь там тоже Никого не замечают.
А у нас с этим все в порядке.
В Москве и Татарстане одинаковое количество мордвы.
В Татарстане есть мордовский язык а школе; а в Москве нет.
Мордовские газеты в Татарстане есть, а в Москве нет

  • Анонимно
    10.11.2019 09:50

    Очень интересеый собеседник и информативный материал. Надеюсь,что Ахунов,посетит и Ашхабад,"посттуркменбашинского периода .Узбекистан знаю по биографии отца,в конце гражданской войны, одного из сотрудников ,знаменитого поезда ВЦИК "Красный Восток", в котором работали и такие известные деятели из татар,как Ахмадеев и Будайли. Все трое потом работали в Татарии. В Узбекистане жили и два брата отца,дети которых переехали в РТ,двое с потомством живут и работают в Елабуге.Думаю,что цикл материалов Ахунова, заинтересовал многих, особенно тех кто родился или работал в Средней Азии и не только татар.Отец приятеля,русский,был, когда то, зам. начальника цеха, знаменитого Ташкентского авиазавода. Рассказывал,о посещении его Брежневым и рухнувшей тогда ,части помещения, где происходило явление Ильича народу.

    • Анонимно
      10.11.2019 10:06

      В Ашхабаде не так просто сейчас. Визовый режим, закрытая страна

    • Анонимно
      10.11.2019 12:10

      Признание чак-чака узбеками своим национальным блюдом говорит о том, что и татары и узбеки -это один народ.. Логику правильно понял?

      • Анонимно
        10.11.2019 13:47

        Это совершенно разные народы.татары ближе к чувашам.

        • Анонимно
          10.11.2019 14:47

          Культура и язык чувашей это небо и земля.
          Сейчас речь идёт не о крови а культура язык религия история.

          Русские Ставрополя ближе по крови Черкесам и украинцам, а не русским с Урала. Но ты же не будешь их называть разными народами

          • Анонимно
            10.11.2019 21:05

            Почему небо и земля? Танцы один в один. Язык он меняется за несколько поколений.

            • Анонимно
              10.11.2019 21:24

              Ну конечно танцы одинаковы )) сразу братья) а Узбекские танцы. Сильно отличаются от татарских ? А то узбекский язык понять и говорит это на нем татарину не составит. Труда ? То что среди всех разнообразий ислама у нас с узбеками одно понимание. Да даже очпочмак и самса по сути одно и тоже.
              Это не важно ; главное с Чувашами похожий танец

              • Анонимно
                10.11.2019 21:48

                Просто это говорит, что чуваши-мусульмане поменяли свою идентичность, а танцы остались такими какими были.

                • Анонимно
                  11.11.2019 08:20

                  Просто это говорит о том что татары это потомки булгар как и Чуваши а не Чуваши мусульмане

                • Анонимно
                  11.11.2019 11:26

                  Ну,и танцуйте,Чуваши.Цыгане,тоже танцуют.

            • Анонимно
              11.11.2019 09:31

              ТАНЦЫ?сОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ

              • Анонимно
                11.11.2019 14:02

                У татар танцы марийского типа. И на чувашские тоже похожи.

        • Анонимно
          10.11.2019 20:47

          Совершенно верно.Даже внешне татар от чувашей трудно отличить.Во истинно братские народы.

          • Анонимно
            10.11.2019 20:59

            А афроамериканцы копия нигерийцы вот истинно Братские народы. Китайцы корейцы японцы тем более

        • Анонимно
          12.11.2019 15:08

          13.47. Татары разговаривают с узбеками без переводчика, а чуваш не понимают. Кто куда ближе?
          В чём совершенная разность?

    • Анонимно
      10.11.2019 19:30

      На Брежнева, во время его посещения ТАПОиЧ, упала не "часть помещения", а временная металлическая конструкция, что-то вроде эстакады, на которой находились люди. Она упала из-за перегруза, на нее взобралось слишком много народу, чтобы лицезреть "Ильича". И то, упав, эта конструкция задела Брежнева по касательной. Иначе он умер бы раньше.

      • Анонимно
        10.11.2019 20:18

        У Брежнева была сломана ключица. Он умер через пару месяцев после этого случая

  • Анонимно
    10.11.2019 10:18

    Почему все про татар и татар, а где про марийцев, чувашей и удмуртов? Это и их земля тоже.

    • Анонимно
      10.11.2019 10:31

      А у них свои республики есть. Уверен их местные СМИ про них и пишут.

      • Анонимно
        10.11.2019 10:49

        Ещё раз убеждаюсь, что надо заканчивать с территориальным делением страны на национальные республики. Должна быть Казанская губерния или область.

        • Анонимно
          10.11.2019 12:03

          Абсолютно согласен. Как только Россия будет переименована в Евразийский Союз и обеспечено равноправие всех народов на всей территории страны (без выпячивания гос. языков и гос. конфессий), РТ будет переименована в Казанскую область.

          • Анонимно
            11.11.2019 20:43

            Русским,в Азии делать нечего.Цивилизационно,Русские находятся на Западе.Под протекторатом Ватикана.А это Католицизм.

      • Анонимно
        10.11.2019 10:54

        И что теперь? Не надо их замечать? И делать вид, что они не живут рядом с нами в Татарстане?

        • Анонимно
          10.11.2019 11:03

          В Москву напиши тоже не забудь там тоже Никого не замечают.
          А у нас с этим все в порядке.
          В Москве и Татарстане одинаковое количество мордвы.
          В Татарстане есть мордовский язык а школе; а в Москве нет.
          Мордовские газеты в Татарстане есть, а в Москве нет

          • Анонимно
            10.11.2019 11:11

            Я живу в Татарстане, причём тут Москва?

            • Анонимно
              10.11.2019 11:16

              Сядь и напиши. Нет статьи нет спроса.

            • Анонимно
              10.11.2019 13:20

              Я в России живу, но кроме Татарстанских СМИ о татар больше никто не пишет.

              • Анонимно
                10.11.2019 17:01

                В ютубе есть видео. На улице турецкого города, точно не скажу, может и Станбул или Анкара. Делают опрос про татар и Казань. Вкратце, ни один турок не знал, кто такие татары и Казань. Про Казань узнали потом, когда спросили у них про Футболиста Гекдениза и в каком клубе он играл.

                • Анонимно
                  10.11.2019 20:18

                  В Ташкенте татары в большинстве - обузбечились. По другому не выжить.

                  • Анонимно
                    10.11.2019 21:26

                    Че за бред. Проблема татар в Узбекистане что они слишком обрусели. Нарочито подчёркивают что они не Узбеки. Многие не соблюдает ислам и уходят в смешанные браки. Говорю как человек родившийся там

                    • Анонимно
                      10.11.2019 21:36

                      И вы тоже обрусели или с узбеками смешались ?

                    • Анонимно
                      11.11.2019 10:16

                      Тоже родился и рос там, есть родственники, которые уже позиционируют себя узбеками, хотя не меньше не менее чем на 50% татары.

                    • Анонимно
                      11.11.2019 11:24

                      Татары в Москве,так же,обрусели,межнационлаьтные Браки,и самоё большое количество Разводов.Это "хвосты",отмерших племён.Раньше,"хвосты" рубились во вреня Войн.Теперь,они подались в Уголовные элементы.Суд должен Решить,казнить или пожизненное.

                  • Анонимно
                    11.11.2019 12:35

                    татарский и узбекский очень близкие языки

            • Анонимно
              10.11.2019 13:59

              11:11 Заведите свой блог в БО. Или попросите кого-то, кто может ваши ценные мысли изложить для аудитории БО.
              Сомнительно, что массовый потребитель будет читать-выписывать бумажные газеты, журналы.

          • Анонимно
            10.11.2019 11:37

            Ни в одном киоске не вижу мордовские газеты. Адрес киоска, где вы это видели, подскажите?

            • Анонимно
              10.11.2019 12:06

              Эрзянь правда продаётся В тетюшах. В бугульме. В Мордовской карамалке. На празднике балтаец- мордовский праздник.
              Газета эрзянь мастодонт бесплатно можно брал в доме национальностей а Казани

              • Анонимно
                10.11.2019 12:22

                Мастор эрзянь. Исправляюсь. Газета несистемная, вроде оппозиции. Не знаю выпускается сейчас или нет

            • Азат Д
              10.11.2019 12:20


              Подпишитесь, а не разговоры разговаривайте что хотите их читать.

            • Анонимно
              10.11.2019 12:48

              Выпишите. Но похоже вам это не надо.

    • Анонимно
      10.11.2019 11:31

      А кто мешает вам писать про чуваш или марийцев? Думаю, БО не будет против. Или вы хотите, чтобы за вас кто то из татар написал!!!!!!

    • Анонимно
      11.11.2019 12:33

      напишите сами про марийцев, чувашей и удмуртов в Узбекестане, если знаете... будет интересно

  • Анонимно
    10.11.2019 10:20

    Было бы здорово сделать сделать обзор жизни выходцев из Татарстана по всей Средней Азии

    • Анонимно
      10.11.2019 11:13

      Или по Узбекистану, но не только татар а выходцев с территории современного Татарстана

    • Анонимно
      10.11.2019 11:28

      В 1962 году вышла книга "Мы из советской Татарии"-составитель Н.Ильенко, там собраны материалы о татарах, проживающих в разных регионах СССР, в том числе и республиках Средней Азии

    • Анонимно
      11.11.2019 21:06

      Они уже вернулись сюда. В статусе «вынужденных переселенцев». Далеко ехать не надо - по районам прокатитесь. Много интересного вам расскажут. Как бросали всё и уезжали...

  • Анонимно
    10.11.2019 10:34

    В данной статье, Заки Валиди, рассматривается, как татарин. Однако Заки Валиди - сам себя называл башкиром. И в анкетах он себя называл тоже башкиром.
    И политика проводимая Заки Валиди говорит о том, что он ярко выражал политику башкир, а совсем не татар.

    Например, Заки Валиди "Федерацию свободных мусульманских областей Восточной России" хотел строить с казахами и прочим населением Средней Азии, и даже с русскими Оренбургскими казаками - но только не с татарами остававшейся во вне Уфимской губернии, и тем более Казанской губернии.

    • Анонимно
      10.11.2019 10:55

      В тексте нигде не написано, что считают его Татаром.
      Нам с башкирами нечего делить, не дождёшься.

      • Анонимно
        10.11.2019 15:48

        Но и башкиром его нигде не назвал. К тому же Валиди упоминается в контексте некоего "татарского мира".

        • Анонимно
          10.11.2019 16:25

          Он большую часть своих работ написал на Поволжском тюрки- казанский татарский язык; жил и учился в Казани; участвовал в жизни татар. Разве не стоит его считать частью татарского мира?

        • Анонимно
          10.11.2019 16:36

          У нас с башкирами один мир )))

          • Анонимно
            10.11.2019 20:58

            Если бы не лезли везде со своими ярлыками "татарский", можно было сказать - да один. В этой связи вспомнил карикатуру, кажется в Казан утлары, в начале 90-х. Там везде были понавешаны ярлычки "Русский", в поле, на луне, на Солнце... Сегодня такую же карикатуру про "татарский мир" можно нарисовать. И лошади татарские, и дастаны, курай, сабантуй, и мусульманские кладбища уже не мусульманские.

    • Анонимно
      10.11.2019 14:07

      10:34 Не гадай злобно на кофейной гуще, сидя в углу. Установи свою связь с дочерью или другими потомками Заки Валиди, которые в Турции. Они тебе, наверное, расскажут, кем себя считают в этническом своем происхождении.

      • Анонимно
        10.11.2019 15:44

        Исянбика ханум много раз была в Уфе. И татаркой себя ни разу не называла.

        • Анонимно
          10.11.2019 16:47

          А башкиркой?

        • Анонимно
          10.11.2019 18:09

          15 44 Дотошные у нас провокаторы. Ну, узнай ты, кто мать этой бабушки, родившейся или выросшей в турции.

  • Анонимно
    10.11.2019 10:34

    СПАСИБО (РЭХМЭТ) за такую статью!

  • Анонимно
    10.11.2019 10:37

    Что-то набор какой-то, всего и вся . Нет системы. А так наверное для татар это должна быть очень важная работа.

    • Анонимно
      10.11.2019 14:10

      10:37 Это же очерк. Или вы хотите книгу здесь читать обо всём этом?

  • Анонимно
    10.11.2019 11:04

    Чак-чак никогда не был узбекским блюдом также как плов и лагман-татарскими.Скорее чак-чак ближе к киргизам.

    • Анонимно
      10.11.2019 20:06

      Татары присвоили себе кавказкую и восточную кухню.

      • Анонимно
        10.11.2019 21:33

        20 06 Ну, да. Все, что у них есть, это не их. Да и их самих нет.

      • Анонимно
        12.11.2019 21:35

        Ты,не Прав.Кавказская кухня,имеет Основу.Мясо,у них-Баранина.У Татар,Мясо Крупного рогатого скота,конина,из водоплавающих гуси.Каз Бэлеше,только у Татар.

  • Анонимно
    10.11.2019 11:23

    К сожалению, бегство Валиди в 1920 г. , тогда руководителя Башкирии, которому доверяли Ленин,Троцкий и Сталин,и переход в ряды басмачей ,вызвало недоверие к ряду лидеров республик,и фактически предрешило трагическую судьбу Сутангалиева.Который ,пытался вернуть дезертира в лоно советов. Как он это уже сделал в 1919 г. уговорив его покинуть белых и стать на сторону большевиков. Валиди был выдающимся ученым- тюркологом, но плохим политиком,что проявилось и в годы 2 мирой войны,когда он пытался заигрывать с немцами.

    • Анонимно
      10.11.2019 11:36

      То есть ты уверен, останься он здесь, то не сгинул бы в гулаге? Или не был расстрелян

    • Анонимно
      10.11.2019 11:47

      Прям один в один как Гаяз Исхаки.

    • Анонимно
      10.11.2019 15:42

      Валиди был выдающимся ученым. Был политиком-реалистом. Султангалиев тут ни каким боком.

      • Анонимно
        10.11.2019 22:06

        Валиди всю жизнь перебегал тудымо судымо и везде полуучал пенделя, от белых , красных басмачей и даже немцев и турок,которым хотел услужить.Султангалиев, признан во всем миире,как пророк возникновения третьего мира, труды которого издали в Европе раньше чем в СССР.Его почитал Бен-Белла,а Насер в своем кабинете повесил портрет,который видел Табеев.Это люди разной и несопоставимой весовой категории и в политике и в науке. Единствено,что обьединяет их,родились на территории современной РБ, и учились в Казани.

        • Анонимно
          11.11.2019 17:38

          О Султангалиеве теперь можно говорить только в прошедшем времени. И лидером своего народа не стал. Его учение ничего не значит для современных татар.

          • Анонимно
            11.11.2019 18:21

            17:38.Невежество конечно дар природы,но злоупотреблять им нельзя,а у вас явная передоза этого продукта. Советую,тем кто обделен им и хочет знать историю, почитать его труды,и роман Р.Мухамадиева,в русском переводе "Мост над адом".где описана трагическая судьба этого ,выдаюшегося ученого и политика,в котором Сталин видел личного врага и прказал расстрелят.В 2020 г.исполнится 80 лет его расстрела.

            • Анонимно
              11.11.2019 20:39

              Человек выдающийся, согласен. А идеи его сегодня актуальны?

    • Анонимно
      11.11.2019 07:00

      о «темных пятнах» в жизни Ахметзаки Валидова высказал глава УФСБ по РБ Виктор Палагин.
      - Нет ни одного великого человека с биографией без темных пятен, - заявил Виктор Николаевич. – Но прямого участия в действиях фашистов со стороны тюрколога мы не подтверждаем.
      ...
      Виктор Николаевич уверен, что Валидов «сделал для Башкирии очень много».
      - Красные в гражданской войне по сути победили благодаря Ахметзаки Валидову, - говорит генерал. - Если бы Валиди, будучи лидером национального башкирского движения, не перешел на сторону красных со своим войском, то Колчак бы дошел до Варшавы.
      из mkset.ru

  • Анонимно
    10.11.2019 12:23

    О позиции, в годы Второй мировой войны, Валиди и ряда других ,превозносимых нациками, эмигрантов, советую прочитать хорошо документированную книгу И.Гилязова:" Легион Идель -Урал". В частности, донесения в Берлин,посла Германии в Турции Папена,которого никак не заподозришь в сочувствии к СССР.

    • Анонимно
      10.11.2019 15:23

      12:23 Книга вышла в изд. "Вече" 10 лет назад и давно стала библиографической редкостью. В продаже её нет нигде в стране. М. б. где-то в библиотеке она есть.
      Навевает мысли после сбора у президента РФ на предмет русского языка.

  • Анонимно
    10.11.2019 13:07

    В 30е годы многие из интеллегенции эмигрировали отсюда. Писатели особенно, т.к начались гонения за слово. В Узбекистан в т.ч. Назип Думави, например. Он переписывался с М.Горьким.который его называл "татарским Максимом Горьким". Много печатался, публицист и поэт, прозаик. Русско-японскую прошёл, гражданскую, много работал. По его учебнику до 50х годов еще дети учились. Улицу бы назвать его именем, чем называть 1-я Механизаторов, 2-, 3- и т.д.)). И другими именами соотечественников, которые престиж татарского народа поднимали на чужбине. По ним тоже о Татарстане знают, кстати, как о передовом народе и крае.

  • Анонимно
    10.11.2019 13:32

    В фундаментльно книге Гилязова,реч идет о поведении тех,кто покинул Советскую Россию в годы гражданской войны или сбежавшем сразу после нее Валиди.Конечно он спас себе жизнь, ибо потом репрессировали не только лиц перебежавших от белых к краснвм как Валилди,но и многих геровев граждансеой войны,чья политическая биограия была безпречна,как у Султангалиева возглавлявгпго оддин из послпедних отрядов защитников Казани в августе 1918 г.а потом вошедший в нее в составе советсих войск в сентябре.

  • Анонимно
    10.11.2019 13:51

    Татарам нужно полезным делом заняться,а не выискивать позитивное у татар всего мира.Татары ничем не выделяются в лучшую сторону среди других наций.Другие нации скромнее.

  • Анонимно
    10.11.2019 15:12

    13:51.Согласен с вашим замечанием.То,что у кучки лиц, мнящих себя мозгом нации, много эпатажных амбиций давно известно из пословицы о том ,что делает такой татарин,сделавшись тюрей,то бишь начальником.Пословица татарская и очень актуальная,судя по некоторым озлобленнвым репликам в комментах.

  • Анонимно
    10.11.2019 15:36

    Многое, что изложено в данном материале, ещё несколько лет назад печатали в журнале Сююмбикэ.

  • Анонимно
    10.11.2019 17:31

    Булат ( Бекбулат) Салиев по происхожден астраханский юртовский ногай а не татарин. Родился в ауле Кызан (Башмаковка) под Астраханью. Первый профессор истории Узбекской ССР. Ученик карагаш ногая Абдрахмана Умерова

    • Анонимно
      10.11.2019 17:40

      Ты специально из названия деревни убрал слово Татарская башмаковка?
      Это деревня татарская на 95% мои родители из этого Села. Я летом там гости; родители в школе учили татарский язык по книгам из казани. Иди и скажи в селе что они не татары.

      • Анонимно
        10.11.2019 19:59

        17 : 40 А не Мишаре ли там живут? Раньше и хакасы и нанайцы назывались татарами. И Завкавказскими татарами называли Азербайджанцев. Один из дикторов татарского телевидения Дубин был из Астраханской
        области. Он как то давал интервью и сказал, что Мишарин.

        • Анонимно
          10.11.2019 20:54

          А мишар то что не татар?

          • Анонимно
            10.11.2019 21:11

            А хакасы и нанайцы тоже не татары уже ?

          • Анонимно
            10.11.2019 21:22

            Есть мишаре, не признающих себя ни татарином, ни башкиром. Только мишар. В основном да, отатарились, обашкирились, обрусели.

            • Анонимно
              10.11.2019 21:36

              Да отдельные лица это не показатель

              • Анонимно
                10.11.2019 21:44

                Это показатель того, что данный народ ассимилировался среди других.

            • Анонимно
              11.11.2019 11:19

              Назови,мишарина,что не признаётся Татарином?У мишар свой Язык,тогда напиши,озвучь.Мне самому интересно,меня из Буинского района,зовут мишарин,только я Татарин.Оказывается,что у меня есть свой язык,письменность,Наука.

              • Анонимно
                11.11.2019 14:16

                У даже своя ассоциация есть - мишарей.
                В Ютубе есть блог мишарина-нетатарина.
                Кстати язык казанских татар приобрел сегодняшний вид благодаря мишарям и башкирам. Ранее они говорили на р-языке - старочувашском.

                • Анонимно
                  11.11.2019 20:39

                  Теперь прочитал от московца,что есть Старые чуваши и Новые Чуваши.Их Язык,взаимно исключают друг друга,потому что Раньше ,Татары разговыаривали на старочувашском языке.Это как надо упиться,чтобы такое выдумать.

                  • Анонимно
                    12.11.2019 06:15

                    В 1551 г. в челобитной, направленной от имени «всей Казанской земли» Ивану IV,
                    сами казанцы перечисляют все народы проживавших в Казанском ханстве «и Чюваша и Черемиса и Мордва и Тарханы и Можары». Как видите Чуваши и черемисы названы первыми. После взятия Казани, русское правительство объединило мусульманское население в одно сословие. Поначалу называвшийся ясачные чуваша, после переименованные в ясачные татары. Вот эти "ясачные татары" и стали ядром татарского народа. И люди постепенно привыкли к тому, что их называют татарами. А том, что язык у них другой виноваты мишаре с башкирами.

    • Анонимно
      10.11.2019 18:02

      Аул называется татарская башмаковка и жили там всегда татары. Татары это народ по крови; это историческая и политическая нация; среди нас есть и отатаренные финноугры; чуваши; бухарцы; ногайцы. Они все были татарами; родиной и центром знаний считали Казань. Так было всегда и это надо сохранить а не отталкивать их.
      Из-за того что мы на своей земле не можем защитить свой язык и культуру от нас хотят уйти сибиртатары и ногайцы.
      А село татарская башмаковка - татарская. Зайди в ВКонтакте на их страницы они говорят и пишут на Казанском татарском.
      Что бы удержать их мы должны чаще и везде в Татарстане говорить на нашем Языке; изучать нашу историю и писать Больше статей в сми и тл

  • Анонимно
    10.11.2019 20:02

    Русские не благодарны,Узбекам.Забывают,что "Мосфильм"СССР,артисты,режиссёры,сценаристы Москвы,в 1941 году были эвакуированы в Советский Социалистический Узбекмистан.Помните,фильм ""Два бойца",где Марк Бернес про тёмную ночь поёт.Так этот фильм,снимался в Узбекистане.

    • Анонимно
      10.11.2019 20:23

      А с благодарностью узбеков хорошо знакомы русские, татары, бежавшие оттуда в 90-е годы

      • Анонимно
        11.11.2019 02:40

        Никто татар из Узбекистана не выгонял , из Узбекистана уезжают и Узбеки тоже

        • Анонимно
          11.11.2019 11:38

          02 40 .Выгоняли в начале 90 х. Когда вас ещё не было в плане ваших родителей. И знать об этом вы знать, ну никак не можете.

      • Анонимно
        11.11.2019 22:02

        Что ты несёшь?! Я "убежал" как ты выражается только в 2010 году.

        • Анонимно
          12.11.2019 08:50

          Это ты спроси у тех, кого попросили уехать домой, туда, откуда приехали. В начале 90 х,как не званых гостей. А ты мог бы там ещё остаться, никто тебя здесь не ждал.

    • Анонимно
      10.11.2019 20:33

      Этот фильм и другие снимались в Ташкенте,а а именно около музея искусств.Многие фильмы снимались в Алма-ата.А татары здесь при чем?Многие оборонные заводы во время войны эвакуированы были в Казань,которые находятся здесь и сейчас.а татары здесь при чем?

    • Анонимно
      11.11.2019 12:43

      Ташкент - город хлебный

  • Анонимно
    10.11.2019 21:13

    Узбеки - те же татары. Узбекский улус отделился от татарской Золотой орды в 15 веке. Их тогда называли узбекскими татарами.
    Советы прилагательное, которое применялось к части татар, объявили именем выдуманного народа.

    • Анонимно
      10.11.2019 21:28

      Ха-ха, еще один плюс в карикатуру о которой писал выше :)))

    • Анонимно
      11.11.2019 12:45

      не случайно узбекский язык считается самым близким к татарскому

  • Анонимно
    10.11.2019 22:27

    Уважаемый Ринат, добрый вечер. Мне очень понравилась Ваша статья о татарах в Узбекистане. Мой дед Абдулхай Назырова переехал их Иркутска в 20-30 годы, сами понимаете, предприимчевому человеку надо было спасать семью с женой и 5 детьми.
    Но не об этом я хотела бы писать, это в кратце, как моя семья оказалась в Ташкенте.
    Мой отец Анвар Абдулхаевич Назыров все свою жизнь отдал на воспевание искусства Узбекистана, я ещё маленьким ребёнком слышала имена выдающихся татар Зинната Фатхулина, Митхата Булатова, Баки Идрисовича Урманчи, Мустафа Нугмана, Чингиза Ахмарова( у которого я ещё ребёнком сидела на коленях) и много других знаменитых людей искусства и культуры, которые были у нас дома частыми гостями.
    Они всегда при этих задушевных встречах говорили об объединении татар, башкиров, мишар ид. р.
    Мне очень обидно, что здесь в очень грубой форме люди обращаются к друг другу.
    Только одно это качество, может нас сделать врагами, а не друзьями.
    Уважаемый Ринат Начметдинович, если Вам будет интересна история ещё одной татарской семь, посмотрите пожалуйста мою интернет страницу
    www.djamila.info
    С уважением Джамиля(Назырова) Гергенреде
    Dschamilia Hergenreder

    • Анонимно
      11.11.2019 17:51

      Противоречия между башкирами и татарами носят, скорее всего идеологический характер, нежели межнациональный. В татарской элите, сегодня, господствует татаристкая идеология (или пантатаристкая, как в Википедии), который не признает существования тюркских народов, тюркской истории. Особой "любовью" татаристов пользуются башкиры, один факт существования которого опровергает всю эту идеологию. Поэтому и все эти выкладки от "башкиры -сословие", до вообще "башкир - нет". Которые, естественно, "очень нравятся" башкирам. Вот, как то, так.

      • Анонимно
        11.11.2019 19:44

        Из за того что Башкиры и Татары живут рядом соседями , то это не говорит о том ,что они родственные. Что общего между ними , ничего.Язык , нет. И у Узбек язык схожий с татарами, и у балкарцев, и у казахов.Но, разные народы. И в культуре между Башкирами и Татарами общего ничего нет.У Татар нет как у Башкир , ни племенных Родов, ни Шежере. Если дальше сравнивать, тоже ничего общего !!!

  • Анонимно
    11.11.2019 07:11

    Давайте говорить правду как есть Ногъайев Казанских. Крымских только после революции стали писать татарами. Поэтому узбеки хорошо знали кого они зовут ногъайями. До революции у всех сегодняшних татар крымских. казанских. сибирских. астраханских был народом ногъай на это все есть документы и не надо сочинять сказки.

  • Анонимно
    11.11.2019 09:50

    Уже сочинили в 7 томах Историю татар потомки мари, удмурт, чуаш.

  • Анонимно
    11.11.2019 10:27

    Очень интересное интервью, жаль что нет инфоканала (инста, ютуб) у ученого!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль